Ритмические характеристики текстов современной российской публицистики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Калашникова, Анна Ревокатовна
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Калашникова, Анна Ревокатовна
Оглавление
Введение
Глава 1. Ритмическая модель текста как объект лингвистического исследования
1.1. Определение ритмической модели текста
1.2. Характеристики публицистических текстов ^ ^
1.3. Типология ритмических моделей в современной российской публицистике
Выводы по главе
Глава 2. Типы информативной тональности в публицистическом тексте
2.1. Нейтральный подтип информативной тональности и его отражение в ритме публицистической статьи
2.2. Иронический подтип информативной тональности и его отражение в ритме публицистической статьи
2.3. Экспрессия как дополнительная составляющая тональных характеристик текста и ее отражение в ритме публицистической статьи
Выводы по главе 2
Заключение
Библиография
59 82 85
114
171
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Фоностилистические особенности сегментации применительно к немецкой слитной речи: Экспериментально-фонетическое исследование2002 год, кандидат филологических наук Клычмамедова, Ольга Николаевна
Просодическая организация фонетического слова и синтагмы в русском и корейском языках2000 год, кандидат филологических наук Бен Енг Сук
Ритмическая организация дикторской речи: на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.2014 год, кандидат наук Синицына, Любовь Викторовна
Ритм как форма организации текста (на материале англоязычной сказки)1985 год, кандидат филологических наук Немченко, Наталья Федоровна
Контрастивное исследование речевого ритма в диахронии и синхронии1998 год, доктор филологических наук Потапов, Всеволод Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритмические характеристики текстов современной российской публицистики»
Введение
Данная работа выполнена в русле лингвистики текста и теории дискурса. Объектом изучения является ритмическая структура текста, в качестве предмета исследования рассматривается специфика такой структуры в современной российской публицистике.
Актуальность темы диссертации обусловлена следующими моментами: 1) ритмическая организация текста является его неотъемлемым качеством, восприятие текста в значительной мере обусловлено его ритмико-фонетическими особенностями, вместе с тем характеристики ритмической структуры текста еще недостаточно освещены в научной литературе, 2) публицистические тексты занимают важное место в современной коммуникативной практике, будучи важнейшей разновидностью текстов медиадискурса, при этом их ритмическая структура еще не была предметом специального лингвистического анализа, 3) изучение ритмической организации публицистического текста позволяет охарактеризовать явные и скрытые возможности оказания воздействия таких текстов на широкую аудиторию читателей.
В основу выполненной работы была положена следующая гипотеза: ритмическая организация публицистического текста строится по определенным моделям и распадается на определенные разновидности, которые могут быть объективно установлены и описаны с помощью специальных методов лингвистического анализа.
Цель работы заключается в выделении и описании ритмических характеристик текстов в современной российской публицистике. Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи: уточнить понятие «ритмическая структура текста»; установить конститутивные признаки такой структуры применительно к публицистике;
выявить и описать основные ритмические компоненты, определяющие организацию публицистического текста;
определить и охарактеризовать основные разновидности ритмической структуры текстов современной российской публицистики.
В качестве материала исследования были взяты публицистические тексты печатных и электронных средств массовой информации на русском языке с 2012 по 2016 г. Общий объем проанализированных текстов - около 2000 п.л. В качестве единицы анализа рассматривалась синтагма в рамках сверхфразового единства (СФЕ), соответствующего абзацу письменного текста. Проанализировано около 10 000 синтагм.
В работе использовались следующие методы лингвистического анализа: ритмический анализ текста, состоящий в выделении и характеристике ударных и безударных слогов в синтагме, интерпретативный анализ текста, состоящий в объяснении и описании тональности текста, элементы количественного анализа, интроспекция.
Теоретическую базу исследования составили методологические принципы биосоциальной сущности языка, исторической обусловленности языковой динамики, диалогизма языка как социального феномена, диалектического единства индивидуального и коллективного начал языка, с одной стороны, и фундаментальные положения коммуникативной лингвистики, доказанные в лингвистической литературе, с другой стороны. К таким положениям относятся следующие: основной единицей ритмической текстовой структуры является синтагма (Щерба 1963; Соссюр 1977; Родионова 2007; Цирульник, Лобанов, Сизонов 2010; Потапов 2016); в ритмической структуре прозаического текста наблюдаются синтагмы с регулярной ударностью (Афонина 2008; Гумовская 2008; Никитина 2010, Синицына 2014); в составе функциональных стилей выделяется публицистический функциональный стиль (Ткебучава 1998; Волкотруб 1999; Валгина 2003; Лазарева 2005; Кожина, Дускаева 2008; Клушина 2008;
Кучинская 2011; Регушевская 2014); функциональный стиль может быть осмыслен как дискурсивное образование (Арутюнова 1990; Водак 1997; Серио 2001; Вежбицкая 2002; Карасик 2002; Макаров 2003; Михелёва 2004; Олянич 2004; Кузнецова 2006; Линнас 2006; Бейлинсон 2007; Ошкина 2007; Мануйлова 2013; Федорук 2013); дискурсивно-стилевое описание текста предполагает выделение разных типов коммуникативной тональности (Хабибрахманова 2004; Тагильцева 2006; Федотова 2007; Тупикова 2009).
Личный вклад соискателя в решение научной проблемы. В лингвистической литературе описаны характеристики ритма звучащей речи (Васильева 1992; Прохватилова 1997; Бабичева 2003; Данилина 2004; Романов 2006; Бухвалова 2012; Синицына 2014), поэтического ритма и ритма произведений художественной прозы на русском языке (Фортунатов 1974; Эткинд 1974, Гиршман 1982; Чернухина 1992, Семьян 1997; Гаспаров 2000; Чернова 2002; Чернышева 2002, Горелова 2004; Целовальникова 2005; Сергеева 2007; Афонина 2008; Корниенко 2009; Лозюк 2009; Ананьева 2011; Бойчук 2011; Голякова 2011; Невзглядова 2015), но специфика ритмической организации письменных публицистических текстов еще не была предметом анализа.
Научная новизна работы состоит в уточнении признаков ритмической структуры письменного текста, в выявлении и описании такой структуры применительно к современной российской публицистике, в определении компонентного состава ритмических структур сверхфразового единства, в выделении трех разновидностей ритмических структур публицистического текста - нейтральной, иронической и экспрессивной.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в лингвистику текста и теорию дискурса, характеризуя ритмическую организацию публицистических текстов и уточняя проблематику синтаксической теории языка (язык и речь, понятие глубинного и поверхностного синтаксиса как уровней синтаксического описания,
предложение и высказывание (язык - речь), дискурс (связный текст), закономерности построения дискурса, разбиение текста на предложения, синтаксические отношения).
Практическая ценность работы состоит в возможности применения полученных результатов в курсах языкознания, стилистики, лингвистики текста, культуры речи, медиалингвистики применительно к закономерностям функционирования звучащего текста и его письменного отражения, а также при подготовке журналистов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В составе ритмической структуры письменного текста выделяются ритмические модели (регулярные последовательности ударных и безударных слогов в границах синтагмы) и ритмические сбои (сингулярности, нарушения регулярности в последовательности ударных слогов внутри синтагмы). В прозаическом тексте можно установить ритмические сингулярности двух типов: разовые и многоразовые нарушения регулярности в ударениях внутри синтагмы.
