Трансформация архетипа "Великой Матери" в бурятской драматургии 2-й половины XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Шантанова, Тамара Васильевна

  • Шантанова, Тамара Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 176
Шантанова, Тамара Васильевна. Трансформация архетипа "Великой Матери" в бурятской драматургии 2-й половины XX в.: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Улан-Удэ. 2013. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шантанова, Тамара Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Архетип «Великой Матери» (Матери-Богини): возможности мифопоэтического подхода

1.1. Архетип «Великой Матери» в литературе

1.2. Репрезентация архетипа «Великой Матери» в пьесах

Б. Барадина «Чойжид» и «Великая сестрица шаманка»

Глава II. Трансформация архетипа Матери в бурятской драматургии 1950-1980-х годов

2.1. Архетип Матери в пьесах 1950-1960-х годов

2.2. Архетипическое содержание женских образов в пьесах 1970-1980-х годов

Глава III. Проявление образа-архетипа «Великой Матери» в драматургии 1990-2000-х годов

3.1. Новая жизнь архетипа в пьесе М. Батоина «Мудрая девица Ногоодой»

3.2. Два аспекта «Великой Матери» в драме «Бальжин-хатан»

Д. Эрдынеева

3.3. Женские образы в пьесах 2000-х годов с позиций мифопоэтического подхода

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация архетипа "Великой Матери" в бурятской драматургии 2-й половины XX в.»

ВВЕДЕНИЕ

Духовная культура наших предков представляет собой очень стройную слаженную систему, в которой все компоненты взаимосвязаны и подчинены друг другу. Одно из важнейших мест в культурах народов мира занимают архетипы. Архетипы способны «подсвечивать» сюжет произведения не только общими законами мифологического сознания, но и этнической спецификой его проявления. Этническая редакция мифологизма в литературе (В.Н. Топоров) как сопряжение современного и архаического сознания находит выражение в мифологических первосхемах, которые в обилии представлены, по мнению мифопоэтологов, в литературе и искусстве. В бурятской драматургии с самого начала можно наблюдать проявление элементов мифологического сознания, закрепленного в древних танцах, шаманских камланиях, бытовых и религиозных обрядах, в устной поэтической традиции.

В системе культурных архетипов особое место занимает архетип «Великой Матери», Матери-Богини, который относится к наиболее древним и устойчивым архетипам, выступающим бессознательными образами самих инстинктов, моделями (patterns) инстинктивного поведения [Юнг, 1997, с. 71]. У всех древних народов образ женского божества был осенен ореолом святости, непостижимости и поклонения, и потому это один из основных образов в художественных традициях самых разных культур.

Согласно теории К.Г. Юнга, архетипический образ матери способствует появлению и высвобождению определенных представлений из сферы бессознательного у ребенка таким образом, что у него развиваются поведение, эмоции и виды деятельности, которые формируют так называемый материнский комплекс - сложное собрание чувств и впечатлений, связанных с архетипом матери. По мере взросления круг общения ребенка расширяется и начинает включать не только родную мать, но и другие «объекты», в той или иной степени связанные с материнской

заботой: во-первых, это люди, также заботящиеся о нем: бабушки, крестные матери, няньки; общественные институты и идеи (родина-мать, родной язык); такие культурные явления, как мифы, сказки и религии [Юнг, 1994, с. 81]. Материнский комплекс формируется на основе впечатлений ребенка о себе (self) и других, но это содержание появляется и формируется благодаря генеративному, общечеловеческому архетипическому ядру, которое является бессознательным центром материнского комплекса. Это ядро представляется как «Великая Мать» - надличностный, трансцендентный образ женщины, которая регулирует природные и временные явления и во власти которой находятся все процессы человеческой жизнедеятельности.

Великая Мать являлась главной фигурой в религии Ближнего Востока, а также объектом поклонения в Греции, Риме и Малой Азии. Кибела во Фригии и Лидии, Иштар среди ассирийцев и вавилонян, Астарта - в Сирии и Палестине, Исис - в Египте, Гея, Гера, Рея, Афродита и Деметра - ее воплощения в Греции, Майя, Опс, Теллус, Церера - в Риме, Махимата, Кали - в Индии. На Руси она была известна как Мать Сыра Земля, проявляя себя, с одной стороны, в образе Бабы Яги и, с другой - в образе Василисы Прекрасной. Многие характеристики Девы Марии - ее милосердие, непорочность, наличие сына-Бога, который, умирая, воскресает - также делают ее христианским эквивалентом «Великой Матери». Богине-Матери, именуемой Тройной богиней, поклоняются неоязыческие группы, видя ее воплощение в образах Девы, Матери и Старухи, а также Матери Земли, рождающей, а также поглощающей все живое.

Амбивалентность как главная характеристика архетипа Великой Матери проявляется в единстве позитивных и негативных функций. В растительном мире Великая Мать защищает, кормит и поит человека как Хорошая Мать, она же отравляет его и мучит голодом и жаждой - как Мать Ужасная. Так, дерево, дающее созревший плод, является женским символом: оно рождает, питает, его листья и ветви «содержатся в нем», защищают, укрывают. «Женский» характер дерева проявляется, например, в мифе об

Адонисе, где ствол дерева дает жизнь богу солнца. Но в то же время дерево символизирует не только дом и прибежище, обеспечивающее едой, но имеет и негативную оценку, поскольку может быть связано со смертью. К веткам дерева привязываются мертвые тела, ствол дерева заключает мертвое тело так же, как рождает Осириса, деревянный гроб уходит в землю - и здесь проявляется характер чрева Земли, забирающей назад свое дитя. К этой группе символов принадлежат варианты дерева смерти - гильотина, крест, столб, к которому привязывали осужденного на смерть.

В первобытной культуре народов Прибайкалья данный архетип восходит к древним мифоритуальным представлениям о женских божествах

- эжинах огня, солнца и луны - Гал голохан и Иалхан ЮИуруун Теедой.

Именно этим природным объектам, которые выступали в качестве аналога порождающего начала, поклонялись тюркоязычные народы Сибири. К эпохе матриархата восходит образ Манзан Гурмэн Теодой - самой старой богини и матери всех небожителей - тэнгриев. О культе женщины-прародительницы, женщины-жрицы, хранительницы домашнего очага как материнском начале свидетельствуют изображения женщин на скалах, статуэтки из камня и кости [Михайлов, 1980, с. 42].

Но самым древним образом, воплощающим женское начало в значении важнейшего мироустройства в восточноазиатской традиции, является Мать-Земля - прародительница всего сущего: растений, животных, человека. Воплощением Земли и женского чрева выступали божественные персоны Ульгень дэлхэй. Древнемонгольское божество, олицетворяющее мать-землю, звалось Еш^п - Этуген.

Концепция архетипа ориентирует исследование мифов на отыскание в этническом и типологическом многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, который метафорически выражен этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не может быть исчерпанным ни поэтическим описанием, ни научным объяснением. Тем не менее, К.Г. Юнг попытался наметить систематику архетипа,

формулируя такие, например, архетипы, как «тень» (бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выражениями которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гете, Хёгни в «Песни о Нибелунгах», Локи в «Эдде» или любой другой образ плута-озорника), «анима (анимус)» (бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь к ян я т.п.) и «мудрый старик (старуха)» (архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни, выявляемый в таких образах, как мудрый волшебник, шаман, ницшевский Заратуштра). Архетипическое истолкование мифологемы матери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, норна и мойра, Деметра, Кибела, богородица и т. п.) ведет к выявлению архетипа высшего женского существа (Юнг, 1991, с. 2].

