Роль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического текста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Чуча, Олеся Леонидовна

  • Чуча, Олеся Леонидовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 166
Чуча, Олеся Леонидовна. Роль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического текста: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2009. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Чуча, Олеся Леонидовна

Введение.

Глава 1. Искусство в современном мире: проблемы психологии искусства.

1.1 Функции искусства.

1.2 Форма и содержание в поэзии.

1.3 Уровни понимания поэтических произведений.

1.4 Личность и искусство.

1.5 Выводы.

Глава 2. Поэтический ритм: психолингвистический аспект исследования

2.1 Уровневое строение смыслового восприятия и ритм.

2.2 Проза и поэзия: соотношение видов словесного искусства.

2.3 Структура поэтического ритма.

2.4 Психофизиологические основы ритма.

2.5 Стратегии и особенности восприятия поэтической формы.

2.6 Особенности восприятия поэзии детьми.

2.7 Методы диагностики восприятия поэтического ритма.

2.8 Выводы.

Глава 3. Роль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического ритма и понимании поэзии: эмпирическое исследование.

3.1 Эмпирическая программа исследования.

3.2 Процедура проведения.

3.3 Описание выборки испытуемых.

3.4 Полученные результаты эмпирического исследования.

3.4.1 Экстраверсия - интроверсия (фактор А1).

3.4.2 Независимость (фактор А2).

3.4.3 Тревожность (фактор A3).

3.4.4 Рациональность (фактор А4).

3.4.5 Интеллектуальная креативность (фактор А5).

3.4.6 Эмоциональная модальность личности.

3.4.7 Когнитивный стиль полезависимость/поленезависимость.

3.5 Обсуяедение полученных результатов.

3.6 Схема установочной регуляции восприятия поэтических текстов.

3.7 Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического текста»

Актуальность работы. Проблема психологии читателя интересовала исследователей на протяжении длительного времени. Литературоведы и психологи делали попытки построить типологии читателей, в основе которых лежали читательские предпочтения. Но XXI век ставит перед исследователями новые вопросы: не "почему данные читатели предпочитают те или иные тексты", а что отличает "читающего" человека от "нечитающего". Многие опросы, проведенные уже в начале нашего века, показывают печальную статистику в отношении читателей (опросы населения: [сайт]. URL: www.fom.ru). Общая тенденция: читающими признают себя только 64% опрошенных, тогда как к нечитающим относят себя 32%. Эти цифры практически не менялись в течение 3 лет (опросы 1999 и 2002 годов). В наше время книгу все чаще заменяют СМИ и Интернет. Если посмотреть проценты обращения к художественной литературе и поэзии, то цифры невелики: только 10 % читают классическую и современную русскую и зарубежную литературу и еще 3 % читают поэзию. Можно отметить, что эти жанры литературы играют все меньшую роль в культурном развитии общества, а чаще они заменяются отечественными и зарубежными детективами, боевиками, романами о любви.

Актуальным становится вопрос воспитания человека читающего: воспитание читательских вкусов, развитие навыка чтения и понимания "серьезной" литературы. Уже в середине XX века Л.И. Беляева отмечает проблему трудности чтения и понимания поэзии и, как следствие, нежелание ее читать (Вопросы психологии. 1958. №4. С. 70-84). Что стоит за такой тенденцией и как нам строить обучение подрастающего поколения, чтобы ценность чтения снова заняла свое важное место. Данное исследование - это попытка выяснить, какую роль в процессе чтения играет личность читателя.

Многие исследователи в области филологии отмечают, что развитие литературных форм проходит постепенно от разговорной речи до появления прозы через промежуточное звено, которым является «поэзия». При этом происходит усложнение литературных форм. Таким образом, можно отметить, что проза сложнее поэзии, сложнее, поскольку требует большего количества усилий, чтобы выйти за план фактически данного.

Например, Ю.М. Лотман приводит следующую последовательность возникновения и развития словесного искусства (Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. Тарту: изд-во Тартуского университета, 1964. Вып. 160):

Разговорная Песня «Классическая —> -► Художественная речь (текст+мотив) поэзия» проза движение от простого к сложному — —►

С позицией, что проза сложнее поэзии, согласуется и представление А.Н. Леонтьева о роли художественного произведения и искусства в целом: так как искусство - это борьба с равнодушием значений (Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. С. 184-187), а в поэзии есть дополнительное средство («стимул-средство»), способствующее этому, то можно говорить о том, что в поэзии эта борьба протекает легче, чем в прозе.

Но сам парадокс заключается в том, что читатели придерживаются совершенно другого мнения: очень многие оценивают прозу как более доступную пониманию, легче воспринимаемую и не требующую многих усилий. Поэзия же часто связывается с метафорическим иносказанием, которое требует дополнительной работы воображения для понимания. Поэзия воспринимается в первую очередь как трансляция чувств, лирика часто содержит мало фактов и действий героев. Л.И. Беляева писала: «человек, вполне грамотно, правильно читающий научную, популярную и художественную прозу, может не уметь читать стихи» (Вопросы психологии. С. 70).

В нашем исследовании мы пытаемся разобраться с таким положением дел, понять возможные причины, которые стоят за этим фактом, а также определить роль индивидуальных особенностей личности читателя в процессе взаимодействия с поэзией и его отношения к ней.

