Личность учителя в христианском богословии и современной педагогической практике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Микрюков Дмитрий Юрьевич
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат наук Микрюков Дмитрий Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 БИБЛЕЙСКИЕ И БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Ветхо- и новозаветные аспекты миссии учительства
1.2. Формирование образа учителя в православном богословии
1.3. Нравственные аспекты христианского учительства
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ УЧИТЕЛЬСТВА В ПЕДАГОГИКЕ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Религиозно-антропологические истоки русской педагогической школы
2.2. Концепции учительства теоретиков отечественной духовной школы середины XIX — первой половины ХХ века
2.3. Парадигма учительства в современной православной теологии образования
ГЛАВА 3 ПРАКТИКА УЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
3.1. Особенности религиозного и секулярного взгляда на воспитание и нравственное развитие
3.2. Образ воспитанника в концепции православного образования
3.3. Деятельность педагога как реализация принципов учительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ2015 год, кандидат наук Бигнова Марина Ринатовна
Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России2011 год, доктор педагогических наук Дивногорцева, Светлана Юрьевна
Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России2014 год, кандидат наук Налетова, Наталья Юрьевна
Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.: На примере церковноприходских школ2006 год, кандидат педагогических наук Агафонова, Галина Зиновьевна
Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе2018 год, кандидат наук Косолапова, Татьяна Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личность учителя в христианском богословии и современной педагогической практике»
Актуальность исследования.
Современная образовательная и воспитательная система, развивающаяся в парадигме постиндустриального общества, испытывает серьезный ценностно-мировоззренческий дефицит.1 В перспективе новых глобальных вызовов требуют переосмысления мировоззренческие основания современного образования, которые еще недавно понимались как «рынок образовательных услуг», где востребованными оказывают любые педагогические подходы и практики, а достижения педагогического творчества теряют самое значительное и существенное, что в них есть -развитие личности человека.2 Сохранение такого положения дел может привести к бессистемности и случайности в организации как образовательного процесса, так и осуществлении педагогической подготовки, поскольку они фактически оказываются зависимы от сиюминутных и преходящих исторических, политических, культурных и иных обстоятельств.
«Иллюзии того, что мы живем в некоем "открытом обществе", где все регулирует свободный рынок, где идет мирная конкуренция между странами и "плюралистическими идеологиями", где главная задача - привить молодому человеку набор компетенций, которые позволят ему самому, так сказать, "творчески" выбирать себе индивидуальные ценности "по вкусу" и строить свою жизнь исходя из них, - такие иллюзии постепенно проходят».3 Мы исходим из того, что в поисках адекватного ценностного ядра, для более четкой артикуляции его значения, уместно обратиться к многовековой православной традиции, показавшей свою плодотворность на педагогическом поприще. С одной стороны, история православного христианства являет перед
1 Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М., 2008. С. 42; Шмонин Д.В. Технология блага: очерки теологии образования. М., 2018. С. 79-80.
2 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 6.
3 Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Теология в образовании и науке: развитие отрасли // Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации-2019. М., 2019. С. 14.
нами убедительные примеры истинного человеколюбия в учительском служении — такова была деятельность апостолов, Отцов Восточной и Западной Церкви, великих подвижников и миссионеров. С другой стороны, духовное служение Русской Православной Церкви на современном этапе исторического развития нашей страны сформировало устойчивое культурное взаимодействие и сотрудничество с различными социальными институтами. Это взаимодействие нашло свое теоретическое отражение в особом документе — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году. В этом документе зафиксированы основные принципы взаимодействия Церкви с российским обществом, причем мировоззренческие постулаты и взгляды на важнейшие события и явления общественной, политической и культурной жизни страны представлены в виде взаимосвязанной и ценностно ориентированной мировоззренческой системы. Описание форм и результатов практического взаимодействия в этой сфере мы находим, среди прочего, в документах о деятельности Научно-образовательной теологической ассоциации4 и, шире, в публикациях о развитии теологии в России.5
Исходя из успешного и взаимообогащающего опыта взаимодействия Церкви и различных социальных институтов, мы полагаем, что православная традиция, исходя из своей исторической культурообразующей роли для нашей страны, может дать ценностное основание педагогической деятельности в
4 Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации-2018. М., 2018; Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации-2019. М., 2019; Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации-2020. М., 2020; Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации-2021. М., 2021 (готовится к выходу в свет).
5 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Теология и ценности: будущее России // Теология и образование. 2019. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М., 2019. С. 9-13. Митр. Иларион (Алфеев). Теология в современном российском академическом пространстве // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 3. С. 224-239; Шмонин Д.В., Афанасий (Микрюков), иером. Событие года в теологии: несколько слов о конференции в Москве // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. № 3. С. 349—351; Шмонин Д.В., Афанасий (Микрюков), иером. Теология в системе образования современной России: точки роста // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 355—363; Мухетдинов Д.В. Размышляя о дисциплинарных границах исламской теологии // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2019. Т. 15. № 3. С. 23-34 и др. О ситуации в мире см. аналитический обзор: Снисаренко Ю. А. Теология в международном научно-образовательном пространстве // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 1. С. 118-135.
ситуации современных вызовов. Подчеркнем, что развиваемый нами подход органично вписывается и посильно продолжает существующий ныне проект теологии образования, в разработке которого принимают участие ведущие российские исследователи, к сфере профессионального интереса которых относятся: теология (богословие), философия и педагогика. Этот проект можно рассматривать как оригинальный ответ на сложившуюся в современном обществе потребность в мировоззренческих доминантах, которые бы позволили представить образовательный и воспитательный процесс внутренне самостоятельным и ценностно ориентированным.
Несомненно, ключевую, смыслообразующую роль в образовательном процессе играет личность учителя. В отечественной и зарубежной педагогической литературе ей уделяется большое внимание; однако на поверку часто оказывается, что внимание это во многом одностороннее и представленное скорее формальными, чем содержательными критериями. В частности, в отечественной образовательной сфере в описании и осмыслении задач педагога господствует компетентностный подход. С нашей точки зрения, вне мировоззренческой и аксиологической перспективы, раскрывающей феномен учительства как духовного служения, направленного на реализацию заложенных в ученике уникальных личностных качеств, мы рискуем оказаться в ситуации, когда задачи образования и воспитания сосредотачиваются преимущественно на сообщении знаний и профессиональном ориентировании, которое в свою очередь лишено системообразующего мировоззренческого ядра. Более того, при таком подходе личность ученика до недавнего времени рассматривалась в ограниченной формальными задачами навязанной нам извне парадигме «рынка образовательных услуг» — в то время как всякий человек обретает и раскрывает свою уникальную личность постольку, поскольку обладает заложенным в него творческим потенциалом, что, если использовать категории теологического плана, в пределе означает соответствие человека образу и подобию Божию.
