Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Тараданова, Татьяна Михайловна

  • Тараданова, Татьяна Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 140
Тараданова, Татьяна Михайловна. Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2005. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тараданова, Татьяна Михайловна

Введение

Глава 1. Музыка как искусство

1.1. Феномен музыки в античной философии

1.2. Назначение и восприятие музыки

Глава 11. Классическая музыка как профессиональное искусство и часть европейской культуры

2.1. Становление музыкального профессионализма

2.2. Художественные тенденции в музыкальном искусстве ХУ11-Х1Хвв

2.3. Классическая музыка в европейской культуре. Популярная музыкальная классика

Глава 111. Эстетика российской музыкальной среды (60 -90 гг. последнее десятилетие)

3.1. Классическая музыка в советской культуре 72 и в современной жизни

3.2. Концертная жизнь музыкальной классики

3.3. Эстетика звука на радио и телевидении

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре»

Одна из наиболее острых проблем современной российской культуры -духовный кризис, который сопровождается изменением в обществе ценностных ориентиров, потерей человеком чувства прекрасного, способности сопереживать. Следствием кризиса является утверждение в обществе культа потребления, распространение продукции массовой культуры, часто потакающей низменным инстинктам и не требующей особой эстетизации. В этой ситуации классическое искусство представляется чем-то архаичным и чуждым современному человеку.

Тенденция к «производству массовой продукции» проявляется во многих искусствах: массовая литература теснит художественную, массовое кино - серьезный кинематограф. Популярная музыка, в отличие от классической, оказалась более приспособленной к существованию в новых условиях. Она доминирует в аудиозаписях, в программах телевизионных и радиопередач, в концертах по случаю государственных праздников. Классические мелодии вытеснены «популярными» даже со звонков мобильных телефонов.

Причины духовного кризиса кроются, в частности, в проблемах «переходного» времени и отсутствии на уровне государственной политики приоритетных культурных задач. Создание научной базы для разработки такой политики, необходимость определения путей сохранения классической музыки в современной культуре определяют актуальность темы исследования. В работе проводится анализ причин изменения отношения к серьезной музыке, предлагаются методы популяризации классики, как примера профессионализма и художественности творчества, способного влиять на характер всей современной культуры.

Элитарность классической музыки - в ее направленности на индивидуальное восприятие, в уникальных возможностях воздействия на культуру социума и человеческой личности. Длительное время музыкальная классика являлась эстетической доминантой в отечественной культуре. Уважение интересов личности сегодня является не только этической проблемой, но и может служить гарантией того, что в "обществе будут сохранены условия для ее всестороннего развития.

Проблемы, связанные с музыкальной культурой, подобные современным российским, в XIX веке переживала Западная Европа, где с утверждением капиталистических отношений профессиональные музыканты утратили работу, покровительство меценатов, подготовленного слушателя -аристократа, для которого серьезное искусство было составляющей образа жизни. Известно, что великие музыканты XIX века - П.И.Чайковский, Ф.Лист, Р.Вагнер, Ф.Мендельсон - вели активную просветительскую деятельность, направленную на сохранение интереса к классической музыке и музыкальных традиций.

Степень разработанности проблемы. Музыка как искусство и важная составляющая культуры, рассматривалась с античных времен. Но только в XVI11 в. появляются труды, которые являются преимущественно эстетическими. К ним относятся сочинения Шарля Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), статья Ж.Ж.Руссо «Музыка» (1767), в которых описываются выразительность музыки, ее способность отражать окружающий мир и область человеческих чувств.

В эстетике французских энциклопедистов утверждался примат поэзии над музыкой, главенство эмоций поэтического текста. В немецкой эстетике

ХУШв. наиболее значителен труд Христиана Шубарта «Идеи к эстетике музыкального искусства», в котором основой и сущностью музыки называется 0 не подражание, а выражение, способность выразить невыразимое в словах.

В XIX в. в музыкальной эстетике сформировались две группы исследователей, стоявших на принципиально различных позициях. Одна, получившая название контекстной, утверждала, что музыка связана с содержанием, которое выражается словесным языком. Другая группа -автономистов - отстаивала идею «чистой музыки», выражающей только себя. Позицию исследователей, считавших музыку искусством специфичным, выражающим музыку и больше ничего, сформулировал Эдуард Ганслик в полемической работе «О музыкально-прекрасном» (1854). Современная музыкальная эстетика, как отечественная, так и зарубежная, находит зерна истины в обеих эстетических концепциях.

