Анализ поэтики прозы В.М. Шукшина на уроках литературы в средней школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Чернова, Людмила Николаевна

  • Чернова, Людмила Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 172
Чернова, Людмила Николаевна. Анализ поэтики прозы В.М. Шукшина на уроках литературы в средней школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чернова, Людмила Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1.1. Трактовка понятия «поэтика» в литературоведении.14

1.2. Психолого-педагогические аспекты изучения поэтики художественного текста на уроках литературы. 27

1.3. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения в контексте актуальных методических концепций.35

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. М. ШУКШИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

2.1. Анализ поэтики прозы В. М. Шукшина в литературоведческих и методических исследованиях. 50

2.2. Проза В. М. Шукшина в системе литературного образования школьников (анализ учебных программ). 56

2.3. Восприятие творчества В. М. Шукшина учащимися средней школы результаты констатирующего эксперимента). 70

Глава 3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИКИ ПРОЗЫ В. М. ШУКШИНА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. ИТОГИ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

3.1. Изучение особенностей поэтики прозы В. М. Шукшина на уроках литературы в 5-11 классах. 86

3.2. Обогащение представлений об особенностях поэтики В. М. Шукшина на занятиях элективного курса и во внеклассной работе. 121

3.3. Результаты опытно-экспериментального обучения. 141

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Анализ поэтики прозы В.М. Шукшина на уроках литературы в средней школе»

Актуальность исследования. В последнее время наблюдается падение интереса к предметам гуманитарного цикла, прежде всего литературе. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Сложилась ситуация, которую так и называют ситуацией кризиса чтения, и налицо ее производные: снижение читательской активности, падение общей культуры, утрата нравственных ориентиров.

Поиск эффективных путей изучения литературы в изменившихся социокультурных условиях — одна из важных задач современной методической науки. В исследованиях последних лет предлагаются различные подходы к формированию читательской культуры школьников, развитию читательских умений, активизации читательской деятельности. Об одном из них неоднократно писала О. Ю. Богданова, указывая на важность необходимость совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии, мотивации его деятельности» [15].

Таким образом, обращение к проблеме изучения поэтики художественного текста необходимо, прежде всего, для решения принципиально важных для современной методики вопросов об обновлении содержания и методов обучения литературе.

Анализ поэтики вызывает у учителей-словесников определенные трудности. Произведения В. М. Шукшина не исключение. И здесь можно назвать несколько причин. В методической литературе творчество писателя исследовано еще недостаточно глубоко. Это во многом объясняется тем, что произведения В. М. Шукшина были включены в школьную программу сравнительно недавно. Теоретические основы изучаемой темы и методика ее преподавания также разработаны недостаточно. Не определены наиболее действенные методические приемы и технологии, которые способны повысить прежде всего эстетический эффект воздействия произведений В. М. Шукшина на многогранное личностное развитие учащихся.

Недостаточное научно-методическое освещение вопроса анализа поэтики прозы В. М. Шукшина на уроках литературы в средней школе, необходимость теоретического и практического его решения на современном уровне, возросшие требования к преподаванию литературы в школе обусловили актуальность избранной темы исследования.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена еще и тем, что в контексте современных проблем развития самосознания нации, поиске путей национального возрождения и обновления России обращение к творчеству В. М. Шукшина в школе приобретает особое значение. Вопросы, поставленные писателем более тридцати лет назад: «Что есть нравственность? Что с нами происходит?» — со всей определенностью и остротой задаются и нашим временем.

Разрабатывая методику изучения поэтики прозы В. М. Шукшина, мы опирались на научную литературу по избранной теме и педагогический опыт.

