Роль классической музыки в формировании личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Пинягина, Ирина Юрьевна

  • Пинягина, Ирина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 150
Пинягина, Ирина Юрьевна. Роль классической музыки в формировании личности: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2014. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пинягина, Ирина Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

§ 1. Музыка и ее роль в мировоззрении и культуре

§ 2. Классическая музыка как культурный и социальный феномен

§ 3. Социокультурно-духовные аспекты и контексты классической музыки

ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Механизмы восприятия классической музыки и ее ценностное содержание

§ 2. Роль музыки в формировании мировоззрения человека: социально-антропологическая и культурная доминанты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль классической музыки в формировании личности»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена социальной значимостью проблемы формирования личности. Сегодня многие исследователи отмечают инфантильность подрастающего поколения, его духовную и нравственную неразвитость, впрочем, свидетельства этого мы наблюдаем и в повседневной жизни. Общество потребления, массовая культура транслируемая через СМИ и Интернет, формируют низкопробные вкусы, мешают раскрыться духовному потенциалу молодых людей. К сожалению, такие социальные институты как семья, школа, детские и подростковые организации, организации культуры не справляются с этой проблемой.

Мы убеждены, что решение данной проблемы нужно искать на пути приобщения молодежи, да и других слоев общества к классической культуре, в том числе к классике музыкального искусства. Конкретные механизмы такого приобщения - дело педагогов, государственных служащих соответствующего профиля, а вот роль классической музыки при формировании и социализации личности человека - это проблема социальной философии. Этап проблема предполагает раскрытие внутренней связи таких категорий как «человеческий дух», «классика», «совершенство», «истина», «красота».

Существует множество разных путей такой сложнейшей

высокоуровневой социализации человека, при которой он переходит от

стадии индивидуальности к стадии личности. Один из этих путей -

«образование через науку», когда приобщение к научному поиску, к

высоким шедеврам научного и философского знания превращает молодого

человека в критически мыслящего, творческого субъекта, в личность.

Образование здесь понимается не в смысле получения новых знаний, а в

3

смысле образования формирования подлинной личности. Этот путь лежит в основе идеала «гумбольдтовского университета», разработанного в рамках немецкой классической философской традиции.

Существует и другой путь, не исключающий, а дополняющий первый. Назовем его - «образование через искусство». Суть его - в приобщении к таким ценностям как истина, добро, справедливость, солидарность через искусство как особый род духовности и освоения мира. Искусство имеет то преимущество перед наукой, что затрагивает человека в его целостности, а не только его интеллект (в том числе воздействует на человека через его подсознание). К сожалению, этот путь в недостаточной мере использовался западной модерной цивилизацией и может в этом перекосе в сторону аполлонизма (Ф. Ницше) ее современные проблемы.

Особую роль среди других искусств играет музыка. Музыка сопровождает человечество с самых ранних периодов его праистории. Даже на стоянках первобытного человека археологи находят остатки примитивных музыкальных инструментов. Впрочем, первоначальным источником музыки является инструмент, данный человеку самой природой - человеческий голос. Каждый народ и каждая культура имеют свои музыкальные традиции. Существуют цивилизации, в которых находится под запретом живопись (исламская цивилизация), искусство театра (средневековая христианская цивилизация), но нет ни одной цивилизации мира, в которой не имелось бы и не развивалось бы музыкальное искусство. Свою музыкальную культуру имеет практически каждый социокультурный институт: церковь (духовная музыка), государство (гимны, патриотическая музыка), армия (марши, строевые песни) и т.д. Однако музыка носит не только прикладной характер: существует симфоническая музыка, авангардная музыка, которая пишется

только ради эстетического эффекта и представляет собой самодостаточный феномен, явление «чистого искусства».

С развитием средств сбора, распространения и передачи информации роль музыки в общественной жизни стала еще большей. Появились технические средства (сначала фонографы, затем граммофоны, проигрыватели, магнитофоны компьютеры, Интернет), позволяющие транслировать музыкальные произведения тысячам и миллионам слушателей. Музыка прочно вошла в жизнь людей, потому что она звучит везде - в квартирах, в личных автомобилях, в автобусах, в учреждениях быта, не говоря уже о развлекательных заведениях, просто на улицах. Часто это не классическая музыка, а музыка в стиле рок, рэп, поп и т.д., но в последнее время популярность приобретают и наиболее известные хрестоматийные произведения классики (популярные арии из опер, музыка Моцарта и др.).

Уже само широкое распространение музыки, в том числе и классической, увеличение ее роли в жизни современного человека делает проблему влияния классической музыки на формирование личности весьма актуальной. Классические произведения проверены времени, они не зависят от временной суеты и конъюнктуры, они оказывают на человека сильное эстетическое воздействие вне зависимости от социокультурной специфики исторического этапа.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы классической музыки и ее влияния на социализацию личности предполагает изучение более широкого контекста - музыки вообще и ее антропологического измерения. В связи с этим придется обратиться к наследию классиков философии, начиная с древних времен.

Ещё философы Древнего Востока уделяли внимание музыке,

определяя её ценность как воплощения тайны мироздания. В числе

5

мыслителей, отмечавших особое значение музыки в жизни человека, следует назвать таких учёных Древнего Китая, как Конфуций, Дэцзи, Шэнь Юань Цинь, Цай Юэнь Дин, а так же древнеиндийских мыслителей Матангу и Шарнгадеву.

В античной философии вопросы, связанные с музыкой, изучались Демокритом, Платоном, Аристотелем, Аристидом Квинтилианом, Аристоксеном, Птолемеем. Большое значение для оценки роли музыки в жизни человека имело возникновение теории «этоса» в трудах Платона, Аристотеля, Дамона. Ценность музыки в Античности рассматривалась также в связи с её воспитательными и лечебными возможностями, в частности, в пифагорейской и неопифагорейской школах.

В Средневековье доминировала духовная церковная музыка, и значение музыки представители этой преимущественно религиозной цивилизации видели в возможности через нее открыть человеку в чувственно ощутимых формах глубины трансцендентного духа. Музыка для этого была наиболее пригодна, потому что она не предполагает зрительных образов, нежелательных в силу того, что в монотеистических религиях Бог-Творец мира мыслится как невообразимый. Из средневековых исследователей музыкального искусства следует отметить Августина Аврелия, написавшего сочинение «О музыке».

Эпоха «Ars nova» и Возрождения обогатила трактовку ценности музыкального искусства, значимость которого стала рассматриваться с точки зрения проблем музыкального исполнительства. Мысли о подлинной ценности музыки мы встречаем в работах И. Тинкториса, Николая Кузанского, Николая Орезмского, Лоренцо Валлы, И. Грохео, Дж.Царлино, Н. Листения1.

1 См.: Тинкторис И. Обобщение о действии музыки // Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. Сост. В.Шостакова. М., 1996;

6

Бурное развитие естественно-математических наук, а также изучение психологии человека и рождение теории аффектов в Новое время повлияло на трактовку ценности музыки. Восприятие музыки интересует таких ученых, как Р. Декарт, Р. Кирхер, Ф. Марпург, А. Верхмейстер, И.Маттезон, И. Кванц, Н. Дилецкий1. Многое для толкования истинности и ценности музыки сделали французские энциклопедисты Ж.Ж. Руссо, Д.Дидро, Ш. Монтескье, Д'Аламбер . Позднее их взгляды были развиты в работах классиков немецкой философии И. Канта, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля3.

