Репрезентации художественных артефактов в современном медиапространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Романов Никита Александрович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат наук Романов Никита Александрович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА
§ 1. Архитектоника цифровых медиа
§ 2. Клиповые стратегии репрезентации и восприятия информации
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АРТЕФАКТ В СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
§ 1. Классическое произведение искусства в ситуации медиакультуры
§ 2. Современные конфигурации художественного артефакта
ГЛАВА 3. РЕЖИМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В МЕДИА
§ 1. Оперная постановка в современном медиапространстве
§ 2. Репрезентация классической музыки в современном медиапространстве
§ 3. Изобразительное искусство в сети Интернет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современное медиапространство имплицитно и эксплицитно участвует в определении, формировании и легитимации действительности в технологически развитых регионах мира. Так, например, коммуникационные и информационные возможности новых медиа влияют практически на все сферы культуры. При этом в пространстве цифровых медиа генерируются, транслируются, актуализируются и репрезентируются ключевые «экзистенциальные» и «онтологические» доминанты современности. В этом отношении экспансия медиапространства распространяется в том числе и на художественные артефакты, которые наравне с другими феноменами претерпевают трансформации и проходят перекодировки при репрезентации посредством медиа. Таким образом, на сегодняшний день использование и функционирование художественных произведений во многом определяется актуальными трендами и шаблонами массмедийного «дискурса». В связи с этим изучение характерных особенностей репрезентаций художественных артефактов способствует выявлению и раскрытию основных маршрутов перекодировки и вариантов актуализации как классических, так и современных произведений искусства. Поэтому аналитика наиболее распространенных в настоящее время режимов репрезентации «реальной» и «виртуальной» действительности в равной мере позволяет раскрыть и характерные черты трансформаций содержания художественных артефактов. Без сомнения, произведения искусства традиционно влияют на оформление эстетических конструктов культуры и выражают в себе мировоззренческие установки.
Следовательно, анализ существования искусства в современной реальности, также позволяет выявить основные переменные и константы эпохи.
Проблематика функционирования художественных артефактов в медиакультуре также является актуальной и немаловажной для культурологии и философии культуры, потому что:
1. В настоящее время восприятие художественных произведений в первую очередь формируется под воздействием современного медиапространства и связанных с ним конфигураций репрезентации, что не всегда соответствует первоначальному историческому контексту и замыслам авторов.
2. Особенности режимов восприятия современными субъектами культуры не только художественных артефактов, но и всего многообразия действительности, преимущественно предопределяются стратегиями медиа.
3. В технологически развитых регионах мира актуальная на сегодняшний день эстетическая парадигма конституируется и транслируется через цифровые медиа.
4. Цифровые разновидности конструирования, существования и отражения феноменов действительности начинают играть главенствующие роли в современности, тем самым экспансия виртуальной реальности распространяется практически на все аспекты культуры.
5. Современный научный гуманитарный дискурс так или иначе также подпадает под влияние новых медиа. Так, например, клиповым стратегиям медиакультуры можно найти схожее по «генетическим» основаниям явление - «мозаичность» и плюралистичность научного знания, а также его фрагментированные формы артикуляции.
Степень научной разработанности темы
С философской точки зрения феномен медиа исследуется рядом авторов, которые концептуализируют в конце XX и начале XXI веков медиафилософский
дискурс как самостоятельную дисциплину и отдельную область исследования, закладывая основные теоретические подходы к изучаемой проблематике: Н. Больц, Л. Визинг, Д. Кампер, Ф. Киттлер, Д. Мерш, С. Мюнкер, А. Реслер, С. Сандбот, Ф. Хартман, Э. Херль, Л. Энгель и др. В отечественной традиции наиболее значимыми авторами, также разрабатывающими медиа направление в философии (Центр медиафилософии СПбГУ), являются: Д. А. Колесникова, К. А. Очеретяный, В. В. Савчук, Г. Р. Хайдарова, К. П. Шевцов, О. А. Штайн и др.
Изучением медиа занимался обширный круг авторов, напрямую или косвенно анализируя наряду со своей проблематикой и явления медиапространства, тем самым также внося вклад в медиаисследования и медиаторию: Ж. Бодрийар, П. Вирильо, К. Вульф, Дж. Гибсон, Б. Гройс, Э. ги Дебор, Н. Луман, М. Маклюэн, М. Мерло-Понти, К. Метц, Д. Рашкофф, В. Флюссер и др. Изучением массмедиа, а в частности таких феноменов как массовая культура, человек массы и массовое производство (в том числе и художественных артефактов) посвящены труды: Т. Адорно,
B. Беньямина, Г. Лебона, Г. Маркузе, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма, М. Хоркхаймера, К. Ясперса и др. Среди отечественных авторов можно выделить следующих: Н. Б. Кириллова, Е. Г. Соколов и А. И. Черных.
Связанные с медиапространством феномены и артефакты культуры анализируются в рамках концепций постиндустриального и информационного общества следующими исследователями: Д. Белл, М. Кастельс, А. Моль, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер и др. Исследованию современной социокультурной структуры, «клиповой» и «мозаичной» культуры, и феномену кластеризации посвящены работы: 3. Баумана, У. Бека, Г. Рейнгольда, Т. X. Эриксена. В отечественном дискурсе этим вопросам посвящены работы: Ф. И. Гиренка,
C. Г. Кара-Мурзы, Е. Э. Суровой, и К. Г. Фрумкина.
Проблематику фундаментальных трансформаций культур технологически развитых регионов мира в XX веке можно проследить по работам следующих мыслителей: Р. Барт, П. Бурьдье, Дж. Ваттимо, Ф. Гваттари, Р. Дебре, Ж. Делез, Ж. Деррида, С. Зонтаг, Ж. Лакан, Ж. Ф. Лиотар, Ю. Хабермас и У. Эко. Исходя из
теоретических построений вышеперечисленных авторов, можно охарактеризовать культурные тенденции и особенности культурного контекста второй половины XX века, которые тесно связаны с историей зарождения новых медиа.
Современные подходы к анализу характерных особенностей художественных артефактов, искусства и эстетического восприятия субъектов культуры прослеживаются в работах отечественных авторов в рамках философии искусства и философии эстетики: Т. А. Акиндинова, В. В. Бычков, Н. В. Голик, А. А. Грякалов, В. М. Дианова, В. В. Иванов, Н. Б. Маньковская, В. В.Прозерский, А. Е. Радеев, Е. Н. Устюгова и др. Изучению искусства 20 века и начала 21 века посвящены работы: Е. Ю. Андреевой, Б. Е. Гройса, М. Ю. Германа, А. А. Курбановского, А. В. Рыкова и др.
Несмотря на достаточную степень научной разработанности феномена медиа и художественных произведений широким кругом исследователей, комплексный культурологический анализ, направленный на изучение репрезентаций художественных артефактов в современном медиапространстве (в первую очередь классических произведений), проводится впервые.
Цели и задачи диссертационного исследования
Целью работы является изучение основных режимов и конфигураций репрезентации классических художественных артефактов в современном медиапространстве.
Для достижения указанной цели является необходимым решить ряд исследовательских задач:
1. Охарактеризовать и проанализировать значимые на сегодняшний день стратегии репрезентации информационного содержания (контента) в современном медиапространстве.
2. Выявить и проследить основные изменения функционирования художественных артефактов культуры в условиях новых медиа.
3. Определить характерные модусы взаимодействия пользователей цифровых технологий с предметностью культуры в ситуации медиакультуры.
4. Рассмотреть и исследовать наиболее распространённые способы «встраивания» (актуализации) классических художественных произведений в событийность современной медиареальности.
5. Выявить структурные элементы художественных артефактов, которые, как правило, подвергаются манипуляциям и перекодировкам в медиапространстве.
6. Провести критический анализ особенностей современной «сборки» и «монтажа» оптики взгляда (восприятия) пользователей цифровых технологий.
Источниковедческая база исследования
Выбор источников был обусловлен исследовательскими задачами и основной целью работы. Наряду с ранее упоминавшимися в разделе «Степень научной разработанности темы» источниками, для отражения общих принципов функционирования культуры в целом и в частности таких культурных образований как искусство использовались культурологические работы следующих авторов: П. А. Сорокина, С. Хантингтона, О. Шпенглера. Среди отечественных исследователей работы: Н. Я. Данилевского, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана и Ю. Н. Солонина.
