Нравственные основы дагестанского этикета, XIX - начало ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Уруджева, Нарима Уруджевна

  • Уруджева, Нарима Уруджевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 136
Уруджева, Нарима Уруджевна. Нравственные основы дагестанского этикета, XIX - начало ХХ вв.: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Санкт-Петербург. 1999. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Уруджева, Нарима Уруджевна

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

Глава I. Этикет: сущность и содержание

§ 1. Этикет в системе нравственной регуляции

§ 2. Своеобразие формирования этикета народов Дагестана

(конец Х1Х-ХХ вв.)

§ 3. Соотношение адата и шариата в системе этикета народов

Дагестана

Глава II. Место и роль этикета в культуре народов Дагестана

особенности

§ 2. Праздники и обряды жизненного цикла как нравственная

традиция

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственные основы дагестанского этикета, XIX - начало ХХ вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие сегодня в России социально-экономические и межкультурные изменения резко обозначили проблему межэтнических отношений, необходимость выявления их этических и нравственных оснований. Цивилизованный разлом — имеет ли он место в России? Каковы этноэтические особенности реформирования России? Эти вопросы заставили нас обратиться к анализу основ традиционного общества, его влиянию на современность. "Лица кавказской национальности" — кто они, имеют ли они право существовать в российском обществе? Да и само российское общество — что это, на чем оно держится? Империя, постимперия и регион — каковы механизмы их взаимоотношений? Никто почему-то не ищет этноэтических основ демократии, хотя о ней не говорит только ленивый. А может быть демократия — явление не только и не столько политическое, сколько этическое и этническое? Современность не есть отрицание прошлого, а поиск путей преемственности, которая лежит в этноэтической памяти. Уникальная история Дагестана, особенности его географического положения, многонациональность и уникальный опыт взаимодействия и сосуществования различных социокультурных систем, деятельность и неоднозначность отношений с Россией дают нам большой материал для исследования.

Актуальность исследования. Конец XX века едва ли не везде знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, к культуре ушедших эпох, в том числе и к этноэтикету. Причин тому немало. В неизбежности и даже целесообразности такого явления мало кто сомневается. Чем стремительнее человеческое общество становится единообразным, идентичным, тем активнее противостояние этой нивелирующей тенденции, тем чаще и серьезнее наблюдаемое повсеместно обращение к сугубо национальному, к истокам и традициям, ведь именно традиционные культуры отличались уникальностью, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Опреде-

ленная закономерность есть и в том, что в эпохи кризисные, переломные возникает желание обратить взоры в прошлое, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций и обычаев, почерпнуть свежие идеи, чтобы вернувшись в исходную точку, выйти на новый виток жизни.

Такое время переживает сейчас Дагестан. Поэтому столь актуальным представляется обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры. Наше время воочию заставляет убедиться в том, что без культурной памяти, без знания, понимания и уважения к прошлому нет и не может быть достойного настоящего, что именно прошлое закладывает будущее, объясняет сегодняшние успехи и неудачи и в конце концов помогает нам понять самих себя. Только сейчас мы начинаем понимать, что нельзя ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране существовать и строить будущее без знания корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны нам предшествующими поколениями.

Сегодняшнее исследование этикета при вступлении России и Дагестана как составной ее части в фазу трансформации, приобретает особое звучание в связи с необходимостью глубокого понимания характера нашего культурного наследия, осмысления его исключительно своеобразных ценностей, складывавшихся на протяжении предшествующих столетий и продолжающих жить в нас и поныне, в виде архетипов национальной психологии, стереотипов поведения, зафиксированных в обрядах, обычаях и традициях.

Объектом исследования в данной работе является нравственная культура народов Дагестана.

Предмет исследования - традиционные нравственные нормы дагестанцев и формы их реализации.

Хронологические рамки исследования охватывают более чем вековой период - XIX - нач. XX века.

Степень разработанности. Проблема методологии познания этикета чрезвычайно сложна и многогранна, она исследуется в различных ас-

пектах и на разных уровнях не только этнографией, но и многими другими науками и, прежде всего, этноэтикой, этнопсихологией, этнопедагогикой и др. Причем, каждая из них в соответствии со своим предметом, исследуя, как правило, какой-то из аспектов в их функционировании, использует и вырабатывает специфические для данной науки методы, приемы и формы познания, обеспечивая таким путем достижение поставленных целей своего конкретного исследования.

