Русская воинская песня и ее место в армейской музыкальной практике XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Звонов Александр Викторович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 438
Оглавление диссертации кандидат наук Звонов Александр Викторович
Введение
Глава 1. Исторический аспект армейской музыкальной практики
XIX века
1.1 Культурно-историческая среда существования жанра
1.2 Отражение истории в жанре русской воинской песни
Глава 2. Жанровый портрет русской воинской песни XIX века
2.1 Черты народного и городского творчества в русской воинской песне
2.2 Особенности исполнения воинских песен
2.3 Развитие жанра русской воинской песни
Глава 3. Систематизация репертуарной практики русской воинской
песни XIX века
3.1 Тематика воинских песен
3.2 Функции жанра русской воинской песни
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Хоровой репертуар кадетских корпусов
Приложение 2. Нотные примеры
Приложение 3. Таблица критериев исследования воинских песен XIX
века
Приложение 4. Классификация воинских и некоторых народных песен
XIX века
Приложение 5. Предложения по итогам научного исследования
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Русские лирические протяжные песни Забайкалья: региональная традиция: Вторая половина XX века2000 год, кандидат филологических наук Судакова, Оксана Николаевна
Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века: 1730-1770 гг.2007 год, кандидат филологических наук Ефимова, Полина Анатольевна
Ритмический словарь русской песни-романса второй половины XVIII - первой половины XIX века2001 год, кандидат искусствоведения Банникова, Ирина Ивановна
Песни литературного типа в устной народной традиции (на материале записей 1970 - начала 1980-х гг.)1984 год, кандидат филологических наук Зубова, Нина Павловна
Народно-певческая традиция терского казачества2007 год, кандидат искусствоведения Марахтанова, Галина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская воинская песня и ее место в армейской музыкальной практике XIX века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью воинской1 песни в жизнедеятельности Вооружённых Сил российского государства на протяжении нескольких веков. Укреплению обороноспособности армии служили традиции, среди которых было систематическое проведение воинских ритуалов и праздников. Неотъемлемым элементом музыкального оформления этих мероприятий, а также организации досуга военнослужащих была воинская песня.
В настоящее время противоборство между различными государствами ведётся не только на поле боя, но и с помощью влияния на объекты нематериального культурного наследия, к числу которых принадлежит и воинская песня. Картина мира граждан нашей страны формируется с учётом образцов западноевропейской популярной музыкальной культуры, которые транслируются большинством радиостанций и телеканалов, звучат с концертных и танцевальных площадок досуговых учреждений, мест отдыха населения. Поэтому можно говорить о том, что армейская музыкальная практика в некотором смысле существует в условиях западноевропейской культурной экспансии [157, 220]. Хотя следует отметить, что темп ассимиляции отечественной культуры в последние годы сильно снизился в связи с проведением государственной политики поддержки патриотических организаций и работой над возрождением государственной идеологии [224].
Воинская песня имела большую силу воздействия на эмоциональный фон личности воина, занимала одно из главных мест в армейской музыкальной практике XIX века и влияет на поведение современных военнослужащих, в частности, на выражение патриотических чувств. Осмысление её роли является,
1 Далее в тексте исследования под термином «воинская» песня подразумеваются и все её разновидности: строевая (походная, маршевая), солдатская, лирическая, танцевальная, патриотическая, хвалебная, песня рода и вида войск и т.п. В смежных трудах других авторов термин «военная песня» часто употребляется в синонимичном значении «воинской песни».
несомненно, важной задачей, так как армия, прежде всего, это необходимый институт общества, и армейская музыкальная практика является частью музыкального искусства в целом. По этой причине в настоящей работе решается научная задача выявления и обобщения разрозненных сведений о бытовании, характерных чертах русской воинской песни в армейской музыкальной практике XIX века; её изучение поможет обратить внимание музыковедческой науки на военно-музыкальную культуру, до сих пор недостаточно исследованную в этом направлении, а также даст возможность восполнить ряд пробелов в сведениях о развитии песенных жанров.
Хронологические рамки исследования. В настоящее время в отечественном музыкознании отсутствует целостное представление о русской воинской песне прошлых веков, в связи с чем и назрела необходимость провести данное научное изыскание. Разумеется, в пределах одной работы невозможно осветить особенности бытования и развития жанра за всё время существования российского государства, поэтому период исследования намеренно ограничен XIX веком, ввиду объективных причин, в том числе наличия письменных и печатных исторических источников.
Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что рассматриваемый жанр начал формироваться как самостоятельная ветвь фольклорного творчества ещё в XVIII веке, песенные сборники того времени содержали в себе материалы, никак не систематизированные по принадлежности к источнику песнетвор-чества, как например, народная или крестьянская песня, городская баллада или романс, воинские, тюремные или иного рода сочинения, за исключением сборника Н. А. Львова и Я. И.-Г. Прача [101]. Однако уже в XIX веке работе по вопросам жанровой дифференциации было уделено внимание Е. К. Альбрехтом и Н. X. Весселем [3]. Авторы издания, материал которого был подготовлен непосредственно в войсках и записан от лучших запевал воинских подразделений, определили прикладную функцию некоторых произведений. В это же русло направили свои усилия П. Ф. Егоров [195], Ф. М. Косинский [146], А. А. Ресин и В. Т. Насонов [28], Е. С. Швидченко [197], дифференцировав в своих трудах
собранные ими воинские песни по родам войск. А. Д. Бигдай [12], немало переделав первоначальные записи, начал разделять малороссийский воинский репертуар на острожный, семейный и военно-бытовой. Ему также удалось опубликовать песни неугодные правительству. А хронологическую систематизацию такого рода сочинений осуществил штабс-капитан Г. М. Попов [20]. Выделить из всего массива русского песенного творчества рекрутские и воинские (солдатские) песни смогли в своих работах Г. О. Дютш [116] и Ф. М. Истомин [217], П. В. Киреевский [147; 148], Н. М. Лопатин [161] и В. П. Прокунин [98], Н. Е. Пальчиков [87], П. Н. Рыбников [149]. Ценность вышеуказанных трудов очевидна, но аналитические результаты, содержащиеся в них, на сегодняшний день уже недостаточны.
Составители песенников часто относили тематическую направленность песни ко времени её существования, что, как представляется, не всегда было оправданно. Некоторые наблюдения о стилистике воинской песни встречаются уже в предисловиях к печатным сборникам XIX века, составителями которых были следующие собиратели: В. П. Авенариус [79], Е. К. Альбрехт и Н. X. Вессель [3], А. В. Железнова и В. Ф. Железнов [150]. Практически все музыкальные фрагменты сборников записаны с сохранением ведущего голоса по возможности без изменения, но гармонизованного по принципам классической гармонии, что, по-видимому, не отражало в полной мере их подлинного звучания. В то же время интересен приём, найденный Е. К. Альбрехтом и Н. X. Весселем, записи гармонических голосов тех песен, хорового исполнения которых этим авторам услышать не удалось - фиксировались ноты, образующие аккорд, спетые запевалой в различных вариантах исполнения одной и той же песни. Тем самым собиратели старались сохранить аутентичную гармонизацию воинских песен, в особенности это относится к натуральной VII ступени в минорном ладу.
Довольно подробно инструменты, сопровождавшие воинское пение, описал Г. М. Попов [20]. Слог и стопу украинских народных песен, классифицировав их на былевые, женские, гулливые и обрядные, рассмотрел в своём собра-
нии М. А. Максимович [104], немало проработав фонетически оправданное написание песенных текстов, что выглядит намного основательнее, чем записи
A. Д. Бигдая.
Нельзя не отметить общую идею, преследуемую всеми собирателями XIX-XX веков - сохранение песенного наследия народных и военных хоров, благодаря реализации которой современные исследователи получили возможность расширить представления о воинской песенности и тем самым продвинуть музыковедческую науку в этом направлении.
Изучение феномена указанного жанра неизбежно приводит к проблеме патриотического воспитания общества. Связанные с этим вопросы освещали в своих работах Ю. Е. Бирюков [14], Н. А. Колесникова [80],
B. С. Цицанкин [230; 231], В. И. Чичеров [234]. Ю. Е. Бирюков, опираясь на свой многолетний опыт службы в войсках и преподавательской деятельности в Военном университете Министерства обороны, кратко обозначил функции военной песни, дал ей определение и описал её значение в процессе военно-политического воспитания воина. Но в силу собирательской направленности деятельности Ю. Е. Бирюкова, сделанные им выводы в предисловиях к своим работам, не имеют должной научно-доказательной базы. Однако исследование Н. А. Колесниковой подтверждает заложенный в военной песне восстановительный потенциал к предотвращению личностного распада, формированию нравственных норм и морально-психологического баланса исполнителей. К такому же выводу, но с позиции исторического развития культуры офицера российской армии, пришёл и В. С. Цицанкин. В. И. Чичеров развивает мысль периодической смены фольклорных героев, в числе которых выступает и солдат XVIII-XIX вв., как вектора формирования идеологии на позиции представления роли фольклора, как фактора, организующего человеческое сознание.