С этой точки зрения перед нами открываются возможности для обоснования концепции учительского служения, осмысленного в рамках богословско-педагогической традиции Православной Церкви. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что Православная Церковь сама является примером такой образовательной среды, в которой духовные смыслы раскрываются на двух уровнях. Первым уровнем является собор, или сообщество верующих, которое живет насыщенной и осознанной духовной жизнью как единая семья, духовно родственное сообщество. На втором уровне это сообщество проявляется как могучий, смыслосодержательный мир, освященный многовековой традицией пастырского служения. Следовательно, в традиции православия заключаются важные аксиологические ориентиры, которые составляют мировоззренческую основу учительского поприща в системе современного образования.
Степень разработанности темы исследования.
Поскольку в поле нашего диссертационного исследования находится феномен учительства в контексте православной традиции, источниками послужили сочинения представителей восточной патристики — это прежде всего Климент Александрийский, свт. Григорий Богослов и свт. Григорий Нисский. Мы также принимали в расчет многие идеи, высказанные таким значительным христианским автором, представляющим богословие западного христианства, как блж. Аврелий Августин. Важнейшим источником нашего исследования, поскольку именно в нем содержатся свидетельства о принципах духовного служения учителя, данные непосредственно Иисусом Христом, стали для нас книги Священного Писания Нового и Ветхого Завета.
Вопрос о статусе наследия святоотеческой традиции и о восприятии принципов учительства из Священного Писания исследован также в классических трудах таких религиозных философов и богословов, как прот. В. В. Зеньковский, Н. М. Зернов, Л. П. Карсавин, митр. Макарий (Булгаков), А.С. Хомяков, В. Ф. Эрн, П. Д. Юркевич. Их сочинения оказались полезны еще и в том отношении, что в них принципы христианского служения отражены
сквозь призму национального духовного опыта, и тем самым являются как бы мостом между дореволюционной религиозной мыслью и современными духовными поисками. Помимо работ признанных классиков богословской мысли мы хотели бы отметить также и современных исследователей, чей вклад в освоение педагогических идей представителей патристики оказался для нас важен. Это работы митр. Илариона (Алфеева),6 И. Деретич,7 А. Ф. Замалева,8 иером. Кирилла (Зинковского),9 иером. Мефодия (Зинковского),10 С.Д. Мезенцева,11 К. Морескини, 12 Е. А. Плеханова,13 В. Я. Саврея,14 А. И. Сидорова,15 свящ. Михаила Легеева,16 П. Ашвина-Сиджковского,17 З. Дана,18
6 Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. В 6-ти тт. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура, 2016. Т. 1; Иларион (Алфеев), митр. Равноапостольный Николай Японский и святитель Иннокентий Московский — святые, связующие народы // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2017. № 8. С. 15—25; Иларион (Алфеев), митр. Церковь и мир: Диалоги о временном и вечном. М.: ЭКСМО, 2014. 413 с.
7 Deretic I. The Question of Authority in Orthodoxy // Incarnating Authority: A Critical Account of Authority In Church. München, utzverlag GmbH, 2019. P. 149—168.
8 Замалеев А. Ф. Русская религиозная философия: XI—XX вв. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2007. 208 с.
9 Кирилл (Зинковский) иером. Великие отцы Церкви о материи и теле человека (Александрийская и Каппадокийская школы). - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2014. - 512 с.; Кирилл (Зинковский) иером. Вера в Бога - вера в человека: Представления о материи и теле человека в Александрийской богословской традиции (доникейский период). - СПб.: РХГА, 2014. - 239 с.; Зинковский С.А., Зинковский Е.А. Интуиции богословия личности в мировоззрении прот. Сергия Булгакова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2021. Т. 22. № 1. С. 189-204; Зинковский К., инром. Христианские аксиомы теологии образования // Теология и образование: сборник стаей. СПб.: «Издательство РХГА», 2017. С. 189-204;
10 Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Значение христианской культуры в воспитании личности в контексте святоотеческого учения о Логосе и логосах // Девятые Пюхтицкие чтения. Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культуры. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2020. С. 61-70; Зинковский С.А., Зинковский Е.А. Современные образовательные ориентиры и обожение как цель жизни христианина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 2. С. 167-181.
11 Мезенцев С. Д. Аврелий Августин как учитель и педагог // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. 2019. Т. 1. № 1 (5). С. 47—53;
12 Морескини К. История патристической философии. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 2011. 864 с.
13 Плеханов Е. А. Педагогика в духовных академиях России // Педагогика: Научно-теоретический журнал. 2003. № 6. С. 81-86; Плеханов Е. А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия». Владимир: ВГПУ, 2002. 264 с.
14 Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006. 1008 с.; Саврей В. Я. Александрийская школа в истории христианской мысли: Учебное пособие. М.: Изд. МГУ, 2012. 232 c.; Саврей В. Я. Каппадокийская школа в истории христианской мысли: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2012. 256 с.
15 Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. М.: Сибирская Благозвонница, 2013. Т. 3.
16 Легеев Михаил, свящ. У истоков богословия образования: Климент Александрийский и историческое преемство его взглядов на педагогику // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. 2016. Т. 17, вып. 4. С. 26-34.
17 Ashwin-Siejkowski P. Clement of Alexandria: A Project of Christian Perfection. L.: T&T Clark, 2008. 258 р.
18 Dana Z. The Structure of Educational Texts at Clement of Alexandria // International Journal of Arts & Sciences. 2012. N 5 (3). Р. 421—428.
П. Каравитеса,19 а также блестящий труд Г. Киттеля по языку Нового Завета.20 Их работы не только отражают состояние современного теологического знания, в них также обсуждаются важные исторические, культурные и философские аспекты православной традиции с учетом ситуации в актуальных гуманитарных исследованиях.
Особое внимание проблемам христианского понимания педагогики уделяли, помимо протопресв. В. В. Зеньковского, В.Г. Безрогов,21 С. С. Гогоцкий, С. А. Рачинский. В. В. Розанов В. В. прот. С. Соллертинский, а также К. Д. Ушинский, особенно в своей переписке. Современные исследователи также предлагают оригинальные трактовки и интерпретации как организации и проведения педагогического процесса, так и истолкования самой фигуры учителя с позиций православного вероучения. Здесь мы должны упомянуть таких исследователей, как И. М. Бочарова,22Т.В. Склярова,23 С. Ю.
