Смысловые доминанты современного иранского кинематографа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Белов Александр Андреевич
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат наук Белов Александр Андреевич
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности культуры Ирана: методологический и историко-культурный аспекты
1.1. Методологические проблемы изучения культурных особенностей Ирана
1.2. «Иранская идентичность». Роль религии и искусства в жизни иранского общества: Тазия и Шахнамэ
1.3. Культурный ландшафт современного Ирана: мифологическое переживание истории региона
1.4. Специфика художественных форм современного Ирана
Глава 2. Философско-культурологический анализ образного языка современного иранского кинематографа
2.1. Творчество иранских режиссеров в контексте социокультурной динамики ХХ в
2.2. Комплексный характер образного языка послереволюционного иранского кино: искусство, политика и социальность
2.3. Кинематографическое пространство и время в образном языке иранских режиссеров
2.4. Осмысление социокультурной роли женщины в контексте художественных поисков иранского кинематографа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Скандинавский миф и его воплощение в экранной культуре2019 год, кандидат наук Паулюс Пауль Йозеф
Этнокультурные традиции Ирана в отражении национального кинематографа2012 год, кандидат исторических наук Казурова, Наталья Валерьевна
Феномен отечественной кинематографии в социокультурном пространстве России XX века2009 год, доктор философских наук Лубашова, Наталия Ивановна
"Формирование звуковых пространств в кинематографе"2021 год, доктор наук Русинова Елена Анатольевна
Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания2013 год, кандидат наук Хосейни Сейед Реза
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысловые доминанты современного иранского кинематографа»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Говоря о судьбах современной культуры, и особенно о динамике ее ценностных траекторий, нельзя упускать из виду инновации, которые коренным образом изменили мир человека в ХХ веке1. К числу наиболее мощных явлений такого рода относится феномен кинематографа2: обладая значительной силой воздействия, кино одновременно является выразителем смыслов3 и мощной идеолого-пропагандистской машиной4, хранителем традиции и провозвестником ее разложения. В науке уже не первое десятилетие делаются попытки рассмотреть ценностный потенциал кинематографических образов, однако особый интерес сегодня вызывает их связь с культурными кодами, на базе которых создаются, передаются и хранятся культурно значимые смыслы. Речь идет о том, чтобы изучить язык кинообразов в контексте образа мыслей, стиля мышления, характерного для той или иной культурной традиции. В свою очередь, изучение смысловых доминант, определяющих культурное своеобразие образного языка кино, не только открывает новые горизонты познания, но также позволяет выявить векторы его взаимодействия с массовым сознанием, по-новому изучить его социальный и политический пласты. Напомним, что именно эти аспекты социокультурной роли
1Симония Н. А., Торкунов А. В. Новый мировой порядок: от биполярности к многополюсности // Полис. Политические исследования. 2015. № 3. С. 27-37; Шестопал А., Коннов В. Культура, наука, дипломатия: перспективы практико-ориентированного подхода // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 3 (54). С. 214-224.
2Скринник А. И. Киноискусство как средство смысловой перестройки личности // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы 13-й междунар. науч. конф. - СПб: Изд-во Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Вып. 13. 2015. Т. 2. № 13. С. 425-437; Плотникова С. О., Болотин Ю. Е. Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи // Молодой ученый. - Казань: Молодой ученый, 2017. № 1.1 С. 95-97 // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/135/37670/ (дата обращения: 07.02.2019); Симонов Ю. П. Антропологическое измерение концептулизации языков познания в современной культуре // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13. № 3. С. 124-131.
3 Грей Г. Кино: Визуальная антропология. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 15-25; Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 92 с.; Миронов Д. Д., Ляпкина Т. Ф. Кино как средство выражения культурных смыслов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2015. Т. 210. С. 255-262.
4 Рогозянский М. Э. Кино - океан смыслов или территория заблуждений? Мысли вслух на тему педагогического потенциала отечественной кинематографии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2016. № 37 (2). С. 189-193; Субботина М. А. «Экран» как инструмент влияния «мягкой силы» // Этносоциум и межнациональная культура // Этносоциум, 2018. № 4 (118). С. 87-93; Глаголев В. С., Медведева С. М. Религиозные образы в американском кино: поиск Бога и человека // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 3. С. 115-125; Глаголев В. С. Реализм анализа - исходное условие научной перспективности (содоклад) // Право и управление. XIX век. 2011. № 4 (21). С. 12-18.
кино подчеркивали в свое время представители Франкфуртской школы5, расходясь лишь в оценках соотношения идеологического воздействия на массы («навязанные смыслы») и собственно эстетической составляющей6.
Активизация экономических, военных, политических и собственно культурных связей между различными странами ставит задачу лучшего узнавания друг друга. Россия и Иран представляют с этой точки зрения интерес, особенно на фоне перспектив выхода последнего на широкую международную арену в связи с возможным окончанием периода санкций. Можно предположить, что кино, как одно из «временных искусств»7, способно проявлять себя в качестве компонента «мягкой силы»8, поэтому его изучение формирует дополнительные возможности расширения пространства диалога в различных сферах, как собственно культурной, так и политической, экономической9, дипломатической10 и т.д.
Отметим, что интенсификация международных контактов Ирана охватывает не только таких известных «игроков», как США, Россия и Китай11, но также широкий круг стран, некогда входивших в культурную орбиту Персии. Особое место среди последних занимают государства постсоветского пространства, традиционно входящие и в зону интересов России. Таким образом, уточнение базовых кодов иранской культуры путем системного изучения образов
5 Аронсон О. В. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. 384 с.; Кракауэр З. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино. - М.: Искусство, 1977. 352 с.
6 Николаева К. А. Кинематограф в контексте социологического знания. Воззрения представителей Франкфуртской школы // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46). Ч. 7. С. 140-142.
7 Чупрова И. А. Музыкальная культура России как инструмент «мягкой силы»: раскрытие образа Отечества в диалоге России и Франции // Человек в мире. Мир в человеке. - Пермь: ПГНИУ, 2014. С. 176-183; Полищук А. И., Соболева А. С., Карими Р. Э. Развитие российско-иранских культурных связей в начале XXI в. // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. № 2. С. 368-386.
8 Лебедева М. М., Харкевич М. В. «Мягкая сила» в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 10-13; Шестопал А. В. Межкультурная коммуникация. «Мягкая сила» культурных модуляторов / А. В. Шестопал, М. В. Силантьева // Ресурсы модернизации: возможности и пределы международного контекста: Материалы VII Конвента РАМИ, 28-29 сентября 2012 г. / Отв. ред. А. В. Мальгин. - М.: Аспект-Пресс, 2012. С. 204-211.
9 Торкунов А. В. Перспективы евразийской экономической интеграции // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4. С. 9-11.
10 Sharp P. Diplomatic Theory of International Relations. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 359 p.
пЛексина Е. А. Ирано-китайские отношения в геополитическом треугольнике США - Иран - КНР: противоречия и перспективы // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. № 5. С. 56-63; Филин Н. А., Раванди-Фадаи Л. М., Бурова А. Н. Российско-иранские отношения на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2016. № 4. С. 677-687; Филин Н. А. Факторы, влияющие на российско-иранские отношения в начале XXI в. // Власть. 2017. № 3. С. 207-210.
современного иранского кинематографа создает предпосылки для более детального понимания их современных трансформаций в указанных культурных ареалах. И, как следствие, более грамотного ведения диалога с представителями этих культур, что является одной из актуальных задач современной российской политики и дипломатии.
Степень разработанности темы. Изучение смысловых доминант культуры входило в задачи антропологии со времен ее возникновения, составляя одну из главных тем сравнительного изучения культур12. Философская антропология и философия культуры обращаются к этой тематике и в наши дни. Среди наиболее важных для данного исследования авторов следует выделить таких известных философов, как А.В. Смирнов, Ю.М. Резник, М.Т. Степанянц (рубежное значение здесь имеет сборник «Универсалии восточных культур», изданный РАН в 2001 г.), В.С. Глаголев, А.Л. Доброхотов, И.В. Кондаков, А.В. Шестопал и др. 13
Философские проблемы изучения кинематографа поднимает Ж. Делёз14, а также многочисленные комментаторы его книг о кино15. Не менее важны научные работы по осмыслению кино в качестве социокультурного феномена,
12 См., например: Коротаев А. В. Джордж Питер Мёрдок и школа кросс-культурных (холокультуральных) исследований // Дж. П. Мёрдок Дж. П. Социальная структура. С. 477-554; Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Пер. с англ., под ред. канд. филос. наук А. А. Панченко. - СПб.: Евразия, 1998. С. 227230; Kluckholm К., Kroeber A. L. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. - N.Y., 1963. 123 р.; Lourie S. V. Culture as a Field of Human Action (An Essay Concerning the Construction of Psychoculturalogical Theory) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016. № 4. Р. 837-853; Стефаненко Т. Г.
Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2018. 352 с.
