Ритм произведений Л.Н. Толстого в описаниях разных периодов жизни человека: на материале произведений "Детство", "Крейцерова соната", "Смерть Ивана Ильича" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Реброва, Ирина Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат наук Реброва, Ирина Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТМА ПРОЗЫ
1.1. Ритм художественной прозы: история исследования и теоретическое обоснование
1.2. Количественные параметры ритмического анализа прозы. Методика Г.Н. Ивановой-Лукьяновой
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2 . РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК «МИРА ДЕТСТВА» В ПРОИЗВДЕ-НИИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»
2.1. «Счастливая пора детства»
2.1.1. Пора детства - «источник лучших наслаждений»
2.1.2. «Любовь к матушке» и «любовь к Богу»
2.2. «Детская привязанность» Николеньки
2.2.1. «Бескорыстная» любовь к Наталье Савишне и «нежная» любовь к Катеньке
2.2.2. «Беспредельная» любовь к Сереже Ивину
2.3. «Темные пятна на станицах детских воспоминаний»
2.3.1. «Жестокость поступка» к Илиньке Граппу
2.3.2. «Неужели остались одни воспоминания?»
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 3 . ОСОБЕННОСТИ РИТМА И ЕГО РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Л.Н. ТОЛСТОГО «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА»
3.1. «Обнаружение пропасти - первые ссоры»
3.2. «Терзания ревности»
3.3. «Убийство»
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 4 . РИТМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПОВЕСТИ «СМЕРТЬ
ИВАНА ИЛЬИЧА»
4.1. «Сопротивление»
4.1.1. «Нет, только не я, это не правда»
4.1.2. «Почему, собственно, я?»
4.1.3. Период страха и депрессии
4.2. Обзор жизни
4.3. Трансценденция
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей XIX века: Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева2014 год, кандидат наук Головченко, Галина Александровна
Роман Андрея Белого "Крещеный китаец" в контексте русской литературы ХХ века1999 год, кандидат филологических наук Толоконникова, Светлана Юрьевна
Ритм прозы Ф.М. Достоевского: на примере "фантастического рассказа" "Сон смешного человека"2009 год, кандидат филологических наук Хажиева, Гузель Фиратовна
Ритм прозы М. Цветаевой2013 год, кандидат наук Канищева, Елена Валерьевна
Ритмическая организация произведений В.Т. Чисталева2009 год, кандидат филологических наук Ельцова, Елена Власовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритм произведений Л.Н. Толстого в описаниях разных периодов жизни человека: на материале произведений "Детство", "Крейцерова соната", "Смерть Ивана Ильича"»
ВВЕДЕНИЕ
Ритмико-интонационный аспект художественного текста - это высокий смысловой уровень, своего рода вершина пирамиды, складывающейся из морфологических, семантических, синтаксических, прагматических и телеологических уровней художественного текста. Ритм помогает автору донести до читателя смыслы такими, какими они существуют сами по себе, вне языковых единиц.
Во многих случаях читатель не сможет обнаружить истинный смысл того, что хотел выразить автор, если будет опираться только на стилистические средства. Ритмическая организация текста делает то, что неподвластно другим средствам выразительности, особенно если речь идет о прозаическом тексте. У автора нередко возникает потребность подчеркнуть, особо выделить ритм определенной части прозаического произведения, тем самым создать своеобразное сгущение. Таким образом, ритм прозы помогает проникнуть в смысл текста, понять замысел писателя, выраженный лишь отчасти, а в значительной мере имплицитный.
Анализ ритма являлся важной составляющей интерпретации (разъяснении, толковании) текста в Древней Греции. Платон, Аристотель и другие теоретики прошлого наметили основные аспекты в изучении прозаического текста. Одну из главных задач они видели в том, чтобы показать степень обусловленности авторского выбора ритма, его зависимость от характера и содержания произведения.
Значительный вклад в исследование ритма прозы внесли отечественные лингвисты. Понятие «ритм прозы» и его своеобразие исследовались в работах
A. Белого (1934), А.М. Пешковского (1927), Б.В. Томашевского (1929),
B.И. Жирмунского (1966), А.З. Лежнева (1937), Н.И. Балашова (1979), М.М. Гиршмана (1982), И.К. Белодеда (1969), Е.И. Волковой (1974), Г.Н. Ивановой-Лукьяновой (1971) и др.
В зарубежном литературоведении проблема ритма прозы наиболее полно разработана немецким филологом В. Фюгером (1972) и канадским литературоведом Е.К. Брауном (1982).
А. Белый, Л.П. Гроссман, Н.Л. Бродский, М.Н. Гофман видели ценность прозы в ее близости к стиху, искали в прозаических произведениях стихотвор-но-стопную организацию и считали прозу труднейшей областью поэзии.
Следует отметить, что проблема ритма в прозаическом произведении, несмотря на давнюю и плодотворную историю своего изучения, и в настоящее время не может считаться вполне решенной. Слово «ритм» употребляется чрезвычайно широко по отношению к явлениям, различным по своей природе. Показательно, что существует более пятидесяти определений этого понятия. Как отмечает М. Верли, "термин ритм в своем применении является в той же мере неопределенным и непостоянным, в какой нерешенной и загадочной представляется данная проблема в целом" [18, 133]. По словам Ф.-В. Шеллинга, "ритм принадлежит к удивительнейшим тайнам природы и искусства" [134, 196].
Под текстом в настоящем исследовании подразумевается «часть литературно оформленного произведения, достаточно самостоятельная с точки зрения микротемы и языкового оформления» [16, 7]. В дальнейшем в работе в нестрогом терминологическом значении будут использованы синонимы термина текст - слова фрагмент и отрывок.
Актуальность диссертационного исследования связана с возобновлением интереса к изучению ритма прозы как к художественно значимому явлению. Исследование ритма как совокупности ритмико-мелодических характеристик в произведениях Л.Н. Толстого призвано дополнить результаты стилистического анализа произведений писателя. Ритм - это не только формообразующий и эстетический фактор произведения, но и носитель его глубинных смыслов и чувств, поэтому ритм следует рассматривать в тесной связи с темой и модаль-
ностью рассматриваемого отрывка, так как ритм и идея развиваются параллельно и влияют друг на друга.