С целью изучения идейных и сущностных аспектов классических художественных артефактов и традиционного европейского проекта искусства использовались работы следующих философов: Г. Гегеля, А. Ф. Лосева, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга и А. Шопенгауэра. Чтобы выявить особенности классического и академического музыкального искусства были применены труды музыкантов и музыковедов: П. Булёза, Р. Вагнера, Д. Кейджа, А. Онеггера, Э. Сати, И. Форкеля, В. Фуртвенглера, А. Швейцера и А. Шенберга. Немаловажным при исследовании данной проблематики оказались труды
отечественных исследователей: Б. В. Асафьева, М. С. Друскина, В. И. Мартынова, М. JL Мугинштейна, JI. JI. Сабанеев, М. С. Уварова и Т. В. Чередниченко. При изучении особенностей изобразительного искусства полезными оказались работы философствующих художников и теоретиков искусства: Г. Вельфлина, Б. Тейлора, В. В. Кандинского, К. С. Малевича и Дж. Рескина. Особенности визуального восприятия в целом и в частности искусства были проанализированы с помощью работ: Р. Арнхейма, JI. 3. Манович, К. Э. Разлогова, В. М. Розина, Дж. Элкинса и С. Эйзенштейна. Также немаловажными оказались работы, посвященные различным аспектам художественного процесса следующих авторов: А. А. Артюнова, X. Бхандари, А. А. Деникин, Д. Мельбер, Д. Томпсон, Ф. Хук и Дж. Элкинс.
В качестве эмпирического материала использовались записи современных постановок классических опер: «Медея» Луиджи Керубини в постановке польского театрального режиссера Кшиштова Варликовского на сцене театра Ла Моннэ в 2008 году; «Моисей в Египте» Джоаккино Россини в постановке режиссера Грейама Вика на Россини Опера Фестивале в 2011 году; «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза в постановке режиссёра-постановщика Филиппа Штёльцля на Зальцбургском фестивале в 2007 году; «Альцеста» Кристофа Глюка в постановке польского театрального режиссёра Кшиштова Варликовского на сцене Королевского театра Мадрида в 2014 году. Также были проанализированы следующие отечественные современные постановки: «Саломея» Рихарда Штрауса в современной постановке Марата Гацалова на второй сцене Мариинского театра в 2017 году; «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в современной постановке Василия Бархатова на сцене Михайловском театре в 2014 году. Анализ манипулятивных практик актуализации классического музыкального искусства был проведен на материале рекламных роликов «АПХ "Мираторг" №1» и «Nissan - Murano». При аналитике также были использованы фильмы Ларса фон Триера: «Нимфоманка» и «Антихрист».
Особенности функционирования изобразительного искусства посредством цифровых медиа исследованы на примерах мультимедийных выставок «Ван Гог
Живые полотна» и «Айвазовский - Ожившие полотна» (Санкт-Петербург, креативное пространство «Люмьер-Холл», 2017 г.), а также экспозиции Кристофа Шлингензифа в немецком павильоне 54-ой международной художественной выставки Венецианская биеннале (2011 г.) и видеоинсталляции «Курс Империи» французского фотографа и видеорежиссёра Мишеля Одера в рамках выставки современного искусства Документа 14 (2017 г.) в Касселе. В качестве материала для анализа способов трансляции информации и оформления художественных артефактов в сети Интернет были взяты следующие ресурсы: www.coub.com, www.youtube.com,www.instagramm.com,www.vk.com,www.medici.tv.com, www.google.com/culturalinstitute,www.mikhailovsky.ru,www.tvkultura.ru, www.mikhailovsky.ru,www.google.ru/maps,www.yandex.ru/maps, https://shop.erarta.com и http://www.ikea.com/. При аналитике также были использованы примеры виртуальных туров Русского музей (www.rusmuseumvrm.ru), государственного музея изобразительных искусств имена А. С. Пушкина (www.virtual.arts-museum.ru) и Музея Боде (www. smb.museum/museen-und-einrichtungen/bode-museum/home.html).
Функционирование живописи в качестве веб-дизайна было рассмотрено на примерах официальных сайтов Музея Винсента Ван Гога (www.vangoghmuseum.nl), Метрополитан-музей (www.metmuseum.org) и Рейксмюсеум (www.rijksmuseum.nl/), а также европейской цифровой библиотеки Europeana (www.europeana.eu/portal/ru) и цифрового интерактивного сайта, посвящённого творчеству Клода Моне (www.monet2010.com/).
Теоретико-методологические основы исследования
Основополагающими в диссертационном исследовании являются системный метод и междисциплинарный подход, а также базовые теоретические положения философии культуры, культурологии и медиафилософии. С помощью системного метода становится возможным изучить генезис и историческое развитие художественных артефактов и медиапространства как постоянно развивающихся систем, а также проследить основные концептуальные
трансформации изучаемых феноменов. Междисциплинарность
культурологического подхода к изучаемой проблематике была обусловлена как необходимостью использования компаративистского метода, так и комплексного анализа, который, в свою очередь, предполагает применение в исследовании различных аксиологических, гносеологических и герменевтических конфигураций по отношению к анализируемой проблеме.
Культурологический анализ также основывался на соблюдении принципа историзма, предполагающего при изучении вещей и явлений обязательное учитывание текстуальных, интертекстуальных и контекстуальных особенностей культуры. В равной мере в работе соблюдалось правило целостности, состоящее в соотнесении многообразия наиболее существенных характеристик отдельных медиа с общей структурой современной цифровой культуры, а значит, и в соблюдении приоритета целого над частным.
Так, при решении исследовательских задач использовался структурно-функциональный метод, позволяющий изучать объекты культуры как сконструированные целостные системы, которые можно деконструировать на составные части. Данный способ, в свою очередь, позволил выявить особенности как архитектоники медиапространства, так и композиционности художественных артефактов, а также определить их функции по отношению к другим явлениям культуры.
Результаты исследования:
1. Определены и охарактеризованы наиболее распространённые на сегодняшний день способы трансляции действительности посредством медиа.
2. Проанализированы изменения функционирования художественных артефактов в медиакультуре.
3. Маркированы стандартные режимы взаимодействия субъектов культуры с реальностью в ситуации новых медиа.
4. Исследованы наиболее распространённые варианты актуализации классических художественных артефактов в цифровой медиакультуре.
5. Выявлены композиционные составляющие художественных произведений, которые в первую очередь подвергаются трансформациям в медиапространстве.
6. Проанализированы характерные черты восприятия информации субъектами культуры технологически развитых регионов мира.
Новизна научного исследования:
1. Проанализированы концептуально-фундированные варианты актуализации художественных артефактов в медиакультуре.
2. Исследовано, каким образом происходит перекодировка классических произведений искусства под влиянием репрезентационных стратегий новых медиа.
3. Охарактеризованы основные аспекты клиповой архитектоники медиареальности.
4. Прослежено, каким образом происходит нивелирование и редукция идейно-сущностных характеристик классических художественных произведений к формальному и стандартизированному набору маркеров-определителей.
5. Определены функции аудиовизуальной составляющей классических музыкальных произведений при их репрезентации в медиакультуре.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Визуализация классических художественных артефактов сегодня играет ключевую роль при их репрезентации, тем самым целостность и многоплановость произведения искусства редуцируется преимущественно к стандартизированному и унифицированному информационному содержанию - фрагментированному (клиповому) контенту.
2. Режимы существования и функционирования художественных артефактов носят «меблировочный» (Э. Сати) характер, при котором произведения искусства становятся частью «интерьера» и «дизайна» социокультурных пространств.
3. В современной медиакультуре характерные особенности классических художественных произведений нивелируются, стандартизируются и гомогенизируются, тем самым происходит профанация, дискредитация и в итоге ликвидация их идейно-сущностных оснований как таковых.
4. Современная медиареальность предопределяет клиповую (фрагментированную) стратегию репрезентации любых художественных артефактов культуры.
5. Конфигурация оптики взгляда современных субъектов культуры в принципе настроена и ориентирована на восприятие произведений искусства как массмедийного аттракциона.
6. В ситуации отсутствия явных демаркационных конструкций и отчётливой системы координат внутри самого медиапространства, художественный артефакт теряет свою уникальность, становясь содержательно и функционально мало отличимым от любого другого нехудожественного феномена.
