Роман Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго": Пути истолкования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Неклюдова, Наталия Борисовна

  • Неклюдова, Наталия Борисовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 175
Неклюдова, Наталия Борисовна. Роман Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго": Пути истолкования: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Неклюдова, Наталия Борисовна

Стр.

Введение . . 2

Глава I. На подступах к роману . 9

Глава II. Роман Б. Л. Пастернака: философия творчества . 57

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго": Пути истолкования»

Роман "Доктор Живаго" - великое творение человеческого духа, вершина^религиозно-философской и литературной эволюции Б. Л. Пастернака.

Множество исследований, посвященных анализу и истолкованию романа, поражает разнообразием, а нередко и противоречивостью предлагаемых трактовок. Неизбежная множественность восприятий и истолкований романа, . большой диапазон критических суждений о нем заложены в самой природе "Доктора Живаго", являющегося живой, самодостаточной и до бесконечности многозначной вселенной. Право свободно интерпретировать художественное произведение в одной только зависимости от личных духовных потребностей, желаний, вкусов и предпочтений является священным, так как "область подсознательного у гения не поддается обмеру. Ее составляет все, что творится с его читателями и чего он не знает" (Б. Пастернак. "Охранная грамота", 3, 194). 0 романе много писали, много интересного и верного о нем было сказано, много подходов обнаружено (их широкий спектр обозначен в диссертации). И все же нужно учитывать тот трагический факт, что долгое время для русской критики роман был закрыт, и потому серьезное, глубокое его постижение начинается только сейчас.

При всем существующем разнообразии интерпретаций все-таки не было достаточно целостного подхода к роману. К "Доктору Живаго" подходили с разных "точек зрения", его оценивали судом разных миросозерцании, вне контекста всего творческого наследия писателя, через призму какой-либо искусственно локализованной темы, в отрыве от духовных процессов Б.Л. Пастернака в последний период его жизни, и разные стороны романа в зависимости от это^о открывались или закрывались, его содержание нередко искажалось. Но все эти подходы, что-то приоткрывавшие в романе, не были адекватны этому великому явлению. В "Докторе Живаго" Б. Л. Пастернак явил не только художество, но и самого себя, откровение о жизни своего духа в ее нетленной подлинности. Б.Л. Пастернак был не только великим художником, но также великим мыслителем и великим духовидцем. Б.Л. Пастернак настаивал на том, что роман есть итог его духовной деятельности, его миросозерцание, его взгляды и беспокоился за судьбу романа -"судьбу моих мыслей" (7, 140), стремясь, чтобы духовный опыт, которым роман насыщен, оказался переданным. К роману нельзя подойти, нельзя понять его, не углубившись в миросозерцание Б.Л. Пастернака, в его грандиозный, богатейший мир идей. Роман Б.Л. Пастернака есть настоящее пиршество - "пиршественный зал духа, . . кладовая откровений" ("Доктор Живаго", 2, 4, 89). И те, которые отказываются принять участие в этом пиршестве из-за скептической рефлексии в отношении всякой мысли и всякой идеи, те, которые ограничивают себя интересом к психологии, к формальной стороне художества, - те обрекают себя на унылое и бедное существование, закрывают себе доступ к новым мирам, к тому, что раскрывается в творчестве Б.Л. Пастернака. И мы хотим попытаться подойти к существу, к сути романа путем верующего, целостного интуитивного вживания в мир динамических идей Б.Л. Пастернака, проникнуть в тайники его первичного миросозерцания. Очевидно, что такая цель превышает всякую частную задачу пастернако-ведения. Она есть и непосильная в полной мере для кого бы то ни было, всегда^субъективная попытка постижения духовной жизни гения. И все же она есть единственно верный путь, она наиболее ограждена от ошибок, лжетолкований, она повелительно влечет к себе как к некоему, хотя и тяжелому, но священному долгу, ответственности перед творцом, нашей любви к нему.

Следует подчеркнуть, что "Доктор Живаго" является уникальным по своим жанровым характеристикам произведением - лири-ко-философским романом, с чем и связаны нередко возникающие трудности в его постижении, так как должно не только восхищаться высочайшими художественными достоинствами лиро-эпического произведения, изучая его лирическую составляющую (достижения критики в этой области могут быть признаны достаточно успешными), но совершенно необходимо прежде всего прозревать его высокий философский смысл, его мировоззренческую первооснову, без чего постижение романа немыслимо, так как изобразительная манера романа является только производным от миросозерцания автора, вся архитектоника романа служит выражению авторского сознания, мироощущения, мировоззренческая система автора претворяется в структуре и поэтике романа. Что такое миросозерцание писателя? Это - его философия, его созерцание мира, его проникновение во внутреннее существо мира, его гениальная интуиция человеческой и мировой судьбы - интуиция не только художественная, но прежде всего идейная, познавательная, религиозно-философская, это гносис, знание о духе. "Доктор Живаго" - роман русской культуры, воплощающий, развивающий ее традиции, характерные черты, Самосознание Б. Л. Пастернака, воплощенное в романе, - русское национальное самосознание, краеугольным камнем которого является православие. Глубочайшая связь Б. Л. Пастернака с православием, со всей его духовной религиозной установкой определила мировоззренческие основы художника-мыслителя. Глубокая сопричастность Б.Л. Пастернака соборной духовной работе русской цивилизации обусловила выражение в романе русской идеи, новой фазы русской религиозной философии - христологии, и потому роман не может быть понят вне нового этапа развития русской цивилизации, вне русской религиозной мысли XX века. Роман "Доктор Живаго", представляя собой органическую часть религиозно-философского сознаний XX века, включаясь в историко-философский процесс, является новым этапом развития христологического сознания, открывшим, наряду с трудами H.A. Бердяева, Д.Л. Андреева, истинную главенствующую роль творчества как единственно возможного, заповеданного свыше пути самопознания, постижения и претворения мира, богопознания. В художественной плоти романа, являющегося итогом художественного, религиозного и философского познания Б.Л. Пастернака, а также в философской системе "певца творчества" H.A. Бердяева, нашла свое выражение всеобъемлющая, охватывающая все стороны бытия, разрешающая глобальные философские проблемы русской культуры философия творчества, философия созидающей работы человеческого духа во всех ее проявлениях.

Сквозь призму философии творчества Б.Л. Пастернака и H.A.

Бердяева, основой своей имеющую христологическое сознание, и следует, по нашему мнению, изучать и постигать роман. С помощью предложенной нами методологии, исследуя общность религиозно-философских воззрений Б.Л. Пастернака и H.A. Бердяева, а также применяя синтез продуктивных подходов к роману, имеем возможность открыть и истолковать еще не раскрытые и не изученные идеи романа, выявить и рассмотреть его целостную художественно-философскую структуру.

Роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живагоявляясь гениальным художественно-философским произведением, наряду с философией H.A. Бердяева, составляет новый этап развития русской цивилизации, является драгоценным вкладом в общечеловеческую цивилизацию.

Объектом исследования являются роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго", повести, очерки, стихотворения, письма Б.Л. Пастернака, воспоминания его современников, а также научно-критическая литература, посвященная роману.

Предметом исследования являются пути истолкования романа; миросозерцание Б.Л. Пастернака, его философия творчества.

Цели данного диссертационного исследования: изучить, систематизировать и проанализировать существующие пути истолкования романа; предложить свой путь постижения и истолкования романа - с помощью выявления первичного миросозерцания Б.Л. Пастернака, исследуя общность религиозно-философских воззрений Б.Л. Пастернака и H.A. Бердяева, применяя синтез наиболее плодотворных подходов к роману.

С учетом целей диссертации ставятся следующие задачи:

- исследовать научно-критическую литературу о романе, перевести англоязычные источники;

- выделить и рассмотреть наиболее продуктивные, наиболее адекватные авторским интенциям подходы к роману;

- обосновать собственную методологию постижения романа;

- исследовать общность религиозно-философских воззрений, всеобъемлющую философию творчества Б. Л. Пастернака и Н.А. Бердяева;

- открыть и истолковать ранее не раскрытые и не изученные * идеи романа, выявить и рассмотреть его целостную художественно-религиозную структуру;

- показать, что роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго", являясь уникальным художественно-философским произведением, составляет, наряду с трудами Н.А. Бердяева, новый этап развития русской цивилизации, новое Слово о творчестве, и представляет собой драгоценный вклад в общечеловеческую цивилизацию.

Методологической основой диссертации являются достижения русской и зарубежной религиозно-философской и критической мысли XX века. В работе использован синтез биографического, культурно-исторического, религиозно-философского подходов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней выдвинута и использована новая методология постижения романа Б. Л. Пастернака - с помощью выявления его первичного миросозерцания, его философии творчества, сквозь призму религиозно-философского мировоззрения H.A. Бердяева.

Актуальность работы обусловлена тем, что она являет собой попытку исследования не изученных ранее религиозно-философских глубин романа Б. Л. Пастернака, выявления и анализа целостной мировоззренческой системы "Доктора Живаго", рассматриваемого не только как художественное произведение, но как составляющую нового этапа развития русской идеи - русской совокупной философской культуры, русской цивилизации.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования предложенной методологии и полученных результатов в дальнейшем изучении творчества Б.Л. Пастернака. Содержащийся материал может найти применение в лекционном курсе по русской литературе XX века, спецсеминарах и спецкурсах по проблемам исследования художественно-философского наследия Б. Л. Пастернака.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедрах русской и зарубежной литературы МГПУ и русской литературы XX века МПУ. Основные положения работы были изложены в форме доклада на научной конференции МГПУ. Отдельные разделы исследования в виде сообщений были представлены на заседаниях аспирантского семинара. Содержание диссертации отражено в двух публикациях.

Структура диссертации. Поставленные цели и задачи обусловили структуру исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Неклюдова, Наталия Борисовна

Заключение

В данном исследовании мы изучили, систематизировали и проанализировали существующие пути истолкования романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго", отмечая при этом, что неизбежный плюрализм трактовок заложен в стой природе романа.

Мы выделили и рассмотрели наиболее продуктивные, наиболее адекватные авторским, интенциям подходы к роману: биографический, культурно-исторический, религиозно-философский и пришли к выводу, что синтез данных подходов, выявление первичного миросозерцания Б.Л. Пастернака, его религиозно-философский воззрений есть наиболее плодотворный путь постижения романа. Роман есть квйтэссенция всей жизни автора, инобытие художника-мыслителя, воплощение индивидуального сознания, мировоззрения, философии Б. Л. Пастернака. Изобразительная манера - только производное от мироощущения Б. Л. Пастернака, архитектоника романа служит выражению авторского миросозерцания, мировоззренческая система автора претворяется в структуре и поэтике романа, образуя литургическую симфонию бесчисленного многообразия и единства бытия как проявления высокой организованности мироздания, формируемого высшим началом. "Доктор Живаго" содержит целый ряд религиозных, философских и литературных проекций, каждая из которых порождает широкое реминисцентно-ассоциативное поле. Б.Л. Пастернак был приобщен к религиозно-философским исканиям своего времени, к созиданию нового мировоззрения, нового религиозного сознания. Мы констатировали "конвергентную" близость мироотно-шений Б. Л. Пастернака и Т. де Шардена, С. Кьеркегора, английских "персоналистов" группы "Transformation". Путь "конвергенции" Пастернака с великими мыслителями современности - путь, ведущий из глубины русской цивилизации, из оригинальности и мощи его собственного гения. Самосознание Б.Л. Пастернака - русское национальное самосознание, краеугольным камнем которого является Православие; глубочайшая связь Б. Л. Пастернака с Православием, со всей его духовной религиозной вселенной определила мировоззренческие основы художника-мыслителя, нашедшие свое выражение в романе, в творчестве последнего периода; постигая особенности национального духа и национальной культуры, роман-созНание запечатлевает образ России, смысл ее великого и трагического мессианского пути, правду о русской душе, грандиозную соборную работу, совершаемую всеми сферами духовного организма нации, выражая в национальном универсальное. Глубокая сопричастность Б.Л. Пастернака к соборной духовной работе русской цивилизации обусловила выражение в романе русской идеи -философских проблем, наличие и активное функционирование которых в толще русской культуры и истории образуют совокупную русскую философскую культуру. "Доктор Живаго" не может быть понят вне нового этапа развития русской цивилизации - русской религиозной философии - христологии - новой религиозной философии творчества. Нами была обоснована и предложена новая методология постижения и истолкования романа - с помощью выявления первичного миросозерцания Б. Л. Пастернака, исследуя общность религиозно-философских воззрений Б.Л. Пастернака и Н.А. Бердяева, их всеобъемлющую, разрешающую глобальные проблемы русской культуры философию творчества; используя синтез наиболее плодотворных подходов к роману. Применяя предложенную нами методологию, мы открыли и истолковали ранее не раскрытые и не изученные идеи романа, выявили и исследовали его целостную художественно-философскую структуру.