19 Karavites P. Evil, Freedom, and the Road to Perfection in Clement of Alexandria. Leiden, Boston, Koln: Brill, 1999. 199 p.
20 Kittel G., Friedrich G., Bromiley G. W. (eds.) Theological Dictionary of the New Testament. Devon, The Paternoster Press, 1985. 1235 p.
21 Рыбаков В.В., Безрогов В.Г., Пичугина В.К. Антология педагогического наследия средних веков, возрождения и реформации / Ред. В.Г. Безрогов. М., 2021. -576 с.; Безрогов В.Г., Пичугина В.К. Обучение как обращение в античной и христианской традициях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. № 4. С. 448-452; Безрогов В.Г., Баранникова Н.Б. Мудрость, знание, понимание: ученичество и высшее образование в эпоху раннего средневековья на христианском востоке // Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам. Сборник статей. Великий Новгород, 2018. С. 173-184; Безрогов В.Г. Античное ученичество в понимании цицерона и его христианские интерпретаторы // Hypothekai. сборник статей по истории античной педагогической культуры. М., 2017. С. 162-190.
22 Бочарова И. М. Роль русской православной церкви в духовном воспитании и образовании российского этноса // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2018. № 4 (17). С. 116—120; Бочарова И. М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филос.н.: Спец. 09.00.11 [Воронеж. гос. ун-т]. Воронеж, 1998. 16 с.
23 Склярова Т.В., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза, 2017. - 328 с. Потанина Л., Склярова Т. Ценностное восприятие мира педагогом в контексте духовно-нравственного воспитания // Воспитание школьников. 2021. № 1. С. 1218; Склярова Т.В., Потанина Л.Т. Отечественные и зарубежные подходы в современных исследованиях морально-нравственного воспитания учащихся // Христианство и педагогика: история и современность. 220-летие служения Церкви Пензенской духовной семинарии. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Пензенская духовная семинария. Пенза, 2020. С. 134-139; Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Образный язык педагога как средство духовно-нравственного развития личности // Теоретические и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве. Сборник научных материалов Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 228-231; Потанина Л.Т., Койнова-Цёльнер Ю.В., Склярова Т.В.Готовность учителя к развитию нравственных представлений учащихся в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4 (101). С. 608621; Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Развивающий потенциал смыслопорождающей деятельности педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6 (28). С. 84-90.
Дивногорцева,24 О. В. Розина,25 Е. В. Грязнова, А. Г. Гончарук, Т. П. Минченко,26 И. Е. Федоренко, А. И. Треушников,27 Е. П. Карташова.28 Особого внимания заслуживают труды по развитию христианской педагогики ведущих специалистов РГПУ им. А. И. Герцена А. А. Королькова29 и А. Г. Козловой.30 Важный анализ современного светского понимания целей образования и задач деятельности учителя мы находим в работах академика Б. М. Бим-Бада,31 А. С. Огнева и его коллег Э. В. Лихачевой, С. Е. Довбыш, Е. Б.
24 Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 41—63; Дивногорцева С. Ю. Взаимодействие культуры и религии в системе современного высшего образования // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 6—12; Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2007. № 3 (6). С. 21—38; Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нраственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 41—63; Дивногорцева С. Ю. Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. № 1 (16). С. 31—40.
25 Розина О. В. Профессионально-ценностный выбор преподавателей «православной культуры» как фактор их самосознания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2011 Серия IV: Педагогика. Психология. М., 2011, № 1 (20). С. 11—18.
26 Минченко Т. П. Кризис идей секуляризма и религиозности в постсовременном обществе // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 51—53.
27 Грязнова Е. В., Гончарук А. Г., Федоренко И. Е., Треушников А. И. Духовность в современном образовании: необходимость или излишество? // Психология и Психотехника. 2020. № 1. С. 43—53.
28 Карташова Е. П. Религиозно-православное сознание как основа гуманистического воспитания в философско-педагогическом сочинении В. В. Розанова «Сумерки просвещения» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1—1 (73). С. 68—71.
29 Корольков А. А. Концептуальные основы духовно-нравственного просвещения молодежи / Корольков А. А., Семикин В. В., Скурская Н. В. // Из опыта и истории межвузовской Ассоциации духовно-нравственного просвещения "Покров" : научно-методическое пособие на основе материалов дискуссионной площадки "Духовно-нравственное становление личности : пути и проблемы" XV Покровских образовательных чтений "Диалог светской и церковной образовательных традиций", Санкт-Петербург, 14 октября 2019 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт педагогики, кафедра воспитания и социализации, Научно-методический совет Ассоциации содействия духовно-нравственному просвещению "Покров". - Санкт-Петербург, 2020. - С. 22-33. Корольков А. А. Сущность человека в контексте задач образования / Корольков А. А. // Картина человека: метафизика, культурология, коммуникация: коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Петровская академия наук и искусств, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 192-202.
30 Козлова А. Г. Индивидуальные особенности формирования нравственно-эстетических ценностей у дошкольников / Козлова А. Г., Елисеева И. Э. // Научные изыскания магистрантов. ОПОП "Духовно-нравственное воспитание": коллективная монография. - Санкт-Петербург, 2020. - Выпуск 3. - С. 319-325. Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания: коллективная монография. Учебное пособие / под редакцией А. Г. Козловой, В. О. Гусаковой; рецензенты: А. Н. Шевелев, М. С. Фомин. - Санкт-Петербург: ЧУ ДПО "Академия Востоковедения", 2020. - Выпуск 2. - 520 с.
31 Бим-Бад Б. М. Образование как инструмент культурной регуляции истории человечества (стенограмма выступления на первом национальном форуме российских историков педагогики, Москва, 25 апреля 2013 года) // Историко-педагогический журнал. 2013. № 2. С. 150—157; Бим-Бад Б.М. Профессиональный стандарт педагога — «наше всё»? // Аккредитация в образовании. 2013. № 4 (64). С. 41—43.
