Трансформация архетипов и мифологем в творчестве обских угров и произведениях писателей Югры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Рымарева Елена Николаевна

  • Рымарева Елена Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 182
Рымарева Елена Николаевна. Трансформация архетипов и мифологем в творчестве обских угров и произведениях писателей Югры: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». 2020. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рымарева Елена Николаевна

Введение

Глава 1. Архетип, миф, мифологема в системе терминов

1.1 История и теория вопроса, смежные понятия

1.2 Мифологема и архетип в общемировоззренческом контексте

1.3 Мифологема и архетип в отечественном литературоведении

1.4 Типология мифов и классификация жанров фольклора ханты и манси

1.4.1 Религиозно-мировоззренческие представления и верования обских угров

1.4.2 Основные характеристики мифологической картины мира обских угров .... 51 Выводы по главе

Глава 2. Трансформация архетипов и мифологем в творчестве обских угров

2.1 Мифологема Богини-Матери

2.2 Архетипы Ада и Рая

2.3 Личностный архетип Богатыря

2.4 Пространственный архетип Дома

2.5 Архетипы животных и птиц в творчестве обских угров

2.6 Архетип Всемирного потопа в мифологических сюжетах обских угров

Выводы по главе

Глава 3. Трансформация архетипов и мифологем в творчестве писателей Югры

3.1 Архетипы и мифологемы в прозе М.К. Анисимковой

3.2 Архетипы и мифологемы в прозе Е.Д. Айпина

3.3 Архетипы и мифологемы в лирике А.С. Тарханова

Выводы по главе

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация архетипов и мифологем в творчестве обских угров и произведениях писателей Югры»

Введение

Обращение к истокам национального творчества становится одной из тенденций развития современной литературы, тема трансформации архетипов и мифологем в творчестве обских угров и писателей Югры представляется актуальной. Творчество писателей Югры не ограничивается географическими и временными рамками, к нему в равной мере можно отнести произведения, написанные за пределами Ханты-Мансийского автономного округа, и художественные тексты, созданные не представителями этносов. Принципиальным критерием принадлежности к данной категории является связь тематики и проблематики авторского творчества с историей, культурой и бытом югорчан. Мифология, культивирующая множество мифологем и архетипов, сформировавшихся в различных типах культур в разных временных пластах, представляет обширную и богатую почву для изучения опыта их трансформации в современных литературных произведениях. Это и определило актуальность исследования: восхождение к самому истоку традиций - мифологемам и архетипам, запечатленным в литературе ханты и манси.

Отбор материала 2 главы «Трансформация архетипов и мифологем в творчестве обских угров» обусловлен потребностью анализа различных литературных категорий. Это фундаментальный пространственный архетип Дома; героический архетип Богатыря и мифологема Богини-матери, являющейся главным женским божеством большинства мифологий; широко распространённый сюжетный архетип Всемирного потопа; мифологема сакральных миров Ада и Рая и архетипы-символы животных и птиц.

При отборе материала для 3 главы «Трансформация архетипов и мифологем

в творчестве писателей Югры» мы руководствовались следующим: творчество

писателей Югры представлено различными жанрами прозы и поэзии,

драматические произведения не пользуются популярностью. Нам хотелось

рассмотреть творчество как прозаиков, так и лириков, при этом

основополагающим был принцип принятия авторами художественных

произведений ценностей мифотворчества обских угров. Восприятие

3

мифокультурных ценностей может происходить на ранней, бессознательной стадии развития человека (тогда мы говорим о коллективном бессознательном опыте) или же на стадии абсолютной сформированности личности, вполне осознанно, как акт личной воли. Е.Д. Айпин относится к той категории писателей, которые впитывали в себя мифокультурные ценности этноса с рождения, а М.К. Анисимкова - к категории писателей, принявших эти ценности в зрелости. Если эти представители югорской литературы - прозаики, чья жанровая палитра весьма разнообразна: от сказок - до романов, то А.С. Тарханов - лирик, основным поэтическим жанром его творчества является стихотворение. В простоте формы он сумел зеркально тонко отразить наследие своего этноса. Биполярное восприятие внешнего мира, основанное на коллективном бессознательном опыте, трансформируется через призму индивидуального авторского сознания и порождает многомерную картину мира, запечатленную в его поэтических этюдах.

В диссертационном исследовании предпринята попытка на основе анализа произведений М.К. Анисимковой, Е.Д. Айпина, А.С. Тарханова выявить признаки трансформации в художественном сознании современных писателей архетипов и мифологем, запечатленных в мифологии обских угров, а также определить индивидуальные черты писательского стиля на примере художественных произведений, созданных по мотивам фольклорных мифов ханты и манси. Этими положениями обуславливается актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования являются произведения обских угров и современных писателей Югры: М.К. Анисимковой, Е.Д. Айпина, А.С. Тарханова. Творчество Е.Д. Айпина интересно тем, что он стоял у истоков формирования советской и российской хантыйской литературы; в основе многих произведений М.К. Анисимковой, долгие годы прожившей в г. Нижневартовске, лежит мансийский фольклор; а лирика А.С. Тарханова уникальна синтезом авторского восприятия, основанного на русской и мансийской мифопоэтике.

Предметом исследования является литературная традиция трансформации архетипов и мифологем в творчестве обских угров и современных писателей Югры.

С учетом актуальности обозначенной проблемы определены цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертации — выявление специфики литературного наследия М.К. Анисимковой, Е.Д. Айпина, А.С. Тарханова, его связи с мифологической литературой народов ханты и манси, а также выявление особенностей трансформации архетипических образов в сферу современной художественной литературы. Поставленная цель обусловила следующие задачи:

1) на основе анализа понятий архетип и мифологема в современной науке рассмотреть теоретический аспект их изучения;

2) выявить истоки мифологической картины мира обских угров;

3) охарактеризовать отражение религиозно-мировоззренческих представлений и верований обских угров в фольклоре этноса;

4) проследить процесс трансформации архетипов и мифологем в литературном творчестве обских угров;

5) обозначить типологические взаимосвязи мифов ханты и манси с произведениями писателей Югры;

6) вычленить архетипические образы, запечатленные в художественном творчестве М.К. Анисимковой, Е.Д. Айпина, А.С. Тарханова.

Хронологические рамки анализируемого материала ограничены временем формирования индивидуального стиля письма изучаемых авторов, а также периодом формирования мифологических представлений народов ханты и манси о мире.

