Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Васильева, Марина Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат наук Васильева, Марина Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
§1. Представления об идентичности в гуманитарном дискурсе
§ 2. Специфика современной культурной ситуации, влияющая на формирование идентификационных границ
2.1 Основные тенденции изменения культурного пространства
2.2 Технологические инновации как причина идентификационных изменений
2.3 Изменение идентификационного процесса как следствие глобальных перемен
§3. Персоналистская модель, стратегии и практики построения идентичности
3.1 Тотальность персоналистской модели
3.2 Идентификационные практики
§4. Современная идентичность как динамический процесс
§5. Формирование кластерной идентичности
ГЛАВА II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
§ 1. Понятие репрезентации и его трансформация в философско-научном дискурсе
1.1 История трансформации понятия
1.2 Актуальное использование понятия
§2. Значение репрезентационных практик в процессе идентификации
§3. Стратегии репрезентации образов Собственного и Другого в современной культуре
§ 4. Уровни современной системы репрезентации
4.1 Массовый
4.2 Кластерный
4.3 Персональный
§ 5. Репрезентация Собственного в виртуальном пространстве
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
§1. Формирование персональной информационный среды
§2. Появление нового языка репрезентации, его своеобразие и формы
2.1 Интернет-мем
2.2. Сериализация образа
2.3 Инфографика
2.4 Эмодзи и эмотиконы
2.5 Символические объекты на селфи
2.6. Хэштеги
§ 3. Влияние Интернет-среды на репрезентационные и идентификационные стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Формирование и репрезентация социокультурной идентичности российской городской молодежи в пространстве социальных медиа2021 год, доктор наук Лисенкова Анастасия Алексеевна
Социально-идентификационные функции бренда в современной культуре2014 год, кандидат наук Чунакова, Варвара Евгеньевна
Трансформация европейской модели идентичности в процессе глобализации2006 год, доктор философских наук Сурова, Екатерина Эдуардовна
Кластерный принцип конституирования современной культурной реальности2011 год, кандидат философских наук Черных, Олег Николаевич
Культурно-антропологические механизмы идентификации в практиках удовольствия2011 год, доктор философских наук Рассадина, Софья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет»
ВВЕДЕНИЕ
Популярность темы идентичности в различных современных исследованиях отражает сложность и проблемность процесса определения пределов Собственного в мире с постоянно меняющимися границами. Возможно, сегодня уже не следует говорить о кризисе идентичности, а стоит признать, что актуальная социокультурная реальность порождает особый тип самости, который уже сменил предыдущий, но принципиально неуловим в статичном состоянии. Он скорее может быть представлен как постоянный процесс, включающий в себя также и непрекращающуюся репрезентацию актуального Собственного. Разные исследовательские дискурсы фокусируются на различных аспектах и этапах этого процесса, что необходимо для решения частных задач при рассмотрении взаимодействия индивида с обществом и культурой. В данной работе внимание акцентируется на участии в идентификационном процессе тех современных форм репрезентации, которые появляются в медиа-среде.
Современная ситуация предполагает разворачивание социальной жизни в информационном пространстве. Реальность медиа-среды получает особый статус и уже не представляется вторичной по отношению к реальности физического взаимодействия. Само восприятие ключевых явлений информационного пространства изменилось за последние 10-15 лет. Инструментальный подход к Интернету, который доминировал на заре его развития, окончательно сменился новым видением, признающим за информационными технологиями несомненную власть. Б. Г. Соколов пишет об этом так: «Хотя, конечно, на уровне деклараций и риторики все обстоит таким образом: Интернет-пространство — это де послушный слуга человека и создан для его удобства и реализации желания. Но как любой слуга, о чем уже давно предупреждал Гегель, разбирая диалектику раба и господина, Интернет давно диктует свои "правила игры", свою логику бытийствования и конституирования
реальности как таковой».1 Это влияние явлений информационного пространства на события вещественной реальности просматривается в различных актах социального и культурного взаимодействия. Идентификационные процессы представляются ярким примером этой современной тенденции.
Актуальная культурная реальность ставит человека перед сложным выбором; сложным из-за свободы выбирающего и многообразия предложенных вариантов. При этом, и свобода, и многообразие могут при ближайшем рассмотрении оказаться иллюзорными. Идентификационный процесс сегодня также определяется выбором индивида, который может не только выразить, но и создать себя в рамках предложенных вариантов. Весьма значимым моментом оказывается то, как человек сообщает миру о своем выборе, как он отображает изменения очерченного круга Собственного, репрезентирует себя в информационном пространстве.
Современность общества «характеризуется не столько групповыми или институциональными предписаниями, действием традиции или обычаев, канонами, коллективными привычками и нравами, сколько значимостью ситуативно формируемых самим индивидом и для самого себя правил поведения».2 Однако, к этому положению следует добавить, что включенность в общее коммуникативное пространство предполагает соотнесенность индивидуальных правил с различными групповыми позициями. Кроме того, принципы выстраивания социального взаимодействия в медиа-среде требуют регулярного обновления образа Собственного, который выстраивается вместе с этими правилами.