2. Противопоставляются первичные и вторичные средства организации ритмической структуры текста, в первом случае рассматриваются длина синтагмы и регулярность / сингулярность ударений в синтагме, во втором случае - различные виды текстовых повторов: 1) фонические; 2) лексические; 3) грамматические; 4) синтаксические; 5) интонационные; 6) графические.
3. Специфика ритмической структуры публицистического текста проявляется на фоне ритмической организации художественного текста и состоит в ограниченном использовании вторичных ритмических моделей текстовой организации, обусловленном выдвижением на первый план коммуникативных стратегий воздействия на адресата, а не эстетического воплощения авторского замысла.
4. По признаку коммуникативной тональности противопоставляются три разновидности ритмической организации публицистического текста -
нейтральная, ироническая и экспрессивная. Первая характеризуется преобладанием разовых ритмических сбоев, для второй типично наличие многоразовых ритмических сбоев, при этом ритмические сингулярности обусловлены сугубо контекстуально, для третьей характерны многоразовые ритмические сбои, обусловленные собственно структурой текста.
Апробация. По теме диссертации опубликовано 8 статей общим объемом 3,1 п.л., включая 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК. Основное содержание работы докладывалось на научных конференциях: Международной научно-практической конференции «Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы» (г. Волгоград, 29 ноября - 1 декабря 2012 г.), VII Международной научной конференции «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (г. Волгоград, 6 февраля 2013 г.), Международной научной конференции «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (г. Волгоград, 18 октября 2013 г.), II Всероссийской научно-практической конференции «Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы» (г. Волгоград, 10-12 декабря 2014 г.), IX Международной научно-практической конференции «Меняющая коммуникация в меняющемся мире» (6 февраля 2015 года), Международной сетевой научной конференции Российской академии образования «Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы» (Волгоград - Ереван - Алматы, 5 - 6 ноября 2015 г.), а также на заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (2012 - 2016 гг.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и включает библиографию.
Глава 1. Ритмическая модель текста как объект лингвистического исследования
1.1. Определение ритмической модели текста
Ритм объективно существует во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности, так как все наше вселенское жизнеустройство построено на ритмично повторяющихся явлениях. Именно поэтому ритм может считаться неотъемлемой характеристикой звучащей речи, и как следствие, присутствовать в прозаических письменных текстах, поскольку посредством текста речевое высказывание фиксируется на письме.
В современной лингвистике вопросы ритмической организации прозаических текстов вызывают все больший интерес исследователей. Неслучайно поэтому появляются работы, рассматривающие ритм как неотъемлемую часть процесса текстопорождения и текстовосприятия [Гиршман 1982, Антипова 1984, Гертнер 1985, Златоустова 1985, Иванова-Лукьянова 1971, 1986, 1987, Хитина 1986, Беспалова 1989, Никонова 1990, Черемисина 1989, Потапов 2001, Гумовская 2008, Корниенко 2008, Хажиева 2009, Синицина 2014, Невзглядова 2015], но неоднозначные подходы к определению ритма текста не дают возможности выработать единую систему взглядов на выявление ритмической организации текстов. За художественной прозой уже давно признано бесспорное право рассматриваться с точки зрения ритмически организованной структуры, при этом вопрос о ритмической составляющей текстов нехудожественной природы остается до сих пор спорным. Но интерес к ритму прозаических не художественных текстов все больше попадает в сферу внимания исследователей: «Ритм присутствует и в тех прозаических текстах, где мы не наблюдаем его непосредственно, но ощущаем интуитивно. <...> Дело в том, что ритм имманентен тексту. Автор в процессе создания прозаического текста не занимается арифметическими расчетами, не изобретает какую-то особую идеальную ритмическую схему
своего будущего творения. Ритмическое интонирование текста получается как бы само собой, но на самом деле находится в прямой зависимости от того, насколько мастерски автор владеет искусством слова» [Никитина www].
Г.Н. Иванова-Лукьянова, являясь одним из авторитетнейших исследователей речевого ритма, считала, что «в художественном тексте все значимо, в том числе и ритм. Прозаический ритм заключает в себе множество смыслов, которые чувствуют писатели и читатели; они замечают его изменчивость, плавные и резкие переходы, которые вместе с языковыми и речевыми единицами текста создают сложный механизм эмоционального и эстетического воздействия» [Иванова-Лукьянова www]. Сказанное справедливо не только для художественных, но и для любых прозаических текстов, в том числе научных и публицистических. Конечно, степень эстетического воздействия в текстах не художественной природы проявляется минимально, но ритмическая составляющая ощущается и воспринимается на различных уровнях текста, что отмечается в работах многих авторов.
Изучение речевого ритма имеет давние традиции, уходящие корнями в глубокую древность. Еще в античности было замечено, что проза является ритмически организованным типом речи. Аристотель утверждал: «Все измеряется числом, а по отношению к форме речи числом служит ритм, метры же - его подразделения, поэтому-то речь должна обладать ритмом, но не метром, так как в последнем случае получатся стихи. Ритм не должен быть строго определенным, это будет в том случае, если он будет простираться лишь до известного предела» [Аристотель 1996, с. 17].
Понимание текстового ритма в современной науке различно у разных авторов. М.Л. Гаспаров определяет ритм как «периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки» [Гаспаров 2003, с. 875]. По мнению Потапова В.В., «ритм нестиховой (прозаической) речи (как письменной, так и устной) может быть определен как квазирегулярная повторяемость наиболее частотных для данного
хронологического состояния языка и варьирующих под влиянием грамматического строя языка ритмических структур, характеризующихся специфической просодической оформленностью и образующих интонационно-смысловые блоки в рамках синтагмы» [Потапов 2016, с. 3738]. Принимая во внимание различные подходы к определению ритма, мы придерживаемся понимания ритма в широком смысле как повтора тех или иных элементов текста. «Ритм - регулярное повторение сходных и соразмерных речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции. <...> Ритмические явления происходят на фоне аритмических» [Торсуева 1990, с.416]. Исходя из этого определения, можно утверждать, что выявить ритм текста - это выявить все типы повторов, которые реализуются на разных уровнях текстовой структуры.