7. На сегодняшний момент традиционные и общепринятые маркеры художественности устаревают, теряют свой операционный смысл и фактически не работают, поскольку в ситуации медиакультуры регламенты репрезентации искусства больше не соблюдаются.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Полученные в результате исследования материалы дают возможность расширить наши представления о функционировании художественных артефактов в современном медиапространстве, что способствует адекватному интерпретированию их актуального статуса в сегодняшней культурной действительности.
В условиях непрерывной экспансии новых медиа в различные сферы жизни субъектов культуры и в связи с возрастающим с каждым днем интересом широкого круга исследователей к аналитике медиакультуры, выводы и положения диссертации помогают определить и проследить изменения культурно-фундированных характеристик художественных артефактов, а также позволяют выявить как актуальное состояние искусства в современной цифровой культуре, так и «онтологический» и «экзистенциальный» статус культур технологически развитых регионов мира.
Результаты диссертации могут быть использованы при подготовке теоретических работ в сфере гуманитарного знания, а также во время проведения культурно-просветительских проектов. В равной степени выводы и материалы исследования могут быть применены для составления учебных пособий, программ, лекционных курсов и практических семинаров по таким дисциплинам как «философия культуры», «культурология», «культура медиа», «эстетика» и «искусствоведение».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
"Современные проблемы отражения реальности в российской кинодокументалистике"2023 год, кандидат наук Штандке Анастасия Александровна
Специфика освещения социализации личности в современном медиапространстве2018 год, кандидат наук Важенина Ольга Анатольевна
Визуализация повседневности в современной медиакультуре2017 год, кандидат наук Дроздова, Алла Владимировна
Культурфилософский анализ СМИ: механизмы конструирования медиареальности2012 год, кандидат философских наук Сайко, Евгения Леонидовна
Форматная драматургия телевизионного произведения в медийном пространстве цифровой эпохи2022 год, доктор наук Кемарская Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрезентации художественных артефактов в современном медиапространстве»
Апробация работы
Ряд положений диссертации был использован при подготовке доклада «Репрезентация идей Эмилио Сальгари в современном медиапространстве» для круглого стола с международным участием «Эмилио Сальгари и Россия. С берегов реки По к берегам Невы» (15 апреля 2016 г., Санкт-Петербург). Материалы исследования были применены для выступления с докладом «Репрезентации классической музыки в современном медиапространстве» в музыкальной школе им. Н. А. Римского-Корсакова (7 декабря 2017 г., Санкт-Петербург). Концептуальные наработки диссертации непосредственно использовались при подготовке квеста «Русский авангард» (28 февраля 2017 г.), а также отдельные положения были применены при подготовке фестивалей, форумов, конференций и семинаров (2016 - 2018 г.) на разных площадках государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи Санкт-Петербурга». Основные выводы и положения исследования были обсуждены на теоретических
семинарах аспирантов Института философии СПбГУ. По теме диссертационного исследования было опубликовано 5 статей, в том числе в изданиях, рецензируемых ВАК (4 статьи).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, и заключения, к которым прилагается состоящий из 203 источников список литературы, а также 7 электронных ресурсов и 40 иллюстраций.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО
МЕДИАПРОСТРАНСТВА
На рубеже XX и XXI веков изучение влияния медиапространства на разные аспекты культуры становится центральной темой для ряда исследователей, которые занимаются проблемами, связанными с медиа, массмедиа, новыми компьютерными технологиями и медиакультурой в целом. Так, в последние десятилетия разработке концепта медиа в рамках различных гуманитарных направлений посвящен широкий круг иностранных и отечественных работ1. Немецкий социолог Никлас Луман в начале своей работы «Реальность массмедиа» обозначает статус массмедиа как конституирующую и легитимирующую культурную действительность инстанцию: «То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря
л
массмедиа» . Немецкие медиафилософы Лоренц Энгель и Бритта Найцель отмечают роль медиа как отвечающего за чувственное познание феномена, который фактически определяет формы восприятия субъектов культуры. В этом отношении медиа являются не только посредниками в восприятии мира и самих себя субъектами культуры, но и, в сущности говоря, становятся средствами
-5
отражения культуры на общемировом уровне. Они оказываются «лицом мира» . Усиление данного тезиса прослеживается в буквальном смысле уже на
1 Данному вопросу посвящены книги «Медиафилософия. Приступ реальности» и «Антология медиафилософии» Савчука В.В., в рамках которых представлены и рассмотрены основные подходы к изучению медиа в современной философии и других областях гуманитарного знания.
Луман, Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - С.8
8.
"3
Engeil, L., Neitzel, В. Einleitung.// Das Gesicht der Welt. Medien in der digitalen Kultur/ Herausgegeben von Lorenz Engeil und Britta Neitzel - München: Wilhelm Fink Verlag, 2004. - S. 7.
планетарном уровне у австрийского медиафилософа Франка Хартмана, который демонстрирует, каким образом взаимодействие техники с культурой обуславливает глобальное сознание и визуальные стереотипы человечества на примерах манипуляций со снимками Земли, которые были сделаны из космоса4. Немецкий антрополог Кристоф Вульф, отмечает, что в ситуации современной визуальной культуры изображения проникают через новые медиа во все сферы человеческой жизни и оказывают на них свое влияние5. В этом отношении экспансия медиапространства становится неоспоримым фактом и повседневным явлением современности - сегодняшние «онтологические» и «экзистенциальные» параметры культуры во многом зависят от медиа, а влияние медиареальности на современную действительность сложно переоценить.
При этом определение дефиниционных границ самого понятия медиа, выделение и конкретизация различных областей медиаисследований носят дискуссионный характер, и во многом оказываются зависимыми от выбранной ученым методологии исследования6. При предельном подходе к рассмотрению данного понятия можно сказать, что, по сути говоря, все является медиа, а значит следует принять точку зрения отечественного медиафилософа Валерия Савчука, который пишет: «...если последовательно отстаивать тезис "все есть медиа", то с необходимостью приходим к выводу: ничто не может стать в качестве привилегированного объекта медиа, в качестве медиа как знака медиа, иными словами, следует признать, что ничто не есть медиа в качестве выражения медиа»7. Если следовать подобной логике, то все так или иначе оказывается медиа или же обладает медиальными свойствами, которые создают и поддерживают
4 Hartmann, F. Der Blaue Planet - Wie ein Bild im Zusammenspiel von Technik und Kultur das globale Bewusstsein prägte. Zur Genese einer Visiotype [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medienphilosophie.net/artikel/
5 Wulf, С. Bilder des Menschen. Imaginäre und performative Grundlagen der Kultur. - Bielefeld: transcript Verlag, 2014. - S.35.
6 Например, только в рамках медиафилософии Ламбертом Визингом выделяется шесть различных ответов на вопрос «Что такое медиафилософия?» См.: Визинг, Л. Шесть ответов на вопрос «Что такое медиафилософия?».// Антология медиафилософии/ Редактор-составить -В.В. Савчук. - СПб.: Издательство РГХА, 2013. - С. 219-225.
п
Савчук, В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. - СПб.: Издательство РГХА, 2013. -63 С.
разнообразие структурных связей между элементами культурной действительности. В этом отношении немецкий философ Дитер Мерш пишет, что при исследовании медиальных качеств того или иного артефакта культуры, например, медиальности фильма, мы в итоге переходим к рассмотрению ряда
о
интермедиальностей , которые, с одной стороны, расширяют и углубляют сферу нашей аналитики, а, с другой стороны, в значительной степени усложняют определение самого медиа как такового.
В данной работе мы принимаем и учитываем тезис «все есть медиа», а также следуем теоретическому положению, согласно которому все элементы действительности обладают теми или иными медиальными качествами. При этом в рамках нашей аналитики под понятием «медиапространство» мы будем понимать пространство жизни субъектов культуры и существования феноменов культуры, которые, в свою очередь, имплицитно и эксплицитно обуславливаются современными информационными и технологическими возможностями. Таким образом, в этой главе нас интересует анализ актуального состава композиционности современного медиапространства, а также определение характера его воздействия на предметность культуры и влияния на режимы восприятия современного субъекта.
§ 1. Архитектоника цифровых медиа
Современное медиапространство конструируется на основании цифровых технологий. Данное обстоятельство совершенно иным образом фундирует традиционные нецифровые медиа. Так, ставшие на сегодняшний момент уже
Мерш, Д. Мета/Диа. Два различных подхода к медиальному.// Антология медиафилософии/ Редактор-составить - В.В. Савчук. - СПб,: Издательство РГХА, 2013. - 204 С.
