Философский анализ онтологической истинности музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор философских наук Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна

  • Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2012, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 311
Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна. Философский анализ онтологической истинности музыки: дис. доктор философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Уфа. 2012. 311 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТИННОСТИ МУЗЫКИ В ДУХОВНОЙ жизни ЧЕЛОВЕКА

1.1 Онтологическая истинность музыки как философская проблема.

1.2. Эволюция представлений об истинности музыки: от древности к Новому времени.

1.3. Трактовка проблемы истинности музыки в Новое и Новейшее время.

ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МУЗЫКИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ ИСТИННОСТИ

2.1. Содержательный аспект онтологически истинной музыки.

2.2. Время и пространство в бытии музыки.

2.3 Звук и его осмысление в музыке.

ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНАЯ КОМПОНЕНТА МУЗЫКИ КАК ФАКТОР ЕЕ ИСТИННОСТИ

3.1. Аксиологические конституэнты музыки.

3.2. Ценность музыки как воплощение духовного мира человека.

3.3. Роль творца в созидании музыки как духовной ценности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский анализ онтологической истинности музыки»

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена рядом следующих обстоятельств.

Во-первых, музыка онтологична по своей сути. Это проявляется в том, что она обладает собственным, независимым бытием, определяемым особенностями ее положения в системе универсума. Как составная часть духовного бытия человека, она воплощает общие закономерности этого бытия, но при этом подчиняется специфическим нормам, отражающим особенность ее существования. Бытие музыки отличается сочетанием стихийного и логического, сознательного и бессознательного, рационального и иррационального. Все это находит в ней свое гармоническое единство, определяющее саму сущность музыки. При этом стихийность выступает как отражение творческого начала, логическое - как того рационального, что лежит в основе универсальных закономерностей бытия.

Во-вторых, музыка обладает способностью наиболее полно выражать внутреннюю, духовную жизнь человека. Взятая в своей онтологической данности, она фиксирует мимолетность, неуловимость и хрупкость человеческих переживаний, представляя собой своеобразную «стенограмму чувств» (Л.Н. Толстой). Ее уникальная способность сохранять и перерабатывать информацию, в которой запечатлены осознанные и неосознанные переживания, делает музыку тайной летописью человеческой души.

В-третьих, значимость музыки в жизни человечества не ограничивается только областью выражения чувств. Она проникает гораздо глубже, воздействуя на подсознание, и приводя в движение механизм культурно-исторической памяти людей, актуализируя то, что находится в них в состоянии «свернутой информации». Истинная музыка способствует развитию человеческой духовности, приобщая человека к высшим ценностям бытия. В качестве воплощения гармонии универсума музыка устанавливает прочную связь человека с космосом.

Вместе с тем, музыка воплощает в себе фундаментальные закономерности бытия, такие, как процессуальность, цикличность, пропорциональность, периодичность и т.д. Постижение их через музыку позволяет человеку прикоснуться к метафизическим основам бытия и открыть для себя музыку как живой источник целесообразности и гармоничности мироздания.

В-четвертых, музыка как духовное и культурное творение музыканта уникальна, поскольку она является ответом на его эмоциональные и интеллектуальные запросы. Онтологичность музыки раскрывается благодаря присущей ей изначальной цельности, позволяющей ей формировать не только внутренний мир творца, но и слушателя. Истинная музыка реализует скрытые потенции человеческой сущности, выявляя в нем его духовную природу. Музыка остается при этом тайной, постигать которую можно бесконечно. Загадочность и неуловимость музыки дает возможность охарактеризовать ее как невыразимую в понятии, но реально существующую духовную силу.

Онтологическая истинность музыки выявляется в той могучей силе, которая оказывает позитивное воздействие на личность и социум. Это особенно актуально в связи с общим кризисным состоянием духовности общества, что неизбежно сказывается на состоянии музыкального искусства. Музыка теряет свои позиции как духовного идеала, становится ареной технических экспериментов, в результате которых исчезает тот ее неуловимый дух, который и составляет ее сущность как духовного явления. А между тем, проблема онтологической истинности музыки имеет самое непосредственное отношение к решению глобальных проблем современности: она способна противостоять губительным тенденциям, направленным на разрушение гуманистических традиций и поддерживать прогрессивную созидательную направленность в жизни социума.

Положение искусства в современном мире свидетельствует о том, что оно утратило свое былое назначение как ориентира духовной жизни человека. Засилье массовой музыкальной культуры вызывает тревогу характером своего влияния на духовный мир современного человека. Многочисленные низкопробные образцы поп музыки заставляют вновь задуматься над тем, какой же должна быть истинная музыка. Музыка, с одной стороны, превратилась в простой звуковой фон к бытовой жизни человека, с другой - в своеобразный эквивалент наркотического средства, оглушающего человека и дающего ему временный эрзац удовольствия. Таким образом, постановка проблемы истинности музыки перекликается с весьма серьезной проблемой духовного здоровья человека.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что изучение истинности музыки приобретает статус проблемы онтологического анализа. Очерченная ситуация заставляет исследователя задуматься о том, в чем состоит суть истинной музыки. Хотя данная проблема постоянно присутствовала в истории философской мысли, однако, работ, посвященных ее специальному рассмотрению, не было. Все это определило необходимость обращения к данной проблеме в настоящем диссертационном исследовании.

Степень разработанности проблемы. Интерес мировой и отечественной науки к философскому анализу музыки был значительным во все времена. Научные традиции изучения музыки как составной части духовной жизни человека и общества складывались, прежде всего, в рамках философии. Проблема истинности музыки, присутствующая в философских исследованиях, разрабатывалась путем выработки критериев идеальной музыки, то есть такой, которая предстает как образец, где наиболее полно воплощается ее сущностное начало. При этом определились две ведущие тенденции изучения истинности музыки.

Первая из них рассматривала музыку как отражение гармонии мироздания, вторая - как отражение сущности человека, проявление его духовной субстанции. Взаимно дополняя и обогащая друг друга, эти направления исследования музыки развивались параллельно и, время от времени, пересекались. Так, в одних и тех же философских трудах можно встретить трактовку музыки как воплощения закономерностей мироздания и, одновременно, как ключа к сокровенным тайникам человеческой души.

Первые примеры изучения проблемы истинности музыки предстают в трудах мыслителей Древнего Востока, таких, как Конфуций, Юэцзи, Шэнь Юань Цинь, Цай Юэнь Дин (Древний Китай), Матанга и Шарнгадева (Древняя Индия).1 Проблемы онтологичности музыки изучались в античной философии Демокритом, Пифагором, Аристидом Квинтилианом. Аристоксеном, Птолемеем, а также в рамках теории этоса Платоном, Аристотелем, Дамоном2, где истинность музыки рассматривалась, в том числе, в связи с ее воспитательными и терапевтическими возможностями. Идеи истинности искусства и музыки встречаются в работах мыслителей периода эллинизма Плотина, Боэция, Климента Александрийского.