13
Смирнов А. В. Сознание как смыслополагание // Философский журнал. 2014. № 1 (12). С. 35-57; Резник Ю. М., Смирнов А. В. Философия в поисках смысла: рефлексия иного и инаковости (Часть I) // Личность. Культура. Общество. 2017. Т. 19. № 3-4 (95-96). С. 247-273; Резник Ю. М., Смирнов А. В. Философия в поисках смысла: рефлексия иного и инаковости (Часть II) // Личность. Культура. Общество. 2018. № 1-2 (97-98). С. 291-311; Смирнов А. В. Растворить значение в целостности: алхимия логики смысла // Диагностика современности: глобальные вызовы - индивидуальные ответы: Сб. материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Отв. ред. Ю. А. Разинов. Самара, 2018. С. 8-16; Смирнов А. В. Номинальность и содержательность: почему некритическое исследование «универсалий культуры» грозит заблуждением // Универсалии восточных культур. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 431 с. С. 290317; Степанянц М. Т. Проблема универсалий в дискурсе философов Востока ХХ века // Универсалии восточных культур. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 42-57; Доброхотов А.Л. Философия культуры: Учебник для вузов. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. 560 с.; Доброхотов А. Л. Телеология культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2016. 528 с.
14 Делез Ж. Кино. - М.: Ад Маргинем, 2004. 624 с.
15 Аронсон О. В. Язык времени. Вступительная статья к книге Ж. Делеза «Кино-1: образ - движение». «Кино-2: образ - время / Делез Ж. Кино. - М.: Ад Маргинем, 2004 - С. 11-36; Огарков А. Н., Романова И. К. Время в кинематографе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. 2009. № 4. С. 28-33; Сычева Т. А. Кинематограф ХХ века в киноэстетике Ж. Делеза // Эстетика: вчера, сегодня, всегда. 2008. № 3. С. 234-246.
раскрывающие различные аспекты кинотворчества и «техники» кинопроцесса16. Проблемы современной эстетики раскрывает труд А. Бадью «Малое руководство
17 " "
по инэстетике» , а также целый ряд книг и статей, анализирующих процессы создания «экранной реальности» и ее влияния на сознание зрителя (И.В. Кондаков, К.А. Тарасов, К.Э. Разлогов, О.В. Аронсон18 и др.). Существенный вклад в изучение проблем, связанных непосредственно с иранским кинематографом, внесли публикации Н.В. Казуровой19 и Н.Г. Лоскутовой20: их исследования в значительной мере способствовали лучшему пониманию иранского кинематографа в аутентичном политическом и культурном контексте. Акцент в названных работах (в силу специализированного их характера) делается прежде всего на визуальную составляющую кинематографических решений. Следует также выделить книги А. Плахова, поднимающие вопрос об уникальности иранского кинематографа как социокультурного феномена21. Заслуживает внимания книга Г. Грея «Кино. Визуальная антропология», где
16 Разлогов К. Э. Новые визуальные технологии: Учебное пособие. - М.: Искусство, 2005. 488 с.; Аронсон О. Метакино. - М.: Ад Маргтнум, 2003. 296 с.; Жабский М. И., Тарасов К. А. социокультурная драма национального кино: к поиску развязки // Теория художественной культуры. - М., 2014. С. 127-153; Жабский М. И., Тарасов К. А. К истории социально-организационной рационализации кинопроцесса // Культурологические записки. - М., 2013. С. 120-147.
17 Бадью А. Малое руководство по инэстетике / Пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2014. 160 с.; Rancière J. Aesthetics, inaesthetics, anti-aesthetics // Think again: Alain Badiou and the future of philosophy, ed. by Peter Hallward. - London, New York: Continuum, 2004. 270 р.; Козлова М. В. Концепция поэтического языка в эстетике ХХ века (Хайдеггер, Гадамер, Бадью): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.04 - эстетика. Литературный институт им. А. М. Горького. - М., 2015. 146 с.
18 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. - М.: Медиум, 1996. 240 с.; Кондаков И. В. К поэтике большой экранной формы / Сальникова Е. В., Петрушанская Е. М., Вартанов А. С., Кондаков И. В. Экранная культура в эпоху трансмедийности; Государственный институт искусствознания. - М., 2018. С. 43-89; Кондаков И. В. Искусство по обе стороны экрана (интерсубъективность и интермедиальность современной художественной культуры) // Теория художественной культуры. - М., 2018. С. 170-187; Кондаков И. В. Эстетика смысловой неопределенности // Первый российский эстетический конгресс: тезисы докладов. Российское эстетическое общество. 2018. С. 108-109.
19 Казурова Н. Между жизнью и смертью. Заметки о творчестве Аббаса Киаростами. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. 232 с; Казурова Н. Этнокультурные традиции Ирана в отражении национального кинематографа: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07. Место защиты: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - СПб., 2012. 213 с.; Казурова Н. В. Народная иранская драма тазийе. От сценических подмостков к Web-сайтам // Радловский сборник. - СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 363-370; Казурова Н. В. Роль ислама в формировании этнической и эстетической идентичности иранского кинематографа // Восток (Oriens). Афроазиатские общества: история и современность. 2012. № 2. С. 67-73.
20 Лоскутова Н. Г. Кино Ирана: ведущие тенденции 1950-х - 2000-х годов: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03. - М., 2006. 155 с.
21 Плахов А. Режиссеры настоящего. В 2 т. / Андрей Плахов. - СПб.: Сеанс; Амфора. 2008.
всесторонне анализируется антропологический подход к изучению кино, но полностью игнорируется иранский кинематограф22.
Отдельно необходимо назвать работы специалистов в области иранистики -труды О.В. Андреевой, Е.Л. Гладковой, С.Б. Дружиловского, В.И. Юртаева, С.А. Яценко и др., а также востоковедов, системно разрабатывающих тему Востока, -А.А. Немировского, Н.А. Мамедовой, М.А. Сапроновой и др.23
Среди зарубежных авторов необходимо назвать Хатерех Шейбаши Хамида Дебаши, Ричарда Таппера, Хамида Реза Садра, Шахаба Эсфандари, Хамида Нафиси24. Их работы посвящены изучению отдельных вопросов, связанных с темой иранского кино, причем многие из них прямо или косвенно касаются философского ракурса ее изучения, что делает их ценными источниками, свидетельствующими о специфической рецепции иранской «кинофилософии» (в том числе, на Западе) и выявляет востребованность подобного подхода научным сообществом.
Вместе с тем, нельзя не отметить: ни одна из перечисленных выше работ не посвящена непосредственно изучению проблемы смысловых доминант иранского кинематографа. Таким образом, обращение к этой теме в рамках данного исследования позволяет восполнить существующую на сегодняшний день лакуну, связав фундаментальные ценности древней иранской культуры с их обновленным (и резонансным) прочтением с помощью средств кинематографа.
Объектом исследования выступает современный иранский кинематограф в его интерактивном диалоге с иранским и зарубежным зрителем.
22 Грей Г. Кино: Визуальная антропология. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. 208 с.
23 Ислам в государственной и общественно-политической системах стран Востока / М. А. Сапронова, К. П. Боришполец, Н. В. Мелехина, В. М. Морозов, А. В. Крылов, С. Б. Дружиловский, Ю. П. Лалетин, Р Д. Дауров, Б. В. Долгов, Г. Г. Косач, А. А. Кузнецов, А. Л. Филимонова, Е. С. Мелкумян, Л. М. Ефимова, Н. Ю. Сурков. - М.: МГИМО, 2018. 350 с.; Гладкова Е. Л. Отношения «Иран - Запад» в свете персидского политического дискурса / Иран в мировой политике. XXI век. - М.: Институт востоковедения РАН, 2017. С. 27-39; Немировский А. А., Александрова Н. В., Ладынин И. А., Яковлев В. М. Древний Восток: Учебное пособие для вузов / А. А. Немировский, Н. В. Александрова, И. А. Ладынин, В. М. Яковлева. - М.: АСТ, Астрель, 2008. 656 с.; Юртаев В. И. Человек в метафизике религии // Метафизика. 2018. № 3 (29). С. 153-166.
24 Sheibani K. The Poetics of Iranian Cinema: Aesthetics, Modernity and Film After the Revolution. - N.Y.: I.B. Tauris, 2011. 240 p; Dabashi H. Close Up: Iranian Cinema, Past, Present, and Future. N. Y.: Verso, 2001. 230 p.; Tapper R. The new Iranian cinema. Politics, Representation and Identity. - London and New York: I. B.Tauris &Co Ltd, 2002. 304 p.; Reza-Sadr H. Iranian Cinema: a Political History / H. Reza-Sadr. - N.Y.: I. B. Tauris Publishers, 2006. 320 p; Esfandiary S. Iranian Cinema and Globalization: National, Transnational, and Islamic Dimensions. Bristol: Intellect Ltd, 2012. P. 240; Naficy H. A social history of Iranian cinema volume 4. - Durham and London: Duke University Press, 2012. 664 p.