Дореволюционный период исследования характеризуется накоплением определенного эмпирического материала, посвященного различным аспектам культуры и быта дагестанцев. Этот материал отличается описательно-стью, и авторы в этот период выдвигали в качестве первостепенных различные, нередко противоречащие друг другу положения и принципы, характеризовавшие по их мнению, культуру и уклад жизни дагестанцев в целом. Среди них: И.Н. Березин, П.Пржецлавский, М.М.Ковалевский, Ф.Леонтович,

B. Швецов, А.Т.Васильев, Н.Данилевский, Н.Дубровин и др.1

К изучению своей традиционной культуры обращались многие дагестанские авторы: А.Г.Агаев, С.С.Агаширинова, А.Г.Булатова, Т.В.Вагабов,

C.Ш.Гаджиева, Р.М.Магамедов, Г.А.Гаджиев, С.М.Гаджиев, С.А.Лугуев,

1 Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. СПб., М., 1949; Пржецлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи // Вестник Европы. -1867. - Т.З. - С.141-192; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890, он же. Современный обычай и древний закон. М., 1886; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883, вып.1-П; Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856; Васильев А.Т. Кази-кумухцы. Этнографическое обозрение. 1899, т.42, № 3; Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1846; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871.

Х.М.Хашаев, С.Ш.Муслимов и др.1, сочинения которых содержат, в основном, описания семейного быта и обрядов, религиозных воззрений.

По собственно кавказоведческой проблематике есть ряд работ историков, этнографов, фольклористов, философов и т.д.: Б.Х.Бгажнокова, Р.Ж. Бетрозова, В.Х.Гарданова, Ш.Д.Инал-Ипа, В.М. Зумакулова, С.Х.Мафедзева, Б.С.Саламова, А.И.Мусукаев, В.С.Уарзиати, Х.К.Цаллаева, Б.Х.Цавкилова, Ю.Д.Ачнабадзе и др.2

1 Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство; история и современность. Махачкала, 1995; Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. М., 1978; Агаширинова С.С., Сергеева Г.А. Формирование новых праздников и обрядов у народов Дагестана // Советская этнография. - № 4. - 1966; Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — нач.ХХ в. Л., 1989; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — нач.ХХ вв. М., 1985; она же. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала, 1979; Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991; Гаджиев С.М. Личность и общество. Махачкала, 1975; Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический очерк. М., 1960; он же. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992; Лугуев С.А. О традиционных нормах общения у народов Дагестана в сфере "мужчина-женщина" // Краткое содержание сред-неазиатско-кавказских чтений 1990-1991. СПб., 1992; Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961; Муслимов С.Ш. Интернационализация обрядов и традиций. Махачкала, 1968.

2 Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Бетрозов Р.Ж. Адыги: истоки этноса. Нальчик, 1990; Галданов В.Х. Общественный строй адыгских народов (XVIII-XIX вв.). М., 1967; Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984, он же. Традиции и современность. Сухуми, 1973; Зу-макулов В.М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985; Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984;

Большое методологическое значение для разработки данной проблемы имеют труды культурологов, этиков, эстетиков. Исследования A.B. Авксентьева, С.ФАнисимова, М.М. Бахтина, Д.Ж.Валеева, А.А.Гусейнова, В.Г. Иванова, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, В.И. Бакштановского, А.П. Варда-мацкого, Э.В.Соколова, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, Е.М.Пенькова и др.1 от-

он же. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик, 1979; Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик, 1986; он же. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990; Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968; Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995; Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995; Цаллаев Х.К. Традиции и нравственное воспитание. Орджоникидзе, 1989; Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961; Ачнабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства // Советская этнография. - М., 1985. - № 4 и др.

1 Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993; Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Бахтин М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981; Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988; он же. Великие моралисты. М., 1995; Иванов В.Г. Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Свердловск, 1985; Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы СПб., 1996. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; он же. Философская теория ценности. СПб., 1997; Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., 1979; Вардамацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. Минск, 1987; Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972; он же. Свободное время и культура досуга. Л., 1977; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994; Пеньков Е.М. Социальные нормы — размеры поведения личности. М., 1972.

личаются тем, что в них фиксируется взаимосвязь, взаимообусловленность нравственных категорий, исследуется своеобразие специфики нравственного поведения.

Существенный вклад в научное осмысление и развитие теории этикета внесли работы,, которые позволили автору определиться с принципами и методами исследования этикета как предмета этнографической, исторической, философско-этической науки. Это, в основном, работы А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажнокова, Л.В.Волченко, Н.С.Сарсенбаева, И.В.Суханова, Ш.Д.Инал-Ипа, В.М.Замакулова, А.К.Алиева и др.1 В трудах этих исследований раскрывается значение этикета для человеческого общения, осмысляется понятие стиля поведения, а также дается определение правил поведения как сложившихся требований общества к индивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах.

Надо сказать, что собственно философско-этических работ, посвященных анализу нравственной культуры народов Кавказа, очень мало. Лишь с 90-х годов появляются исследования по философии, этике, культурологии кавказской проблематике: Р.М.Алиева, К.Х.Унежев, Р.А.Ханаху, А.Ю. Шад-же2.

