Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Решетило, Наталья Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат философских наук Решетило, Наталья Сергеевна
Введение.'.
Глава 1. Личность А. Брукнера как предмет социально-философского исследования.
1.1. Христианское мировоззрение как базисный элемент личности А. Брукнера.
1.2. Соборность как социально-философская категория.
1.3. Соборность в музыке.
Глава 2. Основные аспекты реализации идеала соборности в жизни и творчестве А. Брукнера.■.
2.1.Жизнь А. Брукнера как реализация идеи свободного служения высшим ценностям.
2.2. Принципы соборности в творчестве А. Брукнера.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Русская музыка Золотого и Серебряного веков как социально-философский феномен2012 год, кандидат наук Чупахина, Татьяна Ивановна
Историзм музыкального мышления и его проявление в симфоническом творчестве И. Брамса и А. Брукнера2007 год, кандидат искусствоведения Антонова, Светлана Евгеньевна
Мировоззренческие истоки русской хоровой культуры2003 год, кандидат культурологии Скобелева, Ольга Владимировна
Принцип соборного единства в истории философской мысли2011 год, доктор философских наук Анисин, Андрей Леонидович
Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели: к вопросу эволюции мировоззрения композитора2010 год, кандидат искусствоведения Денисова, Зарина Мухриддиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера: социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств* и прежде всего существующей тенденцией к сближению и синтезу гуманитарных наук, а также потребностью . в «социально-философском •осмыслении как различных видов научного знания; так и культуры и. искусства» [170; 5]. Проблемы творчества, личности художника и раньше вовлекались, в предметное поле социально-философской, мысли. Но в настоящее время; в условиях возрастающего общественного интереса к возрождению духовности, к поискам внутренней связи- человеческого существования с общезначимыми идеалами и ценностями, они приобретают особую актуальность.
Одним из социально-философских понятий, относящихся к, базовым категориям духовного опыта, является «соборность». В последнее время«' категория соборности стала актуальной в том смысле, что её эвристический потенциал все чаще привлекает внимание исследователей различных областей гуманитарного знания - литературоведения; музыкознания-и проч. (Г.У. Аминова [4], И.А. Есаулов [41], И.С. Колесова [60], Н.И. Крижановский [66], В.М. Пронягин [115]). Однако круг рассматриваемых в их работах проблем ограничен изучением отечественного культурного наследия-. И это не случайно, ведь слово «соборность» не имеет аналогов в других языках и не используется в качестве термина- в трудах западных мыслителей. Соборность обнаружил A.C. Хомяков, исследующий русскую православную культуру. Но уже у его последователей, русских философов «серебряного века», содержание данного понятия было переосмыслено и развито в контексте универсальной концепции всеединства. Соборность понимается^ ими как духовная основа общественной жизни как таковой, вне ее г национальной или религиозной специфики. Она обнаруживает себя в любом имеющем положительную ценность общественном поступке, в творчестве, и поэтому может быть принята в качестве основания социально-философского исследования феноменов не только отечественной, но и мировой культуры, в частности, жизни и творчества выдающегося австрийского композитора XIX века Антона Брукнера (1824-1896).
Осмысливая актуальность темы, нельзя не отметить, во-первых, что музыка .А. Брукнера, давно признанная одной из вершин мировой художественной культуры, до сих пор остается, предметом музыковедческих -исследований. Между тем, содержание масштабных симфонических полотен, величественных месс, вдохновенных органных импровизаций тесно связано с мировоззренческой проблематикой и, следовательно, требует философского осмысления. Во-вторых, творчество А. Брукнера обращено к выявлению и художественному воплощению высших религиозных ценностей. И в этом смысле оно обнаруживает параллели с устремлениями философов «серебряного века» русской культуры. В-третьих, нат сегодняшний день недостаточно исследована уникальная личность А. Брукнера, парадоксальным образом сочетающая простоту жизненных' проявлений •благочестивого; «наивно-религиозного» католика с грандиозными мировоззренческими устремлениями, выраженными в музыке. Жизнь и творчество композитора, обычно рассматриваемые в отрыве друг от друга, в контексте соборной идеи могут быть осмыслены как формы проявления единого деятельного, точнее, творческого начала.
Таким образом, социально-философский анализ жизни и творчества А. Брукнера в контексте учения о соборности, осуществленный в диссертации, не только позволяет выявить и изучить глубинные духовные основания личности композитора, но и содействует расширению областй применения понятия соборности, что свидетельствует об актуальности представленного к защите исследования.
Степень научной разработанности темы. Тема диссертации охватывает широкий круг вопросов. Приступая к их осмыслению, диссертант выделил три группы источников, изучение которых позволило обосновать проблему и наметить пути ее исследования.
Первую группу составили музыковедческие труды зарубежных и отечественных брукнероведов. Анализ их работ позволил выявить социально значимые аспекты в собственно музыкальной деятельности А. Брукнера, а также рассмотреть, в качестве существенного вопрос о его религиозном мировоззрении. Западноевропейская научная мысль о Брукнере обширна -представлена фундаментальными монографиями (M¿ Ауэр [ 179]; А. Гёллерих [184], Э. Курт [195], JJ. Новак [202], Г. Энгель [183]), атакже специальными исследованиями различных аспектов личности и творчества, композитора (Р. Грасбергер [186], Ф. Грюнингер [187], JL Кантнер [192], Э. Майер [196, 197, 198, 199], Л. Новак [200, 201], Г. Оэм [203]), его социального окружения (М. Вагнер [208], Г. Комменда [182], А. Харрандт [189]), интерпретации его произведений (Б. Армбрустер [178], П. Бенари [180], Ф. Грасбергер [185], Ф. Клозе [193], А. Орель [204], Т. Рёдер [205], Р. Хаас [188]). В работах названых авторов христианское мировоззрение А. Брукнера оценивается в качестве глубинного основания его жизни и творчества. ' 1
Отечественное брукнероведение: не столь значительно по объему и: тематическому разнообразию. Его составляют статьи Б. В i Асафьева [10], А.Г. Алябьевой [112], A.A. Бибиковой [17], K.Bi Зенкина [43], Е.В. Ивановой [48]^ . B.F. Каратыгина [54], В.П. Коннова [62], A.B. Михайлова [92, 93], Б.В. Мукосея [98], H.G. Николаевой [102], В.И. Ниловой [103, 105], A.B. Оссовского [110], А.Ю. Пащенко [112], Д.Р. Петрова [113], И.И. Соллертинского [131], Е.М. Царевой [161, 162, 163], Н.С. Шлифштейн [166^ 167], а также диссертации С.Е. Антоновой [9], В.И. Ниловой [104], A.C. Савченко [127]. Существенный интерес представляет работа М.Н. •Филимоновой, помещенная в коллективной монографии «Музыка Австрии и Германии XIX века» [97]. В советский период исследователи музыки А. Брукнера видели в ней выражение «позднеромантического мироощущения», которое отражало конфликт художника и общества, остроту трагических противоречий его времени (Б.В. Асафьев [10], И.В. Белецкий [13], A.B. Михайлов [92, 93], Н.С. Николаева [102], Л.Г. Раппопорт [116, 117], И.И.