Предметом исследования являются смысловые доминанты и архетипы сознания представителей иранской культуры, выраженные с помощью кинематографических образов и отраженные в зрительском восприятии.
Проблема исследования заключается в парадоксе актуализированного прочтения иранским кинематографом образного языка традиционной культуры. При этом «культурный код» традиционного Ирана оказался интересным для ценителей кино по всему миру, число которых явно не эквивалентно числу выходцев из Ирана.
Материалом исследования послужили иранские кинофильмы, снятые на протяжении XX - XXI вв. вплоть до 2019 г., а также другие образцы современного иранского визуального искусства (например, видеоинсталляции).
Информационной базой послужила специализированная литература по истории иранского кино (прежде всего, англоязычная); а также исследования в области истории, регионоведения, религиоведения, политологии, социологии, теории и практики мирового кинематографа.
Цель исследования состоит в уточнении социокультурной специфики иранского кинематографа и его смысловых доминант с точки зрения их образного раскрытия в художественно-образном мышлении и ценностных предпочтениях представителей иранской культуры.
Для достижения данной цели необходимо решить несколько научных задач:
- описать специфику иранского кинематографа, показать его социальную направленность и ангажированность проблемами культуры в ее реальном и экзистенциальном измерениях;
- выявить наиболее типичные социокультурные проблемы, раскрываемыми средствами иранского кино и специфику их философской интерпретации;
- проанализировать исторические корни и источники наиболее распространенных образов кино в контексте понимания пространства и времени в иранской культуре, дать характеристику культурному ландшафту, развернутому в иранском кино;
- изучить характер и пути влияния мифологического и религиозного сознания на образный ряд иранского кинематографа, проследить специфику смысловых доминант иранской культуры в кинематографическом пространственно-временном континууме;
- раскрыть динамику отношения к социальному творчеству личности в иранском социуме в свете решения дилеммы традиция/модернизация, представленную иранскими режиссерами с помощью конкретных кинематографических средств.
Методологическую основу исследования составили аксиологический и антропологический подходы, а также метод философской компаративистики, позволяющий выстраивать ряды сравнения по ключевым горизонтальным (политико-географическим) и вертикальным (историческим) линиям, обнаруживая возможные пересечения и лакуны в философских дискурсах Ирана, Запада и России на материале образного языка иранского кинематографа. Работа опирается также на общенаучные принципы историзма и объективности, метод категориального анализа и ключевые принципы герменевтики. Комплексный междисциплинарный подход потребовал системного обращения к методам конкретных наук - истории, культурологии, регионоведения, эстетики, религиоведения, искусствоведения, политологии и социологии, а также к биографическому методу.
Научная новизна определяется постановкой проблемы и состоит в следующем:
- произведён комплексный философско-культурологический анализ специфики художественных форм иранского кинематографа на основе выявления ключевых архетипов иранской культуры;
- выделены наиболее типичные социокультурные проблемы, раскрываемыми средствами иранского кино, обоснована его социальная направленность и ангажированность проблемами культуры в ее реальном и экзистенциальном измерениях;
- проанализированы исторические корни и источники наиболее распространенных образов иранского кино в контексте специфического культурного ландшафта, связанного с пониманием пространства и времени в иранской культуре;
- доказано, что влияние мифологического и религиозного сознания на образный ряд иранского кинематографа осуществляется через совмещение религиозного и культурного поля в неконцептуализируемых «культурных доминантах» и их смысловых пространственно-временных «развертках», находящих свое воплощение в мифопоэтической и визуальной форме символов и проявляющих себя, в том числе, в образном языке национального кинематографа;
- обоснован вывод о зависимости динамики процесса создания кинематографических образов от путей осмысления социального творчества личности в экзистенцальном «горизонте свободы», позволяющий современному иранскому кинематографу активно включиться в общественные дискуссии по острым проблемам социокультурной трансформации традиционного общества.
Теоретическая значимость работы. В работе представлен философско-культурологический анализ значительного числа иранских кинолент, в том числе очень редких и мало знакомых как российскому, так и западному зрителю. Это позволяет более системно описать уникальный характер иранского кинематографа на конкретном визуальном материале. Кино рассмотрено как своеобразный образный язык, раскрывающий сложное взаимодействие различных культурных подсистем. При этом большое внимание уделено установлению влияния архетипов коллективного бессознательного на индивидуальное сознание создателей иранского кинематографа, а также путям осмысления иранскими режиссерами тех социальных изменений, которые происходили и происходят в Иране. «Вторая производная» в изучении влияния радикальных социальных трансформаций представлена, таким образом, попыткой изучить процесс создания «актуального воплощения исходного образа», проследить поиски человеком своего места в мире и обществе с точки зрения ценностного измерения культуры.
В диссертации детально проанализированы ключевые особенности иранской мифологии и поэзии с точки зрения их влияния на кинематограф, показано воздействие на созданный им образный язык визуальных образов иранской миниатюры и театра Тазия; показано поэтапное развитие образного и содержательного наполнения иранского кино.
Выявлены и раскрыты ключевые основания внимания к иранскому кинематографу со стороны зарубежного зрителя. Иранское кино знают и ценят любители авторского кино в России, Европе и США, этот феномен культуры уже многие годы вызывает оживленные научные и профессиональные дискуссии. С одной стороны, этот интерес определяется своеобразием иранского кинематографа, передающего уникальность одной из древнейших культур, специфику ее социальности и свойственные ей ценностных ориентаций. С другой стороны, внимание жителей других стран и континентов направлено на иранский кинематограф еще и потому, что он выражает общечеловеческие ценности богатым и вместе с тем доступным для понимания художественным языком. Особенности культуры Ирана, модулирующие подобный интерес, также позволяют исследователю претендовать на уточнение картины мира ее представителей и, в конечном итоге, оптимизировать диалог с ними. Специфика понимания пространства и времени, представленная в иранском кинематографе, связана не только с содержательными особенностями его киноязыка, но и с определенным набором «технических» средств (приемами монтажа, использованием натурных съемок, квазинарративностью, наличием «интерьерной» съемки, уникальной пластикой актеров и проч.). Все эти приемы раскрывают смысловые доминанты «во плоти» кинематографического решения.
Изучение смысловых доминант, представленных в образном языке кинематографа, представляет интерес также в силу (все еще) высокой степени закрытости современного иранского общества. Философско-культурологический анализ этнокультурных и религиозных аспектов тех проблем, которые отражены в кинематографических текстах, позволяет глубже понять, как «работают» архетипы сознания в современных условиях - ведь кинематограф Ирана,
сформировавшийся после революции 1979 г. и подвергшийся значительному влиянию последующих политических событий, сегодня приобрел статус рупора современных социальных проблем, став одним из основных способов саморефлексии иранского общества. Вопросы о свободе, долге, вере и знании оказавшись в центре внимания иранских кинематографистов, вызвали широкий резонанс во всем мире.
Практическая значимость работы состоит в освоении значительного пласта образного выражения смысловых доминант иранской культуры, -культуры, которая занимает все более значительное место в системе современных международных отношений.
Результаты работы могут быть использованы при чтении спецкурсов, посвященных особенностям иранского кинематографа, его образного языка и истории. Материалы исследования также могут быть использованы в процессе проведения специализированных лекториев и преподавания учебных курсов культурологической, философской и киноведческой направленности.
Хронологические рамки исследования.
Хронологические рамки исследования определяются историей иранского кинематографа. За начальную точку взят 1932 г., а именно год, когда был создан первый кинофильм на фарси. Исследование доведено до 2019 г., в него включен анализ самых последних произведений иранского киноискусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уникальность художественных форм иранского кино определяется сложными процессами взаимодействия творческого сознания режиссера с архетипами иранской культуры, транслируемыми ее поэзией, изобразительным искусством и наследием театральных постановок Тазия.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Кинематограф и живопись: сравнительный культурфилософский анализ2010 год, кандидат философских наук Неретина, Анастасия Викторовна
Культурологический анализ поэзии Форуг Фаррохзад и Симин Бехбахани в контексте проблематики женской идентичности2022 год, кандидат наук Березина Анна Владимировна
Сетевая культура в художественной репрезентации современного кинематографа2021 год, кандидат наук Родионова Мария Николаевна
"Образ "новой женщины" в кинематографе переходных исторических периодов"2021 год, доктор наук Смагина Светлана Александровна
Государственная власть и кинематограф в социокультурном контексте эпохи (конец 1920-х – начало 1990-х гг.)2024 год, доктор наук Юдин Кирилл Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Белов Александр Андреевич, 2020 год
- 527 с.
Книги и монографии на иностранных языках
91. Atwood B. Reform Cinema in Iran: Film and Political Change in the Islamic Republic. - New York: Columbia University Press, 2016. - 280 р.
92.Abrahamian, Ervand. A History of Modern Iran / Ervand A. Cambridge University Press, 2008. - 228 p.