В настоящее время проблемы восприятия поэтического текста еще недостаточно проработаны, несмотря на то, что подобный литературный парадокс отмечался уже в середине прошлого века. Основные вопросы, которые затрагиваются исследователями — это или изучение самих поэтических текстов с точки зрения филологии, лингвистики, искусствоведения и психологии искусства (Ананьев Б.Г., Белый А., Бухштаб Б.Я., Выготский J1.C., Леонтьев А.Н., Лотман Ю.М., Томашевский Б.В., Эткинд Е.Г. и многие другие), или изучение восприятия отдельных сторон поэзии (форма и содержание рассматриваются часто как отдельные компоненты текста). С точки зрения практических и прикладных исследований поэзии представлена область психотерапии — библиотерапия. В последнее время существует много исследований, связанных с проблемой психотерапевтической силы поэзии. Но работ, в которых делается попытка выявить влияние и роль личности в процессе взаимодействия с поэзией, не так много (Беляева Л.И., Крегжде С.П., Проект Ю.Л.). Тем не менее, в работах Л.И. Беляевой (Вопросы психологии. С. 70-84) изучены индивидуальные стили прочтения текста, но не делается акцент, какую именно роль играет личность, а в работах Ю.Л. Проект (Смысловые пространства современного человека: сб. научных статей. СПб: изд-во СПбГУ, 2005. С. 337-349; электронное научное издание «Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал»: [сайт]. URL: http://www.emissia.50g.com/offline/2007/1168.htm) описывается роль личности именно в процессах понимания произведения, но не уделяется внимание анализу и роли ритмической стороны текста. Только исследование С.П.Крегжде наиболее близко нам: хотя восприятие поэтического ритма не является основной темой работы, этот компонент описан очень хорошо. В отношении индивидуальных особенностей рассматриваются характерологические типы, выделенные И.П. Павловым (художественный тип, мыслительный тип и промежуточный), но специального исследования для выявления связей между данными типами и особенностями взаимодействия с текстом не проводилось (Крегжде С.П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися V - VII классов средней школы: автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1959. 20 е.).

Таким образом, новизна исследования заключается в рассмотрении поэтического текста как единого целого, в котором взаимодействуют и переплетаются форма и содержание. Ритм представлен как элемент этого целого: будучи формальной характеристикой, он одновременно является компонентом содержания, одним из носителей смысла. На основе модификации методики «чтения вслух» Л.И. Беляевой разработана авторская методика диагностики индивидуальных особенностей восприятия поэтического текста. Выделены типы установок, встречающихся в процессе чтения, и типы чтения текста (стратегии чтения).

Объектом исследования является процесс восприятия и понимания поэтического текста.

Предмет исследования - связь особенностей восприятия и стратегий чтения поэтического текста с индивидуальными особенностями личности читателя.

Целью работы является изучение роли индивидуальных особенностей личности в структуре деятельности чтения стихотворного текста.

В работе под индивидуальными особенностями личности понимаются устойчивые, фиксированные (диспозиционные) характеристики личности — инструментальные проявления личности (А.Г. Асмолов).

Основная гипотеза исследования. При восприятии поэтического текста важную роль играют устойчивые индивидуальные особенности личности: они, с одной стороны, связаны с особенностями восприятия текста (оценка привлекательности и сложности текста и техника чтения: количество и тип ошибок при чтении, выразительность и беглость чтения), с другой стороны, связаны с выбором стратегий чтения, что в последующем может приводить к разной глубине понимания прочитанного текста.

Задачи нашего исследования:

1. На основе анализа литературы изучить процесс восприятия поэтического текста, выделить составные части этого процесса и обосновать исследуемые в работе связи.

2. В ходе эмпирического исследования изучить процесс взаимодействия читателя с текстом, оценить особенности чтения экспериментальных текстов, диагностировать выделенные основные стратегии чтения.

3. Изучить связь индивидуальных особенностей личности и особенностей чтения и восприятия поэтического ритма и содержания.

Теоретико-методологическую основу работы составляют:

1. Теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев), в которой процесс чтения художественных произведений рассматривается как деятельность: в любом художественном тексте смыслы еще нужно "открыть". И эта активность подразумевает активность самой личности, включенность ее в процесс общения с текстом.

2. Концепция уровневой природы установок личности как механизма регуляции деятельности (А.Г. Асмолов).

3. Деятельностно-смысловой подход к изучению личности (А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Насиновская, В.А.Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш и др.).

4. Личностно-смысловой подход к пониманию природы искусства (А.Н.Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев).

Методический инструментарий и материал. Для изучения особенностей чтения текстов и диагностики актуализирующихся в чтении установок нами был использован метод чтения вслух специально подобранных экспериментальных текстов и опрос после каждого прочтения текста (модификация методики Л.И. Беляевой). При составлении экспериментальных текстов мы использовали методический прием «экспериментальной деформации» текста (Е.П.Крупник). Также в двух текстах применялась методика отсутствующей строки (неоконченного текста).