Репрезентацию идентичности в современных условиях невозможно рассматривать как продолжение идентификационного процесса или даже его этап. Скорее, новые репрезентационные практики представляют собой «визуальное оформление» или «иллюстрирование» идентификационных тактик. Такой подход позволяет создать новую исследовательскую позицию по отношению ко
1 Соколов Б. Г. Реванш новоевропейского субъекта: селфи//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. № 1 - сс. 72-81.
2 Гудков Л. Д. Ex Cathedra: Современные методы изучения культуры: сб. статей. - М., 2012. С. 31.
множеству отдельных примеров и общих тенденций репрезентации культурной идентичности в информационном пространстве, в частности, в сети Интернет.
Таким образом, предметом данного исследования является процесс репрезентации индивидом образов Собственного и Другого, который отражает актуальные тенденции трансформации идентичности современного человека. Объектом исследования является современная коммуникация в Интернет-пространстве, создающая специфику социальных - групповых и индивидуальных - взаимоотношений, в т.ч. формируя новый визуальный язык коммуникации.
Актуальность выбранной темы исследования обеспечивается растущей значимостью Интернет-коммуникации, предполагающей постоянное использование рассматриваемых в работе новых форм репрезентации идентичности. Автор обращается к наиболее популярным в современной культуре явлениям: медиа опосредованной коммуникации, способах репрезентации идентичности в информационном пространстве, влиянии виртуальной реальности на физическую и др. В работе также проводится анализ актуальных средств репрезентации идентичности, которые используются повсеместно и уже перешагнули Интернет и социальные сервисы. В целом, рассмотрение выбранной проблемы позволяет лучше понять специфику современной межгрупповой и межиндивидуальной коммуникации.
Степень разработанности темы. Проблема идентичности была популярной темой исследований на продолжении всего ХХ века. Среди широкого круга авторов, занимавшихся ей, первыми следует выделить У. Джеймса, Дж. Г. Мида, Дж. М. Болдуина, Ч. Х. Кулика, представлявших социологический подход к определению самости. Также интерес к идентичности наметился и в работах психоаналитиков: З. Фрейда, Э. Эриксона и др. Критическая теория авторов Франкфуртской школы: Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Э. Фромма и др., - также содержит теоретические предпосылки для развития идентификационного дискурса. Во второй половине XX века интерес к проблемам формирования самости нашел отражение в работах философов разного толка: экзистенциалистов (Ж.-П. Сартра, А. Камю), философов постмодерна (Ж. Лакана, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж. Бодрийара и др.). Развитие
идей понимающей социологии и феноменологии актуализировало проблему идентичности человека, что проявилось в работах А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана. Американские социологи (И. Гофман, Р. Мертон, Дж. Александр и др.) исследовали самость как продукт социальной интерактивности личности. С их идеями соотносится и параллельно возникающие в Европе теории неомарксистов: ситуационистов (Э. Ги Дебор) и исследователей Бирмингемской школы (С. Холл, Р. Хогарт и др.).
Современное развитие исследований идентичности в западном научном сообществе реализуется по большей части через рассмотрение репрезентации отдельных аспектов самости (гендерного, расового, возрастного и т.д.) в различных дискурсивных практиках (кино, телевидение, реклама, Интернет-коммуникация). Этот подход ярко представлен в работе 2006 г. «Дискурс и идентичность»3 ("Discourse and Identity") Б. Бенвелл и Э. Сток, а также в исследованиях российской Лаборатории Интернет Исследований при НИУ ВШЭ (ЛИНИС)4. В целом, для отечественного дискурса в большей степени характерен иной взгляд на проблему построения самости, который кратко можно охарактеризовать как целостный или комплексный. Он представлен в работах Б. Г. Соколова, Е. Э. Суровой, Е. Н. Шапинской, В. А. Куренного и других авторов.
Явление репрезентации также стало довольно востребованным предметом исследований в западном научном дискурсе второй половины XX века. Его изучением в своих работах занимались авторы самых различных направлений: Э. Гуссерль, Ж. Деррида, П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц, Э. Дюркгейм, С. Московичи, С. Холл, К. Гинзбург и др.
Объединение теорий, сформировавшихся вокруг понятий идентичности и репрезентации, позволяет создать новый комплексный подход к их изучению.
Целью работы является исследование тактик и средств репрезентации идентичности в пространстве коммуникации, в частности, сети Интернет. Для ее решения поставлены следующие частные задачи:
3 Benwell B. and Stokoe E. Discourse and Identity, Edinburgh University Press, 2006, reprinted in 2012. - 314 pp.
4 Сайт Лаборатории Интернет Исследований при НИУ ВШЭ (ЛИНИС) - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://linis.hse.ru/
- определение специфики идентификационного процесса в актуальной культурной ситуации,
- рассмотрение влияния технологических инноваций и социокультурных тенденций на принцип построения самости,
- анализ взаимного влияния репрезентационных и идентификационные практик,
- выявление общих особенностей системы репрезентации, обладающей тремя уровнями: массовым, кластерным, персональным,
- определение и рассмотрение явления информационного порядка повседневности,
- рассмотрение нового визуального языка коммуникации и репрезентации, формирующегося в сети Интернет, анализ его наиболее востребованных элементов,
- определение общих тенденций развития репрезентационных практик в Интернет пространстве.
