Смыслы личностной идентичности в современной техносфере тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат наук Поликарпов Денис Игоревич
- Специальность ВАК РФ09.00.08
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат наук Поликарпов Денис Игоревич
Введение..................................................................................с
Глава 1. Личностная идентичность в техносфере: теоретико-методологические аспекты...........................................................с
1.1. Понятие личности и проблема личностной идентичности..............с
1.2. Проблемные контексты концепта «смысл»..................................с
1.3. Смыслы личностной идентичности в техносфере: исторические
предпосылки...........................................................................с
Глава 2. Изменение смыслов личностной идентичности в современной техносфере...............................................................................с
2.1. Основные параметры изменения смыслов личностной идентичности в современной техносфере..............................................................с
2.2. Тенденции изменения смыслов личностной идентичности в
информационно-коммуникативном пространстве техносферы...............с
Глава 3. Реальность человеческого существования в пространстве измененных смыслов личностной идентичности в современной техносфере..............................................................................с
3.1. Тело, боль, смерть...............................................................с
3.2. Общение и одиночество........................................................с
Заключение.............................................................................с
Список литературы...................................................................с
Введение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК
Проблема человеческого конституирования и личностного самоопределения в цифровую эпоху риска2021 год, кандидат наук Цуркан Денис Андреевич
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ2016 год, доктор наук Майкова Элеонора Юрьевна
Телесность массовой культуры2007 год, кандидат философских наук Колесник, Михаил Васильевич
Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества2012 год, кандидат философских наук Литинская, Джинна Григорьевна
Смыслосозидающая деятельность и самоопределение личности2009 год, кандидат философских наук Школьников, Евгений Витальевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смыслы личностной идентичности в современной техносфере»
Актуальность темы исследования
Развитие техносферы обусловливает ценностно-смысловой контекст бытия человека, в который он вовлечен в наше время не только в силу своих профессиональных занятий, не только в специальной области инженерной деятельности и в связи с развитием научного знания, но и в повседневной жизни. В настоящее время ускоряется темп развития технологий и расширяются области их применения. Углубляется отраслевое знание, появляются «узкие» специалисты и новые специальности, требующие специфичных знаний о технике. Быт человека наполняется отношениями с техническими устройствами, а предметы обихода становятся все более технологичными. Привычная среда обитания человека изменяется, искусственно созданные артефакты превалируют над естественными явлениями, выстраиваясь во взаимно обуславливающиеся системы развивающихся технологий и знания, образуя техносферу. Возникают, ранее не известные, устойчивые интерактивные функциональные отношения техники и человека, которые требуют изучения. Отношения «человек-техника» не только детерминируют изменения человеческой природы и жизненного мира человека, но и предопределяют в области развития информационно-коммуникативных технологий со второй половины XX века новые условия и возможности личностной идентификации. В связи с этим, следует признать, что «сегодня нельзя говорить об адекватном понимании действительности без учета проникающих во все поры жизнедеятельности технологий»1.
Философия техники, как известно, началась с осмысления антропологического значения техники - как «органопроекции» человека (понятие ввел в 1877 году один из ее основателей Э. Капп), с обоснованием
1 Лешкевич Т. Г., Катаева О. В. «Постчеловеческие» перспективы виртуализации // Научная мысль Кавказа. 2013. - № 3. - С. 17.
распознания себя таковым в способности создавать эффективное расширение себя, преодолевать с помощью технологий собственную природную ограниченность. Вместе с тем, наряду с прагматически-инструментальным значением технического мира, позволившего человеку реализовать многие потенциальные творческие задачи его бытия, в том числе усовершенствовать сферу социальной коммуникации в качестве «внешнего расширения человека» (М. Маклюэн), в XX - начале XXI века с особой остротой возникли вопросы о скрывающейся в развитии техносферы опасности неприродосообразности и нечеловекосообразности ее проявлений.
Развивающаяся техносфера не просто помогает эффективно
обустраивать человеческое существование в природном окружении, но и с
помощью новых технологий в критической массе отчуждает человека от
переживания непосредственного единства с природой и вклинивается
«изнутри» в природу самого человека, в частности, в функциональные
возможности человеческого тела вплоть до его значительной перестройки и
усовершенствования. К реальному человеку предъявляются «операционные»
требования, граничащие с превышением меры их усвоения с помощью
естественных природных задатков человека (функциональности его
индивидуального тела, чувств, интеллекта и др.) и временем их личностного
осмысления. Техносфера детерминирует изменение сознания человека в
повседневной жизни, свидетельствующее о трансформации восприятия
традиционных параметров личного времени-пространства, жизни-смерти,
души-тела, свободы, общения и др. Новые условия и возможности
личностной идентификации благодаря информационно-коммуникативным
технологиям характеризуются в значительной мере опосредованным,
отчужденным характером, по сравнению с непосредственным традиционным
опытом идентичности в социальном опыте. Но человек остается личностью,
обладающей смыслами единственности (уникальности) своего бытия,
свободы, творческих потенций самореализации и общения с другими
личностями. Как открытое, незавершенное, недоактуализированное
4
существо, он утверждает свой смысл в стремлении к творческому бытию и неизбежно формирует свои жизнестроительные смыслы в творческом бытии технического, однако его духовная природа как личности не может быть сведена к детерминированности теми или иными технологиями, поскольку заключает в себе особую, «невещественную» целесообразность.
В связи с тем, что с экстенсивным развитием техносферы в XX - начале XXI века меняется и представление человека о себе самом, востребованным оказывается экзистенциально-гуманитарный подход, учитывающий отмеченную проблематику. Неслучаен факт, что раньше всего именно в экзистенциальной философии XX века (М. Хайдеггер, о. П. Флоренский и др.) технический мир был подвергнут подробному анализу с точки зрения сущностных, смысловых аспектов для человеческого бытия, поскольку именно в их прояснении открывались наиболее проблемные моменты развития техносферы. Так, К. Ясперс считал, что человек все больше живет лишь для того, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины, теряя свою индивидуальность. Согласимся с мнением, что «в своем технократическом виде, без обращения к социальному, культурному, духовному измерению, проекты «улучшения функционирования человека» несут в себе экзистенциальные опасности глобального характера»2.