Понимание истинности музыки отражало представления своего времени. В творениях средневековых ученых центральной мыслью была идея о Божественном происхождении всего сущего. Развитие представлений об онтологической истинности музыки происходит в трудах Аврелия Августина, Боэция, Якоба Льежского, Р. Бэкона, Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Исидора из Севильи, Григория Нисского3.

Значительный вклад в развитие философской мысли о музыке внесли ученые арабского средневековья, которые творчески перерабатывали достижения античности. Это Исфахани (VIII- IX в.), Аль Кинди (IX в.), Ибн Сина (X-XI в.), Джами (XV в.). В их трудах проблема истинности музыки

1 См.: Древнеиндийская философия. Начальный период. - М., 1963. Музыкальная эстетика стран Востока / под ред. В.П. Шестакова. - М., 1967. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая. - М. 1952; Liang Mingyue. Music of the Billion. An introduction to Chinese musical culture. N.Y., 1985

2 См.: Платон. Сочинения. T. 1,2. - M., 1970; Аристотель. Поэтика // Аристотель. Политика. Поэтика - М., 2010; Античная музыкальная эстетика/ вст. очерк и собрание текстов А.Ф. Лосева. - М., 1960; Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1975.

3См.: Боэций С. Об утешении философией и другие трактаты. - М., 1990; Кузанский Н. Сочинения в двух томах. Т.2. - М., 1980; Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. текстов и вступ. статья В.П. Шестакова. - М., 1966;

I ,1 высветилась не только с традиционных точек зрения, но как соответствие теории музыкальной практике4.

В эпоху Возрождения анализ музыки начинает осознаваться как самостоятельная часть философских исследований, благодаря чему диапазон изучаемых вопросов о музыке расширяется. Истинность музыки занимает значительное место в работах И. Тинкториса, Николая Кузанского, Николая Орезмского, Иоганна Француза, Эгидия из Заморы, Лоренцо Баллы, Глареана, Салинаса, И. Грохео, А. Пети-Коклико, Дж. Царлино. Наряду с решением традиционных проблем музыкального искусства в данный период времени получают развитие проблемы исполнительства, начало которой положили И. Тинкторис и Н. Листений5. Кроме того, появляются исследования, в которых присутствует проблема ценности музыки. Следует заметить, что, если раньше ценность музыки определялась исключительно ее «полезностью» для личности или общества, то в эпоху Возрождения появляются мысли о самостоятельной ценности музыки и ее создателя.

В Новое время на характер трактовки истинности музыки повлияло развитие наук о человеке. Популярная в древности идея математического толкования музыки нашла продолжение в исследованиях Г.В. Лейбница, определившего музыку как «неосознанное упражнение в счете». Изучение психологии человека привело к развитию теории аффектов и появлению теории человеческих темпераментов. На первый план выходят возможности восприятия музыки, что нашло отражение в работах Р. Декарта, Р. Кирхера, Ф. Марпурга, А. Верхмейстера, В. Принтца, И. Маттезона, И. Кванца, русского

4 См.: Джами А. Избранные произведения. Т.1-4. - Душанбе, 1971-81; Исфахани А.Ф. Книга песен. Пер. с ар. - М. 1980; Шидфар Б.Я. Ибн Сина. - М., 1981; Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. - М., 1983; Farmer Н. А history of Arabian music to the XIII century. - L, 1967.

5 См.: Конен В.Д. Ars nova// История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в. Искусство раннего Возрождения. - М., 1980; Ливанова Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. - М., 1981; Haar J. Essays on Italian poetry and music in the Renaissance. 1350-1600. Berk, 1986; Harrison F.L. Music in medieval Britain. Buren, 1980; Price D.C. Patrons and musicians of the English Renaissance. Camb., 1981. t музыканта Н. Дилецкого6. Истинной признается такая музыка, которая наиболее полно способна откликнуться на богатство человеческих переживаний.

Развитие идеи истинности музыки нашло свое продолжение в трудах французских энциклопедистов - Ж.-Ж. Руссо, Ж.Б. Д' Аламбера, Д. Дидро, Ш. Монтескье7. В лице Ж.-Ж. Руссо мы встречаемся с примером того, как суждения о музыке высказывают те философы, которые непосредственно ею занимались. Идея онтологичности музыки нашла свое воплощение в признании ее особой роли в духовной жизни человека. Значительную роль в исследовании роли музыки в духовной жизни человека сыграли труды по изучению языка, начатые И.Г. Гердером, продолженные затем В. Гумбольдтом. Введенное К.Ф.Д. Шубартом понятие «музыкальная эстетика», с одной стороны, подчеркнула включенность музыкально-эстетических проблем в корпус общефилософских исследований в данной области, с другой - обозначила те границы, которые характерны для музыки как вида искусства.

Философская мысль представителей немецкой классической философии, обобщая достижения мыслителей прошлого и современности, прокладывала пути в будущее. Идеи истинности музыки можно обнаружить в работах И. Канта, В.Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.

Работы А. Шопенгауэра и Ф. Ницше отражают трактовку истинности о музыки как глубоко иррационального явления . Разработка теории этоса и

6 См.: Декарт Р. Компендиум музыки// Глядешкина З.И. Рене Декарт и его время. Компендиум музыки. - М., 2009; Данилов Ю.А. Гармония и астрология в трудах Кеплера // Данилов Ю.А. Прекрасный мир науки. - М. 2008; Rasch R. Tuning and temperament // The Cambridge history of Western music theory. - Cambridge, 2002; Damman R. Zur Musiklehre des A. Werchmeister. - Af Mvv, XI, 1954; Шерман H. Формирование равномерно-темперированного строя. - M., 1964; Музыкальная эстетика России XI- XVIII вв. / сост. текстов и общ. вст. статья А.И. Рогова. - М., 1973; Протопопов В. Николай Дилецкий и его русские современники// Советская музыка. - 1973. - №12. Bartel D. Handbuch der musikalishen Figurenlehre. Laaber, 1985.

7 См.: Добровольский B.A. Д Аламбер. - M., 1968; Баскин М.П. Монтескье. - М., 1975; Руссо Ж-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании// Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в трех т. Т.1. - М., 1980; Дидро Д. Племянник Рамо// Дидро Д. Сочинения в двух томах.Т.2. - М., 1991.

8 См.: Кант И. Критика способности суждения// Кант И. Сочинения. Т.5. - М. 1966; Гегель Г. Лекции по эстетике. В 2-х тт.Т.1,21. - СПб. 1999; Шеллинг В.Ф.Й. Философия искусства. аффектов приводит в XIX веке к появлению эстетики чувства в работах A.B. Амброса. Для данного времени характерна тесная связь исследований о музыке с философскими теориями. Так, на рубеже XIX -XX веков в работах Г. Кречмара зарождается теория музыкальной герменевтики, которая получает развитие в трудах ученых, вплоть до XX века9. В рамках изучения проблемы истины появляется теория А. Баумгартена о различении истины логической (в науках) и истины эстетической (в художественных произведениях). Специальные музыкальные исследования более тесно соприкасаются с философскими проблемами. В рамках данного явления следует отметить труды А.Б. Маркса, изучавшего проблему музыкальной «идеи»10.

