Русская проза рубежа XX-XXI веков в системе литературного образования учащихся старших классов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Рамзаева, Валентина Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рамзаева, Валентина Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Оценка важнейших явлений и фактов текущего литературного процесса современной филологической наукой.
1.1.0 некоторых типологических подходах современного литературоведения к анализу отечественной прозы рубежа XX - XXI веков.
1.2. Современная критика о важнейших явлениях текущего литературного процесса.'.
1.3. Интертекстуальная связь классической и новейшей литературы как одно из важнейших свойств современного литературного процесса.
ГЛАВА 2. Изучение новейшей литературы в школе как методическая проблема.
2.1. Методическая наука об изучении в старших классах отечественной прозы рубежа XX - XXI веков. Констатирующий эксперимент.
2.2. Методологическое и методическое обоснование диалогического метода изучения новейшей литературы на интертекстуальной основе.
ГЛАВА 3. Методическая модель изучения новейшей литературы в 9 - 11 классах средней школы. Описание работы в условиях формирующего эксперимента.
3.1 Технология создания диалогической ситуации с использованием интертекстуальных связей новейшей и русской классической литературы.
3.2. Система уроков внеклассного чтения в 9 - 10 классах. Проблемно-тематическая связь современных прозаических произведений и русской классики.
3.3. Обзорное изучение темы «Русская проза рубежа XX - XXI веков» в 11 классе.
3.4. Итоги опытно-экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение современной русской литературы в 11 классе профильной школы на основе литературной преемственности2008 год, кандидат педагогических наук Цыплакова, Татьяна Вячеславовна
Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы: на примере произведений Вен. Ерофеева и В. Пелевина2007 год, кандидат педагогических наук Калёнова, Ирина Владимировна
Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах2009 год, кандидат педагогических наук Уминова, Наталья Владимировна
Формирование представлений об историко-биографической прозе у учащихся 5-9 классов2005 год, кандидат педагогических наук Попова, Наталия Алексеевна
Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса2006 год, кандидат педагогических наук Орищенко, Светлана Серафимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская проза рубежа XX-XXI веков в системе литературного образования учащихся старших классов»
Перемены, происшедшие во всех сферах общественной жизни, затронули образовательный процесс. Литература как учебный предмет оказалась в ряду менее приоритетных. Само чтение как вид учебной и общекультурной деятельности радикально изменилось: функция эстетического наслаждения и нравственного развития потеснена информативностью. Изменились также условия обучения в современной школе. С одной стороны, появились новые возможности для самообразования: выбор индивидуальной образовательной траектории в рамках профильной старшей школы, выход во всемирное коммуникационное пространство через Интернет. С другой стороны, в условиях происходящего «информационного взрыва» наблюдается закономерный процесс перерождения культуры в «тектуру». «Тектура» - гибрид смыслов «техника» и «культура». Это «культура» искусственного мира. По словам философа и культуролога В.А.Кутырева: «Если из культуры уходят чувства, дух, душа и она опирается на разум, рассудок, интеллект, она является тектурой» [130; 29]. На этот процесс активно влияет падение интереса к художественной литературе, как классической, так и современной.
Вместе с тем, отечественная классика неизменно остается той сферой, в которой сосредоточены духовные ценности. В текущем литературном процессе ее образы, архетипы, мотивы активно заимствуются и проявляются через интертекстуальные связи. По-новому осмысляются традиционные темы и проблемы. Современная русская литература ведет напряженный диалог с классикой. Однако школа сегодня практически не использует для нравственно-эстетического воспитания учащихся потенциал новейшей отечественной прозы.
Изучение новейшей литературы может поддерживать высокую активность работы учащихся на уроке литературы, повышать их общую читательскую культуру. Этому способствует то, что наряду с общепринятыми категориями герменевтики: «автор», «персонаж», «читатель», «пространство», «время» и т.д. - сегодня чрезвычайно актуальной становится категория «интертекстуальности». Через интертекстуальные связи декларируется открытость произведений новейшей литературы для диалога, их в разной степени выраженная вторычностъ по отношению классическим пратекстам. Она открывает учителю-словеснику возможность заботиться о сохранении единого образовательного и духовного пространства. Сохранение может осуществляться за счет постоянной актуализации тем и проблем, заявленных русской классической литературой.