Научная новизна работы состоит в обосновании и применении подхода, при котором идентификация и репрезентация рассматриваются не по отдельности, а вместе - как различные аспекты процесса определения самости индивида в современной культуре. Это создает новую позицию для исследования различных проявлений репрезентации культурной идентичности в Интернет-пространстве.
Теоретическая значимость данного исследования определяется несомненной актуальностью темы. Выводы, изложенные в работе, опираются не только на довольно широкую теоретическую базу, но и на анализ ярких явлений современной культуры. Представленный подход к их рассмотрению обуславливает практическую значимость работы. Он позволяет исследовать самые различные конкретные примеры репрезентации культурной идентичности с позиции их участия в процессе определения границ Собственного и может быть применим в различных дискурсивных и междисциплинарных исследованиях.
Методология и методы исследования выбраны в соответствии с поставленными задачами.
Вариативность дискурсивных позиций по отношению к рассматриваемой в данной работе теме определила выбор комплексного методологического подхода в рамках совмещения различных исследовательских стратегий. Анализ проблемы осуществлялся на основе междисциплинарного подхода с привлечением теорий и результатов исследований из различных областей социо-гуманитарных наук: философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики, медиа-исследований. Значительно место в работе занимает структурный анализ наиболее ярких и актуальных примеров репрезентации различных позиций в информационном пространстве.
Концептуальные основания исследования сложились в процессе анализа работ широкого круга авторов, касающихся тем идентичности и репрезентации. При работе с их текстами использовались различные методы, в частности, историческая герменевтика, компаративистика и культурологический анализ. Герменевтический, компаративистский и семиотический подходы использовались при рассмотрении различных современных форм репрезентации. Вместе с культурологическим анализом информационной среды, в которой разворачивается межгрупповая и индивидуальная коммуникация, это позволило создать объемное представление природы и специфики процесса репрезентации в современных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
- Динамичность и процессуальность современной идентичности являются ее главными характеристиками и определяют персоналисткий принцип сборки самости;
- Специфика современного социального взаимодействия определяется кластерной структурой общества и формирующейся кластерной идентичностью;
- Одним из ключевых понятий современной культуры является проект, как структурирования повседневности;
- Исследование репрезентационных и идентификационных практик и стратегий наиболее продуктивно при их совместном изучении, в качестве аспектов одного сложного процесса;
- На данный момент можно выделить три уровня системы репрезентации: массовый, кластерный, персональный, - каждый из которых предполагает особую специфичность репрезентативных образов;
- Различные явления современной культуры привели к формированию «персонального информационного потока». Он создается на основании включенности индивида в различные кластерные сообщества и коммуникативные поля, появляющиеся вокруг информационных поводов;
- Растущее значение процессов и явлений информационной среды создает условия для формирования «информационного порядка повседневности»;
- Новый язык коммуникации и репрезентации с высокой долей визуальной составляющей предлагается считать явлением «посталфавитной» стадии коммуникации. Основными элементами этого языка являются визуальные мемы, сериальные образы, инфографика, эмодзи и эмотиконы, символические объекты на селфи, хэштеги;
- Кластерные сообщества создают основания для изменения в порядке репрезентации общества в целом, пересмотра его как целостной системы;
- Репрезентация идентичности в информационной культуре опережает рефлексию и может быть представлена как ее актуальная форма.
Апробация и внедрение результатов исследования. Концепция и основные положения диссертации обсуждались на различных научных мероприятиях.
В 2014 г. были представлены следующие доклады: «Соотношение репрезентационных и идентификационных практик» (на У-ой научной конференции «Философия. Язык. Культура» (г. Москва, НИУ ВШЭ, Факультет философии, 28.04.2014 - 29.04.2014)) и «Роль репрезентации в процессе идентификации» (на научно-теоретической конференции «Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества» (г. СПб, СПбГПУ, 19.11.2014 - 22.11.2014 в рамках ДПФ2014)). Доклады были также опубликованы в сборниках конференций.
В 2015 г. доклад «Формирование информационного порядка повседневности» был представлен на круглом столе «Репрезентация сетевого пространство» (СПбГУ, Институт Филососфии 07.05.2015).
В 2016 г. доклад на тему «"Посталфавитная" коммуникация» был представлен на круглом столе «Актуальные проблемы современной культуры» (СПбГУ, Институт Философии 25.02.2016).
По теме исследования были опубликовано более десяти статей (общий объем около 6 п. л.) в профильных научных журналах, в т.ч. в изданиях, рецензируемых ВАК (четыре статьи).
Структура текста диссертации соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы
ГЛАВА I. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННЫХ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ §1. Представления об идентичности в гуманитарном дискурсе
В культуре второй половины XX в. и начала XXI в. постоянно проявляет себя вопрос об идентичности человека. После разрушительных войн, политических и культурных революций, экономических кризисов актуализируется вопрос о сущности субъекта, природе и структуре «Я». Значительные культурные перемены и изменения выявляют ценностный сдвиг, кризис, который влечёт за собой пересмотр не только ответа на извечный вопрос «Кто я?», но и самого способа ответа на него - способа построения Самости. Богатый на события XX в. возвёл вопрос об идентичности в глобальную проблему, широко обсуждаемую в публичном, научном дискурсах. Это понятие вызывает заслуженный интерес у исследователей разных школ и направлений уже в течение длительного времени, и можно говорить о сложившемся разноплановом дискурсе с внушительной историей.
