Тело как медиа: опыт реконструкции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Очеретяный, Константин Алексеевич

  • Очеретяный, Константин Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 198
Очеретяный, Константин Алексеевич. Тело как медиа: опыт реконструкции: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Санкт-Петербург. 2015. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Очеретяный, Константин Алексеевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Степень разработанности проблемы

Цель и задачи исследования

Научная новизна исследования

Теоретическая и практическая значимость исследования

Методология и методы исследования

Положения, выносимые на защиту

Степень достоверности и апробация диссертационного исследования

ГЛАВА 1. Трактовка тела в эпоху Возрождения

1.1. Тело в аспекте медиальных практик: архитектура, медицина, общество

1. 2. Тело как медиа в трактатах Леонардо да Винчи

1.3. Кодирование соматики в риторическом дискурсе

ГЛАВА 2. Инстанции соматической регуляции: синтез телесности, его базовые режимы в эпоху Нового времени

2. 1. Моделирование тела в дискурсах механики, косметики и социального производства

2. 2. Медиальные конфигурации телесности в проектах Жюльена Офрэ де Ламетри, Бенедикта Лабра, маркиза де Сада

2.2. 1. Машина как базовая модель тела в механистической философии Ламетри

2. 2. 2. Бенедикт Лабр и практики реанимации хтонического тела

2. 2. 3. Понятия телесной боли и чувственного наслаждения в произведениях маркиза де Сада

ГЛАВА 3. Тело в условиях новых медиа

3.1. Параметры медиального тела в эпоху дигитальной культуры

3. 2. Феномен диссимуляции: как знак становится телом

3. 3. Формирование тела геймера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тело как медиа: опыт реконструкции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Тематизация тела человека стала определяющей чертой современных философских исследований. Повышенное внимание исследователей к проблеме тела было предопределено кризисом европейских наук, затронувшим основы западной цивилизации, ее научные и нравственные идеалы. Череда войн и гуманитарных катастроф, имевших место на протяжении всего прошлого столетия, как свидетельства этого кризиса, вызвали разочарование в философско-мировоззренческой установке, постулирующей рациональность человеческой природы, неизбежность интеллектуального и морального совершенствования человека в процессе истории. Утрата веры в разум как ключевую характеристику человека стала причиной пересмотра прежних принципов осмысления человеком своего бытия в мире, поэтому исследовательский интерес все больше смещается от анализа различных форм рациональности к рассмотрению аффективных сторон человеческого существования, установлению роли желания в организации жизненного мира и рассмотрению масштабов влияния чувственности на мышление. Представители различных областей научного знания подчеркивают телесность сознания, принципиальную зависимость структур субъективности от телесной конституции, отмечают, что не существует ни одной формы человеческой активности, которая не имела бы своим истоком тело.1 Критическое рассмотрение тела человека становится условием понимания многообразных форм отношения человека к себе, к другому, к миру.

Актуальность философского анализа тела в его отношении к информационно-коммуникационным технологиям (медиа) обусловлена

1 Wegenstein B. Body // Critical terms for Media Studies / Ed. W. J. T. Mitchell, M. N. B. Hansen. Chicago and London: the University of Chicago Press, 2010. P. 19.

изменениями в повседневном опыте человека постиндустриальной эпохи, вызванными информационной революцией. Г. - Г. Гадамер, подводя общее основание под тысячелетние споры философов, утверждал, что «любое философское мышление есть дальнейшее продумывание изначального опыта мира».2 По мере возрастания исследовательского интереса к феномену информационной революции эта формула дополняется со стороны многих специалистов утверждением, согласно которому в информационную эпоху весь опыт нашего мира (т. е. все, что открывается нам в восприятии и познании) детерминирован той или иной информационно-коммуникационной технологией.3 Большая часть того, что мы знаем о мире, приходит из книг, журналов, из фильмов художественных и документальных, из информационных телепередач и радиорепортажей, Интернета. Современную научную деятельность также нельзя представить вне технической медиации.

По мере расширения и углубления философских исследований, направленных на познание медиа, само понятие медиа претерпевает изменение, наделяясь гораздо более сложным смыслом, чем тот, который привычно вкладывается некритическим сознанием в понятие информационно-коммуникационных технологий. Не будет большим преувеличением сказать, что ассоциируемые изначально с информационно-коммуникационными технологиями медиа кардинально изменяют как сущность коммуникации (сообщения), так и сущность информации. Сообщение становится «со-общением» как введением в новую общность — в мир новых смысловых связей, а информация — «информацией» как обретением новой бытийной формы.4

2 Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика// Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.С. 11.

3 Kraemer S. Erfuellen Medien eine Konstitutions leistung? Thesen ueber die Rolle medientheoretischer Erwaegungen beim Philosophieren // Medienphilosophie. Beitraege zur Klaerung eines Begriffs / Hrsg. S. Muenker, A. Roesler, M. Sandbothe. Frankfurt am Main: Fischer, 2003. S. 83.

4 Подробнее об «ин-формации бытия» см.: Романенко /О. М Бытие и естество: онтология и метафизика как типы философского знания. СПб.: Издательство АлетеПя, 2003. С. 18.

Основной и неизменной характеристикой медиа является то, что они транслируют опыт из одной формы в другую, трансформируя и модифицируя его.5 Преобразуя образ нашего мира, изменяя наш способ бытия в нем, они заставляют нас заново определить себя в отношении к этому миру.6 Если основатель философии, ориентированной на медиа — Маршалл Маклюэн определял медиа достаточно широко, полагая, что они могут представлять собой как материальные предметы, так и теории и законы, а Никлас Луман рассматривал медиа как условия установления новых связей между вещами,

о

событиями, значениями, то Ламберт Визинг — один из наиболее авторитетных современных исследователей, работающих в русле феноменологии и теории познания медиа, говорит о том, что медиа — артефакты, позволяющие переходить физическому в нефизическое и обратно.9 Медиа не просто изменяют наш способ познания мира, но и влияют па саму реальность. В этом смысле не только целый ряд современных теорий познания ориентируется на анализ медиа как условий познания, но и онтологии, пытающиеся вновь поднять вопрос о том, что есть сущее — фундаментальный вопрос первой философии о бытии, не могут не считаться с медиа, как с тем, что сегодня повсеместно диктует сущему способы быть, говорит о том, что есть сущее и отличает его от не-сущего. Немецкий философ Райнхард Марграйтер даже полагает, что связанный с именами Мартина Хайдеггера и Николая Гартмана «онтологический поворот» можно повторить сегодня только как «поворот к медиа».10

5 Маклюэн М. Законы медиа // История философии. 2001. № 8. С. 125-126.

6 Muenker S. After The Medial Turn. Sieben Thesen zur Medienphilosophie // Muenker S. Philosophie nach dem «Medial Turn». Beitraege zur theorie der Mediengesellschaft. Bielefeld: Transcript Verlag, 2009. S.33.

7 Маклюэн M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003. С. 41-50.

8 Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005 С. 120-138.

9 Wiesing L. What are Media? // Teche/Technology. Researching Cinema and Media Technologies — Their Development, Use, and Impact/ Ed. A. van den Oever. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2014. P. 101-102.

10 Margreiter R. Realitaet und Medialitaet. Zur Philosophie des Medial Turn//Medien Journal. Zeitschrift fuer Kommunikationskultur. 1999. № 1 (23). S. 9-18.

Тело давно стало проблемой онтологии и теории познания. Человек — не может существовать в мире, познавать мир без или вне тела. Мир, существующий вокруг нас, наш язык, параметры нашего мышления, стили чувственности, формы аффектации были бы принципиально иными, если бы мы имели другое тело. Тем не менее, тотальное влияние медиа на повседневную жизнь человека приводит и к изменению способов переживания человеком собственного тела. Медиа отчуждают от нас тело, лишают его роли актуального источника опыта, превращают его в нечто, уже не принадлежащее всецело нам».11 Биологическое тело попадает в зависимость от образов тел, производимых техническими аппаратами, а телесные практики, осуществляемые человеком в его повседневности, актуализируются в качестве инструментальных и коммуникационных навыков лишь в той мере, в какой медиа транслируют и акцентируют их применение. В этом смысле тело человека представляет собой парадоксальный объект, который, несмотря на принадлежность природе, обретает свой завершенный образ в моделях символизации, предоставляемых медиа.

