Русская народная поэзия в Дагестане: на материале необрядовой лирики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат наук Атаева, Людмила Николаевна

  • Атаева, Людмила Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 234
Атаева, Людмила Николаевна. Русская народная поэзия в Дагестане: на материале необрядовой лирики: дис. кандидат наук: 10.01.09 - Фольклористика. Махачкала. 2012. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Атаева, Людмила Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В

ДАГЕСТАНЕ

1.1. История русской культурной общности в Дагестане

1.2. Сфера деятельности и быт русского населения

1.3. Общерусская песенная традиция

1.4. Региональные особенности русских лирических песен

ГЛАВА П. НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ РУССКИХ В ДАГЕСТАНЕ

2.1. История русской народной лирической песни

2.2. Необрядовые лирические песни

2.3. Любовные песни

2.4. Семейно-бытовые песни

2.5. Солдатские и казачьи песни

2.6. Плясовые и шуточные песни

2.7. Частушки как жанр народной поэзии

2.8. Поэтика необрядовых лирических песен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Перечень сокращений

2.Информаторы

3. Тематические циклы, подгруппы, мотивы

4. Тексты

4.1 Лирические песни

4.2 Частушки

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская народная поэзия в Дагестане: на материале необрядовой лирики»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние десятилетия все чаще отмечаются тенденции возврата к утраченным ценностям традиционной культуры. В настоящее время наблюдается эволюция фольклорной среды, в которой усиливается прямая межпоколенная преемственность, появляется стремление если не возродить, то хотя бы искусственно, через «мероприятия» реконструировать обрядово-бытовую, фольклорно-художественную традиции. Актуальность обусловлена отсутствием специальных монографических работ по проблеме изучения русской народной поэзии в Дагестане, в частности недостаточной разработанностью содержания и поэтических особенностей русской народной поэзии. Для народной поэзии характерно высокое художественное совершенство, поэтому исследование ее локальных и специфических черт в народной поэзии русских в Дагестане имеет важное значение. У каждого народа, в том числе и у русских в Дагестане, имеются как общие, так и локальные особенности в содержании, тематике, поэтике и в исполнении русских песен, что имеет важное значения для осмысления всего русского фольклора, представляющего своеобразную летопись этноса, и отражения его эстетического мышления. Актуальность работы обусловлена также необходимостью всестороннего изучения русской народной поэзии в Дагестане и продиктована требованиями современной фольклористики, культурологии, учебно-воспитательными целями вузов и возросшими духовными запросами общества. Молодые обращаются за духовной подпиткой к людям пожилого возраста. По крупинкам собирается утраченное, и тем большую ценность представляет то, что сохранилось.

Степень изученности проблемы. Первые документальные записи русских народных песен были сделаны в 1619 г., по просьбе англичанина Ричарда Джемса, заинтересовавшегося песнями. Записей ранее 1619 г. не найдено, поэтому считается, что народная песня до этого времени жила лишь в

устной традиции \ О популярности традиционной песни в быту русского общества середины XVIII в. говорит большое количество мемуаров, как русских, так и иностранных авторов, большое количество документальных материалов - писем, записей, дневников, семейных хроник. Первое крупное специальное издание М.Д. Чулкова «Собрание разных песен»2 является фундаментальной песенной энциклопедией XVIII в. Сборник М.Д. Чулкова оказался настольной книгой не только для любителей традиционной русской песни на рубеже XVIII-XIX столетий, но и для поэтов - профессионалов. В сборнике А.И. Соболевского «Великорусские народные песни»3 (1895-1902) собрано около пяти тысяч текстов народных песен. П.В. Киреевский организовал сбор из уст представителей народа былин, лирических песен и других фольклорных памятников, он сделал запись народных поэтических произведений основным делом своей жизни. В сборниках «Песни собранные П.В. Киреевским»4 опубликовано свыше четырех тысяч песен. К началу второй половины XIX в. крестьянская лирическая песня по-новому раскрывается перед глазами общественности. В это время наряду с крестьянскими песнями появляется быстро растущий городской фольклор - песни, возникающие в кругу мещанства, купечества, мелкого чиновничества. В крестьянский репертуар проникают некоторые романсы и "русские песни" поэтов 1820 -1830-х годов. Вся эта масса народной песенной лирики становится очень разнородной, пестрой по социальному происхождению, идейно-художественкым качествам и бытовому назначению.

Одним из первых этнографов-собирателей середины XIX в. был П.Н. Рыбников, собравший в Олонецкой губернии богатейший этнографический и фольклорный материал. В это время большую работу ведет П.В. Шейн; его труд «Русские народные песни» вышел в 1870 г., а в 1898-1900 гг. - в двух

\Колпакова Н.П. Песни и люди. М., 1977.

"Чулков М.Д. Собрание разных песен. 4.1-4. М., 1770-1774.

^Соболевский А.И. Великорусские народные песни. СПб., 1895-1902.

4Киреевский П.В. Песни, собранные П.В.Киреевским. СПб., 1911, 1918, 1929.

выпусках фундаментальной работы «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном»1 собрано около двух тысяч песен. В период с XVIII до начала XX века выходит ряд сборников «Песни с напевом». Работу, начатую в 1776 г. В. Трутовским, продолжают И. Прач, H.A. Львов, А.Е. Пальчиков, Н.М. Лопатин и В.П. Прокунин, Е.Э. Линева и другие. Выходит собрание В.Г. Варенцова «Сборник песен Самарского края»2. В 1915 г. московскими фольклористами братьями Б.М. Соколовым и Ю.М. Соколовым на основе собирательской работы в Белозерье выходит большой том «Сказки и песни Белозерского края».3 Для фольклористов народная песня сначала была не только художественным материалом, но и фактором социологического изучения народного быта.