В своем исследовании «Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Л.В. Синицина рассматривает три подхода к изучению ритма: риторический, литературоведческий и лингвистический. Риторический подход начал разрабатываться в глубокой древности в трудах античных ораторов, затем его развитие продолжилось в ХХ-Х1 в.в. в рамках ритмической текстологии, когда средства ритмизации оформлены в риторические фигуры, что делает речь легко воспринимаемой, запоминающейся и убеждающей [Шишкина 1974, Севериновская 1994, Михальская 1996, Рождественский 1997, Данилина 2002, Стернин 2007]. Литературоведческий подход дает возможность рассматривать ритмическую организацию с точки зрения метрически и эстетически оформленных элементов текста. При этом подходе уделяется большое внимание соотношению и сопоставлению метра и ритма стихотворных произведений, стиха и прозы, методике определения прозаической организации художественной речи, изучению ритма как стилевого своеобразия, определению уровней ритмизации художественного
текста [Белый 1919, Кожинов 1963, Жирмунский 1966, Гиршман 1982, Черемисина-Ениколопова 1999, Хажиева 2007, Афонина 2008, Бойчук 2010, Донецких 2011, Ефремов 2012, Невзглядова 2015]. Лингвистический подход к изучению текстового ритма предполагает выделение структурных единиц ритмообразования, основываясь на периодичности сходных и соразмерных явлений или, напротив, чередовании разнотипных явлений (Антипова 1990, Васильева 1992, Потапова 1997, Иванова-Лукьянова 2002, Потапов 2016 и др.) [Синицина 2014].
Л.В. Синицина делает вывод о том, что «риторический аспект ритма изучает произведения ораторского характера, объектом изучения в рамках литературоведческого подхода являются поэтические и прозаические тексты художественной литературы. С лингвистической же точки зрения речевой ритм является важнейшим признаком любого текста, не только ораторского или художественного. Объектом изучения ритмической организации с точки зрения лингвистического подхода становятся тексты различной формы и стилевой направленности» [Синицина 2014, с. 34].
Ритм является сложным иерархическим явлением, так как включает в себя разноуровневые единицы, но это явление еще и динамическое, т.е. обусловленное целостным восприятием на уровне совокупности текстовых единиц, составляющих крупные фрагменты текста (или весь текст в целом). Под динамическим восприятием текста мы понимаем «погружение» в текст получателя информации, когда в процессе речевосприятия создается единое впечатление не только на уровне смысла, но и на уровне глубинной текстовой организации, вербализуемой ритмом. Таким образом, текстовый ритм можно выявить только в динамике восприятия протяженных фрагментов текста или всего текста в целом.
Под ритмом прозаического текста в данном исследовании мы понимаем такую организацию речи, которая создается периодической повторяемостью текстовых единиц всех уровней. Для комплексного рассмотрения
ритмических единиц разных уровней мы считаем возможным ввести понятие ритмической модели прозаического текста. Под ритмической моделью прозаического текста мы понимаем некую ритмическую универсалию, реализуемую в тексте и предопределяющую его структуру, которая совмещает в себе ритмические и семантические аспекты текстовой организации и одновременно является значащей единицей текстопроизводства и текстовосприятия. Универсалией ритмообразования является повтор, различные виды которого реализуются в тексте в виде ритмических моделей.
Хотя ритмическая модель реализуется на уровне синтагмы (фонетического слова, если происходит совпадение с синтагмой), ритмическая организация текста может быть выявлена только на уровне более крупных текстовых фрагментов: сверхфразовых единств или всего текста в целом, так как упорядоченный повтор определенных элементов ритма не может быть реализован в малопротяженных структурных фрагментах текста.
Говоря о ритмической текстовой организации, необходимо выделить единицы ритма, составляющие текстовую ритмическую структуру. Минимальной единицей ритма традиционно признают ритмическую группу, которая содержит несколько слогов (обычно два-три, реже один или больше четырех), объединенных единым ударением. Ритмическая группа может включать в себя как одно слово, так и несколько, с единым ударением и составляющих неразрывное смысловое целое (дом, бежать, зеленый, в саду, ко мне, подойди же и др.).
Этот термин совпадает с термином «фонетическое слово» [«Русская грамматика» 1982] и с термином «ритмическая структура», понимаемым как «одно или несколько слов (полнозначных или служебных), объединенных одним словесным ударением» [Потапов, 2016, с. 40].
Выделение минимальной единицы ритма — проблема, вызывающая
определенную сложность, так как «при исследовании речевого ритма возможно использование различных минимальных базовых единиц в зависимости от типа ударения в тех или иных языках, разного понимания ритмического членения и концептуальных подходов к изучаемому объекту. Несмотря на разнообразие точек зрения по вопросу выделения элементарных базовых единиц ритма, можно утверждать, что всех их объединяет унифицированный подход к определению основного фактора, маркирующего ритмический компонент речи. Таким фактором является ударение, что естественно вытекает из самой природы речепроизводства и речевосприятия» [Потапов 2016, с. 42].
В.В. Потапов обоснованно вводит термин «Ритмическая структура» в качестве базовой единицы речевого ритма применительно к изучению ритмической организации текстов различной природы, так как «ритмическая структура (РС) может выступать самостоятельно, как единично в роли слова-фразы, так и входить в состав целостного текста, выполняя определенные ритмические и семантические функции. В речевой коммуникации РС является одновременно единицей речеобразования, речевосприятия и смыслового декодирования высказывания» [Потапов 2016, с. 42].
Следует отметить то, что ритм любого происхождения выступает как сложная иерархическая система, в которой более крупные единицы включают в себя более мелкие, элементарные, базовые единицы. Так элементарные ритмические структуры входят в состав более сложной иерархической единицы — синтагмы. Впервые введенный И.А. Бодуэном де Куртенэ термин «синтагма» обозначал слово в составе связной речи. По мнению Л.В. Щербы, синтагма — это группа слов (или одно слово), фонетически оформленная и выступающая как единое смысловое целое для данного контекста и для данной ситуации в процессе речи-мысли [Потапов 2016, с. 45].
Синтагма - неотъемлемая часть текстовой структуры, это минимальная смысловая единица любого текста. Под синтагмой мы понимаем
«интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. <... > ... синтагма структурно членится на ритмические группы, объединенные словесным ударением. <...> Основное средство членения на синтагмы - пауза. Целостность синтагмы достигается, прежде всего, невозможностью пауз внутри синтагмы... » [Светозарова 1990, с. 447].
З.К. Тарланов подробно рассмотрел два подхода к синтагматическому анализу, один из которых восходит к идеям Л.В. Щербы, а второй основывается на идеях Ф. де Соссюра. «Согласно Л.В. Щербе, синтагма -элементарная синтаксическая единица, выражающая единое смысловое целое и характеризующаяся особым синтагматическим ударением. Она может состоять как из отдельного слова, так и из группы слов. <...> Задача синтагматического анализа - проникновение в семантическую структуру предложения (высказывания) в соответствии с его актуальным содержанием, диктуемым контекстом речи, выявление смысловых и стилистических оттенков, которыми сопровождается общее содержание высказывания.» [Тарланов 1995, с. 27-28]. Ф. де Соссюр развивал учение о синтагме совершенно в ином плане. Согласно Ф. де Соссюру, синтагма характеризуется протяженностью, противопоставленностью ее членов и тем, что ее члены объединены отношением определяющего к определяемому (синтагматическим отношением). Синтагмы делятся на внутренние и внешние. Внутренние синтагмы - это смысловые части производных слов: пере-житъ, лет-чик. Внешние синтагмы образуют отдельные слова и словосочетания, входящие в более крупные синтаксические целые. Таким образом, синтагматическое членение в синтаксисе выступает у Ф. де Соссюра как часть синтагматики вообще [Тарланов 1995, с.28-29].