Значительный вклад в изучение проблемы ценности музыки внесла музыкально-критическая мысль ХУШ-Х1Х веков, в рамках которой формировались критерии истинности музыки. Критика обогатилась за счёт выступлений в печати известных музыкантов, поэтов и философов. Они, будучи по своему дарованию и художественному опыту «конгениальными» (И. Ильин) творцам-композиторам, могли дать верную оценку истинной ценности произведений. С критическими статьями о музыке, в которых формировались критерии восприятия музыкального произведения, выступали Э. Гофман, Г. Гейне, Г. Берлиоз, Р.Шуман, К.М.Вебер, Ф. Лист,

Кузанский Н. Избр. фил.соч-я. М., 1992; Valla L. Antidotum in Facium IV, X, 4 - 12. -Patavii , 1981, 30 Ipid IV,X ,16 -18 s;Concerning Music (De Música), Colorado Springs, 1967; ЦарлиноДж. Установления гармонии. Перевод О. П. Римского-Корсакова // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, под ред. В. П. Шестакова,—М., 1966, с.423-510идр.

'См.: Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. Т.1 - М.: Мысль, 1989; Марпург Ф. Критические статьи о музыкальном искусстве. М.: Искусство, 1999; Werckmeister А. MusikalicheTemperatur. Fr./ М,- Lpz , 1991; Mattheson. Johann. «DieMusik», «Hgndel -Komplekx», «Musika», 1960, №11; КачмарчикВ. П. ОрнаментикаИ. Кванца // Музыковедение: Приложениекжурналу «Музыкаивремя». - 2006.- №1,- С. 17-22; ДилецкийН. Идеяграмматикимусикийской. М., 1979 и др.

2См.: Руссо Ж.Ж. Рассуждение, способствовало ли возрождение науки и искусства улучшению нравов? // Избр. в Зт., т.1. 1961; Дидро Дени.Салон 1767 года // Собр. соч. в 10 т. , т. VI . Искусство, 1946; Д'Аламбер. «Освободемузыки» URL: ruletkaws>systems / obzor - system - igryi( web- local, rudn. rus web - local / nem / ido/ 9/ biog/d ).

3 См., напр.: Кант И. Что такое просвящение (grach - ucheny.ucoz/ru )

Р. Вагнер, К. Дебюсси1. В русской музыкальной культуре аналогичную роль сыграли публичные выступления А.Д.Улыбышева, В.Ф. Одоевского, А.Н. Серова, В.В.Стасова, Ц.А. Кюи, Г.А. Лароша, А.П. Бородина, H.A. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского .

В XX веке музыкальное искусство становится предпосылкой становления духовных, социальных форм жизни, что отражается и на отношении человека к музыке. Для философии XX века характерно усиление интереса к разнообразным социально-философским проблемам, в русле исследований чего возникают и работы, посвященные классической музыке. Музыка при этом рассматривается как аспект вовлечённости в человеческое бытие, это проявляется в интуитивизме А. Бергсона, экзистенциализме А. Камю, Ж.-П.Сартра, герменевтике В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля и других теориях, в трудах М. Хайдеггера, Г.Гадамера, Ж. Лиотара. Особое значение для вопросов истинности искусства имели работы Т. Адорно, Р. Ингардена, М. Вебера .

'См.: Гофман Э. Избр. произв. В 3-х т., М., 1975.( AllgemeinemusikalischeZeitung ) Лейпциг; Гейне Г. Собр. соч. в 10 т. М, Искусство. 1956-1959; Берлиоз Г. «О музыке классической и музыке романтической» // URL: http: abc- guitars. Com>pages / berhos.htm) дата обращения - 01.03. 2013; Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей в 2-х т. - М., Музыка, 1975-1979; Вебер К.-М. «Статьи и исследования» // История зарубежной музыки. Вып. 3. М., 1981; LisztF.SurPaganinianroposdesamott,"LaGasettemuzikalen 1840 23 août, p. 431-432; Дебюсси К. Музыка XX в. Сб. ст. , Л., 1983.

2См.: Соч.: Письма Улыбышева // Музыкальная старина. В.6. Спб., 1911; Одоевский В.Ф. Русская и так называемая общая музыка // Альманах «Историко-математические исследования» № 39, 1999; Серов А.Н. Критические статьи. Т.4. Спб., 1895; Стасов В.В. Избранные статьи о музыке. В 5-ти вып. М.: Изд. «Музыка» 1974-1980; Кюи Ц.А.. Избранные статьи. Л.: Гос-муз. изд-во, 1952. С. 624-660; Ларош Г.А. Избранные статьи. Л., 1978; Бородин А.П.. Музыкальные статьи. Жизнь и переписка // URL: http: III funeral-spb. narod. ru/ tihvinskoe/ tombs/ borodin/ borodin.htm) дата обращения - 09.11.2013; Римский- Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни // Гос. Муз. Издат 1935. 432 е.; Чайковский П.И.. Голос из московского музыкального мира. Примечания. Современная летопись. М., 1869, С. 5-7.

о

См.: Бергсон А. Материя и память //Бергсон А. Собр. Соч. Т.1- М.: Московский клуб, 1992,- С.224-226;Камю А. Творчество и свобода,- М.: Радуга, 1990. - 608с.; Сартр Ж.-П. Философские пьесы. М.: Канон., 1996; Дильтей В. Сила поэтического воображения. Начало поэтики // Зарубежная эстетика и теория XIX- нач. XX в. М.,1987; Воображение поэта // Вопросы философии, 1995, №5; Гуссерль Э. Феноменология внутреннего

Высказывания, указывающие на особую трактовку восприятия искусства, встречаются в работах русских и советских философов и теоретиков музыки: Б. Асафьева, Н. Бердяева, Вл. Соловьёва, А.Ф. Лосева, М.А. Лифшица, Л. Карсавина, С. Франка, П. Флоренского, И. Ильина1. Следует заметить, что в их работах анализируется не только музыка, но именно классическая музыка.

В последнее время исследования разных сторон социального бытия музыки приобретают всё большую и большую активность. О месте музыки в социокультурном бытии человека пишут А. Клюев, Т. Жаворонкова, А.Богомолов .

Исследованием музыки в свете общей картины мира занимался Б.В.Асафьев; музыку как эстетическую ценность в системе музыкознания изучает Ю.Н. Холопов, музыку как мир человека - В.К. Суханцева, музыку как феномен культуры - A.B. Михайлов, Л.А. Закс .

сознания и времени // Гуссерль Э. Собр. Соч. Т.1.-М.: Гнозис, 1994.-163с.;Хайдеггер М. Исток художественного творения/Пер. с нем. A.B. Михайлова.-М.:Академический проект, 2008.- С. 450-528;Гадамер Г.-Г. Искусство как игра, символ и праздник // «Kunstheute» Hrsg. А. Paus/ Graz, 1975,s.25-84; Лиотар Ж.-Ф. Постмодернизм в изложении для детей. Гл. 1/ Пер. с фран. А. Гараджа.М. 2008;Адорно Теодор. Философия новой музыки // URL: filosof. at/ ru>pubi / biografi / teodoradorno / - 01/php. Дата обращения - 17 09 2012;Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Из ранних произведений - М.: Политиздат, 1990;Ингарден Р. Исследование по эстетике,- М.: Издательство иностранной литературы, 1962,- 572 с. и др.

