Религиозная личность как субъект познания: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Стрижова, Юлия Владимировна

  • Стрижова, Юлия Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 159
Стрижова, Юлия Владимировна. Религиозная личность как субъект познания: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Оренбург. 2013. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Стрижова, Юлия Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Концептуально-теоретический анализ религиозной личности и ее когнитивных практик

1.1 Социально-онтологические основания религиозной личности как критерии ее типологизаций

1.2 Духовно-телесная целостность и ее фундаментальная роль в моделировании структуры религиозной личности

1.3 Религиозная вера как социально-онтологическое основание религиозной личности и ее познавательной деятельности

Глава 2 Особенности религиозной личности как субъекта познания в системе социальных отношений

2.1 Религиозная личность как субъект обыденного познания

2.2 Религиозная личность как субъект художественного познания

2.3 Религиозная личность как субъект научного познания

Заключение

Список литературы

Приложение:

Схема 1 Социально-онтологические основания религиозной личности 153 Схема 2 Философско-научная модель структуры религиозной личности 154 Схема 3 Конфессиональная модель структуры религиозной личности

Схема 4 Типология веры

Схема 5 Типы религиозной личности в обыденном познании

Схема 6 Типы религиозной личности в художественном познании

Схема 7 Типы религиозной личности в научном познании

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная личность как субъект познания: социально-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Кризис системы ценностей, потребительский образ жизни, усиление роли процессов глобализации, «обмирщение» религиозной традиции, техногенный культ, заменяющий собой гуманитарный подход к человеку - факторы, которые закономерно приводят к пересмотру роли личности в мире как субъекта познания, веры и творчества.

Социальная философия в современном мире учитывает онтологический, гносеологический и ценностный аспекты бытия человека в обществе, акцентирует внимание на многообразии сил и способностей личности как субъекта многочисленных видов социальной деятельности, в том числе и познавательной.

В условиях социокультурной неоднородности общества происходят сложные организационные и идеологические процессы, для более глубокого понимания, которых необходимо учитывать уровень религиозности личности. Неполная или недостоверная информация об особенностях религиозной личности может привести к ситуации противостояния и столкновения между различными типами личности в любой религиозной группе,

В процессе познания религиозная личность представлена как его субъект, включенный в закономерности социальной парадигмы и способный к ее интерпретации, исходя из личного мировоззрения, опыта, установок, идеалов и ценностных ориентиров той или иной конфессии.

Социально-философский анализ основных предпосылок формирования и развития религиозной личности как субъекта познания имеет актуальное значение для правильного понимания особенностей социокультурной ситуации в мире и российском обществе, где происходит переориентация религиозности на повседневно-практические цели и углубление межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий.

Степень разработанности темы. В XX веке в западной философии был совершен антропологический переворот (А.Гелен, Х.Плеснер, М.Шелер), который выразился в стремлении обратиться к проблеме человека с точки зрения синтеза различных наук: философии, психологии, теологии и других, тем самым был сделан акцент на многогранности личности, обусловленной мировоззренческими, социокультурными, религиозными и прочими факторами.

Философское осмысление личности взаимодействует с социально-психологическим подходом в исследовании человека как социального существа, связанного с обществом, которым занимались такие отечественные мыслители, как Б.Г.Ананьев, Э.В.Ильенков, С.Л.Рубинштейн.

Представляет интерес проблема интеграции научного и религиозного знания в концепции целостной личности (Ф.Е.Василюк, А.А.Гостев, В.П.Зинченко, В.Х.Манеров, В.Б.Слезин, К.Е.Скурат, 'Е.Т.Смирнова, В.М.Снетков, Б.Г.Херсонский, О.С.Чабан, Л.Ф.Шеховцова).

Значительный вклад в разработку конфессионального (православного) понимания личности внесли С.А.Белорусов, Б.С.Братусь, митрополит Иерофей (Влахос), Ю.М.Зенько, А.Лоргус, Б.В.Ничипоров, игумен Вениамин (Новик), игумен Георгий (Шестун).

Религиозная личность социализируется в обществе и внутри религиозной общины. Характеристику социализирующих функций религиозных организаций дает А.В.Мудрик. Интерес представляет анализ особенностей религиозной социализации человека в православии (В.Г.Безрогов, Л.П.Ипатова, Т.В.Склярова, В.Ф.Чеснокова), в старообрядчестве (Ю.А.Черныш), в исламе (Г.А.Сабирова).

Социально-онтологические основания религиозной личности рассмотрены в работах Ж.М.Гюйо, В.Еротича, Дж.Леубы, Г.ван дер Леува, А.Маслоу, Э.Старбака, К.Тиле, Т.Флурнуа, В.Франкла, М.Элиаде.

Религиозность как онтологическое свойство религиозной личности было представлено в социокультурном (В.И.Гараджа, К.Каариайнен, Е.А.Кублицкая, Ю.А.Левада, О.Ф.Лобазова, Б.Лобовик, И.И.Мочалов, М.Г.Писманик,

М.Ю.Смирнов, В.Танчер, Д.М.Угринович, Д.Е.Фурман, И.Н.Яблоков) и духовно-психологическом (Т.В.Андрякова, Е.И.Аринин, О.А.Войновская, Л.П.Карсавин, А.В.Романов, Т.П.Соловьева, С.А.Черняева, А.И.Яковлев) аспектах.

Типологизация моделей религиозной личности характерна для исследований таких авторов, как: Августин Аврелий, Р.Кайуа, Н.А.Калюжная, Е.Ю.Кузьмина-Караваева, Г.Кюнг, Д.Е.Мануйлова, Д.Е.Мелехов, К.И.Никонов, Г.Оллпорт, В.В.Павлюк, Т.В.Панфилова, А.Позов, В.М.Розин, В.В.Романович.