Социологическая концепция идентичности зародилась в 90-х годах XIX века в США.5 Отправной точкой для различных, в большинстве своем забытых, концепций стала вышедшая в 1890 году «Психология» У. Джеймса, в которой автор пытается трактовать сознание не как сосуд, где хранятся упорядоченные впечатления от внешнего мира, а как поток, в котором мысли и чувства по своим собственным законам всплывают на поверхность и опускаются на дно.6 В качестве острова стабильности в этом потоке Джеймс выделяет познаваемую самость ("self as known"), т.е. «Я» не как субъект, а как объект познания. Эта мысль в целом определила направление развитие дискурса. Согласно Джеймсу, эта «эмпирическая самость», образующая вместе с чистым «Я» в значении субъекта познания «общую самость», распадается на «материальную самость»,
5 Йонас Х. Возникновение ценностей. - СПб: Алетейя, 2013. - 318 с., С. 213-236.
6 Джеймс У. Психология - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
«социальную самость» и «духовную самость» в зависимости от того, формируется ли она во взаимодействии с миром вещей, других людей или собственных чувств и способностей.7 Подобное размытие понятия сознания открыло перед исследователями перспективу радикальной концепции формования самости через социальные отношения, которая оставляла проблему возникновения «чистого Я». Для этого было необходимо соотнести понятие сознания с понятием действия и трактовать самость во всех её аспектах как результат социального взаимодействия, т.е. признать коммуникативных характер построения идентичности. Из различных попыток сделать это, предпринятых в том числе Дж. М. Болдуином, Ч. Х. Кулик и Дж. Г. Мидом, утвердилась в конечном итоге концепция Мида.
Дж. Г. Мид разработал антропологическую теорию специфики человеческой коммуникации и социальности как таковой и, опираясь на неё, проанализировал развитие самости у ребёнка.8 Согласно его теории, «Я» обозначает не постепенно формирующуюся структуру личности, а структуру отношения человека к самому себе, если ему на протяжении всей жизни удаётся достигать некого единства в его отношении к различным, конкурирующим между собой Другим. Эта концепция, тесно переплетенная с понятиями роли, генерализованного Другого, самоконтроля и социального контроля, стала теоретической основой для многих исследований в американском дискурсе.
В Европе понятие самости стало объектом теоретических исследований во второй половине XX века, захватив различные дискурсы от психоаналитического до философского. Собственно, до этого у З. Фрейда представление об идентичности уже содержалось в одном из обращений к членам еврейского общества «Бнай Брит» в 1926 году. Говоря о том, что его не связывали с евреями ни вера, ни национальная гордость, он в то же время отметил, что у него было «ясное осознание внутреннего тождества с ними, уютное сознание общности
7 James W. The Principles of Psychology. Cambridge, Mass, 1981, pp. 219-278.
8 Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. — 290 с.
психологического устройства».9 Пусть Фрейд и не использовал в своих работах термин «идентичность» в том смысле, какой ему придается сегодня, его размышления об идентификации людей в массе, нашедшие свое отражение в книге 1921 года «Психология масс и анализ человеческого Я», вплотную подводили к пониманию того, что позднее в психоаналитической литературе было названо «групповой идентичностью». 10
Позже проблема идентичности стала центром исследовательской и терапевтической деятельности американского психоаналитика Э. Эриксона, выдвинувшего эпигенетическую концепцию жизненного цикла и кризиса идентичности. Идеи об идентичности были сформулированы и изложены им в таких его работах, как «Детство и общество» (1950), «Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование» (1958), «Идентичность: юность и кризис» (1967),11 «Жизненная история и исторический момент» (1975). Эриксон придавал важное значение необходимости изучения проблемы идентичности. Как писал он в своей работе «Детство и общество», «исследование идентичности в наше время становится такой же стратегической задачей, какой во времена Фрейда было изучение сексуальности».12
Основные философские концепции, связанные с пониманием идентичности относятся ко второй половине XX века. Свою позицию представляет в это время и Франкфуртская школа: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм и др. Будучи марксистами, франкфуртцы полагали, что человек, личность является результатом социального воздействия. Однако, если Маркс после такого вывода признал человеческую природу «вторичной» и сконцентрировался на «первичном» - социальных и экономических процессах, её создающих, то исследователи Франкфуртской школы не потеряли интерес к человеку. Предопределенность его существования и бытия внешними социальными и
9 Цит. По Степанов С.С Популярная психологическая энциклопедия 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005. -672 с., С. 258.
10 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. - М: Рипол Классик, 2013. - 42 с.
11 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
12 Цит. по статье Лейбина В. Идентичность// Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2е изд. - М., 2010. -592 с., С. 173.