Идеи Юнга оказали влияние на современную науку - понятиями «архетип», «архетипический образ» пользовались К. Кереньи, Дж. Кэмпбелл, М. Элиаде и другие историки религии и мифологии, не обязательно принимавшие многие положения аналитической психологии. Учение Юнга об архетипах коллективного бессознательного оказало также определенное влияние на философов и теологов, видных деятелей литературы и искусства (Г. Гессе, Т. Манн, Ф. Феллини, И. Бергман), литературоведов (Н. Фрай, М. Бодкин - представители американской мифопоэтической школы). В современной науке термин «архетип» применяется для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, в том числе мифологических, структур (например, мировое древо) уже без обязательной связи с юнгианством как таковым.

В отечественной науке некоторые мыслители и ученые независимо от Юнга также определяли понятие архетипа: например, выражение «схемы человеческого духа» у П.А. Флоренского и О.М. Фрейденберг, «первосхемы» у В.Н. Топорова. Из работ современных отечественных литературоведов об архетипических образах, ярким явлением стали

исследования Е.М. Мелетинского. В работе «О литературных архетипах» ученый рассмотрел ряд сюжетов и образов русской литературы XIX в. с точки зрения их изначальных архетипических значений. Он не разделяет полностью представление Юнга и его последователей о том, что архетипы описывают бессознательные духовные события в образах внешнего мира. Ученый полагает, что взаимоотношения внутреннего мира человека и окружающей его среды в не меньшей мере составляют предмет мифологического, поэтического и т.п. воображения, чем соотношение сознательного и бессознательного начал в душе.

Архетипы, по Мелетинскому, □ это «первичные схемы образов и сюжетов, составившие некий исходный фонд литературного языка, понимаемого в самом широком смысле». Архетипический мотив исследователь определяет как «некий микросюжет, «несущий более или менее самостоятельный и достаточно глубинный смысл. Неотъемлемой характеристикой архетипического мотива Мелетинский считает наличие действия. Рассматриваемые Мелетинским архетипические образования всегда сюжетны, и он называет их «сюжетными архетипами» [Мелетинский, 1994].

Феномен архетипа как «хранителя» традиционной и художественной культур носит междисциплинарный характер и является многоаспектным понятием. Поэтому, анализируя влияние женского архетипа в традиционной культуре бурят на образы женщин в литературе и рассматривая их как способ отражения культурной идентичности современных художников, мы опираемся на исследования зарубежных и отечественных ученых в области культурологии, психологии, мифологии, теории фольклора, этнологии, антропологии, литературоведения, а также тендерных исследований.

Важно остановиться на методологическом осмыслении изучения архетипов в структуре художественного сознания. Оно прежде всего прослеживается в социально-психологической традиции (Г. Лебон, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). Именно определение К.Г. Юнгом образа-архетипа как

выражения коллективного бессознательного (а не только художественной его составляющей) целесообразно, на наш взгляд, использовать при анализе архетипов, присутствующих в традиционной и художественной бурятской культуре. Исследованием коллективного бессознательного (или «коллективных представлений») занимались Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, К. Юнг, В.Я. Пропп, Э. Тайлор, Дж. Фрезер, М. Элиаде. В ряде работ отечественных исследователей - философов, психологов, культурологов, литературоведов А.Ф. Лосева, Л.С. Выготского, О.М. Фрейденберг, С.С.Аверинцева, обогативших теорию архетипа, наиболее полно раскрыты его сущность и функции в культуре.

Большой вклад в изучение архетипа в мифологии внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, В.Н. Топоров, Ю.М. Мелетинский, П. Радин, X. Локк, У. Хайнс, В. Доти, Л. Хайд. Исследователями обращалось внимание на ту особенность архетипа, которая может объединить явления традиционной и художественной культуры. Так, Л.С. Выготский говорил о необходимости специальных психологических исследований для того, чтобы понять механизм психического воздействия художественного произведения на читателя. Сознание автора или сознание коллектива в момент творческой деятельности представлялось ему функционирующим по общему принципу: «Мы имеем все основания утверждать, что с психологической точки зрения нет принципиальной разницы между процессами народного и личного творчества» (26: 19). Сейчас можно сказать, что и творчество автора, и творчество коллектива объединяются, во многом, архетипической частью психики. Важно, что уже в свое время ученый выделял коллективную психологию, которую, наряду с индивидуальной, также необходимо изучать.

Мифологизирование в XX в. стало орудием художественной организации материала для писателей, обращающихся к национальному фольклору и мифу часто во имя сохранения и возрождения национальных форм культуры. В ином плане и с иных позиций - с соблюдением принципа историзма, с учетом содержательных, идеологических проблем -

рассматривалась роль мифа в развитии литературы рядом отечественных ученых. Они обращаются к ритуалу и мифу не как к вечным моделям искусства, а как к первой лаборатории поэтической образности. О.М. Фрейденберг описала процесс трансформации мифа в различные поэтические сюжеты и жанры античной литературы. Важное теоретическое значение имеет работа М.М. Бахтина о Рабле, показавшая, что ключом для понимания многих произведений литературы позднего средневековья и Возрождения является народная карнавальная культура, народное «смеховое» творчество, генетически связанное с древними аграрными ритуалами и праздниками. Роль мифа в развитии искусства (преимущественно на античном материале) проанализировал А.Ф. Лосев. Целый ряд работ, в которых были освещены различные аспекты проблемы «мифологизма» литературы, появился в 1960-1970-х годах (Е.М. Мелетинский, В.В. Иванов, В.Н. Топоров, С.С. Аверинцев, Ю.М. Лотман, И.П. Смирнов, A.M. Панченко, Н.С. Лейтес и др.).

Современное отечественное литературоведение обратило свой интерес к проблеме архетипа сравнительно недавно. В.А. Марков в своей работе «Литература и миф: проблема архетипов» сосредоточил внимание на трех особенностях архетипов: всеобщности, универсальности и репродуцирующем характере. Вслед за Юнгом исследователь утверждает, что архетипы, как «золотые слитки человеческого опыта — нравственного, эстетического, социального», хранятся в коллективном бессознательном. «Общечеловеческие императивы и ценности имеют архетипическую основу. Здесь символы вечности и вечность символов. Здесь миф, искусство и человек» [Марков, с. 133]. Есть архетипы, считает В.А. Марков, как образцы для подражания в мифомышлении, выполняющие в нем роль механизма «вечного возвращения», а есть архетипы как отражение единства «структур космических и ментально-психологических, понятийных и художественно-образных» [Марков, с. 134], т.е. вневременное и всеобщее средоточие общечеловеческих ценностей во всех сферах жизни.

Ю.В. Доманский указывает, что функционирование архетипов в литературе не ограничивается лишь архетипическими сюжетами, т.к. архетипы могут реализовывать свои значения и через другие элементы текста, в частности, через предметный мотив. Вслед за Е.М. Мелетинским ученый высказал мнение о том, что архетипическое значение сложно, неоднозначно и включает в себя несколько сем. В диссертации Ю.В. Доманского определен «механизм реализации архетипического значения не только в сюжете или образе, но и в мотиве» [Доманский, с. 6] и предложена типология архетипических предметных мотивов, а также прослежено видоизменение архетипических значений в истории русской литературы XIX в. Эти основные положения показаны на некоторых «универсальных мотивах, связанных с описанием природы, статусом человека и характеризующих место человека в пространстве» [Доманский, с. 7].