Колосовой, С. Н. Гончар,32 Н. В. Маминовой,33 Е. В. Грязновой, И. Н. Глазовой, В. М. Хоптар, М. В. Рязановой.34
Безусловно мы должны отметить также различные по подходам и мировоззренческим позициям исторические и религиоведческие работы, способствующие лучшему пониманию историко-культурного контекста нашего исследования. Здесь мы выделим работы таких исследователей, как П. Ф. Каптерев,35 И. С. Свенцицкая,36 Д. А. Узланер,37 а также Дж. Фицпатрик,38 А. Гриллмейер,39 Л. Шорн-Шютте,40 Х. Вейтджен,41 В. Вагнер42, а также Р. В. Светлова43 и А. М. Прилуцкого.44 Указанные исследования позволяют по-новому взглянуть на классическую проблему оппозицию секулярного и
32 Лихачева Э. В., Огнев А. С. Оптимизация оценки субъектного потенциала личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375—377; Огнев А. С., Довбыш С. Е., Колосова Е. Б. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 126 с.; Огнев А. С., Гончар С. Н. Формирование субъектности студентов на начальном этапе профессиональной подготовки посредством программы адаптации // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2017. № 1. С. 5—9.
33 Маминова Н. В. Прагматическая философия Джона Дьюи как идеологическая основа американской школы и педагогики // Вестник современных исследований. 2018. № 11.3 (26). С. 63—65.
34 Грязнова Е. В., Глазова И. Н., Хоптар В. М., Рязанова М. В. Информационная и религиозная культура: место в системе дошкольного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 40—42.
35 Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб.: Алетейя, 2004. 560 с.
36 Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Издательство политической литературы, 1988. 336 с.
37 Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 240 с.
38 Fitzpatrick J. Original Sin or Original Sinfulness? // New Blackfriars. 2010. Vol. 91, No. 1031. P. 66—82.
39 Grillmeier A., SJ. Сhrist in Christian Tradition. L.: A.R. Mowbray & Co., 1965. Vol. 1. From the Apostolic Age to Chalcedon.
40 Schorn-Schutte L. Priest, Preacher, Pastor: Research on Clerical Office in Early Modern Europe // Central European History, Vol. 33, No. 1 (2000). Р. 1—39.
41 Waetjen H. C. Logos npo^ xov 0eov and the Objectification of Truth in the Prologue of the Fourth Gospel // Source: The Catholic Biblical Quarterly, Vol. 63, No. 2 (April 2001). Р. 265—286.
42 Wagner W.H. After the Apostles: Christianity in the Second Century. Minneapolis: Fortress Press, 1994. 289 p.
43 Светлов Р. В. Память и персона в библейской традиции и в античном платонизме / Светлов Р. В. // Картина человека: метафизика, культурология, коммуникация: коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Петровская академия наук и искусств, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 36-48. Светлов Р. В. Рациональная теология в полемических стратегиях раннехристианских апологетов = Rational theology in polemic strategies of early Christian apologues / Светлов Р. В., Шмонин Д. В. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - Том 13, N 8. - С. 1398-1404.
44
Прилуцкий А. М. Психолого-теологические аспекты подготовки к таинствам покаяния и причащения в Православии / Прилуцкий А. М., Богачев А. М. // Вопросы теологии. - 2020. - Том 2, N 2. - С. 297-314. "Религиозность" как фактор положительного / отрицательного отношения к трансплантологии / Богачев А. М., Прилуцкий А. М., Блинкова А. О., Марихин С. В. ; А. М. Богачев, А. М. Прилуцкий, А. О. Блинкова, С. В. Марихин // Психология и психотехника. - 2020. - N 2. - С. 70-83. Религиозные, этические и бытовые категории в бессознательной области психической реальности современной российской молодежи: попытка сравнительного анализа / Богачев А. М., Блинкова А. О., Прилуцкий А. М., Шурухт С. М., Гайдуков А. В. // Философия и культура. - 2020. - N 8. - С. 53-67.
религиозного, а также предоставляют богатый фактический (исторический, лингвистический и проч.) материал. В нашем диссертационном исследовании мы принимали в расчет их достижения, что позволило нам скорректировать нашу позицию по ряду вопросов, касающихся герменевтики оригинальных первоисточников, и, следовательно, предложить, как мы надеемся, более взвешенные и продуманные выводы.
Наконец, мы хотели бы указать на то, что особое влияние на нас оказал междисциплинарный проект теологии образования. Здесь необходимо упомянуть его руководителя Д. В. Шмонина,45 а также работы его участников, в частности, упомянутых выше иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зиньковских).46 В рамках реализации этого проекта сформулированы важные методологические и мировоззренческие тезисы, которые легли в основание нашей работы и позволили сформировать собственную позицию по отношению к изучаемой теме.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Формирование нравственной культуры ребенка в православной семье2021 год, кандидат наук Каменева Ольга Леонидовна
Фасилитация в духовно–нравственном воспитании подростков в социально–реабилитационных центрах2022 год, кандидат наук Семянников Сергей Николаевич
Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников2023 год, доктор наук Гусакова Виктория Олеговна
Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы2019 год, кандидат наук Комогорцева Татьяна Витальевна
Христианский экуменизм как социально-религиозный феномен2008 год, кандидат философских наук Федоров, Владимир Филиппович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Микрюков Дмитрий Юрьевич, 2021 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Августин, блж. Творения. В 4 т. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. — 4 т.
2. Августин, блж. Об учителе // Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. — Минск: Харвест, 1999. — С. 300-350.
3. Аврелий Августин, блж. Исповедь. — М.: Ренессанс, СП ИВО — СиД, 1991. — 488 с.
4. Ажыкулов С. М. Структура профессиональной компетентности учителя по решению проблемных педагогических ситуаций // Человек. Социум. Общество. — 2020. — № 1. — С. 9-15.
5. Александр Мень, прот. Сын Человеческий. — М.: Р. Б., 1991. — 461 с.
6. Алешина С. А. Обращение к традициям русской православной церкви в образовании и воспитании подрастающего поколения // Вестник Оренбургской духовной семинарии. — 2019. — № 2 (11). — С. 417-427.
7. Алешина С. А. Традиции русской православной церкви в сфере образования и воспитания (на примере Оренбургской епархии) // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 69-79.
8. Андреев А. Л. Российское образование как модернизационный проект // Россия реформирующаяся. — 2015. — № 13. — С. 134-152.
9. Аникин Д. А. Религиозное пространство России: на пути к постсекулярному обществу // Сборники конференций НИЦ Социосфера.
— 2012. — № 37. — С. 177-183.
10.Антоний (Знаменский), архиеп. Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. — СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1821. — 68 с.
11.Апенок (Черкасова) Р. С. Содержание психологических взглядов Г. С. Сковороды // Социально-экономические явления и процессы. — 2015.
— Т. 10. № 4. — С. 148-152.
