Массмедиа и реальность: среда, конструкции, восприятие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Филиппова, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат наук Филиппова, Елена Александровна
ВВЕДЕНИЕ....................................... 3
Глава 1. РЕАЛЬНОСТЬ МАССМЕДИА В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
1.1 Формирование медиареальности и медиаконструкций............
16
1.2 Эффект реальности и конструирование смыслов в медиасреде..... 47
1.3 Онтологический модус медиавещей...........................
77
Глава 2. МЕДИАКОНСТРУКЦИИ И РЕАЛЬНОСТНЫЕ ЭФФЕКТЫ В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ
2.1 Принципы формообразования в технических искусствах. 92
2.2 Выразительные средства и смыслопорождение......... 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................... 173
2
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Постмодернизм и воплощение его основных принципов в современной анимации2006 год, кандидат философских наук Ермилова, Галина Ивановна
Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств2011 год, кандидат искусствоведения Попов, Евгений Александрович
Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий2009 год, доктор искусствоведения Кривуля, Наталья Геннадьевна
Репрезентации художественных артефактов в современном медиапространстве2018 год, кандидат наук Романов Никита Александрович
"Влияние виртуальных новаций на язык кинематографа XXI века"2019 год, кандидат наук Новиков Василий Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Массмедиа и реальность: среда, конструкции, восприятие»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Массмедиа - это широко используемые в современной социокультурной практике средства создания, сохранения и трансляции смыслов артефактов культуры посредством ими же организованной специфической реальности. Деонтологизируя классические представления о реальности, постмодернизм открывает такие ее свойства, как мозаичность, множественность, тиражируемость, конструируемость техникой и социальными практиками. В обществе потребления именно эти средства обусловливают проблему формирования представлений о мире. Тотальный характер этих знаний определяет основу адаптации, социализации, инкультурации человека. Они создаются двупланово: с одной стороны, через СМИ (газеты, журналы, телевидение) как средства социальнополитического и социокультурного определения человека; с другой -посредством массмедиа (фотографии, кино, мультипликации, компьютерной игры) как концептуальные средства реализации художественного творчества и выражения философско-культурологических интерпретативных стратегий. В этом смысле массмедиа являются современным техническим искусством. Его цель - аудиовизуальное воплощение значений и смыслов предметнодуховного бытия человека.
Современная тенденция смещения книжной познавательной ориентации в сторону визуальной практики нацеливает общество на формирование новой образной картины мира, приучает к получению впечатлений от многообразных и быстро сменяющих друг друга представлений о реальности. Стремительное усовершенствование форматов технических искусств приводит к развитию новых тенденций потребления в контексте системы зрительского восприятия.
Тем самым современная культура, апеллируя к экрану как наиболее эффективному носителю художественной (в массмедиа) и внехудожественной (в СМИ) аудиовизуальной образности, формирует
3
аутистическое мышление. Оно ориентировано не на логику или рефлексию, оно направлено на визуальное и, часто, поверхностное восприятие мира, подчинено потребности к быстрому получению однозначных, готовых для понимания образов и конструкций.
Вместе с тем, обнаруживается такая характерная черта взаимодействия массмедиа и человека, как его погруженность в сформированное ими пространство смыслов и значений. Массмедиа исходят из потребности человека в восполнении нехватки знаний о мире, получении ощущения реальности через выбор интересующих тем. Тем самым современный человек видит себя посредством массмедийной реальности, а массмедиа видят в человеке его реальность и формируют ее. Поэтому в когнитивном плане массмедиа и человек не столько противопоставляются в субъект-объектной обусловленности, сколько отражаются друг в друге по принципу голографического феномена, где элемент содержит целое, а целое обнаруживается в элементе.
В этой связи автор видит актуальность темы исследования в недостаточной разработанности философско-мировоззренческих проблем, вытекающих из диалектически противоречивого функциональноонтологического статуса массмедиа в современном обществе, которое может быть охарактеризовано как продукт деятельности созданных им же массмедийных структур.
Степень разработанности проблемы. Исследование массмедиа в дискурсе гуманитарных наук занимает важное место, поскольку связывается с общей для них проблемой создания, сохранения, передачи знаний и восприятия реальности. Каждая из наук, изучающая массмедиа, как правило, предлагает свои подходы к определению корреляции человека и массмедиа, аутентичной и массмедийной реальностей.
В рамках философско-культурологической методологии проблему массмедиа и реальности в деонтологизированном плане рассматривали
4
Р. Барт, Ж. Батай, В. Беньямин, М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, П. Вирильо, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Н. Луман, М. Маклюэн, Ж.-Л. Нанси, М. Фуко.
Барт представил семиотический анализ культуры, в котором проблема реальности обнаруживается в качестве эффекта от прочтения массмедийных текстов. В культурологической концепции Беньямина массмедиа проанализированы как способ продуцирования реальности, ее технического воспроизводства. С ней схожа идея Вирильо, рассматривающего проблему обращения культуры к машинам, воспроизводящим реальность как копирование вещей. Бодрийяр затрагивает тему реальности массмедиа как гиперреальности и симуляции. Реальность массмедиа как способ воплощения человеческого воображения рассматривал Лиотар. Луман подошел к проблеме реальности массмедиа в аспекте наблюдения, отождествляемого с реальностью. Все эти авторы вскрывают проблему конструируемости
реальности посредством массмедиа.
В психоаналитической философии тему реальности в аспекте формирования культуры исследовали Ж. Лакан, 3. Фрейд, Э. Фромм.
Реальность в контексте события была рассмотрена в философско-культурологических концепциях таких авторов, как М. М. Бахтин, С. А. Лишаев, В. П. Руднев, Е. В. Субботский.
Следует отметить, что тема массмедиа и реальности довольно часто исследуется с точки зрения собственной жанровой специфики. Соотношение аутентичной и кинематографической реальности рассматривали зарубежные авторы: А. Базен, Р. Барт, В. Беньямин, А. Бергсон, Ж. Делез, С. Жижек, К. Метц, М. Мерло-Понти, У. Эко, Т. Эльзессер. Среди отечественных
исследователей
данную проблему рассматривали
О. В. Аронсон,
Н. Ф. Болдырев,
Н. И. Клейман,
В. А. Кутырев,
Т. В. Постникова,
И. В. Гожанская,
С. В. Комаров,
П. К. Огурчиков,
К. Э. Разлогов,
Е. А. Иваненко, М. А. Корецкая, Ю. А. Петренко, Е. В. Савенкова,
В. В. Иванов,
В. А. Куренной,
В. А. Подорога,
Д. А. Салынский,
5
Н. А. Самойлов, А. В. Смирнов, В. Н. Сорокина, Э. Тангерстад,
A. Р. Усманова, С. И. Фрейлих, Ю. М. Ханютин, Н. А. Хренов,
B. А. Шкуратов, М. Б. Ямпольский.
При анализе фотографии как особой, статичной реальности массмедиа и порождаемых ею смыслов, внимание было направлено на работы В. И. Михалковича, В. В. Нурковой, А. К. Секацкого, В. П. Стигнеева,
A. Н. Фоменко.
Кроме того, диссертант опирался на труды С. В. Асенина, И. С. Бегизовой, Е. А. Гамбург, М. А. Дроздовой, И. В. Евтеевой, Т. Е. Карповой, А. М. Орлова, анализирующие проблему аниматографа и реальности. В последние годы тема аниматографа была исследована Е. И. Ермиловой в контексте постмодернистских культурных воплощений, Н. Г. Кривулей - с точки зрения формообразования в искусстве аниматографа.
