Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Новикова, Екатерина Станиславовна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат философских наук Новикова, Екатерина Станиславовна
Глава 1. Экзистенциал как этическая категория
1.1. Этические параметры экзистенциализма.С. 17-40.
1.2. Экзистенциалы как условие и побуждение к подлинному существованию.С. 40-63.
Глава 2. Проблема подлинного бытия в русской и западной философии
2.1. Нравственная антиномичность человека в русской философии.С. 64-88.
2.2. Субъективизм переживаний как критерий подлинности западной экзистенциальной философии.С. 88-111.
Глава 3. Трансформация экзистенциальных смыслов в постмодернистской реальности
3.1. Разрыв мира и человека в постмодернизме.С. 112-128.
3.2. Перспективы русской философии в контексте постмодернизма.С. 128-140.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Бытие человека как целостная система: Социально-философский аспект2004 год, доктор философских наук Иконникова, Наталья Игоревна
Экзистенциальные основания культуры в философии существования: концептуальный анализ2005 год, кандидат философских наук Байдачная, Елена Васильевна
Антропология Н. Бердяева и Л. Шестова: опыт концептуальной реконструкции2007 год, кандидат философских наук Черных, Сергей Сергеевич
Проблема смерти в философии: Онтологический аспект2002 год, кандидат философских наук Панов, Сергей Владимирович
Педагогический потенциал этики свободы и творчества в философии образования Н.А. Бердяева2013 год, кандидат педагогических наук Пузанов, Александр Павлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа»
Актуальность исследования. В современную постмодернистскую эпоху очевиден глобальный кризис основополагающих бытийных и ценностных параметров человеческого существования, которое оказалось под угрозой распада и даже уничтожения. Важнейшим условием укоренения современного человека в свою сущность является целостное сочетание традиционных, фундаментальных основ бытия с духовно-нравственными особенностями современного человека. К. Ясперс сказал об этом достаточно определенно в своей лекции «Философия в будущем»: «Сегодня перед нами стоит задача вновь обосновать подлинный разум в самой экзистенции».1
Связь между традиционным экзистенциализмом и современными формами философствования, в том числе и постмодернизмом, достаточно сильна и глубока и требует своего осмысления. Об этом говорит П.П. Гайденко: «Без серьезного анализа творчества С. Киркегора, М. Хайдеггера, H.A. Бердяева, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра и др. трудно разобраться в том, что представляет собой та пестрая картина сегодняшних философских «дискурсов», которая носит название «постмодерна», претендует определить собой дух грядущего XXI в.».
Именно поэтому бытие современного человека остро нуждается в осмыслении и сохранении традиционных экзистенциальных ценностей и понятий, для чего требуется, прежде всего, их этический анализ. Таким образом, актуальность исследования заключается в определении новых форм человеческого существования на основе переосмысления фундаментальных экзистенциальных категорий в контексте постмодернистской философии и культуры.
Такая постановка вопроса выводит на проблему взаимоотношения этики и экзистенциализма, так как в западноевропейской философии XX века они не всегда находились в одном смысловом ряду. Экзистенциализм, прежде всего,
1 Ясперс К. Философия в будущем / К. Ясперс // Феномен человека : Антология. - М.: Высшая школа, 1993. -С.214.
2 Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997.-С.З-4. это учение о существовании, о бытии, об идентичности; этика здесь оказывается в некотором роде вторичной по отношению к онтологии. Соотношение этики и онтологии в экзистенциализме и, в частности, проблема этико-онтологического синтеза в структуре человеческой экзистенции была объектом исследования в истории философской мысли XX столетия, однако в полной мере она не получила своего полного и целостного разрешения. В «Записках о морали» Ж.-П. Сартра в определенной степени представлено экзистенциалистское решение вопроса о соотношении этики и онтологии: онтология первична по отношению к этике - ведь мораль укоренена в онтологических структурах, однако они нетождественны. Первичность онтологии (экзистенциального мышления) по отношению к этике как рациональному осмыслению человеческого бытия подчеркивалась и М. Хайдеггером.
Таким образом, налицо дихотомия, представленная в экзистенциализме: или абсолютная онтологизация, или тотальная этизация экзистенциального дискурса, те крайности, которые не позволяют продуктивно ставить и решать вопрос об этическом статусе основных экзистенциальных категорий (или экзистенциалов) человеческого бытия.
Однако этика и онтология изначально едины и укоренены в первичной структуре человеческого существования, что подтверждается мыслью одного из наиболее авторитетных исследователей экзистенциализма Отто Ф. Больнова: «Поскольку же человек разочаровался в любой объективной вере и для него все стало сомнительным, поскольку все содержательные смыслы жизни были поставлены изменчивостью под вопрос, остался лишь возврат к собственному внутреннему, чтобы здесь, в окончательной, предшествующей всем содержательным установкам глуби, добыть ту опору, которая более не принадлежала бы объективному миропорядку. Это предельное, глубинное ядро человека обозначают заимствованным у Кьеркегора понятием существования».
3 Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. - СПб.: Лань, 1999. - С. 19.
То, что этика отошла от онтологии, а онтология от этики - знак кризисных процессов в культуре в целом и философии в частности. К тому же сам онтологический вопрос экзистенциализма - вопрос о подлинности существования - это вопрос именно этический, так как подлинное (неподлинное) есть этические ценности, возникающие в ситуации этического выбора.
Исходя из этого, правомерно поставить вопрос: в какой мере можно говорить об «экзистенциалах» как этических категориях и подвергать «экзистенцию» этическому анализу, который и определяет главную актуальность нашей темы.
Степень разработанности. Анализ и осмысление основных экзистенциальных категорий человеческого бытия получил глубокое и разностороннее исследование в западноевропейской философии. Данная проблема рассматривалась в рамках античной этики (Сократ, Платон), в учении христианского персонализма (Августин), в современных антропологических теориях. Постмодернистская философия отходит от традиционного субстанционально-теистического понимания личности, однако антропологическая (и, соответственно, экзистенциальная и этическая) проблематика занимает здесь значительное место.
Особенно плодотворным был период неклассической философии, ознаменовавший собой переход от сугубо рационального постижения человека и мира к экзистенциальному способу самопознания. Принципиально новое понимание сущности экзистенциальных констант, жизненных принципов, национально-культурных особенностей сформировало особый тип мировоззрения - экзистенциально-персоналистическое, которое обрело многообразные формы в культуре. K.M. Долгов в работе «От Киркегора до Камю» отмечает, что категориальная система европейских экзистенциальных мыслителей «настолько богата и разнообразна, что она выходит далеко за пределы чисто философского содержания и охватывает сферы этики, эстетики, антропологии, этнографии, педагогики, психологии и других наук, а также сферу литературы и искусства». В этом смысле, это не столько категориальная система философии, сколько «категориальная система современной духовной культуры».4
Русская философия отличается пристальным вниманием к экзистенциальной проблематике, сочетая в себе многообразие форм, направлений и подходов к изучению человека и разрабатывая их преимущественно на основе духовно-нравственных ценностей и принципов существования. Высокая ценность экзистенциально-личностного мировоззрения в русской философии заключалась в том, что ей присуща этическая заостренность, и поэтому здесь особую ценность и значение приобретает феномен духовной уникальности личности.