1 Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990; Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. М., 1976; она же. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992; Суханов И. 8. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965; Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984; Зумакулов ВМ Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985 и др.; Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968 и др.

2 Алиева P.M. Мораль и нравственность в системе этнокультуры (на материалах народов Северного Кавказа). Диссерт.на соиск.уч.степ.к.фил.н. -

При всем многообразии литературы, исследований, различных подходов к данной проблеме, обобщающей, систематизирующей работы, которая рассматривала бы целостно данное явление, нет.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой работой, специально посвященной этическим традициям и этикетным нормам народов Дагестана. Несмотря на обилие работ по отдельным разделам этикета, тем не менее нет комплексного исследования, посвященного собственно проблеме этикета и культурным традициям народов Дагестана и их роли в жизни этих народов, которых насчитывается более 30. Опубликованные ранее в литературе данные по отдельным разделам дагестанского этикета рассмотрены в диссертации под новым углом зрения, поскольку выявлены общечеловеческие ценности этикета и его этноэтическое своеобразие.

Целью диссертационной работы является исследование и анализ системы нравственно-этических представлений и традиционных норм поведения дагестанцев. Рассмотрены ведущие типы ценностей - этические, религиозные, социальные. Их анализ проводится на нескольких основных уровнях -уровне сознания, поведения, социальной и религиозной жизни. Достижение данной цели требует решения следующих задач:

- Описать традиционный дагестанский этикет и определить его основные принципы;

- Показать, какого рода нравственное долженствование содержится в нормах этикета, указать культурно-воспитательное значение этикета;

- Выявить специфику и содержание религиозных ценностей в сфере

СПб., 1992; Унежев К.Х. Традиционная культура адыгов. Авт.на соиск.уч. докт.филос.н. - Ростов-на-Дону, 1998; Ханаху P.A. Традиционная культура: специфика и проблемы эволюции (на примере Северного Кавказа). Авт. докт.филос.н. - М., 1998; Шадже А.Ю. Национальные ценности: социально-философский анализ. Авт.докт.филос.н. - Ростов-на-Дону, 1997.

этикета. Проанализировать адатно-шариатский механизм регулирования се-мейно-бытовых отношений, сложившихся исторически у народов Дагестана;

- Рассмотреть праздник как социокультурное явление и роль этикета в

нем;

- Раскрыть специфику этикета по отношению к другим социальным нормам, обычаям, обрядам и т.д.;

- определить место нравственных ценностей и этикета на современном этапе народов Дагестана.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды специалистов по истории и этнографии, в которых прямо или опосредовано были поставлены, проанализированы важнейшие проблемы развития этносов и межэтнических отношений (Байбурин А.К., Бгажноков Б.Х., Инал-Ипа Ш.Д., Магомедов P.M., Мафедзев С.Х., Першиц А.Ч.). Также методологической основой исследования являются философско-этические и культурологические работы отечественных авторов. Большое значение для разработки данной проблематики имеют работы С.Ф.Анисимова, JI.M. Архангельского, А.А.Гусейнова, В.Г.Иванова, С.Н.Иконниковой, А.Н.Титаренко, O.JI. Дробницкого, Э.В.Соколова. В диссертации относительно предмета исследования конкретизированы такие методологические принципы, как принцип историзма, развития, системности.

Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования ее основных положений в разработке основ и принципов национальной политики, стратегии социального реформирования в регионах многонационального общества, в подготовке общих и специальных курсов по этике и культурологии, методических материалов по истории культуры дагестанцев, религиоведению и этнопсихологии. Определенные положения диссертации могут представлять интерес для философов, культурологов, социологов, изучающих механизмы разнообразных процессов культурных трансформаций. Проблематика данного исследования помогает установить

г некоторые аспекты значимости культ^ры как социального явления и как ^собой отрасли социально-философского знания.

Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в четырех научных публикациях. Некоторые аспекты диссертации легли в основу выступления автора на заседании аспирантского семинара кафедры этики и эстетики философского факультета СПбГУ.

Структура и объем диссертационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Уруджева, Нарима Уруджевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все культуры мира похожи друг на друга, и в то же время каждая культура особенна и оригинальна по-своему. Можно с уверенностью сказать, что нет народа, у которого не существовало бы правил поведения людей по отношению друг к другу или, что одно и то же - норм этикета. А разве представления о счастье не входят в систему материальных и духовных ценностей каждого народа? Каждый народ вкладывает в свои понятия представление об отношении людей друг к другу и к природе, каждый народ имеет свои представления о праздниках и буднях и т.д. И это неудивительно, ибо при всем многообразии закономерностей социального развития человечества в основе их лежит некоторое число общих для всего мира инвариантов. Их универсальность предопределена принадлежностью людей к единому биологическому виду и вытекающим отсюда единством наиболее важных жизненных потребностей, единством общих законов исторического развития.

