Ритм прозы М. Цветаевой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Канищева, Елена Валерьевна

  • Канищева, Елена Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 202
Канищева, Елена Валерьевна. Ритм прозы М. Цветаевой: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Челябинск. 2013. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Канищева, Елена Валерьевна

Оглавление

Введение

1 Теоретические аспекты исследования

1.1 Современные концепции ритма художественной прозы

1.2 Феномен «прозы поэта»

1.3 Основные особенности прозы М. Цветаевой

1.4 Выводы по главе

2 Ритмические элементы микроуровня текста в прозе

М. Цветаевой

2.1 Водные замечания

2.2 Визуально-графические элементы как ритмические маркеры

в прозе М. Цветаевой

2.3 Ритмико-синтаксические особенности прозы М. Цветаевой., с

2.3.1 Особенности структуры предложений в прозе

М. Цветаевой

2.3.2 Знаки препинания как ритмические маркеры прозаических произведений поэта

2.4 Выводы по главе

3 Ритмические особенности композиционной структуры прозы М. Цветаевой

3.1 Вводные замечания

3.2 Ритмическая структура архитектоники текста в прозе

М. Цветаевой

3.3 Сюжетно-композиционный ритм прозы М. Цветаевой

3.4 Выводы по главе

4 Элементы стиха в структуре прозы М. Цветаевой

4.1 Вводные замечания

4.2 Специфические элементы стиха в прозе М. Цветаевой

4.3 Элементы стиха в фонетической организации прозы М. Цветаевой

4.4 Визуальные маркеры стиха в прозе М. Цветаевой

4.5 Выводы по главе

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1 Список прозаических произведений

М. Цветаевой

Приложение 2 Количественные подсчеты стиховых элементов в произведениях М. Цветаевой

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритм прозы М. Цветаевой»

Введение

Понятие ритма является универсальным, ритм выделяют в природе, биологии, истории, он распространяется на все области искусства: термин применим в литературе, музыке, живописи, кинематографе и др.

Ритм художественных произведений имеет особое значение, он создает специфический рисунок, воспринимаемый читателем на подсознательном, интуитивном уровне.

Особое внимание ученых привлекает ритмическая организация прозаических произведений. Это уникальное явление позволяет определить новый уровень анализа прозы и семантической насыщенности ее структурных элементов. Ритм прозы является структурообразующим компонентом, создающим целостность произведения, становится полноценным уровнем поэтики художественного текста.

Прозаический ритм - сложный феномен, основанный не только на последовательном, закономерном чередовании различных компонентов текста, но и на сбое, появлении ритмически заряженных фрагментов на фоне размеренных, на чередовании напряженных с точки зрения интонационного рисунка частей и плавных, мелодичных.

Особенности ритма прозаического произведения описаны исследователями с физиологической, эмоциональной точки зрения. Так, М. М. Чернова отмечает, что «ритм (а также интонация, неразрывно с ним связанная) является основным способом эмоционального воздействия речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу автора. Данный процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне, следовательно, восприятие эмоциональной доминанты возможно уже на начальных этапах перцепции поэтического текста, а именно - на уровне восприятия его звуковой, ритмомелодической структуры» [Чернова, 2002, с. 9].

Специфический выразительный материал для изучения ритма художественной прозы дает творчество авторов, чьи произведения находятся на

стыке двух форм художественной речи. Среди таких писателей А. Пушкин, А. Вельтман, И. Тургенев, А. Ахматова, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, С. Есенин, Г. Иванов, А. Мариенгоф, Ф. Сологуб и др. Творчество М. Цветаевой также относится к явлению «литературного билингвизма».

При возрастающем интересе к феномену ритма художественной прозы в современной науке практически нет работ, специально посвященных ритмической организации прозы М. И. Цветаевой, в то время как ритмическая акцентированность прозаических произведений этого автора очевидна.

Прозаическое наследие М. Цветаевой достаточно велико (64 прозаических произведения): его составляют воспоминания о современниках, статьи, эссе, дневниковые записи, автобиографические заметки.

Каждое прозаическое произведение М. Цветаевой отличается специфическим способом организации художественного материала. И дневниковые записи, и воспоминания о современниках, и эссе являются глубоко биографичными, лиричными.

Поскольку М. Цветаева является автором и стихотворных, и прозаических произведений, в ее прозе активны лирические элементы. Проза поэта, как и стихотворный текст, предполагает глубокий самоанализ, описание сиюминутных состояний души в определенные жизненные моменты, впечатлений от некоторых событий, встреч, писем и т. д. Прозаические произведения поэта построены как процесс размышления, фиксирующий рождение мысли, представляют собой внимательный самоанализ, углубленную рефлексию, оказываются насыщенными лирическими элементами, различными способами ритмизации текста, обилием изобразительно-выразительных средств, яркими, метафорическими ассоциациями. Ритмическая организация прозы, ориентированной на особенности интонирования, на экспрессивную внутреннюю речь, позволяет относится ко всем прозаическим произведениям М. Цветаевой как к художественному материалу, имеющему специфическую структуру. Известный исследователь творчества М. Цветаевой, И. В. Кудрова замечает: «Цветаева постоянно оставляет нам черновик своих размышлений.

Она дает сам процесс осмысления, заставляет пройти вместе с ней все его этапы. В результате зафиксирован путь и ритм мысли, открывающей за каждым поворотом новые дали, обнаженное рождение слова, смысла, осознания» [Кудрова, 1982, с. 177]. Исследователь М. В. Ляпон также характеризует прозу поэта как «"патологически" пристальное внимание к семантике словесного знака», подчеркивая, что «этот принцип - важное свидетельство целостной вербальной стратегии Цветаевой-поэта и Цветаевой-прозаика» [Ляпон, 2010, с. 314].

Первыми прозаическими произведениями поэта были дневниковые записи, которые она вела в Москве в период революции и гражданской войны. Не случайно именно дневниковые заметки стали первыми попытками создания прозы, т. к. способ их написания наиболее близок поэту, сродни написанию стихотворения - запечатление чувств, переживаний, возникающих в конкретный момент жизни, навеянных определенным событием. Важно в этом отношение замечание М. Л. Гаспарова, звучащее в статье, посвященной лирике поэта, о том, что именно М. Цветаева «превратила дневник в поэзию», сделала жанр дневника достоянием поэзии [Гаспаров, 1995, с. 307]. Таким образом, обращение к данному жанру как первому прозаическому опыту становится объяснимым в творческой судьбе поэта.

Произведения М. Цветаевой стали актуальным материалом для изучения современными исследователями. Ее поэзии посвящены работы, Н. С. Валгиной [Валгина, 1978], Л. В. Зубовой [Зубова, 1989], Н. Космана [Косман, 1990], Н. Г. Гольцовой [Гольцова, 2001], Е. В. Валеевой [Валеева, 2008]. Отдельное внимание исследователи уделяют лингвистическому аспекту стихотворений М. Цветаевой - особенностям этимологических и окказиональных образований, а также синтаксической организации.

Существует ряд работ, в которых анализируются особенности и поэзии, и прозы, описываются варианты их взаимопроникновения, существования одинаковых приемов в двух художественных дискурсах. Это, например, статьи И. Бродского [Бродский, 1998], Е. В. Титовой [Титова, 2002], Ю. Ю. Даниловой

и О. И. Павловой [Данилова, Павлова, 2008], Е. Г. Иващенко [Иващенко, 2011], пособие А. С. Акбашевой [Акбашева, 1999], диссертация и монография С. Ж. Макашевой [Макашева, 2006, 2005], монография Е. Ю.Муратовой [Муратова, 2005], исследования И. В. Кудровой [Кудрова, 1982, 2003].