В контексте русской философии экзистенциальное и этическое становятся своего рода синонимами. Безусловно, специализированное понимание экзистенциализма как конкретного историко-философского явления в России датируется первой четвертью XX в. и связывается с религиозно-философским ренессансом и, прежде всего, с именами JI. Шестова и H.A. Бердяева. Однако в широком смысле экзистенциальные установки определяют русскую философию по преимуществу. Показательна в этом плане исчерпывающая характеристика отечественного экзистенциализма, данного В.А. Кувакиным, в которой раскрываются общие этико-философские установки русской мысли как таковой: «Общие черты экзистенциализма в России - его религиозная (христианская) окрашенность, персонализм, антирационализм, борьба за свободу и аутентичность (подлинность) человеческого существования, обращенность к трансцендентному, переживание трагизма личного, исторического и вселенского бытия».5 Это подтверждает известную
4 Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века / K.M. Долгов. - М.: Искусство, 1990. - С.4.
5 Кувакин В.А. Экзистенциализм / В.А. Кувакин // Русская философия: Словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. -M.: Республика, 1995. - С.628. мысль Бердяева, высказанную им в «Самопознании»: «Русская философия в наиболее своеобразных своих течениях всегда склонялась к экзистенциальному типу философствования».
Проблема исследования личности в советский период включала в себя многосторонние направления, среди которых можно выделить следующие: анализ системности и социальной динамики личности, философская антропология, изучение личности как творческой и культурной основы бытия. Это нашло отражение в трудах JI.A. Архангельского, А.П. Буевой, М.М. Бахтина, Ф.И. Гиренок, Б.С. Губмана, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, В.М. Межуева, Ф.Т. Михайлова, С.Л. Рубинштейна, Б.Т. Григорьяна, М.Я. Ковальзона, В.Ж. Келле, А.Т. Мысливченко. В.А. Кувакина, B.C. Степина, М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили и др.
Исследование проблемы существования личности в контексте постмодернистской глобализации принадлежит таким философам, как В.А. Подорога, М.А. Рыклин, Э.Ю. Соловьев, И.П. Ильин, Б.Г. Юдин,
B.А. Кутырев, Ф.И. Минюшев, Г.Л. Тульчинский, М.С. Уваров, Б. Марков, A.C. Панарин, М. Эпштейн.
Значительный интерес представляет попытка совмещения этики и онтологии, предпринятая отечественным философом и психологом
C.Л. Рубинштейном. Определяя этику как «дифференциальную онтологию», он писал: «Этика, включенная в онтологию, есть выражение включенности нравственности в жизнь. Это значит, что добро (вообще нравственность) должно быть рассмотрено не только в аспекте характера отношений к другим людям, но и как содержание жизни человека».6
Однако исследований, посвященных целостному этическому анализу основных экзистенциальных категорий, в отечественной философии практически нет. П.С. Гуревич отмечал в связи с этим: «Изучение экзистенциализма в нашей стране только начинается». Тематический анализ
6 Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - С. 363. экзистенциализма, который был совершен отечественными исследователями на тот момент, касался следующего: случайность в судьбе человека, бессилие разума, скачкообразное развитие человеческого существа, хрупкость человеческого существа, отчуждение, конечный характер и кратковременность человеческой жизни, неизбежность смерти, небытие.7
С 1993 года изучение экзистенциализма в нашей стране значительно изменилось, в связи с чем необходимо отметить исследования советского периода, посвященные в основном критике экзистенциализма как буржуазного философского направления. Ценность этих работ в том, что в них представлены многие направления западной философии, раскрыт их богатый идейный багаж, который подготовил почву для дальнейшего систематического изучения данной проблемы. Это работы П.П. Гайденко, P.M. Габитовой, М.А. Киссель, Н.В. Мотрошиловой, Э.Ю. Соловьева, А.Ф. Бегиашвили и др.
Современные исследования отличаются тематическим и методологическим разнообразием исследований экзистенциальной философии. Анализу подвергаются различные аспекты экзистенциализма - собственно философские, социально-философские, политические, религиозные, эстетические, литературоведческие, психологические, педагогические. Значительное место уделяется разностороннему исследованию творчества отдельных представителей экзистенциальной философии, особенно Хайдеггеру, Кьеркегору, Сартру, Камю, Ясперсу и др. Среди исследователей можно назвать различные по калибру и масштабу исследования, включающие как фундаментальные труды таких авторов, как A.B. Ахутин, В.В. Бибихин, С.И. Великовский, П.П. Гайденко, A.A. Исаев, С.А. Исаев, A.A. Михайлов, Н.В. Мотрошилова, В.И. Молчанов, В.А. Подорога, так и диссертационные исследования (B.JI. Курабцев, Л.Е. Кандалинцева, В.Ю. Пименов, Ф.Т. Байдаева, A.B. Овсянников, И.В. Погодин, Е.М. Полуяхтова и др.).
7 Гуревич П.С. Антропологический ренессанс / П.С. Гуревич // Феномен человека: Антология / сост., вступ. авт. ст. П.С. Гуревича. - М.: Высш. шк., 1993. - С. 22.
Среди отечественных исследователей проблем экзистенциализма (преимущественно в историческом плане «этики экзистенциализма») необходимо отметить работы О.Г. Дробницкого, Т.А. Кузьминой, В.Г. Иванова, В.П. Фетисова, В.Н. Назарова, А.Е. Зимбули, К.А. Шварцман и ДР.
Однако проблема этического осмысления экзистенциализма в целом и этического анализа экзистенциальных категорий человеческого бытия (экзистенциалов) остается еще во многом неисследованной. Этим и определяется наш интерес и внимание к данной теме. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что понятия «экзистенция» и «экзистенциал» во многом являются синонимичными, в нашем исследовании они имеют некоторое различие: экзистенция - это общая онтологическая характеристика подлинного бытия, в то время как экзистенциал - это этический определитель экзистенции, то есть конкретная форма нравственного выбора человека, в которой осуществляется его подлинное бытие. Однако нас волнует по преимуществу экзистенциальная проблематика, а не терминология.
Исследование A.A. Исаева «Апория преемственности: История философии» отличается творческой новизной в плане осмысления экзистенциальной ориентации в философии XX века. В своей работе автор касается этических аспектов экзистенциальной проблематики («этическая достоверность понимания»), однако в целом экзистенциальная философия определяется автономно от этики: «Исходя из интуиции «язык - дом Бытия», мы можем определить экзистенциальную философию как бытие-в- языке».
В своем исследовании мы пользуемся определением экзистенциалов как «категорий человеческого бытия, выступающих в качестве побуждения к подлинному существованию», данного A.A. Исаевым. По нашему мнению, это определение раскрывает существенную связь экзистенциализма с этикой, так
8 Исаев A.A. Апория преемственности: История философии / A.A. Исаев. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005.-С.443. как искомым является подлинное существование. Такое понимание дает возможность видеть в этическом экзистенциальную основу личности, поэтому недостаточно говорить об этике экзистенциализма, но необходимо раскрывать этический фундамент экзистенциальных категорий человеческого бытия.
