Массовая песня в отечественной культуре первой половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Глушаков, Ярослав Владимирович

  • Глушаков, Ярослав Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 191
Глушаков, Ярослав Владимирович. Массовая песня в отечественной культуре первой половины XX века: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2016. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Глушаков, Ярослав Владимирович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Массовая песня в начале XX века

1.1 Исторические предпосылки

1.2 Зарождение жанра

Глава 2. Массовая песня в 1920-1930-е гг.

2.1 Песня в 1920-е гг

2.2 Песня в 1930-е гг

Глава 3. Массовая песня в военные и послевоенные годы

3.1 Массовая песня в период Великой Отечественной войны

3.2 После 1945 года

Заключение

Список литературы

Список иллюстративного материала

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Массовая песня в отечественной культуре первой половины XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Массовая песня представляется одним из значительных достижений отечественной культуры. Ее внезапное рождение и стремительное развитие обусловлено спецификой построения «массового общества» в нашей стране. Являясь его плодом, песенное наследие оказало глубокое воздействие на все поколения советских людей. Современные исследователи отмечают повышение роли массовой культуры в российском социуме, и это делает ценным опыт, накопленный при создании исследуемого жанра.

В постсоветские годы стали появляться исследования, обнаруживающие новые перспективы изучения жанра массовой песни как ярчайшего явления своей эпохи. Из них можно сделать важный вывод: советская массовая песня не имеет мировых аналогов ни по разнообразию жанров, ни по результату воздействия. Все это обнаруживает актуальность осмысления отечественной массовой песни с позиции современных научных подходов.

Степень разработанности темы. Еще сравнительно недавно массовая песня считалась одним из наиболее изученных жанров в отечественном музыкознании. Ее тематика, жанровое многообразие, пути эволюции, роль в творчестве композиторов-песенников: эти и другие вопросы не раз становились предметом научного интереса. Однако, изучая научную литературу, нетрудно заметить, что основная часть трудов была создана в советские годы и отражает взгляды и подходы своего времени. Отметим также неравномерность научного отражения песенного материала различными исследователями: большинство авторов обращаются к произведениям 1930, 1940, 1950-х годов. В то же время недостаточно исследованными являются песни периода с начала XX века до середины 1920-х годов. Также представляется проблемным научный анализ генезиса жанра. Среди

наиболее крупных назовем исследования И. Нестьева (1946)1 , М. Друскина (1954)2, А. Бочарова (1956)3, А. Сохора (1959)4 и Е. Матутите (1977 и 1982)5.

А. Бочаров изучает исторические условия появления и развития массовой песни, подробно анализирует творчество поэтов-песенников В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, Л. Ошанина, Е. Долматовского. Материалом его монографии являются литературные тексты. В разделе «Поэтика жанра» рассматриваются художественные приемы, принципы построения поэтического образа, композиция и язык. Однако автор не исследует генезис песни; точное время ее возникновения, по его мнению, «установить невозможно».

Свою работу «Русская революционная песня» М. Друскин называет «исследовательским очерком». Это развернутый анализ, затрагивающий «процессы возникновения и бытования песен на различных этапах революционной борьбы в России»6, при этом ученый опирается на «установленную В. И. Лениным периодизацию русского освободительного движения»7. Также подробно анализируется музыкальная стилистика русской революционной песни. Автором указывается проблема отсутствия достоверных фольклорных материалов, так как систематические записи революционных песен начались вестись только с 1930-х годов. Исследуя механизм заимствования существующих напевов для создания революционных песен, Друскин полагает, что «соединение в песне старого напева с новым текстом, — при условии, если его содержание резко отлично от первоисточника...

о

— рождает качественно новый музыкальный образ» .

Монография А. Сохора «Русская советская песня» является фундаментальным музыковедческим исследованием, в котором скрупулезно и обстоятельно описан песенный материал от начала XX века до середины 1950-х годов. Анали-

1 Нестьев И. Советская массовая песня. М. : Музгиз, 1946. 22 с.

2 Друскин М. Русская революционная песня. М. : Музгиз, 1954. 164 с. ; Его же. Революционные песни 1905 года. Л. : Тритон, 1936. 71 с. ; Его же. Русская революционная песня. Л. : Музгиз, 1959. 69 с.

3 Бочаров А. Советская массовая песня. М. : Советский писатель, 1956. 217 с.

4 Среди наиболее известных трудов назовем следующие: Сохор А. Русская советская песня. Л. : Сов. композитор, 1959. 508 с. ; Его же. Путь советской песни. М. : Сов. композитор, 1968. 107 с. ; Его же. Статьи о советской музыке. Л. : Музыка, 1974. 214 с.

5 Матутите Е. Песня и время. М. : Знание, 1977. 94 с. ; Ее же. Советская массовая песня 70-80-х годов. М. : Знание, 1982. 128 с.

6 Друскин М. Русская революционная песня. С. 3.

7 Там же.

8 Там же. С. 40.

зируются также «материалы периодической печати, исследования, критические работы и публикации советских музыковедов и литературоведов» (с. 5), а также оказавшиеся «доступными для исследования материалы государственных и личных архивов» (там же). Как указывает автор, основное направление исследования — историческое (там же). В работе дается развернутая панорама условий создания массовой песни, подробно анализируется деятельность творческих объединений. Каждый исторический этап соответствует главе, которая «членится на разделы, посвященные: а) песенному быту рассматриваемого периода; б) общей картине развития песенного творчества; в) основным темам и музыкально-поэтическим образам песен; г) их интонационным истокам и особенностям музыкального языка» (с. 26).

Сохором дается также типологизация песен, определяется термин «массовая песня» — «обращение к массе извне, а не как ее собственное высказывание» (с. 150). Автор отказывается от персоналий и систематизации нотного материала (материал систематизирован и опубликован в многотомном издании «Музыка», выпущенном в 1957 и в 1968 году). Появление песни объясняется «ликвидацией эксплуататорских классов», которая «создала условия для бытования массовой песни» (с. 157). Предпосылки возникновения — «пропаганда народной песни, решительная демократизация музыкального образования» (с. 63). Важно также, что Сохор приходит к мнению, что в массовых жанрах герой должен быть поло-жительным9.

Большое внимание в работе уделяется проблемам изучения «жанровых истоков и связей советской песни, устанавливаемых как внутри нее, так и по отношению к другим видам музыки» (с. 22). Высказываемые ученым идеи об обогащении и преобразовании жанров в результате взаимопроникновения «характерных черт разных жанров» (с. 21) близки выводам Друскина о заимствовании и трансформации песен, приведенные нами выше.

Со временем взгляды Сохора на природу жанра серьезно трансформировались, и в 1968 году он уже утверждает, что не содержание является решающим

9 Сохор А. Русская советская песня. С. 9.

фактором, определяющим принадлежность к жанру, а форма бытования10. Предложенная им типология выделяет четыре группы:

• культовые или обрядовые жанры;

• массово-бытовые жанры;

• концертные жанры;

• театральные жанры.

Таким образом, мы видим очевидную схожесть данной типологии с определением жанра, предложенным немецким ученым Г. Бесселером (нем. Н. Besseler) 11 , который делит жанры на две группы: преподносимые (Darbietungsmusik: к этой группе относится концертная и театральная музыка) и обиходные (Umgangsmusik: к ней относятся фольклор, сакральная и прикладная музыка). Следует отметить, что согласно этой дифференциации марши и гимны отнесены к обиходным (сакральным) жанрам.