Несомненно, некоторые черты воинской, городской и русской народной песни во многом схожи и являются частью национальной культуры, поэтому исследование по заявленной теме должно вестись в контексте изучения соответствующего фольклора. Так, стилевые черты последнего, взаимодействие его
основных элементов (музыкальной формы, средств музыкальной выразительности, региональных стилевых особенностей, поэтического текста и мелодики) рассмотрены Е. В. Гиппиусом [35], М. А. Енговатовой [50],
В. И. Ерёминой [51], И. И. Земцовским [55], Н. П. Колпаковой [81],
Т. В. Поповой [10; 163], Н. М. Савельевой [193], В. М. Щуровым [238].
Анализом морфологии, семиотики и функционального универсализма русской народной песни занималась О. И. Алексеева [5]; ритмикой и мелодикой - Е. В. Гиппиус [9; 35]. Проблемы исторического фольклора были рассмотрены В. И. Игнатовым [184], П. В. Киреевским [147; 148], Н. И. Кравцовым [84], Б. Н. Путиловым [59], В. И. Чичеровым [234]. Вопросы, связанные с изучением феномена казачьей песни, подробно и глубоко освещены в работах О. В. Капля [70], А. М. Листопадова [96], Т. С. Рудиченко [180],
П. В. Ярешко [239].
Анализ научных изысканий в сфере русского песенного творчества помог проведению исследовательской деятельности в области происхождения воинской песни. Основой для этого послужили фундаментальные труды о певческом искусстве донских казаков Т. С. Рудиченко [180], о жанровой организации и стилистике русского музыкального фольклора Е. В. Назайкинского [112; 113], Т. В. Поповой [163], В. М. Щурова [237; 238], о формах русской песни Н. М. Савельевой [193], А. Н. Сохора [209], об историческом аспекте музыкальной культуры российской армии В. С. Цицанкина [231].
Выводы и методология исследования вышеуказанных учёных были применены в данном труде по отношению к воинской песенности XIX века.
Объектом данного исследования является русская воинская песня XIX
века.
Предметом - жанровая специфика русской воинской песни, её развитие и функционирование в армейской музыкальной практике XIX века.
Цель исследования - создание целостного представления о бытовании, стилистике и функциональности жанра русской воинской песни XIX века.
Задачи данной работы продиктованы целью исследования, для достижения которой необходимо:
1) рассмотреть культурно-историческую среду развития песенного искусства в России XIX века и проанализировать исторический аспект русской воинской песни изучаемого периода;
2) выявить жанровые признаки, дифференцировать специфические и схожие с народным, городским репертуаром черты воинской песни;
3) осветить условия существования армейской музыкальной практики XIX века и пути развития предмета исследования;
4) изучить и систематизировать по тематике и функциональности репертуарную практику военных хоров согласно хронологическим рамкам.
Методология исследования. Общий подход к изучению предмета данной работы является междисциплинарным в связи с тем, что воинская песен-ность XIX века рассматривается с позиций таких областей науки как музыкознание, отечественная история, культурология. В диссертации используются две основные группы методов - общенаучные и прикладные музыковедческие.
Работа над проблематикой армейского музыкального искусства была основана на культурно-историческом подходе, который позволил осветить условия существования и пути развития изучаемого жанра. В процессе всестороннего освещения предпосылок эволюции воинской песни был применён социогу-манитарный подход, проявившийся в спектре своих методов - психологический детерминизм развития искусства военных хоров, классификация песен с помощью семиотического метода, экзистенциально-коммуникативный аспект в рассмотрении боевых, разбойничьих и песен о тяжести солдатского быта.
В ходе исследования наметились две методологические области, характеризовавшие стилевые основы воинской песенности - признаки национального фольклора и специфические черты указанной сферы музыкального искусства. При изучении сходства разновидностей русской фольклорной, городской и воинской песни были применены метод анализа фактологического материала и метод сравнения, что помогло выявить, в свою очередь, особенности, присущие
жанру русской воинской песни. На этом этапе был использован метод классификации, благодаря которому удалось рассмотреть жанровые признаки, тематику и функциональность предмета исследования. Взгляд через призму феноменологического подхода обусловил осмысление жанра в рамках его эволюции.
Специализированная оценка и характеристика воинской песни рассматриваемого периода немыслимы без применения анализа комплекса выразительных средств, исполнительских условий и стилистики музыкального материала. Именно указанный музыковедческий инструментарий помог создать индивидуальный портрет русской воинской песни XIX века в жанрово-стилевом отношении.
Материалы исследования. Основной объём носителей фактической информации составили песни, содержащиеся в сборниках народных и воинских песен, среди которых: «Сборник солдатских, казацких и матросских песен» Е. К. Альбрехта и Н. X. Весселя [3], «Антология военной песни» В. И. Калугина [8], «Русские народные песни» М. А. Балакирева [9], «Песни кубанских казаков» А. Д. Бигдая [12], «Наши деды - славные победы» Ю. Е. Бирюкова [14], «Боевые и народные песни 1812-1815 годов» [19], «Боевые песни русского солдата» Г. М. Попова [20], «Былины и песни астраханских казаков» А. А. Догадина [24], «Военный досуг» А. А. Ресина и В. Т. Насонова [28], «Военный песенник» Г. А. Савкова [29], «Песни донских казаков» Н. Н. Голубинцева [39], «Донские казачьи песни» А. Н. Пивоварова [48], «Исторические песни» С. Н. Азбелева [58], «Исторические песни XIII-XIX веков» Б. Н. Путилова, Б. М. Добровальского, А. Д. Соймонова, В. Г. Базанова [59, 60, 61], «Кавказский военный песенник» Д. С. Натиева [68], «Книга былин» В. П. Авенариуса [79], «Крестьянские песни» Н. Е. Пальчикова [87], «Русские народные лирические песни» Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина [98], «Собрание народных русских песен» Н. А. Львова и Я. И.-Г. Прача [101], «Украинские народные песни» М. А. Максимовича [104], «Песни героев» [111], « Новейшие песни русские, живые, молодецкие» [114], Ноты и тексты русских народных песен, записанные
Г. О. Дютшем и Ф. М. Истоминым [116; 217], «Песни нашей армии» С. П. Орлова и Ф. Н. Щеглова [143], «Песни Оренбургских казаков»
A. И. Мякутина [144], «Песни севера, частушки, пословицы, загадки» К. И. Коничева [145], «Песни русского матроса» Ф. М. Косинского [146], «Песни, собранные П. В. Киреевским» [147; 148], «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» [149], «Песни уральских казаков» А. В. Железновой и
B. Ф. Железнова [150], «Полный народный песенник» Н. М. Лопатина [161], «Русские военные песни. Марш лейб-гвардии Семёновского полка» А. М. Астафьева [183], «Русские народные песни» К. П. Вильбоа [185], «Русские народные песни» Д. Н. Кашина [186], «Русские народные песни Астраханской области» В. П. Самаренко и М. А. Этингера [187], «Русские народные песни казаков-некрасовцев» Т. И. Сотникова [188], «Русские народные песни» Е. В. Гиппиуса [189], «Русские народные песни для хора» А. Г. Новикова [190], «Русские песни» И. Н. Розанова [191], «Сборник донских народных песен»
A. А. Савельева [194], «Сборник избранных песен для солдатского хорового пения» П. Ф. Егорова [195], «Сборник кавказских военных песен» М. П. Колотилина [196], «Сборник песен для солдат» Е. С. Швидченко [197], «Сборник песен исторических, народных и солдатских» П. Троцкого-Сенютовича [198], «Сборник хоров» Ф. Ф. Шпейера [201], «Сёстры солдатские» В. К. Кузнецова [203], «Великорусские песни» П. К. Симони [204], «Собрание лучших песен и романсов, исполняемых хорами песенников: Ив. Молчанова, Гр. Соколова, М. Молодцова и друг.» [205], «Собрание разных песен Чулкова» [206], «Словацкие песни» И. И. Срезневского [213], «Список песен Преображенского полка» [214], «Родной Парнас» К. К. Шишло [236].
Некоторые сборники, изданные уже в XX веке, преследовали цель сохранения армейского музыкального наследия. Примерами тому служат: «Песенник российского воина» В. Н. Мантулина [141], в котором материалы XIX века претерпели бережную авторскую обработку, не потеряв своих стилистических черт. В. И. Игнатов в своей хрестоматии «Русские исторические песни» [184] и
B. Г. Базанов, Ф. Я. Прийма, А. Д. Соймонов в «Памятниках русского фолькло-
ра» [135] систематизировали военно-исторические песни по сюжетам и хронологии.