В начале XXI века религиозная личность в отечественной литературе рассматривается с точки зрения: философско-когнитивного дискурса (М.Н.Ересько); философского анализа Я-концепции (Д.С.Крюков); специфических характеристик субъекта религиозного познания (К.М.Юшков).

Анализу структуры религиозной личности посвящены работы таких авторов, как: И.Э.Бекешкина, М.Вебер, У.Джеймс, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс, Т.Парсонс, К.К.Платонов, А.Н.Рэдклифф-Браун, Э.Тайлор, З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Эриксон, К.Г.Юнг.

Религиозная личность характеризуется через различные аспекты феномена веры. Психологический аспект веры выступает предметом исследования следующих авторов: Г.А.Габинский, Е.К.Дулуман, С.И.Иваненко, И.А.Малахова, В.И.Носович, В.Л.Петрушенко, Е.И.Шехтерман, Г.Н.Щербакова.

Гносеологический аспект веры в процессе познания личности исследовали С.Вшолек, М.В.Голованов, Р.М.Грановская, Е.А.Евстифеева, С.Н.Малеев, Л.А.Микешина, М.Ю.Невелев, Е.Н.Пименова, Н.В.Плотинская, Е.А.Степанова, К.Ясперс.

Особенностям соотношения знания и веры как в научной, так и в конфессиональной традиции уделяли внимание следующие авторы: П.Вайнгартнер, П.С.Гуревич, И.Кант, А.В.Кураев, Д.Локк, П.Тиллих и др.

Аспект типологизации веры отражен в трудах М.Бубера, Н.А.Калюжной, С.Кьеркегора, М.Мюррея, Р.К.Омельчука, Х.Ортеги-и-Гассета, Д.В.Пивоварова, А.В.Романова, Т.В.Ряховской, М.С.Теплых, Д.Юма.

Гносеологические аспекты познающего субъекта рассмотрены в работах Н.С.Автономовой, Л.Витгенштейна, С.С.Гусева, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Т.И.Ойзермана, Б.Я.Пукшанского, Б.Рассела, А.К.Уледова (обыденное познание); А.Л.Андреева, М.Т.Андрюшенко, А.Н.Кочетова, М.М.Миркес (художественное познание); В.А.Андрусенко, И.Т.Касавина, А.Койре, Т.Куна, И.П.Меркулова, М.Полани, К.Поппера, В.С.Степина, П.Фейерабенда,

B.С.Швырева, В.А.Штоффа, А.Эйнштейна (научное познание). Философский дискурс взаимодействия научного и религиозного познания

рассматривают И.Барбур, Дж.Х.Брук, Э.Бутру, Т.Г.Григорьян, В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон, А.А.Любищев, Е.А.Мамчур, Ю.Мольтман, А.Пикок, М.Планк, Д.Полкинхорн, М.М.Скибицкий, А.Д.Сухов, А.Г.Табрум, П.Тейяр де Шарден, В.П.Филатов, М.Хеллер.

Представление о субъекте как обязательной составляющей процесса познания существенно трансформировалось от века к веку. Категория «субъект познания» с позиций классической теории познания представлена в работах Дж.Беркли, Г.Гегеля, Р.Декарта, И.Канта, Д.Юма.

«Соборный» характер субъекта познания в контексте религиозной традиции русской философии представлен в трудах Н.А.Бердяева,

C.Н.Булгакова, А.И.Введенского, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, А.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, В.И.Несмелова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, А.С.Хомякова, Л.И.Шестова.

Концепция религиозной личности как субъекта познания выстраивается на общетеоретической базе, которую мы видим в произведениях постмодернистов, утверждающих «смерть субъекта» (Р.Барт, Ж.Бодрийар, Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.Лакан, Ж.Лиотар, М.Фуко).

В современных исследованиях категория «субъект познания» носит многоаспектный характер и рассматривается исходя из исторического опыта

(Ф.Анкерсмит, Дж.Коллингвуд, А.Мегилл, Х.Уайт); властных и тендерных отношений (Дж.Батлер, С.Бем, С.де Бовуар, И.А.Жеребкина, Л.Иригрэй, Ю.Кристева, Х.Сиксу, К.Уитбек); трансперсонального и интегрального подходов (С.Гроф, К.Уилбер, Р.Уолш, Р.Фрейджер).

Работы отечественных философов характеризуют социокультурные основания субъекта: целостность, духовность, познавательную активность, деятельность, творчество, социальную идентификацию, коммуникативные отношения (С.С.Аванесов, В.С.Барулин, П.П.Гайденко, И.Н.Грифцова, И.Т.Касавин, Ю.А.Кимелев, И.В.Кузин, В.А.Лекторский, К.Н.Любутин, Л.А.Микешина, К.Х.Момджян, Я.А.Слинин, Ю.Хабермас, С.С.Хоружий).

Исследования отечественных и зарубежных ученых дают достаточное основание для выработки современного теоретического понимания проблемы религиозной личности как субъекта познания. Однако, несмотря на обилие работ, посвященных рассмотрению многообразных аспектов феномена религиозной личности, мы констатируем факт отсутствия исследований, в которых анализируется гносеологический потенциал религиозной личности в социально-философском дискурсе. Это обстоятельство во многом определило выбор объекта нашего исследования и, соответственно, его предмета, цели и задач.

Объект исследования: познание как вид социальной деятельности.

Предмет исследования: религиозная личность как субъект познавательной деятельности в системе социальных отношений.