• 5
Соллертинский [131]). Христианский элемент — как это не покажется парадоксальным, ибо речь идет о музыке композитора-романтика, -фактически вычеркивался из данного мировоззренческого контекста. Его рассматривали либо как несущественный для творчества (Л.Г. Раппопорт [116, 117]), либо в музыке А. Брукнера обнаруживали пантеистическое содержание, которое не анализировалось в связи с религиозной жизнью и христианским мировоззрением композитора (М.Н. Филимонова [97] и др.). •Начиная с 90-х годов XX века, наблюдается тенденция к переосмыслению мировоззренческих основ творчества А. Брукнера. Это осуществляется в связи с детальным изучением его духовной музыки (A.A. Бибикова [17], Е.В. Иванова [48]), и симфонических сочинений, содержание которых осмысливается в контексте «идеи христианского Преображения» (К.В. Зенкин [43]). В.П. Коннов [62], обобщая целостное осмысление творчества композитора, трактует его как художественное выражение религиозно-философской концепции.
При изучении мировоззренческих аспектов творчества 'А. Брукнера важными источниками для нашего исследования были статьи, интервью и высказывания дирижеров, исполняющих музыку композитора (Б. Вальтера [29, 209], Г. Малера [86], Г.Н. Рождественского [121, 122], Б. Хайтинка [49], С. Челибидаке [50]). Существенную роль сыграло изучение эпистолярного наследия композитора, до сих пор не изданного в переводе на русский язык [176, 177].
Вторая группа источников включает в себя социально-философскую литературу, посвященную осмыслению идеи соборности, принципов соборности личности, соборности творчества. В разработке данного понятия большую роль сыграли труды русских религиозных мыслителей конца XIXначала XX веков. В работах A.C. Хомякова [154, 155, 156] впервые осуществляется рецепция данного принципа от его экклесиологического толкования к философскому дискурсу. К.С.Аксаков [2, 3] рассматривал соборность в контексте жизни русской общины, сравнивая ее с хором. И.В. б
Киреевский [57] и С.Н. Трубецкой [143] развивали гносеологические аспекты соборности (учение о цельности1 духа, цельном знании, соборности сознания). У B.C. Соловьева [133, 134, 135] идея соборности вплетена в контекст философии всеединства, лежит в основе его теургической- эстетики - творческого восхождения человека' к Богочеловеческому всеединству, к полноте бытия, единству материального и идеального. У C.JI. Франка [150, 151] соборность понимается в качестве корня всех духовных основ общественности, как «многоединство», определяющее 1 целостность человеческой личности в ее взаимосвязи с.высшим божественным началом, во взаимодействии и взаимопонимании с другими личностями. Н.О. Лосский [83, 85] на основе философии персонализма, исходя из творческого начала как принципа межличностного взаимодействия, развил эстетический аспект учения о соборности, применил его к объяснению искусства.
Для понимания социально-философского содержания^ понятия соборности весьма ценными источниками стали классические труды по истории .русской философии В.В. Зеньковского [44], С.А. Левицкого [71], Н.О. Лосского [84], Б.В. Яковенко [174], а также монографии и статьи по проблеме, написанные современными авторами: А.Л. Анисиным [5], Т.И. Благовой [19], П.П. Гайденко [31], В.И. Керимовым [55], В.К. Киреевым [56], В.А. Кувакиным [67, 68], В.И. Моисеевым [94], E.H. Некрасовой [100], A.B. Струве [139], Е.С. Троицким [140, 141], В.И. Холодным [153], С.С. Хоружим [157, 158,159 ], Л.Е. Шапошниковым [165] и др.
Третью группу источников составили философско-эстетические труды отечественных и зарубежных авторов, позволяющие исследовать проявления соборности в музыке. Для анализа основных идей западноевропейской философско-эстетической мысли, имевших существенное 1 влияние на развитие музыки в XIX веке и, в том числе на творчество А. Брукнера, диссертант обращался к трудам Р. Вагнера [28], Э. Ганслика [33], Г. Гегеля [34], А. Шопенгауэра [169]. В связи с необходимостью осмысления сущности музыки как вида искусства, ее содержания и социальных функций были изучены работы современных авторов: Ю:Б. Борева [20], В.В. Бычкова [27], В.Д. Диденко [39], М.С.Кагана [53], O.A. Кривцуна [65], И.В. Малышева [88], Г.И. Панкевича [111], С.Х. Раппопорта [118, 119], А.И. Щербаковой [170], Е.Г. Яковлева [175]. Не оставлена без внимания литература, посвященная исследованию искусства* в контексте соборности, т.е. работы, написанные русскими философами «серебрянного. века» (С.Н. Булгаковым [22, 24], А.Ф. Лосевым [75-81], Н.О. Лосским [85], E.H. Трубецким [142], П.А. Флоренским [149] С.Л. Франком [152] и др.).
Диссертантом были учтены - в разрезе проблемы - многочисленные работы по отдельным эстетическим и социально-философским категориям, а также материалы дискуссий по философским и искусствоведческим вопросам, которые периодически возникали на страницах теоретических журналов.
Работы упомянутых авторов, несомненно, представляют серьезную ценность для каждого, кто пытается разобраться в творчестве А. Брукнера. Они представляют - в той или иной степени — богатейший исследовательский материал и руководящую нить для понимания весьма сложных социально-философских и эстетических проблем, помогают научно« структурировать собственную мысль. Вместе с тем, следует отметить, что эти работы — при всем богатстве их содержания - непосредственно заявленную тему диссертации не рассматривают, но подталкивают к ее постановке и критико-аналитической разработке.
Объект* исследования - Антон Брукнер как композитор и общественный деятель.
Предмет исследования - социально-философский, соборный аспект его жизни и творчества.
Цель работы - выявить и проанализировать в русле социально-философского подхода идеалы и существенные ценностные характеристики, жизни и творчества А. Брукнера.
Достижение данной цели требует решения следующих задач;
- рассмотреть — в разрезе учения о соборности — мировоззренческие основания творчества А. Брукнера; • .
- проанализировать, социально-философское: содержание; понятий^ соборности, соборной личности, соборного творчества;
- исследовать , проявление? соборного начала, в содержании^ .и? социальном'бытовании музыки;
-. проанализировать- социальный? аспект жизни? А. Брукнера! изучить, проявления соборности в ее содержании;
- выявить и охарактеризовать принципы соборности5 в творчестве Брукнера-музыканта. ,
Теоретико-методологическая основа исследования.
Специфика предмета . изучения обусловила междисциплинарный характер исследования^ предполагающий« вовлеченность в изучение, проблемы методов» различных гуманитарных: наук: социальной? философии, философии- музыки, эстетики; музыкознания;, Это позволило» составить, целостное представление о взаимосвязи принципа соборности" с формами^его; проявления в. музыкальном искусстве и на этой основе проанализировать творчество А. Брукнера.
В качестве теоретико-методологической; основы исследования« была использована социально-философская концепция^ разработанная; в; трудах русских религиозных философов, позволившая? определить содержание понятий «соборность», «соборная личность», «соборное творчество». При анализе социального аспекта жизни А. Брукнера диссертант опирался на разработанную С.Л. Франком [150] систему основополагающих социальных начал, на основе которых реализуется соборность в жизни общества и личности; В деле изучения вопроса* о соборности музыки, существенную теоретико-методологическую роль сыграли социально-философские и эстетические идеи А. Ф. Лосева [75-81], Н О. Лосского [85], а.также труды-.западноевропейских мыслителей XIX века (Р. Вагнера [28], Э. Гансли'ка-[33], F. Гегеля [34],А. Шопенгауэра: [ 169]). Методологическим образцом подхода к исследованию проблемы стали работы А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, посвященные осмыслению - в контексте учения о всеединстве и соборности — жизни и творчества русских и западноевропейских художников: Р. Вагнера [75, 80], Дж. Верди [78], Ф:М. Достоевского [82], A.C. Пушкина [152], H.A. Римского-Корсакова [77], А.Н. Скрябина [76], и др.