культурными факторами, которая в общем признавались ими не до конца, привносило несколько трагическую ноту в их критическую теорию. Философы Франкфуртской школы обращались к исследованиям современного им общества и культуры как раз для определения позиции человека. Их интерес к проблемам экзистенции конкретен и подразумевает не абстрактное существование индивида, а конкретное разворачивание человеческой жизни в декорациях культуры. Именно поэтому анализ различных культурных форм, порядков репрезентации и культурных схем в таких работах как «Негативная диалектика» (1966),13 «Одномерный человек» (1964)14 и пр. представляют интерес для современных исследователей идентификационных процессов. В целом, критическая теория Франкфуртской школы стала значительным явлением в дискурсе о человеке, его самости и способах взаимодействия с культурой.
Экзистенциализм оказал весомое влияние на дискурс вокруг вопроса об идентичности, введя понятие Другого в круг важнейших философских проблем. В работах Ж.- П. Сартра, А. Камю инаковость рассматривается как экзистенциальная позиция, субъективный статус, утверждаемый через оппозицию «Я» и всего мира как «не-Я». Особенно интересна с этой точки зрения работа Сартра «Бытие и ничто» (1943),15 которая оказала влияние на формования теории Другого на всех уровнях. «Можно сказать, что все основные концепты постмодернистского дискурса инаковости были представлены в его работах: раздумья о феномене другой телесности; концепция взгляда; исследования этики любви, ненависти, свободы в контексте отношений с Другим».16 Современный дискурс об идентичности сложно представить без постоянного обращения к вопросу об инаковости, Другом и Чужом в различных репрезентативных полях.
Ещё одной значимой вехой в философском развитии дискурса можно назвать философию постмодернизма. В конце 60-х годов социально-культурный
13 Адорно Т. В. Негативная диалектика. - М.:Научный мир, 2003. - 374 с.
14 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества/Г. Маркузе. Перевод с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина, сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. - М.: ООО «Издательство-АСТ», 2002. - 256 с.
15 Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
16 Суковатая В. А. Лицо Другого. Телесные образы Другого в культурной антропологии. - Харьков: Харьковский нац. ун-т им. В.Н. Каразина, 2009. - 519 с., С. 328.
контекст побудил целый ряд французских философов обратиться к проблеме идентичности. Ж. Лакан, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, - их исследования своеобразия актуальной культуры включает в себя рассмотрение человека, особенностей его личности, мышления и восприятия окружающего мира. Совмещая позиции различных теорий, в т.ч. марксизма и психоанализа, по-новому оценивая формы культурной реальности, эти авторы стали классиками философии постмодерна с её специфическим взглядом на символ, текст, репрезентацию, культуру и индивида. Признавая и утверждая значительное формирующие влияние среды на личность, французские философы обратились к таким аспектам культуры как язык, статус вещи, феномен творчества и авторства и т.д. Их работы различны по темам и формально не содержат рассмотрения проблемы идентичности, однако интересная установочная точка зрения на природу культуры и человеческого открыла новые горизонты следующим исследователям.
Интерес к проблемам идентичности в рамках социологического дискурса вполне понятен. А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман стали ведущими представителями феноменологического подхода в социологии. В их работах индивид утверждается не пленником культуры и социальной структуры, а субъектом, создающим социальную реальность в соответствии со своим сознанием и интерпретациями действительности. Таким образом, центральной темой для исследователей этого круга становится человеческая объективность, для рассмотрения которой необходимо с применением феноменологического метода «вынесения за скобки» обратиться к жизненному миру индивида как к данности. Важно, что в феноменологической социологии актуализируются позиции Другого, Мы- и Они-представлений. Помимо прочего в этой концепции ощутимо влияние американских социологов, разрабатывавших концепции самости.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс2010 год, кандидат философских наук Довгалева, Ирина Валерьевна
Перспективы субъективности в контексте нарративной проблематики2005 год, кандидат философских наук Агафонова, Елена Васильевна
Самопрезентация личности в чат-коммуникации2011 год, кандидат философских наук Завьялова, Зинаида Сергеевна
Феноменология притворства в современной культуре: на материалах блогосферы2012 год, кандидат культурологии Вокуев, Николай Евгеньевич
Культурфилософский анализ идентичности субъекта фандомной культуры2022 год, кандидат наук Пейгина Лариса Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Васильева, Марина Александровна, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно Т. В. Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.
2. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М., СПб: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.
3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - 288 с.
4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс, 1992. - 528 с.
5. Атягина, А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика: автореф. дис. ... канд. филол. наук А. П. Атягина. - Омск, 2014.
6. Барбова Т.И. «Падонковский язык» как социальный феномен современной языковой культуры//Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 (34). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/06/6930
7. Барт Р. Мифологии. - М.: Академический проект, 2010. - 351 с.
8. Барт Р. Смерть Автора//Избранные работы: семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.,
9. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004. — 188 с.
10.Бауман З. Мыслить социологически. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 255 с.
11.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-традиция, 2000. - 383 с.
12.Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-традиция, 2001. - 304 с.
13.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 232 с.
14.Бергер П. Л., Хантингтон С. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире, под ред. Бергера П. Л., Хантингтона С. -М.: Аспект Пресс, 2004. - 397 с.
15. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990 - 176 с.
16.Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 414 с.
17.Блэкмор C. Третий репликатор эволюции: гены, мемы - что дальше? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://sites.google.com/site/mememediavirus/4-ssylki/5-suzen-blekmor-susan-blackmore-tretij-replikator-evolicii-geny-memy—cto-dalse
18.Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. -Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. - 96 c.
19.Бодрийар Ж. Общество потребления. - М.: Республика, 2006.- 269 с.
20.Бодрийар Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2009 - 387 с.
21.Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000. -387 с.
22.Бодрийар Ж. Симулякры и симуляции. Перевод О. А. Печенкина. - Тула, 2013. - 204 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.simulacrum.h16.ru/files/text/simulacres.pdf
23.Бодрийар Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995. - 172 с.
24.Боргош Ю. Фома Аквинский. - Пер. с польск. Изд. 2-е. М.: Мысль, 1975. -184 с.
25.Бурдье П. Объективировать объективирующего субъекта//Начала. - М., 1994 - сс. 141-147.
26. Васильева М. А. Влияние современных медиа на идентификационные практики// Красноярск: Научно-инновационный центр, В мире научных открытий №11.3(47), 2013: Проблемы науки и образования, сс. 231-234.
27. Васильева М. А. Коммуникация, идентичность и репрезентация в работах исследователей Бирмингемской школы// СПб: Научный журнал кафедры культурологии; кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ, Studia Culturae, вып. 20, 2014, - сс. 103-108.
28. Васильева М. А. Соотношение репрезентационных и идентификационных практик// Философия. Язык. Культура. Вып. 5 / отв. ред. Горбатов В.В. — СПб. : Алетейя, 2014., сс.496-503.
29.Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 176 с.
30.Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения// Политическая лингвистика №21, 2007, сс. 75-80.
31.Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В двух томах. Том 2. - М. Мысль, 1973 -248 с.
32.Гинзбург К. Репрезентация, слово, идея, вещь// Журнал «НЛО», №33, 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://philosophystorm.org/article/karlo-ginzburg-reprezentatsiya-slovo-ideya-veshch
33.Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). - М.: Академический проект, 2014. - 240 с.
34.Гирц К. Интерпретация культур. - М.: «РОССПЭН», 2004. - 560 с.
35.Горалик Л. Как размножаются Малфои: Жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый Мир. 2003, №12 - сс. 131-146.
36.Горяинова О. И. Культура против «посткультуры»: место традиционности в современной культуре//Культура культуры. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/culture-vs-post-culture-traditional-values-and-modern-culture/
37.Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-Пресс, 2000. - 304 с.
38.Гофман И. Стигма, заметки об управлении испорченной идентичностью. Фрагменты. Пер. с англ. М. С. Добряковой. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.rU/data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf
39.Гринберг Т. Э., Петрушенко М. В. Реклама: культурный контекст. Общ. Ред. Т.Э. Гринберг, М.В. Петрушенко - М. РИП-Холдинг, 2004. - 186 с.
40.Гудков Л.Д. Ex Cathedra: Современные методы изучения культуры : сб. статей. - М., 2012. С. 31.
41.Гуссерль Э. Собрание сочинений, Том 3 (1), Логические исследования. Перевод с нем. Молчанова В. И., М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. - 470 с.
42. Дебор Г. Общество спектакля. - М.: Логос, 2000. - 183 с.
43. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения. -Екатеринбург: У-Фактория, Астрель, 2010. - 896 с.
44.Деррида Ж. Голос и феномен, СПб.: Алетейа, 1999. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/derr_gol/
45.Деррида Ж. Письмо и различие. - М.: Академический проект, 2007. - 495 с.
46. Джеймс У. Психология - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
47.Докинз Р. Эгоистичный ген. - М.: Мир, 1993. - 201 с.
48.Йонас Х. Возникновение ценностей. - СПб: Алетейя, 2013. - 318 с.
49. Каган М. С. Глобализация как закономерность процесса развития человечества в XXI веке//Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли. Коллективная монография. - СПб: «Янус», 2005. - 426 с.
50.Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. -М.: НЛО, 2001. - 576 с.
51.Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367 с.
52.Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. -264 с.
53.Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры//Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988 —552 с.
54.Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург У-Фактория при участии издательства Гуманитарного университета, 2004. - 327 с.
55.Кастельс М. Информационная эпоха - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.
56.Костина А. В. Культура информационного общества: тенденции и противоречия развития// Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина № 24, 2009, сс. 72-98.
57.Кроссли М. Л. Нормативная психология. - Харьков, Гуманитарный центр, 2013. - 282 с.
58. Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я. - М.: Пирамида, 1997. - 184 с.
59.Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2е изд. - М., 2010. - 592 с.
60.Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
61.Липман У. Общественное мнение. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
62.Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992. - 272 с.
63.Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. - Киев: Ника-Центр, 2003. - 432 с.
64.Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. - М.: Гипербборея, Кучково поле, 2007. - 464 с.
65.Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества/Г. Маркузе. Перевод с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина, сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. - М.: Издательство-АСТ, 2002. - 256 с.