Цель исследования: выявить социально-онтологические основания религиозной личности и их роль в конструировании субъектом результатов различных социально-когнитивных практик.

Задачи исследования.

1. Определить социально-онтологические основания религиозной личности и показать их значение как критериальных характеристик концептуальных моделей ее типологизации.

2. Раскрыть фундаментальное значение структурной целостности религиозной личности как субъекта познания.

3. Рассмотреть роль религиозной веры в структуре религиозной личности и ее познавательной деятельности.

4. Проанализировать социально-гносеологический потенциал религиозной личности как субъекта обыденного познания.

5. Раскрыть сущностные характеристики религиозной личности как субъекта художественного познания.

6. Рассмотреть характерные черты религиозной личности как субъекта научного познания.

Методология и методы исследования. Важное методологическое значение для диссертационного исследования имел междисциплинарный синтез, позволяющий актуализировать социально-философский аспект проблемы религиозной личности как субъекта познания.

Структурно-функциональный метод позволил выявить характер структуры религиозной личности в ее полифункциональном проявлении.

Автор использовал элементы биографического метода при рассмотрении особенностей религиозного бытия творческих личностей и деятелей науки.

Понятийный аппарат включает в себя ряд категорий: «религиозная вера», «религиозный индивид», «религиозность», «религиозный опыт», «тип религиозной личности», в том числе авторское уточнение термина «религиозная личность как субъект познания».

Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты зарубежных и отечественных мыслителей (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Аристотель, Н.А.Бердяев, Дж.Беркли, С.Н.Булгаков, Г.Гегель, Р.Декарт, И.Кант, Л.П.Карсавин, Дж.Локк, В.И.Несмелов, Платон, Сократ, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, А.С.Хомяков, Д.Юм); б) исследования современных отечественных философов (М.Т.Андрюшенко, В.С.Барулин, П.П.Гайденко, П.С.Гуревич, И.Т.Касавин, Ю.А.Кимелев, В.А.Лекторский,

К.Н.Любутин, Л.А.Микешина, К.Х.Момджян, Д.В.Пивоваров, Я.А.Слинин, В.С.Степин, И.Н.Яблоков); в) исследования современных зарубежных философов в переводе (Р.Барт, Ж.Лакан, К.Поппер, Б.Рассел, П.Тиллих, К.Ясперс); г) иностранная философская литература на языке-оригинале (М.ВиЬег, М.ЕНас1е, Е.Ргошш, \V.James, .ГКл^еуа).

Научная новизна исследования.

1. Выявлены социально-онтологические основания религиозной личности как критериальные характеристики концептуальных моделей ее типологизации.

2. В социально-философском дискурсе проанализирован гносеологический потенциал религиозной личности.

3. Выработано авторское уточнение термина «религиозная личность», отражающее ее специфику как субъекта познания.

4. Определена фундаментальность принципа целостности в моделировании авторской «эклектической» структуры религиозной личности.

5. Религиозная вера рассмотрена как социально-онтологическое основание религиозной личности, определяющее ее познавательную деятельность.

6. Исследованы социальная обусловленность познавательной деятельности религиозной личности и влияние религиозности на ее результаты в процессе обыденного, художественного и научного познания.

Положения, выносимые на защиту.

1. Фундаментальным социально-онтологическим основанием религиозной личности является религиозность, которая отражает собой тесную взаимосвязь содержания сознания личности, обусловленного верой в «высшие силы», чувством единства с Богом и видами ее деятельности, детерминированных объективной социальной реальностью. Религиозность имеет внутреннюю структуру, включающую в себя религиозное сознание и религиозное поведение, которые обладают собственными социально-онтологическими основаниями: 1) религиозное сознание - религиозная вера,

религиозный опыт, религиозные нормы, религиозные ценности, религиозный язык, религиозные чувства, религиозные переживания; 2) религиозное поведение - включенность в религиозные отношения, способность к активной и плодотворной религиозной деятельности. Социально-онтологические основания религиозной личности определяют механизм ее взаимодействия с Миром (Богом, природой, обществом) и являются критериальными характеристиками концептуальных моделей ее типологизации.

2. Анализ присутствия религиозной личности в современном обществе и характера воздействия общественных явлений как факторов формирования религиозности личности, позволяют рассматривать познавательную деятельность религиозной личности, использование ее результатов, как способ конструирования оптимальных условий взаимодействия с социумом. Основными характеристиками религиозной личности как субъекта познания, на взгляд диссертанта, являются: убежденность в абсолютности связи со сверхъестественным миром; способность к осознанному выбору объекта веры; активная позиция в познавательной практике на основе личного религиозного опыта.

3. Исследование природы структурных элементов религиозной личности как субъекта познавательной деятельности позволяет сформировать ее «эклектическую» модель, в которой присутствуют традиционно предлагаемое духовно-телесное единство как условие целостности религиозной личности и социально ориентированное пересечение светской и религиозной систем ценностно-смысловых координат как условие ее познания.

4. Религиозная вера является социально-онтологическим основанием религиозной личности и ее познавательной деятельности, так как представляет собой личностное самоопределение субъекта по отношению к миру и человеку в нем, исходя из его религиозного мировосприятия, которое характеризуется субъективной значимостью и неповторимостью, определяемыми как индивидуальными особенностями, так и социально ориентированным жизненным опытом.

5. Социальная обусловленность познавательной деятельности религиозной личности проявляется в том, что характер и результаты ее обыденного познания будут зависеть от направлений социальных трансформаций, их стабильности или дестабилизации, в результате чего с разной степенью проявления будут иметь место противоположные по отношению друг к другу качества религиозной личности как познающего субъекта: ортодоксальность - практицизм; традиционность -нетрадиционность; демонстративность - квазирелигиозность; «обожение» человека - эпизодичность обращения человека к Богу.

