Фотография как способ конституирования социальной реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Колесникова, Дарья Алексеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 117
Оглавление диссертации кандидат философских наук Колесникова, Дарья Алексеевна
Введение.
Глава 1. Фотография как предмет социально-философского исследования.
1.1. Социокультурная обусловленность производства фотообраза
1.2. Теоретические подходы к исследованию фотографии.
1.3. Аналоговый и цифровой способы репрезентации реальности
Глава 2. Медиальность и фотообраз.
2.1. Господство технического образа.
2.2. Роль фотографии в формировании медиареальности.
2.3. Медиальная природа фотографии.
Глава 3. Фотография в структуре социальных практик.
3.1 Фотография как социальный конструкт.
3.2. Экология восприятия.
3.3. Исследовательские стратегии визуального.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Фотография как способ проблематизации телесности в современной культуре2007 год, кандидат философских наук Гиниятова, Елена Владимировна
Эстетические аспекты конструирования визуального образа в рекламной фотографии2010 год, кандидат философских наук Мухин, Алексей Николаевич
Концепции фотографии в западной философии XX века: проблема тематизации языка фотографии2009 год, кандидат философских наук Беляков, Захар Сергеевич
Фотография: концептуализация реальности2013 год, кандидат философских наук Карбасова, Елена Борисовна
Фотография как феномен русской культуры 1920-1970 годов: синтез документальности и художественности2009 год, кандидат культурологии Гурьянов, Сергей Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фотография как способ конституирования социальной реальности»
Актуальность темы исследования. Конец ХХ-го - начало ХХ1-го века символизируется массовым распространением визуальной культуры, что дало повод исследователям современности назвать нашу эпоху «цивилизацией образа» (П. Вирилио), а ситуацию в культуре — «и коническим поворотом»1, который характеризуется смещением онтологической проблематики к анализу визуальных образов. Фотография, благодаря её «технической воспроизводимости» стала основой индустриального производства и продвижения визуальных образов. Американская исследователь фотографии Сьюзен Зонтаг подчеркивает эту особенность, характеризуя современность: «Общество становится «современным» тогда, когда одним из его главных действий является производство и потребление образов»2.
Современная фотография, захваченная процессами глобализации, информатизации и компьютеризации, в который раз за свою 150-летнюю историю вновь оказалась в центре внимания исследователей и практиков. Стойкий интерес обусловлен очевидной способностью фотографии создавать через фотообразы новый способ отношения к реальности. Философский анализ фотографии позволяет рассмотреть её как социальное явление, которое «вплетено» в сложный мир отношений человека, техники, образов и общества, несущее на себе отпечаток этих связей, и активно участвующее в их изменении и развитии. В социальной философии фотография предстает как способ и форма мысли о современном обществе.
1 Формула «iconic turn» / «ikonische Wende» была предложена швейцарским философом и искусствоведом Готфридом Бёмом в 1994 году. (Boehm G. Wiederkehr der Bilder// Boehm G (Hg.) Was ist ein Bild. München: W. Fink Verlag, 1994. S.13). В это же время выходит статья «The Pictorial Turn» американского литературоведа У. Митчелла, который рассматривает антипикториализм Витгенштейна и Рорти как косвенное признание «иконического поворота» в философии и культуре. (Mitchell W.J .T. The Pictorial Turn // Mitchell W.J.T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago&London: The University of Chicago Press, 1994).
2Sontag Susan. On Photography. New York: Farrar, Strauss and Giroux.-1978. P. 153
Эти обстоятельства спровоцировали интерес к фотографии в различных дисциплинах у искусствоведов, философов, социологов, антропологов и теоретиков коммуникации. В разные периоды истории фотографии исследовались её документальный ресурс, вклад в развитие науки, в способ организации общественной жизни и воздействие на общественное сознание. Фотография способствовала порождению новых визуальных практик и социальных отношений, последствия которых для человека и общества неоднозначны. С одной стороны, благодаря доступности фототехники и относительной простоте процесса фотографирования она стала средством «демократизации» социальных отношений, обеспечив большую, по сравнению с живописью и письменным текстом, вовлеченность людей в творческое освоение действительности. С другой стороны, фотография, используемая специальными институтами, усилила жесткость контроля над повседневным поведением человека, она стала неотъемлемым атрибутом идентификации личности и её окружения.
В практике фотографии реализуется позиция наблюдателя не только за другими, но и по отношению к самому себе. Самоидентификация через фотографию позволяет человеку не просто увидеть себя со стороны, но благодаря использованию компьютерных технологий и специальных программ предъявить «себя другого», исправить на снимке раздражающие человека недостатки. Актуализировались социальные проблемы, связанные с феноменом фотографии: ложь, блеф, обман, производство стойких иллюзий с помощью фотографии, которые «не устраняя уже существующего знания», усилили её роль в «дальнейшем постижении мира».3
Фотография, явившись первым техничеким образом новых медиа, выявила коммуникативные возможности визуальности и изменила
ЗПигров К.С., Секацкий А.К.Социальная философия тайны (метафизика эзотерического): Курс лекций,-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 7. медиальную среду. Создавая новую форму медиального освоения мира, фотография способна формировать пространство между образом и зрителем - «медиальность» или «третью позицию» (В.Флюссер), не соотносимую ни с субъектом, ни с объектом в отдельности, выраженную в ожидании коммуникации и отклике на нее. Эта медиальность фотографии расскрывается в ее функции устанавливать со-общаемость в поле восприятия зрителей, становясь условиием осуществления коммуникации.
В эпоху цифровых изображений восприятие фотообразов зависит от развитой способности человека к декодированию и интерпретации образов, новой способности воображения и требуют новых визуальных компетенций. Научное знание отреагировало на эти изменения появлением целого ряда областей исследования, проблематизирующих значение фотографии и фотообразов. Эпистемология визуальных образов стала одним из предметов изучения молодой научной дисциплины «медиафилософии», специфика коммуникаций с помощью новых медиа — предметом «медиологии» и «коммуникологии». Возникла дисциплина «визуальная социология», использующая познавательный потенциал фотографии в исследовании общества.
Взаимодействие действительности и визуальных медиа сопровождаются появлением новых проблем, которые требуют философского осмысления. Это проблема утраты чувства реальности в мире господствующих образов и «визуального загрязнения»; проблема творчества и свободы от технической и аппаратной зависимости; проблема восприятия и воображения в эпоху новых медиа. Поиск решения этих и других проблем, спровоцированных изменением роли и функций фотографии в обществе, лежат в поле междисциплинарных исследований. Социально-философский анализ фотографии позволяет рассмотреть её как социальный конструкт взаимодействий человека и аппарата, образов и общества. Социальная философия исследует всеобщие процессы через изучение социума. Фотография предстает как способ и форма мысли о современном обществе.
