Ритмический словарь русской песни-романса второй половины XVIII - первой половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Банникова, Ирина Ивановна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Банникова, Ирина Ивановна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЫТОВАНИЯ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ЖАНРА ПЕСНИ-РОМАНСА.
§ 1. Культурологические аспекты бытования песенной традиции: постановка проблемы и обзор литературы.
§2. Принципы построения ритмического словаря жанра песни-романса.
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ "РОССИЙСКОЙ ПЕСНИ" ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА.
ГЛАВА III. РИТМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОЙ БЫТОВОЙ ПЕСНИ-РОМАНСА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
ГЛАВА IV. РИТМИКА ПЕСЕН И РОМАНСОВ М.И. ГЛИНКИ В СОПОСТАВЛЕНИИ С РИТМИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ ЖАНРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Проблема становления и развития западноукраинского романса XIX - начала XX вв.1984 год, кандидат искусствоведения Совяк, Роман Петрович
Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века: 1730-1770 гг.2007 год, кандидат филологических наук Ефимова, Полина Анатольевна
Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX - XX вв.: Историко-стилевые аспекты2002 год, доктор искусствоведения Дурандина, Елена Евгеньевна
Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья2010 год, доктор искусствоведения Смирнова, Елена Михайловна
Жанр канта в русской литературе и искусстве последней трети XVII века - первой половины XVIII века: Генезис, эволюция, закат2000 год, кандидат филологических наук Забирова, Алла Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритмический словарь русской песни-романса второй половины XVIII - первой половины XIX века»
Актуальность исследования. О русской песне-романсе написано так много, что кажется, сегодня уже невозможно сказать об этом популярном жанре ничего нового. Однако попытка изменить традиционный взгляд на русский романс может открыть новые интересные возможности в исследовании данного жанра. «Чтобы возвратить интерес к надоевшему предмету, надо найти подход к нему, новые глаза для него, - писал H.H. Евреинов. - Нужен акт преображения не предмета, а нас самих в отношении к нему».
Как правило, в музыковедческих исследованиях рассматривается история русского «художественного» романса - авторского, композиторского, «индивидуалистического», как называл его Б.В. Асафьев. Бытовой, любительский романс-песня выступает при этом как необходимый фон, почва для высокого профессионального творчества в камерно-вокальном жанре.
В данной диссертационной работе ракурс иной: объектом исследования избирается русская бытовая песенная традиция как неотъемлемая часть особого пласта городской художественной культуры - бытовой музыки. Своеобразные функции и свойства бытовой музыки позволили многим исследователям назвать данный слой культуры «третьим», «промежуточным» по отношению к искусству фольклора и академического профессионализма; «обиходным», «бытовым» - по сфере распространения в городской среде, «массовым», «популярным» - по характеру его потребления. Бытовую песенную традицию отличает чрезвычайная пестрота и разнохарактерность: принадлежность как к любительскому, так и профессиональному творчеству, параллельно существующие устный и письменный способ бытования, высокие и низкие художественные достоинства, ориентированность на разные эстетические вкусы. Закономерно, что все эти типологические свойства «серединной» культуры особым образом сказываются на стилистике бытовой песни-романса.
В данной работе мы ограничиваем хронологические рамки исследования первоначальным периодом истории русской бытовой песни-романса: начиная с появления первого печатного сборника «российских песен» великосветского дилетанта Г.Н. Теплова «Между делом безделье» (1759 г.) и заканчивая песенно-романсовым творчеством М.И. Глинки (1856 г.). Именно в этот период складываются черты бытовой песенной традиции как особого пласта городской музыкальной культуры, в это же время происходит становление и оформление норм ритмического словаря русской бытовой песни-романса.
Материалом исследования является пестрый репертуар русского городского песенного обихода второй половины XVIII - первой половины XIX веков, куда вошли песни-романсы композиторов-профессионалов и безвестных любителей; первые фольклорные песни, записанные и аранжированные городскими музыкантами, а также примеры литературной песни. Бытовая песенная традиция представлена в работе печатными изданиями нотных и текстовых песенников, рукописными домашними альбомами и образцами светских музыкальных игр по сочинению песен и романсов.
Предметом исследования являются процессы формирования ритмического словаря песни-романса в связи с особенностями бытования жанра в обиходном слое городской музыкальной культуры. Среди различных стилистических компонентов песни-романса нами выбрана ритмика, поскольку она ярко отражает процессы координации поэзии и музыки в данном жанре, а также в связи с ее особой, определяющей, ролью в механизмах «устной» памяти.
Считая асафьевское понятие «интонационный словарь эпохи» исходным для настоящего исследования, мы, тем не менее, отделяем свое понимание «ритмического словаря» от общеупотребительного термина. Ритмический словарь песни-романса в данной работе имеет свои ограничения. А именно, это словарь: а) одного жанра - песни-романса, обусловленного определенной средой бытования, обиходным слоем музыкальной культуры; б) одного выделенного уровня музыкальной стилистики - вокальной ритмики; в) систематизирующий письменно зафиксированные ритмоформулы жанра; г) имеющий единое основание - формы координации поэзии и музыки в ритмике песни-романса.
Исследуемый словарь имеет четырехуровневую структуру. В нем рассматриваются различные аспекты ритмической организации: 1) метр песенной поэзии, 2) музыкальные размеры песен-романсов, 3) ритмоформулы интонирования поэтического текста в вокальной мелодии, 4) ритмическая композиция целого в песне-романсе.
Целью исследования является обобщение и систематизация форм ритмического словаря бытовой песенной традиции как определенных норм ритмо-интонирования поэтического текста в песне-романсе рассматриваемого периода. Исследование должно показать, каким образом условия и нормы бытования песни-романса в обиходном слое культуры отражаются в ритмике жанра. Поставленная цель требует решения следующих задач:
- выявить и сформулировать культурологические свойства и функции бытового искусства песни-романса, которые опосредовано проявляются в закономерностях ее ритмики;
- показать, какие художественные и стилистические идеи времени находят отражение в ритмической организации песенного жанра;
- выработать методику и процедуру анализа вокального ритма песни-романса, выявляющую формы координации поэзии и музыки в избранном жанре;
- определить структуру ритмического словаря песни-романса, отражающую различные уровни организации поэзии и музыки;
- проанализировать действие словарных норм на примере ритмики песен и романсов бытовой традиции с целью выявления жанровой, стилистической, тематической, авторской, исполнительской и др. семантики ритма;
- выявить особенности проявления авторской индивидуальности в ритмике на фоне общих словарных закономерностей.
Научная новизна исследования. Культурологические аспекты изучения ритмических закономерностей, как специальная проблема, в музыковедении практически не исследованы. Впервые, как отдельный объект исследования, нами выделяется ритмика бытовой песенной традиции второй половины XVIII
- первой половины XIX века в связи с культуральными особенностями ее бытования. Благодаря комплексности поставленных задач, диссертационное исследование касается многих фундаментальных тем исторического и теоретического музыкознания, находя в них собственные актуальные ракурсы для изучения избранной темы.
Применительно к разработке ритмического словаря песни-романса нами выбраны следующие аспекты музыковедческих проблем:
1. В русле развития научной идеи Б.В. Асафьева о существовании в музыкальном обиходе «интонационного словаря эпохи», новым является создание целостного, систематизированного словаря ритмики жанра песни-романса как одновременно консервативной и открытой динамической системы жанровых норм и правил.
2. Изучение словарных ритмических норм позволяет впервые поставить вопросы выявления семантики ритма песни-романса: жанровой, тематической, авторской, исполнительской и др.
3. В разработке одной из «вечных» проблем музыковедческих исследований - соотношения общего словарного и индивидуально-авторского - в данной работе изучается возможность проявления особенностей ритмического «почерка» композитора в рамках бытовой жанровой традиции.
4. Изучение проблемы воздействия художественных идей эпохи на особенности стилистики песни-романса представлено здесь анализом приемов адаптации «высоких» тем, образов и идей «большого» искусства в бытовой песенной традиции.
5. Проблема соотношения и взаимодействия в рассматриваемую эпоху различных видов искусств находит в диссертационном исследовании свой уровень изучения общих типологических закономерностей бытовой художественной культуры, проявляющихся в литературе, поэзии, живописи, театре, музыке, образующих феномен «третьей культуры».
Методология исследования определяется как общенаучными, так и ча-стнонаучными подходами и характеризуется комплексным сочетанием различных методов искусствознания: а) историко-стилистическим подходом, рассматривающим явления высокого искусства во взаимодействии с пластом бытовой художественной культуры; б) социо-культурным подходом, изучающим артефакты массового популярного искусства; в) структурно-типологическим подходом, который позволяет обобщить и систематизировать ритмические закономерности поэзии и музыки.