В начале XX в. развернулась работа по собиранию частушек. Первыми специальными изданиями частушек являются сборник Д.К. Зеленина4 «Песни деревенской молодежи», «Сборник деревенских частушек» В.И.Симакова5 и «Сборник великорусских частушек» E.H. Елеонской,6 в которых напечатано более 9 тысяч частушек из различных губерний России.

В советское время расширяется работа по исследованию русской лирической песни и частушек. Тексты публикуют в журналах, сборниках по фольклору, многих специальных частушечных сборниках М.И. Смирнова, В.В. Князева, A.M. Астаховой, Н.П. Колпаковой, В.К. Архангельской, С.Г. Лазутина, A.M. Кретова, B.C. Бахтина и другие. Наибольшую научную ценность представляет сборник З.И. Власовой и A.A. Горелова7 изданный Академией наук СССР «Частушки в записях советского времени». Сборник включает более 8 тысяч текстов, записанных во многих районах страны.

'/Z/ейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, верованиях. СПб, 1898.

Варенцов В. Сборник песен Самарского края. СПб., 1862.

Соколов Б.М., Соколов Ю.М. Сказки и песни Белозерского края. СПб., 1915.

Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи. Вятка, 1903.

Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913.

6 Сборник великорусских частушек./ Под ред. E.H. Елеонской. М., 1914.

Власова В.И., Горелов В.А. Частушки в записях советского времени. М.;Л., 1965.

Собиранием, изданием и исследованием русских частушек на Северном Кавказе занимался известный фольклорист И.Н. Бойко. Методическая работа в учреждениях культуры способствовала углублению в песенное творчество, приобщению к собирательской деятельности, а позднее появлению уникальных на Северном Кавказе фольклорных сборников: «Отрадненские частушки, припевки, страдания»1, «Плясовые припевки Кубани»2, «Ставьте ушки на макушки - современные частушки»3, содержащие тексты любовных, семейно-бытовых, шуточных и плясовых частушек.

Исследованием русской народной песни и частушек в Дагестане занимались Б.Н. Путилов, Ю.Г. Агаджанов, JI.C. Киреева, B.C. Кирюхин.

Результатом исследования Л.С.Киреевой поэзии терских казаков стал труд «Народная поэзия терских казаков в связи с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии»4. Сборник B.C. Кирюхина: «Русская песня в Дагестане»5 содержит 350 текстов русских песен обрядовой, календарной, любовной, семейно-бытовой, солдатской, шуточной тематики; «Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества»6 включает песни советского периода 123 текста и 39 частушек; «Современные русские частушки Северного Кавказа»7 содержат 1180 текстов кубанской, ставропольской и терской традиций импровизационного содержания. В сборнике представлен обширный список певцов и частушечников из Ставропольского, Краснодарского краев, Кизлярского, Тарумовского районов Дагестана. Современный уровень развития науки о словесном искусстве позволяет обратиться к материалу, собранному B.C. Кирюхиным и полевому материалу, собранному в Кизлярском и Тарумовском районах Дагестана и

'Бойко И.Н Отрадненские припевки, частушки, страдания. Краснодар, 1984. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар, 1993.

Бойко И.Н. Ставьте ушки на макушки - современные частушки. Краснодар, 1994.

Киреева Л. С. Народная поэзия терских казаков в связи с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии.

Автореф. дисс...канд. филол. наук. Воронеж, 1974.

5Кирюхин B.C. Русская песня в Дагестане. Махачкала, 1975.

Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества. / Публикации, вступ. статья и коммент. В.С.Кирюхина. Саратов, 2000.

Современные русские частушки Северного Кавказа. / Публикации, вступ. статья и коммент. В С Кирюхина Саратов, 2007.

городах Махачкале и Кизляре с тем, чтобы провести классификацию текстов необрядовых лирических песен любовного, семейно-бытового, солдатского, шуточного, плясового типа по тематическим циклам и сюжетным мотивам, исследовать поэтику русских необрядовых лирических песен и частушек в Дагестане.

Исгочниковой базой диссертации явились материалы и документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Дагестан, а также в ведомственных, текущих архивах Республиканского Дома народного творчества Республики Дагестан. Важным источником стали материалы Всероссийской переписи населения 2002 г. В них содержится богатый цифровой материал, освещающий многие проблемы культурного развития русского населения в Дагестане. Вместе взятые архивные и статистические данные освещают те изменения, которые происходили в сфере культуры русского населения Дагестана.

Особую ценность для нас представляют документы, извлеченные из рукописных фондов Института истории, археологии и этнографии и Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской Академии наук. Разнообразный фактический материал получен из периодической печати и Интернета. Ценными для нас были материалы из республиканских газет: «Дагестанская правда», «Молодежь Дагестана», «Махачкалинские известия» и журнальной периодики: «Народы Дагестана», «Дагестан», «Жизнь национальностей», «Советская этнография», «Этнографическое обозрение», «Культурная жизнь Юга России», «Возрождение», «Проджи» и других.

В сборе и изучении материалов помогли и личные наблюдения автора диссертации, беседы с работниками учреждений культуры, с людьми, имеющими непосредственное отношение к русскому фольклору в Дагестане, такими, как руководители русских фольклорных коллективов в Дагестане Ю.Г. Ханжовым, С.С. Черевковой, а также исполнителями русских лирических песен и частушек: М. Казакаевой, А. Таривердиевой, Г. Бычковой, Л. Волковой, Л.

Гущиной, Н. Курбановой и любителями, собирателями и исполнителями русской народной лирической песни в Дагестане: В.Д. Грушиной, Н.П. Бобровской, Н.П. Гончаренко, П.К. Гришиной, С.Э. Абдурагимовой, JI.C. Козырь, Г.М. Сулеймановой и др.

Объектом исследования являются русские народные необрядовые песни лирического содержания (любовные, семейно-бытовые, солдатские, казачьи, шуточные, плясовые), частушки, их тематика, поэтика, образная система. Всестороннему анализу подвергнуты их изобразительно-выразительные средства.

