Сакральные смыслы собственности в культурных практиках тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Симора Петр Устинович

  • Симора Петр Устинович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 152
Симора Петр Устинович. Сакральные смыслы собственности в культурных практиках: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2022. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Симора Петр Устинович

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ

СОБСТВЕННОСТИ

Раздел 2. ОНТОЛОГИЯ САКРАЛЬНОГО В МИФОЛОГИЧЕСКИХ

ПРАКТИКАХ СОБСТВЕННОСТИ

Раздел 3. САКРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сакральные смыслы собственности в культурных практиках»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Собственность и имущество, собственность и богатство, собственность и владение, личная и государственная собственность -это весьма немногие слова, которые сопровождают жизнь современного человека не только в напряжённом информационном поле массмедиа, но и в обыденной повседневности, часто становятся точками озабоченности каждого простого человека, даже не умудрённого научными знаниями или отягощённого «владением» каких-либо «богатств».

«Собственность» является самым актуальным смысловым понятием в юридических постулатах всех конституций, регулирующих политико-правовую деятельность современных государств. Либеральные учёные, идеологи и практики, как правило, частную собственность апологетически провозглашают «священной». При этом многие ссылаются на библейские заповеди: «Не кради... Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Ис. 20; 15, 17).

Конституция РФ уже в Первой главе относит собственность и экономическую свободу к «основам конституционного строя». Однако, отечественный основной закон содержит положения, утверждающие и многообразие собственности (статья 8): «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Сразу же возникает ряд вопросов: на чём основано это «многообразие собственности»? Каковы глубинные культурные и человеческие истоки собственности? Действительно ли частная собственность является «священной»? Или «собственность общественная» не менее священна? И в чём заключается природа этой «священности»?

Очевидно, что ответить на все возникающие вопросы не могут вполне адекватно ответить экономические и политические науки, уступая место философии, религиоведению, культурологии и другим гуманитарным наукам.

Данная проблематика и послужила тематическим пространством нашего обращения в диссертации к исследованию и интерпретации бытийных и сакральных смыслов собственности в культурно-религиозных практиках различных времён и народов, уделив основное внимание европейской истории культуры, её архаическим и античным истокам.

Степень научной разработанности проблемы. Уже Ветхий Завет повествует нам о собственности как о «божественном даре» и бытийном установлении, которое не следует человеку нарушать во избежание впадения в грех. В поэмах Гомера и Гесиода мы также находим своеобразное предфилософское, мифоэпическое и образное осмысление собственности, разумеется, «богоустановленной».

В осмыслении сакральных оснований в мифологических практиках собственности особое значение для нас играли работы таких зарубежных, и отечественных авторов, как С.С. Аверинцев, Е.И. Аринин, Э. Бенвенист, Я.Э. Голосовкер, Г.В. Драч, Э. Дюркгейм, Вяч. Вс. Иванов, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, Б. Малиновский, М. Мосс, Р. Отто, М.К. Петров, Б.Ф. Поршнев, А.В. Потёмкин, Р. Смит, В.Н. Топоров, О.М. Фрейденберг, М. Элиаде и многие другие.

Характерно, что если для философов «нововременной» культуры термин «священная собственность» стал просто риторической и публицистической фигурой речи, то классическая древнегреческая философия по-иному и не мыслила себе происхождение и сущность собственности, общественной (семейно-родовой и полисной, публичной) и частной (в корпоративной форме). Это не только определённый исторический «институт» собственности и регулятивные нормы полисного, религиозно-правового и этического закона, освящённые традициями предков и культами богов; не только бытие человека в пространстве общественных отношений собственности, но и глубинное, онтологическое самостояние античного человека, «божественное» обретение «самого себя», утверждение личной «собственности», первичного «человеческого капитала» в

сопряжении ойкоса (дома) и политейи, как двух основных сфер бытия античного человека. Именно в этом смысловом горизонте поучал Сократ, развивали его идеи Платон и Аристотель, претворяли данные практики и идеи в жизнь стоики (особенно Цицерон и Марк Аврелий). В понимание культурно-исторической специфики древних и античных форм собственности свой вклад внесли С.С. Аверинцев, Т.В. Блаватская, Т.В. Васильева, Г.В. Драч, А.Б. Егоров, Ф.Х. Кессиди, М.А. Коростовцев, А.Ф. Лосев, М.К. Петров, А.В. Потёмкин, И.Е. Суриков, Э.Д. Фролов и другие выдающиеся отечественные авторы, на работы которых мы опирались в своём исследовании.

С приходом в мир Иисуса Христа и последующим торжеством христианства ещё в пределах эллинистического мира последняя тенденция в понимании собственности (собственности себя, самостояния) совпала с критическим отношением христианства к мирским формам собственности, что было основано на проповеди Нового Завета в обетовании Царствия Небесного. Следствием такого понимания собственности стали монашеские «практики себя», связанные с аскетическим отношением к мирским благам и неприятие «богатства». Это первым осмыслил М. Фуко в своих лекциях. Дж. Агамбен реконструировал ойкосную (домостроительную) парадигму осмысления мира, общества и власти в средневековых, христианских практиках собственности. Следует отметить, что и М. Фуко, и Дж. Агамбен, к сожалению, в своих философских реконструкциях и интерпретациях собственности остались в кругу философских, богословских и литературных текстов, малоо выходили в конкретику культурно-исторических реалий и эмпирических фактов.

Однако становление Церкви в Европейском цивилизационном регионе сопровождалось чрезмерным накопления мирской собственности не только новыми господствующими классами, но и церковными иерархами (и восточными, и западными). В монашеских сообществах это сказалось в конфликте мистического и «реалистического» отношения к церковной и мирской собственности (в России характерный спор «иосифлян» и «нестяжателей).

Реформация и Новое время в Западной Европе начинается с десакрализации и секуляризации церковной собственности под влиянием конфликта католичества и протестантизма. Капиталистические производственные отношения вызвали к жизни и новые отношения собственности, когда «священной» была провозглашена именно частная собственность. В текстах Т. Гоббса, Д. Локка, а затем в трудах классических политэкономов (А. Смит, Д. Рикардо, И. Бентам, Дж.

С. Милль и другие) собственность отрефлексирована как экономическая категория и институция. Классическая немецкая философия в «Философии права» Г. Гегеля дала непревзойдённое философское осмысление собственности как феномена самосознания и свободной деятельности человека. Критическое понимание происхождения и исторических форм собственности мы, разумеется, находим у К. Маркса и Ф. Энгельса, которые усомнились в «священности» частной собственности, хотя невольно вызвали квазисакрализацию «общественной собственности» (фактически «государственной») в революционных практиках советских коммунистов и построении реального социализма.

В условиях научно-технической революции середины ХХ века на первый план в производстве выступила наука и информационные технологии, что изменило природу не только капиталистических, но и социалистических форм собственности, в том числе интеллектуальной. Капитализм породил новую, неолиберальную экономику «постиндустриализма» и «информационного общества», что выразилось в различных теориях социологов, экономистов и философов (Г. Беккер, Д. Белл, П. Бурдьё, Э. Гидденс, А. Горц, Дж. К. Гэлбрейт, М. Кастельс, С. Кузнец, Н Луман, К. Марацци, Э. Тоффлер, Т. Шульц, Й. Шумпетер, М. Фридман, М. Фуко и другие философы). Проблематика собственности в России нашла отражение в многочисленных диссертациях, монографиях и статьях последних тридцати лет.