В трудах по психологии и педагогике исследованы проблемы художественного восприятия, читательского интереса, возрастные особенности школьников (JI. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JI. Г. Жабицкая, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин, П. М. Якобсон и др.) [17, 35, 36, 37, 48, 58, 82, 111, 112, 221]. В центре внимания как зарубежных, так и отечественных психологов находится актуальная сегодня проблема саморазвития, самоактуализации, самоопределения человека (В. Н. Дружинин, А. Маслоу, Г. В. Олпорт, К. Роджерс и др.). В этих работах личность и деятельность как теоретические понятия стали одними из фундаментальных.

Опираясь на исследования психологов, педагоги разработали новые личностно-ориентированные технологии на деятельностной основе, что позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения [221].

В трудах по философии, эстетике, литературоведению исследованы:

- феномен поэтики, ее эстетические функции (Аристотель, Н. Буало, Г. В. Ф. Гегель, М. М. Бахтин, С. Н. Бройтман, В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Ю. В. Манн, Б. Г. Томашев-ский, Е. Фарино и др.) [7, 22, 30,31, 60, 104,105, 108, 187, 188, 193];

- мифопоэтика как инструмент художественной организации материала, специфический способ выражения мировосприятия писателя (С. С. Аверинцев, С. Н. Бройтман, Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский, В. П. Руднев, С. М. Телегин, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, О. М. Фрейденберг, Т. Н. Цивьян и др.) [1,22, 105, 116, 158, 184, 189, 195,200];

- принципы эстетического анализа (М. М. Бахтин, М. М. Гиршман, Н. К. Гей, Б. П. Гончаров, Б. О. Корман, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, В. Е. Хализев и др.) [7, 22, 39, 41, 84, 191, 197].

На основе фундаментальных исследований развивается сложная система обучения: труды философов и литературоведов, психологов и педагогов осваиваются методикой преподавания литературы. В исследованиях по методике преподавания литературы разработаны:

- основные принципы, пути и приемы школьного анализа литературного произведения, в том числе с учетом его жанровой специфики, взаимосвязи с системой средств выражения (А. Д. Алферов, Ц. П. Балталон, Ф. И. Буслаев, В. И. Водовозов, А. Д. Галахов, В. В. Голубков, Н. О. Корст, В. П. Острогорский, Л. И. Поливанов, М. А. Рыбникова, Н. М. Соколов, В. Я. Стоюнин, О. Ю. Богданова, Т. Г. Браже, М. Г. Качурин, Н. И. Кудря-шев, Т. Ф. Курдюмова, В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская и др.) [15, 16, 23,29, 42, 77, 86 ,92, 111, 112, 125, 126, 165, 174, 178];

- пути формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа литературного произведения (В. В. Голубков, М. А. Рыбникова,

Г. И. Беленький А. М. Антипова, А. В. Дановский, И. А. Подругина, М. А. Снежневская, JI. В. Тодоров и др.) [4, 10, 11,42, 49, 165];

- методы и приемы изучения поэтики художественных произведений, в том числе с точки зрения архетипов, форм древнего мышления и народной культуры, сохраненных «памятью культуры» (Т. Г. Авлова-Шперлинг, А. Д. Вартаньянц, Е. М. Виноградова, Г. Н. Ионин, Н. В. Краснова, Е. С. Романичева и др.) [2, 24, 64, 65, 66, 73, 86, 155, 156].

Системное видение историко-литературного процесса описано в программах, учебниках и методических рекомендациях Г. И. Беленького, В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана, А. Г. Кутузова, Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, В. Ф. Чертова [10, 11, 56, 57, 92, 93, 119, 123, 125, 165, 166].

Создание научно обоснованной системы изучения произведений В. М. Шукшина невозможно без учета традиций, сложившихся в шукши-новедении (Л. А. Аннинский, Е. А. Вертлиб, В. Ф. Горн, С. М. Козлова,

A. И. Куляпин, О. Г. Левашова, Н. Л. Лейдерман, В. К. Сигов, II. П. Тол-ченова, В. А. Чалмаев и др.) [3, 27, 43, 44, 81, 90, 91, 95, 97, 98, 169, 186, 201].