12

Среди работ постсоветского времени укажем исследования М. Раку 12 , В. Тяжельниковой13, К. Брюггеманна14, Х. Гюнтера15 и др. Одним из важных выводов в указанных трудах является признание за массовой песней ведущей роли в «одухотворении задачи», стоящей перед советским обществом. Брюггеманн называет ее «истинным героем социалистического строительства», не менее важным, чем сам рабочий класс. Также важно подчеркнуть, что среди основных це-

10 Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. М. : Музыка, 1968. 105 с.

11 Besseler H. Aufsätze zur Musikästhetik und Musikgeschichte. Leipzig, 1978. См. в этом сборнике статьи: Grundfragen des musikalischen Hörens и Grundfragen der Musikästhetik (впервые опубликованы в 1926 г.), а также: Das musikalische Hören der Neuzeit и Umgangsmusik und Darbietungsmusik im 16. Jahrhundert (ранее опубликованы в 1959 г.). Приводится по: Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2003. С. 84.

12 Раку М. «Музыка революции» в поисках языка // Антропология революции : сб. статей. М. : Новое литературное обозрение, 2009. С. 400-435; Ее же. Российская культура 20-х годов ХХ века : формирование образа «советской музыки» // Музыковедение к началу века : прошлое и настоящее. М. : РАМ им. Гнесиных, 2007. С. 291-300; Ее же. Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930-1940-х годов : лиризация дискурса // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 184-204 и др.

13 Тяжельникова В. Советская песня и формирование новой идентичности // Отечественная история, 2002. № 1. С. 174-181; Ее же. «Кудрявая, что ж ты не рада». Песня как насаждение радости // Независимая газета. 2001. 18 октября. URL: http://www.ng.ru/style/2001-10-18/12curly.html.

14 Брюггеманн K. Миф о «большой советской семье» в массовых песнях 1930х годов, или Советский Союз как поющий пионерский лагерь. Daugavpils Universitates Humanitäräs fakultates XII Zinatnisko lasijumu materiali. Vesture. VI sejums, I dala. Daugavpils : Daugavpils Universitates izdevnieciba Saule, 2003. URL:

http://www.historia.lv/raksts/karsten-bryuggemann-mif-o-bolshoy-sovetskoy-seme-v-massovyh-pesnyah-1930h-godov-ili-sovetskiy.

15 Гюнтер Х. Поющая родина (Советская массовая песня как выражение архетипа матери) // Вопросы литературы. 1997. № 4. С. 46-61.

лей социокультурной направленности массовой песни называются «формирование образа страны» (Тяжельникова), «формовка советского слушателя» (Раку), «формирование советского мифа» (Гюнтер) и т.д. Отметим, что ракурс перечисленных исследований отличается от работ советского периода освобождением от идеологической подоплеки и направлен в сторону социокоммуникативной сущности массовой песни.

Цель работы — изучить феномен массовой песни в контексте отечественной культуры первой половины ХХ века. Из этого вытекают задачи:

• рассмотреть песню в связи с возникновением массовой культуры: а) проанализировать предпосылки возникновения жанра; б) проследить генезис массовой песни;

• выявить источник заимствований и установить прототипы заимствованных песен;

• реконструировать реальную картину бытования песни в условиях: а) СМИ до революции; б) рождения и развития проводного радиовещания; в) изобретения тагерона и звукового кино; г) возникновения киноиндустрии и каналов маркетинговой коммуникации;

• выявить наиболее характерные особенности песенного материала в рамках наиболее значимых периодов;

• произвести многоуровневый анализ песенного материала (тематика, «ключевые слова», интонационное содержание, принципы хоровой аранжировки и оркестровки, сфера бытования и т.д.).

Объектом исследования является массовая песня как феномен отечественной культуры; предметом — процесс рождения и становления в контексте отечественной культуры первой половины ХХ века.

Научная новизна заключается в том, что массовая песня изучается на новом этапе осмысления, в том числе включающем опору на неизвестные ранее данные. Впервые публикуются достоверные факты зарождения жанра, описываются способы заимствований песен, указываются прототипы. Научно подтвер-

ждается оспариваемое авторство значимых произведений, дается определение «массовой песне».

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные автором в ходе исследования результаты дополняют существующие представления об отечественной культуре первой половины ХХ века и расширяют научное знание о генезисе и становлении отечественной массовой песни. Материалы и выводы работы могут быть использованы для изучения последующих периодов развития жанра массовой песни, а также могут войти в вузовские курсы: истории отечественной музыки ХХ века, истории искусства, истории хоровой музыки, хороведения.

Методология исследования опирается на комплексный подход, включающий методы, выработанные как в области музыкознания, так и в области смежных наук: прежде всего истории, литературоведения, журналистики, киноведения. Первостепенное значение для нашей работы имеют исследования, посвященные феномену массовой песни, среди авторов — как советские (М. Друскин, А. Бочаров, И. Нестьев, А. Сохор, Э. Фрид, С. Степанова, Е. Матутите), так и современные исследователи (Ф. Розинер, М. Раку, В. Тяжельникова, К. Брюггеманн, Х. Гюнтер).

В работе учитываются современные труды Н. Гуляницкой, Т. Цареградской, Л. Акопяна, В. Холоповой, посвященные проблемам и научным методам музыковедческого исследования. Вопросы музыкальной формы, а также стиля и жанра рассматриваются на основании научных знаний, полученных как в советский, так и современный период. Среди авторов отечественные и зарубежные ученые: Б. Асафьев, А. Сохор, В. Цуккерман, Г. Бесселер, В. Виноградов, О. Соколов, Т. Попова, А. Альшванг, В. Медушевский, Е. Назайкинский. При анализе литературного текста и соотношения слова и музыки использованы работы С. Аверинцева, В. Айрапетяна, М. Бахтина, Ю. Лотмана, В. Васиной-Гроссман, И. Степановой.

Для данного исследования ценными являются музыкально-исторические труды, обращенные к изучению стиля эпохи (Е. Власова, Е. Добренко), знания о

массовом обществе и массовой культуре, содержащиеся в работах Г. Лебона, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма, В. Лебедевой, К. Акопяна, В. Самохваловой, А. Захарова, М. Хевеши, а также теория бинарной и тернарной структуры культуры Ю. Лотмана.

Положения, выносимые на защиту:

• Массовая песня развивалась параллельно с развитием средств массовой коммуникации;

• использование марша и гимна в качестве матрицы в период зарождения массовой песни связано с еврейским песенным фольклором, имеющим инонациональное16 начало;

• массовая песня — универсальный результат общественного запроса, возникающий вследствие совпадения жанровых свойств песни и условий ее бытования.

