Семантика театральности и формы её проявления в фортепианном искусстве ХIX-XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ивачева Дарина Андреевна

  • Ивачева Дарина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 210
Ивачева Дарина Андреевна. Семантика театральности и формы её проявления в фортепианном искусстве ХIX-XX веков: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки». 2022. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ивачева Дарина Андреевна

Введение

Глава 1. Театральность в смежных видах искусства

1.1. Театральность в пространстве культуры

1.2. Театральность вне театра

Глава 2. Семантика театральности в фортепианной музыке романтической эпохи

2.1. Семантика театральности в фортепианных миниатюрах Джоаккино Россини

2.2. Фортепианные транскрипции, парафразы и фантазии: к проявлению

театральности

Глава 3. Театральность как принцип музыкального мышления в фортепианном искусстве XX века

3.1. Театральное мышление С. Прокофьева и его реализация в фортепианной миниатюре

3.2. Формы проявления театральности в фортепианном творчестве Родиона Щедрина и Леонида Десятникова

3.3. Театральность в фортепианном исполнительском искусстве

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантика театральности и формы её проявления в фортепианном искусстве ХIX-XX веков»

ВВЕДЕНИЕ

В театре соединяются различные виды искусства, сочетаются их выразительные возможности в сценической постановке, образуя драматическое, оперное, балетное, кукольное, пантомимическое действо, различные смешанные театральные формы. Театральность как особое свойство художественного мышления может существовать и вне самого театра, проникая в архитектуру, дизайн, живопись, музыку и различные области культуры.

Проникновение театральности в инструментальную музыку можно наблюдать начиная с эпохи барокко. Именно в это время инструментальная область творчества получила самостоятельное развитие и достигла расцвета в жанрах концерта, сонаты, сюиты. Уже в эту эпоху театральность более рельефно проявилась в программной музыке, многообразные примеры которой представлены в миниатюрах французских клавесинистов. Театральные приёмы обнаруживаются и в инструментальной музыке венских классиков, но настоящий стимул развития в области фортепианного искусства театральность получила в программных миниатюрах романтиков. Дальнейшая историческая эволюция привнесения театральности в инструментальную музыку связана с усилением её смысловой нагрузки в виде более рельефной атрибутики, вплоть до возникновения перформативности в середине XX века. Эстетика перформативности в музыкальном искусстве в настоящее время оказывает существенное влияние на преобразование системы музыкальных жанров и на развитие инструментального исполнительства.

Рассматривая фортепианные произведения различных эпох и оценивая современную ситуацию в инструментальном искусстве, можно выявить два вектора театрализации инструментальной музыки. Первый вектор связан с внутренней театральностью фортепианной композиции в чистом виде,

свободном от слова и искусства сцены, вне использования иных компонентов: сценической игры, визуализации, вербализации. Второй вектор приводит к появлению перформативности, реализуемой в разных формах (инструментальный театр, хепенинг, перформанс и другие различные формы синтеза) в фортепианной (шире — в инструментальной) музыке.

Актуальность темы исследования. Несмотря на повышенный интерес музыковедов к проявлению внемузыкального в музыке и исследованию её на междисциплинарном уровне, театральность как «межвидовая характеристика» (Н. П. Коляденко1), свойственная отдельным инструментальным произведениям, до настоящего времени изучена недостаточно. Существующие исследования в основном посвящены перформативным явлениям в инструментальной музыке конца XX - начала XXI века, в то время как внутренняя театральность, проникающая в фортепианное искусство, пока не стала объектом внимания музыковедов. Сцена и законы сценического действа в практической деятельности концертирующего пианиста занимают большое место. Именно здесь и создаётся та особая художественная реальность, тот особый пространственно-временной континуум, где может возникнуть театральность, не являющаяся привилегией инструментальной музыки, а наличие непосредственной связи исполнителя и слушателя становятся подобными сценическим условиям существования в системе отношений «актёр — зритель» в театральном искусстве.

На сегодняшний день исследование феномена театральности нуждается в раскрытии малоизученных аспектов. Среди них — осмысление процессов и результатов внедрения и ассимиляции театральности в нетеатральные самостоятельные, во многом обособленные жанры и формы фортепианного искусства. Исследование театральности в фортепианной музыке до

1 Коляденко, Н. П. Межвидовые эстетические характеристики как компонент интерпретации музыкальных текстов / Н. П. Коляденко // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 400. — С. 116-120.

настоящего времени не фигурировало в качестве специальной проблемы. Рассмотрение феномена театральности является значимым для изучения закономерностей композиторского творчества, для осознания специфики и сущности процесса музыкального исполнительства.

Объектом исследования выступают фортепианные произведения с яркими проявлениями театральности.

Предмет исследования — театральность и её семантика в фортепианной композиции.

Цель исследования — раскрытие содержательного потенциала и форм проявления театральности в фортепианном искусстве Х1Х-ХХ веков на основе выявления комплекса семантических моделей и специфики их взаимодействия в инструментальной композиции.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть феномен театральности в пространстве культуры.

2. Исследовать преломление театральности и выявить знаки, репрезентирующие её в различных видах искусства вне театра.

3. Проанализировать особенности театрального мышления в программных фортепианных миниатюрах Джоаккино Россини на разных уровнях композиции.

4. Исследовать феномен театральности фортепианной музыки в жанрах транскрипции, парафразы, фантазии на темы из опер.

5. Изучить особенности театрального мышления Сергея Прокофьева на примерах его фортепианных миниатюр.

6. Проанализировать приёмы музыкального формообразования и особенности музыкального языка, способствующие активизации театрального начала, в фортепианных произведениях композиторов второй половины XX века (Родион Щедрин, Леонид Десятников).

7. Исследовать феномен театральности в фортепианном исполнительском искусстве.

Музыкальный материал исследования. Среди композиторов, особенно тяготеющих к проявлениям театральности вне музыкального театра, можно назвать В.А. Моцарта, К. М. фон Вебера, Дж. Россини, Р. Шумана, Ф. Листа, С. Тальберга, М. Мусоргского, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, Л. Десятникова, Ф. Караева и др. В качестве музыкального материала для исследования привлекаются программные фортепианные произведения, которые в той или иной мере содержат в себе атрибуты театральности и условные элементы театральной игры. Жанровый круг музыкального материала ограничивается в основном произведениями малой для фортепиано соло. За рамками проблематики настоящего исследования остаётся вектор перформативности в фортепианном искусстве, а именно, образцы музыкального акционизма — инструментального театра, хепенинга, перформанса. Это обусловлено целью настоящего исследования рассмотреть внутреннюю театральность в фортепианной музыке.

В связи с актуализацией проявлений театральности в фортепианной музыке романтиков и особенно композиторов XX века в качестве объектов анализа избраны программные миниатюры и циклы миниатюр Дж. Россини, С. Прокофьева, Р. Щедрина, Л. Десятникова. Для рассмотрения театрального мышления на разных уровнях композиции в качестве музыкального материала привлекаются фортепианные произведения крупной формы — транскрипции, парафразы, фантазии Ф. Листа, С. Тальберга. Выбор для анализа произведений названных композиторов не претендует на исчерпание проявлений театральности в фортепианном искусстве. Предпочтение, сделанное в пользу фортепианной музыки данных композиторов, обусловлено наиболее яркими проявлениями в ней внутренней театральности и желанием показать это явление в творчестве представителей разных эпох, стилей и типов одарённости.