Важную роль при подготовке данной работы сыграли архивные источники, которые помогли уточнить некоторые исторические аспекты исследования: отношение власти к армейской музыкальной практике, последовательность действий военного командования в укреплении роли воинского пения, развитие системы профессиональной подготовки военных кадров и определение места песенного искусства в иерархии учебных дисциплин военных учебных заведений.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
- развитие военной хоровой культуры рассматривается через призму соотношения эволюции музыкального искусства в гражданском и военном обществе XIX века, обобщены и углублены сведения о бытовании воинской песни в определённом хронологическими рамками работы историческом периоде;
- освещены жанровые черты воинской песни и разнообразие в практическом применении предмета исследования, как многогранного, синергетически развивающегося явления в культурной жизни российского общества;
- обобщены и систематизированы тематические направления песенных текстов, определены роль и функции воинских песен в системе подготовки военнослужащего русской императорской армии;
- предложен вариант развития жанра на современном этапе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может
стать опорным звеном в цепи научных трудов о военном песнетворчестве с древних времён до начала XX века в силу доступности необходимого объёма материалов, на которых основана диссертация, а также верифицируемое™ её выводов. Теоретическая ценность исследования выражается и в применении не только музыковедческого, но и культурно-исторического, социогуманитарного подходов при изучении бытования и некоторых жанровых особенностей предмета научного поиска, чем выводит данный труд на междисциплинарный уровень, наиболее предпочтительный в современной науке.
Практическая значимость исследования выражается в том, что его методология и результаты могут стать основой для дальнейших исследований, способствовать расширению исторических сведений, используемых в процессе составления материалов лекций по курсам отечественной музыки и музыкальной культуры в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, а также в музыкальных школах.
Материалы данной работы возможно использовать при подготовке специалистов в области военной музыки, дирижёрско-хорового искусства, найти им применение в деле воспитания патриотизма, в процессе формирования общественно-значимых качеств личности, в том числе и в Вооружённых Силах Российской Федерации, для оптимизации морально-психологического обеспечения деятельности войск в опоре на русскую воинскую песню.
Полный текст диссертации, равно как и её отдельные части, могут быть употреблены должностными лицами учреждений культуры, ответственными за организацию и проведение концертов и бесед с населением, а также военными дирижёрами для составления репертуарных планов подготовки военных оркестров ВС РФ и программ их выступлений. Диссертационные сведения принесут пользу при изучении российской армейской культуры, психологии военной деятельности, в филологических и социологических исследованиях русской поэзии и истории развития отечественного песенного искусства. Результаты настоящей работы могут быть использованы в процессе самостоятельной подготовки студентов и преподавателей средних и высших образовательных учреждений, руководителей оркестров разного уровня. Некоторые положения диссертации применимы для психологического сопровождения военнослужащих.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Русской воинской песне в армейской музыкальной практике XIX века присущи специфические жанровые черты, характеризующие её со стороны исторической ценности, функциональных связей и ладовой окраски, музыкально-поэтической организации, семантики текстов, композиционной структуры, функционально-прикладной систематизации и вариантов бытования.
2. Востребованность творчества полковых хоров в гражданском обществе XIX века была во многом обусловлена схожестью стилевых черт воинской, городской и народной песни, а также связана с одобрительным отношением высшей власти империи к армейской музыкальной практике.
3. Роль составителей военных песенников по отношению к эволюции бытования жанра в условиях сокращения сроков военной службы после 1874 года была скорее сдерживающей, чем развивающей, и вместе с тем служила идее сохранения воинского фольклора.
4. Военные сборники второй половины XIX века, записанные их авторами от лучших полковых запевал непосредственно в войсках, с паспортами песен и вступительными статьями, свидетельствовали о прогрессе исследуемого жанра, а также о начале его научного осмысления.
5. Выявление тематико-функциональных характеристик жанра вносит в музыковедческую науку военно-политический аспект, что усиливает её прикладную сторону, не ослабляя теоретической.
Достоверность полученных результатов обеспечена объективным изучением значительного числа искусствоведческих трудов; системностью рассмотрения предмета данной работы в его содержательных, структурных и функциональных компонентах; стройностью методологических позиций; комплексным использованием различных теоретических методов и практических подходов в настоящей диссертации на основе этических норм и принципов научной деятельности.
Апробация результатов исследования проводилась в два этапа. Первый этап, выразившийся в разучивании с подразделениями отдельных воинских частей и воспитанниками Белокалитвинского казачьего кадетского корпуса имени Матвея Платова строевых песен, предполагал отбор, изучение и анализ большого объёма музыкального материала, бытовавшего в армейской среде с 2013 по 2018 год, в том числе воинских песен, история возникновения которых восходит к военным кампаниям XIX века. Таким образом, произошла первичная апробация изучаемого в данной работе фактологического материала. Прежде
чем приступить ко второму этапу потребовалось провести критический разбор многочисленных доступных источников, что позволило выйти на новый уровень осмысления и анализа темы диссертации.
Второй этап апробации проводился с 2019 года и включал в себя исторический, теоретический и практический аспекты. Параллельно с глубоким изучением исторических источников проводилось теоретическое осмысление черт народного, городского творчества, особенностей исполнения и развития жанра воинских песен. Основные результаты диссертации изложены в 6 работах общим объёмом 6,88 печ. л., опубликованных автором. Исторические и теоретические исследования повлияли на практическую апробацию результатов, выявление закономерностей, тенденций, общих черт и различий в сфере воинского песнетворчества. В ходе апробации были разработаны лекции для обучающихся военного института (военных дирижёров) Военного университета по теме режиссуры общественных мероприятий с участием воинских подразделений и по вопросам служебно-творческой деятельности военного дирижёра штатного военного оркестра. Также эти лекции были апробированы на курсах повышения квалификации военных дирижёров. В процессе апробации были созданы и представлены публично два плац-концерта военного института (военных дирижёров) Военного университета на территории Главного Храма Вооруженных Сил Российской Федерации и на Красной площади в ходе XIV Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». Музыкальный ряд плац-концертов включал в себя популярные воинские песни XIX века.
Структура научно-исследовательской работы. Диссертация состоит из трёх глав, введения, заключения, списка литературы и пяти приложений: № 1 «Хоровой репертуар кадетских корпусов», № 2 «Нотные примеры», № 3 «Таблица критериев исследования воинских песен XIX века», № 4 «Классификация воинских и некоторых народных песен XIX века», № 5 «Предложения по итогам научного исследования».
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АРМЕЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ XIX ВЕКА
1.1 Культурно-историческая среда существования жанра
Само понятие «культура», трактуемое как универсальная духовно-материальная платформа, отражает процесс бытования человеческой цивилизации, основные мировоззренческие и общественные ценности. Она неразрывно связана с историческим процессом. Универсальность «культуры» выражается в многообразии проявлений отношения человека к окружающему миру, непрерывном историческом исследовании данного процесса самовыражения общественного развития.
Рассматривая культуру как многогранный процесс всестороннего отражения развития цивилизации, следует обратить внимание на конкретную исто-рико-культурологическую среду XIX века и рассмотреть ее в двух плоскостях бытования военной песни:
1) гражданское общество России;
2) армейская музыкальная практика.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Народно-песенная традиция Тамбовского края: эволюционные процессы и проблемы современного состояния2013 год, кандидат наук Друцкая, Мария Владимировна
Массовая песня в отечественной культуре первой половины XX века2016 год, кандидат наук Глушаков, Ярослав Владимирович
Жанр канта в русской литературе и искусстве последней трети XVII века - первой половины XVIII века: Генезис, эволюция, закат2000 год, кандидат филологических наук Забирова, Алла Геннадьевна
Русская народная поэзия в Дагестане: на материале необрядовой лирики2012 год, кандидат наук Атаева, Людмила Николаевна
Типология народных песен литературного происхождения в контексте музыкального фольклора Пензенской области2017 год, кандидат наук Кондратьева, Татьяна Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Звонов Александр Викторович, 2021 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева, А. В. Организация досуга детей и подростков в кадетских корпусах Российской империи в конце XIX - начале XX в. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. М., 2015. - Вып. 1 (36). - С. 3245.
2. Алиханов-Аварский, М. Поход в Хиву кавказских отрядов. 1873. Степь и оазис. - СПб.: паровая скоропечатня Я. И. Либермана, 1899. -314 с.
3. Альбрехт, Е. К., Вессель, Н. X. Сборник солдатских, казацких и матросских песен. - СПб.: тип. В. С. Балашева, 1875. - 86 с.
4. Алексеев, Э. Е. Духовная культура села. Традиции и современность. -Москва, 1988, - С. 128-142 [Электронный ресурс] / URL: http://eduard.alekseyev.org/work34.html (дата обращения: 19.03.2020).
5. Алексеева, О. И. Русская народная песня как этонокультурный концепт: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Алексеева Ольга Ивановна - Белгород, 2006. - 22 с.
6. Алпатов, Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. - М.: Учпедгиз, 1958. - 350 с.
7. Андреев, В. В. Материалы и документы / сост. Б. Б. Грановский. - М.: Музыка, 1986. - 349 с.
8. Антология военной песни / сост. и автор предисл. В. И. Калугин. - М.: Эксмо, 2006. - 800 с.