Специально анализу ритма прозы М. Цветаевой посвящена статья известного стиховеда Ю. Б. Орлицкого «Об особенностях ритма цветаевской прозы», в которой автор анализирует особенности стиховой экспансии на примере эссе «Световой ливень» [Орлицкий, 2008 б].

Таким образом, в современном литературоведении практически нет специальных работ, посвященных ритмической организации прозы поэта, очевидна необходимость системного изучения ритмических особенностей прозы М. Цветаевой. Этим обусловлена актуальность диссертационного исследования.

Целью исследования является изучение ритмических особенностей прозы М. И. Цветаевой как маркера стилевой индивидуальности писателя.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) осмыслить ритм прозы М. Цветаевой как многоуровневую иерархическую систему, в которой выражено индивидуально-стилевое своеобразие творчества автора;

2) проанализировать визуально-графические элементы прозы М. Цветаевой как специфические ритмические маркеры;

3) изучить синтаксические особенности прозы М. Цветаевой с точки зрения формирования синтаксического ритма, выявить роль системы знаков препинания в ритмико-синтаксической структуре произведений;

4) проанализировать ритмическую структуру архитектоники текста в прозе М. Цветаевой;

5) изучить особенности сюжетно-композиционного ритма прозы М. Цветаевой;

6) описать специфические элементы стиха в структуре прозы М. Цветаевой, исследовать их ритмообразующую функцию;

7) осмыслить ритмическую структуру прозы М. Цветаевой как план выражения концептуальных особенностей творчества.

Материалом для исследования послужило базовое собрание сочинений М. И. Цветаевой в семи томах (М.: ТЕРРА; «Книжная лавка» - РТР, 19971998 гг.), для контекста использованы сочинения в двух томах (М.: Худож. лит., 1988) и полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе (М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009).

Объектом исследования является ритмическая организация прозаических произведений М. И. Цветаевой. Предметом - специфика реализации ритма прозы на различных структурных уровнях текста.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы по теории прозы: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, В. Б. Шкловского, В. Шмида; по теории ритма: М. Л. Гаспарова, М. М. Гиршмана, В. М. Жирмунского, А. М. Пешковского, Б. В. Томашевского, О. И. Федотова, Н. М. Фортунатова, А. В. Чичерина; по методологии анализа ритма прозы: А. Белого, С. И. Кормилова, Л. А. Новикова, Ю. Б. Орлицкого, Т. Ф. Семьян, Н. А. Фатеевой.

Для решения поставленных задач в работе используются сравнительно-сопоставительный, системный, структурный, статистический методы.

Научная новизна исследования определяется тем, что 1) диссертация представляет собой первое системное исследование ритмических особенностей прозаических произведений М. Цветаевой; 2) впервые к анализу ритма прозы М. Цветаевой применен поуровневый подход, объединяющий различные методики изучения прозаического ритма; ритм прозы М. И. Цветаевой изучен на различных структурных уровнях текста: композиционном, синтаксическом, фонетическом, визуальном, уровне экспансии стихового начала; 3) впервые ритм прозы связан с визуально-графическими приемами, расставляющими

авторские акценты в особенностях интонирования текста и нарушающими фоновый рисунок текста прозаической страницы.

Теоретическая значимость работы определяется: 1) возможностью уточнить современную теорию ритма художественной прозы на основе анализа прозаических произведений М. Цветаевой, 2) возможностью использовать предложенную методику анализа прозаического ритма в исследованиях произведений, относящихся к феномену «проза поэта».

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания курса русской литературы Серебряного века, на специальных семинарах по анализу художественного мира М. Цветаевой, а также в курсе преподавания стиховедческих дисциплин и теории литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проза М. Цветаевой относится к феномену «прозы поэта», характеризуется размытостью жанровых и родовых границ, имеет специфическую ритмическую структуру, которая является стилеразличительным фактором, выражает концептуальные уровни произведения и творчества автора в целом.

2. Ритм прозы М. Цветаевой определяется как многоуровневая система, включающая микро- и макроуровни: синтаксический, лексический, фонетический, визуальный, сюжетно-композиционный. Ритмическая организация прозы поэта дополнительно акцентирована визуально-графическими приемами и элементами стиха. Ритмические определители проявляются на разных уровнях структуры текста, дублируют друг друга, усиливая тем самым художественный эффект и создавая неповторимо-индивидуальный ритмический рисунок прозы М. Цветаевой.

3. Ритмическая структура микроуровня прозы М. Цветаевой акцентирована визуально-графическими приемами. Данный внешний уровень формирования ритма выражен в зрительной расстановке авторских акцентов. К визуально-графическим элементам прозаических произведений поэта можно

отнести использование пробела или его графического эквивалента, различные способы шрифтовой акциденции, в том числе курсив, слоговую разбивку лексем, использование строчных и заглавных букв, не обусловленное законами русского языка, включение в текст иноязычных фрагментов и системы сносок. Перечисленные внешние особенности прозы М. Цветаевой формируют ритмическую систему, построенную на деавтоматизации чтения, нарушении «привычной» структуры текста.

4. Синтаксические особенности прозаических текстов М. Цветаевой тесно связаны с приемами визуализации, они формируют четкую, оформленную графически ритмическую структуру. Яркими ритмообразующими синтаксическими элементами в прозе поэта являются инверсии, эллипсисы, парцелляции, прием синтаксического параллелизма, длинные ряды однородных членов и назывных предложений. Акцентирует специфику синтаксического ритма яркая система авторских знаков препинания. Средства синтаксиса и пунктуации позволяют маркировать не только интонационные особенности текста, но и углубить семантику отдельных языковых единиц произведений.

5. Ритмические особенности архитектонического уровня прозы М. Цветаевой акцентированы активным сегментированием текста на части и главы небольшого объема, такими элементами внешнего облика текста, как заголовочный комплекс, драматургическая разбивка, демонстрируют неоднородность ритмической структуры, контрастность темпоритма частей текста.

6. Характерные особенности ритма сюжетно-композиционного уровня произведений М. Цветаевой определяются ослабленной сюжетной линией, отсутствием экспозиции, ассоциативностью и монтажностью композиционной организации, проявляются в чередовании ритмически заряженных, сюжетных и размеренных, лирических, описательных фрагментов.

7. Приемы стиховой экспансии в прозу поэта включают как специфические признаки стиховой организации (метр и рифму), так и

визуальные маркеры стиха в рамках прозы (стихотворные цитаты, аналог

' .....

стихового переноса, версейную строфику и миниатюризацию текста). Стиховые элементы, проникая в прозаический текст поэта, создают дополнительный уровень ритмической структуры, ассоциативно соотносящийся со стиховым ритмом, что позволяет говорить об особенностях творческого мышления М. Цветаевой, органично сочетающей в своих произведениях стиховой и прозаический дискурсы. В произведениях с тенденцией к миниатюризации ритмические элементы проявляются наиболее активно, т. к. в условиях малого объема текста их концентрация наиболее ощутима. Фонетические особенности прозы М. Цветаевой (появление звукописи, лексических повторов, анафоры, внимание к этимологии слова), являясь признаками стиха в прозаических произведениях поэта, создают дополнительный уровень акцентирования ритма, основанный на системе звуковых повторов.

8. Главным нарративным событием прозы М. Цветаевой является ментальная деятельность автора, описание когнитивных стратегий личности, основанных на авторефлексии. Специфические особенности повествования, интонация и темпоритм внутренней речи, в которых автор представлен как субъект психологического самоанализа, выражают все уровни ритмической структуры прозаических произведений М. Цветаевой.