Говорить об этничности доисламских народов нельзя без анализа мощного влияния окружающей их специфической природной среды, в которой они развивались. Именно географическая обособленность горных районов Дагестана, климатические условия, отсутствие дорог оказались важнейшими причинами сохранения на сравнительно небольшой территории такого многообразия языков и культур. Можно указать следующие общие культурно-психологические черты, свойственные народам Дагестана, определяющие поведенческие модели, особенности восприятия и взаимодействия в жизни.

1. Этические традиции дагестанцев являются составной частью народной культуры в целом. Они тесно переплетены с социальной организацией, религиозными воззрениями и обрядами, с искусством, с народной педагогикой.

2. Нравственная культура общества и индивида в традиционных уеловиях представляет собой целостную систему норм и нормативных действий, отражающих идеалы, жизненную ориентацию и определяющих поведение в природе, человеческом обществе.

3. Дагестанскую культуру в целом можно охарактеризовать скорее как застывшую, чем динамическую. Известно, что горские этносы долгое время оставались весьма консервативными. Консерватизм сохраняет общинные отношения, определяет их высокую приверженность к традиционным укладам, устойчивую межпоколенную связь и преемственность, даже в условиях социальных трансформаций.

4. Дагестанскую культуру характеризует стабильность систем ценностей, устойчивость поведенческих стереотипов. Здесь высока значимость иерархии, старшинства, таких ценностей, как послушание, конформизм, покорность. Регламентированность как характеристика общества определяет высокую степень стремления у ее представителей избежать неопределенности и порождает агрессивность в случае отклоняющегося поведения.

5. За каждым обрядом, обычаем, представлением, стоит вся культура в целом - культура, ориентированная на общество, а не на личность. Общество не навязчиво, но настойчиво направляет каждого своего члена в русло отшлифованных поколениями традиций. В личности воспитывается привычка к взаимопомощи, сознание того, что она делит ответственность за свои поступки с остальными членами общества и, прежде всего, с родственниками. Условия социальной жизни вырабатывают в людях ощущение взаимной зависимости, чувство сильной взаимной привязанности, духовной близости. Горцам вообще свойственна глубокая привязанность к своей родовой или общинной земле. Материальные условия жизни горцев, постоянное взаимодействие с природой при низком уровне развития техники, а также специфические особенности их социальных отношений, требовали не только коллективизма и сплоченности людей, составляющих общину, но и личной инициативы, способности индивидов принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях. Это нашло отражение в системе социально-нравственной регуляции народов Дагестана.

6. Практически все исконные народы Дагестана исповедуют мусульманскую религию. С введением ислама, регулятивная функция которого носит строгий характер, этикет не утратил своей роли в дагестанском обществе, хотя был дополнен некоторыми мусульманскими правилами и запретами, особенно, в области семейно-брачных отношений и требований, касающихся соблюдения мусульманских ритуалов.

7. Современная социально-политическая ситуация на Северном Кавказе оживляет общинные отношения у всех коренных народов. В условиях межэтнической напряженности еще более усиливаются внутриэтнические эмоциональные связи, возрастает чувство этнической общности, а собственная этническая группа в системе ценностей выдвигается на первый план.

Структурное реформирование общества, особенно его регионов, невозможно без учета нравственных оснований любого этноса. В противном случае любая модернизация обречена на отторжение. Современная ситуация на Северном Кавказе, и в частности, в Дагестане, служит этому примером.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Уруджева, Нарима Уруджевна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аббасова М.О. Семейные обряды лезгин Азербайджана. Авт. канд. ист. наук. М., 1989. - 21 с.

2.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". М., 1991. -169 с.

3. Абельдяев Н.М. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев // Кавказ.- 1857.-№50, 51.

4. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент. 1988. С.125.

5. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1974. С.287.

6.Авксентьев A.B. Коран, шариат и адаты.Ставрополь, 1966.

7. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. С.222.

8. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995. С.94.

9. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. М., 1978. С.304.

10. Агаширинова С.С., Сергеева Г.А. Формирование новых праздников и обрядов у народов Дагестана // Советская этнография. - № 4. - 1966. -С.126-177.

П.Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально- психологические проблемы. М., 1990. - 240 с.

12. Агларов М.А. Территории сельских обществ и их союзов горного Дагестана в XIV-XIX вв. // Общественный строй сельских общин Дагестана в XVIII - нач. XIX в. - Махачкала, 1981.

