Нравственность как объект конституционно-правовой защиты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Алиева, Мадина Низамовна

  • Алиева, Мадина Низамовна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 148
Алиева, Мадина Низамовна. Нравственность как объект конституционно-правовой защиты: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Махачкала. 2006. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Алиева, Мадина Низамовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретико-правовые аспекты понятия нравственности.

§ 1. Понятие нравственности в философско-правовой традиции: история и современность.

§ 2. Сущность триады "право-нравственность-государство": вопросы соотношения

§ 3. Обычаи и традиции народов Дагестана как основа формирования нравственности.

ГЛАВА II. Конституционно-правовое закрепление основ нравственного развития российского общества.

§ 1. Нравственные аспекты российской правовой системы: комплексный анализ норм.

§ 2. Права человека как критерий нравственного измерения государственной власти.

ГЛАВА III. Конституционно-правовая защита нравственных норм в

Республике Дагестан.

§ 1. Светский характер государственности и нравственность.

§ 2. Анализ негативных факторов, воздействующих на нравственность: правовая характеристика.

§ 3. Деятельность органов власти Республики Дагестан в обеспечении конституционной защиты нравственного развития общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственность как объект конституционно-правовой защиты»

Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из основных задач проводимого в Российской Федерации коренного преобразования общества является строительство правового государства, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации). В современных условиях формирования гражданского общества, где главными ценностями являются свобода предпринимательской деятельности, признание и развитие частной собственности, существует реальная опасность потери многих ценностей, в первую очередь нравственных. К пониманию нравственной природы права неизбежно приводит осмысление таких вечных правовых ценностей, как свобода, справедливость, равенство, являющихся, по сути, моральными феноменами. Указанные ценности находятся в зоне пересечения права и нравственности. Нравственная природа права проявляется в его социальном назначении, функциях и принципах, выступает активным инструментом преобразования общества, достижения социальной солидарности на основе поддержания моральных приоритетов.

Нравственный характер современного российского права выражается в том, что страна признала все основные международные пакты о правах человека и международные стандарты в данной области, а в 1991 году приняла свою Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая в значительной мере носила общественно-политический и нравственно-гуманистический характер. Она стала органической частью Конституции РФ 1993 года, базой для всего российского законодательства. Личность, ее права и свободы были объявлены высшей ценностью и непосредственно действующими. В науке и на практике была признана доктрина естественного нрава, которая раньше отвергалась как несоответствующая социалистическим отношениям. С признанием российской юридической наукой идеи естественного права резко возросла и нравственная ценность позитивного права.

Субъективные права и юридические обязанности являются не только правовыми, но и важнейшими моральными категориями. Они выступают как определители меры возможного и должного поведения, нравственного и безнравственного, справедливого и несправедливого. По ним можно судить о направленности жизненных позиций и целей человека, его моральной свободе.

Юридически закреплена прямая обязанность государства уважать и защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ). Предусматривается порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обратиться в международные органы за защитой своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46). Это полностью соответствует требованиям нравственности и гуманизма, демократическим принципам.

Конституция Российской Федерации закрепила такие выработанные веками ценности, как положение о справедливом правовом государстве, разделении властей, верховенстве закона, политическом плюрализме, свободе мнений и убеждений, многопартийности. В ранг конституционного принципа возведены также такие важные понятия, как честь, достоинство, неприкосновенность личности, имеющие безусловное моральное содержание. Нравственные нормы и принципы закреплены в части 1 ст. 21 Основного закона, которая гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". В части 1 ст. 22 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Часть 1 ст. 23 свидетельствует о том, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации имеет прочные нравственные корни, гуманистическую природу, вся правовая жизнь страны не может быть абсолютною нравственна и совершенна. В каких-то своих аспектах и проявлениях право все же бывает уязвимо. Но в процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы.

Необходимость исследования данного аспекта состоит в том, что нравственный потенциал, заложенный в российской конституционно-правовой базе, не реализуется в полной мере на практике, остается невостребованным. Причина такого положения - резкое падение морали в последние годы, а в более широком плане - кризис всей духовной сферы жизни общества.

