Религиозно-философские основы художественного творчества Б.К. Зайцева 1900 - 1920-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Князева, Оксана Григорьевна

  • Князева, Оксана Григорьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Курск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 182
Князева, Оксана Григорьевна. Религиозно-философские основы художественного творчества Б.К. Зайцева 1900 - 1920-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Курск. 2007. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Князева, Оксана Григорьевна

Введение.

Глава I. История вопроса:

§1. Творчество Б. К. Зайцева в оценке критиков и литературоведов.

§2. Культурно - религиозный аспект эпохи. Мифологизм раннего творчества Б. К. Зайцева.

Глава II. Христианские мотивы в творчестве Б. К. Зайцева 1900 - 1920-х годов:

§1. Символичность имен в произведениях 1900 - 1920-х гг.

§2. Христианские мотивы в доэмигрантском творчестве («Изгнание» (1910), «Дальний край» (1912), «Грех» (1913), «Путники»

1916), «Люди Божии» (1916-1919)).

§3. Поиск духовно - нравственных основ жизни героями романа

Золотой узор» (1923).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-философские основы художественного творчества Б.К. Зайцева 1900 - 1920-х гг.»

Наше время - это период переоценки и переосмысления экзистенциальных истин, время пробуждения интереса к религиозным вопросам. Попытка подхода к художественному творчеству как к «духовному деланию» (Есаулов И.А.), основанному на религиозно-философской рефлексии, может оказаться актуальной и плодотворной, учитываться в процессе дальнейшего углубления вопроса о соотношении светской и религиозной культуры, поэтики литературного произведения.

В.А Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ф. М Достоевский, И. С. Тургенев, Ф. М. Тютчев, Н. С. Лесков, В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, К. Н. Леонтьев, Н. Н. Страхов, другие писатели и философы обращали свой взор к тематике и проблематике веры, Евангелию, Православию. Все это стимулировало художественное сознание, рождало новые образы, взывало к творческому действию. К кому-то приходила убежденность, что быть вне православной культурной традиции значило быть вне русского народа. У кого-то эта убежденность отливалась в категоричные, императивные формулы, наподобие следующей: «Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем ничего нет - да и не надо, потому что Православие - все»1. Это Достоевский в конце своего жизненного пути. А за несколько десятилетий до него Пушкин, без «достоевской» категоричности, но в очевидной связи с проблематикой, занимавшей его великого преемника, писал о том что, «религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности; все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра»2.

1 Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. Т.23. - Л.: Наука,1966.- С.80.

2 Пушкин А. С. В записках А. О. Смирновой // Вера, молитва, любовь: Сборник, Выпуск 1.- М.: Русский Духовный Центр, 1994.- С.21.

После 1917 года высказывания подобного рода могли себе позволить лишь те представители русской литературной среды, что оказались вне пределов Отечества. Они и представляют преимущественной интерес для исследования - те писатели, которые в сложный, переломный для российской истории и русской литературы период, не ожесточились в условиях вынужденной эмиграции, а усвоив трагический опыт революционного лихолетья, с терпимостью и покаянием за все произошедшее, происходящее и имеющее произойти с Россией и ее народом продолжали осваивать в своих произведениях начала национально-религиозной самобытности, не оставляя при этом упований на возрождение и обновление духовной, культурной и общественной жизни страны на принципах христианства.

Творчество Б. К. Зайцева, который, безусловно, входит в когорту подобных литераторов, нельзя рассматривать в отрыве от религиозной основы, развивавшейся и упрочивавшейся на протяжении всей жизни писателя. Основу художественного сознания Б. К. Зайцева определяет своеобразное видение мира, когда в сфере его творческого восприятия одновременно оказывались преходящее и вечное, бытовое и умозрительное. Осмысление многих проблем исторического прошлого и современности осуществлялось писателем с учетом особой значимости для человека и общества таких ценностей как любовь, достоинство, культура, вера, Православие. Открывшаяся всего полтора десятилетия назад возможность «всерьез» заниматься изучением эмигрантской литературы и той ее части, что представлена именем Зайцева, обусловила и появление в современном отечественном литературоведении подхода, активно развиваемого в последние время М. М. Дунаевым, И. А. Есауловым, А. М. Любомудровым, другими исследователями.

В свое время М.М. Бахтин в работе «К методологии гуманитарных наук» поставил проблему «контекстов понимания». И. А. Есаулов, развивая бахтинскую методологию, определил два «контекстных» подхода в понимании художественного произведения: «историко-литературный» и 4 мифопоэтический». При этом определилась возможность и третьего подхода, вытекающего из очевидного факта существования различных типов культур, ментальности, которые выявляются в глубинах «коллективного бессознательного», оказывая мощное, не всегда осознаваемое художником и читателем воздействие на психико-поведенческие, ценностные предпочтения и даже функционирование того или иного произведения искусства. «Может быть, одной из актуальных проблем теоретического литературоведения является осознание христианского (а именно - православного) подтекста русской литературы как особого предмета изучения»3 - резюмирует исследователь свои рассуждения. М. М. Дунаев также предлагает рассматривать особенности развития отечественной словесности с учетом национального религиозного опыта начиная с XVII века и кончая второй половиной XX. В книге «Православие и русская литература» можно прочитать следующее: «Новая литература, хотя мы и выделяем ее особо, созидалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Вот главная особенность великой русской литературы: это литература прежде всего православная.

Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Это и вообще основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире. Религиозные догматы формировали характер нации, политическое и экономическое своеобразие ее истории, судьбу народов»4.

Не сомневается в наличии христианского (а именно - православного) подтекста русской литературы», полагая «самоочевидной истиной», что «русская культура во все времена своего развития была глубоко укоренена в православии», а русское мирское искусство «пропитано православным христианством», и A.M. Любомудров, который наряду с упомянутыми И. А.

3 Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск: ПГУ,1995. - С.5.

4 Дунаев М. М. Православие и русская литература. В пяти частях. - М.,1996. -Т.1. - СЛ.