Активнее изучать литературу рубежа XX - XXI веков призывают С.П.Белокурова и С.В.Друговейко [22]. Их модель - система уроков внеклассного чтения в старших классах - основывается на проблемно-тематическом принципе отбора произведений. Вместе с тем, авторы не ставят своей целью формирование у старшеклассников общего представления о текущем литературном процессе.
Переход российской школы на профильное обучение поставил перед методикой задачу разработки элективных курсов. Идею систематического изучения в 10 - 11 классах современной литературы в рамках гуманитарного профиля выдвинули Т.Г.Кучина [131], Б.А.Ланин [135], Е.В.Михина [157] и др. Однако элективные курсы являются частью индивидуальной образовательной траектории: в негуманитарных 10 - 11-х классах изучение текущего литературного процесса может оказаться на периферии интересов большинства учащихся. Следовательно, выпускники из этих классов будут знать о нем недопустимо мало. Ограничивать изучение новейшей литературы рамками элективных курсов - значит обеднять литературное образование школьников.
Наш научный интерес координируется с приоритетными задачами современных педагогических исследований. В частности, академик Д.И.Фельдштейн обозначил целый ряд актуальных направлений, нуждающихся в скорейшей теоретической проработке и экспериментальной проверке [253]. Мы уверены в том, что систематическое знакомство школьников с новейшей отечественной прозой на уроках в 9-11 классе (через интертекстуальные и проблемно-тематические связи с русской классикой):
- способствует «формированию познавательных потребностей, выработке избирательного отношения к информации, ее ранжированию»;
- помогает учителю-словеснику решать задачу по «восстановлению критериев нравственности»;
- противостоит «деструктированию» всей системы культурно-исторического наследия» [253; 11].
Приоритетные задачи современных педагогических исследований обусловили выбор темы диссертационной работы: «Русская проза рубежа XX - XXI веков в системе литературного образования учащихся старших классов». При этом на примере прозаических произведений мы предполагаем говорить о текущем литературном прогрессе в целом. Под этим обозначением в современной науке принято понимать литературу двух последних десятилетий (с 1986г. по настоящее время [31], [138], [167]).
Актуальность выбранного нами исследования оправдана необходимостью разрешения следующих противоречий:
1. Между закономерностью восприятия историко-литературного процесса как э/сивого, непрерывно развивающегося явления и фактическим отсутствием в школьном курсе новейшей литературы.
2. Между потребностью учителя-словесника в руководстве по изучению на уроках в школе литературы рубежа XX - XXI веков и тем, как освещает указанную тему современная методическая наука.
3. Между декларируемым требованием модернизировать школьное литературное образование и реальным процессом внедрения в педагогическую практику открытий современной филологической науки.
Эти противоречия диктуют постановку научной проблемы нашего исследования, мы должны определить:
Каким должен быть процесс изучения новейшей литературы в старших классах, чтобы выпускники средней школы
- могли лучше ориентироваться в современной литературной ситуации;
- владели современными категориями анализа художественного текста (прежде всего, категорией «интертекстуальность»);
- научились осознавать себя читателями через диалог в пространстве современной культуры;
- смогли самостоятельно ранжировать произведения новейшей литературы, используя нравственно-эстетический критерий;
- развили коммуникативную компетенцию.
Почти все программы по литературе пытаются эту проблему решить. Однако новейшей литературе в школе до сих пор не уделено должное внимание. Все это приводит к тому, что выпускник школы остается практически в полном неведении о происходящем сегодня в литературном процессе, не может самостоятельно ориентироваться в мире книжных новинок, не в состоянии дать должную оценку художественному уровню прочитанного произведения. Мы наблюдаем падение читательской культуры не только у выпускников, но и среди взрослого населения. Вместе с тем, без систематического чтения и диалогического обсуждения современной художественной литературы нет и не может быть интеллигентного, думающего человека. В свою очередь, по словам В.С.Библера, вне интеллигентских средоточий русская культура не имеет цивилизованного смысла [29; 30].
Методическое решение данной проблемы сопряжено с целым рядом трудностей. Мы обозначим некоторые из них:
- недостаточно разработана теоретическая основа для изучения текущего литературного процесса (не определены ведущие стилевые течения, литературные объединения, не указаны значимые писательские имена и литературные произведения и т.п.);
- отсутствует единый взгляд на проблему в современной филологической науке и методике преподавания литературы;
- не разработаны критерии отбора новых писательских имен и произведений для обзорного изучения в школе, а также технология включения их в программу чтения учащихся;
- не хватает времени в учебном плане, и в перспективе идет дальнейшее его сокращение в классах негуманитарного профиля.