В XX в. попытки решить вопрос, о чем же говорит музыка, предпринимались в музыкальной герменевтике, формирование которой связано 0. с именами Германа Кречмера и Арнольда Шеринга, обозначившей новую область приобщения к музыке - через ее толкование. Музыкальное искусство также рассматривалось с позиций музыкальной семантики, исследующей смысловой слой в музыке. В рамках этого направления находятся исследования, связанные с подходом к музыке, как художественному проявлению действительности в системе музыкальных жанров. Жанровая палитра музыкального искусства рассматривается в работах В.В.Медушевского,1 Д.Б.Кабалевского, Арановского М. 2 Музыкальная эстетика решала также вопрос взаимосвязи содержания и формы в музыке.

В исследовании анализируются философско - эстетические концепции Ф.Шеллинга, Ф.Шлегеля, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, Новалиса, в которых рассматривается феномен музыки, роль и место музыкального искусства в 1 Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Восприятие музыки: Сборник статей. - М., 1980. системе художественной культуры; работы О. Шпенглера, X. Ортега - и Гассета, П.А. Сорокина, А.Швейцера, Д.С. Лихачева, затрагивающие проблему Щ традиции и новаторства в культуре.

Автор опирается на исследования проблемного характера отечественных ученых, в которых осуществляется исторический подход к оценке художественных процессов. Это труды А.Ф.Лосева, Б.Асафьева, В.В.Стасова, Б.Яворского, И.Соллертинского, а также работы Р.Грубера, Э.Бюкена, посвященные истории музыкального искусства. В характеристиках музыкального искусства, касающихся вопросов его теории, основными ориентирами явились труды М.Арановского, М.Друскина, Л.Мазеля, В.Медушевского, С.Скребкова, Е.Назайкинского.

Автор полагает, что комплексный подход, который прослеживается в современных исследованиях - работах В.Д.Конен, Т.В.Чередниченко, Д.К.Кирнарской, В.Н.Холоповой - является одним из наиболее перспективных в изучении поставленной проблемы. Подход, имеющий не 01 только музыковедческую, но и общекультурную направленность, свойственен ряду современных монографических изданий и учебных пособий - к примеру, монографиям «Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики» (Лобанова М., М., 1994), «Менестрели: Очерки музыкальной культуры западного средневековья» (Салонов М.А. М., 1996), «Что такое музыкальное искусство?» (Клюев А.С., СПб, 1997), учебным пособиям «Введение в музыкознание» (М.Ш.Бонфельд, М.2001), «Музыка как вид искусства» (В.Н.Холопова, М.,2000), «Западно-европейская музыка в лицах и звуках» (Е.Л.Гуревич, М.1994).

Имеющиеся научные исследования затрагивают лишь некоторые аспекты избранной автором темы. В частности, не изучен вопрос взаимосвязи общественных и художественных процессов, происходящих в период

2 Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке. Музыкальный современник. - Вып.6. - М.,1987 становления массовой культуры. Несмотря на существующий интерес к проблеме, ее научная разработка затруднена тем, что требует толерантного Ц' отношения и комплексного культурологического подхода.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является целостное, концептуальное рассмотрение взаимосвязи процессов, происходящих в обществе и музыкальном искусстве в период становления массовой культуры.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- Определение взаимосвязи между социальной атмосферой и порождаемым ею искусством

- рассмотрение проблемы зависимости музыкального творчества от общекультурных черт эпохи

- Исследование взаимодействия музыкального искусства и художественных тенденций времени

Щ - Выявление причин изменения статуса классической музыки в современной российской культуре

- Разработка возможных схем сохранения музыкальной классики, способствующих развитию интереса к ней.

Объект исследования: классическая музыка в российской культуре периода 60-90гг. XX в. - последнего десятилетия.

Предмет исследования: Причины и следствия изменения статуса классической музыки в условиях формирования массового общества.