Исследования, направленные на рассмотрение массмедиа в аспекте виртуальной реальности, отражены в работах зарубежных авторов: Д. Барлоу, Н. Бострома, Н. Винера, М. Дери, А. Тьюринга, К. Шеннона, а также отечественных исследователей: А. С. Войскунского, Д. В. Иванова, Т. П. Калугиной, Н. Н. Карпицкого, С. А. Наумова, Н. А. Носова, М. Ю. Опенкова, В. Ф. Петрова-Стромского, М. А. Селисской,
Н. Л. Соколовой, Л. Д. Стойкова, Е. Э. Суровой, Е. Е. Таратуты.
Для обоснования проблемы использованы концепции глубинной мизансцены А. Базена и формирования визуальных секвенций У. Эко. Идея
B. А. Кутырева об арт- и технобытии позволяет исследовать бытие медиавещей. Во второй главе диссертант использует семиотику Р. Барта и концепцию движения кинокамеры Ж. Делеза, рассматривает некоторые теоретические и практические положения формирования медиаконструкций в концепциях Д. Вертова, А. А. Тарковского, С. М. Эйзенштейна, и аниматографа У. Диснея и И. Трнка, авторов фотографических медиа -
6
М. Гордина, А. М. Родченко, С. А. Тарасова, Е. А. Халдея. В свою очередь, эти концепции способствуют экспликации смыслов, раскрывают проблему восприятия реальности посредством технических искусств.
Гипотеза исследования состоит в концептуализации массмедиа как аутопоэтической среды (В. В. Савчук) на основании проявления взаимного отражения аутентичной и массмедийной реальностей. Предполагается, что массмедиа как технические искусства создают картину мира, где важнейшим является не столько сами образы, сколько их взаимосвязанность, или конструкция. Путем выбора различных средств выразительности, дополнения в контекстуальном плане одних конструкций другими, а также в связи с последующим их опровержением происходит пополняемость структуры реальности. При этом реальность не искажается, а выражается особым образом. Массовая аудитория нуждается в открытости конструкций для восприятия, чтобы смыслы лежали на поверхности, были четкими и ясными. Констатирование фактичности знаний, получаемых посредством массмедиа, заменяется диагностированием процессов восприятия. Массмедиа пытаются создать, а зритель получить не столько глубокие и достоверные знания, сколько акценты для восприятия важнейших аспектов бытия. Это приводит к возникновению ощущения реальности, понимаемой как восполнение нехватки впечатления о мире.
Объектом исследования выступают массмедиа в конструкциях фотографии, аниматографии, художественного и документального кино, компьютерной игры в аспекте их создания и порождения специфического ощущения - эффекта реальности.
Предметом исследования являются массмедиа и реальность: среда, конструкции, восприятие.
Цель диссертационного исследования - посредством анализа специфики создания и восприятия медиаконструкций обосновать тезис о том, что массмедиа являются аутопоэтической средой.
7
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1) выявить особенности формирования реальности и конструкций в массмедиа;
2) рассмотреть концептуальные философско-культурологические представления о массмедиа в контексте реальности, позволяющие определять их как среду;
3) обозначить проблему артонтологии и техноонтологии медиаконструкций с целью обнаружения специфики медиареальности как особой вещности;
4) исследовать принципы формообразования в технических искусствах;
5) продемонстрировать реализацию смыслопорождения в конструкциях через их обусловленность средствами выразительности.
Теоретические и методологические основы исследования.
Логика настоящего диссертационного исследования предполагает корреляцию аутентичной и массмедийной реальностей, обнаружение оппозиции их существования.
В основу исследования положены следующие общенаучные методы:
- феноменологический, позволяющий анализировать своеобразную предметность медиареальности с позиции опытов сознания;
- семантико-структурный, производящий в конструкциях технических искусств интерпретацию знаков и их сочетания с целью обнаружения смысла;
- дескриптивный, описывающий сюжет, суть конфликта, характер персонажей произведений технических искусств;
- контекстуальный (художественно-биографический, психологический, постмодернистский), прослеживающий совокупность всех явлений в связи с рассмотрением конструкции массмедиа.
Научная новизна диссертационного исследования автором видится в следующем:
8
- утверждается, что эффект реальности возникает в акте восприятия технических искусств;
- проблема формирования медиаконструкций представлена в прямой, обратной перспективах и в визуальной секвенции;
- охарактеризованы бытийные модусы медиавещей через их соотнесенность с проблемой конструирования реальности;
- зафиксированы принципы формообразования в технических искусствах, способствующие созданию медиаконструкций;
- выявлены и показаны выразительные средства создания медиаконструкций, приводящие к возникновению множества реальностных эффектов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Проблема массмедиа и реальности в культурологической и философской рефлексии рассматривается в деонтологизированном аспекте, через специфичность конструирования и восприятия. Массмедиа отождествляются со смыслопорождением. Существенный характер массмедиа заключается в их медиации, или возможности иметь область, визуализированные границы смысла; и медийности, или способности сосредоточивать смысл в себе самих. Коммуникация массмедиа спорна в связи с медиативностью, или обменом смыслами с аудиторией. Транзитивность невозможна с точки зрения перемещения информации от аудитории к массмедиа, но может пониматься как перемещение смыслов медиаконструкций, так как, в одних случаях, конструкции нуждаются в актуализации техникой, в других - воспроизводятся актом сознания зрителя как четкие структуры, могут побуждать к действию, являться для него моделями самоидентификации. Проблема художественного образа как способа формирования представлений о целостности мира противопоставляется медиаконструкции как постмодернистской установки на выделение отдельных структур реальности, где важнейшим является
9
конструируемость вещей (фотовещей, киновещей, анимационных вещей) и создание горизонта их видения. Конструкции, образы и вещи массмедиа полагаются для зрительского восприятия в определенной, актуализованной посредством техники, области. Границы медиации позволяют определить эту область как медиареальность. Медиареальность имеет разную степень виртуальности, которая обусловлена гиперреальностью, или сверхкачествами образов и конструкций.
2. Конструкция открыта для ее прочтения и становится событием, если смысл, порождаемый ею, меняет зрителя. Тем самым, реальность массмедиа предстает как впечатление в тезисе «это есть, действительно существует». В концепциях постмодернизма эта культурная интуиция известна как эффект реальности, или своеобразный, соотносимый с восприятием вещей и направленный на потребление их в качестве впечатления, массмедийный продукт. Производство реальности развеществляет ее, выводит из сферы «сущность-явление», создает специфическую сферу «событие-эффект». Впечатление о каком-либо свойстве реальности, являющееся результатом работы массмедиа, есть реальностный эффект, который отличается от эффекта реальности. Реальностные эффекты множественны, поскольку они возникают вслед за восприятием различных свойств и качеств медиареальности - глубины, высоты, движения, звуков, полагаемых в ней. Эффект реальности один, он возникает как слагаемое этих впечатлений, или реальностных эффектов, позволяет обнаружить реальность. Массмедиа являются аутопоэтической средой, исходя из транзитивности смыслов, а также восприятия, требующего определенного присутствия в медиареальности. Массмедиа изображают экзистенциальные состояния, или эстетические расположения, то есть могут создавать события особого, метафизически углубленного восприятия реальности, что тоже характеризует их как специфичную среду. Выявлены особенности формирования медиареальности и конструкций посредством рассмотрения стратегий
10
прямой и обратной перспектив, а также проблемы секвенции в техническом искусстве. Практика прямой перспективы (глубинная мизансцена, или непрерывность репрезентируемого события) широко применяется в создании кино, что подчеркивает его реализм. В прямой перспективе кино реципиент не видит объект по его собственному желанию, поэтому не формирует собственное актуальное видение. Обратная перспектива создает эффект отсутствия и присутствия вещи, а также эффект экзистенциального пристанища в вещи, когда через нее зритель узнает себя. Визуальная секвенция формирует ощущение неподконтрольности медиавещи, ее неисчислимости, безграничности, могущества, способности переноситься из медиареальности в пространство зрителя. Конструируя секвенции, массмедиа способствуют возникновению реальностных эффектов необъятности вещей, бесконечности пространств.