Объектом исследования служит ритмическая организация произведений Л.Н. Толстого «Детство», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», функционирующая на сегментном и суперсегментном языковом уровне и рассматриваемая в комплексе с композиционными средствами ритмизации.
Предметом исследования являются ритмические показатели (слоговой, синтагматический, интонационный) прозаических отрывков из произведений Л.Н. Толстого; изменчивость анализируемых показателей во фрагментах текста, связанных с духовными исканиями главного героя и их влиянием на его эмоциональное состояние в периоды «детства», «зрелости», «преддверия смерти».
Материалом диссертационной работы являются тексты, соответствующие описанию разных периодов в жизни человека, из произведений Л.Н. Толстого «Детство», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича». Картотека единиц составила 134 фрагмента из трех произведений, из них выбрано 58 самых показательных. Материал представлен рассчитанными текстами и прилагается к диссертации (см. Приложение, стр.165- 207).
Цель исследования - выявить закономерности использования в художественном тексте (на примере произведений Л.Н. Толстого) ритмических характеристик и их показателей в целях отражения разных эмоциональных состояний героя во время периодов его духовных исканий, которые соответствуют основным этапам жизни человека.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- проанализировать теоретические основания для выделения ритма художественной прозы в качестве лингвистического объекта;
- рассмотреть три периода в жизни человека («детство», «зрелость», «преддверие смерти») и выявить степень их значимости;
- отобрать материал для ритмического анализа;
- определить ритмические характеристики текстов, описывающих эмоциональное состояние героев в зависимости от жизненных ситуаций;
- проанализировать взаимосвязь единиц разных уровней в исследуемых текстах;
- выявить и обобщить результаты влияния на ритм художественного текста различных эмоциональных состояний героев.
Гипотеза исследования состоит в том, что в текстах Л.Н. Толстого описание периодов детства, зрелости и преддверия смерти характеризуются с определенными ритмическими особенностями. Их анализ позволяет проследить, как меняется ритм текстов в зависимости от эмоционального состояния героя в разном возрасте и при разном эмоциональном настрое.
Методологической основой исследования является опора на системный подход к изучению текста художественного произведения, поэтому мы можем рассмотреть ритмомелодику текста вместе с его семантико-стилистическими категориями и с композиционным ритмом, то есть с ритмическими единицами суперсегментной фонетики, для получения более полной информации о степени ритмичности текста (Г.Н. Иванова-Лукьянова, А.А. Арустамова, М.М. Гиршман, В.М. Жирмунский, В.И. Забурдяев, Е.З. Имаева, Б.С. Мейлах, В.В. Потапов, Б.В. Томашевский, Н.В. Черемисина и др.).
Специфика объекта исследования, цели и поставленные задачи определяют выбор методов исследования. В работе используются:
- элементы метода сравнительно-сопоставительного и структурно-семантического анализа: обобщение, сравнение, систематизация;
- математико-статистический метод в описании ритмических характеристик текста.
Научная новизна определяется изучением ритма в описательных текстах художественной прозы применительно к важнейшим этапам духовного становления человека: от его детских воспоминаний и поступков - через терзания любовью и ревностью в зрелом возрасте - к мукам, которые испытывает чело-
век на пороге смерти. В работе доказывается, что сложную гамму чувств - от покоя ребенка в присутствии матери до панического страха человека перед кончиной - можно передать с помощью ритмических характеристик. Особенностям стиля и языка художественной прозы Л.Н. Толстого посвящено много работ, но рассмотрение ритма произведений Л.Н. Толстого в ритмико-мелодическом аспекте с применением конкретного методологического аппарата применительно к основным этапам жизнедеятельности человека пока еще не нашло описания в лингвистике.
Теоретической основой исследования явилось учение Л.В. Щербы и В.В. Виноградов о синтагме, работы А.М. Пешковского о связи синтаксиса и интонации, а так же труды Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, Н.В. Черемисиной-Ениклоповой.
Данная методика расчета ритмичности позволяет оценить в текстах Л.Н. Толстого оригинальность его прозаического ритма и обнаружить модификации степени ритмичности в зависимости от содержания отрывка и жизненного периода главного героя повести. Динамика ритма Л.Н. Толстого прослеживается в виде тенденции к последовательному увеличению показателей слоговой, синтагматической и интонационной характеристик от произведения «Детство» до «Крейцеровой сонаты» и «Смерти Ивана Ильича».
Теоретическая значимость диссертации заключается в использовании трехкомпонентной методики Галины Николаевны при расчете ритма произведений Толстого «Детство», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», в дальнейшем вкладе в развитие языка и стиля художественной литературы, и в установлении тенденции изменчивости ритма под влиянием сюжета и эмоционального состояния героев. Таким образом, теория изучения ритма прозы является продуктивной и плодотворной областью для исследования.
Практическая ценность работы заключается в том, что в ней представлен анализ ритма в конкретных цифровых показателях, что дает возможность
увидеть связь ритма с единицами других уровней языка, а так же различными эмоциональными состояниями героев, с их жизненными ритмами, а также с ритмом самого автора. Данная методика дает основания для фактически точного, конкретного анализа, позволяет сравнивать ритмы разных писателей, различных отрывков текста, ритмы текстов на различных языках, а также периоды устойчивости ритма и границы его изменения.
На защиту выносятся следующие положения:
1 . Ритмическая организация художественного текста играет важную роль в его восприятии, что иногда не осознается читающим. Модель Г.Н. Ивановой-Лукьяновой позволяет не только количественно и фонетически измерить ритм прозы, но и выявить связь между явлениями суперсегментной фонетики и семантической организацией текста.
2. Анализ суперсегментных средств при рассмотрении жизненных вех в жизни героев позволяет сделать вывод о тесной связи ритмических характеристик текста поворотами сюжета, изменениями психологического облика героя, типом конфликта и его разрешения, а также стилистическими предпочтениями автора.