В своем исследовании «Динамика и статика речевого ритма» В.В. Потапов предпринял попытку объединить существующие подходы в
определении синтагмы, так как чисто фонетический подход в определении синтагмы предполагает анализ звучащей речи на синхронном уровне. Обращение к грамматическому (или синтаксическому) фактору синтагмы дает возможность анализировать письменную речь, или обращаться к диахроническому уровню. Членение звучащей речи на синтагмы предполагает опору на знаки пунктуации (как формального признака), а также использование механизмов актуального членения предложения. В речи существует отчетливо выраженная тенденция к синтаксической цельности синтагмы [Потапов 2016, с. 47].
Поскольку деление текста на синтагмы лежит в основе ритмического анализа, нам видится необходимым в данном исследовании описать принципы синтагматического членения текста. Л.И. Цирульник, Б.Н. Лобанов и О.Г. Сизонов придерживаются мнения, что «правила синтагматического членения <...> используют явные маркеры границ синтагм в тексте: знаки препинания, а также неявные, в частности, соединительные и подчинительные союзы» [Цирульник, Лобанов, Сизонов, www], опираясь на предложенный алгоритм интонационной разметки повествовательных предложений, нами выделено пять этапов ритмического анализа текста на уровне первичной ритмизации.
I этап.
На первом этапе идет разбиение текста на синтагмы внутри фраз и сверхфразовых единств. Границы синтагм обозначаем знаком /, границы фраз обозначаем знаком //, границы сверхфразовых единств - знаком ///. При этом следует учитывать, что синтагма обычно включает в себя до 15-16 слогов, что составляет до 6 фонетических слов, т. е. характеризуется не более чем шестью ударениями. «Таким образом, если предложение содержит п знаков препинания, то оно разбивается на п синтагм» [Цирульник, Лобанов, Сизонов, www ]. Наряду с этим нужно обращать внимание на количество слогов в каждой синтагме, так как кроме пунктуационного (явного) членения,
может быть дополнительно использовано и неявное членение на синтагмы в зависимости от смыслового и лексического наполнения фразы.
II этап.
На втором этапе в выделенных синтагмах идет выявление или объединение лексических единиц в фонетические слова (ритмические структуры) и расстановка в них ударений. РС выражаются, во-первых, знаменательными частями речи (существительными, прилагательными, местоимениями, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями), а так же различными сочетаниями, объединяющими в одну РС разные части речи (предлог + существительное, предлог + прилагательное, союз + прилагательное, глагол + частица и др.). В.В. Потапов подробно анализирует и сопоставляет ритмические структуры в различных индоевропейских языках и приходит к выводу о том, что состав РС во многом зависит от жанровой принадлежности текста, что влияет на частотность тех или иных РС, но при этом частотность функционирования РС образует два массива не зависимо от того, к какому жанру относится текст: «первый по частотности массив образуют РС с меньшим числом слогов (от одного до трех), представленные существительным, прилагательным и глаголом, второй — структуры с числом слогов, большим трех, представленные как вышеуказанными частями речи, так и сочетанием служебных и знаменательных частей речи» [Потапов 2015, с. 156]. Результаты нашего исследования подтвердили выводы В.В. Потапова о частотности функционирования РС в публицистических текстах. При этом задачей нашего исследования не было рассмотрение собственно РС, а объединение РС в более сложные образования — ритмические модели, входящие в состав фраз и сверхфразовых единств и образующие ритмическую матрицу текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Статистические параметры трансляции ритмико-фонетических особенностей французской речи при переводе на русский язык2008 год, кандидат филологических наук Афонина, Ирина Александровна
Фонетический, лексико-грамматический и структурно-композиционный аспекты анализа ритма прозы (на материале романов Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Г. де Мопассана)2016 год, доктор наук Бойчук Елена Игоревна
Ритм произведений Л.Н. Толстого в описаниях разных периодов жизни человека: на материале произведений "Детство", "Крейцерова соната", "Смерть Ивана Ильича"2016 год, кандидат наук Реброва, Ирина Николаевна
Просодия текста в пении2004 год, кандидат филологических наук Комарова, Ирина Анатольевна
Сопоставительное изучение просодической организации русского и арабского языков1984 год, кандидат филологических наук Махран, Мохамед Ибрахим
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Калашникова, Анна Ревокатовна, 2016 год
Библиография
1. Аванесова Н.В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики // Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - Вып. 2(17). - С. 5-9.
2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.
3. Алешникова Е.Л. Формирование личностной позиции старшеклассников в процессе работы с публицистическим текстом на уроках русского языка: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2015. - 296 с.
4. Алещанова И.В. Цитация в газетном тексте (на материале современной английской и российской прессы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Волгоград, 2000. - 18 с.
5. Ананьева Л.Г. Особенности синтаксической и ритмической структуры поэтических произведений Джерарда Мэнли Хопкинса // Вестник ТГПУ -2011. - 9(111). - С. 38-42.
6. Анисимова Т.В. Взаимодействие текстов в потоке речи // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 402-407
7. Антипова А.М. Основные проблемы в изучении речевого ритма // Вопросы языкознания. - 1990. - № 5. - С. 124-134.
8. Аристотель. Риторика // Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. - М.: Просвещение: «Учеб. лит.», 1996. - С. 12-22.
9. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
10. Афонина И.А. Модель адекватности ритмико-фонетических особенностей оригинала при переводе художественной прозы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 9 (110) - С. 5-10.
11. Афонина И.А. Статистические параметры трансляции ритмико-
фонетических особенностей французской речи при переводе на русский язык: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тюмень, 2008. - 19 с.
12. Бабичева А.Б. Особенности ритмической организации спонтанной немецкой диалогической речи на супрасегментном уровне (Экспериментально-фонетическое исследование): дис. ... канд. филол. наук. -М., 2003. - 162 с.
13. Бакумова Е.В. Ролевая структура политического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2002. - 20 с.
14. Балашов С.Н. Когнитивная природа иронии: парадигма моделей в сопоставительном описании (на материале английских художественных произведений ХХ в. и их русских переводов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 25 с.
15. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. - Ростов-на -Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1993. - 182 с.
16. Бейлинсон Л.С. Конститутивные признаки профессионального дискурса // Антропологическая лингвистика: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.А. Красавского. Вып. 7. - Волгоград: Колледж, 2007. - С. 18-25.
17. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: монография / Л.С. Бейлинсон. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.
- 266 с.
18. Бейлинсон Л.С. Конститутивные признаки профессионального дискурса (на материале логопедических рекомендаций): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2001. - 20 с.
19. Белый А. Из книги «Поэзия слова». Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы // Семиотика: антология / Сост. Ю.С. Степанов. - М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -С. 480-485.
20. Бобков А.К. Газетные жанры: учеб. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005.
- 64 с.
21. Богданова-Бегларян Н.В., Шерстинова Т.Н., Кислощук А.И. О
ритмообразующей функции дискурсивных единиц // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2013. - Вып. 2(22). - С. 7-17.