К сожалению, признаками повседневной жизни значительной части молодёжи нашей страны становятся такие нравственные отклонения, как высокий уровень потребления алкоголя, наркотических и психотропных средств. Ситуация в Республике Дагестан, как субъекте Российской Федерации, с потреблением наркотических средств и других психотропных веществ также является тревожной и имеет выраженную тенденцию к ухудшению, что представляет серьёзную угрозу нравственному и физическому здоровью населения, правопорядку и общественной безопасности.

Одним из неблагоприятных факторов, влияющих на стремительное снижение планки моральных ценностей, являются и отдельные СМИ с их разрушительным и деформирующим влиянием на массовое сознание и нравственно-психологический климат в обществе.

Не случайно Президент РД в своём послании Народному собранию РД отметил, что реформы последних лет оттеснили в сторону сферу культуры и нравственности, и указал на необходимость «.активной пропаганды духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обострённого чувства ответственности за судьбу будущих поколений.»'.

Проблема нравственных ценностей в праве и ранее привлекала к себе внимание теоретиков права, но в настоящее время в новых условиях она приобрела еще большую актуальность и требует целенаправленного, концептуального изучения.

1 Послание Президента РД М.Г. Алиева Народному собранию РД // Дагестанская правда. 2006. 31 марта.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема нравственности не раз поднималась в отечественной юриспруденции. Только за последнее десятилетие по этой теме были опубликованы работы С.С.Алексеева, Ю.В.Ячменева, А.Н. Шитова, В.А.Бачинина, И.Д.Мишиной, А.М.Величко,

B.Г.Графского и других. О.И. Цыбулевская в 2004 г. опубликовала две монографии, в которых содержится большой материал и интересные идеи по этой проблеме. В процессе работы над диссертационным исследованием были использованы труды ученых, изучающих указанный круг вопросов с позиции различных отраслевых наук: конституционного права, философии права, теории государства и права, уголовного права, гражданского права и др. Среди них следует отметить работы учёных-юристов П.И. Новгородцева, Е.А. Якубы, Ю.А. Агешина; философов В.С.Соловьёва, Я.З.Хайкина; этиков, затронувших в своих работах некоторые аспекты указанной проблемы, О.Г. Дробницкого, A.A. Гусейнова и других.

Общетеоретическими основами настоящей работы послужили труды

C.С.Алексеева, А. В. Васильева, В.М. Ведяхина, А.М.Величко, H.H. Воплен-ко, B.C. Копаева, В.Н.Кудрявцева, Е.А.Лукашевой, Д.И. Луковской, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, О. И. Цыбулевской, О.Г. Шапиевой, Л.С.Явича и других ученых.

Республика Дагестан является весьма специфичным субъектом Российской Федерации, в котором общечеловеческие нормы нравственности преломляются в свете сложившихся традиций и обычаев. В связи с этим нами были изучены работы Л.Х. Авшалумовой, А.Алиева, С.Х. Асиятилова, О.М. Гусейнова, А.Магомедова, P.M. Магомедова, З.М. Магомедовой, Т.Г. Саидова, A.M. Халилова, О.Г. Шапиевой и других, в которых рассмотрены отдельные аспекты проблемы нравственного развития республики.

Большая часть работ, затрагивающих данную тему, носит теоретико-правовой либо философский характер, а ряд очень важных конституционно-правовых, можно сказать, базовых аспектов проблемы остается до настоящего времени малоизученным, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования нравственных основ общественной жизни.

Предмет исследования составляют конституционно-правовые нормы, регулирующие процесс применения мер защиты нравственности современного российского, в том числе и дагестанского общества.

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование нравственно-правовых норм Конституции Российской Федерации, вопросов социальной и конституционно-правовой основы нравственности как базового принципа гражданского общества, а также деятельность органов государственной власти Российской Федерации и Республики Дагестан, направленная на совершенствование законодательства о нравственных основах современного общества.