Есауловым и М. М. Дунаевым, сам изучает «православный подтекст отечественной словесности»5. Впрочем, обязательно следует отметить, что тезис о православном характере русской литературы в целом представляется A.M. Любомудрову глубоко ошибочным, причем его позиция в полемике с М. М. Дунаевым нам представляется убедительной и аргументированной. Замечая, что «русская литература была разная», он говорит «об особой значимости для русской культуры тех художников, которые все - таки приближались к православной истине, принимали ее, стремились выразить в своих книгах: Державин и Пушкин, Гоголь и Достоевский, Хомяков и Киреевский, А. К. Толстой и К. Р., Зайцев и Шмелев. Именно благодаря им мы можем говорить о том, что христианская идея способна питать художественное творчество».6

Автору настоящего исследования наиболее продуктивным представляется мнение именно А. М. Любомудрова об особом творческом методе Б. Зайцева - эмигранта, который он определил как «духовный реализм». Под ним исследователь понимает «художественное освоение духовной реальности, то есть реальности духовного уровня мироздания и духовной сферы бытия человека» .

Разделяя взгляды и принимая методологический подход упомянутых ученых, свою исследовательскую задачу мы видим в отслеживании процесса формирования религиозно-философских основ творчества Б. К. Зайцева, начавшегося, как показывает анализ его текстов, задолго до вынужденной эмиграции писателя.

Творческое наследие Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972) весьма обширно по объему и тематике. Свидетельством этому является

5 Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев.-СПб., 2003.-С. 5.

6 Там же. - С. 29.

7 Там же.-С.38. вышедшее в 1999-2001 гг. собрание его сочинений в одиннадцати томах, которое далеко не полно представляет все созданное писателем.

Критики довольно много писали о Зайцеве уже в начале XX века, в последние предреволюционные годы. При этом своеобразие его художественного мира определялось его зависимостью от эстетики неореализма, под которым Е. Колтоновская понимала реализм, «прошедший о через искус модернизма и освобожденный от приземленное™» . Многие исследователи отмечали в прозе Зайцева присутствие мощного лирического начала, которое и позволяло выявлять духовные основы бытия, освещать сокровенную жизнь героев.

Однако в те же годы была заявлена точка зрения, согласно которой доминантой художественного мировидения Зайцева было все же христианское начало. Мнение А. Долинина9, о котором и идет речь, решительно противоречило общепринятому тогда восприятию Зайцева как «язычника» и, видимо, поэтому поддержки и развития не получило.

Если в критике и литературоведении русского зарубежья Б.К. Зайцев был «одним из самых уважаемых литераторов», его имя неизменно упоминалось в работах обобщающего характера по истории русской литературы, то в советском литературоведении 1930-1960-х гг. царило полное молчание. Лишь в конце 60-х о Зайцеве начали писать В.А. Келдыш, J1.B. Крутикова, Н.Д. Назарова. Все возрастающий интерес к творчеству Зайцева, обозначившийся с конца 80-х, обусловил появление особой отрасли современной историко-литературной науки, обозначаемой, как кажется, не вполне удачным термином «зайцевоведение». Представленное работами Глушковой Н. Б., Драгуновой Ю. А., Жуковой Н. Н., Завгородней Н. И., Захаровой В. Т., Камильяновой Ю. М., Любомудрова А. М., Полуэктовой И.

8 Колтоновская Е. А. Зайцев Борис Константинович // Новый энциклопедический словарь. - СПб.: АО «Брокгауз - Ефрон, 1914.-С.114.

9 Долинин А. «Тихие зори»: Рассказы Б.Зайцева // Бюллетень литературы и жизни. 1912. №4. С. 177180.

А., Сомовой С. В., Степановой, Ярковой А. В., направление это засвидетельствовало свою перспективность и продуктивность на научных конференциях, проходивших в Калуге ( 1994, 1997, 1999, 2001, 2003,2005), Орле (1998, 2000), Санкт - Петербурге (2001, 2002) и собиравших ученых со всего мира.

В числе прочих появились работы, в которых наследие Зайцева рассматривается не только в «свете традиций» древнерусской литературы, но и в контексте христианской, православной культуры в целом. В этой связи необходимо упомянуть прежде всего работы JT.M. Арининой, П.В. Корякова, Н.И. Пак, процитированное выше новейшее монографическое исследование A.M. Любомудрова.

Вместе с тем представляется, что вопросов, связанных с религиозными аспектами миросозерцания и творчества писателя, все еще достаточно много - значительно больше, чем предлагаемых ответов. Настоящее исследование претендует на восполнение очевидных пробелов в изучении наследия Зайцева именно под этим углом зрения. И прежде всего мы рассчитываем на то, что предложенные выводы будут способствовать уяснению существа эволюции творческого метода писателя в период 1910-1920-х гг.

С середины 1910-х ведущим мотивом произведений Зайцева становится мотив пути, претворившийся в мотив русского духовного странничества («Афон», «Валаам», «Дом в Пасси», «Путешествие Глеба» и др.). Еще в 1935г. М. Цетлин заметил, что «люди у Зайцева всегда были немного «эмигрантами», странниками на земле» 10. Сразу следует заметить, что странники Зайцева - это скорее не святые, а обычные люди с присущими им слабостями, даже прегрешениями. Например, Николай из рассказа «Грех», или Степан в начале романа «Дальний край». Такие персонажи, лишенные нимба, но одновременно взыскующие истины высшего порядка, гораздо приближеннее к читателю, чем святые, имена которых прописаны в месяцеслове. Они проходят путь, типичный для многих современников Зайцева: от полной погруженности во грех - до обретения Истины, которая, согласно евангельскому откровению, и делает человека свободным (Иоанн, 8, 32). По существу Б. К. Зайцев актуализирует типологическую модель, апробированную еще Ф. М. Достоевским: от атеизма - через преступление и страдание - к обретению веры в Бога и духовному преображению. Сам Зайцев прошел путь от пантеистической или неоязыческой концепции целостности и одушевленности мира через импрессионизм, являвшийся для него особым способом мирочувствования, к философии В.Соловьева и затем - к православному мировосприятию и миропониманию.