Параллельно с ними шло изучение проблемы онтологической и гносеологической истинности музыки в рамках музыкально-критической мысли XVIII-XIX веков. В многочисленных статьях формировались критерии истинности музыки. Статус самостоятельного явления критика приобрела в XIX веке, в эпоху романтизма. Имел значение тот факт, что в данное время в качестве критиков выступали известные музыканты, поэты и философы. Они, будучи по своему дарованию и художественному опыту «конгениальными» (И. Ильин) творцам-композиторам, могли дать верную оценку истинной ценности произведений.

С критическими статьями о музыке, в которых формировались критерии истинности музыкального произведения, выступали Э. Гофман, Г. Гейне, Г. Берлиоз, Р. Шуман, K.M. Вебер, Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Дебюсси11. В русской

- М., 1966; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление// Немецкая классическая философия. В 2 тт.Т,2. - М.-Харьков, 2000; Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. - Мн., 2007.

9 CM:Naegeli Ph.O. August Ambros, Ann Arbor, 1957; Райскин И. Прорвавшая громаду лет: российская премьера библейской оратории Рудольфа Тобиаса // Культура № 20 (22-23 мая) 2003.

10 Нарский И.С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта // Кантовский сборник. Вып.10. - Калининград, 1985; Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. - М. 1963.

11 См.: Берлиоз Г. Избранные письма. Пер. с фр. Кн.1-2. - Л., 1981-82.1984-85; Кенигсберг А. Карл-Мария Вебер. - М.-Л., 1965; Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов/сост. Г.И. Гинзбург. - Харьков, 2002; Вагнер Р. Избранные работы. Пер. с нем. - М., музыкальной культуре аналогичную роль сыграли публичные выступления А.Д. Улыбышева, В.Ф. Одоевского, А.Н. Серова, В.В. Стасова, Ц.А. Кюи, Г.А. Лароша, А.П. Бородина, H.A. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского12.

В XX веке отношение к музыке, как и ко всем искусствам, меняется. Искусство расширяет свое пространство и приобретает в жизни человека значение фактора подсознательного приобщения к истине бытия. Данные мысли, указывающие на особую трактовку истинности искусства, и в частности, музыки, можно встретить в работах Н. Бердяева, Вл. Соловьева, JI. Карсавина, С. Франка, П. Флоренского, И. Ильина13. Для философии XX века характерно усиление интереса к разнообразным онтологическим проблемам. В русле исследований бытия появляются и работы, посвященные искусству. Искусство рассматривается как аспект вовлеченности в человеческое бытие - в интуитивизме А. Бергсона, экзистенциализме А. Камю, Ж.П. Сартра, герменевтике В. Дильтея, феноменологии М. Дюфрена и других теориях,, в трудах М. Хайдеггера, Г. Гадамера. постструктурализме Ж. Лиотара и Ф. Джеймисона14. Особое значение для вопроса истинности искусства имели работы Т. Адорно, А.Ф. Лосева, Р. Ингардена, Г. Зедльмайера, Б.В. Асафьева, К. Штокхаузена15.

1978; Дебюсси К. Избранные письма. - Л., 1986; Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собр. ст. Т. 1-2. Пер. с нем. - М., 1975-79.

12 См.: Кремлев Ю. Русская мысль о музыке. Т. 1-3. - Л. 1954-60; Сохор А. О методологии музыкальной критики // Современные вопросы музыкознания. - М., 1978; Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собр. ст. Т. 1-2. Пер. с нем. - М., 1975-79.

13 См: Бердяев H.A. Смысл творчества. - М., 2007; Соловьев B.C. Общий смысл искусства; Карсавин Л.П. Сочинения. - М., 1992; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992; Флоренский П. А. Эстетические ценности в системе культуры. - М. 1986; Ильин И. Путь к очевидности. ~ М., 1993.

14 См.: Бергсон А. Творческая эволюция. - М., 1998; Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. - М., 1990; Сартр Ж. Бытие и ничто. - М., 2009; Дильтей В. Воображение поэта. Начала поэтики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX -нач.ХХ. - М., 1987; Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997; Гадамер Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991; Лиотар Ж. Гибкое приложение к вопросу о постмодернизме // Ступени. Философский журнал.- СПб.- 1994, -№2; Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. -Durham, 1993.

15 См.: Адорно Т. Эстетическая теория. - М., 2001; Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики// Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990; Ингарден Р. Исследования по эстетике. -М., 1962; Зедльмайер Г. Искусство и истина. - СПб.,2000; Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971; Stockhausen К. Gesammelte Schriften.- Köln, 1978.

Онтологические проблемы искусства и музыки рассматривали 3. Лисса, К. Дальхаус, Х.Г. Эггебрехт, Е.В. Назайкинский. В трудах Р. Штейнера находит продолжение традиция изучения музыки как воплощения закономерностей мироздания. Проблемы понимания онтологической сущности музыки рассматривались Э. Кассирером и С. Лангер16.

В последнее время исследования различных сторон бытия музыки приобретают большую активность. О месте музыки в бытии человека пишут А. Клюев, Т. Жаворонкова, А. Богомолов. Специфику музыкального бытия исследуют такие ученые, как С. Борисова, Ф. Селиванов, Ю. Воронцов, Л. Журавлев. И. Перфильева, С. Полозов, О. Соколов. В. Хрипун. В числе ученых, продолживших традицию Б. Асафьева в исследовании музыки в свете общей картины мира, был Ю.Н. Холопов. Музыку как мир человека изучает В.К. Суханцева, музыку как феномен культуры - Л.М. Михайлова .

Онтологические проблемы времени и пространства в музыке исследуются М. Старчеус, М. Олейник, Л. Мансуровой, 3. Исхаковой, И. Остромогильским. Вопросам антропологичности музыки посвящены работы И. Герасимовой, А. Терегуловой и Е. Коровиной; музыку как часть культуры

16 См.: Лисса 3. Шопен и Скрябин // Русско-польские музыкальные связи. - М. 1963; Dahlhaus К. Grundlagen der Musikgeshichte; Eggebreht H. Barock als nusikgeschichtiche Epoche; Назайкинский E.B. Логика музыкальной композиции. - M., 1976; Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. - М., 1995; Лангер С. Философия в новом ключе. - М., 2000.

