Ритмическая организация дикторской речи: на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Синицына, Любовь Викторовна

  • Синицына, Любовь Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 195
Синицына, Любовь Викторовна. Ритмическая организация дикторской речи: на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. Волгоград. 2014. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Синицына, Любовь Викторовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Аспекты изучения речевого ритма

Вводные замечания

1.1. Риторический аспект изучения речевого ритма

1.2. Литературоведческий аспект изучения речевого ритма

1.3. Лингвистический аспект изучения речевого ритма

Выводы по главе

Глава 2. Специфика ритмической организации дикторской речи

1980-х гг

Вводные замечания

2.1. Структурно-тематическая организация новостной телепрограммы 1980-х гг

2.2. Лексические повторы

2.3. Синтаксические средства создания ритма

2.4. Интонационные повторы

2.4.1. Синтагматическое членение как средство создания ритма

2.4.2. Мелодические повторы как ритмообразующее средство

2.5. Соотношение разноуровневых языковых средств при создании ритма

Выводы по главе

Глава 3. Особенности ритмической организации дикторской речи

2000-х гг

Вводные замечания

3.1. Структурно-тематическая организация новостной телепрограммы 2000-х гг

3.2. Лексические повторы

3.3. Синтаксические средства создания ритма

3.4. Интонационные повторы

3.4.1. Синтагматическое членение как средство создания ритма

3.4.2. Мелодические повторы как ритмообразующее средство

3.5. Соотношение разноуровневых языковых средств при создании ритма

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Знаки интонационной транскрипции

и принятые сокращения

Приложение 2. Перечень интонационных транскрипций

дикторской речи

Приложение 3. Интонационная транскрипция фрагмента

программы «Время» от 29.12.1983

Приложение 4. Интонационная транскрипция фрагмента

программы «Время» от 20.10.2012

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритмическая организация дикторской речи: на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.»

ВВЕДЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании рассматривается специфика использования различных языковых средств создания ритма дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Под дикторской речью понимается чтение заранее подготовленных текстов ведущими новостных теле- и радиопередач. Ритмическая организация определяется нами как система разноуровневых средств ритмизации в их соотношении и взаимодействии.

В связи с развитием средств массовой информации в лингвистической науке наблюдается интерес к изучению дикторской речи. Определены фонетические и просодические параметры речи ведущих радио- и телевизионных программ [Глушко 2004; Гришина 2003, 2006; Демина 2012; Жемерова 2009; Иванова-Лукьянова 2002; Ковальчук 2008; Корепанова 1989, 1990; Корчагина 1980; Лебедева 2004; Ломыкина 2006; Прохватилова 2002; Углова 2006]; рассмотрены нормы кодифицированной дикторской речи и отклонения от них [Брызгунова 1994; Валентинова 2011; Зарва 1976; Иванова-Лукьянова 2004; Ларина 2004; Минюшева 2004; Мясникова 2004; Румянцев 2006; Сенкевич 1997; Эсаулова 2005]; сформулированы рекомендации по верстке информационных сообщений и организации словесного материала для работников радио и телевидения [Бернштейн 1977; Борецкий 1990; Брызгунова 1994; Васильева 2002; Ефимова 2005; Зарва 1976, 1980; Зверева 2009; Каминский 2007; Лащук 2004; Прохватилова 2003; Фэнг 1993; Цвик 2008, 2009; Ярошенко 1973]; дано описание воздействующей функции новостных текстов [Борецкий 2002; Бровченко 2008; Васильев 2006; Гаймакова 2007; Иванова 2003; Кирия 2007; Кожамкулова 2008; Красильникова 2005; Лисова 2012; Любарский 2003; Ослон 2003; Прохоров 2004; Рогозина 2003; Струкова 2010].

В некоторых работах затрагиваются отдельные аспекты ритмизации дикторской речи. В частности, выделены ритмические модели синтагматического членения начальных, серединных и конечных предложений

информационного блока [Корепанова 1989]; определены слоговая, фразовая и интонационная характеристики ритма текстов информационных жанров публицистического стиля [Иванова-Лукьянова 2002]. Однако комплексного исследования ритмической организации речи ведущих новостных теле- и радиопередач не проводилось.

Между тем рассмотрение специфики использования различных языковых средств создания ритма в дикторской речи позволит не только установить лексические, синтаксические, интонационные средства ее ритмизации, но и выявить их соотношение и функции, что внесет определенный вклад в изучение языка СМИ, в том числе электронных, а также расширит представления о способах воздействия на телезрителей и радиослушателей. Этим объясняется актуальность данного исследования.

Объектом анализа является звучащая дикторская речь 1980-х гг. и 2000-х гг.; предметом послужили лексические, синтаксические и интонационные средства создания ее ритма.

В работе выдвигается гипотеза, согласно которой дикторской речи свойственна ритмическая организация, которая выполняет ряд функций и формируется лексическими, синтаксическими и интонационными средствами.

Цель исследования состоит в установлении своеобразия функционирования в дикторской речи ритмообразующих средств различных языковых уровней в их соотношении и взаимодействии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих

задач:

1) описать имеющиеся подходы к изучению речевого ритма, определению его основных единиц, свойств и функций;

2) выявить языковые средства, участвующие в создании ритма дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг., на лексическом, синтаксическом и интонационном уровнях;

3) охарактеризовать принципы организации разноуровневых языковых средств при создании ритма дикторской речи;

4) определить функции ритма в дикторской речи;

5) установить степень тематической и структурной обусловленности разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи.

Материалом для работы послужили аудиозаписи новостных программ «Время», «Вести» и «Сегодня», выходивших в эфир на центральных и основных российских телевизионных каналах в 1980-е гг. и 2000-е гг. Общее время звучания составило 20 часов.

Выбор материала установленного хронологического периода определяется тем, что дикторская речь 1980-х гг. и речь ведущих новостных телепередач 2000-х гг., как и любые другие формы телевизионной речи, являются отражением социально-политической ситуации и идеологической установки рассматриваемых временных периодов [Борецкий 2011; Муратов 2009; Плавник 2003].

Единицами наблюдения в данной работе выступают разноуровневые единицы языка, являющиеся конститутивным ядром звучащего новостного текста. Основной единицей наблюдения избрана синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи. Анализу подверглись более 8000 синтагм.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды по общей фонетике [Бондарко 1977; Гордина 2006; Зиндер 1979; Златоустова 1997; Кодзасов 2001; Кривнова 2007; Матусевич 1976], теории интонации [Брызгунова 1984; Иванова-Лукьянова 1990; Николаева 1977; Светозарова 1982; Цеплитис 1974; Черемисина-Ениколопова 1999], речевому ритму [Антипова 1990; Васильева 1990; Иванова-Лукьянова 1971; Потапова 2001; Прохватилова 1999].

При анализе ритмической структуры звучащего текста мы исходим из понимания ритма как квазипериодической повторяемости сходных и соизмеримых речевых явлений и признания его многоуровневого иерархического характера [Потапова 1997, с. 101]. Анализ просодического строя дикторской речи основывался на сформулированном Е.А. Брызгуновой положении о том, что значение высказывания формируется благодаря взаимодействию значений, выражаемых синтаксической конструкцией, лексическим составом, интонацией и контекстом [Брызгунова 1977]. Изложенные выше методологические принципы лежат в основе комплексного подхода к описанию языкового материала.

Специфика исследования предполагает применение различных методов анализа материала. На основе метода слухового анализа было произведено интонационное транскрибирование звучащего текста: определялись границы сегментации речевого потока, основные интонационные типы, характеристики интонационного центра, изменения скорости и интенсивности звучания. В работе также использовался описательный метод с его основными компонентами — наблюдением, сопоставлением, систематизацией материала и обобщением. С помощью метода стилистического анализа дифференцировались и квалифицировались стилистические значения языковых единиц. Прием количественного подсчета языковых фактов позволил установить частотность различных языковых средств ритмизации и их функций.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе представлено комплексное описание ритмической организации советской и российской дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Описаны ритмообразующие средства лексического, синтаксического и интонационного уровней. Установлено доминирование интонационных средств ритмизации, симметрия и пропорция определены как ведущие принципы ритмической организации. Выявлена структурная обусловленность разноуровневых средств ритмизации в

дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Обнаружена зависимость степени ритмизации от тематики информационного сообщения в речи ведущих новостных телепрограмм 1980-х гг. и отсутствие этой зависимости в дикторской речи 2000-х гг. Эмоционально-экспрессивная функция ритма определена как ведущая в дикторской речи 1980-х гг., смысловая функция выступает как доминирующая в речи ведущих новостных телепрограмм 2000-х гг.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении дефиниции термина «ритмическая организация речи», выявлении номенклатуры средств ритмизации звучащего текста, принципов их организации, функций ритма; определении специфики реализации речевого воздействия в телевизионной журналистике; углублении представлений о функциональном' публицистическом стиле и интонационных параметрах информационно-публицистического произносительного стиля, что является вкладом в функциональную стилистику, медиастилистику и фоностилистику русского языка.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в общих и специальных вузовских курсах фонетики, стилистики, фоностилистики русского литературного языка, в практике преподавания риторики, а также при составлении специализированных учебных пособий для дикторов и ведущих современных новостных телепередач.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дикторской речи свойственна ритмическая организация, специфика которой определяется функционированием лексических, синтаксических и интонационных средств ритмизации в их соотношении и взаимодействии.