13. Адаты кумыков. Нальчик, 1995. С.56.

14. Адаты южно-дагестанских обществ // Сборник сведений о кавказских горцах. 1875. Вып.8.

15. Азизов С.А. Патронимия у народов Южного Дагестана. Авт. канд. ист.наук. М., 1988. - 28 с.

16. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. С.290.

17. Алиева P.M. Мораль и нравственность в системе этнокультуры (на материалах народов Северного Кавказа). Дисс. на соиск. учен.ст. ...канд. фи-лос. наук. СПб., 1992. С.111.

18. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985. С.158.

19.Антонов В.В. Основы этики ислама. СПб., 1993. - 13 с.

20.Аристотель. Соч.; в 4 т. М., 1984. Т.4.

21. Ачнабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства // Советская этнография. - М., № 4. - 1985. - С.110-120.

22. Аширов Н. Нравственные поучения современного ислама. М., 1977.

-64 с.

23. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М., 1995. С. 129.

24. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. - 237 с.

25. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990. С. 167.

26. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., 1979. С.64.

27. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Пг., 1918.

28. Баткина И.Б. Этикет. Психология и культура поведения. Воронеж, 1996. С.110.

29. Бахтин М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. - 527 с.

30. Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. СПб., М.,

1849.

31. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. С. 159.

32. Бгажноков Б.Х. Культура общения и этнос. Нальчик, 1984.

33. Бгажноков Б.Х. Традиционное и новое в застольном этикете адыгских народов // Советская этнография. - М., 1987. - № 2. - С.89-100.

34. Белоусов Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974. С.200.

35. Бетрозов Р.Ж. Адыги: истоки этноса. Нальчик, 1990. С. 133.

36. Библер В.С. Нравственность, культура, современность. М., 1990. -

62 с.

37. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С.311.

38. Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. Т.36.

39.Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991. - 60 с.

40. Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1986. С.142.

41. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С.622.

42. Бромлей Ю.В. Традиции и инновации в бытовой сфере образа жизни. М., 1981. С.55.

43. Броневский С.М. Известия о Кавказе. М., 1823. Ч.П.

44. Броневский С.М. Новейшие исторические и этнографические сведения о Кавказе. М., 1823.

45. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - нач. XX в. Л., 1989. С. 197.

46. Булатова А.Г. Лакцы в XIX — нач.ХХ вв. Авт.дисс. на со-иск.ученой степ, к.ист.н. Махачкала, 1969. - 18 с.

47. Бушелева Б.В. Этика и этикет общения. Петропавловск-Камчатск, 1993. С.168.

48. Быт сельского населения Дагестана (XIX - нач. XX вв.). Махачкала, 1981. С.148.

49. Вагабова Ф. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. - 251 с.

50. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.

51. Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности.

Минск, 1987. С.128.

52. Васильев А.Т. Кази-кумухцы. Этнографическое обозрение. 1899. Т.42. № 3.

53. Вейденбаум Е.Г. Кавказские этюды. Тифлис, 1901. С.327.

54. Власкин А.Г. Мораль и традиции. JL, 1981. С.36.

55. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

С.341.

56. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.,

1992. С.115.

57. Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. М., 1976. С.64.

58. Вопросы национальной психологии. Черкеск, 1972. С. 176.

59. Воронов Н.В. Путешествие по Дагестану // сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып.1.

60. Вундт В. Этика. Исследование факторов и законов нравственной жизни. СПб., 1887. T.I. С.284.

61. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.,

1993. С.224.

62. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. С. 182.

63. Гаджиев С.М., Ширавов К.З. Ислам и мораль. Махачкала, 1970. С. 128.

64. Гаджиев С.М. Личность и общество. Махачкала, 1975. 120 С.

65. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. М., 1985. С.359.

66. Гаджиева С.Ш. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала, 1979. С.57.

67. Гаджиева С.Ш., Аджиев A.M. Похоронный обряд и причитания кумыков // Семейный быт народов Дагестана. - Махачкала, 1980.

68.Ган К.Ф. По долинам Черека, Уруха и Ардана // Сб.материалов для описания местностей и племени Кавказа, 1898. Т.20.

69.Гарданов B.K. Общественный строй адыгских народов (XVIII-XIX вв.). М., 1967.-331 с.

70. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов в XVIII - пер.пол. XIX века // Советская этнография. - 1964. - № 1. - С.34-59.

71. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. М., 1982. С.328.

72. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1989. С.412.

73. ГардашукТ.В. Этология в системе наук. Киев, 1991. С.128.

74. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971. С.78.

75.Гасанов М.Р. Палеокавказская этническая общность и проблема происхождения народов Дагестана. Махачкала, 1994. - 32 с.