Для исследования индивидуальных особенностей читателей применялись следующие психодиагностические методики: опросник 16 ЛФ, четырехмодальный эмоциональный опросник JT.A. Рабинович и тест включенных фигур Готшильда. Также применялась авторская анкета читательских предпочтений, разработанная для задач конкретного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась разработкой программы исследования, адекватной поставленным целям и задачам исследования, достаточным объемом выборки испытуемых, количественной обработкой полученных данных с выявлением статистической значимости связей показателей и различий результатов в сравниваемых группах (р < 0,05), для чего использовались методы: корреляционный анализ, частотный анализ, дисперсионный анализ, непараметрические методы сравнения средних. Проводился также качественный анализ ответов испытуемых. Анализ чтения проводился с использованием программы Sound Forge 9.0.

Теоретическая значимость работы. Применение методологии деятельностно-смыслового подхода в изучении личности к исследованию процессов взаимодействия читателя с произведениями искусства позволяет рассмотреть данную проблему в ином ракурсе: в центре рассмотрения проблемы находится личность читателя, его интересы, мотивы и ценности, с которыми он обращается к искусству, его индивидуальные пути реализации своих мотивов. С опорой на методологию деятельностного подхода и концепцию уровневой природы установки делается попытка создать рабочую модель восприятия и понимания поэтического текста, в которой процесс чтения поэзии представлен как целостная система. Сам же читатель выступает как активный, целеполагающий субъект, открывающий заложенные в произведении смыслы.

Практическая значимость работы связана с процессами обучения литературе в школе и проблемами психокоррекции. Выделяя разные стратегии чтения и взаимодействия с текстом, мы отмечаем, что существуют среди них наиболее адекватные для полноценного взаимодействия с поэтическим текстом. Такие стратегии чтения позволяют не просто лучше понимать произведения, но и произведение открывает для читателя новые жизненные смыслы и ценности, что может оказать сильное воздействие на личность читателя, его смысловые установки. Педагог или психотерапевт может помочь ученику или клиенту, учитывая его индивидуальные особенности, сформировать такое отношение к поэзии, которое в будущем позволит самостоятельно обращаться к этому богатому ресурсу смыслостроительства личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Восприятие поэтического произведения, предпочитаемые стратегии чтения поэтических текстов связаны с индивидуальными особенностями личности читателей, которые опосредуют процесс взаимодействия с поэзией в целом и конкретным произведением в частности.

2. Существуют типы целевых установок, оказывающих влияние на процесс восприятия поэтических текстов: установка на ритм, установка на информацию и установка на замысел, каждая из которых реализуется посредством специфических операций (навыков чтения).

3. Как отдельные особенности восприятия поэтического текста (наличие ошибок в чтении текста, степень выразительности и беглости чтения, оценка привлекательности и сложности текста, адекватность придуманных строк), так и выбор стратегий чтения (соотношение поставленных целей и актуализации навыков чтения поэтического текста) связаны с устойчивыми индивидуальными особенностями личности, под которыми понимаются: a. черты личности: выраженность экстраверсии, независимости, тревожности, рациональности, интеллектуальной креативности; b. выраженность доминирующей эмоциональной модальности («радость», «гнев», «страх», «печаль»); c. выраженность когнитивного стиля («полезависимость/ поленезависимость»).

Апробация работы. Основные положения работы апробированы на заседании кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени

М.В. Ломоносова (2009 г.). Материалы исследования были представлены на научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.А.Леонтьева «Поверх барьеров: человек, общение, текст» (Москва, МГУ, 2006 г.), IV Всероссийском съезде Российского Психологического Общества (Ростов-на-Дону, 2007 г.), 1-ой Международной конференции по психологии и педагогике чтения «Чтение и письмо: междисциплинарный подход к исследованию и обучению», посвященной 20-летию Ассоциации исследователей чтения (Москва, МГУ, 2007 г.), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008» (Москва, МГУ, 2008 г.).

По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (две — обзорно-аналитические, третья посвящена эмпирическому исследованию), заключения и пяти приложений. Диссертация изложена на 146 страницах машинописного текста (без приложений), иллюстрирована семью таблицами и 20 рисунками. Список литературы содержит 142 наименование, из них 60 источников на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Чуча, Олеся Леонидовна

3.7 Выводы

1. Поэзия нравится меньше, чем проза, и читают ее значительно реже. С прозой чаще всего связывают возможность развития и передачи опыта, важность содержательной стороны, тогда как поэзия чаще воспринимается как развлечение, игра или то, что приносит в наш мир красоту и гармонию, многообразие чувств. И в поэзии большую важность принимает форма произведения и стиль автора.

2. Проведенное исследование доказало наличие связей между индивидуальными особенностями личности и особенностями чтения поэтических текстов, а также предпочтением тех или иных стратегий чтения. Все связи можно разделить на две группы: то, что связано с адекватным прочтением и пониманием поэтического текста, и то, что связано с трудностями в прочтении и понимании.

3. Актуализированные навыки ритмически и семантически правильного прочтения связаны с интроверсией, независимостью и поленезависимостью, тревожностью, низкой рациональностью, интеллектуальной креативностью, низкой степенью выраженности радости и высокой степенью выраженности печали.

4. Выразительность чтения связана интроверсией, рациональностью, интеллектуальной креативностью, низкой степенью выраженности радости, гнева и страха, высокой степенью выраженности печали, поленезависимостью. Скорость чтения связана с независимостью, тревожностью, рациональностью, интеллектуальной креативностью, степенью выраженности радости, печали и гнева, полезависимостью/поленезависимостью.