2. Номенклатура средств ритмизации дикторской речи 1980-х гг. включает контактные и дистантные лексические повторы, синтаксический параллелизм, градацию, повторы синтагм одинаковой длины, повторы ИК-4,

ИК-6 в смежных синтагмах, воспроизведение сочетаний ИК-6+ИК-2 в соположенных синтагмах и в рамках одной синтагмы, ритмическую ступень. При этом в дикторской речи 1980-х гг. доминируют интонационные средства ритмизации.

3. Разноуровневые средства ритмизации дикторской речи 1980-х гг. характеризуются структурной обусловленностью: в рамках информационного блока новостей лексические и синтаксические единицы ритма используются главным образом в его серединной части, интонационные - в начальной, конечной и серединной. Существует тематическая зависимость степени ритмизации текста. Новости общественно-политической и культурной тематики из жизни Советского Союза и братских стран, выступления советских и зарубежных деятелей коммунистической партии, отношения между братскими социалистическими странами, обзоры зарубежной прессы о Советском Союзе, сообщения, повествующие о негативных событиях за рубежом, отличаются, как правило, высокой степенью ритмизации (более 50% синтагм звучащего текста); новости спорта, производства, промышленности, сельского хозяйства характеризуются средней степенью ритмизации (от 30% до 50% синтагм звучащего текста); новости, отражающие нейтральные и позитивные события в зарубежных странах, отмечены низкой степенью ритмизации (менее 30% синтагм звучащего текста).

4. В состав средств ритмизации дикторской речи 2000-х гг. входят дистантные лексические повторы, синтаксический параллелизм, повторы синтагм одинаковой длины, воспроизведение ИК-2 и ИК-6 в соположенных синтагмах, повторы сочетаний ИК-6+ИК-2 в смежных синтагмах, ритмическая ступень. При этом в значительной степени преобладают интонационные средства ритмизации, а использование лексических и синтаксических ритмических единиц сведено к минимуму.

5. Специфика ритмической организации дикторской речи 2000-х гг. проявляется в структурной обусловленности интонационных средств ритмизации, что находит проявление в регулярном воспроизведении ритмических единиц в начальных и конечных высказываниях и частичной ритмизации серединных высказываний информационных блоков; в ослаблении связи между степенью ритмизации и тематикой новостного сообщения; в преобладании информационных блоков, характеризующихся высокой степенью ритмизации (более 50% звучащего текста).

6. Ведущими принципами ритмической организации дикторской речи являются симметрия и пропорция, которые представлены своими разновидностями: простой и зеркальной симметрией, пропорциями равенства, нарастания и убывания. Наиболее последовательно симметрия и пропорция реализуются при синтагматическом членении речевого потока.

7. В дикторской речи разноуровневые средства ритмизации участвуют в реализации эмоционально-экспрессивной, смысловой, композиционной и организующей функций. При этом в дикторской речи 1980-х гг. доминирует эмоционально-экспрессивная функция, в речи ведущих новостных телепередач 2000-х гг. - смысловая.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования представлены в виде докладов на конференциях различных уровней: Международной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 2007 г.), Международном научном конгрессе «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, 2010 г.), Международной конференции «Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов» (Волгоград, 2010 г.), Международном молодежном научном форуме «Ломоносов - 2013» (Москва, 2013 г.), Международной конференции молодых славистов (Прага, 2013), Международной научно-практической конференции

«Журналистика 2013» (Москва, 2014), Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2006 г.), Региональной конференции «Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых ученых» (Волгоград, 2008 г.), Научно-практическом семинаре «От текста к печатному изданию: проблемы филологического анализа и редакторской подготовки» (Волгоград, 2013 г.). Результаты работы обсуждались на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава в рамках Научной сессии Волгоградского государственного университета (2004-2013 гг.).

По теме исследования опубликовано 14 работ общим объемом 3,38 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России, 2 публикации выполнены в соавторстве.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО РИТМА

Вводные замечания

В данной главе рассматриваются различные аспекты изучения речевого

ритма.

Раздел 1.1. посвящен рассмотрению риторического подхода к изучению речевого ритма. Представлены основные идеи о сущности, происхождении и роли ритма, описанные в работах античных ораторов. Раскрывается ритмико-текстологический подход к описанию текстов публичной ораторской речи, выявлены риторические фигуры, в основе которых лежит концепция ритма.

В рамках литературоведческого подхода, отраженного в разделе 1.2., уделяется внимание вопросу соотношения метра и ритма стихотворных произведений, сопоставлению ритма стиха и ритма прозы, методике определения ритмической организации прозаической речи, описанию уровней ритмизации художественного текста.

В разделе 1.3. представлены основные направления изучения речевого ритма в рамках лингвистического подхода. Анализируются различные толкования феномена речевого ритма, определяются его основные свойства, устанавливается номенклатура ритмообразующих единиц, раскрываются основные функции речевого ритма.

1.1. Риторический аспект изучения речевого ритма

В рамках риторического подхода возможности ритма при создании ораторских текстов были рассмотрены античными теоретиками искусства красноречия. В частности, в трактате об ораторском искусстве «Оратор» М.Т. Цицерона несколько разделов посвящено определению сущности, причин, происхождения и пользы ритма [http://masterslova.narod.ru/book/ciceron_orator.2pdf].

В трактате «Оратор» Цицерон обращается к вопросу происхождения ритма. Впервые ритм стал использоваться в речи ораторов софистов Фрасимаха, Горгия и Исократа.

Цицерон задается вопросом, существует ли ритм в прозе. «Некоторый ритм в прозаической речи существует, и это установить нетрудно: его распознает ощущение. Как несправедливо отрицать ощущаемое только потому, что мы не можем объяснить его причины!» - пишет великий оратор [Там же]. Однако Цицерон предостерегает от смешения ритма стихотворного и ритма прозаического. «Речь не должна быть ни сплошь ритмичной, как стихотворение, ни чуждой ритму, как разговорная речь: первая так связана, что ее искусственность бросается в глаза, вторая же так беспорядочна, что кажется общедоступной и пошлой: если первая не доставит наслаждения, то вторая вызовет отвращение» [Там же].

Назначение ораторского ритма, по словам Цицерона, заключается в том, чтобы соблюдать «закономерность не только в сочетаниях слов, но и в завершениях. Завершения получаются или как бы непроизвольно - самим расположением слов, или же с помощью таких слов, которые сами по себе образуют созвучия. Такие сочетания уже по собственной природе ритмичны, даже если к ним ничего не прибавлено намеренно» [Там же].

В конце XX в. риторический подход к определению ритма возрождается в рамках ритмической текстологии [Данилина 2002; Севериновская 1994; Шишкина 1974].

В рамках ритмической текстологии выявляются потенциальные возможности ритма для риторической оптимизации ораторской речи [Севериновская 1994].

Основополагающими моментами ритмической текстологии являются: 1. Исследования в области речевого ритма основаны на диалектическом единстве устной и письменной речи как двух формах ее существования.

2. Ритм не накладывается на произведение речи, выступая как особенность фонации, но выполняет конституирующую функцию.

3. Ритм создается совокупностью элементов разных уровней: фонетического, просодического, синтаксического, семантического.

4. Основной характеристикой ритмической организации является взаимное расположение синтагм с точки зрения их длины.

5. Основной категорией ритмической организации речи является фразировка, то есть избираемая говорящим расстановка пауз с естественно сопровождающими их другими просодическими средствами.