Степень научной разработанности проблемы. К осмыслению театральности как типичного свойства театра обращались исследователи

вопросов, касающихся театрального искусства: А. Д. Авдеева [1], А. А. Аникст [8], Э. Барба [19], Ю. М. Барбой [20], П. Брук [33, 34], Н. Н. Евреинов [63, 64, 65], К. С. Станиславский [171, 172, 173], Г. А. Товстоногов [184], А. Я. Таиров [179], также современные исследователи вопросов сущности театрального искусства и путей развития театра на рубеже XX-XXI веков — В. Н. Алесенкова [4], А. В. Вислова [38], Е. М. Гашкова [48], Т. С. Джурова [58], Х.-Т. Леман [105], Н. В. Отургашева [140], Н. Л. Прокопова [149, 150], Э. Фишер-Лихте [188], С. Л. Цимбал [201].

Осмыслению феномена театральности в бытии культуры и выявлению сходства между театральностью в жизни и искусстве посвящены работы Ю. М. Лотмана [112], И. М. Андреевой [6, 7], В. Н. Райкова [153], Р. Р. Тазетдиновой [178], Р. К. Бажановой [17], И. С. Давыдовой [54], Н. М. Заварницыной [68], М. С. Молчановой [128], И. О. Штейнмиллер [215], И. Б. Шубиной [216], Е. Гротовского [53], И. Я. Берковского [23],

A. В. Толшина [186], J. Feral [222], S. Weber [223].

Вопросы взаимодействия театрального и музыкального искусства затрагивались в исследованиях Т. А. Курышевой [102], Г. И. Ганзбурга [43], М. А. Гареевой [45, 46, 47], Д. В. Житомирского [66], В. К. Коваленко [87],

B. Д. Конен [94], И. М. Корн [95], А. В. Ляхович [115], Л. М. Марголина [117], И. М. Мейерович [121, 122], Т. И. Мороз [130], М. Ю. Перепелицы [143, 144], В. Н. Холоповой [193, 197], Т. В. Цареградской [200], Е. И. Чигарёвой [208, 209], A. Borshuliak [221] и др.

Впервые данную проблематику в отечественном музыкознании, определяющую театральность как внемузыкальное свойство музыки, развернула В. Д. Конен [94]. Музыкальным материалом для её исследования послужило творчество венских классиков. Конен отмечает, что театральная природа сонатно-симфонического цикла не имеет непосредственной связи с театром, а берёт своё начало в опере. Главной особенностью музыкально-театральных связей в данный период является то, что источником

«театрального» словаря инструментальной музыки становится

не драматическое искусство, а самостоятельный музыкальный жанр — опера XVII-XVIII веков, типичные её образы. Конен анализирует систему средств, возникших в инструментальной музыке венского классицизма под воздействием театральных приёмов оперного творчества.

Т. А. Курышева [102] предпринимает попытку разработать теорию и эстетику театральности в музыке XX века. Автор утверждает, что новая театральность проявляется не на уровне метафорического, а как «явственно ощутимое свойство самой музыки [Там же, с. 5]. В её работе актуализирована идея интеграции различных художественных систем в культурной парадигме XX столетия, где театр занимает значимое место. Театральность определяется как «одно из специфических для современной музыки проявлений внемузыкального начала» [Там же, с. 6], которое проявляется в композиторском мышлении под воздействием зрелищных искусств (театр, кино) и режиссёрского творчества. Курышева выделяет два важных источника проникновения театральности в музыку: 1) искусство слова, литературное начало; 2) изображение, представление. В рамках исследования театральности в музыке XX века Курышева отдельно выделяет игровую стихию, посвятив данному аспекту специальную главу. В процессе анализа игры и основных её свойств в музыке, автор выводит центральное понятие, отсылающее к области проявления конкретного в музыке — проникновению комического в музыкальное произведение.

Г. Ганзбург [43] расширяет исследовательское поле творческого наследия Р. Шумана и сосредотачивает внимание на позднем стиле композитора, на малоизученности данного периода. Исследователь анализирует преломление театральности в поздних вокальных циклах Шумана. Автор утверждает, что склонность к театральности является важнейшей особенностью мышления композитора. Ганзбург приходит к выводу, что поздние вокальные циклы Шумана имеют признаки монооперы,

что опровергает часто приписываемые новации

композиторам XX века, в частности, расширение границ жанра, сближение вокального цикла с оперой.

По мнению автора, интеграция театрального жанра в камерно-вокальное творчество Шумана происходит, прежде всего, из-за выбора персонажа, конкретизированной исторической личности (поэтесса Елисавета Кульман, королева Мария Стюарт). Подобная персонификация образа влечёт за собой преодоление абстрактности лирического героя вокальной музыки эпохи романтизма, в индивидуализации персонажа оперного типа. Обращение к исторической личности в рамках вокального цикла приводит к движению сюжета, подразумеваемым декорациям, что означает для исполнителя действовать в рамках театральной условности: играть определённую роль, входить в образ, лицедействовать. Всё это сближает жанр вокально-инструментальной музыки с музыкально-театральным жанром и порождает спектакль одного актёра.

Изучению вопросов музыкальной семантики, в том числе и семантики театральности в музыке, посвящены работы М. Г. Арановского [10, 11, 12], Б. В. Асафьева [13], А. И. Асфандьяровой [15], Л. О. Акопян [2], Р. М. Байкиевой [18], М. Ш. Бонфельда [27, 28], А. В. Денисова [57], П. В. Кириченко [86], Ю. Г. Кона [92], А. Ю. Кудряшова [98], Л. А. Куприяновой [101], И. С. Стогний [174, 175], Г. Р. Тараевой [180, 181], В. Н. Холоповой [194, 195], И. В. Черноусовой [206], Л. Н. Шаймухаметовой [210, 211, 212, 213, 214].

Концепцию театральности, поиск её знаков и символов в инструментальном (фортепианном) искусстве подтверждает работа П. Пави [141], которая включает около 700 понятий театроведения. Данный труд выходит за рамки театрального искусства и интегрирует свой понятийный аппарат в другие области гуманитарных наук. Театральное искусство переходит в область семиотики и выступает в роли «художественного универсума», где «театр представляет собой систему самых различных

визуальных, звуковых, статических и динамических, словесных и несловесных знаков [Там же, с. 8].

Большой вклад в исследование внемузыкального в музыке внесла работа лаборатории музыкальной семантики на базе Уфимской государственной академии искусств под руководством Л. Н. Шаймухаметовой. Семантический анализ даёт возможность глубинного «прочтения» музыкального текста, выходя за рамки целостного анализа музыкального произведения, фокусирующемся на описании выразительных средств музыки и музыкальной формы. Работа учёных лаборатории, выявляющих устойчивые интонационные обороты с закреплёнными значениями, а также их миграцию в разные стили и жанры, образует интонационную лексику, репрезентирующую внешний предметный мир, события и визуальные образы. Тем самым «в орбиту семантического анализа вошли категории музыкальной поэтики: герой, персонаж, сюжет, диалог, монолог, сцена, картина, пластика, жест, танец, орнамент» [211, с. 64], что даёт возможность интерпретировать произведение как сценическое представление. В своих работах Л. Н. Шаймухаметова [210, 212, 213] устанавливает и описывает закономерности формирования и происхождения интрамузыкальных и экстрамузыкальных значений музыки разных эпох и стилей.

Концепцию театральности в инструментальной музыке косвенно подтверждают работы, анализирующие мигрирующие сюжетно-ситуативные символы музыкального диалога в старинных танцевальных сюитах и в классической музыкальной теме [212], создающие интонационные словари визуальных образов [15], затрагивающие вопросы персонажности в музыке [18], определяющие семантическую связь на уровне тематизма оперного и инструментального творчества композитора [44, 45, 46].

В данном исследовании очевидна необходимость использования методов, связанных с междисциплинарным подходом. С этой точки зрения опорой стали труды Н. П. Коляденко [90, 91], Т. А. Курышевой [102],

С. Ю. Лысенко [114], О. В. Синельниковой [164, 165, 167], связанные с междисциплинарным подходом.

