Религиозно-нравственные основания этнокультуры Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Гаджимирзоева, Олеся Сабировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат наук Гаджимирзоева, Олеся Сабировна
ре
§З.Концепт/феномен духовности в светской и религиозной культурной традиции
Глава 2. Трансформация взаимовлияния религиозного и нравственного в
этнокультуре Дагестана
§1.Нравственные основания домонотеистических форм религиозной культуры
народов Дагестана
§2.Нравственность в пространстве поликонфессиональной культуры Дагестана
Заключение
Список использованной литературы
,132
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана2005 год, кандидат философских наук Абдулаева, Ильмира Абдурагимовна
Нравственные основы дагестанского этикета, XIX - начало ХХ вв.1999 год, кандидат философских наук Уруджева, Нарима Уруджевна
Нравственно-этическое наследие народов Дагестана2001 год, доктор философских наук Кафаров, Тельман Эмиралиевич
Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре2003 год, доктор философских наук Абакарова, Райганат Магомедовна
Синкретизм народной художественной культуры Дагестана: историко-культурологические аспекты2013 год, кандидат наук Гаджинаев, Гаджимагомед Магомедович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-нравственные основания этнокультуры Дагестана»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования обоснована необходимостью осмыслить многие процессы, происходящие в культуре современного общества, которая характеризуется сочетанием общечеловеческого и этнического. Происходящие в культуре процессы связаны с проблемой сохранения традиции и соотношения ее с новационными явлениями, так же эта проблема многообразия культур в их единстве, что с очевидностью представлено в Дагестане. Современная гуманитарная наука ориентирована на выявление разнообразных форм фундированного единства, в том числе соотношения морали и религии в исторической ретроспективе и культурной перспективе.
Для продуктивного решения этой проблемы необходим комплексный междисциплинарный синтез имеющихся научных знаний о формировании единых культурных концептов, объединяющих существующее многообразие этносов, конфессий, языков, и даже природно-климатических поясов, как модели поликультурного пространства, каковым является Дагестан. В современности этнокультура, несмотря на унификацию техногенных ценностей, сохраняет принципы консервативности, позволяющие обнаружить синкретическое единство религиозного, нравственного с иными явлениями культурного пространства. Вряд ли можно найти более значимую и одновременно сложную проблему, какой является проблема нравственной составляющей религии. Как свидетельствует опыт развития культуры человечества, вопросы взаимодействия нравственности и религии заметно актуализируются в переломные периоды истории общества, что наблюдается и в современной России. Незнание нравственной природы религии приводит к неэффективности функционирования всех элементов культуры и самым непосредственным об-
разом сказывается на развитии современного общества. Все это имеет не только теоретическое, но и важное практическое, даже прикладное значение.
В современный период развития отечественной культуры религия рассматривается через призму нравственных традиций народов, которые реф^__
лексируются в моральных понятиях. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные, общечеловеческие понятия, такие как любовь, милосердие, надежда, справедливость, дружба, толерантность. Формирование духовно развитой и нравственно совершенной личности - одна из центральных задач в отечественной социально-гуманитарной науке. Пренебрежение нравственными нормами приводит к духовному кризису, разрушает ценностную систему межличностных отношений и отражается в целом на общественном сознании и поведении. Долгосрочный экономический кризис и социальное противостояние в обществе приводят к обострению духовных, социо-культурных, нравственных конфликтов в обществе, что с одной стороны, ведет подчас к нравственной деградации, потере нравственной значимости традиции, с другой стороны, заставляет общество искать новые формы культурного бытия. Все это требует новых научно обоснованных форм осмысления духовно-культурного бытия этноса.
Духовные проблемы современности связаны с нравственным кризисом, который требует разрешения больше, чем экономический или политический. Религиозные деятели нацелены возродить нравственные ценности в обществе, которые традиционно считались прерогативой семьи, а семья моральной основой общества. Добродетель, честность, достоинство стали бессмысленными там, где за них не платят деньги, так как, все, что не стало брендом, не вписывается в современность. В последние века преклонение человека перед техническим прогрессом сопровождалось пренебрежением нравственными нормами во имя прогресса, забвением духовных ценностей человеческой личности. В современном мире религия выступает как нравственная, духов-
ная сила и является важнейшим инструментом осуществления культурного диалога с миром. Перед современным обществом стоит проблема разрешения нравственного кризиса будь то на основе религиозного или светского. По мнению И. Канта,^«Религия служит не только_для_теоретических потребностей разума, но и целям нравственности, эстетическому началу, чувствам человека»1.