17 См.: Клюев A.C. Музыка и жизнь: о месте музыкального искусства в развивающемся мире. - СПб., 1997; Жаворонкова Т.П. Музыка и философское осмысление мира. - СПб., 2001; Богомолов А.Г. Философия музыки // Философия и будущее цивилизации. В 5 тт. Т.4. - М. 2005; Борисова С.Л., Селиванов Ф.А. Специфика музыкального бытия// XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4 тт.Т.1. - Екатеринбург, 1999; Воронцов Ю.А. Пространственно-временные отношения в понимании музыки как философская проблема // Философские исследования: Сб. статей. - М., 1994; Журавлев А.Я. Звук и смысл. - М., 1981; Перфильева И.А. Музыка в системе мироздания (эстетический подход к проблеме) // Первый Российский философский конгресс: Материалы конгресса. В 7 тт. Т.6. - СПб., 1997; Полозов С. Музыкальная культура как память // Музыкальная академия. - 2008. - №2; Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. - Нижний Новгород, 1994; Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. - 1993. - №4; Суханцева В.К. Музыка как мир человека (от идеи Вселенной - к философии музыки). - Киев, 2000; Михайлова Л.М. Музыкальная эстетика XIX века. - М. 1981. рассматривают в своих работах Н. Осипенко и Т. Постникова . Онтологические основания музыки, связанны с проблемой семиотики, находятся в центре исследований Л. Лазутиной, Л. Савиной, Л. Шаймухаметовой.

Проблемой философского мышления композиторов занимается Е. Тимофеева; мистический аспект бытия музыки исследуют У. Вильданов и Э. Вежлева. Особую область исследований составляет изучение проблемы терапевтического воздействия музыки. Данная тема, ведущая свое происхождение из глубокой древности, активно разрабатывается в трудах в трудах многих ученых, в частности, В.И. Петрушина и Л.С. Брусиловского19.

Особое место в корпусе философских исследований занимают работы, изучающие разнообразные связи философии и музыки. Данная проблема раскрывается в трудах Л. Зарубиной, В. Яруллина, Р. Алашеевой.

18 См.: Старчеус М. О хронотопах музыкального мышления // Музыкальная академия. -2004.-№3; Остромогильский И. О виртуальных аспектах музыки Дьердя Лигети // Музыкальная академия. - 2008. - №2; Олейник М.А. Гуманистический потенциал музыкального искусства // Философское мировоззрение и картина мира, Четвертые Лойфмановские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 2009; Мансурова Л.Р. К проблеме пространства и времени в музыке// Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы III Международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2007; Осипенко H.H. Музыка как структурно-смысловой компонент культуры// Там же; Исхакова З.С. Образ звукового пространства в атональных композициях А. Веберна. - Уфа, 2004; Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. - 1995,- №6; Терегулова А.Х. Рациональные и эмоциональные составляющие духовно-эстетической среды в музыкальной практике // Музыкальная практика в контексте духовного становления личности: Материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2009; Коровина Е.М. Происхождение музыкальной формы как онтологическая проблема социокультурной антропологии// Антропологические основания теоретического мышления: Материалы Российской научной конференции. - Екатеринбург, 2005; Постникова Т.С. культурологический подход к исследованию истории музыки // Образы науки и культуры на рубеже тысячелетий: Третьи Лойфмановские чтения: Материалы всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 2007.

19 См.: Савина Л. Звукоорганизация музыки XX века: семиотические проблемы исследования // Музыкальная академия. - 2008. - №2; Шаймухаметова Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. - М., 1998; Вильданов У.С., Вильданова Г.Б., Загитова Л.Ч. Оккультно-трансцендентальная природа звука и музыки в бытии человека. - Уфа, 2007; Вежлева Э.К. Феномен музыки: мистическая культурная традиция // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы III Международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2007; Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. - Ташкент, 1985; Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. - М., 2000.

Привлекательным для исследователей оказался вопрос трансцендентального аспекта музыкального искусства. Традиция, основанная трудами Вл. Соловьева, интересовавшегося музыкой как явлением, обеспечивающим связь человека с высшими силами, была продолжена А. Лукьяновым, А. Файзуллиным, У. Вильдановым, Г. Вильдановой, Л. Загитовой. Интересный аспект связи музыки с философией и социологией представляют исследования К. Шарова, посвященные соотношению музыки и этноса.

Довольно значительное место в исследованиях занимают труды, связанные с проблемой воздействия музыки на человека. В данной сфере находятся работы, изучающие духовность музыки. Среди них можно назвать работы С. Ахтамьяновой и А. Пачулия. В контексте данной проблемы находятся и труды Л. Кашаповой и Л. Ибраевой, где исследуются вопросы музыкального воспитания человека. Различным аспектам истинности музыки посвящены работы H.A. Бергер, изучающей не только проблему теоретического осмысления вопросов бытия музыки, но и ее практической реализации в музицировании. Истина изобразительного искусства нашла свое отражение в диссертационном исследовании Н. Сложеникиной20.

20 См.: Зарубина Л.П. Философия и музыка. - Челябинск, 2002; Яруллин В.Х. Тема музыки в истории философской мысли Древнего Востока // Философская мысль и философское образование в республике Башкортостан: история и современность: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в Россию. - Уфа, 2008; Алашеева Р.В. Художественно-философское видение жизни в немецком романтизме // Философское мировоззрение и картина мира. Четвертые Лойфмановские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 2009; Лукьянов A.B., Файзуллин А.Ф. Трансцендентальный смысл искусства Н. Паганини // Лукьянов A.B. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). - Уфа, 2001; Шаров К.С. Музыка как инструмент национализма // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. -2005. -№1; Ахтамьянова С.И., Пачулия A.A. Восприятие музыки как один из факторов формирования духовной среды личности // Музыкальная практика в контексте духовного становления личности: Материалы Международной научно-практической конференции. -Уфа, 2009; Кашапова Л.М. Национальное музыкальное образование школьников: история, теория, практика. - Уфа, 2004; Ибраева К.Е. Музыкальная культура в системе высшего педагогического образования // Научное пространство Европы-2008: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Т. 19. - София, 2008; Бергер H.A. Теория музыки в современной практике музицирования. Авт-т диссерт.д-ра искусствоведения. - Саратов, 2011; Сложеникина Н.С. Философский анализ истины в изобразительном искусстве. Автореф. дисс.канд.фил.наук. - Магнитогорск, 2006.

Решению поставленной проблемы, касающейся истинности музыки, помогают труды ученых, которые посвящены изучению вопросов истины. Это работы A.M. Коршунова, М.А. Лифшица, Р.Х. Лукмановой, В.В. Мантатовой, Л.А. Микешиной, B.C. Хазиева. Кроме того, большое значение имеют работы таких ученых, как Ю.Ф. Абдрашитов, А.Р. Гареев, Е.В. Хазиева21.

Исследование охватывает многие важные вопросы, касающиеся бытия материи, сознания, природы духа. Изучение указанных выше проблем невозможно без обращения к трудам таких ученых, как А.Р. Абдуллин, Э.Д. Азроянц, К.З. Акопян, П.В. Алексеев, С.Ф. Анисимов, B.C. Библер, Н.К. Бородина, У.С. Вильданов, Б.С. Галимов, В.Д. Губин, А .Я. Канапацкий, А.Ф. Кудряшев, В. А. Кутырев, В. А. Лекторский, A.B. Лукьянов, М.К. Мамардашвили, В.И. Мурашов, Д.А. Нуриев, Р.Ю. Рахматуллин, В.А. Ремезов, лл

П.В. Симонов, В.П. Тугаринов, В.Г. Федотова .