5. Отношение к конкретному произведению выражается через оценку привлекательности текста и оценку легкости/сложности его прочтения. Оценка текста как привлекательного связана с интроверсией, зависимостью от мнения других людей, рациональностью, интеллектуальной креативностью и поленезависимостью. Оценка текста как сложного для прочтения связана с низкой степенью выраженности радости, высокой степенью выраженности страха и печали, полезависимостью.

6. На основе проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования реального процесса чтения поэтической литературы выделены структурные компоненты деятельности и соответствующие целевые установки, которые могут актуализироваться в ходе чтения поэзии: установка на ритм, установка на информацию и установка на замысел. Варианты соотношения целей и навыков определяют стратегию чтения текста.

7. Выбор стратегий чтения (соотношение поставленных целей и актуализации навыков чтения поэтического текста) связан с интроверсией/экстраверсией, интеллектуальной креативностью, полезависимостью/ поленезависимостью, уровнем выраженности радости. Глубина понимания текста связана с интроверсией, средней тревожностью, интеллектуальной креативностью, средней степенью выраженности радости, низкой степенью выраженности гнева, высокой степенью выраженности печали, поленезависимостью.

Заключение

В нашей работе мы затронули вопросы, связанные с изучением роли личности в процессе общения с поэтическим искусством. Наши гипотезы в целом нашли подтверждение в эмпирическом исследовании, а некоторые связи были уточнены.

Отсутствие единого методического материала затрудняет работу исследователя и требует осмысления существующих методик для выявления задач, которые каждая из них способна решить. Такая ситуация, сложившаяся в области психопоэтики и психологии искусства, требует более комплексного подхода к проблеме восприятия поэзии. Наша оценка предшествующих исследований и попытка методологического анализа проблемы с применением идей теории деятельности (А.Н. Леонтьев), концепции уровневой природы установки (А.Г. Асмолов) и деятельностно-смыслового подхода к изучению личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Насиновская и др.) позволили создать гипотетическую модель восприятия поэтических текстов и выделить возможные стратегии восприятия и понимания произведений, и также наметить возможные связи индивидуальными особенностями личности читателей и установок, проявляющихся в чтении поэтических текстов. Данная модель еще требует специальных исследований для уточнения гипотетических связей разных уровней между собой.

Как мы уже отмечали во введении, подобных работ существует не так много в психологии, поэтому достаточно сложно опираться на имеющийся материал для построения конкретных гипотез, для выбора индивидуальных особенностей личности, которые могут принимать участие в процессе чтения поэзии. Наше исследование имеет конкретный результат, но в рамках всей области науки оно носит более пробный и поисковый характер, хотя его уже нельзя назвать пилотажным.

Проведенное эмпирическое исследование позволило уточнить связи индивидуальных особенностей личности и особенностей восприятия и понимания поэтического текста.

Все варианты прочтения текстов можно условно разделить на две основные группы: 1) более полное понимание и проникновение в замысел поэта или 2) поверхностное отношение к тексту, выделение только одной его стороны (ритма или семантики), одностороннее понимание текста. Рассмотрим каждую группу подробнее.

Более полное понимание текста, проникновение в замысел поэта, стремление понять внутренний мир автора и его личностные смыслы предполагает восприятие обеих сторон текста одновременно. Такое прочтение предполагает обязательно сформированный навык чтения как книг вообще (широкий словарный запас, эрудиция читателя, его общий высокий культурный уровень), так и поэзии в частности (способность улавливать ритмический импульс). В этой группе само прочтение текстов будет или двусторонним, или диагональным. Индивидуальные особенности личности, которые связаны с подобным типом чтения: интроверсия, высокая независимость, средняя и высокая тревожность, средняя рациональность, высокая интеллектуальная креативность, печаль как характерная эмоциональная модальность, поленезависимость. Некоторые из данных индивидуальных особенностей личности связаны с трудностями установления межличностных контактов по разным причинам. Можно предположить, что поэзия в данном случае служит источником богатого эмоционального опыта, которого не всегда хватает в общении с людьми.

Поверхностное отношение к тексту, односторонне понимание проявляется в стремлении читателей выделить только одну сторону текста, прочитать само стихотворение по внешним причинам (для развлечения, привлекает звучание текста или делается попытка читать поэзию, использую средства, сформированные на базе чтения прозы). В чтении данной группы часто встречаются ошибки разного рода, чтение может быть беглым, но редко выразительным. Можно предположить, что читатели с данным типом чтения редко обращаются к поэзии, хотя могут с удовольствием читать прозу. Индивидуальные особенности личности, которые здесь встречаются: экстраверсия, зависимость, низкая тревожность, низкая рациональность, низкая интеллектуальная креативность, радость, страх или гнев как характерная эмоциональная модальность, полезависимость.

Сам тип чтения во многом связан и с социально-демографическими характеристиками личности, что можно объяснить через разные аспекты опыта, которые читатели получают, а также объем этого опыта.