Степень разработанности проблемы. Фотография как социальный феномен исследуется в многообразных аспектах и на основе диверсифицированных подходов. Исторически традиция теоретического анализа фотографии связана с проблемой подлинности фотообраза, соотношения реальности и копии, объективности и субъективности, которые рассмотрены в работах В. Беньямина, А. Базена, Р. Арнхейма, 3. Кракауэра, Р. Барта, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяра4. Особое место в активных дискуссиях о роли фотографии занимает четырехтомная антология «Теория фотографии» В. Кемпа5.
Философский анализ фотографии, опирающийся на феноменологическую трактовку образов представлен в работах Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Ю. Дамиш, Ж. Диди-Юбермана6. Мир повседневности, процессы конституирования социальной реальности исследуются в феноменологически-интеракционистских теориях у
А.Шютца, Дж. Мида, И. Гофмана, П. Бергера и Т. Лукмана . Процессы самоорганизации и самовоспроизводства общества и систем коммуникаций, в ходе которых происходит постоянное конституирование
1 Беньямин В. Краткая история фотографии// Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Пер. с нем. С. Ромашко - М.: Медиум, 1996; Базен Л.
Онтология фотографического образа// Что такое кино? Сборник статей. - М.: «Искусство», 1972; Лрнхейм Р. О природе фотографии / Р.Лрнхейм. Новые очерки по психологии искусства / Науч. ред. В. П. Шестаков. - М.: «Прометей», 1994; Kracauer S. Photography // Kracauer S. The mass ornament. Weimar essays. - Cambridge/London: Harward U.P., 1995; Барт P. Camera lucida: Комментарий к фотографии: Пер. с фр. / Послесл. и коммент. М. Рыклина. - М.: AD Marginem, 1997; Деррида Ж. Письмо и различие. Пер. с фр. Д. Кралечкина. — М.: Академический проект, 2007; Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. /
Пер. С фр. - изд. 2-е - Добросвет, 2006; Бодрийяр Ж. Животное очарование образами // Искусство кино. - 1992. № 10; Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - М.: Библион-Русская книга, 2003;
Бодрийар Ж. Злой демон образов//Искусство кино, 1992, № 10.
5 Kemp W. Theorie der Fotografíe 1839 - 1912// Theorie der Fotografie I. 1839-1912 / Hrsg. Von W. Kemp. -München, 1999.
6Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологи и феноменологической философии. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999; Мерло-Понти М. Око и дух. // Французская философия и эстетика XX века. — М., 1995; Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. / Пер. с фр. О. Н. Шпрага. - Минск: JIoi винов, 2006; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. JI. Фокина. -СПб.: Ювента, Наука, 1999; Дамиш Ю. Теория облака: набросок истории живописи. - СПб.: Наука, 2003; Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, и то, что смотрит на нас. — СПб.: Наука, 2001.
7 Шютц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988, № 2; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — М.: Логос, 1999. реальности, описаны представителями конструктивизма: Н. Луманом, Э. Глазерсфельдом, Г. Бейтсоном, Ф. Варелой и У. Матураной8.
Среди отечественных философов, рассматривающих проблему конституирования социальной реальности, следует отметить работы К.С. Пигрова, В.В. Волкова и О.В. Хархордина9. Изменение структур повседневности под воздействием власти, социальных институтов, техники, массовой культуры отражено в философской антрологии Б. В. Маркова.
Документальность и художественность фотографии в социокультурном контексте исследовали М. Де Цайас, А. Картье-Брессон, Дж. Сантаяна, Э. Юнгер10. Среди отечественных исследователей вклад в новую тематизацию этой проблемы внесли А. Секацкий, А. Фоменко, А. Курбановский, А. Китаев11.
Фотография как технический образ явилась предметом
1 9 философского анализа В. Флюссера , и в этом качестве он связал с ней начало «аппаратного универсума» - нового типа взаимоотношений и
8 Luhmann N. Gesellschaft der Gesellschaft. - Fr., 1997; Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. Ballantine, 1972; Glasersfeld E. v. Radical Constructivism, Way of Knowing and Learning. - L., 1995; Maturana H. From Being to Doing. The Origins of the Biology of Cognition. - Heidelberg, 2004.
9 Подорога В. Ж. Делез и линия внешнего, в кн.: Жиль Делез, Складка. Лейбниц и барокко. — М.: Логос, 1998; Подорога В. Л. Власть и культура. Проблема власти в современной философии Франции. И Новое в современной западной культурологии. - М., 1983; Подорога В. Навязчивость взгляда // Фуко М. Это не трубка. - М.: Художественный журнал, 1999; Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. — СПб.: Изд-во С. Петербург.ун-та, 2005; Телевидение как этап в развитии виртуального пространства // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.31-36; Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СПб, 2008.
10 De Zayas M. Fotografie (1913) // Theorie der Fotografíe II. / Hrsg. Von W. Kemp. - München, 1999. S. 4548; Картье-Брессон Л. Воображаемая реальность. - СПб-Москва: Лимбус-Пресс, 2008; Santayana G. Das fotografische und das geistige Bild (ca. 1905) // Theorie der Fotografíe I./ Hrsg. Von W. Kemp. — München, 1999. S. 258; Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; / Пер. с нем. Л. В. Мижайловского. - СПб.: Наука, 2002; Юнгер Э. Сердце искателя приключений. Фигуры и каприччо. — Ad marginem, 2004. Секацкий А. Фотоаргумент в философии // Октябрь №3, 2000; Секацкий А.К. Фотография и мгновение. / Метафизические исследования. Выпуск 214. Дагерротип. — СПб.: Изд-во Санкт-Петрб.философского общества, 2010; Фоменко А. Монтаж, фактография, эпос: производственное движение и фотография. - СПб.: Изд-во С.Петерб.ун-та, 2007; Фоменко А. Фотография: dues ex machine. / Медиафилософия III. Фотография. /Под. ред. В.В.Савчука, М.А.Степанова. - СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009; Курбановский A.A. Незапный мрак: очерки по археологии визуалыюсти. — СПб.: АРС, 2007; Курбановский A.A. Эпистемология образа: визуальность в живописи и ранней фотографии// Обсерватория культуры — 2008, № 2; Китаев А. Субъектив. Фотограф о фотографии. - СПб.: Изд-во С.Петерб.ун-та, 2006.
12 Флгоссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Хайдаровой. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008; Флюссер В. О проецировании. / Пер. с нем. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. -2009.-№ 3/4, (9/10). нового способа коммуникации, в которых пересекается направленность оператора, аппарата и зрителя. Тема аппаратного мышления затронута в
13 работах М.А. Степанова .
