Фонетический, лексико-грамматический и структурно-композиционный аспекты анализа ритма прозы (на материале романов Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Г. де Мопассана) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.05, доктор наук Бойчук Елена Игоревна

  • Бойчук Елена Игоревна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2016, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ10.02.05
  • Количество страниц 378
Бойчук Елена Игоревна. Фонетический, лексико-грамматический и структурно-композиционный аспекты анализа ритма прозы (на материале романов Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Г. де Мопассана): дис. доктор наук: 10.02.05 - Романские языки. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2016. 378 с.

Оглавление диссертации доктор наук Бойчук Елена Игоревна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С

АНАЛИЗОМ РИТМА ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ

1.1Понятие ритма, его функции и статус в общей системе средств выразительности речи

1.2 Проблемы ритмизации художественной прозы

1.3 Теория уровней ритмизации художественного прозаического текста

1.3.1 Проблема выделения минимальной ритмической единицы

1.3.2 Иерархия уровней образования ритма

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РИТМИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

2.1 Основные характеристики способов ритмизации

2.2 Фонетический уровень реализации ритма

2.2.1 Внутреннее строение ритмических единиц

2.2.2 Фоностилистические средства ритмизации

2.3 Лексический уровень реализации ритма

2.3.1 Особенности ритмической структуры пословиц

2.3.1.1 Ритмика русских пословиц

2.3.1.2 Ритмика французских пословиц

2.3.1.3 Ритмика испанских пословиц

2.3.1.4 Ритмика итальянских пословиц

2.3.1.5 Ритмика английских пословиц

2.3.1.6 Порядок слов как средство ритмизации пословиц

2.3.1.7 Влияние отсутствия артикля на ритмику пословиц

2.4 Грамматический уровень реализации ритма

2.5 Структурно-композиционный аспект ритмизации

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РИТМИЗАЦИИ ФРАНЦУЗСКОГО

РОМАНА XIX ВЕКА

3.1 Характер, типология, внутреннее строение ритмических единиц исследуемых текстов

3.1.1 Характеристика ритмических единиц в романах Стендаля

3.1.2 Характеристика ритмических единиц в романах О. де Бальзака

3.1.3 Характеристика ритмических единиц в романах Г. Флобера

3.1.4 Характеристика ритмических единиц в романах Г. де Мопассана

3.2 Реализация фоностилистических средств в исследуемых текстах

3.2.1 Рифма, гомеотелевтон и ассонанс в исследуемых произведениях

3.2.1.1 Рифма в романах Стендаля

3.2.1.2 Рифма в произведениях О. де Бальзака

3.2.1.3 Употребление рифмы в романах Г. Флобера

3.2.1.4 Рифма в произведениях Г. де Мопассана

3.2.2 Другие типы звуковых повторов в исследуемых текстах

3.2.2.1 Аллитерация, ономатопея

3.2.2.2 Анаграмма, фонетическая анафора, зевгма, рондо

3.2.2.3 Парономазия, таутацизм

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 4. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РИТМИЗАЦИИ ФРАНЦУЗСКОГО РОМАНА XIX ВЕКА

4.1 Реализация лексических средств создания ритма в исследуемых текстах

4.2 Грамматический аспект ритмизации: морфологические средства

4.3 Грамматический аспект ритмизации: собственно синтаксические средства с наибольшей частотностью употребления

4.3.1 Лексическая анафора, синтаксическая анафора

4.3.2 Конструкции с однородными членами предложения

4.3.3 Анадиплозис

4.3.4 Синтаксический параллелизм

4.4 Грамматический аспект ритмизации : собственно синтаксические средства с меньшей частотностью употребления

4.5 Грамматический аспект ритмизации : семантико-синтаксические средства

4.5.1 Эпаналепсис

4.5.2 Градационный повтор, восходящая и нисходящая градации

4.5.3 Антиэллипс, мимезис, пситтацизм

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 5. СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ РИТМИЗАЦИИ ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

5.1 Ритмическая характеристика архитектоники произведения

5.2 Реализация ритмических средств на композиционном уровне ритмизации279

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 6. МЕТОДИКА АНАЛИЗА РИТМА

6.1 Восприятие ритма текста реципиентом

6.2 Статус ритма в общей схеме анализа художественного произведения

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 7. КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ РИТМА ТЕКСТА

7.1 Фонетический аспект ритмизации

7.2 Лексико-грамматический аспект ритмизации

7.3 Эксперимент по определению эффективности компьютерного анализа ритма текста

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (ТОМ II)

ВВЕДЕНИЕ

В диссертации проводится исследование ритма с точки зрения фонетического, лексико-грамматического и структурно-композиционного аспектов его реализации на материале французского романа XIX века. Исследование ритма с точки зрения перечисленных аспектов привело к пониманию того, что ритм в прозе - это комплексное явление, довольно сложное и многогранное, одновременно характеризующееся открытостью и замкнутостью, регулярностью и непостоянством. За кажущейся простотой кроется множество проблем различного характера.

Ритм в музыке - понятие естественное, не вызывающее возражений. Ритм человеческой жизни, биоритмы в природе более привычны для восприятия, чем ритм в архитектуре, фотографии, кинематографе, хотя его наличие не отрицается и в этих областях человеческого знания. Очевидно, что ритм в поэзии более чем необходим. Что касается ритма в прозе, то он до конца не определен. Его наличие в прозаических текстах в настоящее время никем не отрицается, и признание этого факта позволяет все глубже проникать в суть произведения. Но вместе с тем признание наличия ритма в прозаических текстах влечет за собой непрерывный поиск ответов на множество вопросов. Существующие теории не решают многих основных проблем, не дают четкого представления о процессе ритмизации, а лишь расширяют горизонты исследований.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Романские языки», 10.02.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фонетический, лексико-грамматический и структурно-композиционный аспекты анализа ритма прозы (на материале романов Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Г. де Мопассана)»

Актуальность темы исследования

Интерес к ритму проявляли еще античные философы и риторы, стремящиеся познать его суть и открыть в нем законы, позволяющие глубже проникнуть в замысел литературного произведения, оказать влияние на слушателя или читателя, познать законы, в настоящее время изучаемые суггестией. Естественным является то, что впоследствии эта сторона ритма заинтересовала не только лингвистов и литературоведов, но и психологов. В связи

с этим появилось множество научных и псевдонаучных теорий, направленных на обучение человека управлять своими ритмами и своим временем.

То, что наличие ритма характерно не только для стихов, но и для прозы -несомненно, однако сам по себе этот факт еще не дает ответа на многие вопросы: все ли художественные прозаические произведения подвергаются процессу ритмизации? Чем отличается прозаический ритм от ритма стихотворного? От чего зависит процесс ритмообразования в прозе? Всё ли произведение целиком подвергается процессу ритмизации или лишь отдельные его части, главы, абзацы, фразы? Эти и многие другие проблемы остаются пока нерешенными или весьма спорными.

На фоне в значительной степени разработанных проблем фонетического аспекта ритмической организации прозаического текста малоизученными остаются лексико-грамматический, структурно-композиционный, прагматический и коммуникативный аспекты ритма, а именно его способность передавать смысл произведения, создавать экспрессивное звучание.

Своей структурой, художественными образами, различными средствами выразительности художественный текст оказывает на читателя определенное воздействие при восприятии образов и персонажей, идеи текста и его темы. В связи с этим актуальной является проблема воздействия ритмических средств на восприятие текста читателем.

Следующей одной из наиболее актуальных проблем современных исследований в области ритмики текста является проблема ритмических средств. Причиной ее существования является разрозненность факторов и принципов объединения и классификации средств создания ритма.

Кроме того, поиск ритмических средств в произведении, осуществляемый «вручную», осложнен большим объемом прозаического текста. В связи с этим актуальной является разработка компьютерного приложения, позволяющего производить их автоматизированный поиск.

Актуальность поставленных выше проблем обусловлена и тем, что их рассмотрение и решение затрагивает такие разделы филологии, как внутренняя и внешняя лингвистика, литературоведение, текстология, компьютерная лингвистика, в рамках которых рассматривается не только письменная, но и устная форма художественного прозаического произведения.

Степень разработанности темы

Исследование ритма прозы осуществляется в последнее время многими отечественными и зарубежными лингвистами и литературоведами. В современных работах представлены различные аспекты реализации ритма, но большинство исследований посвящено фонетической составляющей его выражения. Безусловно, фонетический аспект ритмизации является наиболее ощутимым, ярким, наиболее четко воспринимаемым читателем, однако возможность реализации ритма через средства другого характера, а именно, через лексические повторы различных типов, через грамматические конструкции, а также через сюжет и структуру художественного текста, не исключается.