Степень разработанности темы. Изучение русской песни-романса XVIII-XIX веков представлено большим объемом научной литературы, как прошлого, так и нынешнего столетия, в котором можно выделить несколько направлений:
1) «историческое» направление рассматривает эволюцию форм песни-романса как «художественно-индивидуалистического» искусства в творчестве выдающихся композиторов, по известному выражению Б.В. Асафьева, «ведших русский романс вперед и вперед» (Б.В. Асафьев, В.А. Васина-Гроссман, Ю.В. Келдыш, Ц.А. Кюи, O.E. Левашова, Т.Н. Ливанова, Н.Ф. Финдейзен и др.);
2) «стилистическое» направление исследует проблемы взаимодействия музыки и поэзии в стилистике вокального произведения - мелодике, ритмике, композиции и т. д. (В.А. Васина-Гроссман, Б.А. Кац, И.В. Лаврентьева, A.C. Оголевец, Е.А. Ручьевская и др.);
3) «литературоведческое» направление изучает жанр литературной песни как составную часть поэтической жанровой системы (A.A. Веселовский, Л.И. Гудошников, В.Е. Гусев, Н.П. Копанева, В.Н. Перетц, A.B. Позднеев, И.Н. Розанов, В.В. Сиповский, А.К. Сокольникова и др.);
4) «фольклористское» направление исследует городскую бытовую песню как фольклорное явление позднего периода, результат «искажения» крестьянской песни (A.A. Веселовский, Н. А. Трубицын, А. Якуб и др.).
Исследование проблем ритмики также представлено разнообразной литературой в нескольких научных областях: а) музыковедческие исследования ритма - его национальной специфики (М.Г. Харлап, В.Н. Холопова); ритмических форм интонирования поэтического текста в вокальном произведении (В.А. Васина-Гроссман, Б.А. Кац, Е.А. Ручь-евская и др.), психологии восприятия музыкального ритма (Е.В. Назайкинский, Б.М. Телов и др.); б) исследования фольклористов в области ритмики русских народных песен (A.A. Банин, Е.В. Гиппиус, B.JI. Гошовский, В.П. Елатов, Б.Б. Ефименко-ва, К.В. Квитка, Ф. Колесса, A.B. Руднева и др.); в) стиховедческие исследования закономерностей русской поэзии (А. Белый, МЛ. Гаспаров, А.П. Квятковский, Б.В. Томашевский, В.Е. Холшевни-ков, Б.М. Эйхенбаум, и др.).
Культурологическому исследованию форм бытового русского искусства как своеобразного пласта общей системы художественной культуры посвящены многие интересные и глубокие изыскания отечественных искусствоведов преимущественно в первые и последние десятилетия XX столетия: а) массовой, «низовой» литературы, фактов «литературного быта» (JI.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский и др.); б) народных и любительских форм театра (П.Г. Богатырев, В.Н. Всево-лодский-Генргросс, A.A. Гвоздев, А.И. Пиотровский и др.); в) форм художественного изобразительного «примитива» (Г.С. Островский, В.Н. Прокофьев и др.); г) раннего русского кинематографа (Н.М. Зоркая и др.); д) бытовой музыки (Б.В. Асафьев, Е.В. Дуков, Б.А. Кац, В.Д. Конен, O.E. Левашова, Т.Н. Ливанова, В.Г. Рожновский, А.Я. Селицкий, А.Н. Сохор, Г.Р. Тараева, A.M. Цукер, Т.В. Чередниченко, И.М. Шабунова, Е.Г. Шевляков, Т.А. Щербакова и др.).
Практическая значимость и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования ритмического словаря жанра песни-романса могут быть использованы как для дальнейшего изучения ритмики русской вокальной музыки, так и особенностей бытовой музыки как особого пласта городской художественной культуры. Наблюдения и выводы диссертации позволяют дополнить соответствующие разделы общеэстетических и музыкально-теоретических курсов, таких как культурология, эстетика, социология культуры, история отечественной музыки, фольклора и др.
В настоящее время результаты диссертационного исследования используются автором в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в Орловском государственном институте искусств и культуры: в курсе истории русской музыки (бытовая музыка как составная часть развития отечественной музыкальной культуры); в курсе гармонии (сочинение музыкальных пьес «бытовых» жанров - песни, танца и др. по заданным гармоническим, ритмическим, стилистическим моделям). Изучение музыки ХУШ-Х1Х вв. оказалось весьма плодотворным для исследования современных процессов массовой обиходной музыки. В течение нескольких лет диссертанткой периодически проводится анкетирование по теме «Музыкальные вкусы современной молодежи», что дает возможность сравнения и выявления инвариантных свойств бытовой музыки в прошлом и настоящем.
Апробация основных положений диссертации осуществлялась на заседаниях кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных, на кафедре теории и истории музыки Орловского государственного института искусств и культуры, в ряде выступлений автора на научно-практических конференциях в Орловском государственном университете, Орловском государственном институте искусств и культуры, Нижегородской государственной консерватории, а также в ряде публикаций по теме исследования.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, списка нотно-музыкальных и текстовых источников, приложений с ритмическими таблицами и примерами.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой2010 год, доктор искусствоведения Долгушина, Марина Геннадьевна
Поэтика Булата Окуджавы: истоки творческой индивидуальности2003 год, кандидат филологических наук Абельская, Раиса Шолемовна
Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система2006 год, кандидат искусствоведения Сверлова, Елена Леонидовна
Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина2003 год, кандидат филологических наук Черкасова, Татьяна Алексеевна
Татарская народно-песенная культура Нового времени: Проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции2004 год, кандидат искусствоведения Каюмова, Эльмира Ринатовна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Банникова, Ирина Ивановна
Выводы, суммирующие содержание IV главы.
В четвертой части диссертационной работы на примере ритмики романсов и песен Глинки мы проанализировали «диалог» устойчивой системы бытовой жанровой традиции и авторского художественного стиля. Проявление «индивидуалистического» мышления в музыке оказалось созвучно вызреванию черт авторского стиля в русской поэзии XIX века. Достаточно традиционная для искусствоведения параллель Пушкин-Глинка - помогла нам сформулировать некоторые общие культурологические закономерности русского искусства первой половины XIX в. и увидеть их конкретное проявление в поэтической и музыкальной стилистике.
Первая общая черта творчества двух русских классиков заключается в полном овладении стилистическими традициями своей эпохи. Однако знание и приятие жанровых правил и норм не означает для них подчинения системе. В процессе усвоения и отбора ими руководит природное чувство вкуса и меры. Как заметил А. Пушкин, «истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности» (179, с. 14).
Глинка прекрасно ориентируется в условиях «фабрики русских романсов» (выражение самого композитора). Это подтверждает анализ его ритмики: на всех уровнях ритмической организации количественные показатели закономерностей глинкинских произведений - метрические характеристики поэтических текстов, репертуар музыкальных размеров, формы его ритмоинтонирова-ния - все это практически совпадает с типовыми словарными нормами бытовой песни-романса. Своеобразие проявления пушкинской и глинкинской индивидуальности состоит как раз в том, что они, принимая и используя типизированные нормы, в то же время явно возвышаются над ними, преодолевают жанровую и стилистическую инерцию.
По известной формуле Гете, «все совершенное в своем роде должно выйти за пределы своего рода». Это и происходит в поэзии Пушкина и в музыке Глинки благодаря торжеству единичного, индивидуального контекста, потеснившего контекст жанровый, общеупотребительный. Узнаваемость личного стиля - это вторая общая типологическая черта творчества двух великих художников. Средства, которыми достигалось это индивидуальное «размежевание» с жанровой стилистической традицией, также весьма схожи. В данной работе они суммируются под общим определением черт «психологической конкретности» (термин Л.Е. Гинзбург).