Традиционно «православным» выглядит и представление Зайцева о «вполне прекрасном человеке» (Ф.М. Достоевский): «Достоинство Человека есть вольное следование пути Божию - писал он - пути любви, человечности, сострадания. Люди, стоящие на этом пути - независимо от социального статуса, профессии, образования и прочих вещей, - Божии люди»11.

Обращенность к сфере духа становится отличительной чертой Зайцева-прозаика еще в предреволюционный период и останется таковой на протяжении всей его жизни. В литературе Серебряного века он занимает заметное и прочное место как создатель лирико-философской прозы. В те же годы со всей очевидностью проступает православный подтекст его творчества, угадываемый в противостоянии Света и Тьмы, в представлении о жизни как о гармонии противоречий, в христианском подходе к решению философских проблем - на это несколько лет назад обратила внимание Ю. А. Драгунова. Когда в 1922 г. Зайцев вынужденно покинул Родину и для него наступил долгий, в 50 лет, период эмиграции, вполне оформившееся к тому времени православное миропонимание сослужило службу «готового

11 Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1880, декабрь // Достоевский Ф. М. Полное собр. соч.: В 30 -ти т. - T.26. - Л., 1955.-С. 12. аппарата для художественного воспроизведения христианской (духовной) 12 реальности» . Это обстоятельство отличает Зайцева от большинства его современников первой волны эмиграции, которые пришли к вере, идеализации традиционного уклада русской жизни, Руси Православной, лишь пройдя через горнило испытаний революцией, Гражданской войной, через личные утраты, даже Иван Шмелев, ассоциируемый с Зайцевым как никто другой, не составляет здесь исключения. Религиозная же основа произведений Зайцева, определившая доминанту его творчества на все последующие десятилетия, обозначилась задолго до 1917 года.

Религиозно-философские основы творчества Б.К. Зайцева, комплекс христианских идей и мотивов в его произведениях 1900 - начала 1920-х гг. и составили предмет настоящего исследования, определивший, в свою очередь, цель работы: отследить, как в предреволюционные годы складывалось христианское мировидение писателя, выявить его специфику. Одновременно диссертант стремился решить следующие задачи: вскрыть зависимость идейно-художественной позиции раннего Зайцева от комплекса философских идей B.C. Соловьева; доказать принципиальное различие религиозно-этических установок Зайцева и поздних символистов; засвидетельствовать, что христианская природа творчества проявляется и во временной организации художественного пространства - постепенно, от произведения к произведению, утверждаясь, линеарное, христиански понимаемое время, полностью торжествует в творчестве Зайцева с середины 1920-х годов.

Теоретической основой работы являются труды крупнейших философов-культурологов XX в.: А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, фундаментальные исследования дореволюционных и эмигрантских историков: В.О. Ключевского, Г. Федотова, классиков

12 Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев. - СПб., 2003. - С.236. отечественной филологии советского периода: Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, A.M. Панченко; работы современных литературоведов: В.А. Котельникова, A.M. Любомудрова, И.А. Есаулова, М.М. Дунаева. Безусловно, значимы для настоящего исследования богословские и философские труды С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка.

Методология исследования строится на аксиологическом подходе в сочетании со сравнительно-типологическим и историко-генетическим методами. Особое внимание уделяется структурному и текстологическому анализу произведений. Используются такие традиционные аналитические методы, как жанрово-стилевой и проблемно-тематический.

Новизна диссертации определяется тем, что впервые раннее творчество Б.К. Зайцева рассматривается применительно к эволюции его религиозно-философских воззрений.

Результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке общих лекционных курсов по литературе начала XX века, специальных курсов и спецсеминаров по творчеству Б.К. Зайцева, в изучении литературы «Серебряного века», в преподавании отечественной словесности в средней общеобразовательной школе.

Материалы диссертации прошли апробацию на научных конференциях «Международные Зайцевские чтения» (Калуга, 2001, 2003, 2005 гг.), на конференциях в Курском госуниверситете «Литература и фольклор» (Курск, 2003, 2005г.), выездной конференции Воронежского МИОНа «Национальные картины мира» (Воронеж-Курск, 2003), Православной конференции (Курск, 2006).

Структура диссертации. Работа состоит из 'дауд глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Основной текст изложен на 16$ страницах, общий объем 182 страницы. Библиография включает 204 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Князева, Оксана Григорьевна

Заключение

Свою исследовательскую задачу автор настоящего сочинения видел в воссоздании процесса формирования религиозно-философских основ творчества Б. К. Зайцева, начавшегося, как свидетельствует анализ его художественных текстов, задолго до вынужденной эмиграции писателя. Не обойденный вниманием критиков еще в предреволюционные годы, он почитался мастером и даже создателем лирико-философской прозы, неореалистом. Однако в те же годы была заявлена точка зрения (А. Долинин), согласно которой доминантой художественного мировидения Зайцева было все же христианское начало. Уже тогда обращенность к сфере духа становится отличительной чертой прозаика, со всей очевидностью проступает православный подтекст его творчества, угадываемый в противостоянии Света и Тьмы, в представлении о жизни как о гармонии противоречий, в христианском подходе к решению философских проблем.

С середины 1910-х ведущим мотивом произведений Б. Зайцева становится мотив пути, претворившийся в мотив русского духовного странничества. Тогдашние его странники - это скорее не святые, а обычные люди с присущими им слабостями, даже прегрешениями. Они проходят путь, типичный для многих современников Зайцева: от полной погруженности во грех - до обретения Истины. Б. К. Зайцев актуализирует типологическую модель, апробированную столь любимым им Ф. М. Достоевским: от атеизма - через преступление и страдание - к обретению веры в Бога и духовному преображению.