21 См.:Коршунов A.M. Познание и действительность. - М. 1967; Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. - 1984. - №10; Лукманова Р.Х. Истина как многомерная философская категория. - Уфа, 2008; Мантатова Л.В. Духовность как фактор устойчивого развития // Труды членов Российского философского общества. Вып.1. - М. 2001; Микешина Л.А. Трансцендентальное измерение гуманитарного знания // Вопросы философии. - 2006. - №1; Абдрашитов Ю.Ф. Абсолют и истинность бытия. Автореф.канд.фил.н. - Уфа,2000; Гареев А.Р., Хазиева Е.В. О единстве гносеологической и онтологической истин //Бытие человека: Сб. ст. - Уфа, 2002.

22См.: Абдуллин А.Р. Онтологическое мышление: виды и сущности. - Уфа. 2002; Азроянц Э.Д. Архитектура внутреннего мира// Полигнозис. - 1998. - №2; Акопян К.З. Духовность как онтологическая проблема. - Киев, 1992; Алексеев П.В. Человек, дух, реальность // Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995; Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М. 1988; Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. - М. 1990; Бородина Н.К. Духовность как феномен и понимание. -Волгоград, 1999; Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости). - Уфа, 2004; Галимов Б.С. Принцип развития и основания научной картины природы. - Саратов, 1981; Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. - М. 1988; Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. - Уфа, 2003; Кудряшев А.Ф. Бытие, мыслящее мыслимое (о тождестве мышления и бытия в философии Декарта) // Единство онтологии, теории познания и логики. - Уфа, 1996; Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. - Нижний Новгород, 1994; Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - М. 1980; Лукьянов А.В.Философия, предвидение, духовность. - Уфа, 1993; Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1992; Мурашов В.И. Духовные ресурсы мира: преодоление глобализации // Школа духовности. -2001.- №5. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии (системный анализ). - Уфа, 1995; Рахматуллин Р.Ю. Научная картина мира, мировоззрение и онтология: взгляд с точки зрения модернистской традиции // Философская мысль. - 2001. - №2; Ремезов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. - 1997. - №2; Тугаринов В.П.

Проблема онтологичности искусства нашла разработку в трудах М. Хайдеггера, Р. Ингардена, Т. Адорно. Вопросы, связанные с музыкой, рассматривались в рамках феноменологии Э. Гуссерля и структурализма Р. Барта. Большой вклад в развитие проблемы искусства как важнейшей части культуры внесли С.С. Аверинцев, A.A. Потебня, М.С. Каган, Е.Г. Волкова, A.C. Кармин, B.C. Соловьев23.

Цель исследования заключается в создании концепции истинности музыки, суть которой заключается в следующем:

- сущность музыки представляет собой идеальную субстанцию, выступающую как отражение духовного мира человека;

-для того чтобы соответствовать своему назначению как средоточия высших ценностей бытия, музыка должна отвечать определенным критериям истинности;

-свое конкретное выражение истинность музыки находит через совершенство музыкальной формы, раскрывающейся в специфике бытия музыки;

-создателем истинной музыки является творец - композитор, деятельность которого направлена на реализацию его творческих установок;

-возможность влияния музыкального произведения на духовное бытие общества как выявления его истинности обеспечивается исполнителем, в деятельности которого тоже реализуется творческая природа художника

Поставленная цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

Избранные философские труды. - JL. 1988; Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки .- 1988. - №7.

23 См.: Адорно Т. Эстетическая теория. - М. 2001; Ингарден Р. Исследования по эстетике. -М., 1962; Хайдеггер М. Бытие и время. - М. 1997; Аверинцев С. Культура и религия. - М. 1991; Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М., 1976; Волкова Е.Р. Ритм как аспект эстетического анализа // Ритм. Пространство и время в искусстве. - М. 1974; Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996; Кармин A.C. Познание бесконечного. - М., 1981; Соловьев B.C. Общий смысл искусства// Соловьев B.C. Собрание сочинений в 8 т.Т.6. - М., 1991.

1. Выявить теоретические традиции исследования истинности музыки в истории человеческой мысли;

2. Опираясь на исследование вопроса онтологической истинности музыки в истории философской мысли, определить критерии ее онтологической истинности;

3. Выявить, каким образом особенности соотношения пространственной и временной характеристик музыки в рамках музыкального произведения способствуют выявлению его идеи, определяющей его истинность;

4. Исследовать на базе осмысления звука и всего звукового пространства смысловое и функциональное содержание музыкального произведения;

5. Определить ценностные компоненты музыки как проявления ее истинности;

6. Рассмотреть истинную музыку как результат отражения духовного мира человека;

7. Исследовать роль музыканта, и шире - художника-творца в формировании ценностных ориентаций общества.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает реальность музыкального бытия в ее онтологической данности.

Предметом исследования является онтологическая истинность музыки.

Методологическая основа исследования определяется спецификой объекта исследования и базируется на концептуальном подходе, обусловленном целью исследования. Особенность предмета исследования потребовала обращения к широкому кругу философских проблем, включающих такие, как диалектика идеального и материального в произведении искусства, специфика бытия музыки, ценность музыки как неотъемлемой части духовного бытия.

Характер работы обусловил обращение к различным методам исследования. В качестве общенаучного был использован диалектический метод, позволивший рассмотреть ряд музыкальных явлений как сложное единство противоположных начал. Кроме того, в процессе исследования использовались методы аналогии, анализа и синтеза, движения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Специфический метод исследования был применен в разделах работы, касающихся изучения особенностей музыка как духовного явления. Те фрагменты исследования, которые посвящены изучению музыки как целостного феномена, потребовали применения системного метода.

Научная новизна диссертации определяется характером содержания выдвигаемой концепции. В ходе исследования сформулированы следующие положения, отличающиеся научной новизной:

• Выявлены критерии онтологической истинности музыки, которые заключаются в креативности идеи, обладающей способностью продуцировать новые смыслы; соответствии содержания и формы музыкального произведения его идее; эстетической ценности и содержательности, проявляющейся в глубине и яркости образов; способности произведения отвечать своему функциональному назначению; в позитивном характере влияния на духовное бытие человека и общества;

• Определено, что смысл истинной музыки заключает в себе ценность взаимодействия между трансцендентным миром и человеком;

• Доказано, что истинность музыки выявляется через совершенство музыкальной формы, которая находит конкретное воплощение в пространственно-временной реализации идеи;

• Выявлена роль звука как материального носителя содержания музыки, которая заключается в том, что звук является выразителем смысловой константы музыкальной интонации;

• Раскрыты особенности истинной музыки как отражения внутреннего мира человека, суть которых состоит в создании гармоничного единства культурного и природного начал в его духовном бытии;

• Выявлены ценностные компоненты онтологически истинной музыки, которые определяются полнотой воплощения в ней богатства человеческого духа;

• Определено, что истинность музыки может остаться нераскрытой в силу разрыва между новаторским характером ее содержания и слуховым опытом эпохи;

• Раскрыты основные черты в личности музыканта-творца как создателя истинного произведения искусства (стремление реализовать свой творческий потенциал, сочетание веры в свою миссию с требовательностью к себе, тяготение к трансцендентному и т.д.).