Мы рассмотрели черты проявления «психологической конкретности» на различных уровнях ритмической организации романсов и песен Глинки. Это, во-первых, индивидуальная ритмическая форма воплощения «целого» - сам Глинка определяет его изначально заданным «чувством», «идеей», а Серов называет «поэтическим смыслом пьесы». Конкретизирующими средствами на этом уровне могут стать темп, музыкальный размер, тип ритмической композиции, а также общий эмоциональный тонус исполнения романса-песни. Во-вторых, индивидуализация музыкального образа происходит у Глинки и на уровне ритмической нюансировки: паузы, синкопы, удлинения, пунктирный ритм, варьированная ритмизация при повторах текста - все эти частные «подробности» могут сразу ввести в типизированный романсовый контекст дыхание единичного, неповторимого прочтения. Конкретизация лирического образа происходит и на уровне искусства вокального исполнения, мастером которого был сам композитор. Психологически достоверное, оно также неизмеримо углубляет и индивидуализирует вокальное произведение,
Личное открытие Глинки, понявшего, что «в музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны», привело ко всеобщему повороту в истории жанра романса-песни: из любительского, бытового, вполне «частного» жанра, он становится серьезеным и тонким делом большого искусства. То, что сделал Глинка в области камерно-вокальной музыки можно считать отражением общей логики развития художественных жанров, о которой писал М. Бах
150 тин: «В жанрах., - считал ученый, - на протяжении веков их жизни накопляются формы виденья и осмысления мира. Для писателя-ремесленника жанр служит внешним шаблоном, большой же художник пробуждает заложенные в нем смысловые возможности» (26, с. 332). Развитие жанра песни-романса, историю которого мы проследили от середины XVIII до середины XIX столетия, можно также представить в виде процесса художественного постижения и отражения внутреннего эмоционального мира человека. Здесь не меняются «темы» - они, по существу, «вечные» для данного жанра, но меняются способы их выражения: от условных, «эмблематичных» в XVIII в. - к более открытым, психологически достоверным, отражающим личный духовный опыт, - в XIX в. Значение романсов и песен Глинки в этом процессе нам трудно переоценить.
Заключение.
Исследование ритмического словаря русской песни-романса в связи с условиями бытования и художественно-стилистическими идеями своего времени показало, какой поразительно большой, богатый событиями и поворотами путь проходит этот жанр за целое столетие. Контраст вычурной инструментальной ритмики галантных европеизированных «российских песен» середины XVIII века и простой, но выразительной ритмики песенно-романсовой лирики первой половины XIX столетия обусловливается огромной разницей мироощущений двух эпох. Между этими полюсами пролегает весьма непростой и долгий процесс изменения художественного сознания в России на рубеже веков, который песня-романс проходит наравне с другими музыкальными и поэтическими жанрами.
В данной работе мы рассмотрели два основных периода становления жанровой традиции песни-романса: вторую половину XVIII и первую половину XIX века, в каждом из которых был исследован свой комплекс эстетических и стилистических проблем и их отражение в нормах ритмического словаря песни-романса.
В XVIII столетии состояние ритмического словаря песни-романса во многом определял характерный для своего времени «диалог» двух художественных систем - русской и западной. «Голоса» отечественной песенной традиции в этом диалоге представляли: бытовой кант, отечественная литературная песня и фольклорная песня, записанная и аранжированная городскими музыкантами. Европейскую музыкальную традицию в песенном жанре представляла танцевальная песня-ария, преимущественно французского и итальянского образца: менуэт, сицилиана, пастораль и др.
Выбор поэтических метров для песенного жанра опирается в это время на рациональное эстетическое требование: «слог песен должен быть приятен, прост и ясен» (А.П.Сумароков). Жанровое мышление классицизма закрепляет за песенным жанром достаточно ограниченный круг двудольных размеров малой стопности: четырехстопный хорей (43%), трехстопный ямб (33%) и четырехстопный ямб (17%). Трехдольные метры для «российской песни» совершенно не характерны. Жанровые формулы модных европейских танцев определили репертуар музыкальных метров песни-романса и их жанровую окраску: 3/4 - как самой популярной в XVIII веке «арии на миновет», й/8 и 3/8 - пасторали и сицилианы, /4 - гавота и бержеретты. Взаимосвязь поэтических и музыкальных метров в песне также опосредована типажами жанра: «нежные» песни, как правило, связаны с жанровым размером менуэта, полонеза, мазурки - 3/4 и четырехстопным хореем; ямбы используются преимущественно в сици-лианах и легкомысленных пасторалях с их жанровыми размерами б/8 и 3/8.
Координация ритма русского стиха и затейливой ритмической «вязи» европейской мелодики песни-танца осуществляется в слоговом ритме песни по метрическому типу: стиховые стопные акценты размещаются на сильных или относительно сильных долях музыкального такта. Этот своего рода «первичный» ритм словаря песни-романса ассоциируется с первым этапом развития силлабо-тонической системы стихосложения в русской поэзии XVIII века: теория в это время требовала «правильного» совпадения метрического акцента стиха и речевого ударения в слове. Но так же, как и в поэзии, в ритме песни постепенно происходит освобождение от строго метрического типа в пользу более свободного и естественного размещения акцентов в вокальном слоговом ритме. Это процесс привел к образованию различных видов «вторичного» ритма, среди которых преобладающей и узнаваемой стала форма «ударной рамки»: выделение крайних акцентов стиха в музыкальной ритмоформуле. Новое, более разнообразное ритмоинтонирование в песне-романсе к концу XVIII века связано с общей для поэзии и музыки тенденцией стилистического опрощения жанровой традиции. Вместо вычурной, немного тяжеловесной лексики любовных признаний середины века звучит простой и «чувствительный» «язык сердца» конца столетия. Инструментальный, ритмически сложный тип мелодики песен-арий уступает место вокальной песенной мелодике, в которой становится заметным стремление уловить интонацию поэтического текста, передать его эмоциональные нюансы. Внимание к выразительной стороне вокальной мелодики особенно характерно для песен композиторов-профессионалов, работающих в жанрах оперной и театральной музыки (О. Козловский) - они пополняют ритмический словарь песни новыми выразительными ритмоформулами, которые станут типовыми лишь в следующем столетии.
Существенным для конца XVIII века становится интерес к русской фольклорной песне, благодаря чему жанровый канон «российской песни» обогащается чертами, имеющими условно «русскую», «простонародную» окраску: это четырехстопный хорей, который к концу века утрачивает смысл метра любовных песен; размер 2/д, как основной размер для записи и стилизаций русских народных песен, и одна из ячеек для альтернирующих формул ритмического словаря.
Развитие ритмической стилистики песни-романса второй половины XVIII века тесно связано и с изменениями условий бытования жанра в городской обиходной среде. Если песня середины столетия в большей степени ориентирована на традиции письменной культуры (в этом сказывается процесс усвоения и адаптации стилистических типажей европейской музыки), то к концу века песенная традиция расширяет рамки бытования и существует в форме популярных печатных песенников, домашних рукописных альбомов и в устной традиции исполнения. Сам способ бытования песни в городской среде становится схож с фольклорным: популярные «голоса» песен существуют с множеством текстовых вариантов, а известные литературные песни обрастают различными мелодическими версиями. Как следствие, это приводит и к упрощению ритмической стилистики, и к закреплению словарных норм в песенных типажах.
Бытовая песенная традиция первой половины XIX века формирует свою, во многом отличную от предшествующего столетия, картину ритмических закономерностей. Связано это и с изменившимися условиями бытования песни-романса в городской среде, и с новыми художественно-стилистическими идеями, характерными для культуры России в этот период.
В своем исследовании мы выделили несколько существенных черт бытования песенного жанра в первой половине XIX века. Прежде всего, обращает на себя внимание наметившаяся в конце XVIII столетия тенденция к социальному расслоению песенной традиции: песня-романс становится чрезвычайно популярной и проникает в различные слои городского быта - от дворянского салона до домашнего обихода чиновников, ремесленников, купцов и др. Каждый слой формирует свой излюбленный песенно-романсовый репертуар, образуя свой музыкальный «диалект» (Б.Асафьев). Другая заметная черта бытования песни в первой половине XIX века - ее заметно возросшая массовость'. песенники (нотные и, особенно, текстовые) становятся одним из выгодных товаров для книгоиздателей и поэтому выходят часто хорошими тиражами. Другая распространенная форма бытования - рукописные песенники и домашние альбомы, которые в XIX веке есть в каждом доме, где любят домашнее музицирование. Песни и романсы переписываются и переиздаются, обрастая при этом новыми текстовыми и мелодическими вариантами. Вариативность как одна из типологических черт бытовой традиции распространяется также на жизнь романса в многообразных исполнительских трактовках: одна и та же песня по-разному звучит в цыганской транскрипции, в исполнения профессионального певца или простого любителя. И, наконец, еще одна особенность бытования жанра в это время - доступность ее создания: песни и романсы сочиняют как композиторы-профессионалы, так и неискушенные дилетанты. Сочинение романсов становится настолько модным и популярным, что превращается в светскую забаву-игру в сочинение стихов и музыки к романсам и песням. Отмеченные нами характерные условия бытования песенной традиции в городском обиходе определяют конструктивные принципы существования ритмического словаря жанра: как опору на неизменный ограниченный круг ритмических формулыюсть закономерностей и вариативность как способ разнообразного существования ритмоформул в песнях и романсах.