Для реализации обозначенной цели в работе поставлены следующие задачи:

- определить социально-правовое содержание понятий «право» и «нравственность»;

- выявить место и роль нравственности в государственно-правовых отношениях;

- исследовать отражение нравственных норм и принципов в Конституции РФ и в отраслевом законодательстве;

- проанализировать специфику проявления нравственных норм и особенности их закрепления в конституционно-правовых основах Республики Дагестан;

- исследовать систему прав и свобод человека и гражданина с точки зрения нравственности государственной власти;

- обобщить материалы практической деятельности органов государственной власти по применению конституционных норм в защите нравственности.

Методологическая основа исследования. При написании работы использовались общепринятые в современной юридической науке и апробированные юридической практикой методы исследования: в первую очередь, диалектический метод, который обязывает давать объективные оценки исследуемых явлений в их развитии и всеобщей связи и взаимообусловленности.

Кроме того, применялись и другие методы познания: системно-структурный, логико-правовой, исторический, конкретно-социологический, статистический, сравнительно-правовой, общенаучный метод анализа и синтеза представленных данных.

В процессе выполнения поставленных задач использовались труды учёных в области теории государства и права, истории государства и права, философии права, истории политических и правовых учений, конституционного и муниципального права, а также других отраслей российского права.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Дагестан, федеральные законы, конституции и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, действующие гражданское, уголовное, трудовое, семейное законодательства. Были проанализированы также международные пакты и декларации.

Эмпирическую базу исследования составили целевые социологические опросы, проведённые автором по специально разработанным анкетам. Были подвергнуты комплексному анализу официальные статистические и неофициальные данные Дагестанского управления Федеральной службы Госнаркоконтроля, Комитета РФ по делам печати, медицинских учреждений, практика работы органов прокуратуры, юстиции и других органов государственной власти. Кроме того, использовались материалы средств массовой информации и других периодических изданий (газетной практики). По теме диссертационного исследования автором проводились диспуты со студентами, а также подвергались анализу результаты наблюдения, интервьюирования и тестирования.

Научная новизна исследования определяется тем, что она является одним из первых исследований, посвященных наиболее актуальным и общезначимым аспектам правового регулирования норм нравственности Конституцией Российской Федерации с учетом современных реалий. На основе обобщения, сравнения и анализа научного, нормативно-правового и практического материала автором установлен ряд закономерностей, которые необходимо использовать в целях предупреждения нарушений норм нравственности, предписанных нормами конституционно-правового законодательства. В диссертации дан комплексный анализ системы норм нравственности и морали, их государственно-правовой значимости.

Основные положения, выносимые на защиту :

1. Проблема соотношения права и нравственности имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности. Она традиционно рассматривается в контексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом сами феномены "право" и "нравственность" воспринимаются как самостоятельные и обособленные. На наш взгляд, подобный подход допустим только в том случае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических категориях. В случае же, если за основу рассуждений принять триединство концептуальных, нормативных и эмпирических источников, то логично говорить о сочетании нравственных и юридических начал в содержании правовых норм. Основным нравственным началом права является его справедливость, что же касается юридического начала, то, как представляется, это, прежде всего, общезначимость и результативность правового предписания.

2. Право - это явление не только юридическое, но и социально-этическое. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Применяя правовые нормы, необходимо обращаться к этическим критериям, так как в основе права всегда лежит мораль.

3. Гражданское общество Республики Дагестан несет в себе черты «традиционного общества», в котором культурные ценности, обычаи и традиции, мировоззренческие и религиозные стереотипы определяют особенность дагестанского менталитета. Изучение и критическое переосмысление опыта народа, заключенного в его обычаях и традициях, может и должно влиять на создание законодательной базы для защиты и охраны личной и общественной нравственности. Учет традиционных для республики норм, адатов (в особенности адатов об общественной нравственности) имеет большое значение в деле воспитания молодежи, укрепления законности, правопорядка, соблюдения норм морали.

