Русская религиозная философия как фактор становления отечественной парадигмы православного богословия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Сизов Сергей Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат наук Сизов Сергей Евгеньевич
Введение
1 Принципы взаимодействия богословия и философии на Западе и в России
1.1 Проблема терминологического и дисциплинарного разграничения теологии и философии
1.2 Модели взаимодействия богословия и философии в истории русской религиозной мысли
2 Историко-философские предпосылки парадигмального сдвига в отечественном богословии Х1Х-ХХ веков
2.1 Восприятие европейской философии в духовных школах России XIX
века
2.2 Восприятие европейской философии в лаическом богословии XIX
века
2.2.1 Старшие славянофилы
2.2.2 В.С. Соловьев и философия всеединства
3 Восприятие лаического богословия в духовных школах
3.1 История восприятия лаического богословия в традиции отечественных духовных школ
3.2 Богословские концепции, возникшие под влиянием русской религиозной философии
3.2.1 Сотериология
3.2.2 Учение о Церкви
3.2.3 Учение о личности
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Русская религиозная философия как фактор становления отечественной парадигмы православного богословия2024 год, кандидат наук Сизов Сергей Евгеньевич
Представления о феномене харизматической власти в Церкви в русском богословии начала ХХ в. (историко-понятийный аспект)2023 год, кандидат наук Ячменик Вячеслав Александрович
Историческая теология как направление научных исследований: история, теория, метод2024 год, доктор наук Михайлов Петр Борисович
Русская кенотическая христология конца XIX – начала XX века: генезис и проблематика2023 год, кандидат наук Малышев Артем Владиславович
Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия2008 год, кандидат философских наук Сеньчукова, Мария Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская религиозная философия как фактор становления отечественной парадигмы православного богословия»
Актуальность темы исследования
Настоящее исследование предлагает новый1 подход к истории становления богословско-философского дискурса в России, который является альтернативой общепринятой модели прот. Георгия Флоровского2. Особенность подхода заключается в комплексной оценке истории русской религиозной философии, как факторе становления отечественного богословия. Такая перспектива отличается большей адаптивностью к современным научным данным, а также предлагает плодотворную почву для дальнейшей работы, фактически выстраивая новую методологию, где ключевая роль отводится прослеживанию философских влияний на православную теологию, что в конечном итоге ведет к лучшему пониманию современных теологических концепций и предшествующей им философской работы.
Разработка новой перспективы развития отечественной теолого -философской парадигмы Х1Х-ХХ1 вв. ведет к переоценке общепринятых в православном богословии и русской религиозной мысли подходов и концепций, к более пристальному исследованию некоторых малозаметных тем3 и создает плодотворное пространство для дальнейших исследований, что вкупе представляет собой актуальную научную значимость.
Современные исследования по русской религиозной философии часто отталкиваются от сложившихся в пространстве русской диаспоры мифов, что
1 Мы называем такой подход «новым» потому, что он до сих пор не был сформулирован в рамках специальной работы, вместе с этим элементы предлагаемой нами модели содержатся в различных критических трудах по истории отечественной философии и богословия (см. параграф 1.2.).
2 Указанная модель изложена главным образом в книге «Пути русского богословия». Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009.
3 Речь идет о генезисе богословских дисциплин, история которых до сих почти не содержит не только актуальных научных материалов, но порой и вовсе каких-либо исследований. Между тем, прослеживание внедрения богословских и философских дисциплин в отечественную академическую традицию духовных школ могло бы послужить прекрасным фоном для истории идей в отечественной теологии и философии.
иногда приводит к грубым заблуждениям в терминологии, оценке истории, догматике и философии. Например, большой популярностью у многих религиозных мыслителей современности пользуется термин «соборность»4, понимаемый с подачи Хомякова как «единство в свободе» и «во множестве»5, при этом такой термин мыслится как аутентичный концепт православной философии, в то время как на самом деле патристика6 не знает соборности в хомяковском смысле, и последнюю проще обнаружить у Шеллинга, чем у святых отцов. То же самое можно сказать о многих ключевых концепциях русской религиозной мысли: евхаристическая экклезиология, органическая теория искупления, персоналистский подход к триадологии и антропологии и многое другое, все это обычно мыслится как истинно-православная традиция, в то время как история этих понятий уводит отнюдь не к византийскому образу мысли, но к западной философии. И в этом смысле настоящее исследование взаимодействия русской философии с богословием помогает, вопреки сложившейся традиции оценки богословско-философского дискурса русской мысли, открыть уникальную и востребованную перспективу осмысления этих двух дисциплин.
Степень разработанности темы исследования Соотношение моделей богословско-философского взаимодействия уже становилось предметом специального изучения за рубежом, этой теме, например, посвящена книга Ингольфа Дальферта (Ingolf Dalferth) «Теология и философия»7.
4 Термин используется в трудах многих русских религиозных философов, например, С. Хоружего, который не только приводит его в Хомяковском смысле, но и употребляет в разработке своих философских построений. См. Хоружий С.С. Идея соборности: ее православно-славянофильские истоки и ее перспективы в современном постсекулярном мире. Доклад на Международном Научном Собрании «Соборность и демократия». Требинье (Босния и Герцеговина), 13-16 июня 2012 г.
5 «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати. Дается же благодать и непокорным, не пользующимся ею (зарывающим талант), но они не в Церкви. — Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом». Хомяков А.С. Сочинения богословские (слово о сущем). М.: Типо-литогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко., 1907. С. 39.
6 Православное богословие обнаруживает свою идентичность именно в патристической философии и необходимо привязано к ней, как минимум из-за авторитета вселенских соборов, которые говорили на языке патристики.
7 Ingolf U. Dalferth. Theology and Philosophy. Wipf and Stock Publishers, 2001. P. 236.
Вообще, исследования по вопросу соотношения теологии и философии становятся все более популярными как в «аналитической»8 так и в «континентальной» традиции9 на Западе.
К современным отечественным авторам, которые проявляют интерес к теме соотношения философии и богословия, можно отнести В.К. Шохина, А.Р. Фокина, К.А. Антонова, И.В. Цвык и др. В целом же, внимание к этой теме в отечественной среде со временем только возрастает, что не в последнюю очередь связано с влиянием аналитической теологии.