Существует также группа читателей, которые не актуализируют адекватных поэзии установок: мы отмечаем существование данной группы, но не относим ее к основным, поскольку встречается такой способ чтения достаточно редко. Подобное прочтение может быть связано либо с отсутствием сформированного навыка чтения поэзии (много ошибок при чтении, что не способствует пониманию прочитанного), либо с негативным отношением к самой поэзии, представление о «бессмысленности» данного вида литературы. Это уже имеет отношение к смысловым диспозициям личности в отношении к поэзии в целом. Представители этой группы отличаются более низкими показателями по общему культурному уровню развития, являются более полезависимыми.

Практическая значимость данных исследований связана с проблемой индивидуального подхода к процессу обучения (уроки литературы в школе), а также позволяют предположить влияние поэтического текста на читателя (может использоваться в рекламе и массовых коммуникациях: ритмически организованный текст легче запоминается, но какую роль при этом играет личность реципиента). Было доказано в предыдущих исследованиях и косвенно затрагивалось в нашем эксперименте, что любой человек при определенных условиях может полноценно воспринять и адекватно понять текст. В первую очередь это связано со специально построенным обучением. А полноценное восприятие и понимание текста может развивать личность, ее мировоззрение и ценностные ориентации, ее личностные смыслы, культурно обогащать читателя. Также часто применяется поэзия в качестве средства психотерапии. Во всех выделенных областях необходимо учитывать индивидуальные особенности читателей, чтобы сделать общение с произведением поэтического искусства более полноценным и значимым для развития личности.

Дальнейшее развитие вопроса требует новых исследований в данной области с целью изучения связей и возможного влияние других индивидуальных особенностей личности читателей, не представленных в данном исследовании, а также изучение смысловых установок, характерных для чтения поэзии, и изучение влияния разных смысловых диспозиций личности. Например, изучение роли ценностных отношений (присутствовало в пилотаже, но исключено из основной работы с целью сузить исследуемый материал и рассмотреть более подробно только часть индивидуальных особенностей личности, связанных с характером личности), мотивации чтения литературы и других особенностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Чуча, Олеся Леонидовна, 2009 год

1. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства/ Б.Г. Ананьев //

2. Художественное творчество. JL, 1982. — С. 236-242.

3. Асмолов, А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, JI.C. Цветкова // Вопросы психологии. 1979. - N 4. - С. 35-36.

4. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Смысл, 2002. — 480 с.

5. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.

6. Афонина, А.А. Восприятие эмоций в поэзии: исследование методом многомерного шкалирования / А.А. Афонина, Д.А. Леонтьев // Информационная парадигма в науках о человеке: материалы международного научного симпозиума. Таганрог, 2000. — С. 156-162.

7. Баевский, B.C. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы / B.C. Баевский. — М.: Изд-во Языки славянской культуры, 2001. 336 с.

8. Беляева, Л.И. О соотношении семантики и ритма в процессе чтения стихов / Л.И. Беляева // Вопросы психологии. 1958. - №4. - С. 70 - 84.

9. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В.П. Белянин. -М.: Изд-во Московского Университета, 1988. — 123 с.

10. Белый, А. Ритм как диалектика и «Медный всадник» / А. Белый. — М.: Изд-во Федерация, 1929. 280 с.

11. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. — М.: Изд-во Медгиз, 1947.-255 с.

12. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

13. Бухштаб, Б.Я. О структуре русского классического стиха / Б.Я. Бухштаб //Ученые записки Тартуского университета. 1969. - Вып. 236. - С. 392408.

14. Бюхер, К. Работа и ритм / К. Бюхер; пер. с нем. С.С. Заяицкого. М.: Изд-во Новая Москва, 1923. - 326 с.

15. Вейдле, В. О поэтической речи / В. Вейдле // Лики культуры: альманах. Звучащие смыслы. М., 1996. - С. 8 - 22.

16. Вейдле, В. Еще раз о словесности, слове и словах / В. Вейдле // Лики культуры: альманах. Звучащие смыслы. -М., 1996. С. 93 - 125.

17. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008 с.

18. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Изд-во Искусство, 1968. - 576 с.

19. Гиршман, М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. — М.: Изд-во «Советский писатель», 1982. 367 с.

20. Гончаров, Б.П. Звуковая организация стиха и проблема рифмы / Б.П. Гончаров. М.: Изд-во Наука, 1973. - 276 с.

21. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В.М. Дианова. СПб.: Изд-во Петрополис, 2000. - 239 с.

22. Добровольская, А.А. Формально-структурные особенности поэтического произведения и феномен эмоциональной аккомодации/ А.А. Добровольская // Международный конгресс по креативности и психологии искусства. — Пермь; Москва, 2005. С. 333-335.

23. Добровольская, А.А. Закономерности передачи эмоций в поэзии / А.А. Добровольская, Д.А. Леонтьев // Журнал Международного института чтения.-2005.-№4.-С. 10-11.

24. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. — М.: Планета детей, 1997. 328 с.

25. Емельянов, Г.А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте / Г.А. Емельянов //Вопросы психологии. — 1998. — №1. -С. 31-43.

26. Ермолаев, Б.В. Моторный аккомпанемент поэтического творчества / Б.В. Ермолаев //Психологический журнал. 1995. - Т. 16. — №5. — С. 59-66.