6. Основной задачей ритмической текстологии является «рассмотрение на конкретном материале всех основных подходов к проблеме членения речи, в объединении наиболее рациональных их элементов с целью обоснования оптимального варианта, который донес бы до читателя содержание -намерение текста наиболее адекватно» [Севериновская 1994, с. 4-5].

В соответствии с положениями теории ритмической текстологии анализ ритмической организации произведения речи включает 5 этапов: фразировку, определение длины синтагмы и процентного соотношения синтагм разной длины в речи, выявление ритмических моделей, по которым синтагмы соединяются между собой, анализ внутреннего строения синтагм и рассмотрение повторов единиц разных языковых уровней [Данилина 2002, с. 33].

В рамках ритмической текстологии изучены принципы ритмической организации научного текста (на материале лекторской речи) [Севериновская 1994] и ритмическая организация публичной политической речи [Данилина 2002, 2004]. Установлено, что риторическая направленность ораторской речи не может осуществляться без учета ритма [Севериновская 1994, с. 21].

Средства ритмизации в текстах ораторской речи оформлены в риторические фигуры периода, анафоры, эпифоры, синтаксического параллелизма и градации. Главное назначение риторических фигур, в основе

которых представлена концепция ритма, - сделать речь легкой для усвоения и запоминания [Рождественский 1997; Михальская 1996; Стернин 2007].

1.2. Литературоведческий аспект изучения речевого ритма

В рамках литературоведческого подхода к изучению ритма большое внимание уделяется вопросу соотношения метра и ритма стихотворных произведений, сопоставлению ритма стиха и ритма прозы, методике определения ритмической организации прозаической художественной речи, изучению ритма как элемента стилевого своеобразия, определению уровней ритмизации художественного текста. В научной литературе представлены исследования общих принципов ритмизации литературных прозаических текстов [Гумовская 2000; Хажиева 2007], рассматривается ритмическая организация прозаических произведений отдельных авторов в контексте индивидуального своеобразия [Лозюк 2009; Сергеева 2007; Сергеева 2008; Фоменко 2008; Хажиева 2009; Целовальникова 2005].

В некоторых работах «ритмически неупорядоченная» прозаическая речь резко противопоставляется ритмически упорядоченной - стихотворной. В подобных концепциях под ритмом подразумевается тенденция к равной длительности слогов или же промежутков между словесными ударениями. Такая равномерность (изохронизм) признается свойством лишь «размеренной» речи - стихов. Ритм, таким образом, отождествляется с метром [Гаспаров 2000; Зиндер 1979; Лотман 1994].

Это отождествление опровергается в ряде других теорий. Ритм даже в поэтическом произведении не может быть сведен к метру, а в некотором смысле оказывается противопоставленным метру. В стихе метр и ритм - это две его стороны: метр - статика стиха, то, что удерживает его в рамках устойчивой нормы размера, а ритм - динамика стиха, то, что обеспечивает жизнь произведения [Васильева 1992, с. 36].

Е. Невзглядова называет ритм «акустическим коррелятом метра». «В реальном прочтении стихотворного текста, - утверждает исследователь, -метрическая монотония преобразуется в ритмическую: метрическая схема накладывается на лексико-грамматическую конструкцию, и четырехстопный хорей (тата, тата, тата, тата) звучит реальным стихом» [Невзглядова 1998].

Метр, по определению И.М. Мельниковой, - необходимое условие ритма, и он одинаков для многих стихотворных произведений, ритм же, напротив, - индивидуален. Отношение метра и ритма можно определить как отношение общего и частного, при этом и метр, и ритм выступают относительно друг друга как в роли общего, так и в роли частного [Мельникова 2010, с. 162].

Некоторые исследователи считают наиболее целесообразным изучать ритмическую организацию прозаической речи по аналогии с речью поэтической, пытаясь обнаружить в прозе те же ритмические единицы, которые составляют основу поэзии, а именно слоги и стопы. В 20-е гг. прошлого столетия это направление было особенно популярным [Белый 1919; Шенгели 1960]. Однако в современной науке укрепилось представление о необходимости четко раграничивать понятия «стихотворный ритм» и «прозаический ритм».

Некоторые исследователи отрицают ритмическую организацию у «естественной» (неритмизованной) прозы в отличие от прозы ритмизованной. В. Жирмунский предлагает различать ритм как «естественное свойство речи» вообще и ритм как средство художественного воздействия так называемой «ритмической прозы». «Естественный ритм» прозы представляет собою неорганизованную последовательность сильных и слабых звуков речи (ударных и безударных слогов) и в этом смысле отличается от метрически организованного, то есть представляющего закономерное чередование сильных и слабых слогов. В ритмической прозе, как и в свободном стихе, наличествуют признаки ритмической организации [Жирмунский 1966, с. 103].

Значимость такого понятия, как ритмическая проза, принимали и другие исследователи-литературоведы. При этом В. Кожинов в своем теоретико-историческом очерке «Происхождение романа» придерживается точки зрения, что уже в XIX в. в зрелой прозе складывается особый, прозаический ритм, ритм прозы — понятие качественно, принципиально отличное от понятия «ритмическая проза». Прозаический ритм воспринимается В. Кожиновым как явление, присущее художественному роману, повестям, рассказам, которые представляют собой «искусно созданную форму художественного повествования, а вовсе не копию обычной разговорной речи» и обладают своим собственным, творчески созданным ритмом, несущим в себе глубокий эстетический смысл и осуществляющим изобразительные и выразительные цели [Кожинов 1963, с. 353].

Исследователи обращают внимание на то, что ритм прозы существенно отличается от ритма стиха. По мнению Б.В. Томашевского, в прозе ритм является результатом смысловой и выразительной конструкции речи, в то время как в стихе ритм определяет построение и в рамки ритма вдвигается смысл и выражение. В стихе значением и связыванием значений руководят ритмические соответствия. В прозе ритмические соответствия строятся по заданной словами выразительной линии речи [Томашевский 1996, с. 104].

Всякий ритм, по словам М.М. Гиршмана, - это единство многообразия, но отношения этих противоположностей различны в стихе и прозе. В стихе ритмическая закономерность выступает как единый исходный принцип развертывания речи, который может быть отвлеченно выражен в метрической схеме (хотя, конечно, не сведен к ней). В прозе ритмическое единство принципиально результативно, оно - итог речевого развертывания, а предпосылки и исходные установки этого итога не получают отчетливого речевого выражения. В прозе представлено единство, кристаллизирующееся из многообразия, а не многообразие, развивающееся из ясно провозглашенного и

непосредственно выраженного единства [Гиршман 1982, с. 282].

Е. Невзглядова подчеркивает различную природу ритмических ударений в стихе и ритмических ударений в прозе. Ритмические ударения в естественно-прозаической речи играют роль выделения смысла. Стиховые же ударения «бессмысленны»: немотивированные смыслом ударения, по мнению исследователя, не нарушают естественности стихотворной речи. Это связано с тем, что, по наблюдению Е. Невзглядовой, стих - явление интонационное и стиховая интонация вписана в текст посредством асемантической паузы, членящей речь на стихи. Таким образом, запись стихотворного текста короткими строчками не графическая причуда, не условность: эта запись фиксирует определенную интонацию, с помощью стиховой паузы в письменный текст вводится звучание голоса [Невзглядова 1998].

В поэтическом произведении, утверждает В. Кожинов, ритм содержит более или менее определенный, заранее заданный и единый смысл. А в прозе смысл ритма столь же изменчив и многозначен, как изменчивы и многообразны отрезки, на которые членится свободная прозаическая речь. Ритм прозы гибко меняется в зависимости от темпа и характера изображаемых событий и переживаний [Кожинов 1963, с. 352].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Синицына, Любовь Викторовна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова, Н.В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики / Н.В. Аванесова // Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - Вып. 2 (17). - С. 5-9.

2. Агапова, Л. Телевизионные выпуски новостей. Региональная специфика (на примере телеканалов Оренбургской области) / Л. Агапова. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2004. -77 с.

3. Алышева, Ю.С. Речевой портрет современного политического лидера: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю.С. Алышева. - Волгоград, 2013. -21 с.

4. Ананьева, Л.Г. Особенности синтаксической и ритмической структуры поэтических произведений Джерарда Мэнли Хопкинса / Л.Г. Ананьева // Вестник ТГПУ. - 2011. - 9 (111). - С. 38-42.

5. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. -М.: Народное образование, 1995. - 217 с.

6. Андреева, Д.И. Метрические и неметрические признаки ритма / ДИ. Андреева // Просодия текста. - Вып. 169. - М., 1980. - С. 98-192.

7. Антипова, A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма / A.M. Антипова // Вопросы языкознания. - 1990. - № 5. - С. 124-134.

8. Аристотель. Поэтика об искусстве и поэзии. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. ~ 184 с.

9. Аскин, Я.Ф. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве / Я.Ф. Аскин // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - С. 67-73.

10. Афонина, И.А. Модель адекватности ритмико-фонетических особенностей оригинала при переводе художественной прозы / И.А. Афонина. - Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/l 10/00l.pdf (дата обращения: 19.05.2013).

11. Афонина, И А. Статистические параметры трансляции ритмико-фонетических особенностей французской речи при переводе на русский язык: автореф. дис.... канд. филол. наук / И.А. Афонина. - Тюмень, 2008. -19 с.

12. Бабичева, А.Б. Особенности ритмической организации спонтанной немецкой диалогической речи на супрасегментном уровне (экспериментально-фонетическое исследование): дис. ... канд. филол. наук / А.Б. Бабичева. - М., 2003. - 162 с.

13. Балли, Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. - [вступит, ст. P.A. Будагова]. - М.: Изд-во иностр. лит., 1961. - 393 с.

14. Беданокова, З.К. Стихотворно-ритмические особенности рекламы как результат языковой игры / З.К. Беданокова, С.Х. Кумук // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. - 2011. - Вып. 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/stihotvorno-ritmicheskie-osobennosti-reklamy-kak-rezultat-yazykovoy-igry (дата обращения: 26.06.2013).

15. Безяева, М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка / М.Г. Безяева. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 752 с.

16. Белый, А. О художественной прозе / А. Белый // Горн. - 1919. - Кн. II, кн. III.-M., 1919.-С. 49-52.

17. Бернштейн, С.И. Язык радио / С.И. Бернштейн. - М.: Наука, 1977. - 46 с.

18. Берсенева, В.Я. Симметрия и искусство орнамента / В.Я. Берсенева, И.М. Яглом // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - JL: Наука, 1974. - С. 274-289.

19. Богданова-Бегларян, Н.В. О ритмообразующей функции дискурсивных единиц / Н.В. Богданова-Бегларян, Т.Н. Шерстинова, А.И. Кислощук // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. -2013. - Вып. 2 (22). - С. 7-17.

20. Бойчук, ЕЖ Исследование ритма прозы в работах французских лингвистов / Е.И. Бойчук // Ярославский педагогический вестник. Том I (Гуманитарные науки). - 2010. - № 4. - С. 232-234.

21. Бойчук, Е.И. Ритм в литературе и музыке / Е.И. Бойчук // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - 2010. - № 1. - С. 31-36.

22. Бойчук, Е.И. Средства ритмизации французского художественного прозаического текста / Е.И. Бойчук // Ярославский педагогический вестник. Том I (Гуманитарные науки). - 2011. - № 2. - С. 181-185.

23. Бойчук, Е.И. Уровни ритмизации французского художественного текста / Е.И. Бойчук // Ярославский педагогический вестник. Том I (Гуманитарные науки).-2011.-№2.-С. 181-185.

24. Болтаева, C.B. Ритмическая организация суггестивного текста: автореф. дис.... канд. филол. наук / C.B. Болтаева. - Екатеринбург, 2003. - 24 с.

25. Бондарко, JI.B. Звуковой строй современного русского языка / Л.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 1977. - 175 с.

26. Борецкий, P.A. Беседы об истории телевидения / P.A. Борецкий. - М.: ИКАР, 2011.-177 с.

27. Борецкий, P.A. Журналист ТВ: за кадром и в кадре / P.A. Борецкий, Г.В. Кузнецов. - М.: Искусство, 1990. - 275 с.

28. Борецкий, P.A. Осторожно, телевидение! / P.A. Борецкий. - М.: ИКАР, 2002. -260 с.

29. Броеченко, Г.Н. Роль телевещания в формировании единого культурного пространства России: ценностный аспект проблемы / Г.Н. Бровченко, М.А. Найден // Вестник печатных и электронных СМИ. - № 12. - 2008. -С. 2-16.

30. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. - М.: Русский язык, 1977. - 194 с.

31. Брызгунова, Е.А. Русская речь начала 90-х годов двадцатого века / Е.А. Брызгунова // Русская словесность. - 1994. - № 3. - С. 88-94.

32. Брызгунова, Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи / Е.А. Брызгунова. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 117 с.

33. Брюс, Г. Моделирование шведской интонации для прочитанной и спонтанной речи / Г. Брюс // Проблемы фонетики. - Вып. III. - М.: Наука, 1999.-С. 236-246.

34. Бурая, Е.А. Роль просодии в формировании ритма спонтанной диалогической речи (на материале английского языка): дис.... канд. филол. наук / Е.А. Бурая. - М., 1983.- 160 с.

35. Бухвалова, Е.Г. О ритме английской прозы / Е.Г. Бухвалова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 2 (13). -С. 43—44.

36. Валентинова, О.И. Смысл и «красота» в СМИ / О.И. Валентинова // Русская речь. - 2011. - № 2. - С. 60-64.

37. Васильев, А.Д. Некоторые манипулятивные приемы в текстах телевизионных новостей / А.Д. Васильев // Политическая лингвистика. -Вып. 20. - Екатеринбург, 2006. - С. 95-115.

38. Васильева, Л.А. Делаем новости! / Л.А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 190 с.

39. Васильева, В.В. Ритм текста в динамическом аспекте (на материале фонограмм русской прозаической речи): автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.В. Васильева. - Свердловск, 1990.

40. Васильева, В.В. Русский прозаический ритм: Динамический аспект / В.В. Васильева. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992. - 83 с.

41. Вейль, Г. Симметрия / Г. Вейль. - [вступит, ст. И.М. Яглом]. - М.: Наука, 1996. -192 с.

42. Вербовая, Н.П. Искусство речи / Н.П. Вербовая, О.М. Головина,

B.В. Урнова. - М.: Искусство, 1977. - 304 с.

43. Волкова, Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) / Е.В. Волкова // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - С. 73-85.

44. Гаймакова, Б.Д. Мастерство эфирного выступления / Б.Д. Гаймакова,

C.К. Макарова, В.И. Новикова, М.П. Оссовская. - М.: Аспект пресс, 2007. -284 с.

45. Гаймакова, Б.Д. Методика и практика редактирования телевизионных передач / Б.Д. Гаймакова. - М.: Искусство, 1975. - 131 с.

46. Гак, В.Г. Высказывание и ситуация. Проблемы структурной лингвистики / В.Г. Гак. -М.: Наука, 1973. - С. 349-371.

47. Галкина-Федорук, Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке / Е.М. Галкина-Федорук // Сб. статей по языкознанию / под общ. ред. проф. А.И. Ефимова. - М.: Изд-во МГУ, 1958. - С. 103-125.

48. Гаспаров, М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика / М.Л. Гаспаров. - М.: Фортуна Лимитед, 2000. - 352 с.

49. Гашкова, М.Г. О зарождении теории экспрессивности в современном языкознании / М.Г. Гашкова // Вестник МГОУ. Серия Лингвистика. - 2010. - №4. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/513495/ (дата обращения: 12.05.2013).

50. Гиршман, М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. - М.: Сов. писатель, 1982. - 368 с.

51. Глушко, Е.В. Паузирование в информационных текстах современной телевизионной речи (на материале новостей российского и британского телевидения): дис.... канд. филол. наук / Е.В. Глушко. - Пятигорск, 2004. -175 с.

52. Голякова, JI.A. Ритм художественного произведения: коммуникативно-прагматический аспект / JI.A. Голякова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - Вып. 3 (15). - С. 94-99.

53. Гордина, М.В. История фонетических исследований (от античности до

возникновения фонологической теории) / М.В. Гордина. - СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. - 537 с.

54. Горелова, O.A. Ритмическая организация «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева: лингвостилистический аспект: дис. ... канд. филол. наук / O.A. Горелова. - Владивосток, 2004. - 197 с.

55. Гридин, В.Н. Экспрессивность / В.Н. Гридин // Языкознание: Большой энциклопедический словарь. - 2-е (репринтное) издание «Лингвистического энциклопедического словаря» - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - С. 591.