Важное значение в нашей исследовательской работе имели лекции В.В. Бибихина, изданные в книге «Собственность. Философия своего» (Санкт-

Петербург, 2012). Для нас исходной стала коллективная работа белгородских авторов под редакцией В.П. Римского «Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: Интеллектуал в интерьере культурного капитал» (Москва, 2017). Свой посильный вклад мы видим в продолжении исследовательского поиска коллег.

Исходя из краткого обзора тематического поля, мы видим, что невозможно объять в кандидатской диссертации такую поистине громадную культурно -историческую предметность, каковой является многообразие форм собственности в эволюции человечества.

Наши собственные научные устремления в философско-культурологическом и междисциплинарном исследовании культурно-исторической эволюции форм и практик собственности в их сакральных смыслах и онтологических, экзистенциальных измерениях мы вынуждены были ограничить историко-временными рамками. Мы остановились на самых первичных культурно-исторических практиках собственности - архаических религиозно-мифологических и греко-римских формах собственности, в которых сакральные смыслы и жизненные основания представлены наиболее очевидно и предметно.

Мы выделили объект исследования: культурно-исторические практики и формы собственности в архаике и античности.

Предмет исследования: сакральные смыслы и онтологические измерения культурных практик собственности в архаике и греко-римской древности.

Цель исследования - реконструкция и понимание сакральных смыслов и онтологии собственности в мифологических и культурно-религиозных практиках первобытности, архаики и античности.

Цель исследования определила и совокупность задач:

- критически интерпретировать социально-гуманитарные, философские и религиозные трактовки собственности и выработать авторские определения феномена собственности;

- реконструировать социогенез сакральных смыслов архаических практик собственности и выявить их онтологические и мифологические основания;

- проследить основные способы сакрализации многообразной собственности в античных цивилизационных системах и формы их философского осознания в данном культурном контексте.

Научная новизна исследования

- реализована критика различных определений собственности, что позволило разработать понимание культурных практик собственности как конкретно-исторических форм (отношений, способов) деятельности сообществ и индивидов в процессе практического освоения природного и социального мира, которые содержат в своих основаниях сакрально-онтологические измерения и важные смыслы жизнедеятельности человека;

- выявлены мифологические и онтологические измерения архаических практик собственности, общественных и индивидуальных, которые воспроизводились в двойственной сакральности мифа как их семиотического регулятора первичных дуально-этнических сообществ;

- сфера сакрального в греческом полисе и римской республике регулировала семейно-родовую и полисную (публичную, «государственную») собственность как коллективные формы, так и «частную собственность», превращенную форму корпоративной (опять же коллективной) собственности, а также личностную, связанную с «практиками себя» и философским образом жизни.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Культурные практики собственности - это не только «институция», «вещность», «нормативность», «объект собственности» или «субъект собственности», но и деятельность человека во многообразии её культурно -исторических форм по поводу освоения и присвоения мира, природного и социального, самим человеком. Собственность - это всегда глубинная, онтологическая и первичная практика человека по освоению мира и самого себя, которая утверждается в качестве системы социальных отношений между сообществами по поводу производства вещей и воспроизводства самого человека, в единичном бытии которого содержатся родовые и народные, классовые и

сообщительные - всеобщие и особенные - модусы и измерения, сакральные и профанные, коллективные и индивидуальные. Собственность - это способ и форма полагания и утверждения человеком самого себя в общественных и частных конфигурациях собственности, коллективной и индивидуальной идентичности, которые в реальной истории культуры приобретают превращённые и отчуждённые формы.

2. Императивно-коммуникативная и суггестивная - основные функции речи-мифа (В.П. Римский), которые укоренены в амбивалентном сакральном, первобытных жертвоприношениях и запретах, первичной нравственной аксиологии и инициациях, ритуальных практиках и знаковых формах передачи накопленного опыта будущим поколениям. Первичные практики собственности в архаике всецело определялись дуальными отношениями, общинными и семейными (мы - они; свои - чужие; старшие - младшие; мужчины - женщины; старики - дети), и выражены в двух бытийных модусах коллективной и индивидуальной собственности. Коллективная собственность регулировалась мифом, именной социокод и индивидуальная собственность (первичная собственность себя) полагались в практиках инициаций, были связаны с онтологией человеческой телесности и также имели мифологическое и символическое санкционирование.

3. Семейно-родовая собственность по поводу земли и самого человека как телесного существа (раб и члены семьи были средством производства) персонифицировалась в отце, основном субъекте собственности, имела истоки в религиозно-мифологических земледельческих культах и регулировалась в сакральных практиках семейных жертвоприношений и ритуалов. Полисная собственность была высшей формой собственности в греческом полисе и римской республике, регулируя семейно-родовые земельные наделы и всю совокупность населения с имуществом (военные и культовые корабли, храмы, гимназиумы и т.д.). Она получала обоснование в многочисленных божественных пантеонах, как специфических кодах религиозно-мифологической традиции, и

регулировалось публичными культами, которые исполняли выборные законнорожденные субъекты «гражданской» жизни в полисе и республике. Частная собственность была превращённой формой коллективной, корпоративной собственности, возникала в сфере товарно-денежных отношений (торговля и ремесло), освящалась в экзотерических и эзотерических «новых» культах и культурных кодах. Философские практики созерцательной жизни как «собственности себя», в отличие от «частной собственности» стяжательства, становятся настоящей личностной собственностью, сакральной в онтологии человека и практиках самополагания, где человек и становился истинно свободным, а не просто «законнорожденным».

Теоретико-методологические основы исследования обусловлены проблематикой работы. Мы использовали метод философско-аналитической критики, пытаясь уйти от тривиальных теорий собственности и её юридических и политико-экономических трактовок. Общий философско-культурологический подход определил осмысление содержательных аспектов различных форм собственности в истории культуры.

Культурно-семиотический метод помог в реконструкции и интерпретации знаково-символической природы мифа, религии исторических моделей собственности. Культурно-антропологическая методология дала возможность исследовать экзистенциальные основания собственности в исторических формах жизнедеятельности человека.

Философско-религиоведческие понятия и принципы позволили проследить роль сакрально-религиозных ценностей и традиций в утверждении культурно-исторических практик собственности. Прочтение философских и научных текстов, а также словарных определений предполагало использование герменевтических и контекстных методик.

Мы опирались на диалектические принципы конкретного историзма, соотношения исторического и логического, диалектики единичного, особенного и всеобщего, проявленной в соотношении общественной, коллективной,

индивидуально-личностной и частной собственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения основных теоретических результатов в воспитание подрастающего поколения с их последующим включением в самостоятельную жизнь, во многообразие активных форм преображения мира и себя. Теоретические результаты исследования значимы и в перспективе просветительской работы среди самых широких слоёв населения (например, в возрождённом обществе «Знание»).

Практическая значимость полученных результатов важна в преподавании философско-культурологических курсов в высшей школе, в других системах подготовки специалистов гуманитарного профиля.

Личный вклад автора диссертации состоит в том, что фактически впервые была заявлена сама предметность исследования - сакральные измерения культурных практик собственности. В диссертации даны авторские определения практик собственности как деятельного преображения человеком природы, общества и самого себя, которое укоренено в сакрально-онтологических основаниях жизнедеятельности человека.