6. Познавательный процесс религиозной личности в художественном познании представляет собой субъектно-субъектную структуру: субъект-«творец» - субъект-«потребитель» - субъект-«интерпретатор». Особенности каждой субъектной составляющей определены как внешней социальной детерминантой (общественно-исторической практикой), так и внутренней личностной мотивацией: индивидуально-принятой системой религиозно-мировоззренческих идеалов, творческими способностями и возможностями, личностными религиозными потребностями.

7. Религиозность как качество познающего субъекта в научном познании расширяет границы познания, т.к. сложность общественных реалий невозможно осознать только научным способом, поэтому ценностью для познающего субъекта обладает как научная, так и вненаучная формы знания. Современная общественная практика предполагает не только их сосуществование, но и активное взаимодействие. Это раздвигает познавательное пространство и усиливает поливариантность решений научных проблем.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований для дальнейшего социально-философского исследования проблемы религиозной личности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных и семинарских занятий по дисциплинам «Философия», «Социальная философия», «Религиозная философия», «Философская антропология», «Религиозная антропология», при подготовке спецкурсов по проблемам гносеологии, философии религии.

Степень достоверности и апробация результатов. Базовые идеи диссертационного исследования получили апробацию на научных конференциях различных уровней (Оренбург, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013; Ставрополь, 2009; Тамбов, 2010); на лекциях и семинарах по дисциплинам «Философия», «Социальная философия».

Основные положения диссертации отражены в 20 печатных работах, в том числе - в четырех рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по 3 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения. Содержание работы изложено на 159 страницах машинописного текста. Список литературы включает в себя 179 наименований.

Глава 1

Концептуально-теоретический анализ религиозной личности и ее когнитивных практик

В проведении концептуально-теоретического анализа религиозной личности и ее социально-когнитивных практик, мы, во-первых, раскрываем диалектику перехода религиозного индивида в религиозную личность; во-вторых, даем характеристику концептуальным моделям типологизации религиозной личности; в-третьих, определяем фундаментальное значение духовно-телесной целостности в моделировании структуры религиозной личности; в-четвертых, показываем роль религиозной веры в структуре религиозной личности и ее познавательной деятельности.

1.1 Социально-онтологические основания религиозной личности как критерии ее типологизаций

Человеческая мысль в ходе своего развития выработала множество архетипных образов, пытающихся синтетически охватить бытие человека, таких как homo sapiens (человек разумный), homo economicus (экономический человек), homo politicus (человек политический) и т.д.

В равной степени оправданно включение в этот перечень определения homo religiosus - «человек религиозный», автором которого является М.Элиаде. Термин homo religiosus обозначает вид человека с целостным восприятием мира, живущего под знаком действенного присутствия Абсолюта [172, р. 8].

М.Элиаде считает, что любого человека, который отправляется на поиски Абсолютного Бытия, можно назвать религиозным: «Религиозный человек всей душой стремится существовать; глубоко погрузиться, участвовать в реальности, вобрать в себя могущество». Независимо от исторического контекста «религиозный человек всегда верит, что существует абсолютная реальность, священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем и делает его реальным» [173, р. 13, 202]. Социально-онтологическое значение понятия «религиозный человек» подразумевает причастность индивида, личности к сверхъестественной сфере бытия, ощущение связи человека с миром гипостазированных существ.

Исторически субъектами познания являются религиозные индивиды, личности, группы, общины, организации.

Структура религиозных групп, общин и организаций, основанных на добровольном почитании вероучения и следовании культу, неоднородна. В основном они подразделяются на небольшую группу религиозных специалистов, осуществляющих руководство (священник, пастор, пресвитер, проповедник, мулла, раввин, жрец) и большую группу лиц, действующих под их руководством, исповедующих и распространяющих определенную веру.

Анализ особенностей религиозного индивида и процесс динамики его перехода в личность важен для понимания социально-онтологических оснований религиозной личности как субъекта познания.

Определяющим свойством индивида является телесное начало. Подобное понимание человека как индивида давал Н.А.Бердяев: «Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая...» [16, р. 186].

Бытие религиозного индивида может характеризоваться недостаточным осознанием противопоставления земного (телесного) и небесного (духовного) миров, мирского и священного пространства, а так же незрелостью и поверхностностью в понимании вопросов, связанных с верой. Например, дети, воспринимающие знания о религии под влиянием своих родителей, в большей степени несамостоятельны в своих предпочтениях, касающихся веры. Такие

религиозные индивиды часто говорят впоследствии, что их религиозные приоритеты — скорее «судьба», нежели их собственное «решение». Получается, что большинство индивидов лишены самостоятельного выбора вероисповедания, усваивают его с детства в процессе воспитания в семье.

Религиозные индивиды, страдающие серьезными психическими расстройствами, с одной стороны, могут верить в сверхъестественные силы, с другой стороны, они не могут проявлять самостоятельность в религиозном социуме по причине своей социальной изолированности.

Следовательно, религиозный индивид представляет образ отдельного человека, предрасположенного к познавательной практике в определенной религии, но еще не проявившего себя как активный как активный субъект в социальной сфере.

Религиозный индивид может рассматриваться как предличность, начинающая восхождение к той или иной религиозной традиции. Становление личности в религии, как и в других сферах бытия, происходит в процессе социализации.

Механизм религиозной социализации обеспечивает формирование религиозной личности, включая ее в пространство социального бытия. Идеалы и ценности религиозной личности возникают под влиянием ее системы знаний и жизненного опыта в процессе обретения социальной активности и вхождения в культуру.