С.М. Телегин выдвинул метод мифореставрации - функционирования мифа в литературе как выявление и анализ мифа, присутствующего неявно, в опосредованном виде, в подтексте художественного произведения. «Метод мифореставрации основывается на лучших достижениях и традициях мифологической школы в анализе художественного произведения, аккумулируя идеи религиозно-философского, этно-культурологического, эволюционистского, сравнительно-лингвистического и других направлений [Телегин, с. 115]. Из продуманной исследователем типологии мифореставрации в рамках нашего исследования следует выделить реконструкцию мифологического сознания с помощью анализа мифологических мотивов и последующей интерпретации или восстановления мифологического сюжета. Это способ не столько реставрации архаического способа мышления, сколько приобщения к эпохе, синхронизируемой этим способом, выход за пределы линейного времени и актуального пространства [Шмараков, с. 37].

В данной работе мы понимаем архетип как образ, характер и свойства которого выражены в различных формах фольклора (мифах, сказках,

народном искусстве) многих культур мира и повторяются во многих формах в современной музыке, литературе, искусстве и кино. При этом мы будем использовать термин «архетипический образ».

Сегодня материнский архетип, который можно истолковать как идею женского первоначала бытия, источника жизни, порождающего начала, связанный в глубинах человеческого сознания с тайной рождения, преодолением власти времени и бессмертием, оказался под угрозой духовного выхолащивания в разных культурах, десакрализации священного в современной жизни. Актуальность изучения художественных образов, связанных с этим архетипом, обусловлена также недостаточным к нему вниманием специалистов.

Степень научной разработанности проблемы. Зародившись в начальный период развития бурятской культуры, эти воззрения выступают в качестве базовой категории, продолжая воспроизводиться и в настоящее время вследствие социальной востребованности и соответствия ментальным стереотипам.

В бурятоведении, несмотря на многочисленные исследования отдельных аспектов и тем, связанных с образом женщины в фольклоре или художественном творчестве, будь то образ Богини, Великой Матери, богатырши-сестры, или Эйлик-Муйлак эгэши - Родоначальницы кузнечного дела, или образ многострадальной женщины, - тем не менее до сих пор требует целостного осмысления.

При рассмотрении черт женского архетипа, проявляющегося во всех пластах культуры бурят, нам были важны положения, выдвинутые американской школой мифокритики, которая использовала идеи Юнга в изучении художественной литературы. Н. Фрай и М. Бодкин, разрабатывавшие теорию мифа, повторяют вслед за Юнгом, что «первобытные формулы», т.е. «архетипы», постоянно встречаются в произведениях классиков, и более того, существует общая тенденция к воспроизведению этих формул. Психологи аналитической школы также

исследовали природу символики образных систем сновидений и произведений искусства. Таким образом, интерпретация фольклорных и художественных произведений в аспекте архетипического становится в один ряд с исследованиями формально-содержательных аспектов текста.

Непосредственно женский архетип был подробно изучен учеником К.Г. Юнга Э. Нойманном, который увидел в образе Великой Матери универсализм этого архетипа. С психологической точки зрения архетип Женщины рассматривается при анализе европейской сказки (С. Биркхойзер-Оэри), русской культуры (Дж. Хаббс). Феномену Великой Матери, или Богини, уделяется большое внимание в работах феминистской направленности, такими их авторами, как М. Гимбутас, P.P. Рутер, Дж. Престон, Б. Крид, П.А. Андреева, А. Барстоу, Г. Бедненко.

Женские образы в бурятских мифах, фольклоре, в традиционной культуре бурят в целом, не раз становилось предметом исследования. Самым существенным итогом в этом отношении представляется докторская диссертация Д.А. Николаевой «Женское пространство в традиционной культуре бурят» (2011). В ней исследуются место и роль бурятской женщины в символическом поле культуры, основные компоненты женского пространства, в котором автора интересуют коммуникативные функции и символическая нагрузка женского пространства в бурятском обществе. Д.А. Николаева подробно дает характеристику женских божеств и их роль в формировании культуры бурят, реконструкцию генезиса культа матери-прародительницы, обстоятельно описывает не только изменение комплекса женской одежды бурят в контексте отражения в ней социо-возрастной динамики, но и одновременно выявляет мифологические константы традиционной культуры, показывает ее региональную специфику и локальные особенности. Автором исследуется деятельность женщин в обрядово-ритуальной практике традиционной культуры бурят. Констатируется, что все обряды, распространенные в культуре бурят конца XIX - начала XX века, в своем генезисе являлись инициационными

обрядами, верифицирующими изменение общественного статуса: дети (живой-неживой), молодежь (дети-взрослые), невеста/жених. Эти обряды проходили под руководством женщин рода, поскольку их идейную основу составлял латентно сохранившийся культ матери-прародительницы. Таким образом, в работе подчеркнуто значение женского мира для воссоздания культурной и этнической истории бурят. Такой же итог видится и в исследованиях женских образов в бурятском фольклоре в монографии E.H. Кузьминой «Женские образы в героическом эпосе бурятского народа» (1980), кандидатской диссертации H.H. Николаевой «Образы чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырш в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика» (2008).

Что касается собственно предмета исследования, то в отечественной науке наблюдается дефицит междисциплинарных работ в области изучения репрезентации архетипов в культуре бурят, а также работ, изучающих влияние архетипов, в частности женского, на разные жанры бурятской литературы. И совсем внимание исследователей не обращается к архетипическому содержанию женских образов в бурятской драматургии. Несмотря на наличие научных предпосылок изучения культурного архетипа «Великой Матери», Матери-Богини, приходится констатировать, что вопрос о репрезентации этого архетипа в бурятской литературе, в частности в произведениях драматургии, практически не решен. Это и определило выбор темы данного исследования.

Разумеется, анализ женских образов, взятого в рамках мифопоэтического подхода, не даст полноценного целостного анализа драматического произведения. Но мы, тем не менее, не исключаем в разговоре о проявлении данного архетипа в драме пространственно-временных, сюжетных, жанровых контекстов.

Гипотеза исследования. Если рассматривать бурятскую драматургию XX века как попытку современной манифестации мифа, выразившуюся в интерпретации современных форм мифа каждым поколением драматургов,

можно убедиться в продуктивности мифопоэтического подхода, его возможности учитывать те моменты в смыслообразовании, которые недоступны иным методам и подходам.

Материалом исследования послужили драматические произведения второй половины XX века Н. Балдано, Ц. Шагжина, Д. Батожабая, А. Ангархаева, Д. Дылгырова, Б. Эрдынеева, М. Батоина, Д. Эрдынеева, Б-М. Пурбуева. Наследуя традиции Б. Барадина, драматурги в 1950-2000-е годы представили в женских образах своеобразную трансформацию архетипа «Великой Матери».

Объектом исследования является архетипическое содержание женских образов в произведениях бурятской драматургии.

Предмет исследования - репрезентация архетипа «Великой Матери» в бурятской драматургии 2-й половины XX века.