Работы последних лет позволяют все глубже проникать в суть ритма. Следует отметить следующие исследования отечественных лингвистов в различных областях филологии:

• в германистике - работы, посвященные анализу ритмической структуры текста, диалогической речи, ритмической организации художественной прозы, (М. В. Давыдова, О. С. Рубиновой, Р. А. Шунтовой, Н. А. Змиевской, Е. Т. Кононенко, В. В. Потапова, Ю. А. Богатовой, О. Н. Сериковой, А. Б. Бабичевой, М. Г. Мирианашвили, З. С. Моссиенко и др.);

• в романистике - исследования, посвященные синтаксическому, фонетическому аспектам анализа ритмики, ритму песни и проблемам перевода, связанным с передачей ритма, особенностям ритма в структуре современного короткого рассказа, стилеобразующей роли ритма в ораторской

речи (И. А. Афониной, Ю. В. Степанюк, Т. В. Сотниковой, Ю. А. Сергеевой, М. М. Раевской и др.);

• в русистике - исследования ритмических особенностей политической ораторской речи (в работах В. В. Данилиной, Н. Ю. Лозюк), композиционного аспекта ритма (Ж. А. Дрогалиной), семантики ритма (В. В. Налимова), ритмической организации суггестивного текста (С. В. Болтаевой, И. Ю. Черепановой), ритма диалоговой речи (Г. Ф. Хажиевой, И. Д. Егоровой), ритмических особенностей текста сказки (Н. Ф. Немченко), единиц ритма (Л. В. Златоустовой) и ритмической организации публицистической, научной речи и деловой прозы (В. В. Потапова) и др.

Очевидное недостаточное количество исследований ритма в романистике послужило одной из предпосылок настоящего диссертационного исследования.

Интерес к проблемам ритма проявляют многие зарубежные исследователи: Ж. Дессон (2002), Э. Борда (2003), Ф. Жуссе (2003), Б. Корнюлье (2003), Ж-П. Сан-Жеран (2003), М.А. Ди Кристо (2003), Ш. Жерар (2006), Ж.-П. Гу (2009), С. Фрейермут (2009), П. Мишон (2010), П. Соване (2011) и другие. Однако большинство работ перечисленных авторов посвящено исследованию проблем ритма поэтических текстов или разговорной речи. Ритму прозы на материале конкретных художественных прозаических текстов главным образом посвящены работы Ш. Жерара (2006), С. Фрейермут (2009), Ж.-П. Гу (2009).

Появились исследования ритма с точки зрения междисциплинарного подхода, находящиеся на пересечении наук: математики и лингвистики, математики и литературоведения, физики, музыки, архитектуры и филологии. Так, в области синергетики исследование ритма представлено работами С.В. Болтаевой (2003), С. Ле Пелетье-Бофон (2001), Ж. Матон, Э. Дюфур, (2009), Ж. Ларю-Тондэр (2011) и др. Следует отметить, что нами выделены работы, находящиеся на пересечении ритмики и психологии, ритмики и музыки, так как

именно эти направления исследования ритма имеют наибольшую значимость и представляют огромный интерес.

В работах перечисленных лингвистов ставятся основные проблемы, связанные с ритмом, а именно: проблема понятия ритма прозы и ритма поэзии, проблема минимальной ритмической единицы и последующих единиц, проблема выделения средств, при помощи которых создается ритм, участие и статус ритма в комплексном анализе художественного текста. Однако все эти вопросы рассматриваются разрозненно, в отрыве друг от друга, чего не следует допускать, учитывая комплексность характера ритма.

Цели и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования заключается в выявлении особенностей ритмики романов французских авторов XIX века (Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Г. де Мопассана), а также создание алгоритма анализа ритма художественного произведения с опорой на компьютерные средства и технологии обработки текстовой информации. Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

• определить понятие ритма прозы;

• выстроить основные ритмические единицы прозаического текста;

• создать систему ритмических средств, проявляющихся на различных уровнях ритмизации (фонетическом, лексико-грамматическом и структурно-композиционном);

• определить некоторые стилистические понятия, с ориентиром на анализ ритма прозы;

• проследить проявление ритмических средств в рамках рассматриваемых произведений;

• сформулировать алгоритм комплексного анализа ритма художественного текста с точки зрения четырех аспектов ритмизации;

• установить взаимосвязь употребления ритмических средств с восприятием текста;

• создать алгоритм компьютерного анализа ритма с целью облегчения поиска определенных средств ритмизации в исследуемых текстах;

• сформулировать специфические черты, характерные для идиостиля того или иного писателя.

Научная новизна

В диссертации формулируется комплексное понятие ритма прозы в зависимости от основных критериев анализа, создается иерархическая структура ритмических единиц для прозаических текстов с обоснованием впервые используемых единиц: ритмического блока, сверхфразового компонента. В работе дается подробная характеристика ритмических средств на четырех уровнях ритмизации: фонетическом, лексическом, грамматическом и структурно-композиционном, что объясняется комплексным характером ритма.

Среди средств создания ритма, в основе которых лежит повтор, проводится разграничение некоторых понятий, применимых для лингвостилистического анализа текста, а именно разграничиваются понятия тождества окончаний и рифмы, рифмы и гомеотелевтона, уточняются понятия ассонанса, анадиплозиса, редупликации, эпаналепсиса.

В рамках фонетических средств особое внимание уделяется внутреннему строению ритмических единиц, в первую очередь установлению типологии соотношения количеств слогов. При анализе данных ритмических структур используются музыкальная терминология и обозначение пауз, заимствованное из нотной грамоты.

В диссертации впервые дается сравнительная характеристика проявления ритмических средств на материале пословиц в пяти языках: русском, французском, испанском, итальянском и английском.

В работе впервые предпринимается попытка комплексного анализа структурно-композиционного аспекта ритма для выявления ритмических особенностей архитектоники произведения и его внутренней композиции. С этой целью вводится понятие визуального ритма, применявшегося до сих пор лишь в фотографии, кинематографии и архитектуре.

Установление статуса ритма дополняется в диссертации определением его места в общей схеме филологического анализа художественного текста, а также дается пример комплексного анализа ритма с точки зрения всех четырех аспектов ритмизации на примере романа Г. де Мопассана. Исследование подобного характера не проводилось до сих пор на материале французского романа XIX века.

Новизной диссертационной работы можно считать попытку создания компьютерной программы, позволяющей проводить комплексное исследование ритма французского текста. В диссертации описывается алгоритм создания данной программы, включающей анализ текста по следующим критериям: на фонетическом уровне - выявление ассонанса, аллитерации, рифмы, подсчет слогов с целью выявления равенства и последовательности слогов в ритмических единицах; на композиционном уровне - поиск ключевых слов произведения, на лексико-грамматическом - поиск эпаналепсиса, редупликации, анадиплозиса, градационного повтора, анафоры, эпифоры, симплоки, однородных членов определенной структуры, а также многосоюзия и последовательности предложений различных коммуникативных типов. Для подтверждения эффективности работы программы был проведен эксперимент, ориентированный на сравнение результатов автоматической обработки текста и работы с текстом вручную.

Теоретическая и практическая значимость работы

Основным предназначением анализа ритма является глубокое проникновение в творческий метод автора, в его художественный замысел, в своеобразие индивидуального творчества и мастерства. Литературоведческий

подход помогает взглянуть на текст как на часть выражения чего-то более значимого, чем текст, как на материал для построения модели более абстрактного уровня, а также на особенности личности писателя.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материал диссертации и методы исследования при соответствующей корректировке могут быть актуальными и для нехудожественных текстов. Исследование любых текстов вне зависимости от стилистической принадлежности позволяет оценить степень их ритмизации, а, следовательно, характер восприятия и степень влияния на читателя того или иного текста. Связано это с тем, что исследование ритма очень тесно взаимосвязано с суггестией, с сознательным и неосознанным восприятием реципиентом определенной информации. Кроме того, проведенное исследование ставит множество других потенциальных проблем, связанных с ритмом, и требующих дальнейшего рассмотрения, а именно: 1) возможность вычленения и типологии ритмических структур, создаваемых ритмическими средствами на различных языковых уровнях, 2) сравнительно-сопоставительный анализ ритмики текстов различных эпох, авторов, стилей, литературных течений и т. д., 3) влияние функционально-смысловых типов речи на ритмику текста, 4) передача описанных ритмических средств при переводе и многие другие. Данная работа может послужить основой для дальнейшего исследования ритма.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов при составлении соответствующих разделов вузовского курса лекций по стилистике, лексикологии, а также на практических занятиях по аналитическому чтению, практике перевода с целью расширения кругозора студентов в области стилистических средств и их реализации, в области филологического анализа текста с целью более глубокого понимания сути, авторской идеи и концепции произведения. Но это довольно узкая область применения данных исследований. Концепция ритма имеет перспективы стать главенствующей в определении авторства текстов неизвестных авторов. Специфика ритма того или иного писателя, особенности средств, используемых

для ритмизации произведения, ритмическая архитектоника текста, его визуальный ритм, рано или поздно будут выявлены для каждого из них, и тогда станет возможной задача определения авторства текстов тех авторов, которые уже зарегистрированы в определенной базе ритмических данных. Кроме того, результаты данного исследования в определенной корректировке могут быть широко применимы и для других языков.

Методология и методы исследования

Для исследования ритма художественного текста были избраны методы, способствующие наиболее точной передаче особенностей структуры и смысла. В диссертации используется широкий спектр методов исследования ритма: общенаучные, общефилологические, частные методы, применимые для анализа художественного произведения в целом1. Среди общенаучных следует отметить наблюдение; количественно-статистический, сравнительно-сопоставительный анализ.