Названные исследования определили качественный выбор направленности, инструментария анализа, научно обоснованных подходов к организации работы по изучению поэтики произведений В. М. Шукшина и их интерпретации на уроках литературы в средней школе, необходимость поиска новых аспектов литературоведческого анализа.

Объектом настоящего исследования явился процесс формирования у школьников умения анализировать поэтику произведений В. М. Шукшина.

Предметом исследования стала методика изучения произведений

B. М. Шукшина, способствующая формированию у школьников умения определять особенности поэтики, выявлять формы присутствия мифопо-этического начала в художественном тексте.

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методику изучения творчества В. М. Шукшина в средней школе, учитывающую особенности его поэтики, мифопоэтики, рассмотреть своеобразие авторских интерпретаций архетипических мотивов и образов.

Задачи настоящей работы:

1. Определить степень разработанности проблемы в литературоведении, психолого-педагогической и методической науке; провести системное познание объекта и предмета исследования.

2. Провести анализ школьной практики изучения произведений В. М. Шукшина.

3. Выявить уровень подготовленности учащихся к изучению творчества В. М. Шукшина.

4. Разработать методику изучения поэтики прозы В. М. Шукшина на классных и внеклассных занятиях и проверить ее эффективность экспериментальным путем.

5. Проанализировать динамику как общегуманитарного, так и личностного развития школьников в процессе и в результате обучения.

Гипотеза исследования: изучение особенностей поэтики прозы В. М. Шукшина будет способствовать самоактуализации личности учащихся, их саморазвитию, проявлению потенциальных возможностей, если:

- при анализе произведений особое внимание уделять мифопоэтике как части поэтики, основанной на художественно мотивированном обращении писателя к традиционным мифологическим схемам, моделям, сю-жетно-образным системам;

- систематически на уроках, на занятиях элективного курса, во внеклассной работе предлагать учащимся задания, связанные с выяснением роли разнообразных культурно-исторических реалий в художественном тексте (народных традиций, обычаев, обрядов, праздников), что позволяет увидеть взаимосвязи и закономерности культурной жизни разных эпох, осуществлять механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому;

- методика анализа основана на сочетании различных форм организации деятельности (заочная экскурсия, микроанализ художественного текста, эвристическая беседа, самостоятельный поиск информации в Интернете, в справочной литературе, обмен впечатлениями о прочитанном, инсценирование произведений В. М. Шукшина, выпуск Интернет-журнала и др.).

Методологическая основа — указанные выше труды по психологии, педагогике, философии, эстетике, литературоведению, мифопоэтике, методике преподавания литературы.

Методами исследования являются теоретический анализ научных работ, педагогическое наблюдение над учебным процессом в школе, беседы с учащимися и учителями, анализ устных и письменных ответов, а также метод экспериментальной проверки - констатирующий и обучающий эксперименты.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- определены основные черты поэтики В. М. Шукшина, являющиеся фундаментом школьного изучения прозы писателя;

- доказана эффективность использования мифопоэтического аспекта анализа, суть которого состоит в выявлении роли использованных автором архетипических мотивов и образов, а также включения сведений о традициях народной культуры, ее основополагающих принципах и нормах;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения прозы В. М. Шукшина, в основе которой объединение различных форм классных и внеклассных занятий (заочная экскурсия, микроанализ художественного текста, эвристическая беседа, самостоятельный поиск информации в Интернете, в справочной литературе, обмен впечатлениями о прочитанном, инсценирование произведений В. М. Шукшина, выпуск Интернет-журнала и др.).