! См.: Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. -Л.: Музыка,1971.-346с.; Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480 с.;Соловьёв B.C. Смысл любви: избранные произведения,- М.: Современник, 1991 .-525с.;Карсавин Л.П. О личности / Религиозные и философские сочинения. М.,1992;Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. -1990.-№ 6-; Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М., 1993;Ильин И. А. Путь к очевидности,- М.: Республика, 1993.- 431с.

См.: Клюев A.C. Музыка и жизнь : О месте муз.искусства в развивающемся мире. -СПб.: Ut, 1997. - 157 е.; Жаворонкова Т.П. Музыка и философское осмысление мира: автореферат дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. - Санкт-Петербург, 2001. - 24 с.;Богомолов A.C. Диалектический логос: Становление антич. диалектики. - М. : Мысль, 1982. - 263 с.

3 См.: Холопов Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993 №4 С.106-114; Суханцева В.К. Музыка как мир человека (От идеи Вселенной- к философии музыки) URL: http://philosophy.ru/library/suhanceva/index.html; Михайлов A.B.

Особую область исследований составляет терапевтическое воздействие музыки; в числе наиболее активных её исследователей -В.И.Петрушин1.

Традиция, основанная трудами Вл. Соловьёва, интересовавшегося музыкой как явлением, обеспечивающим связь человека с высшими силами, была продолжена А. Лукьяновым, К. Шаровым . Интересный аспект связи музыки с философией и социологией представляют исследования Л. Загитовой, У. Вильданова и Г. Вильдановой , посвященные роли музыки в развитии этноса.

Мы опираемся в диссертации и на исследования воздействия музыки на сознание и психику человека. В связи с этим можно отметить труды А.Я. Канапацкого4. В контексте данной проблемы находятся и работы Л. Кашаповой5, где исследуются вопросы музыкального воспитания человека.

Несмотря на довольно многочисленные работы, посвященные анализу музыки, музыкального искусства, его места в жизни человека, остаются незатронутыми многие вопросы. Кроме того, философский анализ значимости музыки для развития социума, характерный для Античности и Средневековья, в современной научной литературе почти не представлен.

Философия Мартина Хайдеггера и искусство // Современное западное искусство: XX век. - М., 1982; Михайлов A.B. Павел Флоренский как философ границы // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 11; Языки культуры. - М., 1997; SachksK. TheRiseofMusikintheAncientWorld.-NewYork, 1943.

'См., напр.: Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Академический проект, 2009. 400с.; Он же Психология музыкального восприятия URL:http://lib.vkarp.com/2010/l 1/25.

2 См.: Лукьянов А. В. Трансцендентальное в морали. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2009, -284 е.; Шаров М.А. Принцип целостности в философии образования В. С. Соловьёва// Научные ведомости Белгородского ГУ .Серия: Философия. Социология. Право. Вып. 7 Т.5. 2009.

3См.: Загитова Л.И. Роль музыки в познании действительности // Неделя науки. Материалы научно-практической конференции СИБГУ. Сибай: Изд-во СИБГУ, 2005; Вильданов У.С, Вильданова Г.Б.. Мировоззренческие проблемы в башкирском эпосе «Урал-Батыр» // Философия и общество (Socionauki.ru>authors / vildanov_u_s /.

4См.: Канапацкий А.Я. Мир истинной духовности и система образования,- Уфа: РИО БашГУ, 2002,- 188с.

эСм., напр.: Кашапова Л.М. Роль семьи и школы в этномузыкальном образовании детей // URL: http://vestnik.osu.rU/2004_9/5.pdf

Объектом диссертационного исследования является формирование человеческой личности в социуме.

Предмет исследования - влияние классической музыки на формирование личности

Цель и задачи диссертации. Главная цель работы заключается в раскрытии роли классической музыки в формировании человеческой личности как неотъемлемого элемента социума. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих взаимосвязанных между собой задач:

• раскрытие сущности феномена музыки через категорию «мировоззрение»;

• раскрытие сущности классической музыки и рассмотрение ее как социальной и культурной ценности;

• изучение социокультурных и социодуховных аспектов и контекстов классической музыки;

• выявление механизмов восприятия классической музыки и её ценностного содержания;

• анализ структуры мировоззрения и специфики и роли влияния на него классической музыки.

Методологическая основа исследования. Необходимость рационального исследования влияния классической музыки на личность человека определила использование в диссертационном исследовании таких общенаучных методов как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

При этом сложность, многогранность, внутренняя антиномичность и в то же время структурная организация феномена музыки и феномена

личности потребовала применения диалектического метода, метода восхождения от абстрактного к конкретному и системного метода.

Вместе с тем в диссертации классическая музыка рассматривается как социальное явление, без отрыва от развития социума, поэтому нельзя было обойтись и без использования принципа историзма.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• обосновано, что музыка, будучи соединением рационального и иррационального, совмещает миропонимание и мироотношение и отражает единство духовной и культурной жизни личности и общества;

• выявлены специфические характеристики классической музыки, прежде всего, точность, невозможность что-либо существенно изменить при исполнении; также выявлена связь классической музыки с антропоцентризмом и механицизмом новоевропейской цивилизации, которая породила музыкальную классику, и дух которой эта классика выражает;

• определены социально-духовные и социально-культурные контексты классической музыки, в частности ее связь с национальным началом культуры, идеологией патриотизма, со сферой религии, медицины, экономики, а также, со сферой образования;

• в ходе анализа механизма восприятия классической музыки, ее благотворного воздействия в процессе этического и эстетического воспитания личности, доказано, что восприятие классической музыки ликвидирует односторонность образования, ориентированного на науку;

• определена роль классической музыки в формировании мировоззрения и его конкретных подуровней Положения, выносимые на защиту.

- Музыка как «алогическое становление эйдоса» (А.Ф. Лосев), единство рационального и иррационального есть полное выражение мировоззрения как в его смысловом (миропонимание), так и в ценностном (мироотношение) аспектах;

- Классическая музыка сущностно связана с духом новоевропейской антропоцентрической, механистической цивилизации, в лоне которой она и сформировалась.

- Модерное общество через такие социальные институты, как школа и, прежде всего, высшая школа, делает упор на формирование личности человека через приобщение к научному поиску и к шедеврам философско-научной мысли. Однако возможно и необходимо дополнение этого пути альтернативным - образованием через искусство, а именно через приобщение к образцам классической музыки.

- Музыка оказывает влияние не только на сознание человека, эмоционально-чувственную сферу, но и на его подсознание, охватывая целиком область психики и таким образом более глубоко влияя на его формирование как личности, чем наука. Теоретическая значимость исследования заключается, прежде

всего, в том, что настоящее исследование позволило определить сущностные признаки классической музыки, ее социальные и духовные контексты идентификации, механизмы ее влияния на личность в ходе ее формирования и социализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать при разработке специальных учебных курсов для студентов философских факультетов, а также применять в сфере образования, работы с молодежью, социальной и культурной политики.