3. Обозначена проблема артонтологии и техноонтологии медиаконструкций и медиавещей. Артбытие - это сформированное бытие медиавещи, соотнесенное с подобием аутентичной вещи. Полностью искусственное бытие - это технобытие, или техность. Фотографии, обладающие техносом, лишены своего оригинала. Артбытие киновещи не может быть обнаружено до тех пор, пока не актуализируется благодаря месту для экспонирования - экрану и работе медиатехники.
Анимационная вещь изначально зависит от субстрата, который кладется в ее основу. В дальнейшем анимационная вещь обретает собственное тело в качестве аналоговой пленки или цифрового носителя. Технос анимационной вещи, сформированный посредством компьютерных программ, отличается тем, что обладает подверженностью к идентификационным трансформациям. Поэтому он не устойчив, меняется.
4. Выделены принципы формообразования в технических искусствах с целью обнаружения специфики создания медиаконструкций, анализ которых в фотографии позволил считать ракурс важнейшим способом репрезентации
свойств аутентичной вещи. Ракурс, выбранный для фотовещи, дает возможность реципиенту разглядывать ее, обнаруживать репрезентируемые качества. В повседневности вещи несут функционально-практическое значение, поэтому не побуждают к подобному анализу. Фотосъемка подчеркивает, что фотовещь конструируется как фотодокумент. Фотографирование с использованием коллажа как способа воплощения вещи в качестве события позволяет реципиенту рассматривать ее как форму эстетического расположения. Использование коллажа как философско-культурологической идеи создания городских ментальных карт воплощает на практике идею вещи как главной среди прочих.
Посредством создания смыслового стыка кадров в вертикальном монтаже, или контрапункте, формируется ассоциативно-экзистенциальная конкретизация киновещи. Киносъемка может быть рассмотрена как оптика для наблюдения. Идея храмового образа означает формирование медиавещи не как предметности, а как события, к которому устремляется все. Гербовая композиция (А. А. Тарковский) - стратегия, в том числе постмодернистского, искусства, когда в одной и той же медиаконструкции можно создать сразу несколько планов реальности, например, прошлого и настоящего времени.
Создание округлых анимационных вещей позволяет выполнять дальнейшую трансформацию их визуальной формы, что направлено на серийность в аниматографе. Концептуализация движения относительно одной анимационной вещи (И. Трнка) выражает экспрессию и множество смыслов.
5. Проанализированы выразительные средства в фотографии: светоцветовая стратегия, которая создает акценты медиавещи; помещение вещи в определенный визуальный ряд создает горизонт вмдения; монтаж, или трансформация идентичности смысла аутентичной реальности, меняет горизонт между фотовещами; название фотографии и комментарии к ней маркируют медиавещь, уточняют ее смысл.
12
В отношении фильмов значительную роль в формировании конструкции играет помещение вещи в аудиовизуальные ряды. Цейтраферная съемка отличает кинематографическую специфику от фотографической. Смена эстетических расположений на противоположные также характерна для кинематографа. Такой жанр кино, как мокьюментари, имеет свои собственные средства выразительности. Это ссылка на документальность в виде комментария, использование тех вещей, которые, так или иначе, создают ощущение изображаемого времени; интервью; ссылка на достоверность источников, что, в свою очередь, приводит к возникновению реальностного эффекта документальности кадров и событий.
При создании мультипликации и компьютерной игры специфичными средствами выразительности являются светоцветовая стратегия, субстрат анимационной вещи, трансформация идентичности анимацонной вещи, игровая сказочная пайдейя, низкое обновление кадров - специфика аниме, интерактивность - неповторимая стратегия анимации компьютерной игры.
Теоретическое и практическое значение исследования. Рассматривая проблему формирования реальности в массмедиа, автор неоднократно обращается к экспликации конкретных медиаконструкций и их работе в повседневности. Тем самым исследование создало предпосылки для совмещения и расширения аспектов, которые обычно рассматриваются самостоятельно, в разных областях знания, например, в онтологии, социальной философии, философии искусства. Полученные выводы и результаты могут использоваться в спецкурсах по проблематике философии фотографии, фильмов, анимации, компьютерной игры.
Апробация диссертационного исследования. Основные идеи и результаты диссертационной работы были изложены в рамках международных научно-практических конференций, посвященных Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009, 2010, 2011, 2012, 2013). Кроме того, некоторые
13
аспекты проблемы массмедийного конструирования реальности обсуждались на III Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием Соппес1-Универсум-2009, проходившей в Томском госуниверситете.
Текст диссертации объемом 191 страница состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 217 наименований.
Основные положения и выводы диссертации получили отражение в следующих публикациях автора.
7? изданиях, ZM7C
1. Филиппова Е. А. Трансформация понятий истины и реальности в структурализме / Е. А. Филиппова. - Аспирантский вестник Поволжья. -2007. №3-4.-С. 28-31.
2. Филиппова Е. А. Формирование кумулятивного эффекта реальности посредством массмедиа / Е. А. Филиппова. - Аспирантский вестник Поволжья. 2010. - № 1-2. - С. 91-96.
3. Филиппова Е. А. Формирование реальности в медиасреде / Е. А. Филиппова. - Аспирантский вестник Поволжья. - 2012. - № 7-8. -С.71-74.
23 Оруамх мзОанмях:
4. Филиппова Е. А. Образ смерти в оптиках массмедиа (философско-психологические аспекты проблемы конструирования реальности) / Е. А. Филиппова // VI Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России». - Самара : СамГУПС. - 2009. - С. 118-120.
5. Филиппова Е. А. Аудиовизуальные стратегии как средства формирования смыслов в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» / Е. А. Филиппова // VII Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России». - Самара : СамГУПС. - 2010. -С. 84-87.
14
6. Филиппова Е. А. Телевизионное конструирование реальности: постановка вопроса о массмедийном смыслопорождении и демонстрация конструкции / Е. А. Филиппова // Со^епЕУниверсум-2009 : сб. материалов III Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. -Томск : Томский гос. ун-т. - 2010. - С. 241-243.
7. Филиппова Е. А. К проблеме анализа медиавещей в фотосенсациях / Е. А. Филиппова // IX Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России». - Самара : СамГУПС. - 2012. - С. 34-37.
8. Филиппова Е. А. Формирование смыслов власти в массмедиа (на примере анимации И. Трнка) / Е. А. Филиппова // Межвуз. сб. науч. тр. «Философско-методологические проблемы науки и техники». - Самара. -2013. - С. 47-51.
!5
Глава 1. РЕАЛЬНОСТЬ МАССМЕДИА В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
В данной главе исследуется проблема формирования представлений о реальности массмедиа в философии культуры и искусства. Анализ реальности массмедиа как аутопоэтической среды, в первую очередь, осуществляется через рассмотрение проблемы формирования эффекта, возникновение которого наиболее убедительно продуцируется именно посредством массмедиа. В первой главе обосновывается аспект понимания реальности в постмодернистской философии, где представления о реальности сложились в связи с деонтологизацией данного понятия; исследуются проблемы формирования смыслов в медиасреде; сравниваются категории реального, актуального, виртуального; формулируется проблема медиасобытия и эффекта реальности.