56. Гришина, O.A. Просодические особенности речи красноярских дикторов / O.A. Гришина. - Режим доступа: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0088624.pdf. (дата обращения: 15.12.2006).

57. Гришина, O.A. Просодические параметры локальной речи (на материале г. Красноярска): дис. ... канд. филол. наук / O.A. Гришина. - Красноярск, 2003.- 182 с.

58. Гумовская, Г.Н. Ритм как фактор выразительности художественного текста: На материале английского языка: дис.... д-ра филол. наук / Г.Н. Гумовская. -М., 2000.-325 с.

59. Гумовская, Г.Н. Ритм прозаического текста: проблемы, поиски, решения / Г.Н. Гумовская // Сб. науч. трудов ИГУМО / под общ. ред. Ю.М. Антоняна. -М., 2008.-С. 4-36.

60. Данилина, В.В. Политическая ораторская речь в ритмико-текстологическом аспекте: дис.... канд. филол. наук / В.В. Данилина. - М., 2002. - 212 с.

61. Данилина, В.В. Ритмический анализ политической публичной речи / В.В. Данилина. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 240 с.

62. Данилина, В.В. Ритмические особенности политической ораторской речи /

B.В. Данилина // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - М., 2002. - № 4 - С. 33-45.

63. Дейк, Т.А. Анализ новостей как дискурса / Т.А. Дейк // Язык. Познание. Коммуникация. - Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. -

C. 111-160.

64. Демина, М.А. Фонопрагматическая обусловленность речи телеведущих информационных программ (на материале британского варианта английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.А. Демина. -М., 2012.-24 с.

65. Дерябин, A.A. Телевизионные новости как коммуникативное событие / A.A. Дерябин //Дискурс. - 1998. - № 7. - С. 60-63.

66. Донецких, Л.И. Ритмомелодический рисунок художественного текста как способ экспликации подтекстовых смыслов (рассказ А.П. Чехова «Студент») / Л.И. Донецких, Е.И. Лелис // Вестник Удмуртского университета. История и Филология. - 2011. - Вып. 4. - С. 152-164.

67. Дорохова, М.В. Ритмическая организация американской речи: автореф. дис.... канд. филол. наук / М. В. Дорохова. - М.: РУДН, 1996. - 22 с.

68. Дускаева, Л.Р. Язык и стиль электронных СМИ / Л.Р. Дускаева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта, Наука, 2003. - С. 642-647.

69. Егоров, В.В. Телевидение: Теория и практика / В.В. Егоров. - М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 1993.-306 с.

70. Егоров, В.В. Теория и практика советского телевидения / В.В. Егоров. - М.: Высшая школа, 1980. - 288 с.

71. Елъцова, Е.В. Ритмическая организация произведений В.Т. Чисталиева: дис.... канд. филол. наук / Е.В. Ельцова. - Сыктывкар, 2009. - 169 с.

72. Ефимов, А.И. Стилистика художественной речи / А.И. Ефимов. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1961. - 519 с.

73. Ефимова, Н.Н. Звук в эфире / Н.Н. Ефимова. - М.: Аспект Пресс, 2005. -142 с.

74. Ефремов, В.А. Ассоциативные аспекты ритма лирической прозы (на материале цикла И.А. Бунина «Темные аллеи») / В.А. Ефремов // Научный диалог. Филология. - 2012. - № 8. - С. 88-105.

75. Жемерова, С.Б. Темпоральные характеристики интонации речи дикторов телевидения / С.Б. Жемерова // Речевые технологии. - М.: Народное образование, 2009. - № 1. - С. 22-32.

76. Жирмунский, В.М. О ритмической прозе / В.М. Жирмунский // Русская литература. - 1966. - № 4. - С. 103-114.

77. Жумалиева, Р.З. Синтагма как ритмическая единица текста (экспериментально-сопоставительное исследование различных функционально-стилистических видов текста в английском, русском и казахском языках): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р.З. Жумалиева. -М., 1993.-21 с.

78. Заболотнева, O.JI. Виды и функции повторов: на примере русскоязычных и англоязычных лекций / O.J1. Заболотнева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - № 5 (16). - Тамбов: Грамота, 2012. -С. 76-79.

79. Задоенко, Т.П. Ритмическая организация потока китайской речи / Т.П. Задоенко. - М.: Наука, 1980. - 268 с.

80. Зайцева, А. О некоторых аспектах ведущего на телевидении / А. Зайцева // Вопросы киноискусства. - М., 1975. - С. 215-245.

81. Зарва, М.В. Некоторые особенности языка радио как вида массовой коммуникации / М.В. Зарва // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. - С. 115-178.

82. Зарва, М.В. Произношение в радио- и телевизионных передачах / М.В. Зарва. - М.: Искусство, 1976. - 102 с.

83. Зарва, М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач / М.В. Зарва. -М.: Искусство, 1971. - 179 с.

84. Зверева, Н. Школа тележурналиста / Н. Зверева. - Нижний Новгород: Издательский дом Минакова, 2009. - 272 с.

85. Зиндер, J1.P. Общая фонетика / J1.P. Зиндер. - М.: Высшая школа, 1979. -312 с.

86. Златоустова, JI.B. Общая и прикладная фонетика / JI.B. Златоустова, Р.К. Потапова, В.В. Потапов, В.Н. Трунин-Донской; под общ. ред. Р.К. Потаповой. - М.: МГУ, 1997. - 415 с.

87. Златоустова, JI.B. Роль фразовых акцентов в организации звучащего стиха / JI.B. Златоустова // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. - М.: Наука, 1985. - С. 49-60.

88. Иванова, Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы: на примере Ростовской области: дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Иванова. - Ростов-на-Дону, 2003. - 151 с.

89. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. - М.: Русский язык Медиа, 2007. - 892 с.

90. Иванова, Т.Ф. Русская речь в эфире: комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Т.А. Черкасова. - М.: Русский язык Медиа, 2007. - 342 с.

91. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм / Г.Н. Иванова-Лукьянова. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 200 с.

92. Иванова-Лукьянова, Г.Н. О норме в интонации / Г.Н. Иванова-Лукьянова // Культура русской звучащей речи: Традиции и современность: тезисы докладов международной научной конференции 26-28 апреля 2004 г. - М., 2004.-С. 57-59.

93. Иванова-Лукьянова, Г.Н. О ритме прозы / Г.Н. Иванова-Лукьянова // Развитие фонетики современного русского языка: Фонологические подсистемы. - М.: Наука, 1971. - С. 128-147.

94. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Ритмико-интонационное строение текста: (Функционально-стилистический аспект): автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г.Н. Иванова-Лукьянова. - М., 1990. - 37 с.

95. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Суперсегментная фонетика в функционально-стилистическом аспекте / Г.Н. Иванова-Лукьянова // Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект: Суперсегментная фонетика. Морфологическая семантика. - Л.: Наука, 1989. - С. 33-73.

96. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Чтение вслух с опорой на пунктуацию / Г.Н. Иванова-Лукьянова. -М.: Русский язык, 1988. - 184 с.

97. Ивахнов, Д.С. Психолингвистика и ритм: автореф дис. ... канд. филол. наук / Д.С. Ивахнов. - Саратов, 1987. - 18 с.

98. Каган, М. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. Каган. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1972. - 440 с.

99. Калашникова, А.Р. Типы ритмических моделей прозаических текстов/ А.Р. Калашникова // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - Режим доступа: www.grani.vspu.ru. (дата обращения: 25.11.2012).

100. Каминский, A.C. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста / A.C. Каминский. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.

101. Карабекян, С.Б. Вопросы ритмического построения арабской речи: автореф. дис.... канд. филол. наук / С.Б. Карабекян. - М., 1984. - 127 с.

102. Кирш, К.Д. Телевизионный новостной текст: структура, стратегия, экспрессивность: дис. ... канд. филол. наук / К.Д. Кирия. - М., 2007. - 327 с.

103. Климов, Н.Д. Вводно-фонетический курс немецкого языка / Н.Д. Климов. -М.: Высш. школа, 1978. - 131 с.

104. Ковальчук, Г.Л. Телевизионная речь: особенности формирования / Г.Л. Ковальчук // Вестник Воронеж, ун-та. Серия: Филология. Журналистика. - 2008. - № 1. - С. 67-72.