Образно-тематические и стилистические особенности песни-романса первой половины XIX века определяются ведущими художественными идеями того времени: задачами утверждения национальной самобытности русского искусства и художественного претворения комплексов романтического мироощущения. Но бытовая песенная традиция, усваивая и адаптируя высокие художественные идеи, создает в своей среде их «сниженные» и «обытовлен-ные» варианты. Песни и романсы той эпохи изобилуют растиражированными образами фольклорных «добрых молодцев», «удалых разбойников», «тоскующих красных девушек», а также романтическими типажами «непризнанных поэтов», «разочарованных мечтателей», «идеальной любви к «неземным девам» и т.п.
Достаточно пестрая и многообразная по составу бытовая песенная традиция опирается на два типологических центра - романс и песню, каждый из которых формирует свой устойчивый жанровый стиль с узнаваемыми образными, тематическими, стилистическими стереотипами. Результаты анализа выявили картину определенных метро-ритмических предпочтений, различных для двух жанровых групп, которые образуют, соответственно, два «диалекта» ритмического словаря - песенный иромансовый.
В ритмике романсового жанрового стиля нами отмечены черты значительного обновления ритмического словаря. Так, произошли изменения в метрическом репертуаре романса: если в XVIII веке преобладающим размером «нежных» песен был четырехстопный хорей и метр популярного менуэта - 3/4, то в XIX столетии наиболее типичным метром романса стал четырехстопный ямб и размер 4/4. Поэтические трехдольные метры, совершенно не характерные для песенной традиции XVIII века, в новом столетии начинают восприниматься как специфически «романсовые». Расширился и музыкально-метрический репертуар: здесь появляются размеры, ранее не использовавшиеся в бытовой тра
9/ 12/ 6 / диции - /8, /8, Ц .
Ритмика песенного стиля в целом более традиционна: в первой половине XIX века закрепляется типичный для имитаций народного стиха четырехстопный хорей, часто с дактилическими окончаниями, а также цезурированный «кольцовский» пятисложник; музыкальный размер 2/4, преобладавший в «простонародной» песне XVIII века характерен и для «русских» песен нового столетия. Новое в ритмике песни, так же как и в метрическом репертуаре романса, -это увеличение роли трехдольных поэтических и музыкальных размеров.
Общей для ритмического словаря как романсового, так и песенного стиля стала тенденция разнообразного варьирования типовых ритмоформул интонирования поэтического текста в вокальной мелодии. Различные приемы'итмиче- ^ ского варьирования связаны, как правило, с попытками письменной фиксации особенностей вокально-исполнительской агогики, ставшей характерной чертой устного бытования данного жанра в первой половине XIX века.
Ритмический словарь песни-романса испытывает на себе сильное влияние еще одной ведущей эстетической идеи эпохи романтизма: осознания индивидуальности, неповторимости, личности творца и оригинальности его произведений. Бытовая песенная традиция, которая основывается на противоположных принципах традиционности, узнаваемости, повторяемости всех своих стилистических компонентов, оставляет очень мало возможностей для проявления авторской индивидуальности. Как показывает наше исследование, своеобразие ритмического почерка видного композитора в условиях бытовой традиции обычно складывается из тех или иных ритмических предпочтений, которые композитор оказывает при выборе тех или иных словарных формул ритма и их варьирования. Так, анализ ритмики песен и романсов Алябьева, А.Варламова и А.Гурилева при всей плотности присутствующей здесь словарной традиции дал отчетливое представление о ритмической индивидуальности каждого из них. В то же время, особенности ритмического почерка этих композиторов говорят о том, что творчество даже талантливых авторов в условиях бытового жанра является прежде всего вариацией на устойчивые жанровые формулы.
Перестройка художественного сознания от нормативного, жанрового - к индивидуальному, авторскому - это процесс длительный и постепенный. В первой половине XIX века он дал свои ощутимые плоды в творчестве М. Глинки. Великий мастер, прекрасно ориентируясь в условиях «фабрики русских романсов», сумел преобразовать общеупотребительный жанровый контекст песни-романса, создавая в каждом своем произведении единичное, оригинальное решение. В ритмической стилистике песен и романсов это выражается во введении приемов «психологической конкретности» на разных масштабных уровнях временной организации: ритмической композиции песни-романса в целом, выразительной ритмической нюансировки отдельных вокальных фраз и др. Глинка смог открыть «бесконечные ресурсы вокальной музыки» и запечатлеть их в своих гениальных романсах и песнях.
Подытоживая проведенное исследование, можно сказать, что в картине развития русской песни-романса и его ритмического словаря проявляется некая общая логика существования художественных жанров, о которой писал М. Бахтин: «В жанрах, - считал ученый, - на протяжении веков их жизни накопляются формы виденья и осмысления мира» (26, с. 332). История бытовой песенной традиции особенно интересна тем, что запечатлела в своих непритязательных жанровых формах очень личный эмоциональный мир человека прошлых веков. Непреходящая популярность многих старинных романсов и песен, сохранивших свое очарование даже в конце XX столетия, а также новая жизнь этих бытовых жанров в бардовских, дворовых и др. песнях, современных стилизациях «старинных» романсов в репертуаре эстрады говорит о жизненной силе бытовой песенной традиции и несомненных перспективах ее существования в отечественной культуре. Дальнейшие возможности исследования песни-романса и его стилистических закономерностей заключаются, как нам представляется, в попытке разгадать главный парадокс бытового жанра: его поразительной способности простейшим языком говорить о сложных и тонких сферах человеческой души и, несмотря на стереотипность и банальность своих расхожих штампов, искренне волновать своих слушателей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Банникова, Ирина Ивановна, 2001 год
1. Алябьев A.A. Романсы и песни: Полное собр. в 4-х т. /Сост. Б.Доброхотов. -М.: Музыка, 1974-1977.
2. Булахов П. П. Песни и романсы / Сост. Е.Соколова.- М.: Музыка, 1977.
3. Варламов A.A. Полная школа пения в 3-х частях. М.: М.А.Гутхейль, 1888.
4. Варламов A.A. Романсы и песни: Полное собр. в 4-х т. / Сост. Н. Листова. -М.: Музыка, 1973-1976.
5. Верстовский А.Н. Избранные романсы и песни / Сост. М. Городецкая. М.: Музыка, 1989-47 с.
6. Верстовский А.Н. Романсы и песни //История русской музыки в нотных образцах / Сост. и ред. С.Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1970. - Т.З.
7. Глинка М.И. Романсы и песни в 2-х т. -М.: Музыка, 1978-1979.
8. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса (1835-1836) // Полн. Собр. соч. Т. 11. М.: Музыка, 1963.
9. Глинка М.И. Школа пения (1856) // Полн. Собр. соч. Т.11.-М.: Музыка, 1963.
10. Гурилев А. Л. Романсы и песни: Полное собр.в 2-х т.-М.: Музыка,1978-1979.
11. Дамский музыкальный кабинет, содержащий в себе искусство сочинять по изложенным таблицам разного рода пиесы для пианино-форте в 2-х частях. Изданный Д. Кушеновым-Дмитревским. СПб., 1828.
12. Дубянский Ф.М. Российские песни // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 1.: Русская вокальная лирика XVIII века. / Сост. О. Леваше-ва.-М.: Музыка, 1972. С.114-124.
13. Избранные русские канты XVIII века. Л.: Музыка, 1983.
14. История русской музыки в нотных образцах / Сост. и ред. С.Л.Гинзбург. -М.: Музыка, 1968. Т.1, изд. 2-е.
15. История русской музыки в нотных образцах (Песни и романсы Д.А. Кашина, А.Д. Жилина, А. Шапошникова, A.C. Козлянинова, И.И. Геништа,
16. Н.А.Титова, Н.С. Титова, И.А. Рупина, И.Л. Яковлева, М.Ю. Виельгорского, А.П. Есаулова ) / Сост. и ред. С.Л.Гинзбург. М.: Музыка, 1969.- Т.2.
17. История русской музыки в нотных образцах (Романсы и песни А.Н. Вер-стовского, Ф.М. Толстого, М.И. Бернарда, П.А. Федорова) / Сост. и ред. С.Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1970. - Т.З.
18. Калейдоакустикон, музыкальное упражнение для составления 214 миллионов вальсов и более. СПб., 1825 (тип. А. Смирдина).
19. Калейдостихон (отрывчатые стихи) // Русская стихотворная пародия (XVIII-начало XX века). Л.: Сов. писатель, 1960. - С. 170-173.