Поставленные в главе задачи решаются при помощи контекстуальномеждисциплинарного подхода, так как на формирование представлений о корреляции аутентичной и массмедийной реальностей повлияли тенденции различных областей знаний (философии, искусствознания, психологии, культурологии, филологии). Посредством семантико-структурного метода становится возможной экспликация смыслов медиаконструкции, а феноменология позволяет рассмотреть проблему формирования реальности массмедиа в качестве события, погружения в реальность медиавещи.
1.1 Формирование медиареальности и медиаконструкций
1. //еонтиолоепзп^пя понятная реальностям с испеките культиурьт. Выражая тенденции постмодернизма, массмедиа формируют реальность в деонтологизированном аспекте. Если в классической онтологии проблема реальности сформировалась как связь «явление-сущность», то постмодернизм рассматривает ее не с позиции сущности, референтности и
16
подлинности вещей, а как результат работы механизмов и явлений. Следует обозначить теоретические источники данной тенденции, которые позволяют обнаружить ее своеобразие.
В психоаналитической философии 3. Фрейда, которая стояла у истоков постмодернизма, была выявлена проблема восприятия событий реальности как особых конструкций культуры. Значительную, конструктивную роль в трактовке реальности с позиции психоанализа сыграло введенное Фрейдом понятие «принцип реальности»: «эго, руководствуясь принципом реальности, соизмеряет свои желания и избегает удовольствия» [181]. Таким образом, реальность - это, прежде всего, социальная ситуация, то, с чем необходимо соизмерять свои потребности.
Идея бессознательной специфики восприятия мира получила развитие в структурном психоанализе Ж. Лакана. Продолжая линию Фрейда в трактовке реальности, Лакан утверждает, что реальное не может быть предметом опыта. Следовательно, реальное никогда не бывает наличным. Оно проживается в качестве нехватки реальности. Реальное - имя травмы, опыт утраты целостности и единства [64, с. 560]. Синоним реальности -Другой. Первый опыт - утрата материнского тела. Желание - это желание Другого вернуться к единству [105]. Следовательно, само реальное или реальное как желаемое невозможно. Но то, что невозможно - как раз именно это реальнее всего, или обладает высокой степенью реального, так как является импульсом того, из чего исходят все поступки. Реальность не представима и является эфемерной структурой. Она имеется на бессознательном уровне человеческой психики. Носитель опыта не осознает свои мотивы, поэтому не видит реальность.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Феномен полиэкрана в визуальной культуре2019 год, кандидат наук Эвалльё Виолетта Дмитриевна
Медиа искусство: истоки, специфика, художественные стратегии2018 год, доктор наук Югай Инга Игоревна
Эстетические аспекты конструирования визуального образа в рекламной фотографии2010 год, кандидат философских наук Мухин, Алексей Николаевич
Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств2005 год, кандидат искусствоведения Монетов, Виктор Мартынович
Телевидение как историко-культурный феномен2011 год, кандидат культурологии Ковалев, Александр Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Филиппова, Елена Александровна, 2013 год
Список использованных источников
1. Агафонова, Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н. А. Агафонова. - М.: Тесей, 2008. - 392 с.
2. Александр Родченко. Фотография - искусство [Электронный ресурс] / Сост.
А. Н. Лаврентьев, О. Л. Свиблова. - Режим доступа: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/alexander-rodchenko-photography-art/.
3. Апинян, Т. А. Сущностно-универсальное определение игры: феноменология фантома / Т. А. Апинян // Вопросы философии. - 2008. - № 2. - С. 57-73.
4. Арабов, Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия [Электронный ресурс] /
Ю. Н. Арабов. - Режим доступа: http://4screenwriter.wordpress.com
/2010/07/10/arabov-book/.
5. Аронсон, О. В. Возвращение философии. Логика кино по Жилю Делезу [Электронный ресурс] / О. В. Аронсон. - Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/578/.
6. Аронсон, О. В. Метакино / О. В. Аронсон. - М.: Ad Marginem, 2003. - 122 с.
7. Аронсон, О. В. Язык времени: вступительная статья / О. В. Аронсон // Ж. Делез Кино. - М.: Ad Marginem, 2004. - С. 3-21.
8. Асенин, С. В. Волшебники экрана / С. В. Асенин. - М.: Искусство, 1974. -288 с.
9. Базен, А. «Дневник сельского священника» и стилистика Роберта Брессона /А. Базен // Киноведческие записки. - 1993. - №17. - С. 80-93.
10. Базен, А. Что такое кино? / А. Базен - М.: Искусство, 1972. - С. 251-279.
11. Барт, Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн / Р. Барт // Как всегда - об авангарде. -М.: ГИТИС, 1992.-С. 173-181.
12. Барт, Р. Риторика образа [Электронный ресурс] / Р. Барт. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literaturel/barthes-94a.htm.
13. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. - 512 с.
173
14. Барт, Р. Третий смысл: Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С. М. Эйзенштейна / Р. Барт // Строение фильма: Некоторые проблемы анализа произведений экрана / Сост. К. Э. Разлогов. - М.: Радуга, 1984.-567 с.
15. Барт, Р. Эффект реальности [Электронный ресурс] / Р. Барт. - Режим доступа: www.philogy.ru/literaturel/barthes-94f.html.
16. Барт, Р. Camera lucida. Комментарии к фотографии / Р. Барт. - М.: Ad Marginem, 1997. - С. 29-36.
17. Батай, Ж. Проклятая часть / Ж. Батай. - М.: Ладомир, 2006. - 742 с.
18. Батай, Ж. Литература и зло / Ж. Батай. - М.: МГУ, 1994. - 166 с.
19. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
20. Бахтин, М. М. К проблеме речевых жанров / М. М. Бахтин // М. М. Бахтин Собрание сочинений. Т. 5. - М.: Русские словари, 1996. - С. 159-206.
21. Бахтин, М. М. К философии поступка [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. - Режим доступа: http://www.infbliolib.intb/philol/bahtin/postupok3.html.
22. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 445 с.
23. Безигова, И. С. Взаимодействие музыки и изображения в образной структуре мультипликационного фильма: дис. ... канд. искусствоведения / И. С. Безигова - Тбилиси, 1985. - 177 с.
24. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе [Электронный ресурс] / В. Беньямин. -Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archi ve/benjamin pro/02.aspx?search.
25. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
26. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - М.: Терра-Книжный клуб, 2001.-342 с.
i74
27. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М.: Академический проект, 2007. - 335 с.
28. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. - Режим доступа: www.highbook.narod.ru/philos/res/bodr index.html.
29. Болдырев, Н. Ф. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского / Н. Ф. Болдырев. - Челябинск: Урал ЛТД, 2002. - 384 с.
30. Бондаренко, Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: дис. ... д-ра филос. наук / Т. А. Бондаренко. - Ростов-на-Дону, 2007.-326 с.
31. Бугрова, В. Р. Дефляция реальности в современной культуре. Философский анализ: дис. .. .канд. филос. наук / В. Р. Бугрова. - М., 2005. - 152 с.
32. Бычков, В. В. Эстетическая сущность искусства [Электронный ресурс] /
В. В. Бычков. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/page50202297.htm.
