Экклезиология русского Зарубежья в контексте культуры XIX - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Махлак, Константин Андреевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Махлак, Константин Андреевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ОСМЫСЛЕНИЯ
РЕАЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА
§ 1. Традиция романтизма в экклезиологической мысли
A.C. Хомякова
§ 2. Церковь, свобода и иерархия: Ф.М. Достоевский
и митр. Антоний (Храповицкий)
§ 3. Церковь и всеединство, прот. С. Булгаков
ГЛАВА II. ОБРАЗ ЦЕРКВИ В ТВОРЧЕСТВЕ
МЫСЛИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
§ 1. Персонализм и антропология в трактовке церкви
у В.Н. Лосского
§ 2. Церковь, история и культура
у протоиерея Георгия Флоровского
§ 3. Евхаристическая экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и «теургические» интуиции
Серебряного века
§ 4. Церковь и культурная ситуация XX века:
прот. А. Шмеман
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Л-
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и парижская школа русского богословия2008 год, кандидат философских наук Сеньчукова, Мария Сергеевна
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и принцип соборности2007 год, кандидат философских наук Лоран Дестивель
Священные изображения и изображения священного в христианской традиции2006 год, кандидат философских наук Раевская, Наталья Юрьевна
Философия имени в России в контексте имяславских споров 1910-х годов2001 год, кандидат философских наук Лескин, Дмитрий Юрьевич
С.Н. Булгаков и Г.В. Флоровский: два пути рецепции святоотеческой традиции2012 год, кандидат наук Хамдеева, Гульфия Абдулбариевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экклезиология русского Зарубежья в контексте культуры XIX - XX вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования
Экклезиология занимает существенное место в отечественной культуре Х1Х-ХХ веков. Учение о церкви в отечественной традиции - феномен, возникший на грани религии, философии и культуры. О культуре и культурной традиции в настоящем случае необходимо говорить, так как русская православная экклезиология формировалась далеко не только в рамках богословского знания. Импульсы ее развития исходили из русской классической литературы, религиозно-философской мысли, публицистики. Существенную роль в формировании экклезиологии играл «национальный миф», воплощающий в себе архетипы, идущие из глубин древности, нередко приобретая христианскую окраску, но сохраняя мифологическую основу. Прямо или косвенно, на отечественной экклезиологии сказывались ведущие течения западной культуры. Прежде всего, романтизм и символизм, некоторые иные феномены культуры Серебряного века, такие, как тенденция к синтезу всех сфер творчества в мистериальном «теургическом действе» или поиск новых форм социальной организации на путях заново переосмысленной общинности, например, в рамках «Нового религиозного сознания». Выявление культурного и философского слоя экклезиологических концепций представляется насущно важным, так как это способствует целостному постижению русской культуры.
В последнее время стало общим местом указывать на ее тесную связь со своей православной основой, в том числе и там, где культурные явления носят явно секулярный и даже антиклерикальный характер. Однако не менее важно рассмотреть и противоположный подход к русской культуре, когда подлежат выявлению те культурные феномены и мотивы, которые вошли в конкретные теологические концепции, повлияли на их возникновение и развитие. Взгляд на экклезиологическую проблематику через призму русской культуры Х1Х-ХХ веков имеет все шансы послужить связующим звеном
между церковью и культурой, теологией и культурологией. Во всяком случае, противопоставление религии и культуры, на сегодняшний день, исчерпало себя, обнаружило свою неконструктивность.
Экклезиологические теории в своем историческом, общественно-политическом и духовно-нравственном воплощении оказывают значимое влияние не только на религиозный этос, но и в целом на интеллектуальное пространство культуры. Настоящее исследование представляет собой попытку выявления и систематизации основных линий развития экклезиологической мысли в контексте культуры и философии XIX - первой половины XX века.
Объект исследования
Объектом нашего исследования является наследие мыслителей русского Зарубежья.
Предмет исследования
Предметом исследования являются экклезиологические концепции видных представителей русской религиозно-философской мысли XX века.
Цель исследования
Цель исследования состоит в анализе и систематизация основных идей или принципов учения о церкви в XX веке, восстановление культурного и философского контекста русской экклезиологической мысли, а также выявление общих принципов, определявших конкретные экклезиологические теории.
Задачи исследования
Достижение указанной цели предполагает решение целого ряда задач, среди которых:
- определение основных линий развития экклезиологической мысли русского Зарубежья в контексте культуры XIX-XX вв.;
- связь экклезиологии Хомякова с проблематикой европейской романтической традиции. Осмысление роли выработанных Хомяковым подходов в дальнейшем развитии отечественной экклезиологии;
исследование культурных мифологем «всеединство», «соборность», «старец» и др., влиявших на мыслителей русского Зарубежья;
- выявление ключевых аспектов персоналистического поворота в экклезиологии митр. Антония (Храповицкого), Н. Бердяева, В. Лосского, А. Шмемана (выраженного в понятиях: «сострадательная любовь», «свобода и иерархия», «личность и соборность» и др.) в соотношении с творчеством Ф.М. Достоевского;
- выявление связи евхаристической экклезиологии Н. Афанасьева с теургическими тенденциями в культуре Серебряного века.
Степень разработанности проблемы
Методологическую основу диссертации составляют работы по культурологии, религиозной философии и теологии отечественных авторов С.С. Аверницева, В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, P.A. Гальцевой, В.В. Зеньковского, O.E. Иванова, В.М. Лурье, прот. Иоанна Мейендорфа, П.А. Сапронова, И.С. Свенцицкой, Г.П. Федотова, С.Л. Фирсова, прот. Георгия Флоровского, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова, В.К. Шохина, западных мыслителей М. Вебера, Р. Гуардини, М. Мосса, Р. Otto, М. Элиаде. Экклезиология как предмет исследования в рамках догматического богословия представлена в трудах Е.П. Аквилонова, митрополита Макария (Булгакова), митрополита Филарета (Дроздова), Н.П. Малиновского, митрополита Владимира (Сабодана), архиепископа Илариона (Троицкого).
В контексте церковно-исторических исследований экклезиологическая тематика отражена в трудах В.В. Болотова, А.И. Бриллиантова, А.П. Лебедева и др. Религиозно-философским вопросам в экклезиологии русского Зарубежья посвящены работы A.C. Аржаковского, И.В. Борщ, К.П. Гаврюшина, М.В. Назарова, диакона А. Платонова, М.С. Сенчуковой, H.A. Струве, а так же западных исследователей Р. Бардьяну, Э. Блейна, И. Дестивеля, митрополита Иоанна (Зизиуласа), М. Раева, Д. Уильямса, архиепископа Роуэна Уильямса, М. Плекона, архиепископа Каллиста (Уэра), К. Фельми.
Начало исследованию религиозно-философских аспектов экклезиологии было положено уже в 30-е годы XX века, когда возникла необходимость обоснования юрисдикционной идентичности разных групп церковной эмиграции. Аргументы сторон достаточно быстро стали предметом религиозно-философского, церковно-исторического и канонического исследования. Работы представителей русского Зарубежья, посвященные как экклезиологии в целом, так и конкретным дискутируемым проблемам, образуют критическую и исследовательскую линию.
Экклезиологическая тема в «Путях русского богословия» (1937) протоиерея Георгия Флоровского - одна из ведущих, Флоровский описывает отечественную интеллектуальную и культурную традицию под знаком ее богословских возможностей, неразрывно связанных с реальностью церковного опыта. Флоровский поднимает вопрос идентичности существующих в академическом богословии и религиозной философии определений церкви святоотеческим образцам и православной духовности в целом. «Западному пленению русской богословской мысли» противопоставляется искомый, состоявшийся исторически и интеллектуально в Византии, но не в России, образ церкви, который еще предстоит выразить. Флоровскому удалось достаточно точно выявить объем «бывшего и несбывшегося» в русской экклезиологической мысли,
обнаружить «псевдоморфозы» в экклезиологических подходах XIX и начала XX века.