12.Афанасий (Микрюков), иером. Аоуо<; лшбауюуюу: Богословие учительства у Климента Александрийского // Вестник Русской
христианской гуманитарной академии. — 2019. — Т. 20. №2 2. — С. 191— 198.
13. Афанасий (Микрюков), иером. Конститутивные категории православной педагогики (обзор концепций) // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2019. — № 3 (106). — С. 61-66.
14. Афанасий (Микрюков), иером. Теологические подходы к воспитанию и обучению в русской педагогике середины XIX века // Христианское чтение. — 2019. — № 6. — С. 17-24.
15. Афанасий (Микрюков), иером. Учительская миссия Иисуса Христа (в связи с новозаветным понятием à^apiia) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2020. — Т. 21. — № 2. — С. 149—158.
16. Афанасий (Микрюков), иером. Религиозно-антропологические истоки русской педагогической школы. Пример Г.С. Сковороды // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 207-217.
17.Бабешко О. С. Информационное общество и религия: постсекулярное общество // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 2 (9). — С. 52-54.
18.Барич А. А. Педагогический опыт С. А. Рачинского: школа-община в условиях модернизации российского общества рубежа XIX-XX веков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №2 2. — С. 147.
19.Безрогов В.Г., Пичугина В.К. Обучение как обращение в античной и христианской традициях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. № 4. С. 448-452.
20.Безрогов В.Г., Баранникова Н.Б. Мудрость, знание, понимание: ученичество и высшее образование в эпоху раннего средневековья на христианском востоке // Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам. Сборник статей. Великий Новгород, 2018. С. 173-184.
21.Безрогов В.Г. Античное ученичество в понимании цицерона и его христианские интерпретаторы // НуроШекаь сборник статей по истории античной педагогической культуры. М., 2017. С. 162-190.
22.Беллавин В. О лице Господа Иисуса Христа // «Странник». — СПб.: Типография С. Добродеева, 1890. Т. II. — С. 177-201.
23.Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990.
— 220 с.
24.Бибихин В. В. Язык философии. — СПб.: Наука, 2007. — 389 с.
25.Бидюк Г. М. Духовность и нравственность личности в светском и православном контекстах // Наука и образование сегодня. — 2019. — № 2 (37). — С. 93-99.
26. Бим-Бад Б. М. Образование как инструмент культурной регуляции истории человечества (стенограмма выступления на Первом национальном форуме российских историков педагогики, Москва, 25 апреля 2013 года) // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 2.
— С. 150-157.
27.Бим-Бад Б. М. Профессиональный стандарт педагога — «наше всё»? // Аккредитация в образовании. — 2013. — № 4 (64). — С. 41-43.
28.Бирюков Д. О платонизме в философско-богословской системе Климента Александрийского // Богословский сборник. — 2013. — Вып. II. — С. 276-301.
29.Богачев А. М., Прилуцкий А. М., Блинкова А. О., Марихин С. В. "Религиозность" как фактор положительного / отрицательного отношения к трансплантологии; // Психология и психотехника. - 2020. -N 2.- С. 70-83.
30.Богачев А. М., Блинкова А. О., Прилуцкий А. М., Шурухт С. М., Гайдуков А. В. Религиозные. Этические и бытовые категории в бессознательной области психической реальности современной российской молодежи: попытка сравнительного анализа; // Философия и культура. - 2020. - N 8. - С. 53-67.
31.Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви: в 4 т. — СПб.: Тип. Меркушева, 1907—1918. — 4 т.
32.Бочарова И. М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: автореф. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Бочарова Ирина Михайловна. — Воронеж, 1998. — 16 с.
33.Бочарова И. М. Роль русской православной церкви в духовном воспитании и образовании российского этноса // Проблемы социальных и гуманитарных наук. — 2018. — № 4 (17). — С. 116-120.
34.Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. — СПб.: Тип. Лопухина, 1901. — 349 с.
35.Воронова А. А. Духовная традиция российской школы // Вестник Оренбургской духовной семинарии. — 2015. — № 2 (4). — С. 133-137.
36.Гагаев А. А., Гагаев П. А. Тринитарная педагогика: воспитание как благодарение // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 9-14.
37.Гогоцкий С. С. Введение в педагогику. — СПб., 1855. — 40 с.
38.Грязнова Е. В., Глазова И. Н., Хоптар В. М., Рязанова М. В. Информационная и религиозная культура: место в системе дошкольного образования // Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — Т. 8. № 3 (28). — С. 40-42.
39. Духовность в современном образовании: необходимость или излишество? [Электронный ресурс] / Е. В. Грязнова, А. Г. Гончарук, И. Е. Федоренко, А. И. Треушников // Психология и Психотехника. — 2020. — № 1. — Режим доступа: Шрв://пЬриЬНвЬ.сот/НЬгагу_геаё_агйс1е.рЬр?1ё=32267 (дата обращения: 20.04.2020).
40. Девятова С. В. Проблемы методологии современной христианской теологии // Вестник Волгоградского государственного университета.
Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2016. — № 4 (34). — С. 36-42.
41. Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2007. — № 4 (7). — С. 41-63.
42. Дивногорцева С. Ю. Взаимодействие культуры и религии в системе современного высшего образования // Вестник Московского университета МВД России. — 2009. — № 5. — С. 6-12.
43. Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2007. — № 3 (6). — С. 21-38.
44. Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2007. — № 4 (7). — С. 41-63.
45.Дивногорцева С. Ю. Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2010. — № 1 (16). — С. 31-40.
46. Дьюи Д. От ребенка — к миру, от мира — к ребенку. — М.: Карапуз, 2009. — 352 с.
47.Дьяченко О. Н. О сущности человеческой природы в греко-восточной патристике // Вестник Вятского государственного университета. — 2018. — № 1. — С. 15-18.
48.Евсевий (Орлинский), архиеп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. — СПб.: Тип. Э. Праца, 1857. — 510 с.
49. Зайцева И. В. К вопросу об образовании Александрийской школы при Пантене // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2018. — № 1 (59). — С. 161-168.
50.Замалеев А. Ф. Русская религиозная философия: Х1-ХХ вв. — СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2007. — 208 с.
51.Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т., 4 кн. — М.: Эго, 1991. — 2 т., 4 кн.
52.Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. — 222 с.
53.3еньковский В. В., прот. Основы христианской философии // Зеньковский В. В. Христианская философия. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — С. 12-310.
54.Зеньковский В. В., прот. Педагогика. — Клин: Христианская жизнь, 2010. — 364 с.
55.Зернов Н. М. Сергий Радонежский — устроитель Руси. — СПб.: Русский Миръ, 2010. — 309 с.