Апробация исследования. Основные идеи и выводы диссертационного исследования изложены в ряде статей и выступлений на конференциях различного уровня, в том числе на международных научно-практических конференциях: в рамках фестиваля-конкурса, посвященного 200-летию Ф. Листа (Будапешт, 2011 г.), «Философия и научная картина мира» (Уфа, 2012 г.), посвященной 180-летию И Гайдна (Вена, 2012 г.), посвященной 140-летию С.Рахманинова (Мадрид, 2013 г.), а также на VI Российском философском конгрессе (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика» (Уфа, 2011 г.) и др.

По материалам диссертации опубликовано 10 научных работ, из них 3 статьи в рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для обнародования основных результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав: в первой главе три параграфа, во второй главе два параграфа, заключения и списка литературы, содержащего в себе 206 источников. Общий объем диссертации - 150 страниц.

ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ

ЦЕННОСТЬ

1. Музыка и ее роль в мировоззрении и культуре

Музыка - одно из древнейших искусств. Греческое слово «музыка» (|!оиспкг|,) отсылает нас к образам Муз - дочерей Зевса и Мнемозины, которые вдохновляли поэтов, художников, актеров, воспевая через них богов и богинь. Первоначально «музыка» у греков означала вообще любую деятельность Муз, то есть любое искусство.

В современном мире музыка понимается несколько ^же - как искусство выражения чувств и мыслей, посредством звуков, определенным образом организованных во времени (и, по мнению некоторых специалистов - в пространстве). Существует много разных видов музыки: народная, классическая, авангардная, популярная, но в данном случае нас интересуют общие черты всех ее разновидностей, ее общее определение.

Во введении к нашей работе мы в качестве первой ее задачи указали рассмотрение музыки в контексте мировоззрения. Это не случайность и не каприз исследователя, именно такое рассмотрение музыки может более полно раскрыть ее роль в культуре. Дело в том, что категория «мировоззрение» отражает духовную жизнь личности в ее целостности. Человек - существо не только мыслящее, но и чувствующее и предметы универсума имеют для него не только смысл, но и ценность. Поэтому в мировоззрении различают два уровня: - миропонимания; -мироотношения.

Вместе с тем именно музыка может их соединить, потому что музыка

- по природе своей объединяет иррациональное и рациональное, будучи

15

«алогическим становлением эйдоса» (А.Ф. Лосев), проще говоря, музыка содержит в себе начало порядка, потому что подразумевает организацию звуков, и хаоса, потому что сами по себе звуки составляют текучую неразличимую материю.

В этом смысле можно сказать, что в музыке переплетается этическое и эстетическое, онтогносеология и антропология. Музыка - это всеединство, отраженное в звуке. Начнем с этического аспекта музыки.

Человеческое общество не существует без взаимопомощи. Эта взаимопомощь есть «ядро» коммуникативной культуры. Никто, в том числе и мыслитель и музыкант (художник) не может чувствовать себя спокойно на «олимпийских», духовных высотах. Люди призваны страдать и сострадать, чтобы достичь духовного утешения. Но человек, стремящийся к великой цели (например, к тому, чтобы сделать человеческий род более счастливым), зачастую не думает о самом себе, о своих повседневных, обыденных интересах. Ведь сама природа «вложила» в человека «инстинкт» заботы о других людях. Сам человек есть, в большей степени, тот, кому дороже и превыше всего само звание человека.

Человек, думающий только о личном счастье, зачастую не обеспокоен благополучием других людей. В данном случае приходится вести речь о всё той же борьбе за существование. Но великая музыка, основной мотив которой состоит в возвышении над эмпирическим, земным миром, призвана к тому, чтобы это возвышение сделать как бы силой духовного единения людей.

Но дух музыки не реализуется, если его «субстанцией» не является

романтический дух, призванный осваивать социальные миры. И тут

невозможно не вспомнить о концертах Н. Паганини в Париже (1831 г.), на

которых присутствовали многие выдающие люди Европы: Ф. Лист, О. де

Бальзак, Э.Делакруа, Ж. Санд и другие. Перед слушателями приоткрывался

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пинягина, Ирина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия XX века внесла нечто новое в изучение духа классической музыки. Для философии XX века характерно усиление интереса к разнообразным социально-онтологическим и социально-антропологическим проблемам. В русле исследования бытия музыки появляются и работы, посвященные феномену классической музыки.

Музыка изучается в различных ракурсах. Кроме музыковедения, специально занимающегося проблемами музыки, классическая музыка исследуется в контексте философии культуры, а так же в социальном, психологическом, педагогическом, культурном, естественнонаучном аспектах.

Практически все философы, в поле зрения которых находилась проблема духовного становления личности, так или иначе, пытаются выявить роль классической музыки в жизни общества. Ведь классика ориентирует людей на познание не только красоты, но и добра, и истины. Отношение к музыке постоянно менялось: её рассматривают то как объект научного исследования, то как мистический «дар богов», объяснить который практически невозможно. В XX веке вновь пробуждается интерес к классической музыке как к универсальному хранилищу культурной и духовной информации человеческого рода.

Выводы нашего исследования сводятся к следующим тезисам:

В современной философии искусства музыка понимается как

искусство выражения чувств и мыслей, посредством звуков, определенным

образом организованных во времени (и, по мнению некоторых

специалистов - в пространстве). Существует много разных видов музыки:

народная, классическая, авангардная, популярная, но в данном случае нас

интересуют музыка классическая и рассмотрение ее в контексте

128

мировоззрения. Мы считаем, что такое рассмотрение музыки может более полно раскрыть ее роль в культуре. Дело в том, что категория «мировоззрение» отражает духовную жизнь личности в ее целостности. Человек - существо не только мыслящее, но и чувствующее и предметы универсума имеют для него не только смысл, но и ценность. Поэтому в мировоззрении различают два уровня: - миропонимания; -мироотношения.

Вместе с тем именно музыка может их соединить, потому что музыка

- по природе своей объединяет иррациональное и рациональное, будучи

«алогическим становлением эйдоса» (А.Ф. Лосев), проще говоря, музыка

содержит в себе начало порядка, потому что подразумевает организацию

звуков, и хаоса, потому что сами по себе звуки составляют текучую

неразличимую материю.

В этом смысле можно сказать, что в музыке переплетается этическое

и эстетическое, онтогносеология и антропология. Музыка - это

всеединство, отраженное в звуке.

Однако одной из важных проблем является определение

классической музыки. Обычно говорится, что классическая музыка - это

музыкальные произведения, которые вошли в пантеон музыкального

искусства, выдержали испытание временем, общепризнанны как образцы

музыкальных произведений. Вместе с тем признается, что не всякая

музыка, пользующаяся популярностью и у современников композитора и у

последующих поколений относится к классической, ведь, например,

таковыми могут быть и произведения в стиле рок или джаз. Отмечают, что

к классической музыке чаще всего относят музыку симфоническую и

академическую, произведения композиторов ХУП-Х1Х вв. (Бах, Гайдн,

Моцарт, Шуберт, Лист, Бетховен, Вагнер и др.) и их преемников,

129

ограниченную рядом жанров (симфония, соната, сюита, опера и т.д.), указывают на связь классической музыки (во всяком случае ранней) с принципами искусства классицизма, наконец, утверждают, что это -серьезная музыка, требующая подготовки, вдумчивого восприятия и этим она отличается от музыки «легкой», развлекательной.