27. Жабицкая, Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность: литературное развитие в юности / Л.Г. Жабицкая. — Кишинев: Изд-во Штиинца, 1974.- 134 с.

28. Интонация: сб. ст./ под ред. И.Г. Торсуева, Е.А. Брызгунова, С.М. Гайдучик и др. Киев: Изд-во КГУ, 1978. - 240 с.

29. Зимняя, И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя //Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М.: Наука, 1976. — 262 с.

30. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2004. 700 с.

31. Каракозов, P.P. Условия формирования смыслообразующей функции художественной литературы: автореф. дис. канд. психол. наук / P.P. Каракозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 20 с.

32. Колмогоров, А. Н. Пример изучения метра и его метрических вариантов / А.Н. Колмогоров // Теория стиха. Л., 1968. - С. 151-152.

33. Крегжде, С.П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися V VII классов средней школы: автореф. дис. канд. педагог, наук / С.П. Крегжде. — Киев, 1959.-20 с.

34. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность / Е.П. Крупник. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1999. - 234 с.

35. Леонтьев, А.А. Ритм / А.А. Леонтьев //Краткая литературная энциклопедия. -М., 1971.-Т. 6.-С. 298-300.

36. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. М.: Изд-во Смысл, 2003а. - 288 с.

37. Леонтьев, А.А. Восприятие текста как психологический процесс / А.А. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. — Киев, 1979. 248 с.

38. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. М.: УРСС, 20036. - 306 с.

39. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.

40. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 444 с.

41. Леонтьев, А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: собр. соч.: в 2т. — М.: Педагогика, 1983. Т. 2. - С. 232 - 239.

42. Леонтьев, А.Н. Некоторые вопросы психологии искусства (примечания) / А.Н. Леонтьев // Художественное творчество и психология. — М., 1991а. — С. 183-184.

43. Леонтьев, А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) / А.Н. Леонтьев // Художественное творчество и психология. — М., 19916. — С. 184-187.

44. Леонтьев, А.Н. Художественное творчество / А.Н. Леонтьев // Художественное творчество и психология. — М., 1991 в. — С. 181-183.

45. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А. Леонтьев. М.: Изд-во Московского Университета, 1998. - 110 с.

46. Леонтьев, Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ, серия 14, психология. — 1988. — № 2. — С. 314.

47. Леонтьев, Д.А. Осмысленность искусства / Д.А. Леонтьев // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума / под ред. Л.Я.Дорфмана и др.. Пермь: Пермский госуд. институт культуры, 1991. - С. 57-70.

48. Леонтьев Д.А. Поэтическое творчество: от литературного контекста к жизненному / Д.А. Леонтьев // Системные исследования культуры. Вып.2. / под ред. Иванченко Г.В., Жидкова B.C. СПб: Алетейа, 2009. - С.473-488.

49. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. — 486 с.

50. Леонтьев, Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия / Д.А. Леонтьев // Художественное творчество и психология / под ред. А.Я.Зися, М.ГЛрошевского. — М.: Наука, 1991. -С. 109-133.

51. Леонтьев, Д.А. Установка как механизм смысловой регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Теория установки и актуальные проблемы психологии / отв. ред. Ш.А. Надирашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1990. - С. 158 - 168.

52. Леонтьев, Д.А. Психологическое воздействие поэзии и эмоциональная аккомодация / Д.А. Леонтьев, А.А. Афонина //Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». Тезисы докладов/ под ред. А.А. Бодалева. М., 2000. - С. 166-169.

53. Леонтьев, Д.А. Индивидуальные особенности восприятия произведений литературы и искусства / Д.А. Леонтьев, С.П. Харчевин // Психологопедагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989.-С. 116-135.

54. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. М.: Смысл, 1999. — 532 с.

55. Лобок, A.M. Антропология мифа / A.M. Лобок. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — 688 с.

56. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.

57. Лотман, Ю.М. Лекции по структурной поэтике. Вып.1 / Ю.М. Лотман //Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. -Тарту, 1964.-Вып. 160.- 195 с.

58. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб: Искусство - СПБ, 1998.- 702 с.

59. Масленникова, Е.М. Особенности понимания поэтического текста / Е.М. Масленникова // Психолингвистические исследования: слово, текст. — Тверь: ТвГУ, 2002. С. 102-108.

60. Насиновская, Е.Е. Исследование мотивации личности с использованием гипноза: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.Е. Насиновская. М., 1982. — 20 с.

61. Насиновская, Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации/ Е.Е. Насиновская.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 80 с.

62. Насиновская, Е.Е. Деятельностная парадигма в изучении мотивации личности / Е.Е. Насиновская // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2006. — С. 161-174.

63. Оганесян, Н.Т. Библиотерапия. Самоактуализация психических состояний через поэзию / Н.Т. Оганесян. М.: Ось-89, 2002. - 272 с.

64. Практикум по психодиагностике: руководство по интерпретации/ под ред. С.Р. Пантелеева и др.. -М., 1997. 134 с.

65. Проект, Ю.Л. Смысловое пространство стихотворного текста / Ю.Л. Проект // Смысловые пространства современного человека: сб. научных статей. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 337-349.