Цель исследования заключается в том, чтобы восстановить этический статус экзистенциалов, показать, что этика и онтология в экзистенциальной философии понятия тождественные, что дает возможность не только анализировать философию экзистенциализма ретроспективно, но и говорить об этических перспективах экзистенциального мышления в современной постмодернистской философии и культуре. Задачи исследования:
- выявить этические параметры экзистенциальной философии;
- определить этический статус основных экзистенциалов человеческого бытия;
- провести смысловое и терминологическое разделений понятий «экзистенция» и «экзистенциал»;
- рассмотреть проблемы подлинного бытия в русской и западноевропейской философии XIX- XX вв.;
- определить различные способы проявленности и выраженности личностной экзистенции в современной постмодернистской культуре;
- исследовать новые этически продуктивные формы и смыслы традиционных экзистенциалов человеческого бытия в постмодернизме;
- определить возможные перспективы русской философии в контексте постмодернистской философии и культуры.
Объектом исследования в данной работе выступают основные экзистенциалы человеческого бытия.
Предметом исследования является этический анализ основных категорий экзистенциальной философии в контексте русской и западноевропейской философии Х1Х-ХХ вв.
Методология исследования основана на системном подходе к данной проблеме, что предполагает исследование феномена человеческой экзистенции в различных контекстах: этико-философском, социально-психологическом, культурологическом, литературоведческом, религиоведческом.
Осмысление главной проблемы диссертационного исследования осуществляется в контексте нравственной философии, в которой человеческое существование имеет проблемный и трагический характер. Важной составляющей методологии исследования является этический анализ основных экзистенциалов человеческого бытия, что позволило выявить их нравственный статус в отличие от онтологического, принятого в традиционном философском анализе экзистенциалов.
Компаративистский метод позволяет выявить сходства и различия в понимании сущности экзистенции, принятой в отечественной и западноевропейской философских традициях.
При реконструкции этических идей Ф.М. Достоевского использовались литературоведческие принципы анализа текста.
Критический анализ постмодернистской культуры основывается на реконструкции взглядов современных исследователей различной мировоззренческой ориентации.
Научная новизна исследования заключается в целостном анализе основных экзистенциалов человеческого бытия как этических категорий. Выявлен этический статус экзистенциала, что позволило определить не только индивидуально-субъективные смыслы, но и духовно-социальные, имеющие этическую перспективу в контексте современной постмодернистской культуры. На защиту выносятся следующие положения: 1. В диссертационном исследовании выявлено, что экзистенциалы человеческого бытия являются нравственным эпицентром личности, духовно-смысловым скрепом всех бытийных проявлений человека и, следовательно, единственным условием и способом достижения подлинного существования;
2. определено, что категория подлинного бытия является философским инвариантом различных течений экзистенциализма. Экзистенция рассматривается как устремленность к подлинному бытию, раскрывающая себя в пограничных ситуациях. В тоже время подлинное бытие есть инвариант этики, целью которой всегда было достижение истинной, благой, правильной жизни, что предполагало поиск смысла и цели своего существования. В этом смысле этика изначально экзистенциальна. Несмотря на определенную онтолого-феноменологическую направленность категории подлинного бытия в экзистенциализме, в сущности, она остается связанной с традиционной этической проблематикой;
3. в диссертационном исследовании утверждается: этическая фундированность экзистенциалов проявляется в том, что сущность экзистенции, определяемая главным образом через достижение подлинного существования, по своей сути есть моральный выбор личности, что представляет собой этическую характеристику поступка;
4. доказывается, что традиционные экзистенциалы (страх, забота, тревога и т.д.) часто интерпретируются психологически, чему препятствуют экзистенциалисты, стремясь перевести их в категории онтологии. Рассмотрение экзистенциалов не как «психических состояний», а как состояний нравственного сознания личности будет способствовать более продуктивному философскому анализу, расширяющим границы нередуцированного антропологического опыта;
5. показано, что традиционную нетождественность этики и онтологии, принятой в экзистенциальной философии, можно преодолеть этическим анализом основных экзистенциалов человеческого бытия, который позволяет выявить универсальное нравственное значение экзистенциалов. В орбиту «экзистенциального дискурса» неизбежно входят традиционные понятия и категории этики: одиночество, трагизм, ответственность, поиск смысла и цели, протест против неподлинного и т. д. Таким образом, выявляется определенная закономерность взаимопроникновения экзистенциализма и этики: экзистенциальные категории в своем предельном выражении становятся этическими категориями, в то время как наиболее глубокая сущность этических понятий трактуется в экзистенциальной терминологии. Искомое этики и экзистенциализма оказывается идентичным: достижение подлинного существования;
6. показано, что сравнительный анализ русского и западного экзистенциальных мировоззрений периода нач. Х1Х-кон. XX вв. позволяет глубже постичь особенности каждого из них. Если для Запада характерна близость экзистенциальной философии к философии жизни, феноменологии, герменевтике, то для русской философии экзистенциализм более всего отождествляется с этикой. Особенность отечественной нравственной философии заключается в напряженном рассмотрении проблем человеческого существования преимущественно в духовно-нравственном, то есть метафизическом и экзистенциальном измерениях. Экзистенциальные проблемы традиционно отождествляются с этическими в русской философии;
7. определено понимание экзистенции в западной философии как имманентной личному опыту, основанному преимущественно на страхе, заботе и тревоге, вызванном острым переживанием своей конечности, существенным образом отличается от понимания экзистенции в русской философии, которое базируется на осознание объективных духовных ценностей, являющихся основой бесконечного личностного самопознания и нравственного совершенствования. Осмысление духовно-нравственной ценности основных экзистенциалов бытия раскрывает в человеке новые возможности и способы подлинно личностного существования, без которого невозможен диалог с другими людьми и миром в целом. В отличие от западноевропейской индивидуалистической персонологии, в русской философии делается акцент на духовно-нравственных, соборных и сотериологических параметрах личности;
8. выявлено, что в эпоху постмодернизма индивид противостоит традиции существования как таковой. В результате, система отношений «человек-мир» нуждается в переосмыслении с точки зрения выявления в ней этически продуктивных основ для дальнейшей возможности подлинного бытия. Экзистенциальное в постмодернизме приобретает особое значение, характеризующиеся этическим сдвигом с субстанционально-теистических моделей человека в сторону нелинейной и неравновесной антропологии, предполагающей игровые и ироничные формы существования в качестве основных экзистенциалов. Это означает, что произошла трансформация экзистенциальных смыслов в постмодернистской реальности, которая вопреки пессимистическим прогнозам о ситуации «после смерти человека» (К. Свасьян), способна обнаружить новую позитивную витальность, которую она может почерпнуть в том числе из традиционных нравственных учений о человеке, и в первую очередь из этического пласта русской философии.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Результаты исследования можно использовать в составлении и разработках учебных программ по курсам этики, философии, философии образования, философской антропологии, истории философии, онтологии, культурологи, эстетики, в практике нравственного воспитания молодежи, в диагностике формирования современных экзистенциальных качеств личности, в преподавании всех гуманитарных наук.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Воронежского государственного педагогического университета 2005-2006 г.; изложены в лекциях и семинарах для студентов по дисциплинам «История философии», «Этика», а также на спецсеминаре «Философия личности»; были озвучены в форме докладов на следующих конференциях: «Законы педагогической сферы общества» (Н. Новгород, 2003), «Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности» (26-27 сентября, Воронеж, 2003), «Ильенковские чтения: Социальная теория, ее истинность и роль в историческом процессе» (Воронеж, 2005), «Русская философия о преображении мира и человека» (Воронеж, 2007).