Исследуя проблему нравственных оснований в религии, важно определить ценность нравственности, как средства распознавания добра и зла. Человечество много веков ищет реальные средства обретения знаний о добром и злом, правильном и неправильном, добродетели и пороке. Различные философские школы, направления, обосновывая свою точку зрения, сходятся во мнении, что человеческий опыт является единственным надежным источником нашего знания о добре и зле, при этом одни считают, что составными элементами этого источника являются знания законов жизни и условий существования, другие видят источником интуицию, либо разум. В различных областях науки специалисты и эксперты делают выводы и умозаключения соответственно своим взглядам и уровню знаний, при этом науке неизвестно ни одно общество, где была бы идеальная картина торжества знания, добра, справедливости. В различные эпохи в обществе формируются сословные, профессиональные, общественные регулятивы в соответствии с историческими предпосылками, спецификой социально-экономических отношений, уровнем развития культуры, религиозными доминантами.
Исследование роли религиозного и нравственного в этнокультуре может способствовать лучшему пониманию происходящих процессов в современном обществе. Правильное понимание и растолкование роли и значения нравственных ценностей в религии требует участия деятелей почти всех отраслей наук: культурологов, религиоведов, философов, социологов.
1 Кант И. Критика практического разума. - М., 1998. - С. 328.
Проблема соотношения нравственного и религиозного в этнокультуре актуальна, в связи со сложившейся в последние годы сложной этноконфес-сиональной ситуацией в Дагестане, причины которой зачастую сводятся исключительно к религиозным. ______. _
Культура в диссертации определена как процесс и результат человеческой деятельности, служащий для блага человека. Этнокультура характеризуется «единством культурных пластов разных эпох, от глубокой древности до настоящего времени, где человек идентифицирует себя с этносом, этническими традициями, выраженными в стереотипах поведения. Относительно общественного мнения человек измеряет все свои действия и с течением времени, данный стереотип поведения закрепляется как «так всегда было» и воспринимается субъектами этноса на уровне подсознания, т.е. как нравственный долг, не подлежащий сомнению императив. Религия играет важную роль в общественной жизни этнокультуры и оказывает влияние на межкультурные, межэтнические и межконфессиональные отношения в современности.
Целью диссертационной работы является выявление и анализ религиозно-нравственных оснований этнокультуры Дагестана. Задачи исследования:
• определить методологию, позволяющую наиболее полно исследовать специфику взаимоотношения религиозного и нравственного в этнокультуре;
• выявить причины и закономерности синкретичности религиозного и нравственного в истории культуры и особенности выражения синкретического единства религиозного и нравственного в этнокультуре;
• показать влияние ислама на традиционную культуру народов Дагестана;
• проанализировать особенности трансформации сочетания религиозного и нравственного в постсоветском Дагестане;
• показать роль нравственности в пространстве поликонфессиональной культуры Дагестана;
Степень научной разработанности.
Общетеоретические аспекты проблемы соотношения нравственности и религии в культуре, в той или иной мере, затронуты в трудах известных ученых и мыслителей: Вико Д., ГоланаА.,ЗиммеляГ., Карлейля Т., Канта И., _ _ Леви-Брюля Л., Леви-Стросса, Мердока Дж., Ницше Т.М., Спиро М., Тэйло-ра Э.Б, Фромма Э., Фрэзера Д., Фуко М., Элиаде М. и другие.
В русской мысли данную проблему рассматривали в своих трудах Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский. В отечественной научной мысли проблемами синкретизма занимались такие ученые, как С.Н. Артанов-ский, A.A., Велик, А .Я. Гуревич, А.С.Кармин, И.Т. Касавин, Ю. Левада, К.Н. Митрохин, Е.С.Новикова, И. Пригожий, А.П. Садохин, Г.Л. Снесарев, И. Стенгерс и другие.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы современных исследователей культуры: С.Ф. Анисимова, Т.А Акиндиновой, Ю.Н, Солонина, Е.Г. Соколова, Л.К. Кругловой, A.A. Грякалова, М.С. Кагана, В.В. Прозерского, Е.Н.Устюговой, Э.П. Юровской, Н.В. Голик, A.C. Дриккера, В.М. Диановой, М.Е. Кравцовой, Б.Г. Соколова, А.Ю. Демшиной.
Важное значение для исследования имеют работы A.A. Авксентьева, Д.Ж.Валеева, А.И.Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Р.Г. Апресян, В.Г.Иванова, Е.А. Овчинниковой, в которых рассматриваются проблемы нравственных оснований культуры.
Анализ сущности религии, аксиологической проблематики религии представлен в работах зарубежных исследователей Г.Э. Грюнебаума, Ф. Ро-узенталя и отечественных религиоведов: Т.Г Туманян, P.P. Мавлютова, М.Т. Степенянц, Г.М. Тагирова-Шайдаевой, Булатова А.О., Бутинова М.С., Гад-жиева Г. А., Рыбакова Б.А., Тимирязева В.А.
Изучению постсоветских религиозных течений посвящены работы: Арестова В.Н., Белова A.B., Катунского А.Е., К. Привалова, которые позволили определиться с принципами и методами исследования постсоветских
религиозных течений. Этой проблематике также посвящены работы: Беляева A.B., Коровикова A.B., Гольдциера И., Малашенко А., Цветкова П., Шихсаи-дова А.Р.