В ходе исследования философии романа Б.Л. Пастернака приходим к выводу, что мировоззренческая система романа состоит из следующих положений;

- христологическое сознание как основа философии творчества; творчество как плодотворная работа человеческого духа, имманентно принявшего Христа; весь мировой процесс как единое всечеловеческое восхождение, развитие духа; в произведении искусства, в культуре плодотворная, творческая работа духа находит свою объективацию;

- творческая активность, плодотворная жизнь человеческого духа в Логосе как соучастие, жизнь во "второй вселенной" в бессмертии, как преодоление смерти, со-творение царства Божьего;

- творчество как религиозный акт, как третье, творческое откровение как высшее предназначение как раскрытие образа и подобия Божьего в человеке, как обогащение и развитие жизни в Духе;

- творчество как продолжение творения человеком-микрокосмом и микротеосом, как оригинальный акт личных субстанций в мире; творческое призвание как исполнение высшего долга;

- творчество как проявление свободы человеческого духа от косности форм, от мировой данности; как соединение с истинным миром-космосом; как прорыв человеческого духа в Царство Божие, к Истине;

- творчество как проявление микрокосмической сущности личности, обуславливающей христологический закон человеческого бытия - сострадание, страдание, жертвенное искупление творчеством несовершенства "мира"; как жертва этой жизнью во имя жизни иной, во имя высшего предназначения;

- творчество как преодоление личной трагедии, осознаваемой трагической мистерией человеческого духа, этапом его в вечности совершающегося пути, как обретение высшей духовной победы, высшего счастья;

- творчество как теургия, творец как теург, творящий иное бытие, красоту как сущее, претворяющий "мир", оживляющий и одухотворяющий природу; любовь как творческий прорыв в иной мир, преодоление распадения всех существ мира, соединение всего сущего в свободном Духе, в красоте гармонии;

- творчество как противление мировому злу, как созидание новой жизни, свободной от зла и дисгармонии;

- творчество как христологическое самооткровение, свидетельство освобождения и приближения неизбежной грядущей всечеловеческой победы духа, уже совершившейся через Христа в космосе.

Роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго", являясь уникальным художественно-философским произведением, составляет, наряду с трудами H.A. Бердяева, новый, всем ходом культурно-исторического процесса i подготовленный этап развития русской цивилизации, новое Слово о творчестве, и представляет собой драгоценнейший вклад в общечеловеческую цивилизацию. Данная диссертация, безусловно, не претендует на всеобъемлющее постижение и истолкование романа и предполагает дальнейшие исследования как в русле предложенной нами методологии, так и применяя синтез различных подходов к роману.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Неклюдова, Наталия Борисовна, 1999 год

1. Пастернак Б. Л. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1992.

2. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. Роман. // Новый мир. 1988. N1-4.

3. Пастернак Б. Л. Сочинения в двух томах. Тула, 1993. Т. 2.

4. За. Пастернак Б.Л. Сочинения в двух томах. Т. 1.

5. Пастернак Б. Л., Мой взгляд на искусство. /' Сост. и ком-мент. ЛихтР. А.; предисл. Е. Б. Пастернака. Саратов, 1990.

6. Пастернак Б. Л. Об искусстве. "Охранная грамота" и заметки о художественном творчестве: / Сост. и примечан. Пастернака Е. Б. и Пастернак Е. В.; вступит, статья Асмуса В. Ф. М., 1990.

7. Пастернак Б. Л. Из переписки с писателями. / Предисл. и публ. Е.Б. Пастернака, Е. В. Пастернак. // Литературное наследство. М., 1983, Т. 93.

8. Пастернак Б. Л. Из переписки с французскими писателями // Дружба народов. 1998. N2.

9. Пастернак Б.Л. Переписка Бориса Пастернака. / Сост., подготовка текстов и коммент. Е. В. Пастернак, Е. Б. Пастернака; вступит, статья Гинзбург Л. Я. М., 1990.

10. Переписка Ж. де Пруайар и Бориса Пастернака. // Новый мир. 1992. N2.

11. Переписка Бориса Пастернака с А. Камю. Canadian Slavonic Papers. 1980. N2.

12. Пастернак Б. Л. Письма к М. А. Волошину и Д. Д. Форш. /Публ. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома. Отв. ред. Муратова К.Д. Л., 1981.

13. Пастернак Б. Л. Дарование учит чести и бесстрашию. Из автобиографических записей. // Сов. Россия. 1990. 9/1I.

14. Пастернак Б.Л., Фрейденберг 0. Письма и воспоминания. / Предисл., публ. и сост. Е. Б. Пастернака, Е. В. Пастернак, Брагинской Н. В. // Дружба народов. М., 1988. N 7-10.

15. Пастернак Б.Л. 0 предмете и методе психологии. / Публ. Пастернака Е.Б., предисловие Геллерштейна С.Г. // Вопросы философии. М. , 1988. N8. С. 97-105.

16. Рильке P.M. Цветаева М.', Пастернак Б. Из переписки. в 1926 году. / Вступит, статья Озерова Л., публикация и комментарий АзаДовского К.М., Е.В. Пастернак и Е.Б. Пастернака. // Вопросы литературы, М., 1978." N4. С. 233-281.

17. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства (в двух томах). М., 1994.

18. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. / Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994. Т. 1.

19. Бердяев H.A. В защиту А. Блока. / Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах, М., 1994. Т. 2.

20. Бердяев H.A. Духи русской революции. / Вехи. Из глубины. М., 1991.

21. Бердяев H.A. Духовное состояние современного мира. / Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994. Т. 1.

22. Бердяев H.A. Истина и Откровение. Пролегомены к критике ■Откровения. СПб, 1996.

23. Бердяев H.A. Критика искусства. / Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994. Т. 2.

24. Бердяев H.A. Л.Толстой. / Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах., М., 1994. Т. 2.

25. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. /' Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994. Т. 2.

26. Бердяев H.A. На пороге новой эпохи. / Бердяев H.A. Истина и Откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.

27. Бердяев Н.А. Новое средневековье. / Бердяев Н.А. философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994. Т. 1.

28. Бердяев H.A. О культуре. / Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994. Т. 1.

29. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

30. Бердяев H.A. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991.

31. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / 0 России и русской философской культуре, М., 1990.

32. Бердяев H.A. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал "Путь". / Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994. Т. 2.

33. Бердяев H.A. Самопознание. // М.: 1990.

34. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

35. Бердяев H.A. Спасение и творчество. / Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994. Т. 1.

36. Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества. // М., 1989.

37. Бердяев Н.А., Вышеславцев Б.П., Зеньковский В.В., Сорокин П.А., Федоров Г.П., Флоровский Г. В. 0 России и русской философской культуре. Философы русского зарубежья. М, 1990.

38. Аверинцев С.С. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления. //Изв. АН СССР, Сер.: Лит. и яз. М., 1990. Т. 49. N3. С. 213-217.