Постановка вопроса о возможности медиа влиять на тело человека сопровождается появлением новых проблем, которые требуют философского осмысления: во-первых, ускорение процессов коммуникации и утрата чувства реальности; во-вторых, кризис самоидентификации, выражающийся в стирании границ между актуальным (действительным) телом индивида и представленными в медиа виртуальными моделями тела (моделями с «нулевой денотативностыо»); в-третьих, подлинность человеческого опыта, стратегий желания и форм чувственности в эпоху медиа. Предлагаемое исследование посвящено рассмотрению проблем влияния медиа на тело человека и установлению того, как медиа программируют понимание, восприятие и переживание человеком собственного тела.

11 Maldonado T. The Body: Artificialization and Transparency // Mediating the Human Body. Technology, Communication and Fashion / Ed. E. Fortunati, J. E. Katz, R. Riccini. Malnvah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. P. 18.

Степень разработанности проблемы

Тело человека как феномен, принадлежащий одновременно миру природы и миру культуры, являет собой традиционную тему философских исследований. Человеческое тело находилось в центре внимания античных философов и в основании эсхатолигических изысканий и философских построений Средневековья. В Новое время его анализировали в рамках проблемы душевно-телесного дуализма и, наконец, в XIX веке тело человека тематизируется в качестве ключевой философской проблемы. Реакция немецкого романтизма на программу Просвещения, философия А. Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, философский и мировоззренческий позитивизм эпохи, а также предпринятая Ф. Ницше критика культурных ценностей сформировали условия для рассмотрения тела в качестве источника тех влечений, которые вмешиваются в ход истории, формируют человеческую индивидуальность, определяют уникальные формы культуры. В XX веке психоанализ, антропология, феноменология, когнитивные науки показали, что человеческое тело имплицитно влияет как на формы восприятия пространства и переживания времени, так и на формирование моделей счета, языковых структур, типов мышления. Отечественные мыслители М. Н. Золотоносов и Г. Л. Тульчинский определяют сложившуюся в современной философии ситуацию термином «телоцентризм» в том смысле, что тело человека стало одной из наиболее скрупулезно прорабатываемых в ней тем. В настоящее время проблема тела, оставаясь актуальной, привлекает к себе внимание представителей различных областей научного знания: историков, социологов, антропологов, психоаналитиков, теоретиков медиа и философов.

В рамках историко-культурного рассмотрения проблемы тела репрезентируются образы тела, конструируемые, сохраняемые и тиражируемые в различных культурных общностях (Ф. Арьес, М. Блок, Р. Браун, Ф. Бродель, А. Бюргьер, Ж. Ле Гофф, Н. Трюон, Л. Февр, Р. Фоссье , Ж.-К. Шмитт,)

Социологические исследования, ориентированные на проблему тела, анализируют влияние политического, правового и медицинского дискурса на

повседневные привычки, социальные ритуалы, механизмы поведения (П. Бурдье, И. Гофман, Э. Канторович, М. Мосс, Н. Пеллегрен, П. Старр, Б. Тернер, Р. Фицпатрик, Н. Элиас).

Философская антропология исследует тело человека в контексте взаимоотношений между природой и культурой, показывая неотделимость телесных функций и физиологических состояний от коммуникативных, символических и познавательных процессов (Ж. Вигарелло, А. Гелен, Н. А. Грякалов, Ж. Желис, Ж-Ж. Куртин, Б. В. Марков, Г. Плеснер, В. А. Подорога, М. Шел ер).

Феноменологический подход проводит различие между телом как физическим объектом (Коегрег) и телом как субъектом (Leib), ставя смысловой акцент на исследовании роли тела в способах конституирования жизненного мира (М. Анри, Э. Бенке, Б. Вальденфельс, И. С. Вдовина, А. де Вэленс, Н. Депраз, Дж. Додд, Э. Левинас, К. Лефор, М. Мерло-Понти, В. И. Молчанов, Ж.-Л. Нанси, Г. Шпигельберг, Л. Эмбри).

В психоаналитическом подходе важное место занимает проблема тела, созданного культурными нормами, требованиями и запретами. Психоаналитики М. Балинт, Д. Винникотт, М. Кляйн, М. Малер, У. Фейрбейрн показывают зависимость жизнедеятельности ребенка и его развития от включенности в «объектные отношения». Ж. Лакан демонстрирует, что само «Я» как объект обнаруживается и образуется посредством идентификации с образом. Первый такой образ — образ тела, отраженный и удерживаемый зеркальной поверхностью. Данное понимание образа, оказало значительное влияние на теорию и философию медиа. Идею о влиянии образа (в том числе сформированного в медиа) на переживание личностью себя как психосоматического единства развивают Дж. Батлер, Ф. Киттлер. Ю. Кристева, В. А. Мазин, К. Метц, Н. М. Савченкова.

Следует отметить, что философская мысль, проблематизирующая феномен человеческого тела, не может обойтись без учета изменившейся роли информационно-коммуникационных технологий в жизни современного человека.

Характеризуемое информационной революцией постиндустриальное общество наделяет информационно-коммуникационные технологии (медиа) статусом производительной силы, которая конституирует повседневность человека, его актуальный опыт, его память, модели желания, стратегии мышления. В связи с указанными изменениями ключевое значение приобретает то понимание и те формы репрезентации тела человека, которые производятся в и посредством медиа. Этими изменениями в структуре жизненного мира современного человека вызвана и проблематика данного исследования, опирающаяся на концепции философского анализа тела, возникшие в рамках медиафилософии, — философии, имеющей своим объектом информационно-коммуникационные технологии. Проблема обнаружения взаимозависимости между телом и медиа представляет собой основание для выделения в рамках философского дискурса, ориентированного на анализ медиа, трех позиций.

Согласно первой позиции, представленной трудами В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, П. Вирильо, Г. Гебауэра, Н. Гудмана, X. Дрейфуса, А. Крокера, 3. Крэмер, Ж.-Ф. Лиотара, Г. Острандера, Ж. Эмберли, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь ускоряет процессы коммуникации, делая скорость и мобильность определяющими чертами современности. Увеличение скорости коммуникации, сопряженность жизнедеятельности современного человека с медиа, приводит к тому, что человеческое сознание и мироощущение уподобляются мироощущению бестелесного духа в материальном мире, а потому появляется идея о свободном «замещении» биологического тела визуальными моделями — образами тела, не имеющими оригинала, и производимыми техническими аппаратами. Согласно этой позиции, человеческое тело стремится подражать в своем существовании представленным в медиа моделям, перенимая транслируемые медиа телесные техники.

Вторая позиция (Х.-У. Гумбрехт, Р. Дебрэ, Д. Кампер, Д. А. Колесникова, М. С. Контрера, Д. Ю. Сивков, П. Слотердайк, Г. Р. Хайдарова) исследует кризис чувственности и непосредственно связанный с ним кризис самоидентификации. В

современном мире, представляющим собой аудиовизуальную техническую среду, тело, вследствие отчуждения человека от своей природы, становится «центром субъективной тяжести» (Р. Дебрэ). Отсюда следует увеличение степени экстремальности в спорте, повышенное внимание к визуальным образам насилия на телевидении и в кинематографе, интерес к аутодеструктивным перформансам и к практикам эстетической модификации тела.

Третьей позиции придерживаются Д. Болтер, X. Бельтинг, К. Вульф, Р. Грусин, Ф. Киттлер, Л. Манович, М. А. Степанов, В. Флюссер, И. Цилинска, Л. Энгель, М. Б. Ямпольский. Согласно этой позиции, медиа конститутивны для человека, который представляет собой уникальное живое существо, обретающее свой образ и свое определение в используемых им видах технически-объективированной медиации. Сознание человека соотносится с самим с собой, с сознанием другого человека, с собственным телом лишь посредством медиа. В отношении к исследованиям проблемы тела это означает, что медиа активизируют тот или иной биологический потенциал тела через его символическое акцентирование. С точки зрения указанных мыслителей, современная культура (в том числе культура тела, взгляда, тактильной чувственности) все в большей степени зависит от новых аудиовизуальных и компьютерных технологий.

При всем многообразии современных подходов к проблеме тела (в том числе и в русле философии, ориентированной на исследование медиа) до сих пор недостаточно проработанным остается вопрос о том, как медиа «инкорпорируют» себя в наше телесное восприятие, формируя, направляя и изменяя его. Данная работа старается заполнить эту лакуну.