«классическими» аналоговые медиа - такие как книга, виниловая пластинка, газета, телевидение, радио, телефон и др. - как правило, проходят конвертирование в цифровые форматы и уже в оцифрованном виде продолжают свое функционирование в культуре. Данный процесс, безусловно, носит комплексный характер и тем самым его анализ не может ограничиваться только тривиальным пониманием данного явления в простом и банальном смысле как смены одного носителя информации на другой. В этом отношении наиболее «сомнительными», а, на проверку, просто поверхностными оказываются те суждения, согласно которым оцифровывание тех или иных явлений и предметов культуры носит исключительно положительный и «благоприятный» для них характер. Традиционно отмечается расширение возможностей функционирования и распространения, «употребления» и восприятия информационного содержания более широким кругом субъектов культуры, как правило, уже на «планетарном» уровне. Чем более многофункциональным по своим возможностям оказывается то или иное техническое устройство, тем в более благоприятном свете репрезентируются его качества посредством массмедиа (примером тому является многочисленная реклама в медиапространстве, посвященная новинкам технических приспособлений). В этом отношении можно говорить о нарочито преувеличиваемой «позитивной» роли цифровых технологий, которые, на самом деле, довольно-таки неоднозначно влияют на генезис современной культуры как на отдельно региональном, так и в целом на общемировом уровне.
Обратной стороной оцифровки явлений действительности оказывается смена конфигурации их фундированности в культуре и изменение способов их «явленности» по отношению к субъектам культуры. В этом отношении массмедийный рекламный дискурс, согласно которому манифестируется сохранение и зачастую даже приумножение свойств и конфигураций прошедшего оцифровывание предмета культуры, или расширение функций аналоговых медиа, оказывается во многом фальсификацией настоящего положения дел. Напротив, процедура оцифровывания с неизбежностью предполагает вместе с собой и преобразование того, что подвергается конвертированию. Происходит изменение
как «внешней» формы носителя информации (бумага, холст, винил и др.), так и «внутренней» структуры - содержания «сообщения»9. В связи с этим при оцифровывании вносится ряд изменений как в функционирование самого медиа, так и в репрезентируемое через него информационное содержание. Таким образом, необходимо констатировать смену традиционной для «классических» медиа системы координат «материальной» действительности на разметку виртуальной реальности цифровых медиа.
Нецифровые медиа фундировались в культуре как устойчивые и в известной степени топосно и континуально стабильные системы, взаимодействие с которыми предполагало соблюдение ряда правил и запретов. Например, грампластинка как один из самых распространенных аудиальных артефактов культуры XX века детерминировалась в форме конкретного материального предмета, который с момента своего создания должен был закрепляться в определенной и неизменной конфигурации. Любые попытки внесения «правок» в готовую виниловую запись с неизбежностью оборачивалась бы либо частичной порчей, либо полной утратой носителя, а значит и невозможностью дальнейшего воспроизведения аудиозаписи - медиа утрачивает свою функцию как «посредник». При этом нанесенная с помощью горячей штамповки на виниловую пластинку музыка оказывалась в прямой зависимости от материальных особенностей своего аналогового носителя. Качество звучания определялось условиями эксплуатации и хранения, возможностями аудиоаппаратуры и изношенностью (старостью) винила, а также многими другими физическими факторами, которые не представлялось возможным редуцировать. Равным образом сам «ритуал» или процесс прослушивания музыки детерминировался и закреплялся за определенными топосами и социальными ситуациями, которые также предопределялись габитусом. Таким образом, использование аналоговых медиа находилось в корреляционной зависимости от их материального воплощения - особенностей носителя, который в каждом отдельном случае
9 Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн; [пер. с англ.]. -М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. - С. 9.
сконструирован по-разному, а значит в функциональном отношении подходит лишь для считывания конкретных вариантов информации.
Цифровые технологии существенно иным образом трансформируют и по-новому кодируют картографию медиапространства. Сегодня материальный носитель информации также как и ранее влияет на репрезентируемый через него контент, однако ранее существовавшие демаркационные линии, которые разделяли между собой аналоговые медиа по принципу различного материального и функционального воплощения, а значит и разного способа взаимодействия субъектов культуры с ними, стираются в современности. То же было присуще и информационному содержанию (сообщению), которое в «аналоговой» культуре было распределено по конкретным медиа, каждый из которых отвечал за репрезентацию того или иного «участка» действительности и при этом встраивался в «...единую контекстуальность...»10 с учетом и с соблюдением общей иерархической конструкции. На данный момент цифровые технологии позволяют производить редукцию характерных особенностей отдельно взятого аналогового оригинала или материального образца посредством аппаратных и программных средств к новому, а самое главное, всеобщему «знаменателю». Так, немецкий медиатеоретик Норберт Больц, рассматривая эволюцию становления новых медиа, а в частности изучая развитие компьютерных технологий, отмечает, что у современного субъекта культуры «... появилась возможность на компьютерной основе интегрировать все медийные процессы на одном и том же уровне выражения»11. В этом отношении данный процесс неминуемо привносит вместе с собой ключевые изменения в композиционности медиапространства. Многообразие и функциональная обособленность отдельно взятых аналоговых медиа редуцируется к единой технологической платформе, которая в некотором смысле становится
10 Прокудин, Д. Е., Соколов, Е. Г. «Цифровая культура» уб «аналоговая культура» / Прокудин Дмитрий Евгеньевич и Соколов Евгений Георгиевич // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 2013. -№ 4. - С. 84.
11 Больц, Н. Азбука медиа. -М.: Издательство «Европа», 2011. - С. 12.
структурным «архэ» цифровых медиа. Тем самым уже дигитальная (цифровая) структура позволяет на основе единого алгоритма совмещать и объединять многообразие ранее «стратифицированного» и разведенного между собой информационного содержания медиа.
Данный процесс затрагивает как технические характеристики аналоговых медиа, так и репрезентируемые через них предметы и явления реальности. В рамках математических выражений одного порядка (двоичный код) многообразие культурной действительности оцифровывается и тем самым стандартизируется в медиа не только с точки зрения режимов репрезентации информации, но и на уровне субстрата. Тем самым дигитальная унификация также расширяет возможности для оперирования прошедшими конвертирование предметами и явлениями. Цифровой базис современной медиареальности во многом предопределяет ее открытость к манипуляциям со стороны субъектов культуры -пользователей. Данный феномен обуславливается как удобством математического кода, так и материальной «невесомостью» и «податливостью» репрезентируемого и продуцируемого в нем контента. Например, такой аналоговый артефакт культуры как книга в своем традиционном бумажном воплощении материально детерминирована и фундирована в культуре, а также «завершена» как предмет: подготовлена к конкретным режимам функционирования, которые предполагают соблюдение определенной «ритуальности» практики чтения. Напротив, в оцифрованном формате конфигурация книги сводится к цифровому файлу, который более не проявляется в культуре как отдельный материально «закрепленный» объект, восприятие которого предполагало бы наличие конкретных зон для этого и выполнение определенных условий. Обязательным же становится поддержание лишь форматов цифрового кодирования, при соблюдении которых текст книги потенциально может считываться на неисчислимом количестве технических гаджетов, и, что немаловажно, в любых «контекстуальных» обстоятельствах. Тот же цифровой симулякр книг -электронная книга - внешне дублирует функциональные особенности аналогового оригинала, но фактически нацелен на «экспроприацию»
многообразия текстов и гомогенизацию в структурном плане литературы различных авторов и исторических эпох в виде медиархива, в котором все файлы внешне и структурно равнозначны между собой. Однако, по сути дела, оцифрованный текст может репрезентироваться наряду с другим контентом в техническом устройстве, в котором есть соответствующее программное обеспечение и аппаратные возможности. Данное положение относится к любому оцифрованному феномену, поскольку его существование и использование в социокультурном пространстве определяется теперь возможностями мультимедийных платформ и технологий цифровых медиа.