93.Ansari A. M. Iran: A Very Short Introduction. U.K.: Oxford University Press, 2014. 177 p.
94.Bahrami. M. Ziba-yi-shinasi dar Asar-i Kiarostami / A Collection of Essays on Abbas Kiarostami's Films / ed. by Qukasian Z. Tehran. 1997. - 226 p.
95.Balafrej L. The Making of the Artist in Late Timurid Painting. - U. K.: Edinburgh University Press, 2019. - 280 p.
96.Butler J. Undoing gender. - N.-Y. / London: Routledge. 2004. - 305 р.
97.Basil G. Persian Painting (rom Miniatures of the XIII-XVI Centuries). - London: Ernest Benn, 1930. - 135 p.
98.Bazin A. What Is Cinema? / translated by H. Gray. - Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1967. -128 p.
99. Canby S.R. Shah Abbas: The Remaking of Iran. - London: British Museum Press, 2009. - 274 p.
100. Casanova J. Public Religions in the Modern World. - Chicago: University of Chicago Press, 1994. - 320 p.
101. Chomsky N. The minimalist program. - Cambridge, Mass: MIT Press, 1995. - 426 p.
102. Cutrara D. S. Wicked Cinema: Sex and Religion on screen. University of Texas Press, 2014. - 266 p.
103. Dabashi H. Close Up: Iranian Cinema, Past, Present, and Future. - New York: Verso, 2001. - 230 p.
104. Danesi M. Dictionary of Media and Communications. - London: Routledge, 2014. - 400 p.
105. Dnmez-Colin Gl., Dönmez-Colin G. Women, Islam and Cinema. - L.: Reaktion Books, 2004. - 206 p.
106. El-Hibri T. Reinterpreting Islamic Historiography: Harun al-Rashid and the Narrative of the Abbasid Caliphate. - U.K.: Cambridge University Press, 1999. - 230 p.
107. Engler B. Personality Theories. - New York: Cengage Learning, 2013. -528 p.
108. Esfandiary S. Iranian Cinema and Globalization: National, Transnational, and Islamic Dimensions. - Bristol: Intellect Ltd, 2012. - 240 p.
109. Farhang R. Islamism and Modernism: The Changing Discourse in Iran. -Ostin: University of Texas Press, 2010. - 292 p.
110. Early Cinema in Asia.Ed. Nick Deocampo. - US: Indiana University Press, 2017. - 342 p.
111. Ervand А. A History of Modern Iran / А. Ervand. N.-Y.: Cambridge University Press, 2008. - 228 р.
112. Flattery D.S., Schwarz M. Haoma and Harmaline: The Botanical Identity of the Indo-Iranian Sacred Hallucinogen "Soma" and its Legacy in Religion, Language, and Middle Eastern Folklore. - Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1989. - 211 p.
113. Foltz R. Religions of Iran: From Prehistory to the Present. London: Oneworld Publications, 2013. - 303 p.
114. Gow C. From Iran to Hollywood and Some Places In-Between: Reframing Post-Revolutionary Iranian Cinema. - New York: I. B. Tauris, 2011. - 230 p.
115. Gugler J. Film in the Middle East and North Africa. Creative Dissidence. -Austin: University of Texas Press, 2011. - 383 p.
116. Halberstam D. The Fifties. / D. Halberstam. - New York: Ballantine Books, 1993. - 816 p.
117. Hall E. T. The Silent Language. - New York. : Fawcett, 1959. 240 p.
118. Hall E. T. Beyond Culture. - New York: Anchor Books, 1989. 298 р.
119. Issa R. Whitaker S. Life and Art: The New Iranian Cinema / R. Issa S. Whitaker. - London: National Film Theatre. 1999. - 159 p.
120. Jahed P. Directory of World Cinema. - Iran: Intellect, 2012. - 293 p.
121. Kamalkhani Z. Women's Islam. - New York: Kegan Paul International, 1998. - 203 p.
122. Keddie N. R., Richard Y. Modern Iran: roots and results of revolution. -New York: Yale University Press, 2013. - 395 p.
123. Khamneipur A. Zarathustra: Myth - Message - History. Canada: FrisenPress, 2015. - 504 p.
124. Khadem Makhsus Hosseini L. Transformation of iranian women's cultural identity (=Трансформация культурной идентичности иранской женщины): дис. ...на соиск. уч. ст. канд. культурологии. 24.00.01: - теория и история культуры / L. Khadem Makhsus Hosseini. - М., МГИМО, 2018. - 261 p.
125. Kluckholm K., Kroeber A. L. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. - New York, 1963. - 123 p.
126. Laderman D. Driving Visions: Exploring the Road Movie. - Ostin: University of Texas Press, 2002. - 322 p.
127. Lauren S. Iran: A Primary Source Cultural Guide. - New York: The Rosen Publishing Group, 2004. - 127 p.
128. Loukonin V., Ivanov A. Persian Miniatures. - New York: Parkstone Press International, 2010. 255 p.
129. Mackey S., Harrop S. The Iranians: Persia, Islam and the Soul of a Nation / S. Mackey, S. Harrop. - New York: Plume. 1996. - 464 p.
130. Media, Culture and Society in Iran: Living with Globalization and the Islamic State / ed. by Semati M. - New York: Routledge, 2008. - 304 p.
131. Mirbakhtyar S. Iranian cinema and the Islamic revolution. - Australia: McFarland & Company press. 2006. - 210 p.
132. Moin B. Khomeini: Life of the Ayatollah. - New York: St. Martin's Press, 1999. - 352 p.
133. Mommsen K. Goethe and the Poets of Arabia / translated by Michael M. Metzger. - New York: Camden House, 2014. - 480 p.
134. Mottahedeh R. The Mantle of the Prophet. - London: Oneworld Publications, 2008. - 416 p.
135. Naficy H. A Social History of Iranian Cinema. Vol. 4. - Durham and London: Duke
136. University Press, 2012. - 664 p.
137. Naficy H. A Social History of Iranian Cinema, Vol. 2: The Industrializing Years. - US: Duke University Press Books, 2011. - 560 p.
138. Newton K.M. Twentieth-Century Literary Theory: A Reader. - N.-Y.: Macmillan Education, 1997. - 328 p.
139. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics / J. S. Nye. - New York: Public Affairs, 2004. - 191 p.
140. Potsdam E. Analysing word order in the English imperative / Imperative Clauses in Generative Grammar: Studies in Honour of Frits Beukema. John Benjamins Publishing Company. 2007. - 352 p.
141. ParvTz Jahid. Directory of World Cinema: Iran. - Bristol; Chicago: Intellect, 2012. - 166 p.
142. Paidar P. Women and the Political Process in Twentieth-Century Iran. Cambridge Middle East studies. 1995. - Cambridge, UK; New York: Cambridge University Press. - 424 p.
143. Persian Painting: From The Mongols To The Qajars. Ed. R. Hillenbrand -L.-N.-Y. I. B. Tauris Pubilshers. 2001. - 400 p.
144. Rahnema S., Behdad S. Iran After the Revolution: Crisis of an Islamic State. - London: I. B. Tauris, 1995. - 292 p.
145. Religions of Iran: From Prehistory to the Present. London: Oneworld Publications, 2013. - 368 p.
146. Remaking Women: Feminism and Modernity in the Middle East / ed. by Abu-Lughod L. U. K.: Princeton University Press, 1998. - 320 p.
147. Poetry and Mysticism in Islam: The Heritage of Rumi / ed. by A. Banani, R. Hovannisian, G. Sabagh. - New York: Cambridge University Press, 1994. - 204 p.
148. Reza-Sadr H. Iranian Cinema: a Political History / H. Reza-Sadr. - N.Y.: I. B. Tauris Publishers, 2006. - 320 p.
149. Sharp P. Diplomatic Theory of International Relations. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 359 p.
150. Sheibani K. The Poetics of Iranian Cinema: Aesthetics, Modernity and Film After the Revolution. - New York: I.B. Tauris, 2011. - 240 p.
151. Sufism and the 'Modern' in Islam / ed. by Martin van Bruinessen and Julia Day Howell. - London; New York: I. B. Tauris, 2007. - 368 p.
152. Tapper R. The new Iranian cinema. Politics, Representation and Identity. -London and New York: I. B.Tauris &Co Ltd, 2002. - 304 p.
153. The Cambridge History of Iran / ed. by Frye R. N., Fisher W. B., Frye R. N, Avery P., Boyle J. A., Gershevitch I., Jackson P. - U. K.: Cambridge University Press, 1999. - 699 p.
154. The Oxford Handbook of Iranian History / edited by Touraj Daryaee. -Oxford; New York: Oxford University Press, 2012. - 224 p.
155. The New Iranian Cinema: Politics, Representation and Identity / ed. by Richard Tapper (Ed.). - N.-Y.: I.B. Tauris, 2006. - 304 p.
156. The Persian Presence in the Islamic World / ed. by Hovannisian R. G., Sabagh G. - Los Angeles: University of California, 1998. - 250 p.