Объектом исследования является трансформация образа тела человека в современности.

Предмет исследования — влияние медиа на трансформацию образа тела человека в современности.

Цель и задачи исследования

Основная цель работы состоит в том, чтобы исследовать возможности медиа влиять на тело человека в современных условиях.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих

задач:

1. Выявить в понимании тела культурно-обусловленные черты, освободив его от статуса исключительно естественного, природного объекта.

2. Определить основные этапы европейской интеллектуальной истории, приведшие к установлению зависимости понимания тела от моделей, предоставляемых медиа.

3. Показать способность медиа активизировать и модифицировать биологический потенциал тела.

4. Раскрыть особенности смыслообразующих связей, возникающих между знаком, образом и телом в эпоху информационного общества.

5. Проанализировать специфику современных образов тела, порождаемых цифровыми технологиями.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• продемонстрирована эффективность анализа тела человека в контексте философии, ориентированной на исследование медиа;

• установлена зависимость доминирующих в определенную историческую эпоху образов тела от эпистемологических программ данной эпохи;

• обоснована правомочность подхода к проблеме человеческого тела как сложному феномену, определенному информационно-коммуникационными технологиями;

• показано, что смысловые структуры, формировавшие жизненные миры предшествующих современности эпох (Ренессанс, Новое время), обусловили становление медиареальности;

• выявлена преемственность образов тела, формируемых в искусстве и социальной риторике в период Возрождения, в механистическом дискурсе и косметических практиках Нового времени и в информационно-коммуникационных медиа XX века.

• выделена гносеологическая специфика понимания, восприятия и репрезентации тела в эпоху информационного общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы заключена в том, что результаты, полученные в ходе исследования, по-новому представляют проблему взаимоотношения тела, сознания и медиа в эпоху информационного общества и могут стать основой для дальнейших исследований, посвященных анализу тела как элемента реальности, опосредованной и структурированной новыми медиа. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке телесно-ориентированных эпистемологий, онтологии, проблематизирующих феномен медиа, а также в прикладных исследованиях медиа и коммуникации, в сфере культурологии, антропологии и медиатеории. Материалы диссертации могут быть востребованы в работах, посвященных критическому анализу феномена тела, в исследованиях по теории коммуникации и философии медиа.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке как общего курса по философии, философских спецкурсов, магистерских программ, так и курсов, рассчитанных на широкий круг гуманитарных специальностей. Результаты исследования могут применяться в преподавании курса философии в разделе «Онтология и теория познания», «Современная философия» при изучении истории европейской философии XX века. Кроме того, материалы диссертации могут быть включены в содержание специальных курсов, таких как «Философские теории тела», «Эпистемология медиа», «Телесно-ориентированные

исследования медиа». Выводы диссертации могут служить основой для конструктивной дискуссии о роли медиальной и телесной проблематики в апробированной традицией и в современной философии, об особенностях трансформации реальности и адекватных этой трансформации научных и философских вопросах, исследовательских целях, задачах.

Методология и методы исследования

В диссертации активно применялись методологические подходы, разработанные в рамках исторической генеалогии, социологии знания, культурной антропологии, медиатеории, медиафилософии. Кроме того, в соответствии с избранной методологической стратегией в качестве источников диссертационного исследования выступили тексты, которые можно разделить на пять групп:

1) философские исследования Т. Адорно, Ж. Делёза, Д. Кампера, В. А. Подороги, Н. М. Савченковой, В. В. Савчука, М. Фуко, М. Энаффа, Л. Этерлайна, М. Б. Ямпольского, посвященные проблеме тела;

2) историко-социологические труды М. Блока, Ж. Ле Гоффа, Л. Февра, Р. Фоссье, Э. Фукса, И. Хейзенги, У. Эко, Н. Элиаса, описывающие образ тела в различные эпохи;

3) труды представителей медиафилософии В. Беньямина, Н. Больца, П. Вайбеля, Ф. Киттлера, М. Маклюэна, Л. Мановича, М. Серра, В. Флюссера;

4) исследования Ж. Бодрийяра, Дж. Болтера, П. Вирильо, Р. Грусина, Э. Кларка, П. Маккинзи, Б. Массуми, Ю. Такера, М. Хансена, посвященные новым образам тела, которые предлагает медиареальность;

5) исследования, рассматривающие изменения перцептивных и апперцептивных аппаратов в сформированных новыми медиа моделях тела. Используются труды Дж. Агамбена, Р. Арнхейма, Дж. Батлер, Я. Богоста, А. Галлоуэйя, Д. де Керкхова, А. Крокера, Б. Латура, Р. Палмерса, В. Собчак, Э. Уайнбергера.

Положения, выносимые на защиту

1. Тело человека не является всецело природным, естественным объектом и получает свой завершенный образ в общественно-коммуникационных практиках, которые во второй половине XX века объективируются в цифровых медиа.

2. Концептуализация человеческого тела открывает зависимость повседневного поведения человека и культуры обращения с телом от научных программ и культурных техник соответствующей эпохи.

3. Процессы, приведшие к установлению зависимости понимания тела от моделей, предоставляемых медиа, берут свой исток в общественно-коммуникационных практиках Возрождения, акцентирующих роль тела в общественной жизни и артикулирующих способы его репрезентации в искусстве и политике. Социальное конструирование образа тела получает развитие в Новое Время, когда тело определяют как машину в различных контекстах: медицинском, косметико-атлетическом, пенитенциарном. Совершенствование научного подхода, видящего в теле аналог сложной машины, привело в XIX веке к развитию экспериментальной физиологии, ориентированной на психофизиологические исследования, и повлияло на возникновение кино, как аппаратного искусства оптических иллюзий, после чего технически смоделированные образы получают преимущественное значение в опыте человека.

4. В информационную эпоху техники тела, модели чувственности и стратегии желания определяются информационно-коммуникационными технологиями.

Степень достоверности и апробация диссертационного исследования

Основные идеи, положения и выводы диссертации, а также отельные вопросы и сюжеты по теме исследования были изложены в ряде научных публикаций в российских научных изданиях, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации результатов научных исследований.

Результаты исследований были представлены в докладах и обсуждались в ходе различных международных и всероссийских научных мероприятиях:

Круглый стол «Медиаоптология и медиафилософия». 2 июня 2011. Пермь. Пермский государственный институт искусств и культуры. Тема доклада: «Медиапрактики формирования тела гражданина».

Коллоквиум «Дитмар Кампер: личность, идеи, творчество». 28 октября 2011. Санкт-Петербург. Философский факультет СПбГУ. Тема доклада: «О смерти машины».

Международная конференция «Социальные проблемы медиареальности: медианеравенство, медианасилие, медиасвобода». 18-19 ноября 2011. Санкт-Петербург. Тема доклада: «Рельеф тела: практики плоскости, практики объема».

Международная научная летняя школа «Перспективы современной онтологии в ситуации межкафедральной коммуникации». 18-19 июня 2012. Санкт-Петербург. Философский факультет СПбГУ. Тема доклада: «"Хрустальные тела" Леонардо да Винчи».

Всероссийская школа молодых ученых «Языки медиафилософии». 15-17 ноября 2012 (в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге). Санкт-Петербург. Информационный и культурный Центр по искусству и музыке библиотеки им. Маяковского; философский факультет СПбГУ. Тема доклада: «Палач как медиум или языковые игры со смертью».

Международная научно-практическая конференция «Науки о культуре в перспективе Digital Humanities». 3-5 октября 2013. Санкт-Петербург. Педагогический университет им. А. И. Герцена. Тема доклада: «Иконический материализм: от наскального рисунка к цифровой пещере».

Всероссийская научно-исследовательская конференция с международным участием «Медиареальность: проблема формирования новых ценностей». 26-30 сентября 2013. Абакан. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. Тема доклада: «Диссимуляции телесности в эпоху новых медиа».

Всероссийская научно-исследовательская конференция с международным участием «Визуальная экология: границы и методы формирования дисциплины».

22-23 ноября 2013 (в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге). Санкт-Петербург. СПбГУ. Тема доклада: «Ноосферату — концептуальный персонаж визуальной экологии».

Всероссийская научно-практическая конференция «Публичные пространства и город в эпоху новых медиа». 29-30 мая 2014. Волгоград. Волгоградский государственный университет. Тема доклада: «Урбанистическая телесность: параметры медиальной конфигурации».