Предмет исследования - русские народные необрядовые лирические песни, опубликованные в сборниках B.C. Кирюхина «Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества», «Современные русские частушки Северного Кавказа», «Русская песня в Дагестане», архивный материал Института ЯЛИ им. Г.Цадасы и полевой материал, собранный в Кизлярском, Тарумовском районах Дагестана и гг. Махачкала, Кизляр в 2007-2010 годах.

Цели и задачи исследования.

Основная цель работы - изучение тематики и поэтики необрядовых русских народных лирических песен в Дагестане, их специфики, а также систематизация и обобщение имеющегося фактического материала по лирическому жанру, функционирование в настоящее время русской народной песни в общенациональном и регионально-локальном пластах фольклора. Она предполагает решение следующих задач:

1. осветить исторические аспекты формирования русской культурной общности в Дагестане с историческими и этнографическими особенностями;

2. рассмотреть общие и локально-особенные черты русской необрядовой народной поэзии в Дагестане;

3. систематизировать необрядовую лирику по тематическим циклам, подгруппам и сюжетным мотивам, описать выразительные средства поэтики необрядовой русской народной лирической песни и частушек в Дагестане;

4. создать целостную картину эволюции и бытования жанра русской необрядовой лирической песни и частушек в Дагестане с богатством в казачьих песнях эстетического, нравственного, морально-этического многообразия предметно-чувственного мира.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые привлекаются к монографическому исследованию произведения народной поэзии русского населения Дагестана и русских фольклорных коллективов.

Диссертант ввел в научный оборот обширный фактический материал, состоящий из малоизвестных и новых текстов, обнаруженных в архивах и собранных в полевых условиях. Научная новизна состоит также в анализе ранее не исследованных русских необрядовых лирических песен и частушек, изучении их тематики и поэтики. Собранный материал расширяет пределы представлений о многообразии русской народной поэзии в Дагестане, и будет способствовать более объективной оценке культурно-исторического прошлого и самобытных черт у русского населения Дагестана.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды по фольклористике, литературоведению и этнографии русских и дагестанских ученых: А.Н. Веселовского, В.А. Проппа, С.Г. Лазутина, В.И. Симакова, E.H. Елеонской, В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, В.М. Жирмунского, B.C. Бахтина, В.М. Гацака, Н.П. Колпаковой, В.М. Ереминой, Г.Г. Гамзатова, У.Б. Далгаг, A.M. Аджиева, Х.М. Халилова, Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой, М.Р. Халидовой, A.M. Ганиевой, М.М. Курбанова, B.C. Кирюхина, М.Ш. Ризахановой, И.А. Суздальцевой, А.Г. Аскерова и др.

Методологическая основа диссертации строится на принципах сравнительно-исторического и типологического изучения русской народной поэзии в Дагестане. Методы и приемы исследования опираются на принципы научной объективности. В работе реализован системный подход, который позволил выявить самобытность русской народной поэзии в Дагестане, ее историзм и богатое содержание, поэтику, эволюционные процессы, которые произошли в лирических жанрах русской народной поэзии, и динамику

развития этого жанра в Дагестане. В работе также учтены наблюдения и обобщения в области изучения национального фольклора, в частности труды ученых Северо-Кавказского региона, добившихся весомых результатов в теоретическом освоении национального фольклора.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертация является новой ступенью в исследовании тематики и поэтики русской народной поэзии в Дагестане. Результаты исследования можно использовать в процессе дальнейшего изучения вопросов развития и функционирования русской народной поэзии, как в Дагестане, так и на Северном Кавказе, а также в научных изысканиях фольклорно-этнографического плана. Выявленный диссертантом фонд поэтических констант русской народной поэзии в Дагестане может оказаться полезным при изучении проблем генезиса русской народной поэзии в Дагестане и на Северном Кавказе. Основные положения, выводы диссертации могут быть применены при создании учебных пособий и научно-методических разработок по филологическим дисциплинам (фольклористике, культурологии и др.), написании обобщающих трудов по русскому фольклору в полиэтническом регионе, разработке спецкурсов по русскому фольклору в регионах Северного Кавказа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и четырех приложений, которые включают принятые сокращения, список информаторов, таблицы анализа тематических циклов, подгрупп, мотивов необрядовых лирических песен и частушек и тексты песен и частушек.

ГЛАВА I

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В

ДАГЕСТАНЕ

1 Л. История русской культурной общности в Дагестане

Русско-дагестанские связи имеют длительную историю и уходят вглубь веков. Еще средневековые арабоязычные и западно-европейские авторы - ал-Масуди, ибн-Хаукал, ал-Истахри, Ибн-Хордадбех, Плано Карпини, Рубрук, Контарини, Барбаро и другие писали о торговых и военных связях Дагестана с Русью. Во второй половине VI в. было положено начало новой трассы «Великого шелкового пути», сыгравшего немалую роль в связях славянских племен с населением Кавказа. В связи с этим интересным представляется сообщение персидского автора X в. Балами, который в связи с событиями VII в. сообщает, что на территории между Дербентом и Беленджером живут русы. Следует полагать, что речь идет о колонии русов, возникшей в приморской части Дагестана. К VII в., конкретно к 626 г., относятся сведения о контактах славянских племенных союзов с прикаспийскими областями Кавказа \

С обоснованием на Северном Кавказе и в Дагестане сарматов происходит процесс взаимодействия между ними и славянами. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и контакты с кавказским населением.

Контактирование славян и предков народов Кавказа усиливалось в связи с тем, что на территории Восточного Кавказа скрещивались торговые пути, которые связывали Древнюю Русь с Ближним Востоком, Закавказьем, Средней Азией, Поволжьем, Восточной Европой и другими регионами 2.

1Рыбаков Б.Л. Мир истории. М., 1984. -С. 101.

2Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Внешняя торговля в Древней Руси//История СССР. 1967. №3. - С.107.

Русские купцы, как сообщают раннесредневековые источники, «идут в Джуржанское (Каспийское) море и высаживаются на его берегах, где хотят» Все это дает основание полагать, что русы прочно обосновались на побережье Каспия и создали здесь постоянную базу с целью укрепления своих позиций в регионе. Источником раннего контактирования северокавказцев со славянами являются и фольклорные материалы.

Историк и археолог Б.А. Рыбаков считает, что в эпос народов Северного Кавказа, в частности, в адыгский, вошли славянские сказания, которые отражают события 1У-Х1 вв. Произошло это проникновение в XI в. во время проживания русских в Тмутаракани и оказало значительное влияние на развитие экономики и культуры местного населения, которое было многоязычным. Кроме русских, здесь жили зихи-косоги (адыги), аланы, болгары, хазары, обезы (скорее всего абазины), греки, армяне, евреи, а с конца VI в.— половцы-кипчаки. В Тмутаракани жили предки народов СевероЗападного Кавказа. Многие ученые считают, что исходным пунктом каспийских походов русов была Тмутаракань 2.

«Объединение основной части восточных славян под главенством Киева в конце IX в., ознаменовавшее собой создание Древнерусского государства», -пишет А.П. Новосельцев, - веха в истории и развитии стародавних, русско-восточных связей 3.

Появление в IX в. Киевского государства указывало на переход исторической инициативы в Восточной Европе в руки древнерусской народности. Одновременно источники отмечают настойчивые усилия древних русов по укреплению и расширении традиционных связей и интенсивные поиски ими новых путей. К этому времени относятся сведения о дальнейших походах русов на Каспий. Исследователи отмечают, что поездки русов в Закавказье и на Каспийское море предпринимались с целью торговли,

хБартолъд В.В. Арабские известия о русах // Сочинения. Т. Ш.Ч.1. М., 1950. - С. 218.

1 Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984. - С. 22.

3 Новосельцев А. П., Пашуто В.Т. Указ.соч.-С. 108.

восстановления экономических связей и установления дружеских отношений с населением завоеванных ими городов и областей \

Известно, что в УП-УШ в. происходили арабо-хазарские войны, в которых, наряду с хазарами и горцами Кавказа, участвовали и славяне, известные как сакалибы. Сведения о борьбе хазар, дагестанских горцев и русов против нашествия арабов приводится в работе А.-К.А. Бакиханова 2.

В XIII в. Кавказ и Русь подверглись нашествиям монголо-татар. В силу создавшейся обстановки связи народов Кавказа с Русью' ослабли, но не прекратились.

Связи населения Кавказа с русскими усилились с завершением процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство в период правления Ивана III (1462-1505) и в последующие годы 3.

Итак, связи народов Кавказа и Дагестана со славяно-русским миром восходят к достаточно глубокой древности и прошли ряд этапов, древнейший из которых, очевидно, восходит к скифско-сарматскому и албанскому времени.

После разгрома Хазарского каганата по рекам Дону и Кубани появляются первые русские поселения, а на берегах Керченского пролива возникает Тмутараканское княжество.

Следы пребывания русских обнаружены в Чечено-Ингушетии (с. Майртуп), а в Дагестане, севернее Дербента, была торговая фактория русов. Население Северо-Восточного Кавказа торговало с русскими через Дербент. Это - керамика, украшения (медные, бронзовые вещи, стеклянные браслеты и янтарные бусы), предметы культа (нательные кресты, иконы). Металлические украшения, стеклянные браслеты и янтарные бусы могли быть получены в результате обмена с русскими, а предметы культа появились, возможно, в этих местах в результате христианизации местного населения русскими 4.

^Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси IX - пер.пол. X в. М., 1980. - С. 185.

2Бакиханов А-К.А. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991.-С. 56.

3 Там же. - С. 57.

*Мавродин В.В. Очерки истории СССР. Древнерусское государство. М., 1956. - С. 211.

и

Первым форпостом православия и опорным пунктом русских войск на Северном Кавказе стал Терки, построенный в 1567 г. при Иване IV Грозном на правом берегу Терека, у впадения в него реки Сунжи.

Это первое исторически известное русское поселение на территории нынешнего Дагестана.

Постройке нового города на Тереке «правительство придавало большое значение как центру, через который оно имело возможность следить за обстановкой на Северном Кавказе и бороться за укрепление своего влияния в этом регионе» 1.

Заселение русскими территории Дагестана в XVIII в. связано, в частности с деятельностью Петра I, который побывал здесь во время Персидского похода в 1722 году. Он установил личные контакты со многими здешними владетелями и князьями. В период Персидского похода и в последующее время был заложен ряд опорных пунктов и укреплений вдоль побережья Каспия, сооружены укрепления и крепость на Аграхани, по берегам Сулака, Рубаса и Орта-Бугая. К 1724 г. завершилось строительство крепости Святой Крест, куда были переселены жители Терского городка и воинский гарнизон 2.

Позднее переселенная в этот регион тысяча семей донских казаков построила станицы Каменка, Кузьминка и Прорва.

Таким образом, русское население Дагестана в первой четверти XVIII в. состояло из служилого люда регулярного войска, заселивших крепости и укрепления (Аграхань, Терки, Святой Крест, Дербент, Рубас, Бойнак и др.) и терских (частично донских) казаков, которые жили в низовьях Сулака, Терека и Аграхани.

Заселение русскими Северного Кавказа и Дагестана усиливается с образованием Кавказской губернии (1775 г.) и Кавказского наместничества (1786 г.). Возникают новые крепости, станицы и города.

'Гарунова H.H. Российские города-крепости в контексте политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVIII- первой пол. XIX в.: Проблемы политической, экономической и культурной интеграции Махачкала 2007.-С. 540. -

^Ключевский В.О. О русской истории. M., 1993. - С. 542.