157. The Veil: Women Writers on Its History, Lore, and Politics. Ed. By Jennifer Heath. - Berkley and Los Angeles, L.: University of California Press, 2008. -360 p.
158. Tolman H. C. A guide to the Old Persian inscriptions. - New York: Cincinnati American Book Company, 1893. - 146 p.
159. Wagner H. L. The Iranian Revolution. - New York: Infobase Publishing, 2010. - 112 p.
160. Yamani M., Allen A. Feminism and Islam: Legal and Literary Perspectives. - New York: New-York University Press, Ithaca Press. 1996. - 392 p.
161. Zeydabadi-Nejad S. The Politics of Iranian Cinema: Film and Society in the Islamic Republic. - New York: Routledge, 2010. - 202 p.
Статьи в сборниках и периодических изданиях
162. Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. - 1970. - № 3. - С. 113-143.
163. Акбари Рогайе Мохарам. Сопоставительный анализ деривационных возможностей слов в русском и персидском языках (на материале заимствований) // Вестник ТГГПУ. - 2013. - № 3 (33). - С. 11-14.
164. Алимова Ю. Н. Парадигмальный подход в правопонимании: культурофилософские основания и практические следствия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 7 (81). - С. 19-23.
165. Андреева О. В., Юртаев В. И. Социальная самоидентификация Востока и Запада как основание интеррегиональной интеграции // Метафизика. -2017. - № 2 (24). - С. 69-76.
166. Андреева О. В., Юртаев В. И. Человек в метафизике религии // Метафизика. - 2018. - № 3 (29). - С. 153-166.
167. Аронсон О. В. Язык времени. Вступительная статья к книге Ж. Делеза Кино-1: образ - движение. Кино-2: образ - время / О. В. Аронсон // Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. 624 с. - С. 11-36.
168. Атоев А. М. Проблема свободы выбора в «Шахнамэ» // Вопросы философии. - 2015. - № 12. - С. 193-197.
169. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с. - С. 234-407.
170. Боев Э. Б. Идеологические основы «белой революции» в работах Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви // История и историческая память. - 2018. - № 16. - С. 121-131.
171. Бойко О. А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К. Г. Юнга // Вестник ТГУ. - 2010. - № 4. -С. 182-186.
172. Бойко О. А. Соотношение свободы и детерминации в теории личности К. Г. Юнга // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2010. - № 1. - С. 69-72.
173. Бутовская М. Л. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства // Личность. Культура. Общество. - 2008. -Т. 10. - № 2. - С. 220-232.
174. Быкова М. Ф., Гусейнов А. А., Лекторский В. А., Мотрошилова Н. В., Синеокая Ю. В., Смирнов А. В., Соловьев Э. Ю., Степанянц М. Т. Обсуждение проекта «Анатомия философии: как работает текст» // Вопросы философии. -2017. - № 7. - С. 109-146.
175. Воеводина Л. Н. Семантическая эволюция мифа в культуре // Вестник МГУКИ. - 2012. - № 5 (49). - С. 23-27.
176. Воеводина Л. Н. Миф как символическая система // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 39-44.
177. Гавриченко О. В., Марцинковская Т. Д., Орестова В. Р. Киноязык в современной культуре // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2017. - № 3 (9). - С. 58-72.
178. Галиева М. Р. Когнитивный принцип бинарности в религиозной картине мира // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. - № 2. - С. 56-65.
179. Глаголев В. С. Аксиологические координаты творческой стихии / В. С. Глаголев // Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации и Dasein: Сборник статей / Под ред. Г. А. Аляева, О. Д. Маслобоевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 336 с. - С. 41-48.
180. Глаголев В. С. Реализм анализа - исходное условие научной перспективности (содоклад) // Право и управление. XIX век. - 2011. - № 4 (21). -С. 12-18.
181. Глаголев В. С., Медведева С. М. Религиозные образы в американском кино: поиск Бога и человека // Гуманитарный вектор. - 2017. - Т. 12. - № 3. - С. 115-125.
182. Гладкова Е. Л. Роль и место арабских заимствований в современном персидском языке / Е. Л. Гладкова // Актуальные проблемы арабской филологии: Материалы конференции к 125-летию со дня рождения X. К. Баранова и К. В. Оде-Васильевой. 2018. 360 с. - С. 208-226.
183. Гладкова Е. Л. Отношения «Иран Запад» в свете персидского политического дискурса / Е. Л. Гладкова // Иран в мировой политике. XXI век;
отв. ред. Н. М. Мамедова, ред.-сост. М. С. Каменева, И. Е. Федорова; Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, Издатель Воробьев А. В., 2017. 260 с. - С. 2739.
184. Григоренко А. Ю. «Свой чужой» в истории религии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2012. - № 146. - С. 41-47.
185. Григорьева М. А. Гендерная политика и эмансипация женщин в исламском культурном пространстве: политический контекст и тенденции // Kant. - 2011. - № 2. - С. 164-168.
186. Дядык Н. Г., Конфедерат О. В. Концептуальный фильм как форма философствования (экзистенциальная проблематика фильмов В. Вендерса) // Социум и власть. - 2019. - № 3 (77). - С. 95-106.
187. Дружиловский С. Б. Внешнеполитический процесс в республике Иран / С. Б. Дружиловский // Внешнеполитический процесс на Востоке: Учебное пособие для студентов вузов; В. А. Аватков, В. Я. Белокреницкий, А. В. Демченко, В. И. Денисов, С. Б. Дружиловский, И. В. Дьячков, Л. М. Ефимова, Е. В. Колдунова, В. А. Корсун, С. И. Лунев, Н. П. Малетин, Г. Ф. Мурашева, М, А. Сапронова, Д. В. Стрельцов; под ред. Д. В. Стрельцова. М.: Аспект Пресс, 2017. 327 с. - С. 76-108.
188. Едошина И. А. Миф, мифологема, мифема в контексте деятельностного подхода к феноменам культуры // Вестник Вятского государственного университета. - 2009. - Т. 1. - № 3. - С. 79-81.
189. Ефремов Н. Н. Понятие «культура» в «структурной антропологии» К. Леви-Стросса // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2006. - № 1. - С. 3-8.
190. Животенков А. Н. Основы внешней политики Исламской Республики Иран и этапы ее формирования // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - 2016. - № 4. - С. 91-101.
191. Зарецкая А. Н. Средства создания подтекста в авторском кинематографе // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2012. - № 1 (35). -С. 323-326.
192. Ибрагимов А. Г. О. Иран и Россия: стратегическое партнерство или взаимовыгодная сделка? // Постсоветские исследования. - 2019. - Т. 2. - № 1. - С. 897-903.
193. Казурова Н. В. Роль ислама в формировании этнической и эстетической идентичности иранского кинематографа // Восток (Опеш). Афроазиатские общества: история и современность. - 2012. - № 2. - С. 67-73.
194. Каменева М. С. О трех подходах к понятию «культура» в ИРИ / М. С. Каменева // Иран при М. Ахмадинежаде. Памяти А. З. Арабаджяна. М.: ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. 220 с. - С. 165.
195. Каменева М.С. О трансформации понятия «Культура» в исламской Республике Иран // Россия и мусульманский мир. - 2015. - № 3 (273) - С. 144152.
196. Каменева М. С. Национальные традиции и языковая политика в Иране (20-е - начало 80-х гг. XX в.) / М. С. Каменева // Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М.: Наука, 1983. 264 с. - С. 140-145.
197. Капельчук К. А. Художественный и исторический хронотоп: проблема дополнения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 94-105.
198. Кириленко Ю. Н. Проблема интерпретации ритуала в теории речевых актов Дж. Остина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. -№ 350. - С. 63-65.
199. Колчева Э. М. Понятие «культурный архетип» как инструментарий анализа национального искусства // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 1. -С. 254-263.
200. Кондаков И. В. «Зричитель»: новый субъект современной культуры // Обсерватория культуры. - 2016. - Т. 13. - № 5. - С. 516-525.
201. Кондаков И. В. Взаимодействие индивидуальной и массовой культуры в историческом процессе // Вестник культуры и искусств. - 2017. -№ 4 (52). - С. 81-89.
202. Кондаков И. В. Массовая культура: опыт теории относительности // Обсерватория культуры. - 2017. - Т. 14. - № 5. - С. 516-523.
203. Коротаев А. В. Джордж Питер Мёрдок и школа кросс-культурных (холокультуральных) исследований / А. В. Коротаев // Мёрдок Дж. П. Социальная структура. М.: ОГИ, 2003. 606 с. - С. 477-554.
204. Косиков Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) / Г.К. Косиков // Французская семиотика:От структурализма к постструктурализму; пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: ИГ Прогресс, 2000. 536 с. - С. 3-48.
205. Красноярова Н. Г., Юношева М. А. Философия кино: становление проблематики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (11). - С. 33-36
206. Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии. К постановке проблемы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. -2012. - № 2 (30). - С. 52-68.