Сам Зайцев прошел путь от пантеистической, или неоязыческой концепции целостности и одушевленности мира через импрессионизм, который являлся для него особым способом мирочувствования, к философии В.Соловьева и уже затем - к православному мировосприятию и миропониманию. В ранних его рассказах «Священник Кронид», «Миф», «Молодые», «Полковник Розов» христианское начало размывается мифологическим, при этом реальный и мифологический пласты не просто

162 сосуществуют: реальный план невозможно понять без мифологии. Люди и события в этих произведениях предстают как художественная реализация мечты о возврате к Золотому веку. Общее радостное настроение сливается здесь с восторженным отношением к природе, щедрой, творящей силе земли. Здесь нет места никакому насилию, кровопролитию, смерти. Даже если герои, как это случилось в рассказе «Полковник Розов», собрались, чтобы поохотиться: бродящие по лесу с ружьями за спиной, они нисколько не расстраиваются из-за того, что «проспали» тетеревов, с умилением смотрят на улетающую из-под выстрела птицу.

Герои рассказа «Молодые» - не только мифологичны, но космогоничны, уподобляясь Глашка - Гее (Земле), Гаврила - Урану (Небу). Поэтому не только их труд на земле, но даже любовные утехи (а эротическое начало присутствует в рассказе со всей очевидностью) воспринимаются как священнодействие. Мифологическое истолкование рассказов ничуть не препятствует, а скорее способствует, их импрессионистскому восприятию. Образы зачастую вырастают из случайных ассоциаций или впечатлений, светопись Зайцева в этот период исключительно интенсивна, разнообразна и прихотлива, а в «Полковнике Розове» Свет и Солнце просто становятся главными героями. Зайцев мастерски работает с запахами: ароматы у него вторят цвету и свету, сообщая его импрессионистской живописи большую изысканность и художественную убедительность. Каждое время суток имеет у него особый запах: закат пахнет «воздушны каким-то вином», ночь «струит» над полями неясные запахи, поздним утром волны воздуха напоены «шелковым духом», а ближе к полудню в мире разливается «огненный аромат».

В дореволюционных произведениях Б.Зайцева безраздельно господствует циклично организованное время. И лишь в рассказе «Улица святого Николая», написанном в первые послереволюционные годы, оно отчасти уступает место времени линеарному, христиански-эсхатологическому. Полным торжеством христианского хронотопа отмечена

163 дилогия «Голубая звезда» - «Странное путешествие», начатая в 1918 и завершенная в 1926 г. уже в эмиграции. Время - лишь одно из проявлений полной христианизации творчества Б. Зайцева, другие - в знаковом имени Алексея Христофорова и композиции дилогии, которая благодаря появлению второй части обретает агиографическую завершенность. Имя главного героя, включенное в образную систему рассказов, уже не поддается мифологическому перетолкованию, тогда как в предыдущих произведениях вполне христианские имена героев (Кронид, Аграфена) влекли за собой множество мифологических ассоциаций и представлений.

Путь линеарного, «лествичного», от «дольнего» к «горнему» восхождения избирают герои многих дореволюционных произведений Б.Зайцева. Они ошибаются, падают, губят других и гибнут сами, но «претерпевшие до конца» - обретают «путь и Истину, и Жизнь» во Христе. Однако даже это обстоятельство не позволяет считать «Дальний край», «Грех», «Путников» или «Людей Божиих» до конца христианскими произведениями: христианское начало продолжает сосуществовать здесь в парадоксальном симбиозе с началом пантеистическим.

Центральной темой Б. Зайцева в эмиграции становится тема покаяния. Уже для героев первого эмигрантского романа «Золотой узор» религия из отвлеченности превращается в главный регулятор их жизни - внешней и внутренней. При этом определяющим событием жизни внутренней становится покаяние - за себя, за всю русскую интеллигенцию, за идеологическое пособничество в деле революции - богоборческой в своей сути. «Голодные и рваные» каждый день ходят герои к обедне, а затем к вечерне. Только через включение в молитвенное пение они ощущают подлинную свободу, только под сводами православного храма он обретают «воздух и свет». Совсем как герои древнерусских житий, «земные ангелы и небесные человеки», которые тогда же, с двадцатых годов станут и героями Бориса Константиновича Зайцева. Что и не удивительно, ибо для него, прошедшего горнило революции, некогда отвлеченные революционные

164 понятия отныне перешли в практическую плоскость, на многие десятилетия вперед составив нравственную основу не только творчества, но и самой жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Князева, Оксана Григорьевна, 2007 год

1. Зайцев Б. К. Собрание сочинений: В 11 т. - М.: Русская книга,1999 -2001.

2. Зайцев Б.К. Письма к Буниным // Новый журнал. Нью-Йорк.-1978.-№150.-С.220-221.

3. Абишева У. К. неореализм в русской литературе 1900-1910-х годов,-Автореферат диссертации на соискание степени доктора филологических наук.- М., 2006.- 52 с.

4. Аверинцев С. С. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

5. Адамович Г.Одиночество и свобода: Очерки. СПб.: Азбука- классика, 2006.-288 с.

6. Адамович Г. Б.Зайцев // Зайцев Б. К. Собрание сочинений: В 11т. -М.: Русская книга, 2000.-Т.7.-С.445-457.

7. Айхенвальд Ю. И. Борис Зайцев: Наброски // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей.-М.,1910,- Вып.З.- С.126-138.

8. Амфитеатров А. Притчи скептика (Свое и чужое).- СПб,1908.-120 с.

9. Аринина Л. М. Роман Б. Зайцева «Дальний край» и его место в творческой биографии писателя // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам Вып. 2: Л. Н. Андреев и Б. К. Зайцев.-Орел, 2001.-С. 106-111.

10. Аринина Л.М. «Золотой узор» и его место в творческой биографии Б. Зайцева // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева: Вторые Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2000. - С. 7276.

11. Армстронг Карен. Краткая история мифа. М., 2005. - 160с.

12. АртюноваН.Д. Язык и мир человека. М., 1999.-537с.

13. Асоян А.А. Прочтите высочайшего поэта. М.: Книга, 1990. - 215с.

14. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения // Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси.-М., 2006.- С.5-25.

15. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 444с.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 504с.

17. Белая Г. «Срыв культуры»: Нераспознанное поражение // Вопросы литературы . 2003. - №1.- С. 115-125.

18. Белая Г. Авангард как богоборчество // Вопросы литературы.-1992.-№3.-С.115-124.

19. Белый А. Символизм как миропонимание,- М.,1909.- 114 с.