Исследование онтологического статуса фотообраза было предпринято Р. Бартом, С. Кэйвлом, Ж. Делёзом, С. Зонтаг, П. Вирилио, Р. Краусс14 и нашло широкое отражение в философских работах В. Савчука, В. По дороги, Е. Петровской15. Полемичность этих исследований во многом определяется многообразием взглядов и подходов к таким понятиям, как «иконический поворот», «цивилизация образа», «философия фотографии», «визуальный образ», «насилие взгляда», «экология восприятия», «поза Логоса» и многим другим. Прояснению смысла и взглядов зарубежных авторов способствуют профессиональные переводы подлинных текстов о фотографии, выполненные такими философами как Н. Сосна, Г. Хайдарова, В. Савчук.
Антропология фотообразов нашла отражение в работах К. Вульфа, Д. Кампера, ' X. Белтинга, Ж.-Л. Нанси16. Социально-психологические
17 аспекты фотографии рассмотрены В.В. Нурковой . Медиальный аспект
13 Степанов М.А. Машины абстракции и судьба телесности.// Медиафилософия. Основные проблемы и понятия /Под ред.В.В.Савчука. - СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2008.
14 Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003; Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996; Cavell S. The World Viewed. Reflections on the Ontology of Film. - Cambridge (Mass.), 1971 ; Делёз Ж. Кино. / Пер. с фр. Бориса Скуратова. - M.: Ad Marginem, 2004; Делёз Ж. Переговоры. / Пер. с фр. В. Ю. Быстрова. - СПб.: Издательство «Наука», 2004; Sontag S. On Photography - New-York: Picador, 1979; Sontag S. Regarding the Pain of Others. - Farrar, Strauss and Giroux, New York 2003.
15 Савчук В. Философия фотографии. — СПб: Издательство Санкт -Петербургского университета, 2005; Подорога В. Непредъявленная фотография. Заметки по поводу "Светлой комнаты" Р. Барта // Авто-биография: К вопросу о методе- Тетради по аналитической антропологии. № 1 / Под ред. В. А. Подороги. — Москва: Логос, 2001; Петровская Е. Антифотография. — М.: Три квадрата, 2003; Петровская Е. Непроявленное. Очерки по философии фотографии. - M.: Ad Marginem, 2002; Петровская Е. Теория Образа. Теория образа: [цикл лекций] / Е.В. Петровская, РАН. Институт философии . — М. : Издат. центр Российского юс. гуманитарного университета, 2010.
1бВульф К. Homo pictor, или возникновение человека через воображение. / Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. / Под ред. В.В.Савчука. - СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2008; Вульф К. Антропология: История, Культура, философия. / Пер. с нем. Г. Р. Хайдаровой. СПб.: Изд. СПбГУ, 2007; Кампер Д. Тело. 11асилие. Боль: Сборник статей/ Пер. с нем., сост, общ. ред и вступ.ст В. Савчука. - СПб.: Изд-во РХГА, 2010; Belting H. Bild-Anthropologie. Entwürfe für eine Bildwissenschaft -München: Fink, 2001; Nancy J.-L. Die Haut der Bilder (mit Federico Ferrari). Diaphanes, - Berlin 2006; Nancy J.-L. Am Grund der Bilder. Diaphanes, - Berlin 2006.
17 Нуркова B.B. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. — М.:РГГУ, 2006. фотографии исследован в работах М. МакЛюэна, Б. Гройса, Ф. Китлера18.
Понимание фотография как части дискурсивных практик сформировалось под влияниям работ У. Эко, Ч.С. Пирса, А. Секулы, Д. Кримпа, А. Соломон-Годо19. Перспективность использования фотографии в социальных ритуалах, практиках и социологических исследованиях
20 убедительно доказана П. Бурдье и П. Штомпкой . Повседневная, вернакулярная фотография и семейный архив изучались М.М. Гурьевой, В. Л. Круткиным, Э. О. Крайком21.
Роль фотографии в формировании и развитии систем власти, контроля и знания отражена в работах М. Фуко, Ги Дебора и Дж.Тэгга22.
Потенциал использования фотографии в целях пропаганды и включение ее в практики активизма исследованы А. Родченко, Б. Бухло, Г. Раунигом" .
Тема трансформации общественных структур посредством манипулирования фотографическими изображениями была затронута в
18 Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. / [пер. И. О. Тюриной] -Москва.: Академический проект: Фонд "Мир", 2005; Гройс Б. Под подозрением: Феноменология медиа. / Пер. с нем. Андрея Фоменко. - Москва: ХЖ, 2006; Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. / Пер. с нем. - M.: Логос, 2009.
19 Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию : Пер.с итал. - СПб.: Петрополис, 1998; Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. — М.: Логос, 2000; Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейа, 2000; Sekula A. On the Invention of Photographic Meaning, in: Thinking Photography, hg. Victor Bürgin, - Houndmills/London 1992, S. 84-109; Crimp D. On the Museum's Ruins. -Cambridge, Mass: MIT Press, 1993; Solomon-Godeau A. Who Is Speaking Thus? Some Questions about Documetrary Photography // Photograhy at the Dock. Essay on Photographic History, Istitutions, and Practies, Mineapolis: University of Minnesota Press 1991.
20Bourdieu P. Photography: A Middle-Brow Art. - London: Polity Press, 1990; Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. H. А. Шматко. — Москва: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001; Бурдье П. Структура, габитус, практика//Журнал социологии и социальной антропологии. — Том I, 1998.—№ 2; Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. 2-е изд. - М.: Логос, 2010.
21 Гурьева М. М. Повседневная фотография в современном культурном контексте : диссертация . кандидата философских наук : 24.00.01 / Санкт-Петербург, 2009; Круткин B.JI. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № I. С.171-178; Кранк Э.О. Феномен вернакулярной фотографии как аксиологический тупик // Межвузовская научная конференция»Проблемы региональной культуры»: Сб.: статей.Чебоксары, 2008.
22 Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / Пер. В. Наумов под ред. И. Борисова. -Москва.: Ad Marginen, 1999; Фуко М. Археология знания: / Пер. с фр. - Киев : Ника-Центр, 1996; Tagg J. The Burden of Representation: Essays on Photographies and Histories. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1993.