Имманентное техническому миру научное (прикладное, отраслевое) знание оказывается неспособно учесть проблематику гуманистической составляющей научно-технической цивилизации, поскольку коррелятивно в большей степени ситуативно-инструментальному уровню жизненного мира человека. В науке вследствие особенностей ее методологии и предмета исследования не ставится задача осмысления места человека в мире в полноте его бытия, не учитываются и последствия изменения его ценностно-мировоззренческих ориентиров. В собственных границах наука предельно не
2 Гордус А. М. Техника и человеческая экзистенция в современном обществе: Автореф. дисс. ... кандидата
филос. наук. Ростов н/Д, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tekhnika-i-chelovecheskaya-ekzistentsiya-v-sovremennom-
obshchestve#ixzz5203wpA1F Дата обращения 01.02.2018
5
развивает собственные выводы о природе человека. Это становится предметом изучения философии, которая ставит целый ряд важнейших вопросов о смысле происходящего.
Что происходит с реальным существованием человека в его детерминированности техносферой? Какие новые смыслы открываются для человека «изнутри» его жизненного мира, в событийном опыте? Какая «рабочая онтология»3, «размыкающая» бытие, оказывается присущей человеческой личности с ее единственного места в нем? Отвечая на эти философские вопросы, мы стремимся понять современного человека в новом контексте в ракурсе онтологического смысла его существования, а именно - в ракурсе налагающейся на него ответственности самопонимания, как своего рода возврата из внешних, отчужденных расширений творческого инобытия. Именно концепт «смысл» является одним из определяющих, «интегральных» для философского исследования техносферы и ее влияния на человеческую личность. Актуализация этого концепта соответствует установкам постнеклассической науки и тенденциям развития социально-гуманитарного знания второй половины XX - начала XXI века (в рамках экзистенциально-феноменологического подхода), исключая присущую классической науке натуралистическую редукцию, элиминацию личности и полноты ее бытия и, вместе с тем, исключая бегство в иррационалистические горизонты опыта из сферы рационального понимания. Благодаря этому концепту возможно исследовать коррелятивность развития техносферы изменениям в условиях и способах личностной идентичности, а также последствиям этих изменений в современной культуре.
Следует отметить, что многие современные индивидуальные и социальные контексты личностной идентичности вовлечены в предметную область прикладных исследований в психологии, социологии и др., но при этом недостаточно проанализированы в техногенной информационной культуре «интегральными» средствами философии. Согласимся с мнением,
3 Смирнов С. А. Онтология человека: рамки и топика // Вопросы философии. 2015. - № 11. - С. 46.
6
что «темпы исследования складывающейся ситуации уступают быстроте реально происходящих изменений», а «интегральный анализ социальных последствий воздействия информационных технологий на человека, на осознание его взаимоотношений с обществом» фактически отсутствует4. Это связано со стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, приведших к появлению множества опосредованных, отчужденных (в частности, виртуальных) контекстов повседневного индивидуального и социального бытия человека как личности, со столкновением традиционных ценностей и меняющихся современных, с пересечением смыслов традиционной идентичности как духовной самотождественности и свободно избираемой («мобильной», «проективной», «игровой» и т.п.). Не случайно поэтому, что «новые технологические процессы в силу стремительности их реализации входят в нашу культуру «неотрефлексированными», через современные средства масс-медийной коммуникации»5.
В связи с активным внедрением в повседневность информационно -коммуникативных технологий и разрастанием пространства интерактивной, «экранной» реальности, требует дальнейшей проработки тематика смыслов бытия личности и межличностного общения. Несмотря на множество исследований развивающейся техносферы и проблемы кризиса личностной идентичности в современной культуре, в отмеченной области их оказывается недостаточно, что открывает перспективы для настоящего диссертационного исследования.
Степень теоретической разработанности темы.
Проблема личностной идентичности в научно-исследовательском поле появляется в связи с социальными и культурно-мировоззренческими
4Скорик, Г. В. Человек в информационном обществе: проблема идентификации: Автореф. дис... кандидата филос. наук. - Томск, 2008. - С.3.
5 Миронов, В. В., Сокулер, З. А. Тоска по истинному бытию в дигитальной культуре // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 2018. - № 1. - С.5.
изменениями в западноевропейской культуре конца XIX - первой половины XX века и связано с размытостью социальной реальности, «разрывами» внутри нее, обусловленными переходом от традиционного общества к обществу модерна, а также с девальцацией в культуре восприятия высших (сакральных, духовных) ценностей. По сути, проблематизировалась и стала предметом исследований фактическая несамотождественность «я» в принадлежности личности к определенной социальной общности и традиционным духовным ценностям. Определенный вклад в формулировку проблемы был внесен со становлением экзистенциально-гуманитарного подхода в науке о человеке, реанимировавшего проблемы специфических смыслов человеческого бытия, личности, общения и др. На протяжении всего XX века различные аспекты проблемы личностной идентичности, связанные с открытыми творческими, экзистенциальными измерениями бытия личности рассматривались А. Бергсоном, Н.А. Бердяевым, М. Бубером, Э. Левинасом, Ж. Лаканом, Э. Лакло, М.М. Бахтиным, Г. Померанцем, С.С. Хоружим и др.
В целом философская специфика исследования личностной идентичности оказалась связана с выходом за пределы натуралистической редукции «человеческого измерения», элиминации личности как субъекта жизненного мира, и формировалась как критический ответ на научный «объективизм» и «натурализм». Так, в рамках экзистенциально-гуманитарного (иначе - экзистенциально-феноменологического) направления в психологии (Л. Бинсвангер, В. Франкл, И. Ялом и др.), определяемого влиянием философского экзистенциализма и феноменологии, были подняты проблемы уникальности бытия личности, жизненного выбора, свободы, общения, смысла. Востребованным оказалось прояснение специфического ценностно-смыслового контекста бытия личности. Причем вклад в развитие и творческие перспективы этого направления идей отечественных мыслителей (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Д.А. Леонтьев и др.) остается в мировой гуманитарной науке, на наш взгляд, недооцененным.
Концепт смысла в философии рассматривается в различных проблемных контекстах, среди которых мы, вслед за Д.А. Леонтьевым, выделяем: герменевтический (представители христианской экзегетики - Климент Александрийский, Ориген, современной герменевтики - В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, Г.П. Щедровицкий и др.); феноменологический (Э. Гуссерль, Г.Г. Шлет, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.); деятельностный (М. Вебер, В. Дильтей, Э. Шпрангер и др.); экзистенциальный (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, П. Тиллих, Ф.М. Достоевский, Е.Н. Трубецкой, В.И. Несмелов, М.М. Тареев, Л.Н. Шестов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В.В. Налимов и др.). Отдельного внимания заслуживает, на наш взгляд, концепт смысла у М.М. Бахтина, будучи непосредственно сопряженным в его творчестве с учением о личности, с идеями роли «Другого» (как необходимого «избыточного» инобытия личности), раскрытием универсального значения духовного и художественного творчества, пониманием тенденций развития культуры и социума. Исследованию отдельных сторон концепции М.М. Бахтина и ее значения для современной социально-гуманитарной науки посвящены труды следующих современных ученых - Т.В. Ахутиной, С.М. Богуславской, Г.В. Дьяконова, Е.В. Косиловой, Л.А. Микешиной, О.В. Тихонова и др. Полагаем продуктивным применение концептуального подхода М.М. Бахтина, как определенной персоналистической парадигмы, для понимания современного кризиса личностной идентичности.