3. Слоговая ритмичность в произведениях Л.Н. Толстого указывает на регулярность чередования в тексте ударных слогов и взаимосвязана с семантической и эстетической составляющей анализируемого текста. Данная ритмичность в качестве нарушений включает в себя либо нулевые либо большие междуударные интервалы.
4. Синтагматическая ритмичность в произведениях Л.Н. Толстого показывает регулярность чередования границ синтагматического членения и имеет большую степень зависимости ритма от синтаксических особенностей, темы описания и темповых особенностей текста.
5. Интонационная ритмичность в произведениях Л.Н. Толстого говорит о характере сочетания трех интонем, которое чутко реагирует на чередование периодов стабильности и изменчивости в описании эмоционального фона героя.
Варианты интонемы ровного типа (ИРТ-1 и ИРТ-2), позволили получить более точные данные интонационной характеристики и проследить изменение эмоционального фона героя в зависимости от жизненного периода.
6. Мастерство звукописи Л.Н. Толстого состояло в использовании компенсаторных функций ритмических характеристик: при анормальных характеристиках одного уровня другие демонстрируют высокую ритмичность. Таким образом, ритм прозы в произведениях «Детство», «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича» нарушается только по одной или реже двум ритмическим характеристикам, что сохраняет общность ритмического рисунка повествования.
Структура работы. Диссертационное исследование общим объемом 207 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, содержащей 172 наименования, а также двух приложений, содержащих анализируемые отрывки из произведений Л.Н. Толстого и сводные таблицы по периодам.
Во введении описаны объект, предмет исследования; представлена модель и методы исследования, с помощью которых решаются выдвинутые цели и задачи; обоснована научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; приведен список используемых сокращений.
В первой главе рассматриваются история изучения ритма художественной прозы и принципы расчета количественных параметров ритмического анализа по методике Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. Намечены теоретические положения, позволяющие рассматривать характеристики ритмизованного художественного произведения как системный объект.
Во второй, третьей и четвертой главах анализируются ритмические средства в произведениях Л.Н. Толстого «Детство», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича» на основе трехкомпонентной числовой методики Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, исследуются и детально описываются ритмические характеристики, отвечающие за эмоциональное и физическое состояние героев. Также
описывается динамика в движении числовых показателей по каждой ритмической характеристике периодов «детство», «зрелость», «преддверие смерти», производится сравнение данных характеристик по каждой повести. В каждой главе, которая соответствует определенному периоду, представлена информация из дневников Л.Н. Толстого и литературоведческая критика его повестей. В конце каждой главы представлены выводы.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Список литературы включает 172 наименования.
В приложении представлены 25 рассчитанных текстов и 3 обобщающие таблицы по трем рассматриваемым произведениям.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были озвучены и получили положительный отзыв на заседаниях кафедры русского языка и теории словесности ФГБОУ ВО МГЛУ. Результаты подсчетов показателей ритмических характеристик были пересчитаны и обсуждены в ФГБОУ ВО МГЛУ на занятиях по русскому языку у студентов первого и второго курсов переводческого факультета первого, а также на занятиях с аспирантами в 2009-2015 гг., посвященных изучению звукописи, ритма и интонации письменных художественных текстов. Всего в расчетах приняли участие 120 человек.
Результаты исследования опубликованы в трех научных работах общим объемом 1,7 п.л. в журналах, которые включены в перечень ВАК.
Статьи, опубликованные в журналах, включенных в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук»:
1. Реброва И.Н. Мир ребенка в произведении Л.Н. Толстого «Детство»: к характеру ритма прозаического текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (37). - С. 162 - 166. - (0,5 п.л.)
2. Реброва И.Н. «Гнев ревности» в произведении Л.Н. Толстого «Крейце-рова соната»: к характеру ритма прозаического текста // Гуманитарные, социально - экономические и общественные науки: - всероссийский научный журнал. 2014. № 6. - С. 217 - 221. - (0,5 п.л.)
3. Реброва И.Н. Предсмертные состояния «Ивана Ильича»: к характеру ритма прозаического текста // Имплицитные смыслы и методы их описания. -М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 133 - 142. (Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; вып. 22 (601). Серия Филологические науки). - (0,7 п.л.)
В диссертации используются следующие сокращения:
С - обозначение слоговой характеристики;
И - обозначение интонационной характеристики;
К>2 - обозначение синтагматической характеристики;
ИВТ - обозначение интонемы восходящего типа;
ИНТ - обозначение интонемы нисходящего типа;
ИРТ - обозначение интонемы ровного типа;
/ - обозначение ударного слога;
- - обозначение безударного слога.
ГЛАВА 1
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТМА ПРОЗЫ
1.1. Ритм художественной прозы: история исследования
Ритм - явление универсальное, свойственное различным феноменам действительности. Определений ритма достаточно много, каждый словарь трактует его по-своему. Согласно «Большому энциклопедическому словарю» «ритм» - это чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой; по определению «Музыкального энциклопедического словаря» - это чередование и соответствие различных музыкальных длительностей и акцентов; «Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова» - определяет ритм как налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо; согласно «Большой психологической энциклопедии», ритм - это регулярное повторное возникновение модели событий, особенное однородной системой тактов, ударений или группируемых последовательностей; по «Философскому словарю» - возвращение подобного через одинаковые промежутки времени; по «Толковому строительно-архитектурному словарю» - повторяемость, чередование архитектурных элементов здания; по «Толковому словарю русского языка В.И. Даля» - мера в музыке или в поэзии, мерное ударение, протяжка голосом, распев; по «Современному толковому словарю» под ред. Т.Ф. Ефремовой - согласованность элементов в художественном произведении как средство создания его композиции.
Ритм, присутствующий как в жизни человека, так и в произведениях искусства, успокаивает. Как известно, страх перед нарушениями ритма в работе организма связан с тем, что человеческая жизнь построена по законам ритма. Ритмическая внутренняя гармония, как способ успокоения, заложена на уровне подсознания.