Методологической базой исследования выступает идея системного анализа взаимосвязи общественных и художественных процессов. На ее основе рассматриваются причины изменения эстетических приоритетов и статуса классической музыки. В исследовании также используются приемы у аналитического метода и общенаучного системного подхода, в частности, проблемы сохранения классического искусства в контексте отношения к культуре в обществе.

Научную новизну исследования составляют:

- Подход к сохранению классической музыки в контексте проблем современной культуры и отношения к культуре в обществе

- Обоснование концепции, согласно которой классическая музыка может служить художественной доминантой времени

- Вывод о том, что развитие интереса к классической музыке является фактором утверждения высоких стандартов искусства в культуре

- Положение о статусе классической музыки в обществе, который зависит от ее индивидуальной природы, направленности на личностное восприятие.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классическая музыка гармонизирует мироощущение человека, тем самым формируя его художественные приоритеты

2. Статус классической музыки в массовом обществе изменяется в силу ее индивидуальной природы, направленности на личностное восприятие

3. Являясь наиболее популярным искусством, музыка способна формировать эстетические предпочтения своего времени

4. В связи с тем, что классическая музыка являет собой пример высокого профессионализма, она может служить фактором поддержания на должном уровне современной художественной культуры

5. Сохранение классической музыки в культуре способствует духовному оздоровлению общества, и, следовательно, должно быть заботой государства

Теоретическая значимость исследования

Исследование восполняет определенный пробел в изучении р возможностей классического искусства в решении проблем современной культуры. В исследовании формируется научная база для разработки приоритетных задач в области художественной политики применительно к музыкальной культуре.

Практическое значение исследования

Материалы диссертации явились основой для разработки элективного курса «Музыка в истории культуры», читаемого в рамках дисциплины «Культурология» в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М.Губкина. Материалы и выводы данного исследования могут использоваться в учебных курсах по культурологии, истории искусств, при разработке спецкурсов, лекций и семинаров для студентов гуманитарных и технических вузов. Г

Апробация работы

Основные положения диссертации изложены в опубликованных методических разработках по курсу «Музыка в истории культуры», статьях методических пособий, а также в тезисах, представленных к научно -практическим конференциям. Материалы исследования используются в курсе лекций в рамках дисциплины «Культурология» на кафедре истории мировой культуры РГУ нефти и газа им. Губкина. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Московского Государственного университета сервиса и рекомендована к защите.

Структура работы

Диссертация состоит из ведения, трех глав и заключения. Содержание ш, изложено на 140 стр. Библиография насчитывает 142 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Тараданова, Татьяна Михайловна

Заключение

Природа и назначение музыкального искусства являлись объектом внимания многих мыслителей, начиная с античных времен. Идеи пифагорейцев, Платона, Аристотеля стали фундаментом науки о музыке, во многом предопределив ее развитие. В русле европейской философской эстетики музыка рассматривалась как нечто целостное, обладающее выразительным и обобщенным языком. В движении философско -эстетической мысли, выстраиваемом по работам Ф.Шеллинга, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Шпенглера отразились представления о классической музыке.

Без музыки невозможно освоение человеком огромного мира художественной культуры, развития его эстетических чувств. Этим и обусловлено определение музыки не только как искусства, но и деятельности, результата творчества, средства воспитания и просвещения человека. Музыка является эстетическим феноменом в мире художественной культуры.

Познавательная природа музыкального искусства проявляется в его способности передавать характерное - в эпохе, культуре, искусстве. Отражение идей в музыкальной культуре всегда составляет строгую закономерность, имеет причинно - следственную связь. Способность создавать коммуникативное поле, а также эмоциональная природа музыки соотносятся с миром человеческих чувств.

Колыбелью современной музыкальной классики является европейская профессиональная музыка. С начала XVI 1в. профессиональная музыка заняла достойное место в системе европейских искусств. В ней нашли отражение художественные стили и направления всех последующих культурных эпох. В классической музыке в полной мере реализованы возможности музыкального искусства.

С музыкальной классикой, как правило, ассоциируется профессиональная музыка европейской традиции XVII - нач. XX вв. При детальном анализе музыкального произведения его характеристики соотносятся с критериями определения «классика», выработанными в эстетике и искусствознании. Это, прежде всего, идея прекрасного, единство этического и эстетического, художественная ценность, оригинальность замысла, целостность художественного образа и формы. В данной работе они дополнены такими характеристиками, как востребованность и актуальность.