К концу XVIII в. было образовано более 40 новых крестьянских сел. Одним из первых земледельческих поселений русских в Дагестанской области, по мнению И.С. Костемеровского, является Михайловка.

Таким образом, с периодом реформ Петра I административное и экономическое освоение владений Кавказа начало обретать более интенсивные формы. Проблема расширения границ и присоединения новых территорий подвергалась исследованию еще дореволюционными историками. Так, В.О. Ключевский писал: «По Белградскому договору 1739 г. владения России на юго-востоке дошли до Кубани; на Тереке издавна существовали казацкие поселения. Таким образом, ставши на Кубани и на Тереке, Россия очутилась перед Кавказским хребтом» 1.

Дальнейшее освоение Северного Кавказа было невозможно без его колонизации выходцами из других российских губерний. Власти осознавали этот факт и поэтому способствовали переселению сюда самых разных категорий населения, различавшихся по социальному, ' экономическому положению и национальной принадлежности. Многие крестьяне прибывали на Кавказ самовольно, без разрешения властей. Их привлекали новые земли, где, по слухам, они могли получить свободу и освобождение от податей.

Новая волна притока русских переселенцев на Северный Кавказ и в Дагестан связана с подписанием между Россией и Ираном Гюлистанского мирного договора (1813 г.) и движением горцев с 20-х годов XIX в.

По словам A.B. Фадеева, приток на Северный Кавказ переселенцев «возрастал по мере обострения кризиса крепостничества в России» 2. Со второй половины XIX века на Северном Кавказе, за исключением некоторых районов Дагестана, в основном южных, начинает распространяться русский язык, вытесняя употреблявшийся до этого в качестве основного средства общения тюркский «татарский» язык 3.

1 Ключевский В.О. Указ. соч. - С. 543.

2Фадеев A.B. Из истории крестьянской колонизации Предкавказья в дореформенный период (1785-1861 гг.) // Доклады и сообщения института истории... М., 1956. Вып. 9. - С. 172.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Атаева, Людмила Николаевна, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаза И.И. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы. СПб., 1899.

2. Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала, 1999.

3. Абдуллаев М. Мыслители Дагестана начала XX в. Махачкала, 1963.

4. Аджиев А.М. Кумыкская народная поэзия. Махачкала, 1983.

5. Аджиев A.M. У золотых родников: Вопросы этнокультурных взаимосвязей в кумыкском фольклоре. Махачкала, 1991.

6. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005.

7. Агаджанов Ю.Г. К вопросу об исторических связях терского фольклора // Труды ЧИНИИИЯЛ. Т. 5. Вып. 3. Грозный, 1968.

8. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966.

9. Акимова Т.М., Архангельская В.К., Бахтина В.А. Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1983.

10. Алексеева Е.П. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в X-XVI вв. в отечественной исторической науке. Черкесск, 1992.

11. Алиева В. Ф. Городское население Дагестана. Махачкала, 1975.

12. Алиева В.Ф. Народонаселение Дагестана. Махачкала, 1984.

13. Алиева В. Ф. Русское население Дагестана. Махачкала. ДНЦ РАН, 2001.

14. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2000.

15. Аникин В.П. Коллективность как сущность творческого процесса в фольклоре // Русский фольклор. Т.5. М.-Л., 1960.

16. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 2004.

17. Аскеров А.Г. Сельское хозяйство Нижнего Терека во второй пол. Х1Х-нач. XX вв. // Пути возрождения терского казачества: Тез. докл. Кизляр, 1993.

18. Астафьева Л.А. Сравнения в частушках // Фольклор как искусство слова. Изд-во МГУ. М., 1975. Вып.З.- С. 142-155.

19. Ахмадов Ш.Б. Русские переселенцы в Северном Дагестане на рубеже XIX-XX вв. // Дагестан в составе России. Исторические корни дружбы народов России и Дагестана. Махачкала, 1990.

20. Бакиханов А.-КА. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991.

21. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество. М., 1962.

22. Бартольд В.В. Арабские известия о русах. Соч.: в 9-ти т. Т. З.Ч.1.М., 1951.

23. Бахтин В С. Частушка. М.-Л., 1966.

24. Бахтина В.А. Фольклористическая школа братьев Соколовых. (Достоинство и превратности научного знания). М., 2000.

25. Белинский В.Г. Поли. Соб. соч. в 13-ти. т. Т.5. М., 1954.

26. Бентковский КВ. Гребенцы. М., 1889.

27. Берже А. При-Каспийский край // КК на 1857г. Тифлис, 1856.

28. Бессонов П. Песенники XVIII века. Песни, собранные П.В. Киреевским. Вып. IX. М. 1872.

29. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

30. Бугай Н.Ф. Казачество России: отторжение, признание, возрождение. М., 1999.

31. Бурда Э.В. Очерки о Терском казачестве. Нальчик, 2003.

32. Вагабов М.М. Железнодорожный и морской транспорт Дагестана: история, становление и развитие (конец Х1Х-90-е г. XX в.). Махачкала, 1997.

33. Васильев Д.С. Загадка старого Кизляра // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1974. - С. 35-78.

34. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала: Дагкнигоиздат. 1986.

35. Васильев Н.И. Историческая записка о Кавказской, ныне Ставропольской семинарии. Ставрополь, 1896.

36. Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. Тифлис, 1888.

37. Великая H.H. Казаки восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. Ростов -н/Д., 2001.

38. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Историческая школа, 1989.

39. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Журнал народного просвещения. 1898. №3. Отд.З.-С. 1-80.

40. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. Махачкала, 1986.

41. Виноградов В.Б., Магомедова Т. С. О месте первоначального расселения гребенских казаков // СЭ. 1972. №3.

42. Власова З.И., Горелов A.A. Частушки в записях советского времени. М.; Л., 1965.

43. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX века. М.: Наука, 1974.

44. Волкова Н.Г., Лавров Л.И. Современные этнические процессы // Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - С. 329-347.

45. Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.

46. Гаджиев A.C. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964.

47. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука, 1965.

48. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историческое прошлое, культура, быт. Махачкала, 2005.

49. Гамзатов Г.Г. Фольклор: мера историзма. Махачкала: Изд-во «Наука ДНЦ», 2010.

50. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. XVIII-XIX вв. Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.

51. Ганиева A.M. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. М.: Наука, 2004.

52. Гапуров Ш.А. Терско-гребенское казачество и горцы // Современное состояние и пути развития Юга России: Материалы регион, науч. конф. «Системные исследования современного состояния и пути развития Юга России (природа, общество, человек)» (г. Азов 6-8 июня 2006г.). Ростов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007.

53. Гаруноеа Н.Н. Российские города-крепости в контексте политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVIII-первой пол. XIX в. / Проблемы политической, экономической и культурной интеграции. Махачкала, 2007.

54. Гасанов М.М. Из истории формирования русской национальной группы в Дагестане // Народы Дагестана. 2001. №1.

55. Гацак В.М. Фольклор - память традиции //Вестник ДНЦ РАН. 2000. №8.

56. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Москва -Пятигорск, 1992.

57. Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. М.: Музыка, 1981.

58. Горький A.M. О бойкости. Собр. соч. T.l. М., 1951. - С. 17.

59. Греков Б.А. Киевская Русь. М.,1953.

60. Гриценко Н.П. Быт и нравы кавказских горцев и терских казаков и их взаимное влияние друг на друга // Археолого-этнографический сборник. Т.З. Грозный, 1969.

61. Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие притеречных районов в XVIII-nep. пол. XIX в. // Труды ЧИНИИИЯЛ. Т.4. Грозный, 1961.

62. Губанов Г.П. Хуторская жизнь в Терской области // СМОМПК. Тифлис, 1904. Вып.З.

63. Гусев В.Е. Русские народные песни Южного Урала. Челябинск, 1957.

64. Дагестан в составе России: Исторические корни дружбы народов России и Дагестана. Махачкала, 1990.

65. Дагестанская область. Свод статистических данных. Тифлис, 1890.

66. Дагестанский сборник. Вып. 1. Отд.2. Темир-Хан-Шура, 1902.

67. Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором. / Под ред. А.М. Аджиева. Махачкала, 1985.

68. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М., 1981.

69. Данилюк М.Ю. «Общество распространения православия на Кавказе» и его значение для укрепления власти царизма на Северном Кавказе в пореформенный период // Кавказ, Балканы, Передняя Азия. Сб. науч. тр. Вып. 3(10). Махачкала, 2005.

70. Добролюбов H.A. А.В.Кольцов. Собр. соч. T.l. М.; Л.,1961.

71. Долгушин A.A. О переселении в Терскую область из внутренних губерний России. Владикавказ, 1907.

72. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871-1889. Т.5.

73. Елеонская Е. Страдания, пригудки, припевки, частушки// Этнографическое обозрение. 1910. № 2-3.

74. Еремин Н. По указу Петра. Щелковская: Союз казаков России. М.,1990.

75. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991.

76. Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала. 1979.

77. Жирмунский В.М. Рифма. Ее история и теория. Пг., 1923.

78. Заседателева Л.Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI-XVIII вв.// Кавказский этнографический сборник. М., 1981.

79. Заседателева Л.Б. Терские казаки. М., 1974.

80. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор М., 2002.

81. Зырянов И.В. Поэтика русской частушки. Пермь, 1974.

82. Ибрагимов М.-Р.А. История формирования русского населения Дагестана. // Советская этнография. 1978. №2.

83. Ибрагимов М.-Р. А. Основные этапы формирования русского населения в Дагестане // Дагестан в составе России: исторические корни дружбы народов России и Дагестана. Махачкала, 1990. - С. 64-68.

84. Иванов А. Праздник на Тереке // Даг. правда. 2003. 26 сент.

85. Иноземцева Е.И. Историческая география русского населения Дагестана в XIX - начале XX вв. // Научный архив и рукописный фонд ИИАЭ. Ф.З. Оп.1. Д.648.

86. Иноземцева Е.И. Россия и Дагестан: в XVIII- первой пол. XIX в.: проблемы торгово-экономических взаимоотношений. Махачкала, 2001.

87. Иноземцева Е.И, Лысенко Ю.М. Дагестанские русские: история и современность // Северный Кавказ: геополитика, история, культура: Материалы всероссийской научной конференции (Ставрополь 11-14 сентября 2001г.). Москва-Ставрополь, 2001. 4.1. - С. 217-220.

88. История культуры древней Руси. Т.2. Гл.У. М., 1951.

89. История народов Северного Кавказа. Конец XVIII B.-1917 г. М.: Наука, 1988.

90. Кавказский календарь на 1952г. Тифлис, 1851.

91. Кавказский календарь на 1867 г. Тифлис, 1866.

92. Кавказский календарь на 1874 г. Тифлис, 1873.

93. Каймаразов ГШ. Очерки истории культуры Дагестана: от времен присоединения к России до наших дней. М. 1971.

94. Караулов М.А. Терское казачество. М.: Вече, 2007.

95. Калецкий П. С. О поэтике частушки // Литературный критик. 1936. №9.

96. Квятковский А. Ритмология народной частушки // Русская литература. 1962. №2.

97. Киреева Л.С. Народная поэзия терских казаков в связи с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Воронеж, 1975. - 26с.

98. Кирюхин B.C. Жанровое своеобразие русской песни Каспия // Поэтические жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1980.

99. Кирюхин B.C. Изобразительно-выразительные средства русской народы лирики и межэтнические связи // Поэтика фольклора народов Дагестана. Сб.с Махачкала, 1981.-С. 133-150.