Кроме того, вопрос соотношения теологии и философии на исторических примерах традиционно описывается в книгах по истории теологии, например, в трудах «Истории византийской философии»10 В.М. Лурье и «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли»11 В.Я. Саврея. Сюда же можно отнести труд Д. Брэдшоу «Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира»12, посвященный истории философско-богословских концептов античной теологии, Античную философскую теологию Г.В. Хлебникова13 и другие книги.
Однако предметом нашего специального изучения является не просто тема соотношения богословия и философии, но уникальные особенности их взаимодействия и переплетения в пространстве русской истории и культуры XIX-XXI вв. И здесь можно выделить ряд авторов, перечислив их в хронологическом порядке.
8 Например, сборник статей Analytic theology. New Essays in the Philosophy of Theology. Edited by Oliver D. Crisp and Michael C. Rea. Oxford university press, 2009. 316 p. и Faith and Reason Richard Swinburne. Oxford university press, 2005. 278 p.
9 Например, John D. Caputo. Philosophy and Theology. Nashville: Abingdon Press, 2006. 111
с.
10 Лурье В. М. История Византийской философии. Формативный период. СПб.: Axioma,
2006.
11 Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли- Изд. 3-е. М.: КомКнига, 2011.
12 Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. Ин-т философии РАН. М.: Языки славянских культур, 2012.
13 Хлебников Георгий Владимирович. Античная философская теология. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2014. 312 с.
Важнейшим трудом, который оказал решающее влияние на принципы понимания взаимодействия этих двух парадигм в исследованиях русской религиозной мысли, является уже упомянутая книга протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия»14. Примечательно, что этот «классический»15 и «общепринятый»16 по мнению многих исследователей русской философии труд был написан в Париже и уже оттуда попал в Россию. Это вполне иллюстрирует реальные пути русского богословия, поскольку с приходом советской власти отечественная богословская школа оказалась в упадке и центр изучения русского православия переместился (на «философском пароходе») в Париж, где и получила свое развитие известная Парижская богословская школа, до сих пор играющая определяющую роль для русской религиозной мысли.
В книге свящ. Г. Флоровского описывается история становления русского богословия в тесном общении с философией и культурной своего времени. Автор предлагает свою концепцию, согласно которой отечественное богословие подпало
14 Флоровский Г. В. Пути русского богословия.
15 «Среди многочисленных публикаций, анализирующих русскую философскую традицию, существуют лишь два классических труда, в центре внимания которых находится проблема взаимоотношений православного богословия и отечественной философии. Это книги профессоров H.H. Глубоковского "Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии" и Г.В. Флоровского "Пути русского богословия". Изданные много лет назад, они не могли учитывать изменения, произошедшие в православной мысли за последние десятилетия. Авторы рассматриваемых книг, будучи сами выдающимися представителями отечественного богословия, дают видение развития духовной науки как бы "изнутри": это свидетельство не наблюдателей, а участников творческого процесса. Поэтому их монографии обладают особой ценностью, но отсюда и определенная субъективность оценок, соотнесение анализируемых взглядов с собственными оригинальными позициями». Шапошников Л.Е., Федоров A.A. История русской религиозной философии. Учеб. пособие для вузов. Л.Е. Шапошников, A.A. Федоров. М.: Высш. шк., 2006. 447 с. (серия «История философии»). С. 4-5. Здесь же отметим, что указанная книга Н.Н. Глубоковского на наш взгляд не представляет особенной ценности для нашей работы ввиду малого количества сведений, посвященных интересующей теме. Мы также не можем разделить оценку труда Глубоковского как «классического».
16 «Общепринятый сегодня взгляд на историю русского богословия XVII-XVIII веков представлен еще в "Путях русского богословия" о. Георгия Флоровского и сводится к представлению о пребывании русской традиции в плену западной схоластической мысли. Этот взгляд сложился некогда на стыке религиозной философии и собственно богословской науки». Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 482 с. С. 7-8.
влиянию «латинского пленения»17 и было освобождено, благодаря обращению богословов и философов к наследию древних отцов Церкви. Этот тезис сейчас является одним из наиболее традиционных в пространстве современной оценки русской философии и богословия. К такому положению о пленении тесно примыкает идея «освобождения» богословия с помощью обращения к аутентичному православному Преданию, что выразилось в направлении «неопатристического синтеза», впервые представленном в той же Парижской школе.
Концепция пленения сложилась еще в XIX веке и впервые встречается у старших славянофилов и особенно Ю. Самарина в его диссертации о Феофане Прокоповиче и Стефане Яворском18. Истоки такого видения коренятся в романтическом мировоззрении славянофилов, которое заставило искать свое особое православие с помощью методологии, почерпнутой в немецкой идеалистической философии. В данном же случае внимание акцентируется на то, что тезис о латинском пленении, вокруг которого часто строится оценка русского богословия, впервые был почерпнут в немецкой философии и оказался эффективным фундаментом для историософских построений (подробный разбор указанных моделей пленения содержится в параграфе 1.2). Книга Флоровского заложила массивную основу для оценки отечественного богословско-философского дискурса и активно используется в качестве авторитетного источника по сей день.
17 Термин «латинское пленение» является устойчивым выражением, которое используется для характеристики западного влияния в отечественной теологии XVIII - XIX вв. Хотя в указанном труде Флоровского термин «латинское пленение» не встречается, но есть выражение «"вавилонское пленение" Русской Церкви» (Флоровский Г. В. Пути русского богословия. С. 122.), под которым автор и понимает пленение богословия западными учениями. Впоследствии в ходу также закрепилось выражение «схоластическое пленение».
18 Самарин Ю.Ф. Собрание сочинений: В 5 т. Т.2. Церковь и общество / Под общ. ред. А.Н. Николюкина; Сост., подг. Текста, коммент., указат. Имен А.Н. Николюкина и Т.Ф. Прокопова. Послесл. А.А, Попова. Институт научной информации по общественным наукам РАН. СПб.: ООО «Издательство "Росток"», 2014. 720 с.