Уменьшение необходимого для функционирования технического медиа физического пространства и увеличение вариантов цифровых хранилищ (запоминающие устройства, облачные хранилища сети Интернет и др.) создают прецедент как для создания ранее невозможных для реализации архивов артефактов, так и позволяют субъекту культуры «осваивать» виртуальное
пространство исходя из «...своих собственных предзаданных и субъективных
12
целей...» . В целом формы современного архивирования как актуальной предметности культуры, так и артефактов прошедших эпох, осуществляются с помощью открытого манипулирования множественностью копий без их отношения к первоначальному оригиналу, а значит и к материальной
13
действительности . Свойства цифровой медиареальности также открывают возможности для манипуляции со временем и процессуальностью, которые в материальной действительности, как правило, носят детерминированный и необратимый характер. Так, цифровой объект является «податливым» к трансформациям во времени, когда пользователь может вернуться к ранее предшествующему состоянию без потери качеств, а затем снова перейти к последней к настоящему моменту версии, и в структуре, когда можно активно внедряться в строение объекта и видоизменять его в режиме реального времени.
12
Черных, А. Мир современных медиа. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. -С.215
13
Шевцов, К. П. Медиархив // Антология медиафилософии/ Редактор-составить - В.В. Савчук. - СПб.: Издательство РГХА, 2013. - С. 127
Перед пользователями цифровых медиа открываются возможности манипулирования любым контентом без «...боязни сделать что-то не так»14. Данное обстоятельство также редуцирует проблематику наличия какой-либо аутентичности создаваемого в рамках цифровых медиа контента. В отличии от аналоговых медиа критерий целостности и законченности репрезентируемого явления или предмета оказывается неактуальным, поскольку любая версия контента оказывается конгруэнтной самой себе лишь в дискретный промежуток времени, а любое, казалось бы, временно устоявшееся информационное содержание все равно подвержено потенциальным правкам и трансформациям в режиме онлайн. При работе с компьютерными технологиями субъект культуры зачастую выступает в качестве «патологоанатома» для уже ранее созданной в материальной действительности предметности культуры, которая теперь транслируется посредством цифровых медиа.
Например, практика оцифровывания различного рода артефактов культуры упрощает обращение с «неподатливым» аналоговым оригиналом, конвертируя его в «понятные» для восприятия и отлаженные для взаимодействия цифровые файлы. Более того, что конвертированный классический артефакт культуры, что изначально созданный в цифровом медиапространстве контент не могут носить устойчивой модели репрезентации смыслового содержания, поскольку в любой момент могут изменяться и корректироваться пользователем посредством цифровых программных средств. Цифровая фотография является хорошим примером трансформаций, которые могут происходить с контентом в современном медиапространстве: «...степень манипуляции визуальным «документом» возросла»15. Так, цифровое изображение может редактироваться с помощью широкого спектра общедоступных графических редакторов изображений, которые зачастую встроены даже в компактные мобильные гаджеты, а значит повсеместно находятся в непосредственной близости к субъектам культуры. При таких возможностях программного обеспечения
14 Больц, Н. Азбука медиа. - М.: Издательство «Европа», 2011. - С.82.
15 Савчук, В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. - СПб.: Издательство РГХА, 2013. -С. 25.
фотографический «отпечаток» действительности дробится на фрагменты, трансформируется и проходит перекодировку согласно пожеланиям пользователя. В этом отношении цифровое изображение оказывается таким явлением, структура которого состоит из мельчайших фрагментов (пикселей), которые, вместе взятые, не образуют между собой устойчивых связей. Таким образом, «единство» изображения определяется формальным (поверхностным) сцеплением и дискретными сериями-связками. Подобным «метаморфозам» подвергаются и аудиофайлы, например, когда речь заходит о музыкальных артефактах, которые создаются на основании цифровых технологий. Форматы цифрового кодирования музыкальных произведений предполагают возможность прямого вмешательства в их структуру, а значит происходит и изменение аудиального содержания. Если мы говорим о аудиальных артефактах культуры, которые прошли «инициацию» в современное медиапространство с помощью оцифровки, то суть остается прежней. В этом отношении сама архитектоника новых медиа, редуцируя основания различных явлений и предметов культуры к цифровому коду, предопределяет «гибкость» маршрутов оперирования с ними.
Таким образом, архитектоника цифровых медиа существует в состоянии перманентных деконструкций и сборок, в рамках которых оперирование происходит не как с целым и законченным, а как с постоянно открытым для изменений и структурно незавершенным дигитальным субстратом. При этом критерий целостности как таковой не может являться ключевой характеристикой, определяющей композиционную структуру как классического, так и современного культурного артефакта при репрезентации в цифровом медиапространстве. В условиях современной медиареальности любой цифровой контент фрагментируется под воздействием манипулятивных практик работы с ним, предполагающих «дробление» целого на мельчайшие составляющие.
Следующим шагом, который помогает раскрыть особенности архитектоники новых медиа, является рассмотрение характера инкорпорированности (включенности) цифровых гаджетов в повседневную реальность. Как ранее было отмечено в начале главы, медиа воздействуют на
различные аспекты жизни субъектов культуры, тем самым во многом предопределяют и современную культурную действительность. Одной из наиболее значительных характеристик цифровых медиа, которая позволяет нам судить о конфигурации «взаиморасположения» субъектов культуры и технических гаджетов, является мобильность цифровых медиа. Новые медиа становятся портативными, компактными и легкопереносимыми гаджетами, функциональность и параметры которых повторяют характеристики стационарных компьютерных устройств. Так, субъекты культуры технологически развитых регионов ежедневно пользуются вычислительными устройствами, такими как смартфон, планшет, ноутбук и их другими вариациями (например, «умные часы»). Функциональная многозадачность мобильных гаджетов оказывается во многом незаменимой в сегодняшней ситуации, а по сути дела, и вовсе встраивается в повседневные практики субъектов культуры. В связи с этим к началу XXI века можно говорить скорее не об осуществлении воплощения в реальность «электронных коттеджей»16, концепция которых предполагала реструктуризацию классического социального пространства и при этом локализацию, например, рабочего места в жилом доме, а, напротив, о тенденции к стиранию любых локализаций по принципу ограничения топоса (привязка к разметке того или иного «социального пространства»17). Так, использование цифровых гаджетов с позиции временного континуума, по сути дела, становится круглосуточным (например, мобильные приложения, которые контролируют фазы сна). Аналогичная ситуация складывается и с точки зрения физического и социального пространства, когда экспансия цифровых гаджетов распределяется практически на все многообразие сегментов современной действительности. В этом отношении все более уместным оказывается термин медиапространство, который эксплицитно и имплицитно включает в себя различные участки и «секции» реальности.
16 Тоффлер, Э. Третья волна. -М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 1999. - С. 341.
17
Бурдье, П. Физическое и социальное пространство// Социология социального пространства. -М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - С. 53.
Однако делегирование практических задач цифровым гаджетам с неизбежностью приводит к стандартизации полученных в ходе обработки компьютером результатов, а репрезентация сегментов действительности через цифровые медиа предполагает гомогенизацию режимов трансляции информации (о чем будет также упоминаться в последующих главах). На уровне пользовательских поверхностей технических устройств субъекты с каждым годом встречаются со все более «дружелюбными» и простыми вариантами интерфейса. За всеми удобствами для пользователя скрывается обратная сторона применения цифровых гаджетов, которая оборачивается «...абсолютной стандартизацией...» и
«... почти что утопически-антиутопической массовым клонированием и сознания,
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Массмедиа и реальность: среда, конструкции, восприятие2013 год, кандидат наук Филиппова, Елена Александровна
Тело как медиа: опыт реконструкции2015 год, кандидат наук Очеретяный, Константин Алексеевич
Культура медиапотребления в условиях цифровизации средств массовой информации2022 год, кандидат наук Сулейманов Мнир Рафхатович
Фотография как способ конституирования социальной реальности2011 год, кандидат философских наук Колесникова, Дарья Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Романов Никита Александрович, 2018 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно, Т. В. Социология музыки // Избранное - М.: Университетская книга, 1999.-445 с.
2. Адорно, Т. В. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. - 352 с.
3. Адорно, Т. В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А.В.Дранова. М.: Республика, 2001. - 527 с.
4. Акиндинова, Т. А. Стратегии современного образования и искусство / Т.А. Акиндинова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. -2010. - № 1 - С. 9-15.
5. Андреева, Е. Ю. Все и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 359 с.
6. Андреева, Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI века / Екатерина Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 484 с.