Осмысление театральности в исполнительском искусстве на сегодняшний день в большей степени представлено исследованиями столь значимого явления для музыкальной культуры конца XX-начала XXI века инструментального и хорового театра. Изучение этого вопроса представлено в работах М. С. Высоцкой [41], Ф. К. Караева [84], Н. Ю. Киреевой [85], Т. К. Овчинниковой [138], В. О. Петрова [145], А. Н. Папенинной [142], С. В. Пономарева [146], Г. В. Супруненко [176].

До настоящего времени в отечественном музыковедении отсутствуют труды, в которых исследована проблематика театральности и её преломление в фортепианных произведениях эпохи романтизма и XX века, равно, как не получала специального освещения театральность в фортепианном исполнительском искусстве, рассматриваемая вне перформативных практик.

Методология исследования. Учитывая междисциплинарный характер диссертационного исследования, теоретико-методологический аппарат работы строится в опоре на результаты достижений в разных областях гуманитарных знаний: музыковедение, искусствоведение и театроведение; философия и культурология, семиотика и музыкальная семантика. Для выработки единого представления о механизмах взаимодействия приёмов театральности в фортепианной музыке и восприятия ими порождаемых смысловых конструкций применяется синтез методов музыковедческого и семиотического анализа. Музыкальное произведение позиционируется как знак, структура, ценность, что предполагает при его анализе следующие методы:

1) музыкально-исторический метод был направлен на исследование произведения в общем контексте художественной среды эпохи, как звуковой объективации её ценностей;

2) музыкально- теоретический метод используется для анализа фортепианных произведений, в которых проявились смысловые аспекты театральности;

3) театроведческий метод был необходим в связи с формированием целостного представления о процессах, направлениях и жанрообразованиях, которые происходят в театральном искусстве на современном этапе;

4) семиотический метод направлен на рассмотрение музыкального произведения как знакового объекта-текста, передающего содержание комбинацией театральных знаков;

5) аксиологический метод позволил выявить смысловые ценностные значения, привносимые театральностью в фортепианные произведения различных направлений, стилей, жанров;

6) функциональный метод был использован для определения композиционно-драматургической и смысловой роли театральной атрибутики в фортепианных сочинениях.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём:

- театральность рассмотрена как «межвидовая эстетическая характеристика» в приложении к нетеатральным искусствам;

- выявлены признаки театральности и формы её проявления в фортепианной музыке XIX-XX веков;

- определено общее и различное в театрализации фортепианных произведений разных жанров: парафраза и фантазия на оперные темы, программная миниатюра, фортепианный цикл;

- проанализировано воздействие театральных приёмов на индивидуальность музыкального языка композитора, с точки зрения формирования уникальности его фортепианного стиля;

- выявлены знаки, символы и атрибуты театральности в фортепианном исполнительском искусстве и рассмотрено их преломление в интерпретации анализируемых произведений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Театральность может существовать вне театра, благодаря отдельным её качествам, приёмам, атрибутам, символам, которые формируют вне театрального пространства определенную семантику, тяготеющую к изображению и выражению конкретного. Благодаря этому вопросы сущности театра переносятся в онтологический и, шире, философско-эстетический контекст, а театральность объясняет театр как специфический способ мышления, представленного особым типом игровых невербальных образов.

2. Приёмы театрального искусства, образующие смысловое единство слова, жеста, звука и мимики, могут проникать в инструментальную музыку (симфоническую, камерную, фортепианную), что обнаружено в ходе анализа произведений и творческих методов ряда композиторов различных эпох и стилей. Комбинации театральных приёмов, используемые на разных уровнях композиции фортепианного произведения, формируют особые смысловые конструкции и семантические комплексы, которые реализуются в интерпретации и вызывают представления и ассоциации в слушательском восприятии.

3. В ситуации взаимодействия и взаимовлияния разных видов, жанров и форм искусства театральность, обретая новые смысловые качества в области инструментальной, в частности, фортепианной музыки и её интерпретации служит естественным ориентиром композитору, исполнителю, слушателю.

4. Жанры фортепианной музыки прямо не связаны со словом и искусством сцены, что позволяет рассматривать реализованную в них семантику театральности в наиболее «чистом» виде (вне эстетики перформативности), без влияния внешних форм музыкального и драматического театра, вокального начала, зависимых от текста, жеста, движения, актёрской игры.

5. В качестве знаков внутренней театральности могут выступать принципы, атрибуты, приёмы, символы, которые имманентно присущи театральному искусству, но не являются органичными для других искусств. Главное из них — игровая условность действия и её наиболее яркие проявления (характеристичность, персонификация, сюжетность, диалогичность, режиссёрское начало в драматургии, обострение контрастов, импровизационность, тембровая дифференциация, пластические элементы и др.). Эти знаки могут отчуждаться от театральных жанров и переноситься в жанры фортепианной музыки.

6. Театральность выявляется на разных уровнях фортепианной композиции — интонационно-тематическом, темброво-фактурном, формообразующем, драматургическом, контекстуальном, смысловом (уровень музыкального содержания), исполнительском.

7. В процессе исторической эволюции клавирного, фортепианного искусства наблюдается возрастание проявлений театральности, благодаря появлению новых каналов её трансляции: от яркой характеристичности образов в программной миниатюре французских клавесинистов до перформативных жанров новейшей музыки: инструментальный театр, хэппенинг и т. д.

8. Экстраполированные театральные приёмы трансформируются в инструментальной музыке — театральный знак становится частью фортепианного искусства, адаптированным средством его музыкального языка. Музыкальное формообразование способствует большей или меньшей степени театрализации композиции.

Теоретическая значимость исследования видится в том, что полученные в ходе работы заключения и выводы вносят вклад в разработку проблемы театральности как самостоятельного явления в музыкальном искусстве, функционирующего вне театра. Результаты работы могут иметь продолжение, открывают новые перспективы для её изучения, путём

расширения спектра музыкального материала, в том числе и музыки начала XXI века.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут способствовать углублению представлений о театральности в исполнительском искусстве, её значения и роли в аспекте коммуникации исполнителя и слушателя, выявлению потенциальных возможностей фортепианного исполнительства. Материалы и отдельные положения работы могут быть использованы в учебных курсах по теории и истории исполнительского искусства, включены в практику преподавания предметов специального цикла.

Степень достоверности и апробация работы. Достоверность и обоснованность полученных результатов диссертационного исследования обеспечиваются использованием адекватно поставленной цели и задачам современных методов, репрезентативностью отобранного музыкального материала, его научным анализом и трактовкой с точки зрения концепции работы, опорой на фундаментальные музыковедческие труды и оригинальные нотные тексты.

Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Основные положения работы были отражены в докладах на двух Всероссийских и шести Международных конференциях, проходивших в Новосибирске, Кемерове, Казани, Москве. По теме научной работы было опубликовано восемь статей, пять из которых в журналах из перечня ВАК (Фортепианное исполнительское искусство в аспекте театральности // Манускрипт. — Тамбов, 2018. — №5 (91). — С. 130-134; Театральность в фортепианном искусстве // Вестник музыкальной науки. — Новосибирск, 2019. — №4 (26). — С. 30-35; Атрибуты театральности в фортепианной музыке // Вестник музыкальной науки. — Новосибирск, 2021. — №3 (9). — С. 74-83; Семантика театральности в жанрах фортепианной парафразы и фантазии // Вестник Кемеровского государственного

университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. — Кемерово, 2021. — № 57. — С. 145-160; Семантика театральности в фортепианных миниатюрах Джоаккино Россини // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследования. — Кемерово, 2022 — №59. — С. 84-97). Материалы исследования были отражены в конкурсной работе, удостоенной дипломом Лауреата I степени на X Международном конкурсе «Сибириада» (Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры, номинация «Научно-исследовательская деятельность, 2021).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертация соответствует п. 2 «История западноевропейской музыки», п. 3 «История русской музыки», п. 9 «История и теория музыкальных жанров», п. 10 «Теория и история музыкального языка (выразительных средств музыки)», п. 11 «Музыкальная семиотика (включая музыкальную семантику как её раздел, музыкальный текст)», п. 15 «История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах» паспорта научной специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение).