4. Закрепление в российской Конституции обширного перечня нравственных норм и принципов предполагает соответствующие способы защиты. Реализация нравственных ценностей нашла отражение в различных отраслях российской правовой системы (ГК РФ, УК РФ, СК РФ, ТК РФ). Само содержание правовых норм российского законодательства необходимо понимать как преломление нравственных воззрений законодателя, а потому целиком воспринимать как отражение норм нравственности.

6. Государство дает своим гражданам право выбора любой позитивной модели поведения, но наряду с этим учитывает, что восприятие и осознание индивидами своих прав и обязанностей не являются однозначным явлением, и, следовательно, использование людьми своих прав не может быть одинаковым. Поэтому государство оставляет за собой право ограничивать в подобных случаях права и свободы гражданина федеральным законом (ч. 3. ст. 55 Конституции РФ), что является показательным, с точки зрения нравственности и морали в праве.

7. Нравственные принципы современного российского права составляют естественные законы (права), символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина. К этим естественным законам (правам) относятся: свобода, равенство, право на жизнь, достоинство; народ как источник власти; человек как высшая ценность; охрана прав человека как цель и обязанность государства. Естественный характер прав и свобод человека основывается, прежде всего, на моральных ценностях.

8. Возрождение таких категорий, как вера, духовность, нравственность, является в настоящее время движущей силой становления и развития гражданского общества, что подтверждается историческим опытом прошлого и настоящего. Нравственный климат в обществе достаточно сложно изменить в лучшую сторону без опоры на религиозную мораль, в том числе. Современное федеративное устройство России требует особого внимания к религиозным канонам народов, населяющих РФ. С этой точки зрения, важным является вопрос об отношении религии к простым нормам нравственности, к морали вообще.

9. Политика законодательных и исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан должна быть направлена на создание ряда таких важных условий жизни, как сохранение национальной самобытности, развитие национальной культуры, учёт религиозной обстановки в республике и достижение реального права граждан на защиту нравственности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выводы и положения диссертации могут быть использованы в законотворческой деятельности, в частности, при дальнейшей разработке и совершенствовании федерального и регионального законодательства в области защиты нравственности современного общества; при подготовке нормативно-правовых актов, относящихся к отраслевому законодательству (уголовному, гражданскому, трудовому, уголовно-процессуальному); а также в преподавании курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран», «Философия права» и отдельного спецкурса в юридических вузах. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований в этой области.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, где прошло ее обсуждение и рецензирование. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в девяти опубликованных работах, а также нашли отражение в докладах и сообщениях на региональных и всероссийских научно-практических конференциях в гг. Сочи (Адлер), Саратове и других.

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Алиева, Мадина Низамовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Общественная и личная нравственная культура тесно взаимосвязаны между собой как общее и единичное. В социальных науках утвердились два термина, обозначающие близкие этические категории — это мораль и нравственность. Под моралью понимают вечные этические ценности, а под нравственностью — понятия преходящие, присущие какой-либо эпохе, хотя довольно часто в современной научной и научно-популярной литературе термины "мораль" и "нравственность" используются как синонимы. Однако в истории философии и этики были мыслители, различавшие мораль и нравственность. Например, у великого немецкого философа Гегеля право, мораль и нравственность выступают тремя последовательными ступенями развития "объективного духа"'. В марксистской этике также принято различать эти понятия: под моралью понимают моральное сознание, а под нравственностью — обычаи, нравы, поступки.

2. Связь государства и права с нравственностью не вызывает сомнений. В сфере нравственности до сих пор признаются некоторые универсальные (вечные, общечеловеческие) принципы, которые должны служить основой и для юриспруденции, что, конечно, не исключает разночтений в их толковании.

Проблема соотношения права и нравственности имеет большое значение и в связи с резким обострением всякого рода отступлений от норм и требований общественной морали, захлестнувших в последнее время нашу жизнь: жестокость, насилие, порнография, наркомания и другие антигуманные проявления. Выявление общего и специфичного в праве и морали имеет большое практическое значение для изучения способов их воздействия на сознание и поведение людей, форм их взаимовлияния и взаимодействия, что, следовательно, раскрывает сущность права и морали.