Новаторски определены формы сакрального в архаике, что позволило дать авторскую интерпретацию мифологических практик собственности в коллективных и индивидуальных формах. Критически рассмотрены концепции античных форм собственности, в том числе и их сакральные измерения.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций диссертационного исследования подтверждается проработкой большого количества историко-культурного материала по проблемам собственности и сакрально-мифологических формам её регулирования в первобытных, архаических и античных культурах. Обоснованность основных результатов и выводов определена применением междисциплинарных подходов и философско-культурологических методов к исследованию феноменов сакрального в отношениях собственности архаических и древних сообществ и цивилизаций.

Достоверность научных положений основана на профессиональной проработке историко-философских источников и актуальной философско-культурологической и религиоведческой литературы по проблеме сакральных и онтологических парадигм исторических форм собственности. В работе использован содержательный понятийно-категориальный аппарат современной философии и культурологии.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались в ходе конференций различного уровня: Всероссийская научная конференция «XXXIV Петровские чтения: Социокультурные основания современной науки и технологий (с международным участием)» (г. Ростов-на-Дону, 8 апреля 2021 г.); Иоасафовские чтения «Секулярное и религиозное в наследии Петра I: современный взгляд» (Белгород, НИУ «БелГУ», 19 ноября 2021 года); Международная научная конференция «Ф.М. Достоевский в отечественной и мировой культуре (К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского)» (Белгород, 25-26 ноября 2021 г.) и др.

Положения и выводы диссертации были использованы в ходе аспирантской практики при чтении курсов лекций по философии и культурологии для бакалавров, докладывались на аспирантском семинаре кафедры философии, культурологии, науковедения Белгородского государственного института искусств и культуры.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии, культурологии, науковедения Белгородского государственного института искусств и культуры и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объёмом 5,23 п.л., в том числе 1 статья в журнале, индексируемом в международной системе Web of Science, и 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения и библиографического списка.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ

СОБСТВЕННОСТИ

В общественном и обыденном сознании, философских и научных текстах преобладают до сих пор политико-экономические, юридические и, в лучшем случае, этические (аксиологические) трактовки собственности. Поэтому в данном разделе мы решаем задачу критической интерпретации социально-гуманитарных, философских, культурологических и религиоведческих трактовок собственности и стремимся выработать собственные философско-культурологические определения феномена собственности, выявить его специфику во многообразии культурно-исторических практик.

Определив собственную предметность диссертации, - сакральные смыслы и онтологические основания культурно-исторических практик собственности, - мы осознавали, что в таком измерении проблематика до сих пор практически не исследована, если не считать отдельные фрагменты в трудах классиков философии, культурологии и религиоведения. И совершенно недостаточно уделяют внимание этим аспектам современные философы, культурологи и религиоведы, отсутствуют специальные работы, посвященные сакральным и религиозным аспектам становления, эволюции и современным трансформациям собственности, соответствующим культурно-историческим практикам.

Религиозные и сакральные (мы увидим, что не всегда это одно и то же) смыслы и измерения собственности имеют так или иначе не только онтологический, культурологический или религиоведческий, но и аксиологический аспект рассмотрения проблематики. Поэтому следует приветствовать появление диссертаций, в которых эти аспекты исследуются во взаимосвязи.

В частности, А.А. Тесля так определяет предметность аксиологии собственности: «Аксиологический статус собственности - это положение собственности в системе ценностей общества, находящее свое выражение в

стандартах восприятия и оценки имущественных отношений, отношений владения, самих объектов собственности в ту или иную историческую эпоху, и задаваемое характером хозяйственной жизни, уровнем развития производства, некоторыми ментальными факторами, этническими и другими условиями»1. Автор даёт интересную интерпретацию культурной эволюции собственности (начиная в основном с европейского средневековья) сквозь призму категории отчуждения в её неомарксистской версии.

Собственность А.А. Тесля рассматривает в плане субъект-объектных отношений, что позволяет ему выявить как «множественность собственности» со стороны «вещей» и предметностей, на которые распространяется собственность, так и со стороны субъектов собственности, которые и привносят в измерения собственности аксиологию. Однако, остаётся при этом непонятным, что это за абстрактный «субъект собственности» - некое сообщество (коллективный субъект) или индивид (персонифицированный субъект)?

Здесь, применительно к собственности, всегда имеет место парадокс, возникающий между «левиафанностью» всего общественного (наличие коллективной субъектности) и тем, что общество (или сообщества) состоит из «живых и «смертных» индивидов. «Субъектность собственности» оказывается во многом абстрактной, если мы не решаем эту парадоксальность общественного (коллективного) и персонального (частного, личного) в описании и понимании собственности.

Особенно эта парадоксальность проблематики возникает, когда мы исследуем культурно-исторические формы собственности. Забегая вперёд, спросим: была ли в древних Афинах священной общественная, полисная собственность, освящаемая религиозными церемониями и публичными культами? Или сакральными были «частные» земельные наделы свободных афинян, на присвоение которых и закабаление владельцев, например, наложил запрет Солон? Не меньше вопросов возникнет и при рассмотрении христианского отношения к

1 Тесля А.А. Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности. Автореферат дисс. ... к. филос. н. / 09.00.11. Хабаровск, 2006. С. 16.

собственности.

А.А. Тесля применительно к модусам средневековой собственности пишет: «Из социальной субъектности собственности вытекает ценностная нагруженность всякого владения, поскольку носителем ценностей выступает (в рамках средневековой культуры) не только субъект собственности, но и наделенный субъектностью объект. С последним обстоятельством связан, на взгляд автора, такой общеизвестный факт, как «этизация» хозяйственной жизни, когда экономические процессы неизменно рассматриваются сквозь призму нравственных категорий»2. По отношению к современным формам собственности он указывает на утрату ими ценностных измерений. Но разве человек может утратить аксиологическое измерение мира? Или в современности мы имеем дело (иметь дело это и есть добывать в «бизнесе» собственность) с превращёнными и извращёнными формами ценностного освоения и присвоения мира?

Всё это интересно и плодотворно, но часто аксиология им, как и другими авторами, сводится лишь к этическим ценностям, в чём исследователи, разумеется, следует за М. Вебером3 и В. Зомбартом4, указавшими на существенную роль религиозной этики экономических субъектов в деле возникновения капитализма и многообразных капиталистических форм собственности. Очевидна мировоззренческая ангажированность М. Вебера и В. Зомбарта не только их протестантской религиозностью, но и «ситуацией времени», как порой и узко экономическим или конфессиональным подходом к проблематике. Ведь ценностное отношение к миру и собственности не сводится лишь к этике, даже религиозной, а религиозные аспекты в понимании собственности также гораздо глубже этических (что мы и постараемся показать в следующих разделах).

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Симора Петр Устинович, 2022 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аверинцев, С.С. Мифы / С.С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия. Т. 4. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - С. 876-881.

2. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

3. Аврелий, Марк. К себе самому / Марк Аврелий Антонин. / Изд. подг. В.Б. Черниговский. - Москва: Новый Акрополь, 2014. - 89 с. - URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6377270.

4. Агамбен, Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Джорджо Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2011. - 256 с.

5. Агамбен, Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение / Джорджо Агамбен. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 148 с.

6. Агамбен, Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель / Джорджо Агамбен. - М.: Издательство «Европа», 2012. - 192 с.

7. Агамбен, Дж. Открытое. Человек и животное / Джорджо Агамбен; пер. с итал. и нем. Б.М. Скуратова / Ред. глав 1-11; 15-19 М. Маяцкий; 12-14, 20 -Дм. Новиков. М.: РГГУ, 2012. - 112 с. - (Серия: «Современные гуманитарные исследования», 2)

8. Агамбен, Дж. Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления / Джорджо Агамбен; пер. с ит. Д.С. Фарафоновой (гл. 18), Е.В. Смагиной (приложение); под науч. ред. Д.Е. Раскова, А.А. Погребняка, Д.С. Фарафоновой. - М.; СПб: Изд-во Института Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2019. - 552 с.

9. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо; Пер. с франц. В.П. Гайдамака. - М: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 320 с.

10. Алексеев, В.П. Историческая антропология: Учеб. Пособие / В.П. Алексеев. - М: Высш. школа, 1979. - 216 с.

11. Алексеев, В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. - М.: Политиздат, 1984. - 462 с.

12. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества: (Совр. методол. проблемы и критика немарксистских взглядов) / И.Л. Андреев. - М: Мысль, 1982.

- 304 с.

13. Алексеев, Н.Н. Собственность и социализм / Н.Н. Алексеев // Русская философия собственности; ред. К. Исупов, И. Савкин. - СПб., 1993.

14. Анисимов, А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления / А.Ф. Анисимов. Л.: Наука, 1971. 137 с.

15. Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. - М.: Изд-во «Наука», 1983. - 421 с.

16. Арендт, Х. О насилии / X. Арендт; пер. с англ. Г.М. Дашевского. - М.: Новое издательство, 2014. - 148 с.

17. Арендт, Х. О революции / Х. Арендт. - М., Издательство «Европа», 2011. - 464 с.

18. Аринин, Е.И. Религиоведение в XXI веке: «религия» как слово и термин: монография / Е.И. Аринин; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых.

- Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 336 с.

19. Аристотель. Метафизика / Пер. с греч. П.Д. Первова и В.В. Розанова.

- М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 232 с.

20. Аристотель. Никомахова этика / Пер. Н. В. Брагинской // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. - 830 с. (Филос. наследие. Т. 90). - С. 53-293.

21. Аристотель. Политика / Пер. С. А. Жебелева // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. 830 с. (Филос. наследие. Т. 90). С. 375-644.

22. Асад, Талал. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма? / Т. Асад // Логос. - 2011. - № 3. - С. 56-99.

23. Астапов С.Н. Religiosum, sacrum, sanctum в текстах Римского права // Свеча-2013: Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Т. 23. / Отв. ред. Е.И. Аринин. Владимир, ВлГУ, 2013. С. 58-60.

24. Бакулина, Ю.В. Социально-философский анализ интеллектуальной собственности. Диссертация ... канд. филос. наук; 09.00.11 / Ю.В. Бакулина. -Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2012. - 139 с.

25. Балагушкин, Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий [Текст] / Е. Г. Балагушкин; РАН, Ин-т философии. - Москва: ИФ РАН, 2003. - 218 с.

26. Баркер, Э. Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите! [Текст] / Э. Баркер // Религиоведение. - 2003. - № 4. - С. 93-114.

27. Батай, Ж. Теория религии. Литература и Зло / Ж. Батай; [пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича]. - Минск: Соврем. литератор, 2000. - 352 с.

28. Белл, Д. От священного к светскому / Д. Белл // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / сост.: В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. -Москва: Аспект Пресс, 1996. - C. 148-152.

29. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс-Универс, 1995. 456 с.

30. Бескова И.А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ). М., 2001. 268 c.

31. Бетелл Т. Собственность и процветание / Том Бетелл; пер. с англ. Б. Пинскера. - Москва: ИРИСЭН, 2008. - 480 с.

32. Бибихин, В. В. Философия и религия [Текст] / В.В. Бибихин // Вопросы философии. - 1992. - № 7. - С. 34-44.

33. Бибихин В.В. Собственность. Философия своего / В.В. Бибихин. СПб.: Наука, 2012. 536 с. (Сер. «Слово о сущем»).

34. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. - М.: Библейские общества, 1995. -1371 с.

35. Бодрийяр, Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. Е. А. Самарской]. - Москва: Республика: Культурная революция, 2006. - 269 с.

36. Большой толковый словарь донского казачества: Ок. 18 000 слов и устойчив, словосочетаний / Ростов, гос. ун-т; Ф-т филологии и журналистики; Каф. общ. и сравнительн. языкознания. — М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 608 с.

37. Бондаренко, Л.И. Основные этапы становления сознания (логическое и историческое в генезисе сознания) / Л.И. Бондаренко. - Киев: Вища школа, 1979. - 200 с.

38. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества / П.И. Борисковский. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - 224 с.

39. Борисковский, П.И. Древнейшее прошлое человечества / П.И. Борисковский. - М.: Наука, 1980. - 240 с.

40. Бородай, Ю. М. Культ [Текст] / Ю. М. Бородай // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / РАН, Ин-т философии; Нац. общ.-научн. фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - Москва, 2010. - Т. 2. - С. 339-340.

41. Бородай, Ю. М. Миф и культура [Текст] / Ю. М. Бородай // Опыты: лит.-филос. сб. / [сост. и отв. ред. А. В. Гулыга]. - Москва, 1990. - С. 175-209.

42. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1986. - 622 с.

43. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.2. Игры обмена / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1988. - 632 с.

44. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.3. Время мира / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1992. - 679 с.

45. Бурдьё, П. Начала. Choses dites / П. Бурдьё; пер. с фр. Шматко Н.А. -M.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

46. Бурдьё, П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера / П. Бурдьё; пер. с франц. А. Т. Бикбова, Т. В. Анисимовой. - М.: Праксис, 2003. - 272 с. -(Серия «Идеологии»).

47. Бурдьё, П. Практический смысл / П. Бурдьё; пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.

48. Бухтина, Т. П. Философская антропология и воспитательно-образовательные парадигмы: от античной пайдейи к просвещению [Текст]: моногр. / Т. П. Бухтина, В. П. Римский. - Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 2004. -154 с.

49. Быт и история в античности. - М.: Наука, 1988. - 271 с.

50. Вебер, А. Избранное: кризис европейской культуры / А. Вебер; пер. с нем. М. И. Левина, Т. Е. Егорова. - Санкт-Петербург: Университет. кн., 1998. -565 с. - (Книга света).

51. Вебер, М. Избранное. Образ общества [Текст]: [пер. с нем.] / М. Вебер. - Москва: Юрист, 1994. - 702 с.

52. Вебер, М. Избранные произведения [Текст]: пер. с нем. / М. Вебер; сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. - Москва: Прогресс, 1990. - 805 с. - (Социол. мысль Запада).

53. Видаль-Накэ, П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире / Пьер Видаль-Накэ; пер. с фр.; под ред. С. Карпюка. -М.: Ладомир, 2001. - 419 с.

54. Вундт, В. М. Миф и религия [Текст] / В. М. Вундт; под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. - Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1913. - 416 с.

55. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - С. 5-361.

56. Гараджа, В. И. Религия / В. И. Гараджа // Философский энциклопедический словарь / [подгот.: А. Л. Грекулова и др.]; редкол.: С.С. Аверинцев [и др.]. - 2-е изд. - Москва, 1989. - С. 552-554.

57. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии: в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель; пер. с нем. М. И. Левиной; общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги; АН СССР, Ин-т философии. - Москва: Мысль, 1976. - Т. 1. - 534 с.

58. Гегель. Философия религии. В двух томах. Т. 2. / Г. В. Ф. Гегель. Общ. ред. А.В. Гулыги. Пер. с нем. П.П. Гайденко и др. М., Мысль, 1977. 573 с.

59. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель; пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

60. Глебец, В.И. Феномен сакрального в современном российском обществе: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / В.И. Глебец. - Улан-Удэ, 2006. - 137 с.

61. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер; АН СССР, Ин-т востоковедения. - Москва: Наука, 1987. - 218 с.

62. Гремяцкий, М.А. Как произошёл человек / М.А. Гремяцкий. - М.: МГУ, 1954. - 176 с.

63. Де Валь Франс, В.М. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов / В.М. Де Валь Франс. - М.: Альпина нон-фикшн, 2020. - 376 с.

64. Джемс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. - Санкт-Петербург: Андреев и сыновья, 1992. - 418 с. - (Сер. эзотер. лит. «Свет на пути»).

65. Динамика гражданского общества, этноконфессиональная толерантность и диалог культур: эпистемол. модели: коллектив. моногр. Под ред. В.П. Римского. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. - 289 с.

66. Долуханов, П.М. Экология каменного века: исследование с помощью ЭВМ / П.М. Долуханов // Природа. 1982. №2. - С. 64-73.

67. Драч, Г.В. Философия Аристотеля как событие историко-культурного ряда / Г.В. Драч // Вопросы философии. - 2020. - № 1. - С. 28-39.

68. Дробышевский, С. В. Антропогенез / С.В. Дробышевский. - М.: Модерн, 2017. - 168 с.

69. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм // Мистика. Религия. Наука.

Классики мирового религиоведения: антол. / пер. с англ., нем., фр.; сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - Москва, 1998. - С. 174-230.

70. Егоршева, О.И. Культурно-цивилизационная специфика современной мифологии [Текст]: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / О.И. Егоршева. -Белгород, 2002. - 153 с.

71. Емельянов, Р.А. Собственность как социокультурный феномен. Диссертация ... канд. филос. наук / 09.00.11. - Волгоград, 2000. - 131 с.

72. Ефименко, П.П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени / П.П. Ефименко. 3-е изд. - Киев: Изд-во АН УССР, 1953. - 664 с.

73. Жижек, С. Накануне Господина: сотрясая рамки / Славой Жижек. -М.: Издательство «Европа», 2014. - 280 с.

74. Жильсон, Э. Философ и теология [пер. с фр.] / Э. Жильсон. - Москва: Гнозис, 1995. - 189 с.: ил.

75. Жирар, Р. Козел отпущения / Р. Жирар; пер. с фр. Г. Дашевского. -СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2010. - 336 с.

76. Жирар, Р. Насилие и религия: причина или следствие? / Р. Жирар // Логос. - 2008. - № 4. - С.129-139.

77. Жирар, Р. Насилие и священное: антропол. концепция / Р. Жирар; пер. с фр. Г. Дашевского. - 2-е изд., испр. - Москва: Новое лит. обозрение, 2010. - 433 с.

78. Забияко, А. П. Категория святости: сравнит. исслед. лингворелигиоз. традиций / А.П. Забияко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва: Моск. учеб.-2000, 1998. - 207 с.

79. Забияко, А. П. Образ сакрального: Бог Ветхого Завета и Брахман Упанишад / А. П. Забияко // Диспут. - 1992. - № 2. - С. 69-82; № 3. - С. 96-120.

80. Забияко, А. П. Психоанализ сакрального в работах Зигмунда Фрейда / А. П. Забияко // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. - 1995. -№ 2. - С. 60-69.

81. Забияко, А. П. Сакральное / А. П. Забияко // Культурология. XX век: энцикл.: в 2 т. / [гл. ред., сост. А.Я. Левит]. - Санкт-Петербург, 1998. - Т. 2: М - Я. - С. 186.

82. Забияко, А. П. Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде / А. П. Забияко // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2000. - № 10. - С. 46-48.

83. Забияко, А. П. Феноменология и аксиология святого в философии религии М. Шелера / А. П. Забияко // Религиоведение. - 2001. - № 2. - С. 109-113.

84. Зайков, А.В. Конструкция собственности в римском праве и проблема расщепления собственности / А.В. Зайков // Вестник Гуманитарного университета. Серия: Право. Екатеринбург, 1999. - № 1 (2). - С. 33-42.

85. Захарова, Л.Н. Собственность и личность. Диссертация ... д. филос. наук / Л.Н. Захарова; 22.00.06. - Тюмень, 1998. - 238 с.

86. Зенкин, С. Н. Небожественное сакральное: теория и художественная практика / С. Н. Зенкин. - Москва: РГГУ, 2012. - 540 с.: ил.

87. Зомбарт, В. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт // Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 томах. Т. I. - СПб.: «Владимир Даль», 2005. - С. 27-478.

88. Зомбарт, В. Евреи и экономика / В. Зомбарт // Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 томах. Т. II. - СПб.: «Владимир Даль», 2005. - С. 105-643.

89. Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания / В.Ф. Зыбковец. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 348 с.

90. Иванов, В.В. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогонии / Вяч. Вс. Иванов // Советская археология. - 1964. - №4. - С. 276-287.

91. Иванов В.В. Знаковая система бессознательного как семиотическая проблема / Вяч. Вс. Иванов // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 3. - Тбилисси: Мецниереба, 1978. - С. 168-172.

92. Иванов В.В. Природные символы как элементы знаковых систем культуры / Вяч. Вс. Иванов // Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. - М.: Наука, 1961. - С. 275-284.

93. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьякова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. Изд. 2-е, испр. Кн. 2. - М., 1983.

94. История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. - М.: Наука, 1983. - 432 с.

95. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.

96. Кайуа, Р. Праздник [Текст] / Р. Кайуа // Коллеж социологии, 19371939 / сост. Д. Олье; пер. с фр. Ю. Б. Бессоновой [и др.]; под ред. В. Ю. Быстрова.

- Санкт-Петербург, 2004. - С. 421-449.

97. Кант, И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Кант И. Трактаты и письма. - Москва, 1980. - С. 259-414.

98. Капитал // Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Третье, исправленное и значительно дополненное издание, под. ред. проф. Бодуэна-де-Куртенэ. Том второй. И-О. СПб. - М., 1905. С. 216.

99. Кириллов, А.А. «Пиратская гипотеза» М.К. Петрова и эгейская цивилизация: возможные сценарии критического анализа / А.А. Кириллов // Наука. Искусство. Культура. Вып. 3 (27). Белгород, 2020. С. 40-50.

100. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. - М.: Прогресс, 1983. 302 с.

101. Ковальчук, О.В. Интерпретация культуры: конфессиональная версия культурологии / О.В. Ковальчук, О.Н. Римская, П.У. Симора // Наука. Искусство. Культура / Научный рецензируемый журнал БГИИК. - № 1 (21). - Белгород, 2019.

- С. 22-31.

102. Кодекс канонического права. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - 624 с.

103. Коллеж социологии 1937-1939 / сост. Д. Олье. - Санкт-Петербург: Наука, 2004. - 588 с.

104. Коростовцев, М.А. Писцы Древнего Египта / М.А. Коростовцев. -СПб.: Летний Сад, 2001. 366 с.

105. Кошеленко, Г.А. Введение. Древнегреческий полис / Г.А. Кошеленко // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. - М.: Изд-во «Наука», 1983. - С. 9-36.

106. Кошеленко, Г.А. Греческий полис и проблемы развития экономики / Г.А. Кошеленко // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. М.: Изд-во «Наука», 1983. С. 217-246.