56.Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3442.
57.Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. В 6 т. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура, 2016. Т. 1. Начало Евангелия. — 800 с.
58.Иларион (Алфеев), митр. Равноапостольный Николай Японский и святитель Иннокентий Московский — святые, связующие народы // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. — 2017. — № 8. — С. 15-25.
59.Иларион (Алфеев), митр. Церковь и мир: Диалоги о временном и вечном. — М.: Эксмо, 2014. — 413 с.
60.Ильин В. Н. Иночество как основа русской культуры // Ильин В. Н. Вавилон и Иерусалим: демоническое и святое в литературе. — СПб.: Русский миръ, 2011. — С. 42-54.
61.Иоанн Златоуст. О святых двенадцати апостолах // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. — СПб: Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902. Т. 8. Кн. 2. — С. 619-621.
62.Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея: в 2 кн. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — 2 кн.
63.Каптерев П. Ф. История русской педагогии. — СПб.: Алетейя, 2004. — 560 с.
64.Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
65.Карташова Е. П. Религиозно-православное сознание как основа гуманистического воспитания в философско-педагогическом сочинении В. В. Розанова «Сумерки просвещения» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2012. — № 1-1 (73). — С. 68-71.
66.Киприан (Керн), арх. Евхаристия. — М.: Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2006. — 336 с.
67.Кирилл (Зинковский), иером. Христианские аксиомы теологии образования // Теология и образование / Отв. ред. Д. В. Шмонин, У. Тримбл. — СПб., 2017. — С. 34-67.
68.Кислинская Г. Е. Концептуальные и организационно-методические основы образовательного процесса в православной духовной семинарии // Педагогика XXI века: стандарты и практики: материалы международной научно-практической конференции. — Липецк, Изд-во Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. — С. 127-132.
69.Климент Александрийский. Педагог. — М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. — 292 с.
70. Климент Александрийский. Строматы: в 3 т. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. — 3 т.
71.Коваленко В. В. Светский характер образования и религиозно-нравственное воспитание // Гуманитарно-педагогическое образование. — 2017. — № 3. Т. 3. — С. 92-96.
72.Козлова А. Г. Индивидуальные особенности формирования нравственно-эстетических ценностей у дошкольников / Козлова А. Г., Елисеева И. Э. // Научные изыскания магистрантов. ОПОП "Духовно-нравственное воспитание": коллективная монография. - Санкт-Петербург, 2020. - Выпуск 3. - С. 319-325.
73.Кораблева Т. Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко. Автореф. канд. дис. ... канд. филос. наук. — М., 2000. — 24 с.
74.Королькова И. В. Модель взаимодействия системы образования и русской православной церкви в сфере духовно-нравственного воспитания // Дискуссия. — 2012. — № 9. — С. 129-136.
75.Корольков А. А. Русская школа и православная культура / Корольков А.
A. // Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания / Под редакцией А. Г. Козловой, В. О. Гусаковой. - Санкт-Петербург, 2020. - Выпуск 2. - С. 197-204.
76. Корольков А. А. Концептуальные основы духовно-нравственного просвещения молодежи / Корольков А. А., Семикин В. В., Скурская Н.
B. // Из опыта и истории межвузовской Ассоциации духовно-нравственного просвещения "Покров" : научно-методическое пособие на основе материалов дискуссионной площадки "Духовно-нравственное становление личности : пути и проблемы" XV Покровских образовательных чтений "Диалог светской и церковной образовательных традиций", Санкт-Петербург, 14 октября 2019 года /
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт педагогики, кафедра воспитания и социализации, Научно-методический совет Ассоциации содействия духовно-нравственному просвещению "Покров". - Санкт-Петербург, 2020. - С. 22-33.
77.Корольков А. А. Сущность человека в контексте задач образования / Корольков А. А. // Картина человека: метафизика, культурология, коммуникация: коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Петровская академия наук и искусств, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 192-202.
78.Крайник В. Л., Прищепа М. А. К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 2 (75). — С. 208-210.
79.Краснова Н. П., Агронина Н. И. Развитие национальной школы в педагогическом наследии С. А. Рачинского // Новый взгляд. Международный научный вестник. — 2015. — № 7. — С. 61-69.
80.Легеев Михаил, свящ. У истоков богословия образования: Климент Александрийский и историческое преемство его взглядов на педагогику // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2016. — Т. 17. Вып. 4. — С. 26-34.
81. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. — М.: Эксмо, 2007. — 896 с.
82.Липаева Т. А. Философско-религиоведческий анализ деятельности Русской православной церкви в сфере образования и воспитания молодежи: (традиции и современность): автореф. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Липаева Татьяна Александровна. — Пермь, 2006. — 23 с.
83.Лихачева Э. В., Огнев А. С. Оптимизация оценки субъектного потенциала личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 8-2. — С. 375-377.
84.Лосев. А. Ф. Г. С. Сковорода в истории русской культуры // Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции «Цивилизация и человек: проблемы развития». — ЮРГТУ (НПИ), май 2003 г. Ростов-на-Дону. — 2003. — С. 3-8.
85.Макарий (Булгаков), еп. Введение в православное богословие. — СПб.: Тип. Гр. Трусова, 1852. — 486 с.
86.Маминова Н. В. Прагматическая философия Джона Дьюи как идеологическая основа американской школы и педагогики // Вестник современных исследований. — 2018. — № 11.3 (26). — С. 63-65.
87.Мезенцев С. Д. Аврелий Августин как учитель и педагог // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. — 2019. — Т. 1. № 1 (5). — С. 47-53.
88.Минченко Т. П. Кризис идей секуляризма и религиозности в постсовременном обществе // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 368. — С. 51-53.
89.Морескини К. История патристической философии. — М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2011. — 864 с.
90.Муталимова А. М., Агарагимова В. К. Самообразование и его роль в формировании личности педагога в условиях вуза // Мир образования — образование в мире. — 2016. — № 2 (62). — С. 182-187.
91.Нехвядович Л. И. Духовное наследие в системе высшего образования России // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 5 (66). — С. 179-181.
92.Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М., 2008.
93.Огнев А. С., Довбыш С. Е., Колосова Е. Б. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная: учебно-методическое пособие. — М.: МПГУ, 2018. — 126 с.
94.Огнев А. С., Гончар С. Н. Формирование субъектности студентов на начальном этапе профессиональной подготовки посредством программы адаптации // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. — 2017. — № 1. — С. 5-9.
95.Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. — СПб.: Православное палестинское о-во, 1889. — 939 с.