Другой фундаментальной книгой, затрагивающей данную тему, является труд протоиерея Василия Зеньковского «История русской философии»19, также получивший статус классического.
Зеньковский, несмотря на большой объем своего труда, не дает подробной систематизации и типологизации взаимодействия отечественных богословия и философии, его больше интересуют отдельные философы с их философскими построениями в исторической перспективе. К вкладу русской философии в богословие автор относится положительно, вполне в духе Флоровского, имея ввиду, что философия пробудила богословие от сна и помогла ему встать на путь поиска своей истинно православной идентичности20.
Оба вышеперечисленных автора относятся к эмигрантам, поскольку (как уже было сказано) богословская школа в России, равно как и школа религиозной философии, находились в упадке в советский период и потому отечественные труды по нашей теме начинают появляться ближе к концу XX столетия и здесь мы бы хотели выделить четырех авторов Л.Е. Шапошникова, Н.К. Гаврюшина, К.М. Антонова и прот. П. Хондзинского.
Лев Шапошников интересен как автор книги История русской религиозной философии21, в которой он часто затрагивает вопрос генезиса русского богословия в среде отечественной религиозной мысли, а также автор книги «Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX -XXI веков»22, непосредственно посвященной этому вопросу.
Первый труд представляет собой ценность для нашей темы благодаря встречающимся в книге оценкам развития богословско-философского дискурса в России. Вторая упомянутая книга более важна, поскольку в ней автор предлагает свою модель взаимодействия богословии и философии, сводя все к сложному единству религиозной мысли, в которой выделяются «консерватизм»,
19 Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет,
2001.
20 Подчас автор прямо цитирует Флоровского в этом вопросе. См. Там же. С. 36.
21 Шапошников Л.Е., Федоров A.A. История русской религиозной философии.
22 Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX-XXI веков. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 327 с.
«модернизм» и «новаторство» как ключевые стратегии богословского-философского развития русской мысли.
Другую точку зрения представляет собой Н.К. Гаврюшин в трудах «Русское богословие. Очерки и портреты»23 и «Этюды о разумной вере»24. Автор признает труд Флоровского мифогенным и частично критикует его, отдавая должное проделанной работе и ее ценности. Несмотря на то, что по своей композиции, данные книги являются сборниками статей и эссе и не предполагают целостного и систематичного изложения, они все равно представляет большую ценность, поскольку являются одними из редких изданий по интересующей нас теме и содержат много фактологического материала.
Среди многих работ К.М. Антонова25, посвященных религиозной философии, важной для настоящего исследования является «Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века»26, поскольку в ней на материале русской философии представлен самый серьезный на данный момент в русскоязычной литературе опыт разработки философии религии как специальной научной дисциплины, а также попытка провести разграничение между философией и богословием. Кроме того, большой интерес представляет статья К.М. Антонова «"Я, благодарение Богу, не богослов...": становление русской религиозной философии и истоки концепции западного пленения православного богословия»27.
Последний автор в списке, протоиерей Павел Хондзинский, имеет множество трудов по теме становления богословско-философского дискурса в России. К числу его наиболее крупных работ следует отнести книги «"Ныне все
23 Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижегородская духовная семинария, 2011. 672 с.
24 Гаврюшин Н.К. Этюды о разумной вере. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. 656 с.
25 Стоит упомянуть, что мы в своей работе обращались к его труду о философии Киреевского. Антонов К.М. Философия И.В. Киреевского. Антропологический аспект.
26 Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века. М. Изд-во ПСТГУ, 2009. 360 с.
27 К.М. Антонов. «Я, благодарение Богу, не богослов.»: становление русской религиозной философии и истоки концепции западного пленения православного богословия. Христианское чтение. №3. М., 2015. С. 68-92.
мы болеем теологией": из истории русского богословия предсинодальной эпохи»28, «Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи»29 и «"Церковь не есть академия". Русское внеакадемическое богословие XIX века»30. Отметим здесь же и альманах, посвященный исследованию отечественного богословия «Русское богословие. Исследования и материалы» издательства ПСТГУ, который издается при участии священника Павла и содержит в своем фокусе историю отечественного богословия31.
Несмотря на обширный материал, который предоставляет автор, он сам указывает на то, что «Наша традиция до сих пор не имеет своего "Миня", без которого трудно составить себе общее представление о ней»32 и «история русской богословской традиции в Синодальную эпоху до сих пор не написана»33. Поэтому в число задач, которые автор пытается решить в своих работах, входит осмысление и типологизация сложных процессов становления богословско-философского дискурса отечественной мысли.
Следует упомянуть, наконец, книги, посвященные частностям истории становления русской богословско-философской парадигмы: сюда относится труд прот. П. Гнедича «Догмат искупления в русской богословской науке»34, творение свт. Серафима (Соболева) «Искажение православной истины в русской богословской мысли»35 и книгу Роуэна Уильямса Богословие В.Н. Лосского:
28 Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 482 с.
29 Хондзинский П., прот. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М., Изд-во ПСТГУ, 2010. 303 с.
30 Хондзинский П., прот. «Церковь не есть академия»: Русское внеакадемическое богословие XIX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 480 с.
31 Русское богословие: исследования и материалы. 2020. М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. 204 с.
32 Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи. С. 9
33 Хондзинский П., прот. «Церковь не есть академия»: Русское внеакадемическое богословие XIX века. С. 6.
34 Протоиерей Петр Гнедич. Догмат искупления в русской богословской науке (1893— 1944). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 496 с.
35 Архиепископ Серафим (Соболев). Искажение православной истины в русской богословской мысли. М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1997. 110 с.
изложение и критика36. Если труд Гнедича показывает становление современной сотериологии, то Уильямс иллюстрирует особенности современных догматических взглядов внутри православия, а книга Серафима (Соболева) дает богатый материал и свидетельства очевидцев.
В целом же следует отметить, что, несмотря на указанные книги, в области исследования становления богословско-философского дискурса отечественной мысли наблюдается огромное пространство работы по осмыслению произошедших процессов и их демифологизации. И, по словам прот. П. Хондзинского, такая работа до сих пор не была проделана, несмотря на свою острую востребованность.