Это мешает создать эффективную систему изучения новейшей литературы в выпускном классе. Таким образом, решение указанной проблемы не может происходить без учета этих трудностей. Их преодоление напрямую связано с целью и задачами нашего исследования.
Цель исследования - повышение качества школьного литературного образования при помощи разработанной, теоретически обоснованной, экспериментально проверенной методики изучения отечественной прозы рубежа XX - XXI веков.
Объект исследования - процесс изучения учащимися 9-11 классов средней школы новейшей отечественной прозы через интертекстуальную и проблемно-тематическую связь с русской классикой.
Предмет исследования - формы, методы и условия изучения отечественной прозы рубежа XX - XXI веков учащимися-старшеклассниками.
Формы, методы и условия изучения отечественной прозы представлены в диссертационном исследовании как методическая модель. Она включает в себя:
- технологию рассмотрения учащимися на протяжении последних трех лет обучения отдельных значимых явлений и фактов текущей литературы, отобранных на интертекстуальной основе по отношению к русской классике;
- традиционные уроки внеклассного чтения в 9 - 10 классах, которые предполагают знакомство учащихся с новыми прозаическими произведениями, отобранными по проблемно-тематическому принципу;
- вариант изучения темы «Русская проза рубежа XX - XXI веков» на завершающем этапе школьного литературного образования в 11 классе.
Гипотеза исследования. Мы предположили: качество литературного образования выпускников школы будет выше, если они будут в 9 - 11-х классах изучать новейшую литературу по предложенной в нашем исследовании модели. Повышение качества образования можно будет констатировать, когда учащиеся старших классов смогут:
- свободнее ориентироваться в современной литературной ситуации и лучше понимать логику литературного процесса в целом;
- актуализировать в своем сознании важнейшие проблемы русской классики;
- повысить читательскую компетентность за счет приобретенного умения находить интертекстуальные связи, освоения этого современного теоретико-литературного понятия, развития способности ранжировать произведения современной литературы;
- развить коммуникативную компетентность: готовность вести смысло-образующий диалог, отстаивать свою точку зрения.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены задачи:
1. Проанализировать философскую, литературоведческую (в т.ч. критическую), культурологическую, психолого-педагогическую литературу по теме для определения методологической базы научного исследования.
2. Изучить опыт преподавания новейшей литературы в российской школе, а также современное состояние проблемы изучения в старших классах отечественной прозы двух последних десятилетий.
3. Разработать методическую модель и диагностические критерии изучения новейшей отечественной прозы в 9 - 11-х классах.
4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой в диссертации методики.
Методологической основой нашего исследования послужили: Работы Р.И.Альбетковой, О.Ю.Богдановой, Т.Г.Браже, В.В.Голубкова, И.С.Збарского, Е.В.Квятковского, Т.Ф.Курдюмовой, В.Г.Маранцмана, З.Я.Рез, Я.А.Ротковича, М.А.Рыбниковой, Н.В.Филиппович, В.Ф.Чертова и других по методике изучения обзорной темы и общим вопросам преподавания литературы в школе.
Исследования М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.Бубера, Г.Г.Гадамера, В.А.Доманского, С.П.Лавлинского, С.В.Беловой, Т.Калугиной, С.А.Леонова, В.А.Кутырева, В.В.Сильверстова и других по культурологи, «философии диалога» и диалогическому изучению литературного текста в школе.
Труды Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, С.Ю.Курганова,
A.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, О.И.Никифоровой, и др. по психологии. Исследования технологии модульного обучения И.Б.Сенновского,
Л.И.Третьякова, П.А.Юцявичене.
Работы Д.С.Лихачева, Н.Л.Лейдермана, М.Н.Липовецкого, В.И.Тюпы,
B.Е.Хализева, М.Н.Эпштейна и других по теории литературы и «аналитике художественного»;
Статьи и монографии Р.Барта, Г.-Г.Гадамера, Ж.Женетта, А.К.Жолковского, И.П.Ильина, Ю.Кристевой, Н.А.Фатеевой, исследующие феномен интертекстуальности.