107. Красников, А. Н. Становление классической феноменологии религии / А. Н. Красников // Религиоведение. - 2002. - № 1. - С. 96-104.

108. Крывелев, И. А. Религия / И. А. Крывелев, Д. М. Угринович // Философская энциклопедия: в 5 т. / науч. совет изд-ва «Сов. энцикл.»; Ин-т философии АН СССР; гл. ред. Ф. В. Константинов. - Москва: Сов. энцикл., 1967.

- с. 489-492.

109. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Пер. С.И. Соболевского. - М.: Изд-во «Наука», 1993. - С. 5-152.

110. Ксенофонт. Домострой / Пер. С.И. Соболевского. - М.: Изд-во «Наука», 1993. - С. 197-262.

111. Кураев, А. Школьное богословие / Диакон Андрей Кураев. - М., 1999.

112. Ламберт, Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / Давид Ламберт. Пер. с англ. В.З. Махлина. - Л.: Недра, 1991. - 256 с.

113. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Текст] / Л. Леви-Брюль; пер. П. Арискина. - Москва: Педагогика-Пресс, 1994. -602 с.

114. Леви-Стросс, К. Печальные тропики / К. Леви-Стросс; пер. с французского. - Львов: Инициатива; М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.

- 576 с., 32 илл. (Классики психологии).

115. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М.: Наука, 1983. 536 с.

116. Линден, Ю. Обезьяны, человек и язык / Ю. Линден. - М.: Мир, 1981. -

272 с.

117. Лукач, Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества / Д. Лукач. - М.: Наука, 1987. - 616 с.

118. Макконел, У. Мифы мункан / У. Макконел. - М.: Наука, 1981. - 156 с.

119. Малиновский, Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский; пер. А. П. Хомик. - Москва: Рефл-бук, 1998. - 299 с.

120. Марков, А.В. Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий / А.В. Марков, Е.Б. Наймарк. - М.: АСТ, 2014. - 656 с.

121. Маркс, К. Тетради по эпикурейской философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 40. - С. 21-140.

122. Маркс, К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Марс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 40. - С. 147233.

123. Маркс, К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 1. - С. 382-413.

124. Маркс, К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 1. - С.414-429.

125. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 42. - С. 41-174.

126. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. -Т. 3. - С. 1-4.

127. Маркс, К. Наброски ответа на письмо В.И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 19. - С. 400-421.

128. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23. - М.: Политиздат, 1960. - С. 23-907.

129. Маркс, К. Конспект книги М. Ковалевского «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения». Часть первая. Москва, 1876 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 45. - С. 153-226.

130. Маркс, К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 45. - С. 227-372.

131. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала») в 2-х ч. Ч. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1968. - Т. 46. Ч. I. - 559 с.

132. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. Ч. 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - М.: Политиздат, 1969. - Т. 46. ч. П. - 618 с.

133. Маркс, К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1974. - т. 49. - С. 3-555.

134. Маркс, К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 3. - М.: Политиздат, 1955. - С. 7-544.

135. Медведев, А. В. Сакральное как феномен культуры: личностное бытие сакрального: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13 / А. В. Медведев. - Екатеринбург, 2000. - 250 с.

136. Мень, А. В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни [Текст]: в 7 т. / прот. А. В. Мень. - Москва: Слово, 1991. - Т. 1.: Истоки религии. -287 с.

137. Мень, А. В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни [Текст]: в 7 т. / прот. А. В. Мень. - Москва: Слово, 1991. - Т. 2. Магизм и Единобожие. - 462 с.

138. Мерцалов, В.Л. Логика антропогенеза. Происхождение человека [еще не завершено] / В.Л. Мерцалов. - СПб.: Алетейя, 2008. - 296 с.

139. Митрохин, Л. Н. Религия [Текст] / Л. Н. Митрохин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / РАН, Ин-т философии; нац. общ.-научн. фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - Москва, 2010. - Т. 3: Н - С. - С. 437-442.

140. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Сов. энц., 1980. - 672 с.

141. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Сов. энц., 1982. - 720 с.

142. Молчанов, А.Н. Возникновение новых форм экономического и социального неравенства под влиянием процессов цифровизации / А.Н. Молчанов, А.А. Трунов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2022. - № 4 (41). - С. 142-153.

143. Морган, Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов [перевод с английского] / Л.Г. Морган; [послесл. и примеч. Н.Б. Тер-Акопяна]. - Москва: Наука, 1983. -301 с.: ил.; 22 см.

144. Мосс, М. Социальные функции священного / М. Мосс. - Санкт-Петербург: Евразия, 2000. - 444 с.

145. Нанси, Ж.-Л. Сакральное в современном обществе [Электронный ресурс]: стеногр. диспута в ИФ РАН 28 окт. 2008 г. / Ж.-Л. Нанси, В. А. Подорога ; пер. с фр. В. Румянцевой // Русский журнал: [сетевой журн.]. - 2009. - 27 июля. -URL: http: //www.russ.ru/pole/Sakral-noe-v- sovremennom-obschestve.

146. Нестурх, М.Ф. Происхождение человека / Отв. ред. проф. Я.Я. Рогинский / М.Ф. Нестурх. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 388 с.

147. Окладников, А.П. Проблемы генезиса религиозной формы сознания в свете современных открытий археологической науки / А.П. Окладников // Вопросы научного атеизма. Вып. 20. - М.: Мысль. 1976. - С. 30-42.

148. Оконская, Н.К. Социогенез интеллектуальной собственности / Н.К. Оконская. Диссертация ... д. филос. наук / 09.00.11. - Пермь, 1999. - 326 с.

149. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.) [Текст] // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере: сб. репринт. произв. - Сергиев Посад, 1995. - C. 113-115.

150. Осыка Я.М. Человек в пространстве сакрального: философско-культурологическая рефлексия. Дисс. ... канд. Филос. н. / 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры. НИУ «БелГУ». - Курск, 2014. - 135 с.

151. Отто, Р. Священное: об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Р. Отто; [пер. с нем. А. М. Руткевич]. - Санкт-Петербург: С.-Петерб. ун-т, 2008. - 269 с.

152. Охотники, собиратели, рыболовы. - Л.: Наука, 1972. - 288 с.

153. Первый бумеранг. Мифы и легенды Австралии. Запись, пересказ текстов, предисловие В.М. Кудинова. Послесловие В.А. Бейлиса. - М.: Изд-во «Наука»; гл. редакция восточной литературы, 1980. - 150 с.

154. Петров, М.К. Античная культура / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1997. - 352 с. - (Философы России ХХ века).

155. Петров, М.К. Искусство и наука; Пираты Эгейского моря и личность / вступ. ст. С.С. Неретиной / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1995. - 238 с. - (Науч. философия).

156. Петров, М.К. Историко-философские исследования; [сост., ввод. ст. В.Н. Дубровина, Ю.Р. Тищенко] / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1996. - 511 с. -(Науч. философия).

157. Петров, М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. - 775 с. - (Философы России ХХ века).

158. Петров, М.К. Предмет и цели изучения истории философии / М.К. Петров // Вопросы философии. - 1969. - №2. - С. 126-136.

159. Петров, М.К. Самосознание и научное творчество / М.К. Петров. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1992. - 272 с.

160. Петров, М.К. Социально-культурные основания развития современной науки / М.К. Петров. - М.: Наука, 1992. - 232 с.

161. Петров, М.К. Философские проблемы «науки о науке»; Предмет социологии науки / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2006. - 623 с. - (Философы России ХХ века).

162. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. - М.: Наука, 1991. -

328 с.

163. Плетников, Ю.К. Собственность / Ю.К. Плетников // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М., 2010. С. 581-582.

164. Полякова, Г.Ф. Некоторые черты социально-экономического устройства греческих обществ II тысячелетии до н. э. / Г.Ф. Полякова // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. - М.: Изд-во «Наука», 1983. - С. 3788.

165. Полякова, Г.Ф. От Микенских дворцов к полису / Г.Ф. Полякова // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. - М.: Изд-во «Наука», 1983. - С. 89-127.

166. Поршнев Б.Ф. Материализм и идеализм в вопросах становления человека / Б.Ф. Поршнев // Вопросы философии. - 1955. №5. - С. 143-156.

167. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Б.Ф. Поршнев. - М.: Мысль, 1974. - 487 с.

168. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) / Б.Ф. Поршнев. 2-е изд. - М.: Фэри-В, 2006. - 635 с.

169. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / научн. ред. О.Т. Вите / Б.Ф. Поршнев. - СПб.: Алетейя, 2007. - 720 с.

170. Потёмкин, А.В. Метафилософские диатрибы на берегах Кизитеринки: пособие для студентов и преподавателей / А.В. Потёмкин. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. - 576 с.

171. Потёмкин, А.В. Чему действительно учили древнегреческие мудрецы / А.В. Потёмкин // Теория и практика психотерапии. - 2014. №4. - С. 9-14.

172. Природа и древний человек. Основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене). -М: Мысль, 1981. - 223 с.

173. Происхождение человека и древнее расселение человечества. - М.: Изд-во АН СССР, 1951.

174. Религиоведение: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. Н. Красникова. - Москва: Юрайт, 2000. - 798с.

175. Римская, О.Н. Современное мифосознание и субкультурные религии / О. Н. Римская, В. П. Римский// Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - № 8 (128). - Вып. 20. - Белгород, 2012. - С. 67-74.

176. Римский, В. П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма: моногр. / В. П. Римский. - Белгород: Изд-во БелГУ; Везелица, 1997. - 198 с.

177. Римский, В. П. К проблеме генезиса религии / В. П. Римский // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Сер. Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 1983. - № 1. - С. 55-60.

178. Римский, В. П. Миф и религия: к проблеме культурно-исторической специфики архаических религий: моногр. / В. П. Римский. - Белгород: Крестьян. дело, 2003. - 184 с.

179. Римский, В. П. Опыт реконструкции историко-философских методов в философии Г.Г. Шпета / В. П. Римский, С.И. Рубежанский, В.В. Терехов // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - № 14 (211). - Вып. 33. - Белгород, 2015. - С. 5-20.

180. Римский В.П. Проблема соотношения мифа и религии (методологический анализ). Автореферат дисс. ... канд. филос. наук / 09.00.01. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1985. - 21 с.

181. Римский, В.П. Сообщества и корпорации в античной философии / В. П. Римский, О. Н. Римская // Наука. Искусство. Культура. - Вып. 2 (26). -Белгород, 2020. - С. 81-91.

182. Римский, В. П. Тоталитарный Космос и человек: моногр. / В.П. Римский. - Белгород: БелГУ, 1998. - 126 с.

183. Римский, В. П. Феномен субкультурных религий: моногр. / В. П. Римский, О. Н. Римская. - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT AkademikPublischinqGmbH&Co.KG, 2012. - 134 с.

184. Рогинский Я.Я. Антропология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин. - М.: Высш. школа, 1978. - 528 с.

185. Робертс, Э. Происхождение человека. Эволюция / Эллис Робертс. Пер. с англ. И.В. Павловой, О.В. Сергеевой. М.: ООО «АСТ», ОГИЗ, 2014. 256 с.

186. Русская философия собственности, XVIII-XX: [Сборник] / Авт.-сост. К. Исупов, И. Савкин. - СПб.: Изд-во СП "Ганза", 1993. - 510,[1] с.; 21 см.; ISBN 5-900452-01-8

187. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. - Москва: Наука, 1981. - 607 с.

188. Сакс, Д. Цена цивилизации / Д. Сакс. Пер. с англ. А. Калинина; под ред. В.Ю. Григорьевой. - М.: Издательство Института Гайдара, 2012. - 352 с.

189. Сараев, В. Ген альтруизма. Интервью / Виталий Сараев - Александр Марков // Эксперт. № 29 (860). - 22 июля 2013. - URL: http://expert.ru/expert/2013/29/gen-altruizma/?n=7743.

190. Свеча-2013: Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Т. 23 / Отв. ред. Е.И. Аринин. - Владимир: ВлГУ, 2013. -278 с.

191. Семенов, Ю.И. Как возникло человечество / Ю.И. Семёнов. - М.: Наука, 1966. - 576 с.

192. Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семёнов. - М.: Мысль, 1974. - 309 с.

193. Собь // Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Третье, исправленное и значительно дополненное издание, под. ред. проф. Бодуэна-де-Куртенэ. Том четвёртый. С-V. СПб. - М., 1909. - С. 342.

194. Спиркин, А.Г. Происхождение сознания / А.Г. Спиркин. - М.: Госполитиздат, 1960. - 471 с.

195. Соколов, А.Б. Мифы об эволюции человека / А.Б. Соколов. - М.: Альпина нон-фикшен, 2019. - 506 с.

196. Страны южных морей: (История, экономика, этнография, география). - М.: Наука, 1980. - 255 с.

197. Субботин, Д.В. К проблеме взаимоотношений религиозного и мифологического сознаний / Д. В. Субботин // Религиоведение. - 2007. - № 3. - С. 110-117.

198. Тайлор, Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор; пер. с англ. Д. А. Коропчевского. - Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.

199. Телегин, С. М. Философия мифа: введ. в метод мифореставрации [о Ф. М. Достоевском и Н. С. Лескове] / М. С. Телегин. - Москва: Община, 1994. -142 с.

200. Тесля, А.А. Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности. Диссертация ... канд. филос. наук / 09.00.11. - Хабаровск, 2006. - 240 с.

201. Тесля, А.А. Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук / 09.00.11. Хабаровск, 2006. - 28 с.

202. Тимофей, священник. Православное мировоззрение и современное естествознание: Уроки креационной науки в старших классах средней школы. -М.: Паломник, 1998. - 208 с.

203. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Политиздат, 1986. - 576 с.

204. Токарев, С. А. Религия и мифология / С. А. Токарев // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. - Москва, 1982. - Т. 2. - С. 376-378.

205. Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. - Москва: Политиздат, 1990. - 622 с.

206. Топоров, В.Н. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Том 1 / В.Н. Топоров. - М.: Рукописные памятники древней Руси, 2005. - 448 с.

207. Топоров, В.Н. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Том 2 / В.Н. Топоров. - М.: Рукописные памятники древней Руси, 2010. - 496 с.

208. Топоров, В.Н. Мифология: Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 1 / / В.Н. Топоров. Ред.-сост. А. Григорян. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 600 с.

209. Топоров, В.Н. Мифология: Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2 / / В.Н. Топоров. Ред.-сост. А. Григорян. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 536 с.

210. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том I. Первый век христианства на Руси / В.Н. Топоров. - М.: «Гнозис»; «Языки русской культуры», 1995. - 875 с.