Технологическая детерминированность человека развитием техносферы стала предметом разнообразных исследований в области философии техники в XX веке, среди которых определенное доминирование приобрели инструменталистские подходы (Н.М. Аль-Ани, Ф. Джордж, Э. Капп, Х. Ленк, К. Лоренц, Л. Нуаре, А. Хунинг, Ж. Эллюль, П.К. Энгельмайер, Э. и Ф. Юнгеры и др.). Антропологические смыслы философии техники особенно актуализируются с разных позиций с середины прошлого столетия в трудах
Т. Адорно, Х. Закксе, Х. Круппа, М. Маклюэна, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, М. Шелера, О. Шпенглера, Э. Шпрангера, К. Шиллинга и др.
Попытки религиозно-онтологического оправдания техносферы и технического творчества предприняты в работах о. П. Флоренского и Ф. Дессауэра. Однако данные попытки сосредоточены преимущественно на идее (проекции) технического как несовершенного восполнения утраченной духовной цельности и природной ограниченности человека (о. П. Флоренский) и интерпретации техносферы в аспекте исследования оснований инженерного творчества (Ф. Дессауэр). Эсхатологический аспект технической утопии намечен в трудах Э. Блоха. В современной гуманитарной науке заслуживает внимания интерпретация технического творчества как продолжения творчества Бога в работах М.Н. Эпштейна. Вместе с тем, более развернутой оказалась религиозно-экзистенциалистская критика значения технического мира для духовного бытия человеческой личности, которая осуществлялась многими как зарубежными (Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), так и отечественными (о. П. Флоренский, Н.А. Бердяев и др.) авторами.
Тема сопряжения развития технократического сознания с мировоззренческими изменениями в человеке в XX веке рассматривается в трудах таких ученых, как Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Р. Рорти, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, М. Фуко, Ф. Фукуяма, и др. Изменения в ценностно-смысловых характеристиках бытия личности в техносфере успешно анализировались в творчестве философов постмодернистов - Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, А. Бадью.
Напряженное дискуссионное поле проблемы личностной идентичности в отечественной философии техники обнаруживается вокруг обсуждения новых коммуникативных технологий и взаимодействия виртуальной реальности и действительности и др. За последние два десятилетия на целом ряде представительских конференций, как и в ведущих научных журналах (в
частности, в «Вопросах философии», «Философских науках» и др.)
10
выносятся на суд разнообразные исследования, касающиеся выявления тех
или иных онтологических, антропологических, экзистенциальных аспектов
проблемы. Фактически совершается новый виток переосмысления
сложившихся в XX веке традиционных подходов в философской
антропологии и философии техники (Т.С. Воропай, Е.В. Косилова, А.Н.
Крылов, А.А. Медова, Д.Н. Нурманбетова, В.И. Пржиленский, Д.Н. Разеев,
К.Э. Разлогов, В.М. Розин, С.А. Смирнов, Г.Л. Тульчинский, Х. Тхагапсоев,
Ю.В. Шичанина, М.Н. Эпштейн и др.), введение и обоснование новых
понятий «идентичности» и даже целых областей исследований. Так, вводятся
понятия - «автопроективность» (Г.Л. Тульчинский), «самоидентизванство»
(Д.А. Пригов), области исследования - «технософия» (М.Н. Эпштейн) и др.
Различные антропологические смыслы техносферы обсуждаются в
монографических и диссертационных исследованиях М.А. Барышева, Т.А.
Бондаренко, В.Г. Горохова, А.М. Гордуса, Е.В. Дегтярева, О.И. Жуковой,
А.В. Зубаревой, А.В. Королева, В.А. Кутырева, Н.В. Попковой, А.С.
Степаненко, В.С. Степина, А.Ю. Телухина, С.Н. Тесля, О.В. Тихонова, Д.Л.
Устименко, В.В. Чеклецова и др.
С обсуждением техносферы связаны исследования продуцирования ею в
современном развитии антропологических потенциальных смыслов, которые
еще не реализованы, подобно идеям искусственного интеллекта (Дж. Ф.
Люггер, Х. Крупп, Н.И. Стешенко, Э. Хант и др.), или продолжают активно
оформляться в области влияния на природные характеристики человека, в
новейших информационно-коммуникативных пространствах и когнитивных
практиках (И.Л. Андреев, Т.А. Бондаренко, И.Ф. Водянникова, М.В.
Заковоротная, О.В. Катаева, Е.В. Косилова, С.А. Королев, С.В. Кувшинов,
Т.Г. Лешкевич, И.В. Лысак, В.И. Макеев, О.Н. Моисеева, Д.Н. Назарова, И.А.
Негодаев, В.И. Немчина, В. Рамачандран, О.В. Степанов, А.В. Трухан, Е.В.
Уханов, С.С. Хоружий, Б.Г. Юдин, Е.И. Ярославцева и др.), или выступают в
виде утопических установок, подобно идее достижения биотехнологического
бессмертия (Э. Блох, Ю. Мольтман и др.), или же - «постчеловеческого»
11
будущего (Г.Л. Тульчинский, М.Н. Эпштейн и др.). Техносфера обсуждается с точки зрения пребывания человека в новых личностных смыслах, как «потенциосфера» (М.Н. Эпштейн).
Если целый ряд мыслителей предпочитают акцентировать внимание на оптимистических сценариях настоящего и будущего человеческой субъективности в техносфере, связанных с «расширением» или «приращением» самости (М. Маклюэн, Р. Клауэс), обретением нового опыта свободы (Ф.Г. Юнгер), нахождением новых способов идентификации личности в культуре (Г.Л. Тульчинский), то другие обнаруживают в утверждении технического «совершенства» человеческого существования утрату им духовно-творческой полноты бытия (Н.А. Бердяев, Г. Фрайер, М. Хайдеггер, О. Шпенглер и др.), предупреждают о нарастающем кризисе личностной идентичности. Отдельные ракурсы анализа последствий измененных смыслов личностной идентичности в техносфере для человеческого существования можно обнаружить в исследованиях, посвященных такому феномену современной культуры и повседневности, как телоцентризм (Ж. Бодрийяр, И.И. Докучаев, М.В. Колесник, В.А. Кутырев, Ж. Липовецкий, И.В. Мацышина, Г.Л. Тульчинский, М.С. Уваров, Э.П. Юровская и др.).