100.Кирюхин B.C. Отражение современной истории, этнических связей национальных отношений в русском фольклоре на Северном Кавказе, а так» на Дону, Прикаспии, Яике во взаимодействии. Саратов, 2000.

101. Кирюхин B.C. Русская песня в Дагестане. Махачкала, 1975.

102. Кирюхин B.C. Русский песенный фольклор Северного Кавказа // Научный архив и рукописный фонд ИЯЛИ. Ф.З.Оп.5.Д758. Махачкала, 1992.

103. Кирюхин B.C. Русский песенный фольклор Северного Кавказа в записях 1986-1990 гг. (Тексты, предисловие, комментарии) // Научный архив и рукописный фонд ИЯЛИ Ф.З. Оп.5. Д.708. Махачкала, 1990.

104. Кирюхин B.C. Русский песенный фольклор Северного Кавказа и Дагестана // Научный архив и рукописный фонд ИЯЛИ Ф.З.Оп.5. Д.628. Махачкала, 1991.

105. Кирюхин B.C. Русский песенный фольклор Северного Кавказа и Дона // Научный архив и рукописный фонд ИЯЛИ Ф.З. Оп.5. Д.608. Махачкала, 1987.

106. Кирюхин B.C. Советский прозаический фольклор русского населения Северного Кавказа // Научный архив и рукописный фонд ИЯЛИ Ф.З.Оп.5. Д.311. Махачкала, 1992.

107. Кпагге И. О композиции частушки // Советский фольклор. Л., 1971, Вып. 12.-С. 125.

108. Клычникоеа М.В., Клычников Ю.Ю. Вхождение Северного Кавказа в культурное поле России (1777-1864 гг.). Пятигорск, 2006.

109. Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов-на-Дону, 1995.

110. Козлов С.А. Русское казачество на Северном Кавказе. Л., 1989.

111. Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре. Л.: Учпедгиз, 1948.

112. Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. Л.: Наука, 1978.

113. Колпакова Н.П. Песенный фольклор Мезени. Л., 1961.

114. Колпакова Н.П. Песни и люди. О русской народной песне. Л.: Наука, 1977.

115. Колпакова ИЛ. Русская народная бытовая песня. М.; JI.: Изд-во АН СССР, 1961.

116. Колпакова И.П. Опыт классификации традиционной крестьянской бытовой песни // Русский фольклор. М.; JL, 1961, T.V. - С. 81-93.

117. Комаров A.B. Списки населенных мест Дагестанской области // Сборник статистических сведений о Кавказе. Т.1. Тифлис, 1869.

118. Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX-XX веков. Нальчик, 1991.

119. Кравцов Н.И. Поэтика русских народных лирических песен. М: Изд-во МГУ, 1974.

120. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. М.: Изд-во МГУ, 1976.

121. Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1977.

122. Кривоносова С. Дыхание горячего сердца. // Даг. Правда. 2000. 10 дек.

123. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1986.

124. Кузнецов ИД. Терские казаки и их рыбные промыслы. СПб.,1901.

125. Кулъчик Ю.Г., Конькова З.Б. Нижне-терское и гребенское казачество на территории Дагестана. М., 1995.

126. Курбанов М.М. Душа и память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. Махачкала, 1996.

127. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1981.

128. Лазутин С.Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960.

129. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М.: Высшая школа, 1990.

130. Липранди А.П. Кавказ и Россия. Харьков, 1911.

131. Листопадов A.M. Песни донских казаков. Т.5. М., 1954.

Ш.Лысенко Ю.М. Северный Дагестан 1957-2000 гг. (аспекты социально-

экономического развития г. Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов). Махачкала, 2005.

133 .Магомедов З.А. Композиция песенной лирики народов Дагестана. Махачкала, 2003.

134. Мансуров М. Русские переселенцы в Дагестане (2-я пол. XIX- нач. ХХв.). Махачкала, 1994.

135. Мартынова JI.H. Владимир Яковлевич Пропп: жизненный путь. Научная деятельность. СПб., 2006.

136. Масалов А.Г. Российское казачество в начале XXI века. Ставрополь, 2008.

137. Материалы Всесоюзных переписей населения 1959. М., 1960; 1979. М., 1982. Т.1.; 1989. М„ 1992.

138. Милованов Г.И. Очерк формирования и развития рабочего класса в Дагестане (90-е гг. XIX- июнь 1941 года). Махачкала, 1963.

139. Милованов Г.И. Переселенческая политика царизма в Дагестане в конце XIX- начале XX вв. // Научный архив и рукописный фонд ИИАЭ. Ф.З. Оп.1. Д.103.

140. Мугадова М.В. Наш дом - Дагестан // Возрождение. 2009. №11-12. - С. 207-210.

141. Mymueea О. С. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX - начале XX вв. Автореф. дисс...канд. ист. наук. Махачкала, 2004. -18с.

142. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Внешняя торговля в Древней Руси // История СССР. 1967. №3.

143. Обзоры Дагестанской области за 1898 г. Темир-хан-Шура, 1899.

144. Обзоры Дагестанской области за 1903 г. Темир-Хан-Шура, 1904.

145. Омелъченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ, 1991.

146. Песни гребенских казаков. / Под ред. Б.Н. Путилова. Грозный, 1946.

147. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского. М., 1968.

148. Песни Терека. /Отв. Ред. Б.Н.Путилов. Грозный, 1974.

149. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977."

150. Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 16501652. Тифлис, 1926.

151. Потто В. А. Два века Терского казачества. Ставрополь, 1991.

152. Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т.Н. СПб., 1885.

153. Поэтика фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1981.

154. Пропп В.Я. Народные лирические песни. Д., 1961.

155. Пропп В.Я. Фольклор и действительность / Под ред. Б.Н.Путилова. М.,

1976.

156. Путилов Б.Н. Исторические песни на Тереке. Грозный, 1948.

157. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.

158. Путилов Б.Н. Песни гребенских казаков. Грозный, 1946.

159. Путилов Б.Н. Современные проблемы исторической поэтики в свете историко-типологической теории // Фольклор. Поэтическая система. М.,

1977.- С.16.

160. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

161. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1951.

162. Республика Дагестан. Административное устройство, население, территория (60-е г. XIX в.- 90-е гг. XX века). Стат. справочник. Махачкала, 2001.

163. Ризаханова М.Ш. Дагестанские русские XIX- нач. XX вв. Махачкала, 2001.

164. Русские. Историко-этнографический атлас. М.: Наука, 1967.

165. Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995.

166. Русские частушки. М., 1956.

167. Русский прозаический фольклор в Дагестане и на Северном Кавказе. / Сост. B.C. Кирюхин. Махачкала, 1980.

168. Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества./ Сост. B.C. Кирюхин. Саратов. 2000.

169. Русско-дагестанские отношения в XVIII- нач. XIX в. / Гаджиев В.Г., Габиев Д.-М.С., Магомедов Н.А.и др. М., 1988.

170. Русское население Дагестана: социально-экономические, политические и этнические проблемы. Махачкала, 1996.

171. Рыбаков Б.Л. Мир истории. М., 1984.

172. Сапонов М.А. Искусство импровизации. М., 1982.

173. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси IX- пер. пол.Х в. М., 1980.

174. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.7. Тифлис, 1889.

175. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 15. Тифлис, 1893.

176. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 24. Тифлис, 1898.

177. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 29. Тифлис, 1901.

178. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 39. Тифлис, 1908.

179. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 44. Тифлис, 1915.

180. Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913.

181. Сиделъников В.М. Поэтика русской народной лирики. Пособие для вузов. М. 1959.

182. Сиделъников В.М. Русская частушка. М., 1941.

183. Славянский фольклор. М.: Наука, 1965.

184. Современные русские частушки Северного Кавказа. / Публикации, вступ. статья и комент. B.C. Кирюхина. Саратов, 2007.

185. Суздалъцева И.А. Проблемы формирования русского городского населения Дагестана на рубеже XIX-XX веков // Изв. Вузов. Северо - Кав. регион. Общест. науки. 2009. № 6. - С. 57.

186. Суздалъцева И.А. Русские переселенцы в Дагестане в конце XIX- нач. XX в.: численность, состав, деятельность. Махачкала, 2006.

187. Суздалъцева И.А. Русское переселенческое движение на Северо-Восточный Кавказ в конце XIX- начале XX веков. Автореф. дисс...к. ист. наук. Махачкала, 1997. - 28с.

188. Терский календарь на 1908г. Владикавказ, 1907.

189. Терский календарь на 1915г. Владикавказ, 1914.

190. Ткачев Г.А. Гребенские, терские и кизлярские казаки. Владикавказ, 1911.

191. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.

192. Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, 1963.

193. Трубачев О.Н. Русь, Россия // Советская Россия. 1979. 2 сент.

194. Трубицын И. О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX в. // Записки историко - филол. ф-та Санкт -Петербургского ун-та, 1912., Ч.СХ.

195. ТудвасоваН. «Слава казачья» // Даг. правда. 2009. 15 дек.

196. Умаханова A.M. К танцевальному фольклору русских в Дагестане // Возрождение. 2009. № 11-12. - С. 202-206.

197. Ухов П.Д. Кто и как сочиняет частушки в советское время? // Вопросы литературы. 1959. № 12. - С. 174-179.

198. Фольклор и художественная самодеятельность. JL: Наука, 1968.

199. Фольклор и этнография русского Севера. / Под ред.Б.Н. Путилова, К.В. Чистова. Л.: Наука, 1973.

200. Фоменко В. В Аверьяновке жить не скучно // Даг. правда. 2002. 11 апр.

201. Фоменко В. Ходит песня по селу...// Даг. правда. 2001. 12 дек.

202. Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004.

203. ХалиловХ.М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004.

204. Халилов Х.М., Селина О.В. Русский фольклор в Дагестане // Возрождение. 2009. № 11-12.-С. 154-156.

205. Хоперская JI.JT. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов н /Д., 1997.

206. ЦТ А ДАССР (Центральный Государственный архив Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики)

Ф.147. Оп.З. Д.156.Л.10.

207. ЦТ А РД (Центральный Государственный архив Республики Дагестан) Ф.2.0п.8.Д.32. Л. 13,23-24.

208. Ф.42. Оп.1. Д.2. Л. 160.

209. ЦТ А КБР (Центральный Государственный архив Кабардино-Балкарской Республики)

Ф. 157.Оп.1. Д.З. Л. 18.

210. Ф.17. Оп.1. Д.36. Л.12.

211. Частушки (Библиотека русского фольклора). М.: Сов. Россия, 1990.

212. Частушки. / Под ред. Л.А.Астафьева. М., 1987.

213. Чеботарева В.Г. Современное состояне традиционного казачьего фольклора на Тереке // Ученые записки Чечено-Ингушского пединститута (сер. филол.) 1946. Вып. 15. № 27. - С. 59-76.

214. Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959.

215.Шептаев Л.С. Русская частушка // Русская частушка. Библиотека поэта. Малая серия. Л., 1950. - С. 12.

216. Шептаев Л.С. Советская частушка// Советский фольклор. Л., 1939.

217. Языки народов СССР. Тюркские языки. Т.2. М.: Наука, 1966.

218. Яцунский В.К. Изменение в размещении расселения Европейской России в 1724-1916 гг. // История СССР. 1957. №1. - С. 213.

Интернет ресурсы

1. htth://gumilevica.kulichki.net/articles/dk08.htm. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии.

2. toîMwww rustrana.ru. / article. Этнические и миграционные проблемы русских в Дагестане.

148

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.