Апробация диссертационного исследования проводилась на III Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе» (Томск, 2008), XII международной научной конференции «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики» (Беларусь, Гродно, 2008), Четвертых международных Цветаевских чтениях "Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века" (Елабуга, 2008), Международных научных конференциях «Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 2008, 2011), Международной научно-практической конференции «Русское слово: восприятие и интерпретация» (Пермь, 2009), 16-й Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009), XV научно-практической

конференции словесников «Литература сегодня: знаковые фигуры, жанры, символические образы», (Екатеринбург, 2011), III международной научной конференции молодых ученых в г. Караганда (2011), VI Международной научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию 3. Шашкина «Проблемы поэтики и стиховедения» (Алматы, 2012), IV Всероссийской научно-практической конференции «Литература - театр - кино: проблемы рецепции и интерпретации» (Самара, 2012), международной научной конференции молодых ученых «Язык и репрезентация культурных кодов» (Самара, 2012), Международных научно-практических конференциях студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2007, 2011), Международных научно-практических конференциях «Литературный текст XX века: проблемы поэтики» (Челябинск, 2009, 2010, 2011, 2013). Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета (Челябинск).

Материалы диссертации нашли отражение в 29 публикациях, из них 4 в журналах, рекомендованных ВАК (3 статьи в «Вестнике Южно-Уральского государственного университета», 1 статья в «Вестнике Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина»).

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографического списка, включающего 184 наименования, и двух приложений. Общий объем работы - 202 страницы.

1 Теоретические аспекты исследования

1.1 Современные концепции ритма художественной прозы

В литературоведении под ритмом (от греч. гИуНпоэ - стройность, соразмерность) понимают «периодическое повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки» [ЛЭС, 1987, 326]. Эта ритмическая повторяемость в стихе более отчётлива и определённа. Известно, что ритм стиха более ощутим, основан на закономерном повторении различных элементов, в то время как феномен прозаического ритма представляется более гибкой, более сложной системой.

Тем не менее, базовым в трактовке понятия ритма литературоведческой наукой является качество повторности, специфические формы которой присутствуют в стихе и в прозе.

В настоящем исследовании под ритмом прозы мы будем понимать «периодическое повторение соизмеримых единиц на всех структурных уровнях текста» [Семьян, 1997], включающее также и ритмические сбои, деавтоматизирующие элементы.

Для выработки методологии анализа ритмических особенностей прозаических произведений М. Цветаевой необходимо проследить основные этапы изучения ритма художественной прозы с тем, чтобы осмыслить становление методики анализа этого сложного феномена.

В литературоведении сложилось несколько подходов к описанию сущности ритма прозы, в основе каждого из которых лежит понимание феномена как упорядоченной системы различных структурных элементов текста (например, ударных и безударных слогов, их количества, повторения лексем, синтаксических единиц, сюжетов, эпизодов и т. п.).

В первой трети XX века проблему ритма прозы обозначил А. Белый, предложив специфическую трактовку сущности феномена. В работе «Мастерство Гоголя» (1934) поэт, почувствовав особую ритмическую

структуру прозы, попытался приложить и к прозаическому тексту понятия стопы, метра, указал на основную роль паузы в прозе: «... значение паузы в прозе огромно; она падает на межсловесные промежутки, вырезывая каждое слово, как неделимую прозаическую стопу; стихотворная стопа не совпадает с прозаической: последняя богаче; она может быть то односложной (стук), то восьмисложной (непреоборимейшими); ... что в метре стиха есть ямб ..., то в ритмической прозе двухстопие...» [Белый, 1996, с. 237].

Вклад А. Белого в изучение специфики ритма художественной прозы трудно переоценить: именно А. Белый одним из первых указал, что ритм проявляется не только в ощущении предсказуемости, ритмическом ожидании каждого очередного элемента текста, но и в ритмических сбоях. А подтверждение или неподтверждение этого ожидания ощущается как особый художественный эффект.

Это одна из первых, но не единственных попыток писателей Серебряного века охарактеризовать ритм прозы, описать его сущность. Также, например, М. Цветаева указывала на специфику своих прозаических текстов, их принципиальные отличия от традиционных эссе, воспоминаний, автобиографических заметок: «Но есть, кроме формулы, еще одно великое очарование речи, ее основная магия: ритм, вздох. Ритм для эмоционального начала то же, что формула - для мысли: доказательство существования»1 («Кедр») [Цветаева, Т. 5, Кн. 1, с. 267].

Формирование методологии изучения ритма художественной прозы развивалось последовательно и начиналось с фиксирования, прежде всего, элементов повтора на микроуровнях текста. В научных работах первой трети XX века ритм прозы рассматривался с точки зрения особенностей фонетического и грамматико-синтаксического построения. А. М. Пешковский в исследовании «Ритмика "Стихотворений в прозе" Тургенева» (впервые

1 Цветаева М. И. Собрание сочинений : В 7 т. / Сост., подгот. текста и коммент. Л. Мнухина. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб; «Книжная лавка - РТР», 1997-1998. Далее текст будет цитироваться по данному изданию с указанием фамилии автора, номера тома, книги и страниц в скобках.

опубликованном в 1928 г.) называет три основные синтаксические единицы, формирующие ритмичность прозаического текста, - такт, фонетическое предложение, интонационное целое [Пешковский, 2007]. Б. В. Томашевский в статье «Ритм прозы ("Пиковая дама")» (опубликованной в 1929 г.) определяет важнейшим фактором оформления прозаического ритма деление текста на колоны, их равенство и аналогию [Томашевский, 2008].

Этапной стала хрестоматийная на сегодня статья В. М. Жирмунского 1966 года «О ритмической прозе». В. М. Жирмунский на примере пейзажных описаний в повестях Н. В. Гоголя указал такие черты ритмической организации прозы, как грамматико-синтаксический параллелизм, звуковые повторы, в том числе и нерегулярные, тенденция к выравниванию числа слов, слогов или ударений [Жирмунский, 1966]. В. М. Жирмунский назвал одним из признаков регулярной метрической структуры «ритмико-синтаксический параллелизм соотносительных словесных рядов, и параллелизм грамматических форм, <...> и лексические повторения всякого рода» [Жирмунский, 1975, с. 575].

Временем активного изучения феномена стали 70-80-е годы XX века, период, когда были предложены различные новаторские методики описания ритма прозаического текста.

В статье «Ритм художественной прозы» (1974) H. М. Фортунатов, анализируя композиционный ритм произведений, указывает на необходимость анализа ритма с точки зрения основной его функции - «фактора формообразования, способствующего возникновению законченной, строго упорядоченной, замкнутой системы» [Фортунатов, 1974, с. 173]. H. М. Фортунатов подчеркивает некоторые сложности в восприятии ритма, связанные с тем, что за анализом данных уровней может уйти на второй план «динамика, подвижность», под ритмом прозы исследователь понимает чередование сюжетных построений, образов, структурных частей текста. [Там же, с. 178]. Таким образом, по мере изучения ритма художественной прозы понимание этого феномена начинает усложняться, приходит осознание его многомерности и многоаспектности.

Подобный подход к анализу феномена ритма отражен в статье Е. В. Волковой «Ритм как объект эстетического анализа». Исследователь анализирует ритм и метр как составляющие различных видов искусств: живописи, музыки, архитектуры, кинематографа. В литературном произведении автор выявляет следующие уровни формирования ритма: интонационно-синтаксический, лексический, строфико-композиционный, сюжетно-образный [Волкова, 1974, с. 78].