39. Акелькина Е. Традиция повествования Ф. Достоевского в поздней прозе Бориса Пастернака. ("Братья Карамазовы" и "Доктор

40. Живаго") // Достоевский в культурном контекстве XX в.: Материалы научной конференции, посвященной 170-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Омск, 1995.

41. Акимов В. Помощь из прошлого. // Аврора. Л. 1988. N5.

42. Аллен Л. Лит. Реминисценции Гоголя у Пастернака и Гумилева. // Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л., 1989.

43. Алова А. Роман летел к развязке. // Огонек. М., 1988.1. N 37.

44. Альми И. Л. Баллады Б. Л. Пастернака. // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1990. Т. 49.

45. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

46. Андреев Д. Роза мира. / Андреев Д. Собрание сочинений в трех томах. М., 1997. Т. 2.45. 'Архангельский А. "Он награжден какими-то вечным детством." : Тема детства в творчестве Б. Пастернака // Дет. лит. М., 1989. N3.

47. Асмус В. Творческая эстетика Б. Пастернака / Б. Пастернак. Об искусстве. М., 1990.

48. Баевский В. С. К вопросу о стихотворном синтаксисе Пастернака. // Язык русской поэзии XX века. М., 1989.

49. Баевский B.C. Миф о поэтическом сознании и лирике Пастернака. Опыт прочтения. Изв. АН СССР. Сер.: Лит. и яз., М., 1980, Т. 39, N2.

50. Баевский В. С. 0 некоторых особенностях творческой эволюции Б. Пастернака. // Проблемы развития советской лит-ры. -Саратов, 1985.

51. Баевский В. С. Пушкин и Пастернак: к постановке проблемы. // Изв. СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1989. Т. 48. N3.

52. Баевский B.C. Стихосложение Б. Пастернака. // Пробл. структур, лингвистики; Ежегодник. М., 1988.

53. Баевский B.C. Темы и вариации: Об историко-культурном контексте поэзии Б. Пастернака. // Вопросы литературы. М., 1987. N10.

54. Баевский В. С. "Фауст" Гете в переводе Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1990. Т. 49. N4.

55. Баевский B.C. Береговс'кая Э.М. Формы выражения авторского сознания в поэзии Верлена и Пастернака. // Проблемы автора в худож.' лит-ре. Устинов, 1985.

56. Бакина М.А. Некрасова Е. А. Эволюция поэтической речи XIX-XX вв.: Перифраза. Сравнение. / Отв. ред. Григорьева А. Д. АН СССР. Институт руссского языка. М.1989.

57. Беленчиков В. Свобода и смерть индивида. К вопросу философских реминисценций в романе Б Пастернака "Доктор Живаго". // Studla rossica posnanlensia, z. 24, 1993.

58. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. / 4-е изд. М.„ 1979.

59. Белова Т.Н. Роман Пастернака "Доктор Живаго" в англоязычных исследованиях 80-х гг. // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1993. N6.

60. Берберова Н. Курсив мой. Главы из книги. / Литературнаяжизнь русской эмиграции. Воспоминания автобиографического характера. // Октябрь. М., 1988. N10-11.

61. Бетеа Д.М. Мандельштам, Пастернак, Бродский: иудаизм, христианству и созидание модернистской поэтики. // Расская ли-туратура XX. века. СП б, 1993.

62. Бертнес Ю. Христианская тема в романе Пастернака "Доктор Живаго". // Евангельский текст в русской литературе XVI-II-XX веков; Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.

63. Благов Д.А. Конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака. // Рус. лит. Л., 1990.

64. Большев А. Куда стрелял доктор Живаго? // Нева, 1997.1. N5.64. 'Борис Пастернак, 1890-1960; Материалы, статьи, размышления.- / Вступ. заметка.-А. Архангельского. // Дружба народов, 1990. N2.

65. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака "Доктор Живаго". // Новый мир. М., 1988. N6.

66. Борисов В.М. Река, распахнутая настежь. К творческой истории романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Пастернак Б. Л. "Доктор Живаго": Роман. М., 1989.

67. Булгаков С.Н. Моя Родина. Избранное. Орел, 1996.68. "Быть знаменитым некрасиво. ". Пастернаковские чтения. Вып. 1 / РАН. Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. М., 1992.

68. Варламова Е. "К конечной простоте." / Лит. обозрение. М., 1984. N17.

69. Вейдле В. Пастернак и модернизм. .// Лит учеба. М., 1990. N1.

70. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, П. Б. Струве, С. Л. Франка и др. / Вехи. -Из глубины. М., 1991.

71. Вилаги Й. Библейские образы поздней лирики Пастернака. Slavica. Debrecen,, 1993, N26.

72. Вильмонт H.H. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М., 1989.

73. Галоция-Комятин К. От "Апеллесовой черты" к "Гамлету"; (Об одном лейтмотиве в творчестве Пастернака) // Studia rossica posnaniensia, z. 24, 1993.

74. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Дружба народов. М., 1990. N3.

75. Гаспаров Б. М. Gradus am Parnassum. (Сашсовершенствовзние как категория творческого мира Пастернака.) // Wiener Slaw 1 s 11 sell er AI mariach, 1992.

76. Гаспаров Б. M. Литературные лейтмотивы: Очерка русской литературы XX в. М., 1994.

77. Гаспаров М.Л. "Близнец в тучах" и "Начальная пора" Б. Пастернака: от композиции сборника к композиции цикла. // Изд. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1990, Т. 49, N3.

78. Гаспаров М. Л., Рифма и жанр в стихах Б. Пастернака. // Русская речь. М., 1990, N1.

79. Гаспаров М. Л. Эволюция стиха Б. Пастернака. //' Literature, Culture and Society in the Morden Age: In Hornor of Joseph Frank. Stanford, 1992, Part 2.

80. Гинзбург Л. Я. Мандельштам Пастернак и читатель 20-х годов.- // Гинзбург Л.Я. Претворение опыта. Рига, 1991.

81. Гинсбург Л. Я. Письма Б. Пастернака. // Гинсбург Л.Я. Претворение опыта. Рига, 1991.

82. Гладков А. Встречи с Пастернаком: /Из воспоминаний/. // Гладков А. Театр: Воспоминания и размышления. М., 1980.

83. Горелов П. Г. Размышления над романом. О романе Б. 'Пастернака "Доктор Живаго". / За алтари и очаги. М., 1998.

84. Гуль Р. Победа Пастернака. // Новый журнал = The new Review. Нью-Йорк, 1958.

85. Гусев Вл. Мечта о тайной гармонии. 0 романе Б,А. Пастернака "Доктор Живаго"/ День поэзии 1945 1990. М., 1991.