Международная научная летняя школа «Визуальная экология: стратегии и практики». 26-28 июня 2014. Санкт-Петербург. Институту философии СПбГУ. Тема доклада: «Habeas corpus: презумпция тела в дискурсе визуальной экологии».

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Очеретяный, Константин Алексеевич, 2015 год

Список литературы

1. Агамбен, Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен; [пер. с итал]. — М.: Издательство «Европа», 2011. — 256 с.

2. Агамбен, Дж. Открытое. Человек и животное / Дж. Агамбен; [пер. с итал.]. — М.: Издательство РГГУ, 2011. — 112 с.

3. Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего / Ред. В. Прайд, А. В. Коротаев. — М.: Издательство ЖИ, 2008. — 320 с.

4. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: в 4 т. — М.: Издательство «Мысль», 1976. — Т. 1. — С. 370-448.

5. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. — М.: Издательство «Мысль», 1983. — Т. 4. — С. 375-644.

6. Анкерсмит, Ф. Возвышенный исторический опыт / Ф. Анкерсмит; [пер. с англ.]. — М.: Издательство «Европа», 2007. — 612 с.

7. Батай, Ж. Сад // Батай, Ж. Литература и зло / Ж. Батай; [пер. с фр.]. — М.: Издательство МГУ, 1994. — С. 75-92.

8. Бахтин, М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. — М.: Языки славянских культур, 2003. — Т. 1. — С. 7-311.

9. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон; [пер. с фр.] // Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память — Минск: Харвест, 1999. — С. 8-413.

10. Бергуно, Ж. Тело как предел и как речь / Ж. Бергуно; [пер. с фр.] // Метафизические исследования. — Вып. 215. — Поиск тела. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. — С. 240-247.

11. Блаженный Августин. О Граде Божьем / Августин Блаженный; [пер. с лат.] // Блаженный Августин. Творения: в 4 т. — СПб., Киев: Алетейя, 2000. — Т. 3. —598 с.

12. Бланшо, М. Пространство литературы / М. Бланшо; [пер. с фр.]. — М.: Логос, 2002. — 288 с.

13. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек; [пер. с нем.]. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.

14. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин; [пер. с нем] // Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сборник статей / Сост. И. Чубаров, И. Болдырев. — М.: РГГУ, 2012. — С. 190-234.

15. Бёме, Г., ван ден Даале, В., Крон В. Сциентификация техники / Г. Бёме, В. ван ден Даале, В. Крон; [пер. с нем.] // Философия техники в ФРГ / Ред. Н.Б. Игнатовская, В. М. Леонтьев. — М.: Прогресс, 1989. — С. 104-131.

16. Бибихин, В. В. Лес / В. В. Бибихин. — СПб.: Наука, 2011 — 425 с.

17. Бицилли, П. М. Элементы средневековой культуры / П. М. Бицилли. — СПб.: Мифрил, 1995. — 264 с.

18. Богуславский, В. М. Ламетри / В. М. Богуславский. — М.: Мысль, 1977. — 160 с.

19. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр.]. — М.: Добросвет, 2000. — 387 с.

20. Болтански, Л., Кьяпелло, Э. Новый дух капитализма / Л. Болтански, Э. Кьяпелло; [пер. с фр.]. — М.: Новое литературное обозрение, 2011 — 972 с.

21. Больц, Н. Азбука Медиа / Н. Больц; [пер. с нем.]. — М.: Издательство «Европа», 2011. — 136 с.

22. Борхес, X. Л. Божественная комедия / X. Л. Борхес; [пер. с исп.] // Борхес, X. Л. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения. — СПб: Северо-Запад, 1992. —С. 467-484.

23. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Соч.: в 2-х томах. — М.: Издательство «Мысль», 1971.— Т. 1. — С. 87-546.

24. Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари; [пер. с итал.]. — М.: Альфа-книга, 2008. — 1280 с.

25. Вайбель, П. Восприятие в технологическую эпоху / П. Вайбель; [пер. с нем.] // Вайбель, П. 10++ программных текстов для возможных миров— М.: Логос, Гнозис, 2011. —С. 135-162.

26. Вайбель, П. Рассеивание действительности. Новые опыты действительности в искусстве между гиперреальным и гипермедиальным / П. Вайбель; [пер. с нем.] // Вайбель, П. 10++ программных текстов для возможных миров. — М.: Логос, Гнозис, 2011. — С. 163-174.

27. Вальденфельс, Б. Ключевая роль тела в феноменологии Мориса Мерло-Понти / Б. Вальденфельс; [пер. с нем.] // Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. — Минск: Логвинов, 2006. — С. 379-398.

28. Берникова, Б. Прямое родство: Стихотворения 1975-1990 гг. / Б. Верникова — Одесса: Обл. упр. по печати, 1991. — 78 с.

29. Вирильо, П. Машина зрения / П. Вирильо; [пер. с фр.]. — СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2004. — 144 с.

30. Витрувий. Десять книг об архитектуре. — М.: Архитектура-С, 1936. — 337 с.

31. Визинг, Л. Шесть ответов на вопрос «Что такое медиафилософия?» / Л. Визинг; [пер. с нем.] // Вестник Лениградского государственного университета им. A.C. Пушкина. — Сер. Философия. — 2010. — Т. 2. — № 3. — С. 189-194.

32. Гадамер, Г.-Г. Философия и герменевтика / Гадамер Г.-Г.; [пер. с нем.] // Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного— М.: Искусство, 1991. — С. 9-16.

33. Гарэн, Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн; [пер. с итал].—М.: Прогресс, 1986.-—421 с.

34. Гебауэр, Г. Тело, созданное аппаратами, и аппарат, создающий тело / Г. Гебауэр; [пер. с нем.] // Логос. — 2013. — № 5 (95). — С. 97-107.

35. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики: в 3 т. — М.: Издательство «Мысль», 1970 —Т. 1. —501 с.

36. Гегель, Г. В.Ф. Феноменология духа. — М.: Наука, 2000. —- 495 с.

37. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост. К. Богуцкий. — М.: Новый Акрополь, 1998. — 632 с.

38. Герье, В. Лейбниц и его век. / В. Герье — СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2008. — 807 с.

39. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер; [пер. с нем.]. — М.: Наука, 1977. — 704 с.

40. Герметический корпус // Высокий герметизм / Сост. и пер. с древнегреч. и лат. Л. Ю. Лукомский — СПб.: Азбука, Петербургское Востоковедение, 2001. — С. 29-186.

41. Гиппиус, 3. Н. Собрание стихов. Книга вторая. 1903-1909 / 3. Н. Гиппиус // Гиппиус, 3. Н. Собрание сочинений: в 15 т. — М.: Русская книга, 2001.

— Т. 3, —576 с.

42. Горфункель, А. X. Философия эпохи Возрождения / А. X. Горфункель.

— М.: Высшая школа, 1980. — 501 с.

43. Гоббс, Т. Основы философии / Т. Гоббс; [пер. с англ.] // Гоббс, Т. Соч.: в 2-х томах. М.: Издательство «Мысль», 1989. — Т. 1. — С. 67-506.

44. Грякалов, Н. А. Фигуры террора / Н. А. Грякалов. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — 172 с.

45. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга — М.: Рольф, 2001. —416 с.

46. Гумбрехт, X. У. Производство присутствия: чего не может передать значение / X. У. Гумбрехт; [пер. с англ.]. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. —184 с.

47. Гумбрехт, Х.У. Похвала красоте спорта / X. У. Гумбрехт; [пер. с англ.]. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 176 с.

48. Да Винчи, Л. Анатомические тексты из разных рукописей / Л. да Винчи; [пер. с итал.] // Да Винчи, Л. Анатомия. Записи и рисунки. — М.: Издательство АН СССР, 1965. — С. 501-526.

49. Да Винчи, Л. Анатомия и физиология человека и животных / Л. да Винчи; [пер. с итал.] // Избранные естественнонаучные произведения. М.: Издательство АН СССР, 1955. — С. 760-853.

50. Да Винчи, Л. О свете, зрении и глазе / Л. да Винчи; [пер. с итал.] // Избранные естественнонаучные произведения. М.: Издательство АН СССР, 1955.

— С. 642-734.