Среди общефилологических методов анализа текста в исследовании ритма участвуют:

1) Метод лингвистического эксперимента, позволяющий выстраивать «недорисованные», но подразумеваемые схемы ритма текста в особенности на фонетическом уровне анализа при рассмотрении рифмы и метра.

2) Дистрибутивный анализ - основанный на учете всех окружений слова, позволяет оценивать возможные нарушения типичной лексической и синтаксической сочетаемости слов, значимые для формирования образов и выражения авторской оценки, что сказывается на ритмической структуре текста, характере его звучания.

3) Контекстологический метод, участвующий в установлении внешних и внутренних связей текста, в установлении параллелей между значениями слов,

1 Классификация методов по Болотновой Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н. С. Болотнова. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520с.

употребленных в контексте, на фоне общепринятых в узусе моделей сочетаемости.

4) Композиционный анализ позволяет выявлять ритмические особенности расположения материала, композиционных планов текста, выделение семантических центров и периферий, анализ расположения эпизодов.

5) Структурный метод касается не только различных уровней текста, поскольку текст иерархичен, но и уровней образования ритма, а именно иерархии ритмических единиц. В постижении и осмыслении через структуру текста системно представленного индивидуального стиля писателя заключается эвристичность данного метода.

6) Семиотический анализ предполагает изучение ритма как структурной основы метра, рифмы, повторов на фонетическом уровне, на уровне грамматических элементов, а также лексических - в их единстве. Главным для данного метода является изучение текстовой организации в соответствии со знаковой системой элементов текста (а именно изучение повтора, антитезы, аналогии и Т. Д.). С точки зрения Ю. М. Лотмана, этапы анализа с использованием данного метода среди прочего включают поуровневое детальное изучение текстовых единиц (анализ звуковой и грамматической организации; исследование лексико-семантического уровня), анализ рифмы, ритмики2.

7) Концептуальный анализ необходим на уровне выстраивания образов произведения. Ритмическое повторение ключевых слов, фраз и выражений способствует формированию концептуальной идеи произведения, отражению специфики изображаемого мира.

К частным методам исследования ритма следует отнести:

1) Интертекстуальный анализ - при рассмотрении ритмической картины текста данный метод необходим при установлении параллелей между образами и идеями в широком литературном контексте. Средствами такого выстраивания

2 Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.

параллелей могут являться интертекстуальные связи, воплощенные в периодически повторяемых аллюзиях, в цитатах и эпиграфах.

2) Семантико-стилистический метод - метод, основанный на поиске нюансов отдельных выразительных элементов - слов, оборотов, ударений и Т. Д. во всем разнообразии ритмических структур, в основе которых и находятся анализируемые элементы.

3) Метод «слово-образ» с ритмической точки зрения воспринимается как отражение взаимодействия ритмически организованной структуры построения средств речи, участвующих в создании образа и собственно характера рисуемого образа.

4) Сопоставительно-стилистический метод в рамках данного исследования может быть отражен в поисках соответствий и различий в языковом оформлении (в большей степени фонетическом) одного и того же содержания в его восприятии как печатного текста и как его аудиоварианта.

5) Мотивный анализ чрезвычайно важен для построения полной ритмической картины на структурно-композиционном уровне произведения. Сближаясь с интертекстуальным и контекстологическим анализом, мотивный анализ основывается на определенной периодичности, повторяемости, семантической насыщенности и эстетической значимости.

Положения, выносимые на защиту

1. Ритм - явление сложное, многогранное, характеризующееся различными проявлениями во всех сферах человеческой жизни. В связи с этим наиболее информативными являются разносторонние исследования ритма с использованием междисциплинарного подхода, осуществляемые в рамках синергетики. Так, наибольший контакт ритм в литературе имеет с ритмом в музыке, в психологии и в математике. Этим объясняется использование в диссертации музыкальной терминологии, количественного метода и правила «Золотого сечения», анализа выражения воздействия ритмических средств в рамках суггестии.

2. Основным недостатком существующих исследований ритма прозы является отсутствие комплексного подхода к его изучению. В рамках анализа художественного произведения следует рассматривать проявления ритма на различных уровнях его образования и реализации. В качестве уровней образования ритма рассматриваются ритмические единицы, в рамках которых наблюдается употребление определенных ритмических средств. В качестве уровней реализации ритма следует отметить фонетический, лексический, грамматический и структурно-композиционный уровни ритмизации, в рамках которых выделяются основные ритмические средства.

3. Основываясь на формулировке принципов образования и реализации ритма, определим ритм прозы как периодическое проявление фонетических, лексических, грамматических средств выразительности речи в рамках той или иной ритмической единицы на соответствующих уровнях реализации данных средств, а также как периодическую последовательность сегментов, частей текста и упорядоченную смену элементов сюжетно-образной системы художественного произведения на структурно-композиционном уровне реализации ритма.

4. Основываясь на существующих теориях выделения ритмических единиц для прозаических текстов, в иерархическую цепочку можно включить следующие компоненты: слог (базовая единица ритма) ^ ритмическая группа (вспомогательная единица ритма) ^ ритмический блок (минимальная ритмическая единица) ^ простое предложение или фразовый компонент ^ фраза ^ сверхфразовый компонент ^ СФЕ ^ абзац ^ фрагмент ^ подглава ^ глава ^ часть ^ том ^ книга. При этом в качестве минимальной ритмической единицы целесообразно рассматривать ритмический блок как некоторую совокупность ритмических групп, не имеющую постоянного, неизменного объема, но объединенную некоторыми фонетическими, семантическими, синтаксическими, а также стилистическими признаками.

5. В основе процесса ритмизации находится повтор, являющийся основой ритма. Он проявляется в различных формах в системе ритмических средств на фонетическом, лексическом, грамматическом и структурно-композиционном уровнях его реализации. Представляя собой структуру, включающую исходный элемент и повторяющиеся элементы, повтор реализуется через равенство и последовательность слогов, просодические, фоностилистические средства, стилистические фигуры, словообразовательные средства, синтаксические конструкции, структуру текста и его композицию.

6. В рамках фонетического аспекта исследования ритма прозаического текста рассматривается внутреннее строение ритмических единиц, просодические и фоностилистические средства. Просодические средства включают мелодику, темп, паузирование и рассматриваются как вспомогательные, сопровождающие употребление определенных ритмических средств на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях ритмизации. Анализ фоностилистических средств заключается в выявлении специфики употребления рифмы, ассонанса, аллитерации, ономатопеи, анаграммы, парономазии, таутацизма и их влияния на ритмику текста.

7. Лексический уровень образования ритма представлен употреблением синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц. Основным критерием проявления ритма, образованного при помощи лексических средств, является частотность их употребления в рамках довольно крупных ритмических единиц (от абзаца до книги вцелом). Наиболее ритмичными единицами в рамках данного аспекта являются пословицы, которые несут ритм в себе и в наименьшей степени нуждаются в определении частотности их повторов в тексте.

8. В рамках анализа ритма грамматический уровень подразделен на два подуровня: морфологический и синтаксический. Морфологический подуровень представлен: 1) словообразовательными средствами, 2) стилистическими фигурами, 3) синтаксическими конструкциями. На

синтаксическом подуровне выделяются собственно синтаксические и семантико-синтаксические средства, представленные стилистическими фигурами нетропического характера и синтаксическими конструкциями. В основе выделения собственно синтаксических средств находится позиция элементов структуры повтора относительно друг друга для стилистических фигур (анафора, хиазм и др.), а также употребление синтаксических конструкций (синтаксический параллелизм, однородные члены и Т. Д.); семантико-синтаксические средства выделяются на основе тесной взаимосвязи структуры повтора и его семантики (эпаналепсис, градационный повтор и др.).

9. Структурно-композиционный уровень ритмизации реализуется через структуру и композицию художественного произведения. Под структурой понимается архитектоника (внешняя композиция текста), в рамках которой реализуется визуальный ритм (равномерность и постоянство объемов ритмических единиц). На композиционном уровне происходит выявление определенных средств в рамках основных структурных единиц текста: системы образов, характеров произведения, пространственных и временных связей в системе событий, ритма в построении сюжетной линии, чередования эпизодов, параллелизма в пределах текста, антитезы, повтора ключевых слов, фраз, предложений, эпизодов.

10.Комплексный анализ ритма следует проводить в совокупности с другими средствами выразительности языка в рамках литературоведческого и лингвистического подходов, не выделяя ритм в отдельный «пункт» анализа, а «вплетая» в матрицу ритма текстовые характеристики. В рамках анализа ритмики прозаического текста предполагается наличие двух основных этапов: 1) рассмотрения внетекстовых факторов (включая мировоззрение писателя и степень его отражения в произведении посредством периодически повторяющихся мыслей и идей, связанных с мировосприятием автора, индивидуально-психологические особенности его личности и периодичность возникновения в тексте определенных тем, связанных с его биографией,

анализ восприятия ритмики текста читателем (собственно фонетический аспект); 2) анализ художественной структуры текста (включающий речевой уровень (фоностилистические, лексические и грамматические средства), литературный уровень (структурно-композиционный аспект анализа ритма).