3. Взаимосвязь права и морали нагляднее всего обнаруживает себя в проблемных ситуациях, связанных с пользованием или ограничением личных или имущественных прав в конкретных областях общения и регулирования, прежде всего в области борьбы с преступностью. Карательное законодательство исходит из того, что даже та часть сограждан, которая нарушает закон и подлежит наказанию, теми же карательными законами защищается, например, от необоснованных подозрений и обвинений. Кроме того, этой же разновидностью законов обеспечивается защита жизни, материальных и духовных интересов и благ жертв преступления.

4. Национальные традиции занимают, как известно, одно из значительных мест в общей системе общественных традиций. Они способствуют росту национального самосознания, национальной гордости, приобщают поколения к тем положительным нормам, которые могут играть роль катализатора в деле совершенствования индивида. К важным и неотъемлемым признакам национальных традиций относится то, что они характерны для духовного облика людей той или иной нации, того или иного народа. В работе впервые прослежено, как изучение и критическое переосмысление нравственного опыта народа, заключенного в его обычаях, традициях, может и должно влиять на создание законодательной базы для защиты и охраны личной и общественной нравственности от посягательств разного рода.

Таким образом, в результате проведенного исследования практически значимой представляется попытка анализа национальных традиций и обычаев, а самое главное - их роли в преодолении угрозы нравственного кризиса в Дагестане. Появилась необходимость определить дальнейшие пути духовно-нравственного формирования юных поколений на лучших традициях наших предков. Думаем, что в ближайшее время ученые республики - юристы, социологи, психологи - обратят особое внимание на проблему национальных традиций и их влияние на законотворческую деятельность. Следовательно, учет традиционных для республики норм, адатов (в особенности адатов об общественной нравственности), которые предусматривают весьма полезные правила поведения, имеет огромное значение в деле воспитания современной молодежи, укрепления законности, правопорядка, соблюдения норм морали. Это поможет, на наш взгляд, сократить и даже ликвидировать преступные, аморальные, безнравственные поступки, число которых растет с каждым днем.

5. Требования нравственности и гуманизма нашли отражение в прямой обязанности государства уважать и защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ). Основной закон страны воплотил в себе такие выработанные веками ценности, как положение о справедливом правовом государстве, разделении властей, верховенстве закона, политическом плюрализме, свободе мнений и убеждений, многопартийности. Провозглашен курс на формирование гражданского общества, что имеет огромное нравственно-правовое значение.

6. В современном российском законодательстве установлен приоритет личности по отношению к государству. Он распространяется практически на все отрасли права, находится в центре политической системы. В то же время права человека не должны противопоставляться интересам общества и государства, без которых они не могут быть успешно реализованы. Их в состоянии обеспечить только эффективная государственность, целеустремленная политическая воля, продуманная система гарантий, надежная судебная защита.

7. Иерархия нравственных ценностей в виде правовых норм закреплена в Конституции РФ и явно выражена в правовой системе России (в Гражданском и Уголовном кодексах, а также в других отраслях права).

8. Принцип приоритета и верховенства прав человека исходит из двух нравственных постулатов, признанных мировым сообществом: а) права человека являются высшей социальной ценностью, б) они принадлежат человеку в силу его природы, от рождения.

9. Исследование объема и содержания предусмотренных Конституцией прав и свобод человека, их соответствия международным стандартам по защите прав человека, а также механизма защиты этих прав, позволяет сделать вывод о том, что Конституция РФ создала необходимую правовую основу для развития гражданского общества и демократического государства, стала главным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод личности, основным мерилом и инструментом взаимоотношений человека с обществом и государством.

10. Анализируя в контексте обозначенных позиций Конституцию РФ, можно сказать, что её первые две главы в основном следуют принципу приоритетного статуса прав человека, должного определять функции и направления деятельности государства и его органов в данной области. Однако сложившаяся в РФ законодательная и судебная практика в действительности зачастую идет вразрез с конституционными установлениями, о чем свидетельствует практика Европейского суда.