105. Ковальчук, Г.Л. Языковые и стилистические особенности телевизионной речи в информационных программах телеканалов Республики Татарстан : на материале информационных выпусков 2002-2007 гг.: дис. ... канд. филол. наук / Г.Л. Ковальчук. - Казань, 2008. - 168 с.

106. Кодзасов, C.B. Исследования в области русской просодии / C.B. Кодзасов. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 496 с.

107. Кодзасов, C.B. Общая фонетика / C.B. Кодзасов, О.Ф. Кривнова. - М.: Изд-воРГТУ, 2001.-592 с.

108. Кожамкулова, Ш. Фрейминговые эффекты в новостях и их воздействие на казахстанского телезрителя / Ш. Кожамкулова // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология. - 2008. - № 2 (3). -С. 83-85.

109. Кожинов, В.В. Происхождение романа / В.В. Кожинов. - М.: Сов. писатель, 1963.-440 с.

110. Корепанова, Т.Э. Интонационно-стилистические различия информационно-публицистических передач радио и телевидения: дис.... канд. филол. наук / Т.Э. Корепанова. - М., 1990. - 190 с.

111. Корепанова, Т.Э. Стилистическая функция синтагматического членения телевизионных передач информационного типа / Т.Э. Корепанова // Русский язык за рубежом. - 1989. - № 5. - С. 73-79.

112. Корчагина, Е.Ю. О классификации публицистических жанров радиоречи с точки зрения интонационной фоностилистики / Е.Ю. Корчагина // Вопросы фоностилистики. - М: МГПИИЯ, 1980. - С. 134-151.

ИЗ. Костомаров, В.Г. Тексты масс-медиа / В.Г. Костомаров // Журналистика и культура речи. - 2004. - № 2. - С. 5-40.

114. Коченкова, Ю.Е. Роль ритмико-интонационных средств в создании выразительности / Ю.Е. Коченкова // Язык, словесность, культура. - 2011. - № 2. - С. 24-37.

115. Красилъникова, Е.М. Просодическая реализация функции воздействия в текстах информационного и ораторского стилей (экспериментально-фонетическое исследование на материале американского варианта английского языка): дис. ... канд. филол. наук / Е.М. Красильникова. -Волгоград, 2005. - 166 с.

116. Краснова, Т.А. О строении ритма английской прозы / Т.А. Краснова // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки. - 2005. — №5 (2).-С. 21-25.

117. Кривнова, О.Ф. Ритмизация и интонационное членение текста в «Процессе речи-мысли» (опыт теоретико-экспериментального исследования): автореф. дис.... д-ра филол. наук / О.Ф. Кривнова. - М., 2007. - 53 с.

118. Кузнецова, A.A. Стилистические фигуры, построенные по принципу синтаксического параллелизма в современном русском литературном языке / A.A. Кузнецова // Вестник КрасГУ. Сер. Гуманитарные науки. -2005. - № 6. - С. 114-117. - Режим доступа: http://library.krasu.ru/fl/ft/_articles/008971 l.pdf (дата обращения: 16.12.2012).

119. Кэролл, Маккалах В. Новости на ТВ. / В. Маккалах Кэрролл. - М.: Мир, 2000.-280 с.

120. Лазарева, Э.А. Язык электронных СМИ в коммуникативном аспекте / Э.А. Лазарева // Публицистика и информация в современном обществе. -М., 2000. - С.205-217.

121. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора / С.Г. Лазутин. - М.: Высш.

шк., 1989.-208 с.

122. Лаптева, O.A. Речевые возможности текстовой омонимии: (грамматика понимания на материале текстов газет радио, телевидения) / O.A. Лаптева. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 413 с.

123. Ларина, Е.Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Г. Ларина. - Волгоград, 2004.-13 с.

124. Лащук, O.P. Редактирование информационных сообщений / O.P. Лащук. -М.: Аспект Пресс, 2004. - 160 с.

125. Лебедева, Ю.С. Особенности интонационного оформления текста телевизионного информационного сообщения / Ю.С. Лебедева, Г.П. Кашкорова // II Международный конгресс русистов-исследователей, Москва 2004. - Режим доступа: www.philol.msu.ru (дата обращения: 15.12.2012).

126. Лисова, С.Ю. Телевизионные новости как форма знания о политике / С.Ю. Лисова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - № 6. - С. 95-102.

127. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев // Избранные работы: В 3 т. - Т.1. - Л.: Художественная литература, 1987. -С.261-654.

128. Лихачев, Д.С. Стилистическая симметрия в древнерусской литературе/ Д.С. Лихачев // Проблемы современной филологии. - М.: Наука, 1965. -С.418-422.

129. Лозюк, Н.Ю. Композиционный ритм в новеллах И.А. Бунина («Темные Аллеи»): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Ю. Лозюк. - Новосибирск,

2009.-18 с.

130. Ломыкина, Н.Ю. Просодические характеристики речи телеведущих: на материале программ социально-культурной тематики: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Ю. Ломыкина. - М., 2006. - 25 с.

131. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. - В 8 т. - М.: Фолио, 2000.

132. Лотман, Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994.-С. 11-258.

133. Льюис, Б. Диктор телевидения / пер. с англ. В. Ткаченко. - М.: Искусство, 1973.-200 с.

134. Любарский, Г. Испугать, чтобы успокоить / Г. Любарский // Искусство кино. - 2003. - № 11. - С. 22-26.

135. Матусевич, М.И. Современный русский язык: Фонетика / М.И. Матусевич. -М.: Просвещение, 1976. - 288 с.

136. Мельникова, ИМ. Метр и ритм как граница / И.М. Мельникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». —

2010.-№ 1 (7).-С. 161-169.

137. Метлякова, Е.В. Дистантные идентичные повторы в поэзии Анны Ахматовой / Е.В. Метлякова // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки. - 2006. - № 5 (2). - С. 99-104.

138. Метлякова, Е.В. Лексический повтор как семантико-стилистическая категория организации лирического текста в раннем творчестве Анны

Ахматовой: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Метлякова. - Ижевск, 2011.-24 с.

139. Метлякова, Е.В. Повторная номинация в поэзии Анны Ахматовой (на материале сборника «Вечер») / Е.В. Метлякова // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки. - 2007. - № 5 (2). - С. 131-136.

140. Минюшева, И.Ф. Лингвистическая характеристика радиоречи: орфоэпический аспект / И.Ф. Минюшева // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2004. - № 1 - С. 111-117.

141. Мщманашвили, М.Г. Значение звучащего и незвучащего времени для ритмической организации синтагмы / М.Г. Мирианашвили // Лингвистическая полифония. - М.: Языки славянских культур, 2007. -С. 473-487.

142. Михальская, А.К. Основы риторики / А.К. Михальская. - М.: Просвещение, 1996.-416 с.

143. Морилова, Е.С. Ритмические особенности рекламных сообщений (на материале современных англоязычных журналов): дис. ... канд. филол. наук / Е.С. Морилова. - СПБ., 2005. - 198 с.

144. Мосиенко, З.С. О ритме прозы / З.С. Мосиенко // Вопросы фоностилистики. -М.: МГПИИЯ, 1980.-С. 248-261.

145. Муратов, С. Телевидение в поисках телевидения / С. Муратов. - М.: Издательство МГУ, 2009. - 280 с.

146. Мусхелишвили, H.J1. Семантика и ритм молитвы / Н.Л. Мусхелишвили,

Ю.А. Шрейдер // Вопросы языкознания. - 1993. - № 1. - С. 45-51.

147. Мясникова, JI.B. Интерпретация языка аудиовизуальных и аудиальных СМИ в дискурсивном аспекте: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.В. Мясникова. - Ижевск, 2004. - 20 с.

148. Мясникова, М.А. Художественные программы на телевидении / М.А. Мясникова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. - 296 с.

149. Невзглядова, E.H. Об интонационной природе стиха (оппозиция: стих -проза / E.H. Невзглядова // Литературный альманах. - 1998. - Вып. 17. -Режим доступа: detective.gumer.info/etc/nevzgljadova-7.doc (дата обращения 18.08.2013).

150. Никитина, О. Художественное интонирование (о ритме прозаического текста) / О. Никитина // Stella Libra. - Режим доступа: www.stellalibra.ru/masters/urok2.htm (дата обращения 11.11.2012).

151. Никитина, С.Е. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов: Принципы составления и избранные словарные статьи / С.Е. Никитина, Н.В. Васильева. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. -171 с.