Цель исследования - изучить способы репрезентации архетипа «Великой Матери» в бурятской литературе, прежде всего в драматических произведениях. Поставленная цель предусматривает решение следующих исследовательских задач:

- дать характеристику образу Матери-Богини, Матери-прародительницы как архетипу, определить возможности мифопоэтического подхода к женским образам в бурятской литературе;

- обнаружить в женских образах проявление амбивалентности -основной черты архетипа «Великой Матери», начиная с пьес основоположника профессиональной бурятской драматургии Б. Барадина;

- проанализировать женские образы в бурятской драматургии 19501980-х годов с позиций проявления архетипа «Великой Матери»;

- проследить пути репрезентации архетипа «Великой Матери» на современном этапе развития бурятской драматургии (рубеж ХХ-ХХ1 веков).

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена комплексным подходом, включающим методологические положения философов и культурологов М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М.

Лотмана, П.А. Флоренского, М.Н. Эпштейна и др. по осмыслению феноменов сознания, науки и культуры, концепции психоаналитического подхода в трудах Л.Я. Выготского, Л. Леви-Брюля, Л. Леви-Строса, 3. Фрейда, М. Элиаде, К.Г. Юнга, теоретические положения С.С. Аверинцева, А.Н. Веселовского, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, В.Н. Топорова, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэйзера, основывающиеся на методе сравнительного анализа ритуальной и мифологической культуры, концепции и положения семиотического подхода, развитые в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского. Указанные концепции позволили уточнить основные признаки и функции понятия «архетип» в литературоведческом исследовании. С целью выявления содержания архетипов, исследования механизмов их трансформации в художественной культуре использовались психолого-семантический метод анализа мифологических и художественных текстов, сравнительно-типологический анализ, направленный на установление типологических закономерностей в сфере репрезентации архетипов в культуре, герменевтический подход к изучению явлений традиционной и художественной культуры. Аксиологический подход в исследовании женских образов в бурятской драматургии позволил определить их социокультурную значимость. Помимо перечисленных, в диссертации нашли применение принцип системности, структурно-функциональный подход, метод исторической антропологии, а также контекстуальный, аналитико-описательный методы.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка анализа архетипа Матери-Богини в бурятской драматургии. Осуществлена систематизация его основных проявлений в женских образах и символах. Их анализ позволил не просто охарактеризовать архитипику и мифопоэтику женских образов в пьесах бурятских драматургов, но и объяснить социокультурные причины обостренного внимания к ним в определенные периоды развития бурятской драматургии. Изучение данного архетипа в таком историко-культурном и

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шантанова, Тамара Васильевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тексты

1. Ангархаев, А. Арбан табанай hapa [Текст] / А. Ангархаев // Мунеодэр сценэ дээрэ. - Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1984. - Н. 7-65.

2. Ангархаев, А.Л. Волшебная дача на Аршане [Текст] / А.Л. Ангархаев // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 293-333.

3. Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия / сост. С.С. Имихелова [Текст]. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.-592 с.

4. Балдано, Н. Пьесы / пер. с бурят. [Текст] / Н. Балдано. - М.: Советский писатель, 1980. - 480 с.

5. Барадин, Б. Великая сестрица-шаманка [Текст] / Б. Барадин // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 11-64.

6. Барадин, Б. Зуужэгууд [Текст] / Б. Барадин. - Улаан-Удэ, 2003.

7. Батожабай, Д. Зуужэгууд [Текст] / Д. Батожабай. - Улаан-Удэ, 1981.

8. Батоин, М. Мудрая девица Ногоодой [Текст] / М. Батоин // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 442-471.

9. Башкуев, Г. Пьесы разных лет [Текст] / Г. Башкуев. - Улан-Удэ, 2007. -208 с.

10. Гаврилов, Б. Чингисхан. Драматические сцены [Текст] / Б. Гаврилов // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 473-494.

11. Дылгыров, Д. Чужое горе [Текст] / Д. Дылгыров // Театральная жизнь. -1982.-№22.-С. 21-30.

12. Дылгыров, Д. Чужое горе [Текст] / Д. Дылгыров // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 334-404.

13. Доржиева, Д. Новолуние: стихи [Текст] / Д. Доржиева. - Улан-Удэ: Наран, 1996.-56 с.

14. Пурбуев, Б-М. И на нашей улице будет праздник [Текст] / Б-М. Пурбуев // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 495-516.

15. Пурбуев, Б. Талын басаган [Текст] / Б. Пурбуев // Мунеедэр сценэ дээрэ. - Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1984. - Н. 183-228.

16. Пурбуев, Б-М. Шэлэгдэмэл зуужэгууд [Текст] / Б-М. Пурбуев. - Улан-Удэ, 2006.

17. Раднаева, Г.Ш. Талын булаг: Уянгата игулэгууд [Текст] / Г.Ш. Раднаева.

- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. - 40 с.

18. Раднаева, Г. Огонь в очаге: поэма / пер. с бурят [Текст] / Г. Раднаева. -М.: Современник, 1986. - 144 с.

19. Шагжин Ц. Пьесы / пер. с бурят. [Текст] / Ц. Шагжин. - М.: Советский писатель, 1976. - 280 с.

20. Эрдынеев Б. Бэшэгдээгуй пгулэг / Б. Эрдынеев // Мунеедэр сценэ дээрэ.

- Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1984. - Н. 283-336.

21. Эрдынеев, Б.1П. Недописанные стихи: сб. пьес и воспоминаний / Б.Ш. Эрдынеев. - Улан-Удэ: Изд-во «Республиканская типография», 2007. -184 с.

22. Эрдынеев, Б. Той весной к нам вернулись гуси [Текст] / Б. Эрдынеев // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 368-404.

23. Эрдынеев, Д. Бальжин-хатан [Текст] / Д. Эрдынеев // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 405-441.

24. Эрдынеев, Д. Бальжин хатан [Текст] Д. Эрдынеев // Эрдынеев Д. Уйлын ури. Зуужэгууд. Роман. - Улаан-Удэ, 2006. - С. 11-60.

Научные труды

25. Аверинцев, С.С. Архетипы [Текст] / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. - М., 1980. - С. 110-111.

26. Аверинцев, С.С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии [Текст] / С.С. Аверинцев // // О современной буржуазной эстетике. - М., 1972. - Вып. 37. - С.110-156.

27. Андреева, П.А. Архетип матери, как определяющая сущность женской ментальности [Текст] / П.А. Андреева // Аналитика культурологии. -2009. - Вып. 1 (13). [Электронный ресурс]. - URL: vakurov.ru/site/index.php?Itemid=62

28. Афанасьев, А.Н. Древо жизни: Избранные статьи [Текст] / А.Н. Афанасьев. -М.: Современник, 1983.-462 с.

29. Арутюнов, Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания [Текст] / JI. Арутюнов // Национальное и интернациональное в советской литературе - М., 1971.

30. Бабкинова, JI.B. Мифопоэтика бурятской поэзии: монография [Текст] / JI.B. Бабкинова. - Иркутск, 2010.-125 с.

31. Балдаев, С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1: Булагаты и эхириты [Текст] / С.П. Балдаев. - Улан-Удэ, 1970. - 362 с.

32. Балданов, С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири [Текст] / С.Ж. Балданов. - Улан-Удэ, 1995. - 447 с.

33. Балданмаксарова, Е.Е. Бурятская поэзия XX в.: Истоки, поэтика жанров [Текст] / Е.Е. Балданмаксарова. - Улан-Удэ, 2005. - 249 с.

34. Банзаров, Д. Собр. соч. [Текст] / Д. Банзаров. - М., 1997. - 240 с.