51. Да Винчи, Л. Тетради по анатомии / Л. да Винчи; [пер. с итал.] // Да Винчи, Л. Анатомия. Записи и рисунки. — М.: Издательство АН СССР, 1965. — С. 9-498.

52. Дебрэ, Р. Введение в медиологию / Р. Дебрэ; [пер. с фр.]. — М.: Праксис, 2010. — 368 с.

53. Декарт, Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт; [пер. с фр.] // Декарт, Р. Соч.: в 2 т. —М.: Издательство «Мысль», 1989. — Т. 1. — С. 78-153

54. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р. Декарт; [пер. с фр.] // Декарт, Р. Соч.: в 2 т. — М.: Издательство «Мысль», 1989. — Т.1. — С. 250-296.

55. Декарт, Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом / Р. Декарт; [пер. с фр.] // Декарт, Р. Соч.: в 2 т. — М.: Издательство «Мысль», 1994. — Т. 2.

— С. 3-72.

56. Декарт, Р. Страсти души / Р. Декарт; [пер. с фр.] // Декарт, Р. Соч.: В 2-х томах. — М.: Издательство «Мысль», 1989. — Т. 1. — С. 481 -572.

57. Декомб, В. Дополнение к субъекту. Исследование феномена действия от собственного лица / В. Декомб; [пер. с фр.]. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 576 с.

58. Делёз, Ж. Представление Захер-Мазоха / Ж. Делёз; [пер. с фр.] // Захер-Мазох, Л. Венера в мехах / Сост. A.B. Гараджи. — М.: РИК «Культура», 1992. —С. 189-313.

59. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; [пер. с фр.]. — Екатеринбург: У-Фактория, Астрель, 2010. — 896 с.

60. Деннет, Д. Виды психики. На пути к пониманию сознания / Д. Деннет; [пер. с англ.]. — М.: Идея-Пресс, 2004. — 188 с.

61. Докинз, Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена / Р. Докинз; [пер. с англ.]. — М.: Астрель, Corpus, 2010. — 512 с.

62. Дидро, Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» / Д. Дидро; [пер. с фр.] // Дидро Д. Соч.: в 2 т. — М.: Издательство «Мысль», 1991. — Т. 2. — С. 342-506.

63. Дидро, Д. Письмо о слепых, предназначенное зрячим / Д. Дидро; [пер. с фр.]. // Дидро Д. Соч.: В 2-х т. — М.: Издательство «Мысль», 1986. — Т. 1. — С. 275-321.

64. Ермилов, К. А. Компьютерные игры и топологическая вовлеченность медиасубъекта / К. А. Ермилов // Медиафилософия X: Компьютерные игры: стратегии исследования / Ред. В. В. Савчук. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2014. — С. 275-283.

65. Жильсон, Э. Дух средневековой философии / Э. Жильсон; [пер. с фр.]. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. — 560 с.

66. Захаржевская, Р. В. История костюма: от античности до современности / Р. В. Захаржевская. — М.: Рипол Классик, 2005. — 228 с.

67. Зиммель, Г. Созерцание жизни / Г. Зиммель; [пер. с нем.] // Зиммель, Г. Избранное: в 2 т. — М.: Юрист, 1996. — Т. 2. — 607 с.

68. История красоты / Ред. У. Эко. — М.: Слово / Slovo, 2005. — 410 с.

69. История уродства / Ред. У. Эко. — М.: Слово / Slovo, 2007. — 446 с.

70. Йейтс, Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / Ф. А. Йейтс; [пер. с англ.]. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с.

71. Каминская, H. М. История костюма / H. М. Каминская. — М.: Легкая индустрия, 1977. — 128 с.

72. Кампер, Д. Тело. Насилие. Боль. / Д. Кампер; [пер. с нем.]. — СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010. — 176 с.

73. Кант, И. Спор факультетов / И. Кант; [пер. с нем.] // Кант, И. Собр. соч.: в 8 т. — М.: Чоро, 1994. — Т. 7. — С. 57-136.

74. Капра, Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. / Ф. Капра; [пер. с англ.]. — К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. — 336 с.

75. Кассирер, Э. Философия символических форм: в 3 т. / Э. Кассирер; [пер. с нем.]. — М. - СПб.: Университетская книга, 2002. М. — Т.1. Язык. — 272 с.

76. Кассирер, Э. Философия символических форм: в 3 т. / Э. Кассирер; [пер. с нем.]. — М. - СПб.: Университетская книга, 2002. — Т.2. Мифологическое мышление. — 280 с.

77. Кислякова, Л. Марк Хансен: апология тела в эпоху цифровых медиа / Л. Кислякова // Медиафилософия V. Способы анализа медиареальности / Ред. В.

B. Савчук, М. А. Степанов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2010. С. 257-265.

78. Киттлер, Ф. Мир символического — мир машины / Ф. Киттлер; [пер. с нем.] // Логос. — 2010 — № 1 (74). — С. 5-21.

79. Китлер, Ф. Оптические медиа / Ф. Киттлер; [пер. с нем.]. — М.: Логос, Гнозис, 2009. — 272 с.

80. Князева, Е. Н. Телесно ориентированный подход в эпистемологии. / Е. Н. Князева // Эпистемология & философия науки. — 2010 — Т. XXIII — № 1. —

C. 42-49.

81. Контрера, М. С. Медиасфера и кризис чувственности / М. С. Контрера; [пер. с англ.] // Антология медиафилософии / Сост. и ред. В. В. Савчук. — СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. — С. 292-299.

82. Кракауэр, 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / 3. Кракауэр; [пер. с англ.]. — М.: Искусство, 1974. — 424 с.

83. Лакан, Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте / Ж. Лакан; [пер. с франц.] // Лакан, Ж. Семинар, Книга II (1954/55). Я в теории Фрейда и в технике психоанализа. — М.: Логос, Гнозис, 2009 — С. 508-516.

84. Ламетри, Ж. О. Животные — большее, чем машины / Ж. О. Ламетри; [пер. с франц.] // Ламетри, Ж. О. Сочинения. — М.: Издательство «Мысль», 1983.

— С. 383-418.

85. Ламетри, Ж. О. Предварительное рассуждение / Ж. О. Ламетри; [пер. с франц.] // Ламетри, Ж. О. Сочинения. — М.: Издательство «Мысль», 1983. — С. 419-454.

86. Ламетри, Ж. О. Человек-машина / Ж. О. Ламетри; [пер. с франц.] // Ламетри, Ж. О. Сочинения. — М.: Издательство «Мысль», 1983. — С. 169-226.

87. Латур, Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир / Б. Латур; [пер. с англ.] // Логос. — 2002. — №5-6 (35). — С. 211-242.

88. Латур, Б. Научные объекты и правовая объективность / Б. Латур; [пер. с франц.]. // Герменея. Журнал философских переводов. — 2010. — №1 (2). — С. 78-120.

89. Латур, Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / Б. Латур; [пер. с франц.]. — СПб.: Издательствово Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. — 296 с.

90. Латур, Б. Политика природы / Б. Латур; [пер. с франц.] // Неприкосновенный запас. — 2006 — № 2 (46). — С. 11-29.

91. Леви-Стросс, К. Печальные тропики / К. Леви-Стросс; [пер. с франц.].

— М.: Мысль, 1984. — 224 с.

92. Ле Гофф, Ж., Трюон, Н. История тела в средние века / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон; [пер. с франц.]. — М.: Текст, 2008. — 192 с.

93. Ленкевич, А. С. Маршалл Маюпоэн в вашем теле / А. С. Ленкевич // Пути онтологии: сб. науч. статей / Ред. Б. И. Липский, Ч. С. Кирвель. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2012. — С. 104-116.

94. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; [пер. с франц.].

— Москва: Издательство «Алетейя», СПб. 1998. — 160 с.

95. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1978.

— 626 с.

96. Луман, Н. Реальность массмедиа // Н. Луман; [пер. с нем.]. — М.: Праксис, 2005 — 256 с.

97. Маюноэн, М., Фиоре, К. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре; [пер. с англ.]. — М.: ACT, Астрель, 2012. — 224 с.

98. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн; [пер. с англ.]. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. — 496 с.

99. Маклюэн, М. Законы медиа / М. Маклюэн; [пер. с англ.] // История философии. —2001. —№ 8. —С. 125-162.

100. Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн; [пер. с англ.]. —М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.

— 464 с.

101. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд; [пер. с англ.]. — М.: Логос, 2001. С. 408.

102. Маркиз де Сад и XX век / Сост. М. Рыклин. — М.: РИК «Культура», 1992. —340 с.

103. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс ; [пер. с нем.] // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 517-642.

104. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе; [пер. с англ.] // Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 251-515.

105. Матурана, У. Биология познания / У. Матурана; [пер. с англ.] // Язык и интеллект / Ред. В. В. Петров — М.: Прогресс, 1995. — С. 95-142.

106. Матурана, У., Варела, Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания / У. Матурана, Ф. Варела; [пер. с англ.]. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 224 с.

107. Мерло-Понти, М. Видимое и природа / М. Мерло-Понти; [пер. с франц.] // Мерло-Понти, М. Видимое и невидимое — Минск: Логвинов, 2006. — С. 9-226.

108. Мерло-Понти, М. Око и дух. / М. Мерло-Понти; [пер. с франц.]. — М.: Искусство, 1992. — 64 с.

109. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; [пер. с франц.]. — СПб.: Ювента, Наука, Gallimard, 1999. — 603 с.

110. Мяки, Т. Мыслящее тело / Т. Мяки; [пер. с фр.] // Метафизические исследования — Вып. 215. — Поиск тела. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. — С. 247-255.

111. Нанси, Ж.-Л. Corpus / Ж.-Л. Нанси; [пер. с фр.] — M.: Ad Marginem, 1999. —254 с.

112. Ницше, Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Ф. Ницше; [пер. с нем.] // Ницше, Ф. Соч.: в 2 т. — М.: Мысль, 1996. — Т. 2. — С. 407-524.

113. Пико делла Мирандолла, Дж. Речь о достоинстве человека / Дж. Пи ко дела Мирандолла; [пер. с итал.] // Эстетика Ренессанса: в 2 т. / Сост. В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — С. 243-306.

114. Пинский, Л. Реализм эпохи Возрождения / Л. Пинский. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — 368 с.

115. Платон. Федон / Платон; [пер. с др. греч.] // Платон. Собр. соч.: в 4 т. — М.: Издательство «Мысль», 1993. — Т. 2. — С. 7-80.

116. Платон. Федр / Платон; [пер. с др. греч.] // Платон. Собр. соч.: в 4 т. — М.: Издательство «Мысль», 1993. — Т. 2. — С. 135-191.

117. Плотин. О нисхождении души в тела / Плотин; [пер. с др. греч.] // Плотин. Эннеады: в 2 т. Киев.: Уцимм-Пресс, 1995. — Т.1. — С. 113-122.

118. Погоняйло, А. Г. Философия заводной игрушки / А. Г. Погоняйло — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. — 164 с.

119. Подорога, В. Выражение и смысл. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX века / В. Подорога. — М.: Ad Marginem, 1995. — 432 с.

120. Подорога, В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов / В. Подорога. — М.: Ad Marginem, 1995. — 340 с.

121. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Б. Ф. Поршнев. —М.: ФЭРИ-В, 2006. — 640 с.

122. Пруст, М. В сторону Свана / М. Пруст; [пер. с франц.]. — М.: Советский писатель, 1992. — 480 с.

123. Романенко, Ю. М. Бытие и естество: онтология и метафизика как типы философского знания / Ю. М. Романенко. — СПб.: Издательство Алетейя, 2003. — 784 с.

124. Савченкова, Н. М. Альтернативные стили чувственности / Н. М. Савченкова. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. — 164 с.

125. Савчук, В. В. Кровь и культура / В. В. Савчук. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995. — 180 с.

126. Савчук, В. В. Медиафилософия. Приступ реальности / В. В. Савчук. — СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2013. — 352 с.

127. Савчук, В. В. Насилие в цивилизации комфорта // Антропология насилия / Отв. ред. В. В. Бочаров, В. А. Тишков. — СПб.: Наука, 2001. — С. 476496.

128. Савчук, В. В. Топологическая рефлексия / В. В. Савчук. — СПб.: Канон +, Реабилитация, 2012. — 416 с.

129. Саразин, Ф. Открыто видимые тела. От анатомического спектакля к «психологическим курьезам» / Ф. Саразин; [пер. с нем.] // Логос. — 2010. — № 1 (74). —С. 51-77.

130. Свасьян, К. Становление европейской науки / К. Свасьян. — М.: Evidentis, 2002. — 439 с.

131. Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. — СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2007. — 594 с.

132. Слоттердайк, П. Сферы: в 3 т. / П. Слоттердайк; [пер. с нем.] — СПб.: Наука, 2005. — Т.1. Микросферология. Пузыри. — 654 с.

133. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатств народа / А. Смит; [пер. с англ.]. —М.: Соцэкгиз, 1962. — 684 с.

134. Тернер, Б. Современные направления развития теории тела / Б. Тернер; [пер. с англ.] // THESIS. — 1994. — Вып. 6. — С. 137-167.

135. Тищенко, П. Д. Био-власть в эпоху биотехнологий / П. Д. Тищенко. — М.: ИФ РАН, 2001. — 177 с.

136. Топоров, В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте / В. Н. Топоров // Исследования по структуре текста / Ред. Т. В. Цивьян. — М.: Наука, 1987. — С. 121-132.

137. Федоров, Н. Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства / Н. Ф. Федоров // Федоров, Н. Ф. — Сочинения. М.: Мысль, 1982. — С. 53-441.

138. Федоров, Н. Ф. Что такое добро? / Н. Ф. Федоров // Федоров, Н. Ф. — Сочинения. М.: Мысль, 1982. — С. 607-614.

139. Философы из Хуайнани / Хуайнаньцзы / Сост. И. В. Ушаков. — М: Мысль, 2004. — 430 с.

140. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский // Флоренский, П. А. Сочинения: в 4 т. — М.: Мысль, 2000. — Т. 3. — Ч. 1. — 624 с.

141. Флюссер, В. За философию фотографии / В. Флюссер; [пер. с нем.]. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. — 146 с.

142. Фоссье, Р. Люди Средневековья / Р. Фоссье; [пер. с франц.]. — СПб.: Евразия, 2010. —352 с.

143. Фрейд, 3. Неудовлетворенность культурой / 3. Фрейд; [пер. с нем.] // Фрейд, 3. Собр. соч.: в 10 т. — М.: ООО «Фирма СТД», 2008. — Т. 9. — С. 191270.

144. Фрит, К., Джонстон, Э. Шизофрения: краткое введение / К. Фрит, Э. Джонстон; [пер. с англ.]. — М.: ACT, Астрель, 2005. — 208 с.

145. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко; [пер. с франц.]. — СПб: Книга Света, 1997. — 576 с.

146. Фуко, М. Ницше, генеалогия, история / М. Фуко; [пер. с франц.] // Ницше и современная западная мысль / Ред. В. Каплун. СПб. — М., 2003. С. 532559.

147. Фуко, М. О трансгрессии / М. Фуко; [пер. с франц.] // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века // Сост. С. Фокин. — СПб.: Мифрил, 1994. —С. 113-131.

148. Фуко, М. Психиатрическая власть. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1973-1974 учебном году / М. Фуко; [пер. с франц.]. — СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2007. — 456 с.

149. Фуко, М. Рождение биополитики / М. Фуко; [пер. с франц.]. — СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2010. — 448 с.

150. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко; [пер. с франц.]. — СПб.: A-cad, 1994. — 408 с.

151. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Э. Фукс; [пер. с нем.]. — М.: Республика, 1993. — 512 с.

152. Хабермас, Ю. Техника и наука как «идеология» / Ю. Хабермас; [пер. с нем.]. — М.: Праксис, 2007. — 208 с.

153. Хайдарова, Г. Р. Феномен боли в культуре / Г. Р. Хайдарова. — СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2013. — 320 с.

154. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; [пер. с нем.]. — М.: Ad Marginem, 1997. — 452 с.

155. Хайдеггер, M. Что зовется мышлением? / М. Хайдеггер; [пер. с нем.].

— М.: Академический Проект, 2007. — 352 с.

156. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно; [пер. с нем.]. — СПб. - М.: Медиум, Ювента, 1997.— 310 с.

157. Уайнбергер, Э. Люди камеры / Э. Уайнбергер; [пер. с англ.]. // Уайнбергер, Э. Бумажные тигры: Избранные эссе — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007. — С. 130-162.