Вплоть до конца XX века попытки целостно проанализировать основные подходы в экклезиологии Зарубежья в контексте культуры не предпринимались, однако отдельные проблемы достаточно подробно комментировались. Так, в ходе полемики между юрисдикциями русской традиции, в 30-70-е годы возникла обширная литература, разбирающая тему церкви и ее современного состояния в культурологическом1, каноническом и богословском плане. Например, в работах Г.П. Федотова, H.A. Бердяева, протопресвитеров М. Польского и Г. Граббе (впоследствии епископа) со стороны РПЦЗ, а также митрополита Сергия (Страгородского), H.A. Стратонова, архиепископа Василия (Кривошеина) со стороны РПЦ (МП), протопресвитера А. Шмемана в Американской православной церкви, однако их работы, представляя собой апологию своих юрисдикций, не ставили перед собой цель теоретически обобщить и критически исследовать все имеющиеся позиции, тем более они не ставили перед собой задачи исследования экклезиологии с позиций религиоведения или философии культуры. Существует ряд источников, которые можно назвать публицистическими, сюда можно отнести статьи H.A. Бердяева, Г.П. Федотова, И.А. Ильина, A.B. Карташева и многих других представителей русского церковного Зарубежья разных юрисдикций. Притом, что среди этих работ встречаются ценные наблюдения и важные критические суждения, сам жанр публицистической реплики, ее полемический характер не дают авторам этих работ возможность детально и развернуто описать экклезиологические концепции Зарубежья.
1 Сам термин не употреблялся, но и Бердяев, и Федотов, и Флоровский, описывая экклезиологическую проблематику, апеллировали к реальности культуры, в частности, к русской литературе Х1Х-ХХ вв., что дает возможность говорить об их подходах в рамках культурологии.
Еще одна группа исследований - работы, написанные в 60-80-е годы в СССР советскими религиоведами и историками философии Н.С. Гордиенко , В.А. Кувакиным, В.А. Молоковым, М.П. Новиковым и др. При относительной осведомленности в истории русского церковного Зарубежья, эти авторы делают акцент на критике политических аспектов экклезиологических теорий.
Из литературы последнего времени можно назвать монографии
о
М.В. Назарова «Миссия русской эмиграции» и JI.E. Шапошникова «Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX-XX веков»4. Назаров систематизирует зарубежные юрисдикции РПЦ относительно того, как они понимали свою миссию на фоне русской культурной и интеллектуальной традиции. Например, миссия русской церкви в Европе, впоследствии ставшей русским экзархатом Константинопольского патриархата, характеризуется Назаровым как «миссия зерна», речь идет о вселенской открытости православия, его мировом призвании через отказ от узко понимаемого национализма. «Вселенской отзывчивости» представителей русского экзархата Назаров противопоставляет Русскую православную церковь зарубежом, взявшую курс на сохранение национального духа, позиционируя себя как Русскую церковь в изгнании. Интересно, что оба направления опирались на образы русской культуры XIX-XX веков, в частности, на наследие Ф.М Достоевского.
Исследование Шапошникова затрагивает генезис экклезиологических идей с XVIII до 90-х годов XX века, рассматривает основные подходы в академической экклезиологии, подчеркивая, в частности, доминирование «общественной» (церковь как общество лиц) или «христоцентрической» линии в богословии. Специально рассматривается концепция церкви у религиозных философов B.C. Соловьева, A.C. Хомякова, священника П.
2 Например, Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. «Русская зарубежная церковь»; идеология и политика. О чем пишут карловацкие политиканы / Н. С. Гордиенко, П. М. Комаров, П. К. Курочкин //Аргументы. М.: Лениздат, 1980.
3 Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. - Издание 2-е, исправленное. - М.: Родник, 1994.
4 Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX-XXI вв. -СПб: СПбГУ. 2006.
Флоренского. Особый интерес представляет разбор Шапошниковым экклезиологических теорий Е.П. Аквилонова, прот. П. Светлова, арх. Илариона (Троицкого), отличавшихся от традиционно принятого в XIX веке понимания церкви, опирающегося на Катехизис митр. Филарета (Дроздова). Разбирается так же учение о церкви протопр. Н. Афанасьева, А. Шмемана, прот. Г. Флоровского.
Подход, реализуемый Шапошниковым, предполагает расположение авторов по шкале модернизм - консерватизм5, консерватизм соответствует определению церкви как общества, института, модернизм - харизматической (или пневматологической) идентичности церкви. Работа JI.E. Шапошникова крайне интересна тем, что в ней впервые предпринята попытка корректно описать экклезиологические теории на языке культурологи и религиоведения, учитывая одновременно ценностный подход, характерный для теологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экклезиология русского Зарубежья представляет собой уникальный культурный феномен, представляющий собой сплав религиозно-философских и теологических идей, возникших в русской культуре XIX -XX веков, основу которых заложили еще XIX веке A.C. Хомяков, Ф.М. Достоевский, митрополит Филарет (Дроздов), стоявшие у истока отечественной религиозно-философской традиции.
2. Отечественная экклезиологическая мысль испытала серьезное влияние русской классической литературы и религиозной философии, такие ее темы как соотношение авторитета и свободы в церкви, местной и вселенской церкви, власти иерархии и народа церковного, и ряд других, неотделимы от ключевых проблем, поднимавшихся в русской культурной традиции XIX - XX веков. Опираясь на образы русской литературы, в
5 Такая классификация утвердилась в социологии религии, примером может служить многотомное исследование «Современная религиозная жизнь России», выходящее под редакцией С.Б. Филатова.
особенности у Ф.М. Достоевского, экклезиология, с одной стороны, получила сильный импульс для своего развития. С другой стороны, в ней наметилась тенденция к утере дистанции между философской интерпретацией церкви, часто в рамках «национального мифа», и ее неотмирной природой. Таким образом, экклезиология является одной из сфер отечественной интеллектуальной и культурной жизни, а церковь одним из важнейших предметов для осмысления.
3. В рамках отечественной экклезиологической мысли сложился целый ряд концепций церкви: 1. церковь - основанная Иисусом Христом и апостолами историческая институция, соединенная вероучением, иерархией и таинствами (митрополит Филарет (Дроздов), академическая экклезиологическая мысль). 2. Хомяков A.C., испытывая неудовлетворенность «общественным» объяснением природы церкви, подозревая его зависимость от католического пост-Тридентского богословия, мыслят церковь как организм, связью которого является любовь - особый дар Бога, равно распространяющийся на всех христиан. 3. Митрополит Антоний (Храповицкий), опираясь на образы романов Ф.М. Достоевского, понимает церковь, с позиций антропологии настаивая на значении пастырства (духовного наставничества) как способа объединения разрозненных в грехопадении индивидуумов. Прот. С. Булгаков рассматривает реальность церкви в плане потенциального, являющегося целью истории всечеловеческого единства (апеллируя к концепции всеединства и богочеловечества В. С. Соловьева), что ведет к совпадению церкви и мира. Так же этому автору свойственно понимание церкви близкое А. С. Хомякову - пневматологическая модель, и прот. Н. Афанасьеву -евхаристический подход. Прот. Г. Флоровский предлагает важные критические замечания к уже сформулированным подходам исходя из дихотомии: русского (новоевропейского) прочтения экклезиологической темы - Византийского его понимания. Для Флоровского тема церкви связаня с этими двумя ведущими традициями. В.Н. Лосский разрабатывает
оригинальную концепцию экклезиологии усиливая персоналистический
(особенно важно здесь различение личности, индивидуума, природы) аспект темы. Что само по себе является важным вкладом в персоналистическую традицию религиозной философии и культуры Серебряного века. Протопресвитер Н. Афанасьев развивает евхаристическую, мистериальную 1
I
экклезиологию, являющуюся важным, вероятно, завершающим, звеном в линии мистериальных, теургических концепций в культуре Серебряного век и русского религиозно-философского возрождения рубежа веков. ' Протопресвитер А. Шмеман, адаптировав подход Афанасьева к церковной практике, соотносит экклезиологическую проблематику с широким кругом вопросов современной культурной и религиозной ситуации.