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней

- сформулированы рабочие определения «поэтика» и «мифопоэтика» применительно к школьному изучению литературы;

- уточнен круг теоретико-литературных понятий, необходимых при изучении произведений В. М. Шукшина с учетом мифопоэтического аспекта анализа («миф», «архетип», «мифологизм», «мифореставрация» и др-);

- представлено обоснование необходимости особого внимания к анализу поэтики, включающего мифопоэтический аспект художественного текста;

- обоснованы типы заданий, направленных на активизацию читательского опыта школьников в процессе анализа прозы В. М. Шукшина, на познание основ духовных и материальных традиций народной культуры: определение роли культурно-исторических реалий; определение мифопоэтического подтекста в названии произведений, в выборе имен и фамилий героев, в структуре художественного образа, в предметной детализации и др.; различные виды сопоставлений (внутритекстовые, межтекстовые, интерпретационные).

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем

- намечены пути изучения творчества В. М. Шукшина на уроках литературы в 5-11 классах (уроки изучения биографии писателя, уроки анализа текста, уроки развития речи, обобщающие уроки) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- разработана программа элективного курса «Он похож на свою родину. (Жизнь и творчество В. М. Шукшина)» для профильного (гуманитарного) обучения учащихся 10-11 классов;

- обобщен опыт организации внеклассной и внешкольной работы по творчеству В. М. Шукшина (кружок, Интернет-журнал и др.).

Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания литературы, при составлении учебных курсов как в общеобразовательных школах, так и в школах или классах с углубленным изучением литературы.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1-й этап (2006-2007 гг.) - изучение проблемы, ее отражения в философии, педагогике, литературоведении; разработка и проведение уроков по изучению поэтики произведений В. М. Шукшина в средней школе, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, анкетирование и беседы с учащимися и учителями, разработка гипотезы исследования.

2-й этап (2007-2008 гг.) — корректировка методических моделей уроков по изучению поэтики произведений В. М. Шукшина, экспериментальная проверка их эффективности; анализ полученных результатов, их отражение в публикациях автора и выступлениях на научно-методических конференциях, семинарах.

3-й этап (2008-2010 гг.) — анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

Достоверность результатов обеспечивается опорой на достижения современной философии, эстетики, психологии, педагогики, литературоведения, методики преподавания литературы; требованиями нормативных документов, регламентирующих преподавание литературы; выбором методов исследования; участием в эксперименте достаточного количества учащихся, анализом творческих работ и письменных ответов учащихся в рамках констатирующего и обучающего экспериментов, собственным опытом преподавательской работы.

Апробация материалов исследования осуществлялась, прежде всего, в ходе опытно-экспериментального обучения. Кроме того, основные положения работы излагались в докладах на научно-практических конференциях в Москве, Томске, Барнауле (Голубковские чтения, Международные научно-практические конференции «Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации», «Культура и текст: теория и методика обучения», «Воспитание читателя: теоретический и методический аспекты», Всероссийские научно-практические конференции «Проблемы формирования речевых и литературных умений школьников и пути их решения», «Лингвистика и школа», Межрегиональная научно-практическая конференция «Общество и образование», Краевая научно-практическая конференция «Природа и культура Алтая в современном школьном образовании»).

Результаты исследования нашли отражение в содержании авторского элективного курса «Он похож на свою родину. .(Жизнь и творчество В. М. Шукшина)», а также в ряде публикаций автора.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Изучение особенностей поэтики произведений В. М. Шукшина создает возможности для личностного роста школьников как читателей, их духовно-нравственного развития, самоактуализации.

2. Важным аспектом изучения особенностей поэтики прозы В. М. Шукшина является мифопоэтический анализ; выяснение роли культурно-исторических реалий в художественных текстах, что приучает учащихся видеть взаимосвязи и закономерности культурной жизни разных эпох, помогает выйти на общечеловеческие ценности.

3. Использование в процессе изучения творчества В. М. Шукшина заданий, направленных на формирование знаний (теоретико-литературных, историко-событийного, историко-литературного и культурного контекста, текста изучаемого произведения, произведений того же автора и других авторов, близких по времени, настроению, ключевым образам), проведение читателями-школьниками различных сопоставлений (внутритекстовых, межтекстовых, интерпретационных), установление ассоциативных связей (соотнесение слова писателя с мифологическим, философским, историческим, культурным контекстом) создает условия для активизации читательской деятельности школьников, их самоактуализации, саморазвития.