Теоретическое и практическое значение диссертации заключатся в исследовании онтологических оснований истинности музыки. Данная работа открывает возможность нового направления в исследованиях философских аспектов музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может найти применение в учебных курсах по философии, эстетике, культурологии, истории музыки, истории музыкального образования, стать основой для создания соответствующих учебных программ и учебных пособий.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на конференциях различных уровней, в том числе на: Всероссийской научной конференция «Ценности интеллигибельного мира» (2006 г., Магнитогорск); Российской научной конференция «Антропологические основания теоретического мышления» (2005 г., Екатеринбург); Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в Башкортостане» (посвященной 75-летию ИИЯЛ УНЦ РАНО (16 ноября 2007 г., Уфа.); III Международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (26 января 2007 г., Тамбов); III Всероссийской научно-практической конференции «Власть и воздействие на массовое сознание» (2007 г., Пенза); Всероссийской научной конференции «Образы науки в культуре на рубеже тысячелетий. Третьи Лойфмановские чтения» (к 80-летию И Л. Лойфмана) (декабрь 2007 г., Екатеринбург); II Международной конференция «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» (2007 г., Омск); Международной конференции «Стратегия и пути развития национального образования в России» (2007 г., Кемерово); Всероссийской научно-практической конференции «Преподавание философии в вузе: проблемы, цели, тенденции» (2005 г., Магнитогорск); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России и 10-летию факультета башкирской филологии (2007 г., Стерлитамак); Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» (6-7 апреля 2007 г., Тобольск); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и культурологические вопросы современного образования» (2008 г., Уфа); IV Международной научно-практической конференции «Научное пространство Европы 2008» (2008 г., София); IV Всероссийской научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (26 декабря 2008 г., Новосибирск); Международной научно-практической конференции «Музыкальная практика в контексте духовного становления личности» (19-20 апреля 2006 г., Уфа); Международной научно-практической конференции «Человек в системе образования: тенденции и перспективы» (14-16 мая 2009 г., Сибай); IV Международной научно-практической конференции «Наука и практика: проблемы, идеи, инновации» (2009 г., Чистополь); Международной научно-практической конференции «Искусство и культура в контексте современной педагогической мысли» (3-4 апреля 2009 г., Сибай); Всероссийской научно-практической конференции «Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма» (20 ноября 2009 г., Уфа); Международной научно-практической конференции «Современное гуманитарное образование как основа гуманизации общества» (2-5 декабря 2009 г., Уфа); Всероссийской научной конференции «Философское мировоззрение и картина мира. Четвертые Лойфмановские чтения» (17-18 декабря 2009 г., Екатеринбург); Первой Международной научно-практической конференции «Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути развития» (октябрь 2009 г., Биробиджан); Всероссийской научно-практической конференции «Человек. Общество. Образование» (15-17 марта 2010 г., Сибай); II Международной заочной научно-практической конференции «Человек в системе образования: тенденции и перспективы» (11-12 мая 2010 г., Сибай).

Основные положения диссертации, ее концептуальные замыслы изложены автором в целом ряде материалов, опубликованных в философских сборниках научных трудов.

Идеи диссертационного исследования нашли отражение в 3 монографиях, 53 статьях общим объемом 38 п.л. и 10 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, (по 3 параграфа в каждой) заключения и списка литературы, включающего в себя 306 наименований. Общий объем диссертации - 311 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.

Проблема истинности музыки всегда присутствовала в исследованиях ученых в качестве аспекта проблемы, связанной с решением фундаментальных и вечных философских проблем. Зародившись в античной философии, она, трансформируясь в соответствии с требованиями времени, занимала умы философов, в большей или меньшей мере, на протяжении всего периода существования философии. В зависимости от требований времени философы выдвигали свои концепции понимания данной проблемы. Находясь в контексте исследований, посвященных духовному бытию человека, проблема истинности музыки не только не теряет своей актуальности в современную эпоху, но, напротив, обретает новые ракурсы исследования.

Необходимость, с одной стороны, противостоять разрушительным глобальным тенденциям, направленным на масштабную трансформацию традиционных антропогенных пространств и гуманистических традиций, с другой - поддерживать и корректировать новые созидательные и прогрессивные тенденции, ценности и приоритеты в устойчивом развитии человеческой цивилизации, актуализировала вопрос об истинности музыки. Расширение информационного и культурного пространства бытия человека требует осмысления и соответствующей оценки целого ряда явлений духовного бытия, к числу важнейших из которых относится и музыка. Изучение музыки как явления духовного порядка естественно вплетается в проблемный узел современной философии. Именно в силу этого настоящее исследование включает в себя не только изучение вопросов, касающихся исключительно проблем бытия музыки, но и создает выход на более широкое проблемное поле.

Исследования в области бытия музыки, ее функционирования и возможного воздействия на человеческое общество могут оказаться весьма полезными в настоящее время, когда вопрос изучения духовности и его форм приобретает небывалый размах. Обращение к непреходящим ценностям музыки как появления духовности личности приобретает актуальность в наше время, время напряженных поисков выхода из состояния духовного кризиса человечества. Жизнь показала, что будущее имеет только человек духовный. Поэтому перед современным человеком стоит вопрос, на который он обязан ответить: кто он, существо, в котором живет божественная сущность или просто потребитель благ цивилизации? Ответ на этот простой, казалось бы, вопрос, по сути, позволяет человеку сделать выбор, или, хотя бы, ставит перед проблемой выбора. Достижения цивилизации не должны вытеснять в человеке живую мысль и чувство. И помочь ему стать подлинным человеком, человеком духовным, может музыка.

Музыка - самый загадочный вид духовной деятельности человека. Она проста и естественна, как жизнь, и так же таинственна и необъяснима, как она. Своей изменчивостью, «текучестью», способностью постоянно менять свой облик и ускользать, музыка похожа на мифическое морское божество Протея. Если продолжить сравнение, то, так же, как обладание Протеем давало власть над миром, так же обладание музыкой, приобщение к ней открывает перед человеком огромные возможности самопознания, владения тайной собственной души. Музыка как ничто другое обладает возможностью отражать движения человеческого духа.