Значительный интерес в выработке подходов к изучению ритмических особенностей прозы представляет монография А. В. Чичерина «Ритм образа», (1973), в которой автор проанализировал уровни последовательного формирования ритмического рисунка прозы: «Исходные позиции ритма - в поэтическом строе речи, в интонационной и синтаксической форме, дальнейшее развитие - во внутренней и внешней структуре образов, итоговый ритм - в движении сюжета, в самом общем характере творчества каждого писателя» [Чичерин, 1973, с. 172].

Так был сформулирован важный вывод, который дал целое направление в изучении ритма прозы. На более позднем этапе появились работы, подтверждающие и развивающие идеи вышеназванных исследователей.

Огромный вклад в науку о ритме прозы внёс донецкий исследователь М. М. Гиршман, чья книга 1982 года «Ритм художественной прозы» до сего дня является единственной теоретической монографией об изучаемом феномене.

Применяя стиховедческие методики в изучении ритма прозы, М. М. Гиршман приходит к выводу о том, что формированию прозаического ритма способствует синтаксическое членение текста на «акцентно-ритмические» единицы - зачины, отмечающие начало колона (синтагмы художественной речи), и окончания, оформляющие их конец. Также исследователь отмечает, что ритм в прозе может проявиться не только в словесно-ритмизированной ткани, но и в иных свойствах прозаического повествования: в смене сюжета, в гармонии построения, во всех элементах композиции [Гиршман, 1982]. Важно, что исследователь понимает ритм прозы

не только как закономерное повторение каких-либо элементов художественного произведения, но и как нарушение общего фона, сбой, подчеркивает двойственную природу прозаического ритма [Гиршман, 1996].

Концепция М. М. Гиршмана имеет много сторонников и продолжателей. Так, белорусский исследователь А. С. Яскевич, вслед за М. М. Гиршманом применяя методику анализа колонов, подчеркнул, что ритм прозы не столько в упорядоченном чередовании колонов, сколько в особой их соотнесенности, в равномерном чередовании пауз [Яскевич, 1991].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Канищева, Елена Валерьевна, 2013 год

Список использованных источников и литературы

I. Материалы исследования

1. Цветаева, М. И. Полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе / Марина Цветаева. - М. : «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009. -1214 с.

2. Цветаева, М. И. Собрание сочинений. В 7 т. / Марина Цветаева; [сост., подгот. текста и коммент. Л. Мнухина]. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб; «Книжная лавка - РТР», 1997-1998. - Т. 4, Кн. 1. - 416 с. - Т. 4, Кн. 2. - 272 с. -Т. 5, Кн. 1. - 336 с. - Т. 5, Кн. 2. - 400 с.

3. Цветаева, М. И. Сочинения. В 2 т. / Марина Цветаева; [сост., подгот. текста, коммент. А. Саакянц]. - М. : Худож. лит., 1988. - Т. 2 : Проза; Письма. - 639 с.

II. Тексты, привлекаемые в качестве фона

4. Блок, А. А. Собрание сочинений. В 8 т. / Александр Александрович Блок; [под общ. ред. В. Н. Орлова, А. А. Суркова, К. И. Чуковского]. - М.-Л. : Гос. изд-во худож. лит., 1960. - Т. 5 : Проза. 1903-1917. - 800 с.

5. Гиппиус, 3. Н. Собрание сочинений / Зинаида Гиппиус; [сост., прим. Т. Ф. Прокопова; редсовет : Б. С. Бугров и др.; вступ. ст. Н. И. Осьмаковой]. - М. : Рус. кн., 2001. - Т. 1 : Новые люди : Романы. Рассказы. - 2001. - 537 с.

6. Гуро, Е. Г. Небесные верблюжата; Стихи и проза / Елена Гуро. -Ростов-на-Дону : Изд-во Рост, ун-та, 1993. - 283 с.

III. Справочная литература

7. Квятковский А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский; [науч. ред. И. Роднянская]. -М. : Сов. Энцикл., 1966. - 376 с.

8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.

A. Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

9. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред.

B.М.Кожевникова, П. А. Николаева. -М. : Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.

10. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. : Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М. : «Просвещение», 1974. - 509 с.

11. Современный словарь-справочник по литературе / сост. и научн. ред. С. И. Кормилов. -М. : Олимп : ООО «Издательство ACT», 2000. - 704 с.

IV. Цитируемая и упоминаемая литература

12. Азначеева, Е. Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста / Е. Н. Азначеева. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1994. - В 3 ч. - Ч. 3. - 228 с.

13. Айзенштейн, Е. О. Построен на созвучьях мир... : Звуковая стихия М. Цветаевой / Е. О. Айзенштейн. - СПб. : Журн."Нева": Летний сад, 2000. -288 с.

14. Акбашева, А. С. Поэзия и проза Марины Цветаевой : научно-методическое пособие / А. С. Акбашева. - Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 1999.- 102 с.

15. Артюшков, И. В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л.Н.Толстого) : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Артюшков Игорь Викторович. - М., 2004. - 511 с. - Режим доступа :

http://www.dissercat.com/conteniyvnutrennyaya-rech-i-ee-izobrazhenie-v-khudo zhestvennoi-literature-na-materiale-romanov-fm-do#ixzz2hxsgm3wv.

16. Арустамова, А. А. Ритм прозы И. С. Тургенева : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Арустамова Анна Альбертовна. - Екатеринбург, 1998.-20 с.

17. Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М.: «Худож. лит.», 1975. - 504 с.

18. Белый, А. Ритм как диалектика и «Медный всадник» / А. Белый. -М., 1929.- 143 с.

19. Белый, А. Мастерство Гоголя : Исследование / А. Белый. - М. : МАЛП, 1996.-351 с.

20. Бобрикова, Е. Н. Средства связности текста в литературе "потока сознания" : на материале романа Джеймса Джойса "Улисс" : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Бобрикова Елена Николаевна. - Ростов-на-Дону, 2008. - 20 с. - Режим доступа : http://rspu.edu.ru/rspu/science/dissertation_councils /dissertations/avtoref/BobrikovaAvto.pdf.

21. Богатырева, Д. А. Авторская позиция в мемуарной прозе М. И. Цветаевой (на материале «Повести о Сонечке») / Д. А. Богатырева // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века : материалы Четвертых Международных Цветаевских чтений. - Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2008.-С. 21-26.

22. Богатырева, Д. А. Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Богатырева Дарья Александровна. - Москва, 2009. - 175 с.

23. Боровко, И. В. Проза К. Д. Бальмонта (Автобиогрфический аспект) : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Боровко Ирина Владимировна. -Иваново, 2002.-18 с.

24. Брик, О. М. Ритм и синтаксис (материалы к изучению стихотворной речи) / Осип Брик // Новый Леф. - 1927. - № 3-6. - Режим доступа : http://philologos.narod.rU/classics/brik-rs.htm#007.

25. Бродский, И. Поэт и проза / Иосиф Бродский // Бродский о Цветаевой : интервью, эссе. - М. : Независимая газета, 1998. - С. 56-78. -Режим доступа : http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/writer/brodsky/poetiprosa.html.

26. Валгина, H. С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М. Цветаевой / Н. С. Валгина. - Русская речь. - 1978 - № 6. - С. 58-66.

27. Валгина, Н. С. Русская пунктуация : принципы и назначения / Н. С. Валгина. - M : Просвещение, 1979. - 125 с.

28. Валеева, Е. В. Функция звукообразов в цикле Марины Цветаевой «Лебединый стан» // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века : материалы Четвертых Международных Цветаевских чтений. - Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2008.-С. 40-46.

29. Васильева, В. В. Русский прозаический ритм. Динамический аспект / В. В. Васильева. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1992. - 120 с.