9. Балакирев, М. А. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано / ред., предисл., примеч. Е. В. Гиппиуса. - М.: Музгиз, 1957. - 376 с.
10. Бачинская, Н. М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: хрестоматия: уч. пособие для муз. училищ. - М.: Музыка, 1974. - 302 с.
11. Бенземан, Г. Высочайший парад // Военная быль: журнал военно-исторический и литературный / ред. А. А. Геринг. - Париж: изд. Общекадетского объединения, 1964. - № 66. - С. 11-13.
12. Бигдай, А. Д. Песни кубанских казаков: в 2 т. / ред. В. Г. Захарченко. -Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1992. Советская Кубань, 1995. - 952 с.
13. Биржевая хроника. Ростовский рынок // Донская пчела / ред.-изд. И. А. Тер-Абрамиан. - Ростов н/Д.: скоропечатня И. А. Тер-Абрамиан, 1877. - № 1. - 4 с.
14. Бирюков, Ю. Е. Наши деды - славные победы: антология русской военной песни XVIII-XX вв.: в 3 т. - М.: Современная музыка, 20182019. Т. 1-3. - 1205 с.
15. Бирюков, Ю. Е. Казачьи песни. - М.: Современная музыка, 2009. -313 с.
16. Бирюков, Ю. Е. Песни, рожденные революцией. Рассказы о песнях. -М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
17. Бобровский, П. О. Переход России к регулярной армии. - СПб., 1885. - 226 с.
18. Богданов, Л. П. Русская армия в 1812 году: организация, управление, вооружение. - М.: Воениздат, 1979. - 190 с.
19. Боевые и народные песни 1812-1815 годов. - СПб.: тип. товарищества Общественная польза, 1877. - 69 с. [Электронный ресурс] / URL: https://www.prlib.ru/item/320452 (дата обращения: 11.01.2020).
20. Боевые песни русского солдата с прибавлением песен бытовых. Сборник 183-х военно-исторических песен для 4-голосного муж. хора / собр. и с голоса на ноты положил Г. М. Попов. 3-е изд., испр. и значит. доп. - СПб.: В. Березовский, 1902. - 436 с.
21. Брофельд, А. М. Кадетские Корпуса Российской Империи // Военная быль: журнал военно-исторический и литературный / ред. А. А. Геринг. - Париж: изд. Общекадетского объединения, 1964. -№ 67. - С. 13-18.
22. Брюховецкий, Г. А. 100 лет боевой и мирной жизни 79-го Пехотного Куринского полка, 1802-1902 гг.: краткие очерки из истории полка для нижних чинов. - СПб.: типо-лит. С. Н. Цепова, 1902. - 199 с. [Электронный ресурс] / URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/59937-bryuhovetskiy-g-a-100-let-boevoy-i-mirnoy-zhizni-79-go-pehotnogo-kurinskogo-polka-1802-1902-gg-kratkie-ocherki-iz-istorii-polka-dlya-nizhnih-chinov-spb-1902#mode/inspect/page/5/zoom/4 (дата обращения: 26.02.2020).
23. Бутовский, А. Д. Проект инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах. - СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1889. - 32 с.
24. Былины и песни астраханских казаков. Собрал и на ноты положил А. А. Догадин. - Астрахань: Астраханское казачье войско, 1911. -Вып. 1-2. - 202 с.
25. Было дело под Артуром. Сборник песен. - СПб.: Электропечатня К. А. Четверикова, 1907. - 16 с.
26. Василевский И. Ф. Наброски и недомолвки // Биржевые ведомости / ред Е. П. Карнович. - СПб.: тип. В. А. Полетики, 1876. - №79. - 6 с.
27. Винклер, Ю. Ф. Песни в нашей армии и их воспитательное и нравственное значение // Военный альманах на 1901 год / ред. Б. Л. Тагеев, издание Я. Бермана. - СПб.: тип. Балашев и К, 1901. - С. 78-80.
28. Военный досуг. 130 избранных хоровых военных песен / сост. А. А. Ресин, В. Т. Насонов. - СПб.: тип. Ю. Циммермана, 1912. -167 с.
29. Военный песенник, заключающий в себе триста военных песен / сост. Г. А. Савков. - М.: изд. А. Д. Преснова, 1891. - 216 с.
30. Воспоминания Бестужевых / ред., введ. статьи и прим. М. К. Азадовский, И. М. Троцкий. - М.: изд. Всес. о-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1931. - 470 с.
31. Всеподданнейший отчет Военного министерства. Отчет главного управления военно-учебных заведений // РГВИА. Ф. 725. Оп. 4. Д. 814. Л. 391.
32. Гаршин, В. М. Из записок рядового Иванова о походе 1877 года. -СПб.: тип. И. Н. Скороходова, 1887. - 64 с.
33. Гер дер, И. Г. Трактат о происхождении языка / вступ. статья В. М. Жирмунского, пер. с нем. Г. Ю. Бергельсона. - М.: изд. ЛКИ, 2007. - 88 с.
34. Гефнер, О. В. Праздничная культура военных русской армии: вторая половина XIX - начало XX вв. // Вестник Омского университета, 2009. - № 3. - С. 77-87.
35. Гиппиус, Е. В. О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII - начале XIX века // Советская этнография. - М.: 2-я тип. Изд. АН СССР, 1948. - № 2. - С. 86-104.
36. Глинка, Ф. Н. Сочинения / сост., авт. послесл. и коммент. В. И. Карпеца. - М.: Советская Россия, 1986. - 349 с. [Электронный ресурс] / URL: https://bibra.ru/composition/stihotvoreniya-103 (дата обращения: 17.02.2020).
37. Гоголь, Н. В. Арабески / изд. подготовил В. Д. Денисов. - СПб.: Наука, 2009. - 510 с.
38. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. / гл. ред. чл.-кор. АН СССР Н. Л. Мещеряков. - М.: изд. Акад. наук СССР, 1940. Т. 10. -540 с.
39. Голубинцев, Н. Н. Песни донских казаков. - М., 1911. - 79 с.
40. Гончаров, И. А. Фрегат Паллада. Очерки путешествия Ивана Гончарова: в 2 т. - СПб.: изд. Глазунова, 1886. - 952 с. [Электронный ре-
сурс] / URL: https://librebook.me/fregat_pallada/vol1/2 (дата обращения: 17.02.2020).
41. Горулева, Е. А. Краткая летопись придворной певческой капеллы в рукописи А. Е. Хомутенко. - СПб., 2003. - 8 с. [Электронный ресурс] / URL: https://institutspb.ru/pdf/hearings/10-04_Goruliova.pdf. (дата обращения: 24.09.2019).
42. Горький, М. О литературе. - М.: Советский писатель, 1953. - 868 с.
43. Даль, В. И. Пословицы русского народа [Электронный ресурс] / URL: https: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/dal/08.php (дата обращения: 3.02.2020).
44. Даль, В. И. Словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / URL: https://royallib.com/book/dal_vladimir/tolkoviy_slovar_givogo_velikoruss kogo_yazika.html (дата обращения: 23.09.2019).
45. Дело 1912 г. по описи № 7 б, состоящей при Военно-Походной Канцелярии Его Императорского Величества Высочайше утверждённой Комиссии по улучшению музыкального дела в Армии и во Флоте // РГВИА. Ф. 970. Оп. III. Д. 2496. 219 л.
46. Дёмина, В. Н. Музыка победных праздников в динамике отечественной культуры: XVIII - начало XXI века: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Дёмина Вера Николаевна. - Ростов н/Д., 2018. - 462 с.
47. Донская газета / ред. X. Попов. Новочеркасск: тип. Донская газета, 1876. - № 1-100. - 404 с.
48. Донские казачьи песни / собр. и изд. А. Н. Пивоваров Новочеркасск: тип. Донской газеты, 1885. - 153 с.
49. Драгомиров, М. И. Сборник оригинальных и переводных статей - М. Драгомирова: в 2 т. - СПб.: тип. В. С. Балашева, 1881. - 1040 с.
50. Енговатова, М. А. Инициация жениха в закамской свадьбе // Вопросы этномузыкознания, 2015. - № 4. - С. 54-75.
51. Еремина, В. И. Ритуал и фольклор / отв. ред. А. А. Горелов. - Л.: Наука, ленинградское отд., 1991. - 206 с.
52. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка: толково-образовательный: в 2 т. - М.: Рус. яз., 2000. - 1209 с.
53. Жадан, В. А. Войсковой певческий хор и его роль в становлении церковного пения в Черномории и Кубанской области: XIX - нач. XX в. // Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки / сост. и общ. ред. В. Г. Захарченко. - Краснодар: Диапазон-В, 2006. С. 172177.
54. Железнов, И. И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. 3-е изд. -СПб.: Общественная польза, 1910. Т. 3. - 439 с.
55. Земцовский, И. И. О началах и концах, или песня как исполнительский процесс. Памяти М. А. Василевича и Ф. А. Рубцова // Русский фольклор: материалы и исследования. - СПб.: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, 2016. - С. 242-271.