I
4. Указанные подходы к экклезиологии: институциональный,
I
персоналистический, сакраментальный в их взаимосвязанности и различиях
I
соотносятся с культурными ритмами европейской и русской культуры XIX-XX веков. Интерпретация темы церкви у А. Хомякова и м. Антония, С. Булгакова, Н. Афанасьева соответствует романтической линии в культуре и 1 философии в разных ее преломлениях: идеала дружбы и братства -«соборности» у Хомякова, к утверждению идентичности человека в свободе, творчестве и «сострадательной любви» у Н. Бердяева, м. Антония, ' В. Лосского и С. Булгакова. Мистериальный синтез культуры, философии и 1 религии у Н. Афанасьева так же имеет целый ряд мотивов характерных для романтичесой традиции. Таким образом, перед нами на примере экклезиологии предстает единая картина взаимодействия в пространстве культуры мотивов теологической и религиозно-философской мысли.
5. При обращении к религиозно-философским мотивам в концепциях церкви у авторов русского Зарубежья в диссертации уточняется ■ типологизация подходов к пониманию церкви. Она основанная на различении консервативных и модернизационных подходов к экклезиологии, предложенная Л. Е. Шапошниковым, а так же концепция «миссий» 1 М. Назарова. В рамках культурологического и историко-философского
. 12 !
анализа удалось определить место экклезиологии в целом русской культуры, выявить ряд признаков указывающих на принадлежность экклезиологии не только к сфере богословия но и к сфере культуры. Многие линии развития западной культуры эпохи романтизма нашли свое преломление в экклезиологии, обогатив тем самым православную теологию. Экклезиологическая тема позволяет полнее представить творчество таких выдающихся религиозных мыслителей как A.C. Хомяков, митрополит Антоний (Храповицкий), прот. С. Булгаков, Н. А. Бердяев, Г.П. Федотов, В.Н. Лосский прот. Н. Афанасьев, прот. А. Шмеман и др. чье влияние русскую культуру и философию XX века нельзя переоценить. В этой связи открывается возможность более детального описания экклезиологических теорий, их более точной классификации. Такие квалификации как модернизм - традиционализм, будут уточняться за счет приложения к истории экклезилогических доктрин XIX-XX веков дополнительных подходов. Наиболее значимыми в настоящем случае являются институциональный (или христоцентрический) подход, антропологический (на языке теологии пневматологический) и сакраментальный (евхаристический по классификации Н. Афанасьева) подходы, эти три типа можно назвать основными устойчивыми стратегиями теоретизации учения о церкви в современном православии.
Научная новизна исследования
В рамках исследования удалось выявить зависимость экклезиологических концепций от контекста культуры, что позволило ввести классификацию экклезиологических подходов не только по теологическим критериям, но актуализировать также критерии культуры, вне которых феномен отечественной экклезиологии не может быть целостно воспринят и осмыслен. В перспективе такого подхода открылась возможность проследить целый ряд устойчивых представлений, мифологем, входящих в состав учения
о церкви; на материале творчества самых значимых фигур в отечественной богословской и религиозно-философской традиции XX века рассмотреть взаимодействие религии, философии и культуры.
Теоретическая и методическая основа исследования
При анализе экклезиологических идей мы следовали методологическим принципам, разработанным для культурологических исследований, и исследований, посвященных русской религиозной философии и реализованных в трудах С.С. Аверницева, В.В. Бибихина, P.A. Гальцевой, Н.К. Гаврюшина, П.П. Гайденко, прот. В. Зеньковского, Н.О. Лосского, П.А. Сапронова, С.С. Хоружего. Подобный подход органично сочетается с методами, выработанными в рамках феноменологии религии М. Элиаде и Р. Отто, а так же классиками духовно-исторической и герменевтической школы В. Дильтеем и Г.Г. Гадамером.
Поставленные в исследовании цели и задачи предполагают использование следующих методов: герменевтического, историко-генетического, историко-сравнительного, описательного.
Теоретическая значимость исследования
Проведенный культурологический и историко-философский анализ восполняет пробел в отечественных исследованиях, посвященных русскому Зарубежью, его религиозной и культурной жизни.
Проблематика, разработанная в диссертации, вносит вклад в изучение культуры русского Зарубежья.
Теоретические положения диссертации имеют значение для дальнейшего исследования культуры, богословия, каноники, и истории современного православия в культурологической, историко-философской и теологической перспективе.
Практическая значимость исследования
Материалы диссертационного исследования могут использоваться в сфере высшего образования для разработки общих и специальных курсов по культурологическим, религиоведческим и теологическим дисциплинам, а так же в политологии.
Результаты исследования могут быть полезны для развития экклезиологической мысли, а так же для диалога церкви, светского общества и государства в современных условиях.
Апробация результатов исследования.
Раскрытые в исследовании положения диссертации представлены на научных конференциях и теоретических семинарах, среди которых: Межвузовские научные конференции в Институте богословия и философии.
XV Межвузовская научная конференция. «Понятие Провидения в православном, католическом и протестантском богословии» (Санкт-Петербург, 26.04.2012), XIV Межвузовская научная конференция «Богословие о. Александра Шмемана и современный мир. К 90-летию со дня рождения» (29.04.2011), XIII Межвузовская научная конференция «Мистика. Богословие. Философия» (9.04.2010), IX Межвузовская научная конференция «Творчество К. Н. Леонтьева и В. В. Розанова в перспективе богословия и философии». К 175-летию со дня рождения К. Н. Леонтьева и 150-летию со дня рождения В. В. Розанова (26.04.2006), Семинар в Институте богословия и философии «Богословие как поэтика и философская логика» (20.12.2012).
Ежегодные конференции в Русской христианской гуманитарной академии. «Свято-Троицкие академические чтения» (Санкт-Петербург, 2009, 2010, 2011 годы), в Свято-Филаретовском институте, XVII «Сретенские чтения» (Москва, 19.02.2011). Ряд положений исследования используется диссертантом при чтении курсов «Православная экклезиология П-ХХ вв.» (в магистратуре по направлению «теология») и курсах «Конфессиональное
15
вероучение», «История русской культуры», «История русской философии» (бакавлавриат по направлению «теология») в Русской христианской гуманитарной академии.
Структура и объем работы
Диссертация состроит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы из 210 наименований, из них. 22 на иностранном языке. Общий объем диссертационного исследования 177 страниц.
ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ОСМЫСЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА
§ 1. Традиция романтизма в экклезиологической мысли A.C. Хомякова
Место и роль экклезиологии в отечественной культурной традиции невозможно свести исключительно к богословской проблематике, образ церкви, так или иначе, лежит в основе наиболее важных явлений в русской культуры, и литературы XIX-XX веков. Центральная роль принадлежит здесь славянофилу и религиозному мыслителю A.C. Хомякову. Экклезиология в ее конкретных теоретических формах явилась у него своего рода синтезом религиозного и культурного опыта, прежде всего опыта романтической культурной традиции, к которой принадлежали русские славянофилы. Можно сказать, что интуиции романтической культуры были спроецированы Хомяковым на реалии экклезиологии, а затем уже, как содержание религиозного опыта, были предъявлены как ценностные ориентиры для самой культуры. «Петербургское» и «московское», «восток» и «запад», «органическое» и «механическое», «начало общинности» и «начало бюрократии» - все эти категории, критически важные для славянофильской философии культуры, в своем генезисе неизменно проходили экклезиологический этап, поверялись экклезиологией и обретали богословские акценты. В дальнейшем эти важнейшие категории, уже получившие свое наполнение в религиозно-философском осмыслении, могли снова секуляризироваться, получая толкование, далекое от богословия церкви.
Таким образом, богословская детализация образа церкви получала прописку в культурософской публицистике, в художественных образах как славянофильского, «почвеннического» течения в русской культуре, так и «западнического» ее направления. Например, в знаменитом письме В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю совершенно секулярный и антицерковно
настроенный автор практически воспроизводит один из вариантов «мирянской экклезиологии» A.C. Хомякова: «Вы подобное учение опираете на православную церковь - это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницею деспотизма. Но Христа, Христа-то зачем Вы примешали тут?! Что Вы нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства, и мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения... Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем продолжает быть до сих пор... Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, -тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим»6. Противопоставление «Христа в груди своей» и иерархии, сделанное Белинским, конечно, в такой острой форме было чуждо Хомякову, но типологически мысль Хомякова содержит в себе именно такую коллизию.
Основные ходы своей экклезиологии Хомяков продумывал не только в богословском, но и в почти исключительно культурном контексте. Другими словами, экклезиологическая схематика, вероятно, воспринималось им как универсальное видение, в рамках которого можно рассматривать явления не только духовного порядка. Хороший пример «экклезиологии культуры» -автобиографический очерк «Письмо об Англии». Здесь вполне обнаруживается как позиция Хомякова - романтика, так и тот комплекс идей, который воплотился в его богословских построениях. Различие «индивидуального» и «народного» - одна из ведущих линий осмысления Хомяковым английской идентичности. Индивидуализм связан с эгоистическим самоутверждением («лезть на ходули» свойственно и французам, и немцам), аристократизмом и сословностью, «народность» же англичан, их демократизм - следствие религиозности, ведь, в конце концов,
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Учение о церкви Феофана Прокоповича: Историко-религиоведческая реконструкция1998 год, кандидат философских наук Несмиянова, Ольга Вячеславовна
Экклезиология С. Н. Булгакова и православное богословие1997 год, кандидат философских наук Щавелев, Алексей Владимирович
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А.С. Хомякова: Религиозно-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Михайлюкова, Наталья Николаевна
Историческая теология как направление научных исследований: история, теория, метод2024 год, доктор наук Михайлов Петр Борисович
Интеллигенция и Православная Церковь в социокультурном развитии российского общества в конце XIX - начале XX века2009 год, доктор исторических наук Соловьев, Андрей Авенирович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Махлак, Константин Андреевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение генезиса богословия церкви в русской мысли Х1Х-ХХ веков в контексте русской культуры показало преемство экклезиологических идей, единство понятийного пространства богословия церкви и тесную связь отечественной экклезиологии с культурой XIX - XX вв. Эти факты позволяют говорить о значении учения о церкви в рамках культуры, нельзя не отметить, что при относительной слабости отечественной интеллектуальной, философской традиции именно экклезиология явилась своеобразной призмой, в которой преломлялись не только феномены религиозной традиции, но все многообразие проблем и задач культуры, искусства, общества. Этим объясняет бурное развитие русской экклезиологической мысли, в XIX веке и на протяжении всего XX века. Так, Хомяков - один из зачинателей русской религиозной философии, для описания реальности церкви привлекает категории «единство», «часть/целое», «организм/механизм», «авторитет/свобода», «соборность», «границы церкви», и др., давая им толкование, характерное для романтической культуры и философии.
Митрополит Антоний (Храповицкий), продолжая линию Хомякова, обнаруживает в своем видении церкви многие элементы романтической культуры. Обратившись к анализу субъективной стороны церкви как «общества верующих», он пришел к своеобразному персонализму в центре которого не субстанциональное и не разложимое «я», а общая всем индивидуумам воля являющаяся основой ею же субстантивированного бытия. В понимание «Я» как воли находящейся в ситуации свободного выбора между «двумя безднами» заметно влияние Ф.М. Достоевского. На основе этого мотива, характерного для романтической культуры и философии, особенно линии Шеллинг - Шопенгауэр - Ницше, Антоний (Храповицкий) создает концепцию «пастырской» или «старческой»
экклезиологии, вобравшей в себя характерные черты отечественной духовной и культурной традиции.
Экклезиология прот. С. Булгакова отразила его творческую эволюцию в целом. Так, в «Свете невечернем», Булгаков понимал тему церкви как идеал единства рода человеческого, преображенной - софийной «новой твари».
Анализ диалога «У стен Херсониса» дает представление о критическом переосмыслении Булгаковым харизматической («старческой») экклезиологии, восходящей к Хомякову и Достоевскому, а через них к романтической традиции. В работах эмигрантского периода намечается третий - «антиномический» подход, в рамках которого христологическое понимание церкви (церковь - иерархия, имеющая юридическое обоснование) сочетается с пневматологическим (церковь свободная, харизматическая и сверхконфессиональная общность). Такой синтез выявляет глубокую связь булгаковских построений с синтетическими идеями Серебряного века, сочетающими в себе как разные версии «соборности», так и стремление подчеркнуть уникальность индивидуума.
Прот. Г. Флоровский видел в экклезиологии фундамент возрождения «христианского эллинизма», представляющего собой интеллектуально выраженный опыт жизни в церкви и общения в таинствах. Отсюда следует и перспектива нового культурного строительства. Исток европейской культуры в виде христианского эллинизма, византизма, должен быть вновь актуализирован, что и послужит залогом возрождения России и Европы. Идея цикла «упадок - возрождение», противопоставление историзма организму, и другие концепции, интегрированные в экклезиологическое видение Флоровского, ставят его в один ряд с крупнейшими отечественными историками культуры XX века.
В.Н. Лосский, исходя из опыта эмиграции, культурной ситуации Франции и России, попытался сформулировать что есть единица «общества лиц» (традиционное описание церковного «социума»), что есть «лицо», «я»
или «личность» в экклезиологическом и в более широком, культурном контексте. Уникальность, свобода, непознаваемость предельного основания личности - черты подобия Божественного и человеческого «я». В своей персонологии, тесно связанной с экклезиологией, Лосский выступил наследником темы человека в литературе, искусстве и философии рубежа веков.
Особый вклад в экклезиологическую мысль XX века внес протопресвитер Николай Афанасьев. Мистериальная экклезиология Афанасьева находится в русле и является своего рода завершение духовных и эстетических поисков Серебряного века, в частности «теургических» опытов Вяч. Иванова. Афанасьев уже в экклезиологической сфере продолжил этот культурный импульс Серебряного века. Творчество Протопресвитера Александра Шмемана, признававшего себя учеником Н. Афанасьева и В. Вейдле, подводит своеобразный итог пути пройденного отечественной экклезиологической мыслью. Пограничное положение экклезиологии; ее открытость реальности духовного опыта и традиции с одной стороны, культуре с другой стороны, делает образ церкви у Шмемана незаменимым «медиатором», обеспечивающим коммуникацию духовных и культурных процессов современного общества. Культурологический и историко-философский анализ экклезиологических концепций русского Зарубежья показал значимость исследования теоретических оснований богословия церкви как важной составляющей феномена духовной традиции, оказывающей существенное влияние на формирование культурного, общественного и политического самосознания нации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Махлак, Константин Андреевич, 2014 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Aidan Nichols. Theology in the Russian Diaspora: Church, Fathers, Eucharist in Nikolai Afanas'ev. - Cambridge University Press, 1989. -300 p.