7. Апинян, Т. А. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке. - СПб.: Изд-во С,-Петерб. ун-та, 2008. - 143 с.
8. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. - Благовещенск.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с.
9. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994. -352 с.
10. Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. -151 с.
11. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Ленинград: Издательство «Музыка, 1971.-376 с.
12. Асафьев, Б. В. О симфонической и камерной музыке. - Ленинград: Издательство «Музыка, 1981. - 216 с.
13. Асафьев, Б. В. Об опере. Избранные статьи. - Ленинград: Издательство «Музыка», 1976. - 322 с.
14. Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. - 192 с.
15. Барт, Р. Империя знаков / Пер. с франц. Я. Г. Бражниковой. - М.: Праксис, 2004. - 144 с.
16. Барт, Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2008. - 351 с.
17. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества/ Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 188 с.
18. Бауман, 3. Индивидуализированное общество/ Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002. - 390 с.
19. Бауман, 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. -СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
20. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-традиция, 2000. - 383 с.
21. Бек, У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-традиция, 2001. -304 с.
22. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - 788 с.
23. Белл, Д., Иноземцев, В. Л. Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. - 304 с.
24. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. -М.: «Медиум», 1996. -240 с.
25. Бергер, П. Л., Хантингтон С. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / под ред. Бергера П. Л., Хантингтона С. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 397 с.
26. Берман, С. От революционности к никчемности: как классическая музыка потеряла свою аудиторию / С. Берман // Свободное марксистское издательство. - 2009. - С. 1-52.
27. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.
28. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
29. Бодрийяр, Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995. - 224 с.
30. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Пер. с фр. А. Качалова. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с.
31. Больц, Н. Азбука медиа. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 136 с.
32. Булез, П. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи / Пер. с франц. Б. Скуратова; ред. и предисл. К. Чухров. - М.: «JIoroc-Альтера», «Eccehomo», 2004. - 200 с.
33. Буньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - М.: РГГУ, 2012.-288 с.
34. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой. Отв. ред. и предисл. Н. А. Шматко. - М.: Фонд научных исследования «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. - 157 с.
35. Бурдье, П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998. - Том I, № 2.
36. Бурдье, П. Физическое и социальное пространство // Социология социального пространства. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.
37. Бхандари, X., Мельбер, Д. ART/WORK: Как стать успешным художником. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 288 с.
38. Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. -М.: Прогресс-Традиция, 2012. - 840 с.
39. Вагнер, Р. Избранные работы / сост. и коммент. И.А. Барсовой и С.А. Ошерова. Вступит, статья А.Ф. Лосева. Пер. с нем. -М.: «Искусство», 1978. - 695 с.
40.Васильева, М.А., Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет: диссертация ... канд. филос. наук: 24.00.01/ Васильева Марина Александровна. - СПб., 2017.- 175 с.
41. Ваттимо, Дж. Прозрачное общество. Пер. с ит./ Перевод Дм. Новикова. -М.: Издательство "Логос". 2002. - 128 с.
42.Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В.Шевчук, 2009. - 344 с.
43. Визуально (как) насилие. Сборник научных трудов / отв. ред. А.Р. Усманова. - Вильнюс: ЕГУ, 2007. - 380 с.
44. Вирильо П. Машина зрения / Пер. с франц. А. В. Шестакова под ред. В. Ю. Быстрова. - Санкт-Петербург: Наука, 2004 - 144 с.
45. Вульф, К. Ното рю1:ог или возникновение человека из воображения.// Антология медиафилософии / Редактор-составить - В. В. Савчук. - СПб,: Издательство РГХА, 2013. - С. 270-283.
46. Вульф, К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - 164 с.
47. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. -М., 1968. - 330 с.
48. Герман, М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. - СПб.: «Азбука-Классики», 2003. - 516 с.
49. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.
50. Гиренок, Ф. И. Клиповое сознание - М.: Проспект, 2016. - 266 с.
51. Гиренок, Ф. И. Фигуры и складки. - М.: Академический Проект, 2014. -244 с.
52. Голик, Н. В. Музыка как компонент этического в культуре: Терапия эмоционального возвышения личности // Исторические, философские,
политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. - № 9 (83). - С. 70-72.
53. Гройс, Б. Искусство утопии. - М.: Художественный журнал, 2003. - 320 с.
54. Гройс, Б. Комментарии к искусству. - М.: «Художественный журнал», 2003. - 343 с.
55. Гройс, Б. Политика поэтики: [сб. ст.] /Борис Гройс - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012,- 400 с.
56. Гройс, Б. Под подозрением. Феноменология медиа. -М.: «Художественный журнал», 2006. - 198 с.
57. Гройс, Б. «Большой проект» как индивидуальная ответственность //Художественный журнал. 2003. - № 53 - С. 41-43.
58. Грякалов, А. А., Грякалов, Н. А. Антрополого-образовательные стратегии глобализации // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений, 2012. -№ 1. - С. 195-208
59. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии А. В. Белова / Отв. ред. О. А. Платонов. Изд. 2-е - М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.
60. Дебор, Г. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертас и М. Яубович. - М.: Издательство «Логос» 2000. - 184 с.
61. Дебре, Р. Введение в медиологию / Пер. с фр. Б.М. Скуратова. - М.: Праксис, 2010.-368 с.
62. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов. - Екатеринбург, М.: У-Фактория, Астрель, 2010. - 895 с.
63. Демшина, А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. - СПб.: Астериаон, 2010. - 146 с.
64. Деникин, А. А. Цифровая фотография и современное искусство: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: Нестор-История, 2016. -224 с.
65. Деррида, Ж. Письмо и различие. - М.: Академический проект, 2007. - 495 с.
66. Дианова, В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. - СПб.: ООО «Издательство "Петрополис"», 1999. - 240 с.
67. Друскин, М. С. 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка. - Ленинград: Музыка, 1968. - 623 с.
68. Иконникова, С. Н. Постмодернизм как новая парадигма в культурологи.// Вопросы культурологии, 2008. - № 7 - С. 4-7.
69. Инишев, И. Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества / И. Н. Инишев//Логос. -2012-№1 [85] - С. 184-211.
70. Каган, М. С. Морфология искусства. - Ленинград: «Искусство», 1972. - 434 с.
71. Каган, М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 415 с.
72. Кампер, Д. Тело. Насилие. Боль. / Д. Кампер; [пер. с нем.]. - СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010.- 176 с.
73. Кампер, Д. Схватиться за стоп-кран. Искусство в головокружении скоростей / пер. с нем. // Художественный журнал, Москва, 2000. - № 30-31. - С. 27-30.
74. Кандинский, В. В. Избранные труды по теории искусства. - М.: Гилея, 2001.-390 с.
75. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве (живопись). - Ленинград, 1989. -73 с.
76. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 63-232.
77. Кара- Мурза, С. Г. Власть Манипуляции. - М.: Академический Проект, 2009. - 380 с.
78. Кастельс, М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория при участии издательства Гуманитарного университета, 2004. - 327 с.
79. Кастельс, М. Информационная эпоха - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.
80. Кейдж, Д. Тишина. Лекции и статьи. - Вологда.: БМК, 2012. - 385 с.
81. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.
82. Киттлер, Ф. Оптические медиа / Ф. Киттлер; [пер. с нем.]. - М.: Издательство «Логос», 2009. - 272 с.
83. Колесникова, Д. А., Савчук, В. В. Визуальная экология в контексте медиафилософии / Д. А. Колесникова и В. В. Савчук // Вопросы философии. -2015.-№ 10.-С. 41-45.
84. Коленько, С. Г. Голос певца-кастрата: идеология и технологии.// Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. Серия: Философия, 2010. - № 4 - С. 113-120.
85. Круг, С. Не заставляй меня думать. - М.: Издательство «Э», 2017. - 256 с.
86. Курбановский, А. А. Незапный мрак: очерки по археологии визуальности. -СПб.: АРС, 2007.-320 с.
87. Лебон, Г. Психология толп. - М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998.-416 с.
88. Лиотар, Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem'93. M., 1994. - 307-323 с.
89. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
90. Лосев, А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера» // Вагнер Р. Избр. работы. -М.: «Искусство», 1978. - С. 7-48.
91. Лотман, Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Том 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - 472 с.
92. Лотман, Ю. М. Семиосфера. - Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2010. -704 с.