33. Вальденфельс, Б. Мотив чужого / Б. Вальденфельс. - Минск: Пропилеи, 1999. -176 с.
34. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности [Электронный ресурс] / Б. Вальденфельс. - Режим доступа: http://sociologist.nm.ru/articles/vandelfels 01 .htm.
35. Ваттимо, Дж. Andenken. О «Вавилонской башне» / Дж. Ваттимо // Вопросы философии. - 2006. - № 6. - С. 68-72.
36. Вертов, Д. Статьи, дневники, замыслы / Д. Вертов. - М.: Искусство, 1966. -652 с.
37. Визуальное (как) насилие: сб. науч, трудов / отв. ред. А. Р. Усмановой. -Вильнюс: Изд-во ЕГУ. - 380 с.
38. Вирильо, П. Машина зрения [Электронный ресурс] / П. Вирильо. - Режим доступа: http://rumagic.com/ru zar/sci philosophy/virilo/0/.
39. Виртуальное пространство культуры: мат. науч. конф. - СПб.: Изд-во С-Петерб. филос. общ-ва, 2000. - 219 с.
175
40. Влади, М. Владимир, или Прерванный полет / М. Влади. - Харьков: ООО «Фолио», 2006. - 288 с.
41. Водолагин, А. В. Тусклый свет экзистенции (Dasein-анализ в работах Г. Гегеля и М. Хайдеггера) / А. В. Водолагин // Вопросы философии. - 2010. -№4.-С. 144-151.
42. Войскунский, А. Е., Селисская М. А. Система реальностей: психология и технология / А. Е. Войскунский, М. А. Селисская // Вопросы философии. -
2005.-№11.-С. 119-130.
43. Гавриленко, Е. Дзига Вертов [Электронный ресурс] / Е. Гавриленко. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/index.php.
44. Гамбург, Е. А. Волшебники рисованного мира / Е. А. Гамбург // Е. А. Гамбург Тайны рисованного мира. - М.: Советский художник, 1966. -
С.83-102.
45. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2 т.Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель - СПб.: Наука, 2007. - 623 с.
46. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1997. - 800 с.
47. Гожанская, И. В. Кино как объект культурологического исследования: дис. ... канд. культурологии / И. В. Гожанская. - Саратов, 2006. - 166 с.
48. Голенков, С. И. Метафизика обыденной вещи: перчатка / С. И. Голенков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2008. - №1 (3). - С. 79-85.
49. Горичева, Т. М, Иванов Н. С., Орлов Д. А., Секацкий А. К. Ужас Реального / Т. М. Горичева, Н. С. Иванов, Д. А. Орлов, А. К. Секацкий. - СПб.: Алитейя, 2003.-288 с.
50. Горохова, А. В. Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе / А. В. Горохова // Вопросы философии. -2009.-№ 12.-С. 43-55.
176
51. Гройс, Б. Медиум становится посланием [Электронный ресурс] / Б. Гройс. -Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2003/6/grl3.html.
52. Гройс, Б. Под подозрением: феноменология медиа / Б. Гройс. - М.: Художественный журнал, 2006. - 199 с.
53. Губенко, М. С. Телевизионная коммуникация как фактор виртуализации массового сознания: дис. ...канд. филос. наук / М. С. Губенко. - М., 2009. -164 с.
54. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. - М.: Наука, 1950. - 317 с.
55. Делез, Ж. Актуальное и виртуальное [Электронный ресурс] / Ж. Делез. -Режим доступа: http://kosilova.textdriven.Com/narod/studia3/Act virt.html.
56. Делез, Ж. Логика смысла [Электронный ресурс] / Ж. Делез. - Режим доступа: http:// lib.ru/FILOSOF/DELEZGVATTARI/logica.html.
57. Делез, Ж. Платон и симулякр / Ж. Делез // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. - Томск: Водолей, 1998.-229 с.
58. Демидов, В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. - М.: Знание, 1979.-208 с.
59. Дери, М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков / М. Дери. -Екатеринбург: Ультра. Культура; М.: ACT МОСКВА, 2008. - 478 с.
60. Дерябин, М. Л. Самореференция социальной реальности в рекламном дискурсе: дис. ... канд. филос. наук / М. Л. Дерябин. - Ижевск, 2009. - 152 с.
61. Добрянская, А. «Словарь войны», московская статья [Электронный ресурс] / А. Добрянская. - Режим доступа: http: //www.rlib.ru.
62. Дроздова, М. А. Ангел как идеальная форма / М. А. Дроздова /7 Искусство кино. - 1998. -№5. - С. 90-95.
63. Дынин, Б. С. Онтологическая диалогичность мира: признание
трансцендентного / Б. С. Дыбин // Вопросы философии. - 2010. - №5. -С. 105-114.
177
64. Дьяков, А. В. Жак Лакан. Фигура философа /А. В. Дьяков. - М.: Территория будущего, 2010. - С. 560.
65. Евтеева, И. В. Процесс жанрообразования в советской мультипликации 6080-х годов. От притчи к полифоническим структурам: дис. ...канд. искусствоведения / И. В. Евтеева. - Л., 1990. - 123 с.
66. Ермилова, Е. И. Постмодернизм и воплощение его основных принципов в современной анимации: дис. ... канд. истор. наук / Е. И. Ермилова. - М.,
2006.-164 с.
67. Женетт, Ж. Границы повествовательности / Ж. Женетт // Ж. Женетт Фигуры. В 2 т.Т.1. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - С. 60-281.
68. Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню Реального! / С. Жижек. - М.: Прагматика культуры, 2002. - 159 с.
69. Жижек, С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) / С. Жижек. - М.: Изд-во «Логос», 2004. - 336 с.
70. Зонтаг, С. Когда мы смотрим на боль других [Электронный ресурс] / С. Зонтаг // Индекс, досье на цензуру. - 2005. - № 22. - Режим доступа: index.org.ru/22/zontag22.htmi.
71. Иваненко, Е. А., Корецкая, М. А., Савенкова, Е. В. Заклятье вечной молодости, или Репрезентация телесности в жанре аниме / Е. А. Иваненко, М. А. Корецкая, Е. В. Савенкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2009. - № 2(6). - С. 32-43.
72. Иваненко, Е. А., Корецкая, М. А., Савенкова, Е. В. Медиа как поле реализации утопических претензий разума [Электронный ресурс] / Е. А. Иваненко, М. А. Корецкая, Е. В. Савенкова. - Режим доступа: http://www.phil63.ru/media-kak-pole-realizatsii-utopicheskikh-pretenzii-razuma.
73. Иваненко, Е. А., Корецкая, М. А., Савенкова, Е. В. Первые на Луне или Правила кройки и шитья симулякра / Е. А. Иваненко, М. А. Корецкая, Е. В. Савенкова // Mixtura verborum' 2006: топология современности / Сб.
178
статей. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2007. - С. 126-133.
74. Иванов, В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. Вертикальный монтаж [Электронный ресурс] / В. В. Иванов. - Режим доступа: http://kinoru.ucoz.ru/publ/29-l-0-307.
75. Иванов, В. В. Эйзенштейн и культуры Японии и Китая / В. В. Иванов // Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1988. Вып.З.-С. 279-290.
76. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 96 с.
77. Иванов, Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики [Электронный ресурс] / Д. В. Иванов // Журнал социологии и социальной антропологии. - Режим доступа: file ://ocalhostG :/Медиа%20МасКул ьт /Иванов%20Дмитрий%20Виртуализация.
78. Из интервью с А. Тарковским [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orthodisc.su texty/Tarkovskiy/interwiu html.