56. Зубов, Г. Н. О положении военной музыки в России. - СПб.: пар. ско-ропеч. Г. П. Пожарова, 1903. - 31 с.
57. Иванов, П. Описание государственного архива старых дел. - М.: тип. С. Селивановского, 1850. - 409 с.
58. Исторические песни / сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С. Н. Азбелев. - М.: Русская книга, 2001. - 526 с.
59. Исторические песни ХШ-ХУ1 веков / изд. подгот. Б. Н. Путилов, Б. М. Добровальский. - М.-Л.: изд. Академии Наук СССР, 1960. -696 с.
60. Исторические песни XVIII века / ответ. ред. А. Д. Соймонов. - Л.: Наука, 1971. - 356 с.
61. Исторические песни XIX века / подгот. Л. В. Домановский, О. Б. Алексеева, Э. С. Литвин, отв. ред. В. Г. Базанов. - Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1973. - 283 с.
62. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению: от основания в России воен. школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования государя имп. Александра Николаевича. 1700-1880: в 2 ч. / сост. М. С. Лалаев. - СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1880. - 444 с.
63. История и философия военной науки: учебное пособие / под общ. ред. Б. И. Каверина и С. А. Тюшкевича. - М.: Воениздат, 2008. - 389 с.
64. История кавалергардов 1724-1799-1899: по случаю столетнего юбилея Кавалергардского... полка: в 4 т. / сост. С. А. Панчулидзев. - СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1912. Т. 4. - 411 с.
65. История лейб-гвардии Семёновского полка: в 3 т. / сост. П. Дирин. -СПб., 1883. Т. 2. - 504 с.
66. История лейб-гвардии Финляндского полка 1806-1906 гг.: в 4 ч. / сост. С. Гулевич. - СПб.: Экономическая типо-литогр., 1906-1909. Ч. 1. - 523 с.
67. История русской музыки: в 10 т. / ред. Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашёва,
A. И. Кандинский. - М.: Музыка, 1983-2011. - 7706 с.
68. Кавказский военный песенник / сост. Д. С. Натиев. - СПб.: склад у
B. А. Березовского, 1895. - 217 с.
69. Карасёв, А. Н. Письма (14) и открытка Николаю Фёдоровичу Финдей-зину, 1895-1906 гг. // ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 2. Ед. хр. 1435. 30 л.
70. Капля, О. В. Исторический фольклор в культуре донского казачества: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Капля Ольга Васильевна. - Волгоград, 2011. - 27 с.
71. Карцов, П. П. Исторический очерк Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса и Нижегородской кадетской гимназии (ныне Нижегородский гр. Аракчеева кад. корпус). - СПб.: тип. Ф. С. Сушинского, 1884. - 416 с.
72. Капцевич, О. А. Политико-психологический подход к исследованию патриотизма и национализма // Исторические, философские, полити-
ческие и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 10 (60). Ч. 2. -С. 76-82 [Электронный ресурс] / URL:
http://www.gramota.net/materials/3/2015/10-2/21.html (дата обращения: 6.07.2019).
73. Кашкаров, Д. Д. Взгляды на политику, войну, военное дело и военных Михаила Дмитриевича Скобелева. - СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1893. - 261 с.
74. Кашкаров, Д. Д. О смысле того, чему учат солдата. - СПб.: тип. В. С. Балашева, 1884. - 32 с.
75. Квитка, К. В. Избранные труды: в 2 т. - М.: Советский композитор, 1971, 1973. - 808 с.
76. Кирша Данилов. Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым и вторично изданные. С прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева. - М.: тип. Семена Сели-вановскаго, 1818. - 462 с.
77. Кияшко, И. И. Войсковые певческие и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811-1911 годы: исторический очерк столетия их существования - Екатеринодар, 1911. - 108 с.
78. Клугин, Л. Н. Значение музыкальных хоров в русских войсках // Военный сборник. - СПб., 1863. - № 10. - 615 с. [Электронный ресурс] / URL: https://elib.rgo.ru/safe-view/123456789/225596/1/UnVQUkxJQjEyMDM1MzU5LnBkZg== (дата обращения: 29.01.2020).
79. Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии / сост. В. П. Авенариус. - М.: изд. книгопродавца А. Д. Ступина, 1902. - 308 с.
80. Колесникова, Н. А. Военная песня в духовной сфере жизни российского общества: автореф. дисс. ... канд. культуролог: 24.00.01 / Колесникова Надежда Александровна. - М.: 2002. - 24 с.
81. Колпакова, Н. П. Опыт классификации традиционной крестьянской бытовой песни // Русский фольклор: материалы и исследования / отв. ред. В. Е. Гусев. - М. - Л.: изд-во АН СССР, 1960. Т. 5 - С. 167-182.
82. Конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17.10.2003 г. [Электронный ресурс] / URL: https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage _conv.shtml (дата обращения: 21.05.2020).
83. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] / URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.htmll (дата обращения: 6.07.2019).
84. Кравцов, Н. И. Славянский фольклор: уч. пособие. - М.: изд. Московского университета, 1976. - 264 с.
85. Красовский, И. И. Генерал-адъютант Николай Владимирович Мезен-цов. 4 августа 1878 года. - М.: тип. И. И. Родзевича, 1878. - 44 с.
86. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 512 с.
87. Крестьянские песни, записанные в с. Николаевке Мензелинского уезда, Уфимской губернии / зап. Н. Е. Пальчиков. - М.: изд. П. Юргенсона, 1896. - 276 с.
88. Кронштадтский вестник / морская газета. - Кронштадт: тип. Кронштадтский вестник, 1874. - №1-150. - 621 с.
89. Кронштадтский вестник / морская газета. - Кронштадт: тип. Кронштадтский вестник, 1877. - №154. - С. 3.
90. Кулаковская, Н. Н., Кулаковский, Л. В. За народной мудростью. Рассказы о русском фольклоре. - М.: Советский композитор, 1974. -176 с.
91. Лаптев, Р. Г. Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Лаптев Роман Геннадьевич.
- СПб., 2005. - 247 с.
92. Лебедев П. Военный листок. Русский солдат и его боевые песни времен Анны Иоанновны // Русский инвалид, 1856. - № 139. - С. 2-3.
93. Левицкий, А. По поводу фальсификации прошлого // Военная быль / ред. А. А. Геринг. - Париж: изд. Общекадетского объединения, 1964.
- № 70. - С. 34-35.
94. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. - М: Издательство политической литературы. 1969. Т. 29. - 804 с.
95. Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Ти-хонравовым: в 5 т. - М.: тип. В. Грачева, 1862. Т. IV. - 112 с.
96. Листопадов, А. М. Песни донских казаков: в 5 т. / под общ. ред. Г. Сердюченко. - М.: Музгиз, 1950. Т. 2. - 585 с.
97. Лопарев, X. М. Слово о погибели Рускыя земли: вновь найденный памятник литературы XIII века. - СПб.: тип. Балашева, 1892. - 27 с.
98. Лопатин, Н. М., Прокунин, В. П. Русские народные лирические песни / под ред. и вступ. статьёй В. М. Беляева. - М.: Гос. муз. изд., 1956. -458 с.
99. Львов, А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. - СПб.: печ. в политехнограф. заведении А. Баумана, 1858. - 55 с.
100. Львов, Г. В. Исторический взгляд на происхождение кантонистов и заведений, в которых они воспитываются // ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 618. 142 л.
101. Львов, Н. А., Прач, Я. И.-Г. Собрание народных русских песен с их голосами / на муз. положил И. Прач. - М.: Гос. муз. изд., 1955. - 350 с.
102. Любецкий, С. М. Рассказы из Отечественной войны 1812 года. - М.: изд. А. Л. Васильева. - 484 с.
103. Лярский, А. Б., Фахретдинов, Р. И. В память русско-германской войны: песенник артиллериста Талашова // Антропологический форум,
2019. - № 40. - С. 149-176 [Электронный ресурс] / URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/040/liarsky_fakhretdinov.pdf (дата обращения: 26.02.2020).
104. Максимович, М. А. Украинские народные песни. - М.: Университетская тип., 1834. - 192 с.
105. Малютин, А. С. Формирование служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров: 1918-1980-е годы: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Малютин Антон Сергеевич. - Ростов н/Д, 2019. - 37 с.
106. Материалы и документы / В. В. Андреев / сост., текстологическая подгот., примеч. Б. Б. Грановского. - М.: Музыка, 1986. - 349 с.
107. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / сост. И. Д. Никулин // Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993. - 639 с.
108. Мельникова, Е. // Большой Кавказ - Великий канал / Большая российская энциклопедия в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов, 2004-2017, 2006. Т. 4. - С. 621-622.
109. Михайловский-Данилевский, А. И. Полное собрание сочинений. -СПб.: тип. Штаба отдельного корпуса внутренней стражи, 1850. Т. 6. -423 с.