Материал диссертации составляют песни, созданные в период с 1895 (появление первых песен) по 1957 год (начало эры телевидения). Анализируются нотные записи еврейских народных песен, датированные 1898 годом, сделанные Ю. Энгелем; данные научных фольклорных экспедиций 1912-1914 годов в Волынской, Каменец-Подольской губерний (Юго-Западный край, сегодня — территория Украины), организованных Еврейским историко-этнографическим музеем в Петербурге; нотные материалы фольклорных исследований М. Береговского и П. Ширяевой; коммерческие песенные издания 1920-х годов; сборники песен, изданные в 1930-е годы и в период Великой Отечественной войны; многотомные издания «Антология советской песни» и «Славим победу Октября» издательства «Музыка» 1957, 1967, 1977 годов; немецкие издания массовых песен 1920-х годов. Исследуются отечественные звуковые фильмы, выпущенные до 1957 года, а также продукция индустрии граммофонных пластинок от начала ХХ века до середины 50-х годов. Используются также архивные материалы, включающие официальные документы и письма; публикации периодической печати.

16 Определение М. Береговского, означающее наличие заимствований из иных культур в еврейском фольклоре.

Среди авторов, чье творчество анализируется наиболее подробно, — И. Дунаевский, А. В. Александров, Ю. Хайт. Также предпринимается изучение творчества советских поэтов-песенников и драматургов: В. Лебедева-Кумача, Б. Ласкина, Н. Эрдмана.

Ограничения. В работе не рассматривается песенный материал для детей, а также произведения композиторов из национальных республик Советского Союза. Учитывая большой объем этих тем, а также многочисленные различия в развитии массовой песни в разных субъектах СССР, данные области песенного творчества требуют отдельного исследования.

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность выводов настоящего исследования обусловлена: а) опорой на академические издания трудов как советского, так и постсоветского периода; б) обращением к архивным документам; в) использованием актуальных статистических данных, опубликованных в современных научных исследованиях.

Работа неоднократно обсуждалась на кафедре теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных. Промежуточные результаты исследования постоянно публиковались в сборниках научных статей и были озвучены на международных и всероссийских конференциях, в числе которых: «Исследования молодых музыковедов» (РАМ имени Гнесиных, 2013-2014); «Философия и искусство» (РАМ имени Гнесиных, 2013); «Школа молодого исследователя» (Союз московских композиторов, 2013-2015); «Двадцатый век. Музыка войны и мира», к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (МГК имени П. И. Чайковского, 2015).

Результаты исследования, касающиеся предпосылок возникновения массовой песни, были также представлены на IВсероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры (Министерство культуры РФ, 2014). В рамках работы над диссертационным исследованием был получен грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-54-00013 «Отечественная массовая культура середины XXвека» (2015).

К апробации результатов можно также добавить организацию и проведение

открытых мероприятий для студентов разных факультетов РАМ имени Гнесиных: концерт к 70-летию Великой Победы «Песни войны и мира» (29 апреля 2015 года) и концерт-семинар к 71-й годовщине Великой Победы «Мы другой такой страны не знаем... » (29 апреля 2016 года), а также участие в ряде общественно значимых проектов, связанных с темой исследования и осуществленных в рамках сотрудничества с Комитетом поддержки реформ Президента России (2014-2015).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (каждая из которых делится на два параграфа), заключения, списка литературы и списка иллюстративного материала.

Во введении дано обоснование актуальности темы диссертации, представлена степень ее разработанности, сформулированы цели и задачи, определены объект, предмет и материал исследования.

В первой главе рассматриваются исторические предпосылки и особенности зарождения нового жанра — массовой песни.

Во второй главе рассматривается песенный материал и условия его бытования, связанные, в первую очередь, с техническим прогрессом — началом регулярного радиовещания и рождением звукового кинематографа. Также отмечается, что характерной особенностью развития нового жанра в 1920-е годы было сосуществование двух моделей — директивной и коммерческой.

В третьей главе рассматриваются песни, написанные в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время; анализируется их тематика, особенности бытования и соответствие социокультурным запросам времени.

В заключении резюмируются основные выводы работы, подводятся итоги исследования.

ГЛАВА 1. МАССОВАЯ ПЕСНЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

1.1 Исторические предпосылки

Особенности жанра

Одним из знаменательных событий ХХ века, коренным образом поменявших представление об искусстве и культуре, явилось появление невиданных ранее массовых жанров. Их зарождение обусловлено не только общественным запросом, но и революцией в области средств массовой коммуникации. Благодаря им кинематограф, литература, песенное творчество и другие жанры получили условия бытования, сделавшие их доступными миллионам потребителей. Отечественная массовая песня — один из первых продуктов, получившихся в результате синтеза средств художественной выразительности и массовой коммуникации. Сегодня, наряду с классикой кинематографа ХХ века, джазом и поп-культурой, его можно охарактеризовать как мировое художественное наследие.

Используя все многообразие жанров: марш, гимн, балладу, городской романс, студенческую и застольную песню, частушку, духовный стих, массовая песня стала универсальным инструментом художественного выражения. Ее появление способствовало зарождению в нашей стране нового песенного жанра вокально-хореографической композиции, и нового вида музыкального коллектива — ансамбля песни и пляски. Актуальность и востребованность массовой песни во всех сторонах жизни позволила как в зеркале отразить историю нашей страны в ХХ веке, стать ее брендом. Крылатые слова из поэтических текстов стали самостоятельными смысловыми образами и проникли в глубинные пласты массового сознания, оказывали и продолжают оказывать влияние на формирование отечественного менталитета.

Нет нужды перечислять широко известных авторов советской песни; заметим, однако, что никогда еще в истории нашей страны одновременно не жило такое созвездие композиторов и поэтов, чье творчество стало достоянием широких масс: Д. Шостакович, И. Дунаевский, А. В. Александров, В. Соловьев-Седой,

В. Лебедев-Кумач, М. Исаковский и др. По-разному сложились их судьбы: был репрессирован, а затем реабилитирован Ю. Хайт, безвременно ушел из жизни Дунаевский, подвергался жесткой критике со стороны властей Шостакович. Особо отметим карьеру братьев Покрасс. Необычна судьба старшего из братьев, Самуила Покрасса: автор песни «Красная армия всех сильней» эмигрировал в США и

17

работал композитором в Голливуде . Подобное в СССР в 30-е годы расценивалось как предательство интересов страны, однако несмотря на это Дмитрий и Даниил Покрассы не только не были репрессированы, но и добились официального признания. Отметим, что в целом руководство страны лояльно относилось к авторам массовой песни, многие из которых удостоены высших правительственных наград и званий, а созданное общество по защите авторских прав вкупе с существовавшей в тот период системой оплаты авторского вознаграждения гарантировало популярным композиторам и поэтам-песенникам высокий материальный доход.

Обратим внимание также на личность Александра Васильевича Александрова. Композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, Александров стал одним из основателей кафедры хорового дирижирования в Московской консерватории, созданной под руководством А. Кастальского на базе закрытого Синодального училища (1923). Примечательно, что у истоков советского хорового искусства, наряду с Александровым, стояли такие выдающиеся личности, как Н. Данилин, П. Чесноков, а также их ученики и последователи Г. Дмитревский и А. Свешников. Будучи дирижерами-регентами, пришедшими из церковной среды и воспитанными на многовековых русских духовных традициях, эти музыканты наполнили хоровое искусство и массовую песню особенной выразительностью, свойственной русской православной музыке, — соборностью, самоотверженностью, придали ей сакральную силу. И, возможно, следование этим традициям именно и позволили регенту Александрову стать автором гимна страны воинствующего атеизма.

17 С. Покрасс является автором музыки к фильму «Три мушкетера» (к/с «20th Century Fox», 1939).