Искусством, созданным под знаком возвышенного, является музыка эпохи барокко. Ей в полной мере присущи единство этического и эстетического, художественная значимость, эстетическая ценность. Музыкальный классицизм абсолютно «классичен» с точки зрения совершенства форм, содержания, художественной выразительности. В музыкальной классике, представленной романтизмом, «классичны» выразительность и художественное совершенство.

Наиболее популярной музыкальной классикой являются музыкальные произведения, наиболее часто издаваемые в нотах, записанные на дисках, исполняемые в концертах, на радио и телевидении. Популярная музыкальная классика в России - это сочинения венских и русских композиторов -классиков, европейских романтиков Х1Хв., музыка барокко и старинная музыка, представляющие собой музыкальные шедевры.

В советское, доперестроечное время музыка рассматривалась как • идеологическое средство и способ просвещения и воспитания человека. Профессиональное творчество - классическая музыка, массовая песня, театральная музыка и музыка кино играли в культуре ведущую роль. Большее внимание со стороны государства уделялось музыкальному образованию детей в музыкальных и общеобразовательных школах.

Монополию на внимание потенциальных слушателей сегодня имеют средства массовой информации. Коммерческая направленность- их деятельности привела к исчезновению серьезных программ, в том числе и о классической музыке. Классическая музыка, представленная в радио и телеэфире, составляет упрощенный и ограниченный репертуар. В музыкальной среде радио и телевидения сегодня отсутствуют профессионализм и художественность. Смешение звучания рекламных роликов и музыкальных анонсов телепередач, дополненное «катастрофическим» стилем вещания создает у слушателя ощущение хаоса и не гармонизирует музыкальную среду.

Широкой аудиторией современных слушателей наиболее востребована популярная классика. Ее современный репертуар представлен большим выбором аудиозаписей. Но количество продаваемых кассет и компакт -дисков с записями классических произведений при существующей практике их тиражирования не всегда гарантирует качество.

Концертная жизнь музыкальной классики менее доступна большинству слушателей, особенно жителям небольших городов. Москва и Санкт Петербург сегодня полнее реализуют возможности в организации этой деятельности. Так, в Московском Международном Доме Музыки современность и удобство концертных залов соединяются с великолепным техническим оснащением, профессиональное руководство художественной деятельностью -с грамотным менеджментом и современной рекламой.

Москва обладает большим потенциалом для развития оркестровой культуры, влияющей на эстетику музыкальной среды. Творческая судьба любого оркестра зависит от личности руководителя и дирижера, определяющего его художественную политику. Однако симфонические и камерные оркестры сегодня имеют множество организационных проблем.

Как положительные явление последнего десятилетия следует отметить реакцию рынка на спрос аудиозаписей классических произведений и появления большого количества продаваемых кассет и компакт - дисков. Результатом рождения отечественного менеджмента в сфере классической музыки стали московские фестивали «Черешневый лес» и «Парад победителей» в Санкт -Петербурге. Активная деятельность на родине российских музыкантов по созданию новых симфонических коллективов (В.Спиваков, Ю.Башмет), музыкальных фондов и образовательных центров (В.Спиваков, М.Ростропович, Г.Вишневская), оказание спонсорской помощи телевидению (М.Ростропович, телеканал «Культура») также явления последнего десятилетия.

Динамично развивается телеканал «Культура», безусловный лидер в художественности вещания. Канал «Культура» предлагает российскому зрителю разнообразные циклы музыкальных передач. Отсутствие внимания центральных каналов к художественно - значимым музыкальным событиям оборачивается потерей их возможностей посредством воздействия классической музыки улучшать нравственный климат в обществе.

В последнее десятилетие в российской культуре наметилось резкое изменение соотношения между классическим и массовым искусством. В процессе становления массового общества происходит вытеснение элитарных искусств. Будучи одним из наиболее выразительных, музыкальное искусство обладает свойством доминировать в культуре, присутствуя во множестве различных искусств. В силу этого, художественный потенциал, которым обладает классическая музыка, может влиять на саму культуру.