Цель и задачи исследования
Целью работы является разработка модели взаимоотношений отечественных богословия и философии и ее описание на примере исторического материала.
Цель достигается путем решения следующих задач:
1. Определить дисциплинарные границы богословия и философии и их идентичность в пространстве русской истории и культуры.
2. Исследовать и систематизировать существующие модели богословско-философского развития в России; предложить свою модель.
3. Раскрыть предлагаемую в настоящей работе модель богословско-философского взаимодействия на примере отечественной истории, где в качестве ключевых компонентов будут описаны социальные и культурные процессы в России XIX-XX вв.
4. Доказать факт совершившихся парадигмальных изменений в отечественной теологии проследив историю школ и концепций.
Объект и предмет исследования
Объект исследования - история становления христианского богословско-философского дискурса в России.
36 Роуэн Уильямс. Богословие В.Н. Лосского: изложение и критика, 336 с.
Предмет исследования - влияние русской религиозной философии на отечественную православную теологию в XIX-XXI вв.
Научная новизна исследования
В рамках работы впервые:
1. Представлен новый подход к различению богословия и философии в сфере русской религиозной мысли.
2. Смоделировано влияние русской религиозной мысли на отечественную теологию как важнейший фактор богословского поворота XX века.
3. Введены элементы концептуального аппарата, который обслуживает проблему совершившейся богословской революции: «новое богословие», «новейшее богословие», «парадигмальный сдвиг», «богословский поворот» и т.д.
4. Смоделированы и систематизированы существующие в отечественной научной традиции подходы к описанию богословско-философского взаимодействия в истории России.
5. На примере догматического богословия, экклезиологии, сотериологии и других богословских дисциплин продемонстрирована сильная зависимость современного православного богословия от истории отечественной философии.
Теоретическая и практическая значимость работы
1. Исследование дает методологическую основу для дальнейших работ по истории русской философии и предполагает переоценку классических трудов по истории философии и богословия.
2. Проведенное различение философии и богословия в пространстве отечественной истории, а также введенный концептуальный аппарат могут быть востребованным для более удобной работы с историей отечественной философии.
3. Материалы исследования могут быть использованы не только при проведении историко-философских и богословских исследований, но также при чтении курсов русская религиозная мысль, отечественная философия, философия религии, патристика, догматика, отечественная патрология.
Теоретико-методологические основания исследования
Наиболее распространенной концепцией, выступающей в качестве теоретико-методологического основания трудов в отечественной истории философии и богословия является модель латинского пленения. Однако в настоящем исследовании предполагается построение новой модели, которая могла бы служить более эффективной и плодотворной перспективой для трудов по исследованию русской религиозной философии и богословия. Новая модель исходит из представления о существовании в отечественной богословской традиции двух интеллектуальных парадигм, взаимодействие которых и сыграло ключевую роль в становлении нового богословия - речь идет об академическом богословии начала XIX века и светской философии, выраженной преимущественно славянофилами. Верность этого представления косвенно подтверждается в исследовании сопоставлением патристической традиции и новой богословской и философской школы XIX - XX вв., чтобы таким образом установить разницу традиций и выделить места излома, сузив пространство поиска связей с зарубежной и русской религиозной мыслью. С другой стороны, важной исходной точкой исследования является представление о влиянии на славянофилов европейской романтической, религиозной и идеалистической традицией. Таким образом, исследование во многом сконцентрировано на истории идей, в то время как основания для отслеживания проникновения новых концепций и мутации старых подразумеваются, но не входят в состав самой работы.
Среди авторов, которые оказали существенное влияние на формирование оригинальной модели богословско-философского взаимодействия в истории России следует указать главным образом В.М. Лурье, с его исследованиями по Хомякову, Достоевскому и другим деятелям русской религиозной мысли и прот. Павла Хондзинского, с уже упомянутыми исследованиями по истории лаического богословия. Работы указанных авторов характерны критической оценкой религиозной философии с позиций православной теологии, а в случае свящ. Павла еще и настороженным отношением к богословию диаспоры, в том числе и к концепции Латинского пленения прот. Георгия Флоровского. Еще одним
исследователем, которого стоит упомянуть является Киприан Шахбазян, который много лет занимается критическим разбором богословских построений Владимира Лосского, наглядно демонстрируя отличие новейшего богословия от патристического в существенных моментах.
В постнеклассической науке глубокое осмысление получило то обстоятельство, что, как для естественных наук, так и для гуманитарных, характерно тесное взаимодействие и взаимопроникновение -междисциплинарность. Настоящее исследование также характеризуется тем, что осуществляется на стыке богословия и истории философии. В качестве базового подхода используется историко-философский подход, объединяющий различные философские построения единым объектом познания - историей, при этом повествование из исторической перспективы иногда переходит к истории философских концептов. Исторический аспект применяемой методологии выражается в том, что история играет роль формирования повествования, объяснения богословско-философских построений и создает перспективу универсального взгляда на все это.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Личность учителя в христианском богословии и современной педагогической практике2021 год, кандидат наук Микрюков Дмитрий Юрьевич
Понятие личности в философии С.Н. Булгакова в ранний период с 1900 по 1912 год2024 год, кандидат наук Хориэ Хироюки
Экклезиология русского Зарубежья в контексте культуры XIX - XX вв.2014 год, кандидат наук Махлак, Константин Андреевич
В.А. Жуковский и религиозно-философская культура его времени2019 год, доктор наук Долгушин Дмитрий Владимирович
Интертекстуальность в гомилетическом наследии святителя Филарета (Дроздова)2023 год, кандидат наук Салищев Данила Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сизов Сергей Евгеньевич, 2023 год
Список использованных источников и литературы
1. Флоровский Г. В. Пути русского богословия / Отв. ред. О. Платонов. -М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.
2. Антонов К.М. Философия И.В. Киреевского. Антропологический аспект / К.М. Антонов. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 235 с.