76. Генкин ДМ. Массовые праздники. М., 1975. С. 140.

77. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. С.274.

78. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2. м., 1991. С.736.

79. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. С.112.

80.Гольдциэр И. Культ святых в исламе. М., 1939.

81.Гомонов А.К. Традиции в системе общественных отношений. Авт. дисс.канд.филос.наук. М., 1970.

82. Грани культуры. СПб., 1997. С.358.

83. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М., 1995. - 350 с.

84. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988. - 269 с.

85. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку, 1990. С.312.

86. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала, 1992. С.304.

87. Дай Иичиков. Этика японцев. СПб., 1907. С.128.

88. Далгат Б. Материалы по обычному праву даргинцев. - Ф.5, оп.1.

89. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. Т.1.

1994.

90. Данилевский H. Кавказ и его горские жители. М., 1846. С. 188.

91. Данилов А.Г. Основы современного этикета. М., 1997. С.48.

92. Дарьял A.B. Мусульманское болото: очерки кавказских нравов. СПб., 1893. С. 118.

93. Дзасохов Т.Г. Развивать хорошие традиции и обычаи. Орджоникидзе, 1964. С.38.

94. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993. С.212.

95.Домострой. М., 1991. - 317 с.

96. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С.340.

97. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. С.387.

98. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С.ЗЗЗ.

99. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871.4.II.

100. Думава К.Н. Влияние новых традиций на формирование личности. Авт.дисс.канд.филос.наук. М., 1970.

101. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

С.574.

Ю2.Ерасов B.C. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982. - 280 с.

103. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С.288.

104. Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979. С.224. Ю5.Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985. - 336 с.

106. Жители Кавказа: Аварцы. М., 1901.

107. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1989. С.607.

108. Зарецкая И.И. Культура поведения как проявление нравственного

совершенства человека. М., 1981. С.40.

109. Здравотделов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. С.223.

110. Зумакулов В.М. Роль традиций и обычаев в нравственном воспитании (на мат.народов Кавказа). Дисс. на соиск.учен.степ. ...канд.филос.наук. Л., 1981. С.160.

111. Зумакулов В.М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985. С.128.

112. Иванов В.Г. Мораль коллективистская, гуманистическая, деятельная. М., 1987. С.62.

113. Иванов В.Г. Нравственный конфликт: зло или благо? Л., 1983.

С.16.

114. Иванов В.Г. Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Свердловск, 1985. С. 151.

115. Иконникова С.Н. Нравственный идеал и его отношение к действительности. Авт.дисс.канд.филос.наук. Л., 1963. С. 19.

Пб.Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996. - 264 с.

117. Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984. С. 190.

118. Инал-Ипа Ш.Д. Традиции и современность. Сухуми, 1973. С.96.

119.Исаенко В.П. Праздничная культура русского народа как ценностно- адаптационный феномен. М., 1998. - 132 с.

120. Ислам в Дагестане. Махачкала, 1994. С.116.

121. Ислам в России. М., 1996. С. 122.

122. Ислам и женщины Востока. Ташкент, 1990. С.250.

123. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. С.315.

124. Ислам: традиции и новации. М., 1991.

125. Исследования по общей этнографии. М., 1979. С.278.

126. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967. С.370.

127. Кабус-намэ. М., 1958. С.295.

128. Каган М.С. Мир общения. М., 1988. С.315.

129. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. С.204.

130. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. С.328.

131.Казанов Х.М. О главных ценностях. Нальчик, 1992. - 168 с.

132. Калиновская К.П. К вопросу о соотношении возрастной и кровнородственной систем. М., 1973. С. 14.

133. Калоев Б.А. Моздокские осетины. М., 1995. С.243.

134. Каранаилов О. Бытовые адаты и песня аварцев // Рукопис.фонд института истории, языка и литературы им.Г.Цадаса. Ф.5, оп.1, д.65. С.55.

135. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С.223.

136. Киржинов С.С. Система воспитания адыгов в прошлом. Авт.дисс. канд.ист.наук. Тбилиси, 1977.

137. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. С.240.

138. Китаби кульсум намэ // Книга восточных женщин. - Уфа, 1995. - С.78.

139. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т.1. С.293; Т.2. С.307.

140. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1903.

141. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т.1.

142. Кокиев С. Записки о быте осетин. М., 1885.

НЗ.Кокшаров Н.В. Культура и этничность. СПб., 1998. - 198 с.

144. Колесова A.B. Нравственная ценность этикета. Авт.дисс.канд. фи-лос.наук. М., 1995. С.28.

145. Кон И.С. Этнография детства // Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1988. -С.191.