4. Совершенствованию изучения прозы В. М. Шукшина способствует авторская система урочной и внеурочной работы, построенная в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, предполагающая сочетание различных форм деятельности (заочная экскурсия, микроанализ художественного текста, эвристическая беседа, самостоятельный поиск информации в Интернете, в справочной литературе, обмен впечатлениями о прочитанном, инсценирование произведений, выпуск Интернет-журнала и др.).

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 172 страницах, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Чернова, Людмила Николаевна

Выводы по 2-й главе:

1. Анализ исследований творчества В. М. Шукшина, представленных в отечественном и зарубежном литературоведении, позволяет выделить особенности поэтики прозы писателя, которые могут служить фундаментом школьного изучения: автобиографизм, исповедальность, «метод микроанализа - микроскопия слова, микроскопия сюжета»; синтез «разных героев различных рассказов в одном персонаже»; «межукладный» социальный статус героя; психологическая напряженность, конфликтность характера; «странность» персонажей; «крайние» ситуации»; компактность формы; предметная детализация; диалогическая форма повествования (сказ); принцип карнавализации; репродукция константных тем и образов; мифо-логизм; философичность, глубина духовно-нравственного содержания произведений.

2. Большое внимание в современном литературоведении уделяется мифопоэтическому аспекту анализа произведений В. М. Шукшина, который предполагает выявление важной роли использованных автором архе-типических мотивов и образов в формировании смысловой глубины художественного текста и позволяет активизировать самостоятельную читательскую деятельность учащихся, способствует самоактуализации их личности.

3. Нравственно-эстетический потенциал прозы В. М. Шукшина, особенности поэтики его художественного мира так или иначе попадают в поле зрения как литературоведов, так и авторов программ, учебных пособий, научных статей. В то же время в практике литературного образования процесс формирования умения анализировать поэтику художественного текста зачастую включает только этапы накопления фактов, характеристики литературных сведений. Без внимания остаются важнейшие этапы работы: закрепление существенных признаков понятия «поэтика», применение понятия при анализе произведения, дальнейшее развитие понятия и обогащение его новыми признаками.

4. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы. Даже учащиеся школ Алтайского края плохо знакомы с произведениями В. М. Шукшина, своего земляка. Из 317 учеников 5-7 классов лишь 16 читали и сумели назвать отдельные произведения В. М. Шукшина. К старшим классам количество прочитавших и назвавших рассказы писателя становится больше: из 285 старшеклассников утвердительный ответ дали 154 человека. Однако следует отметить, что учащиеся знают только небольшую часть произведений писателя, осваивают материал в большинстве случаев на наивно-реалистическом уровне, формально, не умеют убедительно мотивировать свои впечатления от прочитанного. Восприятие учащихся в основном направлено на содержание произведений, которые осмысливаются либо на уровне пересказа (61%), либо на уровне рассуждений (24%), а не на художественном анализе текста. Ученики чаще всего откликаются на эмоциональное содержание шукшинских рассказов (90%), но не могут осмыслить свои впечатления эстетически, художественно. На вопросы о художественном своеобразии произведений В. М. Шукшина попытались ответить лишь 15% учащихся.

5. В результате анализа письменных работ учащихся выяснилось, что почти 2/3 старшеклассников не понимают роли поэтического языка в постижении смысла произведений. Учащиеся не видят в рассматриваемых текстах изобразительно-выразительные средства языка, крайне редко используют теоретико-литературные понятия. Вероятно, это вызвано тем, что изучение особенностей художественного мира писателя не имеет систематического характера: анализу изобразительно-выразительных средств языка, приемам интерпретационного характера не отводится на уроках должного внимания.