Также основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Новикова Е.С. Бытие как целостность: подлинность существования человека / Е.С. Новикова // Системный анализ и управление в биомедицинских системах (ж-л вкл. в перечень изд. ВАК РФ) / гл. редактор В.Н. Фролов. - Воронеж, 2006. - Т. 5,4. - С. 737-738.
2. Новикова Е.С. Формирование социальных взглядов А.И. Герцена / Е.С. Новикова // Молодые философы Воронежа: Сборник научных трудов / Под ред. A.B. Шипилова. Вып. 1. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. - С. 46-53.
3. Новикова Е.С. Проблема выбора личности в контексте экзистенциальной повседневности / Е.С. Новикова // Молодые философы Воронежа : Сборник научных трудов / Под ред. A.B. Шипилова. Вып. 2. -Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003. - С. 56-60.
4. Новикова Е.С. Антимещанская направленность русской культуры / Е.С. Новикова // Законы педагогической сферы общества : Сборник научных трудов. -Н. Новгород, 2003.-С1. 387-388.
5. Новикова Е.С. Повседневность как сфера нравственного формирования экзистенциальных качеств личности / Е.С. Новикова // Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности: Материалы международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2003 года. -Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003. - С. 248-254.
6. Новикова Е.С. Социоприродная основа человеческого бытия / Е.С. Новикова // Смысложизненные проблемы бытия человека : Международный сборник научных трудов. - Воронеж, 2004. - С. 48-53.
7. Новикова Е.С. Человечность как истинное бытие / Е.С. Новикова // Ильенковские чтения - 2005: Материалы Международной научной конференции «Социальная теория, ее истинность и роль в историческом процессе». В 2 ч. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - Ч. II. - С. 42-44.
8. Новикова Е.С. Экзистенциальное бытие как коррелят человечности / Е.С. Новикова // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 года). В 5 т. - М.: «Современные тетради», 2005. - Т. 4. - С. 103.
9. Новикова Е.С. Духовно-нравственная значимость экзистенциалов в формировании принципов существования русской личности / Е.С. Новикова // Русская философия о преображении мира и человека. - Воронеж, 2007. -С. 30-31.
Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, который содержит 197 источников, в том числе 3 зарубежных.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Любовь как экзистенциал человеческого бытия2008 год, кандидат философских наук Омарбекова, Суваржат Владимировна
Проблема отчуждения в русском экзистенциализме: Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов2002 год, кандидат философских наук Серегина, Татьяна Николаевна
Проблема человека: экзистенциально-антропологический анализ2005 год, кандидат философских наук Верещагина, Галина Николаевна
Экзистенциальная архетипика в художественном пространстве современной русской прозы2006 год, кандидат филологических наук Барышева, Светлана Геннадьевна
Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора2006 год, кандидат философских наук Левичева, Екатерина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Этика», Новикова, Екатерина Станиславовна
Заключение
Основной результат нашего исследования заключается в раскрытии этического статуса экзистенциалов, что дает увидеть тождественность понятий этика и онтология в экзистенциальной философии.
Рассмотрев различные оценки экзистенциальной философии, данные западными иследователями (прежде всего, Ф.О. Больновым), советскими (Б.Т Григорян) и современными отечественными исследователями (П.С. Гуревич, Т.А. Кузьмина, A.C. Колесников, Ю.А. Сандулов), мы убедились, что главное в экзистенциалистской этике - это ее этический пафос критики, а именно: критики рационалистической антропологии и критики наличной социальной действительности. В экзистенциализме критика приобретает черты морализаторства с присущей ей, по словам Т. Адорно, абсолютизацией протеста.
Рассмотрение взглядов большого круга исследователей позволило выявить основные черты этики экзистенциализма, его «нравственное ядро»: стремление к подлинному бытию, достижение свободы как смысла жизни, моральный выбор, принятие ответственности, антирелятивистский поиск абсолютов. Эти характеристики значительно сближают философское ядро экзистенциализма с этикой, так как выдвигают на первый план вопросы человеческого существования. Речь о бытии всегда ведется в русле вечного вопроса о его подлинности, которая достигается на основании морального выбора.
В ходе работы были раскрыты причины традиционного несовпадения этики и онтологии в западноевропейской экзистенциальной философии. Это связано с особым пониманием самой этики, с устоявшимся кругом ее проблем, которые в XX веке отошли от глубинных духовных проблем личности и сместились или в сторону анализа морального языка, или в сторону прикладных проблем социальной этики. Экзистенциализм совершил в этом смысле кардинальный поворот к новой этике, которая заключалась в поиске и обосновании подлинной жизни.
Рассмотрение некоторых экзистенциалов человеческого бытия (существование в повседневности, любовь, свобода, творчество, духовность) позволило увидеть их первичную взаимосвязь с этическим измерением реальности. На основании изученного материала мы смогли дать собственное определение экзистенциала, которое выглядит следующим образом: экзистенциал - это этико-философская категория, характеризующая такое нравственное состояния человеческого сознания и бытия, когда человек, будучи поставлен в радикальную пограничную ситуацию, на основании свободного морального выбора осуществляет стремление к подлинному бытию.
Также нам удалось определить универсальное нравственное значение экзистенциалов, присущее как западной, так и отечественной философии, при этом выявив ряд отличий западного понимания экзистенциала от принятого в отечественной философии.
Рассмотрев взгляды Ф.М. Достоевского, H.A. Бердяева, И.А. Ильина с одной стороны и С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю и Н. Аббаньяно с другой, стало очевидно следующее. Понимание экзистенции в западной философии как имманентной личному опыту (основанному преимущество на страхе, заботе и тревоге, вызванном острым переживанием своей конечности), существенным образом отличается от понимания экзистенции в русской философии, которое базируется на осознание объективных духовных ценностей, являющихся основой бесконечного личностного самопознания и нравственного совершенствования. Поэтому «экзистенциалами» русской философии становятся особые состояния духа (положительные экзистенциалы): творческий подъем, прозрение в свободу, вера, надежда, любовь. Иными словами, состояния, близкие духовно-экзистенциальному опыту христианских добродетелей.
В тоже время русская философия постигает и темную сторону человеческой души, ее «бездну», «низины», «подполье» (по определению Ф.М. Достоевского), ее нравственную антиномичность, расколотость между добром и злом, «завороженность» смертью. Но эти состояния не являются определяющими и самодостаточными, они выступают лишь в качестве объекта «преодоление объективации», как говорит Н.А. Бердяев. В целом, западный экзистенциализм исходит из конечности человеческого существа, в то время как русская философия (в силу ее глубокой укорененности в христианской традиции) исходит как раз из бесконечности личности как образа Божьего, воспринимая смерть, зло и конечность как трагедию, онтологическое несовершенство (болезнь бытия), которое необходимо преодолеть.