22. Бойчук Е.И. Исследование ритма прозы в работах французских лингвистов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4. - С. 232234. - Т. 1 (Гуманитарные науки)
23. Бойчук Е.И. Уровни ритмизации французского художественного прозаического текста // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - С. 181-185. - Т. 1 (Гуманитарные науки)
24. Бокмельдер Д.А. Стратегии убеждения в политике: анализ дискурса на материале современного английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск, 2000. - 23 с.
25. Болотнова Н.С. К вопросу о декодировании поэтического текста // Вопросы стилистики. Вып. 24. Текст и его компоненты. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - С. 38-47.
26. Болотова Е.Н. Лексикон гуманитарного дискурса: специфика функционирования общенаучных терминов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2006. - 16 с.
27. Болтаева С.В. Ритмическая организация суггестивного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2003. - 24 с.
28. Борботько В.Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Краснодар, 1998. -48 с.
29. Бухвалова Е.Г. О ритме английской речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 2(13). - С. 43-44.
30. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка: пер. с нем. -М.: Прогресс, 1993. - 528 с.
31. Валгина Н.С. Теория текста [Электронный ресурс]: Ь11р://уапко.11Ь.ги/Ьоок5/1ап^иа^е/ги/%С2%Е0%ЕБ%Е3%Е8%ЕО%Е0,%20%С Р.%Р 1 .%20%02%Е5%ЕЕ%Р0%Е8%РР%20%Р2%Е5%ЕД%Р1 %Р2%Е0.%20
%СС%ЕЕ%Р1 %ЕД%Е2%Е0,%20%СБ%ЕЕ%Е3%ЕЕ%Р1 .%202003.%20%00 %Е0%Р1 %ЕР.%20(б1 ).рёР (дата обращения: 18. 07. 16)
32. Валуйская О.Р. Глубина текста как лингвистическая категория (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Волгоград, 2002. - 21 с.
33. Варшавская А.И. Процессный подход к анализу дискурса-текста // Диалектика текста: В 2 т. Т.1. - Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - С. 2240.
34. Васильева В.В. Русский прозаический ритм: Динамический аспект. -Пермь, Изд-во Перм. Ун-та, 1992. - 120 с.
35. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Отв. ред. М.А. Кронгауз, вступ. ст. Е.В. Падучевой. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.
36. Вежбицкая А., Годдард К. Дискурс и культура // Жанры речи: Сб. науч. ст. Вып. 3. - Саратов: Колледж, 2002. - С. 118-156.
37. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии. Введение в фоносемантику поэтической речи // Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / Сост., коммент. и послесл. И.А. Доронченкова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 9-233.
38. Вейдле В.В. О поэтической речи // Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / Сост., коммент. и послесл. И.А. Доронченкова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 401-413.
39. Вейдле В.В. О смысле стихов // Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / Сост., коммент. и послесл. И.А. Доронченкова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - С.264-281.
40. Вейдле В.В. О стиходеланьи // Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / Сост., коммент. и послесл. И.А. Доронченкова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 237-263.
41. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.
42. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. - М.:
Изд-во АН СССР, 1963. - 256 с.
43. Водак Р. Язык, дискурс, политика. - Волгоград: Перемена, 1997. --139 с.
44. Волкотруб Г.К. Речевые средства и приемы экспрессии в публицистике: по материалам фельетонов М. Кольцова: дис. ... канд. филол. наук. - Липецк, 1999. - 153 с.
45. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2007. - 144 с.
46. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 289 с.
47. Гаспаров М.Л. Ритм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - С. 875.
48. Гашкова М.Г. О зарождении теории экспрессивности в современном языкознании // Вестник МГОУ Серия Лингвистика. - 2010. - № 4. [Электронный ресурс]: http://vestnik-mgou.ru/Issue/View/66 (дата обращения: 10.08.16)
49. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. - М.: Сов. писатель, 1982. -368 с.
50. Голякова Л.А. Ритм художественного произведения: коммуникативно-прагматический аспект //Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - Вып. 3(15). - С. 94-99.
51. Горелова О.А. Ритмическая организация «Стихотворений в прозе И.С. Тургенева: лингвостилистический аспект: дис. ... канд. филол. наук. -Владивосток, 2004. - 197 с.
52. Горностаева А.А. Ирония в английской и русской коммуникативных культурах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2013. - 22 с.
53. Гридин В.Н. Экспрессивность // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 591.
54. Гумовская Г.Н. Ритм прозаического текста: проблемы, поиски, решения // Сб. науч. трудов - М.: РИПО ИГУМНО, 2008. - С. 4-36. - Вып. 11.
55. Гумовская Г.Н. Ритмическая организация текста как фактор
нейтрализации энтропии в художественном прозаическом произведении // Язык. Культура. Речевое сообщение. - 2012. - № 1. - С. 45-51.
56. Гусева О.А. Риторико-аргументативные характеристики политического дискурса (на материале президентских обращений к нации): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2006. - 17 с.
57. Данилевская Н.В. К вопросу об экспрессии в научном тексте [Электронный ресурс]: http://www.rfp.psu.ru/archive/6.2010/danilevskaya.pdf (Дата обращения: 09.09.16)
58. Данилина В.В. Ритмический анализ политической публичной речи: Учеб. пособ. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 240 с.
59. Данилина В.В. Политическая ораторская речь в ритмико-текстологическом аспекте (на материале английского языка): дис. канд. фил.наук [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.eom/v/48109/d#?page=1 (Дата обращения: 10. 07. 2015)
60. Деметрий О стиле // Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - С. 237-285.
61. Демьянков В.З. Лингвистическая интерпретация текста: универсальные и национальные (идиоэтнические ) стратегии // Факты и ценности: К 70-летию Ю.С. Степанова / Отв. ред. Е.С. Кубрякова, Т.Е. Янко. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - С. 309-323.
62. Денисюк Е.В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2004. - 23 с.
63. Дионисий Галикарнасский О соединении слов // Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - С. 167-233.
64. Дубовая Н.В. Синтаксис как доминанта структурной организации поэтического текста // Материалы Межд. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Вып. 4. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - С. 376-377.
65. Ермакова О.П. Ирония и ее роль в жизни языка. - Калуга: КГПУ им. К.Э.
Циолковского, 2005. - 204 с.
66. Ефремова Л.С. Сверхфразовое единство как семантико-синтаксическая единица текста // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 3. - С. 91-93.
67. Жаравина Л.В. Смыслопорождающие ресурсы текста (на материале прозы В.Т. Шаламова) // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах: Мат. межд. науч. конф., г. Волгоград, 12-15 апреля 2006 г. / Ин-т рус. Лит. (Пушкинский Дом) РАН, ВолГУ - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - С. 100-104.
68. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: автореф. дис. ... д-ра. филол. наук. - М.: 2004. - 44 с.
69. Зализняк А.А. Механизмы экспрессивности в языке [Электронный ресурс]: http://www.ruslang.ru/doc/melchuk festschrift2012/Zalizniak.pdf (дата обращения: 28.08.16).
70. Зильберт Б.А. Тексты массовой информации. - Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1991. - 80 с.
71. Иванова И.В. Особенности функционирования единиц языка при переводе текста интервью из устной формы в письменную // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 389-393.
72. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм художественных прозаических текстов как отражение жизненных ритмов человека [Электронный ресурс].Ц^: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc Gum/flin/2011 1/ivanova lukyanova.pdf (дата обращения 29.07.13).
73. Ирония // Литературный энциклопедический словарь/ под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - С. 132.
74. Исаева Л.А. Художественный текст: скрытые смыслы и способы их представления. - Краснодар: Краснод. кн. изд-во, 1996. - 251 с.
75. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи:
Монография. - Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. - 285 с.
76. Йокояма О. Когнитивная модель дискурса и русский порядок слов. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 424 с.
77. Калашникова С.В. Лингвистические аспекты стилей мышления в аргументативном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2007. - 16 с.
78. Каменева В.А. Лингвокогнитивные средства выражения идеологической природы публицистического дискурса (на материале американской прессы). -Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 236 с.
79. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
80. Карасик В.И. Языковые ключи. - М.: Гнозис, 2009. - 406 с.
81. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. -264 с.
82. Клушина Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000 - 2008 гг.): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2008. - 57 с.
83. Ковшикова Е.В. Массовые коммуникации современного общества: специфика аудитории // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 447-451.
84. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1999. - С. 52-61.
85. Корниенко О.А. Ритмическая парадигма орнаментальной прозы Бориса Пильняка («Голый год»): Статья первая // Русская литература. Исследования: Сб. науч. трудов. - К: БиТ, 2008. - Вып. XII. - С. 43-64.
86. Корниенко О.А. Ритмическая парадигма орнаментальной прозы Бориса Пильняка («Голый год»): Статья вторая // Русская литература. Исследования: Сб. науч. трудов. - К: БиТ, 2009. - Вып. XIII. - С. 1-21.
87. Кравченко А.В. знак. Значение. Знание. Очерк когнитивной философии языка. - Иркутск: областная типография № 1, 2001. - 261 с.
88. Красноперова Ю.В. Дискурсивные стратегии участников интервью: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск, 2005. - 19 с.
89. Красных В.В. Основы психолингвистики: Лекционный курс. - М.: Гнозис, 2012. - 333 с.
90. Кривнова О.Ф. Фактор речевого дыхания в интонационно-паузальном членении речи // Лингвистическая полифония: Сб. статей в честь юбилея профессора Р.К. Потаповой / Отв. ред. чл.-корр. РАН В.А. Виноградов. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 424- 444.
91. Крылова Т.В. Наивно-языковые представления о вежливости и обслуживающая их лексика // Языковая картина мира и системная лексикография. - М.: Языки славянских культур, 2006. - С. 241-402.
92. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 888 с.
93. Крючкова Ю.Е. Семантическое поле этнонимической оценки и его коннотативная структура (на материале французского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Минск,2007. - 22 с.
94. Кузнецова И.А. Красноречивое умалчивание в массово-информационном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2006. - 19 с.
95. Кучинская Е.А. Жанр и композиция текста в военной периодике (коммуникативно-семантическое моделирование): автореф. дис. ... докт. филол. наук.-- М., 2011. - 45 с.
96. Лазарева М.Е. Языковые средства выражения иронии на материале норвежских публицистических текстов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 2005. - 20 с.
97. Лаптева О.А. Речевые возможности текстовой омонимии: (грамматика понимания на материале текстов газет, радио, телевидения). - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 413 с.
98. Левин Ю.И. Семантический ореол метра с семиотической точки зрения // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 578-580.
99. Левин Ю.И. Структура русской метафоры // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 457463.
100. Лелис Е.И. Фоноритмическая организация художественного текста как поле формирования подтекста [Электронный ресурс]: http://vestnik.udsu.ru/2013/2013-052/vuu 13 052 13.pdf (Дата обращения 21.07.13)
101. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. - М.: Гнозис, 2011. - 224 с.
102. Линнас Э.А. Критический анализ дискурса политической полемики (на материале электронных СМИ): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2006. - 18 с.
103. Лисянская А.В. Риторическая функция иноязычной лексики в современных печатных СМИ // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 229-234.
104. Логинова И.М. Взаимодействие ритмической и звуковой структуры русского слова // Лингвистическая полифония: Сб. статей в честь юбилея профессора Р.К. Потаповой / Отв. ред. чл.-корр. РАН В.А. Виноградов. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 445-461.
105. Лозюк Н.Ю. Композиционный ритм в новеллах И.А. Бунина («Темные аллеи»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 2009. - 18 с.
106. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: Просвещение, 1972. - 272 с.
107. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 11-258.
108. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. - 280 с.
109. Макаров М.Л. Проблема структуры дискурса // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология», 2005. - № 1(7). - С. 8096.
110. Манаенко Г.Н. Дискурс в его отношении к речи, тексту и языку // Язык. Текст. Дискурс: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. - Ставрополь: Пятигорск. гос. лингв. ун-т, 2003. - С. 26-40.
111. Манаенко Г.Н. Этичность текста как его дискурсивная характеристика // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. -С. 437-442.
112. Мануйлова Е.О. Прагматические функции метакоммуникативных компонентов высказывания в немецком публицистическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2013. - 27 с.
113. Мартьянов Е.Ю. Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественном произведении. Прямая и косвенная номинация // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 260-264.
114. Матвеева А.С. Диалог газеты с аудиторией: «реплики» читателей на страницах издания // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Второй Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-26 апр. 2007 г.: в 2т. Т. 2 / ВолГУ; оргком. конф.: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 551-556.
115. Мельникова И.М. Метр и ритм как граница // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2010. - № 1. - С. 161-169.
116. Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл-текст». - М.: Вена: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 682 с.
117. Минемуллина А.Р. Ирония как средство имплицитного выражения оценки в языке средств массовой информации [Электронный ресурс]:
http://cyberleninka.ru/article/n/ironiya-kak-sredstvo-implitsitnogo-vyrazheniya-otsenki-v-yazyke-sredstv-massovoy-informatsii (дата обращения: 24.08.16)
118. Мирианашвили М.Г. Значение звучащего и незвучащего времени для ритмической организации синтагмы // Лингвистическая полифония: Сб. статей в честь юбилея профессора Р.К. Потаповой / Отв. ред. чл.-корр. РАН В.А. Виноградов. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 473-487.
119. Михелёва О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Кемерово, 2004. - 21 с.
120. Мкртчан Т.Ю. Речевое поведение журналистов в политическом теле- и радиоинтервью (на материале русского и английского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на- Дону, 2004. - 24 с.
121. Морилова Е.С. Ритмические особенности рекламных сообщений (на материале современных англоязычных журналов): дис. канд. филол. наук. -СПБ, 2005. - 198 с.
122. Надеина Т.М. Просодия-личность -коммуникация // Лингвистическая полифония: Сб. статей в честь юбилея профессора Р.К. Потаповой / Отв. ред. чл.-корр. РАН В.А. Виноградов. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 41-55.
123. Невзглядова Е.В. Интонационная теория стиха. - СПб.: Нестор-История, 2015. - 160 с.
124. Никитина О. Художественное интонирование (о ритме прозаического текста [Электронный ресурс]: URL: http: //www. stellalibra.ru/masters/urok2 .htm. (дата обращения 16.07.13).