6. Данные констатирующего эксперимента убеждают в необходимости активного поиска возможных путей приобщения учащихся к художественному миру В. М. Шукшина, рассмотрения его творчества с учетом особенностей поэтики, позволяющего охватить и язык, и стиль, и художественную концепцию, и эстетическую значимость произведений писателя.

Исходя из указанной цели, мы считаем важными следующие этапы формирования читательских умений: обогащение учащихся теоретико-литературными, историко-литературными знаниями методологического характера, ориентирование читателей в особенностях культуры той эпохи, в условиях которой создавалось произведение;

- чтение литературного произведения, обогащение читателя художественными впечатлениями, первичное восприятие текста;

- вычленение структурных элементов произведения, в том числе ар-хетипических мотивов и образов, проникновение в смысл и значение его внутренних связей;

- постижение функциональной роли каждого элемента, входящего в структуру художественного произведения;

- обретение целостного взгляда на художественное произведение путем обобщения результатов, полученных на предшествующих этапах анализа.

7. Одним из эффективных путей изучения прозы В. М. Шукшина с точки зрения особенностей поэтики является объединение различных форм классных и внеклассных занятий, направленных на формирование способностей учащихся к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, заложенных в нем вечных философских и нравственных ценностей, его значения в сегодняшнюю эпоху; на разработку собственных версий данного произведения.

Глава 3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИКИ ПРОЗЫ В. М. ШУКШИНА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. ИТОГИ ОБУЧАЮЩЕГО

ЭКСПЕРИМЕНТА

Аналитический обзор научной литературы по исследуемой нами проблеме, анализ современных школьных программ и учебных пособий, результаты констатирующего эксперимента показали возможность и необходимость поиска наиболее эффективных путей формирования у школьников системных представлений о поэтике художественного текста. Для этого была разработана и апробирована программа экспериментального обучения, в ходе которого предстояло решить следующие задачи: а) соотнести научные представления об особенностях поэтики В. М. Шукшина с практикой освоения темы в школе; б) выделить наиболее устойчивые лейтмотивы и особенности их функционирования в произведениях В. М. Шукшина, которые могут стать основой целостной картины творчества писателя в школьном обучении; г) расширить круг изучаемых в школе произведений писателя; д) апробировать программу разработанной экспериментальной методики и систему упражнений, построенных с учетом деятельностного подхода в обучении и направленных на формирование навыков анализа поэтики художественного произведения у школьников.

В данной главе подробно описаны программа и ход экспериментального обучения, а также представлены его результаты.

3.1. Изучение особенностей поэтики прозы В. М. Шукшина на уроках литературы в 5-11 классах

Обучающий эксперимент ставил целью активное формирование у школьников умения анализировать произведения В. М. Шукшина в единстве всех их компонентов.

В основу предлагаемой экспериментальной методики положены такие принципы, как

- принцип развивающего обучения, основанный на активизации мыслительной деятельности учащихся и самостоятельном поиске правильных решений;

- принцип связи теории с практикой, обязательным условием которого является применение полученных знаний в практической учебной деятельности;

- принцип сознательности и активности, согласно которому для прочного усвоения знаний учащиеся должны стать не только объектом, но и субъектом деятельности;

- принцип воспитывающего обучения, требующий, наряду с вышеперечисленным, формирования мировоззрения и активной жизненной и гражданской позиции;

- и, наконец, коммуникативный принцип, предполагающий активное вовлечение учащихся в речевую деятельность.

Продумывая уроки изучения прозы В. М. Шукшина в 5-11 классах средней школы, мы ориентировались на этапы осмысления личности писателя, его творчества, выделяемые в научной литературе, на школьные программы и учебные пособия, на накопленный методический опыт.

Существующие методические рекомендации в большинстве своем ориентируют учителей и учащихся на отдельные произведения В. М.

Шукшина. В итоге после уроков у учеников остается фрагментарное представление о творчестве талантливого, самобытного писателя.