11. Широкое возрождение религии и всех ее институтов, несомненно, является одним из самых значительных результатов преобразований, развернувшихся в нашей стране. Все же, необходимо опасаться консерватизма религии, который, как представляется, при массовом к нему обращении способен привести к регрессу и упадку общества.

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и права с государством. Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания (к примеру, заповеди Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради»). При этом нужно также учитывать, что, с точки зрения механизма действия, религиозные нормы - это мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они являются необходимым и важным инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

12. Масштабы и темпы распространения наркомании в России в настоящее время таковы, что представляют глобальную угрозу не только физическому, но и нравственному здоровью населения страны и национальной безопасности. Проблема наркомании и незаконного распространения наркотиков на сегодняшний день является актуальной, и ее решение зависит от усилий законодателей, врачей, других специалистов и общества в целом. Сложившаяся ситуация с немедицинским потреблением наркотиков дает основания считать, что отношение общества к распространению и потреблению наркотиков имеет большее значение, чем правовые нормы и антинаркотическая политика. В обществе потребление наркотиков считается отклонением от нормы, нарушением общепринятых норм морали. Результаты целевых исследований, проводимых нами среди молодежи, показали, что среди факторов, сдерживающих в какой-то мере распространение наркомании в большинстве районов Дагестана, в качестве немаловажного следует выделить религиозный фактор. Нормы ислама порицают любые действия, в результате которых наносится умышленный вред своему здоровью, а, следовательно, не приветствуется употребление спиртных напитков и наркотиков. С учетом массового возрождения религиозности населения республики, роль этого фактора в настоящее время значительно возрастает.

13. Актуальным в свете заданной темы остается вопрос о потенциально вредном информационном воздействии некоторых средств массовой информации на население в целом, а также вопрос защиты прав и интересов граждан в сфере теле- и радиовещания. Подчеркивается важность такой проблемы, как отсутствие адекватного государственного и общественного контроля в этой области, в результате чего сохраняется угроза безопасности личности и самого государства, нарушаются общепринятые нормы гуманности и морали, исторически сложившиеся семейные устои и ценности, наносится вред нравственному развитию детей и молодежи.

14. Проведенный в работе анализ федеральных и региональных законов, направленных на защиту нравственности, позволяет утверждать, что на сегодняшний день в стране отсутствует комплексная система по защите нравственности населения. Необходим поиск новых эффективных путей, методов и средств в деле возрождения духовно-нравственных ценностей, поддержания социальной гармонии в обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Алиева, Мадина Низамовна, 2006 год

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. // Международное публичное право: Сборник документов: В 2 т. - М., 1996.

2. Международный пакт с гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. №12.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.) // СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 163.

4. Конвенция ООН о правах ребёнка от 2 ноября 1989г. // Советский журнал международного права. 1991. №2.

5. Конституция Российской Федерации. М.: Инфра - М, 2002.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2005.

7. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2005.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ВИТРЕМ», 2002.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2005.

10. О рекламе: Федеральный закон. СПб.: Питер, 2003.

11. О наркотических и психотропных веществах: Федеральный закон. М.: «Ось-89», 2003.

12. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1995г.-М.,1996.

13. О средствах массовой информации: Федеральный закон от 02.03.1998 г. -М.:«АСТ», 2000.

14. О статусе судей в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.06.1992 г. // Российская юстиция. 1995. №11.

15. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 08.05.1994 г. №3-Ф3, с измен, от 21.07.2005 г. // СЗ РФ. 1999. №28. Ст.3466.

16. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.1998 г. // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3802.

17. О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 10.03.1999 г. №3716-11 ГД // СЗ РФ. 1999. №13. Ст. 1527.

18. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РФ от 22.11.1991 г. №1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.

19. Конституция Республики Дагестан. Махачкала: «Юпитер»,2003.