11. В настоящее время все более актуальными являются вопросы компьютерной обработки текста. Современные технологии позволяют создавать приложения, способные произвести ритмический анализ по определенным параметрам. Таковой является программа, алгоритм которой описан в диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Романские языки», 10.02.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Бойчук Елена Игоревна, 2016 год

- 76 с.

119. Корбут, А. Ю. Повтор как средство структурной организации художественного прозаического текста (элементы симметрии) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Корбут Александра Юрьевна. - М., 1995. - 324 с.

120. Кривнова, О. Ф. Ритмизация и интонационное членение текста в «процессе речи-мысли» (опыт теоретико-экспериментального исследования) : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 / Кривнова Ольга Федоровна. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. - 356 с.

121. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М. : Изд-во Эксмо, 2005. - 944 с.

122. Кулешова, О. Д. Фоносемантическая структура текста (экспериментальное исследование на материале английского языка) : дис. ... канд. филол. наук. -М., 1984. - 215 с.

123. Кунин, А. В. Фразеология современного английского языка : Опыт систематизированного описания. - М. : Изд-во международных отношений, 1972. - 288 с.

124. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов / под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - в 2-х т. - М.; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, - 1925.

125. Лозюк, Н. Ю. Композиционный ритм в новеллах И. А. Бунина : дисс. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Лозюк Наталья Юрьевна. - Новосибирск, 2009. -289 с.

126. Лосева, Л. М. К изучению межфразовой связи (Абзац и сложное синтаксическое целое) / Л. М. Лосева // Русский язык в школе. - 1967. - № 1. - С. 92.

127. Лотман, Ю. М. Воспитание души. Воспоминания. Интервью. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПб, 2005. - 624 с.

128. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. - Таллин : Александра, 1992. - Т.1. - 248 с.

129. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. - М. : Изд-во «Искусство», 1970. - 383 с.

130. Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений / Л. А. Мазель, В. А. Цукерман. - М. : Музыка, 1967. - 751 с.

131. Мальченко, А. А. Повтор как средство текстуальной связи в сверхфразовых единствах присоединительного и встречного типа / А. А. Мальченко // Вопросы теории английского языка - М., 1975. - С. 114-125.

132. Марухина, С. А. Ритм как часть фоносемантической организации поэтического текста (на материале французского языка) / С. А. Марухина // Приоритетные научные направления: от теории к практике; под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: ЦНРС, 2013. - С. 86-93.

133. Марухина, С. А. Экскурс в историю французской фоносемантической мысли (XVIII - XXI вв.) / С. А. Марухина // Ярославский педагогический вестник. -2013. - №1. - Том I (Гуманитарные науки). - С. 174-177.

134. Маслова, В. А. Филологический анализ художественного текста : монография / В. А. Маслова. - Минск, 1999. - 209 с.

135. Матвеева, А. А. Дейксис как маркер категории «свой-чужой» / А. А. Матвеева // Вестник Самарского государственного университета, 2007. - №1.

- С. 112-118.

136. Матвеева, Н. А. Эволюция ритмического оформления английского стиха и его концептуального содержания (на примере развития силлабо-тонического стихосложения) : дис. канд. филол. наук : 10.02.04 / Матвеева Наталья Александровна. - Коломна, 2009. - 233 с.

137. Матвеева, Т. Н. Учебный словарь : русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т. Н. Матвеева. - М. : Флинта: Наука, 2003. - 432 с.

138. Матюшечкина, Г. Г. Сверхфразовое единство как ритмическая единица текста / Г. Г. Матюшечкина // Речевой ритм и его функции : сб. научн. тр.; под ред. А. М. Антиповой, Д. А. Шахбаговой. - М. : Изд-во МГПИИЯ, 1987.

- Вып. 293. - С. 79-87.

139. Мирианашвили, М. Г. Ритмическая организация немецкой звучащей речи : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.02.04 / Мирианашвили Мери Георгиевна. - М., 1994. - 392 с.

140. Михалев, А. Б. О звукоизобразительности начальных консонантных групп в современном французском языке [Электронный ресурс] / А. Б. Михалев // Вопросы романо-германской и русской филологии. Межвузовский сборник научных трудов. - Пятигорск, 1996. - Режим доступа: http://amikha1ev.ru/?page_id=69.

141. Михалев, А. Б. Психолингвистическая проблематика фонестемы / А. Б. Михалев // Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический аспекты. Материалы IV Международных Березенских чтений. - М. : ИНИОН РАН, МГЛУ, 2008. - № 14. - С.140-148.

142. Михалев, А. Б. Теория фоносемантического поля : дис. ... д-ра. филол. наук : 10.02.19 / Михалев Андрей Борисович. - Пятигорск, 1995. - 294 с.

143. Мориц, Ю. И. Мелодия на два голоса : содержательность ритмов словесно-речевого уровня в романе Германа Гессе «Нарцисс и Гольдмунд» / Ю. И. Мориц // Литературоведение, 1999. - №3. - С. 34-45.

144. Морозов, В. П. Занимательная биоакустика / В. П. Морозов. - М. : Знание, 1987. - 208с.

145. Моссиенко, З. С. О ритме немецкой монологической речи / З. С. Моссиенко // Сб. научн. тр.; под ред. А. М. Антиповой. - М. : Изд-во МГПИИЯ, 1980. -Вып. 169. - 145-153 с.

146. Моссиенко, З. С. Ритмическая характеристика немецкой спонтанной речи : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Моссиенко З. С. - М., 1981. - 191 с.

147. Музыкальная энциклопедия; под ред. Келдыш Ю. В. - в 6 томах. - М. : Советская энциклопедия, 1973-1982. - 6432 с.

148. Наговицын, А. Е. Особенности ритмо-фонетической структуры текста: Смысловое наполнение фонетических знаков : учебное пособие / А. Е. Наговицын. - М. : МПСИ : Флинта, 2005. - 408 с.

149. Назайкинский, Е. В. О музыкальном темпе / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1964. - 95 с.

150. Наровчатов, С. С. Необычное литературоведение. - 2-е изд. дополненное. -М. : «Молодая гвардия», 1973. - 400с.

151. Немченко, Н. Ф. Ритм как форма организации текста (на материале англоязычной сказки) : дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Немченко Наталья Федоровна. - М., 1985. - 212 с.

152. Николина, Н. А Филологический анализ текста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

153. Никонова, Е. Э. Ритмическая организация текста как средство разграничения регистров (на материале научной и художественной прозы) : дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Никонова Елена Эдуардовна. - М., 1990. - 137с.

154. Овчинникова, Г. В. Сопоставительный анализ признаковых слов во французском, итальянском и русском языках / Г. В. Овчинникова. - Тула : Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н.Толстого, 1999. - 250 с.

155. Орлова, Е. В. О восприятии звуков / Е. В. Орлова // Развитие фонетики современного русского языка. - М., 1966. - С.136-143.

156. Павловская, И. Ю. Фоносемантические аспекты речевой деятельности : дис. ... докт. филол. наук : 10.02.04 / Павловская Ирина Юрьевна. - СПб., 1999. -393 с.

157. Павловская, И. Ю. Фоносемантический анализ речи / И. Ю. Павловская. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 292 с.

158. Панасюк, А. О звукоподражании и аллитерации [Электронный ресурс] / А. Панасюк, Е. Романова. 2007. - Режим доступа : Ы^р^/^^^Ьакапоу .org/presentations/5/40.

159. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. - М. : Изд-во МГУ, 1997. - 398 с.

160. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский; изд.9. - М. : Книжный дом «Либроком», 2009. - 432 с.

161. Потапов В. В. К проблеме ритмической организации английской прозаической речи / В. В. Потапов // Актуальные проблемы англистики / Межвузовский сборник научных трудов. - Архангельск, 1992. - С. 5-16.

162. Потапов, В. В. Динамика и статика речевого ритма. Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков / В. В. Потапов.

- М. : УРСС, 2004. - 344 с.

163. Потапов, В. В. Контрастивное исследование речевого ритма в диахронии и синхронии : автореф. дисс. ... на соискание ученой степени доктора филол. наук: 10.02.19 / 10.02.20 / Потапов Всеволод Викторович. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. - 23 с.

164. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. - М. : Высшая школа, 1990. - 344 с.

165. Прокофьева, Л. П. Звук и смысл в поэзии Андрея Белого (к вопросу о фиксации идиостиля на уровне фоносемантики) [Электронный ресурс] / Л. П. Прокофьева. - 2002. - Режим доступа: http://teneta.rinet.ru/rus/pe/prokof_belij .html.

166. Прокофьева, Л. П. Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте : универсальный, национальный, индивидуальный аспекты : дис. ... докт. филол. наук : 10.02.19 / Прокофьева Лариса Петровна.

- Саратов, 2009. - 388 с.

167. Раевская, М. М. О стилеобразующей роли ритма в ораторской речи (на материале испанского языка) / М. М. Раевская // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - М. : Изд-во МГУ, 2003. -№2. - С. 99-111.