3. Хоружий С.С. Идея соборности: ее православно-славянофильские истоки и ее перспективы в современном постсекулярном мире [Электронный ресурс] / С.С. Хоружий // Доклад на Международном Научном Собрании «Соборность и демократия». Требинье, Босния и Герцеговина, 13-16 июня 2012. - Требинье, 2012. - URL: https://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2012/10/horuzhy_sobomost_2012.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
4. Хомяков А.С. Сочинения богословские (слово о сущем) / А.С. Хомяков -М.: Типо-литогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко., 1907. - 687 с.
5. Ingolf U. Dalferth. Theology and Philosophy / Dalferth I. - San Bernardino, Wipf and Stock Publishers, 2001. - 236 c.
6. Analytic theology. New Essays in the Philosophy of Theology / Edited by Oliver D. Crisp and Michael C. Rea. - Oxford university press, 2009. - 316 c.
7. Richard Swinburne. Faith and Reason / Swinburne R. - Oxford university press, 2005. - 278 c.
8. John D. Caputo. Philosophy and Theology. - Second edition / Caputo J. -Nashville: Abingdon Press, 2006. - 111 с.
9. Лурье, В. М. История Византийской философии. Формативный период / В.М. Лурье - СПб.: Axioma, 2006. - XX+553 с.
10. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Изд. 3-е / В.Я. Саврей - М.: КомКнига, 2011. - 1008 с.
11. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира / Отв. ред. А. Р. Фокин / Ин-т философии РАН. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 384 с.
12. Хлебников Г. В. Античная философская теология. Изд. 2-е, испр. и доп. / Г.В. Хлебников. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 312 с.
13. Шапошников Л.Е., Федоров A.A. История русской религиозной философии. Учеб. пособие для вузов / Л.Е. Шапошников, A.A. Федоров. - М.: Высш. шк., 2006. - 447 с.
14. Русское богословие: исследования и материалы. 2020 / Науч. ред. Н.Ю. Сухова. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. - 204 с.
15. Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи / прот. П. Хондзинский. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 482 с.
16. Самарин Ю.Ф, Собрание сочинений: В 5 т. Т.2. Церковь и общество / Под общ. ред. А.Н. Николюкина; Сост., подг. Текста, коммент., указат. Имен А.Н. Николюкина и Т.Ф. Прокопова. Послесл. А.А, Попова / Институт научной информации по общественным наукам РАН. - СПб.: ООО «Издательство "Росток"», 2014. - 720 с.
17. Зеньковский В. История русской философии / прот. В. Зеньковский. -М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.
18. Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX-XXI веков / Л.Е. Шапошников. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 327 с.
19. Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты / Н.К. Гаврюшин. - Нижегородская духовная семинария, 2011. - 672 с.
20. Гаврюшин Н.К. Этюды о разумной вере / Н.К. Гаврюшин. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. - 656 с.
21. Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века / К.М. Антонов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 360 с.
22. Хондзинский П., прот. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи / прот. П. Хондзинский. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 303 с.
23. Хондзинский П., прот. «Церковь не есть академия»: Русское внеакадемическое богословие XIX века / прот. П. Хондзинский. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. - 480 с.
24. Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944) / прот. П. Гнедич. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 496 с.
25. Соболев С., архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли / архиеп. Серафим (Соболев). - М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1997. - 110 с.
26. Роуэн Уильямс. Богословие В.Н. Лосского: изложение и критика / Пер. с англ. - К.: ДУХ I Л1ТЕРА, 2009. - 336 с.
27. Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. (историко-философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / И.В. Цвык - М.: 2002. - 373 с.
28. Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века / К.М. Антонов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.
29. Хондзинский П. В. Laientheologie или христианская философия? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 42-59.
30. Syndicate Project on the State of Theology [Электронный ресурс] // Syndicate. Электрон. дан. [Б. м.], 2020. - URL: https://syndicate.network/symposia/theology/syndicate-project-on-the-state-of-theology (дата обращения: 08.05.2020).
31. Hasker W. Eternity and Providence / The Cambrinde Companion to Christian Philosophical Theology / Ed. By C. Taliaferro and C. Meister. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - P. 81-91.
32. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г.Г. Майоров. - М.: «Мысль», 1979. - 431 с.
33. Татиан. Речь против эллинов [Электронный ресурс] // Азбука.ru Электрон. дан. [Б. м.], 2005-2020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_ellinov/ (дата обращения: 09.05.2020).
34. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания / Перевод с древнегреческого и комментарии Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. -М.: Индрик, 2002. - 416 с.
35. Фома Аквинский. Сумма теологии: с комментариями и объяснениями / пер., сост., предисл., коммент. К. Бандуровского. - Москва: Издательство АСТ, 2019. - 320 с.
36. Morris T. Our Idea of God: An introduction to Philosophical Theology. -Downers Grove (III): InterVarsity Press, 2005. - 200 с.
37. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Сочинения: В 2 т. -СПб., 1999. -Т. 2. - 657 с.
38. Оксфордское руководство по философской теологии / Сост. Томас П. Флинт и Майкл К. Рей; ред. М. О. Кедрова/ Ин-т философии РАН. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 872 с.
39. Моррис Томас. Наша идея Бога. Введение в философское богословие / Пер. с англ. (Серия «Современное богословие»). - М.: Издательство ББИ, 2011. -VIII + 201 с.
40. Шохин В.К. Философская теология: канон и вариативность / В.К. Шохин. - СПб.: Нестор-История, 2018. - 496 с.
41. Сизов С. Е. Апофатическая богословская традиция и аналитическая теология: очерчивание конфликтов и пути решения / С. Е. Сизов // Кант. - 2021. -№ 1(38). - С. 171-178.
42. Сизов С.Е. Философия Николая Федорова в контексте православной сотериологии / С.Е. Сизов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2021. - № 1 (29). - С. 92-100.
43. Сизов С.Е. К вопросу о влиянии платонизма на христианское богословие / Сизов С.Е. // Идеи и идеалы. - 2021. - Т. 13, № 2, ч. 2. - С. 418-430.
44. Православное Догматическое Богословие. Помазанский Протопресвитер Михаил. [Электронный ресурс] // Викичтение. Электрон. дан. [Б. м.], 2020. - URL: https://religion.wikireading.ru/93973 (дата обращения: 14.08.2020).