86. Гыдов В.Н. Л. Толстой в творческой судьбе Б. Пастернака. // Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. Омск, 1989. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР N33232 от 1.04.88. ^

87. Данин Д. Неравная дуэль человека с богом. Размышления из кн. "Это с нами войдет в поговорку". // Наука и жизнь. М., 1989, N12.

88. Две судьбы. (Б. Пастернак и С. Н. Дурылин. Переписка) / Публ. подгот. Рашковская М. А. // Встречи с прошлым. М., 1990., вып. 7.93. "Доктор Живаго" вчера и сегодня: "Круглый стол" ЛГ. // Лит. газета. М., 1988, N24.

89. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений, 1982. Т 2.

90. Дубровина И. С верой в мировую гармонию: образная система романа Б. Пастернака- "Доктор Живаго" // Вестн. Моей, университета. Сер. 9. Филология. М., 1996, N1.

91. Евстигнеева А. Л. Документы Бориса Пастернака в ЦГАЛИ СССР. // Сов. арх. М., 1990. N3.

92. Евтушенко Е. Почерк, непохожий на журавлей. // Пастернак Б. Л. Стихотворения. Петрозаводстк, 1989.

93. Единство и изменчивость историко-литературного процесса. Труды по русской и славянской филологии. / Литературоведение. Ученые записки Тартуского Государственного университета. Вып. 604. // Тарту, 1982.

94. Енсен П. Борис Пастернак как художник эстетического склада (В кьеркегоровском смысле). // Путь. М., 1995.

95. Жолковский A.K. Место окна в поэтическом мире Пастернака. / Russian Literature, vol. VI. 1978.

96. Жолковский A.K. Мне хочется домой в огромность. Б, Пастернак: "социальный заказ", тематика, структура. // Изв. А. И. СССР. Сер. Лит. и яз. М. , 1991, Т. 50, N1.

97. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста. Статьи о русской литературе. // Нью-Йорк, 3 989.

98. Зайцев Б. Путь: 0 Пастернаке. / Вступ. заметки и публ. Поливанова K.M. // Лит. обозрение. М., 1990. N2.

99. Замятин Л. Отец всегда был русским художником. Беседа с Жозефиной Пастернак. // Лит. газ. М., 1988. N39.

100. Зимин И. Е. Пастернак й Бердяев: (Попытка сопоставления художественного вторчества и философии). // Национальная духовная культура и образование. СПб., 1994.

101. Золяк С. "Вот я весь.: К анализу "Гамлета" Пастернака. / Вступит, заметка Руднева В. // Даугава. Рига, 1988, N11.

102. Иванов Вяч. Вс. Ахматова и Пастернак: Основные проблемы изучения их литературных взаимоотношений. // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1989. Т. 48. N5.

103. Иванов Вяч. Вс. Грамматика поэта. // Язык русской поэзии XX века. М., 1989.

104. Иванов Вяч. Вс. 0 воздействии "эстетического эксперимента" Андрея Белого: (В. Хлебников, В. Маяковский, М. Цветаева, Б. Пастернак). // Андрей Белый: Проблемы творчества. М.,1988.

105. Иванова H. Б. Смерть и воскрешение доктора Живаго. // Юность. М., 1988, N5.

106. Иванова Н.Б. О романе Б. Пастернака "Доктор Живаго". // Новый мир. М., 1988. Ml-4.

107. Из глубины. Сборник статей о русской революции С. А. Аскольдова, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Вяч. Иванова и др. //Вехи. Из глубины. М., 1991.

108. Ивинская 0. Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени. М., 1992.

109. Ильев С. Роман "Доктор Живаго" Бориса Пастернака в свете поэтики символизма. /У Studia rossica posnaniensia, z. 24, .1993.116.' Искржицкая И. Борис Пастернак: этика культуры. // Studia rossica posnaniensa, z. 24, 1993.

110. Исупов К.Г. Романтик свободы: (Русская классика глазами персоналиста). // Бердяев H.A. 0. русских классиках. М., 1993.

111. Исупов К. Г. Русская эстетика истории. / Высшие гуманитарные курсы, Расских христианский гуманитарный институт. -СПб., 1992.

112. Каверин В. Проза Пастернака. // Новый мир, М., 1983.1. N6.

113. Карцева Е. "Доктор Живаго": роман и фильм. // Искусство кино. М., 1990. N2.

114. Климова Д.М. 0 некоторый нерешенных вопросах текстологии и издания произведений Б. Пастернака. // Рус. лит. Л., 1990, N4.

115. Комина Р.В. Романное слагаемое: ( 0 природе близости романов М. Булгакова, Б. Пастернака, В. Гроссмана, А. Солжени-цина). // Типология литературного процесса и творческая индивидуальность писателя. Пермь, 1993.

116. Кондаков И. В. Роман "Доктор Живаго" в свете традиций русской культуры. // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1990. Т. 49, N6.

117. Коппер Дж. М. "Котик Летаев" A. i Белого и "Детство Люверс" Б. Пастернака: двойное видение русского авангарда. 7/ Русская литература XX века. СПб, 1993.

118. Косачевский В. Послесловие к роману; Из записок адвоката. // М., 1988. N10.

119. Косачевский В. Криминальный роман. // Русская мысль = La pense russe. Париж, 1992. N3956.

120. Крашенинникова Е. Крупицы о Пастернаке. // Новый мир. 1997. N1.

121. Кретинин A.A. Роман "Доктор Живаго" в контексте прозы

122. Б. Пастернака: Автореф. дне. канд. фи поп. наук. Воронеж, 1995.

123. Кретинин A.A. Трагическое в художественном мире А, Платонова и Б. Пастернака. // Творчество А. Платонова. СПб., 1995.

124. Курицын В. Приглашение на жизнь. // Урал. Свердловск. '1989. N6.

125. Кьяромонте И. Природа и история у Пастернака. / Кьяро-монте Н. Парадокс истории. Flrenze, 1973.

126. Лавров. Судьбы скрещения. Теснота коммуникативного ряда в "Докторе Живаго". // Новое литературное обозрение. М., 1993. N2.

127. Лебедева Г. О пространстве рождественских стихов. (Русская поэзия советского времени). // Библия в культуре и искусстве. М., 1996.

128. Лесная Г. Блоковские традиции в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго". // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 1996, N1.

129. Лихачев Д. С. Поэтическая проза Б. Пастернака. / Лихачев Д. С. Литература реальность - литература. Л., 1984.

130. Лихачев Д. С. Звездный дождь. Проза Б. Пастернака разных лет. /П. Б. Воздушные пути: Проза разных лет. М., 1982.

131. Лихачев Д. С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго". // Новый мир. М. , 1988. N1.

132. Лихт Р. "И творчество, и чудотворство": (Опыт духовной биографии). // Волга. Саратов, 1990. 42.