2. Dulles Avery. Models of the Church. - NY: Crossroad, 1989. - 120 p.
3. Kallistos Ware, bishop. Communion and Intercommunion/ Bishop Kallistos Ware // Sobornost 7, 7 1978. - P.17-29.
4. Bordeianu R. Orthodox-catholic dialogue retrieving Eucharistie ecclesiolog / R. Bordeianu // Journal of Ecumenical Studies, 44:22 Spring 2009. - P. 5680.
5. Bobrinskoy B. The Holy Spirit in 20th Century Russian Theology/ Boris Bobrinskoy // The Ecumenical Review, 52, July 2000. - P. 33-45.
6. Schindler D. L. At the Heart of the World, from the Center of the Church: Communio Ecclesiology and «Worldly» Liberation/ David L. Schindler // Pro Ecclesia, 5, 3 (1996). - P 39-55.
7. Tillard J.-M.R. Church of Churches: The Ecclesiology of Communion Collegeville - Glazier Liturgical Press, 1992. - 300 p.
8. Zizioulas John D. Eucharist, Bishop, Church. The unity of the church in Divine Eucharist and the Bishop During the first Three Centuries. -Brookline, MA: Holy Cross, 2001.-120 p.
9. Erickson John. The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History. - Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminar Press, 1991. - 230 p.
10. Knight, Douglas H., ed. The Theology of John Zizioulas: Personhood and the Church. - Aldershot: Ashgate, 2007. - P. 4-20.
11. Healy N. Communion Ecclesiology: A Cautionary Note/ Nicholas Healy // Pro Ecclesia, 4:4 (1995). - P. 27-50.
12. McPartlan Paul. The Eucharist Makes the Church: Henri de Lubac and John Zizioulas in Dialogue; Sacrament of Salvation: An Introduction to Eucharistic Ecclesiology - Edinburgh: T&T Clark, 1995. - 280 p.
13. Plekon M. Living Icons. - University of Notre Dame Press, 2002. - 320 p.
14. Plekon M. Always Everyone and Always Together. The Eucharistic Ecclesiologu of Nicolas Afanasievs/ M. Plekon // St. Vladimirs teological quality. Vol. 41, № 2-3. 1997. - P. 35-45.
15. Shaw L.F. The Philosophical Evolution of Georges Florovsky: Philosophical Psychology and the Philosophy of History/ L.F. Shaw // St.Vladimir's Theological Quartely, Vol. 36, № 3,1993. - P. 50-62.
16. Staniloae D. Theology and the Chutch. - New York, 1980. - 226 p.
17. Harakas S. The Local Church: An Eastern Orthodox Perspective / Stanley Harakas // Ecumenical Review 29 (1977). - 155 p.
18. Tradition Alive: On the Church and the Christian Life in Our Time-Readings from the Eastern Church, ed. Michael Plekon, Lanham MD: Sheed & Ward/Rowman & Littlefield, 2003. - 160 p.
19. Tradition and Modernity in Theology. Iasi, Oxford: Center for Romanian Studies, 2002. - 222 p.
20. Turcescu L. Eucharistic Ecclesiology or Open Sobornicity?/ Lucian Turcescu //Tradition and Modernity in Theology. Iasi: The Center for Romanian Studies, 2002. - P. 83-103.
21. Aleksandrov V. Nicholas Afanasiev's Ecclesiology and Some of Its Orthodox Critics/ V. Aleksandrov // Sobornost, vol. 31.2 (2009). - P. 45-68.
22. Williams R. Eastern Orthodox Theology (G.V.Florovsky)/ R. Williams // The Modern Theologians, ed. D.Ford. Vol. 2, - Oxford; N.Y., 1989. - P. 3749.
23. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт . 1994. - 1064 с.
24. Александров В. Заметки о критике «евхаристической экклесиологии» Николая Афанасьева // Вестник РХД. № 192. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 2007. - С. 41-59.
25. Антоний (Амфитеатров), архимандрит, Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной церкви. - М.: 1849. - 302 с.
26. Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды, письма, материалы. - М.: Свято-Тихоновский православный гуманитарный универитет. 2007. - С. 941.
27. Афанасьев Н. Una sancta. Б/м. Б/г. - 48 с.
28. Афанасьев Н., прот. Вселенские соборы / Прот. Н. Афанасьев // Путь, № 25. Париж: 1930. - С. 81-92.
29. Афанасьев Н., прот. Вступление в церковь. - М.: Паломник, Центр по изучению религий. 1993. - 203 с.
30. Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. - Рига: Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества. 1991. - С. 94.
31. Афанасьев Н., прот. Провинциальные собрания Римской империи и Вселенские соборы / Прот. Н. Афанасьев // Записки русского научного института в Белграде, № 5, Белград: 1931. - С. 25-46.
32. Афанасьев Н., прот . Что такое Вселенский Собор? / Прот. Н. Афанасьев // Сергиевские листки, № 7,1932. - С. 4-7.
33. Афанасьев Н., прот. Каноны и каноническое сознание / Прот. Н. Афанасьев // Путь, № 39. Париж: 1933. - С. 1-16. (Приложение).
34. Афанасьев Н., прот. Две идеи Вселенской церкви / Прот. Н. Афанасьев //Путь, №45. Париж: 1934. - С. 16-29.
35. Афанасьев Н., прот. Об изучении Слова Божия в свете Православия / Прот. Н. Афанасьев // Бюллетень религиозно-педагогического кабинета, № 1. Париж: 1934. - С. 9-13.
36. Афанасьев Н., прот. Неизменное и временное в церковных канонах / Прот. Н. Афанасьев // Живое Предание, Париж: 1937. - С. 82-96.
37. Афанасьев Н., прот. Служение мирян в церкви и вне ее / Прот.
Н. Афанасьев // Бюллетень Религиозно-педагогической работы с
i
православной молодежью, № 17. Париж: 1938. - С. 12-15.
38. Афанасьев Н., прот. Учение о коллегиальности (со стороны православного) / Прот. Н. Афанасьев // Православная община. № 3. -
М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-
I
христианская школа. 2000. - С. 36-49.
39. Афанасьев Н., прот. Церковные соборы и их происхождение. - М.,
i
Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. -208 с.
40. Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. - Киев: Центр православной книги, 2005. - 480 с.
41. Афанасьев Н., прот. Служение мирян в Церкви. М.: Свято-
I
Филаретовской московской высшей православно-христианской школы. 1995 г.- 102 с.
42. Барт К. Очерки Догматики. Лекции прочитанные в Университете Бонна в летний семестр 1946 года. - СПб.: Алетейя, 1997. - 271 с.
43. Белинский В. Г. Избранные эстетические работы: в 2-х т. Т. 2. М.: Искусство, 1986. - 462 с. (История эстетики в памятниках и документах).
i
44. Бердяев H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев // Философия творчества культуры и искусства в двух томах. Т. 1. - М.: Искусство, Лига, 1994.-С. 7-341.
45. Бердяев H.A. Царство Духа и Царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - 375 с.
46. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. - Томск, Водолей, 1996. -160 с.
47. Бердяев H.A. Церковная смута и свобода совести / H.A. Бердяев //
i
Церковно-исторический вестник. № 10. - М.: Общество любителей церковной истории, 2003. - С. 50-60.
48. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика. 1993. 338 с.
49. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - СПб.: Азбука-классика, 2001.-512 с.
50. Булгаков Сергий, прот. У стен Херсониса. - СПб.: Дорсаль, Лига, Гард, 1993.- 160 с.
51. Булгаков Сергий, прот. Автобиографические заметки. - Париж: YMCA-Press, 1991. - 165 с.
52. Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения Православной церкви. - Париж, YMCA- Press, 1989. - 405 с.
53. Булгаков С. прот. Утешитель. - М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2003. -464 с.
54. Булгаков С., прот., Евхаристический догмат/ прот., С. Булгаков // Путь парижского богословия. - М.: Храм св. мученицы Татиана при МГУ, 2007. - С. 229-286.
55. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. - М.: Республика, 1994. 415 с. (Мыслители XX века).
56. Булгаков С. прот., Два первоапостола. - Минск: Лучи Софии, 1996. -96 с.
57. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996.-336 с.
58. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Кафоличность и церковный строй (замечания к докладу Верховского) / Архиеп. Василий (Кривошеин) // Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2004. - С. 246-285.
59. Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. - Нижний Новгород: Братство св. Александра Невского, 1998. - 502 с.
60. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. - М.: Отчий дом, 1994. _ 447 с.
61. Вениамин (Федченков), митр. Раскол или единство? (Материалы для решения вопроса об Американской церкви) / Митр. Вениамин (Федченков) // Церковно-исторический вестник. № 4-5. - М.: Общество любителей церковной истории, 1999. - С 5-139.
62. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. - М.: Молодая гвардия, 1997. -302 с.
63. Второй Ватиканский собор. Конституции, декреты, декларации. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1992. - 573 с.
64. Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. - Нижний Новгород: Глагол, 2005. - 384 с.
65. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. -М.: Прогресс-Традиция, 2001.-472 с.
66. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. - 495 с.
67. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. - М.: Наука, 1992. - 208 с.
68. Гальцева P.A., Роднянская И.Б. К портретам русских мыслителей. М.: Петроглиф, Патриаршее подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ, 2012.-758 с. (Российские Пропилеи).
69. Георгий (Вагнер), еп. Прот. Николай Афанасьев, церковь Духа Святого. Париж 1971. // Вестник РСХД, № 101-102, Париж, Нью-Йорк-Москва: Издание русского студенческого христианского движения, 1971.-С. 308-310.
70. Георгий Флоровский. Священнослужитель, богослов, философ / Общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Прогресс, Культура, 1993. - 416 с.
71. Гессе Г. Поломничество в страну Востока / пер. с нем. / Г. Гессе // Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3: Повести и рассказы -СПб.: Северо-Запад, 1994. - С. 266-329.
72. Герасимов Н. Вхождение в церковь и исповедание церкви в церкви / Н. Герасимов // Вестник РХД № 128. Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1979. - С. 41-96.
73. Гзгзян Д. Соборность церкви и «Власть ключей» / Д. Гзгзян // Предисловие к кн. протопресвитера Афанасьев Н., Церковные соборы и их происхождение М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. - С. 3-11.
74. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. - М.: Свято-Владимирское братство, 2002.-190 с.
75. Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные. - JL: Лениздат, 1988. -207 с.
76. Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Политиканы от религии. - М.: Мысль, 1975. - 191 с.
77. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. - М.: Наук, 1972. - 200 с.
78. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). - М.: Знание, 1984. - 64 с.
79. Граббе Г., прот. Отрицание вместо утверждения. По поводу брошюры архиеп. Иоанна (Шаховского) «Утверждение Поместной церкви» / Прот., Г. Грабе // Православный путь. - N.Y.: Типография преп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий монастырь. 1971. 24 с.
80. Граббе Г., прот. Письмо в редакцию по поводу статьи Н. Зернова / Прот., Г. Грабе // Вестник РХД. № 116. Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1975. - С. 146 -151.
81. Граббе Г., прот. Правда о Русской церкви на родине и за рубежом. -Jordanville, N.Y.: Типография преп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий монастырь. 1989. - 216 с.
82. Гуардини Р. Человек и вера. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1994. - 329 с.
83. Гуардини Р. О Церкви / пер. с нем. Полянский С.М., Верещагин Е.М. -М.: Христианская Россия, 1995. - 231 с.
84. Дворкин А. Что такое Русская Православная церковь за границей? /
A. Дворкин // Вестник РХД. № 170. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения 1994. - С. 217-246.
85. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. - Л.: Наука, 1972-1991.
86. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Собрание сочинений в 10 тт. Т. 9. - М.: Художественная литература, 1956-1958.
87. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М.: Московский рабочий, 1994.-261 с.
88. Жильсон Э. Средневековая философия. От истоков патристики до XIV века / Пер. с франц. - М.: Республика, 2004. - 689 с.
89. Зандер Л.А. Бог и мир: миросозерцание отца Сергия Булгакова. В 2-х тт. Т. 2 - Париж: YMCA-Press, 1948. - 386 с.
90. Зеньковский В., прот. История русской философии. В 2 тт. Т 2. 4.1 -Л.: Эго. 1991. С. 130-133.
91. Зеньковский В., прот. Мои встречи с выдающимися людьми / прот.
B. Зеньковский // Записки русской академической группы в США. Том XXIV. - Нью-Йорк: Transactions of the Association of Russian-American scholars in the U.S.A. 1994. - C. 3-62.
92. Зеньковский В. прот. Наша гордость, наша слава. Православный богословский Институт в Париже / прот. В. Зеньковский // Вестник РСХД. № 56. - Париж, Нью-Йорк: Издание русского студенческого христианского движения, 1960. - С. 23-26.
93. Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти. Воспоминания. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. - 239 с.
94. Зернов Н.М. Английский богослов в России Николая Первого (Вильям Пальмер и Алексей Степанович Хомяков)/ H. М. Зернов // Путь. № 57. Париж, 1938.-С. 58-83.
95. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века / пер. с англ. -Париж: YMCA-Press, 1991.-368 с.
96. Зернов Н.М. Три русских пророка. Хомяков A.C., Достоевский Ф.М., Соловьев B.C. - СПб.: Русская симфония, 2010. - 400 с.
97. Зернов Н.М. Юрисдикционные споры в русской церкви и I Всезарубежный собор в Карловцах в 1921 году/ Н.М. Зернов // Вестник РХД. № 114. Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения. 1974.-С. 119-146.
98. Иванов В.И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - 428 с.
99. Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. - 320 с.
100. Иларион (Троицкий), архиепископ. Очерки из истории догмата о Церкви. - М.: Православный паломник, 1997. - 584 с.
101. Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение. Очерки учения о личности и церкви / Пер. с англ. Гзгзян Д.М. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. - 280 с.
102. Иоанн (Зизиулас), митрополит. Церковь и Евхаристия. - Богородице-Сергиева пустынь, 2009. - 332 с.
103. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви / пер. с англ. - М.: ББИ, 2006. - 407 с.
104. Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Поместная церковь с точки зрения Евхаристии / митрополит Иоанн (Зизиулас) // Православная община № 4-6, 1993. - С. 16-18.
105. Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской церкви 20-х и 30-х годов XX столетия - Григорианский, Ярославский, Иосифлянский, Викторианский и другие, их особенности и история. - Сортавала: Сартовальская книжная типография, 1993. - 272 с.