146. Косвен М.О. Очерки по этнографии Кавказа // Советская этногра-

фия. - M., 1946. - № 2. - С.109-144.

147. Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. -Нальчик, 1974.

148. Культура этноса и этническая история. Д., 1987. С.38.

149. Куратченко В.П. Нравственная норма как регулятор поведения личности. Авт.дисс.канд.филос.наук. Иркутск, 1972.

150.Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик, 1992. - 232 с.

151. Лавров Л.И. Карачаевцы. Черкеск. 1978. С.336.

152. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С.224.

153.Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников. Авт.на соиск.учен.степ. канд.филос.н. М., 1975. - 27 с.

154. Лебон Гюстав. Психология народов и масс. СПб., 1995. С.316.

155. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. - 535 с.

156. Левкович В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологич.проблемы социальной регуляции поведения. -M. С.212-237.

157. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып.1-П. Одесса, 1883. - 437 С., 396 с.

158. Личность: этические проблемы. М., 1979. С.33.

159. Лобачева Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана // Домусульм.верования и обряды в Средней Азии. - М., 1975.

160. Лозинская Ж.М. Культура поведения. Этикет. Тула, 1993. С. 140.

161.Лосев А.ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. - 524 с.

162. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С.399.

163. Лугуев С.А. О традиционных нормах общения у народов Дагестана в сфере "мужчина-женщина" // Краткое содержание среднеазиатско-

кавказских чтений 1990-1991. - СПб., 1992. С. 130.

164. Лыкошин Н.С. "Хороший тон" на Востоке. Пг., 1915. С.168.

165. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический очерк. М., 1960. С.11.

166. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975. Вып.П. С.272.

167. Магомедов P.M. Далекое прошлое Дагестана. Махачкала. 1940. С.20.

168. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992. С.140.

169. Меретуков М.А. Свадебная обрядность адыгейцев в прошлом и настоящем // Учен.записки АН ИИ экономики, языка, литературы и истории. -Майкоп, 1974.-Т. 17.

170. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. С.392.

171. Мальсагов А.П. Притчи о горском этикете. Нальчик, 1989. С.211.

172. Марков Е. очерки Кавказа. СПб., М., 1904.

173. Марковин В.И. Дагестан и горная Чечня в древности. М., 1969. -

116 с.

174. Марр Н.Я. Кавказ и памятники его духовной культуры. Пг., 1919.

175. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX - нач. XX в. Нальчик, 1991. - 253 с.

176. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик, 1979.

С.203.

177. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984. С.170.

178. Мафедзев С.Х. Статус мальчиков и девочек, мужчин и женщин и их роль в нравственном воспитании // Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. - Нальчик, 1992. С.182.

179. Межидов Д.Д. Мудрость обычая. Грозный, 1989. - 75 с.

180. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996. С.544.

181. Меч С. Кавказ. М., Л., 1923. С.117.

182. Миллер В. Осетинские этюды. М., 1887. Ч.З. С.216.

183. Мир культуры. Нальчик, 1990. С.208.

184. Моральная регуляция и личность. М., 1972. С.283.

185.Моральные ценности и личность. М., 1994. - 175 с.

186. Муслимов С.Ш. Интернационализация обрядов и традиций. Махачкала, 1986. С.112.

187. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик, 1986. С. 152.

188. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990. С.112.

189. Назаревич А. Отобранное по крупицам из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала, 1958. С.144.

190. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. С.192.

191. Народы Дагестана. М., 1955. С.248.

192. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994.

С.656.

193. Национальная культура и общение. М., 1977. С.96.

194. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М, 1982. С. 152.

195. Никольская З.А. Родовые формы и отношения у аварцев в XIX в. М., 1948.

196. Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев // Советская этнография. - М., 1946. - № 2. С.193-197.

197. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1986. С.304.

198. Нравственная культура личности и пути ее формирования. Махачкала, 1994. С.84.

199. Нравственные аспекты духовно-практической деятельности. М.,

1979. С.110.

200. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С.279.

201. Общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986. С. 180.

202. Омаров А. Воспоминания муталима // Сборник сведения о кавказских горцах. - Тифлис, 1868. - Вып.1.

203. Пап Ф. Язык и этикет // Русский язык в национальной школе. - М., 1964. -№ 1. - С.74-77.

204. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М., 1972. С.198.

205. Померанцева A.B. Как живут и трудятся народы в горах Кавказа. М., Л., 1927. С.48.

206. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России. Новосибирск, 1993.

207. Пост Э. Этикет. М., 1996. С.616.

208. Пржецлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи // Вестник Европы. -1867. - T.III. - С. 141-192.

209. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С.368.

210. Рациональность и семиотика поведения. Киев, 1988. С.57. 2И.Ризванов Р., Ризванов 3. История лезгин. Махачкала, 1990. - 57 с.