207. Кузьмина Е. В., Фазлеева Р. Р. Постсекулярность: тенденции анализа феномена в современных религиоведческих исследованиях // Манускрипт. - 2017. - № 8 (82). - С. 106-112.
208. Курылев К. П., Никулин М. А., Гончарова А. А. «Мягкая сила» культурной дипломатии Исламской Республики Иран // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2017. - № 2. - С. 46-55.
209. Лахути Л. Г. Иранский национальный иранский эпос между суфийской традицией и доисламским прошлым Ирана / Лахути Л. Г. // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 2 / под ред. Л. В. Горяевой, В. Н. Настич. М.: ИВ РАН, 2017. 336 с. - С. 138-156.
210. Легойда В. Р. «Доверие к праву» как культурофилософская проблема: к вопросу об источниках и основаниях формальных социальных регуляторов // Концепт: философия, религия, культура. - 2017. - № 4. - С. 25-32.
211. Лебедева М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. - 2017. - № 3 (54). - С. 212-223.
212. Лебедева М. М., Харкевич М. В. «Мягкая сила» в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. -2014. - № 2 (35). - С. 10-13.
213. Лексина Е. А. Ирано-китайские отношения в геополитическом треугольнике США - Иран - КНР: противоречия и перспективы // Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2015. - № 5. - С. 56-63.
214. Лексина Е. А. Перспективы деизгоизации Ирана // Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2016. - № 7. -С. 75-83.
215. Лураев Р. З. Novruz in the context of Islamic civilization // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2012. - № 1 (17). - С. 132-136.
216. Малышева Д. Б. Международно-политическое взаимодействие государств Центральной Азии с Турцией и Ираном // Россия и новые государства Евразии. - 2017. - № 3. - С. 46-58.
217. Мамедов А. А., Оришев А. Б., Шиповская Л. П. Зороастризм: формирование религиозного сознания // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-5. - С. 1140-1143.
218. Мамедова Н. М. Иран в канун 40-летия исламской революции // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - Т. 62. - № 7. - С. 6371.
219. Мамедова Н. М. Средства массовой информации в Иране: история, состояние, проблемы / Н. М. Мамедова // Иран: прошлое и настоящее. Избранные труды иранистов Института востоковедения РАН. М., 2018. - С. 360-371.
220. Миронов Д. Д., Ляпкина Т. Ф. Кино как средство выражения культурных смыслов / Д. Д. Миронов, Т. Ф. Ляпкина // Труды Санкт-
Петербургского государственного института культуры, 2015. Т. 210. 284 с. - С. 255-262.
221. Монастырский В. А. Кино как вид искусства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2001. - Т. 23. - № 2. - С. 79-82.
222. Могилёв В. В. Иранское общество и иранское духовенство: специфика отношений, история и перспективы // Вестник ЗабГУ. - 2015. - № 7 (122). - С. 6974.
223. Насыров И. Р. К вопросу о переходе от аскетизма (зухд) раннего ислама к доктринальному суфизму (тасаввуф) / Насыров И. Р. // Суфизм в Иране и Центральной Азии. (Алматы, 2006): Материалы международной научной конференции. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 330 с. - С. 22-35.
224. Нелюбина Ю. А. Кинотекст в кругу смежных понятий // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. - 2014. - № 4 (40). -С. 26-29.
225. Немтинова А. Ю. Анализ произведений известного иранского поэта ХХ века Сохраба Сепехри // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». - Том 26 (65). - № 1. - Ч. 1. - 2013. - С. 451-458.
226. Николаева К. А. Кинематограф в контексте социологического знания. Воззрения представителей Франкфуртской школы // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4 (46). - Ч. 7. - С. 140-142.
227. Николаева Ю. В., Боголюбова Н. М. Культура зарубежных стран в России: из истории реализации внешней культурной политики // Труды СПбГУКИ. - 2014. - № 203. - С. 378-384.
228. Огарков А. Н., Романова И. К. Время в кинематографе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. - 2009. - № 4. - С. 28-33.
229. Островская Е.А. Артхаусное кино о будущем Южной Кореи: Ким Ки Док // Концепт: философия, религия, культура. - 2018. - № 1 (5). - С. 152-161.
230. Патраков В. П. Генокоды национальных культур. Концептуальные основы // ny6ni4^ урядування. - 2016. - № 2 (3). - С. 194-203.
231. Полищук А. И., Соболева А. С., Карими Р. Э. Развитие российско-иранских культурных связей в начале XXI в. // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2018. - № 2. - С. 368-386.
232. Прозоров С. М. Тазийа / С. М. Прозоров // Ислам: энциклопедический словарь; отв. ред. С. М. Прозоров. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. - С. 220-221.
233. Русакова О. Ф., Фатихов С. П. Концептуальные модели хронотопа в гуманитарных и политических исследованиях // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2011. - № 30 (247). - С. 122-127.
234. Сажин В. И. Корпус стражей исламской революции Ирана -государство в государстве // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2017. - № 3. - С. 83-109.
235. Сапронова М. А. Исламские партии и государство // Азия и Африка сегодня. - 2018. - № 11 (736). - С. 30-33.
236. Саяпова А. М., Элахех К. Иранская мифология в художественном мире И. А. Бунина // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156. - № 2. - С. 115-120.
237. Селищева Д. В. Феномен das Man в измерении этики //Философская мысль. - 2015. - № 7. - С. 20-46.
238. Силантьева М. В. Истоки философии творчества в русской мысли: тема «охоты» в сочинениях Г. С. Сковороды / М. В. Силантьева // Искусство и философия: Материалы IV Международной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. 309 с. - С. 256-265.
239. Силантьева М. В. Ментально-символическое преодоление барьера «свой - чужой» как основа стратегий освоения инокультурного пространства М.
B. Силантьева / М. В. Силантьева // Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские научные чтения. СПб.: СПбГУП, 2014. 592 с. -
C. 429-431.
240. Силантьева М. В. Неоархаика в зеркале современной культуры: религиозный синкретизм как проявление единства чувственного и рационального познания // Точки - Р^СТА. - 2012. - № 1-4. - С. 371-380.
241. Силантьева М. В. Проблема «культурных границ» в современном мире: ценностный аспект // Вестник МГИМО- Университета. - 2014. - № 2 (35). -С. 235-239.
242. Силантьева М. В. Пространственно-временной континуум в синхронных контекстах современных (художественных) практик: возвращение архаики? / М. В. Силантьева // Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике: V Овсянниковская международная эстетическая конференция. 2012. Ноябрь. М.: МГУ, 2012. 308 с. - С. 39-47.
243. Силантьева М. В., Шестопал А. В. Антропологические и ценностные основания коммуникации: теоретические и прикладные аспекты // Концепт: философия, религия, культура. - 2017. - № 1 (1). - С. 11-23.
244. Симония Н. А., Торкунов А. В. Новый мировой порядок: от биполярности к многополюсности // Полис. Политические исследования. - 2015. -№ 3. - С. 27-37.
245. Симонов Ю. П. Антропологическое измерение концептулизации языков познания в современной культуре // Гуманитарный вектор. - 2018. - Т. 13. - № 3. - С. 124-131.
246. Симонов-Вяземский Ю. П. Человек - существо девятимерное // Концепт: философия, религия, культура. - 2018. - № 1 (5). - С. 7-14.
247. Скринник А. И. Киноискусство как средство смысловой перестройки личности / А. И. Скринник // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы 13-й междунар. науч. конф. СПб: Изд-во Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Вып. 13. 2015. Т. 2. № 13. 516 с. - С. 425-437.
248. Смирнов А. В. «Благо» и «Зло» в исламской традиции и философии (к постановке вопроса) // Этическая мысль. - 2008. - № 8. - С. 154-193.
249. Смирнов А. В. Возможна ли не-западная философия? // Философский журнал. - 2011. - №. 1 (6). - С. 5-9.
250. Смирнов А. В. Как различаются культуры? // Философский журнал. -2009. - № 1 (2). - С. 61-72.
251. Смирнов А. В. Коллективное когнитивное бессознательное и его функции в логике, языке и культуре // Вестник РАН. - 2017. - № 10 (87). - С. 867878.
252. Смирнов А. В. Номинальность и содержательность: почему некритическое исследование «универсалий культуры» грозит заблуждением / А.
B. Смирнов // Универсалии восточных культур. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 431 с. - С. 290-317.
253. Смирнов А. В. Пропозиция и предикация // Философский журнал. -2016. - Т. 9. - № 1. - С. 5-24.
254. Смирнов А. В. Путь к истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) / А. В. Смирнов // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия. Сост., вступ. ст. и комментарии Алексей Журавского. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2000. 559 с. - С. 402-434.
255. Сованьярг А. Экология образов и машины искусства // Философский журнал / Philosophy Journal. - 2016. - Т. 9. - № 4. - С. 48-62.