Методические работы Н.А.Бодровой, А.Н.Воробьевой, И.С.Збарского, Я.Г.Неструх, В.П.Полухиной, Л.М.Сигала, В.Ф.Чертова о руководстве внеклассным чтением учащихся;
Наконец, исследования В.В.Агеносова, О.В.Богдановой, А.Н.Воробьевой, Т.М.Колядич, Н.Л.Лейдермана и М.Н.Липовецкого, Ю.И.Минералова, И.В.Некрасовой, Г.Л.Нефагиной, И.В.Саморуковой, И.С.Скоропановой, С.И.Тиминой, В.А.Чалмаева, М.А.Черняк, М.Н.Эпштейна и др., в которых дается методологический анализ современной литературной ситуации, а также отдельные публикации современных литературоведов и критиков, освещающие явления и факты текущего литературного процесса.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выдвинута идея систематического использования нравственно-эстетического потенциала новейшей российской прозы на программных уроках литературы в 9 - 11-х классах средней школы;
- существующая диалогическая технология изучения художественного произведения как текста культуры (В.А.Доманского) обогащена новым способом создания диалогической ситуации на основе интертекстуальных связей современной литературы и русской классики;
- создана теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель изучения учащимися старших классов отечественной прозы рубежа XX-XXI веков.
Теоретическая значимость исследования:
- сделан анализ ряда современных литературоведческих работ с точки зрения их типологических подходов к текущему литературному процессу, а также модусов научности (термин В.И.Тюпы);
- в свою очередь, на основе этого анализа разработаны критерии отбора произведений текущей литературы для обзорного изучения в старших классах средней школы;
- обоснованы новые эффективные приемы диалогического метода, изучения учащимися отдельных значимых явлений и фактов текущей литературы, отобранных на интертекстуальной основе;
Практическая значимость исследования:
Материалы диссертации могут быть использованы в курсе преподавания литературы в 9 - 11-х классах учителем-словесником, работающим в современной школе. Разработанная методическая модель, а именно:
- представленная технология создания диалогической ситуации на основе наблюдения интертекстуальной связи текстов;
- предложенная система уроков внеклассного чтения;
- составленные синхронистические таблицы;
- помещенный в приложение к исследованию учебный модуль - призваны помочь учителю сделать изучение прозы двух последних десятилетий более эффективным. Также определенные разработки и положения нашего исследования могут быть использованы при составлении методических пособий и доработке учебных программ по литературе в средней школе, при составлении рекомендательных списков для внеклассного чтения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Систематическое обращение на уроках литературы к произведениям новейшей русской прозы является эффективным средством повышения качества литературного образования учащихся.
2. В процессе изучения учащимися-старшеклассниками отечественной прозы рубежа XX - XXI веков целесообразно соблюдать следующие методические условия:
- современные тексты следует отбирать на основе интертекстуальной связи с классическим произведением (при этом, проблемно-тематическую связь можно считать вариантом интертекстуальной);
- при отборе произведений необходимо учитывать в равной степени нравственный и эстетический критерий;
- работа по изучению текущего литературного процесса должна проводиться на протяжении последних трех лет обучения в школе (в 9 - 11 -х классах);
- отдельные прозаические тексты новейшей литературы (или фрагменты) следует рассматривать внутри урока по изучению программного произведения; для этого целесообразно использовать технологию создания диалогической ситуации;
- для более полного и развернутого знакомства с рядом знаковых произведений текущего литературного процесса следует использовать традиционную систему уроков внеклассного чтения в 9 -10 классах;
- обобщение и систематизация изученного в течение трех лет материала должны происходить на заключительных уроках в 11 классе через активные формы обучения (установочную лекцию и дальнейшую самостоятельную работу с учебным модулем).
3. Учащиеся должны в процессе изучения русской прозы рубежа XX - XXI веков освоить понятие «интертекстуальность»: научиться определять важнейшие типы, виды и функции интертекстуальной связи текстов.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
- статистический (при обработке результатов контрольных срезов констатирующего и формирующего эксперимента);
- теоретический (при изучении и анализе методологических источников по теории литературы, методике преподавания, философии, педагогике, психологии, культурологии);
- эмпирический (в процессе проведения констатирующего и формирующего эксперимента: при анализе срезовых промежуточных и итоговых работ, анкетировании, наблюдении, в беседах с учащимися и педагогами, при посещении уроков коллег, обобщении собственного опыта преподавания).
Научное исследование проводилось в течение пяти лет (с 2001 по 2006 гг.) в три этапа.
На первом этапе (2001-2002 гг.) был проведен констатирующий эксперимент с целью выяснения степени информированности учащихся о текущей литературной ситуации путем анкетирования, бесед, наблюдения, анализа уроков учителей-словесников.