Общее название ханты и манси — обские угры, иначе народ ханты называют остяками (обобщающий экзоэтноним для народов кетов, селькупов и югов), а манси до 1917 года назывались вогулами. Термин «манси» восходит к древнему родовому названию (род «мось»). Обские угры как этнос сформировались еще в XV веке, на протяжении всего периода исторического развития исследователи отмечают как общность, так и разность в восприятии картины мира народами ханты и манси.

Литературное наследие народа - это часть культуры. «Каждая культура — это концентрированный опыт части человечества. Утрата культурного наследия -

5

это потеря человеком части опыта» [Сязи 2002: 108]. Мы будем исходить из представлений о том, что духовная культура народов ханты и манси по-прежнему свято хранится этносом. Многие языческие культы, не утратившие своего сакрального смысла, не только сохранились у народов ханты и манси по сей день, но и продолжают передаваться из поколения в поколение, следуя семейно-родовым устоям. Однако религиозно-мировоззренческой системе северных народов была характерна хронологическая динамика, актуальная для ее носителей, таким образом фольклор и миф вплетались в художественную литературу обских угров и писателей Югры. Этому аспекту уделено в работе наибольшее внимание.

Теоретическая основа исследования

Теоретической основой послужили труды как отечественных исследователей, так и зарубежных ученых. Философов: Ф. В. Ницше, Л. Клагеса; Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Ф.В. Шеллинга, К. Г. Юнга; культурологов: Дж.Дж. Фрэзера, Б.К. Малиновского, В.У. Тёренера, Э. Кассирера; филологов и литературоведов: Дж.Дж. Кэмпбелла, В.Н. Топорова, А.А. Потебни,

A.Н. Веселовского, М.М. Бахтина, И.М. Тройского, О.М. Фрейденберг,

B.Я. Проппа, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского; современных исследователей В.С. Баевского, И.В. Романовой, Т.А. Самойловой, Ю.Л. Шишовой, С.С. Аверинцева, А.Ф. Косарева, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко.

Архетипическое осмысление произведений искусства восходит к трудам З. Фрейда, К.Г. Юнга, Дж.Дж. Фрейзера. Известный немецкий психолог З. Фрейд критиковал идеализм, отвергал понимание сознания как «самодостоверной реальности» и придерживался идеи неосознанной области индивидуального психического мира, воздействующей на мышление и развитие индивидуума [См.: Фрейд 1989: 456]. Он оказал в свою очередь большое влияние на формирование мировоззрения К.Г. Юнга. В 1912 году в его «Психологии бессознательного» [См.: Юнг 2010] многие идеи З. Фрейда было опровергнуты, а спустя 9 лет, в 1921

году, в «Психологических типах» [Там же], философ К.Г. Юнг впервые обосновал свою теорию архетипов, тем самым положив начало аналитической психологии коллективного бессознательного, теории об архетипах и общечеловеческой символике мифов. В «Архетипах и символах» [См.: Юнг 2000] он обосновал свою теорию о том, что миф — это архетип и мифы народов мира описывают универсальные архетипические ситуации, которые содержатся в коллективном бессознательном человеческой психики. Именно поэтому, по мнению К.Г. Юнга, авторы вводят архетипы в свое творчество.

Дж.Дж. Фрэзер, основоположник ритуально-мифологической школы, в «Фольклоре в Ветхом Завете» [Фрэзер 1989: 542] доказал, что архетипичные мотивы и сюжеты встречаются в мифологии различных народов, их схожесть он также объяснил наличием коллективного бессознательного разума. Приводя в доказательство обширный этнографический материал, он показал распространенность мифа о сотворении мира среди многих народов мира, обосновал связь их возникновения. Исследуя фольклор с помощью сравнительно -эволюционного метода, он рассмотрел мифы о бессмертии и грехопадении и пришел к выводу об их единоначалии в мировой мифологии.

К. Леви-Стросс своём труде «Мифологическое» [См.: Леви-Стросс 1985] выявил механизм мифологического мышления и мифологической логики, сформулировал сущность понятия «бинарные оппозиции», провел анализ структуры мифов. Мифология для него была логическим инструментом, помогающим разрешить противоречия архаического сознания. Размышляя над вопросами идентичных форм, зафиксированных в различных обществах на разных континентах, он приходит к выводу о существовании некой реальности, стоящей за эмпирической действительностью, то есть сферы бессознательного. Его структурная антропология базируется на том, что структурные модели коренятся в бессознательном.

В средние века ведущим в толковании мифов был аллегорический подход. В 18-19 веках Ф.В. Шеллингом была разработана романтическая философия

мифа. Он отождествлял мифологию и искусство на основании того, что они символичны: Символ является центральным понятием искусства, это «необходимое условие и первичный материал для всякого искусства» [Шеллинг 1999: 112]. Шеллинг полагал, что миф в силу его символичности подвержен аллегоризации. Согласно его теории, развитие мифологии и сама эволюция мира складываются из реального и идеального ряда.

Сравнительному изучению мифов в XIX — первой половины XX вв. был свойствен морфологический подход, который определяет содержание фундаментальной монографии румынского ученого Мирчи Элиаде «Очерки сравнительного религиоведения» [См.: Элиаде 1999]; в ней идет речь о различных формах религиозного культа, о символах и мифах. Рассматривая функции мифа, автор настаивает на значении архетипа как исходного образца и объясняет взаимосвязь между динамикой бессознательного и структурами религиозного Космоса. Специфичность его подхода к изучению природы мифа заключается в рассмотрении мифа «изнутри».

В ХХ веке в философии и культуре начинается процесс ремифологизации, большую роль в котором сыграл Ф. Ницше. Философ по призванию и филолог по образованию, Фридрих Ницше в своем труде «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» [Ницше 1990: 97], размышляя об истории рождения и смерти трагической формы искусства, связывает её с влиянием творчества Еврипида и рациональным мировоззрением Сократа, который возвысил роль разума и таким образом размыл значение мифа и страдания в человеческом мироощущении. Он полагал, что роль человеческого участия в эстетическом переживании была явно снижена благодаря трезвому и рациональному подходу и выражал надежду на восстановление в современном искусстве равновесия дионисийского и аполлоновского начал.

В первой половине ХХ века в отечественной гуманитарной науке глобально рассматриваются вопросы структур, механизмов, определяющих и равнодействующих в мифологии. В.Я. Пропп в «Морфологии сказки» настаивал:

«...рассмотрение форм сказки возможно с такой же точностью, как возможна морфология органических образований» [Пропп 1928: 5]. Анализируя образы героев волшебных сказок, автор обнаруживает у них ограниченный набор главных функций, к которым сводятся действия персонажей. В.Н. Топоров в монографии «О космологических источниках раннеисторических описаний» приходит к выводу, что в разных литературных традициях человеческая история начинается с космогонического мифа [См.: Топоров 1973].