Ритм является объектом исследования многих наук. В философии его связывают с категориями времени и движения («ритм - форма организации временных искусств, а шире — восприятия протекающих во времени процессов») [169, 584]; в эстетике - с понятиями гармонии, меры, симметрии («Ритм в эстетике обычно включается в качестве видового понятия в категории гармонии и меры и связывается с понятием движения как «временная последовательность эмоционального содержания данности») [143 , 63]; в литературоведении - с психологией ритмики художественной речи («в нас есть таинственный регулятор, определяющий ритм нашей художественной речи, и притом так, что мы в причинах этого определения непосредственного отчета себе не отдаем») [43, 68]; в лингвистике - с регулярным повторением «сходных и соизмеримых единиц» [158, 416]. На это определение в дальнейшем будем опираться и мы в своем исследовании.
Важной чертой ритма прозы является его художественное значение: «художественная проза имеет свой собственный, творчески созданный ритм, который несет в себе глубокий эстетический смысл и осуществляет изобразительные и выразительные цели» [63, 353]. Прозаический ритм, совместно с другими языковыми средствами, создает в художественном тексте дополнительное эмоциональное и эстетическое воздействие.
Исходной формой словесности и ориентиром для сравнения с прозаическим текстом является стихотворная речь: «поэтическое, стихотворное искусство слова формируется еще в устном народном творчестве и безраздельно господствует в литературе Античности, Средневековья, <...> Возрождения, а ритмическая проза изначально - единственный тип художественной речи как таковой» [63, 343].
Тема ритма прозы в отечественном литературоведении активно разрабатывалась в XIX - XX вв. Внимание ученых привлекли психологические основания ритмики художественной речи. Анализируя речь Цицерона, Ф.Зелинский рассмотрел несколько законов, среди которых был закон равновесия: «Если на
известном, небольшом протяжении речи ритмическая норма нарушена, то чувствуется потребность восстановить ее на ближайшем протяжении путем пред-почитания тех слогов, недостаток которых вызвал упомянутое нарушение» [43, 80].
Ритмическая организация прозы уже на протяжении долго времени занимает умы разного рода ученых, писателей и критиков. Еще Аристотель писал, что в речи должен присутствовать ритм, но не метр, потому что «в последнем случае получаются стихи» [39, 227].
Ученый-музыковед Роллан Р. отмечал, что схватывает сначала общее музыкальное впечатление от творения, а только потом его главные мотивы, и особенно ритм, «при этом не только ритм отдельных фраз, но и отрывков, томов, произведений» [30, 23]. Писатель Флобер Г. так же оставлял замечания о большом значении музыкальности и ритма в прозе (« В прозе необходимо глубокое чувство ритма, ритма изменчивого, у которого нет ни правил, ни определенной опоры, необходимо врожденное дарование, нужны способность рассуждать и художественное чутье, бесконечно более тонкие, более острые: ведь прозаик ежеминутно меняет движение, окраску, звук фразы сообразно тому, о чем он говорит»); И.А. Бунин («он стремился <...> придать прозе ритм стиха, оставляя прозу прозой»); А. Белый (он говорил о музыкальном корне всех искусств, придавая особое значение музыкальности литературных образов: «в музыке наибольшее приближение глубин духа к поверхностям сознания»); К. Фе-дин («Зачеркивая слово, я меняю строй фразы, ее музыку, ее стопу»); В. Каверин («ритм художественной прозы не просто существует, но органически связан с композицией в целом, с развитием характеров и — более того — играет известную роль в сфере идей»); Ю. Нагибин («Именно ритмом и отличается художественная проза от всякой другой: научной, деловой и т.д.») и многие другие [150; 77; 7; 117; 30; там же ]. М.М. Гиршман напоминает: «Чехов, заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения» [30, 10].
Интерес к изучению ритма прозы обострился в 1920-е гг. В работах исследователей (А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, Л.И. Тимофеева, А.М. Пеш-ковского, Ю.Н. Тынянова, Б.В. Томашевского, В.В. Виноградова, А.В. Чичерина) были описаны идеи о происхождении ритма, затронуты важные вопросы, касающиеся сходства ритмичности стиха и прозы, хотя ритм рассматривался, прежде всего, как речевое явление, а не языковое [88; 19; 103; 83;84; 115; 112; 21;22;23;24; 131].
В отечественной науке ритм прозы исследовался школой стопного изучения (А. Белый, Г. Шенгели, Н. Энгельгардт, Б. Ярхо), изучавшей ритм прозы и стиха [7;8; 135; 142, 145]. Андрей Белый писал, что когда он пристально вглядывается в чередование ударений в прозе Гоголя, Пушкина, Толстого, он видит, «что оно сводимо к определенному метру» [30, 18]. Именно он заметил противоречие между структурной схемой русского стиха и ее реализацией; противопоставил ритм метру, отметив, что ритм является реальным чередованием ударений в стихе, а метр абстрактной схемой идеального стихотворного размера; считал, что в ритме присутствует определенная динамика и при его анализе учитывается взаимодействие стоп в строке. Так же А.Белый считал, что под ритмом понимается оригинальность стиля писателя.
А.М. Пешковский и Б.В. Томашевский решили, что слог недостаточно крупная единица для измерения прозаического ритма [83;84; 112]. А.М. Пешковский объяснял наличие ритма в прозе урегулированностью числа тактов в фонетическом предложении и вычленил такие ритмические единицы как слог, такт, фонетическое предложение, интонационное целое. Л.И. Тимофеев был не согласен с позицией А.М. Пешковского, (с тем, что возможно выявить ритмические единицы ритма прозы), сделав вывод, что «своего ритма у прозы нет, <...> когда он ей нужен — она вынуждена занимать его у стиха» [103, 30]. Он измерял проявления ритма в прозе стихотворной мерой. Л.И. Тимофеева считал, что анализировать ритм прозы можно после того, как найдешь то, «что отличает его от ритма стиха» [103, 21].
Теория, выдвинутая Б.В. Томашевским, оказалась значимой в истории исследования прозаического ритма. Главным аспектом его теории было показать, как в художественном произведении взаимодействуют естественный ритм и ритм как средство художественного воздействия.