Анализируя проблему, диссертант исходил из определенных методологических принципов, выверенных многовековым опытом эволюции, гуманитарного научного познания. Основой социально-философского дискурса стал диалектический подход к изучаемым явлениям, полагающий возможно более полный учет конкретно-исторических условий их возникновения и существования.
Биографический метод и метод реконструкции» послужили основой для детального изучения и интерпретации духовных начал жизни А. Брукнера. Принцип системности позволил проанализировать жизнь и творчество композитора в комплексе взаимоотношений и взаимосвязей с общественной средой. При анализе музыкального творчества А. Брукнера* использовались* концептуально-интерпретационный, семантический и структурный методы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в-осуществляемом впервые социально-философском осмыслении соборности как идеала жизни и творчества А. Брукнера, композитора, принадлежавшего .к западноевропейской культурной традиции.
Научная новизна конкретизируется в следующих положениях:
- выявлены мировоззренческие основания творчества А. Брукнера, определяющие стремление композитора к художественному осмыслению бытия сквозь призму христианского миросозерцания;
- определено социально-философское содержание понятия соборности, основу которого составляют универсальные принципы свободы и внутренней духовной связи личностей, проявляющие себяг в различных формах творчества; ,
- на этой основе исследован вопрос о соборности как существенном, аспекте духовного содержания музыки и ее социального бытования;
- жизненный путь Брукнера рассмотрен как единьщ творческий процесс свободного служения*высшим религиозным ценностям;
- сквозь призму идеала соборности проанализировано' творчество Брукнера, выявлены и исследованы социальные идеалы, к которым^ он стремился: доверие к музыкантам, исполняющим его произведения; сотворчество композитора, исполнителя и публики; гармоничный- синтез традиций и новаторства; духовность, точнее, стремление к выражению в музыке не только внутренней жизни человека, но и всего богатства духовности в качестве художественно осмысленного образа цельного соборного мироздания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Базисным элементом личностного и художественного универсума Антона Брукнера выступает христианское мировоззрение. При этом обнаруживается внешний, «обыденный» характер проявления религиозности композитора в жизни, который сочетается с глубиной и величием выражения христианского мироощущения в его музыке. В творчестве А. Брукнер -крупнейший музыкант-мыслитель, обращающийся к глобальной религиозно-философской проблематике: к осмыслению трагических противоречий своего времени и их снятию в конечной гармонии человека, мцра и Бога, к утверждению непреходящих христианских ценностей на пути к обретению-духовной целостности. Мировоззренческая проблематика, выраженная в музыке Брукнера, в целом совпадает с религиозно-философскими исканиями русских мыслителей «серебряного века», в трудах которых разрабатывалась концепция соборности, что, в свою очередь, позволяет использовать эвристический потенциал этой концепции при изучении творчества австрийского композитора.
2. Соборность как социально-философская категория в русской философии «серебряного века» является ключевым понятием в объяснении
11 идеала общественного бытия, в своей основе предполагающего единство всякого индивидуального «я» с. первичным духовным нерасчлененным 1 ' единством- «мы»;. Соборностью определяет, особый тип вертикально-горизонтальной? связи? личности,. с одной стороны, свободно* подчиняющейся воле высшего,, божественного, абсолютно ценного начала, с другой -нуждающейся в социальной' интеграции; солидарности с другими^ членами общности. Опыт переживания! соборности или особая ее интуиция, в связи с которой - личность? проявляет себя, формируется в процессе* жизни; приобретается в социальной деятельности. В- стремлении: к соборности раскрывается высший смысл социального бытия личности, творчески содействующей достижению полноты самораскрытия всех других личностей перед высшим (а не общим) началом.
3. Соборность наполняет глубоким ценностным; смыслов содержание; произведения .искусства, художественно-творческую деятельность, как таковую. Имманентные музыкальному искусству качества*:делают его особой формой художественного осмысления мира, которая в своем содержании« способна выражать все области жизни. - человеческую; природную и божественную - как всеединую, соборную- целостность. Музыкальному содержанию доступно воплощение: самых полярных, противоположных, феноменов: природного и сверхприродного, человеческого и божественного, чувственно-психического и- объективно-духовного; Музыка соборна и в социальном аспекте, так как смысл, заключенный в ее , содержании,, воплощается в совместной творческой деятельности.
4. Сквозь призму соборности жизнь А. Брукнера раскрывается; как реализация важнейшего начала общественного бытия - служения высшим ценностям. Глубина христианского миропонимания композитора, устремленность его к Богу, обусловливает понимание Брукнером своего пути как служения Создателю посредством искусства. Музыка при этом выступает в. качестве сферы воплощения представлений композитора о: высшей, соборной социальности. Ради нее все: другие аспекты проявления личности
12 минимализируются, и потому выступают как внешние, поверхностные. Тип взаимоотношений А. Брукнера с социальным окружением, характер его деятельности в контексте социальных общностей проявляется как соборный; и характеризуется:. стремлением к солидарности, взаимопониманию, согласованности, преодолению конфликтности и разобщенностц.
5. Соборность как основная интенция личности А. Брукнера^отчетливо-просматривается при общем взгляде на его творческое наследие. Он, по общему правилу, не писал произведения для сольного исполнения - его музыка адресована коллективу, рассчитана на сотворчество- многих музыкантов, и в этом смысле она инициирует соборное творчество. Огромное место в его наследии занимают произведения, предназначенные для церковного исполнения - мессы и органные импровизации на канонические церковные темы,- т.е. жанры, воплощающие содержание,-,: родственное соборной молитве, но добавляющие к нрму момент художественнотэстетический. Предпочтение, которое отдавал- Брукнер-, органист импровизации в противовес господствующей во второй- половине XIX века традиции точного исполнения авторского текста^, также убедительно свидетельствует о его стремлении к соборному творчеству, ибо именно в создании импровизации, как ни в каком ином жанре музицирования, композитор чувствует вдохновляющее соборное влияние не только слушателей, но также и всей церкви.
6. Антон Брукнер понимал музыку как своего рода божественное служение, совершающегося не единолично, а вместе, сообща, т.е. как соборное творчество. Соборное начало проявляется в содержании музыки А. Брукнера, которое связано с воплощением образа мироздания как единства человеческого, природного и божественного. Оно обнаруживается в связи с преобладанием в его творчестве хорового начала, гармоничного единства традиции и новаторства,.в связи с воплощением идеи сотворчества, лежащей в основе ведущих жанров композитора (мессы, симфонии, органной импровизации); Соборность проявляется также в отношении Брукнера к : 13 проблеме авторской и исполнительской деятельности, которая решалась им на основе доверия к творчеству интерпретаторов его хоровых и симфонических произведений.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая, значимость исследования определяется заявленной выше степенью научной новизны. В работе разработаны положения и сделаны выводы, позволяющие дополнить и углубить существующую научную базу по данной проблематике и дать импульс тс новым научным изысканиям.
Результаты исследования могут быть востребованы при решении междисциплинарных проблем гуманитарного знания. Они могут быть полезны в учебных курсах по социальной философии, искусствоведению, музыкознанию, эстетике.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и политологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Результаты и выводы исследования освещались в рамках научно-практических конференций: «Семиотика культуры и искусства» (Краснодар, 2007), «Культура XVIII века и современность» (Краснодар, 2009). По результатам исследования автором было опубликовано б научных статей общим объемом 2 п.л.