30. Виноградова, В. Н. Оказионализмы и звукопись /

B. Н. Виноградова // Текст. Интертекст. Культура : сборник докладов международной научной конференции / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; [ред.-сост. : В. П. Григорьев, Н. А. Фатеева]. - М. : «Азбуковник», 2001. - С. 533^142.

31. Войтас, С. А. Миниатюра в контексте русской лирической прозы 1960-1950-х г. : дисс. ... канд. фил. наук : 10.01.01 / Войтас Светлана Анатольевна. - М., 2002. - 167 с.

32. Волкова, Е. В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) / Е. В. Волкова // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л. : Изд-во «Наука», 1974. - С. 173-187.

33. Вольская, H. Н. Своеобразие повтора в автобиографической прозе М. И. Цветаевой / H. Н. Вольская // Русский язык в школе. - 1999. - № 1. —

C. 61-66.

34. Галанинская, С. В. Способы ритмизации цикла И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе» и основные тенденция развития жанра в русской литературы конца XIX - начала XX века : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Галанинская Светлана Виленовна. - М., 2004. - 196 с.

35. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М. Л. Гаспаров. - М. : Наука., 1974. - 487 с.

36. Гаспаров, М. Л. Марина Цветаева : от поэтики слова к поэтике быта/ М. Л. Гаспаров // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. - М. : Новое литературное обозрение, 1995. - С. 307-315.

37. Гаспаров, М. Л. Слово между мелодией и ритмом. Об одной литературной встрече М. Цветаевой и А. Белого / М. Л. Гаспаров // Гаспаров М. Л. Избранные труды в 2 т. - Т. 2. О стихах. - М. : «Языки русской культуры», 1997.-С. 148-161.

38. Гаспаров, М. Л. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти / М. Л. Гаспаров. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 289 с.

39. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М. Л. Гаспаров - 2-е изд., доп. - М. : «Фортуна Лимитед»,

2000.-352 с.

40. Геймбух, Е. Ю. Лирическая прозаическая миниатюра в системе родов и жанров (лингвостилистический аспект) / Е. Ю. Геймбух. - М. : МГПУ, 2004. - 134 с.

41. Гервер, Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века) / Л. Л. Гервер. - М.: «Индрик»,

2001.-248 с.

42. Гиппиус, 3. Н. Проза поэта / Зинаида Гиппиус // Весы. - 1907. -№ 3. - Режим доступа : http://gippius.com/doc/articles/proza-poeta.html.

43. Гиршман, М. М. Содержательность ритма прозы / М. М. Гиршман // Вопросы литературы. - 1968. - № 2. - С. 169-183.

44. а) Гиршман, М. М. Над строками анкеты / М. М. Гиршман // Вопросы литературы. - 1973. - № 7. - С. 126-136.

45. б) Гиршман, М. М. О ритме художественной прозы (М. Шагинян, Ю. Нагибин, А. Калинин, Г. Серебрякова, В. Войнович, В. Конецкий, В. Астафьев, Л. Успенский, Л. Обухова, С. Сартаков, А. Приставкин, В. Сафонов, Н. Кочин, М. Донской, Р. Райт-Ковалева, А. Никольская) / М. М. Гиршман // Вопросы литературы. - 1973. - № 7. - С. 95-126.

46. Гиршман, М. М. Ритм художественной прозы : монография / М. М. Гиршман. - М. : Сов. писатель, 1982. - 367 с.

47. Гиршман, М. М. Избранные статьи / М. М. Гиршман. — Донецк : ООО «Лебедь», 1996. - 160 с.

48. Гольцова, Н. Г. «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла : — их звучание...» (Авторская пунктуация в произведениях М. Цветаевой) / Н. Г. Гольцова // Русский язык в школе. - 2001. - № 3. - С. 63-67.

49. Горелкина, А. В. Словообразовательные окказионализмы в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Горелкина Анастасия Викторовна. -Москва, 1999.-22 с.

50. Грачева, Д. С. Философско-эстетическая концепция и ее интертекстуальная реализация в прозе Н. Гумилёва : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Грачева Диана Сергеевна. - Воронеж, 2006. - 232 с.

51. Гуськов, Ю. И. Проза Ф. Сологуба и литературный авангард : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Гуськов Юрий Ильич. - М., 1995.-26 с.

52. Дударева, А. А. Особенности идиостиля прозы М. Цветаевой : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Дударева Алла Адамовна. - Тверь, 2002. -149 с. - Режим доступа : http://www/dissercat.com/content/osobennosti-idiostilya-ргогу-т^Буе1;аеуо1.

53. Душина, Л. Н. Русская поэзия и проза XIX - XX вв. : Ритмическая организация текста / Л. Н. Душина; [под ред. д-ра фил. наук, проф. А. А. Демченко]. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 217 с.

54. Душина, Е. В. Визуальные искусства и проза Генри Джеймса : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Душина Евгения Васильевна. — Иваново, 2010.-205 с.

55. Елагина, О. Е. Проза Георгия Иванова : особенности поэтики : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Елагина Ольга Евгеньевна. -

Москва, 2012. 20 с. Режим доступа :

http://www.philol.msu.ru/~ref/avtoreferat201 lZelagina.pdf.

56. Ельцова, Е. В. Ритмическая организация произведений

B. Т. Чисталева : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.02 / Ельцова Елена Власовна. - Сыктывкар, 2009. - 169 с.

57. Жирмунский, В. М. О ритмической прозе / В. М. Жирмунский // Русская литература. - 1966. - № 4. - С. 103-115.

58. Жирмунский, В. М. Теория стиха / В. М. Жирмунский. - Л. : «Сов. писатель», 1975. - 664 с.

59. Жовтис, А. Л. К вопросу о границе между стихом и прозой /

A. Л. Жовтис // Филологические науки. - 1985. - № 3. - С. 65-68.

60. Забурдяева, В. И. Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX - первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое повествование) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Забурдяева Валентина Ивановна. - Ташкент., 1985. - 252 с.

61. Зубова, Л. В. Поэзия Марины Цветаевой : Лингвостилистический аспект / Л. В. Зубова. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 264 с.

62. Зубова, Л. В. Язык поэзии Марины Цветаевой : (Фонетика, словообразование, фразеология) / Л. В. Зубова. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1999.-231 с.

63. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Ритмическая организация прозы / Г. Н. Иванова-Лукьянова // Пространственно-временная и ритмическая организация текста : сборник научных трудов. - Выпуск 265. - М., 1986. -

C. 92-105.

64. Иващенко, Е. Г. Эволюция литературного билингвизма в творчестве

B. Набокова (взаимодействие стиха и прозы) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Иващенко Елена Геннадьевна. - Благовещенск, 2004. - 185 с.

65. Иващенко, Е. Г. Дневниковая проза Марины Цветаевой / Е. Г. Иващенко, Е. И. Андреева // Вестник Амурского государственного

университета. - 2011. - Вып. 54: Сер. Гуманитар, науки. - С. 151-154. - Режим доступа : http://www.amursu.ru/attachments/article/9529/N54_28.pdf.

66. Измайлов, В. С. Повтор как прием орнаментальной прозы : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Измайлов Владимир Станистлавович. -M., 1995.- 12 с.

67. Имаева, Е. 3. Ритм прозы как средство улучшения понимания неявно данных смыслов текста (на материале русской, английской и башкирской прозы) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Имаева Елена Зайнетдиновна. - Тверь, 1992. - 127 с.

68. Калинина, О. В. Формирование творческой личности в автобиографической прозе М. И. Цветаевой о детстве поэта : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Калинина Ольга Владимирована. - Волгоград,

2003.-25 с.