168. Раевская, М. М. Фонетическое слово как ритмическая единица звучащей речи : дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Раевская Марина Михайловна. -М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1988. - 163 с.

169. Ренковская, Е. А. Некоторые особенности синтаксической структуры русских пословиц (на примере монопредикатных предложений) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. - 2011. - №10 (17). - С. 545555.

170. Рогоцкая, И. В. Стихотворение в прозе в современной французской поэзии (анализ теоретических подходов к определению статусных характеристик) / И. В. Рогоцкая // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. - №4. - С. 45-51.

171. Родионова, О. С. К вопросу о единицах членения текста / О. С. Родионова // Известия высших учебных заведений. - Пенза : Пензенский государственный университет, 2008. - №1. - С. 81-84.

172. Романова, Н. Н. Стилистика и стили: учебное пособие / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - М. : Издательство «Флинта», 2009. - 405 с.

173. Россихина, Г. Н. Функциональное взаимодействие языковых средств в композиционно-речевом звене (на материале немецкого языка) / Г. Н. Россихина // Филологические науки. - М. : Высшая школа. - 1994. - №5-6. -С. 89-96.

174. Рудзит, Г. А. К опросу о сверхфразовом единстве в речи / Г. А. Рудзит // Экспериментальная фонетика. - Минск : Минский государственный педагогический институт иностранных языков, 1972. - С. 146-162.

175. Саакян, А. Г. Акцентное членение фразы в современном французском языке (экспериментально-фонетическое исследование) / А. Г. Саакян // Экспериментально-фонетические исследования речи. - Минск : Издательство «Высшая школа», 1969. - Вып. 2. - С. 174 -187.

176. Савельева, Е. Б. Дейксис и анафора: общее и специфическое / Е. Б. Савельева // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. -Иркутск, 2012. - №3. - С. 181-188.

177. Савинский, В. Г. Анализ ритмической организации разных видов текста (монолог-чтение, монолог-пересказ, монолог спонтанный) : дисс. ... канд.

филол. наук : 10.02.21 / Савинский Владимир Георгиевич. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. - 176 с.

178. Сапаров, М. А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения / М. А. Сапаров // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л. : Наука, 1974. - С. 85-103.

179. Сергеева, Е. С. Ритм прозы Н.В. Гоголя : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Сергеева Екатерина Сергеевна. - М. : РУДН. - 15 с.

180. Сергеева, Ю. А. Ритм в структуре современного короткого рассказа (на материале произведений Фей Уэлдон и Анни Сомон) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Сергеева Юлия Александровна. - М. : МГОУ, 2008. - 204 с.

181. Серикова, О. Н. Ритмическая организация немецкой художественной прозы (на материале произведений Т. Шторма и Т. Фонтане) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Серикова Ольга Николаевна. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2007. - 216 с.

182. Соколова В. С. Речевой ритм и его функции / В. С. Соколова // сб. научн. тр.; под ред. A. M. Антиповой, Д. А. Шахбаговой. - М. : Изд-во МГПИИЯ, 1987.

- Вып. 293. - С. 45-55.

183. Солганик, Г. Я. Стилистика текста : учеб. пособие / Г. Я. Солганик. - 8-е изд.

- М. : Флинта : Наука, 2005. - 264 с.

184. Сомова, Е. Г. Звукосимволизм как фоностилистическое средство в поэтическом тексте : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Сомова Елена Георгиевна. - СПб., 1991. - 206 с.

185. Сорокин, Ю. А. Психолингвистические проблемы восприятия и оценки текста // Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. -М., 1985. - 167 с. - С. 5-34.

186. Сотникова, Т. В. Некоторые особенности ритмической организации устной речи в современном французском языке [Электронный ресурс] / Т. В. Сотникова // Language and literature. - Тюмень: ТюмГУ, 2010. - Вып. №8. -Режим доступа: http://frgf.utmn.ru/last/No8/text5.htm.

187. Способин, И. В. Музыкальная форма / И. В. Способин. - М. : 1947. - 275 с.

188. Степанов, В. Н. Дыхательные паузы и их синтаксическое окружение в спонтанном публичном тексте / В. Н. Степанов // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 1998. - №1. - С. 87-92.

189. Степанюк, Ю. В. Ритмическая организация прозаического текста и ее передача при переводе (на материале русского и французского языков) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Степанюк Юлия Валерьевна. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. - 293 с.

190. Стилистический энциклопедический словарь русского языка ; под ред. М.Н. Кожиной. - М. : Флинта: Наука, 2003.

191. Тарланов, З. К. Русские пословицы: Синтаксис и поэтика / З. К. Тарланов. -Петрозаводск, 1999. - 448 с.

192. Татару, Л. В. Точка зрения и ритм композиции нарративного текста (на материале произведений Дж. Джойса и В. Вулф) : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 / Татару Людмила Владимировна. - Саратов, 2009. - 419 с.

193. Тимофеев, Л. И. Ритм стиха и ритм прозы / Л. И. Тимофеев // «На литературном посту». - М., 1928. - № 19.

194. Титова, Е. А. Субстрат звучащего и незвучащего времени в стихотворном тексте как языковая универсалия (на материале русского, английского и немецкого языков) : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Титова Елена Александровна. - М., 2009. - 22 с.

195. Толстоус, Н. В. Лингвостилистическая природа гомеотелевта : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.05 / Толстоус Наталья Владимировна. - Смоленск : Смоленский государственный университет, 2011. - 176 с.

196. Томашевский, Б. В. Краткий курс поэтики / Б. В. Томашевский. - 2-е изд. -М.-Л. : Государственное изд-во, 1929. - 132 с.

197. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания / И. Г. Торсуева. - М. : Наука, 1979. - 111 с.

198. Торсуева, И. Г. Ритм / И. Г. Торсуева // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1998. - С. 416.

199. Тукумцев Г. Р. Понятие о синтагме / Г. Р. Тукумцев // Русский язык в школе. - М., 1948. - № 1. - С. 1-7.

200. Тюлин, Ю. Н. Строение музыкальной речи / Ю. Н. Тюлин. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1962. - 207 с.

201. Фадеева, Е. Н. Фоносемантическая характеристика индивидуального стиля автора на примере поэтической речи ХХ в. : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Фадеева Елена Николаевна. - Тула, 2004. - 173 с.

202. Федичева, О. В. К проблеме механизма формирования речевого ритма определенного этноса / О. В. Федичева // Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам. - СПб. : Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2001. - С. 16-21.

203. Федулова, А. Н. Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей немецких и русских стихотворений в свете художественной коммуникации : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Федулова Анна Николаевна. -М. : 2010. - 24 с.

204. Фортунатов, Н. М. Ритм художественной прозы / Н. М. Фортунатов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л. : Наука, 1974. - С. 170181.

205. Фрадкина, Л. Е. Сложные ритмические единицы в английской речи (сложная ритмическая группа в составе современной английской прозы) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Фрадкина Лия Ефимовна. - М., 1990. - 242с.

206. Хажиева, Г. Ф. Ритм прозы Ф. М. Достоевского (на примере «фантастического рассказа» «Сон смешного человека») : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Хажиева Гузель Фиратовна. - Уфа : ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2009. - 214 с.

207. Харлап, М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции / М. Г. Харлап. - М. : Музыка, 1986. - 104 с.

208. Харлап, М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики. Проблемы музыкального ритма / М. Г. Харлап // Сборник статей. - М. : Музыка, 1978. -293 с.

209. Хитина, М. В. Единицы ритма русской речи и их использование в различных текстах : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.21 / Хитина Марина Викторовна. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986. - 207 с.

210. Хованская, З. И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии / З. И. Хованская. - М. : Высшая школа, 1980. - 303 с.

211. Холопова, В. Н. Музыкальный ритм. Очерк / В.Н. Холопова. - М. : Музыка, 1980. - 71 с.

212. Холопова, В. Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении / В. Н. Холопова // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л. : Наука, 1974. - С. 229-238.

213. Черемисина, Н.В. Ритм и интонация русской художественной речи / Н.В. Черемисина. - М., 1971. 238 с.

214. Черепанова, И. Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного / И. Ю. Черепанова. - М. : «КСП+», 1999. - 416 с.

215. Черепанова, И. Ю. Фоносемантический аспект суггестии / И. Ю. Черепанова // Фоносемантика и прагматика. Тезисы докладов Всероссийской конференции. - М., 1993. - С. 20-21.

216. Чернышева, Н. Ю. Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Чернышева Нина Юрьевна. - Барнаул, 2002. - 128 с.

217. Шаповалова, О. В. Фоностилистические признаки звучащего художественного текста «динамическое описание» (на материале русского и немецкого языков) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Шаповалова Ольга Викторовна. - Воронеж, 2007. - 279 с.

218. Шестакова, Л. Л. Рифма как отдельный параметр в словаре поэтического языка / Л. Л. Шестакова // Поэтика и фоностилистика: Материалы Международной научной конференции «I-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика». - М., 2010. - Вып. 1 - С. 190-192.

219. Широлапова, Н. Ю. Ритмико-интонационная структура как организующее начало поэтического текста / Н. Ю. Широлапова // Текст. Структура и семантика. - М., 2005. - Том II. - С. 391-396.