93. Луман, Н. Медиа коммуникации. Пер. с нем./ А. Глухов, О. Никифоров. -М.: Издательство «Логос», 2005. - 280 с.
94. Луман, Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
95. Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн; [пер. с англ.]. - М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.-464 с.
96. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн; [пер. с англ.]. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. - 496 с.
97. Маклюэн, М., Фиоре, К. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре; [пер. с англ.]. - М.: ACT, Астрель, 2012. - 224 с.
98. Малевич, К.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. - М.:Гилея,1995. -393 с.
99. Мамфорд, JI. Миф машины. Техника и развитие человечества / JI. Мамфорд; [пер. с англ.]. -М.: Логос, 2001. С. 408.
100. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе; [пер. с англ.] // Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 251-515.
101. Мартынов, В. И. Зона opus-posth, или Рождение новой реальности. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005. - 288 с.
102. Мартынов, В. И. Конец времени композиторов / Послесл. Т. Чередниченко. -М.: Русский путь, 2002. - 296 с.
103. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 603 с
104. Мерш, Д. Мета/Диа. Два различных подхода к медиальному // Антология медиафилософии / Редактор-составить - В. В. Савчук. - СПб.: Издательство РГХА, 2013.-С. 204-218.
105. Метц, К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / Кристиан Метц ; пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной ; науч. ред. А. Черно- глазов. -изд. 2-е. - СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 334 с.
106. Моль, А. Социодинамика культуры - Москва: Прогресс, 1973. - 401 с.
107. Мугинштейн, М. JI. Хроника мировой оперы 1600-1850. -Екатеринбург: У- Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2005. - 640 с.
108.Мугинштейн, М. JI. Хроника мировой оперы 1600-1900. - Екатеринбург: Антеверта (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2012. - 688 с.
109. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Случай «Вагнер»./ Пер. с нем. H.H. Полилов, К.А. Свасьян,- М.: Культурная революция, 2012. -480 с.
110. Ницше, Ф. Рождение трагедии / Ф.Ницше; пер. с нем. А.Михайлова; сост., общ. ред., коммент. и вступ. ст. А.А.Россиуса. - М.: Изд-во Ad Marginem, 2001.-736 с.
111. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое. В двух томах./ Пер. с нем. В.М. Бакусева. - М.: Культурная революция, 2011. - 672 с.
112. Новая философская энциклопедия. Т.2. - Москва, 2010. - С. 160-162.
113. Онеггер, А. О музыкальном искусстве: Пер. с фр./Коммент. В. Н. Александровой, В. И. Быкова. - JL: Музыка, 1979. - 264 с.
114. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991. - С. 11-208.
115. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. -М.: «Искусство», 1991. - С. 209-268.
116. Очеретяный, К. А. Делегированная перцепция: Технические модификации чувственного переживания // Философия науки и техники. 2017. -Т. 22. № 1.-С. 137-151.
117. Прозерский В. В., Вещь в жизни и музее / Прозерский Вадим Викторович // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения, 2010. -№ 1. - С. 37-44.
118. Прозерский, В. В., От эстетики объекта к эстетике среды / Прозерский Вадим Викторович // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина, 2013. - № 3. - С. 88-96.
119. Прокудин, Д. Е., Соколов, Е. Г. «Цифровая культура» vs «аналоговая культура» / Прокудин Дмитрий Евгеньевич и Соколов Евгений Георгиевич // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 2013. -№ 4. - С. 83-91
120. Радеев, А. Е. Ницше и эстетика. - X.: Гуманитарный центр, 2013. - 304 с.
121. Радеев, А. Е. Философская аналитика эстетического опыта: Исторические и теоретические аспекты: Дис. ...докт. филос. наук: 09.00.04/ Радеев Артем Евгеньевич - СПб, 2017. - 449 с.
122. Рашкофф, Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. -М.: «Утра. Культура.», 2003. - 391 с.
123. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.-416 с.
124. Рескин, Дж. Теория красоты / Пер. О.Соловьева. - М.: Рипол Классик, 2017.-288 с.
125. Рибо, Т. Психология внимания. - СПб.: Общественная польза, 1897. -102 с.
126. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; Сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева; Подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. -М.: Республика, 1998. -413 с.
127. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. - М: Комкнига, 2006 - 224 с.
128. Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2003.
129. Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (19081917) / Авт.-сост. И.С. Воробьев - СПб.: «Композитор. Санкт-Петербург», 2008.-256 с.
130. Рыков А. В. Проблемы формы и материала в современном искусстве / A.B. Рыков // Вестник СПбГУ. Сер.2. - 2012. - № 3 - С. 116-122.
131. Рыков, А. В. Искусство модернизма: основные принципы / A.B. Рыков // Вестник СПбГУ. Сер. 2. - 2011. - № 4 - С. 51-57.
132. Рыков, А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория со временного искусства 1960-1990 -х гг. / А. В. Рыков,- СПб.: Алетейя, 2007. - 376 с.
133. Рычков, К. Н. Классическая музыка в голливудском кино / К. Н. Рычков // Музыка и кино - Москва, 2012. - С. 148 - 168.
134. Сабанеев, Л. Л. Всеобщая история музыки. - М.: Мосполиграф, 1925.
135. Савчук, В. В. Конверсия искусства. - СПб.: Петрополис, 2001. - 288 с.
136. Савчук, В. В. Антология медиафилософии / Редактор-составитель В. В. Савчук. - СПб.: Издательство РХГА, 2013.-339 с.
137. Савчук, В. В. Топологическая рефлексия. - М.: «Канон+», РООИ «Реабелитация», 2012.-416с.
138. Савчук, В.В. Режим актуальности. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2004 -204 с.
139. Савчук, В.В. Философия фотографии. - СПб.: Издательство СПБГУ, 2005.-256 с.
140. Савчук, В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. - СПб.: Издательство РГХА, 2013. - 350 с.
141. Сати, Э. Заметки млекопитающего: Проза. Письма. Воспоминания современников./ Пер. с. фр., сост., предисл. и коммент. В. Кислова. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. - 416 с.
142. Соколов, Б. Г. Реванш новоевропейского субъекта: селфи / Б. Г. Соколов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2016. № 1 - С. 72-81.
143. Соколов, Е. Г. Аналитика масскульта. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. -280 с.
144. Соколов, Е. Г. Современные информационные технологии как/и введение в постгуманизм / Е. Г. Соколов // Информация-Коммуникация-Общество. -2010.-Т. 1.-С. 180-183.
145. Солонин, Ю. H. Концепты и логические модели теорий целостности. Аналитический обзор/ Ю. Н. Солонин // Философские науки. - 2013. - № 1(23) - С. 20-45.
146. Сонтаг, С. О фотографии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 272 с.
147. Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.-376 с.
148. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель, 2006. -1176 с.
149. Сурова, Е. Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. - СПб: Издательство «Осипов», Центр изучения культуры, 2005. - 352 с.
150. Сурова, Е. Э. Влияние интернет среды на репрезентационные и идентификационные стратегии / Е. Э. Сурова // Международные научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 3-1 (57) - С. 97-99.
151. Сурова, Е. Э. «Кластерные» сообщества - новая форма социокультурной организации / Е. Э. Сурова // Studia Culturae. - 2010. - № 10 - С. 48-61.
152. Суриков, В. Как устроена современная опера / Интервью с Георгием Исаакяном // Эксперт. - 2016. - №40 - С.70-73.
153. Тейлор, Б. ART TODAY.Актуальное искусство 1970-2005 / Брэндон Тейлор; пер. с англ. Э.Д. Мееневской. - M.: CJIOBO/SLOVO, 2006. - 256 с.
154. Томпсон, Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах - М. : Центрполиграф, 2011.-380 с.
155. Тоффлер, Э. Третья волна. - М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 1999.
- 776 с.
156. Уваров, М. С. Философия искусства: Музыкальные акценты. - СПб, 2013
- 158 с.
157. Устюгова, Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общий теории стиля.
- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 260 с.
158. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. - М.: «Аспект Пресс», 2004. - 400 с.
159. Флюссер, В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г.Хайдаровой. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008. - 146 с.
160. Форекль, Н. Ф. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха. -М.: «Музыка», 1987. - 115 с.
161. Фромм, Э. Иметь или быть? - М.: «Прогресс», 1990. - 238 с.
162. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Издательство «Весь Мир», 2008. -416 с.