Б. Томашевский, изучая материалы, касающиеся ритма прозы, писал, что «авторы (А. Белый, Г. Шенгели, Л. Гроссман, Н. Энгельгардт, Н. Бродский) однообразно ищут в прозе стихов по принципу "стопосложения"» [112, 214].
В 60-70-х гг. вновь исследования ритма прозы получили новый виток. В своей статье «О ритмической прозе» В.М. Жирмунский пишет: «Основу ритмической организации прозы образуют всегда не звуковые повторы, а различные формы грамматического и синтаксического параллелизма, более свободного или более связанного, поддержанное словесными повторениями» [41, 104].
Эту точку зрения разделяет и А.З. Лежнев, заявляя, что «ритм <...> создается не столько «молекулярными» колебаниями внутри фразы или отрезка фразы, как в стихе (чередование ударений), сколько движением сравнительно крупных масс, смысловых единиц, тем, как они сцепляются друг с другом» [68, 130].
Ритм художественного произведения как категория рассматривался совместно с категориями времени и пространства в сборнике «Ритм, пространство и время в литературе и искусстве» (1974). Там Н.М. Фортунатов писал, что «необходимо исследовать свойства и функции ритма как одного из средств выражения эстетических идей и эстетических эмоций» [118, 172].
Л.П. Душина считала, что невозможно использовать количественные параметры применительно к ритму прозы, потому что каждое произведение имеет собственный ритм, который не поддается «всеобщим ритмическим закономерностям и обращенный более к подсознанию, чем к сознанию» [40, 33].
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Ритм прозы Н.В. Гоголя2007 год, кандидат филологических наук Сергеева, Екатерина Сергеевна
Ритмическая организация дикторской речи: на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.2014 год, кандидат наук Синицына, Любовь Викторовна
Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX - первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое повествование)1985 год, кандидат филологических наук Забурдяева, Валентина Ивановна
Ритм прозы В.Г. Короленко1997 год, кандидат филологических наук Семьян, Татьяна Федоровна
Ритм как фактор выразительности художественного текста: На материале английского языка2000 год, доктор филологических наук Гумовская, Галина Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Реброва, Ирина Николаевна, 2016 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Арустамова А.А. Ритм прозы И. С. Тургенева: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Екатеринбург, 1998. 20 с.
2. Астафьев В.П. Последний поклон. М.: Эксмо, 2003. 848 с.
3. Балашов Н.И. Ритмический принцип «Стихотворений в прозе» Тургенева и творческая индивидуальность писателя // Известия АН СССР. Сер. языка и литературы. - Т. 38. - 1979. № 6. С. 530-542.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960—1970 гг. — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2002. — 800 с.
5. Белодед И.К. О некоторых аспектах взаимодействия познавательной и эстетической функции. М.: Наука, 1969. - 261 с.
6. Белый А. Мастерство Гоголя. М.: Коминтерн, 1934. - 324 с.
7. Белый А. О художественной прозе / А.О. Белый // Горн. - 1919. - кн.П, кн. III - М., 1919. - С. 49-52.
8. Белый А. Ритм как диалектика и "Медный всадник". - М.: Федерация, 1929. - 279 с.
9. Бирюков П.И. Биография Льва Николаевича Толстого. В 4 т. Т.1. - М.: Петроград, 1923. - 243 с.
10.Бобров С.П. Синтагмы, словоразделы, литавриды (понятие о ритме содержательно-эффективном и о естественной ритмизации речи) // Русская литература. - 1965. - № 4. - С. 80-101.
11. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 1. - С. 351 - 361.
12. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия // Вопросы философии. - 1995. - № 7. - С. 79-97.
13. Булгаков В. Л. Л.Н.Толстой в последний год его жизни. Дневник секретаря Л.Н.Толстого.М., 1989. 448 с.
14. Буренин В.П. Критические этюды. СПб., 1888. 223 с.
15. Буренин В.П.Критические очерки//Новое время.- 16 марта 1890.-№5045. С. 2-3.
16. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. - 173 с.
17. Васильева Е.Ю. Традиция сентиментализма в творчестве раннего Л.Н. Толстого: дис. ... канд. филол. наук.: Томск, 2006. 195 с.
18. Верли М.Общее литературоведение. - М.: Изд-во иностр.лит., 1957.-244с.
19. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Худож. лит. 1940. 649с.
20. Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601). Имплицитные смыслы и методы их описания. «Рема» 2010. С. 133-143.
21. Виноградов В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка (критический обзор теорий и задачи синтагматического изучения русского языка) // Вопросы синтаксиса современного русского языка / В.В. Виноградов. М.: Учпедгиз, 1950. - С. 183 - 246.
22.Виноградов В.В. Пушкин и русский литературный язык XIX века // Пушкин - родоначальник новой русской литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1941. - С. 543 -605.
23. Виноградов В.В. Синтаксические взгляды и наблюдения акад. Л.В. Щер-бы // Ученые записки МГУ. Вып. 150. М, 1952. - С. 45 - 72.
24. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. - 656 с.
25. Волкова Е. Варлам Шаламов: поединок слова с абсурдом / Вопросы литературы, № 6, 1997. - 265 с.
26. Волкова Е. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Ленинград.: Наука, 1974. - С. 73-85.
27. Гаева Л.А. Структурно-ритмические особенности художественного текста и их воспроизведение в переводе (на материале рассказов
Дж. Лондона и их переводов на украинский язык): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Киев, 1982. - 23 с.
28. Галанинская С.В. Способы ритмизации цикла И.С. Тургенева "Стихотворения в прозе" и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца XIX - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2004. 18 с.
29. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. М.: Сов. писатель, 1979. - 223 с.
30. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1982. - 272 с.
31. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа / М. Гиршман. - М.: Высш. шк., 1991. - 160 с.
32. Гиршман М. Содержательность ритма прозы // Вопросы литературы. 1968. - № 2. С. 169-183.
33. Головченко Г.А. Ритм прозы в описаниях образа русской девушки на материале произведений русских писателей 19 века (Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и И.С.Тургенева): дис. ... канд.филол.наук. - М., 2014. 255с.