Однако известный американский композитор и музыкант Леонард Бернстайн, который общепризнан и как авторитет в области теории музыки заявлял, что все это несущественные, случайные признаки, так как они могут наличествовать и у неклассических произведений и отсутствовать у классических. Главное в классической музыке, по его мнению - это ее «точность». Приведем его собственные слова: «каждый исполнитель играет произведение немножко по-другому. То, что люди называют классической музыкой, не может быть изменено (если не считать особенностей исполнителя). Эта музыка постоянна и неизменна. Есть только один способ играть ее, и этот способ указан самим композитором. Может быть, и называть ее "точной" музыкой?»1. Можно согласиться с Бернстайном, ведь как справедливо он замечал, популярную эстрадную или народную песню можно исполнить быстрее или медленнее, громче или тише, джаз по определению предполагает импровизацию исполнителя, а классическое произведение можно исполнить только одним строго определенным образом. Это действительно жестко зафиксированный образец и этим классическая музыка напоминает определение литературы, которое давал в своем учебнике поэтики теоретик формализма Томашевский.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что классическая музыка отражает дух западноевропейской цивилизации модернистского типа, с

1 Леонард Бернстайн Что такое классическая музыка? // Школьнику Онлайн-журнал Ьйр://]оигпа1-зЬко1п1ки.ги/сМо-1акое-к1а551сЬ-шиз1ка.Ь1т1

одной стороны выражая ценности Просвещения, а с другой стороны оппозиционного ей романтизма. Мировоззрение новоевропейской цивилизации антропоцентрично. Но именно внутренний мир погруженного в посюстороннее человека - чувства, страсти, сомнения, дерзания призвана выразить классическая музыка.

С другой стороны ХУП-Х1Х века - это эпоха торжества механистического мировоззрения, когда сформировалась классическая механистическая ньютонианская картина мира, представляющая природу как механизм, когда и в практической жизни европейской цивилизации начинают играть огромную роль машины и механизмы. Но не будем забывать, что классическая музыка предполагает исполнение с использованием различных, в том числе и сложных музыкальных машин -от скрипок и виолончелей до клавесина и фортепьяно (в отличие от музыки, скажем, народной). Слаженность действий музыкантов, которыми управляет дирижер, также имеет своей параллелью в «низменной» экономической сфере жизни общества слаженность действий рабочих на фабрике. Наконец, точность воспроизведения, отсутствие импровизации также напоминает воспроизводство одинаковых деталей на станке и конвейере, в отличие от работы ремесленника, не лишенной стремления воспроизвести образец, но гораздо более творческой.

Классическая музыка, являясь чистым искусством, на первый взгляд лишена прикладного социального смысла. Вместе с тем это не совсем так, классическая музыка играет в нашем обществе важную роль и распределена по многим сферам социального бытия. Это связано с многогранностью функций и аспектов самой классической музыки и духовных, а также и неотделимых от них материальных потребностей человека, а именно с тем, что классическая музыка способна соединять

людей, учить их разделять чувства друг друга, сопереживать, что

способствует социализации на высоком духовном уровне

Укажем сначала на то, что классическая музыка, которая вообще-то -

общечеловеческое достояние и связана с закономерностями бытия

человеческого духа вообще, выражает в то же время национальное начало

в культуре и в этом смысле она неотделима от таких ценностей как

патриотизм, любовь к своему народу, государству и т.д. Отдельные

классические произведения могут быть символами той или иной

национальной культуры, исторической эпохи, так что даже могут

исполняться на государственных мероприятиях, во время государственных

праздников, быть завершением приемов на высшем политическом уровне.

Классическая музыка связана с экономической жизнью общества,

имеется множество любителей классической музыки, которые посещают

консерватории, театры, концерты, покупают диски с музыкой классических

композиторов. В последнее время в мире наблюдается рост интереса к

классической музыке, появился феномен «популярной классики», есть

фирмы, в том числе и в Интернете, занимающиеся распространением

записей классической музыки.

Классическую музыку пытаются использовать как терапевтическое

средство в современной медицине, например, в психиатрии

Классическая музыка является оформлением произведений других

сфер искусства, она исполняется в театральных постановках и кино- и

телефильмах, она служит фоном для выставок художников. По мотивам

литературных произведений пишутся оперы, балеты.

Отдельного упоминания заслуживает связь классической музыки со

сферой религии. Многие произведения «ранней классики» (в частности

произведения И.С. Баха) создавались для исполнения в церкви и на Западе

они исполняются там до сих пор. В филармониях и консерваториях

132

исполняются духовные произведения, которые одновременно причисляются к музыкальной классике. В Западной Европе и США сторонники религиозного модернизма устраивают в своих храмах концерты классической музыки.

Наиболее важным социодуховным и социокультурным аспектом бытия классической музыки является, конечно, ее участие в образовании. В средней школе существует обязательный предмет «Музыка», в программу которого входит и изучение произведений музыкальной классики, есть специализированные музыкальные школы и вузы. В связи с этим важно всесторонне исследовать влияние классической музыки на человеческую личность и ее мировоззрение.

Классическая музыка способствует эстетическому развитию человеческой личности, развивает в ней вкус, чувство гармонии, ритма. Она обогащает эмоциональный мир человека, учить его сопереживать другим, чувствовать их беды как свои и тем самым прививает человеку и этические ценности - такие как милосердие, сострадание любовь к ближним. Классическая музыка благотворно влияет и на физическое и психическое здоровье человека, что было известно еще в древности, развивает различные качества человеческой личности, имеющие большое социальное значение -внимание, творческие способности, воображение.

На ценностную иррациональную составляющую мировоззрения человека классическая музыка воздействует непосредственно. Классическая музыка, на наш взгляд, выступает в качестве эмоционального познания; она, постепенно, превращает все внешние воздействия в эмоциональный опыт, без которого личность человека состояться не может.

Миропонимание формируется в результате рефлексии, а музыка не

содержит в себе понятий в отличие, например, от литературной речи.

Вместе с тем классическая музыка развивает в личности этическое и

133

эстетическое начало, без чего для нее невозможно определиться с содержанием таких понятий как «красота» или «добро». Классическая музыка способна передавать трагическое и комическое, что также оказывает влияние на становление миропонимания человека. Классическая музыка оказывается своего рода «духовной призмой», посредством которой воспринимается и переживается вся окружающая человека социальная действительность. Таким образом, поле исследований влияния классической музыки на социум простирается далеко за пределы настоящей диссертации. Наиболее перспективными и эвристичными представляются: изучение влияния классической музыки на обыденное сознание людей, возможности манипуляции общественным и индивидуальным сознанием посредством классической музыки, потенциал использования классической музыки в целях развития толерантности и межкультурного диалога и другие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пинягина, Ирина Юрьевна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдрахманов Д.М. Проблемы влияния глобализации на свободу личности: Авт-т дисс... канд. филос. наук. - Уфа, 2006. - 16 с.

2. Августин А. Против академиков // Мир философии. - М., 1991. - 312 с.

3. Аверинцев С.С. Культура и религия. -М.: Мысль, 1991. -200 с.

4. Адорно Теодор. Философия новой музыки // URL: filosof. at/ ru>pubi / biografi / teodoradorno / - 01/php. Дата обращения - 17 09 2012

5. Айванхов O.M. Истина плод мудрости и любви. - М., 2004. - 184 с.