Е.М. Мелетинский в статье «Миф и двадцатый век» [См.: Мелетинский 1995] говорит о том, что в истории культуры миф является одним из центральных феноменов и может служить основой концепций сущности человека и окружающей действительности. Он приходит к выводу, что миф стоит у истоков формирования различных идеологических моделей и видов культур, в том числе и литературы. В мифах отражены черты первобытного мышления, и они являются элементами коллективного сознания, обеспечивая человеку гармонию с Космосом.

Методологическая основа исследования

В методологической основе исследования лежит комплексный подход, включающий сравнительно-исторический, историко-литературный,

сравнительно-типологический, системно-аналитический и биографический методы, а также метод компаративистики, позволяющий изучать литературные аналогии и связи разных национальных литератур и их преломление в русской литературе. Герменевтика способствовала ментальному осмыслению анализируемых текстов, психической переработке текстовой информации. Совокупность генетического и типологического типов сравнительно -исторического метода анализа художественного текста позволила рассмотреть сходства и последующие исторически обусловленные расхождения в мифотоворчестве обских угров, а также объяснить сходство генетически и контактно не связанных явлений литературы подобными условиями общественного и культурного развития.

В основу методологии исследования легли общенаучные принципы объективности, целостности, конкретности. Не менее важен в данной работе принцип историзма, требующий рассмотрения особенностей трансформации архетипов и мифологем в творчестве обских угров и писателей Югры. Принцип системности позволяет целостно и всесторонне проанализировать заявленную проблему, устранить фрагментарность в изложении. Использование сравнительно-исторического подхода даёт возможность комплексного анализа сюжетно-композиционных и идейно-художественных особенностей фольклорных мифологических текстов и литературных произведений современных писателей Югры. Посредством системно-аналитического метода было проанализировано большое количество материала по обозначенной теме. С помощью обобщающего метода подведены итоги и сделаны общие выводы по диссертационному исследованию.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит, прежде всего, в том, что в работе были обобщены сведения о процессе трансформации мифологем и архетипов, исторически сформировавшихся в мифологии обских угров, в творчество современных художников слова Югры, пишущих на русском языке; исследуется синтез традиций мифотворчества обских угров и литературных художественных произведений югорских писателей ХХ века; предпринята попытка осмыслить взаимообусловленность понятий «мифологема» и «архетип» в общемировоззренческом контексте и современном российском литературоведении.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении творчества М.К. Анисимковой, Е.Д. Айпина, А.С. Тарханова в контексте типологических взаимодействий с мифологическим наследием обских угров, а также в выявлении специфики трансформации архетипов в творчестве народов ханты и манси и писателей Югры.

Практическое использование основных положений и полученных результатов возможно при чтении общих и специальных курсов по

10

сопоставительной поэтике, истории русской литературы современного периода, поскольку литература народов Югры является ее неотъемлемой частью.

Положения, выносимые на защиту:

1. Фундаментальными подходами исследования литературного творчества являются архетипический и мифологический. Литературные образы часто отождествляют с мифологическими. Архетипический подход позволяет обозначить точность смыслов, содействует формированию универсального языка, способствующего философскому осмыслению явлений, и открывает новые возможности в вопросе сравнительного изучения литератур. Содержание мифологемы, которая в буквальном смысле слова означает «повествование», составляют архетипы. Мифологема - это то, что веками копилось в сознании архаического общества, это совокупность знаний о прошлом, о мире предков. Анализируя мифологемы, являющиеся идентичными в мифологиях разных этносов, мы имеем возможность выявить функционирования архетипов в литературе. Мифологемы является самостоятельной единицей, о то общее, что в них присутствует, является значением архетипа.

2. Термины «мифологема» и «архетип» взаимообусловлены, этим объясняется сущность их восприятия сознанием различных этносов. Аргументируется постулат, утверждающий, что мифологические представления о мире схожи у многих народов нашей планеты, и одинаковые или весьма похожие образы встречаются в мифологиях разных народов. Все эти образы составляют некую единую сферу коллективного бессознательного (К.Г. Юнг) и являют собой базовые понятия - архетипы. Мифотворчество являет мифологемы, вбирающие опыт прошлого и актуализирующие реальность, основными базовыми составными элементами, на базе которых создаются новые мифы. В мифологемах синтезируется в одном пространстве и индивидуально-авторское мифотворчество, и архаическое мышление. Именно мифологемы составляют сущность, основу художественных текстов, в них мы видим реализацию динамики первичного материала, который обладает свойством трансформации. Понятие литературного

термина «мифологема» составляют мифологические мотивы, которые трансформируются в художественный текст.

3. Подвергая сравнительному анализу мифологические образы и сюжеты мифов разных народов, можно прийти к выводу, что они по сути идентичны. Это обусловлено тем, что на ранних стадиях исторического развития в различных обществах, в том числе у народов ханты и манси, фольклор и религия были взаимообусловлены и тесно переплетены. Их мифологическая картина мира представлена во многих сказаниях и верованиях, объясняющих происхождение земли, человека, природного мира. Несмотря на имеющиеся порой существенные различия, мифы народов ханты и манси весьма схоже трактуют происхождение мира.

4. Миропонимание обских угров и христиан разнится. Тем не менее многие обские угры являются христианами. Христианизация коренного населения Югры проходила достаточно сложно, так как народы не желали менять свою веру. Анализируя различные аспекты религиозной культуры народов ханты и манси, можно прийти к выводу, что христианские догмы все-таки были чужды аборигенам Сибири, языческие боги были понятнее и доступнее. В настоящее время наблюдается тенденция возвращения к истокам языческого мировоззрения. Утверждая равенство живых и неживых существ, язычество и сегодня живет в представлениях коренных обских этносов. Однако две веры, взаимодополняя друг друга, странным образом добрососедствуют в мировоззрении современных обских угров, несмотря на то, что имеют огромные историко-культурные различия. Это позволяет современным писателям Югры на базе мифологического наследия обских угров, имеющего языческие корни, создавать художественные тексты, герои которых являются носителями догм христианства и язычества.