Структура работы соответствует поставленным задачам исследования и состоит из Введения, трех глав (семи параграфов), Заключения, библиографического списка, включающего 223 источника.

ГЛАВА 1.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ В СМЕЖНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Отражение действительности человеком в художественных образцах в ходе развития культуры приобретало разнообразные формы. Процесс взаимовлияния и взаимодействия этих форм приводил к объединению и рождению новых синтезов, предоставляя возможности для выражения, открывающегося в художественных практиках, и усиления художественного эффекта.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ивачева Дарина Андреевна, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев, А. Д. Происхождение театра / А.Д. Авдеев. — М.: Искусство, 1959. — 289 с.

2. Акопян, Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л.О. Акопян. — М.: Практика, 1995. — 256 с.

3. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: в 3-х ч. / А.Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1988. — Ч.1. — 415 с.

4. Алесенкова, В. Н. Транссмысловые конструкции в постдраматическом театре: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.09 / Алесенкова Виктория Николаевна. — Саратов, 2021. — 350 с.

5. Алпатов, М. Проблемы синтеза в художественном наследии // Вопросы синтеза искусств: материалы Первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936. — С. 313-320.

6. Андреева, И. М. Театральность в культуре / И.М. Андреева. — Ростов-на-Дону: Южно-Российский гос. ун-т, 2002. — 55 с.

7. Андреева, И. М. Театральный резонанс в повседневной жизни людей / И.М. Андреева // Государственная служба. — 2005. — №6 (38). — С.73-79.

8. Аникст, А. А. История учений о драме / А.А. Аникст. — М.: Наука. — 343 с.

9. Аппиа, А. Живое искусство: Сб. статей / А. Аппиа. — М.: ГИТИС, 1993.

— 99 с.

10. Арановский, М. Г. Что такое программная музыка? / М.Г. Арановский.

— М.: Музгиз, 1962. — 117 с.

11. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М.Г. Арановский. — М.: Композитор, 1998. — 341 с.

12. Арановский, М. Г. Синтаксическая структура мелодии / М.Г. Арановский. — М.: Музыка, 1991. — 321 с.

13. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. — М.: Музыка, 1971. — 376 с.

14. Асафьев, Б. В. О музыке XX века / Б.В. Асафьев // С.С. Прокофьев. — М.: Музыка, 1982. — С. 92-109.

15. Асфандьярова, А. И. Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Асфандьярова Амина Ибрагимовна. — Уфа, 2003. — 20 с.

16. Бажанов, Н. С. Современное фортепианное исполнительское искусство: направления и тенденции развития // Вестник КемГУКИ, 2012. — С. 211-220.

17. Бажанова, Р. К. Соотношение артистизма и театральности: философско-культурологический анализ / Р.К. Бажанова // Ученые записки Казанского государственного университета. — 2010. — С. 34-40.

18. Байкиева, Р. М. Герой как категория музыкальной поэтики в пьесах детского фортепианного репертуара: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Байкиева Римма Мастуговна. — Ростов-на Дону, 2010. — 26 с.

19. Барба, Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии: тайное искусство исполнителя / Э. Барба, Н. Саваразе. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. — 318 с.

20. Барбой, Ю. М. Введение в театроведение: учебное пособие / Барбой Ю. М. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2011. — 366 с.

21. Белый, А. Символизм. Книга статей / А. Белый. — М.: Культурная революция, 2010. — 527 с.

22. Березовчук, Л. Н. Опера как синтетический жанр (предварительные заметки о психологических предпосылках принципа дополнительности и его роли в музыкальном театре). / Н.В. Березовчук // Музыкальный театр: сборник трудов РИИИ. — СПб., 1991. — С. 36-92.

23. Берковский, И. Я. Литература и театр / И.Я. Берковский. — М.: Искусство, 1969. — 641 с.

24. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления / В.П. Бобровский // Очерки: В 2-х вып. — М.: Музыка, 1989. — Вып. 1. — 268 с.

25. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления / В.П. Бобровский // Очерки: В 2-х вып. — М.: КомКнига, 2008. — Вып. 2. — 304 с.

26. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. С.Л. Кравец. — Режим доступа: https://bigenc.ru/.

27. Бонфельд, М. Ш. Музыка: язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства / М. Ш. Бонфельд. — СПб.: Композитор, 2006. — 628 с.

28. Бонфельд, М. Ш. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки / М.Ш. Бонфельд // Критика и музыкознание. — 1975. — С. 93-105.

29. Бородин, Б. Б. Комическое в музыке: монография / Б. Б. Бородин; М-во культуры Рос. Федерации. Ур. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. — Екатеринбург, 2002. — 234 с.

30. Бородин, Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Бородин Борис Борисович. — Москва, 2006. — 44 с.

31. Брезгин, О. П. Сергей Дягилев / О.П. Брезгин. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 640 с.

32. Бронфин, Е. Ф. Дж. Россини / Е.Ф. Бронфин. — Л.: Музыка, 1986. — 96 с.

33. Брук, П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью. / П. Брук. — СПб.: Акад. Малый драм. театр, 1996. — 288 с.

34. Брук, П. Пустое пространство / П. Брук. — М.: Прогресс, 1976. — 108 с.

35. Бурьянек, Й. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей /

Составитель и редактор М. Г. Арановский. — М., «Музыка», 1974. — С. 29-58.

36. Вартанов, С. Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова: монография / С.Я. Вартанов. — М.: Композитор, 2013. — 576 с.

37. Веревкина, Ю. В. Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети ХХ-начала XXI века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Веревкина Юлия Владимировна. — Ростов-на-Дону, 2012. — 23 с.

38. Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох / А.В. Вислова. — М.: Университетская книга, 2009. — 271 с.

39. Воленко, С. Д. Музыкальные прообразы в раннем фортепианном творчестве С. С. Прокофьева: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Воленко Светлана Давыдовна. — М., 1990. — 25 с.

40. Волкова, П. С. Реинтерпретация художественного текста: на материале искусства XX века: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.09 / Волкова Полина Станиславовна. — Саратов, 2009. — 47 с.

41. Высоцкая, М. С. Логика парадокса в инструментальном театре Фараджа Караева / М.С. Высоцкая // Музыковедение. — 2009. — №3. — С. 24-29.

42. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века: очерки / Л.Е. Гаккель. — Л.: Сов. композитор, 1990. — 286 с.

43. Ганзбург, Г. И. Песенный театр Роберта Шумана / Г.И. Ганзбург // Муз. академия. — 2005. — №1. — С. 106-119.

44. Гареева, М. А. О воплощении театральных образов в тематизме фортепианных сонат Моцарта / М.А. Гареева // Из опыта работы педагога-музыканта: сб. статей. — Уфа: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, 2016. — С. 69-83.

45. Гареева, М. А. Структурно-семантический феномен героя как атрибут театральности в тематизме фортепианных сонат Моцарта / М.А. Гареева // Проблемы музыкальной науки. 2017. — № 2. — С. 118-126.

46. Гареева, М. А. Художественные компоненты смысловой организации фортепианных сонат В.А.Моцарта: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Гареева Маргарита Айратовна. — М., 2018. — 30 с.

47. Гачев, Г. Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр) / Г.Д. Гачев. — М.: Просвещение, 1968. — 302 с.