96. Основы социальной концепции Русской православной церкви. [Электронный ресурс] // Семинарская и святоотеческие библиотеки. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 04.03.2020).
97.Перминова Л. М. «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского — научно-педагогический памятник обучению, или О великой миссии человека // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2017. — № 30 (49). — С. 33-42.
98.Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 5. — С. 15-20.
99.Письма Плиния Младшего. — М.: Наука, 1984. — 407 с.
100. Плеханов Е. А. Педагогика в духовных академиях России // Педагогика: Научно-теоретический журнал. — 2003. — № 6. — С. 8186.
101. Плеханов Е. А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия». — Владимир: ВГПУ, 2002. — 264 с.
102. Полунов А. Ю. Победоносцев. — М.: Молодая гвардия, 2017. — 335 с.
103. Потанина Л., Склярова Т. Ценностное восприятие мира педагогом в контексте духовно-нравственного воспитания // Воспитание школьников. 2021. № 1. С. 12-18;
104. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Образный язык педагога как средство духовно-нравственного развития личности // Теоретические и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве. Сборник научных материалов Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 228-231;
105. Потанина Л.Т., Койнова-Цёльнер Ю.В., Склярова Т.В.Готовность учителя к развитию нравственных представлений учащихся в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4 (101). С. 608-621;
106. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Развивающий потенциал смыслопорождающей деятельности педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6 (28). С. 84-90.
107. Прилуцкий А. М. Психолого-теологические аспекты подготовки к таинствам покаяния и причащения в Православии / Прилуцкий А. М., Богачев А. М. // Вопросы теологии. - 2020. - Том 2, N 2. - С. 297-314.
108. Прокошева Е. Д. Антропологические основы православной педагогики и их реализация в педагогической практике (на материале Владимирской области). — Владимир: Маркарт, 2004. — 59 с.
109. Прокошева Е. Д. Концептуальное содержание принципа антропосообразного развития в православной педагогике // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 6. — С. 82-84.
110. Прокошева Е. Д. К вопросу о системе принципов в православной педагогике // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 7. — С. 44-46.
111. Пушкин А. С. О народном воспитании // Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. — М.: ГИХЛ, 1962. — Т. 7. — С. 355-360.
112. Радзиховская В. К. Профессиональная специализация лексики в системе функционально-семантической категории взаимности: учитель-ученик // Преподаватель XXI век. — 2010. — № 3-2. — С. 271278.
113. Разумов О. А. Трактаты блаженного Августина Аврелия «Исповедь» и «Об учителе» как образец педагогических изысканий периода раннего Средневековья // Наука и практика: проблемы развития регионов Сборник статей участников Всероссийской научной конференции / Науч. ред. И. В. Кузнецова, С. В. Напалков. — 2019. — С.117-122.
114. Рачинский С. А. Сельская школа. Сборник статей. — М.: Педагогика, 1991. — 175 с.
115. Рейзвих Т. Н., Шмонин Д. В. О магистерской программе «Теология образования» и кафедре педагогики и теории образования общецерковной аспирантуры и докторантуры в Санкт-Петербурге // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2016. — Т. 17. № 2. — С. 370-372.
116. Розанов В. В. Сумерки просвещения. Сборник статей по вопросам образования. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1899. — 240 с.
117. Розина О. В. Влияние мировоззренческого выбора на профессиональную компетентность преподавателей духовно-нравственной (православной) культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2010. — № 3 (18). — С. 31-40.
118. Розина О. В. Культурологический характер православной культуры в общеобразовательной школе и субъектная позиция учителя // Вестник Краснодарского государственного института культуры. — 2018. — № 1 (14). — С. 32.
119. Розина О. В. Профессионально-ценностный выбор преподавателей «православной культуры» как фактор их самосознания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2011 Серия IV. Педагогика. Психология. — М., 2011. — № 1 (20). — С. 11-18.
120. Рыбаков В.В., Безрогов В.Г., Пичугина В.К. Антология педагогического наследия средних веков, возрождения и реформации / Ред. В.Г. Безрогов. М., 2021. -576 с.
121. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. — М.: КомКнига, 2006. — 1008 с.
122. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории христианской мысли: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2012. — 232 с.
123. Саврей В. Я. Каппадокийская школа в истории христианской мысли: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского университета, 2012. — 256 с.
124. Светлов Р. В. Память и персона в библейской традиции и в античном платонизме / Светлов Р. В. // Картина человека: метафизика, культурология, коммуникация: коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Петровская академия наук и искусств, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 36-48.
125. Светлов Р. В. Рациональная теология в полемических стратегиях раннехристианских апологетов = Rational theology in polemic strategies of early Christian apologues / Светлов Р. В., Шмонин Д. В. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. -2020. - Том 13, N 8. - С. 1398-1404.
126. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 336 с.
127. Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 3. Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. — М.: Сибирская Благозвонница, 2013. Т. 3. — 732 с.
128. Силкина О. С. Воспитание патриотизма в процессе художественного образования школьников: аксиологический подход // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 49-53.
129. Склярова Т.В., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза, 2017. - 328 с.
130. Склярова Т.В., Потанина Л.Т. Отечественные и зарубежные подходы в современных исследованиях морально-нравственного воспитания учащихся // Христианство и педагогика: история и современность. 220-летие служения Церкви Пензенской духовной семинарии. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Пензенская духовная семинария. Пенза, 2020. С. 134-139;
131. Смирнов В. А., Астахов О. Ю., Шунков А. В. Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 49. — С. 168-175.
132. Соллертинский С. А., прот. Научно-дидактическая постановка вопроса о религиозном обучении // Христианское чтение. — 1883. — № 7-8. — С. 226-245.
133. Соллертинский С. А., прот. Учебник практической дидактики в вопросах и ответах: для духовных женских училищ. — СПб.: Губ. тип., 1892. — 118 с.
134. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: в 6 ч. — М.: Типография Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии, 1844— 1889. — 6 ч.
135. Творения святого Григория Нисского: в 4 ч. — М.: Типография В. Готы, 1861. — 4ч.
136. Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации-2018. М., 2018;
137. Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации-2019. М., 2019;
138. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание блаженного Августина // Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. — Минск: Харвест, 1999. — 1600 с.
139. Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 240 с.
140. Усупова Ч. С. Свобода личности в светском и религиозном образовании // Наука, техника и образование. — 2018. — № 12 (53). — С. 67-70.
141. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1 // К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения: в 6 т. — М.: Педагогика, 1990. — 6 т.