5. Мифотворчество современных писателей и поэтов Югры имеет сознательный характер, это некое воплощение архетипов человеческой жизни. Авторы переосмысливают, перерабатывают фольклорный материал и создают свои мифообразы, их литературные художественные произведения являются своего рода хранилищем национально-культурных традиций, выступают как

часть этнической культуры и вместе с тем входят в копилку художественных произведений русской литературы. Это создает условия, при которых представители этноса могли бы самоидентифицироваться. Мифообразы, создаваемые писателями Югры, подчеркивают коренную глубинную связь, закрепленную на подсознательном уровне коллективного бессознательного разума, потому как именно коллективное бессознательное является своего рода кладезью мировой души человечества и вместилищем архетипов. Мифологемы же, представленные в совокупности элементов, образующих сюжетно-композиционное своеобразие произведений, берут свое начало в мифах народов ханты и манси и являются результатом обработанного мифологическим мышлением повествования у современных русскоязычных художников слова.

6. Мифологические мировоззрения обских угров нашли отражение в творчестве М.К. Анисимковой. В русскоязычных текстах прозаик переосмысливает, перерабатывает фольклорный материал и создает свою авторскую версию. Творчество писательницы нельзя ограничивать рамками региональной литературы, оно гармонично вписывается своей проблематикой в контекст современной русской литературы, является его неотъемлемой самобытной составляющей. Творческой манере Е.Д. Айпина характерна направленность на традиционное национальное мировоззрение, в котором заключен архетипический смысловой код, помогающий понять не только систему образов, но идейную направленность его произведений. Вплетение им в полотно своих произведений трансформированных образов из хантыйского эпоса способствует реализации важных литературных функций в изображении национальной картины мира. Творчество поэта А.С. Тарханова является биполярным, потому как оно впитало в себя культуру двух народов: русского и мансийского. Автор всегда ощущает себя влюбленным в многоцветие мира, который воспринимается им как целостная структура. Человек же, являясь составной частью целого, не обладает всем тем гармоничным набором качеств, которые присущи Вселенной.

Процесс трансформации архетипов и мифологем наблюдается в мифотворчестве обских угров и имеет устойчивую тенденцию развития в литературном творчестве современных писателей Югры, пишущих на русском языке.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования были представлены в сообщениях и докладах на XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 4-5 апреля 2017 года), VI международной научно-практической конференции «Культура, наука образование: проблемы и перспективы» (г. Нижневартовск, 13-15 февраля 2017), форуме писателей Югры (г. Ханты-Мансийск 14-15 ноября 2017г.).

Основные положения диссертации отражают публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Себелева, А.В., Рымарева, Е.Н. Понятие «архетип» и мифология обских угров: теоретический аспект / А.В. Себелева, Е.Н. Рымарева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 2. - Тамбов: Грамота, 2016. - С. 34-37.

2. Себелева, А.В., Рымарева, Е.Н. Трансформация архетипа «всемирный потоп» в мифологических сюжетах обских угров / А.В. Себелева, Е.Н. Рымарева // Ученые записки Орловского государственного университета. - № 1 (74). - Орел: Изд-во Орловского гос. ун-та, 2017. - С. 109-114.

3. Рымарева, Е.Н., Себелева, А.В. Архетипы и мифологемы в литературных мифах Е.Д. Айпина «Масай-богатырь» и М.К. Анисимковой «Танья-богатырь» / Е.Н. Рымарева, А.В. Себелева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - № 6 (72) Ч. 2. - Тамбов: Грамота, 2017. - С. 4952.

4. Рымарева, Е.Н. Архетип дороги и его воплощение в романе Е. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» / Е.Н. Рымарева // Наука о

человеке: гуманитарные исследования. - № 4 (38). - Омск: Изд-во Омской гуманитарной академии, 2019. - С. 15-19.

5. Рымарева, Е.Н. Мифологема о сыне Бога в контексте обско-угорской литературной традиции / Е.Н. Рымарева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - Т. 14. - № 2. - Омск: Изд-во Омской гуманитарной академии, 2020. - С. 18-22. а также в других изданиях:

6. Рымарева, Е.Н., Себелева, А.В. Мансийский эпос «Янгал-Маа» в изложении М. Анисимковой / Е.Н. Рымарева, А.В. Себелева // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 4-5 апреля 2017 года) / отв. ред. А.В. Коричко. Ч. 5. История. Документоведение. Филология. Лингвистика. Журналистика. Реклама. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. - С. 666-669.

7. Рымарева, Е.Н., Себелева, А.В. Медведь как тотемное животное в мифологии обских угров и в русской ментальности / А.В. Себелева, Е.Н. Рымарева // Культура, наука образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13-15 февраля 2017) / отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2017. - Ч. I. Общественные и гуманитарные науки. - С. 392-396.

8. Себелева, А.В., Рымарева, Е.Н. Мифологема Богини-матери в творчестве обких угров /А.В. Себелева, Е.Н. Рымарева // Нижневартовский филологический вестник. - № 1. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. - С. 37-42.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рымарева Елена Николаевна, 2020 год

Список использованной литературы

I. Источники:

1. Айпин, Е.Д. Река-в-Январе. Сборник рассказов [Текст] / Еремей Айпин; Вступ. ст. А.-В. Шаррен; Худож. Г. С. Райшев. - СПб.: ООО «МИРАЛЛ», 2007. - 208 с.

2. Айпин, Е.Д. Божья Матерь в кровавых снегах. [Текст] - Екатеринбург: Издательский дом «Парус», 2002. - 304 с.

3. Айпин, Е.Д. В ожидании первого снега. Повести. [Текст] - М.: Сов.Россия,1990. - 160 с.

4. Айпин, Е.Д. У гаснущего очага. [Текст] - Екатеринбург; М.: Средне-Уральское книжное издательство, ЗАО «Фактория Арктики», 1998. - 256 с.

5. Айпин, Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари. [Текст] - М.: Молодая гвардия, 1990. - 334 с.

6. Анисимкова, М.К. Гнев тайги: Мансийские сказы. [Текст] - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999 - 144с.

7. Анисимкова, М.К. Гнев тайги: мансийские сказы. [Текст] - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999. - 144 с.

8. Анисимкова, М.К. Ёганское огнище: сказы народов Обского Севера [Текст] /Худож. З.Ф. Лаврентьев. - М.:Сов. Россия, 1988, -240 с.

9. Анисимкова, М.К. Жили-были сосновые братья: сказка по мотивам сказок народов Обского Севера [Текст] / худож. И.И. Станков; авт. предисл. А.П. Зенько. - Тюмень: МИ «РУТРА», 1994. - 42 с.

10. Анисимкова, М.К. Янгал-маа (Тундра): вольная обработка в прозе мансийского поэтического эпоса [Текст] / ред., авт. вступ. ст. А.В. Чернышов, худож. Р.Н. Сульженко. - М.: Столица; Тюмень: Лад, 1990. - 77 с.

11. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах. [Текст] - М. Художественная литература, 1957-1958. - С. 69-70.

12. Земля кошачьего локотка. Вып. 3. [Текст] / Сост. Т.А. Молданов. - Томск: Изд-во ТГУ, 2003. - 229 с.

13. Исповедь язычника: избранные стихотворения, 1972-2001 [Текст] / А.С. Тарханов. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. - 389 с.

14. Мансийские сказы [Текст] / М.К. Анисимкова; послесл. В. Кругляшовой; худож. В. Волович. - Свердловск: Кн. изд-во, 1960. - 90 с.

15. Мешков, Ю. На последнем берегу. Мансийская литература [Текст] // сост. Огрызко В.В. - М.: Лит. Россия, 2003. - С. 296-305.

16. Мифы, предания, сказки ханты и манси [Текст] / пер. с хантыйского, мансийского, ненецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной под общей редакцией Е.С. Новик. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 568 с.

17. Петрухин, В.Я. Мифы финно-угров. [Текст] - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 463 с.

18. Плач неба: книга стихотворений [Текст] / А.С. Тарханов; худож. А. Кухтерин. - Тюмень: СофтДизайн, 1996. - 303 с.

19. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в 10 томах. [Текст] М.: ГИХЛ, 1959— 1962. Том 2. Стихотворения 1823-1836. - 799 с.

20. Ромбандеева, Е.И. Мансийские детские сказки с переводами и комментариями [Текст] / рец. Д.В. Герасимова, Н.И. Сметанин; Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры; Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. - 74 с.

21. Слинкина, Г. И. Глухариная голова: сказка [Текст] / Сказки земли Югорской. Екатеринбург: Парус, 2002 - 226 с.

22. Тарханов, А.С. Видения пророков: Стихи. [Текст] - Екатеринбург: Сред. Урал. кн. изд-во, 2011. - 264 с.

23. Тарханов, А.С. Когда улыбаются кедры: Книга для детей всех школьных возрастов. [Текст] — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2016. — 180 с.

24. Тарханов, А.С. Поющие молнии. Стихотворения. [Текст] - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2001. - 184 с.

25.Тарханов, А.С. Храм милосердия: Стихи. [Текст] - М.: Сов. писатель, 1988.

- 128 с.

26. Чернецов, В. Вогульские сказки. Сборник фольклора народа манси (вогулов). [Текст] - Л., 1935. - 141 с.

27. Шесталов, Ю. Слово поэту [Текст] // Тарханов А. Первая завязь. - Л., 1963.

- С 3.

II. Литературоведение: литературная критика, историко-литературные исследования и монографические работы:

28. Александров, М. Проводы лебедя [Текст] // Ямальский меридиан. 1992. №1.- С. 65.

29. Анисимкова, М.К. Никакая я не эпоха, а просто человек своего времени [Текст] // Новости Югры. 2009. 23 июля. - С. 21.

30. Баевский, В.С., Романова, И.В., Самойлова, Т.А. Русская лирика Х1Х-ХХ веков в диахронии и синхронии. Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. [Текст] Т. 5. - Смоленск: Издательство Смоленского государственного медицинского университета, 2003. - С. 33-57.

31. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев, С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

32.Большакова, А.Ю. Теория архетипа на рубеже XX — XXI вв. [Текст] // Вопросы филологии. — 2003. — № 1 (13). — С. 37 — 47.

33. Большакова, А.Ю. Архетип — концепт — культура [Текст] // Вопросы философии. — 2010. — №7. — С. 47 — 57.

34. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. [Текст] - М.: Высшая школа, 1989. - 405 с.

35. Волдина, Т.В. Основные этапы изучения хантыйского фольклора [Текст] //

Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар.

168

конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч.2: Филология. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. - 210 с.

36. Всё надо делать вовремя, пока не перегорело [Текст] // Региональный журнал Югра. № 12, 2001. - С. 19.

37. Герасимова, Д.В. Мифы народа манси (вогулов) по материалам А. Регули и Б. Мункачи [Текст] // Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблемы устойчивого развития: сборник материалов международной научной конференции. М., 2004, - С. 351-359.

38. Горбачева, Н.Н. Заметки о прозе М. Анисимковой [Текст] // Космос Севера. - Екатеринбург, 2000. Вып. 2. - С. 137-143.

39. Грысык, Н.Е. Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских [Текст] // Из культурного наследия народов Восточной Европы. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XLV. - СПб.: Наука, 1992. - С. 56-61.

40.Дмитриенко, М.В. Мифологема «поэт» и ее концептуальные модели в русском поэтическом дискурсе XIX - XX вв. [Текст] // Вестник ЧелГУ. 2009 № 27 (165). - С. 29-33.

41. Жулева, А. В зеркале нашего времени [Текст] // Мир Севера. 2008. № 6. - С. 46-51.

42. Иванов, В.В., Топоров, В.Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах [Текст] // Типологические исследования по фольклору. Сб.ст. памяти В.Я. Проппа (сост. Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов). - М.: Наука, 1975. - С. 44-75.

43. Кашталова, Л.В. Научное наследие В. Штейница по хантыйскому фольклору: история и современность [Текст] // Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. Ч.2. Академические исследования Северо-Западной Сибири в XIX-XX вв.: история организации и научной наследие: Материалы междунар. симпозиума. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 2006. - 464 с.

44. Кашталова, Л.В. Образ Калтащ в фольклоре обских угров: общее и особенное [Текст] // Языки и культура народов ханты и манси: Материалы

169

Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч.1: Филология. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2004. - 210 с.

45. Кобылко, Н.А. Мифологема как ключевое понятие мифокритики: современные подходы [Текст] // Современная филология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 4-6.

46. Ковалева, И. Миф: повествование, образ и имя [Текст] // Литературное обозрение. 1995. № 3. - С. 92-94.

47. Косарев, А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для ВУЗов. [Текст] - СПб: Университетская книга; М.: Регёе, 2000. - 303 с.

48. Косарев, М.Ф. Образ дерева в мифоритуальной традиции сибирских народов [Текст] // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. - М., 2006. - С. 239-253.

49. Лагунова, О.К. Е.Д. Айпин о феномене творчества [Текст] // Реальность этноса: Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения развития культуры северных народов. - СПб.: Астерион, 2007. - С. 262-267.

50. Лагунова, О.К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети ХХ века (Е.Айпин, Ю.Вэлла, А.Неркаги). Монография. [Текст] - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 260 с.

51. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа. [Текст] - М.: Азбука, 2014. - 320 с.

52. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа. Предисловие. [Текст] - М.: Мысль, 2001. -561 с.