35. Барт, Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина [Текст] / Р. Барт. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 314 с.

36. Басаева, К.Д. Семья и брак у бурят [Текст] / К.Д. Басаева. -Новосибирск: Наука, 1980. - 181 с.

37. Баскаков, H.A. Шаманские мистерии Горного Алтая [Текст] / H.A. Баскаков, Н.А Якимова. - Горно-Алтайск, 1993. — 121 с.

38. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1986. - 541 с.

39. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

40. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. -500 с.

41. Бахтин, М.М. Эпос и роман: Сб. [Текст] / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 300 с.

42. Баяртуев, Б.Д. Оролто угэ (Вступление) // Эрдынеев Д. Уйлн ури. Зужэгуд. Роман. - Улаан-Удэ, 2006. - С. 5-10.

43. Баяртуев, Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов [Текст] / Б.Д. Баяртуев. - Улан-Удэ, 2001. - 222 с.

44. Биркхойзер-Озри С. Мать. Архетипический образ в волшебных сказках / пер. с англ. В. Мершавки. - 2-е изд. [Текст] / С. Биркхойзер-Озри. - М.: Когито-Центр, 2010. - 255 с.

45. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст] / П.Г. Богатырев. - М., 1971. - 390 с.

46. Большакова, А. Литературный архетип [Текст] / А. Большакова // Литературная учеба. - 2001. - № 6. - 169-177.

47. Борхитова, Б. Легендарно-исторический образ Бальжин-хатун в бурятском фольклоре и литературе [Текст] / Б. Борхитова // Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность. - Улан-Удэ, 2007. - С. 165-168.

48. Бурчина, Д.А. Женские образы в Гэсэриаде бурят [Текст] / Д.А. Бурчина // Филологический сборник: памяти В.Ц. Найдакова. - Улан-Удэ, 1998. -С. 74-82.

49. Бутанаев, В.Я. Культ богини Умай у хакасов [Текст] / В.Я. Бутанаев // Этнография народов Сибири. - Новосибирск, 1984. - С. 93-105.

50. Васильев, В.Е. Древние истоки культа божеств айыы (по фольклорно-этнографическим материалам саха: автореф. дис. ... канд истор. наук [Текст] / В.Е. Васильев. - Улан-Удэ, 2000. - 20 с.

51. Вейман, Р. История литературы и мифология [Текст] / Р. Вейман. - М.: Наука, 1975.-343 с.

52. Веселовский, А.Н. Миф и символ [Текст] / А.Н. Веселовский // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. -М., 1979. Вып. 19. - С. 186-199.

53. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика [Текст] / А. Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.

54. Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческих мифах. Опыт о развитии нравственности. Изд. 2-е [Текст] / Л.Ф. Воеводский. - М., 2012. -408 с.

55. Гармаева, С.И. Национальные образы мира в литературе [Текст] / С.И. Гармаева // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии: материалы междунар. конф. Т.З. - Улан-Удэ, 2000. -С.188-192.

56. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: общие вопросы [Текст] / Т.Д. Гачев. - М.: Советский писатель, 1988. - 445 с.

57. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 3 [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1969. - 493 с.

58. Геродот. История. IV / пер. Г.А. Стратановского [Текст] / Геродот. - М., 2002. - С. 270-275.

59. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа [Текст] / Я.Э. Голосовкер. - М.: Наука, 1987.-217 с.

60. Гомбоин Д.Д. Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров [Текст] / Д.Д. Гомбоин // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 2007. - С. 32-53.

61. Горелов, A.A. К истолкованию понятия «фольклоризм в литературе» [Текст] / A.A. Горелов // Русский фольклор. Т. XIX: Вопросы теории фольклора. - Д., 1979. - С. 31-48.

62. Греймас, А. К теории интерпретации мифологического нарратива [Текст] / А. Греймас // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. - М., 1985. - С. 109-145.

63. Гумилев, JI. Н. Древние тюрки [Текст] / JI.H. Гумилев. - М., 1993.-526 с.

64. Гунгаров, В.Ш. Отражение мифологических воззрений в легендах и преданиях хори-бурят [Текст] / В.Ш. Гунгаров II Традиционный фольклор бурят. - Улан-Удэ, 1980. - С. 93-110.

65. Гунгаров, В.Ш. Мифы, легенды и предания бурят [Текст] / В.Ш. Гунгаров, H.JI. Жуковская // Буряты / отв. ред. JI.JI. Абаева, H.JI. Жуковская. -М.: Наука, 2004. - С. 263-267.

66. Гучинова, Э-Б.М. Отголоски материнского рода в эпосе «Джангар» [Текст] / Э-Б.М. Гучинова // «Джангар» и проблемы эпического творчества / отв. ред. Н.Ц. Биткеев. - Элиста, 1990. - С. 53-55.

67. Гэсэр. Калмыцкая сказка [Электронный ресурс]. - URL: http://mirckazok.ru/view_post.php?id=2720

68. Далгат, У.Б. Литература и фольклор [Текст] / У.Б. Далгат. - М., 1981. -304 с.

69. Далгат, У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследования и тексты [Текст] / У.Б. Далгат. - М., 1972. - 470 с.

70. Дампилова Л.С. Шаманские песнопения бурят: символика и поэтика [Текст] / Л.С. Дампилова. - Улан-Удэ, 2005. - 256 с.

71. Дампилова, Л.С. Архетипы быта и бытия в современной бурятской поэзии [Текст] / Л.С. Дампилова // Баяртуевские чтения - 1: Мир

бурятских традиций в контексте истории и современности: материалы междунар. науч. чтений. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. - С. 115-117.

72. Данилова, А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А.Н. Данилова. - Якутск, 2008. - 208 с.

73. Джусойты, Н. Уходя от фольклора [Текст] / Н. Джусойты // Вопросы литературы. - 1977. - № 1. - С. 106-125.

74. Доманский, Ю.В. Архетипические мотивы в русской в русской прозе Х2Х в.: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Ю.В. Доманский. - Тверь, 1998.-184 с.

75. Доманский, Ю.В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX в.: опыт построения типологии [Текст] /Ю.В. Доманский // Литературный текст: проблемы и методы исследования: сб. науч. трудов. - Тверь, 1998 [Электронный ресурс]. - URL: rudocs.exdat.com/docs/index-392451

76. Доманский, Ю.В. Смыслообразующий смысл архетипических значений в литературном тексте [Текст] / Ю.В. Доманский. - Тверь, 2001 [Электронный ресурс]. - URL: medialib.pspu.ru/page.php?id= 1147

77. Дондокова, Л.Ю. Статус женщины в традиционном обществе бурят (вторая половина XIX - начало XX в.) [Текст] / Л.Ю. Дондокова. -Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2008. - 208 с.

78. Дорошевич, А. Миф в литературе XX века [Текст] / А. Дорошевич // Вопросы литературы. - 1972. - № 2. - С. 122-141.

79. Дугаров, Б.С. Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тенгри [Текст] / Б.С. Дугаров. - Улан-Удэ, 2005. - 227 с.

80. Дылыкова, P.C. Мифологическая основа эпоса «Гэсэр»: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / P.C. Дылыкова. - Улан-Удэ, 2000. - 143 с.

81. Жуковская, Н.Л. Бурятская мифология [Текст] / Н.Л. Жуковская // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1: А-К / гл. ред. С.А. Токарев. - 2-е изд. - М.: «Большая Рос. энциклопедия», 1998. - С. 196-198.