Еще сравнительно недавно по историческим меркам перед советской массовой песней «стояли задачи», однако их актуальность исчезла в связи с демонтажем советской системы в конце ХХ века. Логично предположить, что распад сложившейся и не имеющей в мировой истории аналогов формы государственной поддержки, регулирования и цензуры советской культуры явился катализатором этого процесса. Безусловно, резкое урезание гарантированной материальной и информационной поддержки со стороны государства, внедрение коммерческих способов взаимоотношений производителей и потребителей культурного продукта способствовали кризису хорового искусства и, в частности, массовой песни. Однако вышеуказанные факторы не являлись его главной причиной: вместе с

массовой песней «исчезли» и жанры, которые напрямую не связаны с государст-

18

венной поддержкой и не являются ее плодом . Какие же факторы заставили нас перестать «слышать» массовую песню?

Можно заметить, что нечто подобное уже происходило — период феноменального расцвета и всенародной популярности массовой песни, связанный с советским кинематографом 1930-1940-х годов, сменился кризисом в 1950-е годы19. Однако рассматривая советские «песенные» фильмы 30-40-х годов в контексте

мирового кинематографа, мы совершенно определенно видим, что эти годы явля-

20

ются расцветом «песенных» фильмов в США и Германии . Период, называющийся «золотым веком Голливуда», закончился, как и в советском кинематографе, кризисом в 50-х годах. А это означает, что трансформация мирового и советского кино, и в том числе и массовой советской песни произошла не только в силу

18 «Мы живем в такое время, когда нет ярких оперных, балетных премьер, глобальных симфонических произведений, — говорит В. Кикта. — Они есть, написаны, но не доходят до общественного мнения, как говорится, не становятся "достоянием"». ЦукановаМ. Валерий Кикта: «Я никогда в жизни не думаю, чтобы сделать что-либо новаторское...» (интервью) // Слово композитора : мысли о музыке : Сб. статей. РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 114.

19 Во многих сочинениях этого времени идеология доминирует, часто подменяя художественную ценность. Как результат — поверхностность в отражении действительности, схематизм образов и выразительных средств. «"Песенные" фильмы, пережившие блистательный расцвет в 1930-х годах, особенно благодаря творчеству И. Дунаевского, испытывали на себе все усилившееся воздействие штампа». Фрид Э. Музыка в советском кино. Л. : Музыка, 1967. С. 134.

20 Совершенно очевидная стилистическая схожесть кинофильмов США и Германии объясняется прямым сотрудничеством Голливуда и властей Германии — утверждает на основе изучения немецких архивов Бен Арвэнд (англ. Ben Urwand) в своем исследовании «Сотрудничество Голливуда с Гитлером». The Collaboration: Hollywood's Pact with Hitler. By Ben Urwand. Cambridge, MA : Harvard University Press. 2013. 336 pp.

национальных исторических особенностей, но и благодаря глобально изменившимся условиям бытования массовых жанров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Глушаков, Ярослав Владимирович, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Великая книга дня.». Радио в СССР : документы и материалы / сост. Т. Горяева. — М. : РОССПЭН, 2007. — 1040 с.

2. 100 песен русских рабочих / сост., вступ. статья и коммент. П. Ширяевой; общ. ред. П. Выходцева. — Л. : Музыка, 1984. — 216 с.

3. 30 лет советской кинематографии : сб. под общ. ред. Д. Еремина. — М. : Гос-киноиздат, 1950. — 411 с.

4. 50 русских революционных песен / сост. и ред. М. Друскин. — Л. : Музгиз, 1938. — 243 с.

5. А. Александров : нотобиблиографический справочник / сост. Ю. Александров. — М. : Советский композитор, 1980. — 56 с.

6. Адибеков, Г. М. Коминформ и послевоенная Европа. 1947-1956 / Г. М. Адибеков. — М. : Россия молодая, 1994. — 235 с.

7. Азаренков, А. Ворованная песня / А. Азаренков // Рейтар. — 2006. — № 2 (26). — С. 199-210.

8. Азаренков, А. Малая энциклопедия русской военной песни. Пусть ярость благородная [Электронный ресурс] / А. Азаренков // Библиотека Гумер. — б.г. — Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/azar_malenc.php.

9. Акопян, К. З. По направлению к масскульту : наука и религия в эпоху шлягера / К. З. Акопян // Массовая культура и массовое искусство: «За» и «против» / сост. К. Акопян. — М. : Гуманитарий, 2003. — С. 205-253.

10. Акопян, Л. О. Музыка ХХ века : энциклопедический словарь / Л. О. Акопян. — М. : Практика, 2010. — 855 с.

11. Антология советской песни : в 5-ти вып. / ред. коллегия: В. Белый и др. — М. : Музгиз. — 1957-1959.

12. Арановский, М. Г. Музыкальный текст : структура и свойства / М. Г. Арановский. — М. : Композитор, 1998. — 341 с.

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Арнольд, И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность : сборник статей / И. В. Арнольд. — СПб. : изд-во СПб ун-та, 1999. — 443 с. Арфы на вербах. Призвание и судьба М. Береговского : сборник / сост. Э. Береговская. — М. : Евр. ун-т. ; Иерусалим : ОеБИапт, 1994. — 232 с. Асафьев, Б. В. О музыкальном просвещении и образовании. Избранные статьи / Б. В. Асафьев. — 2-е изд. — Л. : Музыка, 1973. — 144 с. Байков, А. Ю. Советско-германское военное и военно-техническое сотрудничество 1920-1933 гг. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Байков Алексей Юрьевич. — М., 2007. — 280 с.

Бедный, Д. Собрание сочинений : в 5-ти т. Т. 5 / Д. Бедный. — М. : Гослитиздат, 1954. — 384 с.

Белорусский государственный народный хор / ред. П. Люторович. — Минск : типография им. Сталина, 1955. — 16 с.

Бердяев, Н. А. Новое Средневековье / Н. А. Бердяев. — М. : Феникс, 1990. — 82 с.

Бердяев, Н. А. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм / Н. А. Бердяев. — Париж : УМСА-РКЕББ, 1931. — 49 с.

Береговский, М. Я. Еврейская народная инструментальная музыка / М. Я. Береговский. — М. : Советский композитор, 1987. — 280 с. Береговский, М. Я. Еврейские напевы без слов / М. Я. Береговский. — М. : Композитор, 1998. — 184 с.

Береговский, М. Я. Еврейские народные песни / М. Я. Береговский. — М. : Советский композитор, 1962. — 252 с.

Береговский, М. Я. Еврейский музыкальный фольклор : т. 1 / М. Я. Береговский; под общ. ред. М. Винера. — М. : Гос. муз. изд-во, 1934. — 268 с.

Богданов, К. А. Советская очередь / К. А. Богданов // Повседневность и мифология. — СПб. : Искусство-СПб, 2001. — С. 378-437. Богемская, К. Г. Наивное искусство и художественная самодеятельность в России 1920-1990-е гг. : История и проблема культурных контекстов : дис. ...

д-ра искусствоведения : 17.00.04 / Богемская Ксения Георгиевна. — М., 2003.

— 48 с.

27. Бочаров, А. Г. Советская массовая песня / А. Г. Бочаров. — М. : Советский писатель, 1956. — 218 с.