Если для Запада характерна близость экзистенциальной философии к философии жизни, феноменологии, герменевтике, то для русской философии экзистенциализм более всего отождествляется с этикой. Экзистенциальные проблемы в русской философии являются преимущественно этическими проблемами. Итак, с одной стороны - «страх, ужас, отчаяние», а с другой -«вера, надежда, любовь»: таково различие экзистенциальных традиций России и Запада.
Обращаясь к современной культуре, к ее постмодернистскому состоянию, мы видим, прежде всего, духовный кризис человека в этой культуре. В тоже время мы имеем возможность наблюдать (и экзистенциально-нравственно переживать!) происходящую трансформацию этических смыслов традиционных экзистенциалов в постмодернизме. Постмодернизм, с одной стороны, деструктировал традиционные духовно-нравственные и метафизические смыслы человеческого бытия, а с другой - поставил человека в более проблемную и драматическую ситуацию в этическом смысле, чем это сделал в свое время экзистенциализм. Человек оказался погруженным в тотальную игровую и ироничную ситуацию, что фактически равняется признанию полного абсурда бытия. Трагические переживания современного человека, его бегство от себя и собственного существования являются доказательством того, что идеальное духовно-нравственное начало не утрачено в нем: глубина и трагичность переживаний страха, одиночества, безысходности, тоски являются красноречивым, живым примером сохранившейся в человеке открытости бытию. Это подтверждается непрекращающимися попытками экзистенциального прорыва современного человека за пределы объективированной постмодернистской структуры.
Данный фактор свидетельствует о том, что приближается момент перелома в постмодернистском сознании. Постмодернизм, отторгнув традицию исканий подлинного бытия, одновременно высвободил новые стихии, несущие в себе мощные импульсы трансценденции, являющиеся возможностью укоренения человека в бытии. К их числу относятся: стихия хаоса, которой одновременно присуще стремление к гармонии, стихия техники, которая есть способ экзистенциального взаимодействия Я с бытием, стихия Структуры, которая таит в себе основы новой социальности, и, наконец, собственно «дивид», не имеющий шансов на человеческий успех в обезличенной реальности, но способный к личностному возрождению.
На основании вышеизложенного правомерно говорить об этических экзистенциалах постмодернизма с той точки зрения, что экзистенциальное в постмодернизме приобретает особое значение, характеризующиеся этическим сдвигом с субстанционально-теистических моделей человека в сторону нелинейной и неравновесной антропологии, и предполагающее игровые и ироничные формы существования в качестве основных экзистенциалов.
Таким образом, в ходе всей работы была выявлена определенная закономерность взаимопроникновения экзистенциализма и этики: экзистенциальные категории в своем предельном выражении становятся этическими категориями, в то время как наиболее глубокая сущность этических понятий трактуется в экзистенциальной терминологии. Это раскрывает определенные перспективы русской философии на современном этапе, в современной постмодернистской реальности, поскольку, как отмечают наиболее видные исследователи русской мысли, ей присуща особо сильная этическая заостренность на проблемных моментах человеческого существования.
Это свидетельствует о том, что богатые экзистенциальные наработки русской философии могут быть в значительной мере востребованы современной этикой, философией и культурой и стать основой для формирования новой парадигмы духовно-нравственного существования человека. Эту же уверенность разделяет П.П. Гайденко, расценивая экзистенциальный опыт русской личности как возможность «полностью освободиться от той тирании субъективности, которая характерна для новооевропейской философии, особенно для последних столетий, и составляет идеологическую основу индустриальной цивилизации с ее агрессивным наступлением на все живое, включая и самого человека».238 В.А. Кутырев также выражает надежду на то, что Россия в современной пограничной ситуации, в которую ее поставил мировой глобализм, сохранит свою высокую духовную и экзистенциальную миссию - сохранение Бытия: «Россия меняется, все еще находясь на перепутье. Она может склониться как в сторону сохранения нашего бытия, так и его превращения в иное, а фактически в ничто, усиливая ту или другую мировую тенденцию. Будем надеяться, что она станет опорой Бытия и тогда мы, люди -Будем».239
Таким образом, для современной культуры, которой грозит и физическое и духовное исчезновение, идеи Ф.М. Достоевского о страдании, бессмертии, «маленьком человеке», прозрения H.A. Бердяева о творчестве как подлинной основе духа, мысли И.А. Ильина о духовном обновлении дехристианизированной западной и отечественной культуры имеют сегодня поистине универсальное духовно-нравственное звучание и значение.
238Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997.-С.7.
239Кутырев В.А. Философия постмодернизма / B.A. Кутырев. - Нижний Новгород, 2006. - С.90.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Новикова, Екатерина Станиславовна, 2007 год
1. Аббаньяно H. Мудрость философии и проблемы нашей жизни / Н. Аббаньяно. - СПб. : Алетейя, 1998. - 507 с.
2. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Н. Аббаньяно. СПб. : Алетейя, 1998. -507 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Феномен повседневного мира / К.А. Абульханова-Славская // Философия : учеб. пособие / под ред.
4. B.П. Кохановского. Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. - 576 с.
5. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали / В. Теодор Адорно. -М. : Республика, 2000. 239 с.
6. Андреев A.A. Западный индивидуализм и русская традиция / A.A. Андреев, А.И. Селиванов // Философия и общество. 2001. - №4.1. C. 100-126.
7. Антонович М.А. Единство физического и нравственного Космоса / М.А. Антонович // Феномен человека: Антология / сост. П.С. Гуревич. -М.: Высш. шк., 1993.
8. Арендт X. Хайдеггеру восемьдесят лет / X. Арендт // Вопросы философии. - 1998. -№1. - С. 126-135.
9. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. М. : ПЕР СЭ : СПб. : Университетская книга, 2000. - 500 с.
10. Ахутин A.B. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века / A.B. Ахутин // Вопросы философии, 1998. №1. - С. 110-121.
11. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М. : Онега, 1994.-256 с.
12. Батай Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай. СПб. : Axioma / МИФРИЛ, 1997.-300 с.
13. Бегиашвили А.Ф. Неопозитивизм и экзистенциализм / А.Ф. Бегиашвили. Тбилиси : Мецниереба, 1975. - 95 с.
14. Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве / A.M. Бекарев. Н. Новгород, 1992. - 435 с.
15. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви / H.A. Бердяев // Философия любви : в 2 ч. М.: Политиздат, 1990. - Ч. 2. - 530 с.
16. Бердяев H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М., 1993. - 320 с.
17. Бердяев H.A. Мое философское миросозерцание / H.A. Бердяев // H.A. Бердяев о русской философии / сост. Б.В. Емельянов,
18. А.И. Новиков. Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 288 с.
19. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности : Избранные труды / H.A. Бердяев / ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1999. - 312 с.
20. Бердяев H.A. Проблема человека : К построению христианской антропологии / H.A. Бердяев // Путь. 1936. - №50. - С. 3-26.
21. Бердяев H.A. Русская идея / H.A. Бердяев. Париж, 1946. - 280 с.
22. Бердяев H.A. Самопознание : Опыт философской автобиографии / H.A. Бердяев. М.: Книга, 1991.-446 с.
23. Бердяев H.A. Философия свободы : Смысл творчества / H.A. Бердяев. -М.: Правда, 1989. 607 с.
24. Бердяев H.A. Человек. Микрокосм и макрокосм / H.A. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. - 620 с.
25. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования / М.Н. Берулава. М.: Гелиос АРВ, 2000. - 350 с.
26. Бимель В. Мартин Хайдеггер / В. Бимель. Челябинск : Урал LTD, 1998.- 286 с.
27. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. СПб. : Лань, 1999.-224 с.
28. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель // Материальная цивилизация, экономика и капитализм. -М.: Прогресс, 1986. Т. 1. - 700 с.
29. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер. М., 1993. - 174 с.
30. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. -М., 1968.-300 с.
31. Буркхард Г. Непонятая чувственность : Набросок антропологии чувственности / Г. Буркхард // Это человек: Антология / сост. П.С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1995. - С. 40-63.
32. Вайль П. О «новой волне» / П. Вайль, А. Генис // Столица. 1991. -№34.-С. 112-140.
33. Василев К. Любовь / К. Василев. М.: Прогресс, 1982. - 384 с.
34. Вдовина И.С. Французский персонализм о специфике человеческого бытия / И.С. Вдовина // Человек и его бытие как проблема современной философии : Критический анализ некоторых буржуазных концепций. -М.: «Наука», 1978.-С. 201-221.
35. Виндельбанд В. Избранное : Дух и история / В. Виндельбанд. -М.: Юрист, 1995.-400 с.
36. Власова Ю.В. Вопрос достижения человеком своей сущности в философии экзистенциализма / Ю.В. Власова, C.B. Никишин // Смысложизненные проблемы бытия человека. Воронеж. -Центрально-Черноземное книжное издательство, 2004. - С. 28-32.
37. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев. -М. : Республика, 1994. 368 с.
38. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. -М. : Наука, 1972.-222 с.
39. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. -М. : Республика, 1997. 495 с.
40. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века : социологические проблемы / Ю.А. Гаспарян. Санкт-Петербург : ТОО ТК Петрополис, 1999.
41. Голод С.И. Личная жизнь : любовь, отношения полов / С. И. Голод. -Л. .-Знание, 1990.-260с.
42. Гречко П.К. Диалектический гуманизм или о природе человека // Человек как философская проблема: Восток-Запад / отв. ред. Н.С. Кирабаев.-М. : Изд-воУДН, 1991.-С. 164-180.
43. Григорян Б.Т. На путях философского познания человека / Б.Т. Григорян // Проблема человека в современной философии. -М. : Наука, 1969.-С.5-73.
44. Грицай Е.В. Инициация постмодерна : на полях у Бодрийяра / Е.В. Грицай // Вопросы философии. 2003. - №9. - С. 155-180.
45. Груздева М.Л. Бытие как экзистенциальная проблема : автореф. дис.канд. филос. наук / М.Л. Груздева. М., 2003. - 48 с.
46. Грякалов А. Сопротивление небытию / А. Грякалов / авт. послеслов. к кн. // A.A. Корольков. Русская духовная философия. СПб. : Изд-во РХГИ, 1998.-С. 571-573.
47. Гудинг Д. Мировоззрение : Человек в поисках истины и реальности / Д. Гудинг, Дж Леннокс. Ярославль : Норд, 2004. - Т.2. Кн. 1. - 380 с.
48. Гуревич П.С. Неисчерпаемость антропологического опыта /
49. П.С. Гуревич // Спектр антропологических учений. М. : ИФ РАН, 2006.-С.З-19.
50. Гуревич П.С. Антропологический ренессанс // Феномен человека: Антология / сост., авт. вступ. ст. П.С. Гуревича. М. : Высш. шк., 1993. -349 с.
51. Гуссерль Э. Логические исследования : Прологомены к чистой логике / Э. Гуссерль. К. : Вентури, 1995. - 358 с.
52. Давыдов Ю. Бегство от свободы : Философское мифотворчество и литературный авангард / Ю. Давыдов. М. : Художественная литература, 1978.-360 с.
53. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Давыдов. М., 1984.-520 с.
54. Дарк О. «Черная месса» императивной критики / О. Дарк // Знамя. -1992.-№ 8.-С. 18-42.
55. Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М. : Издательский Центр «Академия», 1995.-255 с.
56. Делез Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. -Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. 286 с.
57. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Ж. Деррида. М. : Современный литератор, 1999. - 832 с.
58. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. М. : Академический Проект, 2000.-413 с.
59. Димитрова C.B. Телеологическое понимание свободы / C.B. Димитрова // Человек в современных философских концепциях : сб. науч. конф. : в 2 т. Волгоград, 2004. - Т. 2. - 220 с.
60. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. -М. : Народное образование, 1999. 130 с.
61. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. М., 1978. - 213 с.
62. Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века / K.M. Долгов. М. : Искусство, 1990. -399 с.
63. Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1873-1881) / Ф.М. Достоевский. -Санкт-Петербург, 1999. 680 с.
64. Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 10 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. - Т. 3. - 810 с.
65. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский // Полн. собр. соч. : в 30 т. Ленинград : издательство «Наука», 1973. -Т. 6.-725 с.
66. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 10 т. -М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. Т. 3. - 810 с.
67. Евтушенко С.П. Эрос и Агапе : Гносеологический аспект / С.П. Евтушенко // Вопросы философии. 1999. - №10. - С. 100-110.
68. Ерошенко И.П. Антропология синергии мужского и женского / И.П. Ерошенко, Т.И. Ерошенко // Человек в современных философских концепциях : сб. науч. тр.: в 2 т. Волгоград, 2004. - Т.2. - С. 29-37.
69. Жаров Л.В. «Третий» пол!»? / Л.В. Жаров // Человек. 2005. - № 3. -С. 130-136.
70. Жаров С.Н. Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки : монография / С.Н. Жаров. Воронеж, гос. ун-т. - Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. - 352 с.
71. Жеребкина И. Прочти мое желание : Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм / И. Жеребкина. М.: Идея-Пресс, 2000. - 570 с.
72. Зернов Н.М. Русской религиозное возрождение XX века / Н.М. Зернов. Paris : YMCA-PRESS, 1991. - 368 с.
73. Зеньковский B.B. История русской философии / В.В. Зеньковский / сост. A.B. Поляков. Ленинград : ЭГО, 1991. - Т. 1, часть II. - 269 с.
74. Зимбули А.Е. Лекции по этике: Учеб. пособие. Вып. 2. Спб. : Петербургский ин-т печати, 2006. - 264 с.
75. Ибн Сина (Авиценна) Трактат о любви / Ибн Сина (Авиценна) // Философия любви : в 2 ч. М.: Политиздат, 1990. - Ч. 2. - С. 24-30.
76. Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1994. - Т.З. - 592 с.
77. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. М., 1993. -160 с.
78. Ильин И.А. О грядущей России : избранные статьи / И.А. Ильин / под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. - 368 с.
79. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. М. : ООО «Издательство ACT», 2003. - 220 с.
80. Ильин И.П. Дивид-индивид / И.П. Ильин // Постмодернизм : Словарь терминов. Тула: Интрада, 2001. - 340 с.
81. Ильин И.П. Постмодернизм : Словарь терминов / И.П. Ильин.
82. М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения), INTRADA, 2001. 340 с.
83. Ионин Л.Г. Социология культуры : Учебное пособие / Л.Г. Ионин. -М.: Логос, 1996.-460 с.