34. Горелова О.А. Ритмическая организация "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева: лингвостилистический аспект: дисс. ... канд. филол. наук. -Владивосток, 2004. - 197 с.
35. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. - М.: Дрофа, 2004. - 368 с.
36. Гулин А.В. Лев Толстой и пути русской истории. М., 2004.-253с.
37. Густафсон Ричард Ф. Обитатель и чужак: Теология и художественное творчество Льва Толстого. СПб., 2003. - 477 с.
38. Джаубаева Ф.И. Воспоминания Л.Н. Толстого - способ формирования речевого поведения русского писателя. Вест. АГУ. Серия 2: Филология и искусствоведение. Вып.3, 2009. С.150-157.
39. Душенко К.В. В начале было слово: Афоризмы о литературе и книге.-М.: Эксмо, 2004. - 227 с.
40. Душина Л.Н. Ритм и смысл в литературном произведении. - Саратов, 1998. - 149 с.
41. Жирмунский В.М. О ритмической прозе//Русская литература.1966. №4.-С.103-115.
42. Забурдяева В.И. Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX - первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое повествование): дисс. ... канд. филол. наук. - Ташкент, 1985. - 252 с.
43.Зелинский Ф.Ритмика и психология художественной речи // Мысль.1922. №2. - 320 с.
44. Зеньковский В.В. Проблема бессмертия у Л.Н.Толстого// Л.Н. Толстой: Pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2000. 513 с.
45. Иванова - Лукьянова Г.Н. Ритмико-интонационное строение текста. Функционально- стилистический аспект: Дис. ... докт. филол. наук. М., 1990. - 407 с.
46. Иванова - Лукьянова Г.Н. Чтение вслух с опорой на пунктуацию. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 1988. - 184 с.
47. Иванова- Лукьянова Г.Н. Интонация и синтаксис // Научн. докл. высш. шк. «Филологические науки» № 4 ( 160). М.: Высш. шк., 1987. - С. 4248.
48. Иванова- Лукьянова Г.Н. О позициях в интонации // Фортунатовский сборник. Материалы для научной конференции, посвященной 100-летию Московской лингвистической школы 1897 - 1997 / Е.В. Красильникова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С. 39 - 47.
49. Иванова-Лукьянова Г. Н. О ритме прозы // Развитие фонетики современного русского языка. - М.: Наука, 1971. - С. 128-147.
50. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритмическая организация прозы // Пространственно-временная и ритмическая организация текста / Тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. вып. 265. М., 1986. - С. 92-105.
51. Иванова-Лукьянова Г.Н. «Ускользающая» интонема // Грамматика и текст. К юбилею Г.А. Золотовой. Вып. 14. М.: Изд-во РАН ИРЯ; МГУ. -С. 366 - 380.
52. Иванова-Лукьянова Г.Н. К вопросу о выработке навыков синтагматического членения // Русский язык для студентов иностранцев. Сборник методических статей. М., 1976. - С. 33 - 44.
53. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирова-ние, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта, Наука, 2000. - 200 с.
54. Иванова-Лукьянова Г.Н. Об ударности динамически неустойчивых слов // Развитие фонетики современного русского языка - М., 1971. - С. 170189.
55. Иванова-Лукьянова Г.Н. Пути анализа текста бесконечны и разнообразны // Русский язык. - 2006. - № 4. - С. 40-44.
56. Иванова-Лукьянова Г.Н. Пушкинская интонация поэмы «Цыганы», измененная редакторской правкой. // Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. IV Международ. конгресс исследователей рус. яз. М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 777 - 778.
57. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм прозы Н.М.Карамзина //Язык в движении. - М.: Языки славянской культуры, 2007. -С.57-69.
58. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм художественных прозаических текстов как отражение жизненных ритмов человека (из прозы И.С.Тургенева)// Текст и подтекст: поэтика эксплицитного и имплицитного. - М.: Азбуковник, 2011. - С.102-118.
59. Иванова-Лукьянова Г.Н. Художественный текст как искусство. - М.: ИПКС МГЛУ Рема, 2009. - 144 с.
60.Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб., 2000. 220 с.
61. Имаева Е.З. Ритм прозы как средство пробуждения рефлексии// Филологическая герменевтика и общая стилистика. Тверь, 1992. С. 115-125.
62. Каланча Г.М. Отражение ритма прозы в переводах с русского языка на немецкой (на материале рассказов и сказок К.Г. Паустовского): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Л., 1973. - 24 с.
63. Кожинов В. Происхождение романа. - М.: Советский писатель, 1963. -440 с.
64. Корман Б. О. Из наблюдений над терминологией М. М. Бахтина. // Проблема автора в русской литературе XIX—XX вв. — Ижевск, 1978. -С. 188—189.
65. Крамской И.Н. Письма в двух томах. М., 1966, т. II. 260 с.
66. Кюблер-Росс Элизабет. О смерти и умирании. К.: «София», 2001.-320 с.
67. Лебедева Р.Д. Основные типы структуры периода в "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина // Очерки по русскому языку. - Киров, 1962. - С. 140-161.
68. Лежнев А.З.//Проза Пушкина: Опыт стилевого исследования. Гослитиздат, 1937.- 415 с.
69. Ленин В. И. Л. Н. Толстой и современное рабочее движение. [1910]. — В кн.: В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е. Т. 16, С. 300—302.
70. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11-ти томах. М., 1958. Т. 11. - 569 с.
71. Лисовский А.Н. Смерть Ивана Ильича // Русское богатство.-1888.-№1. -182 с.
72. Лозинский М.Л. Искусство стихотворного перевода. //Дружба народов.-1955.-№7.-164 с.
73. Лотман Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996. - С. 553-564.
74. Максимова К.А.Повесть Л.Н.Толстого «Крейцерова соната» в общественном сознании : вчера и сегодня :диплом.раб.-Москва.-2006. - 96 с.