28. Брюггеманн, K. Миф о «большой советской семье» в массовых песнях 1930х годов, или Советский Союз как поющий пионерский лагерь [Электронный ресурс] / К. Брюггеманн // Daugavpils Universitates Humanitaras fakultates XII Zinatnisko lasTjumu materiali. Vesture. VI sejums, I dala. — Daugavpils : Daugavpils Universitates izdevniecTba Saule, 2003. — Режим доступа: http://www.historia.lv/raksts/karsten-bryuggemann-mif-o-bolshoy-sovetskoy-seme-v-massovyh-pesnyah-1930h-godov-ili-sovetskiy.

29. Булгаков, М. А. Собачье сердце : повести и рассказы / М. А. Булгаков. — Казань : тат. кн. изд-во, 1988. — 318 с.

30. Быкова, О. В. Становление и развитие государственного телерадиовещания на территории Белгородской области (1922-2007) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Быкова Оксана Владимировна. — Белгород, 2009. — 207 с.

31. Быстрова, И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны, 1945-1964 гг. : стратегические программы, институты, руководители : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / Быстрова Ирина Владимировна. — М., 2001.

— 555 с.

32. Бюхер, К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение, эстетическое и экономическое значение / К. Бюхер; пер. с нем. И. Иванова. — СПб. : изд-во О. Поповой, 1899. — 207 с.

33. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово / В. А. Васина-Гроссман. — М. : Музыка, 1972. — 366 с.

34. Власова, Е. С. 1948 год в советской музыке / Е. С. Власова. — М. : Классика-XXI, 2010. — 455 с.

35. Ву, Т. Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до интернета / Т. Ву; пер. с англ. А. Лаировой. — М. : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2013. — 384 с.

36. Выскочков, Л. В. Будни и праздники императорского двора / Л. В. Выскочков. — СПб. : Питер, 2012. — 493 с.

37. Галимуллина, Н. М. Советско-партийная пропаганда периода Великой Отечественной войны как проблема историко-политического анализа : дис. ... канд. ист. наук : 23.00.01 / Галимуллина Надия Мидхатовна. — Казань, 2005. — 167 с.

38. Гимн партии большевиков : для смешан. или мужского хора с ф.-п. / музыка А. В. Александрова; слова В. И. Лебедева-Кумача. — М. : Музгиз, 1941. — 7 с.

39. Глан, Б. Н. Праздник всегда с нами / Б. Н. Глан; вступ. статья Б. Голубовского. — М. : Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. — 189 с.

40. Глан, Б. Н. Ударно работать — культурно отдыхать / Б. Н. Глан. — М. : Мос-партиздат, 1933. — 76 с.

41. Глейзер, М. С. Радио и телевидение в СССР : Даты и факты (1917-1986) / М. С. Глейзер. — М. : Искусство, 1989. — 140 с.

42. Глинка, М. И. Записки // Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родными и друзьями / М. И. Глинка. — СПб. : изд. А. С. Суворина, 1887. — С. 1-246.

43. Глушаков, Я. В. «O.K. Great Britany and Russian Soviet Land!». Нужно ли миру бояться советских песен периода Второй мировой войны : цена Победы / Я. В. Глушаков // Музыковедение. — М. : Научтехлитиздат, 2015. — № 7. — С. 10-16.

44. Глушаков, Я. В. Вместе весело шагать по просторам, или хоровое музицирование в современных условиях атомизации публики / Я. В. Глушаков // Исследования молодых музыковедов : Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции аспирантов и студентов 3-4 апреля 2014 года. — М. : РАМ им. Гнесиных, 2014. — С. 47-52.

45. Глушаков, Я. В. Нам песня строить и жить помогала. Отечественная хоровая массовая песня вчера и сегодня / Я. В. Глушаков // Школа молодого исследователя : Сб. научных трудов. Вып. 4 (11). По материалам конференций в

Союзе московских композиторов. — М. : Издательство «РИТМ», 2014. — С. 66-73.

46. Глушаков, Я. В. Отечественная массовая песня : борьба идеологии и кассы / Я. В. Глушаков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — М. : Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, 2015. — № 3. — С. 425432.

47. Глушаков, Я. В. Отечественная массовая песня : загадка Авиамарша / Я. В. Глушаков // Музыковедение. — М. : Научтехлитиздат, 2015. — № 10. — С. 8-12.

48. Глушаков, Я. В. Отечественная массовая песня в реалиях информационного общества / Я. В. Глушаков // Школа молодого исследователя : Сб. научных трудов. Вып. 5 (12). По материалам конференций в Союзе московских композиторов в 2014 году. — М. : Издательство «РИТМ», 2015. — С. 25-28.

49. Глушаков, Я. В. Отечественная хоровая массовая песня : генезис и исторические перспективы / Я. В. Глушаков // Философия и искусство : Материалы III Международной конференции. — М. : РАМ им. Гнесиных, 2014. — С. 119124.

50. Глушаков, Я. В. Песни военных лет : жизнь и память / Я. В. Глушаков // Двадцатый век. Музыка войны и мира. Материалы международной научной конференции. — М. : Прогресс-Традиция, 2015. — С. 309-314.

51. Глушаков, Я. В. Советская хоровая массовая песня : духовные истоки / Я. В. Глушаков // Школа молодого исследователя : Сб. научных трудов. Вып. 4 (11). По материалам конференций в Союзе московских композиторов. — М. : Издательство «РИТМ», 2014. — С. 73-79.

52. Глушаков, Я. В. Советская хоровая массовая песня : художественный феномен или инструмент воздействия на массовое сознание? / Я. В. Глушаков // Исследования молодых музыковедов. Реформы музыкального образования глазами студентов : Сб. статей по материалам Международной конференции

аспирантов и студентов 28-29 марта 2013 года. — М. : РАМ им. Гнесиных, 2013. — С. 65-70.

53. Горлов, А. С. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны : институциональные и организационные аспекты : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Горлов Андрей Сергеевич. — М., 2009. — 270 с.

54. Горячева, О. Н. Переложение «песен Давида» русскими поэтами XVIII века : Формы выражения авторского сознания : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Горячева Ольга Николаевна. — Елабуга, 2004. — 192 с.

55. Гюнтер, Х. Архетипы советской культуры / Х. Гюнтер // Соцреалистический канон. — СПб. : Академический проект, 2000. — С. 743-784.

56. Гюнтер, Х. Поющая родина (Советская массовая песня как выражение архетипа матери) / Х. Гюнтер // Вопросы литературы. — 1997. — № 4. — С. 4661.

57. Двойнин, А. М. Психология верующего / А. М. Двойнин. — СПб. : Речь, 2012. — 13 с.

58. Диспут о массовой песне [редакционная статья] // За пролетарскую музыку. — 1930. — № 10. — С. 7-11.

59. Друскин, М. С. Ганс Эйслер и рабочее музыкальное движение в Германии / М. С. Друскин. — М. : Музгиз, 1934. — 51 с.

60. Друскин, М. С. Обзор нотных публикаций старых революционных песен / М. С. Друскин // Советский фольклор. — М. ; Л. : Изд-во Академии Наук СССР, 1941. — № 7. — С. 230-232.

61. Друскин, М. С. Революционные песни 1905 года / М. С. Друскин. — Л. : Тритон, 1936. — 71 с.

62. Друскин, М. С. Русская революционная песня : исслед. очерк / М. С. Друскин. — М. : Музгиз. 1954. — 164 с.