84. Исаев A.A. Апория преемственности: История философии / A.A. Исаев. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. 479 с.
85. Исаев С.А. «Диалектическая лирика» С. Кьеркегора/ С.А. Исаев // Кьеркегор. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - С. 5-12.
86. Каган М.С. Мир общения : Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
87. Камю А. Миф о Сизифе : Эссе об абсурде / А. Камю // Сумерки богов. -М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 32-60.
88. Кант И. Антропология / И. Кант / под ред. В.Ф. Асмуса // Собр. соч. : в 6 т. М.: Мысль, 1965. - Т. 4. - 544 с.
89. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного / И. Кант / под ред. В.Ф. Асмуса // Собр. соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1964. -Т.2.-510 с.
90. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека / Г.С. Киселев // Вопросы философии. 1999. -№1. - С.40-50.
91. Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя «Брюхо архитектора» / Г.С. Кнабе // Вопросы философии. 1997. - №5. -С.80-95.
92. Коган JI.A. Закон сохранения бытия / J1.A. Коган // Вопросы философии. -2001.-№ 4.-С. 67-80.
93. Козлова H.H. Советские люди : Сцены из истории / H.H. Козлова. -М.: Издательство «Европа». 2005. - 544 с.
94. Колесников A.C. «Позитивный экзистенциализм» Отто Фридриха Больнова / A.C. Колесников, Ю.А. Сандулов // Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. -СПб.: Лань, 1999. -С.198-218.
95. Коплстон Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон. -М.: Центрполиграф,2002. 269 с.
96. Корольков A.A. Русская культура: философия истоков / A.A. Корольков. Бийск : Бия, 2007. - 224 с.
97. Корольков A.A. Русская духовная философия / A.A. Корольков. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - 576 с.
98. Котельников В. Зерна в чужой земле / В. Котельников // Корольков A.A. Русская духовная философия / авт. вступ. ст. СПб. : Изд-во РХГИ, 1998.-С. 3-7.
99. Крапивенский С.Э. Единство природного и социального бытия человека / С.Э. Крапивенский, H.A. Тельнова // Философия и общество. 2001-№4.-С. 61-77.
100. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека : Философия, психология и стиль мышления гуманизма / В.А. Кувакин. -СПб.: Алетейя, М.: Логос, 1998. 360 с.
101. Кутырев В.А. Философия постмодернизма / В.А. Кутырев.
102. Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. 95 с.
103. Кьеркегор С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. Киев, 1994. -600 с.
104. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993. -540 с.
105. Кувакин В.А. Экзистенциализм // Русская философия : Словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. - С.628-630.
106. Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм / А.Н. Латынина // Достоевский : Художник и мыслитель : сб. статей. -М.: Художественная литература, 1972. С. 210-259.
107. Лебедев С.А. Философия науки : Словарь основных терминов / С.А. Лебедев. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический Проект, 2006.-320 с.
108. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. -М.: СПб, Университетская книга, 2000. 348 с.
109. Лишаев С.А. Феномен ветхого : Опыт экзистенциального анализа / С.А. Лишаев // Вопросы философии. 2001. - № 9. - С. 71-81.
110. Логанов И.И. Свобода личности / И.И. Логанов. М.: Мысль, 1980. -78 с.
111. Лосев А.Ф. Вступительная статья к первому тому сочинений Платона / А.Ф. Лосев // Платон. Соч., 1968. Т. 1. - С. 3-35.
112. Лосский И.О. Условия абсолютного добра / И.О. Лосский. -М., 1991.-400 с.
113. Макушинский А. Современный «образ мира» : действительность / А. Макушинский // Вопросы философии. 2001. - №6. - С. 119-136.
114. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. М., 1992. - 280 с.
115. Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии / Е.В. Мареева М. : Академический проект, 2003. - 400 с.
116. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // О женском вопросе. М. : Политиздат, 1971. - 98 с.
117. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. M. : «REFL-book», 1994.-368 с.
118. Маслин М.А. История русской философии / М.А. Маслин. -М., 2001.-348 с.
119. Мережковский Д.С. Атлантида Европа : Тайна Запада / Д.С. Мережковский. - М. : Изд-во Рус. Кн., 1992. - 412 с.
120. Мещерякова H.A. Детерминизм в философском рационализме : от Фалеса до Маркса / H.A. Мещерякова. Воронеж, издательство Воронежского государственного университета, 1998. - 168 с.
121. Mo Цзы // Философия любви : в 2 ч. М.: Политиздат, 1990. - Ч. 2.
122. Мунье Э. Манифест персонализма / Э. Мунье. М. : Республика, 1999.-559 с.
123. Мур Дж. Принципы этики / Дж. Мур. М. : Прогресс, 1984. - 326 с.
124. Назаров В.Н. История русской этики / В.Н. Назаров. -М. : Гардарики, 2006. 319 с.
125. Некрасова E.H. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века / E.H. Некрасова. -М.: Мартис, 1997.-160 с.
126. Ницше Ф. Веселая наука / Ф. Ницше // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990.-Т.1.-350 с.
127. Ницше Ф. Несвоевременные размышления / Ф. Ницше // Собр. соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - 399 с.
128. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры : Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию / С.Ф. Одуев. -М.: «Мысль», 1971. -429 с.
129. Омельченко Н.В. На пути к интегральной философии человека / Н.В. Омельченко // Человек в современных философских концепциях : сб. науч. тр.: в 2 т. Волгоград, 2004. - Т. 1. - С. 80-96.
130. Опенков М.Ю. Страх как антропологическая проблема / М.Ю. Опенков // Духовность : современность и ретроспектива : Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород : НГПУ, 1995. — С. 35-40.
131. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет. -М.: Радуга, 1991.-498 с.
132. Ортега-и-Гассет X. Эстетика в трамвае / X. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991. 588 с.
133. Платон. Пир / Платон // Собр. соч.: в 4 т. М., 1993. - Т. 2.-380 с.
134. Померанц Г.С. Страстная односторонность и бесстрастие духа / Г.С. Померанц. СПб.: Университетская книга, 1998. - 670 с.
135. Портянская Л.А. Обретение единства / Л.А. Портянская // Законы экологической сферы общества : Материалы VIII-й международной ярмарки идей, 33 Академического симпозиума. Н.Новгород : Изд. Гладкова О.В., 2005. - С. 416-418.
136. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней : От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери : в 4 т. Санкт-Петербург : ТОО ТК «Петрополис», 1997. - Т. 4. - 880 с.
137. Розанов В.В. Люди лунного света : Метафизика христианства /
138. B.В. Розанов. М.: Дружба народов, 1990. - 570 с.
139. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир /
140. C.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
141. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви / Ю.Б. Рюриков. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 446 с.
142. Рябов В.Ф. Наш духовный мир / В.Ф. Рябов. 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1987. - 287 с.
143. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века : Историко-религиоведческий очерк / С.Н. Савельев. -Ленинград, 1987.-184 с.
144. Самара Г.Н. Семья и первичная социализация молодежи /
145. Г.Н. Самара, Д.С. Петров // Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. Научное издание. - М., ООО «Фирма Светотон ЛТД», 2004. - 320 с.
146. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто : Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. - 640 с.