79. Ингарден, Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования / Р. Ингарден //Вопросы философии. -2006. -№12.-С. 147-163.
80. Информационное общество: сб. статей. - М.: ООО Изд-во И74 ACT, 2004. -507 с.
81. История красоты / Под ред. У. Эко; пер. с итал. А. А. Сабашниковой. - М.: Слово/Slovo, 2009. - 437 с.
82. История уродства / Под ред. У. Эко; пер. с итал. А. А. Сабашниковой. - М.: Слово/Slovo, 2007. - 378 с.
83. Каган, М. С. Эстетика как философская наука [Электронный ресурс] / М. С. Каган. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index425863. html?page=7.
84. Казин, А. Л. Мир и война. «Иваново детство» Андрея Тарковского [Электронный ресурс] / А. Л. Казин. - Режим доступа:
}79
http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/KazinID.html.
85. Как возможна философия кино? / Исследования. Интервью. Эссе. Переводы. Кинотексты: сб. статей. - Харьков: El Topos Cinema Club Foundation, 2009. -229 с.
86. Калугина, Т. П. Интернет как «новая кунсткамера» / Т. П. Калугина // Материалы научной конференции. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. общ-ва, 2000.-С. 133-135.
87. Кардамонов, О. А. Эффект отсутствия: культурно-цивилизационная специфика / О. А. Кардамонова // Вопросы философии. - 2008. - №2. -С. 29-41.
88. Карпицкий, Н. Н. Виртуальность и темпоральность / Н. Н. Карпицкий // Известия Томского политех, ун-та. - Томск, 2003. - Т. 306. - №4. - С. 132136.
89. Карпицкий, Н. Н. Присутствие и трансцендентальное предчувствие [Электронный ресурс] / Н. Н. Карпицкий. - Томск: Изд-во Томского политех, ун-та, 2003. - Режим доступа: http://filosofia.ru/70503/?print=l.
90. Карпова, Т. Е. Феномен куклы в русской культуре: историкокультурологические аспекты: дис. ... канд. культурологии / Т. Е. Карпова. -СПб., 1999.- 131 с.
91. Катречко, С. Л. Как возможна метафизика? / С. Л. Катречко // Вопросы философии. - 2005. - №9. - С. 83-94.
92. Клейман, Н. И. Пафос Эйзенштейна / Н. И. Клейман // Н. И. Клейман ЭйзенштейнС. М. Неравнодушная природа. Т. 1. - М.: Музей кино, Эйзенштейн-центр, 2004. — С. 7-15.
93. Кляйн, Н. No LOGO. Люди против брендов / Н. Кляйн / Пер. с англ.
А. Дормана. - М.: Добрая книга, 2003. - 616 с.
94. Комаров, С. В. История зарубежного кино [Электронный ресурс] / С. В. Комаров. - Режим доступа: http://zmier.infb/index.php.
180
95. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке (материалы «круглого стола») / В. А Лекторский, В. Ф. Петренко, Б. И. Пружинин и др. // Вопросы философии. - 2008. - №3. - С. 3-37.
96. Корецкая, М. А. Перспективы онтологии в оптиках Хайдеггера и Делеза: дис. ... канд. филос. наук / М. А. Корецкая. - М., 2006. - 192 с.
97. Корецкая, М. А. Эффект реальности и пустыня Реального: цинизм и тоска на обломках онтологии / М. А. Корецкая // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2006. - №1(4). - С. 42-57.
98. Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Р. Краусс.
- М.: Художественный журнал, 2003. - 302 с.
99. Кривуля, Н. Г. Основные тенденции авторской анимации в России 60-90-х годов: дис. ... канд. искусствоведения / Н. Г. Кривуля. - М., 2001. - 187 с.
100. Кривуля, Н. Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий: дис. ... д-ра искусствоведения / Н. Г. Кривуля. -М., 2009. - 494 с.
101. Кривцун, О. А. Эстетика [Электронный ресурс] / О. А. Кривцун. - Режим доступа: http://www.deol.ru/users/krivtsun/aestl3.htm.
102. Куренной, В. А. Философия фильма [Электронный ресурс] / В. А. Куренной.
- Режим доступа: http://www.russ.ru/Temy/KINOznanie.
103. Кутырев, В. А. Крик против небытия / В. А. Кутырев // Вопросы философии. -2008.-№8.-С. 60-72.
104. Кутырев, В. А. Культура и технология: борьба миров / В. А. Кутырев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 240 с.
105. Лакан, Ж. Стадия зеркала [Электронный ресурс] / Ж. Лакан. - Режим доступа: http:// bibliotek Buks/ Psihol/ lakan/st zerk-i.html.
106. Лапин, А. И. Плоскость и пространство, или жизнь квадратом / А. И. Лапин.
- М.: Л. Гусев, 2005. -160 с.
107. Латино-русский словарь [Электронный ресурс] / Сост. С. С. Неретина. -
181
Режим доступа: http:// antology. rchgi. spb.ru /slovar/diction.html.
108. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление [Электронный ресурс] / К. Леви-Стросс. - Режим доступа: http://gendocs.ru/vl6422.
109. Лекторский, В. А. Реализм, анти-реализм, конструктивизм и конструктивный реализм в современной эпистемологии и науке [Электронный ресурс] / В. А. Лекторский. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting 09/material sofiy/6141 -realizmanti-realizm-konstruktivizm-i-konstruktivnyi-realizm-v-sovremennoiyepistemologii-i-nauke.html.
110. Лехциер, В. Л. Бескорыстие события, или в поисках ответной меры /
B. Л. Лехциер // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2007. - №2. -
C. 16-23.
111. Лехциер, В. Л. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности / В. Л. Лехциер. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. - 332 с.
112. Лиотар, Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Ad Margenem, 1994. - С. 303-324.
113. Лишаев, С. А. Культура тура (к анализу фото-конструкции путешествия) / С. А. Лишаев // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2009. -№2 (6). - С. 11-23.
114. Лишаев, С. А. Онтология эстетических расположений: автореферат дис. ... д-ра филос. наук / С. А. Лишаев. - Самара, 2001. - 37 с.
115. Лишаев, С. А. Цифровая фотография в контексте медиа [Электронный
ресурс] / С. А. Лишаев. - Режим доступа:
http:/intelros.Ru/intelros/biblio intelros/2974-mediafilosofiia.osnovnyeproblemy-i.html.
116. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
117. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека /
182
М. Маклюэн. - М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. - 464 с.
118. Маньковская, Н. Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма) [Электронный ресурс] / Н. Б. Маньковская. - Режим доступа: http: // www.gumer.infb/bibliotek_Buks/Culture/Mank/.
119. Маркер, К. Семь печатей [Электронный ресурс] / К. Маркер. - Режим доступа: http://www.kinozapiski.rU/article/480/.html/.
120. Маркова, Л. А. Переосмысление субъект-предметного отношения / Л. А. Маркова // Вопросы философии. - 2006. - №8. - С. 98-110.
121. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М.: ACT, 2003. - 331 с.
122. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В. В. Савчука. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. общ-ва, 2008. - Режим доступа: http://intelros.ru/intelros/biblio intelros/2974-mediafilosoflia.-osnovnye-problemy-i.html.
123. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - СПб.: Ювента, 1999. - 606 с.
124. Михалкович, В. И., Стигнеев, В. Т. Поэтика фотографии / В. И. Михалкович, В. Т. Стигнеев. - М.: Искусство, 1989. - 296 с.
125. Мосс, М. Социальные функции священного / М. Мосс. - СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.