63. Друскин, М. С. Русская революционная песня / М. С. Друскин. — Л. : Музгиз, 1959. — 69 с.

64. Еврейская традиционная музыка в Восточной Европе : сборник статей / под ред. Н. Степанской. — Минск : Бестпринт, 2006. — 348 с.

65. Есаулов, И. А. Соцреализм и религиозное сознание / И. А. Есаулов // Соцреа-листический канон. — СПб. : Академический проект, 2000. — С. 49-55.

66. Железный, А. И. Наш друг — грампластинка / А. И. Железный. — Киев : Му-зычна Украйина, 1989. — 280 с.

67. Жить стало лучше : для хора с ф.-п. / музыка А. В. Александрова; слова В. Лебедева-Кумача. — М. ; Л. : Музгиз, 1940. — 3 с.

68. Зак, В. И. О мелодике массовой песни / В. И. Зак. — М. : Советский композитор, 1979. — 358 с.

69. Зак, В. И., Фрадкин, В. К. Советская массовая песня / В. И. Зак, В. К. Фрадкин. — М. : Всесоюзный дом творчества имени Н. К. Крупской, 1957. — 28 с.

70. Захаров, А. В. Массовое общество в России (история, реальность, перспективы) / А. В. Захаров // Массовая культура и массовое искусство : «За» и «против» / сост. К. Акопян. — М. : Гуманитарий, 2003. — С. 86-101.

71. Игнатов, П. В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Игнатов Павел Вячеславович. — СПб., 2006. — 192 с.

72. Исаак Дунаевский. «Если Вам нужны мои письма.» : письма к Л. Вытчиковой / публ., вступ. ст., коммент. и послесл. Н. Шафера. — Павлодар : ЭКО, 2005. — 136 с.

73. Искусство — агитатор // Литература и искусство. — 1942. — 18 июля.

74. Искусство — на службу Красной армии // Правда. — 1942. — 14 февраля. — № 45 (8816).

75. Калинников, В. С. Былина : увертюра для симф. оркестра / В. С. Калинников; ред. В. Киселева. — М. ; Л. : Музгиз, 1951. — 60 с.

76. Канстытуцыя (Асноуны закон) Беларускай Сацыялютычнай Савецкай Рэспублш. — Менск : Выданне юраунщтва спрау СНК i эканамiчнай нарады БССР, 1927. — 56 с.

77. Карасева, М. В. Дипломатия на языке музыки : государственный гимн как жанр мультикультурной коммуникации / М. В. Карасева // Профессионалы за сотрудничество. — 2002. — Вып. 5. — С. 196-206.

78. Каталог грампластинок : трест «Металлосбытширпотреб» НКОМ СССР / сост. И. Фурман. — М. ; Л. : Изд-во Наркомхоза РСФСР, 1940. — 568 с.

79. Кино : энциклопедический словарь / глав. ред. С. Юткевич. — М. : Советская энциклопедия, 1986. — 640 с.

80. Ковалова, А. О. Кинодраматургия Н. Р. Эрдмана : эволюция и поэтика : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Ковалова Анна Олеговна. — СПб., 2012. — 406 с.

81. Кожинов, В. В. Россия. Век ХХ-й (1939-1964) : опыт беспристрастного исследования / В. В. Кожинов. — М. : Алгоритм, 1999. — 444 с.

82. Комсомольская правда. — 1955. — 4 августа. — № 183 (9281).

83. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций : учебное пособие / В. П. Конецкая. — М. : Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 304 с.

84. Корев, Ю. С. Советская массовая песня / Ю. С. Корев. — М. : Музфонд СССР, 1956. — 36 с.

85. Косинова, М. И. Институт кинопродюсирования в России как феномен отечественной культуры : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Косинова Марина Ивановна. — М., 2005. — 209 с.

86. Костер. — 1961. — № 5.

87. Краснощеков, В. И. Вопросы хороведения / В. И. Краснощеков. — М. : Музыка, 1969. — 300 с.

88. Краткий словарь по социологии / под. ред. Д. Гвишиани, Н. Лапина; сост. Э. Коржева, Н. Наумова. — М. : Политиздат, 1989. — 477 с.

89. Кулешов, Л. В. Кинематографическое наследие : статьи, материалы / Л. В. Кулешов. — М. : Искусство, 1979. — 239 с.

90. Лебедева, В. Г. Истоки и становление массовой культуры в России (18601940) : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Лебедева Валентина Гейнри-ховна. — СПб., 2008. — 432 с.

91. Левашев, Е. М. Судьба песни / Е. М. Левашев // Архив Наследия — 2000 : Науч. сборник. — М. : Рос. науч.-исслед. ин-т культ. и природ. наследия им. Д. С. Лихачева, 2001. — С. 298-332.

92. Липкин, М. А. Советский Союз и интеграционные процессы в Европе : середина 1940-х - середина 1960-х годов : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.15 / Липкин Михаил Аркадьевич. — М., 2012. — 391 с.

93. Литературная газета. — 1934. — 27 ноября. — № 157 (473).

94. Литературная газета. — 1946. — 14 сентября. — № 38 (2301).

95. Локшин, Д. Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры / Д. Л. Локшин. — М. : Музгиз, 1963. — 211 с.

96. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. — М. : Прогресс : Гно-зис, 1992. — 272 с.

97. Малли, Л. Культурное наследие Пролеткульта : Один из путей к соцреализму? / Л. Малли // Соцреалистический канон. — СПб., 2000. — С. 183-193.

98. Мальгин, А. В. Самый советский из поэтов / А. В. Мальгин // Столица. — 1991. — № 6. — С. 34-37; С. 40.

99. Мартынов, В. И. Зона Opus Posth, или рождение новой реальности / В. И. Мартынов. — М. : Классика-ХХ1, 2005. — 288 с.

100. Мартынов, В. И. Конец времени композиторов / В. И. Мартынов; послесловие Т. Чередниченко. — М. : Русский путь, 2002. — 296 с.

101. Мартынов, И. И. Государственный русский хор имени Пятницкого / И. И. Мартынов. — М. : Искусство, 1950. — 136 с.

102. Массовые праздники и зрелища / сост. Б. Глан. — М. : Искусство, 1961. — 327 с.

103. Матутите, Е. А. Песня и время / Е. А. Матутите. — М. : Знание, 1977. — 94 с.

104. Матутите, Е. А. Советская массовая песня 70-80-х годов / Е. А. Матутите.

— М. : Знание, 1982. — 128 с.

105. Машнина, Е. В. Потребности человека в контексте культуры повседневности военного времени : на материале дневников 1941-1945 гг. : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Машнина Елена Викторовна. — СПб., 2010. — 202 с.

106. Мелетинский, Е. М. Герой волшебной сказки / Е. М. Мелетинский. — М. ; СПб. : Академия исследований культуры : Традиция, 2005. — 240 с.

107. Морозов, А. И. Соцреализм и реализм / А. И. Морозов. — М. : Галарт, 2007.

— 272 с.

108. Мужество, стойкость, дисциплина // Литература и искусство. — 1942. — 1 августа.

109. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны : Статьи. Воспоминания / ред. и вступ. статья Г. Пожидаева. — М. : Музыка, 1970. — 255 с.

110. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября / авт.-сост. С. Степанова. — М. : Советский композитор, 1972. — 336 с.

111. Музыкальные заметки // Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи / с предисл. и библиогр. очерком В. Стасова. — СПб. : изд. А. С. Суворина, 1889. — С. 150-162.

112. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю. Келдыш. — М. : Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с.

113. Мусоргский, М. П. Письмо М. А. Балакиреву. 26 января 1867 г. / М. П. Мусоргский // Мусоргский М. Литературное наследие. — М. : Музыка. 1971. — С. 82-85.

114. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. — М. : Владос, 2003. — 248 с.

115. Науменко, Т. И. Текстология музыкальной науки : монография / Т. И. Науменко. — М. : Памятники исторической мысли, 2013. — 584 с.

116. Неклюдов, С. Ю. Структура и функция мифа / С. Ю. Неклюдов // Современная российская мифология. — М. : Рос. гос. гуманит. ун-т., 2005. — С. 9-26.

117. Нестьев, И. В. Советская массовая песня / И. В. Нестьев. — М. : Музгиз, 1946. — 22 с.

118. О-кей : песня о боевой дружбе великобританских и советских летчиков / музыка Е. Жарковского; слова Я. Родионова // Песни Краснознаменной Балтики. Сб. 6 : сборник песен творческой бригады КБФ. — Л. ; М. : Искусство, 1942. — С. 44-48.

119. Оганджанян, С. Л. Общественное радиовещание США : история и современность : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Оганджанян Сатине Левонов-на. — М., 2011. — 217 с.

120. Огаркова, Н. А. Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора : XVIII - начало XIX века : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Огаркова Наталия Алексеевна. — СПб., 2004. — 369 с.

121. Оркестр без дирижера. Издание первого симфонического ансамбля. — М. : Первая нотопечатня гос. муз. изд-ва, 1922. — 11 с.

122. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс : Сб. : Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. — М. : АСТ, 2002. — 509 с.

123. Оруэлл, Д. Скотный двор. Эссе / Д. Оруэлл; пер. с англ. — М. : АСТ, 2010. — 285 с.

124. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Тайна покаяния / Святейший Патриарх Кирилл (В. М. Гундяев). — М. : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 496 с.

125. Первый Всесоюзный съезд советских писателей : стенографический отчет. — М. : Художественная литература, 1934. — С. 10. — Содерж. : Доклад А. М. Горького о советской литературе.

126. Песни Краснознаменной Балтики: вып. I-XII. — Л. ; М. : Музгиз : Искусство, 1941-1944.

127. Песня — друг и товарищ бойца // Красная звезда. — 1941. — 5 сентября.

128. Пестриков, В. М. Эра безламповых устройств беспроводной передачи информации / В. М. Пестриков. — Севастополь : Вебер, 2011. — 185 с.

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

Петрушанская, Е. М. Эхо радио просвещения в 1920-30-е годы. Музыкальная гальванизация социального оптимизма / Е. М. Петрушанская // Советская власть и медиа. — СПб. : Академический проект, 2006. — С. 113-133. Письма. Николай Эрдман. Ангелина Степанова / предисл. и коммент.

B. Вульфа. — М. : АСТ : Астрель, 2007. — 256 с.

Понятовский, С. П. Персимфанс — оркестр без дирижера /

C. П. Понятовский. — М. : Музыка, 2003. — 192 с.

Постановление СНК СССР № 384 от 23.03.1938 г. «Об улучшении организации производства кинокартин» : офиц. текст. — СП СССР. — 1938. — № 13. — ст. 82.

Почтовый роман : переписка И. Дунаевского и Л. Райнль / сост., вступ. ст.,

коммент. и послесл. Н. Шафера. — М. : Композитор, 2001. — 232 с.

Правда. — 1930. — 29 июня. — № 177 (4622).

Правда. — 1943. — 19 апреля. — № 102 (9238).

Правда. — 1943. — 22 декабря. — № 313 (9449).

Правда. — 1947. — 22 октября. — № 280 (10671).

Правда. — 1948. — 11 февраля. — № 42 (10783).

Пыжиков, А. В., Данилов, А. А. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 годы / А. В. Пыжиков, А. А. Данилов. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 319 с. Раку, М. Г. «Музыка революции» в поисках языка / М. Г. Раку // Антропология революции : сб. статей. — М. : Новое литературное обозрение, 2009. — С. 400-435.

Раку, М. Г. Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 19301940-х годов : лиризация дискурса / М. Г. Раку // Новое литературное обозрение. — 2009. — № 100. — С. 184-204.

Раку, М. Г. Российская культура 20-х годов ХХ века : формирование образа «советской музыки» / М. Г. Раку // Музыковедение к началу века : прошлое и настоящее. — М. : РАМ им. Гнесиных, 2007. — С. 291-300. Розинер, Ф. Советская волшебная массовая песня / Ф. Розинер // Соцреали-стический канон. — СПб. : Академический проект, 2000. — С. 1007-1009.

144. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / авт.-сост. П. Дейниченко. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 416 с.

145. Рыбакова, Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Рыбакова Елеонора Львовна. — СПб., 2007. — 340 с.

146. Самохвалова, В. И. Массовый человек — реальность современного информационного общества / В. И. Самохвалова // Массовая культура и массовое искусство : «За» и «против» / сост. К. Акопян. — М. : Гуманитарий, 2003. — С. 102-147.

147. Сапрыкин, Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи / Д. Л. Сапрыкин. — М. : ИИЕТ РАН, 2009. — 176 с.

148. Священная война : для голоса с ф.-п. / музыка М. Блантера; слова В. Лебедева-Кумача. — М. : Музгиз, 1941. — 2 с.

149. Симонова, Н. Б. Система периодической печати России: Вторая половина XIX - начало XX вв. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Симонова Наталья Борисовна. — Новосибирск, 2002. — 250 с.

150. Ситников, А. В. Русская православная церковь и социально-политические трансформации в российском обществе : монография / А. В. Ситников. — М. : Ваш полиграфический партнер, 2011. — 250 с.

151. Славим победу Октября. 1917-1967 : Избранные русские советские песни в 5-ти вып. / ред. комиссия: В. Белый и др. — М. : Музыка, 1967-1968.

152. Славим победу Октября. 1918-1976 : Избранные русские советские песни : в 3-х вып. / перелож. для ф.-п. Н. Губарькова, И. Егикова, А. Флярковского. — М. : Музыка, 1977.

153. Славим победу Октября. 1918-1986 : в 3-х вып. / сост. А. Шилов ; В. Букин. — М. : Музыка, 1987.

154. Сладкомедова, Ю. Ю. Культурно-просветительские программы на государственном радио : структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Сладкомедова Юлия Юрьевна. — М., 2010. — 180 с.

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

Соболев, Д. А, Хазанов, Д. Б. Немецкий след в истории отечественной авиации / Д. А. Соболев, Д. Б. Хазанов. — М. : Русавиа, 2000. — 334 с. Советское искусство. — 1938. — 25 января. — № 9 (415). Соколов, Б. М. О житийных и апокрифических мотивах в былинах / Б. М. Соколов. — М. : Синодальная Типография, 1916. — 23 с. Солженицын, А. И. Как нам обустроить Россию / А. И. Солженицын. — Париж : УМСЛ-РКЕББ, 1990. — 50 с.