Отдельные ракурсы анализа последствий измененных смыслов личностной идентичности в техносфере для человеческого существования можно обнаружить в исследованиях, посвященных такому феномену современной культуры и повседневности, как телоцентризм (Ж. Бодрийяр, И.И. Докучаев, М.В. Колесник, В.А. Кутырев, Ж. Липовецкий, И.В. Мацышина, Г.Л. Тульчинский, М.С. Уваров, Э.П. Юровская и др.).
В рамках темы общения и одиночества такие последствия изучались как
в различных прикладных областях гуманитарной науки (психологии,
социологии и др.), так и в философских школах (психоанализ,
экзистенциализм, постмодернизм и др.) на протяжении последнего столетия.
Уже от З. Фрейда идет тенденция объявлять нарциссизм «диагнозом
12
современности». В среде психологов нарциссизм сделался предметом изучения в различных ракурсах, были выдвинуты и обоснованы ряд теоретических концептов (например, «экстремальный нарциссизм» у Дж. Бурго, «дуальная концепция нарциссизма» у А. Грина и др.). Ценными в качестве эмпирического базиса для философского анализа являются зафиксированные в начале XXI века наблюдения отдельных ученых психологов и социологов (Дж. Бурго, Э. Ланбек, С. Блэкберн, А. Грин, А. Чоудри и др.), как и осуществляемые работы целых научно-исследовательских институтов (в работе приводятся результаты масштабного социологического измерения, проведенного в 2014 году Питтсбургским Центром исследований в области Медиа, технологий и здравоохранения). Причем отдельного внимания заслуживают наблюдения, касающиеся феномена селфи-нарциссизма. Однако подобные исследования, вместе с тем, почти не выводятся на уровень философских обобщений.
В философии нарциссизм как проявление одиночества сделался впервые предметом изучения еще в 20-40-е годы прошлого века в экзистенциализме Н.А. Бердяева, который анализировал и влияние техносферы на бытие личности, определив ее тенденции. Ряд мыслителей экзистенциального направления в утверждении технического «совершенства» человеческого существования, начиная с первой половины XX века, обнаруживали утрату им духовно-творческой полноты общения людей как личностей, и предупреждали о связанных с этой утратой нарастающих кризисных состояниях личности. Такой анализ и в настоящее время сохраняют свое актуальное значение, несмотря на тот факт, что развитие техносферы со второй половины прошлого столетия являет собой принципиально новый уровень детерминации человеческого существования. Изменения в ценностно-смысловых характеристиках бытия личности в условиях развивающейся техносферы, в том числе в рамках темы общения, фиксировались и стали предметом анализа и в творчестве таких философов постмодернистов, как Ж. Делез, Ж. Бодрийяр и др. Причем Ж. Бодрийяр
13
связывал эти изменения и с проявлениями телоцентризма, и с феноменом одиночества-нарциссизма. Кризисные состояния личности в современном мире техносферы, связанные с феноменом одиночества и нарциссизма, исследуются в различных ракурсах в философских работах целого ряда отечественных авторов последнего десятилетия (М.А. Дедюлиной, С.А. Датченко, Е.К. Краснухиной, О.В. Тихонова и др.).
В работе также использовалась информация из Интернет-источников, еще не ставшая предметом специального научного анализа, не получившая достаточного осмысления в социально-гуманитарных науках, связанная с разными контекстами явленности современных феноменов телоцентризма и одиночества в повседневности человека (селфи-нарциссизм, игромания и др.), обусловленных современным развитием техносферы.
Однако до сих пор не появилось специального исследования, посвященного онтологии смыслов личностной идентичности в техносферном бытии и трансформации смыслов личностной идентичности в техносфере в современной культуре (начиная с середины XX века), а так же ее последствий для реальности человеческого существования.
Объект диссертационного исследования - жизненный мир человеческой личности в контексте развития техносферы.
Предмет исследования - личностная идентичность в условиях жизни человека в современной техносфере.
Целью диссертационного исследования является выявление специфики смыслов личностной идентичности и последствий их трансформации в техносфере середины XX - начала XXI века.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать основные подходы к исследованию понятия «личностная идентичность» и проблемы личностной идентичности и ее формированию;
- выявить основные проблемные контексты концепта «смысл» и его связь с пониманием проблемы личностной идентичности;
- определить исторические предпосылки формирования смыслов личностной идентичности в техносфере;
- выявить основные параметры изменения смыслов личностной идентичности в современной техносфере;
- определить тенденции изменения смыслов личностной идентичности в информационно-коммуникативном пространстве техносферы;
- проанализировать последствия для человеческого существования измененных смыслов личностной идентичности в современной техногенной культуре и обществе и выявить их взаимосвязь.
Теоретико-методологические основы исследования.
Теоретико-методологической базой исследования выступает теоретический, методологический и концептуальный аппарат экзистенциальной философии, представленный как в работах западных (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), так и русских (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Д.А. Леонтьев и др.) мыслителей. Современные эмпирические данные из различных прикладных областей знания (психологии, социологии и др.) интерпретируются в рамках метода экзистенциальной аналитики, направленного на понимание онтологических основ существования человека и связанного с раскрытием ценностно-смысловых контекстов бытия личности и формирования ее идентичности.
Авторский подход сфокусирован в рамках экзистенциально-
феноменологической концепции смысла М.М. Бахтина, с помощью которой
можно методологически коррелировать закономерности образования
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК
Идентичность личности в этнокультурном измерении2017 год, кандидат наук Аполлонов, Иван Александрович
Человек и вещь в культуре: предметное основание персональной идентичности2011 год, кандидат философских наук Ковтун, Ольга Автономовна
Социально-философский анализ рисков приватности личности2017 год, кандидат наук Козлов Андрей Геннадьевич
Экзистенциальные и социокультурные детерминанты формирования личностного опыта2020 год, кандидат наук Холодова Алиса Анатольевна
Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа2007 год, кандидат философских наук Новикова, Екатерина Станиславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Поликарпов Денис Игоревич, 2019 год
Список литературы
1. Адорно Т. В. О технике и гуманизме. // Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова.— М.: Прогресс, 1989. - С. 364-372.