Механизмы сохранения музыкальной классики могут быть реализованы в российском обществе. Так, вопрос возвращения музыкального воспитания в школу достоин внимания на государственном уровне. Имеющие огромное влияние в обществе телевидение и радио могут корректировать программную политику в интересах всего населения страны. Развитие звукозаписывающей индустрии в стране может легализовать производство аудиозаписей.

Открытие новых академических залов ведет к демократизации классических концертов, делая их более привлекательными для слушателей. Проведение фестивалей классической музыки также укрепляет ее позиции. Помощь известным симфоническим коллективам могут оказывать не только спонсоры, но и государственная и городская власть. Деятельность творческой музыкальной элиты должна находить всестороннюю поддержку не только общества, но и государства.

Данное исследование позволяет предположить, что классическая музыка, как пример художественности, способна оказывать большее влияние на эстетику музыкальной среды общества и всей российской культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тараданова, Татьяна Михайловна, 2005 год

1. АбертГ. В.А. Моцарт. /Пер. с нем. Ч.1.М.: Музыка, 1978- 637с.

2. Адорно Б.В. Философия новой музыки. /Пер. с нем. Б.Скуратова. М.: Логос: XXIв.,2001.- 343с.

3. Ансерме Э. Беседы о музыке /Пер. с фр. Е.Ф. Бронфин, А.Н. Александровой. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1985 - 104с.

4. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. Исследование. М.: Музыка, 1991. -317с.

5. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика и проблемы музыкального мышления. Сборник статей. М.: Муззыка,1974. 214с.

6. Арановский М.Г. Симфонические искания. Л.: Музыка, 1979. 238с.

7. Аристотель. Поэтика. Риторика./Пер. с греч. В.Аппельрота, Н.Платоновой.-СПб.: Азбука,2000 346с.

8. Аристотель. Политика. /Пер. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. М.:АСТ; 2002.-393с.

9. Аристотель Этика. /Пер. Н.В. Брагинской, Г.А. Миллер. М.:АСТ,2002.-492с.

10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1и2. София, Музыка, 1984.-379с.

11. Асафьев Б.В. О музыке XX века. Пояснения к программам симфонических и камерных концертов. Л.: Музыка, 1982. - 199с.

12. Браудо И.А. История музыки (сжатый очерк) 2-е изд. - М.: Музыка, 1935. -350с.

13. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха. М.: Классика -XXI, 2001.-88с.

14. Бехтерева Н.П. О мозге человека = On the human brain : размышления о главном . СПб. : Нотабене, 1994. - 244с.

15. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М.: Владос, 2001. - 219 с.

16. Бузони Феруччо . Эскиз новой эстетики музыкального искусства. /Репринт издания 1912г.-Казань.: 1996.-55с.

17. Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма /Под ред. Иванова-Борецкого. М.: Музыка, 1934. - 238с.

18. Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки. Очерки. М.: Музыка, 1985.-255с.

19. Бэлза И.Ф. Пушкин и Мицкевич в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1988.-254с.

20. Бэлза И.Ф. Фридерик Шопен, 1810-1849.-М.: Музыка, 1981.- 137с.

21. Выготский J1.C. Мышление и речь. Психика, сознание, безсознательное. — М.: Лабиринт, 2001. -366с.

22. Вагнер Р. Сборник статей. /Ред. сост. Полякова Л.В. - М.: Музыка, 1987. -228с.

23. Валькова В.Б. Музыкальный тематизм мышление - культура. /Монография. - Н.Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1992. - 163с.

24. Васина Гроссман. В.А. Книга о музыке и великих музыкантах. -М. Современник, 1998. - 285с.

25. Вельфлин Генрих. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения. /Пер. с нем. А.А.Константиновой и В.М.Невежиной. СПб. : Алетейя, 1999.-317с.

26. Вельфлин Генрих. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве /Пер. с нем. А.А. Франковского М.: Шевчук, 2002. - 289с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 413 с.

28. Выготский Л.С.Психология искусства: Анализ эстетической реакции 5-е изд. - М.: Лабиринт, 1998. - 413 с.