Сохор, A. Н. Русская советская песня / А. Н. Сохор. — Л. : Советский композитор, 1959. — 508 с.

Сохор, A. Н. Статьи о советской музыке / А. Н. Сохор. — Л. : Музыка, 1974. — 214 с.

Сохор, А. Н. Василий Павлович Соловьев-Седой / А. Н. Сохор. — Л. : Музыка, 1967. — 75 с.

Сохор, А. Н. Логика музыкальной композиции / А. Н. Сохор. — М. : Музыка, 1982. — 319 с.

Сохор, А. Н. Путь советской песни / А. Н. Сохор. — М. : Советский композитор, 1968. — 107 с.

Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке / А. Н. Сохор. — М. : Музыка, 1968. — 105 с.

Стасов, В. В. «Жизнь за царя» в Праге // Избранные сочинения в 3 т. Т. 1 / В. В. Стасов. — М. : Искусство, 1952. — С. 152-155.

Стасов, В. В. Наша музыка за последние 25 лет / В. В. Стасов // Статьи о музыке. В 5-ти вып. Вып. 3. — М. : Музыка, 1977. — С. 143-197. Стогний, И. С. Процессы смыслообразования в музыке (семиологический аспект) : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Стогний Ирина Самойловна. — М., 2013. — 55 с.

Сумбур вместо музыки // Правда. — 1936. — 28 января. — № 27 (6633). Толстой, Л. Н. Что такое искусство? / Л. Н. Толстой. — М. : Посредник, 1898. — 200 с.

170. Туровская, М. И. «Волга-Волга» и ее время / М. И. Туровская // Искусство кино. — 1998. — № 3. — С. 59-67.

171. Тынянов, Ю. Н. О пародии / Ю. Н. Тынянов // Поэтика. История Литературы. Кино. — М. : Наука, 1977. — С. 284-309.

172. Тяжельникова, В. С. «Кудрявая, что ж ты не рада». Песня как насаждение радости [Электронный ресурс] / В. С. Тяжельникова // Независимая газета. — 2001. — 18 октября. — Режим доступа: http://www.ng.ru/sty1e/2001-10-18/12шг1у.Ыт1.

173. Тяжельникова, В. С. Советская песня и формирование новой идентичности / В. С. Тяжельникова // Отечественная история. — 2002. — № 1. — С. 174-181.

174. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О Государственных Трудовых резервах СССР» [Электронный ресурс] : офиц. текст. — Режим доступа:

http://base.consu1tant.ru/cons/cgi/on1ine.cgi?req=doc;base=ESU;n=4365;f1d=134;fr от=10095-6;гпё=0.5381149819586426.

175. Федюк, А. В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920-е -1930-е гг. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Федюк Артем Владимирович. — Новосибирск, 2009. — 276 с.

176. Фрид, Э. Л. Музыка в советском кино / Э. Л. Фрид. — Л. : Музыка, 1967. — 208 с.

177. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. — СПб. : Наука, 2000. — 377 с.

178. Хаздан, Е. В. Нигун как явление традиционной еврейской музыкальной культуры : на материале общины «ХаБаД Любавич» : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Хаздан Евгения Владимировна. — СПб., 2008. — 202 с.

179. Хайт, Ю. А. В гавани. : (Чайный домик): Для голоса с сопровожд. ф.-п.: es.1-as.2 / Ю. А. Хайт; слова В. Агатова. — Киев : Кшвске музичне тдприемство, б.г. — 3 с.

180. Хан-Магомедов, С. О. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН / С. О. Хан-Магомедов. — М. : Знание, 1990. — 62 с.

181. Хевеши, М. А. Толпа, массы, политика : историко-философский очерк / М. А. Хевеши. — М. : ИФ РАН, 2001. — 223 с.

182. Цуканова, М. В. Валерий Кикта: «Я никогда в жизни не думаю, чтобы сделать что-либо новаторское. » (интервью) / М. В. Цуканова // Слово композитора : мысли о музыке : Сб. статей. — РАМ им. Гнесиных, 2011. — С. 105-114.

183. Чехов, А. П. Вишневый сад / А. П. Чехов. — М. : изд-во и тип. Центр. упр. по распространению драматургич. продукции Цедрам, 1936. — 70 с.

184. Чехов, А. П. Письмо Ал. П. Чехову 21 июля 1887 г. / А. П. Чехов // Письма А. П. Чехова. — М. : Кн-во писателей в Москве, 1913. — С. 381-382.

185. Чиненная, Т. Ю. Радио в многонациональной республике : исторический опыт, социальные функции, жанровая специфика (на примере радиовещания Дагестана) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Чиненная Тамара Юрьевна. — М., 2009. — 176 с.

186. Шаболтай, П. М. Проблемы развития отечественной эстрады, 1917-1929 гг. : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Шаболтай Петр Михайлович. — М., 2000. — 144 с.

187. Шукшин, В. М. Крепкий мужик / В. М. Шукшин // Рассказы. — М. : Художественная литература, 1985. — С. 92-100.

188. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора : учебное пособие для музыкальных вузов и училищ в 2-х ч. Ч. 2. Народные песни и инструментальная музыка в образцах / В. М. Щуров. — М. : Музыка, 2007. — 656 с.

189. Энгелъ, Ю. Д. Народная консерватория / Ю. Д. Энгель // Музыкальный труженик. — 1908. — № 20. — С. 3-6.

190. Эрдман, Н. Р. Самоубийца : Пьесы. Интермедии. Переписка с А. Степановой / Н. Р. Эрдман. — Екатеринбург : У-Фактория, 2000. — 592 с.

191. George Broderick, Andrea Klein. Das Kampflied der SA // Lieder in Politik und Alltag des Nationalsozialismus / Gottfried Neidhart ; George Broderick (Hrsg.). Frankfurt am Main ; Berlin ; Bern; New York ; Paris ; Wien : Lang, 1999. S. 63-89.

192. The Collaboration: Hollywood's Pact with Hitler. By Ben Urwand. Cambridge, MA : Harvard University Press. 2013. 336 pp.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Рисунок 1 - «Ir, balebatym, ir, merder»......................................................................34

Рисунок 1.1 - «Ir, balebatym, ir, merder» (продолжение).........................................35

Рисунок 2 - «Lomir lejgn ojfn harcn di rexte hant»....................................................40

Рисунок 3 - «Vi hejlyk yz di natur»............................................................................41

Рисунок 4 - «Sabes batug yz a jumer myt ajn klug»...................................................42

Рисунок 4.1 - «Sabes batug yz a jumer myt ajn klug» (продолжение).....................43

Рисунок 5 - «Ynter der Sofievke»...............................................................................43

Рисунок 6 - «Ven mit emes un lide gebundn»............................................................44

Рисунок 7 - «Brider, ejb got vet undz nit heelefn»......................................................45

Рисунок 8 - «Brider, nomir zix ervaxn»......................................................................46

Рисунок 9 - «Gejt, brider, gejt ajex fodern brejt»........................................................46

Рисунок 9.1 - «Gejt, brider, gejt ajex fodern brejt» (продолжение)..........................47

Рисунок 10 - «Majn cavoe».........................................................................................48

Рисунок 11 - «Mir vern gehast yn getribn».................................................................48

Рисунок 11.1 - «Mir vern gehast yn getribn» (продолжение)...................................49

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.