Особенности процессов религиозной социализации индивидов заключаются в восприятии мировоззренческой модели в виде верований и догматов, идеологических убеждений и поведенческих стереотипов по отношению к окружающим людям и гипостазированным существам. В процессе религиозной социализации человек получает религиозный опыт через переживание связи со сверхъестественным началом (ощущение, восприятие Бога), накопление результатов своих духовных усилий, освоение религиозных представлений и переоценку в зависимости от них всех прочих убеждений.

Понимание термина «религиозная социализация» связано, прежде всего, с тем, что выступает приоритетом — культовая или концептульная сторона освоения религиозной традиции. В.Г.Безрогов отмечает, что «для западных христианских стран вот уже немалое число столетий основой религиозной, конфессиональной жизни выступает вероучение, убеждение в его истинности. Восточно-христианские регионы, особенно территории, находящиеся под юрисдикцией РПЦ, приоритетом считают ритуальную жизнь, участие в службах и таинствах» [12, с. 115-136].

Следуя размышлениям Т.В.Скляровой, примем в качестве основного следующее определение: «религиозная социализация - это процесс вхождения человека или группы людей в религиозный уклад жизни, усвоение ими религиозных ценностей и норм поведения и, как следствие этого, изменение взаимоотношений с обществом, обусловленных исповедуемыми религиозными законами» [130, с. 7-18].

Существует мнение, что родители играют самую заметную роль в религиозной ориентации своих детей, повседневно воздействуя на содержание и глубину религиозных представлений подрастающего поколения.

В семье начинается формирование религиозного опыта у человека и в ней находят свою основу традиции в обществе. Семья воспринимает, поддерживает и передает из поколения в поколение духовно-религиозные, национальные ориентиры этой традиции: веру, любовь, надежду, совесть, уважение к старшим.

Кроме семьи можно выделить религиозную общину, духовную школу, духовно-культурные центры, средства массовой информации, религиозное искусство как институты, которые вводят отдельного индивида в пространство религиозной культуры, в результате чего складывается религиозная личность как субъект познания.

Формирующаяся религиозная личность постепенно адаптируется к религиозной среде, включающей совокупность ценностей, представлений,

эмоционально-чувственных отношений к миру, окружающим людям, сверхъестественной реальности, к самой себе.

Чаще всего религиозные личности сознательно относятся к выбору религии, в котором первостепенное значение имеет не только внутреннее самоопределение человека, но и созвучие избираемой веры сложившимся общим мировоззренческим и социальным нормам, а также экономическая, бытовая и психологическая зависимость от субъектов религиозного комплекса, нередко - в результате психологического и идейного влияния.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Стрижова, Юлия Владимировна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аль-Газали Алхимия счастья / Аль-Газали // Аверроэс. Опровержение опровержения. - СПб.: Алетейя, 1999. - 688 с.

2. Аль-Хашими, Мухаммад Али Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны / Мухаммад Али Аль-Хашими. Пер. с араб. - М.: Издатель Эжаев, 2006. - 288 с.

3. Андреев, А.Л. Место искусства в познании мира / А.Л.Андреев. - М.: Политиздат, 1980. - 256 с.

4. Андрюшенко, М.Т. Психическое состояние и вера (О психическом статусе веры) / М.Т.Андрюшенко. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2009. - 215 с.

5. Атеистический словарь / под общ. ред. М.П.Новикова. - М.: Политиздат, 1983. -560 с.

6. Балагушкин, Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада / Е.Г.Балагушкин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-288 с.

7. Балагушкин, Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен / Е.Г.Балагушкин // Общественные науки и современность. - 1996. - № 5.-С. 90-100.

8. Баранец, Н.Г. О вере, репутациях и авторитете в философии / Н.Г.Баранец // Вопросы философии. - 2004. - № 4. - С. 54-57.

9. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р.Барт. Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

Ю.Баскакова, Н.В. Вера - VERSUS - знание: соотношение, границы, мера / Н.В.Баскакова // Вера как ценность: Материалы Всероссийской научной конференции. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С. 103-111.

П.Батлер, Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» / Дж.Батлер // Тендерные исследования. - 1999. - № 3. - С. 89-107.

12.Безрогов, В.Г. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива / В.Г.Безрогов // Развитие личности. - 2002. - № 4. - С. 115-136.

1 З.Бергер, П. Религиозный опыт и традиция / П.Бергер // Религия и общество: хрестоматия по социол. религии: в 2 ч. / сост.: В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. - М.: Наука, 1994. -Ч. 1. - С. 212-229.

14.Бердяев, H.A. О фанатизме, ортодоксии и истине / Н.А.Бердяев // Человек. -1997. -№3.- С. 67-75.

15.Бердяев, H.A. О назначении человека / Н.А.Бердяев. - М.: Республика, 1993. -383 с.

16.Бердяев, H.A. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Н.А.Бердяев; ред.-сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.

П.Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П.Бехтерева. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.-383 с.

18.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 2001. - 1376 с.

19.Блаженный Августин. Об истинной религии. Теологический трактат / Августин Блаженный. - Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с.

20.Бовуар, С. де Второй пол: в 2-х т. / С.де Бовуар. Пер. с фр. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.-832 с.

21.Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока / под ред. М.Т.Степанянц. - М.: Наука: Восточная литература, 1993. - 224 с.

22.Болдырев, Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского / Н.Болдырев. - М.: Вагриус, 2004. - 527 с.

23.Борунков, Ю.Ф. Структура религиозного сознания / Ю.Ф.Борунков. - М.: Мысль, 1971.- 176 с.