53. Лосев, А.Ф. Миф. Число. Сущность. [Текст] - М.: Изд-во «Мысль», 1994. -920 с.

54. Лотман, Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. [Текст] - Таллин: Александра, 1992. - 479 с.

55. Мадъярова, М.Н. Мифы, сказки, предания манси (вогулов) [Текст] / Вступительная статья к сборнику название Е.И. Ромбандеевой. - М.; Новосибирск: Наука, 2005. - 568 с.

170

56. Мелетинский, Е.М. Избранные статьи. Воспоминания [Текст] / Отв. ред. Е.С. Ноник. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 576 с.

57. Мелетинский, Е.М. Миф и ХХ век [Текст] // Поэтика мифа. - М., 1995. -408 с.

58. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах. [Текст] - М.: РГГУ, 1994. -136 с.

59. Мелетинский, Е.М. Общие свойства мифологического мышления. Функциональная направленность мифа [Текст] // Поэтика мифа. - М.,1995. - 408 с.

60. Мифология хантов [Текст] / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Т.А. Молданов, Т.А. Молданова. - Томск: Издательство Томского университета, 2000. - 310 с.

61. Мифы, сказки, предания манси (вогулов) [Текст] / Вступительная статья к сборнику Е.И. Ромбандеевой. - М.; Новосибирск: Наука, 2005. - 476 с.

62. Молданова, С.Н. Фольклор как источник хантыйской прозы [Текст] // Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч.1: Филология. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2004. - 210 с.

63. Потебня, А.А. Слово и миф. [Текст] - М.: Правда, 1989. - 624 с.

64. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. [Текст] - М.: Издательство «Лабиринт», 2000. - 336 с.

65.Пропп, В.Я. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. [Текст] // Вопросы поэтики; Вып. XII - Л.: Academia, 1928. — 152 с.

66. Рымарева, Е.Н., Себелева, А.В. Архетипы и мифологемы в литературных мифах Е.Д. Айпина «Масай-богатырь» и М.К. Анисимковой «Танья-богатырь» [Текст] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2017. — №6 (72) Ч. 2. — С. 49-52.

67. Себелева, А.В. Трансформация архетипов и мифологем в творчестве ханты и манси [Текст] // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. (г. Нижневартовск, 8 февраля 2013 года): в 5-ти ч. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. Ч. III.

- С. 128-129.

68. Себелева, А.В., Рымарева, Е.Н. Понятие «архетип» и мифология обских угров: теоретический аспект [Текст] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. № 12 (66): в 4-х ч. Ч.2. - С. 3437.

69. Себелева, А.В., Рымарева, Е.Н. Трансформация архетипа «всемирный потоп» в мифологических сюжетах обских угров [Текст] // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел: Изд-во Орловского гос. ун-та, 2017. - № 1 (74). - С. 109-114.

70.Северные просторы. 1995. № 2-3. [Текст] - С. 53-56.

71. Семенов А.Н., Концептосфера лирики А. С. Тарханова [Текст] // Этнокультурное пространство Югры: опыт реализации и проектов и перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (29 марта 2019 г., г. Ханты-Мансийск). - Ханты-Мансийск: ООО «Печатный двор г. Ханты-Мансийск», 2019. С. 95-117.

72. Симченко, Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва : Наука, 1965.

- 227 с.

73. Стеблин-Каменский, М.И. Миф. [Текст] - Л., Наука, 1976. - 103 с.

74. Телегин, С.М. Термин «мифологема» в современном российском литературоведении [Текст] // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19 — 24 апреля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Исаева. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. — С. 14 - 16.

75. Тронский, И.М. Античный миф и современная сказка [Текст] // С.Ф. Ольденбург. - Л., 1934. - 534 с.

76.Уваров, М.С. Бинарный архетип. [Текст] — СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. — 214 с.

77. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности. [Текст] 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.

78. Черенцов В.Н. Манси. Из полевого дневника. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХХ в.) / Сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. М.: Северные просторы, 2002. С. 490.

79. Шишова, Ю.Л. К определению понятия мифологемы [Текст] // Современные проблемы теории языка. - СПб.: Каре, 2000. - С. 141-146.

III. Философско-эстетические, культурологические исследования:

80. Абрамов, Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии [Текст] / Сост.: Ю.Л. Мандрика, В.А. Чупин. - Тюмень: Софтдизайн, 1998. (Серия «Невидимые времена»: Т. 8). - 576 с.

81. Аверинцев, С.С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии [Текст] // Вопросы литературы. 1970. № 3. - С. 113143.

82. Азадовский, М. К. История русской фольклористики. [Текст] -М.:Учпедгиз, 1963, т. 2. - 267 с.

83. Алгадъева, Т.М. К истории изучения религиозных верований обских угров [Текст] // Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч.1: Этнология, социология, экономика. — Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. - 234 с.

84. Бушков, А.А. Планета призраков. [Текст] - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. -575 с.

85. Величко, И.И. В.Н. Черенцов как исследователь культуры обских угров [Текст] // Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до

173

Штейница. Ч.2. Академические исследования Северо-Западной Сибири в XIX-XX вв.: история организации и научной наследие: Материалы междунар. симпозиума. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 2006. - 464 с.

86. Верховский, И.А. К вопросу об этнофилософии обских угров [Текст] // Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч.1: Этнология, социология, экономика. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. - 234 с.

87. Верховский, И.А. Некоторые аспекты этнометафизики традиционных обществ в свете европейской историко-философской традиции [Текст] // Материалы III Югорских чтений. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001. - 171 с.

88. Винклер, Р.Л. Существует ли научная школа В.Штейница в области хантоведения [Текст] // Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. Ч.2. Академические исследования СевероЗападной Сибири в XIX-XX вв.: история организации и научной наследие: Материалы междунар. симпозиума. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 2006.

- 464 с.

89. Гемуев, И.Н. Вина демиурга [Текст] // Обские угры (ханты и манси) (Материалы к серии "Народы и культуры"). М., 1991, с.175-179.

90. Гемуев, И.Н. Мировоззрение Манси. Дом и Космос. [Текст] - М.: Наука, 1990. - 232 с.

91. Гемуев, И.Н. Народ манси: Воплощение мифа. [Текст] - Новосибирск.: Институт археологии и этнографии, 2000. - 104 с.

92. Герасимова, Д.В. Медвежьи песни вогулов, записанные Б.Мункачи [Текст] // Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч.1: Филология. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2004. - 210 с.

93. Горбовский, А.А. Какой была древняя Цивилизация до Катастрофы? [Текст]

- М.: Алгоритм, 2012. - 240 с.