Структура и объем исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 210 источников, в том числе 34 на иностранных языках, приложения, содержащего подробный перечень сочинений А. Брукнера.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков2004 год, кандидат философских наук Ноздрина, Ангелина Петровна
Идеи космизма в музыкальной культуре серебряного века2004 год, кандидат культурологии Савельева, Ирина Петровна
"Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. А. Римского-Корсакова в философском контексте эпохи1998 год, кандидат искусствоведения Черевань, Светлана Владимировна
Единое и универсальное Музыкальное бытие А.Н. Скрябина2005 год, кандидат философских наук Пак Кюн Син
Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма2011 год, кандидат философских наук Неженец, Иван Николаевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Решетило, Наталья Сергеевна
выводы. Соборность музыки А. Брукнера раскрывается на основе анализа особых ее свойств, которые тесно* взаимосвязаны с религиозным 1 мировоззрением композитора, его пониманием творчества как почти священнодействия, как служения Богу, совершаемого не в уединенности, не* единолично, а в союзе с единомышленниками, в.совместной деятельности.
Идеал соборности отчетливо проявляется в таком свойстве музыки А. Брукнера как осуществление гармоничного синтеза традиции и новаторства. Новаторство, связанное с проявлением творческой активности, всегда подчеркивает индивидуально-личностное, неповторимое начало. Традиционное — связано с внеличностным консервативным содержанием, идущим из предшествующего духовного опыта. Прочная связь творчества А. I
Брукнера с западноевропейской музыкальной традицией" - опора на классические формы музыкального творчества, интерес, к претворению стилистики языка ушедших эпох - не ограничивает композитора, а подкрепляет его творчество достижениями предшествующих поколений. В тенденции композитора к многоязычию проявляется особое, «собирательное» видение мира, соборное по своей сути стремление к выражению личного в контексте всеобщего духовного творчества. В собственно эстетическом, содержательном аспекте это выразилось в обогащающем присутствии элементов, идущих от пассеизма (термин I эстетики «серебряного века»), придающих духовную глубину и специфическое очарование его произведениям.
Соборность раскрывается также в связи с содержательными аспектами музыки А. Брукнера. Содержание месс композитора, глубоко связанное с утверждением их главной идеи - ценности жертвы Христа, возможности человека быть причастным к Богу, Высшему, Абсолютному началу воплощается в соотнесенности душевно-духовного начала, выражающего внутренний мир человека, с божественным, мистическим, сверхчувственным началом," тайной, непостижимой для человека, его рационального познания и
153
I i чувственного опыта. В содержании симфоний Брукнера обнаруживает себя стремление представить полярно противоположные элементы мира, развить и выразить их в конечной гармонии всеединства. Все они вписаны в контекст духовно .умудренного созерцания божественной красоты природной стихии, гармоничных форм народной жизни, мистических' озарений, символизирующих прорывы в иное, запредельное, сверхчувственное бытие.
Симфоническое развертывание, отражающее процесс «собирания» элементов мира в единство, характеризуется особым пониманием факторов времени и пространства. Такие особенности брукнеровских симфоний, как грандиозная протяженность и монументальность масштабов, частые генеральные паузы, связанные с образом бесконечности и вечности, диалектическое взаимоотношение растянутости и одномоментности времени, говорят о стремлении композитора выразить многогранность уровней бытия в контексте соборного органического целого. 1
В музыке А. Брукнера отчетливо выражена соборная по своей сути идея сотворчества. Эта идея ярко проявляется в жанре органной импровизации, которая есть творчество на глазах у публики, вдохновленное всей церковью, всей церковной общиной, вовлеченной в соборный творческий процесс. Принцип соборного творчества лежит также в основе создания и исполнения симфоний, при котором органичное воссоздание замысла содержания произведения возможно исключительно на основе слаженного и гармоничного взаимодействия участников коллектива единомышленников. Идея сотворчества позволяет объяснить 'и по-новому осмыслить вариативность симфоний Брукнера, которая допускает и обусловливает многообразие исполнительских интерпретаций. Причина такой вариативности, лежит не только в стремлении композитора сделать свою музыку более доступной для современников, но, прежде всего, в том, что он мыслил творчество в качестве соборного дела, т.е. доверял исполнителям, допускал их «со-авторство», «со-творчество». Такой подход к проблеме интерпретации согласуется с основной мировоззренческой
154 установкой Брукнера, согласно которой музыкальное творчество есть общее дело служения высшим религиозным ценностям. I
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сказать, что изучение жизни и творчества А. Брукнера сквозь призму соборности позволяет по-новому, более глубинно осмыслить духовные основы личности композитора, мировоззренческие предпосылки его музыки, высокий* ценностный смысл его искусства. В нашем исследовании особо подчеркивается, что, несмотря на принадлежность композитора католицизму, 1 которая отчетливо обозначена в строгости его религиозной жизни, в обращении в творчестве к жанрам католического богослужения, к претворению стилистики их музыкального оформления в духовных и светских сочинениях, все содержание жизни и творчества Брукнера не ограничивается узкоконфессиональными рамками. Духовной доминантой его личности является христианское мировоззрение, определяющее убеждения и идеалы, стремление в творчестве к воплощению непреходящих ценностей, христианских сюжетов и образов, нравственно-этических, религиозно-философских проблем. Эта тенденция к осмыслению человека и мира сквозь призму христианского сознания, позволяет рассматривать наследие композитора в русле живого процесса духовных поисков своей эпохи, в частности, в контексте традиции русской философии «серебряного века», в которой ключевым понятием в объяснении духовных основ жизни общества и личности стала «соборность».
Изучение соборных начал в жизни и твочестве А. Брукнера осуществлялось на основе социально-философских понятий: «соборность», «соборная личность», «соборное творчество», а также исходя из представлений о соборности в музыке - той сфере творчества, которая составляла главное дело в его жизни.
В понимании соборности в нашем исследовании мы опирались на ее значение универсальной социально-философской категории, развитой русскими философами «серебряного века» в контексте концепции всеединства и представленной ими в качестве духовной" основы
156 общественной жизни как таковой, вне ее национальной или религиозной специфики. Соборность как глубинное онтологическое всеединство, выражением которого является социальная жизнь вообще, проявляется во всех формах общественности, в любых социальных отношениях и обнаруживает себя в» любом имеющем положительную^ ценность, общественном^ действии. Однако ее проявления, являются лишь.частичным выражением абсолютной соборности, ее идеала, принципиально недостижимого в реальной жизни, в материальной действительности.
Соборность составляет жизненное содержание личности, которое раскрывается в осуществлении идеи служения, выражающей онтологичекую сущность человека, призванного по сути не повелевать, не властвовать, а исполнять веление высшей воли. Исполнение этой воли, подчинение ей должно быть свободным, осознаваться личностью в качестве внутренней необходимости, «должного», понимаемого в качестве образца, высшей авторитетности. Для личности соборной высшей авторитетностью выступает божественная воля, которая действует практически на ее жизнь и является для нее не чей-то чужой волей, а основой и сущностью своей жизни. В 1 служении осуществляется свобода и самоопределение личности, определяются ее смысложизненные ориентиры, нравственные критерии поведения.