2. Аль-Ани Н. М. Техника и основные исторические этапы ее развития [Электронный ресурс] Режим доступа: http://filosof.historic.ru/ Дата обращения 1.03.2018
3. Андреев И. Л., Назарова Д. Н. Сознание человека в электронном лабиринте его бытия // Вопросы философии. 2015. - № 12. - С. 89-100.
4. Ахутина Т. В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1984. - № 3. - С. 4-13.
5. Бадью А. Делез Ж. Шум бытия. - М.: Фонд научных исследований, 2004. - 184 с.
6. Бадью А. Тела, языки, истины [Электронный ресурс] Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_1974.html Дата обращения 1.03.2018
7. Барышев М. А. Предмет философии техники: Автореф. дисс. ... кандидата филос. наук. - Красноярск, 2006. - 22 с.
8. Бахтин М. М. 1961 год. Заметки // Бахтин М.М. Собр. соч. - М., 1996. - Т.У. - С. 329-364.
9. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. - М., 1986. - С. 80-160.
10. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. - Т. 5. - С. 7-10.
11. Бахтин М.М. «Человек у зеркала» // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 542 с.
12. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - 445 с.
13. Бек Х. Сущность техники. // Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова.— М.: Прогресс, 1989. - С. 172-191.
14. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. - Мн.: Харвест, 1999. - 1408 с.
15. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж: YMCA-Press [1934]. - 191 с.
16. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - С. 318-364.
17. Бердяев Н. А. Человек и машина Проблема социологии и метафизики техники. // Путь. - Май 1933. - № 38. - С. 3-38.
18. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. — М.: КСП+; СПБ.: Ювента, 1999. -300 с.
19. Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы / Сост. и общ. ред. В. А. Чаликовой. - М.: Прогресс, 1991. - С. 49-78.
20. Богуславская С. М. Диалог в трудах М. М. Бахтина [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/dialog-v-trudah-m-m-bahtina Дата обращения: 1.03.2018
21. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. -М., 2016. - 543 с.
22. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.-e-reading. club/chapter. php/102799/7/Bodriiyar_-Prozrachnost%_zla.html Дата обращения 1.03.2018
23. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - М.: ПОСТУМ, 2018. - 320 с.
24. Бондаренко Т. А. Трансформации личности в условиях виртуальной реальности. - Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2006. - 50 с.
25. Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: Автореф. дисс. ... доктора филос. наук. - Ростов н/Д, 2007. - 53 с.
26. Борхес Х. «The Thing I am». // Борхес Х. Стихотворения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.ru/BORHES/stihotworeniq1989.txt. Дата обращения: 01.03.2018
27. Бубер М. Я и Ты [Текст] / Два образа веры Пер. с нем./под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. - М.: «Республика», 1995. - 464 с.
28. Бурова М. Л. Идентичность и идентификация в условиях информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2014. № 5. - Ч. 2. - С. 32-37.
29. Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.universalinternetlibrary.ru/book/68314/chitat_knigu.shtml Дата обращения: 1.03.2018
30. Вебер М. Избранные произведения. / Пер. с нем. сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 805 с.
31. Вершинин С. Е. Эрнст Блох: оправдание утопии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 1999. - С.48-59.
32. Водянникова И. Ф. Многообразие подходов к исследованию интеллекта и его «исчезновение» // Современная когнитология и когнитивная аналитика в контексте философской инноватики. Монография / Науч. ред. проф. А. М. Старостин. - Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014. - С. 188 - 192.
33. Ворожко Ю. Н. Социокультурные основания самореализации личности: философско-антропологический аспект: Автореф. дисс. . кандидата филос. наук. - Ростов н/Д, 2014. [Электронный ресурс] Режим
148
доступа: http://cheloveknauka.com/sotsiokulturnye-osnovaniya-samorealizatsii-lichnosti#ixzz5MAJyYuLi Дата обращения: 1.03.2018
34. Ворожко Ю. Н. Особенности самореализации личности в эпоху постмодерна // Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 6. http://www.hses-online.ru.
35. Воропай Т. С. Между глобализацией и масскультурой (несколько фрагментов об идентичности) // Философские науки. 2009. - № 10. - С. 11-31.
36. Горохов В. Г. Новый тренд в философии техники // Вопросы философии. 2014. - № 1. - С. 178-184.
37. Гордус А. М. Техника и человеческая экзистенция в современном обществе: Автореф. дисс. ... кандидата филос. наук. Ростов н/Д, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tekhnika-i-chelovecheskaya-ekzistentsiya-v-sovremennom-obshchestve#ixzz5203wpA1F Дата обращения 01.02.2018
38. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. - М.: Институт социологии РАН, 2003. - 752 с.
39. Гуревич П. С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009. - № 3. - С. 19-31.
40. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии / Пер. с нем. А. В. Михайлова. - М.: Лабиринт, 1994. - Ч. 1. - 336 с.
41. Джордж Ф. После 1984. Перспективы лучшего мира. // Новая технократическая волна на Западе. / Сборник. - М., 1986. - С. 356-370.
42. Дегтярев Е. В. Единство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты: Автореф. дис... доктора филос. наук. Магнитогорск, 2009. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cheloveknauka.com/edinstvo-tehnosfery-ontologicheskiy-i-gnoseologicheskiy-aspektyДата обращения: 1.03.2018
43. Дедюлина М. А., Датченко С. А. Нарциссизм в эпоху hi-tech // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 7 [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/07/7401 Дата обращения 12.01.2018.
44. Делез Ж. Фуко. - М., 1998. - 172 с.
45. Докучаев И. И. Феномены «мертвого корпуса» и «живой плоти» в структуре экзистенциального опыта тела // Вопросы философии. 2016. - № 6. - С. 87-95.
46. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. - Екатеринбург: Ультра Культура, 2008. - 480 с.
47. Дугин А. Г. Основы геополитики. - М.: Арктогея, 1997. - 608 с.
48. Дьяконов Г. В. Диалогийная концепция эстетики и литературоведения М. М. Бахтина [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x3070.html Дата обращения 12.01.2018.
49. Жукова О. И. Самость, ее типология и место в самоопределении человека: Автореф. дис... доктора филос. наук. Томск, 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cheloveknauka.com/samost-ee-tipo1ogiya-i-mesto-у^атооргеёе1епп-^е^екаДата обращения 1.03.2018
50. Заковоротная М. В. Идентичность человека социально-философские аспекты. - Ростов н/ Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. - 200 с.
51. Заковоротная М. В. Информационное общество: новые пути организации повседневной жизни. - Ростов н/ Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1994. -150 с.
52. Закссе Х. Антропология техники. // Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова.— М.: Прогресс, 1989. - С. 424-440.