256. Степанянц М. Т. Нераскрытые смыслы иранской революции // Век глобализации. - 2017. - № 2 (22). - С. 119-125.
257. Субботина М. А. Аксиология пространственно-временных отношений «экранной реальности» // Миссия конфессий. - 2017. - № 23. - С. 56-62.
258. Субботина М. А. «Экран» как инструмент влияния «мягкой силы» // Этносоциум и межнациональная культура // Этносоциум. - 2018. - № 4 (118). -
C. 87-93.
259. Сухомлинова В. В. Интерпретация культуры в философии Ду Вэймина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2019. - № 3 (33). - С. 151-160.
260. Сычева Т. А. Кинематограф XX века в киноэстетике Жиля Делеза / Т. А. Сычева // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 3. М.: ИФ РАН, 2008. 247 с. -С. 233-246.
261. Тазетдинова Р. Р. К вопросу о хронотопичности художественного пространства-времени // Вестник Вятского государственного университета. -2010. - Т. 4. - № 3. - С. 33-39.
262. Тарасов К. А. Дисфункциональное воздействие насилия в кино и проблема его социального регулирования // Коммуникология. - 2017. - Т. 5. -№ 3. - С. 102-111.
263. Тарасов К. А. Насилие в кино: латентное воздействие // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2017. -№ 1 (60). - С. 107-118.
264. Тарасов К. А. Проблема развлекательного насилия в фильмах // Журналист. Социальные коммуникации. - 2017. - № 2 (26). - С. 106-117.
265. Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 2 (30). - С. 21-51.
266. Торкунов А. В. Перспективы евразийской экономической интеграции // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 4. - С. 9-11.
267. Тоцкая Е. П. Роль внутриисламского диалога в международных отношениях в регионе Ближнего Востока в XXI веке // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. -2017. - Т. 43. - № 15 (264). - С. 169-174.
268. Трейнор Б. Теоретизируя на тему постсекулярного общества // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 2 (30). - С. 178-213.
269. Чалисова Н. Ю. Абу-л-Касим Фирдоуси в русских переводах: стратегии рецепции / Чалисова Н. Ю. // Россия - Иран: диалог культур: Международная научная конференция. 2016. Апрель / под науч. ред. А. С. Запесоцкого. СПб.: СПбГУП, 2017. 172 с. - С. 109-116.
270. Чаплыгина Ю. А. Архетип, миф и художественный текст: векторы взаимодействия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. -№ 6-2 (72). - С. 58-60.
271. Чупрова И. А. «Имидж» и «образ» страны: проблема демаркации понятий // Право и управление. XXI век. - 2015. - № 4. - С. 129-133.
272. Чупрова И. А. Музыкальная культура России как инструмент «мягкой силы»: раскрытие образа Отечества в диалоге России и Франции / И. А. Чупрова // Человек в мире. Мир в человеке. Пермь: ПГНИУ, 2014. 602 с. - С. 176-183.
273. Фалёв Е. В. "Герменевтика языка" в философии М. Хайдеггера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 10-2 (48). - С. 191194.
274. Фаткулин Б. Г. Сравнительный анализ информационного сопровождения внешнеполитической инициативы «Один пояс - один путь» в электронной прессе ираноязычных государств (Таджикистан, Афганистан, Иран) // Политическая лингвистика. - 2017. - № 5. - С. 152-158.
275. Фаткулин Б. Г. Процессы терминостроительства в современных персидском и арабском языках с точки зрения сравнительно-исторической типологии // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2010. - № 34 (215). - Вып. 49. - С. 125-132.
276. Феррони В. В. Кант и антиномия реальности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2014. - № 3. - С. 85-94.
277. Филин Н. А. Факторы, влияющие на российско-иранские отношения в начале XXI в. // Власть. - 2017. - № 3. - С. 207-210.
278. Филин Н. А., Раванди-Фадаи Л. М., Бурова А. Н. Российско-иранские отношения на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2016. - № 4. - С. 677-687.
279. Хитрук Е. Б. «Существует ли женщина?»: деконструкция женской субъективности и телесности в философии постмодерна // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 361. - С. 39-44.
280. Чаплыгина Ю. А. Архетип, миф и художественный текст: векторы взаимодействия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. -№ 6-2 (72). - С. 58-60.
281. Шестопал А. В. Глобальная демократизация и глобальный кризис // Космополис. - 1999. - № 1. - С. 82-94.
282. Шестопал А.В. Открывая ХХ Шишкинские чтения: ключевые вопросы науки и этики в современном мире // Вестник МГИМО Университета. -2015. - № 3 (42). - С. 256-257.
283. Шестопал А. В. Межкультурная коммуникация. «Мягкая сила» культурных модуляторов / А. В. Шестопал, М. В. Силантьева // Ресурсы модернизации: возможности и пределы международного контекста: Материалы VII Конвента РАМИ, 28-29 сентября 2012 г. / Отв. ред. А. В. Мальгин. М.: Аспект-Пресс, 2012. 333 с. - С. 204-211.
284. Шестопал А.В. Философия и философы в культуре и практике международных отношений // Концепт: философия, религия, культура. - 2019. -№ 2. - С. 40-56.
285. Шестопал А., Коннов В. Культура, наука, дипломатия: перспективы практико-ориентированного подхода // Международные процессы. - 2018. - Т. 16. - № 3 (54). - С. 214-224.
286. Шувалова Н. Б. Исламская революция в Иране: предпосылки, особенности, перспективы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. - 2001. - № 3. - С. 109-129.
287. Щеглик М. В. Религиозный миф как непременное условие существования человеческого общества // Известия ТПУ. - 2009. - № 6. - С. 7982.
288. Элькан О. Б., Путра В. А. Формирование символической сферы культуры в представлениях аналитической психологии К. Г. Юнга // Культурная жизнь Юга России. - 2017. - № 3. - С. 2-24.
289. Юртаев В. И. Особенности современной внешней политики Ирана // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2012. - № 2. - С. 13-20.
290. Юртаев В. И. Особенности региональной дипломатии Ирана в начале XXI века / В. И. Юртаев // Сотрудничество России и Ирана в политической, экономической и культурной областях как фактор укрепления мира и безопасности в Евразии: Материалы Международной научно-практической конференции; под ред. А. Я. Касюка, И. К. Харичкина, А.И. Полищука. 2017. - С. 30-35.
291. Яценко С. А. Произведения ювелирного искусства ахеменидского Ирана в кочевом мире: состав и обстоятельства получения // Артикульт. - 2019. -№ 1 (33). - С. 33-39.
292. Яценко С. А. Как выглядели древнейшие иранцы? // Ирано - Славика.
- 2006. - № 3-4. - С. 41-43.
293. Alfoneh A. Iran's Suicide Brigades. Terrorism Resurgent // Middle East Quarterly. - 2007. - No. 3. - P. 37-44.
294. Edalat A. Trauma Hypothesis: The enduring legacy of the Mongol Catastrophe on the Political, Social and Scientific History of Iran // Persian in Bukhara.
- 2010. - No. - 77-78.
295. Foltz R. Buddhism in the Iranian World // The Muslim World. - 2010. -Vol. 100. - No 2- 3. - P. 204-214.
296. Everett D. L. et al. Cultural constraints on grammar and cognition in Piraha: Another look at the design features of human language // Current anthropology.
- 2005. - Vol. 46. - No. 4. - Р. 621-646.
297. Golz O. Martyrdom and Masculinity in Warring Iran. The Karbala Paradigm, the Heroic, and the Personal Dimensions of War // Behemoth. - 2019. - No. 1. - P. 35-51.
298. Lotfian S. Iran's Middle East Policies under Khatami // Iranian Journal of International Affairs. - 1999. - Vol. 10. - No. 4. - Р. 421-448.
299. Murdock G. P., White D. R. Standard Cross-Cultural Sample // Ethnology. - 1969. - No. 8 (4). - P. 329-369.
300. Panagia D. Why film matters to political theory // Contemporary Political Theory. - 2013. - Vol. 12. - No. 1. - P. 2-25.
301. Potsdam E. Analysing word order in the English imperative / Potsdam E. // Imperative Clauses in Generative Grammar: Studies in Honour of Frits Beukema. John Benjamins Publishing Company. 2007. 352 p. - P. 251-271.
302. Ridgeon L. Makhmalbaf's broken mirror: the socio-political significance of modern Iranian cinema // Durham Middle East Paper. - 2000. - No. 64. - P. 1-40.
303. Stubbs K. Facing the Wrath of Khan // Military History. - 2006. - No. 5. -P. 30-37.
304. Tschannen O. The Secularization Paradigm: A Systematization // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1991. - No. 30. - P. 404-405.
Электронные ресурсы
305. Артюхов Е. С. Внешняя политика Исламской Республики Иран в условиях постбиполярной системы международных отношений: диссертация / Е. С. Артюхов. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. 117 с. [Electronic resource]. - System specs: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/9288 (дата обращения: 14.10.2019).