29. Виппер Б.Р. Введение в историю изучения искусства /ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. М.: Изобразительное искусство, 1985. -283с.

30. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. История эстетики в памятниках и документах. М.: Искусство, 1991. - 366 с.

31. Гермцан Е.В. Синопсис музыки или Памятник агонии. — М.: Композитор, 2000.-354 с.

32. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995. -334с.

33. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление: Исследование. — JL: Музыка, 1986. 223 с.

34. Герцман Е.В.Византийское музыкознание. JL: Музыка, 1988. - 254 с.

35. Гуревич ЕЛ. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII- первая пол. XX в.: Пособие. М. :Пассим, 1994. - 310 с.

36. Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984.- 128с.

37. Гуревич П.С. Философия культуры. М.:АО «Аспект-пресс», 1994. - 314 с.

38. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. -327 с.

39. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

40. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. — М. :Искусство, 1990. — 395 с.

41. Готсдинер АЛ. Музыкальная психология /Международная академия педагогических наук. Московский гуманитарный лицей. М.:1993. — 190 с.

42. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. Композитор, 1986 - 205 с.

43. ДильтейВ. Воззрения на мир и исследования человека со времен Возрождения и Реформации./Пер. с нем. М.И. Левина. М.: Иерусалим, Унив. кн., 2000.-263 с.

44. Дильтей В. Описательная психология. /Пер. с нем., 2-е изд. СПб.: Алетейя, Кренов, 1996. - 153 с.

45. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. - 382 с.

46. Друскин М.С. М.С.Брамс: Монография 4-е изд. - Л.: Музыка, 1988 - 95 с.

47. Друскин М.С. Зарубежная музыкальная историография: Учебное пособие. -М.:,Музыка, 1994. 162 с.

48. Друскин М.С. Избранное: Монографические статьи. М.: Сов. Композитор, 1981.-336 с.

49. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.К. Музыка эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1982.- 253 с.

50. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка первой половины ХУ111 века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. - 77с.

51. Кассирер Э. Индивид и космос. М., СПб.: Унив. Кн.,2000. - 653 с.

52. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. /Сост. С.Я. Левит, Л.В.Скворцов; Пер.: Б.Виппер и др. М., Гардарика, 1998. - 779 с.

53. Кассирер Эрнст. Философия символических форм. /Пер. с нем. С.А.Ромашко.- М.: Унив. кн.; СПб, 2002. 297 с.

54. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. - 365 с.

55. Кант И. Критика чистого разума /Пер. с нем. Н.Лосского. М.: Мысль, 1994.-591 с.

56. Киркегор С. Или- или. Москва.: Арктогея, 1992. - 376 с.

57. Киркегор С. Наслаждение и долг. Ростов на Дону: Феникс, 1998. - 418 с.

58. Киркегор С. Дневник обольстителя. /Пер. П.Ганзена. М.: Лимбус Пресс, 2000. - 218 с.

59. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки /Гос. Ин-т искусствоведения М-ва культуры РФ.-М.: Музыка, 1997.-639 с.

60. Конен В.Д.Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. — М.: Музыка, 1994.- 157 с.

61. Кириллина Л.М. Итальянская опера первой половины XX в. /Гос. Институт искусствознания. М.,1996. - 230 с.

62. Клюев А.С. Музыка и жизнь. О месте музыкального искусства в развивающемся мире: Монография. СПб.-Ut, 1997. - 157 с.

63. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. М.: Сов. Композитор, 1982. — 175с.

64. Ливанова Т.Н. Музыкальная классика ХУ111 века (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн). М.: Музыка, 1997. - 322 с.

65. Ливанова Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом /Сост. Ю.К.Евдокимова. -М.: Музыка, 1981.-238 с.

66. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. (в 2-х кн.) /ВНИИ искусствознания М-ва культуры РФ. Кн.1: От античности к ХУ111в. -М.: Музыка, 1986, 461с. Кн.».: От Баха к Моцарту. М.: Музыка, 1987. - 467 с.

67. Лихачев Д.С. Классическое наследие и современность. М.: Современник, 1987.-299 с.

68. Лихачев Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. -М.:Сов. Россия, 1988. 142 с.

69. Лихачев Д.И. Избранное. СПб.: Логос, 1997. - 557 с.

70. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры (проект). 3-е изд. - СПб.: изд-во С.Петерб. гуманит. ун-та, 2001. - 18 с.

71. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: Проблемы эстетики и поэтики. -М.: Музыка, 1994. 103 с.

72. Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2000. - 258 с.

73. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М.: Мысль, 1989.-204 с.

74. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2кн. М.: Искусство, 1992. Кн. 1 - 1992. - 656 с. Кн. 2. - 1994. - 603 с.

75. Лосев А.Ф. История античной эстетики (в 8т.). М.:АСТ, 2000. Т. 1. Ранняя классика - 2000. - 621 с.

76. Т 2. Софисты. Сократ. Платон. 2000. 946 с. Т. 3. Высокая классика. - 2000. - 623 с.

77. Т.4 Аристотель и поздняя классика. 2000. - 878 с.

78. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. - 719 с.

79. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. / науч. ред. А.А.Тахо-Годе. 2-е изд., испр. - М.: Искусство, 1995. - 319 с.

80. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. - 831 с.

81. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. София, 1996. - 266с.

82. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М.: Яз. рус. культуры., 1999. - 447 с.

83. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, изд. Группа «Проргресс»,1992 . - 270 с.

84. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. - 702 с.

85. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Акад. проект, 2002. - 542 с.

86. Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ /Российская академия музыки им. Гнесиных. М.,1999. - 91 с.

87. Мазель Л.А. О природе и средствах музыкального искусства и его эволюции. 2-е изд. - И.: Музыка, 1991. - 79 с.

88. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. Композитор, 1982.-328 с.

89. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Издат. образов. «Композитор», 1993. - 265 с. Музыка: Что о ней должен знать современный человек /Ред.-составитель С.А.Хворостухина. - М.:РИПОЛ Классик, 2002. — 605с.

90. Метнер М.К. Муза и мода (Защита основ музыкального искусства) /Paris Umsa press, 1978. 154 с.

91. Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа. /Сб. трудов Гос. муз.-пед. инс-та им. Гнесиных. - М.,1986. - 159с.

92. Музыка XX в. в контексте культуры. Учебное пособие /Санкт -Петерб. госуд. акад. культуры . СПб.: СПб ГАК, 1995. - 93 с.

93. Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике /Гос. муз-пед. ин-т им. Гнесиных. / Отв. ред. А.В.Малиновская. М., 1981. - 167 с.

94. Музыкальная классика и современность. Вопросы истории и эстетики. Сборник научных трудов. /Ленинградский ин-т театра, музыки и кинематографии. /Отв. ред. и сост. А.Л.Порфирьева. Л., 1983. - 159 с.

95. Музыкальная культурология: на пересечении парадигм: Сборник трудов молодых ученых /М-во культуры РФ. /Отв. ред. Л.А.Кузин. Петрозаводск, Петрозаводская гос. консерватория, 2002. - 119 с.

96. Музыкально -эстетическое образование в социокультурном развитии личности. /Материалы Всероссийской межвузовской конференции. — Екатеринбург,2000г. -215 с.

97. Музыкальная эстетика Западной Европы XV11-XV111 вв. -М.:,Музыка,1977. 342 с.

98. Музыкальная эстетика Австрии и Германии XIX в. В 2-х т. М.: Музыка, 1981-1982.- 540 с.

99. Музыкальная эстетика Франции XIX в. М.: Музыка, 1974. - 286 с.

100. Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа. /Сб. трудов /Гос. муз. -пед. инс-т им. Гнесиных М.,1986. - 159с.

101. Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. /Отв. ред. и сост. канд. Искусствов. В.Г. Карцовник. Л.: Музыка ,1988. - 167 с.

102. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-250с.

103. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.

104. Назайкинский Е.В. Звуковой ми музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

105. Назайкинский Е.В. Традиционное и новаторское в современной музыке. -М.: Музыка, 1987.-251 с.

106. Нестьев И.В. Век нынешний и век минувший. Статьи о музыке. М.: Сов. композитор, 1986.-382 с.

107. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. / Пер. с нем. Л.Бермана. М.: Мысль, 1990. -Т. 1 - 831с. Т.2. - /Пер. с нем. Ю.М. Антокольского и др. - 1990. - 832 с.