6. Айванхов О.М. Любовь больше веры. - М., 2001. - 208 с.

7. Айванхов О.М. Семена счастья. - М., 2005. - 231 с.

8. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. - М., 1991. -312 с.

9. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. - М.: Алгоритм, 2004. -320 с.

10. Андреева Н.С. Современные исследования философии Шеллинга (Аналитический обзор) // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. - М.: ИНИОН, 1987. Вып. 2. - С. 89-119.

11. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. - М., 2000. - 799 с.

12. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). -Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 1995. - 172 с.

13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253 с.

14. Аполлоний Тианский. Тропою мудрости: Сб. афоризмов.- М.: Глобус, 2002.

15. Арендт X. VitaActiva или О деятельности жизни / Пер. В.В. Бибихина. - СПб., 2000.

16. Аристотель. О душе // Он же. Собрание сочинений. Т. 1. -М., 1976.

17. Аристотель. Сочинения в 4-х т. - М.: Мысль, 1976-1984.

18. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. -Издание 2. - М.: Библос, 1993.

19. Асафьев Б.В.Музыкальная форма как процесс. - JL: Музыка, 1971. -346 с.

20. Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). -М., 1995.- 103 с.

21. Бабушкина Д. А. Проблема соотношения терминов моральности (Morality) у Ф.Г. Брэдли и моральности (DieMoralitát) и нравственности (DieSittlichkeit) Г.В.Ф. Гегеля // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 16(40); Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2007.

22. Балашов JI.E. Мир глазами философа (Категориальная картина мира). -М.: ACADEMIA, 1997.-293 с.

23. Баскин М.П. Немецкие просветители XVIII века. Гердер, Лессинг, Шиллер, Гёте // История философии. В 4 т.: Т. 2. - М., 1957. -С. 19-36.

24. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории «деятельность». Деятельностный подход в плену субстанциализма // Деятельность: теория, методология, проблемы. - М., 1990.

25. Бахтизина Д.И. Бытие и духовность музыки: Монография. - Уфа: Изд-во Б ГПУ, 2008,- 124 с.

26. Бахтизина Д.И. Ценностный концепт истинности музыки: Монография. - Уфа: РИЦ Башгу, 2011. - 166 с.

27. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336с.

28. Бахтин М.М. К философии поступка // М.М. Бахтин. Собр. соч. - Т. 1.

136

29. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. - М.: Языки славянских культур, 2008.

30. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -424 с.

31. Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. В 2-х т. - М.: Искусство, 1986

32. Белый А. Душа самосознающая. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2004. - 560 с.

33. Беляков Б.Н. Структура человеческой мыследеятельности и формы её отражения. - Челябинск, 1990. - 181 с.

34. Бенин B.JL, Хазиев B.C. Истина и культура философского мышления: Монография. - Уфа: Вагант, 2008. - 176 с.

35. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Academia-Центр», «МЕДИУМ», 1995. -323 с.

36. Бердяев H.A. Дух и реальность. - М.: ACT, 2007. - 384 с.

37. Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. -480 с.

38. Блауберг И.И. Анри Бергсон и философия длительности // Бергсон А. Собр. соч. - T. 1.-М.: Московский клуб, 1992. - С. 16-18.

39. Боэций С. Утешение философией. - М.: Знание, 1990. - 416 с.

40. Бубер М. Два образа веры. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-592 с.

41. Берлиоз Г. «О музыке классической и музыке романтической» // URL: http: abc- guitars. Com > pages / berhos. htm) дата обращения - 01.03. 2013

42. Богомолов A.C. Диалектический логос: Становление антич. диалектики. - М. : Мысль, 1982. - 263 с.

43. Бородин А.П.. Музыкальные статьи. Жизнь и переписка // URL: http: III

137

funeral- spb. narod. ru/ tihvinskoe/ tombs/ borodin/ borodin.htm) дата обращения -09.11.2013

44. Вебер К.-М. Статьи и исследования // История зарубежной музыки. Вып. 3. М., 1981

45. Вильданов У.С, Вильданова Г.Б.. Мировоззренческие проблемы в башкирском эпосе «Урал-Батыр» // Философия и общество.( Socionauki.ru> authors / vildanov_u_s /

46. Воображение поэта // Вопросы философии, 1995, №5

47. Гадамер Г.-Г. Искусство как игра, символ и праздник // «Kunstheute» Hrsg. A. Paus/ Graz, 1975,s.25-84

48. Галимов Б.С. Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования духовного развития человека. - Уфа. Изд-во БашГУ, 2001. -54с.

49. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2-х т. - СПб.: Наука, 1999.

50. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. -М.: Наука, 1956.-372 с.

51. Гейне Г. Собр. соч. в 10 т. М, Искусство. 1956-1959

52. Гельвеций К.Ф. Записные книжки // Сочинения. Т. 1. - М., 1974.

53. Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. - 1995. - № 6. - С. 87-97.

54. Герцен А.И. Сочинения в 2-х т.: Т. 2. -М.: Мысль, 1986.-С. 192,352.

55. Гессе Г. Избранное. - М.: Радуга, 1981. - 539 с.

56. Глазунов А. Письма, статьи, воспоминания. - М.: Музыка, 1958. -410 с.

57. Голубева H.A. Музыка и временные процессы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Сентябрь-октябрь 5(26). - 2008. Научный журнал. - С. 273-277.

58. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. - М.: Искусство, 1970.

59. Гофман Э. Избр. произв. В 3-х т., М., 1975.( AllgemeinemusikalischeZeitung) Лейпциг

60. Грехнев B.C. Духовность как состояние развития общества // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г., Москва). В 3-х т.: Т. 3. - М.: Наука, 2002. - С. 54-55.

61. Гризе Ж. Структурирование тембров в инструментальной музыке // Музыкальная академия. - 2000. -№ 4. - С. 113-121.

62. Губин В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца // Философия любви. Часть 1 / Под общ.ред. Д.П. Горского; Сост. A.A. Ивин. - М.: Политиздат, 1990.-С. 231-253.

63. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. - М.: Мысль, 1998.

64. Гулыга А. Дух и духовность//Диалог. - 1991.-№ 17.-С. 18-26.

65. Гулыга A.B. Шеллинг. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1984.

66. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. - 2000. - № 10. - С. 35-42.

67. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. - М.: Знание, 1985. - 267 с.

68. Д'Аламбер. О свободе музыки // URL: ruletka ws>systems / obzor -system - igryi( web- local, rudn. rus web - local / nem / ido/ 9/ biog/d ).

69. Дебюсси К. Музыка XX в. Сб. ст. , Л., 1983.

70. Дева Ч. Индийская музыка. - М.: Музыка, 1980. - 270 с.

71. Декарт Р. Страсти души: Сочинения. - М.: Мысль, 1989.

72. Денисов А.К. К проблеме семиотики // Музыкальная академия. - 2000. - № 1.-С. 211-217.

73. Дидро Дени. Салон 1767 года // Собр. соч. в 10 т. , т. VI . Искусство, 1946.

74. Дилецкий Н. Идея грамматики мусикийской. М., 1979.

75. Дильтей В. Сила поэтического воображения. Начало поэтики // Зарубежная эстетика и теория XIX- нач. XX в. М.,1987

76. Жаворонкова Т.П. Музыка и философское осмысление мира: автореферат дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. - Санкт-Петербург, 2001. - 24 с.