220. Шишкина, Т. Н. К вопросу о ритмическом построении речи : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Шишкина Татьяна Николаевна. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1974. - 178 с.

221. Шмакова, С. И. Ритмические параметры русской и немецкой звучащей речи : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Шмакова Светлана Ивановна. -Воронеж, 1998. - 198 с.

222. Штокмар, М. П. Исследования в области русского народного стихосложения / М.П. Штокмар. - М. : Издательство АН СССР, 1952 . - 423 с.

223. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба ; ред. М. И. Матусевич; Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз. - М. : Учпедгиз, 1957. -188с.

224. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] / под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского / в 82 тт. и 4 доп. тт. — М. : Терра, 2001. - Режим доступа: https://commons.wikimedia. org/wiki/File:Brockhaus_and_Efron_titles.jpg?uselang=ru.

225. Эткинд, Е. Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания / Е. Г. Эткинд // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974, С. 104 -121.

226. Якобсон, Р. О. Работы по поэтике / Р. О. Якобсон. - М., 1987. - 464 с.

227. Adams, C. English Speech Rhythm and the Foreign Learner. The Hague / С. Adams. - P. : Mouton Publishers, 1979. - 350 p.

228. Akhmanova, O. Registers and Rhythm / O. Akhmanova, T. Shishkina. - M. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1957. - 170 с.

229. Anger, V. Henri Meschonnic? Le rythme ? Le poème ? [Электронный ресурс] / . Anger // Le Bulletin des lettres, 2009. - n°683. - Режим доступа: http://www.editions-verdier.fr/france/auteurs/meschonnic.htm.

230. Aquien, M. La versification appliquée aux textes / M. Aquien. - P. : Armand Colin, 2010. - 128 p.

231. Astésano, C. Rythme et accentuation en français: invariance et variabilité stylistique / С. Astésano. - P. : Hartmann, 1998. - 337 p.

232. Astésano, C. Rythme et Discours : invariance et sources de variabilité des phénomènes accentuels en français / С. Astésano // Thèse de Doctorat. - Aix-en-Provence : Université de Provence, 1999. - 430 p.

233. Bachelard, G. La rythmanalyse. La dialectique de la durée / G. Bachelard. - P. : PUF, 1950. - 322 p.

234. Bally, Ch. Le rythme linguistique et sa signification sociale / Ch. Bally // Compte-Rendu du Premier Congrès du Rythme. - Genève : Albert Pfrimmer (ed.), 1926. -P. 253-263.

235. Barthes, R. Le plaisir du texte / R. Barthes. - P. : Ed. du Seuil, 1973. - 110 p.

236. Baum, P. The Other Harmony of Prose / P. Baum // An Essay in English Prose Rhythm. - Durham : Duke University Press, 1952. - 241 p.

237. Benveniste, E. La notion de « rythme » dans son expression linguistique. E. Benveniste // Problèmes de linguistique générale. - P. : Gallimard, 1974. - T. 2, Ch., XXVI. - P. 327-335.

238. Bergez, D. Vocabulaire de l'analyse littéraire / V. Géraud, J.-J. Robrieux; 2e édition. - P. : Armand Colin, 2010. - 274 p.

239. Bescherelle Ainé, M. Dictionnaire national ou Dictionnaire universelle de la langue française / M. Bescherelle Ainé; 2nd vol. - P. : Chez Simon, 1847. - P. 978.

240. Bigot, M. Rythme syntaxique et rythme textuel [Электронный ресурс] / M. Bigot // Rhuthmos, 2010. - Режим доступа: http://rhuthmos.eu/spip.php7article207.

241. Boiste Pierre, C.-V. Dictionnaire universel de la langue française / C.-V. Boiste Pierre. - P. : Desray, 1800. - P. 356.

242. Bolinger, D. Rime, Assonance, and Morpheme Analysis / D. Bolinger // Word. -1950. - vol. 6. - P. 117-136.

243. Bordas, É. Le rythme de la prose [Электронный ресурс] / É. Bordas // Semen, Rythme de la prose, 2003. - №16. - Режим доступа:http://semen.revues.org/document2664.html.

244. Boubnova, G. L'accentuation en français et en russe: effet de miroir / G. Boubnova // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. -М. : Изд-во МГУ, 2004. - №3. - С. 21-33.

245. Boudreault, M. Rythme et mélodie de la phrase parlée en France et au Québec / M. Boudreault. - P. : Librairie C. Klincksieck, 1968. - 137 p.

246. Bourassa, L. La forme du mouvement (sur la notion de rythme) [Электронный ресурс] / L. Bourassa // Rhuthmos, 2011. - Режим доступа : http://rhuthmos.eu/spip.php7article234.

247. Brown, E. Rhythm in the Novel / E. Brown. - Toronto : University of Toronto Press, 1967. - 350 p.

248. Callamand , M. L'intonation expressive. Exercices systématiques de perfectionnement / M. Callamand. - P. : Librairie Hachette et Larousse, 1973. -173 p.

249. Carton, F. Introduction a la phonéthique du français / F. Carton. -Paris/Bruxelles/Montréal : Bordas, 1974. - 250 p.

250. Chailley, J. Rythme verbal et rythme gestuel: essai sur l'organisation musicale du temps / J. Chailley // Psychologie, 1971. - №1. - P. 13-18.

251. Champagne-Muzar, C. Le point sur la phonétique / С. Champagne-Muzar, J. S. Bourdages. - P. : CLE International, 1998. - 119 p.

252. Chastaing, M. Des sons et des couleurs / M. Chastaing // Vie et langue. 1961. -vol. 7. - P. 358-365.

253. Chastaing, M. La brillance des voyelles / M. Chastaing // Archivum linguisticum. -1964. - p. 1-13.

254. Chastaing, M. L'opposition des consonnes "sourdes" aux consonnes "sonores" a-telle une valeur symbolique? / M. Chanstaing // Vie et Langage. -1964. - vol.147. -P. 367-370.

255. Citton, Y. Improvisation, rythmes et mondialisation [Электронный ресурс] / Y. Citton / Quatorze thèses sur la fluidification sociale et les résistances idiorrythmiques // Rhuthmos, 2010. - Режим доступа : http://rhuthmos.eu/spip.php?article22.

256. Conenna, M. Structure syntaxique des proverbes français et italiens / M. Conenna // Langage. - P. : Larousse, 2000. - P. 295-305.

257. Cornulier, B. de Problèmes d'analyse rythmique du non-métrique [Электронный ресурс] / B. Cornulier // Semen, Rythme de la prose, 2003, 2007. №16. - Режим доступа : http://semen.revues.org/document2736.html.

258. Correas, G. Vocabulario de refranes y frases proverbiales / G. Correas. - Madrid : Castalia, 2000. - 1627 p.

259. Couranjou, P. P. A. E. Stylistique informatique / P. Couramjou, B. Lachambre // Le Bulletin de l'EPI. - P., 1989. - N° 56. - P. 24-35.

260. Croll, M. Style, Rhetoric and Rhythm: essays by Moris W. Croll / M. Croll. - New Jersey, Princeton : Princeton University Press, 1966. - 500 p.

261. Delattre, P. Les dix intonations de base du français / P. Delattre // The French Review. - 1966. - Vol. XI. - №1. - P.1-14.

262. Delbouille, P. Poésie et sonorités / P. Delbouille. - Paris, 1961. - 267 p.

263. Dessons, G. Traité du rythme. Des vers et des proses / G. Dessons, H. Meschonnic. - P. : Dunod, 1998. - 143 p.

264. Di Cristo, A. De la métrique et du rythme de la parole ordinaire : l'exemple du français [Электронный ресурс] / A. di Cristo // Semen, Rythme de la prose, 2003. - №16. Режим доступа: http://semen.revues.org/2944.

265. Di Cristo, A. Rythme syllabique, rythme mélodique et représentation hiérarchique de la prosodie du français / А. Di Cristo, D. J. Hirst // Travaux de l'Institut de Phonétique de Phonétique d'Aix, 1993. - Vol. 15. - P. 9-24.

266. Dictionnaire de L'académie française [Электронный ресурс]. - 8 ème édition. Version informatisée. - Режим доступа: http://atilf.atilf.fr/academie.htm.

267. Dictionnaire de philosophie / J.-P. Zarader. - P. : Ellipses, 2007. - P. 517-518.

268. Doumet, C. Question de rythmes, questions de rythme / C. Doumet, A. Wald Lasowski // Rythmes de l'homme, rythmes du monde, Séminaire de l'ENS de la rue d'Ulm 2006-2008. - P. : Hermann, 2010. - P. 13-24.

269. Dubois, J. Dictionnaire de linguistique / J. Dubois, M. Giacomo, L. Guespin, Ch. Marcellesi, J.-B. Marcellesi, J.-P. Mevel / Dictionnaire de linguistique. - P. : Larousse, 1973. - 516 p.

270. Dumesnil, R. Le rythme musical / R. Dumesnil - P. : La Colombe, 1949. - 208 p.

271. Faure, G. Recherches sur les caractères et le rôle des éléments musicaux dans la prononciation anglaise / G. Faure. - P. : Didier, 1962. - 175 p.