20. Белый А. Смысл искусства // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М., 1994. - Т. 1. - С. - 90-122.

21. Берберова Н. Курсив мой. Автобиография. М.: Согласие, 2001. -736 с.

22. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное издание 1909. -М.: Новое время; Горизонт, 1990. С. 1-22.

23. Бердяев Н.А. Судьба России: Сочинение. М.: ЭСМО - Пресс, 2001.-736 с.

24. Библиографический словарь: Русские писатели / Ред.Егоров и др.-М.: Просвещение, 1990. С.312-314.

25. Блок А. А. О реалистах // Золотое руно. 1907. - №5. - С. 63-72.

26. Блок А. А. Владимир Соловьев в наши дни // Блок А. А. О назначении поэта. Статьи, речи, заметки. М.: Правда, 1990. - С. 63-68.

27. Богомолов В.А., Келдыш и др. Русская литература рубежа веков (1890-е нач. 1920-х гг.). - М.: ИМЛИ РАН Наследие, 2000. - 862 с.

28. Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923 1939. -М., Париж, 2000. -125с.

29. Брюсов В. (Это лирика в прозе) // Зайцев Б. К. Собр. соч. :В 11 т. М. : Русская книга,1999 -2001 -Т.1. -С.586.

30. Быстров В.Н. Идея обновления мира у русских символистов // Русская литература,- 2003.-№3.-С.13-16.

31. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное издание 1909. М.: Новое время; Горизонт, 1990.-С. 23-70.

32. Сергий Булгаков Православие. М.: Фолио, 2001. - 470 с.

33. Бунин И. А. Косцы //Бунин И. А. Избранное. М., 1988. - С. 48-54.

34. Зайцев Б. К. Биографические сведения // Русская литература XX в. / Под ред. С. А. Венгерова. М.: Мир, 1916. - Т. 3. - С. 65-66.

35. Вейдле В. русская философия и русский «Серебряный век // Русская религиозно философская мысль хх в.: Сб. статей / Ред. Н. П. Полторацкий. - Питтсбург, 1975. -С. 71.- 72.

36. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, Владос, 1995.-256 с.

37. Воропаева Е.В. Жизнь и творчество Б. Зайцева // Зайцев Б. К. Сочинения: В 3 т. М.: Терра, 1993. - Т. 1. - С. 5-47.

38. Воропаева Е.В. Мемуаристика Бориса Зайцева // Русская речь,-1995. -№2.- С.34-37.

39. Воропаева Е Всепрощающая даль // Литературное обозрение.-1989,- № 12.- С.89-91.

40. Гаврюшин Н. По следам рыцарей Софии. М., 1998. -132с.

41. Гинзбург Л.Я. Из записей 1950-1970 годов // Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987. - 126 с.

42. Гиппиус 3. Н. О молодых и средних // Критика русского зарубежья. -М, 2002. С. 62-77.

43. Гиппиус 3. Н. Тварное // Зайцев Б. К. Собр. сочинений: В11т.-М.: Русская книга, 1999. Т.1. - С. 588-591.

44. Глушкова Н. Б. Паломнические «хождения» Б. К. Зайцева: особенности жанра. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1999. - 24 с.

45. Горнфельд А. Г. Лирика Космоса // Зайцев Б. К. Собр. соч.: В 11 т.-М.: Русская книга, 2000 Т. 10. - С. 196-203.

46. Грибановский П. В. Борис Зайцев и его путники // Грибановский П. В. Б. К. Зайцев: Обзор творчества: Русская литература в эмиграции: Сб. ст. / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1972.-С. 135-150.

47. Даль В.И. Толковый словарь живого великоросского языка: В 4 т.-Т.З.-М.: Русский язык, 1980.- 555 с.

48. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.,1991.- 522 с.

49. Данте А. Божественная Комедия. Ад .(Пер. и примечания Зайцева Б. К.) // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 11т.-М.:Русская книга, 1999.-Т.8.-С.305-477.

50. Данте А. Божественная Комедия. Рай. (Пер. и примечания М. Лозинского)-М.: Правда, 1982.-c.640.

51. Данте А. Новая Жизнь. (Пер. и примечания А. Эфроса).-М.: Художественная литература, 1967,- 668 с.

52. Документы свидетельствуют: Из фондов Центра хранения современной документации (ЦХСД): К. Чуковский о Б. Зайцеве (Публ.и ком. Р. Романовой) // Вопросы литературы. М., 1993. - Вып. 6. -С.221 -230.

53. Долинин А. «Тихие зори»: Рассказы Б. Зайцева // Бюллетень литературы и жизни. 1912. - № 4. - С. 177 - 180.

54. Долинин А. Дмитрий Мережковский // Мережковский Д. С. Христос и Антихрист. Т. 1. Смерть Богов. - СПб, 1905. - С. 3-7.

55. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1876, октябрь // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. T.23.-JL: Наука. -421с.

56. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1880, декабрь // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. T.26.-JL: Наука. 518 с.

57. Драгунова Ю. А. Проза Зайцева 1901 -1922 гг. Автореф. дис. канд. филол. наук. Тверь, 1997. - 24 с.

58. Драгунова Ю. А. Особенности творчества Б. К. Зайцева начала XX века (к проблеме героя) // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева Первые Международные Зайцевские чтения. Калуга , 1998. -С.25-36.

59. Дунаев М. М. Православие и русская литература. В пяти частях. Т. 1. -М., 1996.- 320 с.

60. Дунаев М.М. Достоевский // Дунаев М. М. Православие русской литературы. М., 1996. - Т. 2. - 434с.

61. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: ПТУ, 1995. 287 с.

62. Есаулов И.А. Поэтика литературы русского зарубежья // Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. - С. 259 -287.

63. Жукова Н. Н. Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б. К. Зайцева. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1993.-24 с.

64. Завгородняя Н. И. Образ художника в беллетризованных биографиях Б. К. Зайцева «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов». Автореф. дис. канд. филол. наук. Самара, 1997. - 24 с.

65. Замятин Е.И. Новая русская проза, 1923 // Замятин Е. И. Мы: Роман, повести, рассказы, пьесы, статьи, воспоминания. Кишинев, 1989. - С. 516-520.