Следующий блок составляют_работы дагестанских авторов посвященные проблемам этических и религиозных ценностей в культуре Дагестана: Д.М. Магомедова А.Г., Булатова P.M. Магомедова, Т.Г. Саидова, и укладу дагестанцев в целом: М.Р. Гасанова, культурологов: Г.Г. Гамзатова, P.M. Абакаровой P.M., Магомедова и литературоведов: A.M. Аджиева и Э.С. Хи-дирова. В Дагестане складывается научная культурологическая школа, ориентированная на изучение этнокультуры Дагестана, объединяющая усилия специалистов разных областей гуманитарного знания: философов, культурологов, историков, филологов, этнографов.
При всем многообразии исследований недостаточно литературы, в которой был бы осуществлен сравнительный анализ и показана взаимосвязь религиозного и нравственного в этнокультуре.
Источниковедческая база исследования. Условно источниковедческую базу можно разделить на несколько групп.
В первую включен классический для европейской философской мысли блок текстов, без которых невозможно обойтись при анализе концептуальных и методологических установок исследования. Он представлен работами Платона, Аристотеля, Дж. Бруно, К. Гельвеция, К.-В.-Ф. Зольгера, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга.
Во вторую группу входят источники, в которых так или иначе затрагивается проблема синкретизма в культуре (они представлены в разделе «Степень научной разработанности проблемы»).
Следующий блок составляют работы, в которых обозначены методологические принципы, необходимые для прояснения тех аспектов культуры, которые ускользали от внимания представителей классической рефлексии.
Это работы Т. Адорно, Ф. Лиотара, Фуко, Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова, В. Малыгина, В.П. Крутоуса, В.В. Соколовой.
Источниковедческую базу диссертационной работы составили: священные писания, материалы из библиотеки этнографического музея_Даге-стана, публикации в газетах начала XX века, материалы с сайтов Комитета по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями и сайта Министерства по национальной политике правительства Республики Дагестан. Важным и ценным источником и эмпирической основой для философской рефлексии культурных феноменов современности являются многочисленные встречи с представителями Духовного управления РД, беседы с министрами по национальной политике РД 3. Аруховым, М. Гусаевым, заместителем министра Курбановым М.К. - автором книг посвященных истории религий в Дагестане.
Теоретико-методологическая база данного диссертационного исследования, имеющего предметом сложный системный объект, потребовала определения соответствующей ее целям методологии. В работе использован феноменологический метод для рассмотрения и описания культуры и традиции как духовной основы, сохраняющей религиозно-нравственные верования горских народов. Синергетический метод способствует рассмотрению традиционной культуры в динамическом единстве моральной и духовной жизни дагестанских народов. Аспекты диалектического метода использовались для раскрытия взаимосвязи религиозного и нравственного в культуре (иудаизма, христианства, ислама) и их общих исторических корней. Принципы структурно-функционального метода способствующие выявлению основных функций религиозной культуры: регуляции, трансформации политеистических верований в классических религиях и трансляции их духовно - нравственного опыта в инновационных христианских и исламских течениях. В качестве методологических ориентиров, диссертация включает в себя исследования специалистов по культуре, религии, философии, истории, в которых
были проанализированы и схематизированы важнейшие проблемы развития религиозно-традиционных отношений.
Научная новизна диссертации определяется как совокупностью поставленных задач, так и предлагаемьш способом их р_ешения:
• доказано, что базовыми при исследовании религиозного и нравственного в этнокультуре являются традиционные представлениях о добре и зле, на основе которых формируются культурные традиции, составляющие сферу духовности этноса;
• определена методология, позволяющая наиболее полно выявить специфику взаимоопределения религиозного и нравственного в этнокультуре, с учетом закономерностей взаимовлияния религиозного и нравственного в истории культур-философской мысли.
• обнаружено, что культура народов Дагестана представляет собой пример многообразия конфессионального, национального и географического, выраженного в единстве норм этноэтикета.
• выявлено, что культурные ценности большинства религий формируются на основе общечеловеческих норм нравственности, традиций, обычаев и ритуалов, способствующих толерантности как формы поиска диалога.
• на основе анализа современных процессов в поликонфессиональном Дагестане, выявлено, что именно нравственность, нравственные устои, традиции смогут выступать интегрирующим началом дагестанского общества. Результаты исследования
• уточнен смысл ключевых понятий диссертационного исследования: этно-этика, поликонфессиональность, полиэтничность, этнокультура, религия и нравственность в культурно-историческом процессе;
• сформулированы методологические принципы исследования, приемлемые для выявления особенностей соотношения религиозного и нравственного в этнокультуре;
• охарактеризованы особенности синкретизма этнокультурного пространства Дагестана сквозь призму трансформации нравственных норм в домоно-теистических и современных религиозных формах культуры;
• прослежена ку л ьту р_- фи л о с оф с к ая рефлексия соотношения морали -и нравственности в этнокультуре; прослежена эволюция содержательно важных этических констант этнического самосознания дагестанцев;
• выявлено, что нравственность, нравственные устои, традиции смогут выступать интегрирующим началом дагестанского общества в пространстве поликонфессиональной культуры;
• отмечена политизированность современной религиозной культуры как особенность трансформации религиозного и нравственного постсоветского Дагестана.