272.Fixot, A.-M. Le don est un rythme... À la rencontre de Marcel Mauss et d'Henri Lefebvre [Электронный ресурс] / A.-.M. Fixot. - 2010. - Режим доступа: http://rhuthmos.eu/spip.php7article223.

273.Fonagy, I. Les structures rythmiques de la poésie / I. Fonagy // Colloque sur les rythmes. - Lyon : Institut d'audiophonologie de Lyon, SIMEP-Editions, 1967. - P. 307-323.

274.Forster, E. M. Aspects du roman / E. M. Forster. - P. : Christian Bourgois Editeur, 1993. - 213 p.

275.Foulet, L. Petite Syntaxe de l'ancien Français / L. Foulet. - P. : Coll. les Classiques Français du Moyen Age, 1968. - 393 p.

276. Fowler, R. Prose Rhythm and Metre / R. Fowler. - Oxford, 1966. - 243p.

277. Freyermuth, S. Poétique de la prose ou prose poétique ? Le rythme contre le prosaïsme [Электронный ресурс] / S. Freuermuth // Questions de style. - 2009. - № 6. Режим доступа : http://www.unicaen.fr/puc/revues/thl/questionsdestyle/print.php?dossier=dossier6 &file=03freyermuth.xml.

278. Fromilhague, C. Introduction à l'analyse stylistique / С. Fromilhague, A. Sancier-Chateau. - P. : Dunod, 1996. - 273 p.

279. Gauthier, M. Système euphonique et rythmique du vers français / M. Guthier. - P. : Librairie C. Klincksieck, 1974. - 166 p.

280. Gérard, Ch. Sémantique et linéarité du texte. La place du rythme en sémantique des textes [Электронный ресурс] / Ch. Gérard . - Toulouse: Université de Toulouse Le Mirail, 2006. - Vol. XI, №1. - Режим доступа: http://www.revue-texto.net/inedits/gerard/gerard_linearite.html.

281. Gérin, L. Analyser un poème en prose [Электронный ресурс] / L. Gérin // Correspondance. - Montréal : Collège Jean-de-Brébeuf, 2003. - Vol. 9. - №2. -Режим доступа: http://www.ccdmd.qc.ca/correspo/Corr9-2/Poeme.html.

282. Ghyka Matila Costiescu Essai sur le rythme / Ghyka Matila Costiescu. - P. : Gallimard, 1938.

283. Giusti, G. Dizionario dei Proverbi Italiani (Raccolta di proverbi toscani) [Электронный ресурс] : G. Giusti. - Firenze : Felice le Monnier, 1853. - Режим доступа : http://books.google.it/books?id=9SUKkCk1e24C&pg =PA249&l pg=PA249&dq=Vanelli+Laura:+Strutture+tematiche+in+italiano+antico+in:+Sta mmerjohann:+Tema+%E2%80%93+rema+in+italiano&source=bl&ots=P1oSZhc Kzr&sig=jW4-eVvAGVpl6-G9TfEfojXrLnA&hl=it&sa=X&ei=YqBnT4KVDs T74QSt lIijC Q&ved=0CCMQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false.

284. González Martín, V. El refrán en la literatura española de los siglos XVI y XVII / V. González Martín // Paremia, 1997. - №6. - P. 281-288.

285. Goux, J.-P. De l'allure [Электронный ресурс] / J.-P. Goux // Semen, № 16, Rythme de la prose, 2009. - Режим доступа: http://semen .revues.org/document2664.html.

286. Grammont, M. La prononciation française: Traité pratique / M. Grammont. - P. : Librairie Delagrave, 1963. - 241p.

287. Grammont, M. Le vers français / M. Grammont. - P. : Editions Edouard Champion, 1923. - 126 p.

288. Greene, E. Automatic Analysis of Rhythmic Poetry with Applications to Generation and Translation [Электронный ресурс] / E. Green, T. Bodrumlu, K. Knight // EMNLP, 2010. - Режим доступа : http://www.aclweb .org/anthology/D10-1051.

289. Grevisse, М. Le Bon Usage / M. Grevisse, A. Goosse. - P., 2008. - 1600p.

290. Guiraud, P. Langage et versification, d'après l'oeuvre de Paul Valéry / P. Guiraud. - P. : Librairie C. Klincksieck, 1953. - 237 p.

291. Halliday, M. K. A. Intonation et rythme : suppléments à la proposition / M. K. A. Halliday. - CID, 1985.

292. Herschberg-Pierrot, A. Stylistique de la prose [Электронный ресурс] / A. Herschberg-Pierrot // Ponctuation et rythme de la prose. - 2003. -Режим доступа : http://news.bbc.co.uk/2Zhi/science/nature/8404025.stm.

293. Jespersen, O. Symbolic value of the vowel «I» / O. Jespersen // Linguistica. -Copenhagen, 1933. - P. 283-303.

294. Jousset, P. La prose sous la prose [Электронный ресурс] / P. Jousset // Semen № 16, 2003. - Режим доступа: http://semen.revues.org/document2695.html.

295. Jouve, D. Dictionnaire International des Termes Littéraires [Электронный ресурс] / D. Jouve / article «Prose». - Режим доступа: http://www.ditl.info/arttest/art3292.php.

296. Junceda, L. Diccionario de refranes, dichos y proverbios [Электронный ресурс] : Diccionario de refranes, dichos y proverbios. - Madrid: Espasa Calpe, 2006. -Режим доступа: http://www.refranesysusignificado.com/.

297. Kleiber, G. Anaphore-deixis: où en sommes-nous? / G. Kleiber // L'information grammatical, 1991. - V.51. - №51. - P. 3-18.

298. Komis, V. L'usage des outils informatiques en analyse des données qualitative [Электронный ресурс] / V. Komis, Ch. Depover, Th. Karsenti. - Canada, 2013. -Режим доступа : http://www.adjectif.net/spip/spip.php?article216

299. Lacaze-Duthiers, G. de Guy de Maupassant / G. Lacaze-Duthiers. - P. : Nouvelle Revue Critique, 1926. - P. 23-34.

300. Lamouche, A. Rythmologie universelle et métaphysique de l'harmonie / A. Lamouche. - P. : Dunod, 1966. - 241p.

301. Lamy, J. Actualité de la recherche en rythmanalyse(s) : quelques éléments pour un état des lieux, suivis d'un retour sur quelques malentendus [Электронный ресурс] / J. Lamy, J.-J. Wunenburger // Rythmanalyse(s), actes de la 1re journée d'études. -Lyon, 2011. - Режим доступа : http://rhuthmos.eu/spip.php?article270

302. Lamy, Y. Les anagrammes littéraires / Y. Lamy. - Belin: Collection: Le français retrouvé, 2008. - 134 p.

303. Landais, Dictionnaire général et grammatical des dictionnaires français / Landais / Extrait et Complément de tous les dictionnaires anciens et modernes les plus célèbres. - 9e éd. - 1er vol. - P. : Didier, 1847. - P. 786.

304. Larousse, P. Grand dictionnaire universel du XIXe siècle : français, historique, géographique, mythologique, bibliographique / P. Larousse / 13-ième vol. - P. : Administration du grand Dictionnaire universel, 1866-1877. - P. 768.

305. Larue-Tondeur, J. Le rythme à l'articulation de la psychanalyse et de la linguistique [Электронный ресурс] / J. Larue-Tondeur // Rhuthmos, 2011. -Режим доступа: http://rhuthmos.eu/spip.php?article429.

306. Le Pelletier-Beaufond, S. Accordage des rythmes en hypnose [Электронный ресурс] / S. Le Pelletier-Beaufond // Revue SENSUS, Actes du 2 eme Forum Francophone d'Hypnose et de Thérapies Brèves. - Oraison: Editions de l'Arbousiers, 2001. - Tome I. - No. 1. - Режим доступа: http://cercle-hypnose-contemporaine.viabloga.com/news/hypnose-et-rythmes.

307. Lefebvre, H. Éléments de rythmanalyse. Introduction à la connaissance des rythmes / H. Lefbvre. - P. : Syllepse. - 1992. - 254 p.

308. Leguen, B. Réflexions sur le roman contemporain français; une littérature de rupture / B. Leguen. - Madrid : Universidad Nacional de Educación a Distancia Departamento de Filología Francesa // Thélème. Revista Complutense de Estudios Franceses, 2004. - № 19. - P. 57-63.

309. Lessard, C.-E. Analyse du texte littéraire [Электронный ресурс]. - Québuec, 2001. - Режим доступа: http://www.mels.gouv.qc.ca/sections/ viepedagogique/149/ index.asp.

310. Littré, Е. Dictionnaire de la langue française / E. Littré. - 4 vol. - P. : Librairie Hachette et Cie, 1889 - 1302 p.

311. Malmberg, B. Analyse des faits prosodiques. Problèmes et méthodes / B. Malmberg // Cahiers de linguistique théorique et appliqué, III. - Bucarest, 1966. -254 p.