152. Николаева, Т.М. Фразовая интонация славянских языков / Т.М. Николаева. -М.: Наука, 1977.-281 с.

153. Овечкина, Е.А. Специфика просодической организации православной молитвы: дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Овечкина. - Волгоград, 2011. -200 с.

154. Олянич, A.B. Презентационная теория дискурса / A.B. Олянич. - Волгоград: Парадигма, 2004. - 507 с.

155. Ослон, А. Новости на ужин / А. Ослон // Искусство кино. - 2003. - № 11.— С. 27-31.

156. Петрова, Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибургская. - М.: Флинта, 2011. - 160 с.

157. Пешковский, A.M. Избранные труды / A.M. Пешковский. - М.: Учпедгиз, 1959.

158. Плавник, A.A. Основные этапы развития аудиовизуальных СМИ / A.A. Плавник. - Минск: БГУ, 2003. - 105 с.

159. Потапов, В.В. Контрастивное исследование речевого ритма в диахронии и синхронии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В.В. Потапов. - М., 1998. -45 с.

160. Потапова, Р.К. К опыту изучения семантико-синтаксической ритмизации текстов художественной прозы / Р.К. Потапова, C.B. Прокопенко // Вопросы языкознания. - 1997. - № 4. - С. 101-114.

161. Потапова, Р.К. Проблемы ритма немецкой звучащей речи / Р.К. Потапова, В.В. Потапов // Вопросы языкознания. - 2001. - № 6. - С. 104-122.

162. Прокопенко, C.B. Смысловая функция ритма в тексте (Исследование на материале художественных прозаических текстов немецкого и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук / C.B. Прокопенко. - М., 1995. -16 с.

163. Прохватилова, O.A. К вопросу о фоностилистической парадигме русской звучащей речи / O.A. Прохватилова // Вестник ВолГУ. Серия 2. Языкознание. - 2002. - Вып. № 2. - С. 58-61.

164. Прохватилова, O.A. Корректировочный курс русской фонетики / O.A. Прохватилова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 134 с.

165. Прохватилова, O.A. Лингвистические особенности восприятия звучащего информационно-публицистического текста / O.A. Прохватилова // Czlowiek. Swiadomosc. Kommunikacja / Internet. Miedzynarodowa Konferencja Naukowa «Jezyk rosyjski w prestrzeni jezykowej i kulturowej Europy i swiata». Warszawa, 1-12 maja 2002 г. - Warszawa, 2003. -S. 108-113.

166. Прохватилова, O.A. О ритмо-мелодической организации православной молитвы и проповеди / O.A. Прохватилова // Мир Православия: сб. науч. ст. - Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 1997. - С. 112-119.

167. Прохватилова, O.A. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи / O.A. Прохватилова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.-362 с.

168. Прохватилова, O.A. Стилеобразующая функция ритмических единиц молитвы / O.A. Прохватилова // Вестник ВолГУ. Сер. 2: Филология. - 1997. - Вып. 2-С. 36-40.

169. Прохватилова, O.A. Стилистический анализ звучащей речи / O.A. Прохватилова. - Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1996. -163 с.

170. Прохоров, А. Новости как мистификация / А. Прохоров // Искусство кино. -2004.-№3.-С. 12-17.

171. Риффатер, М. Критерии стилистического анализа / М. Риффатер // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. IX. Лингвостилистика. - М.: Прогресс, 1980.-С. 69-98.

172. Рогозина, И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис.... д-ра филол. наук / И.В. Рогозина. - Барнаул, 2003. - 430 с.

173. Рождественский, Ю.В. Теория риторики / Ю.В. Рождественский. - М.: Добросвет, 1997. - 597 с.

174. Романов, Д.А. Ритм в эмфазе и способы ритмической организации ораторской речи / Д.А. Романов // Русский язык в школе. - М., 2004. - № 5. -С. 92-97.

175. Рослова, Е.Ю. Просодическая организация ораторской речи (на материале литургической проповеди): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Ю. Рослова. - М., 2009. - 27 с.

176. Румянцев, М.К. Просодическое оскудение русской речи / М.К. Румянцев // Филологические науки. - 2006. - № 6. - С. 9-15.

177. Русская грамматика: В 2-х томах. Tl. - М., 1982. - Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/ (дата обращения 17.03.2013).

178. Савинский, В.Г. Анализ ритмической организации разных видов текста (монолог-чтение, монолог-пересказ, монолог спонтанный): автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.Г. Савинский. - М., 1982.

179. Свешана, C.B. Телевизионная речь: Функции и структура / C.B. Светана.-М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. - 151 с.

180. Светозарова, H Д. Интонационная система русского языка / Н.Д. Светозарова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 176 с.

181. Севериновская, КС. Принципы ритмической организации научного текста: на материале лекторской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.С. Севериновская. - М., 1994. - 21 с.

182. Семьян, Т.Ф. Ритм прозы В.Г. Короленко: дис. ... канд. филол. наук / Т.Ф. Семьян. - Алматы, 1997.-148 с.

183. Сенкевич, М.П. Культура радио- и телевизионной речи / М.П. Сенкевич. -М.: Высш. шк., 1997. - 94 с.

184. Сергеева, Е.С. Ритм прозы Н.В. Гоголя: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.С. Сергеева. - М., 2007. - 18 с.

185. Сергеева, Ю.А. Ритм в структуре современного короткого рассказа (на материале произведений Фэй Уэлдон и Анни Сомон): автореф. ... канд. филол. наук / Ю.А. Сергеева. - М., 2008. - 19 с.

186. Стернин, И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин. - М.: Академия, 2007.-87 с.

187. Стрельникова, Е.С. Интонационно-звуковая организация радиорекламы: дис.... канд. филол. наук / Е.С. Стрельникова. - Волгоград, 2006. - 151 с.

188. Стрельникова, Е.С. Категория симметрии как принцип отбора звуковых средств в радиорекламе / Е.С. Стрельникова // Человек в современных философских концепциях: материалы Третьей Международной конференции. 14-17 сентября 2004 г.: в 2 т. - Т. 2. - Волгоград: Принт, 2004.-С. 112-115.

189. Современный русский язык: учебник для филол. спец. ун-тов / под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.

190. Солодова, И. А. Синтаксический параллелизм в акте коммуникации: автореф. дис.... канд. филол. наук / И.А. Солодова. - М., 1993. - 16 с.

191. Сошников, А. О. Акцентно-ритмическая структура синтагмы как ключевой элемент просодической организации текстов повествования и рассуждения/ А.О. Сошников. - Режим доступа: tl-ic.kursksu.ru/pdf/008-15.pdf (дата обращения: 15.06.2013).

192. Стернин, И.А. Речевое воздействие как интегральная наука. - Воронеж, Москва, 2000. - Режим доступа: http://sternin.adeptis.rU/articles_rus.html#d (дата обращения: 30.09.2013).

193. Струкова, Е.В. Телевизионные новости: Моделирование политической PR-информации (технологический аспект): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Струкова. - Воронеж, 2010. - 21 с.

194. Супрун, Е.А. Повтор в лексической структуре текста / Е.А. Супрун // Язык -система, язык - текст, язык - способность. - М.: Институт русского языка РАН, 1995.-С. 133-141.

195. Татару, JI.B. Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста (Сб. Дж. Джойса «Дублинцы») / Л.В. Татару // Известия Российского государственного педагогического университета им.

A.И. Герцена. Языкознание. - 2008. - Вып. 75. - С. 23-37.

196. Ташкина, Е.В. Функционально-просодические характеристики текста англоязычной радиопрограммы по филологической тематике: автореф. дис.... канд. филол. наук / Е.В. Ташкина. - Самара, 2007. - 20 с.

197. Телия, В.И. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц /

B.Н. Телия // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991. - С. 39-66.

198. Тимофеев, Л.И. Слово в стихе / Л.И. Тимофеев. - М.: Сов. Россия, 1987. -424 с.

199. Токарева, А.И. Об эстетической функции поэтического ритма / А.И. Токарева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. - 2008. - Вып. 9. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ob-esteticheskoy-funktsii-poeticheskogo-ritma (дата обращения: 11.09.2013).

200. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 333 с.

201. Торсуева, КГ. Ритм / И.Г. Торсуева // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002.-С. 416.

202. Тошович, Б. Экспрессивный синтаксис глагола русского и сербского/хорватского языков / Б. Тошович. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 560 с.