Положения, выносимые на защиту.
1. В этнокультуре Дагестана этическое выступает ядром этнической культуры, на формирование которой оказывали влияние обычаи, традиции и этические нормативы, в частности кодекс чести «намус», выработанный в процессе поиска приемлемой формы регуляции межличностных отношений в поликонфессиональном культурном пространстве.
2. Определяющими формами моральной регуляции поведения человека в этнокультуре выступают страх и стыд, формируемые силой общественного мнения, ослабление же общественного мнения может привести к нравственной дезориентации.
3. Формообразующим принципом этических норм в этнокультуре выступают общечеловеческие нормы нравственности, основанные на особенностях народного этикета, сформировавшегося под влиянием традиций, опыта жизни и природно-климатических особенностей жизнедеятельности на протяжении истории этнокультуры.
4. В этнокультуре Дагестана этическое и религиозное синкретично в силу того, что в нормах шариата присутствуют заимствование этических норм
«адата», как формы нравственной регуляции поведения, впоследствии, «адат» показал большую жизнеспособность в силу адаптированное™ к естественным условиям культуры Дагестана и периферийности от «ядра» ислама.
5. «Намус» как форма этноэтикета формируется на основе принципа скромности, взаимопомощи, гостеприимства, уважения к старшим, свойственным всем культурам, и имеющим общечеловеческое содержание, необходимое для сохранения целостности этнокультуры.
6. Современная религиозная ситуация в Дагестане обусловлена, политизированностью религиозных течений, доминированием меркантильного и политического над этическим, указывающая на синкретичность традиционного, правового и повседневного, соответственно, нравственность, нравственные устои, традиции смогут выступать интегрирующим началом дагестанского общества в пространстве современной поликонфессиональной культуры. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что рассмотренные проблемы расширяют и обобщают имеющиеся представления о народной культуре, ее природе, сущности, проявлениях в искусстве. Выводы и положения диссертации помогут сохранению духовно-нравственных основ современного общества.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по культурологии, истории искусств, при разработке теоретических и исторических аспектов этических проблем, а также для анализа современной социокультурной ситуаций, культурной политики и прогнозирования ее результатов. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по теории и истории культуры, этике, этноэтике, культурологии, философии и религиоведению. Они имеют научно-практическое значение для объяснения происходящих процессов в современном Дагестане. Апробация результатов исследования
Основные теоретические положения и практические результаты работы обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории религии и культуры ДГУ; изложены в публикациях и в докладах на региональных, всероссийских, международных научно-практических конференциях, _в научных сборниках:-Формирование духовно-нравственных ценностей как профилактика экстремизма (Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму. Махачкала, 2008 г.); Этические формы регуляции в системе образования (Вестник ДНЦ РАО Махачкала, 2009 г.); Диалог как продуктивный принцип образования (Гуманитарные науки: новые технологии образования 14-15 мая, Махачкала 2009 г.); Этические ценности современной молодёжи (Молодёжь и культура. ДГПУ. 10 апреля, Махачкала, 2009 г.); Семья как носитель нравственных традиций (Семья как фактор возрождения России: проблемы и пути решения» Вестник ДНЦ РАО 4-5 июня Махачкала 2009 г.); Добро и зло в эпосе народов Дагестана (Диалог культур. Диалог в поликультурном пространстве 3-4 ноября, Махачкала 2009г); Проблемы формирования духовно - нравственных ценностей современной молодёжи (Культура и проблемы совершенствования личности. ДГПУ. 20 мая, Махачкала, 2010 г.); Нравственные регуляторы в образовании (Научно-практическая конференция посвящённая году учителя и творческому наследию известного дагестанского педагога С.М. Омарова 28-29 октября. Махачкала, 2010 г.); Нравственность как регулятор межличностных отношений (Актуальные проблемы дагестанской культурологи и религиоведения ДГПУ. 20-22 мая, Махачкала, 2011 г.); Роль нравственных ценностей в общении (Диалог культур. Диалог в поликультурном пространстве 13-15 ноября, Махачкала 2012 г.). Современные подходы к проблеме нравственности и пути её решения (Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: формирование ценностного мировоззрения молодёжи и идеологии в гражданском обществе» 5-7 ноября, Махачкала 2013 г.).
В том числе результаты исследования использовались при чтении курсов лекций по дисциплинам «Этнокультура», «Этноэтикет», спецкурсов «Профилактика экстремизма и фанатизма в молодежной среде», «Культура и
традиции народов Дагестану», в работе кружка «Калокагатия» (факультет_____
психологии и философии ДГУ)
Основное содержание диссертации было отражено в 14 публикациях, общим объемом 4,8 п. л.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры «теории и истории религии и культуры» факультета психологии и философии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» и рекомендована к защите 17 октября 2013 года.