66. Замятин Е.И. О литературе, революции, энтропии и о прочем, 1923 // Замятин Е. И. Мы: Роман, повести, рассказы, пьесы, статьи, воспоминания. Кишинев, 1989. - С. 511 -516.

67. Замятин Е.И. О синтетизме, 1920 // Замятин Е. И. Мы: Роман, повести, рассказы, пьесы, статьи, воспоминания. Кишинев, 1989. - С. 503-511.

68. Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научных трудов. - Петрозаводск, 1994. - С.3-9.

69. Захарова В. Т. Раннее творчество Б. Зайцева и проблема импрессионизма // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К.171

70. Зайцева Первые Международные Зайцевские чтения. Калуга , 1998. -С.19-23.

71. Закржевский. А. Мистика жизни и смерти // Зайцев Б. К. Собр. соч. :В 11т,1999-2001.-Т.П.-С.255

72. Звозников А. А. Идея гуманизации православия в русской литературе XIX века // Литература и христианство: Материалы юбилейной международной конференции / Ред. сост. Н. В. Бардыкова. -Белгород, 2000,-С. 11 - 15.

73. Зрячева А. А. Духовные странствия молодого героя // Русская литература.-2002. № 4. - С.208 -211.

74. Иванов Г. Из предисловия к книге Зайцева Б.К. «Золотой узор»// Дни.- 1926. 19 сентября (№111). - С. 3-6.

75. Иезуитова Л.А. Легенда «Богатырь Христофор» и ее новая жизнь в «Голубой звезде» и «Странном путешествии» // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева Третьи Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2001. -С. 50-64.

76. Иерофей (Влахос). Православная духовность. М.,1999. - 54с.

77. Ильин И.А. Творчество И.С. Шмелева // Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. М.,1991. -256 с.

78. Камильянова Ю. М. Мир прозы Б. Зайцева (1900-1920-е гг.). Автореф. дис. канд. филол. наук. Уфа, 1999.- 24 с.

79. Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2000. - 86 с.

80. Кашпур О. А. Жанр литературного портрета в творчестве Б. К. Зайцева. Автореф. канд. дис. филол. наук. М., 1995.- 24 с.

81. Киприан Б. Зайцев // А. Ремизов, Б. Зайцев. Проза. Критика и комментарий. М.Д997.-С.668-669.

82. Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. М.: Центрполиграф, 2001. - 688 с.

83. Колобаева Л. Андрей Белый о символе // Вопросы литературы.- 2003.- №3. С. 180- 185.

84. Кологривов И. История русской святости.-М.: Православный приход Храма Казанской Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма», 2000,- 542 с.

85. Колтоновская Е.А. Зайцев Борис Константинович // Новый энциклопедический словарь. СПб.: АО «Брокгауз - Ефрон», 1914. - С. 114-116.

86. Колтоновская Е.А. Борис Зайцев // Венгеров С. А. Русская литература XX века.: 1890-1910 гг. М.: Мир,1916. -Т.З.- Кн. 8.- С.67-80.

87. Коган П. Современники. Зайцев. // Зайцев Б. К. Соб. Соч. :В 11 т. 1999-2001.-Т. 11. -С.8 4 85.

88. Комолова Н. П. Факсимильное издание книги «Италия» Бориса Зайцева // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева. Вторые Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2000. - С.204 - 215.

89. Котельников В. А. Православие в творчестве писателей XIX века.(Дис. в форме науч. док. док-pa филолог, наук 10.01.01./ РАН, Ин-трус. лит.-СПб, 1998)

90. Коряков П. В. Монашество в творчестве Б. К. Зайцева. Автореф. дис. -М., 2002.

91. Кравченко Т. (О книге Б.Зайцева «Люди Божии» М., 1991) // Литературная газета, 1992. №37. - С.4.

92. Краснянский В.В. Словоупотребление и поэтика Бориса Зайцева // Язык как творчество Сб. ст. к 70-летию В.П. Григорьева. М., 1996. -С. 261-267.

93. Ключевский В. О. Жития святых как исторический памятник. -М., 1990.-282 с

94. Куделько Н. А. О типе праведника в прозе Б. К. Зайцева // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам. Выпуск II: Л. Н. Андреев и Б. К. Зайцев. Орел: Орловский государственный университет, 2001.-С.99 106.

95. Лебедев Ю. В. Духовные основы поэтики русской классической литературы // Литература в школе, 2002. -№1. С. 18-20.

96. Преподобный Иоанн Лествичник О молитве. М., 2003. - 68 с.

97. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. -719с.

98. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. -М.: МГУ,1998.- 864 с.

99. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.-342 с.

100. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. - 480с.

101. Лосская Семон Л. В. О религиозном призвании русской литературы // Русская литература. - 1995. - №1. - С. 29-30.

102. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н. О. Ценность и бытие. М., - Харьков, 2000. - С. 507-844.

103. Лосский Н. О. Условия Абсолютного Добра. Любовь // Лосский Н. О. Ценность и бытие. М., Харьков, 2000. - С.217-503.

104. Лосский И.О. Бог и мировое зло. Абсолютное совершенство. Бог // Лосский Н. О. Ценность и бытие. М., Харьков, 2000. - С. 105-201.

105. Лотман Ю.М. Избранные статьи. // Лотман Ю. М. Собрание сочинений: В 3 т.-М.,2000. Т.З. - 501с.

106. Любомудров А. М. К проблеме воцерковленного героя (Достоевский, Зайцев, Шмелев) // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 1999. - С. 356-367.

107. Любомудров А. М. Зайцев православный публицист // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева. Первые Международные Зайцевские чтения. - Калуга, 1998. - С.84 - 86.

108. Любомудров А. Н. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев. СПб., 2003. - 272 с.

109. Любомудров A.M. Святая Русь Бориса Зайцева // Зайцев Б. К. Собр. соч.-Т. 7.-С.З-21.

110. Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. - №1. - С. 107-124.