Соборность раскрывается также в деятельностных проявлениях личности. По сути, реализация идеала служения и есть деятельностное, творческое осуществление соборности. Однако, соборность творчества в материальном мире несовершенна, в противоположность абсолютной, совершенной соборности бытия высшего, божественного, которому имманентна связанность всех индивидуальных сознаний, и, следовательно, $ гармоничная соотнесенность всех творческих замыслов личностей как между собой, так и с творческими проявлениями высшего началу. В человеческой деятельности в той или иной степени выявляются лишь элементы соборности. Наиболее отчетливо они проявляются в тех областях творчества,
157 которые связаны с проявлениями духовности. .В* частности, искусство, как особый вид духовной деятельности человека, дает возможность постижения высшего смысла бытия и способствует развитию личности в ее стремлении к осуществлению всей полноты жизни, соборности.
В музыкальном искусстве соборность раскрывается как существенный аспект его духовного* содержания и социального бытования: Музыка, согласно философско-эстетической традиции XIX столетия, в том числе взглядам русских философов «серебряного века», есть особая форма художественного отношения к миру, особая форма познания, позволяющая ярче и полнее представить человеческую, природную и даже божественную жизнь как всеединую, соборную целостность. Она способна не только к отражению действительности, бесконечного многообразия внутренней жизни человека, тончайших движений его души, но и к выражению духовных сущностей мира, созданию своих моделей духовного бытия, превосходящих существующие формы материальной жизни. Тенденция к воплощению подобного рода содержания определяется глубиной интереса художника к миру, его стремлением осмыслить, представить и увидеть мир как всеединое целое, обладающее бесконечно богатым содержанием. Однако, учитывая тот факт, что человеком не может быть сотворено-абсолютно ценное, соборное содержание, потому можно говорить лишь о приближении к нему, определенной степени проявления.
В социальном аспекте соборность музыки отчетливо выражена ее объединяющей функции. Создание музыкального произведения, воплощение его содержания осуществляется совместно, в виде живого соборного -потому единого и осуществимого в реальности — творческого процесса. Особенно ярко соборность проявляется в тех жанрах, которые обращены к широкому кругу воспринимающей аудитории, предполагают коллективное исполнение, нуждающееся в тесной сплоченности, активном взаимодействии членов коллектива, например, жанрах хоровой (особенно это касается церковных жанров) и симфонической музыки. * ~
Конкретизируя общие положения учения о соборности в контексте изучения жизни и творчества А. Брукнера, можно сделатЁ следующие выводы.
Сквозь призму соборности жизнь А. Брукнера раскрывается как реализация важнейшего начала общественного бытия — служения высшим ценностям. Глубина христианского миропонимания- композитора, заключающаяся в мистически интуитивном, непосредственном созерцании бытия Бога, обусловливает понимание Брукнером своего пути как служения Создателю посредством искусства. При этом музыка оказывается сферой воплощения представлений композитора о высшей, соборной социальности, средством обращения к Богу, общения с людьми, главным дейом жизни и способом постижения мирового смысла*. Это та область творчества, к которой он чувствовал призвание, переживаемое мистически.
Сосредоточенность на творчестве обусловливает несоизмеримость жизненных проявлений личности Брукнера по сравнению с его достижениями в музыке. Во внешней жизни композитор сохранял устоявшиеся, консервативные способы жизни, что проявилось, в частности, в организации быта и служебной деятельности. Эти обстоятельства позволили ему сохранить силы для главного - творчества - и способствовали расцвету музыкального таланта композитора.
Служение А. Брукнера своему идеалу раскрывается в контексте конкретных социальных условий, в социальном общении. Его личность характеризуют такие соборные качества, как скромность и простота поведения, доверительность и душевность, верность высоким нравственным и эстетическим принципам, способность радоваться успехам других людей. Характер поведения Брукнера в социальной сфере обнаруживает постоянное стремление к солидарности, взаимопониманию, сотрудничеству. Всяческие интриги, враждебность, конфликты, с которыми невольно сталкивался композитор, он глубоко переживал, стараясь при этом оставаться в стороне, не реагировать на критику и не давать повода для дальнейшего проявлешш злобы.
Соборность как основная интенция^ личности А. Брукнера отчетливо проявляется и в творчестве. Понимая, музыку как божественное служение; совершающееся сообща, в, союзе с единомышленниками, композитор-обращается к тем жанрам, которые адресованы коллективу,.рассчитаны на сотворчество многих музыкантов (симфония; месса, органная-импровизация): Соборность проявляет себя и в отчетливо выраженном преобладании хорового пения, выражающего мир соборной личности. Тенденция к гармоничному синтезу традиций и новаторства, позволяет композитору выразить личное в контексте всеобщего духовного творчества, отражает соборное по сути стремление продолжить это творчество, участвовать вдаем.
В содержательных аспектах музыки Брукнера соборность раскрывается-в связи с воплощением цельного- гармоничного образа мироздания как единства человеческого, природного' и божественного. В* жанре мессы душевно-духовный внутренний мир человека сопоставлен с божественным началом, абсолютным, непостижимым для рационального познания; и чувственного опыта. В симфонических произведениях выражено стремление выразить многогранность уровней бытия, в контексте соборного органического целого.
На основе соборности объясняется и отношение Брукнера, к проблеме авторской и исполнительской деятельности, которая решалась им на основе доверия к творчеству интерпретаторов его музыки. Композитор мыслил музыкальное творчество как дело соборное, допуская «со-авторство», «сотворчество», потому позволял дополнять и изменять свои авторские тексты. Многочисленные варианты его симфонических опусов создают возможность для продолжения этого совместного творческого процесса.
Таким образом, в связи с вышесказанным, можно утверждать, что соборность достаточно отчетливо выражена во многих существенных моментах всех деятельностных проявлений личности " А." Брукнера.
160
Концепция соборности, взятая за основу данного исследования, выступает как один из вариантов осмысления жизни и творчества композитора, путь к которым не всегда прост. Сквозь призму соборности по-новому раскрываются «обыденные» стороны личности Брукнера, и предстают как ряд несомненных нравственных качеств, свидетельствующих о глубокой духовности композитора, о его стремлении строить жизнь в соответствии с высокими христианскими идеалами и ценностями. На основе принципов соборности новый смысл обретает и исключительный оптимизм искусства Брукнера, то положительное содержание, которое утверждает композитор в своей музыке. Творчество Брукнера, устремленное к свету, Богу, к единению с гармонизованным «звучащим космосом», созвучна не только духовным исканиям его современников, но и привлекает нынешнего слушателя.
Кроме того, в развитии и дальнейшем осмыслении универсальных принципов соборности в творчестве, искусстве в целом видится возможность углубления и расширения области применения данного понятия.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Решетило, Наталья Сергеевна, 2011 год
1. Ill симфоний. Справочник-путеводитель // Под ред. Б. Березовского. — СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2000. 672 с.
2. Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. -526 с.
3. Аксаков К. С. Избранные труды.- М.: РОССПЭН, 2010. 887 с.
4. Аминова Г. У. Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве С. И. Танеева. Красноярск: КрасГУ, 2004. - 140 с.
5. Анисин А. Л. Принцип соборного единства в истории философской мысли. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2010.-372 с.
6. Антон Брукнер // 100 великих композиторов. Автор-составитель Д. К. Самин. М.: Вече, 2000. - С. 263-267.
7. Антон Брукнер //116 биографий знаменитых композиторов / РедакторIсоставитель Л. В. Михеева. СПб.: Композитор, 1999. - С. 97-98.
8. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М,: Изд-во МГУ. -304 с.
9. Антонова С. Е. Историзм мышления и его проявление в симфоническом творчестве И. Брамса и А. Брукнера: автореф. дис. .кандидата искусствоведения: 17.00.02. — Нижний Новгород, 2007. — 26 с.