20. О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан: Закон РД от 09.11.1999 г. № 16 // Дагестанская правда. 16 ноября. 1999. №226.

21. О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Дагестан: Закон РД от 12.10.2005 г. № 33 // Дагестанская правда. 19 октября. 2005.

22. О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях: Закон РД от 30.12.1997 г. // СЗ РД. 1998. №1. Ст. 1752.1.. Книги, монографии, учебники

23. Абдулатипов Р.Г. Интернационализм и духовно-нравственное развитие народов Дагестана. Махачкала, 1984.

24. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982.

25. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Минск, 1985.

26. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 4-е изд., измен, и доп. - М.: Норма, 2004.

27. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права.-М., 1998.

28. Вопленко H.H. Право в системе социальных норм. Волгоград, 2003.

29. Гегель. Сочинения. М.-Л., 1934. - Т.VII.

30. Гусейнов A.A. Философия, мораль, политика. М., 2002.

31. Гусейнов О.М. Нравственная культура личности. Махачкала, 1995.

32. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб., 2001

33. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: «Наука», 1977.

34. Исмаилов М-С.А. Обычное право: Курс лекций по спецкурсу. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004.

35. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.

36. Кадыров А.К. Деятельность. Познание. Нравственный идеал. Ташкент: «Фан», 1989.

37. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. - Т.4. - 4.1.

38. Катков В.Д. К анализу основных определений юриспруденции. Харьков, 1903.

39. Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. -М.: Юристъ, 1995.

40. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В.Маклакова. М.: БЕК, 1997.

41. Крючков В.Г. Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности. М., 1991.

42. Кудрявцев В.К. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

43. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Гар-дарики, 2002.

44. Кузьмина A.B. Нравственные аспекты либеральной концепции справедливого общества. М., 1998.

45. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 1986.

46. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992.

47. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала, 1980.

48. Максуд Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

49. Малиновская В.М. Конституционное право России в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2004.

50. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.

51. Матузов Н.И. Соотношение права и морали // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М., 1999.

52. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни. Махачкала, 1994.

53. Мишин A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. -М.: Белые альвы, 1996.

54. Момов В. Человек, мораль, воспитание. М., 1975.

55. Мусаева С.И. Межнациональные отношения в Дагестане: исторические традиции и современность. Махачкала: «Юпитер», 1999.

56. Муталов Р. Об исламе легко и доступно. Махачкала, 2004.

57. Попков В.Д. Взаимосвязь права и морали // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.

58. Скрипник А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. М.: Знание, 1986.

59. Современный философский словарь / Под ред. проф. В.Е. Кемерова. -Москва-Бишкек, 1996.

60. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. -М., 1988.

61. Улицкий С. Я. Защита общественной нравственности в системе мер борьбы с преступностью: Учебное пособие / Науч. ред. Е. М. Щербина; отв. ред. А. Г. Корчагин. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

62. Хартия Европейского союза об основных правах: Комментарий / Под ред. проф. С.Ю. Кашкина. -М.: Юрипруденция, 2001.

63. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2004.

64. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.

65. Шапиева О.Г. Проблема нравственно-правовой социализации личности: концептуальный и практический аспекты: Монография. СПб., 1996.

66. Шарапов Р.Д. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: Науч.-практ. пособие. Тюмень: Тюм. юрид. ин-т, 2002.

67. I. Статьи, публикации, тезисы докладов

68. Абдуллаев М. Молодежь: пути к нравственности // Дагестанская правда. 2001.

69. Абрамов А.И. Мораль и право как особые социальные регуляторы // Вестн. Волж. ун-та. Серия «Юриспруденция». Тольятти, 2003. - Вып. 35.

70. Алиев А. Правильный путь нравственное совершенствование // Дагестанская правда. 2004. 28 октября.

71. Анисимова М.Н. О нравственном и правовом содержании человеческого достоинства// Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень, 1996. -Вып. 1.

72. Асиятилов С.Х. Пока еще не поздно! // Дагестанская правда. (Народная газета). 7 августа. 2004. №198-199.73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.