94.Дмитриева, Т.Н. Идолы и священные деревья в топонимии казымских ханты [Текст] // Ономастика и диалектная лексика: сб. науч. трудов / Гос. комитет Рос. Федерации по высшему образованию, Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького; [отв. ред. М.Э. Рут]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. [Вып. 1]. - С. 36-44.

95. Зенъко, А.П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров. Структура и вариативность / А. П. Зенько. -Новосибирск : Наука ; Сибирское предприятие РАН, 1997. - 152 с.

96. Каръялайнен, К.Ф. Религия югорских народов. [Текст] - Томск: Изд-во Томского университета, 1995. Т. 2. - 284 с.

97. Кассирер, Э. Понятийная форма в мифическом мышлении [Текст] // Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998. - С. 183-251.

98.Кривошеев, Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. [Текст] - Л.: Знание,1988. - 23 с.

99. Кузнецова, В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции [Текст] / Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. - 250 с.

100. Кулемзин, В.М. О хантыйских шаманах. [Текст] - Тарту: ЭЛМ, 2004. -210 с.

101. Кулемзин, В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. [Текст] -Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. -548 с.

102. Кэмпбелл, Дж. Маски бога. [Текст] - М.: Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1997. - 758 с.

103. Лапина, М.А. Этика и этикет хантов. [Текст] - Томск: Изд-во Том.ун-та, 1998. - 198 с.

104. Леви-Брюлъ, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. [Текст] - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 354 с.

105. Леви-Стросс, К. Структурная антропология. [Текст] - М.: Наука, 1985. - 399 с.

106. Малиновский, Б. Магия, наука и религия. [Текст] - М., 1998. - 304 с.

175

107. Манн, Т. Собрание сочинений: в 10-ти т. [Текст] / пер. с нем. - М.: Худож. лит., 1960. Т. 9. - 683 с.

108. Мартынова, Е.П. В.Н. Черенцов и проблемы этносоциальной истории обских угров [Текст] // Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. Ч.2. Академические исследования СевероЗападной Сибири в XIX-XX вв.: история организации и научной наследие: Материалы междунар. симпозиума. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 2006.

- 464 с.

109. Миллер, О.Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское: Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. [Текст] — СПб.: Н. И. Михайлов, 1869. — 895 с.

110. Миненко, Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XX в. [Текст] - Новосибирск, 1975. -265 с.

111. Молданова, Т.А. Нетрадиционные сверхъестественные существа в сновидениях хантыйских детей // Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. [Текст] Ч.1: Этнология, социология, экономика. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. - 234 с.

112. Мосин, А.Г. Родовая память и проблемы развития исторического сознания общества (по материалам русского сторожильческого населения Югры) [Текст] // Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. Ч.2. Академические исследования Северо-Западной Сибири в XIX-XX вв.: история организации и научной наследие: Материалы междунар. симпозиума. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 2006.

- 464 с.

113. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. [Текст] Перевод Г. А. Рачинского, 1912 г. Сочинения в 2-х томах, том 1. - М.: Издательство «Мысль», 1990. - 830 с.

114. Огрызко, И.И. Христианизация народов Тобольского Севера в 18 в. [Текст] - Л.: Учпедгиз, 1941. -148 с.

176

115. Пелипенко, A.A. Культура как система [Текст] / A.A. Пелипенко, И.Г. Яковенко. - М., 1998. - 364 с.

116. Перевалова, Е.В. Войны и миграции северных ханты [Текст] // Уральский исторический вестник. (Древние и средневековые культуры Урала в евразийском культурном пространстве). - Екатеринбург: «Академкнига», 2002. № 8. - С. 36-58.

117. Песикова, А.С. Ландшафт для слабых или сильных? [Текст] // Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч.1: Этнология, социология, экономика. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002 - 234 с.

118. Попова, С.А. Мансийская обрядность перевода в иной мир [Текст] // Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 2002. Вып. 9. С. 134-161.

119. Резанов, И.А. Великие катастрофы в истории Земли. [Текст] - М., Наука, 1984. -176 с.

120. Ромбандеева, Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). [Текст] - Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993. -208 с.

121. Руткевич, А.М. Жизнь и воззрения К Г. Юнга [Текст] // Юнг К.Г. Архетип и символ / пер. с нем. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

122. Рыбаков, Б.А. Язычество Древних славян. [Текст] - М, Наука, 1981. - 47 с.

123. Сирелиус, У.Т. Путешествие к хантам [Текст] / Перевод с нем. и публикация Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001. - 344 с.

124. Сязи, А.М. Современные изменения в культуре хантов нижнего Приобья [Текст] // Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч.1: Этнология, социология, экономика. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. - 234 с.

125. Тахтуева, А.М. Материальная культура юганских хантов. [Текст] -Сургут: АИИК «Северный дом», 1895. - 80 с.

126. Терещенко, Н.М. Родовые названия ненцев в свете народной этимологии [Текст] // Языки и топонимия. - Томск, 1977. - С. 3-12.

127. Трубецкой, Н.С. К вопросу о Золотой бабе // Этнографическое обозрение. 1906. Кн. 1-2. - С. 50-65.

128. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции // Пер. с немецкого Г.В. Барышниковой; Лит. ред. Е.Е. Соколовой, Т.В. Родионовой. М.: Наука, 1989. — 456 с.

129. Фрэзер, Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. [Текст] -М.: Политиздат, 1980. - 832 с.

130. Фрэзер, Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. [Текст] Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Политиздат, 1989. — 542 с.

131. Хомич, Л.В. Ненцы: Очерки традиционной культуры. [Текст] - СПб.: Русский Двор, 1995. - 124 с.

132. Черенцов, В.Н. Манси. Из полевого дневника. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХХ в.) [Текст] / Сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. - М.: Северные просторы, 2002. - 528 с.

133. Чернецов, В.Н. Фратриальное устройство обско-югорского общества [Текст] // СЭ. 1939. № 2. - С. 20-42.

134. Шатилов, М.Б. Общее миросозерцание и верования. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХХ в.) [Текст] / Сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. - М.: Северные просторы, 2002. - 528 с.

135. Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства. [Текст] - М.: Мысль, 1999. - 608 с.

136. Шульц, Л. Р. Краткое сообщение об экскурсии на реку Салым Сургутского уезда //ЕТГМ. Тобольск, 1913. Вып. 21. С. 9.

137. Щепановская, Е.М. Систематизация архетипов мировой мифологии: генетический метод [Текст] // Обсерватория культуры. - М., 2011. № 4. - С. 124-132.