10. Ю.Асафьев Б. В. Брукнер // Критические статьи, очерки и рецензии: из наследия конца 10-х начала 30-х гт. - Л.: Музыка, 1967. -С. 45-47.
11. П.Бекетова Н. В. Концепция Преображения в русской музыке // Музыкальная культура христианского мира: материалы Международной научной конференции. — Ростов-н/Д: Издательство Ростовской государственной консеватории им. С. В. Рахманинова, 2001. СЛ 04-133.
12. Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера. Л.: Музыка, 1926.148 с.
13. Белецкий И. В. Антон Брукнер. Л.: Музыка, 1979. - 88 с.
14. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Высшая школа, 2005. - 239 с.
15. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Правда, 1989.-608 с.
16. Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.: Сварог и JC, 1997. - 541 с.
17. Бибикова А. А. О композиционной модели месс А. Брукнера // Вестник ПСТГУ V: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. - Вып. 2(3)-С. 113-136.
18. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1993. - 1376 с.
19. Благова Т. И. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М.:Тетра , 1994 -208 с.
20. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь- Олимп: АСТ: Астрель, 2005. 829 с.
21. Брукнер // Муз словарь Гроува, пер. с англ. ред. и доп. Л. О. Акопяна. М.: Практика, 2007. - С. 144-145.
22. Булгаков С. Н. Жребий Пушкина // Новый Град. 1937. - № 12. -С. 4-28.
23. Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип // Два Града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РГХИ, 1997.-С. 51-70.
24. Булгаков С.Н. Моцарт и Сальери // Пушкин в русской философской критике. Конец 19 первая половина 20 вв.: сборник / сост., вст. ст., библигр. справки Р.А. Гальцевой. -М.: Книга, 1990. С. 294-301.
25. Быховский Б. Э. Шопенгауэр. Серия: Мыслители прошлого. М.: Мысль, 1975.-206 с.
26. Бычков В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма (к 100-летию со дня смерти Вл. С. Соловьева) // История философии. 1999. - № 4. - С. 3-43.
27. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. - 343 с.
28. Вагнер Р. Избранные работы. Сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова. Вступит, статья А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. - 695 с.
29. Вальтер Б. Тема с вариациями: Воспоминания и размышления. М.: Музыка, 1969.-362 с.
30. Вячеслав Иванов творчество и судьба: к 135-летию со дня рождения / РАН. Науч. совет по истории мировой культуры. Сост. Е. А. Тахо-Годи. - М.: Наука, 2002. - 349 с.
31. Гайденко П. П. Иерархический персонализм Н. О. Лосского // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная интуиция. М.: Терра-книжный клуб, Республика, 1995. - С. 349-370.
32. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера три мира. - М.: Радуга, 1986.-480 с.
33. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики / Пер. с нем. Г. А. Лароша. М.: Муз. изд-во Юргенсона, 1910.-162 с.
34. Гегель Г. Эстетика: в 4-х т. Т. 1. / Под ред. М. Лифшица; пер. с нем. Б.Г.Столпнера.-М.: Искусство, 1968.
35. Герасимова-Персидская Н. А. Монодия как символ сакрального // Музыкальная жизнь. 1994, № 4. - С. 158-161.
36. Григорианский хорал: Сб. науч. тр. / Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского. М., 1997. - 221 с.
37. Гулыга А. В. Гегель. М.: Молодая гвардия, 2008. - 263 с!
38. Гулыга А. В. Шопенгауэр. М.: Молодая гвардия, 2003. - 367 с.
39. Диденко В. Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения. — М.: Беловодье, 2005. 288 с.
40. Друскин. М. С. История зарубежной музыки. Вып. 4., Изд. 7-е, переработанное. Спб.: Композитор, 2004. - 630 с.
41. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. 287 с.
42. Зеньковский В. В. История русской философии. Харьков: Фолио; М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 889 с.
43. Иванов В. И. Дионис и прадионисийство / Под общ. ред. В. П. Сальникова. Спб.: Алетейя, Университет, 2000. - 344 с.
44. Иванов В. И. По звездам. Борозды и межи. М.: Астрель, 2007. -1162 с.
45. Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 136 с.
46. Иванова Е. В. Текст и музыка в мессах Брукнера: некоторые наблюдения // Музыкальная академия. 1997. - №2. - С. 170-172.
47. Интервью с Бернхардом Хайтинком // Музыкальная академия. 1997. -№ 2. - С.163-165.
48. Интервью с Сергиу Челибидаке // Музыкальная академия. 1997. -№2.-С. 160.
49. Интервью с Теодором Курентзисом // www.bruckner.ru.
50. История эстетической мысли: В 6-ти т. Т. 3. Европа и Америка. Конец XIII - первая половина XIX века / Ин-т философии АН СССР; Редкол.: Овсянников М. Ф. — М.: Искусство, 1986. - 496 с.
51. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.:, Петрополис, 1997.-544 с.
52. Каратыгин В. Г. Четвертое Б // Каратыгин В. Г. Избранные статьи. -М., Л.: Музыка, 1965. С. 267-271. "
53. Керимов В. И. Историософия А. С. Хомякова. М.: Знание, 1989. -60 с.
54. Киреев В. К. Диалектика соборности // Вестник ВГУ, Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. - № 3. — С. 245249.
55. Киреевский И. В. Избранные статьи / Сост., вступ. ст. и коммент. В. А. Котельникова. М.: Современник, 1984. - 383 с.
56. Киреевский И. В. Критика и эстетика / Сост. и вступ. ст. Ю. В. Манна. М.: Искусство, 1979. - 439 с.
57. Книга по эстетике для музыкантов / Ред. И. А. Константинов,I
58. К. Ангелов. М.: Музыка, 1983. 272 с.
59. Колесова И. С. Соборность русского православного искусства: Автореф.дис.канд. филос. наук: 09.00.13.- Екатеринбург, 2002. 26 с.
60. Комарова И. И. Музыканты и композиторы. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.-480 с.
61. Коннов В. П. Антон Брукнер и Вена на рубеже Х1Х-ХХ веков // Музыкальная академия. 2006. - № 4. - С. 172-181.
62. Краткий словарь по эстетике / Под общ. ред. М. Ф. Овсянникова, В.А.Разумного. -М.: Политиздат, 1963. 543 с.
63. Кривицкая Е. От Моцарта до Малера: Австро-немецкая музыка в афише сезона // Музыкальная академия. № 2. - 2007. - С. 83-85.
64. Кривцун О. А. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 2000. - 434 с.
65. Крижановский Н. И. Художественная реализация категории соборности в «малой» прозе В. Белова 60 90-х годов XX века: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. - Краснодар, 2004. - 191 с.
66. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. М.: Мысль, 1980. -309 с.I
67. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева.'- М.: Знание, 1988. 62 с.
68. Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М.: Алгоритм, 1997.-477 с.
69. Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы:, эстетики и поэтики. — М.: Музыка, 1994. — 320 с.
70. Лосев: А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера // Вступ. ст. Рихард Вагнер. Избранные работы. М.: Искусство, 1987. - С. 7-48.
71. Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // Форма; Стиль. Выражение. -М.: Мысль, 1995. С. 733-781,
72. Лосев А. Ф. О музыкальном ощущении любви и природы. К 35-летию' '
73. Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова •// Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - С. 603-623.