53. Захарова Е. В. Феноменология недостаточного бытия // Философские науки. 2010. - № 10. - С. 30-36.
54. Золотухина-Аболина Е. В. О чувстве смысла // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://existancepsychology.narod.ru/ex23.htm Дата обращения 1.03.2018
55. Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность: философские загадки. - М.: Ника-центр, 2006. - 256 с.
56. Золотухина-Аболина Е. В. Проблема воображения: читаем Микеля Дюфрена // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 1. - С. 5963.
57. Зубарева А. В. Игровой принцип как доминанта культуры постмодерна. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2009. - 172 с.
58. Зубарева А. В. Социология девиантного поведения. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2016. - 112 с.
59. Идентичность web - Экспертная сеть по исследованию идентичности [Электронный ресурс] Режим доступа http://identityworld.ru Дата обращения 1.02.2018
60. Индийские ученые предложили «общаться» с умершими людьми при помощи искусственного интеллекта // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://news.day.az/unusual/1066623.html Дата обращения 26.11.2018
61. Интервью с Мартином Хайдеггером (1969). «Атомная бомба начала взрываться уже в поэме Парменида...» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.Liveintemet.ru/community/2281209/post/1699112866 Дата обращения 1.03.2018
62. Камю А. Падение / Камю А. Калигула: Роман, повесть, пьесы. -М.: Изд-во «АСТ», 2000. - 432 с.
63. Капп Э., Кунов Г., Нуаре Л., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека: Сб. ст. - Л.: Прибой, 1925. - 192 с.
64. Касавина Н. А. Л. Маркова. Наука на грани с ненаукой (рецензия) // Вопросы философии. - 2014. - № 1. - С. 184-188.
65. Кастийо М. Автономия, идентичность, способность: размышляем вместе с Полем Рикером об актуальных проблемах современности // Философские науки. - 2013. - № 8. - С. 51-58.
66. Ковалев А.С. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя
другим в повседневной жизни» и социологическая традиция [Электронный
151
ресурс] Режим доступа: http://www.knigi1.dissers.ru/books/library3/php Дата обращения 26.11.2018
67. Колесник М. В. Телоцентризм в эпоху массовой культуры. -Омск, 2010. - 136 с.
68. Королев А. В. Личностное бытие: экзистенциально-феноменологический анализ: Автореф. дис. ... кандидата филос. наук. Иваново, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/lichnostnoe-bytie-ekzistentsialno-fenomenologicheskii-analiz Дата обращения 1.02.2018
69. Королев С. А. Параллельная жизнь: человек в интернете // Философские науки. 2010. - № 9. - С. 112-128.
70. Косилова Е. В. Феноменологический анализ роли Других в формировании горизонта потенциальности // Вопросы философии. - 2016. -№ 1. - С. 83-91.
71. Краснухина Е. К. Нарциссизм желания и философия идентичности // Философские науки. - 2010. - № 10. - С. 37-50.
72. Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самосознание индивида. - М., 2010. - 272 с.
73. Крупп Х. Чего люди сегодня ожидают от техники? // Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Сост. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова.— М.: Прогресс, 1989. - С. 440-450.
74. Кувшинов С. В., Ярославцева Е. И. Человек в оцифрованном виде // Философские науки. 2009. - № 6. - С. 120-138.
75. Кутырев В. А. Философский образ нашего времени (безжизненное пространство постчеловечества). - Смоленск, 2006. - 301 с.
76. Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. / С.А. Лебедев. - М.: Академический проект, 2008. - 692 с.
77. Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. - М., 2000. -416 с.
78. Ленк Х. Размышления о современной технике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6037/6040 Дата обращения 1.03.2018
79. Леонтьев Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека. // Философские науки. - 2009. -№ 10. - С. 5-10.
80. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 790 с.
81. Лешкевич Т. Г., Катаева О. В. «Постчеловеческие» перспективы виртуализации // Научная мысль Кавказа. - 2013. - № 3. - С. 17-23.
82. Лешкевич Т. Г. Когнитивные практики и подходы к изучению субонтологии // Современная когнитология и когнитивная аналитика в контексте философской инноватики. Монография / Науч. ред. проф. А.М. Старостин. - Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014. - С. 24-32.
83. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ra/docs/mdex-106065.html?page=4 Дата обращения 1.03.2018
84. Лысак И. В. Влияние информационных технологий на когнитивные процессы // Современная когнитология и когнитивная аналитика в контексте философской инноватики. Монография / Науч. ред. проф. А. М. Старостин. - Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014. -С.133-143.
85. Люггер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. - М., 2003. - 864 с.
86. Моисеев В. И., Моисеева О. Н. В пространстве биологоса. Феномен жизни в трансдисциплинарном измерении. // Философские науки. -2009. - № 1. - С. 44-59.
87. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.: «Кучково поле», 2003. - 464 с.
88. Малахов В. С. «Идентичность» // Новая философская энциклопедия. Т. 3. - М.: Мысль, 2001. - С. 78-79.
89. Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическая волна на Западе. / Сборник. - М., 1986. -С. 371-391.
90. Мацышина И. В. Телоцентризм в рекламном тексте или как нас приучают к боли: Материалы конференций "Connect-Universum" 2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/486.html Дата обращения 1.03.2018
91. Медова А. А. Время самоидентичности // Философские науки. -2013. - № 12. - С. 101-116.
92. Мерло-Понти М. Временность // Историко-философский ежегодник. - 1990. - М.: Наука, 1991. - С. 271-293.
93. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - Ч. III. - Гл. 3. Свобода. // От Я к Другому: Сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. - Минск, 1997. - С. 173-179.
94. Микешина Л. А. Значение идей Бахтина для современной эпистемологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/mikeshina_snachenie/ Дата обращения: 01.02.2018
95. Миронов В. В., Сокулер З. А. Тоска по истинному бытию в дигитальной культуре // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 2018. - № 1. - С. 3-22.
96. Михайловский А. В. Свобода техники? К пониманию техники у Эрнста и Фридриха Юнгеров // Философские науки. 2013. - № 7. - С. 79-95.
97. Мольтман Ю. Наука и мудрость: к диалогу естественных наук и богословия. - М., 2005. - 204 с.
98. Моррисон Э. Основные статьи о нарциссизме. Нью-Йорк: University Press, 1986. - 491 с.
99. Мотрошилова Н. В. «Черные тетради» М. Хайдеггера: по следам публикации // Вопросы философии. 2015. - № 4. - С. 131-162.
100. Мышкина М. С. Виртуальная самопрезентация как пространство личностной идентичности и мотивационно-смысловой интенции личности // Вестник СамГУ. - 2015. - № 7. - С. 212-220.
101. Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная тема смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989. - 358 с.
102. Негодаев И. А. Информатизация культуры. - Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2002.
103. Немчина В. И. Идентичность индивида в социальных интернет-практиках // Философия права. - 2017. - № 1. - С. 128-132.
104. Нурманбетова Д. Н. Архитектоника человеческой идентичности // Вопросы философии. 2016. - № 5. - С. 39-50.
105. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике. // Вопросы философии. - 1993. - № 10. - С. 32-68.
106. Павленко А.Н. Возможность техники. - СПб.: Алетейя, 2010. -224 с.
107. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: монография / под ред. проф. Г.Л. Тульчинского и проф. М.С. Уварова. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vuzlib.Su/beta3/html/1/25139/25199/ Дата обращения 1.03.2018
108. Померанц Г. Собирание себя. [Электронный ресурс] Режим доступа: http : //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Pom/02 .php Дата обращения: 01.03.2018
109. Попкова Н. В. Антропология техники: Становление. - М., 2015. -350 с.
110. Попкова Н. В. Техносфера как объект философского исследования: Автореф. дисс. ... доктора филос. наук. - М., 2005. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cheloveknauka.com/tehnosfera-kak-obekt-filosofskogo-issledovaniya Дата обращения 1.03.2018
155
111. Пржиленский В. И. Идентичность: обретать, выбирать или конструировать? // Философские науки. - 2009. - № 10. - С. 32-44.
112. Пригов Д. А. Само-иденти-званство // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 2001. - № 13. - С. 10-32.
113. Разеев Д. Н. Онтология субъектности в контексте современной философии сознания (обзор конференции) // Вопросы философии. 2016. -№1. - С. 208-212.
114. Разлогов К. Э. Метаморфозы идентичности // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 29-40.
115. Рамачандран В. С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. -М.: Карьера-Пресс, 2013. - 101 с.
116. Рикер П. Я-сам как другой. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. - 416 с.
117. Рожковский В. Б. Парадокс идеи умаления человека в православной мысли. - Ростов н/Д: Антей, 2013. - 352 с.
118. Розин В. М. Можем ли мы проектировать себя сами? // Философские науки. - 2009. - № 12. - С. 8-26.
119. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5152/5153 Дата обращения 1.03.2018
120. Сартр Ж. -П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
121. Седых О.М., Хаменков М.А. Органопроекция: русский контекст // Философия науки и техники. - 2016. - Т.21. - № 1. - С.132-151.
122. Скорик Г. В. Человек в информационном обществе: проблема идентификации: Автореф. дис... кандидата филос. наук. - Томск, 2008.
123. Смирнов С. А. Онтология человека: рамки и топика // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 39-49.
124. Степаненко А. С. Социокультурные и технологические предпосылки искусственного интеллекта: Автореф. дис... доктора филос. наук. Ростов н/Д, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-i-tekhnologicheskie-predposylki-iskusstvennogo-mteПekta#ixzz52051vXGk Дата обращения 1.03.2018
125. Степанов О. В., Трухан А. В. Престиж личности и специфика социальной идентификации в условиях глобализации. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 198 с.
126. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.,1994. - 274 с.
127. Стешенко Н. И. Слабая и сильная версия искусственного интеллекта и философские проблемы сознания // Современная когнитология и когнитивная аналитика в контексте философской инноватики. Монография / Науч. ред. проф. А.М. Старостин. - Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014. - С. 170-176.
128. Тавризян Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
129. Телухин А. Ю. Идентичность человека в современном обществе как социально-философская проблема: Автореф. дис. ... кандидата филос. наук. Нижний Новгород, 2009. - 23 с.
130. Тесля С. Н. Экзистенциальная аналитика повседневного: Автореф. дис. ... доктора философских наук. СПб., 2001 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ekzistentsialnaya-analitika-povsednevnogo#ixzz5MA4J8LDx Дата обращения 1.03.2018
131. Тиллих П. Мужество быть / Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. - С. 7-131.
132. Тихонов О. В. Трансформация феномена идентичности в пространстве сети Интернет: Автореф. дис. кандидата филос. наук. Казань, 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа:
157
http://www.dissercat.com/content/transformatsiya-fenomena-identichnosti-v-prostranstve-seti-interne^aTa обращения 1.03.2018
133. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubeckoj/smysl-zhizni/ Дата обращения 1.03.2018
134. Тульчинский Г. Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. 2009. - № 4. - С. 41-56.
135. Тульчинский Г. Л. «Самоидентизванство». «Способы идентификации личности»: Проективный философский словарь // Философские науки. - 2009. - № 11. - С. 145-150.
136. Тульчинский Г. Л. Постановка проблемы: от метафизики нравственности к историко-культурной динамике феноменологии самозванства [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x3151 .htm Дата обращения 1.03.2018
137. Тульчинский Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. - СПб., 2002. - 680 с.
138. Тульчинский Г. Л. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы / Г.Л. Тульчинский. 1995. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.scribd.com/doc/45635647/Г-Тульчинский-Свободa-и-смысл Дата обращения 1.03.2018
139. Тульчинский Г. Л. Текст как интонированное бытие или инорациональность семиотики // Философия языка и семиотика. / под ред. А. Н. Портнова. - Иваново: Ивановский гос. университет. - 1995. - С. 44-52.
140. Тхагапсоев Х. Идентичность как философская категория и мера социального бытия // Философские науки. 2011. - № 1. - С. 10-25.
141. Устименко Д. Л. Актуальные проблемы познания антропогенеза: феноменологический анализ. - Монография. - Ростов н/Д: Полиграфический центр СКФ МТУСИ, 2017. - 194 с.
142. Уханов Е. В. Идентичность в сетевых коммуникациях // Философские науки. - 2009. - № 10. - С. 59-70.
158
143. Флоренский П.А., свящ. Соч.: в 4 т. - Т.3 (1). - М.: Мысль, 1999.
- 621 с.
144. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.
- 511 с.
145. Франкл В. Воля к смыслу. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 358 с.
146. Фрейд З. Введение в нарциссизм. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psychic.ru/articles/classic21.htm Дата обращения: 1.03.2018
147. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
148. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1994. - 335 с.
149. Хайбуллина И. В. Техногенный субъект в структуре общества (онтологический аспект): Автореф. дис... кандидата филос. наук. -Магнитогорск, 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cheloveknauka.com/tehnogennyy-subekt-v-strukture-obschestva Дата обращения: 1.03.2018
150. Хайдеггер М. Вопрос о технике. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://filosof.historic.ru/ Дата обращения: 01.02.2018
151. Хайдеггер М. О сущности истины / Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
152. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - 447 с.