82. Жуковская, Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели [Текст] / Н.Л. Жуковская // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. - М., 1986. - С. 92-116.

83. Жуковская, Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов [Текст] / Н.Л. Жуковская. - М.: Наука, 1988. - 173 с.

84. Заков В.В. Полоролевые различия и понимания неправды, лжи и обмана [Текст] / В.В. Заков // Психология личности. - М., 1997. - С. 38-49.

85. Имихелова С. Вся жизнь театра в этой книге [Текст] / С. Имихелова // Бурятия. - 2003. - 14 янв.

86. Имихелова, С. Драматургия Г. Башкуева. Современное и вечное [Текст] / С. Имихелова // Байкал. - 2009. - № 4. - С. 25-28.

87. Имихелова, С.С. Жанровые поиски в современной бурятской драме [Текст] / С.С. Имихелова // Новые тенденции в современной литературе Бурятии. - Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988. - С. 159-174.

88. Имихелова, С.С. Концепт «дом» в драматургии Г. Башкуева // Концепты в литературе Бурятии транзитивного периода [Текст] /С.С. Имихелова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2011а. - С. 137-143.

89. Имихелова, С.С. Концепт «национальное» в русскоязычной бурятской литературе [Текст] / С.С. Имихелова // Концепты в литературе Бурятии транзитивного периода. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 20116. - С. 9-18.

90. Имихелова, С.С. О современной бурятской комедии [Текст] / С.С. Имихелова // Развитие социалистического реализма в бурятской литературе. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 118-129.

91. Имихелова, С.С. Поэзия национального бытия. О литературе и театре Бурятии: рецензии и статьи 1980-2010-х гг. [Текст] / С.С. Имихелова. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2010. - 232 с.

92. Имихелова, С.С. Проблема национальной идентичности бурят в исторической драме [Текст] / С.С. Имихелова // Проблемы становления

и развития национального самосознания: сб. ст. Вып. 3. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007. - С. 134-143.

93. Имихелова, С.С. Предисловие [Текст] / С.С. Имихелова, И.В. Фролова // Антология литературы Бурятии XX - начала XXI века: в 3 т. Т. III: Драматургия / сост. С.С. Имихелова. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.-С. 5-10.

94. Имихелова, С.С. Юмор и сатира как традиционные черты бурятской литературы: учеб. пособие [Текст] / С.С. Имихелова, И.В. Фролова. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003.

95. История бурятской советской литературы [Текст]. - Улан-Удэ, 1967. -478 с.

96. История бурятской литературы. Т. III: Современная бурятская литература (1956-1995) [Текст]. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, науч. центра СО РАН, 1997.-298 с.

97. Ковалева, И. Миф: повествование, образ и имя [Текст] / И. Ковалева // Литературное обозрение. - 1995. -№ 33. - С. 92-94.

98. Козлов, A.C. Мифологическая критика: Краткий словарь литературоведческих терминов зарубежного литературоведения [Текст] / A.C. Козлов. - СПб., 1996. - 238 с.

99. Космические легенды Востока: Древние легенды. Современные легенды [Текст]. - М.: Сфера, 1991. - 208 с.

100. Кузьмина, E.H. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа [Текст] / E.H. Кузьмина. - Новосибирск, 1980. - 160 с.

101. Кэмпбелл, Дж. Герой с тысячью лицами. Миф. Архетип. Бессознательное [Текст] / Дж. Кэмпбелл [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.jungland.ru/Library/KempGeroi .htm

102. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой / пер. с англ. А.П. Хомик [Текст] / Д. Кэмпбелл. - М.: Рефл-Бук ACT, Киев: Ваклер, 1997. - 384 с.

103. Левинтон, Г. Предания и мифы [Текст] / Г. Левинтон // Мифы народов мира. - М., 2000. Т.2. - С. 333.

104. Леви-Брюль, Л. Первобытный менталитет / пер. с фр. Е. Калыцикова [Текст] / Л. Леви-Брюль. - СПб.: Европейский дом, 2002. - 400 с.

105. Леви-Стросс, К. Структура мифов [Текст] / К. Леви-Стросс // Леви-Стросс К. Структурная антропология. -М.: Наука, 1985. - С. 213-241.

106. Лившиц, М. Критические заметки к современной теории мифа [Текст] / М. Лившиц // Вопросы философии. - 1973. - № 8. - С. 143-153.

107. Липец P.C. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе [Текст] / P.C. Липец // Фольклор и историческая этнография. - М., 1983.-С. 42-74.

108. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец [Текст]. - М.: Высшая школа, 1999. - 556 с.

109. Лобок, A.M. Антропология мифа [Текст] / A.M. Лобок. - Екатеринбург, 1997.-686 с.

110. Лосев, А.Ф. Античная философия истории [Текст] / А.Ф. Лосев. - М., 1977.-208 с.

111. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.

112. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность / сост. A.A. Тахо-Годи [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1994. - 919 с.

ПЗ.Лотман, Ю.М. Миф - имя - культура [Текст] / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. -С. 525-543.

114. Лотман, Ю.М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры [Текст] Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб.: Искусство — СПб., 2002. - С. 525542.

115. Манжигеев И.А. Бурятские шаманские и дошаманистические термины [Текст] / И.А. Манжигеев. - М., 1978. - 125 с.

116. Марков, В.А. Литература и миф: проблема архетипов [Текст] / В.А. Марков // Тыняновский сб. - Рига, 1990. - С. 133-145.

117. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов [Текст] / Е.М. Мелетинский // Вопросы философии. - 1991. - № 10. - С.41-47.

118. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М., 1976. - 318 с.

119. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М.: РГГУ, 1994. - 136 с.

120. Мелетинский, Е.М. Первобытные истоки словесного искусства [Текст] / Е.М. Мелетинский // Мелетинский Н.М. Ранние формы искусства. - М.: Искусство, 1972. - С. 149-189 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.studmed.ru/view/meletinskiy-em-pervobytnye-istoki-slovesnog;o-iskusstva 1 f00e855090.html

121. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа: 4-е изд. [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2006. - 407 с.

122. Мирская Л.А. Миф в современной западной философии и литературе [Текст] / Л.А. Мирская // Мир культуры. 2002. 1. Гл. 3 [Электронный ресурс]. - URL: http:/ www. m-kultura. ru

123. Миф - литература - мифореставрация: сб. ст. / под общ. ред. С.М. Телегина [Текст]. -М.; Рязань, 2000. - 155 с.

124. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский [Текст]. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 672 с.

125. Мифологии древнего мира (очерки) / отв. ред. В.А. Якобсон [Текст]. -М., 1977.-456 с.

126. Мифология: Большой энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1998.

127. Мифы народов мира: онлайн энциклопедия [Текст] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mifmarodov.eom/k/kannibalizm.html

128. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. Т. 1: А-К / гл. ред. С.А. Токарев. - 2-е изд. - М.: «Большая Рос. энциклопедия», 1998. - 671с.

129. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. Т. 2: К-Я / гл. ред. С.А. Токарев [Текст]. - 2-е изд. - М.: «Большая Рос. энциклопедия», 1998. -719 с.

130. Михайлов, Г.И. Мифы в героическом эпосе монгольских народов [Текст] / Г.И. Михайлов // Монголоведение и тюркология. - М., 1964. -С. 109-119.