24.Брейзиер, К. Буддистская психология / К.Брейзиер. Пер. с англ. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 349 с.

25.Булгаков, С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. - СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2008. - 640 с.

26.Буржуазная философская антропология XX века / отв. ред. Б.Т.Григорьян. - М.: Наука, 1986. -296 с.

27.Введение в общее религиоведение / под ред. И.Н.Яблокова. - М.: Кн. дом «Университет», 2001. - 576 с.

28.Введенский, А.И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий / А.И.Введенский. - М.: Университетская типография, 1902.-Т. I. - 760 с.

29.Вениамин (Новик) Актуальные проблемы российского православного церковного сознания / игумен Вениамин (Новик) // Вопросы философии. - 1999. - № 2. - С. 128-141.

30.Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М.П.Мчедлова. - М.: Культурная революция, 2007. - 368 с.

31.Вернадский: сборник / сост. и авт. предисл. И.Д.Чечель. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 224 с.

32.Вшолек, С. Рациональность веры / С.Вшолек. Пер. с англ. - М.: ББИ, 2005. - 152 с.

33.Гейзенберг, В. Шаги за горизонт / В.Гейзенберг. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1987.- 368 с.

34.Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике / Р.Генон. Пер. с фр. - СПб: Азбука, 2000. - 317 с.

35.Георгий (Шестун) Православная педагогика / игумен Георгий (Шестун). - М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. - 672 с.

36.Голованов, М.В. Вера как ощущение опоры в быту, науке и религии / М.В.Голованов. - М.: ЛЕНАНД, 2007. - 176 с.

37.Грановская, P.M. Психология веры / Р.М.Грановская. - СПб.: «Речь», 2004. - 576 с.

38.Григорьева, Л.И. Религии «Нового века» и современное государство: социально-философский очерк: монография / Л.И.Григорьева. - Красноярск: Изд. СибГТУ, 2002. - 399 с.

39.Гуревич, П.С. Гуманизм и вера (Дискуссионные вопросы взаимоотношений современного религиозного сознания и светской гуманистической традиции) / П.С.Гуревич. - М.: Знание, 1990. - 64 с.

40.Дали, С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим: о себе и обо всем прочем / С.Дали. Пер. с англ., исп., фр. - М.: Сварог и К, 1999. - 464 с.

41.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И.Даль. -М.: Рус. яз., 1998. - Т. 2: И - О. - 779 с.

42.Двойнин, А. Религиозное пространство личности / А.Двойнин // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 96-111.

43.Декарт, Р. Сочинения: в 2-х т. / Р.Декарт; под ред. В.В.Соколова. - М.: Мысль, 1994.-Т. 2.- 633 с.

44.Делез, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж.Делез, Ф.Гваттари. Пер. с фр. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 672 с.

45.Деннерт, Э. Религиозные воззрения естествоиспытателей / Э.Деннерт. Пер. с нем. - Харьков: Мирный труд, 1912. - 60 с.

46.Дискурсы эзотерики (философский анализ) / под ред. Л.В.Фесенковой. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.

47.Добротолюбие: сборник / сост. Л.С.Кукушкина. - М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2001. - 528 с.

48.Дунаев, С. Оккультный ренессанс: от без-божия к бес-божию [Электронный ресурс] / С.Дунаев. - Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/atheism.html (дата обращения: 15.04.2011).

49.Евстифеева, Е.А. Ценностный континуум веры / Е.А.Евстифеева // Ценностный дискурс в науках и теологии / под ред. И.Т.Касавина. - М.: ИФРАН, 2009. - С. 115-124.

50.Ересько, М.Н. Религиозная личность в когнитивно-социологическом измерении / М.Н.Ересько // Вестник Тюменского государственного университета. - 2008. -№ 4. - С. 30-38.

51.Ермакова, Т.В. Классическая буддийская философия / Т.В.Ермакова, Е.П.Островская, В.И.Рудой. - СПб.: Лань, 1999. - 544 с.

52.Еротич, В. Психологическое и религиозное бытие человека / В.Еротич. Пер. с серб. - М.: ББИ, 2008. - 206 с.

53.Ефименко, М.Н. Религия. Традиция. Общество. Опыт социально-философского анализа российского регионального развития: монография / М.Н.Ефименко. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. - 296 с.

54.3абияко, А.П. Религиозный опыт / А.П.Забияко // Религиоведение: энциклопедический словарь. - М.: Академический Проект, 2006. - С. 866-867.

55.3енько, Ю.М. Христианское определение понятия и феномена личности / Ю.М.Зенько // Служба практической психологии в системе образования. - 2006. -Вып. 10.-С. 108-112.

56.Ибн Сина, Абу Али Избранные философские произведения: жизнеописание, книга знания, указания и наставления, книга о душе / Абу Али Ибн Сина. - М.: Наука, 1980.-254 с.

57.Иерофей (Влахос) Православная психотерапия / митрополит Иерофей (Влахос). - СТСЛ (Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры), 2010. - 368 с.

58.Ильин, В.В. Природа науки. Гносеологический анализ / В.В.Ильин. - М.: Высшая школа, 1985. - 228 с.

59.Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 2-х т. / И.А.Ильин. - М.: РАРОГЪ, 1993.-448 с.

60.Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А.Ильин. - М.: Республика, 1993. - 431 с.

61.Ипатова, Л.П. Современные особенности освоения православной традиции / Л.П.Ипатова // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / под ред. А.Б.Гофмана. - М.: РОССПЭН, 2008. - 543 с.