110. Михневич, В. О. Исторические этюды русской жизни. Очерки истории музыки в России в культурно-общественном отношении: в 3 т. - СПб., 1879. Т. 1. - 360 с.
111. На память о русско-турецкой войне 1877-78 гг. Песни героев. - СПб.: Калашниковская тип. А. Трунова, 1891. - 82 с.
112. Назайкинский, Е. В. О некоторых методах изучения наиболее общих закономерностей в народной музыке // Музыкальная фольклористика / ред. и сост. А. А. Банин. - М.: Советский композитор, 1973. Вып. 1. -С. 174-186.
113. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. -248 с.
114. Новейшие песни русские, живые, молодецкие, исполняемые гг. Макаровым-Юневым и мног. друг. известными артистами и любителями хорового пения. - СПб.: тип. Е. Поздняковой, 1883. - 96 с.
115. Новейший философский словарь / гл. ред. А. А. Грицанов. - Минск, 1999. - 896 с.
116. Ноты русских народных песен, записанные Г. О. Дютш (членом экспедиции Географического общества) в Архангельской и Олонецкой губерниях в 1886 г. // ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 172. 124 л.
117. О музыкальном воспитании войск // РГВИА. Ф. 400. Оп. 3. Д. 4578. 381 л.
118. О назначении пенсии семейству генерал-майора Шишло // РГВИА. Ф. 400. Оп. 17. Д. 18850. 18 л.
119. О перечислении научных классов Придворной Певческой Капеллы из 3-го во 2-й разряд учебных заведений // РГВИА Ф. 400. Оп. 14. Д. 16102. 37 л.
120. О назначении генерал-майора Ресина командиром 2 бригады 3 гвардейской пехотной дивизии // РГВИА. Ф. 400. Оп. 10. Д. 1262. 7 л.
121. О преобразовании министерств и Сената и о новом порядке рекрутских наборов // РГИА. Ф. 1164. Оп. 1. Т. XVI, 1810 г. Д. 1. Л. 151.
122. О производстве с увольнением от службы Самарского уездного воинского начальника полковника Шишло // РГВИА. Ф. 400. Оп. 17. Д. 13636. 28 л.
123. О развлечении солдат в часы отдыха // РГВИА: Ф. 400. Оп. 3. Д. 2469. 72 л.
124. О распространении в войсках сборника песен русского народа // РГВИА Ф. 400. Оп. 3. Д. 5223. 117 л.
125. О рассылке войсковым частям, Шефом коих состоит Государь император, сборника русских народных песен // РГВИА Ф. 400. Оп. 3. Д. 3024. 9 л.
126. О смотрах и парадах в высочайшем присутствии знаменательных событий // РГВИА. Ф. 400. Оп. 3. Д. 2357. 176 л.
127. Об увольнении от службы штаб-капитана Попова // РГВИА Ф. 400. Оп. 17. Д. 11397. 10 л.
128. Об увольнении со службы штаб-капитана Попова // РГВИА Ф. 400. Оп. 2. Д. 8513. 13 л.
129. Об учреждении кадетских корпусов и военных училищ // РГВИА. Ф. 25. Оп. 3. Д. 2. Л. 8.
130. Обзор царствования Государя Императора Александра II и его реформ: 1855-1871. - СПб.: Русская книгопечатня, 1871. - 522 с.
131. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации 2018 с Уставом военной полиции. - М.: Эксмо, 2018. - 624 с.
132. Овчинникова, Н. П. Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже // Жилищное строительство, 1990. - № 7. - С. 27-29 [Электронный ресурс] / URL: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/wex1900/ovchin90.ssi (дата обращения: 06.06.2020).
133. Очерки по истории русской музыки 1790-1825 / ред. М. С. Друскин, Ю. В. Келдыш. - Ленинград: Музгиз, 1956. - 457 с.
134. Официальный учебник немецкой федерации конного спорта, 1997 / пер. с англ. С. Приходько, 2003 [Электронный ресурс] / URL: http://TOKc72^/wp-content/uploads/2016/03/Printsipy-verhovoj-ezdy-1.pdf (дата обращения: 6.10.2019).
135. Памятники русского фольклора / ред. коллегия В. Г. Базанов, Ф. Я. Прийма, А. Д. Соймонов. - Ленинград: изд. Наука, 1973. - 284 с.
136. Панченко, А. М. О русской истории и культуре. - СПб.: Азбука, 2000. - 463 с.
137. Панченко, А. М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л.: Наука, 1984. - 204 с.
138. Панченко, А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. - СПб.: изд-во журн. Звезда, 2005. - 544 с.
139. Педагогический сборник, издаваемый при главном управлении военно-учебных заведений. - СПб.: тип. и литогр. С. Н. Стипанова, 1870. Кн. XI. Ноябрь. - С. 273-1223.
140. Педагогический сборник, издаваемый при главном управлении военно-учебных заведений. - СПб: тип. М. М. Стасюлевича, 1888-1889. Январь-Май 1889. Кн. 265-269. - 883 с.
141. Песенник российского воина: в 2 т. / сост. и аранж. В. Н. Мантулин. Нью-Йорк, 1970, 1985. 245 с.
Т. 1: 1721-1921: Сборник военных, солдатских, казачьих, флотских, полковых, юнкерских и кадетских песен, а также церковных песнопений и гимнов, наиболее употребительных в Российских Императорских Армии и Флоте с английскими переводами для четырехголосного мужского хора «а капелла».
Т. 2: 1683-1983. Сборник военных, солдатских, казачьих, военно-морских, юнкерских и кадетских песен, а также церковных песнопений и гимнов, наиболее употребительных в Российских Императорских Армии и Флоте с английскими переводами для четырехголосного мужского хора «а капелла».
142. Песни казаков: сборник на три и четыре однородных голоса / сост. Г. М. Концевич. М.: печ. В. Гроссе, 1912. - Вып. 1. 49 с.
143. Песни нашей армии: 18 песен, записанных в армии в период 19141915 гг. С. П. Орловым и Ф. Н. Щегловым для муж. хора с перелож. для фортепиано. - М.: изд. П. Юргенсона, - 39 с.
144. Песни Оренбургских казаков: в 2 ч. / собр. А. И. Мякутин. - Оренбург: тип.-лит. Б. Бреслина, 1904. Ч. 1. - 162 с.
145. Песни севера, частушки, пословицы, загадки. / сост. К. И. Коничев. -Архангельск: Архангельское книжное издательство, 1955. - 168 с.
146. Песни русского матроса / собр. Ф. М. Косинский. - СПб.: тип. Мор. м-ва, 1903. - 43 с.
147. Песни, собранные П. В. Киреевским. - М.: тип. А. Семена, 1860. -Вып. 1-3. - 437 с.
148. Песни, собранные П. В. Киреевским / ред. и доп. П. А. Бессонова. -М.: Университетской тип. Каткова и К0, 1872, 1874. - Вып. 9-10. -1079 с.
149. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым: в 4 ч. - Петрозаводск: Губернская тип., 1864. Ч. 3. - 533 с.
150. Песни уральских казаков / собр. А. В. Железнова и В. Ф. Железнов. -СПб., 1899. - 138 с.
151. Перепелицын, П. Д. История музыки в России с древнейших времен и до наших дней: учеб. руководство и пособие. - СПб.: т-во М. О. Вольф, 1888. - 282 с.
152. Перепелицын, П. Д. Музыкальный словарь: Энциклопедический справочный сборник. - М.: изд. П. Юргенсона, 1884. - 396 с.
153. Петрачков, К. В. Формирование навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений: дисс. ... канд. педагогических наук: 13.00.02 / Петрачков Константин Владимирович. - Екатеринбург, 2016. - 232 с.
154. Письмо учителя пения Н. И. Соколова на имя военного министра Д. А. Миморина о составленном им Сборнике песен для солдат, одобренном директором консерватории Рубинштейном // РГВИА. Ф. 401. Оп. 3/927. Д. 5. Л. 54, 57. МКФ. Б. № 1.
155. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
156. По разным предметам // РГВИА. Ф. 400. Оп. 3. Д. 4578. 381 л.
157. Полевая, М. В. Просветительская деятельность В. В. Андреева на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2007. Сер. 2. - Вып. 4. - С. 332-340.
158. Поликарпов, В. С. 3. Бжезинский: Сделать Россию пешкой. - М.: Экс-мо: Алгоритм, 2011. - 224 с.
159. Полное собрание законов Российской Империи. Соб. 2-е. Т. 14-43. [Электронный ресурс] / URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 09.06.2020).
160. Полное собрание русских летописей. - СПб.: тип. Э. Праца, 1846. -298 с.
161. Полный народный песенник / сост. Н. М. Лопатин. - М.: тип. И. Д. Сытина и К0, 1885. - 264 с.
162. Положение о музыкантах Московского отделения военных кантонистов, договор и переписка с капельмейстером Риделем об обучении им оркестра из кантонистов // РГВИА. Ф. 405. Оп. 1. Д. 270. 704 л.
163. Попова, Т. В. Основы русской народной музыки. - М.: Музыка, 1977.