133. Лобыцына M.B. Герой и прототип в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго". // Начапо; Сб. работ молодых ученых. M., 1993. Вып. 2.

134. Ло^с К. Повесть об одном десятилетии (1907-1917). / Публ. прдгот. Пастернак Е.Б., Поливанов K.M. // Минувшее. М., СПб., 1993.

135. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике; Литературные размышления философа. / Вступит, статья Ерофеева В. М., 1990.

136. Лосский И.О. История Русской философии. М., 1991.

137. Луганова М. Ф. Эстетика впечатления и ощущения у А. Белого и Б. Пастернака. // Пастернаковские чтения. Пермь, 1990.

138. Любимов Б. Богословие в звуках: 0 церковности, осветившей "творчество и чудотворство" позднего Б. Пастернака. // Русская 'мысль = La pensee russe = Париж, 1996. N4126.

139. Магометова Д. M. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // Изв. АН СССР. Сер.: Лит. и яз. М., 1990. Т. 49. N5.

140. Маневич Г.И. "Доктор Живаго" как роман о творчестве. // Маневич Г.И. Оправдание творчества. М., 1990.

141. Масленникова 3. А. Портрет Бориса Пастернака; Записки скульптора. М., 1990.

142. Мень A.B. 0 Тейяре де Шардене. // Истоки религии. Брюссель, 1981.

143. Меркулова Г. И. Об "экзистенциальное™" художественного восприятия Б. Пастернака. // Филологические наука. М., 1992. N2.152. Мир Пастернака. M., 1989.

144. Муравина H. "Доктор Живаго" и его истолкователи. // Русская мысль = La pensee russe = Париж, 1991. N 3898-3899.

145. Муравьева И. "Свеча горела. ": "Мысль семейная" в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго". // Русская мысль = La pensee russe = Париж, 1991. N 3876-3878.

146. Мусатов В.В. К проблеме генезиса лирики Б. Пастернака. // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1990, Т. 49, N5.

147. Некрасова Е.А. Словесно-ассоциативные ряды в стихотворном тексте: (К проблеме словесно-образной синонимии) / Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. , М., 1983. Т. 42. Вып. 5.

148. Нерлер П. Прогулка по Марбургу. // Русская мысль' La pensee russe = Париж, 1991. N 3202.

149. Новиков В.И. "Мы вовлекаем прозу в поэзию." Л. Толстой и Б. Л. Пастернак. // Русская речь. М., 1988. N4.

150. Новикова И. В. "Магическое природоведение": Тютчев и Пастернак. // Скафтымовские чтения. Саратов, 1993.

151. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, П. А. Сорокин, Г. П. Федотов, Г. В, Флоровский. ^М., 1990.

152. Обсуждаем роман Б. Пастернака "Доктор Живаго". // Вопросы литературы. М., 1988. N9.

153. Овчинников Н.Ф. Б. Л. Пастернак: поиски призвания (От философии к поэзии). // Вопросы философии. М., 1990. N4.

154. Озеров Л.А., Занятия Шекспиром. // Озеров Л.А. Необходимость прекрасного. М., 1983.

155. Озеров U.A. Начала и концы. М., 1989.

156. Пас 0. 0 Пастернаке.' / Публ. Богомолова Н. // Иностранная литература. М., 1990. N1.169: Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: материалы для биографии. М., 1989.

157. Пастернак Е.Б. Достоевский и Пастернак. // Достоевский: материалы и исследования. Л., 1991. N9.

158. Пастернак Е. Б. На своем языке. // Лит-худ. ежемесячник "Слово". М., 1990. N8.

159. Пастернак Е.Б. Письмо в редакцию. // Вопросы литературы. М., 1988. N12.

160. Пастернак Е.Б. Новая фаза христианства. Значение проповеди Л. Толстого в духовном мире Б. Пастернака. // Лит. обозрение. М., 1990, N2.

161. Пастернак Е.Б., Пастернак Е.Б. Координаты лирического пространства: К истории отношений 0. Мандельштама и Б. Пастернака. // Лит. обозрение. М., 1-990. N2.

162. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака: (Из воспоминаний). // Новый мир. 1990. N2.

163. Пастернак Е.Б. Память и забвение как основа "второй вселенной" в творческой философии Б. Пастернака. /./ Темы и вариации Themes and Variations: Сборник статей и материалов к W-летию Лазаря Флейшмана. Stanford, 1994.

164. Пастернак Ел. В. Эпос и лирика в романе "Доктор Живаго". // Темы и вариации Themes and Variations: Сборник статей и материалов к 50-летию Лазаря Флейшмана. Stanford, 1994.

165. Пастернак Е. К читателю. // Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. М., 1990.

166. Пастернак Е.Б. Лето 1917 года. / "Сестра моя жизнь" и "Доктор Живаго". // Звезда. 1990. N2.

167. Пастернак Е.Б., Поливанов К. М. Письма Б. Пастернака из Марбурга. // Памятника культуры. 1989. М. , 1990.

168. Пастернак Е. Б., Поливанов K.M. Вторжение воли в судьбу. Письма Б. Пастернака о создании романа "Доктор Живаго". // Лит. обозрение. М., 1988. N5.

169. Пастернак 3. Воспоминания. / Сост., подгот. текста и коммент. Пастернак Е. В. и Фейнберг М.И. Вступит, заметка Озерова Л. А. //Нева. Л., 1990. N2-3.

170. Писарев O.A. Поэтика лирического романа ("Доктор Живаго" Бориса Пастернака). // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1991.

171. Подольская Г. Г. Б. Пастернак и В. Хлебников. // Поэтический мир Бели/лира Хлебникова. Астрахань, 1992, Вып. ?.

172. Поливанов К. М. Заметки и материалы к "политической" биографии Б. Пастернака (1934-1937) //'De visa. M., 1993. N4.

173. Поливанов K.M. Отечественная пастернакиана за 10 лет. // Новое лит. обозрение. М., 1993.

174. Поливанов М. К. Тайная свобода. // Лит. обозрение. ■1990. N2.

175. Померанц Г, Неслыханная простота. // Лит. обозрение. 1990, Д/2,

176. Померанц Г. Пробуждение чувства вестника. // Звезда. СПб., 1993. M12.

177. Пятигорский А. Пастернак и доктор Живаго: субъективное изложение философии доктора Живаго. // Искусство кино. М. , 1990; N6.

178. Рашковский Е. Б. Пастернак и Тейяр де Шарден. .// Вопросы философии. М., 1990. N8. /Публикация писем Б. Пастернака./

179. Рашковская M.À. Поэт в мире, мир в поэте: (Письма Б. Л, Пастернака к С.П. Боброву). // Встречи с прошлым. М., 1982. Вып. 4.