74. Лосев А. Ф. Два мироощущения; Из впечатлений после «Травиаты» // Форма. Стиль. Выражение. -М.': Мысль, 1995. С. 623-637.
75. Лосев А. Ф. Очерк о музыке // Форма. Стиль. Выражение.-М.: Мысль, 1995.-С. 637-667.
76. Лосев А. Ф. Философский; комментарий: к драмам Р: Вагнера // Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - С. 667-733.
77. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Форма; Стиль. Выражение. -М.: Мысль, 1995;-С. 405-602. ' •.
78. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. — Нью-Йорк: Изд. им. Чехова, 1953. 411 с.
79. Лосский Н. О. Избранное. -М.: Правда, 1991. 599 с.
80. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-478 с.
81. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. — М.: Прогресс-традиция, 1998. — 416 с.
82. Малер Г. Письма. Воспоминания. Изд. 2-е. / Составление, вступительная статья и примечания И. А. Барсовой. М.: Музыка, 1968.-607 с.
83. Малько Н. Воспоминания о И. И. Соллертинском. // Памяти И. И. Соллертинского: Воспоминания. Материалы. Исследования / Сост. Л. Михеева. 2-е изд., доп. Л., 1978. - С. 224г246.
84. Малышев И. В. К определению понятия «музыкальное произведение» // Эстетические очерки. Вып. 3. -М.: Музыка, 1973. С. 142-163.
85. Маркус С. А. История музыкальной эстетики. Т. 2. Романтизм и борьба направлений. М.: Музыка, 1968. - 688 с.
86. Михайлов А. В. Романтизм // Музыкальная жизнь. 1991. - № 5. -С. 20-23.
87. Михайлов А. В. А. Шопенгауэр / История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т., Т. 3. — М.: Искусство, 1967. — С. 350-359.
88. Михайлов А. В. Варианты эпического стиля в литературах Австрии и Германии. // Типология стилевого развития XIX века. М.: Наука, 1977.-С. 267-307.
89. Михайлов А. В. Австрийская культура после первой мировой войны // Музыка в истории культуры: избранные статьи. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1998. - С. 74-110.
90. Моисеев В. И. Логика всеединства. М.: ПЕРСЭ, 2002. - 415 с.
91. Музыка Австрии и Германии XIX века. Книга I. — М.: Музыка, 1975. — 511 с.
92. Музыка Австрии и Германии XIX века. Книга 2. М.: Музыка, 1990. -525 с.
93. Музыка Австрии и Германии XIX века: книга 3. М.:'Композитор, 2003.-449 с.
94. Некрасова Е. Н. Франк: духовное наследие мировой цивилизации. М.: НИМП, 2000. - 140 с.
95. Никитич JI, А. Эстетика. М.: Юнити, 2003. - 439 с.
96. Николаева Н. С. О симфонизме Брукнера. Брукнер и Вагнер // Памяти Н. С. Николаевой. Сб. ст./ Ред-сост. И. В. Коженова, Е. М. Царева. М.: Московская консерватория, 1996. - С. 15-21.
97. Нилова В. И. К критическому пересмотру периодизации симфонического творчества Брукнера // Анализ, концепции, критика, Л.:-Музыка, 1977.-С. 153-165.
98. Нилова В. И. О чертах симфонической драматургии Брукнера // Советская музыка. 1978. - № 9. - С.120-124.
99. Нилова В. И. Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типичные особенности и принципы развития (на примере Восьмой симфонии): Автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. Л., 1986.-24 с.
100. Новак Л. Понятие «обширности» в музыке Антона Брукнера // Музыкальная академия. 1997. - №2. - С. 167-169.
101. Новак Л. Стиль симфонический и стиль церковный // Музыкальная академия. 1997. — №2. — С. 159-166.
102. Носина В. Б. Символика музыки И'. С. Баха. Mi: ГМПИ им. Гнесиных, 2004. - 56 с.109: Овсянников М: Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971. - 224 с.
103. Оссовский А. В. Антон Брукнер // Музыкально-критические статьи. Л -: Музыка; 1971'. С. 297-299.
104. Панкевич Г. И. Искусство музыки. -М.: Знание, 1987. 112 с.
105. Петров Д. Р. Из истории брукнерианы // Музыкальная академия.-№2.-1997.-С. 173-175.
106. Проблемы романтизма: сб; статей. Сб. 2 / Сост. А. М'. Гуревич. -М.: Искусство, 1971. — 304 с.
107. Пронягин В. М. Художественное постижение идеи русской соборности в прозе второй половины XX века: Философско-эстетические очерки. Владимир: Маркарт, 2002. - 205 с.
108. Раппопорт Л. Г. Антон Брукнер. -М.: Музгиз, 1963. 104 с.
109. Раппопорт Л. Г. Антон Брукнер // Музыкальная энциклопедия в6 т. Гл. ред. KD. В. КёлДыш. Т. 1. - М:: Советская энциклопедия, 1993: -С. 581-584.
110. Раппопорт С. X. Природа искусства и специфика музыки: // Эстетические очерки. Вып. 4. -М.:,Музыка, 1977. С. 39-78.
111. Раппопорт С. X. Реализм: и музыкальное искусство // Эстетические очерки. Вып. 5. М.: Музыка, 1979'. - с. 26-64.
112. Резников А. М. О роли мировоззрения в творчестве композитора- Л.: Музыка, 1975. 56 с.
113. Рождественский Г. Н! Современник из прошлого // Советская Россия, 20 октября, 1985. С. 8.
114. Русская философия. Очерки истории / А. И. Введенский, А. Ф. Лосев, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет / Сост., вступ. ст., примеч. В. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал, унив-та, 1991.-592 с.
115. Русская философия: малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. - 624 с.
116. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. -М.: Республика, 1995. 655 с.
117. Русская цивилизация и соборность. Сб. статей / Сост. Е. С. Троицкий; М.: Ин-т мировой лит. РАН, 1994. 250 с.
118. Савченко А. С. Семантическая программа симфоний А. Брукнера в ее жанровых и культурно-исторических связях: Дис . канд. искусствоведения: 17.00.02. Харьков, 2005. - 202 с.
119. Современный словарь-справочник по искусству: словарь / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. М.: ACT, 1999. - 813 с.
120. Современный философский словарь/ Под ред. В. Е. Кемерова, 2-е изд. испр. и доп. Лондон: Панпринт, 1998. - 1064 с.
121. Соллертинский И. И. Седьмая симфония Брукнера. Л.: Музыка, 1940.-39 с.
122. Соллертинский И. И. Седьмая симфония Брукнера // Исторические этюды. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963.-С. 300-316.
123. Соловьев В. С. Поли. собр. соч. и писем в 20 т. / Рос. акад. наук, Инс-т фил-и. М.: Наука, 2000.
124. Соловьев В. С. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. -831 с.
125. Соловьев В. С. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - 762 с.
126. Соловьев В. С. Спор о справедливости: Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1999. 196 с.i
127. Сохор А. Н. Музыка // Музыкальная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - С. 730751.
128. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968.-267 с.
129. Социальная философия: Словарь / Ред.-сост. Кемеров В. Е., Керимов Т. X. М.: Академический проект, 2003.-560 с.
130. Струве Н. А. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000. -632 с.i
131. Троицкий Е. С. Русский народ в поисках правды и организованности (988-1996). М., 1996. - 462 с.
132. Троицкий Е. С. Что такое русская соборность М., 1993. - 104 с.
133. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М.: ЦНИП, 1990. - 44 с.
134. Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания // Вопросы философии и психологии. № 2. - 1891. - С. 132-149.
135. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб.: Мирт, 20Ó1.-463 с.i
136. Филимонова М. Н. Adagio в симфониях Брукнера // Вопросы теории музыки, Вып. 3. М.: Музыка, 1975. - С. 272-2-88.t
137. Филимонова M. H. Симфонизм • Брукнера как воплощение эпической концепции // Из истории зарубежной музыки, Вып. 3. — М.: Музыка, 1979.-С. 131-155.
138. Филимонова M. Н. Эпическая и драматическая линии в симфонизме Брукнера и их взаимодействие: АвтОреф. дис. . канд. искусств.: 17.00.02. -М., 1984.-24 с.
139. Фишман Н. «Торжественная месса» Бетховена// Вступ. ст. к партитуре. — М., 1970.149. " Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств //
140. Избранные труды по искусству. -М., 1996. С.199-215.
141. Франк С. JI. Духовные основы общества. Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. М.: Республика, 1992. - 510 с.
142. Франк С. JI. Сочинения / Вступ. ст. и примеч. Ю. П. Сенокосова.-М.: Правда, 1990. 607 с.
143. Франк С. JI. Этюды о Пушкине. М.: Согласие, 1999. - 178 с.
144. Холодный В. И. А. С. Хомяков и современность: зарождение и перспектива соборной феноменологии. М.: Академ, проект, 2004. -528 с.I
145. Хомяков А. С. Сочинения. В 2-х томах. / Сост. В. А. Кошелева. Т. 1. М.: Медиум, 1994. - 590 с.
146. Хомяков А. С. Сочинения. В 2-х томах. / Сост. В. А. Кошелева. Т.2. М.: Медиум, 1994. - 478 с.
147. Хомяков А. С. Церковь одна / Вступ. ст. Б. Н. Тарасова; Примеч. В. М. Гуминского. М.: ИХТИОС, 2004. - 495 с.
148. Хоружий С. С. О старом и новом. СПб: Ателейя, 2000. - 477 с.
149. Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005.-448 с.I
150. Хоружий С. С. Хомяков и принцип соборности // Здесь и теперь — № 2. 1992. - С. 68-85.160. " Храмов В. Б. Учение о культуре и истории П. Я. Чаадаева и «старших» славянофилов: Дис. доктора филос. наук: 24.00.01. — Краснодар: КГУКИ, 2003. 366 с.
151. Царева Е. М. Антон Брукнер // Музыкальная жизнь. 2005. — №2.-С. 27-31.
152. Царева Е. М. Брукнер и брукнерианцы // Музыкальная академия. 1997. — №2. - С. 155-158.
153. Шапошников JL Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб, 1996. - 200 с.
154. Шлифштейн Н. С. Четыре заметки // Музыкальная академия. -№2.-2007.-С. 187-194.167. " Шлифштейн Н. С. От пятой симфонии Бетховена к1симфонической концепции Брукнера // Советская музыка. — № 9. — 1978.-С. 124-127.
155. Шопенгауэр А. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Т. 3. Сост. и вступ. текст Ал. В. Михайлова. - М.: Искусство, 1967. - С. 350-359.
156. Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5 т. Т. 1 - М.: Московский Клуб, 1992.
157. Щербакова А. И. Музыка. Человек. Культура: Опыт социально-философского анализа. М.: РГСУ, 2009. - 306 с.I
158. Эскина Н. А. Озарено покоем и любовью // Музыкальная жизнь. -№5.-1998.-С. 27-30.
159. Эстетика: словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
160. Яковенко Б. В. История русской философии. М.: Республика, 2003.-758 с.
161. Яковлев Е. Г. Эстетика. М.: Гардарики, 1999. - 452 с.
162. Anton Bruckner Gesamtausgabe. Bd. XXIV/ 1: Briefe (1852-1886). Vorgelegt von Andrea Harrandt . und Otto ' Schneider. Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft Wien, 1998.
163. Anton Bruckner Gesamtausgabe. Bd. XXIV/ 2: Briefe (1887-1896). Vorgelegt von Andrea Harrandt und Otto Schneider. Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft Wien, 2003.
164. Armbruster E. Т. A. Erstdruck oder «Originalfassung»? Leipzig, j 1946.
165. Auer M. Anton Bruckner: sein Leben und Werk. Wien, 1923.
166. Ben'ary P. Gedanken zur Bruckner-Interpretation. SMz, cii. 1962.
167. Berger F. Unter neuen Vorzeichen: Bruckner Mahl er - Schönberg und ihr karmischer Umkreis. Dornach, 1996.
168. Commenda H. Die Geschichte des Österreichischen Sängerbundes. Linz, 1953.
169. Engel G. The Life of Anton Bruckner. New York, 1955.
170. Göllerich A. Anton Bruckner: ein Leben und Schaffensbild. Regensburg, 1922.
171. Grasberger F. Bruckner-Symposion: «Die Fassungen» im Rahmen des Internatoinalen Brucknerfestes Binz 1980; 14.-16. September. Linz 1981.
172. James T. Celibidache and Bruckner//celibidache.org
173. Kantner L. Die Frömmigkeit Anton Bruckners// Anton Bruckner in Wien. Eine kritische Studie zu seiner Persönlichkeit.,Graz, 1980:
174. Klose F. Zum Thema «Original; und Bearbeitung' bei Bruckner». Regensburg, 1936-371 1
175. Kobald K. In memoriam Antonf Bruckner. Zürich; Wien; Leipzig, 1924. ■
176. Kurth E. Anton Bruckner. In 2 Bd. Berlin, 1925.
177. Maier E. Anton Bruckner als Linzer Dom- und Stadtpfarrorganist. Aspekte einer Berufung. Wien, 2009:
178. Maier E. Verborgene Persönlichkeit. Anton Bruckner in seinen privaten Aufzeichnungen. 2 Bde. Wien, 2001.
179. Nowak L. «Symphonischer» und «kirchlicher» Stil bei Anton Bruckner. Regensburg, 1962.
180. Nowak L. «Urfassung» und «Endfassung» bei Anton Bruckner.i
181. Kongressbericht: Wien Mozartjahr. Wien, 1956.
182. Nowak L. Anton Bruckner: Musik und Leben. Linz; 1973.
183. Oehm H.-J. Anton Bruckner — Seine Kirchenmusik, ein Ausdruck seiner Persönlichkeit? // Ein Beitrag zum Bruckner-Jahr, 1996.
184. Orel A. Original und Bearbeitung bei Bruckner. Leipzig, 1936-37.
185. Röder T. Auf dem Weg zur Bruckner Symphonie. Untersuchungen zu den ersten beiden Fassungen von Anton Bruckners Dritter Symphonie. Stuttgart, 1987.
186. Scott D.B. Bruckner's symphonies — a reinterpretation // The Cambridge Companion to Bruckner.
187. Staat Kirche - Schule in Oberösterreich: Zu Anton Bruckner sozialhistorischem Umfeld. Wien, 1994.
188. Wagner M. Bruckner in Wien. Ein Beitrag zur Apperzeption und rezeption des oberösterreichischen komponisten in der Hauptstadt der k. k. Monarchie// Anton Bruckner in Wien. Eine kritische Studie zu seiner Persönlichkeit. Graz, 1980.
189. Walter, B. Bruckner and Mahler. Chord and Discord II: Bruckner Society of America. 1940.
190. Werkverzeichnis Anton Bruckner: (WAB) / Renate Grasberger. -Tutzing: Schneider, 1977.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.