131. Михайлов, Т.М. Из истории бурятского шаманизма [Текст] / Т.М. Михайлов. - Новосибирск: Наука, 1980. - 319 с.

132. Михайлов, Т.М. О шаманской религии и поэзии бурят [Текст] / Т.М. Михайлов // Хухэ мунхэ тэнгэри. - Улан-Удэ, 1996. - 288 с.

133. Михайлов, Т.М. Основные этапы эволюции шаманизма в Бурятии [Текст] / Т.М. Михайлов // Современные проблемы буддизма, шаманизма и православия. - Улан-Удэ: Ин-т общ. наук БФ СО АН СССР, 1980.-С. 41-51.

134. Мордвина, Т.Н. Мифо-ритуальные мотивы в фольклорно-музыкальном театре (на примере спектакля «Улейские девушки») [Текст] / Т.Н. Мордвина // Вестн. Бурят, гос. ун-та. Филология. 2008. Вып. 10. - С. 283-288.

135. Мордвина Т.Н. Мифо-ритуальные и фольклорные традиции в драматургии Бурятии: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Т.Н. Мордвина. - Улан-Удэ, 2009. - 135 с.

136. Муруева, В.П. Главная тема - современность [Текст] / В.П. Муруева // Современная литература Бурятии. - Улан-Удэ, 1979. - С. 66-73.

137. Найдаков В.Ц., Бурятская советская драматургия [Текст] / В.Ц. Найдаков, С.С. Имихелова. - Новосибирск: Наука, 1987. - 269 с.

138. Найдаков, В.Ц. Даширабдан Батожабай. Литературный портрет [Текст] / В.Ц. Найдаков. - Улан-Удэ, 1991. - 96 с.

139. Найдакова В.Ц. Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева - последняя четверть XX в. (1975-2002 гг.): монография [Текст] / В.Ц. Найдакова. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. - 310 с.

140. Неклюдов, С. Ю. Героический эпос монгольских народов: устные и литературные традиции [Текст] / С.Ю. Неклюдов. - М.: Наука, 1984. -309 с.

141. Неклюдов, С.Г. Мифология тюркских и монгольских народов [Текст] / С.Г. Неклюдов // Тюркологический сборник. 1981. - М., 1981. - С. 183202.

142. Николаева, Д.А. Женское пространство в традиционной культуре бурят: автореф. дис. ... д-ра истор. наук [Текст] / Д.А. Николаева. - М., 2001. -58 с.

143. Николаева, Д.А. Женское шаманство в традиционной культуре бурят Предбайкалья конца XIX - начала XX веков [Текст] / Д.А. Николаева // Вестн. Тюменск. гос. ун-та. - 2011. - № 2.

144. Николаева, Д. А. Космос «У л ейских девушек» [Текст] / Д. А. Николаева, Л.Ю. Николаева // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: материалы междунар. конф. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002.-С. 108-115.

145. Николаева, Д.А. Мифологические представления о женщине в системе семейных взаимоотношений у бурят [Текст] / Д.А. Николаева // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. - Улан-Удэ, 2004.-Т. I.-С. 310-318.

146. Николаева, Д.А. Размышления о спектакле «Улейские девушки» [Текст] / Д.А. Николаева // Панорама культуры и искусства. -2002. - № 2.

147. Николаева, H.H. Образы чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырш в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / H.H. Николаева. - Улан-Удэ, 2008. - 350 с.

148. Новые тенденции в современной литературе Бурятии / под ред. В.Ц. Найдакова [Текст]. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. - 176 с.

149. Нойманн Э. Великая Мать. Глава первая. Структура архетипа (Нью-Йорк, 1955) [Текст] / Э. Нойманн [Электронный ресурс]. - URL: castalia.ru/posledovateli-yunga-per...

150. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / пер. с англ. А.П. Хомик [Текст] / Э. Нойманн. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2008. - 464 с.

151. Островский, А.Н. Мифология и верования нивхов [Текст] / А.Н. Островский. - М.: Прогресс, 1994. - 278 с.

152. Очирова, Т.Н. Жанрово-стилевые искания в современной бурятской поэзии и фольклор [Текст] / Т.Н. Очирова // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1983. - С. 244-253.

153. Панченко, И. Вопрошая прошлое — заглянуть в будущее: Заметки о мифо-фольклорной традиции в современной советской литературе / И. Панченко [Текст] / И. Панченко // Вопросы литературы. - 1983. - № 6. -С. 84-85.

154. Парамонов, Б. Согласно Юнгу [Текст] / Б. Парамонов // Октябрь. - 1993. -№ 5. - С. 153-164.

155. Петри, Б.Э. Брачные нормы у северных бурят [Текст] / Б.Э. Петри. -Иркутск, 1924. - 32 с.

156. Пивнева, Н.С. Архаические образы русской культуры [Текст] / Н.С. Пивнева: дис. ... канд. филос. наук. -Ростов-н-Д., 2003. - 117 с.

157. Платицына, Т.В. Архетип "Великой Матери» в традиционной и массовой культуре США: дис. ...канд. культурологи [Текст] / Т.В. Платицына. - Улан-Удэ, 2011. - 168 с.

158. Погребная, Я.В. Аспекты современной мифопоэтики [Текст] / Я.В. Погребная [Электронный ресурс]. - URL: niv.ru/doc/pogrebnaya-aspekty-m...

159. Полякова, Г. Предание о Рогатой матери-оленихе в «Белом пароходе» Ч.Айтматова [Текст] / Г. Полякова. - М., 1999. - 224 с.

160. Потебня, A.A. Теоретическая поэтика [Текст] / A.A. Потебня. - М.: Высшая школа, 1990. - 342 с.

161. Потебня, A.A. Слово и миф [Текст] / A.A. Потебня. - М.: Правда, 1989. - 622 с.

162. Потебня, A.A. Символ и миф в народной культуре [Текст] / A.A. Потебня. - М., 2000. - 481 с.

163. Путилов, Б.Н. Миф - обряд - песня Новой Гвинеи [Текст] / Б.Н. Путилов. - М.: Наука, 1980. - 384 с.

164. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура [Текст] / Б.Н. Путилов. -СПб., 2003.-464 с.

165. Ринчен, Б. Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве [Текст] / Б. Ринчен // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. - Новосибирск, 1975. - С.188-196.

166. Роль традиции в литературной жизни эпохи: Сюжеты и мотивы: сб. науч. тр. [Текст]. - Новосибирск, 1995. - 189 с.

167. Самбялова, Т.В. Традиционная и авторская символика в бурятской эпической поэме второй половины XX в.: автореф. ... канд. филол. наук [Текст]. - Улан-Удэ, 2011. - 26 с.

168. Сандаловый ларец: калмыцкие народные сказки [Текст]. - Элиста, 2002.

169. Санжеева, Л.Ц. Культурные константы в бурятской Гэсэриаде [Текст] / Л.Ц. Санжеева // Вестн. Бурят, гос. ун-та. Филология. - 2013. - Вып. 10. -С. 165-170.

170. Сендерович, С. Ревизия юнговской теории архетипа [Текст] / С. Сендерович // Логос. - 1995. - № 6. - С. 144-164.

171. Сибилл, Б-О. Мать: архетипический образ в волшебных сказках [Текст] / Б-О. Сибилл [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psiland.narod.ru/psiche/Sibylle/02.htm

172. Словарь символов [Текст] // Толковые словари [Электронный ресурс]. -URL: http://www.edudic.ru/sim/277/

173. Соколова, B.K. Русские исторические предания [Текст] / B.K. Соколова. -М., 1970.-346 с.