В связи с этим возникла необходимость создания более эффективной методики изучения произведений В. М. Шукшина в 5—11 классах, позволяющей создать целостную картину художественного мира писателя.

Нами было предложено поэтапное знакомство с жизнью и творчеством В. М. Шукшина в 5-11 классах, что способствует, на наш взгляд, формированию более полного представления о художественном мире писателя, позволяет эффективно использовать воспитательный потенциал его прозы.

Работа на всех этапах изучения темы строилась с учетом возрастных особенностей учащихся, с опорой на ранее изученный теоретико-литературный материал.

Внедрение в процессе изучения прозы В. М. Шукшина на уроках новых теоретико-литературных понятий (автор, способы выражения авторской позиции, точка зрения, пространственно-временная организация художественного текста, миф, способы актуализации мифа в художественном произведении и др.) совершенствует навыки анализа эпического произведения, расширяет знания о природе искусства слова, обеспечивает понимание своеобразия мироощущения писателя, помогает формированию вдумчивого читателя.

Использование продуктивных форм и приемов работы с художественным текстом (выявление способов выражения позиции автора, разноуровневые сопоставления, прием медленного чтения, выявление мифопо-этического подтекста в созданных автором образах, выяснение роли разнообразных культурно-исторических реалий в тексте, анализ предметной детализации и др.) усиливает познавательную и творческую деятельность, развивает читательский интерес, способствует саморазвитию, самоактуализации личности школьников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чернова, Людмила Николаевна, 2010 год

1. Емельянов J1. Василий Шукшин. — JL, 1983.

2. Коробов В. Василий Шукшин. — М., 1984.

3. Апухтина В. А. Проза В. М. Шукшина. М.,1986.

4. Карпова В. М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин — прозаик. — М., 1986.

5. Коробов В. И. Василий Шукшин. М., 1988.

6. Творчество В.М. Шукшина : энциклопедический словарьсправочник. / Науч. редактор А.А. Чувакин; Ред.-сост. О.Г. Левашова. —

7. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006.

8. Лейдерман Н. Л. Рассказ Василия Шукшина // Лейдерман Н.Л. Движениевремени и законы жанра: Монография. Свердловск, 1982.

9. Важно отметить, что на занятиях элективного курса целесообразнаорганизация ученического исследования. Здесь необходимо придерживаться некоторых рекомендаций методического характера 54.:

10. Подбирая тему, необходимо позаботиться о том, чтобы неоткуда было списать, так как школьник часто не может противостоять готовой, тем более профессионально изложенной версии.

11. Вот, например, что написала ученица во вступлении к работе «Образ дома в рассказах В. М. Шукшина»:

12. Дом это. Это маленький оплот человеческой души, куда можно прийти, чтобы праздновать победу или зализывать раны.

13. Дом маленькая модель всего мира: в нем есть радости и печали, права и обязанности.

14. Там ждут зимой, когда снега метут,

15. И летом ждут, когда пылает зной.1. Дороги все туда ведут.1. Дороги все ведут Домой.

16. Там горит маленький огонек. Там всегда тепло и уютно. Там свободно. . Нет, там вольно. Вольно! Там душа отдыхает. там хорошо.».

17. Ученикам профильного гуманитарного класса вместо экзамена предлагается защита этой работы.

18. Организация работы на занятиях элективного курса, посвященного изучению жизни и творчества В. М. Шукшина, приносит пользу не только учащимся, но и учителю, который совершенствует способность эффективно использовать «вверенные ему человеческие ресурсы».

19. Организация занятий элективного курса «Он похож на свою родину.», включающих исследовательскую деятельность учащихся, способствует формированию такого искусства, а значит, самообучению, саморазвитию школьников.

20. Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений читательских, музейных, театральных, музыкальных.