62.Ирхин, В.Ю. Уставы небес. 16 глав о науке и вере / В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 384 с.

63.Иустин (Попович) Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина / преп. Иустин (Попович). - Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2003. - 64 с.

64.Калюжная, Н.А. Человек религиозный и человек метафизический: вера и типология личности / Н.А.Калюжная // Философские науки. - 2006. - № 8. - С. 28-38.

65.Канаков, Д.М. Феномен религиозного догматизма. К постановке проблемы / Д.М.Канаков // Философские науки. - 2010. - № 8. - С. 74-83.

66.Кант, И. Сочинения: в 6 т. / И.Кант. - М.: Мысль, 1964. - Т. 3. - 799 с.

67.Карсавин, Л.П. Сочинения / Л.П.Карсавин. - СПб.: Алетейя, 1997. - Т. 2. - 420 с.

68.Кимелев, Ю.А. «Субъект» и «субъективность» в современной западной социальной философии: научно-аналитический обзор / Ю.А.Кимелев. - М.: ИНИОН РАН, 2006. - 95 с.

69.Классики мирового религиоведения: антология / под общ. ред. А.Н.Красникова. Пер. с англ., нем., фр. - М.: Канон +, 1996. - Т. 1. - 496 с.

70.Клодель, П. Капля божественного меда: сборник эссе / П.Клодель. Пер. с фр. -М.: Общедоступный Православный Университет, 2003. - 276 с.

71.Кодекс производства кинофильмов 1930-го года [Электронный ресурс] / пер. С.Афонина // Сеанс. - 2009. - № 37/38. - Режим доступа: ЬЦр://зеапсе.ги/п/37-38/АазЬЬаск-с1ерге88/11ау5_сос1е/ (дата обращения 05.04.2012).

72.Кожевников, В.А. Современное научное неверие. Его рост, влияние и перемена отношений к нему / В.А.Кожевников. - М., 1912.

73.Козырев, Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: монография / Ф.Н.Козырев. - СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.

74.Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э.Кречмер. Пер. с нем. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 336 с.

75.Кристева, Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении / Ю.Кристева. - СПб.: Алетейя, 2003. - 256 с.

76.Кузин, И.В. Маски субъекта: стратегии социальной идентификации / И.В.Кузин. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. - 312 с.

77.Крюков, Д.С. Я-концепция религиозной личности (философско-религиоведческий анализ) / Д.С.Крюков // Вестник Московского университета.

- 2006. - Сер. 7. - № 6. - С. 73-87.

78.Крюков, Д.С. Философско-религиоведческий анализ Я - концепции религиозной личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Крюков Денис Сергеевич. - М., 2008. - 24 с.

79.Кузьмина-Караваева, Е.Ю. (Мать Мария (Скобцова)) Типы религиозной жизни / Е.Ю.Кузьмина-Караваева // Вестник русского христианского движения. - 1997.

- № 176.-С. 23-72.

80.Кунде, Й. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой / Й.Кунде. - Спб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 272 с.

81.Кургуа, А. Что говорят о Боге современные ученые? / иером. А.Кургуа. Пер. с фр. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1960. - 62 с.

82.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С.Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

83.Лавлинский, P.A. Стереотип в функционировании религиозного сознания / Р.А.Лавлинский // Вестник ДонНУЭТ. - Серия Гуманитарные науки. - 2011. - № 2 (50). - С. 36-39.

84.Лакан, Ж. Семинары / Ж.Лакан. Пер. с фр. - М.: Гнозис, 1999. - Кн. 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). - 520 с.

85.Лакан, Ж. Телевидение / Ж.Лакан. Пер. с фр. - М.: Гнозис; «Логос», 2000. -160 с.

86.Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л.Леви-Брюль.

- М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

87.Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание / В.А.Лекторский. - М.: Наука, 1980.-360 с.

88.Лобазова, О.Ф. Религиозность в современной России: факторы динамики: монография / О.Ф.Лобазова. - М.: «Дашков и К», 2008. - 160 с.

89.Локк, Д. Послание о веротерпимости / Д.Локк // «Послание о веротерпимости» Джона Локка: точки зрения. - Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2002. -С. 29-75.

90.Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия / архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). - М.: ОБРАЗ, 2008. - 192 с.

91.Лука (Войно-Ясенецкий) Я полюбил страдания: автобиография / архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). - М.: ОБРАЗ, 2006. - 128 с.

92.Лысенко, В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / В.Г.Лысенко, Л.А.Терентьев, В.К.Шохин. - М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 1994.-383 с.

93.Мануйлова, Д.Е. Церковь и верующий / Д.Е.Мануйлова. - М.: Политиздат, 1981. -77 с.

94.Маретт, Р. Формула табу-мана как минимум определения религии / Р.Маретт // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / под общ. ред. А.Н.Красникова. Пер. с англ., нем., фр. - М.: Канон+, 1998. - С. 99108.

95.Мень, A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: в семи томах / А.В.Мень. - М.: СП «Слово», 1991. - Т. I. - 287 с.

96.Микешина, Л.А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования / Л.А.Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.

97.Микешина, Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов / Л.А.Микешина//Вопросы философии. - 2001. - № 4. - С. 70-83.

98.Миркес, М.М. Гносеологические механизмы произведения искусства: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 17.00.09 / Миркес Мария Моисеевна. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2004. - 17 с.

99.Митрохин, Л.Н. Религия и культура (философские очерки) / Л.Н.Митрохин. -М.: ИФРАН, 2000.-318 с.

100. Михайлов, B.B. К вопросу о методологии изучения эзотерики / В.В.Михайлов // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма: Материалы III Международной научной конференции / под. ред. С.В.Пахомова. - СПб.: РХГА, 2010.-С. 51-59.