48. Гашкова, Е. М. От серьеза символов к символической серьезности (театр и театральность в XX веке) / Е.М. Гашкова. — 1998. — №5 (5). — С. 85-96.

49. Гегель, Г. Лекции по эстетике: в 14 т. / Г. Гегель; под общ. ред. Гетманн - Зиферт; пер. с нем. Б. Г. Столпнера. - М.: Искусство, 1965. — Т. 12. — 494 с.

50. Гончаренко, С. С. Техника монтажной композиции в вузовском курсе «Оперная драматургия» / С.С. Гончаренко // Музыкальное образование и наука: преемственность традиции и перспективы развития: междунар. науч.-практ. конф. — Астана, 2008. — С. 38-46.

51. Горячева, Т. А. Комическое в музыке как феномен истории художественной культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.04 / Горячева Татьяна Анатольевна. — СПб., 2009. — 27 с.

52. Гофман, Э. Т. А. Избранные произведения: в 3 т. / Э.Т.А. Гофман; под общ. ред. П. С. Когана; пер. с нем. Н. Кетчера. — М.: Художественная литература, 1962. — Т. 3. — С. 9-102.

53. Гротовский, Е. Театр и ритуал [Электронный ресурс] / Е. Гротовкий // Виртуальный артистический клуб. — 2001. — Режим доступа: http: //artclub. renet. ru/library/grotov_ritual. htm.

54. Давыдова, И. С. Театральность как феномен культуры / И.С. Давыдова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — № 40. — С. 61-66.

55. Данилова, Я. Ю. Смысловые структуры в тексте фортепианных сонат Моцарта / Я.Ю. Данилова // Музыка прошлого и современность: сб. статей. — Уфа: ЛМС УГАФ, 2010. — С. 57-66.

56. Делъсон, В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева / В.Ю. Дельсон. — М.: Сов. композитор, 1973. — 287 с.

57. Денисов, А. В. Метаморфозы музыкального текста: монография / А.В. Денисов. — М.: Юрайт, 2019. — 189 с.

58. Джурова, Т. С. Концепция театральности в творчестве Н.Н. Евреинова: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Джурова Татьяна Сергеевна. — СПб., 2007. — 31 с.

59. Долинская, Е. Б. Театр Прокофьева. Исследовательские очерки / Е.Б. Долинская. — М.: Композитор, 2012. — 376 с.

60. Дубин, Б. В., Золотухин, В. И., Рогинская, О. О., Гавришина, О. В., Лидерман, Ю. Г. «Круглый стол» «Театральность в границах искусства и за его пределами» [Электронный ресурс] / Б. В. Дубин, В. И. Золотухин, О. О. Рогинская, О. В. Гавришина, Ю. Г. Лидерман // Новое литературное обозрение. — 2011. — №111 (5). — Режим доступа: http : //www.nlobooks. ru/no de/1018.

61. Дятлов, Д. А. Исполнительская интерпретация фортепианной музыки: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Дятлов Дмитрий Алексеевич. — Ростов-на Дону, 2015. — 27 с.

62. Дятлов, Д. А. Некоторые аспекты музыкального исполнительства в синергетическом ракурсе / Д.А. Дятлов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы VI всеросс. науч. - метод. конф. аспирантов и молодых преподавателей: сб. статей. — Н. Новгород, 2004. — С. 117-125.

63. Евреинов, Н. Н. Демон театральности / Н. Н. Евреинов. — СПб.: Летний сад, 2002. — 535 с.

64. Евреинов, Н. Н. Театр как таковой / Н.Н.Евреинов. — СПб, 1912. — 238 с.

65. Евреинов, Н. Н. Театр у животных: (О смысле театральности с биологической точки зрения). — Л.; М.: Книга, 1924. — 72 с.

66. Житомирский, Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества / Д. В. Житомирский. — М.: 1964. — 880 с.

67. Журкова, Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 / Журкова Дарья Александровна. — М., 2012. — 33 с.

68. Заварницына, Н. М. Формирование понятия театральности и составляющих этого феномена в отечественном литературоведении XX -начала XXI вв. / Н. М. Заварницына // Вестник ВГУ. Серия: филология, журналистика. — 2019. — № 1. — С. 23-27.

69. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К. В. Зенкин. — М., 1997. — 415 с.

70. Зингер, Е. М. Из истории фортепианного искусства Франции до середины XIX века / Е. М. Зингер. — М.: Музыка, 1976. - 112 с.

71. Иванчей, Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Иванчей Наталия Павловна. — Ростов-на-Дону, 2009. — 32 с.

72. Ивачева, Д. А. Атрибуты театральности в фортепианной музыке / Д. А. Ивачева // Вестник музыкальной науки. — Новосибирск, 2021. — С. 74-83.

73. Ивачева, Д. А. Национальные традиции в фортепианной музыке китайских композиторов как проявление театральности / Д. А. Ивачева // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. научн. ст. — Кемерово, 2021. — Вып. 8. — С. 52-57.

74. Ивачева, Д. А. Семантика театральности в жанрах фортепианной парафразы и фантазии / Д. А. Ивачева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — Кемерово, 2021. — № 57. — С. 145-160.

75. Ивачева, Д. А. Театральность в философском дискурсе / Д. А. Ивачева // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. научн. ст. — Кемерово, 2022. — Вып. 9. — С. 76-81.

76. Ивачева, Д. А. Театральность в фортепианном искусстве / Д. А. Ивачева // Вестник музыкальной науки. — Новосибирск, 2019. — №4 (26). — С. 3035.

77. Игламова, А. А. Фортепианное исполнительство как феномен культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / А. А. Игламова. — Казань, 2006. — 40 с.

78. Иоффе, И. И. Избранное. Часть 1. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления / И. И. Иоффе. — M.: OOO «РАО Говорящая Книга», 2010. — 655 с.

79. Иоффе, И. И. Избранное. Часть 2. Культура и стиль / И. И. Иоффе. — M.: ООО «РАО Говорящая Книга», 2010. — 927 с.

80. Каган, М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.

81. Казанцева, Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: Учебное пособие для музыкальных вузов / Л.П. Казанцева. — Астрахань: «Издательско-полиграфический комплекс "Волга"», 2009. — 368 с.

82. Кандинский-Рыбников, А. А. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство / А.А. Кандинский-Рыбников // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: сб. статей. — М.: Музыка, 1991. — С. 189-212.

83. Кантор, А. М. Театральность и живописность в исторической живописи XIX века / А.М. Кантор // Театральное пространство: материалы научной конференции. — М., 1979. — С. 408-421.

84. Караев, Ф. К. Лекция об инструментальном театре [Электронный ресурс] / Ф.К. Караев // официальный сайт «Faradzh Karaev composer». — Режим доступа: http : //www. karaev.net/t_lection_instrumtheater_r. html.

85. Киреева, Н. Ю. Театрализованные формы реализации музыкального материала: коммуникативные аспекты / Н.Ю. Киреева // Социология культуры: опыт и новые парадигмы: сб. статей. — 2006. — С. 293-307.

86. Кириченко, П. В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVП-XVШ вв.): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Кириченко Полина Владимировна. — Магнитогорск, 2002. — 23 с.

87. Коваленко, В. К. «Волшебный рог мальчика» Г. Малера: некоторые принципы театральности / В.К. Коваленко // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2020. — № 1. — С. 54-62.

88. Коган, Г. О транскрипции / Г. Коган // Коган Г. Избранные статьи. М., 1972. — Вып. 2. — С. 63-68.

89. Колпецкая, О. Ю., Спиридонова, Н. С. «Реставраторский» спектакль Л. Мясина — О. Респиги «Лавка чудес» на музыку Дж. Россини [Электронный ресурс] / О. Ю. Колпецкая, Н. С. Спиридонова // Человек и культура. — 2019. — № 5. — Режим доступа: Шр8://пЬриЬН8Ь.сот/НЬгагу_геаё_аг1:1с1е.рЬр?1ё=31031.