20. Козловский O.A. Российские песни // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 1.: Русская вокальная лирика XVIII века. / Сост. О. Леваше-ва. М.: Музыка, 1972. - С. 125-225. '
21. Музыкальная игра косточками, или Способ сочинять менуэты и трио для клавикордов посредством двух косточек // Карманная книга для любителей музыки на 1795 год. СПб., иждив. книгопродав. И.Д. Герстенберга, 1795 (печ. в тип. И.К. Шнора).
22. Музыкальная игра косточками, или Показание к сочинению произвольного числа штук без знания музыки и правил сочинения // Карманная книжка для любителей музыки на 1796 год. СПб., иждив. Книгопродав. И.Д. Герстенберга, 1796 (печ. в тип. И.К. Шнора).
23. Музыкальный альбом Е.Р.Дашковой // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство.Археология / Ежегодник 1982. Л.: Наука, 1984.-С. 179-195.
24. Начало русского романса: Сборник / под ред. Т. Трофимовой и А. Дроздова. М.: Гос. муз. изд-во, 1936.
25. Опыт музыкального искусства костями или легчайший способ сочинять пиесы без познания нот и музыки для пиано-форте, изданный любителем и артистом музыки Д. Кушеновым-Дмитревским. СПб., 1822.
26. Песенник П. Ильина: «Новейший отборный песенник, собранный Петром Ильиным». В 3-х ч. М, 1817.
27. Песенник М. Маклакова: «Новейший полный песенник для особ обоего пола, изд. М. Маклаковым, с объяснениями содержания и голосов оных с присовокуплением приличных каждой песне девизов в стихах». Изд. 2-е. - В 3-х ч. - М.: Тип. Кузнецова, 1822.
28. Плещеев A.A. Баллады и романсы В. Жуковского, положенные на музыку А.Плещеевым, -ч. 1-2. -СПб., 1832/
29. Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников (1816-1837). М.: Музыка, 1974.
30. Русская вокальная лирика XVIII века /Сост. Е. Левашева. М.: Музыка, 1982-95 с.
31. Русские песни XVIII века: Песенник И.Д. Гернстенберга и Ф.А. Дитмара / ред. и вст. ст. Б.Вольмана. -М.: Музгиз, 1958.
32. Сборник кантов XVIII века // Из рукописных фондов Гос. истор. музея / Приложение к Четвертому разделу книги Т. Ливановой «Русская музыкальная культура XVIII века» т.1 - М.: Гос. муз. изд-во, 1952 - 136 с.
33. Сборник М.Д. Чулкова: «Собрание разных песен. Части 1, 2 и 3 с прибавлением. В Санктпетербурге, 1770-1773».
34. Собрание наилучших российских песен, изданных Ф.Мейером // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 1.: Русская вокальная лирика XVIII века. / Сост. О. Левашева. М.: Музыка, 1972. - С.64-113.
35. Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач / Ред. и вступ. ст. В.М.Беляева. М.: Гос. муз. изд-во, 1955.1. БИБЛИОГРАФИЯ.
36. Адорно Т. Социология музыки. Избранное. М.; СПб.: Университетская книга.- 1999. - 445 с.
37. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов /Сост. В.Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. - 224 с.
38. Алексеев М.П. Из музыкальной жизни русской провинции первой половины XIX века // История русской музыки в исследованиях и материалах / Под ред. К.А. Кузнецова. М.: Музсектор Госиздата, 1924. - С. 7- 45.
39. Алексеев М.П. К вопросу о А.Д. Жилине русском музыканте начала XIX века // Там же. - С. 106-113.
40. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Сов. Композитор, 1988. - 237 с.
41. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М.: Музыка, 1991.-320 с.
42. Аронсон М., Рейсер М. Литературные кружки и салоны. — СПб.: Академ, проект, 2000 400 с.
43. Асафьев Б.В. Важнейшие этапы развития русского романса II Русский романс: Опыт интонационного анализа. Сб. статей / Под ред. Б.В. Асафьева. М.-Л.: Академия, 1930. - С. 9-24.
44. Асафьев Б.В. Глинка. // Избр. тр. в 5 т. М.: Академ, наук СССР, 1952. - Т. 1.-С. 58-265.
45. Асафьев Б.В. Композитор и действительность // Избр. тр. в 5 т. М.: Музыка, 1957. - Т.У. - С. 54-143.
46. Асафьев Б.В. Композитор из плеяды славяно-российских бардов. Алексей Николаевич Верстовский. // Избр. тр. в 5 т. - М.: Академ, наука СССР, 1956. - Т. IV-С. 59-62.
47. Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века. // Там же С. 3958.
48. Асафьев Б.В. Композиторы, поспешите! // Там же С. 20-22.
49. Асафьев Б.В. Музыка в кружках русских интеллигентов 20-40-х годов. // Музыкознание: Временник отдела музыки. Л.: Академия, 1928. - Вып. 4. -С. 5-12.
50. Асафьев Б.В. Музыка города и деревни. // Б. Асафьев О народной музыке. / Сост. И. Земцовский. Л.: Музыка, 1987. - С. 100-111.
51. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1 и 2. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
52. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов) О ближайших задачах социологии музыки // Мозер Г.И. Музыка средневекового города / Пер. с нем., ред. И вступ. Статья Игоря Глебова. Л.: Академия, 1927. - С. 12-65.
53. Асафьев Б.В. Об исследовании русской музыки и двух операх Бортнянско-го // Музыка и музыкальный быт старой России (на грани XVIII и XIX столетий). Материалы и исследования. Л.: Академия, 1927. - С. 7-29.
54. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1979. -344 с.
55. Асафьев Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические задачи // De música: Временник Разряда истории и теории музыки. Вып. 1. -Л., 1925.-С. 5-27.
56. Асафьев Б.В. Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания // Задачи и методы изучения искусств. — Пб.: Академия, 1924.-С. 63-80.
57. Асафьев Б.В. П.И. Чайковский // Избр. тр. в 5 т. М.: Изд-во Академ, наук СССР, 1954. - Т. И. - с. 17-190.
58. Батюшков К.Н. Прогулка по Москве // Избран, проза / Сост. П.Г. Паламар-чук. М.: Сов. Россия, 1988. - С. 47-62.
59. Банин A.A. О принципах моделирования обобщенного слогового ритма. Вопросы методики и методологии // Памяти К.В. Квитки: Сб. статей / Ред.- сост. А. Банин, М.: Сов. Композитор, 1983. - С. 165-179.
60. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы Глинки. Л.: Музыка, 1068. - С. 66.
61. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С. 237-280.
62. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Белинский В.Г. Собр. Соч. в 9 т. М.: Худож. лит., 1982. - Т.8. - С. 53-86.
63. Белинский В.Г. Мысли и заметки о русской литературе // Там же. С.32-35.
64. Белинский В.Г. О жизни и сочинениях Кольцова // Там же. С. 98-124.
65. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В.Г. Собр. Соч. в 9 т. Худож. лит., 1980.-т. 6.-С. 74-100.
66. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Там же. С. 7-73.
67. Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750-1755.- М.-Л.: Изд -во Академ, наук СССР, 1936. С. 324.
68. Берков П.Н. Особенности русского литературного процесса XV11I века // Проблемы исторического развития литературы. Л.: Худож. лит., 1981. -С.128-285.
69. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-С. 544.
70. Богатырев П.Г. Народный русский театр. Программа по собиранию сведений о народном театре // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. трудов.-М.:ГИТИС, 1988.-С. 175-185.
71. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - С. 350.
72. Булич С.К. Варламов А.Е. // Русская музыкальная газета. 1901. - №№ 45, 46, 47.
73. Булич C.K. Дедушка русского романса (о Н.А.Титове). // Русская музыкальная газета. 1900. - №№ 17-19, 21, 22, 50.
74. Булич JI.JI. Прадедушка русского романса (о Г.Теплове) // Музыкальный современник. 1916. - сентябрь, кн. 1. - С. 5-35.
75. Бухштаб Б.Я. Русская поэзия 1840-1850-х годов // Поэты 1840-1850-х годов: Вступ. статья. Л.: Сов. писатель, 1972. - С. 5-35.
76. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово: в 3-х частях. 4.1: Ритмика. 149 е., Ч. II: Интонация, Ч. III: Композиция. - М.: Музыка, 1972, 1978.-368 с.
77. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. М.: Изд-во Академ, наука СССР, 1965. - 351 с.
78. Веселовский A.A. Любовная лирика XVIII века (К вопросу о взаимоотношении народной и художественной лирики XVIII века) Спб.: Тип. Ясногорского, 1909.- 195 с.
79. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. -М.: Музыка, 1989. 404 с.
80. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. М.: Высш. шк., 1982. - 529 с.
81. Вольман Б.Л. Русские печатные ноты XVIII века. Л.: Музгиз, 1957. - 293 с.
82. Вольман Б.Л. Русские печатные нотные издания XIX начала XX века. -Л.: Музыка, 1970.-216 с.
83. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Театр как действие // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. тр. М.: ГИТИС, 1988. - С. 107-119.
84. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
85. Вяземский П.Я. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки / Сост. Н.Г. Охотина. М.: Правда, 1988, - 480 с.
86. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Наука. 1984. - 319 с.
87. Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. - 487с.
88. Гаспаров M.JI. Тынянов и проблема семантики метра // Тыняновский сборник: Первые тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1984. - С. 105-117.
89. Гвоздев A.A. Итоги и задачи научной теории театра // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. тр. М.: ГИТИС, 1988. - С. 120-159.
90. Генина JI. Обсуждаем проблемы массовых жанров: Вместо интродукции // Музыкальная академия. 1995. - № 2. - С. 124-126.
91. Гинзбург Л.Я. О лирике. J1.: Сов. Писатель, 1974. 408 с.
92. Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л.: Сов. Писатель, 1982. 422 с.
93. Гинзбург Л.Я. Русская поэзия 1820-30-х годов // Русская поэзия 1820-30-х годов. Вступ. ст.: Серия библиотека поэта. Л.: Худож. лит. - 1972,- Т.1. -С. 6-65.
94. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. - С. 23-36.
95. Глинка М.И. в воспоминаниях современников / Под общ. ред. A.A. Орловой. М.: Гос. муз. изд-во, 1955. - 432 с.
96. Глинка М.И. Записки. Л.: Гос. муз. изд-во, 1953. - 283 с.
97. Глинка М.И. Литературные произведения и переписка: В 2-х т. / Сост. A.C. Ляпунова, A.C. Розанов. М.: Музыка, Т. 1. - 1973. - 482 е., Т. 2 -1975.- 389с.
98. Гоголь Н.В. Учебная книга словесности для русского юношества // Избр. статьи. М.: Современник, 1980. - С. 203-210.
99. Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. М.: Музыка, 1981. - 279 с.
100. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Сов. композитор. 1971.-304 с.
101. Гретри М. Мемуары или очерки о музыке. М.-Л.: Искусство, 1939. Т.1. -267с.
102. Григорьев А. Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны // Аполлон Григорьев. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. -С. 312-275.
103. Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция М., 1929. -139с.
104. Гудошников Л.И. Очерки истории русской литературной песни XVIII-XIX веков. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1972. - 170 с.
105. Гуковский Г.А. О русском классицизме // Поэтика. Временник отдела словесных искусств ГИИИ. Л.: Академия, 1929. - С. 21-65.
106. Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л.: Худож. лит., 1938. - 314 с.
107. Гуковский Г.А. Русская поэзия XVIII века. Л.: Академия, 1927. - 211 с.
108. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1998. - 288 с.
109. Гусев В.Е. Песни. Романсы. Баллады русских поэтов. Вступ. статья // Песни русских поэтов. Сборник в 2 т. Л.: Худож. лит., 1988. - Т.1. - С. 5-54.
110. Даль В.И. Токовый словарь живого русского языка в 4-х т. М.: Рус. Яз. 1978. -Т.1.-699 с.
111. Даргомыжский A.C. Избранные письма М.: Муз. гос. изд-во, 1952. 247 с.
112. Да^ёл^ь Е.Л. Некоторые черты фактуры и формы романсов Глинки // Русский романс: Опыт интонационного анализа. Сб. статей / Под ред. Б.В. Асафьева. М.- Л.: Академия, 1930. - С. 25-46.
113. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии, или об оде // Русская литература последней четверти XVIII века.: Хрестоматия / Сост. В.Я. За-падов. М.: Просвещение, 1985. - С. 192-195.
114. Диденко Н.М. Музыкально-речевой этикет приватного музицирования в западноевропейской традиции XVII XVIII веков // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. - Ростов-на-Дону: РКГ. 1996. - С. 93-106.
115. Доброхотов Б.В. Александр Алябьев. Творческий путь. М.: Музыка. 1966. - 319 с.
116. Дуков Е.В. Апология развлечения // Музыкальная академия. 1993. - № 1. -С. 89-92.
117. Дуков Е.В. Бал как социальная практика в России XVIII-XIX веков // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996.-С. 142-156.
118. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских традиционных песен. Учебное пособие по курсу «Народное музыкальное творчество». М.: РАМ им. Гнесиных, 1993.- 154 с.
119. Жирмунский В.М. Задачи поэтики' // Задачи и методы изучения искусств: сб. статей. Пб.: Академия, 1924. - С. 125-167.
120. Жирмунский В.М. Теория стиха. JL: Наука, 1975. - 407 с.
121. Задачи и методы изучения искусств: Сб. статей. Пб.: Академия, 1924. -215 с.
122. Земцовский И.И. Фольклористика как наука // Славянский музыкальный фольклор. Статьи и материалы / Сост. И ред. И. Земцовский. М.: Музыка, 1972.-С. 9-79.
123. Зенкин К.В. Музыка быта и ее жизнь в контексте культуры романтизма //
124. Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК,1996.-С. 122-127.cf
125. Зоркая Н.М. Еще уникальном и тиражированном в современном искусстве // Вопросы социального функционирования художественной культуры. -М.: Наука, 1984. С. 168-190.
126. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910-х годов. -М.: Наука, 1976.-297 с.
127. Зоркая Н.М. Фольклор, лубок, экран. М.: Искусство, 1994. - 239 с.
128. Иванов Е.П. Русский народный лубок. М.: Изогиз, 1937. - 142 с.
129. Иванов М.М. История музыкального развития России.Т. 1.-СП6, 1910.-223 с.
130. Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. тр./ Сост., ред. C.B. Стахорский. М.: ГИТИС, 1988. - 340 с.
131. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. - 280 с.
132. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. - № 22. - С. 43-95.
133. Каманкина М. Типологическое, традиционное и новое в музыке быта // Традиционное и новое в отечественном искусстве. М.: Музыка, 1987. - С. 81-95.
134. Карамзин Н.М. О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств // Литературная критика 1800-1820-х годов / Сост. Л.Г. Фризман. М.: Худож. лит., 1980. - С. 23-27.
135. Кац Б.А. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии. СПб.: Композитор, 1997. - 272 с.
136. Кац Б.А. Стань музыкою, слово! Критические этюды. Л.: Сов. композитор, 1983. - 150 с.
137. Квитка К.В. Избр. тр. в 2-х т. -М.: Сов. композитор, 1971. -Т.1.- 384 с.
138. Квятковский А. Русское стихосложение // Русская литература. 1960. - № 1.-С. 79-104.
139. Кац Б.А. Простые истины киномузыки: Заметки о музыке Андрея Петрова в фильмах Г. Данелия и Э. Рязанова.- Л.: Сов. композитор, 1988.-232 с.
140. Келдыш Ю.В. Записи и изучение народной песни // История русской музыки в 10 т. /М.: Музыка, 1984. Т. 2: XVIII век, часть первая.- С.216-255.
141. Келдыш Ю.В. Песни на стихи А.П. Сумарокова в рукописных сборниках XVIII века // История и современность. Л., 1981. - С. 29-58.
142. Келдыш Ю.В. Песня в рукописных сборниках // История русской музыки в Ют./М.: Музыка, 1984. Т. 2. - С. 153-183.
143. Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века. М.: Наука, 1965. - 464 с.
144. Клепиков С.А. Лубок. 4.1: Русская песня / Бюллетень гос. лит. Музея. -М.: Гослитмузей, 1939. 273 с.
145. Количественные методы в музыкальной фольклористике: Сб. статей / Все-союз. Комиссии по народному музыкальному творчеству CK СССР. М.: Сов. композитор, 1988. - 284 с.
146. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994.- 160 с.
147. Копанева Н.П. Новые народные песни балладного типа в русской устной традиции конца XIX начала XX веков: Дис.кан. филолог, наук. - Л., 1985.- 193 с.
148. Копылова B.C., Панченко A.M. Роль музыки в реформе русского стиха // XVIII век: Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой: Сб. статей.- Л.: Наука, 1986. С. 5-20.
149. ПЗ.Кремлев Ю.А. Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. В 3 т. / Л.: Музгиз. Т.!: 1825-1860.-288 с.
150. Кривцун O.A. Эстетика: Учебник. М.: Пресс, 1998. - 430 с.
151. Кузнецов К.А. Глинка и его современники. М.: Академия, 1926. 286 с.