211. Трудолюбов, М. Люди за забором: Частное пространство, власть и собственность в России / М. Трудолюбов. - М.: Новое издательство, 2015. - 246 с. (Новая история)

212. Трунов, А.А. Возможен ли капитализм без революции? / А.А. Трунов, Е.В. Рындин // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал. -2020. - № 1 (25). - С. 87-105.

213. Трунов, А.А. Конструируя смыслы: идеология в обществах модерна и постмодерна / А.А. Трунов. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2019. - 320 с.

214. Угринович, Д. М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович. - 2-е изд., доп. - Москва: Мысль, 1985. - 270 с.

215. Угринович, Д. М. Введение в теоретическое религиоведение / Д. М. Угринович. - Москва: Мысль, 1973. - 239 с.

216. Узланер, Д. Расколдовывание дискурса: «Религиозное» и «светское» в языке нового времени / Д. Узланер // Логос. - 2008. - № 4. - С. 140-159.

217. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: Интеллектуал в интерьере культурного капитала: моногр. / [С.Н. Борисов, В. П. Римский и др.] Под ред. В.П. Римского. - Москва: КАНОН+, 2017. - 456 с.

218. Уэйд, Н. На заре человечества. Неизвестная история наших предков / Николас Уэйд. Пер. с англ. В.А. Мезина. - М.: Альпина нон-фикшен, ЛКИ, 2017. - 408 с.

219. Феномен религии в конфликте интерпретаций: коллектив. моногр. / под ред. д-ра филос. наук, проф. Е.И. Аринина; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. - 220 с.

220. Философия экономики. Антология / под ред. Дэниела Хаусмана; пер. с англ. - М.: Изд. Института Гайдара, 2012. - 520 с.

221. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности [Текст] / О.М. Фрейденберг; РАН, Ин-т востоковедения [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва: Вост. лит., 1998. - 800 с. - (Исслед. по фольклору и мифологии Востока).

222. Фридман, М. Свобода выбирать: Наша позиция / Пер. с англ. / М. Фридман, Р. Фридман. - М.: Новое издательство, 2007. - 356 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

223. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии: пер. с англ. / Дж. Фрэзер. - Москва: Политиздат, 1980. - 831 с.

224. Фуко, М. Безопасность, территории, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. В. Ю. Быстрова, Н. В. Суслова, А. В. Шестакова. - СПб.: Наука, 2011. - 544 с.

225. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

226. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -СПб.: А-саё, 1994. - 408 с.

227. Фуко, М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. А. В. Дьяков. -СПб.: Наука, 2011. - 432 с.

228. Фуко, М. Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983-1984 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. А. В. Дьяков. - СПб.: Наука, 2014. - 358 с.

229. Хайдеггер, М. Бытие и время: пер. с нем. В.В. Бибихина / М. Хайдеггер. - Москва; Харьков: АСТ: Фолио, 2003. - 509 c. - (Philosophy).

230. Хайдеггер, М. Парменид / М. Хайдеггер. - СПб.: «Владимир Даль», 2009. - 382 с.

231. Хасанов, И.А. Антропосоциогенез и происхождение сознания (некоторые методологические вопросы) / И.А. Хасанов. - М.: ИПКгосслужбы, 2006. - 44 с.

232. Хикс, Дж. Р. Стоимость и капитал / Дж. Р. Хикс. Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. P.M. Энтова. - М., Издательская группа «Прогресс», 1993. - 488 с. («Экономическая мысль Запада»)

233. Шарабарин, С.М. Культурно-историческая феноменология, семиотика и антропология книги. Диссертация ... канд. филос. наук / С.М. Шарабарин; 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры. - Белгород, 2020. -179 с.

234. Шкуратов, В. А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира / В. А. Шкуратов. - Ростов-на-Дону: Наррадигма, 2006. - 400 с.

235. Шкуратов, В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. - М.: Смысл, 1997. - 505 с.

236. Шумахер, Э. Ф. Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение / Э.Ф. Шумахер; пер. с англ. и примеч. Д.О. Аронсона; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. -352 с. (Социальная теория)

237. Экономика: Толковый словарь: Англо-русский. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир", 2000.

238. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде; [пер. с фр. В.П. Большакова]. -Москва: Акад. проект, 2000. - 223 с.

239. Элиаде, М. Космос и история: избр. работы: пер. с фр. и англ. / М. Элиаде; общ. ред. И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. - Москва: Прогресс, 1987. - 312 с. - (Для науч. б-к).

240. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде; [пер. с фр., предисл. и комм. Н.К. Грабовского. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

241. Энгельс, Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство / Ф. Энгельс // Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - 2-е изд. - Москва: Политиздат, 1955-1981. - Т. 19. - Москва, 1961. - С. 306-314.

242. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Ф. Энгельс // Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - 2-е изд. - Москва: Политиздат, 1961. - С. 23-178.

243. Энгельс, Ф. Шеллинг и откровение / Ф. Энгельс // Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - 2-е изд. - Москва: Политиздат, 1957. - С. 173-226.

244. Эфроимсон, В.П. Генетика этики и эстетики / В.П. Эфроимсон. СПб.,

1995.

245. Юм, Д. Моя жизнь // Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. I / Пер. с англ. С.И. Церетели и др.; Вступ. ст. А.Ф. Грязнова; Примеч. И.С. Нарского. 2-е изд., дополн. и испр. / Д. Юм. - М.: Мысль, 1996. - С. 43-51.

246. Юм, Д. Сочинения в 2 т. Т. I / Пер. с англ. С.И. Церетели и др.; Вступ. ст. А.Ф. Грязнова; Примеч. И. С. Нарского. 2-е изд., дополн. и испр. / Д. Юм. - М.: Мысль, 1996. - 733, [2] с.

247. Яблоков, И. Н. Социология религии [Текст] / И. Н. Яблоков. -Москва: Мысль, 1979. - 182 с.

248. Яковенко, В.П. Архаическая Греция / В.П. Яковенко // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. - М.: Изд-во «Наука», 1983. - С. 128-193.

249. Arinin, E. Science & religion in russian post-soviet context // European Journal of Science and Theology, March 2005, Vol.1, No.1, 51-62.

250. Monin, М.А., Terekhova, V.A., Ledeneva E.V. V.Y. Propp and C. Lévi-Strauss on the myth and folktale // European Journal of Science and Theology, June 2019, Vol.15, No.3, 167-175.

251. Fuller, R. C. Spiritual, but not religious [Text]: understanding unchurched America / R. C. Fuller. - Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2001. - 212 p.

252. Olivia, A. Aspects of the psychology of religious life // European Journal of Science and Theology, August 2019, Vol.15, No.4, 87-102.

253. Plopeanu, A-P. The economic thinking of scholastics a symbiosis between faith and reason // European Journal of Science and Theology, February 2020, Vol.16, No.1, 151-164.

254. Reason, spirit and the sacral in the new enlightenment. Islamic Metaphysics Revived and Recent Phenomenology of Life / Edited by Anna-Teresa Tymieniecka. The World Institute for Advanced Phenomenological Research and Learning, Hanover, New Hampshire, USA. - Heidelberg; London; New York: Springer Dordrecht, 2011. - 207 p. (Islamic Philosophy and Occidental Phenomenology in Dialogue. Volume 5).

255. Richard, Martin. Classical mythology / Routledge is an imprint of the Taylor & Francis Group, an informa business. - New York, 2016. - 99 p. (The basics)

256. Taylor, C. A secular age [Text] / C. Taylor. - Cambridge, Mass. [u.a.]: Belknap Press of Harvard Univ. Press, 2007. - 874 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.