45. Глаголев С.С. Философия и свобода // В память столетия (1814-1914) Императорской Московской духовной академии. - Сергиев Посад, 1915. - Ч. 1. -212 с.
46. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). - 2-е изд., испр. и перераб. - СТСЛ, 2012. - 586 с.
47. Сизов С.Е. К истории взаимодействия философии и богословия в русской религиозной мысли / С.Е. Сизов // Управленческое консультирование. -2021. - №4. - С.153-158.
48. Прот. Павел Хондзинский. Laienteologie или христианская философия? // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. - 2013. - Вып. 3 (47). - С. 42-59.
49. Гаврюшин Н.К. Архимандрит Киприан (Керн) и его книга о святителе Григорие Паламе // Встреча. - 1995. - № 3. - С. 13-19.
50. Сизов С.Е. Представления о "латинском пленении" в отечественной истории философии / С.Е. Сизов // Социодинамика. - 2022. - № 1. - С. 69-78.
51. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - Издание третье. - М.: В университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886. - Т. 2. - 450 с.
52. Стефан (Яворский), митр. Камень веры / митр. Стефан (Яворский). - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. - 824 с.
53. Сухова Н.Ю. «Историко-богословская революция» в высшей духовной школе России // Филаретовский альманах. - М., 2013. - № 9. - С. 145-146.
54. Протоиерей Георгий Флоровский. Западные влияния в русском богословии [Электронный ресурс] // Азбука.га Электрон. дан. [Б. м.], 2005-2020. -URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/zapadnye-vlijanij a-v-russkom-bogoslovii/ (дата обращения: 09.05.2020).
55. Мезенцев И.В. Влияние Римо-Католицизма на становление русской духовно-академической философии в дореволюционный период в оценке
православных мыслителей // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - № 1. - 2015. - С. 117-129.
56. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2006. - 80 с.
57. Дестивель И., свящ. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и принцип соборности / И. Дестивель, свящ. - М.: Издательство Крутицкого подворья. - 307 с.
58. К.М. Антонов. «Я, благодарение Богу, не богослов...»: становление русской религиозной философии и истоки концепции западного пленения православного богословия // Христианское чтение. - М., 2015. - № 3. - С. 68-92.
59. И.И. Евлампиев Исследование истории русской философии: современное состояние... [Электронный ресурс] // Youtube.com [Электрон. дан.]. -[Б. м.], 2020. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=GynbwW20ms4 (дата обращения: 09.05.2020).
60. Лурье В.М. Русское православие между Киевом и Москвой. Очерк истории русской православной традиции между XV и XX веками / В.М. Лурье. -М.: Три квадрата, 2010. - 296 с.
61. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра / П.В. Знаменский. - Казань: в университетской типографии, 1873 г. - 851 с.
62. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России / Лори Манчестер; пер. с англ. А.Ю. Полунов. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 448 с.
63. Леонтьева Т.Г. Православное сельское духовенство в условиях модернизации России (вторая половина Х1Х - начало ХХ вв.) : дис. ... д-ра исторических наук. - Тверь, 2002. - 496 с.
64. Воронский А.К. Бурса [Электронный ресурс] // Limir.me - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: https://www.Htmir.me/br/?b=580592&p=1 (дата обращения: 29.05.2020).
65. Воронский А.К. За живой и мертвой водой [Электронный ресурс] // Lib.ru - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL:
http ://az.lib.ru/w/woronskij_a_k/text_1929_za_zhivoy_i_mertvoy_vodoy.shtml (дата обращения: 29.06.2020).
66. Н.А. Благовещенский. Повести и рассказы / Благовещенский Н.А. -СПб.: Издание книгопродавца К.Н. Плотникова, 1873 г. - 504 с.
67. Никитин Иван Саввич. Дневник семинариста [Электронный ресурс] // Lib.ru - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: http://az.lib.ru/n7nikitin_i_s/text_0020-1.shtml (дата обращения: 12.02.2020).
68. Помяловский Н.Г. Сочинения / Н.Г. Помяловский. - М.: Гослитиздат, 1951 г. - 177 с.
69. Казанский П. С. Переписка с Александрой Николаевной Бахметьевой // У Троицы в Академии. - М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1914. - 772 с.
70. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю [Электронный ресурс] // Lib.ru -Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_3890.shtml (дата обращения: 29.06.2020).
71. Почему наша интеллигенция враждебна по отношению к духовенству // Руководство для сельских пастырей. - Киев, 1905. - № 34. - С. 12-16.
72. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. -М.: Правда, 1989. - 608 с.
73. Сирин Е., свят. Творения. Том I / преподобный Ефрем Сирин. - М.: Русский издательский центр имени Святого Василия Великого; Русский Паломник, 2014. - 480 с.
74. Панибратцев А.В. Становление академической философии в России : автореф. дис. ... д-ра философских наук. - М., 2001. - 321 с.
75. Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный: сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX - начала XX века / Н.Ю. Сухова -М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. - 384 с.
76. Беляев А., прот. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном [Электронный ресурс] // Азбука.га Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev/professor-moskovskoj-duhovnoj-akademii-
p-s-kazanskij-i-ego-perepiska-s-arhiepiskopom-kostromskim-platonom/2 (дата
обращения: 22.05.2020).
77. Смирнов С.К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814-1870). - М.: Унив. тип. (М. Катков), 1879. - 210 с.
78. Введенский А.О характере, составе (сжатое изложение) и значении философии В.Д. Кудрявцева-Платонова, с приложением речи о жизненно-практических принципах философа. - М.: 2-я типография А.И. Снегиревой, 1893. - 82 с.
79. П. Д. Юркевич. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта (Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января 1866 года) [Электронный ресурс] // http://platoakademeia.ru/ - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: http://platoakademeia.ru/index.php/ru/projects/item/243-rusplat_yurkevich_01 (дата обращения: 17.11.2020).
80. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия [Электронный ресурс] // Центра христианской психологии и антропологии (ЦХПА) - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Yurkevich-PD/serdce-po-ucheniyu-Slova-Bozhiya.html (дата обращения: 19.11.2020).