75. Малькова Я.С. «Семейный вопрос» в творчестве Л.Н.Толстого и его обсуждение в критике и публицистике конца 19-начала 20 века: Дис....кан. филол.наук.-Москва, 2006.- 52 с.
76.Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - С. 3-10.
77. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. - М.: Наука, 1967. - 173 с.
78. Михайловский Н.К. Собр. соч., т. VI. СПб., 1897. - 378 с.
79. Осьмухина О.Ю. Авторская маска в литературной и культурной практике России: генезис, эволюция, специфика функционирования // Обсерватория культуры. М.: Изд-во РГБ, 2007. №4. С. 46-63.
80. Осьмухина О.Ю. Специфика функционирования авторской маски в рамках пародии («Пересмешник» М.Д. Чулкова) // Филология и искусствоведение // Вестник ВятГГУ» 4(2) 2008. Том 2. С. 147-154.
81. Осьмухина О.Ю. Автор в поисках себя: формы функционирования авторской маски в отечественной прозе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2009. №1. - С. 52-57.
82. Осьмухина О.Ю. Авторская маска в русской прозе 1760-х - 1830-х гг. (становление традиции): Монография. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. - 553 с.
83. Пешковский A.M. Ритмика "Стихотворений в прозе" Тургенева // Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. - М.; Л., 1930. -С. 162-176.
84. Пешковский А.М. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. - М.: Гос. акад. художеств. наук, 1927. -68 с.
85. Позднякова Е.Г. Фольклоризм прозы Н. М. Карамзина: дисс. ... канд. фи-лол. наук. - М., 2000. - 187 с.
86. Полнер Т.И. Лев Толстой и его жена. История одной любви. У-Фактория, 2000. - 48 с.
87. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика: Учебное пособие. Изд. 4-е. М.: Книжный дм «ЛИБРОКОМ», 2010. - 600 с.
88. Потебня А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 2007. - 256 с.
89. Родионова О.С. Интонационная подсистема - компонент системы языка / Л.И. Баранников. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2001. - 132 с.
90. Руденко А.К. Пунктуация и интонация: системная связь и условия реализации в современном русском литературном языке. Дис. ...канд. филол. наук. - Москва, 2014. - 206 с.
91. Руденко А.К. Пунктуация и интонация: системная связь и условия реализации в современном русском литературном языке. Автореф. ... канд. филол. наук. - Москва, 2014. - 28 с.
92. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982. -175с.
93. Светозарова Н.Д. Просодическая организация высказывания и интонационная система языка: Дис. ... докт. филол. наук. Л., 1983. - 515 с.
94. Семьян Т.Ф. Ритм прозы В.Г. Короленко: дисс. ... канд. филол. наук. -Алматы, 1997. -148 с.
95. Сергеева Е.С. Ритм прозы Н.В. Гоголя: автреферат дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2007. - 18 с.
96. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Пер. с фр. / Р.О. Шор. Изд. 5-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 256 с.
97.Степанова К.П. О ритме прозаического произведения // Вопросы русской литературы. - Омск, 1972. - С. 76-97.
98. Страхов Н.Н.Толки о Л.Н.Толстом//Вопросы философии и психологии.-1891.-№9.- С.98-99.
99. Струнин Д. Кумир//Русское богатство. -1888.-№4.- 118 с.
100. Суворин А.С.Маленькие письма//Новое время. - 6 февраля 1891. С. 4-5.
101. Тибетская «Книга мертвых». Бардо Тхедол/ Пер. Андрея Боченкова. М., 2007.-312 с.
102. Тибетская книга мертвых/ Пер. с тиб. и комм. Ф.Фримантл, Ч. Трунгпа. М., 2003.- 208 с.
103. Тимофеев Л.И. Ритм стиха и ритм прозы: О новой теории ритма проф. А.М.Пешковского// На литературном посту.-1928.-№19.- С.28-33.
104. Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Вып. 3. М.: ИМЛИ РАН, 2009.- 376 с.
105. Толстой Л.Н. Детство /Вступ. Ст. Б.Бурсова. - СПб.: Детгиз.-1966. -367 с.
106. Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894. Собрание сочинений в 22-х томах, Т.21.- М.: Художественная литература.- 1985.- 174 с.
107. Толстой Л.Н. и В. В. Стасов. Переписка. 1876-1906. Л., 1929. - 74 с.
108. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят? // Ясная поляна. - 1862. - 676 с.
109. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х т. Т. 10. - М.: Худ. лит-ра, 1978. - 424 с.
110. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в восьми томах.Т.1.М., Лекси-ка,1996. - 944 с.
111. Толстой С.Л. Очерки былого. Тула: Приокское кн. изд-во.- 1975.-472 с.
112. Томашевский Б. В. Ритм прозы// Томашевский Б. В. О стихе: Статьи. -Л., 1929. - С. 254-318.
113. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 112 с.
114. Торсуева И.Г., Сержан Л.С. Смысловое членение текста и интонационная структура единиц связного текста. (СФЕ) // Лингвистика текста. Ма-
териалы научной конференции. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974. 1. - С. 103-108.
115. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. М.: КомКнига,2010. -178с.
116. Фатющенко В.И. «Чувство жизни и поэзия жизни в творчестве Л.Н. Толстого (50-е-начало 60-х гг)»//Вестник Московского университета.-№1.-2004.-С. 20-44.
117.Федин К. Писатель, искусство, время .- М.: Советский писатель, 1980. -592 с.
118. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С.173-186.
119. Хажиева Г.Ф. Ритм прозы Ф.М. Достоевского: на примере "фантастического рассказа" "Сон смешного человека": дисс. ... канд. филол. наук. -Бирск, 2009. - 186 с.
120. Хажиева Г.Ф. Ритм прозы: теория и история вопроса//Вестник Новгородского государственного университета.-2007.-№43.- С. 73-76.
121. Хирьяков А. М.«Крейцерова соната». Спб., 1913. - 743с.
122. Целовальникова Н.В. Ритм прозы А. Ремизова: дисс. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2005. - 209 с.
123.Чайковский П. И. Дневники. 1873-1891. - М. ; Пг., 1923. - 294 с.