23 Родченко А. Предостережение // Новый ЛЕФ. 1928, №11; Родченко А. Пути современной фотографии // Новый ЛЕФ. 1928, № 9, с. 31 - 39; Buchloh В. From Factura to Factography // October. The First Decade,
1976 - 1986. - The MIT Press, Cambridge, Mass; London, England, 1988; Raunig G. Kunst und Revolution: künstlerischer Aktivismus im langen 20. Jahrhundert - Wien: Turia + Kant, 2005. работах Ф. Дюбуа, У. Митчелла" . Научная фотография и проблема моделирования медиареальности в эпоху генной инженерии и биотехнологий стали предметом изучения А. и М. Крокеров, Д. Хэрруэй, Б. Мандельброта25. Цифровая фотография и постфотография в контексте реальности новых медиа рассмотрены Н. Болыдем, В. Хагеном, П. Луненфельдом, С. И. Лишаевым" .
Следует отметить многообразие дискурса о фотографии и фотообразах, который с различных позиций демонстрируют современные исследовательские центры. Национальный швейцарский исследовательский центр визуальной критики «БлкопеБ» под руководством философа и теоретика искусства Готфрида Бёма разрабатывает тему власти и значения образа в ситуации иконического поворота. Институт искусств и медиа Потсдамского университета под руководством немецкого медиафилософа Дитера Мерша занимается проблематикой визуального образа в контексте прояснения границ видимого и невидимого. В немецком сообществе медиаисследователей (С11М) создана отдельная рабочая группа по изучению фотографии (Ав Ро1о§га11е:(Ъг8с11ш^). «Центр исследований семиотики культуры и медиа» Сан-Пауло, Бразилия и его руководитель профессор Норвал Байтелло Джуниор рассматривают проблему образов-антропофагов, характеризующую масс-медийное общество потребления. Тема взгляда и
24 Dubois Ph. Der fotografische Akt. Versuch über ein theoretisches Dispositiv // Geschichte und Theorie der Fotografie/ hg. v. Herta Wolf, Bd. 1. - Amsterdam /Dresden, 1998; Mitchell W.J. Intention and Artifice // WJ. Mitchell The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. - Cambridge: MIT Press, 1994; Mitchell W.J.T. Das Leben der Bilder. Eine Theorie der visuellen Kultur. - München, 2008.
25 Kroker A. & Kroker M. Theses of Disappearing Body in the Hypermodern Condition. // Body invaders: panic sex in America. / ed. And introd. by Arthur and Marilouise Kroker. - Monreal: New World Perspectives, 1987;
I laraway D. A Manifesto for Cyborgs. Science, Technology and Socialist Feminism in the 1980s. In: Linda Nicholson (Hrsg.): Feminism, Postmodernism (Routledge, New York, 1990, S. 190-233); Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. / Пер. с англ. А. Р. Логунова — М.: Институт компьютерных исследований, 2002.
26 Больц Н. Азбука медиа. - М.: Изд-во «Европа», 2011; Hagen W. Die Entropie der Fotografie. Skizzen zu einer Genealogie der digital-elektronischen Bildaufzeichnung. In: Wolf, Herta (Hrsg.): Paradigma Fotografie. Fotokritik am Ende des fotografischen Zeitalters. Band 1. - Frankfurt/M., 2002; Lunenfeld P. Digitale Fotografie. Das dubitative Bild. In: Wolf, I lerta (Hrsg.): Paradigma Fotografie. Fotokritik am Ende des fotografischen Zeitalters. Band 1. Frankfurt/M., 2002.; Лишаев С.А. Цифровая фотография в контексте медиа./ Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред.В.В.Савчука. - СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2008. С.276-277. воображения не сходит с повестки дня в междисциплинарном центре исторической антропологии под руководством профессора Кристофа Вульфа Свободного университета Берлина. Ситуации господства визуального образа и выработка методов рефлексии медиакультуры являются постоянным предметом дискуссий и научных презентаций на регулярно функционирующем на философском факультете СПбГУ семинаре «Визуальные практики» под руководством профессора В. В. Савчука.
Объектом исследования является фотография как социальный феномен.
Предмет исследования: влияние фотографии на изменение социальной реальности.
Цель диссертации: исследовать влияние фотографии на конституирование социальной реальности.
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
• выделить социально-исторические и культурные предпосылки производства фотообраза;
• систематизировать теоретические подходы к исследованию фотографии;
• показать качественные различия между аналоговым и цифровым способами репрезентации социальной реальности;
• реконструировать идею технического образа в философии фотографии Вилема Флюссера и рассмотреть её значение в исследовании информационного общества;
• рассмотреть медиальную природу фотографии в междисциплинарном контексте социальной философии и медиафилософии;
• проблематизировать особенности восприятия фотообраза в аспекте визуальной экологии;
• обосновать конституирующее значение фотографии! на основе её включения социальные практики и исследовательские стратегии визуального.
Методология и методы исследования. Исследование опирается на методологические принципы классической и постклассической рациональности. В объяснении роли фотографии,' ее познавательного и преобразующего потенциала используются методы социальной философии, визуальной социологии, медиафилософии.
Теоретическим основанием исследования места фотографии в рамках социальной философии послужили работы Вальтера Беньямина и Вилема Флюссера, позволяющие проблематизировать основной вопрос философии фотографии как вопрос о свободе воли художника в мире, где правят аппараты. В работе используется метод топологической рефлексии, разработанный в философии фотографии Валерия Савчука.
В процессе работы с источниками применялись методы системного анализа и комплексного подхода.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации заключается в постановке и социально-философском, анализе влияния фотографии на современное общество в контексте единства и взаимообусловленности многообразных смыслов фотографии как технического образа; как медиа, как вида социальной практики.
• Систематизирован опыт теоретического исследования фотообразов на основе выделения 3-х этапов концептуализации фотографии, характеризующихся дискуссиями о сущности фотообразов и их связи с реальностью. На первом этапе фотография рассматривается как способ отражения реальности, на втором - как способ аналитики реальности и на третьем — как способ конституирования новой реальности.
• На основе реконструкции идей философии фотографии В.Флюссера технический образ рассмотрен как новая форма медиального освоения мира и проблематизировано изменяющееся значение образов в зависимости не только от эволюции техники, но и от способности человека к декодированию и интерпретации образов.
• Предложено рассмотрение медиальной природы фотообразов в междисциплинарном контексте социальной философии и медиафилософии, позволяющее наиболее полно раскрыть коммуникативный аспект фотографии.
• Обоснован подход к исследованию конституирующей роли фотообразов на основе включения фотографии в социальные практики и проекты.
• Выделены и систематизированы функции фотографии в пространстве экологии восприятия и исследовательских стратегий визуального.
Положения, выносимые на защиту.
1. Концептуализация фотографии возможна на основе признания единства ее значений в качестве фотообраза, медиа и вида социальной практики.
2. Фотография как первое средство технического производства образов явилась предпосылкой формирования социальной реальности нового типа — медиарельности.