180. Рашковская M.А., Рашковский Е. Б. "Я не матерьялист": Из переписки Бориса Пастернака 1930-1950-х годов. // Путь, М., 1995. N8.

181. Роцачевский А. Б. Из комментария к "Магдалине I" Бориса Пастернака. .// De visu. M., 1994. N3-4.

182. Романова H. Пять ликов "Гамлета": Роман Б. Пастернака '"Доктор Живаго" и русская филология. / Ученые записки, Смоленск, 1994. Т. 1.197а. Рудова Л. Б. Пастернак и его творчество в западной критике последних лет. // Новое лит. обозрение. М., 1995. N12.

183. Русский путь. Н.А. Бердяев: Pro et Contra. Антология. СПб., 1994.199. "Русская революция": Неизвестные стихи Бориса Пастернака. / Публ. и коммент. Пастернак Е. Б. // Новый мир. М., 1989. N4.

184. Русская цивилизация и соборность. / Составитель сборника доктор философских наук, академик Троицкий Е.С. М., 1994.

185. С разных точек зрения: "Доктор Живаго" Бориса Пастернака; /Сост.: Ба ннов Л. В., Воронин Л. Б. / М., 1990.

186. Саакянц А. "Схлынувши с губ очевидцев. " // Русская мысль = La pensee russe = Париж, 1993. 9-15 дек., N4008.

187. Сборник статей, посвященных творчеству Бориса Леонидовича Пастернака. Мюнхен, 1962.

188. Семенова С. "Всю ночь читал я твой завет.": (Образ

189. Христа в современном романе). // Новый мир. М., 1989. N11.

190. Синева 0.В. Метакоммуникация в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго". // Поэтика, стилистика. Язык и культура. Памяти Т. Винокур. М., 1996.

191. Синева 0.В. Стилистическая структура художественной прозы Б.Л. Пастернака (роман "Доктор Живаго"): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1995.

192. Синявский А. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака. // Boris Pasternak and. His Times. Доклады международного симпозиума. Derkley, 1989.209. Синявский А. Один день с Пастернаком. // Юность. М.,1990. N2. .

193. Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.

194. Смирнов И.П. Роман тайн "Доктор Живаго". М., 1996:

195. Смирнов В. Семантика образа "Небесной девы" в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго". // Философия языка и семантика.1. Ива ново, 1995.

196. Смолицкий В.Г. Б. Пастернак собиратель народных речений. // Русская речь, М., 1990. N1.

197. С разных точек зрения: "Доктор Живаго" Б. Пастернака. / Сост.: Бахнов Л. В., Воронин Л. Б. М., 1990.

198. Степун Ф. Б. Л. Пастернак. //Лит. обозрение. М., 1990.1. N2.219.' Суперфин Г. Г. Б. Л. Пастернак критик формального метода. ■// Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. 5.

199. Суриков В. Тайная свобода Юрия Живаго. // Моск. вестник. М., 1990. N3.

200. Сухих И. Чеков и "возвращенная" литература. // Звезда. СПб., 1992. N7.

201. Тамарченко Н.Д. Русский роман и проблема теодицей. // Slavla oriental Is, том XLIII. 1994,- N3.

202. Тарасьев А. Стихотворение Юрия Живаго "На страстной" и богослужебные тексты Страстной седмицы. // Златоуст. М., 1992, N1.

203. Толстая Е. "Доктор Живаго" в контексте модернистской прозы. // Русский авангард в кругу европейской культуры. М.,1993.

204. Топоров В. H. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

205. Теркина H. Е. Образ Пастернака в поэзии Анны Ахматовой. // Пастераковские чтения. Пермь, 1990.

206. Учитель Т. Взгляд на лексику романа Б. Пастернака ■"Доктор Живаго". // Stadia rossica posnaniensia, z. 24, 1993.

207. Фатеева H.A. "Концепты" и "Герои": Еще раз о традициях Достоевского в поздней прозе Б. Пастернака. // Достоевский и современность: Материалы IX Международных Старорусских чтений. Новгород, 1995.

208. Фатеева Н.А. Пастернак и Пушкин: путь к прозе. // Русский язык за рубежом. М., 1995. N1.230: Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. / Munich: Wilhelm Fink, 1981.

209. Флейшман Л. Борис Пастернак в тридцатые годы. // Jerusalem: the Magnes Press, the Hebrew University, 1984.

210. Флейшман Л. Борис Пастернак и группа "Transformation". // Literature, Culture and Society in the Morden Age: In Hornor of Joseph Frank. Stanford, 1992. Part 2.

211. Флейшман Л. От "Записок Патрика " к "Доктору Живаго". // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1991, Т. 50. N2.

212. Флейшман Л. Письмо Пастернака Сталину. // Русская мысль = La pensee russe = Париж, 1991. 28 июня. N3885.

213. Флейшман Л. Статьи о Пастернаке. / Bremen: K-Presse, 1977.

214. Флейшман Л. Фрагменты "футуристической" биографии.Пастернака, / Slavica Hierosoiymitana, v. IV. Jerusalem. 1979.

215. Флоренский П. Иконостас. / Богословские труды, 9. М., 1972. +

216. Фроловская Т. Горящая свеча, или Страсти по Юрию. // Простор. Алма-Ата, 1988. N9.

217. Фроловская Т. Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго". Родословная главного героя. // Памир. Душанбе, 1990. N8.

218. Хазан В. И. , "Таким я вижу облик ваш и взгляд. " /0 творческом содружестве А. Ахматовой и Б. Пастернака. // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. М., 1990. Т. 49. N5.

219. Цветаева М. Б. Пастернаку. / Вступ. заметка, публ. и коммент. А. Саакянц. //Вопросы литературы. М., 1985. N9.242.' Чудакова М. "Доктор Живаго": Тридцатилетие спустя. // Россия-= Russia Venezia, 1991.

220. Чудакова М. Пастернак и Булгаков: рубеж двух литературных циклов. // Лит обозрение. М., 1991., N5.

221. Чуковская Л. Из дневниковых записей. / Примеч. Поливанова K.M. // Литературное обозрение. М., 1990. N2.

222. Шапошников Л. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб., 1996.

223. Шерон Ж. К публикации последнего письма Б. Пастернака // De visu. М., 1994. N5.

224. Шило А. В. Проблематика творческого самоопределения . в постевропейскую эпоху: от эстетики деятельности к практической поэтике. // Из истории русской эстетической мысли. СПб., 1993.

225. Шкловский В. 0 теории прозы. М., 1.925.

226. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

227. Шурмак Г. Третье рождение Бориса Пастернака. // Новый мир. М., 199р. N8.