147. Сартр Ж.-П. Две грани экзистенциализма / Ж.-П. Сартр, А. Камю. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 423 с.
148. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. - С. 3-31.
149. Сафрански Р. Философствовать значит мочь / Р. Сафрански // Вопросы философии. - 1997. - № 4. - С. 97-108.
150. Семенова С.Г. Тайны Царствия Небесного / С.Г. Семенова. -М. Школа-Пресс, 1994. 415 с.
151. Сикорский Б.Ф. Национальный и социальный характер в жизни общества и человека / Б.Ф. Сикорский. М. : Социально-гуманитарные знания, 2002. - 87 с.
152. Скирбекк Г. История философии : учеб. пособие / Г. Скирбекк, Н. Гилье. М. Владос, 2001. - 800 с.
153. Смирнов С.А. Путь в структурах повседневности / С.А. Смирнов // Человек. 2004. - №6. - С. 23-34.
154. Современная буржуазная философия / под ред. A.C. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. М. : Из-во Московского университета, 1972.-652 с.
155. Соловьев B.C. Оправдание добра / B.C. Соловьев // Собр. соч.: в 2 т. -М., 1988. Т. 1.-892 с.
156. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского / B.C. Соловьев // Собр. соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. - Т. 2. - 822 с.
157. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас : Очерки по истории философии / Э.Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991. - 431 с.
158. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера / С.Н. Ставцев. -СПб.: Лань, 2000. 192 с.
159. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.
160. Тиллих П. Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель / П. Тиллих // Избранное: Теология культуры. М. : Юрист, 1995. - 479 с.
161. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология : Учебно-справочное пособие / Ю.В. Тихонравов. М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998. - 238 с.
162. Ткачев П.Н. Кладези мудрости российских философов / П.Н. Ткачев. -М. : «Правда», 1990. 637 с.
163. Толстых В.И. Сократ и мы : Разные очерки на одну и ту же тему /
164. B.И. Толстых. М. : Политиздат, 1986. - 2-е изд. - 384 с.
165. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания /
166. C.Н. Трубецкой // Это человек : Антология. М. : Высшая школа, 1995.
167. Тугаринов В.П. Личность и общество / В.П. Тугаринов. -М. : Мысль, 1965. 97 с.
168. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире : Критика концепций французского экзистенциализма / Т.М. Тузова. -Мн. : Наука и техника / под ред. A.A. Михайлова. М., 1987. - 158 с.
169. Тульчинский Г. Л. Слово и тело постмодернизма : От феноменологии невменяемости к метафизике свободы / Г.Л. Тульчинский // Вопросы философии. 1999. - №10. - С. 35-53.
170. Уледов А.К. Духовное обновление общества / А.К. Уледов. -М. : Мысль, 1990.-333 с.
171. Филиппов Л.И. Проблема субъекта исторического творчества в философии Ж.-П. Сартра / Л.И. Филиппов // Человек и его бытие как проблема современной философии : Критический анализ некоторых буржуазных концепций. М. : «Наука», 1978. - С. 60-98.
172. Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе / С. Финкелстайн. М. : Прогресс, 1967. -320 с.
173. Фортунатова В.А. Аспекты взаимодействия культуры и духовности / В.А. Фортунатова // Духовный мир личности : становление и развитие. Межвузовский сборник научных трудов, Н.Новгород : Издательство НГПУ, 1998.-С. 6-15.
174. Франк С. С нами Бог : Три размышления / С. Франк // Духовные основы общества. М., 1992. - 136 с.
175. Франк C.JI. Реальность и человек / СЛ. Франк / сост. A.A. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997. - 448 с.
176. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека : Научный, реальный гуманизм и нравственно-философские искания в истории русской культуры / И.Т. Фролов. М.: Знание, 1985. - 180 с.
177. Фромм Э. Искусство любви / Э. Фромм // Философия и жизнь. М.: Знание. - 1991. - № 6. - С. 3-45.
178. Фуко М. Слова и вещи : Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -М.: Прогресс, 1977. -487 с.
179. Хазанова Н.М. Собор как интегратор духовности личности: принципы исследования / Н.М. Хазанова // Человечество в XXI веке : индикаторы развития : Материалы IV международной ярмарки идей, 29 академического симпозиума. Н.Новгород, 2001. - С. 114-120.
180. Хайдеггер М. Время и бытие : Статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - 447 с.
181. Хейзинга Й. Homo ludens : В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.
182. Хельд К. Подлинная экзистенция и политический мир // Вопросы философии. 1997. - №4. - С.38-49.
183. Хенгстенберг Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы / Г.Э. Хенгстенберг // Это человек : Антология. М. : Высшая школа, 1995.-460 с.
184. Чаадаев П.Я. Сочинения / П.Я. Чаадаев. М. : Правда, 1989. - 621 с.
185. Шадриков В.Д. Духовные способности / В.Д. Шадриков. Издание 2-е, дополненное и переработанное. - М. : Издательство Магистр, 1996. -160 с.
186. Шадрина JI.H. Тело в поисках слова / JI.H. Шадрина // Человек в современных философских концепциях : сб. науч. тр. : в 2 т. -Волгоград, 2004. Т.2. - С. 18-32.
187. Шамолин Р.В. Индивидуация как посвящение в бытие / Р.В. Шамолин // Человек. 2003. - № 3. - С. 29-55.
188. Шаповалов В.Ф. Основы философии : От классики к современности : учеб. пособие / В.Ф. Шаповалов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 360 с.
189. Шварцман К.А. Этика без морали / К.А. Шварцман. М.: Мысль, 1964.-256 с.
190. Шестов J1. Киргегард и экзистенциальная философия : Глас вопиющего в пустыне / JI. Шестов. М. : Прогресс-Гнозис, 1992. -302 с.
191. Шимин Н.Д. Личность как социально-философская проблема / Н.Д. Шимин. Воронеж, 2002. - 122 с.
192. Штирнер М. Единственный и его собственность / М. Штирнер. -М., 1918.-560 с.
193. Шуршин К.В. Тендерный конструкт : Проблемы и перспективы / К.В. Шуршин // Человек в современных философских концепциях : сб. науч. тр. : в 2 т. Волгоград, 2004. - Т.2. - С. 78-90.
194. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс // О женском вопросе. -М. : Политиздат, 1971. 80 с.
195. Эпштейн М. После будущего: О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. -Янв. -С. 56-80.
196. Эпштейн М. Постмодерн в России : Литература и теория / М. Эпштейн. М. : Изд-е Р. Элинина, 2000. - С. 78-130.
197. Ясперс К. Радикальное зло у Канта / К. Ясперс // Феномен человека : Антология. М. : Высшая школа, 1993. - 490 с.
198. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. -М.: Республика, 1994. 526 с.
199. Pierre Trotignon, Chapitre Premier Sartre et l'existentialisme : Les philosophes français d'aujourd'hui / Pierre Trotignon. Paris : Presses universitaires de Franse. - Que sais-je? : Le point des connaissances actuelles, 1970.-№ 1279.-128 p.
200. Porta G. Magie naturelle / G. Porta. Rouen, 1650. - P. 22.
201. Schutz A. Collected Papers / A. Schutz. Hague : Nijhof, 1962. - Vol. 1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.