126. Мукерджи, Ч., Шадсон, М. Новый взгляд на поп-культуру [Электронный
ресурс] / Ч. Мукерджи, М. Шадсон. - Режим доступа: П1е://1оса!һоз17С:/Медиа%____20МасКульт/Новый%20взгляд%20на%20поп-
культуру.һйп.
127. Нанси, Ж.-Л. Бытие единичное множественное [Электронный ресурс] / Ж.-Л. Нанси. - Режим доступа: http: //sociologi.narod.ru/lib/extaz.html.
128. Наумов, С. А. Игра как способ представления реальности публичных коммуникаций / С. А. Наумов // Вопросы философии. - 2008. - №6. - С. 29 -42.
183
129. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Под ред. А. А. Грицанова. - Мн.: Современный литератор, 2007. - 816 с.
130. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. - М.: Аграф, 2000. -432 с.
131. Нуркова, В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурноисторический анализ / В. В. Нуркова. - М.: Из-во Рос. гос. гуманит. ун-та,
2006. - 287 с.
132. Огурчиков, П. К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино): дис. ... д-ра. культурологии / П. К. Огурчивков. - Химки, 2008. -287 с.
133. Опарина, В. В. Канонический текст в социальном дискурсе средств массовой коммуникации: дис. ...канд. филос. наук / В. В. Опарина - Ижевск, 2006. -145 с.
134. Опенков, М. Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход: автореферат дис. ... д-ра филос. наук / М. Ю. Опенков. - М., 1997. - 30 с.
135. Орлов, А. М. Духи компьютерной анимации / А. М. Орлов. - М.: МИРТ, 1993.- 108 с.
136. Панофский, Э. Перспектива как символическая форма / Э. Панофский // Э. Панофский Готическая архитектура и схоластика. - М.: Азбука-классика,
2004.-С. 29-212.
137. Петренко, Ю. А. Конструирование реальностей как механизм развития культуры: автореферат дис. ...канд. филос. наук / Ю. А. Петренко - Омск,
2007. - 18 с.
138. Петров-Стромский, В. Ф. Эстетика нормы, эстетика идеала, эстетика виртуальности / В.Ф. Петров-Стромский // Вопросы философии. - 2005. -№5.-С. 68-81.
139. Пигалев, А. И. Метефизика / А. И. Пигалев // Культурология. Энциклопедия. В 2 т. Т. 1.-М.: Алетейя,2007.-С. 1288-1292.
184
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
По дорога, В. А. Власть и формы субъективности (Археологический поиск М. Фуко / В. А. Подорога // Новые тенденции в западной философии. - М.: 1988.-567 с.
Подорога, В. А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии С. Киркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, М. Пруста, Ф. Кафки [Электронный режим] / В. А. Подорога. - Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/look/xxc/ontologie/podoroga.
Подорога, В. А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии: в 2 т.Т.1. / В. А. Подорога. - М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera, 2006. - 343 с.
Постникова, Т. В. Антропология киноискусства: философский анализ проблемы репрезентации реальности: дис. ... канд. филос. наук / Т. В. Постникова. - М., 2007. - 187 с.
Пржиленский, В. И. Идея реальности и эпистемологический конструктивизм / В. И. Пржиленский // Вопросы философии. - 2010. - № 11. - С. 105-113.
Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки / В. Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 1998. - 111 с.
Пудовкин, В. Время крупным планом [Электронный ресурс] / В. Пудовкин. -Режим доступа: Н1е://1оса1һо81/Н:/Статьи,%20лекции/Время%20крупным%20 планом/Время%20крупным%20планом.һйп1.
Пущаев, Ю. В. Либерализм, квазилиберальные мифы и свобода СМИ (Карл
Поппер о роли телевидения в обществе) / Ю. В. Пущаев // Вопросы философии.-2006.-№ 1.-С. 3-14.
Раззаков, Ф. И. Наше любимое кино... о войне / Ф. И. Раззаков. - М.: Эксмо,
2005.-480 с.
Разлогов, К. Э. Не только о кино / К. Э. Разлогов. - М.: Совпадение, 2009. -285 с.
Рансьер, Ж. Разделяя чувственное / Ж. Рансьер. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та
185
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
в С.-Петерб., 2007. - 264 с.
Режабек, Е. Я. Радикальный конструктивизм: критический взгляд / Е. Я. Режабек // Вопросы философии. - 2006. - №8. - С. 67-77.
Рерберг, Г., Чугунова, М., Цымбал, Е. Фокус на бесконечность. Разговор о «Сталкере» / Г. Рерберг, М. Чугунова, Е. Цымбал // Искусство кино. - 2006. -№4.-С. 107-125.
Руднев, В. П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». Серия «Пирамида» / В. П. Руднев. - М.: Русское
феноменологическое общество, 1996.-207 с.
Рузин, В. Д. Средства массовой информации и социокультурная сфера современного общества: дис. ... канд. филос. наук / В. Д. Рузин. - Волгоград,
2008.- 149 с.
Савчук, В. В. Медиафилософия: формирование дисциплины / В. В. Савчук // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия: сб. статей - СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. общ-ва, 2008. - С. 7-39.
Савчук, В. В. Продуктивность хаоса / В. В. Савчук. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. общ-ва, 2004. - С. 71-74.
Савчук, В. В. Философия фотографии / В. В. Савчук. - СПб.: Изд-во СПбГУ,
2006.-С. 256.
Савчук, В. В. Философ как художник [Электронный ресурс] / В. В. Савчук. -Режим доступа: http: //anthropology.ru/ru/texts/savchuk/slinin.html.
Салынский, Д. А. Канон Тарковского [Электронный ресурс] / Д. А. Салынский. - Режим доступа: http:
//orthodisc.su/texty/Satynskiy/kanon.html.
Самойлова, Н. А. Документальное кино в поисках реальности / Н. А. Самойлова // Киноведческие записки. - 2006. - №78. - С. 84-96.
Секацкий, А. К. Искусство и диверсия [Электронный ресурс] /
А. К. Секацкий // Октябрь. - 1999. - №10. - Режим доступа:
186
http://magazines.russ.rU/october/2000/4/sekack.html.
162. Секацкий, А. К. Упаковка аффектов / А. К. Секацкий // Философия желания: сб. статей / Под ред. И. В. Кузина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С. 70-87.
163. Секацкий, А. К. Фотоаргумент в философии [Электронный ресурс] / А. К. Секацкий. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/october/2000/3/ sekack.html.
164. Секацкий, А. К. Эстетика в эпоху анестезии /А. К. Секацкий // Глобализация в социально-философском измерении: сб. мат. конф. - СПб.: Изд-во С-Петерб. филос. общ-ва, 2003. - С. 65-81.
165. Семенов, Н. Б. Повседневность как элемент социальной реальности: дис. ... канд. филос. наук / Н. Б. Семенов. - М., 2006. - 131 с.
166. Сивков, Д. Ю. Медиа и метафизика [Электронный ресурс] / Д. Ю. Сивков. -Режим доступа: http://www.phil63.ru/media-i-metafizika.-html.
167. Сивков, Д. Ю. Ускользающая реальность медиа [Электронный ресурс] / Д. Ю. Сивков. - Режим доступа: www.utopiya.spb.ru./html.
168. Смирнов, А. В. Кинематографическая интерпретация проблемы знака и смысла (на примере творчества П. Гринуэя) / А. В. Смирнов // Studia culturae. - Вып 2. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. общ-ва, 2002. - С. 81-90.