Тот факт, что музыку в древности относили к области философского знания, говорит о многом. В музыку внимательно вслушивались, над ней размышляли, прислушивались к собственному внутреннему миру, откликающемуся на музыку. Это открывало перед человеком неведомые глубины самопознания. Состояние трансцендирования, испытываемое человеком во время вслушивания в музыку, приподнимало его над обыденностью и приобщало к высшим сущностям. Это позволило повести аналогию между музыкой и философией. Действительно, по ряду положений музыка сопоставима с философией. Более всего их роднит абстрактность и способность подняться на высокие ступени обобщения, такие, которые позволяют оглядеть весь мир и преодолеть мыслью его границы. Музыка не изображает реальный мир, который максимально опосредован в ней. Она оперирует наиболее общими понятиями и имеет, благодаря этому, надкатегориальный характер.

В ней раскрываются процессы духовной деятельности человека, данные в особой форме. Мимолетность и тонкость музыки как нельзя более подходит для воплощения тех незаметных, но крайне важных для внутреннего мира человека процессов, из которых и складывается его душевная жизнь. Однако, если бы музыка только «стенографировала» чувства человека, она не смогла бы подняться до больших высот. Сила музыки в том, что она не просто фиксирует и чутко отзывается на переживания человека, но умеет обобщить эти переживания, придать им глубину и значительность. В итоге чувства обретают статус итога духовной деятельности человека, обретают непреходящий характер. Отмечая частности, гибко реагируя на малейшие изменения переживаний, музыка никогда не упускает из обзора общее. Раскрывая детали, она не теряется в мелочах, не упуская из внимания главного - того, что руководит произведением. Эти качества и позволяют музыке обрести качество истинности и подняться до грандиозных обобщений, значимость которых ставит ее на один уровень с философией.

Онтологическая истинность музыки предполагает наличие высокоорганизованной материи музыки, которая становится полем реализации идеи произведения. Уникальное соотношение в ней материального и идеального начал приводит к тому, что музыкальный материал, подчиняясь идеальному началу, теряет свою «приземленность» и «вещность». Он становится инструментом созидания духовных продуктов. Этот феномен В. Холопова определила как «чудо искусства»395, при котором материальное начало настолько сильно преобразуется, что отчасти теряет свое первоначальное качество.

Каждое музыкальное произведение - это художественный слепок бытия, включающий в себя не столько его показ, сколько его осмысление и

395 Холопова В. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. - СПб. 2002. - С. 12.

283 обобщение. А богатство содержания бытия бесконечно. Поэтому истинное произведение искусства, в котором раскрыта сама суть бытия, всегда отличается избыточностью, направленностью на преодоление художественной формы.

Онтологическая данность музыкального произведения обеспечивается специфическим соотношением в нем универсальных форм бытия материи -пространства и времени, неразрывное единство которых определяется понятием «хронотоп». Хронотоп указывает на протекание процесса как чередования событийности в определенный миг времени и определенной точке пространства. Преобладание временного начала в строении музыкального произведения создает ситуацию, при которой ее пространственная координата получает выражение через временную. Особенность временных процессов музыкального произведения определяется наличием в нем нескольких временных параметров, куда входят время физическое, абсолютное, имеющее формальный характер и противостоящее концептуально-перцептивному времени. Одной из особенностей протекания времени музыкального произведения является его симультантность, то есть единство разновременных процессов.

Основу музыкального произведения составляет идея, которая представляет собой регулирующий принцип формы. Все процессы, происходящие в музыкальной форме, определяются характером ее идеи. Благодаря тому, что идея не принадлежит форме, а, скорее, форма ей принадлежит, идея носит надвременной характер. Она выступает как поле рождения разнообразных смыслов, которые составляют содержательную его сторону. От богатства идеи зависит, насколько длительным и активным будет продуцирование смыслов.

Материальным фундаментом музыкального произведения является звук. Музыкальным звук выступает как информационно насыщенное смысловое поле, представляющее собой неразрывное единство значения и его эмоционального переживания. Свое конкретное воплощение смысловая сторона музыки находит в феномене музыкальной интонации, представляющей собой результат отбора тех звуковых смыслов, которые в течение длительного исторического времени утвердилась в качестве нормы данной музыкальной культуры. Интонация носит архетипический характер, актуализируя образы, заложенные в коллективном бессознательном. Широта действия интонации как духовного явления высвечивается в развернутом диапазоне его понятия, охватывающим промежуток от одного звука до целого целой эпохи в истории музыки. Интонация несет в себе явные и неявные смыслы, воплощающиеся в символах и обретающих свой индивидуальный контекстуальный смысл при распредмечивании содержания произведения.

Онтологичность музыки как части духовного бытия находит свое непосредственное воплощение в феномене музыкального произведения, в рамках которого действуют все закономерности музыки. Музыкальное содержание выступает в неразрывном единстве с формой, которая является ее непосредственным материальным воплощением. Каждое музыкальное произведение несет в себе истину бытия, являющуюся его внутренней уникальной сущностью. Истина как сокровенный смысл, раскрывается постепенно и становится основой понимания произведения.

Онтологическая истинность музыки заключается в том, что она воплощает в себе метафизические основы бытия. В ней получает наиболее яркое воплощение идея вечного обновления бытия. Становление как последнее основание музыки (А.Ф. Лосев) дает наиболее полное представление о бытии. Как образ мироздания, музыка отражает в себе такие универсальные закономерности бытия, как процессуальность, пропорциональность, цикличность, иерархичность, системность. Она - воплощение диалектичности бытия. В динамике ее формы проявляются такие его закономерности, как отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей.

Онтологически истинное музыкальное произведение должно отвечать ряду требований, которые вырабатывались в течение длительного времени и являлись отражением духовных приоритетов общества. Они заключаются в креативности идеи, обладающей способностью продуцировать новые смыслы; соответствии содержания и формы музыкального произведения его идее; эстетической ценности и содержательности музыки, проявляющейся в глубине и яркости образов; способности произведения отвечать своему функциональному назначению; в позитивном характере влияния на духовное бытие человека и общества;

Онтологическая истинность музыки является следствием ее ценностных характеристик. Общение с музыкой оказывает благотворное воздействие на человека, приобщая его к высоким достижениям человеческого духа, формируя его мировоззрение и ценностные ориентации. Онтологическая данность музыки находит свое выражение в многочисленных ее функциях, каждая из которых определяет какую-либо сторону ее бытийности в соотнесенности с жизнью человеческого духа.

Воспитательное действие музыка позитивно сказывается на его нравственном облике, терапевтическое - на благотворном влиянии на психические процессы, мировоззренческая функция способствует формированию целостного восприятия мира и активного, творческого отношения к нему.

Погружение в музыку расширяет действие интуитивного начала в личности человека, обогащая его ментальность. К числу главных ценностей музыки относится переживание ее как утонченного наслаждения, совершенствующего духовный облик человека. Немаловажна и прикладная сторона музыки в качестве оформления быта, праздников и всех памятных событий в жизни человека.