153. Хант Э. Искусственный интеллект. - М., 1978. - 558 с.
154. Хель И. Как решить проблему человеческого восприятия виртуальной реальности? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://hi-news.ru/hardware/kak-reshit-problemu-chelovecheskogo-vospriyatiya-virtualnoj-realnosti.html Дата обращения 23.03.2018
155. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 112-123.
156. Хоружий С. С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя // Вопросы философии. 2007. - № 1. - С. 75-86.
157. Хунинг А. Homo mensura: люди — это их техника — техника присуща человеку. // Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова.— М.: Прогресс, 1989. - С. 393404.
158. Чеклецов В. В. Проблема изменения природы человека в контексте становления нанотехнологий: Автореф. дис. ... кандидата филос. наук. - М, 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/problema-izmeneniya-prirody-cheloveka-v-kontekste-stanovleniya-nanotekhnologii#ixzz5202RaxjD Дата обращения 12.01.2018
159. Шелер М. Положение человека в Космосе (Перевод Филиппов А.). // Проблема человека в западной философии. / Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: «Прогресс», 1988. -C.31-95.
160. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. - 703 с.
161. Шлет Г. Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы (1914). - Томск: Водолей, 1996. - 192 с.
162. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995. - 800 с.
163. Щедровицкий Г. П. Интеллект и коммуникация // Вопросы философии. - 2004. - № 3 - С. 170-183.
164. Шичанина Ю. В. Самоидентизванство: интернет-форматы // Философские науки. - 2009. - № 10. - С. 45-57.
165. Штейнер Е. С. Выступление в дискуссии // Философия -философия культуры - культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия: Материалы международной научной конференции 7-9 апреля 2011 г., Белые столбы / Рос. Ин-т культурологии; отв. ред. Н. А. Кочеляева, К. Э. Разлогов. - М.: Совпадение, 2012. - С. 152-153.
166. Шуваева О. М. Ценностно-смысловые темы в научной фантастике: Автореф. дис... кандидата филос. наук. - Ростов н/Д, 2015. - 27 с.
167. Эллюль Ж. Другая революция / пер. В. Бибихина. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bibikhin.ru/drugaya_revolutsiya Дата обращения 12.01.2018
168. Энгельмайер П. К. Философия техники. Вып.2. - М., 1912.
169. Эпштейн М. Н. Личный код. Индивиды и универсалии в гуманитарных науках // Философские науки. - 2009. - № 9. - С. 10-29.
170. Эпштейн М. Н. Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию // Философские науки. 2009. - № 2. - С. 91-105.
171. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 86 с.
172. Юдин Б. Г. Сотворение трансчеловека // Вестник российской академии наук. - 2007. - Т. 77. - № 6. - С. 520-527.
173. Юлина Н. С. Даниэл Деннет // Философы двадцатого века: Книга вторая. - М., 2004. - 578 с.
174. Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. - СПб., 2002. - 564 с.
175. Юровская Э. П. «Новый эротизм» - уже прошлое или предстоящее? // Серия "Symposium", Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Выпуск 16 / Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. - СПб., 2001. - С. 88-96.
176. Ярманова Ю.Б. Закономерности смыслообразования в процессе понимания // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 726-729.
177. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1991. -528 с.
178. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. / Сборник. - М., 1986. - С. 119-146.
179. Blackburn S. Mirror, Mirror: The Uses and Abuses of Self-Love.
Princeton University Press. 2014. - 248 p.
161
180. Burgo J. The Narcissist You Know: Defending Yourself Against Extreme Narcissists in an All-About-Me Age. Hardcover. 272 p. Published September 22nd 2015 by Touchstone
181. Chowdhry A. Research Links Heavy Facebook And Social Media Usage To Depression https://www.forbes.com/sites/amitchowdhry/2016/04/30/study-links-heavy-facebook-and-social-media-usage-to-depression/#76776eea4b53
182. Dessauer F. Streit um die Technik / F. Dessauer. - Freiburg im Breslau, 1959. - 340 s.
183. Emerson C. Boris Godunov. Transpositions of a Russian Theme. -Bloomington: Indiana Univ. Press, 1986. - 335 p.
184. Ihde Don. Bodies In Technology. University Of Minnesota Press, 2001. - 432 p.
185. Freyer H. Zur Philosophie der Technik. In: Blätter für die Deutsche Philosophie, 1929.
186. Gehlen A. Die Seele im technischen Zeitalter. Sozialpsychologische Probleme in der industriellen Gesellschaft. — Hamburg, 1957. - 512 s.
187. Gilson E. «La philosophie au moyen âge». 2 éd. Paris, 1944. - 528 p.
188. Gottl-Ottlilienfeld F. Wirtschaft und Technik. - Tübingen, 1923. - 470
p.
189. Green A. A Dual Conception of Narcissism: Positive and Negative Organizations. // Psychoanal. Q., 2002, 71: (P. 271-283).
190. Kohut H. (1966). Forms and transformations of narcissism. // Journal of the American Psychoanalytic Association 14 (2): (P. 243-272).
191. Latour B. We have never been modern. Harvard University Press, Cambridge Mass, 1993. - 411 p.
192. Lunbeck, E. The Americanization of Narcissism. Harvard University Press. 2014. - 384 p.
193. Lipovetsky G. L'Etre du vide. - Paris, 1983. - 370 p.
194. Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception. - XVI. - Paris: Gallimard, 1945. - 532 p.
195. Polikarpov Denis I. Changes of Personalistic identity Meanings in Modern Technosphere: Interaction, Loneliness, Narcissism // META. Research in Hermeneutics Phenomenology, and Practical Philosophy. Vol. X, No. 2 / December 2018. - P.431-458.
196. Sartre J-P. L'Etreet le Neant. - Paris: Gallimard, 1943. - 722 p.
197. Schilling K. Philosophie der Technik. Die geistige Entwicklung der Menschheit von den Anfängen bis zur Gegenwart. - Herford, 1968. - 530 s.
198. Spranger E. Lebensformen. Aufl. Halle: Max Nimeyer, 1921. - X. -403 s.
199. Husserl E. «Phenomenology» // The Encyclopaedia Britannica. 14-th edition. 17. (1939): (P.699-703).
200. University of Pittsburgh Schools of the Health Sciences. "More social connection online tied to increasing feelings of isolation." ScienceDaily, 6 March 2017. https:// www.sciencedaily.com/releases/2017/03/170306092742.htm.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.