66.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб: «Ювента», «Наука», 1999. - 605 с.
67.Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. — 290 с.
68.Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд//Психологический журнал, 1995, Т.16. - сс. 3-18.
69.Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: Республика, 1999. - 559 с.
70.Мяснико Л. А., Дроздова А. В., Архипова Ю. В. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаобществе//Теория и практика общественного развития №19, 2004, сс. 169-171.
71.Набоков В. Текст интервью для New York Times. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lib.ru/NABOKOW/Inter11.txt
72.Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации -инфографика и метадизайн//Международный электронный журнал КНИТУ «Образовательные технологии и общество» (Educational Technology & Society). - 2010. - Т. 13. № 2. - сс. 369-387.
73.Нойман И. Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейских идентичностей - М.: Новое издательство, 2004. - 336 с.
74.Нордстрем К. А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. - СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003. - 280 с.
75.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. - 588 с.
76.Пирс Ч. Начала прагматизма. Том 2. Логические основания теории знаков СПб: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. - 352 с.
77.Прохорова Л.П., Аникеева Е.С. Визуальная поэзия как особый жанр//Вестник Кемеровского государственного университета №2, 2008. -сс. 169-174.
78.Рашкофф Д. Медиавирус! Как попкультура воздействует на сознание. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediavirus.narod.ru/02.html
79. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с.
80.Рикер П. конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М.: Медиум, 1995. - 415 с.
81. Савчук В.В. Медиафилософия: приступ реальности. — СПб.: Изд-во РХГА, 2013.— 350 с.
82.Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
83.Соколов Б. Г. Герменевтика метафизики - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. -224 с.
84. Соколов Б.Г. Онтология чувственности (Концептуализация Ното Aestheticus. Часть II). - СПб: Издательство РХГА, 2015. - 292 с.
85.Соколов Б.Г. Реванш новоевропейского субъекта: селфи//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. № 1 - сс. 72-81.
86. Соколов Е. Г. Аналитика масскульта. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 280 с.
87.Сохань И. В. Деформации повседневности в современной культуре// Вестник Томского государственного университета №310, 2008, сс. 61-65.
88.Степанов С.С Популярная психологическая энциклопедия 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005. - 672 с.
89. Суковатая В. А. Лицо Другого. Телесные образы Другого в культурной антропологии. - Харьков: Харьковский нац. ун-т им. В.Н. Каразина, 2009. -519 с.
90.Сурова Е. Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. - СПб: Издательство «Осипов», Центр изучения культуры, 2005. - 352 с.
91.Сурова Е. Э. Европеец «отчужденный»: Персоналистская личность. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 284 с.
92.Сурова Е. Э. Идентичность. Идентификация. Образ. - СПб, 2010. - 232 с.
93. Сурова Е. Э. «Кластерные» сообщества - новая форма социокультурной организации//Studia Сикигае, 2010, №10, СПб: Петерб. философск. Общ-во, сс. 48-61.
94. Сурова Е. Э., Васильева М. А. Две картины культурной реальности: персоналистская идентичность в условиях массовой культуры.// Культура в процессах развития современной России: особенности и перспективы:
Сборник научных статей / отв. ред. А. В. Костина.— М. : Изд-Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. — с. 298. С. 141-154.
95.Сурова Е.Э., Васильева М.А. «Идентификационные композиции» современной социокультурной реальности// Культура культуры. Вып. 4, 2014, рецензируемый электронный научный журнал, Издатель: Научная ассоциация исследователей культуры, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/identification-compositions-of-the-contemporary-socio-cultural-reality/
96.Сурова Е.Э., Васильева М.А. Репрезентация в науке: образы нового средневековья// Международный научно-исследовательский журнал 2016 Екатеринбург.
97.Сурова Е.Э., Васильева М.А. Репрезентация несерийного в практике handmade//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), 2016, №2, сс. 118-125.
98.Сурова Е.Э., Васильева М.А. Явление handmade: досуговый проект в современной культуре// М: Обсерватория культуры. - 2015, № 6. - С. 14-21.
99. Сурова Е. Э., Рассадина С. А. Новые традиции. Коллективная монография под ред. Суровой Е. Э., Рассадиной С. А., - СПб: Изд. Дом «Петрополис»; Центр изучения культуры, 2009. - 372 с
100. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: Издательство АСТ, 2010. — 784 с.
101. Уткин Ю.В. Эрратография: аспекты изучения//Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 37. сс. 136-139.
102. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. - М: Рипол Классик, 2013. - 42 с.
103. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: «Прогресс», 1990. - 238 с.
104. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 416 с.
105. Фуко М. Рождение клиники. - М.: Смысл, 1998. - 310 с.
106. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М.: Ars Pura, 2012. - 416 с.
107. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Академический проект, 2015. -452 с.
108. Хантингтон С. Кто мы? - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 530 с.
109. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.
110. Черных О.Н. Кластеризация современного социокультурного пространства //Studia Culturae. 2010, № 10, СПб: Петерб. философск. Общ-во, сс. 157-170.
111. Четина Е.М., Клюйкина Е.А. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах// Вестник Пермского Университета, Российская и зарубежная филология, 2015. Вып 3(31) - сс. 95-105.