66. Рабинович Л.А. Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты темперамента: автореф. дис. канд. психол. наук/ Л.А. Рабинович. — М., 1974. Режим доступа http://childpsy.ru/dissertations/id/19499.php. Дата обращения: август 2006.

67. Речь. Артикуляция и восприятие: сб. ст. / под ред. В.А. Кожевников и др.. М.-Л.: Наука, 1965.-241 с.

68. Семенов, В.Е. Исследование процессов восприятия произведений литературы и искусства: социально-психологические аспект / В.Е. Семенов //Психологический журнал. 1985.-Т. 6. -№3.-С. 142-150.

69. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов// Избранные труды: собр. соч.: в 2т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — 328 с.

70. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. М.: Аспект Пресс, 2001. - 334 с.

71. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. СПб: Питер, 2001. -416 с.

72. Черемисина, Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н.В. Черемисина. М.: Русский язык, 1982. - 207 с.

73. Чуча, О.Л. Типы установок в процессе чтения поэтических текстов / О.Л. Чуча // Вопросы психологии. 2008 б. - № 4. - С. 107-118.

74. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. — СПб: Речь, 2002.-480 с.

75. Эткинд, Е.Г. Материя стиха / Е.Г. Эткинд. СПб: Гуманитарный союз, 1998.-506 с.

76. Эткинд, Е.Г. Проза о стихах / Е.Г. Эткинд. СПб: Знание, 2001. - 446 с.

77. Эткинд, Е.Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания / Е.Г. Эткинд // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974.-С. 104-120.

78. Яскевич, А.С. Ритмическая организация художественного текста / А.С. Яскевич. Минск: Навука i тэхшка, 1991. — 207 с.

79. Abell, S.C. (1998). The use of poetry in play therapy: A logical integration. Arts-in-Psychotherapy, Vol 25(1), 45-49.

80. Anderson, R.N. (1999). The healing powers of creativity: Using poetry in psychotherapy. Journal-of-Individual-Psychology, Vol 55(2), 256-265.

81. Anderson, R. N. (1999). The healing powers of creativity: Using poetry in. psychotherapy. Journal of Individual Psychology, 55 (2), 256-265.

82. Banham, M. (1968). African literature II: Nigerian dramatists in English and the traditional Nigerian theatre. The Journal of Commonwealth Literature, 3, 97-102.

83. Barney, Т. (1996). Book reviews: poetic rhythm: an introduction: by Derek Attridge. Language and Literature, 5, 228-230.

84. Baruch, D. (1936). An experiment in comparing responses to two types of poetry, rhymed and unrhymed, in nursery school, kindergarten, and first grade. Journal-of-Educational-Psychology, 27, 591-602.

85. Beaugrande, R. (1985). Poetry and the ordinary reader: A study of immediate responses. Empirical-Studies-of-the-Arts, Vol 3(1), 1-21.

86. Bogardus, E.S. (1951). Social distance in poetry. Sociology and Social Research, 36, 40-47.

87. Bowkett, N.S. (1977). Teaching poetry: patterns of sound and silence. Annual Meeting of the National Council of Teachers of English (67th, New York City, November 24-26).

88. Bowman, T. (1999). Literary resources for bereavement. Hospice-Journal, Vol 14(1), 39-54.

89. Britton, J.N. (1954). Evidence of improvement in poetic judgment. British journal of psychology, 45, 196-208.

90. Britton, K. (1939). Communication; a philosophical study of language. NY, Harcourt, Brace.

91. Charter, D. (1995). Rhythms of poetry to beat students stress. Times Higher Education Supplement, Issue 1180, 7.

92. Cobb, B.M. (2006). Playing with poetry's rhythm: taking the intimidation out of scansion. English Journal, Vol. 96, Issue 1, 56-61.

93. Coggins, K., Hensley, R., & Mull, H.K. (1942). Introversion and the appreciation of literature. American-Journal-of-Psychology, 55, 560-561.

94. Cureton, R.D. (2004). Temporal poetics: Rhythmic process as truth Electronic resource.; http://findarticles.eom/p/articles/mi go!991/is /ai n6645831. Дата обращения: октябрь 2007.

95. Donahue, R.S. (1953). A problem in developmental reading. English Journal, 42, 142-147.

96. Dowker, A., Krasowicz, G., Pinto, G., Roazzi, A., & Smith, A. (1998). Phonological and semantic devices in very young children's poems: A cross-cultural study. Cahiers-de-Psychologie-Cognitive/Current-Psychology-of-Cognition, Vol 17(2), 389-416.

97. Eppel, E.M. (1950). A new test of poetry discrimination. British Journal of Educational Psychology, 20, 111-116.

98. Eysenck, H.J. (1940). Some factors in the appreciation of poetry, and their relation to temperamental qualities. Character-and-Personality;-A-Quarterly-for-Psychodiagnostic-and-Allied-Studies, 9, 160-167.

99. Fox, C. (1938). The method of testing literary appreciation. British-Joumal-of-Psychology, 29, 1-11.

100. Fraisse, P. (1956). Les structures rhythmiques: etude psychologique. Louvain, Belgium, publications universitaires de Louvain.

101. Furman, R. (2006). Poetic forms and structures in qualitative health research. Qual Health Res, 16, 560-566.

102. Goetlind, E. (1957). The appreciation of poetry: A proposal of certain empirical inquiries. Journal of Aesthetics and Art Criticism, 15, 322-330.