Объем и структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ И НРАВСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
§1. Методология исследования нравственных оснований религиозной культуры.
Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества. Древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики, как и древние китайцы, которых трудно отнести к религиозной цивилизации в современном ее понимании.
С развитием идей о моральных ценностях в мире распространенились идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько особенных, моральных систем. Это выражается в отношении к иноверцам - язычниками называли христианские миссионеры аборигенов - политеистов, в исламе - кяфир, гой и атеист часто тождественно аморальности. С позиции атеистов, религия трактовалась как идея, которая несет в себе аморальность. При этом часто в критике встречаются факты, использования религии людьми как инструмент для достижения корыстных целей. О подобном положении говорил Зигмунда Фрейда, указывая на то, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.
Интерес к обозначенной в диссертации проблеме объясняется в первую очередь глубочайшим нравственным кризисом, поразившим современное российское общество. Весьма распространённым и авторитетным в наши дни ответом на вопрос о причинах этого кризиса является_указание на атеистическое (советское) прошлое нашей страны. Такой ответ, разумеется, поддерживается религиозными кругами. Этот ответ основывается на убеждении, согласно которому религия - это фундамент нравственности. Его сторонники исходят из того, что без религиозной поддержки нравственность деградирует, слабеет, умирает. Как видим, этот ответ на вопрос о причинах нынешнего нравственного кризиса исходит из определённого понимания взаимоотношений религии и нравственности. Этот же ответ содержит в себе желание преодоления сегодняшнего нравственного кризиса, рецепт, указывающий на необходимость религиозного возрождения. Нас в данной работе интересуют мировоззренческие, социокультурные основания доминирующей роли религии и нравственности.
Первой методологической установкой, которую необходимо, на наш взгляд, учитывать для корректного обсуждения проблемы взаимоотношений религии и нравственности, является рассмотрение религии и нравственности в качестве фундаментальных феноменов культуры. Это означает, что корректный анализ названной проблемы возможен лишь в свете многообразия культур и на основе учёта прохождения культурами в ходе их развития качественно своеобразных этапов. Эту установку можно пояснить и конкретизировать следующим образом. Во-первых, в истории духовной культуры реализовались различные варианты религии и нравственности и, соответственно, их взаимоотношений, и различия этих вариантов задаются, прежде всего, различием культур, в лоне которых существуют и взаимодействуют конкретные формы религии и нравственности. Во-вторых, характер взаимоотношений анализируемых феноменов культуры не остаётся неизменным в ходе эволюции изучаемой культуры. Этот характер радикально изменяется вместе
с переходом данной культуры от одного этапа в её развитии к другому. К этой установке тесно примыкает принцип мировоззренческого, социокультурного «позиционирования» исследователя занимающей нас проблемы. Иначе говоря, обсуждая различные варианты^ решения проблемы взаимоот- - — ношений религии и нравственности, необходимо учитывать принадлежность автора (авторов) соответствующего решения к определённому типу мировоззрения, к определённому типу (этапу) культуры. Большинство исследователей придерживается указанных выше методологических принципов взаимоотношений нравственности и религии хотя бы потому, что они выражены в весьма общей форме. Для их дальнейшей конкретизации необходима определённая схема развития культуры, в которой и будут зафиксированы специфические, с точки зрения характера взаимоотношений религии и нравственности, этапы развития культуры. Философами, историками, религиоведами предложены различные периодизации истории культуры, рассматриваемой под интересующим нас углом зрения. Так, например, многие авторы утверждают, что развитие религии сопровождается её морализацией. В связи с этим они различают религии естественные, в которых нравственная составляющая минимальна, и религии этические, в которых делается акцент на моральные принципы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Зороастризм в религиозном синкретизме средневекового Дагестана1998 год, доктор философских наук Курбанов, Гарун Магомедович
Проблема духовно-нравственной преемственности поколений в условиях трансформации общества2007 год, кандидат философских наук Рамазанов, Магарам Рагимович
Нравственное воспитание старшеклассников в условиях взаимодействия светского и духовно-конфессионального образования2007 год, кандидат педагогических наук Омарова, Патимат Абусупьяновна
Нравственность как объект конституционно-правовой защиты2006 год, кандидат юридических наук Алиева, Мадина Низамовна
Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры2004 год, доктор философских наук Акаев, Вахит Хумидович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гаджимирзоева, Олеся Сабировна, 2013 год
Список использованной литературы
1. Агларов М.А. Брак и свадебные обычаи народов Дагестана. Махачка-ла,1988.С.188.
2. Абакарова P.M. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре. СПб. 2003.
3. Абу ал-Аля ал-Маудуди. Ислам сегодня. М., 1992. - С. 19. Байрон Г., Иэрхарт. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т.1.
4. Авшалумова Л.Х. Иудаизм в Дагестане.- Махачкала. 1986.