69. Калинина, О. В. Автобиографическая проза М. И. Цветаевой о детстве поэта : монография / О. В. Калинина. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та,

2004. - 228 с.

70. Касатых, Елена Альбертовна. Мир творчества А. И. Цветаевой : художественное, онтологическое, событийное : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Касатых Елена Альбертовна. - Шуя, 2009. - 223 с.

71. Ковыршина, С. А. Метризованная проза А. Ф. Вельтмана : автореф. дис ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Ковыршина Светлана Александровна. - М., 1995,- 16 с.

72. Колесникова, С. М., Исаева, И. Б. Авторское тире у М. Цветаевой / С. М. Колесникова, И. Б. Исаева // Русская словесность. - 2005. - № 6. -С. 56-62.

73. Корман, Б. О. Избранные труды. Теория литературы / Б. О. Корман; [ред.-сост. Е. А. Подшивалова, Н. А. Ремизова, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков]. -Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2006. - 552 с.

74. Кормилов, С. И. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII - XIX / С. И. Кормилов // Русская литература. - 1990. - № 4. - С. 31-44.

75. Кормилов, С. И. Русская метризованная проза 1900 гг. / С. И. Кормилов // Известия АН СССР. - Т. 51. - 1992. - № 4. - С. 27^0.

76. Кормилов, С. И. Маргинальные системы русского стихосложения / С. И. Кормилов. -М., 1995. - 160 с.

77. Кормилов, С. И. Ритм прозы / С. И. Кормилов // Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М. : Изд-во МГУ, 1999. - С. 75-76.

78. Кормилов, С. И. Метризованная проза в произведениях А. А. Кондратьева на античные и древневосточные темы / С. И. Кормилов // «Филологические науки». - 2009. - №5. - С. 19-28.

79. Косман, Н. Безглагольный динамизм Цветаевой / Н. Косман // Новый журнал. - 1990. -№ 179. - С. 159-165.

80. Крадожен, Е. М. Повтор в структуре поэтического цикла : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Крадожен Елена Михайловна. - М., 1989.- 17 с.

81. Красноперова, М. А. Основы сравнительного статистического анализа ритмики прозы и стиха : учеб. пособие / М. А. Красноперова. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 152 с.

82. Кржижановский, С. Д. Поэтика заглавия / С. Д. Кржижановский // Кржижановский С. Д. «Страны, которых нет» : Статьи о литературе и театре. Записные тетради. - М., 1994. - С. 13-39.

83. Кудрова, И. В. Лирическая проза Марины Цветаевой / И. В. Кудрова // Звезда. - 1982. -№ 10. - С. 172-183.

84. Кудрова, И. В. Просторы Марины Цветаевой : Поэзия, проза, личность / И. В. Кудрова. - СПб : Вита Нова, 2003. - 526 с.

85. Лейдерман, Н. Л. Теория жанра : научное издании / Н. Л. Лейдерман / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. -904 с.

86. Лозюк, Н. Ю. Композиционный ритм в новеллах И. А. Бунина («Темные аллеи») : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Лозюк Наталья Юрьевна. - Новосибирск, 2009. - 217 с.

87. Лотман, Ю. М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. -М. : «Гнозис», 1994. - 560 с.

88. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. - СПб, 1996. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/LiteratyLotm/ index.php.

89. Ляпон, М. В. Языковой портрет - психологический портрет (на материале прозы М. Цветаевой) / М. В. Ляпон // Структура и семантика художественного текста : доклады VII Международной конференции. - М. : Изд-во «СпортАкадемПресс», 1999. - С. 240-250.

90. Ляпон М. В. «Проза М. Цветаевой : стратегия чтения авторского текста» / М. В. Ляпон // Художественный текст как динамическая система : материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию

B. П. Григорьева / Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Москва, 19-22 мая 2005 г. - М. : «Управление технологиями», 2006. -

C. 219-227.

91. Ляпон, М. В. Проза Цветаевой. Опыт реконструкции речевого портрета автора / М. В. Ляпон. - М. : Языки славянских культур, 2010. - 528 с.

92. Мазепа, Н. Р. Стих и проза поэта / Н. Р. Мазепа. - Киев : «Наукова Думка», 1980.-184 с.

93. Макашева, С. Ж. Поэзия и проза М. И. Цветаевой 1920 - 1930-х гг. (онтология; концепция личности) : монография / С. Ж. Макашева. - М. : Mill У, 2005.-246 с.

94. Макашева, С. Ж. Творческая эволюция М. Цветаевой : онтология, концепция личности : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / Макашева Салтанат Жолдасбековна. - М., 2006. - 378 с.

95. Матяш, С. А. «Визитные» переносы (enjambements) в поэмах Пушкина / С. А. Матяш // Вестник ОГУ, 1999. - Режим доступа : http://vestnik.osu.ru/1999_2/0.pdf.

96. Матяш, С. А. Переносы (enjambements) в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова / С. А. Матяш // Вестник ОГУ № 11/ ноябрь. - 2006. -С. 57-63.

97. Матяш, С. А. Стихотворные переносы (enjambements) в маленьких трагедиях Пушкина / С. А. Матяш // Вестник ОГУ № 11 (105). - ноябрь 2009. -С. 8-13.

98. Мескин, В. А. Грани русской прозы : Ф. Сологуб, Л. Андреев, И.Бунин : учеб. пособие для студентов вузов по специальности 021700 — филология / В. А. Мескин. - Южно-Сахалинск, 2000. - 150 с.

99. Минералова, И. Г. Литература поисков и открытий : (Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX - XX вв.) : учеб. пособие для спецкурса и спецсеминара / И. Г. Минералова. - М. : Прометей, 1991. - 107 с.

100. Мнухин, Л. А. «Проза поэта» / Л. А. Мнухин // Цветаева, М. Собрание сочинений. В 7 т. - Т. 4. кн. 2 : Дневниковая проза; Из записных книжек и тетрадей; Ответы на анкеты; Интервью / Сост., подгот. текста и коммент. Л. Мнухина. - M. : ТЕРРА - Книжный клуб; «Книжная лавка - РТР», 1998.-С. 218-224.

101. Муратова, Е. Ю. Лингвопоэтика Марины Цветаевой : монография / Е. Ю. Муратова. - Витебск : Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005.-96 с.

102. Некрасов, А. С. Повторная номинация как фактор композиции художественного текста : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Некрасов Александр Сергеевич. - Москва, 1985. - 16 с.

103. Николина, Н. А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы : монография / Н. А. Николина. - М. : ИТДГК «Гнозис», 2009. - 336 с.

104. Никонова, Е. Э. Ритмическая организация текста как средство разграничения регистров (на материале научной и художественной прозы) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Никонова Елена Эдуардовна. -М., 1990.-24 с.

105. Новиков, JT. А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого; [отв. ред. Ю. Н. Караулов. АН СССР, Ин-т рус. яз]. - М. : Наука, 1990. - 180 с.

106. Орлицкий, Ю. Б. «Радушка» А. Неверова : к вопросу о жанровом своеобразии прозаического цикла / Ю. Б. Орлицкий // Александр Неверов. К 100-летию со дня рождения : воспоминания, статьи, библиография / Сост.

B. П. Скобелев, Б. А. Неверов-Скобелев. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1986. —

C. 281-288.

107. Орлицкий, Ю. Б. Ритмическое своеобразия повести С. Есенина «Яр» / Ю. Б. Орлицкий // Творчество С. А. Есенина и современное есениноведение. - Рязань, 1987. - С. 51-56.