90. Коляденко, Н. П. Межвидовые эстетические характеристики как компонент интерпретации музыкальных текстов / Н.П.Коляденко // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 400. — С. 116-120.

91. Коляденко, Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века): автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Коляденко Нина Павловна. — Новосибирск, 2006. — 69 с.

92. Кон, Ю. Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» / Ю.Г. Кон // От Люли до наших дней. — М.: Музыка. 1967. — С. 93-104.

93. Конен, В. Д. История зарубежной музыки / В.Д. Конен. — М.: Музыка, 1981. — Вып. 3. — 472 с.

94. Конен, В. Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) / В.Д. Конен. — М.: Музыка, 1974. — 2-е изд. — 376 с., с нот.

95. Корн, И. М. Теоретические аспекты проблемы театральности оперы / И.М. Корн // М-во культуры РСФСР, Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 1985. — 41 с.

96. Крауклис, Г. В. Романтический программный симфонизм. Проблемы. Художественные достижения. Влияние на музыку XX века / Г. В. Краулис.

— М.: Московская консерватория, 2007. — 312 с.

97. Крэг, Э. Г. Воспоминания, статьи, письма / Э.Г. Крэг. — М.: Искусство, 1988. — 399 с.

98. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания: художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств / А. Ю. Кудряшов. — СПб: Лань: Планета музыки, 2010. — 427 с.

99. Кузнецова, А. А. Театр одного пианиста [Электронный ресурс] / А.А. Кузнецова // Ежедневное сетевое издание «Русский журнал». — Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Teatr-odnogo-pianista.

100. Куклинская, М. Я. Карнавальность в музыкальной культуре западноевропейского романтизма: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Куклинская Марина Яковлевна. — Ростов-на-Дону, 2000. — 21 с.

101. Куприянова, Л. А. Семантика музыкальной композиции: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Куприянова Людмила Аркадьевна. — Магнитогорск, 2000. — 22 с.

102. Курышева, Т. А. Театральность и музыка / Т. А. Курышева. — М.: Сов. Композитор, 1984. — 200 с.

103. Лебедев, В.В. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры [Электронный ресурс] / В. В. Лебедев. — М.: Стройиздат, 1994.

— 266 с. — Режим доступа: http://www.arhplan.ru/urbanism/space/theatricaHty-and-spectacular-architectural-space.

104. Лебедева, В. В. Цикл программных пьес и прелюдий в русской фортепианной музыке XX века: традиции и новые тенденции: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Лебедева Виктория Владимировна. — М., 2008. — 27 с.

105. Леман, Х-Т. Постдраматический театр / Ханс-Тис Леман. — М.: ABC design, 2013. — 312 с.

106. Лианская, Е. Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17:00:02 / Лианская Евгения Яковлевна. — Нижний Новгород, 2003. — 24 с.

107. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года / Т.Н. Ливанова. — М.: Музыка, 1982. — Т.2. — 468 с.

108. Лихачева, И. В. Музыкальный театр Родиона Щедрина / И.В. Лихачева.

— М.: Сов. композитор, 1977. — 226 с.

109. Лиштанберже, А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / А. Лиштанберже. — М.: Алгоритм, 1997. — 447 с.

110. Лосев, А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера: вступит. статья / А. Ф. Лосев // Р. Вагнер: Избранные работы. — М.: Искусство, 1978. — С. 7-48.

111. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры / сост. Р.Г. Григорьева.

— СПб.: Академический проект, 2002. — 544 с.

112. Лотман, Ю. М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века / Ю.М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. — Таллин: Александра, 1992. — С. 269-286.

113. Луцкер, П. В., Сусидко, И. П. Моцарт и его время / П.В. Луцкер, И.П. Сусидко. — М.: Классика-XXI, 2008. — 642 с.

114. Лысенко, С. Ю. Художественная интерпретация в искусстве / С.Ю. Лысенко. — Хабаровск: ХГИК. — 119 с.

115. Ляхович, А. В. Проявление театральности в нетеатральных музыкальных жанрах / А.В. Ляхович // Искусство и образование. — 2015. — № 1 (93) — С. 77-94.

116. Маноцков, А. П. Все, что имеет временную протяженность, является музыкой/ А. П. Маноцков [Электронный ресурс] // официальный сайт «Петербургский театральный журнал». — Режим доступа: http://ptj.spb.ru/archive/75/music-theatre-75/vse-chto-imeet-vremennuyu-protyazhennost-yavlyaetsya-muzykoj-75/.

117. Марголин, Л. М. Музыка в театрализованном представлении / Л.М. Марголин. — М.: Сов. Россия. — 1981. — 86 с.

118. Маркези, Г. Джоаккино Россини [Электронный ресурс] / Г. Маркези. — Режим доступа: https://www.belcanto.ru/rossini.html.

119. Мартынов, И. С. Прокофьев. Жизнь и творчество / И.С. Мартынов. — М.: Сов. Композитор, 1974. — 560 с.

120. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В Медушевский. — М.: Композитор, 1993. — 262 с.

121. Мейерович, И. М. Музыка в спектакле драматического театра: учебное пособие / И.М. Мейерович. — М.: ГИТИС, 1983. — 72 с.

122. Мейерович, И. М. Музыка как выразительное средство спектаклей драматического театра / И.М. Мейерович // Мастерство режиссера — 1-5 курсы. — 2007. — С. 368-381.

123. Мельникова, Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Мельникова Наталья Ивановна. — Новосибирск, 2002. — 48 с.

124. Меркулов, А. М. Мимика и жестикуляция пианиста в системе исполнительских выразительных средств / А. М. Меркулов // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. — 2014. — №2 (9). — С. 72-83.

125. Милъштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. И. Мильштейн. — М.: Сов. композитор, 1983. — 262 с.

126. Милъштейн, Я. И. Джоаккино Россини и его фортепианное творчество / Я. И. Мильштейн // Избранные пьесы. — М.: Музыка, 1969. — С. 3-7.

127. Милъштейн, Я. И. Ференц Лист / Я.И. Мильштейн. — М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1970. — Т.2. — 864 с.

128. Молчанова, М. С. Театр — театральность — театрализация: в поисках дефиниций театральной герменевтики / М.С. Молчанова // Научный электронный журнал АРТИКУЛЬТ. — 2017. — № 26. — С. 40-44.

129. Монастыршина, Ю. А. Оркестровые и оперные ассоциации в фортепианных сонатах Моцарта и Бетховена. Особенности интерпретации / Ю.А. Монастыршина // Исполнительское искусство и музыковедение: параллели и взаимодействия. — 2010. — С. 393-409.

130. Мороз, Т. И., Басалаев, С. Н. Театральность в фортепианном исполнительском искусстве / Т.И. Мороз, С.Н. Басалаев // Вестник КемГУКИ. — 2018. — С. 199-204.

131. Мороз, Т. И., Ивачева, Д. А. Исполнительский жест как проявление театральности в фортепианном исполнительском искусстве / Т. И. Мороз, Д. А. Ивачева// Искусство и искусствоведение: теория и опыт: исполнительство и педагогика: сб. научн. тр. — Кемерово, 2018. — Вып. 16. — С. 81-88.

132. Мороз, Т. И., Ивачева, Д. А. Фортепианное исполнительское искусство в аспекте театральности / Т. И. Мороз, Д. А. Ивачева // Манускрипт. — Тамбов, 2018. — №5 (91). — С. 130-134.

133. Моторина, И. Е. Синтез искусств как принцип развития художественной культуры / И. Е. Моторина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — №2 (16). — С. 147-150.

134. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982. — 319 с.

135. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. — М.: Гуамнит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с.