На втором этапе (2002-2003 гг.) была продолжена экспериментальная работа, а также сформулирована рабочая гипотеза и намечены пути ее реализации. Разработана система уроков внеклассного чтения по изучению текстов новейшей прозы, обоснованы элементы технологии создания диалогической ситуации в процессе изучения классических произведений.
На третьем этапе (2003-2006 гг.) проводился формирующий эксперимент с целью проверки эффективности разработанной системы изучения литературы двух последних десятилетий (на примере прозаических текстов). Были проанализированы результаты, проведена работа по внедрению разработанной системы в педагогическую практику учителей-словесников через научные публикации, лекции, выступления на семинарах.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в докладах на следующих научных конференциях:
- «Русский язык и литература: вопросы истории, современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе». Общероссийская научная конференция языковедов России (г. Самара, 6-8 мая 2001 года);
- «Литературное и художественное образование школьников». Международная научно-практическая конференция (г.Санкт-Петербург, 25-27 сентября 2002 года);
- «Педагогический процесс как культурная деятельность». Международная научно-практическая конференция (г.Самара, 29 октября - 3 ноября 2002 года.);
- «Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе». Всероссийская конференция и XXIX Зональная конференция литературоведов Поволжья (г.Тольятти, 12 - 14 октября 2004 года);
- «Движение художественных форм и художественного сознания XX и XXI веков». Всероссийская научно-методическая конференция (г.Самара, 3-5 июня 2005г.);
- XXX Зональной конференции литературоведов Поволжья (г. Самара, 6-8 апреля 2006 года).
А также на ежегодных научно-практических конференциях в Самарском государственном педагогическом университете.
По теме диссертации опубликовано 6 работ: [195], [196], [197], [198], [199], [200].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование оценочных суждений учащихся на уроках русской литературы в школах Республики Татарстан: на материале изучения прозы А.П. Чехова2011 год, кандидат педагогических наук Сальникова, Мария Петровна
Формирование умений анализа и интерпретации постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы2012 год, кандидат педагогических наук Кирдяшова, Ольга Сергеевна
Изучение творчества А.А. Блока в аспекте внутрипредметных связей на уроках литературы в 11 классе2008 год, кандидат педагогических наук Гороховская, Людмила Николаевна
Изучение исторического романа в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с родной литературой1998 год, кандидат педагогических наук Басиева, Элеонора Васильевна
Анализ поэтики прозы В.М. Шукшина на уроках литературы в средней школе2010 год, кандидат педагогических наук Чернова, Людмила Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Рамзаева, Валентина Александровна
Подведем итоги диссертационной работы. Настоящее исследование продолжает и развивает традиции Самарской
методической школы. В частности, учитывает опыт методики организации са мостоятельного чтения учащихся. Мы предлагаем учителю использовать связь
уроков внеклассного чтения и программных, на которых изучается историко литературный процесс. При рассмотрении со старшеклассниками современных
произведений надлежит решать единые воспитательно-образовательные зада чи, формировать у них конкретные навыки и умения самостоятельно работать с
книгой, развивать устную и письменную речь. Вместе с тем, интертекстуальный анализ — качественно новый способ ос воения современной литературы в школе. Он положен в основу предложенной
нами методической модели. Такой иодход обусловлен спецификой литератур ного процесса рубежа XX - XXI веков. Изучение произведений новейшей ли тературы мы предлагаем осуществлять в контексте историко-литературного
процесса с помощью различных видов интертекстуальной связи с классиче ским пратекстом. Для этого нами разработана методическая модель изучения
отечественной прозы рубежа XX - XXI веков в старших классах средней шко лы, которая включает в себя:
- технологию диалогического изучения учащимися на протяжении по следних трех лет обучения отдельных значимых явлений и фактов текущей
литературы, отобранных на интертекстуальной основе по отноъиению к рус ской классике;
- традиционные уроки внеклассного чтения в 9 - 10 классах, которые
предполагают знакомство учащихся с новыми прозаическими произведениями,
отобранными по проблемно-тематическому принципу;
- оптимальный вариант изучения темы «Русская проза рубежа XX - XXI веков» на завершающем этапе школьного литературного образова ния в 11 классе. Он предполагает использование продуктивной современной
технологии модульного обучения. Таким образом, работа по изучению новейшей литературы должна про водиться не только на заключительных уроках в 11 классе. Иначе это приведет