- 224 с.
164. Послужные списки Саратовской местной бригады уездных воинских начальников за 1899 год // РГВИА Ф. 409. Оп. 1. Д. 133396/1-21. 153 л.
165. Потто, В. А. История 44-го Драгунского Нижегородского Его Императорского высочества Государя наследника Цесаревича полка: в 11 т.
- СПб.: типо-лит. Р. Голике, 1894, 1908. Т. 5, 11. - 468 с.
166. Потявина, Н. В. Русские народные солдатские песни XVIII-XIX вв.: автореф. дисс. ... канд. филологических наук: 10.01.09 / Потявина Надежда Васильевна. - М.: изд. Моск. ун-та, 1976. - 18 с.
167. Привалов, Н. И. О народной музыке в войсках // Альманах Армии и Флота. - СПб., 1902. - 580 с.
168. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6.02.2013 г. № 99. О военно-оркестровой службе. - М., 2013. - 32 с.
169. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2006 г. № 111. Об утверждении Строевого устава Вооружённых Сил Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/194886/ (дата обращения: 28.05.2020).
170. Приказы генерала М. Д. Скобелева 1876-1882 / ред. А. Н. Маслов -СПб.: тип. А. С. Суворина, 1882. - 172 с.
171. Программа концерта в пользу инвалидов 1848 г. // РГВИА. Ф. 970. Оп. 1. Д. 370. 19 л.
172. Прудников, Ю. Ф. Комплектование русской армии: 1794-1804: авто-реф. дисс. .канд. ист. наук: 07.00.02 / Прудников Юрий Фёдорович. -М., 1971. - 21 с.
173. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. - М. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1951. Т. 10. - 663 с.
174. Пушкин, А. С. Поэмы / коммент. С. М. Бонди. - М.: Детская литература, 2002. - 206 с. [Электронный ресурс] / URL: https://royallib.eom/read/pushkin_aleksandr/domik_v_kolomne.html#0 (дата обращения: 23.02.2020).
175. Пчеловодова, И. В. Удмуртские лирические песни: истоки и формирование традиции: автореф. дисс. ... канд. филологических наук: 10.01.09 / Пчеловодова Ирина Вячеславовна. - Ижевск, 2006. - 25 с.
176. Пчеловодова, И. В. Удмуртские лирические песни: истоки и формирование традиции: дисс. ... канд. филологических наук: 10.01.09 / Пчеловодова Ирина Вячеславовна. - Ижевск, 2006. - 276 с.
177. Разведчик: журнал военный и литературный / ред.-изд.
B. А. Березовский. - СПб.: тип. Тренке и Фюсно, 1892-1897. № 82116. - 588 с. № 117-168. - С. 258-1080, № 169-194. - С. 170-576, № 195-220. - С. 577-1108, № 221-272. - С. 111-1208, № 273-298. -
C. 42-576, № 299-324. - С. 577-1176, № 350-376. - С. 583-1174.
178. Римский-Корсаков, Н. А. Сто русских народных песен для голоса с фортепиано. - М.: Музгиз, 1951. - 184 с.
179. Рудиченко, Т. С. Певческая традиция донских казаков: к проблеме самобытности: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Рудиченко Татьяна Семёновна. - Ростов н/Д., 1995. - 21с.
180. Рудиченко, Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии. -Ростов н/Д.: изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2004. - 512 с.
181. Рупин, И. А. Народные русские песни, аранжированные для голоса с аккомпанементом фортепиано и для хора / ред. и предисловие В. М. Беляева, ввод. статья Т. В. Поповой. - М.: Музгиз, 1955. - 97 с.
182. Русская баллада / предисл., ред. и прим. В. И. Чернышева, вступ. статья Н. П. Андреева. - М. - Л.: Советский писатель. Ленинград: тип. Печатный двор и тип. им. Володарского, 1936. - 502 с.
183. Русские военные песни. Марш лейб-гвардии Семёновского полка: Семёновский марш: в 7 тетр. / перелож. для смеш. хора без сопровожд. А. М. Астафьева. - М.: П. Юргенсон, 1914. Тетр. 2. - 5 с.
184. Русские исторические песни: хрестоматия / сост. В. И. Игнатов. - М.: Высшая школа, 1985. - 223 с.
185. Русские народные песни / зап. К. Вильбоа, текст под ред.
A. Григорьева. - СПб.: изд. Ф. Стелловского, 1860. - 90 с.
186. Русские народные песни: в 3 кн. / собр. и изд. Д. Н. Кашин. - М.: тип.
B. Селивановскаго, 1841. Кн. 1. - 99 с. [Электронный ресурс] / URL: http://docs.tverlib.ru/note/ln0000006/files/assets/basic-html/page-3.html# (дата обращения: 17.01.2020).
187. Русские народные песни Астраханской области / сост. В. П. Самаренко, М. А. Этингер. - М.: Советский композитор, 1978. -142 с.
188. Русские народные песни казаков-некрасовцев / зап. Т. И. Сотниковым. - М. - Л.: Музгиз, 1950. - 30 с.
189. Русские народные песни: песенник / ред.-сост. Е. В. Гиппиус. - Л.: Искусство, 1943. - 432 с.
190. Русские народные песни для хора / сост. А. Г. Новиков. - М.: Музгиз, 1963. - 155 с.
191. Русские песни / сост. И. Н. Розанов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. - 404 с.
192. Русские солдатские песни из последней войны // Московские ведомости. - М.: тип. Московского Императорского Университета, 1878. - № 260. - 4 с.
193. Савельева, Н. М. Проблема формы в русской народной песне: автореф. дисс. ... доктор. искусствоведения: 17.00.02 / Савельева Нина Михайловна. - М., 2010. - 45 с.
194. Сборник донских народных песен / сост. А. А. Савельев. - СПб.: тип. И. Бургель, 1866. - 180 с.
195. Сборник избранных песен для солдатского хорового пения / собр. и с голоса на ноты полож. П. Ф. Егоров. - Екатеринослав: печ. В. Гроссе, 1893. - 79 с.
196. Сборник кавказских военных песен / собр. М. П. Колотилин. -Тифлис: лит. К. И. Месхиева, 1907. - 68 с.
197. Сборник песен для солдат, положенных для мужского хора без сопровождения / Е. С. Швидченко. - М.: изд. П. Юргенсон, 1892. -99 с.
198. Сборник песен исторических, народных и солдатских / собр. П. Троцкий-Сенютович. - СПб.: изд. В. А. Березовского, 1883. - 148 с.
199. Сборник уральских казачьих песен / собр. и изд. Н. Г. Мякушин. -СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1890. - 289 с.
200. Сборник руководящих приказов, приказаний и распоряжений командующего войсками Киевского военного округа генерал-адъютанта Драгомирова с 27-го октября 1889 года по 1-е января 1892 года. - Киев: тип. Окружного Штаба, 1895. - 221 с.
201. Сборник хоров / сост. Ф. Ф. Шпейер. - М.: лит. В. Гроссе, 1891. -Вып. 1. - 48 с.
202. Сведения об обучении кантонистов Рижского военно-сиротского отделения музыке и пению // РГВИА. Ф. 405. Оп. 1. Д. 351. 597 л.
203. Сёстры солдатские: сборник строевых песен с сопровождением баяна / сост. В. К. Кузнецов. М.: Воениздат, 1972. 108 с.
204. Симони, П. К. Великорусския песни, записанные в 1619-1620 гг. для Ричарда Джемса на крайнем севере Московскаго царства. - СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1907. - 79 с.
205. Собрание лучших песен и романсов, исполняемых хорами песенников: Ив. Молчанова, Гр. Соколова, М. Молодцова и друг. - СПб., 1865. - 127 с.
206. Собрание разных песен Чулкова с прибавлением в Санкт-Петербурге 1773 года: 1773-1785. Ч. 3 // РГБ НИО рукописей. Ф. 173. II. Ед. хр. 214. 224 л.
207. Современные рассказы из военной жизни русских солдат / ред. Н. П. Сокальский. - СПб.: тип. Главного Штаба ЕИВ по Военно-Учебным Заведениям, 1856. - 138 с.
208. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / Введение. Гл. 1: Морфологическая система музыки. -С. 3-26 [Электронный ресурс] / URL: http://opentextnn.ru/old/music/Perception/index.html@id=1091 (дата обращения: 01.05.2021).
209. Сохор, А. Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сборник статей / сост. Л. Раппопорт, общ. ред. А. Сохора, Ю. Холопова. - М.: Музыка, 1971. - С. 292-309.
210. Скидан, В. В. Регентские курсы. О концерте слушателей регентских курсов // Кубанские областные ведомости. - Екатеринодар: тип. Кубанского Областного Правления, 1896. - № 158. - С. 2-4.
211. Слабаков, Б. И. Материалы о концертной деятельности оркестров русской армии: инвалидные концерты // Труды факультета / ред.
М. И. Ройтерштейн. - М.: Военно-дирижёрский факультет при МОЛГК, 1965. - Вып. IX. - 16 с.