152. Куликов Ю.М. Культурологический аспект теории художественной самодеятельности //Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения. М.: МК СССР ВНИИ искусствознания, 1982. - С. 34-60.
153. Кюи Ц.А. Русский романс: Очерк развития. СПб., 1896. - 209 с.
154. Лаврентьева И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. - 78 с.
155. Левашева O.E. Развитие жанра «российской песни» // История русской музыки в 10 т. /т.2: XVIII век, часть первая. М.: Музыка, 1984. -С.184-215.
156. Левашева O.E. Романс и песня. А.Д. Жилин, Д.Н. Кашин // Очерки по истории русской музыки. Л., 1956. - С. 86-123.
157. Левашева O.E. «Российская песня» и ее создатели // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 1. Русская вокальная лирика XVIII века / Сост. О.Левашевой. М.: Музыка, 1972.-С. 319-357.
158. Ливанова Т.Н. Музыка придворная, театральная и бытовая // Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М.: Гос. изд-во "Искусство", 1938.- ВыпЛ.-С. 158-255.
159. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура ХУШ века в ее связях с литературой, театром и бытом: Исследования и материалы в 2 т. М: Гос.муз. изд-во. - Т. 1 - 1952. - 535 е.; Т. 2. - 1953. - 476 с.
160. Лисовский Н.М. Музыкальные альманахи ХУШ столетия. СПб.: Тип. И. Гавермана, 1882. - 80 с.
161. Листова Н. А. Варламов (его жизнь и песенное творчество). М.:Музыка, 1968.-260с.
162. Литературная критика 1800-1820-х годов / сост. Л.Г.Фризман М.: Худож. лит., 198о.-343 с.
163. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Л: Просвещение, 1981.-255 с.
164. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-270 с.
165. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ начало XIX века). - СПб., 1994. - 354 с.
166. Лотман Ю.М. "Езда в остров любви" Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины ХУШ века // Лотман Ю.М. Избр. статьи в 3 т. Таллин: Александра, 1992. - Т. I. - С. 22-28.
167. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Там же.-С. 243-247.
168. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Там же.-Т.З.-С. 380-388.
169. Лотман Ю.М. Поэзия 1790-1810-х годов. Вст. Статья //Поэты 1790-1810-х годов. Л.: Сов. писатель, 1971. - С. 5-62.
170. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре ХУШ века // Избр. статьи в 3 т. Т. 1. - С.248-268.
171. Лотман Ю.М. Русская поэзия начала XIX века. Вст. Статья // Поэты начала XIX века. Л.: Сов. писатель, 1961. - С. 5 - 114.
172. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М.: Книга, 1987. - 336 с.
173. Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Избр. статьи в 3 т. Т. 1. - С. 269-286.
174. Мазаев А.И. К вопросу об изучении современного любительского («самодеятельного») творчества // Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения. -М.: ВНИИ искусствознания МК СССР, 1982. -С. 10-35.
175. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. -262 с.
176. Мерзляков А.Ф. Рассуждение о российской словесности в нынешнем ее состоянии // Литературная критика 1800-1820-х годов / Сост. Л.Г.Фризман. М.: Худож. лит., 1980.-С. 119-133.
177. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество и его место в русской культуре // СОЦИС. 1998. - № 4. - С. 3-16.
178. Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб.статей / ред. A.M. Цукер, К.А. Жабинский. Ростов-на-Дону: РГК, 1996. - 218 с.
179. Музыка и музыкальный быт старой России (На грани XYIII и XIX столетий). Материалы и исследования. Л.: Академия, 1927. - 213 с.
180. Музыкальная старина. Сб. статей и материалов для истории музыки в России, изд. Ник. Финдейзеном. В 6 вып. СПб: Тов-во худож. печати, 1911.
181. Музыкальная эстетика России XI-XYIII веков. -М.:Музыка, 1973. -237 с.
182. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965. - 95 с.
183. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
184. Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения. -М.: ВНИИ искусствознания МК СССР, 1982. 216 с.
185. Некоторые проблемы массовых музыкальных жанров // Серия: Музыка. Экспресс-информация. Вып. 1.-1986. - 56 с.
186. Нестьев И.В. Звезды русской эстрады (Панина, Вяльцева, Плевицкая). Очерки о русских эстрадных певицах начала XX века. М.: Сов. композитор, 1970.- 176 с.
187. Оголевец А. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М.: Музгиз, 1960.-522 с.
188. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. -733 с.
189. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.-302 с.
190. Оссовский А. Музыкально-эстетические воззрения, наука о музыке и музыкальная критика в России в XYIII столетии // Оссовский А. Избр. статьи. Воспоминания. JI.: Сов. композитор, 1961. - С. 19-106.
191. Островский Г.С. Из истории русского городского примитива второй половины XYIII-XIX веков // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. Сб. статей ВНИИ искусствознания. М.: Наука, 1983.-С. 78- 104.
192. Островский Г.С. Народная художественная культура русского города XYIII -начала XIX веков как проблема истории искусства // Там же. С.63-77
193. Очерки по истории русской музыки: 1790-1825 / Под ред. М.С. Друскина и Ю.В. Келдыша. JL: Музгиз, 1956. - 457 с.
194. Перетц В.Н. Заметки и материалы для истории песни в России. СПб.: тип. Академии наук, 1901. - 83 с.
195. Перетц В.Н. Из истории русской песни // Историко-литературные исследования и материалы. Т. 1. СПб., 1990. - 210 с.
196. Петровская И. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XYIII-начала XIX в. М.: Музыка, 1983.-214 с.
197. Петровский М. «Езда в остров любви», или что есть русский романс // Вопросы литературы. 1985. - № 4. - С. 55-90.
198. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие. М.: Владос, 1997.-384 с.
199. Пиотровский А.И. К теории «самодеятельного театра» // Из истории советской науки о театре . 1920-е годы. Сб. трудов. М.: ГИТИС, 1988. - С. 186-196.
200. Позднеев A.B. Рукописные песенники XYII-XYIII веков (из истории песенной силлабической поэзии) // Уч. Записки москов. заоч. пединститута. Т.1. М.: изд-во МЗГПИ, 1958. - 115 с.
201. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. -М.: Высшая школа, 1990. 380 с.
202. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1998.-336 с.
203. Поэзия и музыка. Сб. статей и исследований / ред. В.А. Васиной-Гроссман и др. М.: Музыка, 1973 - 302 с.
204. Правдюк A.A. Вопросы систематизации произведений народного музыкального творчества в трудах К. Квитки // Памяти К.В. Квитки: Сб. статей / Ред.-сост. А. Банин. М.: Сов. композитор, 1983. - 206 с.
205. Примитив и его место в культуре Нового и Новейшего времени. Сб. статей ВНИИ искусствознания М.: Наука, 1983. - 206 с.
206. Проблемы музыкального ритма: Сб. статей / Сост. В.Н. Холопова. М.: Музыка, 1978-293 с.
207. Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в культуре Нового и Новейшего времени. Там же. -С. 6 26.
208. Прокофьев B.C. Из истории русского просвещенного дилетантизма (материалы о семье Титовых) //De Música. Л., 1927. - Вып. 3 - С. 15 - 32.
209. Прокофьев B.C. O.A. Козловский и его «российские песни» // Музыка и музыкальный быт старой России (на грани XYIII и XIX столетий). Материалы и исследования. Л.: Академия, 1927.-С. 123-173.
210. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Академия, 1928. - 151 с.
211. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Сб. статей. М.: Наука, 1976. -326 с.
212. Пруст Марсель. Похвала плохой музыке // Утехи и дни. Л., 1927.
213. Пряшникова М.П. Музыкальный альбом Е.Р. Дашковой // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, искусство, археология. /Ежегодник 1982. Л.: Наука, 1984. - С. 179-195.
214. Пушкарев Л.Н. Русский лубок как памятник народной культуры (И.С. Ивин-Кассиров) //Проблемы взаимосвязи литературы и фольклора. Воронеж: изд-во Воронеж, унив.-та , 1984. - С. 86-96.
215. Пушкин A.C. Собр. соч. в 10 т. Т. YI. М.: Худож. лит. - 358 с.
216. Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы о былой жизни. СПб.: А.С.Суворин, 1891.-576 с.
217. Пыляев М.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. -СПб.: А.С.Суворин, 1887. 471 с.
218. Рожновский В.Г. Китч низкопробный или возвышающий? // Нузыкальная академия. - 1993.-№ 1.-С. 93 - 99.
219. Розанов И.Н. Русская лирика. От поэзии безличной к исповеди сердца. Историко-литературные очерки. - Т. 1. - М.: Задруга, 1914. - 156 с.