81. Введенский А.И., проф. «Религиозное обновление» наших дней. Выпуск первый. - М.: Университетская типография, Страстной бульвар. - 1903. - 58 с.
82. Емельянов Б.В. Рецепции философии Канта и Шеллинга в первой половине XIX века // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2010. - Вып. 10. - С. 53-66.
83. Мачкарина О. Д. Рецепция немецкой философии в России XIX века / О. Д. Мачкарина. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. - 204 с.
84. Материалы к сравнительному изучению западноевропейской и русской философии: Кант, Ницше, Соловьев / Под общ. ред. В.Н. Брюшинкина. -Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 256 с.
85. Бердяев H.A. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков / Н.А. Бердяев. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 445, [3] с.
86. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ.- М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
87. Гулыга А.В. Философское наследие Шеллинга // Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1987. - Т. 1. - 419 с.
88. Степун, Ф. Немецкий романтизм и русское славянофильство / Ф. Степун. - М.: Русская мысль, 1910. - Кн. III. - 420 с.
89. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - Москва: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнеревъ и Ко, Лименовская ул., соб. домъ, 1904. -Т. 8 : Письма. - 684 с.
90. Барсов Н.И. О значение Хомякова в истории отечественного богословия // Христианское чтение. - 1878. - № 1-2. - С. 303-320, 315-316.
91. Горский А., прот. Замечания на богословские сочинения А. С. Хомякова [Электронный ресурс] // Азбука.га Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gorskij/zamechanija-na-bogoslovskie-sochinenija-a-s-homjakova/ (дата обращения: 20.11.2020).
92. Киреевский И.В. Отрывки [Электронный ресурс] // Литература и Жизнь Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: http://dugward.ru/library/kireevskiy/kireevskiy_otryvki.html (дата обращения: 27.12.2019).
93. Сильвестр (Малеванский), свт. Опыт православного догматического богословия [Электронный ресурс] // Азбука.га Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. -Т. I. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malevanskij/opyt-pravoslavnogo-dogmaticheskogo-bogoslovija-tom-1/ (дата обращения: 19.11.2020).
94. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001. - 416 с.
95. Липич Т.И. Славянофильство и западничество: концептуальная оппозиция доктринам классической немецкой идеалистической философии? / Т.И.
Липич ; БелГУ // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2010. - № 14(85), вып. 13. - С. 5-16.
96. Рождение персонализма из духа Нового времени: Сборник статей по генеалогии богословского персонализма в России / [ред. -сост. В.Н. Болдарева]. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. - 392 с.
97. Зизиулас И. Что значит быть личностью: к вопросу об онтологии личностности. Богословие личности. / И. Зизиулас, митр. - М.: Издательство ББИ, 2013. - viii + 271 с.
98. Киреевский И.В. Разум на пути к истине / И.В. Киреевский. - М., 2002. -
290 с.
99. Гогоцкий С.С. Философский лексикон // Фридрих Шеллинг: pro et contra. - СПб., 2001. - 515 с.
100. Хомяков А.С. По поводу отрывков найденных в бумагах И. В. Киреевского [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: http://www.odmblago.ra/füosofiya/homakov/tom1/8/ (дата обращения: 27.12.2019).
101. Профессор Евгений Николаевич Трубецкой. Воспоминания [Электронный ресурс] // Азбука.ги Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https://azbyka.ra/otechmk/Evgemj_Trubeckoj/vospommamja/1 (дата обращения: 20.11.2020).
102. Саттон Джонатан. Религиозная философия Владимира Соловьева / Пер. з англ. - К.: ДУХ I Л1ТЕРА, 2008. - 304 с.
103. Хамидулин А.М. Идейные истоки софиологии В. С. Соловьева // Соловьевские исследования. - Вып. 3 (47). - 2015. - С. 21-38.
104. Профессор Владимир Николаевич Лосский. Спор о Софии [Электронный ресурс] // Азбука.ги Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2021. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/spor-o-sofii/ (дата обращения: 25.03.2021).
105. Соболев Серафим, архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией / архиепископ Серафим (Соболев). - Издание Свято-Троицкого монастыря, Джорданвиль: 1993. - 532 с.
106. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время / предисл. А.А. Тахо -Годи. - 2-е изд., исправл. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 617 с.
107. Козырев А.П. Соловьев и гностики / А.П. Козырев. - М.: Изд. Савин С.А., 2007. - 310 с.
108. Павел Хондзинский, прот. Персоналистическая экклесиология прот. Сергия Булгакова, прот. Георгия Флоровского и В. Н. Лосского // Христианское чтение. - 2020. - №5. - С. 10-22.
109. Соловьев Вл.: Pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / подгот. В.Ф. Бойков. В 2 т. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2000. - Т. 1. -680 с.; Т. 2. - 721 с.
110. Кн. Евгений Трубецкой. Миросозерцание Вл. С. Соловьева / Трубецкой Е., кн. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1913. - Т. I. - 631 с.
111. Андреев Ф. Московская духовная академия и славянофилы / Ф. Андреев. - М.: Типография Троице-Сергиевой Лавры, 1915. - 180 с.
112. Завитневич В.В. Алексей Степанович Хомяков. - К.: Типография И.И. Горбунова, 1902. - Т. I, кн. 1. - 680 с.
113. Иванцов-Платонов А.М. Несколько слов о богословских сочинениях А.С. Хомякова: (По поводу пражского их издания) / А.М. Иванцов -Платонов. -М.: Унив. тип., 1869. - 23 с. - Из: Правосл. обозрение. - 1869.
114. Протоиерей Александр Горский. Замечания на богословские сочинения А. С. Хомякова [Электронный ресурс] // Азбука. ru Электрон. дан. - [Б. м.], 20052020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gorskij/zamechanija-na-bogoslovskie-sochinenija-a-s-homjakova/ (дата обращения: 26.11.2020).
115. Иванцов-Платонов А.М. [Электронный ресурс] // Православная Энциклопедия. Электрон. дан. - [Б. м.], 1998-2020. - URL: https://www.pravenc.ru/text/200519.html / (дата обращения: 26.11.2020).