108. Орлицкий, Ю. Б. Стих и проза в русской литературе : Очерки истории и теории / Ю. Б. Орлицкий. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1991. -200 с.

109. Орлицкий, Ю. Б. «Москва - Петушки» как ритмическое целое (предварительные замечания) / Ю. Б. Орлицкий // «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева : материалы Третьей международной конференции «Литературный текст : проблемы и методы исследования». - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2000. - С. 64-68.

110. Орлицкий, Ю. Б. Стиховедческие методики в изучении прозы (обзор проблем) / Ю. Б. Орлицкий // Славянский стих : Лингвистическая и прикладная поэтика : материалы международной конференции 23-27 июня 1998 г. / Под. ред. М. Л. Гаспарова, А. В. Прохорова, Т. В. Скулачевой. - М. : Языки славянской культуры : Наука, 2001. - 416 с.

111. а) Орлицкий, Ю. Б. «Миф» Вадима Сидура как «проза художника» / Ю. Б. Орлицкий // Памятник современному состоянию : сборник работ о прозе Вадима Сидура : В рамках IX Московского фестиваля свободного стиха (3-4

мая 2002 г.) : Русский верлибр. Итоги века. - М. : Московский государственный музей Вадима Сидура. - 2002. - С. 11-18.

112. б) Орлицкий, Ю. Б. Стих и проза в русской литературе / Ю. Б. Орлицкий. - М. : РГГУ, 2002. - 685 с.

113. а) Орлицкий, Ю. Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности / Ю. Б. Орлицкий. - М. : РГГУ, 2008. - 845 с.

114. б) Орлицкий, Ю. Б. Об особенностях ритма цветаевской прозы / Ю. Б. Орлицкий // Семья Цветаевых в истории и культуре России : XV Международная научно-тематическая конференция (Москва, 8-11 октября 2007 г.). -М. : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. - С. 237-251.

115. Орлицкий, Ю. Б. Заметки о поэтике Всеволода Некрасова / Ю. Б. Орлицкий // ПОЛИЛОГ - № 3. - 2010. - Режим доступа : http://polylogue.polutona.ru/upload/private/Polylogue_3_2010.pdf.

116. Павловец, М. Г. «Листки» Всеволода Некрасова и «Карточки» Льва Рубинштейна - два подхода к одному принципу организации поэтической книги / М. Г. Павловец // Полилог. - № 3. - 2010. - С. 13-21. - Режим доступа : http://polylogue.polutona.ru/upload/private/Polylogue_3_2010.pdf.

117. Пешковский, А. М. Лингвистика. Поэтика. Стилистика : Избранные труды : учеб. пособие / А. М. Пешковский; [сост. и науч. редактор О. В. Никитин]. - М. : Высшая школа, 2007. - 800 с.

118. Пономарева, Е. В. Стратегии художественного синтеза в русской новелистике 1920-х годов : монография / Е. В. Пономарева. - Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2006. - 452 с.

119. Поцепня, Д. М. Проза А. Блока. Стилистические проблемы / Д. М. Поцепня. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 136 с.

120. Пупышева, Е. Л. О некоторых особенностях употребления звуковых повторов в поэзии М. И. Цветаевой / Е. Л. Пупышева // Марина Цветаева. Поэт в диалоге со временем : Вторые Международные Цветаевские чтения. -Елабуга : ЕГПУ, 2005. - С. 198-202.

121. Пырков, И. В. Роман И. А. Гончарова «Обломов». Особенности ритмического построения / И. В. Пырков // И. А. Гончаров : материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова и др. Ульяновск : ГУП «Обл. тип. "Печатный двор"», 1998. - С. 158-172.

122. Пырков, И. В. Ритмическая организация романа И. А. Гончарова «Обломов» : дисс. ...канд. филол. наук : 10.01.01 / Пырков Иван Владимирович. - Саратов, 2006. - 149 с.

123. Руднев, П. А. Исследование ритма русской художественной прозы / П. А. Руднев // Вопросы литературы. - 1983. - № 8. - С. 214 - 221. - Режим доступа : http://holos.org.ru/2009/parudnev-o-ritme-xudozhestvennoj-prozy-mmgirshmana-1983/.

124. Рымарь, Н. Т. Поэтика романа / Н. Т. Рымарь. - Саратов : Издательство Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1990. -256 с.

125. Саакянц, А. А. Биография души творца / А. А. Саакянц // Цветаева М. И. Проза. - М. : Современник, 1989 - С. 5-14.

126. Саакянц, А. А. Письма поэта / А. А. Саакянц // Цветаева М. Собрание сочинений. В 7 т. - Т. 6, кн. 1 : Письма / Сост., подгот. текста и коммент. JI. Мнухина. - M. : ТЕРРА - Книжный клуб; «Книжная лавка - РТР», 1998.-С. 5-9.

127. Саакянц, А. А., Мнухин Л. А. Краткая хроника жизни и творчества Марины Цветаевой /А. А. Саакянц, Л. А. Мнухин // Цветаева М. И. Полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе. - М. : «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009. - С. 1173-1181.

128. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. - М. : АРКТИ, 2005. - 400 с. - Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/6/0061/.

129. Саморукова, И. В. Художественное высказывание как эстетическая деятельность : типология и структура креативного опыта в системе дискурсов : автореф. дисс. ... док-ра филол. наук : 10.01.08 / Саморукова Ирина Владимировна. - Самара, 2003. - 344 с. - Режим доступа : http://www.dissercat. com/content/khudozhestvermoe-vyskazyvanie-kak-esteticheskaya-deyatelnost-tipologiya-i-struktura-kreativn.

130. Сафронова, JI. В. Ритмическая композиция прозаического произведения (на материале прозы А. Кима) : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Сафронова Людмила Викторовна. - Алматы, 1994. - 22 с.

131. Сафронова, Л. В. Ритмическая композиция прозаического произведения : учебное пособие / Л. В. Сафронова. - Алматы, 1999. - 36 с.

132. Семьян, Т. Ф. Ритм прозы В. Г. Короленко : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Семьян Татьяна Федоровна. - Алматы, 1997. - 26 с.

133. Семьян, Т. Ф. Ритмические определители художественной прозы (к истории изучения вопроса) / Т. Ф. Семьян // Литература в контексте современности : сборник статей. Вып. 3. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2002. -С. 3-10.

134. а) Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста / Т. Ф. Семьян. - Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2006. - 215 с.

135. б) Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста как литературоведческая проблема : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.01.08 / Семьян Татьяна Федоровна. - Челябинск, 2006. - 389 с.

136. Сергеева, Ю. М. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы) : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.02.04 / Сергеева Юлия Михайловна. - М., 2009. - 565 с. -Режим доступа : http://dibase.rU/article/25052009_sergeevaum/5.

137. Сидорова, М. Ю. Грамматическое единство художественного текста (проза и поэзия) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Сидорова Марина Юрьевна. - М., 2000. - 485 с.

138. Сидорова, А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (Литература, живопись, музыка) : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Сидорова Анна Геннадьевна. - Барнаул, 2006. - 218 с.

139. Смирнова, Л. А. Грани взаимодействия поэзии и прозы Ив. Бунина / Л. А. Смирнова // Развитие лирической поэзии и ее взаимодействие с прозой в русской литературе конца XVIII - начала XX века : межвузовский сборник научных трудов. -М. : МОПИ им. Н. К. Крупской, 1988. - 142 с.

140. Смулаковская, Р. Л. Дисконтинуум как свойство автобиографической прозы / Р. Л. Смулаковская // Вестник ВолГУ. Серия 2 : Языкознание. - 2009. - № 2. - С. 57-63. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/diskontinuum-kak-svoystvo-avtobiograflcheskoy-prozy.

141. Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое) : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Я. Солганик. — 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 1991. - 182 с.

142. Солганик, Г. Я. Стилистика текста : учеб. пособие / Г. Я. Солганик. - М. : Флинта, Наука, 1997. - 256 с. - Режим доступа : http://www.zipsites.ru/books/stilistika_teksta/.

143. Степанюк, Ю. В. Ритмическая организация прозаического текста и ее передача при переводе (на материале русского и французского языков) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Степанюк Юлия Валерьевна. - М., 2001. -167 с.

144. Татару, Л. В. Композиционный ритм художественного текста (на материале ранней прозы Дж. Джойса) : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Татару Людмила Владимировна. - М., 1993. - 16 с.

145. Ташлыков, С. А. Эпистолярная новелла А. И. Куприна / С. А. Ташлыков. - Иркутск, 2001. - Режим доступа : http://slovo.isu.ru.

146. Темирболат, А. Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе : монография / А. Б. Темирболат. - Алматы : Ценные бумаги, 2009.-504 с.

147. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. - Т. 1 : Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 512 с.

148. Титова, Е. В. Эссеистическое и лирическое в творчестве М. Цветаевой : характер взаимодействия / Е. В. Титова // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века : межвуз. сб. научн. тр. -Иваново : Иван. гос. ун-т., 2002. - Вып. 5. - С. 149-156.

149. Толкачева, Е. В. «Поэт в каждой строчке своей прозы» / Е. В. Толкачева // Марина Цветаева : [Проза]. - М. : Вагриус, 2001. - 320 с.

150. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б. В. Томашевский; [вступ. статья Н. Д. Тамарченко; комм. С. Н. Бройтман при участии Н. Д. Тамарченко]. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

151. Томашевский, Б. В. Ритм прозы («Пиковая дама») / Б. В. Томашевский // Томашевский Б. В. Избранные работы о стихе. - СПб., М., 2008. - 448 с.

152. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В. И. Тюпа. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с. - Режим доступа : http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5167.pdf.

153. Фатеева, Н. А. Стих и проза как две формы существования поэтического идиостиля : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Фатеева Наталья Александровна. - М., 1996. - 607 с.

154. Фатеева, Н. А. Поэт и проза : Книга о Пастернаке / Н. А. Фетеева; [предисл. И. П. Смирнова]. -М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400 с.

155. Федоров, В. В. Кумулятивный принцип сюжетостроения в неклассической поэтике : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Федоров Василий Викторович. - Тверь, 2011. - 19 с.

156. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика / О. И. Федотов. - М. : Флинта, 1997. - 336 с.

157. Федотов, О. И. Основы теории литературы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. / О. И. Федотов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. : Литературное творчество и литературное произведение. - 272 с. - Ч. 2 : Стихосложение и литературный процесс. - 240 с.

158. Фортунатов, H. М. Ритм художественной прозы / H. М. Фортунатов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л. : Изд-во «Наука», 1974. - С. 173-187.

159. Хализев, В. Е. Теория Литературы / В. Е. Хализев. - М. : «Высшая школа», 1999. - Режим доступа : http://mitro.dashka-kot.ru/f/2011/10/Halizev-Teoriya-literatury-.pdf.

160. Харлап, М. Г. О понятиях «метр» и «ритм» / М. Г. Харлап // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития / Отв. ред. Л. И. Тимофеев. -М. : Наука, 1985. - С. 11-29. - Режим доступа : detective.gumer.info/etc/kharlap.doc.

161. Холшевников, В. Е. Случайные четырехстопные ямбы в русской прозе / В. Е. Холшевников // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития : сб. науч. тр. -М. : Наука, 1985. - С.134-142.

162. Холшевников, В. Е. Перебои ритма как средство выразительности / В. Е. Холшевников // Стиховедение : Хрестоматия / Сост. Л. Е. Ляпина. — 2-е изд., прераб. и доп. - М. : Флинта : Наука, 1998. - С. 187-203.

163. Целовальникова, Н. В. Ритм прозы А. Ремизова : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Целовальникова Надежда Викторовна. -Астрахань, 2005. - 16 с.

164. Часов, В. А. Психологические принципы быстрого чтения / В. А. Часов. - Л. : «Знание», 1978. - 32 с.

165. Черкасова, Л. П. «Яркость изнутри» : о внутренней форме слова в прозе М. Цветаевой / Л. П. Черкасова // Русская речь. - 1982. - № 5. - С. 52-55.

166. Чернова, M. М. Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста : автореф. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Чернова Мария Михайловна. - Горно-Алтайск, 2002. - 22 с.

167. Чернухина, И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И. Я. Чернухина. - Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1984. - 116 с.

168. Чипенко, Г. Г. Художественная проза А. Мариенгофа 1920-х годов : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Чипенко Галина Геннадьевна. - Южно-Сахалинск, 2003. - 158 с.

169. Чичерин, А. В. Ритм образа / А. В. Чичерин. - М. : Советский писатель, 1973.-278 с.

170. Чичерин, А. В. Ритм образа. Стилистические проблемы. - 2-е изд., расшир. / А. В. Чичерин . - М. : Сов. писатель, 1980. - 336 с.

171. Шалыгина, О. В. Проблема композиции поэтической прозы (А.П. Чехов - А. Белый - Б.Л. Пастернак) / О. В. Шалыгина. - М. : ОБРАЗОВАНИЕ 3000, 2008. - 243 с.

172. Шкловский, В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. - М. : Сов. писатель, 1983.-383 с.

173. Шмид, В. Проза как поэзия : Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. - 2-е изд., испр., расшир. / В. Шмид. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. -352 с.

174. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

175. Шольц, У. Жанр миниатюры в творчестве М.М. Пришвина (19301940-е г.) : дисс. ... канд. фил. наук : 10.01.02 / Ута Шольц. - Ленинград, 1986. -201 с.

176. Штерн, М. С. Проза И. А. Бунина 1930-1940-х годов (жанровая система и родовая специфика) : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / Штерн Миньона Савельевна. - Омск, 1997. - 488 с.

177. Штерн, М. С. Жанр лирической книги в позднем творчестве M. М. Пришвина («Глаза земли») / М. С. Штерн // Русская литература XX-XXI веков : направления и течения : сб. науч. тр. - Вып. 12 / ГОУ ВПО «Уральский

государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2011. — С. 77-82.

178. Эткинд, Е. Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания / Е. Г. Эткинд // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - JI. : Изд-во «Наука», 1974. - С. 104-121.

179. Эткинд, Е. Г. Проза о стихах / Е. Г. Эткинд. - СПб. : «Знание», 2001.-448 с.

180. Якобсон, Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака / Р. О. Якобсон // Якобсон Р. Работы по поэтике : Переводы / Сост. и общ. ред. М. JI. Гаспарова. -М. : Прогресс, 1987. - 464 с.

181. Яскевич, А. С. Ритмическая организация художественного текста / А. С. Яскевич. - Минск : Навука i тэхшка, 1991. - 208 с.

182. Art in the light of conscience : Eight essays on poetry / By Marina Tsvetaeva; Transl. with Introd. a. Notes by Angela Livingstone. - Cambridge (Mass.) : Harvard univ. press, Cop. - 1992. - 214 p.

183. Feinstein Elaine Translator's Introduction // Marina Tsvetaeva. Selected Poems. - Harmondsworth : Penguin Books, Ltd, 1974. - 144 p.

184. Karlinsky, Simon Marina Tsvetaeva : The woman, her world a. her poetry / Simon Karlinsky. - Cambridge etc. : Cambridge univ. press, 1985. - 289 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.