212.Родионов В.В. Культура и духовно-нравственное здоровье человека. Проблемы и реалии // Экология и религия. М., 1994.4.2.

213. Розанов М.А. Прошлое как ценность // Путь. - 1992. - № 1.

214. РыдановаИ.И. Уроки этикета. Минск, 1988. С. 158.

215.Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968. - 154 с.

216. Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести. М., 1982. С.206.

217. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968. С.137.

218. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965.

С.328.

219. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып.1; 1869. Вып.П; 1870. Вып.Ш.

220. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1977. С. 144.

221. Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. СПб., 1847. С.304.

222. Семенов Н. Обычай гостеприимства. СПб., 1896. С.8.

223. Семейно-обрядовая поэзия народов Кавказа. Махачкала, 1985. С. 174.

224. Семейный быт народов СССР. М., 1990. - 519 с.

225. Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала, 1980. С.120.

226. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. - 264 с.

227. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные праздники. М., 1837. - 246 с.

228. Собиев И. Дигорское ущелье. Архив СОНИИ. Ф.4, оп.1, д.58.

229. Собрание замечательных обычаев из сборника Стобея // Вестник древней истории. - М., 1960. - № 4. - С.237-242.

230. Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972. С. 139.

231. Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Махачкала, 1984. С. 152.

232. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Д., 1977. С.207.

233. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С.228.

234.Социология и социальная антропология. СПб., 1997. - 434 с.

235. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кав-казск.сборник. - Тифлис, 1900. - Т.21.

236.Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982. - 248 с.

237. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996. С.296.

238. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.

М., 1976. С.216.

239. Сюкияйнен Л.Ф. Мусульманское право. М., 1986. С.254.

240. Тагирова-Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. Махачкала, 1990. С. 160.

241.Тейдзио Исе. Японская этика. М., 1911. - 32 с.

242. Традиции и современность. Махачкала, 1977. С. 199.

243. Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991. С.496.

244. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С.277.

245. Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995. С.233.

246. Умаханова A.M. Хореографическое искусство кумыков. Махачкала, 1991. С.136.

247.Усманов М.А. Основные этапы эволюции ислама. Авт.дисс. на со-иск.учен.степ. докт.фил.н. Ташкент, 1978. - 45 с.

248.Устиненко В.И. Повседневный и деловой этикет. СПб., 1995. - 31 с.

249.Филиппов Ю.В. Социализация этноса. Н.Новгород, 1997. - 88 с.

250. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С.275.

251. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1986. С.703.

252. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. С.542.

253. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Т. Испытания национального само-сознания.СПб., 1993. - 120 с.

254. Хакуашев Е.Т. Новое время - новые обычаи. Нальчик, 1987. С.168.

255. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник. - СПб., 1842. - Т.5. - С.1-53.

256.Хошаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961. -

262 с.

257. Хан-Гирей. Черкесские предания // Русский вестник. - СПб., 1841. - Т.2. С.292-377.

258. Хетагуров К. Особа // Собр.соч.в 5-ти т. - М., 1961.

259. Цавкилов Б.Х. Мораль ислама. Нальчик, 1987. С.327.

260. Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961. С.68.

261. Цаллаев Х.К. Традиции и нравственное воспитание. Орджоникидзе, 1989. С.95.

262. Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1965. - Т.П. - С.359.

263. Читашева Р.Г. Апсуара как основа нравственности и нравственного воспитания абхазов. Гагра, 1995. С.57.

264. Чертков А.Б. Об обычаях и обрядах. М., 1976. С.64.

265. Чеснов Я.В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования института этнографии 1980-1981. - М., 1984.

266. Чурсин Г.Ф. Авары. Этнографический очерк. 1928.

267. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856. С.76.

268. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. М., 1989. С. 160.

269. Шейхов Н.Б. Погребальный обряд в раннесредн. Дагестане как ис-торич.источник // Краткие сообщения института истории материальной культуры АН СССР. - 1952. - Вып.46.

270. Штернберг Л.Я. Семья и род у народов северовосточной Азии. Л., 1933. С.188.

271. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., . 1936. - 572 с. ^

/

272. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизни. М., 1990. В 3-х т.

■х-ч/

273. Этика и мораль. Философско-этические проблемы воспитания. М., 1990. С.195.

274. Этикет, воспитанность, личность. Алма-Ата, 1975. С. 167.

275. Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. С.264.

276. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978. С.280.

277. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С.325.

278. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С.300.

279.Этнография // Под ред.Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М., 1982.

280. Этнография и современность. Нальчик, 1984. С.248.

281. Этносы и этнические процессы. М., 1993. С.344.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.