174. Соктоев, А.Б. Становление бурятской литературы дооктябрьского периода [Текст] / А.Б. Соктоев. - Улан-Удэ, 1976. - 491 с.

175. Стеблин-Каменский, M. И. Миф [Текст] / М. И. Стеблин-Каменский. -Л.: Наука, 1976. - 104 с.

176. Телегин, С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации [Текст] / С.М. Телегин. - М., 1994. - 140 с.

177. Тертерян, И. Человек мифотворящий: О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки [Текст] / И. Тертерян. - М.: Сов. писатель, 1988. - 560 с.

178. Титов, В.Н. Двойной мир Прибайкалья / В.Н. Титов [Электронный ресурс]. - URL: http://newsbabr.com/print.php?IDE=82934

179. Топоров, В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» [Текст] / В.Н. Топоров // Учен. зап. Тартуск. ун-та. - Тарту, 1971. - Вып. 284.

180. Топоров, В.Н. О ритуале: Введение в проблематику [Текст] / В.Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М.,1988. - С. 7-61.

181. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исслед. в обл. мифопоэтического: Избранное [Текст] / В.Н. Топоров. - М. Прогресс. Культура, 1995.-621 с.

182. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек и общество [Текст]. - Новосибирск: Наука, 1989. - 243 с.

183. Трубачеева, Е. Онгоны моих нагснутов [Текст] / Е. Трубачеева // Байкал. - 1977. -№3.- С. 143-150.

184. Туденов, Г.О. «Легенда о Бальжин-хатун» - один из первых памятников дореволюционной художественной бурятской литературы [Текст] / Г.О. Туденов // Бурятская литература: тр. Бурят, ин-та обществ, наук. - Улан-Удэ, 1974. -

185. Турнье, М. Мифология [Текст] / М. Турнье [Электронный ресурс]: URL: http://www.micheltournier.ru/mythologie.php

186. Уланов, А.И. Бурятский фольклор и литература [Текст] / А.И. Уланов. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. - 158 с.

187. Уланов А. Бурятский героический эпос [Текст] / А. Уланов. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1963. - 219 с.

188. Уланов, А.И. О роли мифов в древнем фольклоре бурят [Текст] / А.И. Уланов // Поэтика жанров бурятского фольклора. - Улан-Удэ, 1982. - С. 18-24.

189. Фрай Н. Анатомия критики [Текст] / Н. Фрай // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 232263.

190. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности [Текст] / О.М. Фрейденберг. - М.: Наука, 1978. - 605 с.

191. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра [Текст] / О.М. Фрейденберг. -М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

192. Фролова, И.В. Художественный мир Д. Батожабая [Текст] / И.В. Фролова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005. - 116 с.

193. Хализев, В.Е. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование) [Текст] / В.Е. Хализев. - М., 1986. - 259 с.

194. Хангалов, М.Н. Собр. соч.: В 3 т. [Текст] / М.Н. Хангалов. - Улан-Удэ, 1958-1960.-T. III.-508 с.

195. Хюбнер, К. Истина мифа / пер. с нем. [Текст] / К. Хюбнер. - М.: Республика, 1996. - 447 с.

196. Цыбикдоржиев, Д.В. Происхождение древнемонгольских воинских культов (по фольклорно-этнографическим материалам бурят) [Текст] / Д.В. Цыбикдоржиев. - Улан-Удэ, 2005. - 292 с.

197. Цивьян, Т.В. Мифологическое программирование жизни [Текст] / Т.В. Цивьян // Этнические стереотипы поведения. - М.: Наука, 1984. - С. 154-178.

198. Цивьян, Т.В. Оппозиция мифологическое / реальное в поздних мифопоэтических текстах [Текст] / Т.В. Цивьян // Малые формы фольклора.-М., 1995.-С. 130-143.

199. Цыренова, М.Ц. Образ птицы в поэме Г. Раднаевой «Орел» [Текст] / М.Ц. Цыренова, JI.C. Дампилова // Вестник БГУ. Сер. Филология, 1999. -Вып. З.-С. 134-138.

200. Шантанова, Т.В. Особенности формирования национальной литературы Бурятии [Текст] / Т.В. Шантанова, Т.Е. Санжиева // Вестн. Бурят, гос. ун-та. 2012. - Спецвып. С. - С. 266-270.

201. Шаракшинова, Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят [Текст] / Н.О. Шаракшинова. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 304с.

202. Шаракшинова, И.О. История древней бурятской литературы [Текст] / Н.О. Шаракшинова, Е.К. Шаракшинова. - Иркутск: Редакционно-издательский отдел Иркут. гос. ун-та, 1989. - 78 с.

203. Шаракшинова, Н.О. Лирические песни бурят [Текст] / Н.О. Шаракшинова. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. - 147 с.

204. Шаракшинова, Н.О. Мифы бурят [Текст] / Н.О. Шаракшинова. -Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980. - 167 с.

205. Шмараков Р.Л. Мифотворчество (о романе «Бесы». Рассказ странницы) [Текст] / Р.Л. Шмараков // Миф - литература - мифореставрация. - М., Рязань, 2000.-С. 37-49.

206. Шоймарданов, Р. Не порвется «золотая нить» [Текст] / Р. Шоймарданов // Бурятия. - 1999. - 8 сент.

207. Щепановская, Е.М. (Семира). Архетипы духа и Великой матери [Текст] / Семира [Электронный ресурс]: URL: http ://www.psiland.narod.ru/psiche/semira.../004.htm

208. Элиаде, M. Трактат по истории религий [Текст] / М. Элиаде. - СПб, 1999.-414 с.

209. Элиаде, М. Аспекты мифа / пер. с фр. [Текст] / М. Элиаде. - М.: Академ. Проект, 2000. - 223 с.

210. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении: архетипы и повторяемость / пер. с фр. [Текст] / М. Элиаде. - СПб.: Алетейя, 1998. - 249 с.

211. Эсалнек, А.Я. Архетип [Текст] / А.Я. Эсалнек [Электронный ресурс]. -URL: http://prowriterslab.com/blog/2009-03-Q8-291/

212. Эстес, К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях / пер. Т. Науменко [Текст] / К.П. Эстес. - К.: «София» - М.: МД «Гелиос», 2002.-187 с.

213. Юнг, К. Аналитическая психология: ее теория и практика [Текст] / К. Юнг.-СПб., 1994.- 132 с.

214. Юнг К.-Г. Архетипы коллективного бессознательного [Текст] / К.Г. Юнг // История зарубежной психологии 30-е -60-е гг. XX века. Тексты. - М., 1986. - С.159-170.

215. Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. A.A. Спектор [Текст] / К.Г. Юнг. - Минск: Харвест, 2004. - 400 с.

216. Юнг, К.Г. Психологические аспекты архетипа Матери [Текст] / К.Г. Юнг // Структура психики и архетипы. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2009. - С. 44-79.

217. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное: сб. [Текст] / К.Г. Юнг. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 544 с.

218. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М.: Наука, 1996.-269 с.

219. Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство [Текст] / К.Г. Юнг, Э. Нойманн. -М., 1996.-304 с.

220. Ярошенко JI.B. Неомифологизм в литературе XX в. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 103 с. [Электронный ресурс]. -

URL: lib.grsu.by/library/data/resources/...

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.