163. Хайдарова, Г. В. От визуальной среды к визуальной антропологии / Г. В. Хайдарова // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2017. - № 04. -С. 92-99.
164. Хайдеггер, М. Исток художественного творения/ Пер. с нем. Михайлова А.В. - М.: Академический Проект, 2008. - 528 с.
165. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.
166. Харченко, М. А. Опера Г. Ф. Генделя «Ринальдо»: К вопросу об особенностях сюжетосложения / М.А. Харченко // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2012. - С. 89-101.
167. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно; [пер. с нем.]. - СПб. - М.: Медиум, Ювента, 1997.-312 с.
168. Хук, Ф. Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я / Ф. Хук - «Азбука-Аттикус», 2013 - 273 с.
169. Чередниченко, Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. -М.: «Музыка», 1989. -229 с.
170. Черных, А. И. Мир современных медиа. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»), - 312 с.
171. Черных, О. Н. «Кластеризация современного социокультурного пространства» / О. Н. Черных // Studia Culturae - 2010. - № 10 - С. 157-170.
172. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. - Москва: Прогресс, 1992. -576 с.
173. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. - Москва: «Классика 21в»., 2011. -861 с.
174. Шевцов, К. П. Медиархив // Антология медиафилософии/ Редактор-составить - В.В. Савчук. - СПб.: Издательство РГХА, 2013. - С. 126- 127.
175. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966 - 486 с.
176. Шенберг, А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. - 528 с.
177. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Мир как воля и представление: Т. 1 / Пер. с нем.; Под общ. ред. А. Чаныше- ва. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 496 с.
178. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Мир как воля и представление: Т. 2 / Пер. с нем.; Под ред. А. Чанышева. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2001. - 560 с.
179. Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой культуры / пер. с нем. и примеч. И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - 663 с.
180. Штайн, О. А. Визуальные аспекты коммуникации / О. А. Штайн // Медиафилософия.-2011.-Т. 7. №7.-С. 115-124.
181. Эйзенштейн, С. Избранные произведения в шести томах. Т.2. - М.: Издательство «Искусство», 1964. - 697 с.
182. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. - СПб.: Симпозиум, 2006. - 544 с.
183. Экранная культура. Теоретические проблемы / Отв. ред. К.Э. Разлогов. -СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - 752 с.
184. Элкинс, Дж. Исследуя визуальный мир / пер. с англ. - Вильнюс: ЕГУ, 2010.-534 с.
185. Элкинс, Дж. Почему нельзя научить искусству. Пособие для студентов художественных вузов / Д. Элкинс - «Ад Маргинем Пресс», 2001. - 179 с.
186. Эриксен, Т. X. Тирания момента. Время в эпоху информации / Пер. с норв. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 208 с.
187. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем . - М.: Полит- издат, 1991 .-527 с.
188. Bild - Medium - Kunst / hrsg. von Yvonne Spielmann und Gundolf Winter. -München: Fink, 1999. - 294 s.
189. Das Gesicht der Welt. Medien in der digitalen Kultur / hrsg. von Lorenz Engell und Britta Neitzel. - München: Fink, 2004. - 219 s.
190. Furtwängler, W. Ton und Wort. - Wiesbaden: F.A. Brockhaus Verlag, 1955. -276 s.
191. Hartmann, F., Globale Medienkultur: Technik, Geschichte, Theorien. - Wien: Facultas Verlags, 2006. - 239 s.
192. Hartmann, F., Medienphilosophie. - Wien: WUV-Universitätsverlag, 2000. -343 s.
193. Hartmann, F., Multimedia. - Wien: Facultas Verlags, 2008. - 128 s.
194. Kittler, F. Draculas Vermaechtnis: Technische Schriften / F. Kittler. -Leipzig: Reclam, 1993-260 s.
195. Kittler, F. Gramophone, Film, Typewriter. - Stanford, California: Stanford University Press, 1999. - 360 p.
196. Manovich, L. The Language of New Media / L. Manovich. - Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2001. - 400 p.
197. Materialität und Bildlichkeit Visuelle Artefakte zwischen Aisthesis und Semiosis / hrsg. von Marcel Finke und Mark A. Halawa. - Berlin: Kulturverlag Kadmos, 2014.-294 s.
198. Meier, C. Kunst und Gedächtnis: Zugänge zur aktuellen Kunstrezeption im Licht digitaler Speicher / Cordula Meier. - München: Fink, 2002. - 265 s.
199. Mersch, D. Medientheorien zur Einführung. Hamburg: Junius Verlag, 2006. -250 s.
200. Mersch, D. Systematische Medienphilosophie. Oldenbourg Verlag .2005. -437 s.
201. Münker, S., Roesler, A., Sandbothe, Medienphilosophie. Beträge zur Klärung eines Begriffs. - Frankfurt/M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 2003. - 224 s.
202. Prieberg, F. Kraftprobe. Wilhelm Furtwängler im Dritten Reich - Wiesbaden: F.A. Brockhaus, 1986. - 495 p.
203. Wulf, C. Bilder des Menschen. Imaginäre und performative Grundlagen der Kultur. - Bielefeld: transcript Verlag, 2014. - 270 s.
Электронные ресурсы
1. Фрумкнн, К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. Топос, литературно-философский журнал, 23/09/2010. - Режим доступа: http://www.topos.ru/article/7371
2. Эпштейн, М. Савчук, В. Светлой памяти постмодерна посвящается... [Электронный ресурс]. Художественный журнал. - 2007. - № 64. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/64/epshtein-savchuk/
3. Hartmann, F. Der Blaue Planet - Wie ein Bild im Zusammenspiel von Technik und Kultur das globale Bewusstsein prägte. Zur Genese einer Visiotype [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. medienphilo sophie. net/artikel/
4. Hartmann, F. Medien sind keine Begriffe [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. medienphilo sophie. net/artikel/
5. Mersch, D. Aspects of Visual Epistemology [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dieter-mersch.de/Texte/PDF-s/
6. Sandbothe, М. Media Philosophy and Media Education in the Internet Age [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. sandbothe.net/260.html
7. Sandbothe, M. Was ist Medienphilosophie? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. sandbothe. net/346. html
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Ш0 ж г
ж
/щш ^Я^г ^1 в ^ ^ 4
Изображение 2
Изображение 4
га
I
—' | ■г я*
- 1*— т
4.
Изображение 12
V
и
Изображение 18
^^^ И И Рихард Вагнер - Тристан и Изольда
г Танго Смерти
Гимн Солнцу
Божественная
Цитадель ледяной короны
г Симфоническое кольцо
• П,,„м Ры.нпп
Реквием по любви
• Вильгельм Рихард Ваги
Воплощение ада и рая
Ш -
Тристан и Изольда
Шествие богов в Вальгаллу
Сон в летнюю ночь
• Взгмп
ANYTIME. ANYWHERE!
сострим MtuitpfMM tjbtti, ту «a Aiif\t| am CvotTiociW VTMll aMrtfi fiavt 4 (Кии
| о это выражение лица , когда услышал телефонный звонок
1оу игл 21:42 АШУкопег»
это очень тяжелый труд пропустить через себя такой пласт музыки)))
tov um 21:42 Antworten
Глеб, слушайте грайндкор. и никакой кашель не будет помехой.
lov um 21:42 Antworten
я все слушаю
lov. um 21 43 Antworten
НО по статистике дирижеры всех дольше живут на земле, среди людей
18 Nov. um 21:43 Antworten
Здорово'
tov um 21 43 Antworten
Павел Бодлер и курите приму ) совсем без голоса остаться
к», ит 21:43 АШжопеп
меня порадовала флейтистка))) иакую морду скуритила когда кто-то сразу после нее рявкнул-кашлянул
18. Nov. um 21:43 Antworten
Изображение 22
Изображение 24
О О • —"•» mmmfafm
Изображение 25
Google Arts & Culture Q,
Цвет
Изображение 26
f liuru I
<T Google Arts & Culture :
ФФФ
61% Portrait of Клги «an Mai lory
Изображение 29
•ЦкиПаАо М И саМагП* 0»»г М там«
Изображение 31
Изображение 33
МОЫРТ
Изображение 35
Изображение 37
•museumselfi«
Q
» «Я 5 ¿С 1 ф 1 • > . • N г • • V 4 К* 1 ** к и "в! V А 1 \ ¿в 1 » И
Изображение 39
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.