112. Шапинская Е. Н. Виртуальная реальность как пространство эскапизма: безграничные возможности и новые опасности//Культура культуры Вып. 4, 2014, рецензируемый электронный научный журнал, Издатель: Научная ассоциация исследователей культуры, - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cult-cult.ru/escapism-in-cyberspace-boundless-opportunities-and-new-dangers/
113. Шапинская Е.Н. Образ Другого в тексах культуры: политика репрезентации - М.: URSS, 2012. - 216 с.
114. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. - М.: Академический проект, 2007. - 479 с.
115. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Филология. - 2012, № 3. - cc. 160-172.
116. Щурина Ю. В. Коммуникативно-игровой потенциал хэштегов//Вестник Череповецкого государственного университета, 2015, №8 - сс. 100-104.
117. Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: РОССПЭН, 2004. - 1054 с.
118. Элиас Н. Общество индивидов. - М.: Праксис, 2001. - 333 с.
119. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
120. Antaki C., Widdicombe S. Identities in Talk. - London: Sage, 1998. -269 p.
121. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. -Minneapolis: Univ. of Minnesota, 1996. - 248 p.
122. Assmann A. The Printing Press and the Internet: From a Culture of Memory to a Culture of Attention // Globalization, Cultural Identities, and Media Representations. - NY: State University of NY Press, 2006. Pp.11-25.
123. Bauman Z. Identity. - Cambridge: Polity Press, 2004. - 217 p.
124. Benwell B. and Stokoe E. Discourse and Identity, Edinburgh University Press, 2006, reprinted in 2012. - 314 p.
125. Blackmore, S.J., The Meme Machine, - Oxford University Press, Oxford, 1999 - 264 p.
126. Cherny L. Conversation and community: chat in a virtual world. -Stanford, CSLI Publications, 1999. - 250 p.
127. Cushman P. Why the self is empty: toward a historically situated psychology//American Psycologist, 1990, 45, - 599-611 pp.
128. Dirlik A. The Global in the Local//Global/Local, edited by R. Wilson and W. Dissanayake. - Durham, Duke Univ. Pr. 1996. - 399 p.
129. Drucker P.F. The New Realities. - Oxford, 1996. - 230 p.
130. Gentz N., Kramer S. Globalization, Cultural Identities, and Media Representations, edited by N. Gentz and S. Kramer. State University of New York Press, 2013.
131. Giddens A. Modernity and Self-Identity. - Stanford University Press, 1991. - 256 p.
132. Hall S., Cultural Identity and Diaspora, 1994, [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://www.rlwclarke.net/Theory/SourcesPrimary/HallCulturalIdentityandDiaspo ra.pdf
133. Hall S. The Social Eye of Picture Post//Working Papers in Cultural Studies, 1972, no. 2, pp. 71-120;
134. Hall S. Encoding, decoding in the television discourse. In Hall, S., Hobson, D. & Lowe, P. (eds). Culture, Media, Language. London: Hutchinson. 1980.
Pp. 128-138.
135. Hall S. The work of Representation // Representation. Cultural Represetations and Signifying Practices. - London, 1997.
136. Harvey D. The Condition of Postmodernist. Cambridge, MA; Oxford UK, 1992. P. 30.
137. Heylighen F. Selfish Memes and the Evolution of Cooperation // Journal of Ideas. - Vol. 2. - 1992. - 202 p.
138. James W. The Principles of Psychology. Cambridge, Mass, 1981, pp. 219278.
139. Kellner D. Media Culture. Cultural Studies, Identity and Politics Between the Modern and the Postmodern. - London, New York, Routledge, 1995. - 357 p.
140. Martin W.I. The Information Society. - London, Aslib, 1988. - 310 p.
141. McNamara A. Can we measure memes?//Front Evol Neurosci. - 2011. -№ 3:1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov.sci-hub.org/pmc/articles/PMC3118481/
142. Mittell J. Complex TV: The Poetics of Contemporary Television Storytelling. - NYU Press, 2015. - 416 p.
143. Murray M. Narrative psychology//Qualitative psychology: a practical guide to research methods, edited by Smith J. A. - London: Sage, 2003. - pp. 111-132.
144. Pitkin H.F. The concept of representation. - Berkeley, Univ. of California, 1972. - 330 p.
145. Robertson R., Knondker H. Discourses of globalization: Preliminary considerations // International sociology. - L., 1999. Vol.13, #1- p.25-40.
146. Taylor Ch. Sources of the Self. The Making of the Modern Identity, Cambridge, 1989. - 624 p.
147. Wall A. Levels of discourse and levels of Dialogue. In: Dialogism and Cultural Criticism. London; Canada: Mestengo Press, 1995.
148. Williams R. Making Identity Matter: Identity, Society and Social Interaction. - Durham: Sociologypress, 2000. - 136 p.
149. Woodward K. Understanding Identity. - London: Arnold, 2002. - 305 p.
150. Woodward K. Identity and Difference, edited by K. Woodward - London: Sage, 1997. - 416 p.
151. Wortham J. My Selfie, Myself// NY Times, 20.10.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pegewanted=all&_r=0
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.