203. Трескова, С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации: Принципы измерения языковой вариативности / С.И. Трескова. - М.: Наука, 1989.- 151 с.

204. Труфанова, В.Я. Интонационно-стилистический анализ индивидуальных особенностей речи / В.Я. Труфанова // Русский язык за рубежом. - 1984. -№2.-С. 38-39.

205. Углова, Н.Г. Специфика мелодики и темпа дикторской речи (экспериментально-фонетическое исследование на материале информационных программ американского телевидения): дис. ... канд. филол. наук / Н.Г. Углова. - М., 2006. - 168 с.

206. Урманцев, Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии / Ю.А. Урманцев. - М.: Мысль, 1974. - 229 с.

207. Ухова, JI.B. Речевые средства реализации авторского намерения в жанре телеинтервью: дис. ... канд. филол. наук / JI.B. Ухова. - Ярославль, 2001. -Режим доступа: http://www.ahmerov.com/book_1056.html (дата обращения: 21.07.2013).

208. Фоменко, КВ. Ритм и смысл: опыт интерпретации романа «Город Эн» / И.В. Фоменко // Новый филологический вестник. - 2008. - Т. 7. - Вып. 2. -Режим доступа: http ://суЬег1еп1пка.ги/агИс1е/п/п1т-1-8туз1-ор}1;-1^ефге1а18й-romana-gorod-en (дата обращения: 17.06.2013).

209. Фортунатов, Н.М. Ритм художественной прозы / Н.М. Фортунатов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. ст. - Д.: Наука, 1974. -С. 173-186.

210. Фэнг, К Теленовости: секреты журналистского мастерства (Реферат книги). -М.:ИПК, 1993.-144 с.

211. Хажиева, Г.Ф. Ритм прозы: теория и история вопроса / Г.Ф. Хажиева // Вестник Новгородского государственного университета. - 2007. - № 3-С. 73-76.

212. Хажиева, Г.Ф. Ритм прозы Ф.М. Достоевского (на примере фантастического рассказа «Сон смешного человека»): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г.Ф. Хажиева. - Уфа, 2009. - 25 с.

213. Харлап, М.Г. О понятиях «ритм» и «метр» / М.Г. Харлап // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. - М.: Наука, 1985. -С. 11-29.

214. Храмчихин, А. Все (будет) плохо / А. Храмчихин // Искусство кино. - 2003.

-№ 1-С. 18-21.

215. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика / B.JI. Цвик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 495 с.

216. Цвик, В.Л. Телевизионная служба новостей / B.JI. Цвик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-319 с.

217. Целовалъникова, Н.В. Ритм прозы А. Ремизова: автореф. дис.... канд. филол. наук / Н.В. Целовалъникова. - Астрахань, 2005. - 16 с.

218. Цеплитис, JI.K. Анализ речевой интонации / Л.К. Цеплитис. - Рига: Зинатне, 1974.-272 с.

219. Цицерон, М.Т. Оратор. — Режим доступа: http://masterslova.narod.ru/book/ciceron_orator.pdf (дата обращения: 30.09.2013).

220. Чалоеа, О.В. Эстетическая функция средств коммуникативного уровня русского языка (на примере образов, созданных О. Ефремовым, О. Табаковым и А. Калягиным): дис. ... канд. филол. наук / О.В. Чалова. -М., 2006. - 345 с.

221. Черемисина, Н.В. Русская интонация: Поэзия, проза, разговорная речь / Н.В. Черемисина. - М.: Русский язык, 1982. - 207 с.

222. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации / Н.В. Черемисина-Ениколопова. -М.: Флинта: Наука, 1999. - 515 с.

223. Чернова, М.М. Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста: дис. ... канд. филол. наук / М.М. Чернова. -Горно-Алтайск, 2002. - 295 с.

224. Чернышева, Н.Ю. Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания: дис. ... канд. филол. наук / Н.Ю. Чернышева. -Барнаул, 2002. - 128 с.

225. Чумичева, Н.В. Копирайтинг и рекламная суггестия: алгоритмизация творчества: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Чумичева. - Ростов-на-Дону, 2009. - 23 с.

226. Чумичева, Н.В. Метроритмические технологии рекламного программирования / Н.В. Чумичева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология». - Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2008. - Вып. 3 - С. 42-46.

227. Шахбагова, Д.А. Об одном опыте анализа ритмической организации текста на материале ораторской речи в американском варианте английского языка. / Д.А. Шахбагова, О.П. Крюкова // Вопросы фоностилистики. - М.: МГПИИЯ, 1980.-С. 13-22.

228. Шелестюк, Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования / Е.В. Шелестюк. - Челябинск, 2009. - Режим доступа: http://shelestiuk.narod.ru/publications/Shelestiuk_Rechevoye_Vozdeistvie_l-l.pdf (дата обращения 30.10.2013).

229. Шенгели, Г. Техника стиха / Г. Шенгели. - М.: Гослитиздат, 1960. - 312 с.

230. Шишкина, Т.Н. К вопросу о ритмическом построении речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.Н. Шишкина. - М., 1974. - 20 с.

231. Шубников, A.B. Симметрия в природе и искусстве / A.B. Шубников,

B.А. Копцик. - М.: Наука, 1972. - 349 с.

232. Шурова, М.Е. Ритмические параметры звучащей детской речи: автореф. дис.... канд. филол. наук / М.Е. Шурова. - Воронеж, 2001. - 21 с.

233. Щербаков, A.B. Градация / A.B. Щербаков // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. - М.: Флинта: Наука, 2003. -

C. 139-140.

234. Щербаков, A.B. Градация как стилистическое средство и риторическая фигура в современном русском языке / A.B. Щербаков. - Режим доступа: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/007028 l.pdf (дата обращения: 14.07.2013).

235. Щербаков, A.B. Градация как стилистическое явление современного русского литературного языка: дис. ... канд. филол. наук / A.B. Щербаков. - Кемерово, 2004. - 229 с.

236. Эсаулова, Е.А. Речевые ошибки в телевизионном и радиоэфире / Е.А. Эсаулова // Новое в массовой коммуникации. Акценты. - Воронеж, 2005. - Вып. 55-56 (5-6). - С. 40-45.

237. Этгинд, Г.Э. Ритм поэтического произведения как фактор содержания / Г.Э. Этгинд // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - JL: Наука, 1974.-С. 104-121.

238. Юровский, А.Я. Основы телевизионной журналистики / А.Я. Юровский, Р.А. Борецкий, Э.Г. Багиров. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 238 с.

239. Юровский, А.Я. Телевидение - поиски и решения / А.Я. Юровский. - М.: Искусство, 1983. - 215 с.

240. Ярошенко, В.Н. Информационные жанры радиожурналистики / В.Н. Ярошенко. - М.: Государственный Комитет Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию, 1973. - 116 с.

241. Bruce, G. Textual aspects of prosody in Swedish / G. Bruce // Phonetica. - 1982. -Vol.39.

242. Bruce, G., Prosodic modelling in Swedish speech synthesis / G. Bruce, B. GranstrOm // Speech Communication. - 1993. - № 13.

243. Vaarask, K.P. The Tone Elements of Speech. An Investigation into Sjntagmatic Phonetics. The Chair of Russian and Foreign Languages / K.P. Vaarask. -Tallin, 1964.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Знаки интонационной транскрипции и принятые сокращения

6, 2 - тип интонационной конструкции (ИК); цифра проставляется над гласным центра ИК;

3-2 - переходные типы ИК, совмещающие признаки 2-х типов; (6) - усиление фонетической самостоятельности слов по типу ИК-6; / - граница синтагмы;

// - увеличение длительности паузы на границе синтагмы; Т - граница синтагмы, маркером которой является мелодический перепад; ... - межсинтагменная пауза;

(/) - факультативная вершина синтагмы, выделяемая усилением словесного ударения;

(-)- факультативная вершина синтагмы, выделяемая увеличением длительности ударного гласного;

_ - увеличение громкости звучания;

.........- ускорение темпа речи;

<... > - пропуск фрагмента текста в транскрипции;

[ТЧ] - литерой и цифрой в круглых скобках, которые ставятся после примера, обозначается индекс диктора и порядковый номер текста;

[5] - цифрой в квадратных скобках, которые в примерах ставятся в начале строки, обозначается количество слогов в синтагме; -1 - ритмическая ступень.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.