116. Свящ. А. Иванцов-Платонов. Несколько слов о богословских сочинениях А. С. Хомякова (по поводу пражского их издания). Славянофильство: Pro et contra [Электронный ресурс] // Электронная библиотека серии «Русский путь: Pro et contra». - Электрон. дан. [Б. м.], 2020. - URL: http ://russianway.rhga.ru/section/katalog/slavyanofilstvo.html/ (дата обращения: 26.11.2020).
117. Соловьев Вл. Сочинения в двух томах / Вл. Соловьев. - М.: Правда, 1989. - Т. 2. - 1130 с.
118. Барсов Н. И. О значение Хомякова в истории отечественного богословия. Полемическая заметка [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. - Электрон. дан. [Б. м.], 2020. - URL: http://www.odinblago.ru/o_znach_homakova (дата обращения: 27.12.2019).
119. Барсов Н.И. Новый метод в богословии [Электронный ресурс] // Азбука.га Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov/novyj-metod-v-bogoslovii// (дата обращения: 27.11.2020).
120. Павел Флоренский, свящ. Около Хомякова (критические заметки). -М.: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1916. - 198 с.
121. Завитневич В.В. Алексей Степанович Хомяков// Богословский вестник. - 1916. - № 7-8. - С. 528-529.
122. Завитневич В.В. Алексей Степанович Хомяков / В.В. Завитневич. - К.: Типография Акц. Об-ва «Петръ Барский въ Киеве», 1913. - Т. II. - 1023 с.
123. Леонтьев К.Н. Избранные письма. 1854-1891 / К.Н. Леонтьев. - М.: Пушкинский фонд, 2017. - 544 с.
124. Бердяев H.A. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков / Н.А. Бердяев. - М: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2007. - 445, [3] с.
125. Никольский А.А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев / А.А. Никольский. - СПб.: Наука, 2000. - 420 с.
126. Шапошников Л.Е. Владимир Соловьев и православное богословие / Л.Е. Шапошников. - М.: Знание, 1990. - 62 с.
127. Зракърабапршмъ... К вопросу об искажениях ортодоксального понимания Боговоплощения в католической и православной богословской мысли конца XIX - начала XXI в. / К. Г. Шахбазян, В. В. Крымов, М. А. Шахбазян. -Краснодар: Традиция, 2020. - 362 с.
128. Давыденков О., прот. Догматическое Богословие: учебное пособие. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 622 с.
129. Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. - М.: Сибирская Благозвонница, 2013. -160 с.
130. Бронзов А.А. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия // Азбука.га Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bronzov/nravstvennoe-bogoslovie-v-rossii-v-techenii-xix-go-stoletija/ (дата обращения: 02.12.2020).
131. Барсов Н.И. Нравственное богословие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1897. - Т. XXI : Нибелунги - Нэффцер. - С. 408-410.
132. Хондзинский П., прот. Восприятие идей И. Канта в богословском наследии свт. Иннокентия (Борисова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. - 2017. - Вып. 74. - С. 94-102.
133. Янышев И.Л., прот. Православно-христианское учение о нравственности / И.Л. Янышев, прот. - СПб.: Типография М. Меркушева, 1906. -279 с.
134. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. -М.: Просветитель, 1991. - 265 с.
135. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии// Азбука.т Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. -URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubokovskij/russkaja-bogoslovskaja-nauka-v-ee-istoricheskom-razvitii-i-novejshem-sostojanii// (дата обращения: 02.12.2020).
136. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). - 2-е изд., испр. и перераб. - СТСЛ, 2012. - 586 с.
137. Владимир Лосский: очерк догматического богословия // Азбука.т. Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/vladimir-losskij-ocherk-dogmaticheskogo-bogoslovija/ (дата обращения: 04.12.2019).
138. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. - 4-е изд.
- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 592 с.
139. Сизов С.Е. Философские истоки органической теории спасения / С.Е. Сизов // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 462. - С. 80-87.
140. Владимир Сабодан, митр. Экклезиология в отечественном богословии.
- К., 1997. - 512 с.
141. Мансветов И.Д. Новозаветное учение о Церкви // Азбука.га. Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https ://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov/novozavetnoe -uchenie-o-tserkvi/ (дата обращения: 04.12.2019).
142. Aidan Nichols. Theology in the Russian Diaspora. Church, fathers, eucharist in Nikolai Afanas'ev (1893-1966) / Nichols Aidan. - New York : Cambridge University Press, 2008. - 295 р.
143. Протопресвитер Евгений Аквилонов. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilonov/tserkov-nauchnye-opredelenija-tserkvi-i-apostolskoe-uchenie-o-nej-kak-o-tele-hristovom/ (дата обращения: 05.12.2019).
144. Иустин (Попович), прп. Собрание творений. - М.: Паломник, 2006. - Т. 3 : Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклезиология. - 617 с.
145. Профессор Александр Дмитриевич Беляев. Любовь Божественная. Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL:
https ://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Belyaev/lyubov-bozhestvennaja/ (дата
обращения: 04.12.2019).
146. Владимир Лосский. Бог и человек по богословию В. Н. Лосского. Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: https://predanie.ru/book/127998-bog-i-chelovek-po-bogosloviyu-v-n-losskogo/#/n276 (дата обращения: 04.12.2019).
147. Иоанн Зизиулас, митр. Бытие как общение: исследование о личности и Церкви. Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2020. - URL: https ://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Belyaev/lyubov-bozhestvennaja/ (дата обращения: 03.01.2021).
148. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знаний / Иоанн Дамаскин, прп. - М.: «Индрик», 2002. - 416 с.
149. Лосский В.Н. Богословие и боговидение В.Н. Лосский. - М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. - 256 с.
150. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. -М., 2007. - 512 с.
151. Булгаков Сергей, протоиерей. Главы и троичности. Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: https://predanie.ru/book/219187-glavy-o-troichnosti/ (дата обращения: 04.01.2021).
152. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма. Электрон. дан. - [Б. м.], 2021. - URL: http://www.vehi.net/berdyaev/etich.html (дата обращения: 05.01.2021).
153. Лосский В.Н. Искупление и обожение // Богословие и боговидение. -М.: 2000. - 519 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.