103. Gunn, D.G. (1951). Factors in the appreciation of poetry. British Journal of Educational Psychology, 21, 96-104.

104. Hadley, J.E. (1936). Teaching poetry appreciation. Bulletin-of-Purdue-University:-Studies-in-Higher-Education, 37, 52-54.

105. Hiriartborde, E., & Fraisse, P. (1968). Rhythmic aptitudes. Monographies-Francaises-de-Psychologie, 14, 100.

106. Hirsch, E. (1999). How to read a poem. Utne Reader, Issue 93, p. 89.

107. Howells, Т.Н., & Johnson, A.A. (1931) A study of metre-sense in poetry. Journal-of-Applied-Psychology, 15, 539-544.

108. Inizan, A. (1992). Apprendre a lire et s'y preparer a son heure et a son rythme. Enfance, Vol 46(1-2), 3-17.

109. Jusczyk, P.W. (1977). Rhymes and reasons: Some aspects of the child's appreciation of poetic form. Developmental-Psychology, Vol 13(6), 599-607.

110. Kammann, R. (1966). Verbal complexity and preferences in poetry. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 5(6), 536-540.

111. Karolides, N.J. (Ed) (2000). Reader response in secondary and college classrooms (2nd ed.) Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers.

112. Legros, D. (1991). Le traitement du texte poetique. Psychologie-Francaise, Vol 36(2), 187-195.

113. Leopold, K.B. (1933). The effect of creative work on aesthetic appreciation: an experiment in the teaching of poetry. British-Joumal-of-Educational-Psychology, -3, 42-64.

114. Lerner, A. (Ed) (1994). Poetry in the therapeutic experience (2nd ed.). St Louis, MO, USA: Mmb Music, Inc.

115. Lerner, A. (1997). A look at poetry therapy. Arts-in-Psychotherapy, Vol 24(1), 81-89.

116. Linde, L. (1975). Perception of poetic rhythm: A dimension analysis. Scandinavian-Journal-of-Psychology, Vol 16(2), 167-176.

117. Mazza, N. (1999). Poetry therapy: Interface of the arts and psychology. Boca Raton, FL, US: Crc Press, Inc. v :

118. Morrison, M.R. (Ed) (1987). Poetry as therapy. New York, NY, USA: Human Sciences Press, Inc.

119. Munat, J. (2006). Book review: poetry: the basics. Language and Literature, 15, 395-398.

120. Nazzi, Т., Bertoncini, J., & Mehler, J. (1998). Language discrimination by newborns: Toward an understanding of the role of rhythm. Journal-of-Experimental-Psychology:-Human-Perception-and-Performance, Vol 24(3), 756766.

121. O'Connell, D.C. (1980). Toward an empirical rhetoric: some comparisons of 1 -expressiveness in poetry readings by authors, English professors, and drama professors. Archiv-fuer-Psychologie, Vol 133(2), 117-128.

122. Patrick, С. (1939). How responses to good and poor poetry differ. Journal-of-Psychology, 8, 253-283.

123. Reed, M.A. (1999). Contributions of Shakespeare's Paulina to the contemporary practice of poetry therapy. Arts-in-Psychotherapy, Vol 26(2), 103-110.

124. Rigg, M.G. (1937). Rigg poetry test, forms С and D. Stillwater, OK, Sch. of Educ., Okla. A. and M. Coll.

125. Rigg, M.G. (1939). Measuring the ability to judge poetry. Proceedings-of-the-Oklahoma-Academy-of-Science, 19, 157-158.

126. Ross, E.P. (1986). Classroom experiments with oral reading. Reading-Teacher, Vol 40(3), 270-275.

127. Sansavini, A. (1997). Neonatal perception of the rhythmical structure of speech: The role of stress patterns. Early-Development-and-Parenting, Vol 6(1), 3-13.

128. Seitz, S.K. (2002). Poetry: A Feast to Form Fluent Readers Electronic resource.; http://www.readwritethink.org/lessons/lesson view printer friendly.asp?id=22. Дата обращения: октябрь 2007.

129. Senghor, L.S., & Halperin, E.P. (1956). African-Negro aesthetics. Diogenes, 4, 23-38.

130. Shimron, J. (1980). Psychological processes behind the comprehension of a poetic text. Instructional-Science, Vol 9(1), 43-66.

131. Sisson, E.D., & Sisson, B. (1940). Introversion and the aesthetic attitude. Journal-of-General-Psychology, 22, 203-208.

132. Spoerl, H.D. (1948). The status and mission of poetry. North Montpelier, Vt, The Driftwind Press.

133. Stambak, M. (1951). Le probleme du rythme dans le developpement de l'enfant et dans les dyslexies d'evolution. Enfance, 4, 480-502.

134. Tedford, W.H., & Synnott, C.S. (1972). Use of the semantic differential with poetic forms. Psychological-Record, Vol. 22(3), 369-373.

135. Thornton, F.B. (1949). How to improve your personality by reading. Milwaukee, Bruce publishing Co.

136. Tsur, R. (1998). Poetic rhythm: structure and performance—an empirical study in cognitive poetics (in English). Bern: Peter Lang.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.