136. Наумов, Л. Н. Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной / Л. Н. Наумов. — М.: Антиква, 2002. — 329 с.

137. Немковская, В. И. Персонаж как категория музыкальной поэтики: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / В. И. Немковская. — М., 1998. — 24 с.

138. Овчинникова, Т. К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Овчинникова Татьяна Константиновна. — Ростов-на-Дону, 2009. — 29 с.

139. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.

- М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

140. Отургашева, Н. В. Театр и театральность: современные трансформации / Н. В. Отургашева // Человек. Культура. Образование. — 2013. — №4 (10).

— С. 22-31.

141. Пави, П. Словарь театра / П. Пави; под ред. К. Разлогова. — М.: Прогресс, 1991. — 514 с.

142. Папенина, А. Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия. — СПб.: СИбГУИ, 2008. — 152 с.

143. Перепелица, М. Ю. Принцип театральности и формы его применения в музыке / М.Ю. Перепелица // Музыкальное искусство и культура. Научный вестник ОГМА имени А. В. Неждановой. — 2014. — Вып. 19. — С. 315-323.

144. Перепилица, М. Ю. Проявления театральности в нетеатральных музыкальных жанрах / М. Ю. Перепилица. — М.: Искусство и образование, 2015. — С. 77-94.

145. Петров, В. О. Инструментальный театр: историческая пирамида жанра / В.О. Петров // Музыка и музыкальная культура: сб. статей. — 2012. — С. 99-109.

146. Пономарев, С. В. Полистилистика Альфреда Шнитке в условиях инструментального театра / С.В. Пономарев. // Альфред Шнитке: на пересечении прошлого и будущего: Сб. статей. — 2017. — С. 80-105.

147. Поповская, О. И. Символическая программность в советской музыке

70-80-х годов: автореф. дис..... канд. искусствоведения: 17.00.02 /

Поповская Ольга Ивановна. — Л., 1990. — 19 с.

148. Прокина, Н. В. Фортепианная транскрипция. Проблемы теории и истории жанра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Прокина Наталия Владимировна. — М., 1988. — 21 с.

149. Прокопова, Н. Л. Постдраматические театральные знаки в драматических спектаклях / Н.Л. Прокопова // Жанрово-стилевые метаморфозы в искусстве начала XXI столетия: коллективная монография / Н.С. Попова, К.А. Мелехова, Б. Стано, О.В. Синельникова, Н.Л. Прокопова, В.В. Чепурина. — Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. — 204 с. — (Сер. «Искусство и искусствоведение: теория и опыт»). — С.140-157.

150. Прокопова, Н. Л. Театральный спектакль в технике рассказывания как отражение предпочтений повседневной коммуникации / Н.Л. Прокопова // Жанрово-стилевые метаморфозы в искусстве начала XXI столетия: идеалы и ценности: коллективная монография / Л.В. Лейпсон, О.В. Синельникова, Н.С. Попова, В.В. Чепурина, Н.Л. Прокопова, И.А. Крылов. — Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020. — 208 с. — С. 166-185.

151. Прокофьев, С. С. Дневник (1907 -1918) / С.С. Прокофьев. — Франция: ЭТАКОМ. — 787 с.

152. Рабинович, Д. А. Портреты советских пианистов / Д. А. Рабинович. — М.: Сов. композитор, 1970. — 334 с.

153. Райков, В. Н. Феномен театральности: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Райков Валерий Николаевич. — Саратов, 2010. — 21 с.

154. Родионова, И. Я. Леонид Десятников: театр парадокса / И.Я. Родионова // Советская музыка. — 1990. — № 10. — С. 15-18.

155. Роллан, Р. Собрание музыкально-исторических сочинений в 9-ти т. / Р. Роллан. — М., 1938. — Т. 7. — 338 с.

156. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. — М.: Аграф, 1999. — 384 с.

157. Ручьевская, Е. А. Формообразующий принцип как историческая категория / Е. А. Ручьевская // История и современность. — Л., 1981. — С. 120-138.

158. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. — Л.: Музыка, 1977. — 161 с.

159. Рыбак, Н. Я. Картинность и картинные образы музыки: история и типология: атвореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Рыбак Наталья Яковлевна. — Магнитогорск, 2006. — 30 с.

160. Савкина, Н. П. Сергей Сергеевич Прокофьев / Н.П. Савкина. — М.: Музыка, 1982. — 144 с.

161. Сердюков, А. А. Традиции импровизации в современной академической музыкальной культуре: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Сердюков Александр Александрович. — Ростов-на-Дону, 2017. — 34 с.

162. Синельникова, О. В. Жанрово-стилевые модели романтизма и их преломление в фортепианном цикле «Простые страницы» Родиона Щедрина / О.В. Синельникова // Музыкальная культура России и Италии: из XX в XXI век: сб. науч. статей по материалам Междунар. научной конференции в Неаполе. — 2020. — С.141-154.

163. Синельникова, О. В. Леонид Десятников: эскизы к портрету (по мотивам интервью) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: синтез искусств в эпоху постмодерна. — Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. — Вып 15. — С.139-153.

164. Синельникова, О. В. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина: монография / О.В. Синельникова. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 291 с.

165. Синельникова, О. В. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля: монография. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2012. — 312 с.

166. Синельникова, О. В. Романтические реминисценции и риторическое мышление в фортепианных ансамблях Щедрина / О.В. Синельникова // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник трудов Международной научной конференции 13-18 апреля 2015 года. — М.: Liteo, 2014. — 617 с. — С. 425434.

167. Синельникова, О. В. Тематизм как фактор музыкального мышления Родиона Щедрина (на примере инструментального творчества композитора) / О.В. Синельникова // Жизнь музыки. К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. — 2018. — Вып. 2. — С. 259-274.

168. Синельникова, О. В. Фортепианный цикл в творчестве Родиона Щедрина начала XXI века / О.В. Синельникова // Вестник Кемеровского университета культуры и искусств. — 2020. — № 51. — С. 124-138.

169. Синельникова, О. В., Трунов, Д. О. Стилевые ориентиры камерно-вокального творчества Леонида Десятникова // Вестник КемГУКИ, 2021. — №54. — С.131-139.

170. Соколов, Г. Л. Галерея музыки [Электронный ресурс] / Соколов Г. Л. // сайт «СБ в подарок». — Режим доступа: https://www.cdvpodarok.ru/pages-с1а881е/аг11с1е8/.

171. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1972. — 534 с.

172. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1989. — 511с.

173. Станиславский, К. С. Режиссура и актерское мастерство. Избранные работы / К.С. Станиславский. — М.: Юрайт, 2016. — 332 с.

174. Стогний, И. С. Коннотативные свойства музыкального текста. Монография / И.С. Стогний. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. — 224 с.

175. Стогний, И. С. Музыкальное произведение в свете теории каннотаций / И. С. Стогний // Ученые записки российской академии музыки им. Гнесиных. — М., 2018. — №3 (26). — С.66-80.

176. Супруненко, Г. В. Хоровой театр как жанр «взаимодействующей» музыки и его воплощение в творчестве отечественных композиторов на рубеже XX-XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Супруненко Галина Владимировна. — Нижний Новгород, 2012. — 25с.

177. Сысоева, А. Е. Программность в инструментальной музыке эпохи Барокко: проблемы типологии национальных школ: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Сысоева Алла Евгеньевна. — М., 1993. — 24 с.

178. Тазетдинова, Р. Р. Театральность в поисках собственных дефиниций / Р.Р. Тазетдинова // Вестник КазГУКИ. — 2016. — №1. — С. 111-113.

179. Таиров, А. Я. Записки режиссера / А.Я. Таиров. — М.: Всероссийское театральное общество, 1970. — 690 с.