106. Иов (Геча), архим. Парижская школа православного богословия: смысл и горизонт этого понятия / архим. Иов (Греча) // Пути просвещения и свидетели правда: Личность. Семья. Общество. - Киев: Дух i лггера, 2004.-С. 37-57.
107. Ириней Лионский. Против ересей III, 3 / Ириней Лионский // Творения. - М.: Паломник, 1996. - С. 19-526.
108. Иустин (Попович), преп. Догматика Православной церкви: экклесиология. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2005. - 288 с.
109. Каллист (Уэр), епископ. Православное богословие в новом тысячелетии: в чем самый главный вопрос?/ епископ, Каллист (Уэр) // Страницы. - М., т. 10, в. 4. 2005. - С. 505-519.
110. Кант И. Религия в пределах только разума/ И. Кан // Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - С. 78-278.
111. Карсавин Л.П. A.C. Хомяков // Карсавин Л.П. Малые сочинения. -СПб.: Алетейя. 1994. - С. 361-376.
112. Карташев A.B. Как создался Православный Богословский Институт в Париже / A.B. Карташев // Вестник РСХД. № 75-76. - Париж, Нью-Йорк: Издание русского студенческого христианского движения, 1964-1965.-С. 2-20.
113. Карташев A.B. Церковь в ее историческом исполнении / A.B. Карташев // Вестник РСХД. № 58-59. - Париж, Нью-Йорк: Издание русского христианского движения, 1960. - С. 3-14.
114. Карташев А. В. Вселенские Соборы. - М.: Республика, 1994. - 216 с.
115. Карташев A.B. Очерки по истории русской Церкви в 2-х тт. Т. 2. - М.: Наука, 1991.-576 с.
116. Карташев A.B. Церковь История Россия. Статьи и выступления. - М.: Пробел, 1996. -301 с.
117. Каррас К. Святая Троица, Церковь и политика в светском обществе / К. Каррас // Православие в современном мире. - СПб.: Алетейя, 2005. -С. 164-186.
118. Кассиан (Безобразов), епископ. Что дал Русской Эмиграции Экзархат Вселенского Престола?/ епископ Кассиан (Безобразов) // Вестник РСХД. № 56. Париж, Нью-Йорк, 1960. - С. 9-11.
119. Катехизис Католической Церкви. - Б.м. 1996. - 558 с.
120. Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. - С. 1-88.
121. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа Русского Зарубежья за полвека. 1920-1970. -Париж: Librarie des Cinq Continents, 1971. - 347 с.
122. Косик В.И. Русская церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. -287 с.
123. Кострюков A.A. Русская Зарубежная церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2007. -398 с.
124. Кочетков Г., свящ. Книга о. Николая Афанасьева «Служение мирян в церкви» и современность / свящ. Г. Кочетков // Вестник РХД, Париж, № 176. - Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения 1997. - С. 82-118.
125. Куломзин Н., прот. Русские экклезиологи / пер. с фр. К.А. Александровой. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. - 128 с.
126. Куломзин H.A. Церковное положение Экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе / H.A. Куломзин // Вестник РСХД. № 56. - Париж, Нью-Йорк: Издание русского студенческого христианского движения, 1960.-С. 12-16.
127. Преображенская К.В. Богословие и мистика в творчестве Владимира Лосского. - СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2008. - 133 с.
128. Лосский В.Н. Догмат церкви и экклезиологические ереси / В.Н. Лосский // Богословские труды. № 38. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. - С. 237-247.
129. Лосский В.Н. По образу и подобию. - М.: Свято-Владимирское братство, 1995.-298 с.
130. Лосский В.Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. - М.: Свято-Владимирское братство, 1996. - 196 с.
131. Лурье В.М. «...поп аийет ргосесШ ка...» Еще раз о триадологической заметке Хомякова / В.М. Лурье // Хомяковский сборник том 1. -Томск: Водолей, 1998. С. 298-302.
132. Лурье В.М. Догматические представления А. С. Хомякова, становление и развитие /В. М. Лурье // Славянофильств и современность. - СПб.: Наука, 1994.-С. 158-176.
133. Любак А. Парадокс и тайна Церкви. - М.: Христианская Россия, 1988. - 145 с.
134. Любак А. Мысли о Церкви. - М.: Христианская Россия, 1994.-305 с.
135. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. - М.: Наука. - 326 с.
136. Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной церкви в 1920-х - 1930-х годах. - М.: Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет, 2006. - 444 с.
137. Макарий (Булгаков), архиепископ. Православно-догматическое богословие. В 2 т. Т. 2. - СПб.: Типография Григория Трусова, 1857. -519 с.
138. Мейендорф И. Иерархия и народ в православной церкви / И. Мейендорф // Вестник РСХД, № 39. - Париж, Нью-Йорк, Москва. Издание русского студенческого христианского движения, 1955. -С. 36-40.
139. Мейендорф И., прот.. Кафоличность церкви / прот., И. Мейендорф // Православие в современном мире. - М.: Путь, 1997. - 248 с.
140. Мейендорф И., прот. Заметка о церкви / прот., И. Мейендорф // Вестник РХД, № 141. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1984. - С. 78-82.
141. Мейендорф И., прот. Живое предание. - М.: Паломник, 2004. - 401 с.
142. Мейендорф И., прот. На путях к Вселенскому Собору / прот., И. Мейендорф // Вестник РСХД. № 101-102. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1971. - С. 138141.
143. Мейендорф И., прот., Рим, Константинополь, Москва. Исторические и богословские исследования. - М.: Свято-Тихоновский Богословский Гуманитарный Университет 2005. - 320 с.
144. Митрофанов Г., прот. История Русской Православной церкви: 19001927. - СПб.: Сатис, 2002. - 460 с.
145. Митрофанов Г., свящ. Русская Православная церковь в России и эмиграции в 1920-е годы. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. -СПб.: Hoax, 1995. - 144 с.
146. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. -320 с.
147. Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917-1999) / пер. с англ. -СПб.: Алетейя, 2001. - 415 с.
148. На переломе. Три поколения одной московской семьи. Хроника семьи Зерновых 1812- 1921/ Под ред. Н.М. Зернова. - М.: Русский путь, YMCA-Press. 2001. - 456 с.
149. Озолин Н., протоиерей. Из истории борьбы за единую Церковь за рубежом/ прот., Н. Озолин // «Единство Церкви»: Богословская конференция 15-16 ноября 1994 г. -М.,1996. - С. 254-259.
150. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. - Изд. 2-е, исправленное. -М.: Родник, 1994.-416 с.
151. Назаров М.В. Всемирное призвание России в духовном опыте Русского Зарубежья / М.В. Назаров // Трибуна русской мысли. - 2002. № 1. -С. 130-134.
152. Назаров М.В. История зарубежного православия / М.В. Назаров // Эмиграция и репатриация в России. - М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов. - 2001. - С. 87-103.
153. Назаров М.В. Между коммунизмом и апостасией / М.В. Назаров // Православная Русь. - 1994. - № 19. - С. 5-8.
154. Назаров М.В. Русская Церковь и русский народ в начале «последнего века». О «превентивной» смуте в Русской Зарубежной Церкви / М.В. Назаров // Трибуна русской мысли. - 2002. -№ 2. - С. 126-145.
155. Назаров М.В. Русское зарубежное Православия в эпоху ускорения апостасии / М.В. Назаров // История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933 гг.). Материалы конференции в г. Сантендре (Венгрия) 13-16 ноября 2001. - Петрозаводск: Обитель преп. Иова Почаевского в Мюнхене. - 2002. - С. 238-258.