125. Никитченко Т.Г. Субъективный фактор в художественном тексте: лингвистический и психологический аспекты (на материале перевода): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2000. - 18 с.
126. Одарюк И.В. Особенности стереотипного речевого поведения журналистов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 23 с.
127. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса. - Волгоград: Парадигма, 2004. - 507 с.
128. Олянич А.В. Потребности-дискурс-коммуникация: Монография. -Волгоград: Нива, 2006. - 224 с.
129. Олянич А.В., Копылова В.В. Семиотика иноязычной лингводидактической коммуникации: знак-слово-текст/дискурс // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 18 окт. 2013 г. / редкол.: Н.Л. Шамне и др. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - С. 53-64.
130. Охримович К.В. Ирония и принцип вежливости в английском диалоге: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2004. - 24 с.
131. Ошкина К.В. Способы языковой актуализации морального дискурса (на примере немецкоязычных СМИ): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Иркутск, 2007. - 16 с.
132. Палкевич О.Я. Языковой портрет феномена иронии (на материале современного немецкого языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Иркутск, 2001. - 17 с.
133. Панина Т.Г. Вторичная косвенная номинация как языковой, когнитивный и культурный процессы // Magister Dixit. - 2012. - № 2 (06) [Электронный ресурс]: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya magister dixit ii.pdf (дата обращения: 29.07.16)
134. Паршина О.Н. Дискурсивы в речи политиков // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 411-416.
135. Пермяков И.В. Смысл поэтического текста // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 1999. - С. 95-99.
136. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 160 с.
137. Пичугин А.В. Мастерство журналиста: актуальность и основные аспекты изучения // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Второй Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-26 апр. 2007 г.: в 2т. Т. 2 / ВолГУ; оргком. конф.: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 514-517.
138. Плесканюк Т.Н. Комплексные средства словообразовательной связности текста в современном русском языке: структурно-семантический аспект: дис. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 2014. - 183 с.
139. Полищук Г.Г. Семантико-стилистический анализ поэтических текстов // Вопросы стилистики. Вып. 24. Текст и его компоненты. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - С. 3-17.
140. Потапов В.В. Динамика и статика речевого ритма: Сравнительное исследование на материале германских и славянских языков. - М.: Едиториал УРСС, 2016. - 344 с.
141. Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 496 с.
142. Прокопчук А.А. Сложноподчиненное предложение и текст. - Харьков: Основа, 1990. - 192 с.
143. Прохватилова О.А. О ритмо-мелодической организации православной молитвы и проповеди // Мир Православия: Сб. науч. ст. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997. - С. 112-119.
144. Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1994. - 364 с.
145. Рабинович В.Л. Силлабо-тонический проект Тредиаковского и Ломоносова для «пушкинской эпохи» в отзвуках русского футуризма // Силлаботоника и русский футуризм. Ломоносов-Тредиаковский—Хлебников-Крученых / Сост. В.Л. Рабинович, А.Н. Рылева. - М.: Совпадение, 2012. - С. 5-46.
146. Ревзин И.И. Грамматическая правильность, поэтическая речь и проблема управления // Из работ московского семиотического круга / Сост. Николаева
Т.М. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 731-738.
147. Регушевская И.А. Современные медиатексты: влияние деятельности СМИ на изменения характеристик публицистического стиля в языке // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. Общества науки и творчества / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. - Ч. 1. Казань, 2014. - С. 224-228.
148. Регушевская И.А. Средства массовой информации как социокультурный феномен современности: к постановке проблемы // Ученые записки Таврического национального ун-та им. В.В. Вернадского / Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65). - № 3. - С. 42-48.
149. Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте /Отв. ред. А.В. Бондарко. - Л.: Наука, 1989. - 168 с.
150. Ржанова С.А. Культуролингвистическое пространство масс-медиа // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 18 окт. 2013 г. / редкол.: Н.Л. Шамне и др. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - С. 282-287.
151. Ритм // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 416.
152. Родионова О.С. Синтагма как объект фоностилистики // Лингвистическая полифония: Сб. статей в честь юбилея профессора Р.К. Потаповой / Отв. ред. чл.-корр. РАН В.А. Виноградов. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 520-529.
153. Рогова О.А. Лингвокультурный анализ конфликтного высказывания // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Матер. док. Межд. он-лайн конф. «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации». - Саратов: ИЦ «Наука», 2009 [Электронный ресурс]: http://bivran.ru/imeni-n-g-chernishevskogo/main.html (дата обращения: 03.08.16)
154. Романов Д.А. Ритм в эмфазе и способы ритмической организации ораторской речи // Русский язык в школе. - 2006. - № 6. - С. 9-15.
155. Русская грамматика: в 2-х т. / Гл. Ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Наука, 1982.
156. Рыков В.В. Ритмический критерий осмысленности текста [Электронный ресурс]: http://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/rykov/ (дата обращения: 22.09.16)
157. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Пер. с англ. А. Порьяза, под ред. В. Харитонова. - Великий Новгород; Санкт-Петербург, 1999. - 368 с.
158. Светозарова Н.Д. Синтагма // Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 447.
159. Семьян Т.Ф. Ритм прозы В.Г. Короленко: дис. ... канд. филол. наук. -Алматы, 1997. - 148 с.
160. Сергеева Е.С. Ритм прозы Н.В. Гоголя: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2007. - 205 с.
161. Сергеева Ю.А. Ритм в структуре современного короткого рассказа: на материале произведений Фей Уэлдон и Анни Сомон: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2008. - 204 с.
162. Серио П. Анализ дискурса во французской школе (дискурс и интердискурс) // Семиотика: антология / Сост. Ю.С. Степанов. - М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 549-562.
163. Сидорова Е.Г. Выражение присоединительных отношений в современном газетном тексте // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 200-204.
164. Синицина Л.В. Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.): дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2014. - 195 с.
165. Смирнова С.И. Реализация иронии в констатирующих текстах «описание» и «повествование» (на материале русскоязычного текста поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и англоязычного текста романа Ч. Диккенса «Домби и сын»: дис. ... канд. филол. наук. - Улан-Удэ, 2014. - 212 с.
166. Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической
речи // Язык современной публицистики: Сб. статей. - М.: Флинта: Наука, 2007. - С. 13-31.
167. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1. [Электронный ресурс]: http ://25111993.my 1 .ru/ publ/interest/zhurnalistika/grigorij jakovlevich solganik jazyk sovremennykh s mi/41-1-0-265 (дата обращения 21.07.16)
168. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - 696 с.
169. Сошников А.О. Акцентно-ритмическая структура синтагмы как ключевой элемент просодической организации текстов повествования и рассуждения [Электронный ресурс]: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/008-15.pdf (дата обращения 15. 08. 16)
170. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 784 с.
171. Сысоева Ю.Н. Ирония как средство моделирования художественного мира романа Джулиана Барнса «Англия, Англия» // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах: Мат. межд. Науч. Конф., г. Волгоград, 12-15 апреля 2006 г. / Ин-т рус. Лит. (Пушкинский Дом) РАН, ВолГУ - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - С.803-807.