312. Martin, Ph. Intonation du français : parole spontannée et parole lue [Электронный ресурс] / Ph. Martin // Estudios de Fonetica Experimental. - P. : Université Paris 7 Denis Dederot. - Режим доступа: www.raco.cat/index.php/EFE/article/.../219177.

313. Martinez, F. Maupassant / F. Martinez. - P. : Gallimard, 2012. - 403 p.

314. Massonie, J.-Ph. Analyse informatisée des textes / J.-Ph. Massonie. - Besançon : Annales littéraires de l'Université de Besançon., 1990. - 154 p.

315. Medina, Suzanne L. The impact of rhythm upon verbal memory / S. L. Medina. [Электронный ресурс]. - California : California State University, Dominguez Hills, 1994. - Режим доступа : http://www.scribd. com/doc/48477187/The-Effects-of-Music-Upon-Second-Language-Vocabulary-Acquisition-ERIC.

316. Meschonnic, H. Critique du rythme. Anthropologie historique du langage / H. Meschonnic. - Lagrasse, Verdier : coll. «Verdier Poche», 2009. - 736 p.

317. Meschonnic, H. Politique du rythme, politique du sujet / H. Meschonnic. - P. : Verdier, 1995. - 615 p.

318. Meschonnic, H. Pour la poétique / H. Meschonnic // Une parole écriture. - P. : Editions Gallimard, 1973. - 345 p.

319. Michon, P. Ossip Mandelstam : de l'utopie rythmique à la métrique soviétique [Электронный ресурс] / P. Michon // Rhuthmos, 2011. - Режим доступа : http://rhuthmos.eu/spip.php?article459.

320. Michon, P. Rythme, langage et subjectivation selon Henri Meschonnic [Электронный ресурс] / P. Michon // Rhuthmos, 2010. - № 15. Режим доступа : http://rhuthmos.eu/spip.php?article32.

321. Michon, P. Idiorrythmie ou eurythmie ? Réponse à Yves Citton [Электронный ресурс] / P. Michon // Rhuthmos, 2010. Режим доступа : http://rhuthmos.eu/spip.php?article94.

322. Milly, J. Poétique des textes / J. Milly. - P. : Editions Nathan, 1992. - 313 p.

323. Molette, P. De l'APD à Tropes : comment un outil d'analyse de contenu peut évoluer en logiciel de classification sémantique generalist [Электронный ресурс] / P. Molette // Psychologie Sociale et Communication. - Tarbes, 2009. - Режим доступа : http://www.tropes.fr/PierreMoletteCommunicationColloque Psycho TarbesJuin2009.pdf.

324. Molino, J. Introduction à l'analyse de la poésie. Vers et figures / J. Molino, J. Gardes-Tamine. - P. : Presses Universitaires de France, 1982. - 245 p.

325. Morier, H. Dictionnaire de poétique et de rhétorique / H. Morier. - P. : Presses Universitaires de France, coll. «Grands Dictionnaires», 1998. - 1264 p.

326. Mourot, J. Le génie d'un style. Chateaubriand. Rythme et sonorité dans Les Mémoires d'outre-tombe / J. Mourot. - P. : Librairie Armand Colin, 1960. - 236 p.

327. Nejâdmohammad, V. Quand le rythme syncope, chez L. F. Céline [Электронный ресурс] / V. Nejâdmohammad // La Revue de Téhéran, 2008. - № 27. - Режим доступа:http://www.teheran.ir/spip.php?article35.

328. Paquin, L.-C. Apport de l'ordinateur à l'analyse des données textuelles [Электронный ресурс] / L.-C. Paquin, J. Beauchemin. - Montréal, 1989. -

Режим доступа : http://www2.lingue.unibo.it/dese/didactique/bibliographie /Siat%20 Bibliografia.pdf.

329. Patterson, W. M. The Rhythm of Prose / W. M. Patterson. - New York, 1916. -221 p.

330. Perry-Salkow, J. Anagrammes pour sourire et rêver / J. Perry-Salkow. - P. : Seuil, 2009. - 156 p.

331. Pétillon, S. Les parenthèses comme « forme » graphique du rythme. Successivité et enchâssement : deux chorégraphies graphico-rythmiques de la phrase / S. Pétillon // Semen, 2007. - № 16. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://semen.revues.org/document2669.html.

332. Peyroutet, C. Style et rhétorique / C. Peyroutet. - P. : Editions Nathan, 1994. - 160 p.

333. Pike, К. L. Phonetics, a Critical Analysis of Phonetic Theory and a Technique for the Practical Description of Sounds / K. L. Pike. - Ann Arbor : University of Michigan Press, 1943. - P. 46.

334. Pougeoise, M. Dictionnaire de rhétorique / M. Pougeoise. - P. : Armand Colin, 2001. - 228 p.

335. Ricalens-Pourchot, N. Dictionnaire des figures de style / N. Ricalens-Pourchot. -P. : Armand Colin, 2003. - 218 p.

336. Richter, H. Rhythm / H. Richter // The Little Review, 1926. - № 11. - P. 21.

337. Ripert, P. Dictionnaire des dictons, prove^s et maximеs français / P. Ripert. -UE: Maxi-Poche Références, 1998. - 380 p.

338. Robrieux, J.-J. Les figures de style et de rhétorique / J.-J. Robrieux. - P. : Dunod, 1998. - 128 p.

339. Saint-Gérand, J.-P. Du rhythme: le désir du poète et le dire des dictionnaires (1780-1914) [Электронный ресурс] / J.-P. Saint-Gérand // Semen. - 2003. - № 16. - Режим доступа: http://semen.revues. org/document2675.html.

340. Sanchez Perez, F. J. Qu'est-ce que l'analyse relationnelle informatique des textes? [Электронный ресурс] / F.J. Sanchez Perez // La Revue Informatique et

Statistique dans les Sciences humaines XXIX, 1 à 4. - P., 1993. - Режим доступа: http://promethee.philo.ulg.ac.be/RISSHpdf/Annee1993/Articles/FPerez.pdf.

341. Sauvanet, P. A quelles conditions un discours philosophique sur le rythme est-il possible ? (Réponse à Henri Meschonnic) / P. Sauvanet, J.-J. Wunenburger // Rythmes et Philosophie. - P. : Kimé, 1996. - P. 23-39.

342. Sauvanet, P. Le rythme: premier bilan d'une recherche [Электронный ресурс] / P. Sauvanet // Le Rythme, Actes des 2es Rencontres Interartistiques de l'Observatoire Musical Français. - P. :Université Paris-Sorbonne Paris-IV, 2006. Режим доступа: http://rhuthmos.eu/spip.php?article447.

343. Sauvanet, P. Retour sur quelques malentendus en matière de théorie du rythme [Электронный ресурс] / P. Sauvanet // Rhuthmos, 2011. - Режим доступа: http://rhuthmos.eu/spip.php?article447.

344. Serodes, S. Les manuscripts autobiographiques de Stendhal. Pour une approche sémiotique / S. Serodes // Genève: Librairie Droz S.A. - 1993. - 349 p.

345. Shapiro, M. Buried Rhythms : The Alliterative Tradition in 19th and 20th Century Poetry : PhD dissertation / M. Shapiro. - Brandeis University, 1998. - 210 p.

346. Spence, D. Language in psychotherapy / D. Spens // Psycholinguistic research: Erlbaum Associates, 1979. - P. 471-496.

347. Tahon, M. Analyse acoustique de la voix émotionnelle de locuteurs lors d'une intéraction humain-robot / М. Tahon // Thèse présentée pour obtenir le grade de Docteur de l'Université Paris-Sud. - P. : Université Paris-Sud, 2012. - 208 p.

348. Tatillon, C. Sonorités et texte poétique / C.Tatillon. - Montréal : Didier, 1976. -146 p.

349. Tempest, N. R. The Rhythm of English Prose / N. R. Tempest ; Cambridge : University Press, 1930. - 405 p.

350. Thun, N. Reduplicative Words in English / N. Thun. - Uppsala, 1963. - 215 p.

351. Trochtova J. Strutture morphosinattiche nei proverbi italiani del campo culinario / J. Trochtova. - Brno, 2006. - 80 p.

352. Van Gorp, H. Dictionnaire des termes littéraires / H. Van Corp, D. Delabastita, G. Legros, R. Grutman et al. - P. : Honoré Champion, 2005. - 553 p.

353. Van Gorp, H., Dictionnaire des termes littéraires / H. Van Gorp, D. Delabastita, G. Legros, R. Grutman et al. - P. : Honoré Champion, 2005. - 533 p.

354. Verrier, P. Essai sur les principes de la métrique anglaise / P. Verrier /1-re partie. -P. : Librairie Universitaire, 1909. - 143 p.

355. Wenk, B. Is French really syllable-timed? / B. Wenk, F. Wioland // Journal of Phonetics. - 1992. - N°10/2. - P. 193-216.

356. Wioland, F. Prononcer les mots français. Des sons et des rythmes / F. Wioland. -P. : Hachette, 1991. - 127 p.

357. Zola, E. Les romanciers naturalistes / E. Zola // 2-ième éd. - P. : G. Charpentier Éditeur, 1881. - 395 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.