5. Адаты южно - дагестанских обществ: Сборник сведений о кавказских горцах: Т.8.-1875.
6. Азбука христианства: Словарь - справочник,- М.,1997.
7. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. - Махачкала, 1969.
8. Акаев В.Х. Суфийские братства и ваххабиты.// Азия и Африка сегодня.- 1998.-№6.
9. Александр Кырлежев. Религиозное и секулярное. М. 2004.
10. Александр Морозов. Юрген Хабермас о секулярном и религиозном
11. Алимов Б.М. Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в 19 -н.20в. - Махачкала, 1986.
12. Альфа - Омега Христианские и еврейские праздники.- М.,1924.
13. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.
14. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм. - Харьков, 1987.
15. Астахова А. Хороший мусульманин - плохой ваххабит.// Сегодня. -2000.- 26 июля.
16. Ахундов М.Р., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры. // Вопросы философии.- 1922.- № 12.
17. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. - М., 1984;
18. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. -М., 1999;
19. Балагушкин Е.Г. Типология новой религиозности // Динамика культурных и социальных связей. - М., 1992;
20. Баркер А. Новые религиозные движения.- СПб., 1997.
21. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства.- М.: 1992.
22. Беленький М.С. Спиноза о религии, Боге, Библии. - М.: Мысль,1977.
23. Белов A.B. Секты, сектантство, сектанты. - М.: 1978.
24. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье.- М.,1965.
25. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство: исторические очерки.-М.,1957.
26. Библия: Книги Священного Писания Ветхово и Нового Завета.
27. Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в 19 - н.20в. Махачкала, 1990.
28. Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 1990.
29. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 - н. 20вв. -Л., 1989.
30. Булатова А.Г Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-XX в.в.- Л., 1998.
31. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 - н. 20 веков.- Л.,1989.
32. Бунге Б. Причинность.-М., 1962.
33. Бутинова М. С. Как возникла религия. М., 1997.
34. Бутинова М.С. Как возникла религия.- М.,1977.
35. Вавилонский Талмуд. /Коммент. изд. раввина Адина Эвен - Исраэль. Трактат Бава Меция. Гл.1./ Рус. Пер. и ред. 3. Мешкова. - Иерусалим, 1995.
36. Валеев Д.Ж. Происхождение морали.- Саратов, 1981.
37. Васильев Л.С. История религий Востока.- М.,1999.
38. Вельгаузен Ю. Введение в историю Израиля.- СПб., 1909.
39. Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. - М.-Л.,1946. Волков А.Н. Проблемы духовной философии: Т.1. -М.,1995.
40. Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. -С. 95-112.
41. Гаджиев М.Г.и др. История Дагестана с древних времен до 15века./ Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р.- Махачкала, 1996.
42. Гаджиев М.С., Ширавов К.З. Ислам и мораль.- Махачкала, 1970.-С.126.
43. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - ХХв. - М., 1985.
44. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. - Харьков, 1916.- Т.1.
45. Гамзаев Ш.Г. Суеверие и дети: источники и сущность суеверий. //Религиозные пережитки и атеистическое воспитание молодежи.-М.,1977.
46. Гараджа В.И. Социология религии. -М., 1996;
47. Гегель Г.Ф. Философия религии: Т.1-2.-М.Д975.
48. Гольдциер И. Культ святых в исламе. //Ислам и его секты. - Ашхабад,1913.- Т.4.
49. Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. - СПб., 2000;
50. Григоренко А.Ю. Сатана там правит бал. - Киев, 1991;
51. Григорьева JI.И. Религии «Нового века» и современное государство (социально-философский очерк). - Красноярск, 2002;
52. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». - М., 1983;
53. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам.-М., 1986.
54. Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные организации в странах Запада. - М., 1993;
55. Гуревич П.С. Философия культуры- М.,1994.
56. Гуревич П.С.Культурология.-М.,1996.
57. Гусейнов. A.A., Апресян Р.Г. Этика. М.,1998.
58. Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция.// Традиция в истории культуры. - М., 1978.
59. Дакоста У. О смертности души человеческой и другие произведения. - М.,1958.
60. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М., 1995;
61. Духовная культура народов Дагестана в 18 - 19в. - Махачкала, 1999.
62. Емелях Л. Христианские таинства.- Л.,1977.-С.159.
63. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.- М.,1990.
64. Жак Деррида, Юрген Хабермас. Наше обновление после войны второе рождение Европы. М., 2003.
65. Журавский A.B. Христианство и ислам. - М.,1990.
66. Забылин М. Русский народ. - М.,1996.
67. Запад и Восток: Традиции и современность. Курс лекций для негуманитарных специальностей.- М.,1993.
68. Иваненко С.И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. - М., 1999;
69. Игнатенко A.A. Мусульманская самозащита от ваххабизма. // Независимая газета.-1999. -24ноября.
70. Игнатенко A.A., Жданов H.B. Ислам на пороге 21века. - М.,1989.