228. Шумаков Ю. Из воспоминаний. Триста приседаний за Пастернака II. // Радуга. Таллин, 1990. N3.

229. Эйдинова В.В. 0 стиле Б. Пастернака. // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1992.

230. Зндрюс Э. ."Лингвистики и поэтика" и интерпретация текста: "Зимняя ночь" Пастернака. // Вестник Ленинградского университета. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. 1989. Вып. 4.

231. Эткинд Е. Русская поэзия XX века как единый процесс. // Вопросы литературы. М. , 1988. N10.

232. Якобсон Р., Поморена К. Беседы. // Jerusalem, 1982,

233. Barnes Christopher. Boris Pasternak: a Literary Biography. Cambridge, etc., 1989.

234. Bayley J. Pasternak's Great Fairy Tale, .// New York Review of Books. N. Y. March 7, 1991, vol. 38, N5.2.58. Bethea D. The Shape of Apocalypse in Modern Russian Fiction. // Princeton: Princeton University Press, 1989.

235. Birnbauin, Henri k. Doctor Faust us unci Doctor Schiwago. / Lisse, 1976.

236. Boris Pasternak and. His Times. Доклады международного симпозиума. Иерусалим, 1984.

237. Boris Pasternak and His Times. Selected. Papers form the Second International Symposium on Pasternak. / Ed. by L. Fleishman // Berkely, 1989.

238. Borjs Pasternak. Assays. / Ed. by IV. Milsson // Stockholm, 1976.

239. Boris Pasternak: the Tragic Years, 1930-1960. / London: Collins Harwill, 1990.

240. Cavanagh C. (Recensio) // Slavic Rev. Stanford. 1991, Vol. 50, N 4, pp. 1062-1064. Rec ad op.: Flieshinan L. Boris Pasternak: the Poet and. His Politics - Cambridge, L., 1990.

241. Clowes E. W. Characterization in "Doctor Zhivago": Lara and Tonja. // Slavic a., East'Europ. J. Tucson, 1990, vol. 34, N 3.266.1Cornewell IV. Centennial Publications on Pasternak: A Review-Article. //Mod. Lang. Rev., L., 1991, vol. 86. Part 3.

242. Cornivell N. Pasternak's Novel: Perspectives on "Doctor Zhivago". / Assays in Poetic Publications,, N2 // Keele, 1986.

243. Cornwell N. (Recensio) // Slavic Rev. Stanford, 1995, vol. 54, N3. Rec. ad op.: Sendich M. Boris Pasternak: A reference Guide, N. Y., 1994, XXI.

244. Danow D.K. Dialogic Poetics: "Doctor Zhivago". // Slavic Rev. , Stanford, 1991, vol. 50, N4.

245. Erlich, Victor. Introduction. / Pasternak: A Col lection of Critical Essays. // Englewood Cliffs, 1978.

246. Faryno, Jerzy. Poetika Pasternaka ("Putevye Zapisky" -"Okhrannaya Gramota") / Wiener Slawistischer Alraanach, Sonderband 22 // Viena, 1989.

247. Fleishman, Lazar. Boris Pasternak. The Poet and. his Politics. // Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts and London, ¿990.

248. Freeborn R. The Russian Revolutionary Novel from Tur-genev to Pasternak. // Cambridge University Press, 1982.

249. Gibian G. The Russian Novel from Pushkin to Pasternak. L., 1982

250. Grayson J. , Rec. on Cornwell N. Pasternak's Novel: Perspectives on "Doctor Zhivago". Essays in Poetic Publications. // Scott Slavonic Review, N9 // Glasgow, 1987.

251. Gifford, Henry. Pasternak. // Cambridge, 1977.

252. Hingly R. Pasternak: a Biography. // L., 1983.278.'Hoskin J. Beyond Socialist Realism. / L., 1980.

253. Klinger J.O. Geilhard de Chardin a Tradycja Kosciolu Wschodniego. // вестник РСХД, Париж, 1973. N106.

254. Levi, Peter. Boris Pasternak. A Biography! // Hutchinson, London and Sydney, 1990.

255. Lipking L. The Life of the Poet: Beginning and Ending Poetic Careers. //Chicago: University of Chicago Press, 1981.

256. Livingstone, Angela. Allegory and Christianity in "Doctor Zhivago". // Melbourne Slavonic Studies, vol. 1, 1967.

257. Livingstone, Angela. "Integral Errors": Remarks on the Writing of "Doctor Zhivago" (Essays in Poetics). 1988.

258. Livingstone, Angela. Boris Pasternak. Doctor Zhivago. / Cambridge, etc., 1989.

259. Livingstone, Angela. Shouting through the Window. ././ The Slavonic and East European Review, vol. 69, A!2, 1991.

260. Livingstone, Angela. Doctor Zhivago. Landmarks of W.orld Literature. // Cambridge. Cambridge University Press, 1989.

261. Mai lac G de. Boris Pasternak. His Life and Art. / Norma n, 1981.

262. Mossman E. Metaphors of History in "War and Peace" and "Doctor Zhivago". / , Literature and History; The Theoretical Problems of Russian Case Studies. // Stanford University Press, 1986.

263. Muchnic H. From Gorky to Pasternak. // L., 1963. 289a. Navrorov, Andrei. Second Nature. / L., 1990.290.'Pasternak, Yevgeny. Boris pasternak. The Tragic Years, 1930-1960. // L. , 1990.

264. Pomorska K. B. Pasternak's "Safe Conduct" / Autobiographical Statesments in Twentieth-Century Russian Literature. // Princeton (N.J. ), 1990.

265. Rowlanders M & P. Pasternak's "Doctor Zhivago". / L.; Amsterdam, 1968.

266. Rudova L. On Pasternak's "Aerial Ways". // Canad. Amer. Slavic Stadies. Irvine (Cal. ), 1990, vol. 24, N1.

267. Salys R. Boris Pasternak and his Father's Art. / Oxford Slavonic Papers, vol. 25 // Oxford, 1992.

268. Silbajoris K. (Recensio) //.World Literature Today. Norman (Okla), 1991, vol. 65, N1. Rec. ad op.: Barnes Ch. Boris Pasternak: A Literary Biography, I: 1890-1928. N. Y., '5989.

269. Sfcruve, Gleb. The Hippodrome of Life: the Problem of Coincidences in "Doctor Zhlvago". // Books Abroad. Vol. 44, 1970. i

270. Verras, Victor. Boris Pasternak and Romantic Aesthetics. /./ Papers on Language and Literature, vol. 3, A11, 1962.

271. Voznesensky A. "It Was Wot an Interment, It Was a Coronation. . " // Pasternak B. Poems. Moscow, 1990.

272. Евангелие от Иоана. // Библия. М., 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.