3. Медиальная природа фотографии порождает новые условия коммуникации, новое качество сообщения, новые типы социальных отношений. Способ и опыт восприятия фотообраза зависят от типа медиа, от режима прочтения фотографии, от субъекта и предмета коммуникации.
4. Конституирующее значение фотообразов раскрывается в их непосредственной вовлеченности в социальные практики и исследовательские стратегии визуального. Фотография стала непременным визуальным атрибутом идентификации, контроля, власти и знания.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в концептуальном осмыслении феномена фотографии как единства значений фотообраза, медиа и социальной практики, что позволяет расширить исследовательское поле философии фотографии и включить фотографию в предмет социально-философского анализа. Сформулированные принципы исследования фотографии дают возможность решения актуальных проблем теории фотообразов, социальных практик, визуальной социологии, медиафилософии. Полученные материалы могут использоваться в прикладных исследованиях фотографии и новых медиа.
Апробация положений и результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций, в том числе в переводах зарубежной литературы по проблеме. Отдельные аспекты были изложены на научных конференциях: «Медиафилософия-ГУ. Необратимость трансформаций», 19-20.11.2010, СПбГУ, философский факультет; на летней школе для молодых ученых: «Медиафилософия, медиатеория, медиапрактика» 14-17.05. 2010; на международной конференции «Генезис и значимость медиафилософской рефлексии» (11-12 июня, 2010 г. Базель, Швейцария); а также в рамках работы Центра медиафилософии и семинара «Визуальные практики» при философском факультете СПбГУ. Отдельные вопросы диссертации прорабатывались в ходе проведения семинарских занятий по «Теории и практике коммуникаций» на факультете управления РГПУ им. А.И.Герцена.
Структура исследования обусловлена целями и задачами данного исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики2011 год, кандидат философских наук Колодий, Вячеслав Владимирович
Семейная фотография второй половины XIX - начала XX века в России: опыт этнологического и источниковедческого анализа2012 год, кандидат исторических наук Чистякова, Вера Павловна
Философско-культурологическая конфигурация дискурса в фотографии2009 год, кандидат философских наук Кранк, Эдуард Освальдович
Фотография и образ: философский анализ концепций Р. Краусс, М.-Ж. Мондзэн и В. Флюссера2005 год, кандидат философских наук Сосна, Нина Николаевна
Визуальные исследования современной культуры: феноменологический аспект2018 год, кандидат наук Реутов Антон Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Колесникова, Дарья Алексеевна
Заключение
Несомненно, что насыщение общественной жизни визуальным содержанием, визуальными представлениями и проявлениями в ближайшем будущем будет только возрастать. Окружающая среда становится все более зрелищной, красочной, аттрактивной, а экспансия масс-медиа порождает и тиражирует новые визуальные образы повседневности. Роль главного визуального медиа посредника играет фотография.
Фотография, вознесенная процессами визуализации культуры в центр конструирования социальной истории, выступает носителем знания о мире. Создавая «антологию образов мира», фотография выступает коллективной памятью общества, основанием для понимания, типизации и оценки действительности, конструктом социальной реальности.
В отношении самого феномена фотографии была сформирована некая рефлексивная традиция, что объясняется фактом комплексности и новизны этого объекта, оказавшего влияние как на осмысление искусства и общества в целом, так и заложиввшего тенденцию критического осмысления последующих технически воспроизводящих объектов и визуальных медиа.
Опыт теоретического осмысления фотографии был исследован на основе выделения трех этапов концептуализации фотографии. Изначально фотография рассматривалась как способ отражения реальности, ее след, слепок, индекс. На втором этапе, связанным с эпохой рефлексивного модернизна - как способ аналитики и на реальности, и на третьем как способ конститурование новой реальности.
Изменяющееся значение фотографии — технического образа, как новой формы освоения медийного мира было проблематизировано одним из первых медиатеоретиком В. Флюссером.
В эпоху цифровых изображений философский интерес к фотографии только усилился. Прежде всего, это выразилось в анализе фотообраза как медиа. Медиальная природа фотообраза раскрывается в его фукции коммуникативного посредника. Образ — это среда, где реализуется и одновременно репрезентируется взаимопроникновение материального и понятийного, индивидуального и социального. В медиалыюсти фотообраза создаются и воспроизводятся социально значимые диспозиции чувственного и интеллектуального.
Актуализированная «иконическим поворотом» тема изменяющейся онтологии фотообраза может оказывается весьма эффективной в контексте социально-теоретической проблематики. Фотография из маргинального феномена переходит в разряд законных категорий социального знания. Аналитика феномена фотографии в рамках социального знания приводит к актуализации в поле социально-философской рефлексии целого ряда знаковых явлений и процессов: появление и развитие массовой культуры, становления общества потребления, переход потребления из сферы товарного потребления в сферу символического обмена («общество зрелищ»), изменение способа понимания и конституирования реальности, трансформация процессов социальной коммуникации, проблема визуального загрязнения, аппаратной и технической зависимости. Визуальная компетенция и визуальное воображение становятся необходимы для участников общественной жизни.
В представленной диссертации фотография была представлена как первый, технически воспроизводимый образ, как вид медиа, и как социальная визуальная практика. Каждая из этих характеристик позволяет раскрыть способность фотографии через фотообразы создавать в обществе новый способ отношения к реальности, новые возможности её понимания, объяснения и изменения.
В диссертации объяснение роли фотографии, её познавательного и преобразующего потенциала в обществе базируется на междисциплинарном подходе, позволяющем использовать методы социальной философии, визуальной социологии, медиафилософии. Одним из методов социальной философии является феноменологическая модель рассмотрения реальности. В рамках этой модели использовалось понятие конституирования как способность сознания активно формировать целостность понятий. С этой точки зрения, фотография - это синтетический образ понятия реальности. Фотообраз — это означающая поверхность, на которой зафиксированы понятия реальности фотографа, зрителя и возможности аппаратной программы. Смыслы этих понятий формируются и обнаруживаются в презентации, в коммуникации, в социальных практиках, и во многом зависят от способности человека к декодированию, интерпретации образов, и от его визуального опыта.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Колесникова, Дарья Алексеевна, 2011 год
1. Адорно Т. В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. Дранова. — М.: Республика, 2001. 527 с.
2. Андреева Е. Всё и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 584 е., ил.
3. Арватов Б. Агит-кино и кино-глаз // Кино-журнал А.Р.К. 1925, № 8, с. 3-4.
4. Арнхейм Р. О природе фотографии / Р.Арнхейм. Новые очерки по психологии искусства / Науч. ред. В. П. Шестаков. М.: «Прометей», 1994. - с.119-132.
5. Аронсон О. Коммуникативный образ. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
6. Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М.: «Искусство», 1972. -384 с.
7. Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии / Пер. с фр. послесл. и коммент. М. Рыклина. -М. : Ad Marginem, 1997. 221 с.
8. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.
9. Барт Р. Риторика образа // Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. С. 297-318.
10. Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 378-392.
11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социологического прогнозирования / Пер.с англ. Под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999.
12. Беньямин В. О понятии истории // Художественный журнал, 1995, №7.
13. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Пер. с нем. С. Ромашко — М.: Медиум, 1996.-240 с.
14. Бергер А. Видеть — значит верить: введение в зрительную коммуникацию. М, 2005.
15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 323 с.
16. Бергсон, А. Творческая эволюция: Пер. с фр. / Рос. акад. естеств. наук. -Москва.: Канон-пресс: Кучково поле, 1998. 384с.
17. Бодлер Ш. Об искусстве. Пер. с франц. Н. Столяровой и Л. Липман. М.: Искусство, 1986. - 422 с.
18. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. / Пер. С фр. — изд. 2-е Добросвет, 2006. - 389 с.
19. Бодрийяр Ж. Животное очарование образами // Искусство кино. -1992. № 10. С. 41-49.
20. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Жан Бодрийяр; пер. с фр. Д. Кралечкина. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Библион — Русская книга, 2004. — С. 200.
21. Больц Норберт. Азбука медиа. — М.: Изд-во «Европа», 2011.
22. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — Москва: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.
23. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. — Том I, 1998. — № 2.
24. Вартанов А. Документальные формы в искусстве // Фотография: Проблемы поэтики/ Сост. В.Т.Стигнеев. М.: Издательство ЛКИ, 2008.-С.31.
25. Вдовина И. Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена // История философии. № 1. -М: ИФРАН, 1997.
26. Визуальное (как) насилие. Под ред. А.Р. Усмановой Вильнюс: ЕГУ, 2007.
27. Вертов Д. Киноки. Переворот // ЛЕФ. 1923, № 3, с. 135 143.
28. Визуальная антропология. Новые взгляды на социальную реальность. Под ред. Е. Ярской-Смирновой и др. — Саратов: Научная книга, 2007.
29. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. -М., Гнозис, 2002.
30. Вирильо П. Машина зрения / Пер. с фр. А. С. Шестакова под ред. В. Ю. Быстрова. СПб. : Наука, 2004. - 140.
31. Вульф К. Homo pictor, или возникновение человека через воображение // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В.В.Савчука. СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2008. С.53.
32. Вульф К. Антропология: История, Культура, философия / Пер. с нем. Г. Р. Хайдаровой. СПб.: Изд. СПбГУ, 2007. - 269 с.
33. Вульф К. Опыт пространства в развитии: тело, движение, глобализация // Медиафилософия П.Границы дисциплины / Под ред. В.В.Савчука, М.А.Степанова. СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009.
34. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. —М., 1988.
35. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Логос, 1999.
36. Гройс Б. Под подозрением: Феноменология медиа. / Пер. с нем. Андрея Фоменко. Москва: ХЖ, 2006. - 200 с.
37. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологи и феноменологическойфилософии. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. Т.1. - 336 с.
38. Гуссерль Э. Кризис европейский наук и трансцендентальная феноменология / Пер. с нем. — СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2004.-399 с.
39. Дамиш Ю. Теория облака: набросок истории живописи. СПб.: Наука,2003.
40. Дебор Г. Общество спектакля. / Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство "Логос" 1999. — 224с.
41. Дебре Р. Введение в медиологию / Пер. с фр. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2010.-368 с.
42. Делёз Ж. Кино. / Пер. с фр. Бориса Скуратова. М. : Ad Marginem,2004. 622 с.
43. Делёз Ж. Переговоры. / Пер. с фр. В. Ю. Быстрова. СПб.: Издательство «Наука», 2004. — 235 с.
44. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. С. Зенкина. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.
45. Деррида, Ж. Письмо и различие. Пер. с фр. Д. Кралечкина. — М.: Академический проект, 2007. — 495 с.
46. Деррида, Ж. Призраки Маркса — М.: Logos altera, 2006. — 254 с.
47. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, и то, что смотрит на нас. — СПб.: Наука, 2001. — (Французская библиотека).
48. Дьяков А. В. Жан Бодрийяр: Стратегии «радикального мышления» / Под. ред. А. С. Колесникова. СПб .: Изд-во СПбГУ, 2008. - 357 с.
49. Зонтаг С. Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-70-х годов / Пер. с англ., сост. и коммент. Б. Дубина. — М.: Русское феноменологическое о-во, 1997. 205 с.
50. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Пер. с нем., пред. и примеч. И.И.Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2004.
51. Кампер Д. Схватиться за стоп-кран. Искусство в головокружении скоростей / пер. с нем. // Художественный журнал, № 30/31. -Москва, 2000. С. 27-30.
52. Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей / Пер. с нем., сост, общ. ред и вступ.ст В. Савчука. — СПб.: Изд-во РХГА, 2010.
53. Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. СПб-Москва.: Лимбус-Пресс, 2008. - 128 с.
54. Китаев А. Субъектив. Фотограф о фотографии. — СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2006.-378 с.
55. Киттлер Ф. Ницше, механизированный философ // Мир дизайна. 2000, №2 (18), с. 7-9.
56. Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. / Пер. с нем. М.: Логос, 2009.- 272 с.
57. Краусс Р. Переизобретение средства // Синий диван. № 3. М., 2003, с. 105-127.
58. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Пер. с англ. А. Матвеевой. — М.: Художественный журнал, 2003. -320 с.
59. Круткин B.JI. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № I. С. 171-178.
60. Кузнецова Е.И. Медиареальность как коммуникативный медиум // Медиафилософия II. Границы дисциплины /Под ред. В.В.Савчука, М.А.Степанова. СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009.
61. Курбановский А. А. Незапный мрак: очерки по археологии визуальности. — СПб.: АРС, 2007. — 320 стр.
62. Курбановский A.A. Эпистемология образа: визуальность в живописи и ранней фотографии // Обсерватория культуры — 2008, № 2. — С. 64-69;
63. Лаврентьев А. Ракурсы Родченко. — М.: Искусство, 1992. — 224 с.
64. Левашов В. Фотовек. Краткая история фотографии за 100 лет. Н. Новгород, Кариатида, 2002. — 126 с.
65. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ступени: Философский журнал. 1994, № 2(9). - С.86-98.
66. Литература факта: Первый сборник материалов работников ЛЕФа. Под ред. Н.Ф. Чужака. М.: Захаров, 2000. - 288 с.
67. Луман Н. Медиа коммуникации. Пер.с нем. М.:Издательство «Логос», 2005.