111. Мандельштам О.Э. <Скрябин и христианство> // Мандельштам О.Э. «Сохрани мою речь.» Лирика разных лет. Избранная проза. М.: Школа - Пресс, 1994. - С. 373-378.

112. Мережковский Д. С. Предисловие // Мережковский Д. С. Избранное. Кишинев: Лит. артистикэ, 1981. - С. 3 - 5.

113. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Религия // Мережковский Д. С. Избранное. Кишинев: Лит. артистикэ, 1981. -С. 507-541.

114. Мережковский Д. С. Христианские антихристы // Мережковский Д. С. Избранное. Кишинев: Лит. артистикэ, 1981. - С. 436-441.

115. Мережковский Д. С. Христианство и государство // Мережковский Д. С. Избранное. Кишинев: Лит. артистикэ, 1981.-С. 447-453.

116. Минаева И. Б. К, Зайцев: художественный мир биографий II-Орел: Издательский Дом «Орловская литература и книгоиздательство» («ОРЛИК»). Издатель Александр Воробьев, 2007. -128 с.

117. Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен по 1925г. Лондон, 1925. 12-е изд.: Лондон: Overseas publ. Interchange, 1992. - С. 628-629.

118. Мирончиков Л. Т. Словарь славянской мифологии: Происхождение славянской мифологии и этноса.- Минск: Харвест, 2004. 304 с.

119. Михайлов О.М. Литература русского Зарубежья. Борис Константинович Зайцев // Литература в школе.- 1990. -№6- С.47-50.

120. Михайлов О.Н. Б.Зайцев // Литература русского зарубежья 1920-1940. М.: ИМЛИ Наследие, 1999. - С.28-45.

121. Мочульский К. Б.К. Зайцев, 1926 // А. Ремизов, Б. Зайцев. Проза. Критика и комментарий. М., 1997. - С. 682-686.

122. Морозов М. Старосветский мистик (Творчество Бориса Зайцева) // Зайцев Б. К. Собр. соч. :В 11т.,1999 2001.- Т. 11. - С.212 - 244.

123. МяновскаИ. Мироощущение православного человека//Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева. Третьи Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2001. - С. 18-29.

124. Назарова Л. Н. Зайцев Б. К. // Лермонтовская энциклопедия.-М.: Сов. Энциклопедия, 1981.-С. 174 176.

125. Литературный энциклопедический словарь терминов и понятий /Ред. Николюкин А. Н. РА наук институт научной информации по общегуманитарным наукам. М.:НПК «Интелван»,2003.-С.295-298.

126. Никифор. Библейская энциклопедия. Репринтное издание,-M.:NB-press. Центрион, АПС, 1991.- 367 с.

127. Никонов В.А Словарь русских фамилий. М.: Школа - Пресс, 1993.-224 с.

128. Нуйкин А. Новое богоискательсво и старые догмы // Новый мир.-1987. -№ 4 С.245-259.

129. Одоевцева И. На берегах Сены. Санкт- Петербург: Азбука-классика, 2006. - 480с.

130. Осоргин М. О Борисе Зайцеве. // Литературная газета. 1989. - 6 декабря( №49). - С. 6.

131. Остапцева В.Н. Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века в теоретическом аспекте // Христианские истоки русской литературы. Сборник научных трудов. М., 2001. - С. 111-118.

132. Пак Н. И. Древнерусская культура в художественном мире Б. К. Зайцева: Монография. М.Калуга: МПГУ, КГПУ, 2003. -180 с.

133. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. -М., 1989.-154 с.

134. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2-х т. Репринтное издание. -М.: Возрождение, 1992.-572 с.

135. Подольская И. Зайцев Б. К. // Большая Советская Энциклопедия.-М.: Сов. Энциклопедия, 1963.-Т.2. 978 с.

136. Полуэктова И.А. Лирический компонент прозы Б. К. Зайцева Автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 2002.-24 с.

137. Полуэктова И.А. Лирический компонент как основа субъектного сознания в рассказах Б. К. Зайцева // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева. Третьи Международные Зайцевские чтения. -Калуга, 2001.-С. 106-120.

138. Прозорова Н. И. В поисках целостности: религиозно-философская позиция Б. Зайцева в контексте русской философии серебряного века // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева. Третьи Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2001. -С. 222-231.

139. Прозорова Н.И. Данте в творчестве Зайцева // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева. Вторые Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2000. - С. 194-204.

140. Прокопов Т.Ф. Восторги и скорби поэта прозы. Борис Зайцев: вехи судьбы // Б. К. Зайцев. Собр. соч. Т. 1. - С. 6 - 27.

141. Прокопов Т.Ф. Лиризм Б. Зайцева как эстетический феномен // Проблемы изучения жизни и творчества Б. К. Зайцева. Вторые Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2000. - С. 24 - 34.

142. Пушкин А. С. в записках Смирновой А. О.// Вера, молитва, любовь: Сборник. Выпуск 1.-М.: Русский Духовный Центр, 1994.-С.24-25.

143. Прохоров A.M. Большой энциклопедический словарь:В 2 т.-М.: Советская энциклопедия, 1991. -Т.1. 445 с.

144. Архимандрит Рафаил. Христианство и модернизм.- М., 2002.256 с.

145. Радлов Э. JI. Пантеизм // Христианство: Энциклопедический словарь.-М., 1995. 232 с.

146. Святополк Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года // Ремизов А. М., Зайцев Б. К. Проза.-м.: Олимп; «Издательство ACT», 1997. - С.681-682.

147. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX начала XX вв. -М.: Лаком книга, 2001. - 400 с.

148. Соловьев В. С. Какой тяжелый сон//Соловьев В. С. Собр. соч.: В 2-х т.-Т. 1.-М., 1988.-С.82-83.

149. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999. - 998 с.

150. Соловьев В. С. Мифологический процесс в древнем язычестве // Собрание сочинений:В 2 т.Т 1. М.: Мысль, 1988.- 892 с.

151. Соловьев В. С. Три свидания, 1898 // Соловьев В. С. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 1.-М., 1988.-С.78- 79.

152. Соловьев B.C. Основы духовной жизни // Соловьев В. С. Избранные труды Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 540 с.