180. Тараева, Г. Р. «Интонационные словари» как проблема музыкальной науки / Г. Р. Тараева // Поэтика и семантика музыкального текста. — Уфа, 2009. — №2 (5). — С. 169-174.

181. Тараева, Г. Р. Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации: атореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Тараева Галина Рубеновна. — Ростов-на-Дону, 2013. — 47 с.

182. Тараканов, М. Е. Творчество Родиона Щедрина / М.Е. Тараканов. — М.: Сов. композитор, 1980. — 331 с.

183. Тараканова, Е. М. Инструментальное творчество А. Берга и эволюция принципа программности в музыке XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Тараканова Екатерина Михайловна. — М., 1990. — 26 с.

184. Товстоногов, Г. А. Театр и перекресток искусств / Г.А. Товстоногов // Взаимодействие и синтез искусств. — Л.: Наука, 1978. — С. 68-80.

185. Токарева, Л. Х. Музыкальные открытия Михаила Плетнева. Этюды, наброски, интервью / Л.Х. Токарева. — М.: Известия, 2009. — 264 с.

186. Толшин, А. В. Феномен маски в театральной культуре: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / Толшин Андрей Валерьевич. — СПб., 2007. — 40 с.

187. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. — М.: Музыка, 1965. — 516 с.

188. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской, под общ. ред. Д.В. Трубочкина. — М.: Международное

театральное агентство «Play&Play» — Издательство «Канон+ ». — 2015.

— 376 с.

189. Флоренский, П. А. Храмовое действие как синтез искусств / П.А. Флоренский // Вестник РХД. — 1988. — № 153. — С. 40-56.

190. Фраккароли, А. Россини / А. Фраккароли. — М.: АРМАДА, 1998. — 410 с.

191. Хализев, В. Е. Драма как явление искусства / В. Е. Хализев. — М.: Искусство, 1978. — 240 с.

192. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. — СПБ.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. — 416 с.

193. Холопова, В. Н. Базовые эмоции в музыке А. Г. Шнитке / В. Н. Холопова // Альфред Шнитке: на пересечении прошлого и будущего: Сб. статей. — 2017. — С.65-69.

194. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие / В.Н. Холопова. — СПб.: Лань, 2000. — 320 с.

195. Холопова, В. Н. Музыкальная герменевтика, музыкальная семантика, музыкальное содержание: сравнение возможностей / В. Н. Холопова // Учёные записки российской академии музыки им. Гнесиных. — 2015. — №1 (12). — С.20-28.

196. Холопова, В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин / В. Н. Холопова. — М.: Композитор, 2000. — 310 с.

197. Холопова, В. Н. Теория музыки: Мелодика. Ритмика. Фактура. Тематизм / В.Н.Холопова. — СПб.: Лань, 2002. — 368 с.

198. Хохлов, Ю. Н. О музыкальной программности / Ю. Н. Хохлов. — М.: Музгиз, 1963. — 144 с.

199. Хохловкина, А. А. Западноевропейская опера. Конец XVII- первая половина XIX века. Очерки / А.А. Хохловкина. — М.: Гос.муз.издат., 1962.

— 368 с.

200. Цареградская, Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции / Т.В. Цареградская. — М.: Композитор, 2018. — 364 с., илл.

201. Цимбал, С. Л. Театр. Театральность. Время. / С.Л. Цимбал. — Л.: Искусство, 1997. — 263 с.

202. Цуккерман, В. А. Соната си минор Ф. Листа / В. А. Цуккерман. — М.: Музыка, 1984. — 112 с., нот.

203. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. — М.: Сов. композитор, 1988. — 384 с.

204. Чвалун, Р. В. К вопросу о содержании понятия «театральность» [Электронный ресурс] / Р.В. Чвалун // Научный журнал КУБгау. — 2012. — №82 (08). — Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/k-voprosu-osoderzhanii-ponyatiya-teatralnost

205. Чернова, Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке / Т.Ю. Чернова. — М.: Музыка, 1984. — 144 с., нот.

206. Черноусова, И. В. Театральная семантика в интонационном комплексе фортепианных сонат Моцарта как фактор реализации художественной составляющей исполнении [Электронный ресурс] / И.В. Черноусова // Грамота. — 2019. — Т. 12. — Вып. 12. — C. 266-270. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-semantika-v-intonatsionnom-komplekse-fortepiannyh-sonat-motsarta-kak-faktor-realizatsii-hudozhestvennoy-sostavlyayuschey.

207. Чжао, Ц., Мозгот, С. А. Театральность в камерно-инструментальных произведениях К. М. Вебера / Ц. Чжао, С.А. Мозгот // Тамбов: Грамота, 2020. — Т. 13. — Вып. 2. — C. 179-183.

208. Чигарёва, Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени = Mozart sopernin der Kulturseinerzeit: Художеств. индивидуальность Семантика / Е.И. Чигарёва. — М.: УРСС, 2000. — 279 с.

209. Чигарёва, Е. И. Художественный мир Альфреда Шнитке / Е.И. Чигарёва. — СПб.: Композитор, 2012. — 368 с.

210. Шаймухаметова, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова. — М.: РГБ, 1999. — 317 с.

211. Шаймухаметова, Л. Н. О концепции и научных разработках лаборатории музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова» / Л.Н. Шаймухаметова // Проблемы востоковедения. — Уфа, 2015. — С. 61-67.

212. Шаймухаметова, Л. Н. Семантика музыкального диалога клавирных произведений западноевропейских композиторов XVII-XVIII вв. / Л.В. Шаймухаметова // Семантика старинного уртекста: Сб. тр. — 2002. — С.16-36.

213. Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. Учебное пособие для вузов искусства и культуры / Л. Н. Шаймухаметова. — М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 1998. — 265 с.

214. Шаймухаметова, Л. Н., Кириченко, П. В. «Театральный диалог» в классической музыкальной теме / Л.Н. Шаймухаметоа, П.В. Кириченко // Музыкальный текст и исполнитель: сб. ст. — 2004. — С. 17-39.

215. Штейнмиллер, И. О., Калинина, Г. Н. «Поля притяжения театральности» (философская рефлексия альтернативных форм театрального осмысления жизни) / И.О. Штейнмиллер, Г.Н. Калинина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2018. — №1 (25). — С. 11-16.

216. Шубина, И. Б. Зрелище в культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Шубина Ирина Борисовна. — Ростов-на-Дону, 2005. — 32 с.

217. Эйзенштейн, С. М. Избранные произведения: в 6-ти томах / вступ. статья Р. Юренева, глав. ред. С.И. Юткевич // Ин-т истории искусств. Союз работников кинематографии СССР. Центр. гос. архив литературы и искусства СССР. — М.: Искусство, 1964-1971. — Т.3. — 1964. — 672 с.

218. Эпштейн, М. Н. Постмодерн в России: литература и теория / М.Н. Эпштейн. — М.: ЛИА Р. Элинина, 2000. — 367 с.

219. Ясъкевич, И. Г. Новая российская опера в контексте постмодернизма: автореф. дис. ... канд. Искусствоведения: 17.00.02 / Яськевич Ирина Генадьевна. — Новосибирск, 2009. — 24 с.

220. Ambros, A. Bunt Blatter / A. Ambros. — Leipzig, 1872. — 110 p.

221. Borshuliak, A. The semantics of Franz Liszt's piano threnodies within the concept of passion / A. Borshuliak // Studia Universitatis Babes-Bolyai-Musica. — 2020. — №1 (65). — Pp. 169-182.

222. Feral, J., Bermingham, R. P. The Specificity of Theatrical Language / J. Feral, R.P. Bermingham // University of Wisconsin Press. — 2002. — Pp. 94108.

223. Weber, S. Theatricality as medium / S. Weber // Fordham University Press. — New York, 2004. — 414 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.