21. Подробнее остановимся на том, как нами была организована работа литературного кружка, посвященного изучению жизни и творчества В. М. Шукшина, в гимназии №42 г. Барнаула.

22. В результате подготовительной работы была собрана группа школьников, у которых познавательные интересы и потребности в основном сформировались, следовательно, ребята пожелали участвовать в работе кружка вполне осознанно.

23. На основании анкет учащихся и был создан план работы шукшинского кружка. Все пункты его нам удалось претворить в жизнь.

24. Мы провели экскурсию на родину писателя, в село Сростки. По материалам этой поездки был подготовлен специальный выпуск Интернет-журнала «Люди, милые люди, здравствуйте». Вот отзывы некоторых ребят, помещенные в этом номере журнала:1. Миша П.:

25. Мы покидаем село. Но уезжаем отсюда не такими, какими приехали. Ведь нам покорилась еще одна ступень к вершинам человеческого духа.»

26. А это работа Насти К. (11 кл), написанная под впечатлением от Сросток и Горного Алтая:

27. Удивительно всё. Удивителен мир вокруг нас. Удивительна наша жизнь. Удивительно то, что случается каждый день, и то, что бывает очень редко. Удивительно давно известное и совершенно необъяснимое.

28. Удивительна память человеческая. Я случайно вспомнила об одной моей поездке в Горный Алтай. Вспомнила как раз тогда, когда съездила в с классом в Сростки. Удивилась, когда нашла это воспоминание записанным. . Теперь я хочу поделиться им с вами.

29. Я вернулась из этого прекрасного края величественных гор и бурныхрек!

30. А там, на западе, ещё чуть розовели облака у самой земли; там плавные хребты гор вырисовываются причудливыми волнами.

31. Оказывается, где-то рядом с границей в Алтайском крае есть Долина Свободы. Замечательное название!. Маша, сестра, сказала: «Твоя долина». Как там у Кипелова?. Я здесь, я орёл, и я свободна!)))))))

32. Уезжать было грустно, но возвращаться домой — радостно. Странно, вроде снова в город, подальше от гор, а на душе всё равно спокойно. Еду Домой.

33. Дорога успокаивает. как там у Н. В. Гоголя?. Мелькают верстовые столбы, а ты думаешь о чём-то своём, вспоминаешь. Музыку слушаешь..Всё-таки я странница. Странствующая птица.»

34. Результаты опытно-экспериментального обучения

35. В 2008-2009 гг., после изучения жизни и творчества В. М. Шукшина на урочных и внеурочных занятиях в разных классах городских и сельских школ Алтайского края, был проведен второй этап эксперимента, который преследовал такие цели:

36. Выявить, какое место в духовной жизни школьников заняло творчество В. М. Шукшина после его изучения, каково их отношение к нему.

37. Определить уровень умения школьников интерпретировать художественный текст.

38. Понять, опираются ли учащиеся при анализе текстов на теоретико-литературные понятия, видят ли в тексте изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические фигуры, умеют ли объяснить их роль в тексте.

39. Выявить характер трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при самостоятельном анализе произведений с точки зрения особенностей поэтики творчества В. М. Шукшина и его интерпретации.

40. Программа эксперимента состояла из двух взаимосвязанных этапов: подготовительного и основного.

41. На втором этапе осуществлялась проверка оправданности нашей гипотезы и уровня эффективности опытно-экспериментального обучения.

42. Анализ ответов учащихся, их реакций, рефлексивных оценок проводился как по ходу уроков, так и по итогам изучения произведений В. М. Шукшина.

43. Чтобы получить объективные данные при проведении эксперимента, мы разделили классы на экспериментальные и контрольные. Для истолкования определялись одни и те же произведения.

44. Уроки в контрольных классах проводились по рекомендациям, описанным в методической литературе.

45. После уроков в контрольном и экспериментальном классах проводилось анкетирование учащихся по следующему опросному листу: «Оцени по пятибалльной системе следующие показатели».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.