138. Элиаде, М. Аспекты мифа. [Текст] Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010 — (Философские технологии: антропология) - 251 с.

139. Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения. [Текст] М.:Ладомир, 1999 - 488 с.

140. Юнг, К. Архетип и символ [Текст] // Хрестоматия по психологии. - М., 2000. - С. 124-167.

141. Юнг, К.Г. Аналитическая психология и воспитание [Текст] // Юнг К.Г. Собрание сочинений: в 4-х т. Конфликты детской души / пер. с нем. - М.: Канон, 1994. Т. 2. - С. 69 - 151.

142. Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов [Текст] / пер. с англ. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

143. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / Пер. с англ. под общей редакцией В. В. Зеленского. Издание 2-е. М.: КогитоЦентр; 2010. -59 с.

144. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному [Текст] // Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - С. 124-167.

145. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души [Текст] / пер. с нем. - М.: Канон, 1997. - 336 с.

IV. Справочно-библиографическая и энциклопедическая литература, библиографические указатели:

146. Аверинцев, С.С. Краткая литературная энциклопедия. [Текст] - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 876 с.

147. Аверинцев, С.С. Мифы народов мира: Энциклопедия. [Текст] - М., 1980. Т. 1. - 780 с.

148. Аверинцев, С.С. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2-х т. [Текст] / под ред. С. А. Токарева. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. - 671 с.

149. Зеленский, В.А. Словарь аналитической психологии. - М.: Когито-Центр, 2008. - 120 с.

150. Мифологический словарь [Текст] / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М., 1991. - 736 с.

151. Народы России: энциклопедия [Текст] / Гл. ред. В.А. Тишков. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.

152. Сэмьюлз, Э., Шортер, Б., Плот, Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга. [Текст] - М.: МНПП «ЭСИ», 1994. - 183 с.

153. Топоров, В.Н. Древо Мировое. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. [Текст] - М.: Советская Энциклопедия. - 1980. - С. 398 - 406.

154. Топоров, В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний // Труды по знаковым системам. [Текст] - Тарту, 1973. Вып. VI. -С. 106-150.

155. Хюбшер, А Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века. [Текст] Перевод с немецкого И. А. Саца. Общ. ред. проф. А.Ф. Лосева. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. - 316 с.

156. Этимологический словарь русского языка. [Текст] Вып.10.: м / Под общей редакцией А.Ф. Журавлева и Н.М. Шанского. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 400 с.

V. Электронные ресурсы:

157. Айпин, Е.Д. Масай-богатырь [Электронный ресурс]. URL: https://e-libra.ru/read/454840-masay-bogatyr.html (дата обращения: 18.01.2018).

158. Анисимкова, М.К. Танья - богатырь [Электронный ресурс]. URL: //http://litiife.club/br/?b=240839&p=7 (дата обращения: 18.01.2018).

159. Гайда, Ф. Что значит «Святая Русь»? [Электронный ресурс]. https://pravoslavie.ru/63409.html (дата обращения: 28.04.2018).

160. Гемуев, И.Н. Народ манси: воплощение мифа [Электронный ресурс]. URL: http://hmao.kaisa.ru/object/1808925983?lc=m (дата обращения:

24.05.2017).

161. Гемуев, И.Н. Тому, кто увидит богов в грядущем веке [Электронный ресурс]. URL: http://uchebana5.ru/cont/2253981.html (дата обращения:

25.09.2018).

162. Доброклонский, А.П. Руководство по истории русской церкви [Электронный ресурс]. URL: http: //www.krotov.info_www.krotov.info/library/05_d/ob/roklonsky_0 .htm (дата обращения: 18.01.2018).

163. Идее, И., Бранд, А. Записки о русском посольстве в Китай [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Ides/frameizd.htm (дата обращения: 18.01.2018).

164. Камни-архетипы в коллективном бессознательном [Электронный ресурс]. URL:http://zodorov.ru/sovetskij-enciklopedicheskij-slovare-moskva-1982-god-vvedenie.html?page=22 (дата обращения: 18.01.2018).

165. Карнаухова, Г. Русский богатыри (сборник) [Электронный ресурс]. URL: http://detectivebooks.ru/book/34469113/?page=3 (дата обращения: 25.08.2108).

166. Ким, А.А. Сюжетный состав хантыйского прозаического фольклора в контексте этнографии. [Электронный ресурс]. URL: http: //freereferats.ru/product_info. php?products_id=38865 (дата обращения: 25.09.2018).

167. Коренные народы Севера в современном мире [Электронный ресурс]. URL:http://www.etnic.ru/edu/myth/myth15.html (дата обращения: 25.09.2018).

168. Кулемзин, В.М. Черт и Бог [Электронный ресурс]. URL: https://recsgames.ru/reading?id=2230&t=mith (дата обращения: 28.04.2018).

169. Логинова, М.А. Этнокультурный хронотоп малой русскоязычной прозы писателей Казахстана конца ХХ - нач. XXI вв. [Электронный ресурс]. URL: http://omsu.ru/about/structure/science/ont/dissovet/dm-212-179-02/folder9/index.php?clear_cache.

170. Мифы и легенды народов России [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/rossia/7.htm (дата обращения: 24.05.2017).

171. Народ манси: воплощение мифа [Электронный ресурс]. URL: http://dereksiz.org/narod-mansi-voploshenie-mifa.html?page=4 (дата обращения: 24.05.2017).

172. Сабинина, Ю., Самсоненко, М. Последний богатырь северной земли // Тюменские известия. Парламентская газета. № 70. 2010. (5047). [Электронный ресурс]. URL: http://old.t-i.ru/article/14603/ (дата обращения: 18.01.2018).

173. Тюняев, А.А. Книга Ра [Электронный ресурс]. http://dazzle.ru/spec/atomnriees.shtml (дата обращения: 28.04.2018).

174. Шулъга, Н.В. Мифологема в структуре массового политического сознания [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/mifologema-v-strukture-massovogo-politicheskogo-soznaniya (дата обращения: 25.09.2018).

VI. Иностранная литература:

175. Karjalainen K.R Die Religion... - Bd 2, - Р. 171-176; Munkacsi B. Die Weltgottheiten der Wogulischen МуШо^ю// Keteti Szemle, 1907, - Bd 8. - P. 102

176. Karjalalnen, K.F. DieReligionderJugra - Völker. Porvoo, 1922. Bd 2. - 179p.

177. Munkacsi, B. Jstenekhösienekel, regelesidezöige I. Budapest, 1910. S. 61.

178. Kannisto, A., Liimola, M. Wogulisch Volksdichtung. Bd. 1-7. Helsinki, 19511982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.