158. Чемберлин, Э. Эпоха Возрождения. Быт / Э. Чемберлин [пер. с англ.].

— М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 340 с.

159. Штайн, О. Маска как форма идентичности / О. Штайн. — СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2012. — 158 с.

160. Шевцов, К.П. Память телесных автоматов в механической вселенной Декарта / К. П. Шевцов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — Том 2. — № 7. — С. 214-218.

161. Шеффер, Ж.-М. Конец человеческой исключительности / Ж.-М. Шеффер; [пер. с франц.]. —М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 392 с.

162. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр; [пер. с нем.] // Шопенгауэр, А. Собр. соч.: в 6 т. M.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. — Т. 1. — С. 4-451.

163. Эпштейн, M. Н., Тульчинский, Г. Л. Философия тела. Тело свободы. / M. Н. Эпштейн, Г. Л. Тульчинский. — СПб.: Алетейя, 2006. — 432 с.

164. Энгельс, Ф. Положение рабочего класса в Англии / Ф. Энгельс; [пер. с нем.] // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — Т. 2. — С. 231-517.

165. Энафф, М. Изобретение тела либертена / М. Энафф; [пер. с франц.]. — СПб.: Гуманитарная Академия, 2005 . — 448 с.

166. Юнгер, Э. Рабочий. Господство и гештальт / Э. Юнгер; [пер. с нем.] // Юнгер, Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. — СПб.: Наука, 2002. — С. 57-429.

167. Ямпольский, М. Жест палача, оратора, актера / М. Ямпольский // Ad Marginem'93. Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии Российской Академии наук. М.: Ad Marginem, 1994. — С. 21-71.

168. Ямпольский, М. Демон и лабиринт / М. Ямпольский. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 336 с.

169. Ямпольский, М. Физиология символического. Кн. I. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима / М. Ямпольский. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 808 с.

170. Andrews, L., Nelkin, D. Whose body is it anyway. Disputes over body tissue in a biotechnology age / L. Andrews, D. Nelkin // Lancet. — 1998. — Vol. 351.

— №3. —P. 53-57.

171. Agamben, G. What Is an Apparatus? and Other Essays / G. Agamben. — California: Stanford University Press, 2009. — 80 p.

172. Akrich, M. The De-Scription of Technical Objects // Shaping Technology / Building Society: Studies in Sociotechnical Change / Ed. W. E. Bijker and J. Law. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1994. — P. 205-225.

173. Badiou, A. Dance as a Metaphor of Thought / A. Badiou // Handbook of Inaesthetics. — Stanford: Stanford University Press, 2004. — P. 52-72.

174. Benthien, C. Skin: On the Cultural Border Between Self and World / C. Benthien. —New York: Columbia University Press, 2002. — 290 p.

175. Bermes, C. Medialitaet — anthropologisches Radikal, oder ontologisches Prinzip? Merleau-Ponty's Auszehrung der Phaenomenologie // Die Stellung des Menschen in der Kultur: Festschrift fuer Ernst Wolfgang Orth / Hrsg. C. Bermes, J. Jonas, K.-H.Lembeck. — Wuerzburg: Koenigshausen und Neumann, 2001. S. 42-58.

176. Boehm, G. Wie Bilder Sinn erzeugen. Die Macht des Zeigens / G. Boehm.

— Berlin: Berlin University Press, 2007. — 282 s.

177. Bolter, J. D. Critical Theory and the Challenge of New Media / J. D. Bolter // Eloquent Images: Word and Image in the Age of New Media / Ed. M. E. Hocks, M. R. Kendrick. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2003. — 376 p.

178. Boyne, R. The Art of the Body in the Discourse of Postmodernity / R. Boyne // Theory, Culture and Society — 1988. — Vol. 5. — P. 527-542.

179. Bolter, J.D., Grusin, R. Remediation: Understanding New Media / J. D. Bolter, R. Grusin. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2000. — 312 p.

180. Brain, R. The Decorated Body / R. Brain. — London: Hutchinson & Co., 1979. — 192 p.

181. Butler, J. Bodies That Matter: On the Discursive Limits of Sex / J. Butler. — New York: Routledge, 1993. — 256 p.

182. Carden-Coyne, A. Reconstructing the Body: classicism, modernism and the first world war / A. Carden-Coyne. — New York: Oxford University Press, 2009. — 360 p.

183. Carpenter, E., McLuhan, M. Explorations in Communication: An Anthology / E. Carpenter, M. McLuhan. — Boston: Beacon Press. 1966. — 208 p.

184. Clark, A. Natural-Born Cyborgs: Minds, Technologies, and the Future of Human Intelligence / A. Clark. — New York: Oxford University Press, 2003. — 240 p.

185. Clark, A. Supersizing the Mind. Embodiment, Action and Cognitive Extension / A. Clark. — New York: Oxford University Press, 2008. — 318 p.

186. Clark, A., Chalmers, D. The Extended Mind / A. Clark, D. Chalmers // The Philosopher's Annual. — 1998. — Vol. XXI. — P. 59-74.

187. Coltraro, A. M. The life of the venerable servant of God, Benedicth Joseph Labre / A. M. Coltrato. — London: Thomas Richardson, 1850. — 359 p.

188. Cregan, K. The sociology of the body: mapping the abstraction of embodiment / K. Cregan. — London: Sage Publication, 2006. — 212 p.

189. Critical Terms for New Media / Ed. M. B. N. Hansen, W. J. T. Mitchell — Chicago and London: The University of Chicago, 2010. — 354 p.

190. Engeil, L., Vogl, J. Vorwort / L. Engeil, J. Vogl // Kursbuch Medienkultur: Die Massgeblichen Theorien von Brecht bis Baudrillard / Hrsg. C. Pias, J. Vogl, L. Engeil, O. Fahle, B. Neitzel. — Stuttgart: DVA, 1999. — S. 8-11.

191. Enterline, L. The Rhetoric of the Body from Ovid to Shakespeare / L. Enterline. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — 288 p.

192. Esposito, E. Aesthetik und Spiel. Formen der Kontingenz in der pluralen Realitaet / E. Esposito // Mensch und Medien. Philosophische und sozialwissenschaftliche Perspektiven / Hrsg. M. Pietrass, R. Funiok. — Wiesbaden: VS Verlag flier Socialwissenschaften, 2010. — S. 159-177.

193. Featherstone, M. The Body in Consumer Culture / M. Featherstone // Theory, Culture and Society. — 1982. — Vol. 1. — P. 18-33.

194. Flusser, V. Writings / V. Flusser. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 2004. — 272 p.

195. Mediating the human body. Technology, Communication and Fashion / Ed. L. Fortunati, J. E. Katz, R. Riccini. — Mahwah: Erlbaum, 2003. — 392 p.

196. Fuller, M. Media Ecologies. Materialist Energies in Art and Technoculture / M. Fuller. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2005. — 280 p.

197. Gal, O., Chen-Morris, R. Empiricism Without the Senses: How the Instrument Replaced the Eye / O. Gal, R. Chen-Morris // The Body as Object and Instrument of Knowledge. Embodied empiricism in Early Modern Science / Ed. Ch. T Wolfe. O. Gal. — Dordrecht: Springer, 2010. — P. 121-147.

198. Hagen, W. Metaxy: Eine historiosemantische Fussnote zum Medienbegriff / W. Hagen // Was ist ein Medium? / Hrsg. S. Muenker, A. Roesler. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2008. — S. 13-29.

199. Hammet, F. Virtual Reality / F. Hammet. — New York: Straus Ed. — 1993. —508 p.

200. Hansen, M. B. N. Bodies in Code: Interfaces with New Media / M. B. N. Hansen. —New York and London: Routledge, 2006. — 336 p.

201. Hansen, M. B. N. Embodying Technesis: Technology Beyond Writing / M. B. N. Hansen. — Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 2000. — 352 p.

202. Hansen, M. B. N. New philosophy for new media / M. B. N. Hansen. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2004. — 361 p.

203. Haraway, D. The Biopolitics of Postmodern Bodies: Constitution of Self in Immune Systems Discourse / D. Haraway // Haraway, D. Simians, Cyborgs and Women: The Reinvention of Nature. — New York: Routledge, 1991. — P 203-231.

204. Hartmann, F. Medienphilosophie / F. Hartmann. — Wien: WUV, 2000. —

343 s.