108. Онеггер А. О музыкальном искусстве /Пер. с фр. В.Л. Александровой и Е.С.Гвоздевой. 2-е изд.—Л.,Музыка, 1985. - 215 с.

109. Ортега и - Гассет X. Избранные труды: /Пер. с исп. Сост. A.M. Руткевич. - М.: Весь мир, 1997. - 700 с.

110. Ортега и - Гассет X. Эстетика. Философия. Культура. - М.: Искусство, 1991.-586 с.

111. Сапонов М.А. Искусство импровизации. Импровизационные виды искусства в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка. 1982. - 77 с.

112. Сапонов М.А. Очерки музыкальной культуры Западноевропейского Средневековья. /Коллегия старинной музыки Московской консерватории им. П.И.Чайковского. М.: Преет, 1996. - 358 с.

113. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1982.-268 с.

114. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.

115. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: (главы из книги) /Научный редактор Ю.В. Яковец. М.:МФК, 1999. - 77 с.

116. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Инс-т социологии РАН, 1993.-195 с.

117. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сборник статей. — Л.: Сов. композитор, 1980. 1ч. - 295 е.; 2 ч. -1983. - 304 с.

118. Стасов В.В. Статьи о музыке /Сост. и коммент. Вл. Протопопова — М.: Музыка, 1980.-271 с.

119. Стасов В.В. Статьи о музыке. В 5-ти вып. Вып. 5-А. /Сост. Н.Симакова. -М. .-Музыка, 1980. 420 с.

120. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий /Под ред. М.Г. Ярошевского. М., Воронеж, 1998. - 538 с.

121. Тельчарова Р.А. Введение в феноменологию музыки /Владим. гос. пед. инт, АН СССР ин-т философии. -М., 1991. 214 с.

122. Тельчарова Р.А. музыкальная деятельность и музыкально эстетическая культура. -/Владим. гос. пед. ин-т. - Владимир, 1990. - 252 с.

123. Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время. Сборник научных трудов. /Сост. и отв. ред. В.Г. Карцовник. Л.: Музыка, 1989.- 184 с.

124. Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Сб. научных трудов /Ленингр. Ин-т театра, музыки и кинематографии. /Ред- сост. А.Л. Порфирьева. Л.,1981. - 156 с.

125. Хайдеггер М. Бытие и время /Пер. с нем. В.В.Бибихина. 2-е изд. - СПб, Наука, 2002. - 450 с.

126. Холопова В.Н. Музыкальный ритм: Очерк. М.: Музыка, 1980. - 71 с.

127. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. Научно методический очерк. -М.: Музыка, 1983.-88 с.

128. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие /Моск. гос. Коне. Им. П.И.Чайковского. 2-е изд. - СПб, Лань,2001. - 489 с.

129. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб, 2000. - 319 с.

130. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный «авангард» и поп- музыка в системе буржуазной идеологии. М.: Музыка, 1987. -187 с.

131. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством. - Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. - вып.1. - 215 с. Вып.2.-173с.

132. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной эстетики: к анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989. - 221 с.

133. Шеллинг Ф.В. Философия откровения. /Пер. с нем. A.JI. Рестова. СПб.: Наука, 2000. - 699 с.

134. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах /Пер. с нем. Я.С.Друскин, Х.А.Стрекаловская.-М.: Классика XXI, 2001.- 801 с.

135. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.-511 с.

136. Шеллинг Ф. Философия искусства /Пер. П.С. Попова, под ред. М.Ф.Овсянникова. СПб.: Алетейя», 1996. - 495 с.

137. Шестаков В.П. Мифология XX в.: Критика теории и практики буржуазной «массовой» культуры. М.: Искусство, 1988. - 222с.

138. Шестаков В.П. Искусство и мир в «мире искусства». М.: Славянский диалог, 1998.- 150 с.

139. Эстетический опыт и эстетическая культура. Сборник /Российская АН, инс-т философии. Отв. ред. К.М. Долгов. М.,1992. - 154 с.

140. Эстетические ценности в системе культуры: Сб. научных статей /АН СССР Инс-т философии.-М.,1986. 151 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.