306. Всемирно известные философы - гости Посольства Ирана в Москве / IRAN.ru Российское Информационное Агенство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iran.ru/news/culture/60233/font color red Vsemirno izvestnye f ilosofy gosti Posolstva Irana v Moskve font (дата обращения 30.09.2019).
307. «Кино не является искусством»: Олег Аронсон о преимуществе восприятия над пониманием // Theory and Practice [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.09.2019).
308. 2018 год. «Контуры будущего в контексте мирового культурного развития» [Электронный ресурс] // Площадь Лихачева. - Режим доступа: https://www.lihachev.ru/chten/2018/ (дата обращения: 15.10.2019).
309. Кронгауз М. Бенджамин Уорф XXI века. Круглый стол о книге Д. Л. Эверетта «Не спи - кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей», 21 февраля 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://Шп§-ran.ru/main/news/170308_everett (дата обращения: 11.10.2019).
310. Лекция Чрезвычайного и полномочного Посла Ирана в РФ доктора Мехди Санайи, 27 мая 2015 г. [Электронный ресурс] // Сайт ИФ РАН. - Режим доступа: https://iphras.ru/page22180795.htm (дата обращения: 15.10.2019).
311. Лимарев В. Н. Поклонение огню у зороастрийцев // Авторский сайт Лимарева В. Н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iran-history.limarevvn.ru/ogon.htm (дата обращения: 20.05.2019).
312. Малышев В. С., Геращенко Л. Л. Мифотехнологии в кино в системе координат искусства и философии // Аналитика культурологии [Электронный ресурс] / В. С. Малышев, Л. Л. Геращенко. - 2014. - № 29. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/mifotehnologii-v-kino-v-sisteme-koordinat-iskusstva-i-А^оШ-1 (дата обращения: 20.08.2019).
313. Мёрдок Дж. П. Фундаментальные характеристики культуры [Электронный ресурс] / Дж. П. Мёрдок. - Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4 (дата обращения: 11.10.2019).
314. Плотникова С. О., Болотин Ю. Е. Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи // Молодой ученый. - Казань: Молодой ученый, 2017. № 1.1 С. 95-97 [Электронный ресурс] / С. О. Плотникова, Ю. Е. Болотин - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/135/37670/ (дата обращения: 07.02.2019).
315. Смирнов А. В. Культура ислама: от смысла к стилю. Интервью А. А. Амраховой [Электронный ресурс] / А. В. Смирнов. - Режим доступа: https://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts/md.htm (дата обращения: 11.10.2019).
316. Xамитов Р. «Философ - садовник цивилизации» [Электронный ресурс] / Р. Xамитов // Глава Республики Башкортостан. - Режим доступа: https://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/62566.html (дата обращения: 15.10.2019).
317. Xосейни Н. Сны в эпосе, истории и религии Ирана. 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20140513/220259595.html (дата обращения: 18.06.2019).
318. Швед В. В. Ядерная программа Исламской Республики Иран как проблема современных международных отношений: диссертация / В. В. Швед. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. 115 с. // Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/9288 (дата обращения 14.10.2019).
319. Шипота К. A. Семиотика пространства через топос временной явленности [Электронный ресурс] / К. A. Шипота // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semiotika-prostranstva-cherez-topos-vremennoy-yavlennosti (дата обращения: 27.10.2019).
320. Aydin Aghdashloo [Electronic resource]. System specs: http://www.aghdashloo.com/ (date of reference: 20.05.2019).
321. Bennett M. J. Basic Concepts of Intercultural Communication: Paradigms, Principles, and Practices: Selected readings. Ed. Bennett M. J. Boston-London: Intercultural Press, a Nicklas Brealey Publishing Company, 2013. 772 p. Р. 30-31, 67 [Electronic recource].
322. Chelkowski P. Indigenous theatre / The Iranian. 2001 [Electronic resource]. System specs: https://iranian.com/Arts/Taziyeh (date of reference: 20.10.2018).
323. Goldstein W. S. Secularization and The Iranian Revolution // Islamic Perspective: electronic scientific journal, 2010. P. 50 [Electronic resource] System specs: Adobe Acrobat Reader. // System specs: https://www.academia.edu/4049976/Secularization_and_the_Iranian_Revolution (date of reference: 20.06.2019).
324. Hoseini F. Facts and Figures on Stoning in Iran / List of known cases of Death by stoning sentence in Iran (1980-2010) [Electronic recource]. - System specs:
http://stopstonningnow.com/wpress/SList%20_1980-2010_FHdoc.pdf (дата
обращения: 11.10.2019).
325. Hofstede, G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture, 2 (1). 2011 [Electronic recource]. - System specs: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014 (дата обращения: 11.10.2019).
326. Iran: Code of Punishment for Adultery in Iran / Women Living under Muslim Laws [Electronic recource]. - System specs: http://www.wluml.org/node/3908 (date of reference: 20.05.2019).
327. Iranian Cinema: National Treasures (with Hamid Dabashi). [Electronic resource]. System specs: https://www.youtube.com/watch?v=4PUg4H9Z0e8 (date of reference: 20.05.2019).
328. Iranian Family Campaigns To Save Their Mother From Stoning. By Tridenteen, July 6, 2010 / PHATMASS. [Electronic recource]. - System specs: https://www.phatmass.com/phorum/topic/106602-iranian-family-campaigns-to-save-their-mother-from-stoning/ (дата обращения: 11.10.2019).
329. Iranian identity ii. Pre-Islamic period / Encyclopedia Iranica [Electronic resource]. System specs: http://www.iranicaonline.org/articles/iranian-identity-ii-pre-islamic-period (date of reference: 05.06.2019).
330. Iran rejects easing polygamy law. By Hugh Sykes, BBC News, Tehran / BBS NEWS [Electronic recource]. - System specs: http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/7594997.stm (дата обращения: 11.10.2019).
331. Meghan Dailey. Shirin Neshat // Solomon R. Guggenheim Museum, 2001 [Electronic resource]. System specs: https://www.guggenheim.org/artwork/10229 (date of reference: 20.05.2019).
332. Mir-Hosseini Z. Dossier 17: Stretching The Limits: A Feminist Reading of the Shari'a in Post-Khomeini Iran. 170 p. Women Living under Muslim Laws [Electronic recource]. - System specs: http://www.wluml.org/node/286 (дата обращения: 11.10.2019).
333. Moghadam V. M. Women in the Islamic Republic of Iran: Legal Status, Social Positions, and Collective Action // Iran After 25 years of Revolution: A Retrospective and a Look Ahead. International conference. 2004, November [Electronic resource]. System specs: Adobe Acrobat Reader // URL: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/ValentineMoghadamFinal.pdf (date of reference: 20.11.2018).
334. Muhammad Taqi Misbah Yazdi. Islamic Gnozis ('Irfan) and Wisdom (Hikmat). Published by: Al Tawhid Islamic Journal. Vol. 14. № 3. Fall 1997, Qom - the Islamic Republic of Iran. [Electronic recource]. - System specs: https://www.al-islam.org/printpdf/book/export/html/23042 (дата обращения: 11.10.2019).
335. Neshat S. Untitled // Gladstone gallery. 2016 [Electronic resource]. System specs: https://gladstonegallery.com/artist/shirin-neshat/#&panel1-3 (date of reference: 20.05.2019).
336. Persian Miniature. Iran Review. 2009 [Electronic resource]. System specs: http: //www.iranreview.org/content/Documents/Persian_Miniature.htm (date of reference: 20.05.2019).
337. Persian miniature: The art of richly detailed painting. Welcome to Iran. 2018 [Electronic resource]. System specs: https://welcometoiran.com/persian-miniature/ (date of reference: 20.05.2019).
338. Saadi-Nejad M. Mythological Themes in Iranian Culture and Art: Traditional and Contemporary Perspectives // Iranian Studies: electronic journal. 2019. Vol. 42. No. 2. P. 237-238. [Electronic resource]. System specs: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00210860902764946 (date of reference: 20.05.2019).
339. Ta'rof - Understanding Iranian Culture / Comimisceo Global [Electronic recource]. - System specs: https://commisceo-global.com/blog/ta-rof-understanding-iranian-culture (дата обращения: 11.10.2019).
340. Untying So Many Knots in Iran / Women battle spouses and stacked system [Electronic recource]. - System specs:
https://www.sfgate.com/movies/article/Untying-So-Many-Knots-in-Iran-Women-battle-2928505.php)/ (дата обращения: 11.10.2019).
341. Violence, poverty and abuse led girl, 16, to gallows / Iran Focus. News and analisis [Electronic recource]. - System specs: https://web.archive.org/web/20130527025228/http://www.iranfocus.com/en/?option=co m_content&task=view&id=137 (дата обращения: 11.10.2019).
342. Wilson K. The Cow (2008) [Electronic resource]. System specs: https://thirtyframesasecond.wordpress.com/2008/11/13/the-cow/ (date of reference: 18.10.2018).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.