205. Hayles, K. How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics / K. Hayles. — Chicago: University Of Chicago Press, 1999.

— 364 p.

206. Heim, M. The Metaphysics of Virtual Reality / M. Heim. — New York: Oxford University Press, 1993. — 208 p.

207. Hughes, J. Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future / J. Hughes. — Cambridge: Westview Press, 2004.

— 320 p.

208. Kirsh, D., Maglio, P. On distinguishing epistemic from pragmatic action / D. Kirsh, P. Maglio // Cognitive Science. — 1994. — Vol. 18. — P. 513-549.

209. Kirschenbaum, M. Mechanisms: New Media and the Forensic Imagination / M. Kirschenbaum. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2008. — 320 p.

210. Kittler, F. Draculas Vermaechtnis: Technische Schriften / F. Kittler. — Leipzig: Reclam, 1993 — 260 s.

211. Kraemer, S. Erfuellen Medien eine Konstitutionsleistung? Thesen ueber die Rolle medientheoretischer Erwaegungen beim Philosophieren // Medienphilosophie. Beitraege zur Klaerung eines Begriffs / Hrsg. S. Muenker, A. Roesler, M. Sandbothe.

— Frankfurt am Main: Fischer, 2003. — S. 78-90.

212. Krocker, A., Krocker, M. Theses on the dissapiering body in the hypper-modern condition // Body Invaders: Panic Sex in America / Ed. A. Krocker A., M. Krocker. — Montreal: New World Perspectives, 1987. — P. 20-34.

213. Kyong, Chun W., Keenan, T. New Media, Old Media: A History and Theory Reader / W. Kyong Chun, T. Keenan. — New York and London: Routledge, 2006. — 432 p.

214. Lock, M., Nguyen, V.-K. An Anthropology of Biomedicine / M. Lock, V.K. Nguyen. — West Sussex: Wiley-Blackwell, 2010. — 518 p.

215. Mackenzie, A. Transductions: Bodies and Machines at Speed / A. Mackenzie. —London - New York: Continuum, 2002. — 231 p.

216. Maldonado, T. The Body: Artificialization and Transparency // Mediating the Human Body. Technology, Communication and Fashion / Ed. E. Fortunati, J. E. Katz, R. Riccini. — Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. — P. 15-23.

217. Manovich, L. The Engineering of Vision from Constructivism to Computer / L. Manovich. — Rochester, N.Y.: University of Rochester, 1993. — 211 p.

218. Manovich, L. The Language of New Media / L. Manovich. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2001. — 400 p.

219. Manovich, L. Software Takes Command (International Texts in Critical Media Aesthetics) / L. Manovich. — New York: Bloomsbury Academic, 2013. — 376 P-

220. Margreiter, R. Realitaet und Medialitaet. Zur Philosophie des Medial Turn / R. Margreiter//Medien Journal. Zeitschrift fuer Kommunikationskultur.—1999.— Vol.23. —№ 1. —S. 9-18.

221. McLuhan, M., McLuhan, E. Laws of Media: The New Science / McLuhan M., McLuhan E. — Toronto: University of Toronto Press, 1988. — 252 p.

222. Mechanical Mind in History / Ed. P. Husbands, O. Holland, M. Wheeler — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2008. — 472 p.

223. Mirzoeff, N. An Introduction to Visual Culture / N. Mirzoeff. — London: Routledge, 1999.— 352 p.

224. Muenker, S. Philosophie nach dem «Medial Turn». Beitraege zur theorie der Mediengesellschaft / S. Muenker. — Bielefeld: Transcript Verlag, 2009, — 224 s.

225. Nancy, J.-L. A Finite Thinking / J. L. Nancy. — Stanford: Stanford University Press, 2003. — 348 p.

226. Nancy, J.-L. The Ground of the Image / J. L. Nancy. —■ New York: Fordham University Press, 2005. — 176 p.

227. New Media, 1740-1915 / Ed. L. Gitelman, G.B Pingree. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2004. — 305 p.

228. O'Neill, J. Five Bodies: The Human Shape of Modern Society / J. O'Neill.

— Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1985. — 184 p.

229. Owen Hughes, D. Bodies, Disease and Society // Italy in the age of the Renaissance 1300-1550 / Ed. J. M. Najemy. — Oxford: Oxford University Press, 2004.

— P. 103-123.

230. Petrarca, F. Invectives against a Physician / Petrarca, F. Invectives // Ed. D. Marsh. — Cambridge, Massachusetts: Harward University Press, 2003. — P. 2-179.

231. Polhemus, T. Social Aspects of the Human Body / T. Polhemus. — Harmondsworth: Penguin, 1978. — 336 p.

232. Rosen, G. The Evolution of Social Medicine // Handbook of Medical Sociology / Ed. H. E. Freeman, S. Levine, L. G. Reeder. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall Inc., 1979. — P. 23-52.

233. Schillmeier, M. Rethinking Disability. Bodies, Senses, and Things / M. Schillmeier. —New York and London: Routledge, 2010. — 220 p.

234. Serres, M. Le Parasite / M. Serres. — Paris: Grasset, 1980. — 288 p.

235. Sociology of Monsters: Essays on Power, Technology and Domination / Ed. J. Law. — New York and London: Routledge, 1991. — 273 p.

236. Siegert, B. The map is the territory / B. Siegert // Radical Philosophy. — 2011. —№ 169.—P. 13-16.

237. Taylor, M., Saarinen, E. Imagologies: Media Philosophy / M. Taylor, E. Saarinen. — New York and London: Routledge, 1994. — 320 p.

238. Thacker, E. Biomedia / E. Thacker — Minneapolis; University of Minnesota Press, 2004. — 240 p.

239. The Body as a Medium of Expression. An Anthology / Ed. J. Benthall, T. Polhemus. — London: E. P. Dutton & Co., 1975. — 339 p.

240. Trauma: Explorations in Memory / Ed. C. Caruth. — Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1995. — 288 p.

241. Turkle, S. Alone together. Why we expect more from technology and less from each other? / S. Turkle. — New York: Basic Books, 2011. — 384 p.

242. Turner, B. S. The Body and Society: Explorations in Social Theory / B. S. Turner. — London: Sage Publication, 2008. — 296 p.

243. Van Kranenburg, R. Internet of Things. A critique of ambient technology and the all-seeing network of RFID / R. van Kranenburg — Amsterdam: Insitute of Network Cultures, 2008. — 68 p.

244. Varela, F. J., Thompson E. T., Rosch E. The Embodied Mind. Cognitive science and human experience / F. J. Varela, E. T. Thompson, E. Rosch. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1993. — 308 p.

245. Virilio, P. The Aesthetics of Disappearance / P. Virilio. — New York: Semiotext(e), 1991. — 128 p.

246. Virilio, P. The Information Bomb / P. Virilio. — London: Verso, 2000. —

146 p.

247. Virilio, P. A Landscape of Events / P. Virilio. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2000. — 130 p.

248. Virilio, P. Lost Dimension / P. Virilio. — New York: Semiotext(e), 1991. — 192 p.

249. Wegenstein, B. Getting under the skin. Body and Media Theory / B. Wegenstein. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2006. — 232 p.

250. Weiser, M. The Computer for the Twenty-First Century / M. Weiser // Scientific American. — 1991. —Vol. 256. —№3. —P. 94-104.

251. Wiesing, L. What are Media? // Teche / Technology. Researching Cinema and Media Technologies — Their Development, Use, and Impact / Ed. A. van den Oever. — Amsterdam: Amsterdam University Press, 2014. — P. 93-104.

ff1

252. Wilson, E. O. Sociobiology^The New Synthesis / E. O. Wilson. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1975. — 697 p.

253. Wykes, M., Gunter, B. The Media and Body Image. If Looks Could Kill / M. Wykes, B. Gunter. — London: Sage Publication, 2004. — 256 p.

Электронные ресурсы

254. Сироткина И. Шестое чувство авангарда // Новое литературное обозрение. 2014. № 1 (125). [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlobooks.ru/node/4499 (дата обращения: 09.11.2014).

255. Huhtamo Е. From Cybernation to Interaction: A Contribution to an Archeology of Interactivity. [Электронный ресурс]. URL: http://gebseng.com/media_archeology/reading_materials/Erkki_Huhtamo-Cybernation_to_Interaction.pdf (дата обращения: 11.12.2014).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.