К тому, что выпускники школы останутся в полном неведении о текущем лите ратурном процессе. Для того чтобы подготовить современного квалифициро ванного читателя, нужна систематическая целенаправленная работа учителя. Важен поиск в прочитанных текстах новейшей словесности «точек пересече ния» - интертекстуапьных отсылок к произведениям русской классической ли тературы; необходимо систематизирование полученной информации и затем
определение последовательности включения новейших произведений в про цесс изучения русской классической литературы. Результат такой работы
представлен в нашем исследовании в форме специальных таблиц. Опираясь на принципы последовательности, систематичности, постепен ного усложнения содержания, следует знакомить учащихся старших классов с
текстами новейшей словесности уже с 9-го класса. Это поможет переосмыс лить важнейшие проблемы классики, а также ввести в сознание учащихся ак туальную современную литературоведческую категорию - интертекстуаль ность. В процессе работы следует совмещать разные педагогические стратегии:
коммуникативно-деятельностную (диалогическую) и объяснительно иллюстративную. Первая должна применяется во время организации диалогической ситуа ции на уроке по изучению программного произведения. Это можно сделать с
помощью предложенной в нашем исследовании технологии. Она предусматри вает равноправную созидательную деятельность ученика и учителя в процессе
интертекстуального анализа текстов, постоянное стимулирование творческой
деятельности, организацию диалогических отношений. Эта деятельность спо собствует тому, что выпускники начинают осознавать себя «мыслящими субъ ектами», квалифицированными читателями в пространстве современной куль туры. Другая стратегия используется в процессе изучения значимых произве дений новейшей литературы на уроках внеклассного чтения. Такая работа, в
свою очередь, предполагает обучение старшеклассников различным навыкам
(рецензирования, аннотации, работы с критической и справочной литературой
и т.д.). Здесь должно целенанравленно прививаться понимание непреходящей
ценности духовного наследия русской классической литературы. Наконец, заключительный этан изучения новейшей литературы - обоб щение и новторение нройденного. В нроцессе самостоятельной работы с учеб ным модулем «Русская нроза рубежа XX - XXI веков» одиннадцатиклассники
реактуализируют для себя тот учебный материал, который осваивали в течение
трех лет. Выходят на более высокий теоретический уровень. Методическая модель была проверена. В ходе проведенного эксперимен та подтвердилась выдвинутая нами гипотеза:
1.Учащиеся стали свободнее ориентироваться в современной литератур ной ситуации и лучше понимать логику литературного процесса в целом. 2. Смогли актуализировать в своем сознании важнейшие проблемы рус ской классической литературы. 3.Повысили читательскую компетентность за счет приобретенного уме ния находить интертекстуальные связи, освоения этого современного теорети ко-литературного понятия, развития способности ранжировать произведения
современной литературы. 4. Развили коммуникативную компетентность: готовность вести диалог,
отстаивать свою точку зрения. 5. Наконец, благодаря постоянному участию в диалогических ситуациях,
предполагавших совместную смыслообразующую деятельность, в определен ной степени осознали себя критически мыслящими читателями в пространстве
современной культуры. Итак, изучение темы «Русская проза рубежа XX - XX веков» должно
стать непременной составляющей литературного образования школьников. Оно обеспечивает понимание учащимися историко-литературного нроцесса
как живого и непрерывно развивающегося явления. Повышает качество подго товки выпускников школы. Дальнейшие перспективы нашей научной работы связаны, в первую оче редь, с изучением отечественной поэзии рубежа XX - XXI веков в старших
классах. Освоение комплекса новейших поэтических произведений на интер текстуальной основе наряду с прозаическими должно быть представлено как
единая методическая модель.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рамзаева, Валентина Александровна, 2006 год
1. В «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования по литературе», в списке «Сведения по истории и теории литературы», нет определений «текущий литературный процесс» и «новейшая литература» 190.
2. В программе под редакцией В.Я.Коровиной выделяются две последовательно идущих темы: «Литература последних десятилетий» и «Литература на современном этапе» 187; 56-57.
3. Два периода отмечены также в программе под редакцией М.Б.Ладыгина: «Русская литература 60 80-х годов» и «Русская литература последних лет» (с включением «возвращенных» произведений) 190; 239-241.
4. В программе под редакцией А.Г.Кутузова период «новейшей литературы» отдельно не выделяется 190; 62.
5. В программах для 11 класса под редакцией А.И.Княжицкого 186. и В.Г.Маранцмана [189] выделен, в целом, период «современной литературы», он ограничен временными рамками (60 90-е годы).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.