142. Фейзрахманова Т. Б. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в авторских школах С. А. Рачинского и Н. Н. Неплюева // Вестник университета. — 2015. № 4. — С. 303-305.
143. Филофей (Артюшин), иером. «Идите, научите все народы.»: Христос и ученики в Евангелии от Матфея // Богословский вестник. — 2017. — Т. 24-25. № 1-2. — С. 21-55.
144. Фролов А. А., Аксенов С. И. Джон Дьюи и Антон Макаренко — две вершины социальной педагогики ХХ века // Социальная педагогика.
— 2015. — Т. 6. Вып. 5. — С. 27-51.
145. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
146. Фромм Э. Вы будете как боги. — М.: АСТ, 2013. — 413 с.
147. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: исследования относительно категории буржуазного общества. — М.: Весь Мир, 2017. — 342 с.
148. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие.
— М.: Республика, 1993. — С. 41-62.
149. Хамзин М. К. Информационно-коммуникационные технологии в компетенции педагогов как основа модернизации профессионального
образования // Актуальные проблемы современности. — 2016. — № 4 (14). — С. 19-24.
150. Хомяков А. С. Соборность и «западный раскол». О Церкви, католичестве и протестантизме // Хомяков А. С. Всемирная задача России. — М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. — С. 75-82.
151. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. — М.; СПб.: Медиум; Ювента, 1997. — 310 с.
152. Чистякова О. В. Общество и религия в постсекулярную эпоху: теоретические подходы и эмпирическое взаимодействие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2016. — № 2. — С. 43-51.
153. Шарыпова И. В. Нравственный императив образования: светская и религиозная традиции // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Гуманитарные, общественные, педагогические науки. — 2018. — № 2 (9). — С. 29-31.
154. Шевченко Даниил, диак. Особенности миссионерской деятельности святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, в период Русско-Японской войны 1904-1905 гг.: опыт примирения сквозь призму православной веры // Рязанский богословский вестник. — 2017. — № 2 (16). — С. 94-100.
155. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика [Электронный ресурс] / прот. Евгений Шестун // Семинарская и святоотеческие библиотеки. — Режим доступа: http://otechnik.narod.ru/shestunp_1.htm (дата обращения: 02.03.2020).
156. Шмонин Д. В. Научная рациональность и «возвращение к теологии» // Вопросы теологии. — 2019. — Т. 1. № 3. — С. 280-306.
157. Шмонин Д. В. Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение. — 2014. — № 5. — С. 112-134.
158. Шмонин Д. В. О философии, богословии и образовании. — СПб.: Изд-во РХГА, 2016. — 207 с.
159. Шмонин Д. В. Технология блага: очерки теологии образования. — М.: Познание, 2018. — 224 с.
160. Шмонин Д. В. Тайна ответа. Введение в рациональную теологию.
— СПб.: Изд-во СПбДА, 2021. — 460 с.
161. Шмонин Д. В. Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2015. — Т. 16. № 4. — С. 206-221.
162. Шмонин Д. В. Цель педагогики, секулярная культуры и теологическая рациональность // Теология и образование. — 2018. — № 1. — С. 203-224.
163. Шмонин Д. В., Афанасий (Микрюков), иером. Теология в системе образования современной России: точки роста // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2018. — Т. 19. №2 4. — С. 355363.
164. Шмонин Д.В., Афанасий (Микрюков), иером. Событие года в теологии: несколько слов о конференции в Москве // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. № 3. С. 349—351.
165. Шмонин Д. В., Шахнович М. М. Теология и религиоведение в современной России: практика образовательной деятельности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2013. — Т. 14. № 1.
— С. 253-255.
166. Шпет Г. Г. Сочинения. — М.: Правда, 1989. — 601 с.
167. Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 384 с.
168. Эрн В. Ф. «И на земли мир» // Эрн В. Ф. Сочинения — М.: Правда, 1991. — С. 339-341.
169. Эрн В. Ф. Григорий Сковорода: жизнь и учение. — СПб.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1912. — 342 с.
170. Юркевич П. Д. Сочинения. — М.: Правда, 1990. — 669 с.
171. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. — М.: Тип. Каткова, 1865. — 272 с.
172. Ashwin-Siejkowski P. Clement of Alexandria: A Project of Christian Perfection. — L.: T&T Clark, 2008. — 258 рр.
173. Dana Z. The Structure of Educational Texts at Clement of Alexandria // International Journal of Arts & Sciences. — 2012. — № 5 (3). — PP. 421428.
174. Deretic I. The Question of Authority in Orthodoxy // Incarnating Authority: A Critical Account of Authority In Church. — München, utzverlag GmbH, 2019. — PP. 149-168.
175. Dindorf W. (ed.). Clementis Alexandrini Opera: 4 Vol. — Oxford: Oxford University Press, 1869. Vol. I: Protrepticus. Paedagogus. — 4 vol.
176. Fischer S., Hotam Y., Wexler P., Gur-Ze'ev I. Democracy and Education in Postsecular Society // Review of Research in Education. — 2012
— Vol. 36. — PP. 261-281.
177. Fitzpatrick J. Original Sin or Original Sinfulness? // New Blackfriars.
— 2010. — Vol. 91. № 1031. — PP. 66-82.
178. Grillmeier A., S.J. Christ in Christian Tradition. Vol. 1. From the Apostolic Age to Chalcedon. — L.: A. R. Mowbray & Co., 1965. — 599 р.
179. Karavites P. Evil, Freedom, and the Road to Perfection in Clement of Alexandria. — Leiden, Boston, Koln: Brill, 1999. — 199 p.
180. Kittel G., Friedrich G., Bromiley G. W. (eds.) Theological Dictionary of the New Testament. — Devon, The Paternoster Press, 1985. — 1235 p.
181. Schorn-Schütte L. Priest, Preacher, Pastor: Research on Clerical Office in Early Modern Europe // Central European History. — 2000. — Vol. 33. № 1. — P. 1-39.
182. The Greek Bible. — URL: http://www.greekbible.com/index.php (accessed: 26.03.2020).
183. Waetjen H. C. Logos rcpôç tôv 0eov and the Objectification of Truth in the Prologue of the Fourth Gospel // Source: The Catholic Biblical Quarterly.
— 2001. Vol. 63. № 2 (April). — PP. 265-286.
184. Wagner W. H. After the Apostles: Christianity in the Second Century.
— Minneapolis: Fortress Press, 1994. — 289 p.
185. Zernov N. Moscow the Third Rome. — London, New York, 1944. — 112 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.