77. Загитова Л.И. Роль музыки в познании действительности // Неделя науки. Материалы научно- практической конференции СИБГУ. Сибай: Изд-во СИБГУ, 2005. Зарубина Л.П. К вопросу о философии музыки // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т. 4. - М.: Современные тетради, 2005.-С. 175.

78. Зинченко В.П. Размышления о душе и её воспитании // Вопросы философии. - 2002. - № 2.

79. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

80. Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993. - 431 с.

81. Имамутдинова З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («чтение» Корана, фольклор). - М.: Государственный институт искусствоведения, 2000. - 212 с.

82. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М.: Издательство иностранной литературы, 1962. - 572 с.

83. Ирвинг В. Царственный поэт // Ирвинг В. Собрание соч. В 5 тт.: Т. 1. -М.: Терра - Книжный клуб, 2001. - С. 56-67.

84. Исхакова З.С. Образ звукового пространства в атональных

композициях А. Веберна. Уфа: РИЦ УГАИ им. 3. Исмагилова, 2004. - 48 с.

140

85. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Наука, 1997. - 205 с.

86. Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. - М.: ИЧП Магистр, 1999.

87. Казанцева Л.В. Автор в музыкальном содержании: Монография // РАМ им. Гнесиных. - М., 1998. - 190 с.

88. Казанцева Л.В. Аксиологический аспект качества музыки речи // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы III Международной научно-практической конференции (26 января 2007 г., Тамбов). - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. муз.-пед. ин-та им. C.B. Рахманинова, 2007. - С. 79-81.

89. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. - М.: Политиздат, 1990. -415 с.

90. Камю А. Творчество и свобода. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.

91. КанапацкийА.Я. Мир истинной духовности и система образования. -Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 188 с.

92. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Машмир, 1992. - 112 с.

93. Кант И. Критика способности суждения / Пер. снем. - М.: Искусство, 1994.

94. Кант И. Критика чистого разума. - М.: ЭКСМО, 2009. - 736 с.

95. Канчели Г. Шкала ценностей // Музыкальная академия. - 2004. - № 3. -С. 1-8.

96. Каргополова Н.А. Музыка и философско-эстетические взгляды В.В. Кандинского // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т.: Т. 4. - М.: Современные тетради, 2005.

97. Kapp Д. История, художественная литература и человеческое время // Философия и общество. - Научно-теоретический журнал. 1(61), 2011. - М., 2011.-С. 160-179.

98. Карсавин Л.П. О личности / Религиозные и философские сочинения. М.,1992

99. Качмарчик В. П. Орнаментика И. Кванца // Музыковедение: Приложение к журналу «Музыка и время». - 2006. - № 1. - С. 17-22

100. Кашапова Л.М. Роль семьи и школы в этномузыкальном образовании детей // URL: http://vestnik.osu.ru/2004_9/5.pdf

101. Кашин B.B. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания / Изд-еБашкирск. ун-та. - Уфа, 2000. - 184 с.

102. Клюев A.C. Музыка и жизнь : О месте муз.искусства в развивающемся мире. - СПб.: Ut, 1997. - 157 с.

103. Колбунов Ф.А. Ценностные ориентации молодёжи российского мегаполиса. - Авт-т дисс... канд. культурологии. - Санкт-Петербург, 2011. -21 с.

104. Комаров C.B. Метафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания / C.B. Комаров. - СПб.: Алетейя, 2007. - 736 с.

105. Кузанский Н. Избр. фил.соч-я. М., 1992.

106. Кюи Ц.А.. Избранные статьи. Л.: Гос-муз. изд-во, 1952. С. 624-660.

107. Ларош Г.А. Избранные статьи. Л., 1978.

108. Лиотар Ж.-Ф. Постмодернизм в изложении для детей. Гл. 1/ Пер. с фран. А. Гараджа.М. 2008.

109. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1997. - 152 с.

110. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред.

A.C. Дмитриева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 639 с.

142

111. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века (III-IV века). -М.: Искусство, 1988. - 447 с.

112. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М.: Политиздат, 1990. -

113. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Он же. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991.-С. 315-335.

114. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.

115. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: «Советский писатель», 1991,- 481 с.

116. Лукьянов A.B. «Философия откровения» Ф.В.И. Шеллинга и её эвристический смысл: Монография / A.B. Лукьянов. - Уфа: РИД БашГУ, 2011.-316 с.

117. Лукьянов A.B. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. - 2002. - № 6. - С. 81 -89.

118. Лукьянов A.B. Трансцендентальное в морали. - Уфа: РИЦБашГУ, 2009.-284 с.

119. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). -Оренбург: Издательский цент ОГАУ, 1997. - 252 с.

120. Марпург Ф. Критические статьи о музыкальном искусстве. М.: Искусство, 1999

121. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993.

122. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 439 с.

123. Михайлов A.B. Павел Флоренский как философ границы // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 11.

124. Михайлов A.B. Философия Мартина Хайдеггера и искусство //

Современное западное искусство: XX век. - М., 1982.

143

125. Моруа А. Прометей или жизнь Бальзака. - М.: Радуга, 1983

126. МуньеЭ. Что такое персонализм? // Пер. с франц., примеч. И.С. Вдовиной. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. - 128 с.

127. Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы // Фридрих Ницше - Мн.: Харвест, 2003. - С. 587-928.

128. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Казус Вагнер. Антихрист. Ессе homo. Человеческое, слишком человеческое. Злая мудрость / Ф. Ницше. - Мн.: Харвест, 2003. - С. 3-216.

129. Ницше Ф. Посмертные афоризмы // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы / Фридрих Ницше. - Мн.: Харвест, 2003. - С. 929-1002.

130. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти, посмертные афоризмы / Фридрих Ницше. - Мн.: Харвест, 2007. - С. 435-572.

131. Новейший философский словарь. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1280 с.

132. Новикова Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельности // Художественное и научное творчество. - Л., 1972. - С. 62-92.

133. НосинаВ.Б. Символика музыки И.С. Баха. - М.: Классика-ХХ1, 2004. -56 с.

134. Оболенская О.Н. Влияние философии В. Соловьёва на творчество Левитана // Человек. Общество. Образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-17 марта г. Сибай). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 373-376.

135. Оганова A.A. Произведение искусства и художественный образ. - М.: Знание, 1978.-64 с.

136. Одоевский В.Ф. Русская и так называемая общая музыка // Альманах «Историко-математические исследования» № 39, 1999

137. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 51-62.

138. Олейник М.А. Гуманистический потенциал музыкального искусства в современной культуре // Философское мировоззрение и картина мира. Четвёртые лойфмановские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции (17-18 декабря 2009, Екатеринбург). - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2009.

139. Орехов A.M. Социальная философия перед лицом современных вызовов: состоится ли её «оправдание? // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. 1(61). - М., 2011. - С. 26-41.

140. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды / Сост., предисл. и общ.ред. A.M. Руткевича. - М.: Весь Мир, 1997. - С. 303-368.

141. Петрарка Ф. О любви / Франческо Петрарка; Пер. с ит., предисл. В. Дашина. - М.: ЭКСМО, 2010. - 288 с.

142. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Академический проект, 2009. 400с.

143. Петрушин В.И. Психология музыкального восприятия URL: http://lib.vkarp.com/2010/ll/25.

144. Письма Улыбышева // Музыкальная старина. В.6. Спб., 1911.

145. Померанц Г.С. Искусство и развитие личности // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - № 5.

146. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т.: Т. 2. - М., 1992.

147. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни // Гос. Муз. Издат. 1935. 432 с.

148. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, способствовало ли возрождение науки и

искусства улучшению нравов?//Избр. вЗ т.,т.1. 1961

145

149. Сартр Ж.-П. Философские пьесы. М.: Канон., 1996

150. Серов А.Н. Критические статьи. Т.4. Спб., 1895

151. Серебрякова А.Н. Классическая музыка как фактор духовно-нравственного развития студенческой молодёжи. - Авт-т дисс... канд. социол. наук. - М., 2012. - 23 с.

152. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: традиции и современность. - Уфа: Гилем,2005. - 320 с.

153. СложеникинаН.С. Катарсис как порождение истины в художественном познании // Современные проблемы науки и образования: Тезисы докладов 41 внутренней научной конференции преподавателей МАГУ. -Магнитогорск: Изд-во МАГУ, 2001. - С. 138-139.

154. СложеникинаН.С. Специфика художественной правды и категория «истина» в искусстве // Проблемы истории, филологии, культуры. Сб. ст. Вып. 17. - Магнитогорск. Изд-во МАГУ, 2006. - С. 50-53.

155. Современная западная философия / Под общ.ред. Т.Румянцевой. -Мн.: Книжный дом, 2009. - 1024 с.

156. Соловьёв B.C. Смысл любви: избранные произведения. - М.: Современник, 1991. - 525 с.

157. Соловьёв B.C. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1988. - Т. 1. - 892 с.-Т.2.-822 с.

158. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.

159. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М.: Музыка, 1970. - 176 с.

160. Способин И.В. Музыкальная форма. -М.: Музыка, 1980. - 280 с.

161. СтарчеусМ.О. Охронотопах музыкального мышления // Музыкальная академия. - 2004.-№3,-С. 156-163.

162. Стасов В.В. Избранные статьи о музыке. В 5-ти вып. М.: Изд. «Музыка» 1974-1980.

163. Степун Ф.А. Сочинения. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. - 1000 с.

164. Столетов А.И. Онтология художественного творчества. Авт-т дисс... доктора филос. наук. - Уфа, 2009. - 34 с.

165. СтоловичЛ.М. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. - М.: Искусство, 1994. - 464 с.

166. Стоун И. Муки и радости. Роман о Микеланджело. - Кишинёв: Картямолдовеняскэ, 1975. - 960 с.

167. Сумерки богов / Сост. и общ.ред. A.A. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989.-398 с.

168. Суханцева В.К. Музыка как мир человека (От идеи Вселенной- к философии музыки) URL: http://philosophy.ru/library/suhanceva/index.html

169. Тинкторис И. Обобщение о действии музыки // Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. Сост. В.Шостакова. М., 1996.

170. Файзуллин Ф.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций / Ф.С. Файзуллин, У.С. Вильданов, Х.С. Вильданов; ИСЭИ УНЦ РАН; Отд. соц. и гум. наук АН РБ. - М.: Наука, 2008. - 296 с.

171. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1992,- 152 с.

172. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни / Пер. снем., послесл. и примеч. А.К. Судакова. - М.: Канон+, 1997. - 400 с.

173. Фихте И.Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения; Наукоучение1805 г.; Наукоучение1813 г.; Наукоучение1814 г. / Пер.с нем., вступ.статья В.В. Мурского. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.-619 с.

174. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 2 / Сост. и примеч.

В. Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993. - 798 с.

147

175. Фишер К. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. - СПб., 1905. -Раздел «Искусство органон философии».

176. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. -М., 1993

177. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М.: Наука, 1989. -576 с.

178. Франк C.JI. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - № 6. - С. 100.

179. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. - М.: Политиздат, 1989. - 559 с.

180. Хабермас. Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Юрген Хабермас; Пер. с нем. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Весь Мир», 2008.-416 с.

181. Хазиев B.C. Истины бытия и познания (избранные сочинения). - Уфа: Китап, 2007.

182. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Пер. с нем. A.B. Михайлова. - М.: Академический Проект, 2008. - С. 450-528.

183. Холопов Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993 №4 С. 106-114

184. ЦарлиноДж. Установления гармонии. Перевод О. П. Римского-Корсакова // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, под ред. В. П. Шестакова.— М., 1966, с.423-510 и др.

185. Чайковский П.И.. Голос из московского музыкального мира. Примечания. Современная летопись. М., 1869, С. 5-7.

186. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: Монография. В 2-х т. -Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. (2-е изд.: однотомник).

187. Шаров М.А. Принцип целостности в философии образования В. С.

Соловьёва // Научные ведомости Белгородского ГУ .Серия: Философия.

148

Социология. Право. Вып. 7 Т.5. 2009.

188. Шеллинг Ф.В.И. Ранние философские сочинения / Пер. с нем., вступ. ст., коммент., примеч. И.Л. Фокин. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 464 с.

189. Шеллинг Ф.В.И. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 18271828 гг. в записи Эрнста Ласо. - Томск: Изд-во «Водолей», 1999. - 320 с.

190. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства / Под общ.ред. М.Ф. Овсянникова; Пер. с нем. П.С. Попова. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. -608 с.

191. Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. - Т. 2. -СПб.: Наука, 2002. -480 с.

192. Шестаков В.П. От эгоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVII века: Исследование. - М.: Музыка, 1975. - 102 с.

193. Шпенглер О. Закат Европы / Вступит.ст. и комм, д.ф.н. Г.Ф. Драча при участии Т.В. Весёлой и В.Е. Котляровой. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998.-640 с.

194. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей в 2-х т. - М., Музыка, 1975-1979.

195. Языкикультуры. - М., 1997

196. Ямпольский И. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1991.

197. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. - Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 272 с.

198. Arnheim R. PeceptuazDynamicsin Musical Exprecsion // MQ. 1984. - №3. -S. 308.

199. Baudelaite Ch Der Maler der modernenLebens// Baudelaire Ch.. Ges. Schriften. Ed. M. Bruns (Melfer). 63*Darmstadt, 1982. Bd.4. S. 302.

200. Liszt F. Sur Paganini a' tropos de sa mott, "La Gasettemuzikalenl840 , 23

149

aout, p. 431-432.

201. Mattheson. Johann. «Die Musik», «Hgndel - Komplekx», «Musika», 1960, №11

202. Sachks K. The Rise of Musik in the Ancient World.- NewYork, 1943.

203. Schelling F.W.J. Philosophie der. Offenbarung 1841/1842. Herausgegebenundeingeleitet von M. Frank. Suhrkamp, 1977. - S. 180.

204. Strob W.M. Fur Sofiologie der elektronicehenMusik. Furich, 1975. S. 30.

205. Valla L. Antidotum in Facium IV, X, 4 - 12. - Patavii ,1981, 30 Ipid IV,X ,16 -18 s; Concerning Music (De Musica), Colorado Springs, 1967

206. Werckmeister A. MusikalicheTemperatur. Fr./ M.- Lpz ,1991

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.