68. Маклюэн М., Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной.; Федер. целевая программа "Культура России". (Подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоизд. России"). М. : Академический проект: Фонд "Мир", 2005. -495.
69. Мальковская И.А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы. Изд.З-е. -М.: Изд. ЛКИ, 2008.
70. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. / Пер. с англ. А. Р. Логунова М.: Институт компьютерных исследований, 2002. -656 с.
71. Манов Божедар. Техническая характеристика и эстетическая природа дигитального образа / Пер. К. Разлогова http: //www.kinozapiski.ru/print/329/ 11.20.09
72. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. М.: Политиздат, 1979. - 640 с.
73. Масс В. Деэстетизация искусства // Зрелища. 1922, № 5, с. 7 8.
74. Медиократия — власть посредственности: Беседа с Режисом Дебрэ / Вестник Европы, 2007. №19-20.
75. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое / Пер. с фр. О. Н. Шпрага. — Минск: Логвинов, 2006. 400 с.
76. Мерло-Понти М. Око и дух. // Французская философия и эстетика XX века. М., 1995. - 258 с.
77. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб.: Ювента, Наука, 1999. - 605 с.
78. Мохой-Надь Л. Статьи о фотографии / Пер. с англ. А. Кабанова // Мир дизайна. 1999, № 2 (15), Trivium, с. VIII -XIII.
79. Нанси Ж.-Л. О со-бытиии / Пер. с фр. М.К. Рыклина // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.
80. Нуркова В.В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М.: РГГУ, 2006.
81. Очерки социальной философии: Учеб. пособие / Р.В. Светлов, Ю.В. Перов, К.С. Пигров, и др.; ред. К.С. Пигров . СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998 . - 290 с.
82. Петровская Е. Антифотография. М.: Три квадрата, 2003. - 112 с.
83. Петровская Е. Непроявленное. Очерки по философии фотографии. -M.: Ad Marginem, 2002. 208 с.
84. Петровская Е. Теория Образа. Теория образа : цикл лекций. / Е.В. Петровская, РАН. Институт философии. М.: Издат. центр Российского гос. гуманитарного университета, 2010 . — 282 с.
85. Петровская Е. Фото(био)графия: к постановке проблемы // Авто-биография: К вопросу о методе: Тетради по аналитической антропологии. № 1 / Под ред. В. А. Подороги. Москва : Логос, 2001.- С.297 304
86. Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. СПб.: Изд-во С.Петербург.ун-та, 2005.
87. Пигров К.С., Секацкий А.К. Социальная философия тайны (метафизика эзотерического): Курс лекций. — Спб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2010.
88. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейа, 2000.
89. Платон / Собр. соч. в 4-х. тт. / Под. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса.- СПб.: Изд. СПбГУ, 2006-2007.
90. Подорога В. Евнух души (позиция чтения и мир Платонова), Вопросы философии, 1989, №3.
91. Подорога В. Ж. Делез и линия внешнего, в кн.: Жиль Делез, Складка. Лейбниц и барокко. -М.: Логос, 1998.
92. Подорога В. Навязчивость взгляда // Фуко М. Это не трубка. М.: Художественный журнал, 1999.
93. Подорога В. Непредъявленная фотография. Заметки по поводу "Светлой комнаты" Р. Барта // Авто-био-графия: К вопросу о методе: Тетради по аналитической антропологии. № 1 / Под ред. В. А. Подороги. М.: Логос, 2001. - с. 195 - 245
94. Родченко А. Против суммированного портрета за моментальный снимок // Новый ЛЕФ, 1928, № 4, с. 14-16.
95. Родченко А. Пути современной фотографии // Новый ЛЕФ. 1928, № 9, с. 31 -39.
96. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. М: Комкнига, 2006 - 224 с.
97. Рыклин М. Роман с фотографией // Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии. М. : AD Marginem, 1997. - 221 с.
98. Савчук В. Конверсия искусства. СПб.: Петрополис, 200Í. — 288 с.
99. Савчук В. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под. ред. Савчук В.В. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2008. С. 7-39.
100. Савчук В. Невольная линия ландшафта. Петербург Александра Китаева. Фотографии. Издание второе, исправленное. — СПб., АРТ-ТЕМА, 2000. 36с.
101. Савчук В. Режим актуальности СПб., Изд-во СПбГУ, 2004. - 280 с.
102. Савчук В. Философия фотографии. СПб: Издательство Санкт -Петербургского университета, 2005. — 256 с.
103. Савчук В.В. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия. (Интервью) / Медиафилософия И. Границы дисциплины* /Под.ред. В.В.Савчук, М.А.Степанова. СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009.
104. Секацкий А. Фотоаргумент в философии // Октябрь, №3, 2000;
105. Секацкий А.К. Фотография и мгновение. / Метафизические исследования. Выпуск 214. Дагерротип. СПб.: Изд-во Санкт-Петрб.философского общества, 2010.
106. Сивков Д.Ю. Медиа и метафизика./ Медиафилософия II. Границы дисциплины. /Под.ред. В.В.Савчукв, М.А.Степанова. СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009.
107. След от штатива, или о невозможности прямого высказывания. Интервью с Валерием Савчуком / Мульти медиа журнал / ZAART ИЗО. http://mmi.ru/index.php?id:=158&article=627&tvpe=98 11/29/08
108. Смирнов И.П. Видеоряд. Историческая семантика кино. Спб.: Издательский дом «Петрополис», 2009.
109. Соколов Б.Г. Генезис истории. — СПб: Алетейя, 2004. — 372 с.
110. Степанов М.А. Машины абстракции и судьба телесности // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред.В.В. Савчука СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2008.
111. Философский словарь: Основан Г.Шмидтом. 22-е, новое, переработ.изд. под ред. Г. Шишкоффа,/ Пер.с нем. — М.: Республика, 2003.
112. Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Хайдаровой. -СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 145 с.
113. Флюссер В. О проецировании / Пер. с нем. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2009. -№ 3/4, (9/10). - С. 65-76.
114. Фоменко А. Монтаж, фактография, эпос: производственное движение и фотография. СПб.: Изд-во С.Петерб.ун-та, 2007. - 374 с.
115. Фоменко А. Фотография: dues ex machine / Медиафилософия III. Фотография / Под. ред. В.В. Савчука, М.А. Степанова. СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009. С.7-14.
116. Фотография: Проблемы поэтики/ Сост. В.Т.Стигнеев. М.: Издательство ЛКИ, 2008.-296 с.
117. Фуко М. Археология знания: Пер. с фр. Киев : Ника-Центр, 1996. -208с.
118. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / Пер. В. Наумов под ред. И. Борисова. М. : Ad Marginem, 1999. - 479 с.
119. Фуко М. Это не трубка. — М.: Художественный журнал, 1999.
120. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с немецкого. — М.: Республика, 1993.
121. Хархордин О. Фуко и исследование фоновых практик.// Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. Хархордина. СПб; М.:
122. Европейский Университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001. С. 46-82.
123. Шишкин О. Ч/Б. М.:Новое литературное обозрение, 2005.- 116с.
124. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: В 2 т./ пер. И. И. Маханькова. М. : Айрис-Пресс, 2003. - (Библиотека истории и культуры). - Т.1: Образ и действительность: научное издание. - 2003. - 523 с.
125. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. 2-е изд. М.: Логос, 2010. — 168 с.
126. Шютц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988, № 2.
127. Эко У. Отсутствующая структура : Введение в семиологию : Пер.с итал. СПб.: Петрополис, 1998. - 432с.
128. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010.
129. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; / Пер. с нем. А. В. Мижайловского. СПб.: Наука, 2002. - 539 с.
130. Alexander J. Iconic Experience in Art and Life // Theory, Culture & Society (2008), 25 (5), p. 1-19.
131. Alexander J. The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003.
132. Anders G. Die Antiquierheit des Menschen. Über die Seele in Zeitalter der industriellen Revolution. München: Beck, 1980. - IX, 353 S.
133. Batchen G. Each Wild Idea: Writing, Photography, History. Cambridge, London: MIT Press, 2002. - 236 c.
134. Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. Ballantine, 1972.
135. Belting H. Bild-Anthropologie. Entwürfe für eine Bildwissenschaft. München: Fink, 2001.
136. Benjamin W. Der Autor als Produzent // Walter Benjamin. Gesammelte Schriften. Bd. II.2 / Werkausgabe, Bd. 5. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1977, S. 683 - 701.
137. Benjamin W. Uber das mimetische Vermögen // Gesammelte Schriften Bd. II. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1989. S. 210-213.Michigan Press, 1994.- 164 p.
138. Boehm, G. (Hrsg.): „Was ist ein Bild?" München: Fink 1994.
139. Bourdieu P. Photography: A Middle-Brow Art. London: Polity Press, 1990.-218 c.
140. Buchloh B. From Factura to Factography // October. The First Decade, 1976 1986. - The MIT Press, Cambridge, Mass; London, England, 1988, p. 76-113.
141. Burgin V. (ed.): „Thinking Photography". Houndsmills/ Basingstoke/Hampshire/London: Macmillan Press, 1998.
142. Cavell S. The World Viewed. Reflections on the Ontology of Film. Cambridge (Mass.), 1971. P. 16144. Crary J. Techniques of the observer. On vision and modernity in thenineteenth century.- Cambridge/London: MIT Press, 1992. C. 110-116.
143. Crimp D. On the Museum's Ruins. Cambridge, Mass: MIT Press, 1993.
144. De Zayas M. Fotografie (1913) // Theorie der Fotografie II. / Hrsg. Von W. Kemp. München, 1999. S. 45-48.
145. Dubois Ph. Der fotografische Akt. Versuch über ein theorethisches Dispositiv // Geschichte und Theorie der Fotografie/ hg. v. Herta Wolf, Bd. 1, Amsterdam /Dresden, 1998.
146. Florman L. The Flattening of "Collage" // October. Fall 2002, № 102, p. 59 86.
147. Glasersfeld E. v. Radical Constructivism, Way of Knowing and Learning. — L.,1995.
148. Greenberg C. Die Essenz der Moderne. Ausgewählte Essays und Kritiken. Amsterdam, Dresden: Verl. der Kunst, 1997. - 488 c.
149. Groys B. Logik der Sammlung. Am Ende des musealen Zeitalters. -München, Wien: Carl Hanser Verl., 1997. 232 c.
150. Hagen W. Die Entropie der Fotografie. Skizzen zu einer Genealogie der digital-elektronischen Bildaufzeichnung. In: Wolf, Herta (Hrsg.): Paradigma Fotografie. Fotokritik am Ende des fotografischen Zeitalters. Band 1. Frankfurt/M., 2002. S. 195-235.
151. Johnson R.F., intro. Boyd W. Anonymous. Enigmatic images from unknown photographers. Thames&Hudson, London, 2005. - 208c.
152. Kemp W. Theorie der Fotografie 1839 — 1912// Theorie der Fotografie I. 1839-1912/ Hrsg. Von W. Kemp. München, 1999.
153. Kracauer S. Photography // Kracauer S. The mass ornament. Weimar essays. Cambridge/London: Harward U.P., 1995.
154. Krauss R. Photography's Discursive Spaces // R.Krauss. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1985. - P.131- 150.
155. Krauss R. The Optical Unconscious. Cambridge, Massachusetts; London: MIT Press, 1993.-354 c.
156. Kunsttheorie im 20. Jahrhundert. Herausgeben Charles Harrison und Paul Wood. Band I: 1895 1941. - Ostfildern-Ruit: Hatje Cantz Verl., 2003. -672 p.
157. Marien M.W. Photography: A Cultural History. London: Laurence King Publishing, 2002. - 528 p.
158. Maturana H. From Being to Doing. The Origins of the Biology of Cognition. Heidelberg, 2004.
159. Mitchell W.J. Intention and Artifice // W.J. Mitchell The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge: MIT Press, 1994.162.163.164.165,166167.168169170171172173174175,176,
160. Münker S. After The Medial Turn. Sieben Thesen zur Medienphilosophie, in: Münker, Roesler, Sandbothe 2003. Nancy J.-L. Am Grund der Bilder. Diaphanes, Berlin 2006. Nancy J.-L. Die Haut der Bilder (mit Federico Ferrari). Diaphanes, Berlin 2006.
161. Photography: a Critical Introduction / Edited by Liz Wells. New-York: Routledge, 2001.-384 p.
162. Roesler A. Medienphilosophie und Zeichentheorie, in: Münker, Roesler, Sandbothe 2003.
163. Solomon-Godeau A. Who Is Speaking Thus? Some Questions about Documetrary Photography // Photograhy at the Dock. Essay on Photographic History, Istitutions, and Practies, Mineapolis: University of Minnesota Press 1991. S. 169-183.
164. Sontag S. On Photography. New-York: Picador, 1979. - 208 c. Sontag S. Regarding the Pain of Others. — Farrar, Strauss and Giroux, New York 2003.-131 c.
165. Weber S. (Hrsg.) Theorien der Medien: Von der Kulturkritik bis zur Konstruktivismus, UVK Verlaggesellschaft mbh, Konstanz 2003.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.