156. Назаров М.В. Три ветви русского зарубежного православия / М.В. Назаров // Вопросы истории. - М. - 1997. - № 6. - С. 3-13.
157. Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 19201995; биографический справочник. - М., Париж: Русский путь, YMCA-Press, 2007. - 576 с.
158. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения в двух томах. Т 2. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.
159. Перекрестов П., свящ. О судьбах зарубежной церкви (ответ Н. Художниковой) / свящ. П. Перекрестов // Вестник РХД. № 153. Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1988. - С. 244-252.
160. Пентковский A.M. Письма Г.Флоровского С.Булгакову и С. Тышкевичу / A.M. Пентковский, Г. Флоровский // Символ. № 29. 1993. - С. 199-216.
161. Переписка прот. Г. Граббе с прот. Г. Флоровским и А. Шмеманом / прот., Г. Граббе // Вестник РХД. № 187. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 2004. - С. 63-75.
162. Пико делла Мирандола Д.. Речь о достоинстве человека/ пер. JI. Брагинской / Д. Пико делла Мирандола // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат. 1991. С. 232-284.
163. Письма архиеп. Анастасия Г.П. Федотову / архиеп. Анастасий // Вестник РХД. № 187. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 2004. - С. 270-282.
164. Письма C.JI. Франка к кн. Г.Н. Трубецкому / C.JI. Франк // Вестник РХД. № 159. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1990. - С. 242-251.
165. Письмо C.JI. Франка А.П. Струве / C.JI. Франк // Вестник РХД. No-Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1994. - С. 97-98.
166. Помазанский М., протоиерей. Соборность и церковное сотрудничество / прот., М. Помазанский // О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей (1946-1976) -Джорданвилль, N.Y.: Типография преп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий монастырь, 1976. - С. 214-223.
167. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. - 511 с.
168. Поспеловский Д. В. О миссии русской эмиграции // Духовные движения в народе Божием: История и современность: Материалы международной богословской конференции (Москва, 2-4 октября 2002 г.). - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003.-С. 360-371.
169. Поспеловский Д.В. Митрополит Сергий и расколы справа / Д.В. Поспеловский // Вестник РХД. № 158. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1990. - С. 53-81.
170. Поспеловский Д.В. Роль русского зарубежья в распространении православия / Д.В. Поспеловский // Альфа и Омега, № 1. - М.: Общество распространения священного Писания в России, 1994. С. 7381.
171. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь сегодня и новый Патриарх / Д.В. Поспеловский // Вестник РХД. № 159. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1990. -С. 211-228.
172. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: ББИ, 1996. - 408 с.
173. Пронин A.A. Православие как поле цивилизационно-культурного диалога России и Запада / A.A. Пронин // Русь, Россия: Материалы 13-й Всероссийской заочной научной конференции. - СПб.: Нестор, 1999.
- С. 93-96.
174. Пронин A.A. Православная Церковь как фактор русского культурного единства за рубежом / A.A. Пронин // 1917 год в судьбах российских граждан. Тезисы докладов Республиканской научной конференции. -Иваново: ИвГУ, 1997. - С. 148-150.
175. Риголь Ж. Три подхода к экклезиологии общения: Конгар, Зизиулас, Мольтман/Ж. Риголь//Страницы. Т. IV. В. 4. М.: ББИ, 1996.-С. 511522.
176. Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917
- 1941. Документы и фотоматериалы. М.: ББИ, 1996. - 352 с.
177. Савва (Тутунов), иером. Церковно-правовые основания существования «Парижской митрополии» в 1921-1946 годах / иером. Савва (Тутунов) // Журнал Московской Патриархии, №12, 2007 - С. 68-74.
178. Сапронов П.А. Русская софиология и софийность. СПб.: Церковь и культура, 2006. - 440 с.
179. Скобцова Е.А. Хомяков. Париж: YMCA Press, 1929. - 61 с.
180. Солженицын А.И. Письмо из Америки / А.И. Солженицин // Вестник РХД. № 116. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1975. - С. 121-131.
181. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве/ В.С.Соловьев // Собрание сочинений и писем в 15 тт. Т. 3. М.: Логос, 1993. - С. 3-181.
182. Софроний (Сахаров), архимандрит. Переписка с протоиереем Георгием Флоровским. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 176 с.
183. Степанов Б. Спор евразийцев о церкви, личности и государстве / Б. Степанов // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2001-2002 года / Ред. М.А. Колеров. - М.: Три квадрата, 2002. - С. 74104.
184. Струве H.A. Двойное покушение на митрополита Евлогия и его наследие // Вестник РХД, № 192. - Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 2007. - С. 236-241.
185. Струве H.A. Духовный опыт русской эмиграции / H.A. Струве // Православная Община, № 51 (3). М, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 1999. - С. 90-116.
186. Струве H.A. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000. 632 с.
187. Трусевич Т. П.Б.Струве и церковная смута в эмиграции (по материалам газеты «Возрождение») / Т. Тарусевич // Вестник РХД, № 169. -
с/
Париж, Нью-Йорк, Москва: Издание русского христианского движения, 1994. - С. 69 -120.
188. Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство киевской Руси. X-XIII / Г.П. Федотов // Собрание сочинений в 12 т. Т. 10. - М.: Мартис, Sam & Sam, 2001.- 382 с.
189. Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Творения. - М.: Отчий дом, 1994. - 476 с.
190. Фирсов С.Л. Время в судьбе. - СПб.: Сатис, 2005. - 288 с.
191. Фирсов С.JI. На весах веры. От коммунистической религии к новым «святым» посткоммунистической России. - СПб.: Вита Нова, 2011. -512 с.
192. Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2002. - 623 с.
193. Фирсов С.Л. Церковь в Империи. Очерки из церковной истории эпохи императора Николая II. - СПб.: Сатис, Держава, 2002. - 460 с.
194. Флоренский П., свящ. Около Хомякова / свящ. П. Флоренский // Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996. - С. 278-336.
195. Флоренский П.А. Иконостас: избранные труды по искусству. - СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - 366 с. (Классики искусствознания).
196. Флоровский Г., прот. Догмат и история. М.: Свято-Владимирское братсво, 1998.-487 с.
197. Флоровский Г., прот. О предстоящем соборе Римской церкви / прот. Г. Флоровский // Вестник РСХД, № 52. - Париж, Нью-Йорк: Издание русского христианского движения, 1959. - С. 5-9.
198. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. - Вильнюс: Вильнюсское православное епархиальное управление, 1991. - 601 с.
199. Флоровский Г., прот. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2002. - 862 с.
200. Хомяков А. С. Сочинения в 2 гг. Т. 2. - М.: Медиум, 1994. - 590 с.
201. Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. - М.: Современник, 1988. - 462 с.
202. Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - 477 с.
203. Хоружий С.С. Алексей Хомяков: учение о соборности и церкви / С.С. Хоружий // Богословские труды № 37. - М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2002. - С. 153-179.
204. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб.: Алетейя, 1994.-447 с.
205. Черняев A.B. Флоровский как философ и историк философской мысли. - М.: ПФР АН, 2009. - 199 с.
206. Шапошников JI.E. Консерватизм, Модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX-XXI веков. - СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2006. - 325 с.
207. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. - М.: Паломник, 1992. - 304 с.
208. Шмеман А., прот. Собрание статей 1947-1983. - М.: Русский путь, 2009. - 896 с.
209. Яннарас X. Избранное: Личность и Эрос / Пер. с греч. - М.: РОССПЭН, 2005. - 480 с. (Серия книга света).
210. Яннарас X. Истина и единство Церкви / Пер. с новогреческого. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. -184 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.