124.Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 1999. - 520 с.
125.Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи.- Киев: Вища школа, 1981. -153с.
126.Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Русский язык, 1989. - 240 с.
127. Чернец Л. Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 2006.- 680 с.
128. Чернышевский Н.Г. Детство// Современник .-1856.-№8.
129. Чернышевский Н.Г.Избранные эстетические произведения. М.,1978 -520 с.
130. Чехов А.П. О литературе и искусстве. Минск.-1954.- 249 с.
131.Чичерин A.B. Ритм образа: Проблемы стилистики М.: Сов. писатель, 1980. - 336 с.
132. Шагидевич А.И. Просодия звучащего художественного текста: На примере стихотворений в прозе И. С. Тургенева: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1993. - 16 с.
133. Шалыгина О.В. Проблема композиции поэтической прозы: А.П. Чехов, А. Белый, Б.Л. Пастернак. - 0бразование-3000, 2008. - 242 с.
134. Шеллинг Ф.В.Философия искусства. - М.: Мысль,1966.- 480 с.
135.Шенгели Г.А. О ритмике тургеневской прозы // Г.Шенгели. Трактат о русском стихе. - M., 1923. - С. 88-94.
136. Шифман А.И. Комментарии. Дневники Льва Толстого.- М.: Художественная литература, 1985.- С. 141-145.
137. Шкловский В.Б. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 2. Лев Толстой. Примечания Л. Опульской. -М.: Худ. лит-ра, 1974. - 752 с.
138. Шумилин Д.А. «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына как художественное исследование. - М.: Мегатрон, 1999. - 60 с.
139. Щерба Л.В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слова [1915] // Языковая система и речевая деятельность. / Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич. Изд. 4-е. М.: ЛКИ/ URSS, 2008. - С. 141 -146.
140.Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании [1931] // Языковая система и речевая деятельность. / Л.Р. Зиндер, М.И. Матесевич. Изд. 4-е. М.: ЛКИ/URSS, 2008. - С. 24 - 39.
141.Щерба Л.В. Пунктуация [1935] // Языковая система и речевая деятельность. / Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич. Изд. 4-е. М.: ЛКИ/URSS, 2008. - С. 241 - 245.
142. Энгельгардт H.A. Мелодика тургеневской прозы // Творческий путь Тургенева. - Петербург, Сеятель, 1923. - С. 9-63.
143. Энгельгардт Б.М. О поэтической образности. Из рукописного архива Б. М. Энгельгардта, хранящегося в Пушкинском доме, фрагменты которого были предоставлены проф. А. Б. Муратовым.
144.Ярофеева Л.М.Дневники Льва Николаевича Толстого:курс.раб. Чебокса-ры-Ядрин., 2008.-28 с.
145. Ярхо Б.И. Ритмика т.н. "романа в стихах" // ABS poética. I. Стих и проза. - M., 1927. - С. 9-36.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
146.Биография Толстого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tolstoy.biografy.ru - Загл. с экрана.
147.Большакова А.Ю. Русская литература на руберже ХХ-ХХ1 веков: новые приоритеты (статья вторая) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.zpu-journal.ru/2011/3/Bolshakova_Russian Literature - Загл. с экрана.
148.Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.wikipedia.org - Загл. с экрана.
149. Нойес Рассел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://acrash.virtualave.net/survive.html - Загл. с экрана.
150.Ритм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php - Загл. с экрана.
151. Смерть Ивана Ильича [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://u3a.socialprojectspb.ru/l.n.-tolstoj-i-ego-«smert-ivana-ilicha».html -Загл. с экрана.
152. Толстой Л.Н. Биография Л.Н. Толстого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russkay-literatura.ru - Загл. с экрана.
153. Толстой Л.Н. Драмы души. Позднее творчество Л.Н. Толстого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/raznoe/8734-dramy-dushi-pozdnee-tvorchestvo-l-n-tolstogo.html - Загл. с экрана.
154. Цитаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chuvstvnet.ru - Загл. с экрана.
155. Цитаты Л.Н. Толстого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zitata.com/lev-tolstoj-2.shtml - Загл. с экрана.
156. Юрасова Ю.О. Авторское сознание и ритмическая организация текста: на материале первой главы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka.hnpu.edu.ua/sites/default/files/fahovi%20vudannia/2010/Literatur oznavstvo_naukovi_zapusku_61_1Z6.html - Загл. с экрана.
157.Жуковский В.А. Смерть, зачем ты нам дана [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.huminfakt.ru/live16.html- Загл. с экрана.
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
158. БЭС - Большой энциклопедический словарь. Языкознание / В.Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.
159. ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь / В.Н. Ярцева. -М.: Большая советская энциклопедия, 1990. - 682 с.
160. «Правила» - Правила русской орфографии и пунктуации. Полн. академ. справ. / В.В. Лопатин. - М.: Эксмо, 2007. - 480 с.
161. «Справочник» - «Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование.» Д.Э.Розенталь, Е.В. Джан-ждакова, Н.П. Кабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 768 с.
162. САх - Словарь лингвистических терминов / О.А. Ахманова. Изд. 3-е, стереотип. - М.: КомКнига, 2005.- 576 с.
163. МЭС - Музыкальный энциклопедический словарь /
Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. —672 с.
164. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - Спб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
165. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альму-ханова и др.]. — М. : Эксмо, 2007. — 542 с.
166. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. Том 3. Р-Я / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ, 2006. - 976 с.
167. Философский словарь / С.Я Подопригора, А.С. Подопригора. - М.: Феникс, 2015. - 480 с.
168. Толковый строительно - архитектурный словарь / А.А. Бакулин. - Смоленск.: 2008.- 78 с.
Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015. - 928с.
169. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.3 / В.С. Степин. - М.: Мысль, 2010. - 692 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ
170. Толстой Л.Н. Детство. В 3-х т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1989. - С. 7-88.
171. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. В 3-х т. Т.3. М.: Художественная литература, 1989. - С. 495-540.
172. Толстой Л.Н. Крейцерова соната. Повести и рассказы. М.: Современник, 1987, - С. 273-337.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.