220. Руднева A.B. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по истории фольклора. М.: Композитор, 1994. - 354 с.
221. Румянцев С. К истории изучения музыкальной самодеятельности // Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения. М.: ВНИИ искусствознания МК СССР, -1982. - с. 107-135.
222. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы. М.: Музыка, 1979-367 с.
223. Русский романс. Сб. статей / ред. Б.В. Асафьев. М.-Л.: Академия, 1930. -317с
224. Русское стихосложение XIX века (материалы по метрике и строфике русских поэтов). М.: Наука, 1979. - 455 с.
225. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. -М.-Л.: Музыка, 1966. С. 78 - 115.
226. Ручьевская Е.А. Становление ариозной мелодии в русском романсе начала XIX века // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б.В. Асафьева. Л.: Сов. композитор, 1987. - С. 16 - 37.
227. Ручьевская Е.А. Функии музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. - 159 с.
228. Рыжкова H.A. Музыкальные курьезы XYIII-XIX веков // Музыкальная академия. 1999. - № 1. - С. 199 - 205.
229. Савицкая В.О. Кич и народное искусство (к постановке проблемы) // Проблемы народного искусства. Сб. статей. М.: Изобр. искусство, 1982. - С. 56-65.
230. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории: 1930-1950 гг. В 2 кн. / Ред. С.Ю.Румянцев, А.П. Шульгин. М.: Гос. ин-т искусствознания МК РФ, 1995. - Кн. 1. - 375 е., кн 2. - 380 с.
231. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории: конец 1950 начало 1990 гг. / Гос. ин-т искусствознания МК РФ. - СПб.: Д. Булганин, 1999.-470 с.
232. Селицкий А.Я Парадоксы бытовой музыки // Музыка быта в прошлом и настоящем. Сб.статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996 - С. 19-35.
233. Серов А.Н. М.И.Глинка // Глинка в воспоминаниях современников. М.: Музгиз, 1955. - С. 21 - 28, 66 - 99.
234. Сиповский В.В. Русская лирика. Вып. 1: XYIII век (Из лекций, читанных на Петроградских высших женских курсах). Пг., 1914 - 172 с.
235. Сокольникова А.К. Песенная лирика XYIII века в рукописных сборниках и печатных песенниках первой половины XIX века (проблема восприятия лирического произведения): Дис. . к-та филолог, наук. М, 1974. - 233 с.
236. Сохор А.Н. О массовой музыке // Сохор А.Н. вопросы социологии и эстетики музыки в 3 т.: Статьи и исследования. Л.: Сов. композитор. 1980. -Т.1 - С. 234-264.
237. Сохор А.Н. Романс и песня // Там же. Т.З. - С. 190 - 201.
238. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Там же. -Т. 3.-С. 129- 143.
239. Стасов В. В. Статьи о музыке в 5-ти вып. Вып. 1. - М.: Музыка, 1974. -354 с.
240. Столпянский П.Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л.: Музыка, 1989.-223 с.
241. Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве // Жизнь и поэзия одно: Стихотворения / Сост. О.Проскурин. -М.: Моск. рабочий, 1987. - С. 29-39.
242. Тараева Г.Р. Бытовая музыка и семантический тезаурус эпохи // Музыка быта в прошлом и настоящем. Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996. -С. 46-60.
243. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Акад. педагог. наук, 1947. - 334 с.
244. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л.: Гослитиздат, 1959. -503 с.
245. Томашевский Б.В. Стих и язык. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. - 471 с.
246. Трубицын Н. О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX века. Очерки. СПб., 1912. -213 с.
247. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1928. - 596 с.
248. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - С. 255 - 270.
249. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Там же. С.270 - 281.
250. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.: Сов. писатель, 1965.-301 с.
251. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Сов. писатель, 1968ю -424 с.
252. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XYIII века. В 2 т. М.-Л.: Гос. изд-во Музсектор, 1928. Т. 1. -264 е., т. 2. - 346 с.
253. Финдейзен Н.Ф. Русская художественная песня (романс). Исторический очерк ее развития. СПб., М., Лейпциг: Юргенсон, 1905. - 77 с.
254. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. Сб. статей. М.: Искусство, 1972.-С. 221 -240.
255. Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. -104 с.
256. Холопов Ю.Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. Сб. статей / Сост. В.Н.Холопова. М.: Музыка, 1978. - С. 132 - 154.
257. Холопова В.Н. К вопросу о специфике русского ритма ( русские музыкальные дактили и пятидольники) // Проблемы музыкального ритма. Сб. статей / сост. В.Н.Холопова. -М.: Музыка, 1978 С. 87 - 112.
258. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 320 с.
259. Холопова В.Н. Музыкальный ритм: Очерк. М.: Музыка, 1980 - 71 с.
260. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983. -281 с.
261. Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. Сб. статей. Л.: изд-во Ленинград, универ-та, 1983. - С. 5 - 37.
262. Хохлов Ю.Н. Строфическая песня и ее развитие от Глюка к Шуберту. М.: Куншт, 1997.-402 с.
263. Цукер A.M. Массово-бытовое музыкальное искусство и академическое музыкознание // Музыка быта в прошлом и настоящем. Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996. - С. 7 - 18.
264. Чередниченко Т.В. «Громкое» и «тихое» в массовом сознании // Сов. му-зыка.-1991.-№11.-С. 18-26.
265. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. В 2 вып. Долгопрудный : Аллегро-Пресс, 1994. - Вып. 1. - 215 е., вып. 2. - 174 с.
266. Чередниченко Т.В. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и завтра // Новый мир. 1994. - № 6. - С. 205 - 217.
267. Чередниченко Т.В. Песенная поэзия А.П.Сумарокова // Традиции русской музыкальной культуры XYIII века / Труды. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXI. - М.: ГМПИ, 1975.-С. 113-141.
268. Чередниченко Т.В. Типология советской массовой культуры: Между Брежневым и Пугачевой. М.: РИК Культура, 1993. - 256 с.
269. Чернышев В. Русский песенник середины XYIII века // XYIII век: Статьи и материалы. Сб. 2. М.-Л.: АН СССР, 1940. - С. 275 - 293.
270. Шахназарова Н. Массовое музыкальное сознание и оценка музыки // Сов. музыка. 1985. -№ 3. - С. 94 - 96.
271. Шахназарова Н. Интонационный словарь и проблема народности. М.: музыка, 1966. - 106 с.
272. Шевляков Е.Г. Музыка быта и социально-психологическая среда // Музыка быта в прошлом и настоящем. Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996. -С. 35-46.
273. Шевлякова Л.Д. Светский быт позднего Возрождения и мадригал: от музыкального любительства к профессионализму // Музыка быта в прошлом и настоящем. Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996. - С.81 - 92.
274. Штейнпресс Б.С. Страницы из жизни А.А.Алябьева. М.: Музгиз, 1956. -403 с.
275. Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XYIII века / ред. Б.В. Асафьева. -Л.: Тригон, 1935.- 190 с.
276. Шюккинг J1. Социология литературного вкуса / предисл. В.М.Жирмунского. J1.: Академия, 1928. - 118 с.
277. Щербакова Т.А. Быт бытовой диалект - классика // Сов. музыка. - 1986. -№ 4-С. 100- 107.
278. Щербакова Т.А. Михаил и Матвей Виельгорские: Исполнители. Просветители. Меценаты. М.: Музыка, 1990. - 128 с.
279. Щербакова Т.А. Музыка быта и русская профессиональная музыкальная культура XIX века: Дис. . доктора искусствоведения. Минск, 1986. -441с.
280. Щербакова Т.А. Музыкальный быт России XYIII-XIX веков как мифотворчество II Музыка быта в прошлом и настоящем. Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996.-С. 127-141.
281. Щербакова Т.А. «Обиходная речь» музыки и рукописные альбомы XIX века // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б.В.Асафьева /Сб. науч. Трудов ЛГК им. Римского-Корсакова. JL: ЛГК, 1985.-С. 77-91.
282. Щербакова Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М.: Музыка, 1984. - 176 с.
283. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Москов. гос. консерватория, 1998. - 464 с.
284. Эйхенбаум Б.М. Литература и литературный быт // На литературном посту. 1927.-№ 9.-С. 47-60.
285. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха II Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Сов писатель, 1969. - С. 139 - 192.
286. Яковлев В.В. Музыкальная Москва (первой половины XIX века) // Вас. Яковлев, Избр. труды о музыке. Т. 3. - М.: Сов. композитор. - С. 9 - 41.
287. Якуб А. Современные народные песенники. Пг.: тип. Император. Акад. наук, 1914.-176 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.