153. Соловьев B.C. Чтение о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Собрание сочинений:В 2 т. М.: Мысль, 1988. - Т. 2. - 822 с.

154. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 464 с.

155. Соловьев С. М. История России с древнейшего времени до наших дней // Соловьев С. М. Собрание сочинений :В 11т. Т.5. -М., 1962. С.56-57.

156. Сомова С. В. «Традиционное» и «свое» в повести Б.К. Зайцева «Аграфена» // Филологические записки. Вып. 8. - Воронеж, 1997. - С. 98 -100.

157. Сомова С. В. Поэтика сюжета прозы Б. Зайцева: (Рассказы и повести 1901-1929 гг.). Автореф. дис.канд. филол. наук. Самара, 1998.-24 с.

158. Сомова С. В. Воспоминание как узнавание в романе Б. К. Зайцева «Золотой узор»: к вопросу о жанровой природе романа // Четвертые Международные Зайцевские чтения. Калуга, 2003.-С.84-92.

159. Степун Ф. Борису Константиновичу Зайцеву к его восьмидесятилетию// Зайцев Б. К. Собрание сочинений: В 11 т. -М.: Русская книга, 1999. -Т. 5.-С.З-19.

160. Струве Г. П. Русская литература в изгнании: Опыт критическогоообзора зарубежной литературы. Нью-Йорк, 1956. - 266 с.

161. Струве Н. Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное издание 1909. М.: Новое время; Горизонт, 1990. - С. 156 - 175.

162. Таинство Святого Крещения и обязанности восприемников. -Калуга: Синтагма, 1999.-43 с.

163. Священномученик архимандрит Кронид / Сост. Архимандрит Георгий (Тертышников). Сергиев Посад: Свято - Троицкое Сергеева Лавра, 2000.-с. 25.

164. Толмачев В. М. Зайцев Б. К. // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918-1940.-М: РОССПЭН, 1997.-С. 169-172.

165. Толстой А.Н. День Петра // Толстой А.Н. Повести и рассказы.-М.: Правда,1980.-511 с.

166. Топорков А. О новом реализме и о Б. Зайцеве // Золотое руно. -1907. №10. - С.46-49.

167. Тхоржевский И. Б. Зайцев // Тхоржевский И. Русская литература. -Париж, 1946.-С. 31.

168. Ульянов Н. И. Б. К. Зайцев (к 80-летнему юбилею) // Русская литература. №2,1991. - С. 72 - 73.

169. Федотов Г. Святые Древней Руси.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.384 с.

170. Федотов Г. Из литературных бесед 1925, 1927 гг. // А. Ремизов Б. Зайцев Проза. Критика и комментарий. М., 1997. - С. 699-701.

171. Флоренский П.А. Имяславие как философская предпосылка // Флоренский П. А. Оправдание Космоса.-СПб.,1994.-С.145-186.

172. Флоренский П.А. Об имени Божием // Флоренский П. А. Оправдание Космоса.-СПб., 1994.-С. 186-217.

173. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины // Лосский Н. О. Ценность и бытие. М., Харьков, 2000. - С. 31-32.

174. Хализев В.В. Образ и знак // Литературная учеба учеба,2002.-Ян.-фев. С. 87-88.

175. Хализев В.Е Теория литературы. М.: ВШ, 1999. - 246 с.

176. Ходасевич В. Ф. Некрополь: Воспоминания. М.: Советский писатель, 1991.- 188 с.

177. Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Лосева // Начала, 1994. №1. - С. 60-95.

178. Цетлин М. Отз. на кн. «Дом в Пасси» // Современные записки. -1935. -№59. -С. 473.

179. Черников А.П. Русская литература начала XX века//Черников А. П. Серебряный век русской литературы. Калуга: Гриф, 1998. -С.7-23.

180. Чикин Б.Н. Индийская философия и идея русского космизма // Чикин Б. Н. Новое мышление и судьбы русской философии. М.: Аслан, 1994.-С. 100-109.

181. Чуковский К. И. Борис Зайцев // Чуковский К. И. От Чехова до наших дней. Литературные портреты. Характеристики. 2-е изд. -СПб.; М., 1908.-С. 170-186.

182. Чуковский К. И. Борис Зайцев // Зайцев Б. К. Собр. соч. :В 11 т., 1999-2001.- Т.11.-С.203 -212.

183. Чуковский К. И. Поэзия косности // Зайцев Б. К. Собр. соч. :В 11 т., 1999 -2001.- Т.11. С.263 - 273.

184. Шеваров Д. Борис Зайцев, светлый странник. // Деловой вторник. 2001.- 2 февраля.-С.З.

185. Шеваров Д. Брат милосердия. // Первое сентября.-1996. 10 февраля. - С.2.

186. Шестов Л.И. Похвала глупости // Русская литература.- 1991. -№3. -С.38-47.

187. Шмелев И.С. Избранное М.: Правда, 1989. - 632 с.

188. Шмелев И.С. Лето Господне // Шмелев И. С. Избранное. М., 1989. -С. 283.

189. Эткинд Е. Единство «серебряного века» // Звезда.- 1989. №12. -С. 186-188.

190. Элиаде М. Миф о вечном возврвщении. -М.гЛадомир, 2000.-234с.

191. Юркина Л. А. Зайцев Борис Константинович // Русские писатели: Биобиблиографический словарь. М., 1990. - Т. 1. - С. 312-314.

192. Юрьева З.О. Андрей Белый: преображение жизни и теургия // Русская литература, 1992- №1.- С.58-69.

193. Яркова А. В. И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева. СПб, 1998.

194. Яркова А. В. Семинарий. СПб, 2003. - 107 с.

195. Яркова А. В. Б. К. Зайцев литературный критик. От символизма к православию// Материалы Девятой научной конференции «Православие и русская культура». - Русская литература. - 2002. -№4. -С.230-238.

196. Яркова А. В. Социально-философская и религиозная проблематика в публицистических очерках Б. К. Зайцева 1910-1920-х годов. // Десятая международная научная конференция «Православие и русская культура». Русская литература. - 2003. - № 4. - С. 249-258.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.