71. Ислам в Дагестане: Межвузовский сборник научно-тематических статей.- Махачкала: ИПЦ ДГУД994.
72. Ислам. Традиции и новации./ Отв. Ред. Малашенко A.B. Кудрявцев A.B.-М.,1991.
73. Каган М.С. Культура-философия-искусство.- М., 1988.
74. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.,1974.
75. Касавин. И.Т. Познание в мире традиций.- Новосибирск, 1990. // Наука и ценности./ Под. ред. Кочергин.- Н. Сиб. Отд., 1987.
76. Катунский А.Е. Старообрядчество.- М.,1972.
77. Кимелев Ю.А. Философия религии.- М.,1998.
78. Киселев Г.С. Современный мир и новое религиозное сознание. // Вопросы философии.- 2000.-№6.
79. Коник В.В. Иллюзии свидетелей Иеговы. - М., 1981.
80. Коран. /Пер. и комм. Крачковского И.Ю.- М.,1990.
81. Коран. /Пер. и комм. Османова М.-Н.О.- М.,1999.
82. Коран. /Пер. и комм. Пороховой В. -М., 1997.
83. Коран. /Пер. и комм. Саблукова Г.Ф. М.-Минск,1991.
84. Коровиков Н.В. Исламский экстремизм в арабских странах. -М.,1990.
85. Красиков A.A. Религиозная свобода в России нуждается в защите // Межконфессиональный мир и консолидация общества. - М., 1997.
86. Крывелев И.А. История религии.- Т.1-2.- М.:Мысль,1988.
87. Курбанов Г.М. Ислам и политико-правовые процессы в исламе // Народы Дагестана.- 1999-№2.
88. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана: История и современность. - Махачкала,2001.
89. Ланда Р.Г. Ислам в истории России.- М.,1995.
90. Лобачева H.H. Формирование новой обрядности узбеков. - М.,1975.
91. Лункин Р. Пятидесятники в России: опасности и достижения «нового» христианства / Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. - М.-СПб., 2002.
92. Лурье C.B. Историческая энциклопедия. - М.,1998.
93. Любимов Л. Искусство древней Руси. - М.: Просвещение, 1981.
94. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический очерк. - М.,1960.
95. Магомедова 3. Культура и народные традиции Дагестана. - Махачкала,1997.
96. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. - М., 1994;
97. Максуд Р. Ислам.- М., 1999 .-С. 256-259.
98. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. -М.,1998.
99. Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ.- М., 1996.
100. Малашенко А. Ислам в России: С исламистами можно и нужно договариваться. Заметки полионтолога. // Свободная мысль. - 1999.
101. Мамардашвили М. К.Мысль под запретом: Беседы с Эпельбуэн А.Э. //Вопросы философии.- 1992.-№5.
102. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. / Под ред. Додольцева Р.Ф. М., 1993.
103. Маркс. К.Энгельс Ф. /Сочинения. - Т. 22.
104. Массэ А. Ислам: Очерк истории.- М.,1961.
105. Мехтиханов А. Католичество- православие. Махачкала. 1999.
106. Мец А. Мусульманский ренессанс: М.: Наука, 1966.-С.265.
107. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. - СПб., 1997;
108. Мунчаев Ш.М. Религия: История и современность. - М.: Юнити, 1998.
109. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. - М.,1999.
о
110. Мюллер А. История ислама и основания до новейших времен./ Мед-никова H.A.- М.,1985.
111. Некрылов А.Ф. Круглый год. - М.Д989.-С.6-16.
112. Никольский Н.М. Происхождение еврейских праздников и христианского культа.- Гомель, 1926.
113. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Пророк Мухаммед. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
114. Петров В.А. Тайная власть. Космоэнергетика и эволюция сознания.// Тайная власть.-2001.-№16.
115.Петрухин В.Я. Функция космологических описаний в погребальном культе. //Обычаи и культурно-деффиринцирующие традиции народов мира. М.,1979.
116. Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти. // Социально - политические представления в исламе. История и современность.- М.,1987.
117. Плахов В.Д. Традиции и общество. - М.,1982.
118. Привалов К. Секты: досье страха. - М., 1987; Митрохин J1.H. Религии «Нового Века». - М., 1985.
119. Буряковский A.JI. Новые религиозные сообщества и будущее человечества // Религия, свободомыслие в культурно-историческом процессе. - СПб., 1991.
120. Привалов К.Б. Секты: досье страха. - М., 1987;
121. Прокофьев A.B. Об этническом смысле антитезы: Мораль для человека или человек для морали. // Вопросы философии.-1998.-№6.
122. Пудов B.C. Кришнаиты в СССР // На пути к свободе совести. - М., 1989.
123. Раввин Мах Цви Маркович. Путями веры. - Иерусалим, 1979.
124. Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. - М.,1937.
125. Религиозные верования./Отв. Ред. Басилов В.Н.-М.:Наука.-1993.