172. Тагильцева Ю.Р. Субъективная модальность и тональность в политическом интернет-дискурсе: дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 251 с.
173. Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. -Петрозаводск, изд-во Петрозаводского университета, 1995. - 190 с.
174. Татару Л.В. Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста (Сборник Дж. Джойса «Дублинцы») [Электронный ресурс]: http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/11(75)/tataru 11 75 23 37.pd f (Дата обращения: 08. 06. 16).
175. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Уч. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
176. Ткебучава Д.С. Содержательные элементы публицистического текста (функционально-типологический анализ): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Тбилиси, 1998. - 39 с.
177. Токарева А.И. Об эстетической функции поэтического ритма [Электронный ресурс]: http://vestnik.adygnet.ru/files/2008.2/668/Tokareva2008 2.pdf (Дата обращения: 08.09.16).
178. Топоров В.Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга / Сост. Николаева Т.М. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 455-515
179. Торсуева И.Г. Ритм // Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 416.
180. Тряпицына Е.В. Категория точности художественного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2000. - 22 с.
181. Тулупов В.В. О качественной журналистике и качественных журналистских кадрах // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Второй Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-26 апр. 2007 г.: в 2т. Т. 2 / ВолГУ; оргком. конф.: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 463-467.
182. Тупикова С.Е. К вопросу о когнитивных основах коммуникативной тональности // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Матер. док. Межд. он-лайн конф. «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации». - Саратов: ИЦ «Наука», 2009 [Электронный ресурс]: http: //bivran.ru/imeni-n- g-chernishevsko go/main. html (дата обращения: 03.08.16)
183. Федорюк А.В. Интертекстуальность в политическом дискурсе // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 18 окт. 2013 г. / редкол.: Н.Л. Шамне и др. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - С. 178-182.
184. Федосеева А.В. Синтаксические категории предикативности и модальности. Особенности коммуникативно-прагматического исследования //
Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. -С. 214-217.
185. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. -М.: Флинта, 1997. - 336 с.
186. Федотова Н.С. Тонально-жанровые и документообразующие характеристики текстов гарантии // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Второй Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-26 апр. 2007 г.: в 2т. Т. 2 / ВолГУ; оргком. конф.: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 568-573.
187. Фоменко И.В. Ритм и смысл: опыт интерпретации романа «Город Эн» [Электронный ресурс]: http://slovorggu.ru/nfv2008 2 7 pdf708Fomenko.pdf (Дата обращения: 17.09.16)
188. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Егоров Б.Ф. - Л.: наука, 1974. - С. 173-186.
189. Хабибрахманова Ю.Р. Категория тональности в жанре очерка // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т. 14. -Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - С. 179-185.
190. Хажиева Г.Ф. Ритм прозы Ф.М. Достоевского (на примере фантастического рассказа «Сон смешного человека»): дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2009. - 186 с.
191. Хакимова Е.М. К вопросу об интонационных нормах в современном русском языке // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 355-358.
192. Хакимова Е.М. О нарушениях связности в текстах массовой коммуникации // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и
лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 18 окт. 2013 г. / редкол.: Н.Л. Шамне и др. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - С. 561565.
193. Харлап М.Г. О понятиях "метр" и "ритм". // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития / Отв. ред. Л.И.Тимофеев. - М.: Наука, 1985.
- С. 11-29.
194. Хомудаев В.В. Роль абзаца и сверхфразового единства при восприятии текста // Материалы Межд. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Вып. 4. - М.: Изд-во МГУ, 2000. -С. 408-409.
195. Целовальникова Н.В. Ритм прозы А. Ремизова: дис. ... канд. филол. наук.
- Астрахань, 2005. - 209 с.
196. Цирульник Л.И., Лобанов Б.М., Сизонов О.Г. Алгоритм интонационной разметки повествовательных предложений для синтеза речи по тексту [Электронный ресурс]: http://www.dialog21.ru/digests/dialog2008/materials /Ыт1/86.Ыт (Дата обращения: 03. 07. 2015)(Дата обращения: 03. 07. 2015)
197. Чавчанидзе Д.Л. Ирония // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина.: НПК «Интелвак», 2003. - Стб. 315317.
198. Чернова М.М. Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста : дис. ... канд. филол. наук. - Горно-Алтайск, 2002. -295 с.
199. Чернухина И.Я. Восприятие поэтического текста на примере восприятия тропа // Вопросы стилистики. Вып. 24. Текст и его компоненты. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - С. 26-38.
200. Чернышева Н.Ю. Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания: дис. канд. филол. наук. - Барнаул, 2002. - 128 с.
201. Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Барнаул, 2005. - 36 с.
202. Чесноков И.И. Эмоционально-когнитивная доминанта и дискурсивная деятельность // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 456-460.
203. Чибук А.В. Средства выражения авторской модальности в публицистических текстах (на материале СМИ Германии) // Вестник Военного ун-та. - 2010. - № 4 (24). - С. 128-133.
204. Чичерин А.В. Ритм образа. - М.: Советский писатель, 1980. - 396 с.
205. Шаховский В.И., Шейгал Е.И. Методика лингвистических исследований: Учеб.-метод. пособие для соискателей, аспирантов, магистрантов. -Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2010. - 123 с.
206. Шигина С.Ю. Фигуры убавления - усеченные конструкции как способ коммуникативного намека // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 428-431.
207. Шевченко В.Д. Интерференция дискурсов в англоязычной публицистике: автореф. дис. ... докт. филол. наук. - СПб, 2011. - 40 с.
208. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2004. - 27 с.
209. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. - М.: Высшая школа, 1963. -308 с.
210. Эко У Интертекстуальная ирония и уровни чтения //Эко У О литературе: эссе/ пер. с ит. С. Сидневой. - М.: АСТ: Corpus, 2016. - С. 262-290.
211. Эко У О некоторых функциях литературы //Эко У О литературе: эссе/ пер. с ит. С. Сидневой. - М.: АСТ: Corpus, 2016. - С. 9-26.
212. Экспрессия// Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 591.
213. Эль-Султани М. М. Прямая и косвенная номинация в односоставных признаковых предложениях (на материале пьес А.Н. Островского) Вестник ВГУ Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - № 2 [Электронный ресурс]: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2011/02/2011 -02-18.pdf (дата обращения: 29.07.16).
214. Эткинд Е.Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Егоров Б.Ф. - Л.: наука, 1974. - С. 104-121.
215. Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика: антология / Сост. Ю.С. Степанов. - М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 525-546.
216. Яшина Е.А. Риторико-герменевтические аспекты языка литературной пародии ( на материале русских и английских пародийных текстов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2002. - 16 с.
Источники материала
«Новая газета»: https: //www.novayagazeta.ru/ «Российская газета»: https://rg.ru/ «Известия»: http://izvestia.ru/ «Коммерсантъ»: http: //www.kommersant.ru/daily Газета.ги: https: //www.gazeta.ru/comments/ «Аргументы и факты»: http: //www.aif.ru/ «Московский комсомолец»: http://www.mk.ru https://slon.ru http://expert.ru
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.