169. Соколова, Н. Л. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшафта: монография / Н. Л. Соколова. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. - 204 с.
170. Стойков, Л. Д. Киберразвлечения: игры и новые медиа / Л. Д. Стойков // Reida.-2007.- №2.-С. 15-35.
171. Страдомский, В. Снимаем любительский фильм / В. Страдомский - М.: Искусство, 1975.- 128 с.
172. Субботский, Е. В. Индивидуальное сознание как система реальностей / Е. В. Субботский // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. - М.: Смысл, 1999.-С.125-160.
!87
173. Таратута, Е. Е. Философия виртуальной реальности / Е. Е. Таратута. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 147 с.
174. Труфанова, Е. О. Идентичность и Я / Е. О. Труфанова // Вопросы философии. - 2008. - №6. - С. 95-105.
175. Усманова, А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации / А. Р. Усманова. -Мн.: Пропилеи, 2000. - 200 с.
176. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. -672 с.
177. Философская энциклопедия. В 5 т. Т.4 / под ред. Ф. В. Константинова. - М.: Советская энциклопедия, 1967. -Т.4 -591 с.
178. Флоренский, П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. - М.: Искусство, 1995. -225 с.
179. Фоменко, А. Н. Монтаж, фактография, эпос / А. Н. Фоменко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 373 с.
180. Фортунатов, Н. М. Проблема художественного восприятия [Электронный ресурс] / Н. М. Фортунатов. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/ docs/index-425863.html?page=9.
181. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия [Электронный ресурс] / 3. Фрейд. - Режим доступа: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia/ Lust.html.
182. Фрейлих, С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 512 с.
183. Фролова, М. А., Савенкова, Е. В., Иваненко, Е. А. Массовая культура как культура экрана. (Американское кино) / М. А. Фролова, Е. В. Савенкова Е. А. Иваненко // Mixture verborum: сб. статей. - Самара: Самарская гумантарная академия, 2000. - С. 31-44.
184. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко / Пер. с фр., И. К. Стаф. - М.: ACT Москва, 2010. - 698 с.
188
185. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко / Пер. с фр., вступ. ст. Н. С. Автономовой. - СПб.: A-cad, 1994. - 405 с.
186. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. - СПб.: Наука, 2007. - 620 с.
187. Ханютин, Ю. М. Реальность фантастического мира. Проблемы западной кинофантастики / Ю. М. Ханютин. - М.: Искусство, 1977. - 304 с.
188. Хренов, Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. - М.: Аграф, 2006. - 704 с.
189. Целищев, Н.Н., Шерпаев, В. И., Чупина, Г. А. Человек в мире смыслов / Н. Н. Целищев, В. И. Шерпаев, Г. А. Чупина // Вопросы философии. - 2009. -№9.- С. 177-179.
190. Черных, А. И. Мир современных медиа / А. И. Черных. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - 312 с.
191. Шкуратов, В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира /
В. А. Шкуратов. - Ростов-на-Дону: Наррадигма, 2006. - 400 с.
192. Щюц, А. Смысловое конструирование социального мира / А. Щюц // Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: Рос. полит, энциклопедия, 2004. - 725 с.
193. Щюц, А. Структура повседневного мышления / А. Щюц // Соц. исслед. - М., 1988.-С. 129-137.
194. Эпштейн, М. Н. Тело на перекрестке времен [Электронный ресурс] /
М. Н. Эпштейн. - Режим доступа: http://vneshnii-oblik.ru/filosofiya/telo-perekrest.html.
195. Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. - М.
Музей кино, 2000. -
520 с.
196. Эйзенштейн, С. М. За кадром [Электронный ресурс] / С. М. Эйзенштейн. -Режим доступа: http://kinoru.ucoz.ru/publ/l 4-1 -0-16.html.
197. Эйзенштейн, С. М. Монтаж 1938 [Электронный ресурс] / С. М. Эйзенштейн.
189
- Режим доступа: www.vkamera.ru/montageeizenstein/ENl 93 8 avtor 17.html.
198. Эйзенштейн, С. М. Неравнодушная природа: о строении вещей /
С. М. Эйзенштейн. - М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2006. - 624 с.
199. Эко, У. Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов / Э. Умберто. - М.: Слово/Slovo, 2009. - 408 с.
200. Эльзессер, Т. Социальная мобильность и фантастика: немецкое немое кино / Т. Эльзессер // Фантастическое кино. Эпизод первый / Сб. статей. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - С. 92.
201. Юдина, Е. Н. Развитие медиапространства современной России: на примере телевидения: дис. .. .д-ра культурологии / Е. Н. Юдина. - М., 2008. - 363 с.
202. Юренев, Р. Н. Эйзенштейн о монтаже [Электронный ресурс] / Р. Н. Юренев.
- Режим доступа: http://kinoru.ucoz.ru/publ.html.
203. Юткевич, С. Контрапункт режиссера. - М.: Искусство, 1960. - 447 с.
204. Ямпольский, М. Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии / М. Б. Ямпольский. - М.: Киноведческие записки, 1993. - 532 с.
205. Ямпольский, М. Б. Исчезновение как форма существования [Электронный ресурс] / М. Б. Ямпольский. - Режим доступа: www.kinozapiski.ru /print656.html.
206. Ямпольский, М. Б. Наблюдатель. Очерки истории видения / М. Б. Ямпольский. - М.: Ad Marginem, 2000. - 258 с.
207. Ямпольский, М. Б. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре / М. Б. Ямпольский. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - С. 39-44, 170-172.
208. Ямпольский, М. Б. Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима / М. Б. Ямпольский. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. -800 с.
190
209. Baudrillard, J. The Violence of The Image and The Violence Done to The Image / J. Baudrillard // Baudrillard West of The Date-line. Eds. V. Crace, H. Worth, L. Simmons. Palmerston North (New Zealand): Dunmore Press, 2003. - P. 181-183.
210. Bordwell, D. Making Meaning. Inference and Rhetoric in the Interpretation of Cinema [Электронный ресурс] / D. Bordwell. - Режим доступа: http://en.bookfi.org/book/826969.
211. Bryman, A. The Disneyzation of Society [Электронный ресурс] / A. Bryman. -Режим доступа: http://www.twirpx.eom/flle/318983/.
212. Colodenko, A. Still Photography ? [Электронный ресурс] / A. Colodenko. -
Режим доступа: http://www.ubishops.ca/baudrillardstudies/vol5 l/pf7v5-1 -
article5-cholodenko pf.html.
213. Deuze, M. Collaboration, participation and the media / M. Deuze // New Media & Society 2006. - Vol. 8. - №3. - P. 691-698.
214. Dovey, J. Kennedy, H. Games Cultures: Computer Games As New Media [Электронный ресурс] / J. Dovey, H. Kennedy. - Режим доступа: http://bookfi.org/book/692951.
215. Falzon, C. Philosophy goes to the movies: an introduction to philosophy
[Электронный ресурс] http://bookfi.org/book/758006. / C. Falzon. - Режим доступа:
216. Jarvie, Ian. Philosophy of the Film: Epistemology, Ontology Aesthetics
[Электронный ресурс] / Ian. Jarvie. - Режим доступа:
http ://bookfi .org/book/1301351.
217. McQuail, D. Mass Communication Theory [Электронный ресурс] / D. McQuail.
- Режим доступа: http:/7www. google.co.th/books?id=GZNk7L0K_RwC&pg=
PA571&lr=&hl=ru&source=gbs selected pages&cad=3#v=onepage&q&l=false.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.