126. Религия в культуре народов Дагестана. - Махачкала, 1996.
127. Религия в истории культуры. /Под. ред. Писманика М.Г. - М.,1998.
128. Религия и религиозные организации в Дагестане: справочник./ Отв. Ред. Ханбабаев K.M. -Махачкала: Дагкнигоиздат,2001.-С.56.
129. Россия и ислам /! Северный Кавказ.- 1997.-№34.август.
130. Русские./ Отв. ред. Александров В.А.-М.Д999.
131. Рыбаков Б.А. Древности Чернигова.// ЛША.-№ 11.-М.Д949.-С.21.
132. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1998.
133. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека.- Махачкала,1994.
134. Сайд Абуль Аля May дуди. Этические воззрения ислама. М., 2004.
135. Сапроненко В.В. Крещение Руси. Последствия и сущность // Ставрополье. 1988. № 1.-С. 104-112;
136. сверить на наличие в осн. списке
137. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.// Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы.-М.,1977.
138. Современная буржуазная философия и религия./ Под. ред. Богомолова A.C.- М.,1977.
139. Современная культура и быт народов Дагестана./Отв. ред. Гаджиева С.Ш.- М.,1971.
140. Спиноза Б. Избранные произведения: Т.1. -М.,1957.
141. Стальский С. Сборник материалов и документов. Махачкала, 1939.
142. Тагирова-Шайдаева Г.М.. Исламская этика и социально - нравственные воззрения верующих мусульман. М.,1990.
143. Таранов П. Звезды мировой философии. - М.,1998.
144. Тейлор Э. Первобытная культура.- М.,1939.
145. Тимирязев В.А. Религиозные верования с древнейших времен до наших дней. - СПб, 1900.
146. Тимирязев В.А. Религиозные верования с древнейших времен до наших дней. - СПб, 1900.
147. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М.Д986.-С.482.
148. Толковый словарь русского языка /. Под ред. проф. Ушакова Д.Н. -М.,1990.
149. Традиции в современном обществе./ Под ред. Дрожина. - Новосибирск, 1990.
150. Традиции и новации. /Отв. ред. Малашенко Н.В., Кудрявцев A.B. -М.,1991.
151. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев./ Отв. ред. Исламмагомедов. - М., 1988.
152. Тримингем Дж. С. Суффийские ордена в исламе. - М.,1989.
153. Трофимчук H.A. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. - М., 1991;
154. Труды по востоковедению, издаваемые лазаревским институтом вост. яз: Вып.12 (41).-М.,1912.
155. Уманец С.И. Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе: Опыт исторического мусульманского сектантства от смерти Мухаммеда до наших дней.- СПб., 1890.
156. Умберто Эко. Заметки на полях "Имени розы"
157. Умберто Эко. Священные войны: страсть и рассудок
158. Урбаз. Э. Мудрецы Талмуда. - Иерусалим: Библиотека - Алия, 1986.
159. Фаликов Б.З. На пути к свободе совести. - М., 2002.
160. Филатов С.Б. Нет свободы без свободы совести // Религия и демократия. - М., 1996.
161. Флоренский П.А. Культовая религия, культура. М.,1977.
162. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. /Под. ред. Додольцева Р.Ф.- М.,1993.
163. Фурман Д.Е. Ислам и общество.// Вопросы философии.- № 1993.-№12.
164. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике. М. 2013.
165. Хайбулаев З.Х. Ваххабизм в исламе: истоки и современность: Махачкала,2001.
166. Ханбабаев К. М. Религии в истории Дагестана.// Гуманитарные науки и новые технологии образования,- Махачкала, 1998.
167. Харузин Н. Этнография. - Т.4. -СПб,1905.- С.86-88.
168. Христианство: Словарь.- М.: Республика, 1994.
169. Худавердян В.Ц. Современные альтернативные движения. - М., 1986.
170. Цветков П. Исламизм.// Ислам и его секты.- Ашхабад, 1913.-Т.4.
171. Чеснов. Я.В. Лекции по исторической этнологии.- М.,1998.
172. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала, 1929.
173. Чурсин Г.Ф. Культ железа на Кавказе./ Кавказский историко-археологический институт: Вып.6.- Тифлис,1927.
174. Шаулов Д.Д. Иудаизм. - Махачкала, 1972.
175. Шихсаидов А.Р. Ислам в Дагестане.// Центральная Азия и Кавказ.-1999.- №4 (5).
176. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции. - Л., 1936.
177. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. - М., 1997.
178. Энеева. Е.Х. Этика запрета в исламе. СПб., 2000.
179. Этнографическое обозрение. -№ 3. -1995.
180. Лотман Ю. Выход из лабиринта. Вильнюс. 2001.
181. Юрген Хабермас. Статуя и революционеры. Париж. 2004.
182. Яблоков И.Н. История религии,- М.,2002.- Т. 1-2.
183. Янченко В. Террор в одеждах,ваххабизма., //Труд.-19.04.2001.-19апр.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.