Онтологическая истинность музыки определяется ее содержательностью, которая позволяет стать ей частью философского осмысления бытия. Являясь отражением внутреннего мира человека, она составляет энциклопедию его чувств - облагороженных эмоциональных состояний, образующих основу его духовности. Неявное знание о мироздании и собственной душе, получаемой человеком от музыки, отличатся целостностью, что отвечает потребности человека в гармоническом единстве различных сторон его сущности. Слуховой образ мира, создаваемый музыкой, отличается большей тонкостью и спаянностью с подсознательными процессами, чем образ зрительный. В качестве одного из источников личностного знания, музыка активизирует все сущностные силы человека, приводя их в процессе его деятельности к единству, способствующему максимальной реализации их потенций. В музыке заключена неповторимая и уникальная для каждого человека истина, ценность которой определяется той значимостью, которая необходима для духовного становления человека.

Как и сам человек, музыка представляет собой единство противоречий самого разного уровня, делающей ее идеальным воплощением гармонии как проявления метафизической сущности бытия. Наличие двух противоположных начал в музыке - дионисийского и аполлоновского, - позволяет представить ее как сочетание первородной стихийности человеческой натуры, и рациональной логичности. Ликвидируя разрыв между интеллектуальной и эмоциональной жизнью человека, музыка возвращает ему утраченную некогда его изначальную природную целостность. Таким образом, ценность музыки определяется позитивным воздействием на целостность личности. Она примиряет в человеке противоречия его натуры, объединяя в одно гармоничное целое природное и культурное, интеллектуальное и эмоциональное, сознательное и бессознательное.

Музыка является царством свободы духа и творчества. Приобщаясь к музыке, человек обретает свободу духа, что поднимает его к подлинной человеческой сущности. Понимание музыки отрывает перед человеком перспективу соучастия в творении мира.

Музыка трансцендентальна по своей сути. Она поднимает человека над всем обыденными эмпирическим, приближая его к тем высотам духа, которые были созданы человечеством на протяжении всей его истории. Музыка рождает в человеке тягу к высшему, трансцендентному. Она проявляет в этом свою сущность как напряжение духа человека. Музыка принадлежит всему человечеству, так как она - создание его духа. Музыка одновременно демократична и доступна всем, и в то же время, элитарна, так как истинное понимание ее дается не каждому.

Создателем музыкального произведения является композитор, творец, в котором концентрируется все лучшие силы того общечеловеческого духа, который является результатом тысячелетнего развития социума. Композитор становится демиургом, обращающим первозданный хаос звуков в гармоничный мир. Он поднимается на новый уровень, который роднит его с другими художниками-творцами. В работе духа художника-творца обнаруживаются те онтологические основания, которые делают музыку частью мира человека. Открывая силу и красоту человеческого духа в своих творениях, художник поднимается над собственной ограниченностью и приобщается к сокровищам духа, обретая черты трансцендентального субъекта.

Музыка - это воплощенная тайна бытия. Загадочна сама природа музыки, что позволяет ей стать незаменимым источником эзотерического знания о мире. Тайна музыки не исчезает по мере проникновения в ее смыслы. Изучение музыки, пристальное вслушивание и вдумывание в нее позволяет человеку прикоснуться к тайне бытия. Погружение в музыку - это погружение не только в себя, но и в те глубины духа, которые в ней сокрыты.

Музыка прекрасна, так как она обращена к лучшей части человеческой натуры. Она возвышает, очищает человека, приобщает его к трансцендентному началу, поднимая над обыденностью и грубым эмпиризмом. Музыка относится к числу тех проявлений человеческого духа, которые дают ему возможность вполне ощутить себя человеком, существом высшего порядка, приобщенного к тайнам мироздания, творца новых форм бытия. Музыка такая же тайна, как и сам человек, ибо она - сокровеннейшее и совершеннейшее его творение.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна, 2012 год

1. Абдрашитов Ю.Ф. Абсолют и истинность бытия. Авт-т дисс.канд. филос. наук. Уфа, 2000. - 20 с.

2. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М., СПб.: Университетская книга, 1998.-445 с.

3. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. - 527 с.

4. Азроянц Э.Д. Архитектура внутреннего мира // Полигнозис. 1998. - №1. -С. 59-73.

5. Алексеев П.В. Человек, дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования H.A. Бердяева // Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.: Мысль, 1995. - С. 5-120.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

7. Античная музыкальная эстетика/ вступ. очерк и составление текстов А.Ф. Лосева. — М.: Музгиз, 1960.

8. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Музыка, 1998.-230 с.

9. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Политика. Поэтика. М: ACT:ACT МОСКВА, 2010. - С.291-326.

10. Асадуллин А.Р., Хазиев B.C., Шарипов P.A. Истинность социума. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. - 187 с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 346 с.

12. Барт Р. Избранные работы: Поэтика. Семиотика. М.; Прогресс, 1989.

13. Бахтизина Д.И. Бытие и духовность музыки. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. -124 с.

14. Бахтизина Д.И., Канапацкий А.Я. Истинность музыки: философско-онтологический аспект. Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. - 101 с.

15. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.: Русский мир, 2009.

16. Бергер H.A. Теория музыки в современной практике музицирования. -Авт-т на соискание. .д-ра искусствоведения. Саратов, 2011. ^

17. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Наука, 1998.

18. Бердяев H.A. Дух и реальность // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - С. 364-462.

19. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Мысль, 1991. - 388 с.

20. Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

21. Берлиоз Г. Избранные письма. Пер. с фр. Кн. 1-2. М.: Музыка, 1982, 1985.

22. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1977.-332 с.

23. Богомолов А.Г. Философия музыки // Философия и будущее цивилизации. В 5 тт.: т. 4. -М.: Современные тетради, 2005. С. 98-115.

24. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений. В 2-х ч. Ч. 1: Структуры тональной музыки. М.: Владос, 2003. - 256 с.

25. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М.: Владос, 2001. - 224 с.

26. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.

27. Борисова C.JL, Селиванов Ф.А. Специфика музыкального бытия // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4-х т: т.1 ч.2 Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. - С. 75 -76.

28. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Музыка, 1997.-156 с.

29. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта // Вопросы философии. 2006. - № - С. 47 - 59.

30. Бычков Ю.Н. К вопросу о природе и типологии музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы 1 Российской научно-практической конференции. М. - Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - С. 724.

31. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.: Музыка, 1975. - 320 с.

32. Вильданов У.С., Вильданова Г.Б., Загитова Л.Ч. Оккультно-трансцендентальная природа звука и музыки в бытии человека. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 304 с.

33. Вильданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 178 с.

34. Волошинов A.B. Еще раз о математической традиции красоты // Вопросы философии. 2008. - №8. - С. 102-112.

35. Воронцов Ю.А. Пространственно-временные отношения в понимании музыки как философская проблема // Философские исследования: Сб. ст. -М.: Мысль, 1999.-69-78.39.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.