212. Слободчиков, В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
213. Словацкие песни / собр. И. И. Срезневский. - Харьков: Университетская типография, 1832. - 62 с.
214. Список песен Преображенского полка // ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 426. Л. 8-9.
215. Столетие военного министерства 1802-1902. Главное управление военно-учебных заведений: исторический очерк: в 50 т. / гл. ред. Д. А. Скалой, сост. П. В. Петров. - СПб.: тип. Тов-во М. О. Вольф, 1902. Т. 4, Т. 10. - 894 с.
216. Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103092/ (дата обращения: 28.05.2020).
217. Тексты русских народных песен, записанные Ф. М. Истоминым (членом экспедиции Географического общества) в Архангельской и Олонецкой губерниях в 1886 г. // ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 171. 202 л.
218. Тихомиров, Г. В. С диктофоном у донских казаков // Советская музыка, 1950. - № 3. - С. 40-43.
219. Топоров, В. Н. Прусский язык: словарь. - М.: Наука, 1980. Т. I-K. -384 с.
220. Торговый бюллетень № 10. - Одесса: тип. П. Францова, 3 ноября 1873 г. - 3 с.
221. Трутовский, В. Ф. Собрание русских простых песен с нотами / ред. и вступ. статья В. М. Беляев. - М.: Гос. муз. изд., 1953. - 184 с.
222. Указ Анны Иоанновны из Сената об учреждении Корпуса Кадетов из 200 человек шляхетских детей в возрасте от 13-ти до 18-ти лет // РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 166. 32 л.
223. Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. № 1495 (ред. От 06.05.2020). Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/ (дата обращения: 28.05.2020).
224. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // собр. законодательства Рос. Федерации, 2016. Гл. II, п. 12 [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (дата обращения: 24.04.2019).
225. Устав для военно-учебных заведений второго класса. - СПб.: тип. Гл. Штаба Его Имп. Вел. по военному поселению, 1830. - 187 с.
226. Устав о службе в гарнизоне. - СПб.: в Воен. Тип., 1881. - 324 с.
227. Фоменко, И. Ю. Песни Отечественной войны 1812 года: публикации 1812-1815 гг. - М.: Российская гос. б-ка, Науч.-исслед. отд. редких книг (Музей книги). Пашков дом, 2016. - 316 с.
228. Ходанен, Л. А. Поэтическая мифология войны 1812 г. в русской лирике 1-й трети XIX в. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки, 2012. - № 4 (108). - С. 204-211.
229. Цицанкин, В. С. Музыкальная культура российского офицера: вторая половина XIX века. - М.: тип. ВДФ при МВК им. П. И. Чайковского, 1995. - 100 с.
230. Цицанкин, В. С. Музыкальная культура российской армии и флота во второй половине XIX века: исторический аспект: автореф. дисс. ... канд. исторических наук: 07.00.02 / Цицанкин Василий Сергеевич. -Москва, 1997. - 23 с.
231. Цицанкин, В. С. Музыкальная культура российской армии и флота во второй половине XIX века: исторический аспект: дисс. ... канд. исторических наук: 07.00.02 / Цицанкин Василий Сергеевич. - Москва, 1997. - 269 с.
232. Цукер, А. М. К проблеме авторства в массовой музыке // ЮжноРоссийский музыкальный альманах: научный журнал. - Ростов н/Д., 2020. - № 4 [41]. - С. 11-18.
233. Чичагов, Л. М. Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году. Изд. 2-е. - СПб.: тип. В. С. Балашева, 1887. - 518 с.
234. Чичеров, В. И. Русское народное творчество. - М.: изд. Московского университета, 1959. - 522 с.
235. Шаховской, В. Экспедиция против ахал-текинцев в 1879-18801881 гг. // Русская старина. - СПб.: тип. В. С. Балашева, 1885. Т. 46. -672 с.
236. Шишло, К. К. Родной Парнас: сборник военных песен для всех родов и категорий войск. - Бузулук: тип. Л. В. Чиняева, 1900. - 80 с.
237. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для муз. вузов и колледж.: в 2 ч. - М.: Музыка, 2018. Ч. 1-2. -1041 с.
238. Щуров, В. М. Стилевые основы русской народной музыки. - М.: Современная музыка, 2013. - 466 с.
239. Ярешко, П. В. Воинский фольклор казаков Кубани: история, функциональность, музыкальная стилистика: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ярешко Полина Владимировна. - Саратов, 2016. - 25 с.
240. Философия: учебник / под общ. ред. Б. И. Каверина. - М.: ВУ, 2010. -620 с
241. Jordania, J. M. Music and emotion: humming in the beginnings of human history. 2011. - P. 41-49. [Электронный ресурс] / URL:
http: //web. archive. org/web/20110721031205/http: //www. polyphony. ge/upl oads/fortheng/02_jordania_engl.pdf (дата обращения: 19.02.2020). 242. Newman, S. A. Cell differentiation: what have we learned in 50 years? Journal of Theoretical Biology. 2020. doi: 10.1016/j.jtbi.2019.110031. PMID 31568790 [Электронный ресурс] / URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022519319304011?via %3Dihub (дата обращения: 20.12.2019).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложеие 1.
Хоровой репертуар кадетских корпусов
«II Репертуар песен для кадетских корпусов. Патриотические.
1) Боже, Царя храни.
2) Коль славен.
3) Гром победы раздавайся.
4) Многи лета, многи лета.
5) Выпьем первый бокал за здоровье Царя.
6) В шапке золота литого.
Исторические.
7) Было дело под Полтавой.
8) Уж столице возвестили.
9) Знают турки нас и шведы.
10) Как на матушке на Неве реке.
11) Наш Христиан (Датский гимн).
12) Грянул внезапно гром над Москвою.
13) Слава на небе солнцу высокому.
14) Ездил русский белый Царь.
15
16
17
18
19
20 21 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Военные и маршевые. Взвейтесь соколы орлами. За горами за долами. За Уралом за рекой. Гренадеры молодцы. Ну, ребята, марш домой. Вспомним, братцы, россов славу. Ты помнишь ли, товарищ. Что за песни.
Русский Царь собрал дружину. Солдатушки ребятушки. Не бил барабан. Мы дружно на врагов. Для российского солдата. Авангардная песнь. Пойдём, братцы. Шипка.
Трах-тарарах (боевая песнь). Друзья, в поход.
33)
34)
35)
3б)
37)
38)
39)
40)
41)
42)
43)
44)
45)
4б)
47)
48)
49)
50)
51)
52)
53)
54)
55)
5б)
57)
58)
59)
б0)
б1)
б2)
63)
б4)
65)
бб)
67)
68)
69)
70)
71)
72)
73)
74)
75)
Аллага, Аллагу. Делибаш.
Мы сдружились с жизнью боевою. Посею лебеду на берегу. Поехал далёко казак на чужбину. Станем, братцы, в круговую. Здорово, брат, служивый. Вот полночь наступает. За Царя, за Русь святую.
Народные.
Ах ты, поле моё. Вниз по матушке по Волге. Во поле берёза стояла. В тёмном лесе.
Вдоль по улице молодчик идёт.
Эй, ухнем.
Гриб боровик.
Как по морю, морю синему.
Оседлаю коня.
Гуде ветер вельми в поле.
Возле речки, возле моста.
Солнце на закате.
Во лузях.
Ах вы, сени мои, сени.
Ой, на гори тай женци жнуть.
Гречаники.
Як посияв мужик.
Та внадывся журавель.
По улице мостовой.
Нет, не солнышко.
Здравствуй, матушка, красавица зима.
Не белы снеги.
Спится мне младёшенке.
Вышли в поле косари.
Як орав мужик край дороги.
Вдоль по улице метелица метёт.
Среди долины ровныя.
Не осенний мелкий дождичек.
Соловьём залётным.
Вдоль по речке, вдоль по быстрой.
За морем синичка не пышно жила.
Выйду-ль я на реченьку.
Белолица, круглолица.
Из-под дуба, из-под вяза.
76) Во саду ли, в огороде.
77) Лучина лучинушка.
78) Ах утушка луговая.
79) Хожу я по улице.
80) Не одна в поле дороженька.
81) Не будите меня молоду.
82) Ах, по морю, морю синему.
83) Солнце нызенько.
84) У сосида хата била.
85) Ой був, тай нема.
86) Звелила мени маты.
87) Гей пид горою.
88) А кто иде?
89) Жито маты.
90) Була соби Маруся.
91) Ой ты живёшь на гори.
92) Чи я в лузи не калина була.
93) Деревенский сторож (трио).
94) Пчёлка золотая.
95) Средь горы - горы едут Мазуры.
96) Кадриль из русских песен.
97) Нет, не солнышко.
98) Ах ты, поле моё, поле. Балакирева.
Примечание. Эти песни можно найти в сборниках Альбрехта и Весселя, Н. Соколова, Рожнова» [23, 27-30].
Приложение 2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.