101. Мочалов, И.И. В.И.Вернадский и религия / И.И.Мочалов // Вопросы истории естествознания и техники. - 1988.-№2.-С. 36-44.

102. Мочалов, И.И. В.И.Вернадский и религия / И.И.Мочалов. - М.: Знание, 1991. - Ч. 1: XIX век. На пути к неконфессиональной религиозности. - 64 с.

103. Мочалов, И.И. Фрагменты размышлений о религиозности иллюзорной и подлинной [Электронный ресурс] / И.И.Мочалов. - Режим доступа: http://atheismru.narod.ru/atheism/science/mochalov01 .html (дата обращения 02.04.2011).

104. Мчедлов, М.П. Социально-политические позиции верующих в России / М.П.Мчедлов, Э.Г.Филимонов // Социологические исследования. - 1999. - № 3. -С. 103-107.

105. Николаева, О. Современная культура и православие / О.Николаева. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. - 282 с.

106. Оллпорт, Г.В. Личность в психологии / Г.В.Оллпорт. - М.: «КСП+»; СПб.: «Ювента», 1998.-345 с.

107. О первоначалах мира в науке и теологии / под ред. В.П.Бранского. - СПб.: Петрополис, 1993. - 366 с.

108. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений. 1951-1952 / И.П.Павлов. - М., Л: Изд-во АН СССР, 1951. - Т. 3. - Кн. 2. - 439 с.

109. Павлов, И.П. Рефлекс свободы / И.П.Павлов. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

110. Пивоваров, Д.В. Онтология религии / Д.В.Пивоваров. - СПб.: Владимир Даль, 2009. - 505 с.

111. Письма Н.Е.Вернадской (1886-1889) / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1988. - 304 с.

112. Планк, М. Религия и естествознание / М.Планк // Вопросы философии. -1990.-№ 8.-С. 25-38.

113. Платонов, К.К. Психология / К.К.Платонов, Г.Г.Голубев. - М.: Высшая школа, 1977. - 247 с.

114. Поликарпов, B.C. Наука и мистицизм в XX веке / В.С.Поликарпов. - М.: Мысль, 1990. -219 с.

115. Полкинхорн, Д. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя «снизу-вверх» / Д.Полкинхорн. Пер. с англ. - М.: ББИ, 1998. - 232 с.

116. Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические / Исаак Сирин. - М.: Изд-во Донского монастыря: Правило веры, 1993. - 435 с.

117. Проблема субъекта в психологической науке: сборник / под ред. А.В.Брушлинского. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - 320 с.

118. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: сборник / под ред. Б.А.Воскресенского. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. - 168 с.

119. Психологическая типология: хрестоматия / сост.: К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. - 592 с.

120. Пукшанский, Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления / Б.Я.Пукшанский; под ред. проф. М.С.Козловой. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. - 153 с.

121. Розенберг, О.О. Труды по буддизму / О.О.Розенберг. - М.: Наука, 1991. -295 с.

122. Розин, В.М. Можем ли мы проектировать себя сами? / В.М.Розин // Философские науки. - 2009. - № 12. - С. 8-26.

123. Романович, В.В. Личность и религия / В.В.Романович. - Алма-Ата: Казахстан, 1982. - 72 с.

124. Рыжов, Ю.В. Медиарелигиозность: основа будущей религии? / Ю.В.Рыжов // Человек. - 2006. - № 4. - С. 119-126.

125. Рыжов, Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве / Ю.В.Рыжов. - М.: Смысл, 2006. - 328 с.

126. Сабирова, Г.А. Мусульманские идентичности и дискурсивная традиция ислама в постсоветской России / Г.А.Сабирова // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / под ред. А.Б. Гофмана. - М.: РОССПЭН, 2008. - С. 457-494.

127. Сахаров, А.Д. Воспоминания: в 2 томах / А.Д.Сахаров. - М.: Права человека, 1996. - Т. 1. - 912 с.

128. Синелина, Ю.Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций / Ю.Ю.Синелина // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - Табл. 1. - С. 89-95.

129. Сирин, JT. Сергей Капица: «Я как белая ворона!» [Электронный ресурс] / JI.Сирин // сайт: «Фонтанка.ру». 13.07.2009.- Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2009/07/13/078/ (дата обращения 11.11.2012)

130. Склярова, Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований / Т.В.Склярова//Вестник ПСТГУ. - 2009. - Вып. 4 (15). - С. 7-18.

131. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1983. - 608 с.

132. Словарь философских терминов / под ред. В.Г.Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-731 с.

133. Степанова, Е.А. Постижение веры / Е.А.Степанова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1998. - 252 с.

134. Стешин, Д. Неканонические иконы: можно ли молиться Ленину [Электронный ресурс] / Д.Стешин // Комсомольская правда. - 2009. - 5 ноября. -Режим доступа: http://kp.rU/daily/24389.3/567383/ (дата обращения 28.03.2012).

135. Стрижова, Ю.В. Философский анализ структуры религиозной личности [Электронный ресурс] / Ю.В.Стрижова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8. - Режим доступа: http://www.teoría-practica.ru/-8-2012/philosophv/strizhova.pdf

136. Стрижова, Ю.В. Философское осмысление религиозности учёных / Ю.В.Стрижова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2-х ч. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 6 (20). - Ч. II. - С. 194-196.

137. Суждения и афоризмы / Ф.Ларошфуко, Б.Паскаль, Ж.Лабрюйер / сост.

H.А.Жирмунская. - М.: Политиздат, 1990. - 384 с.

138. Табрум, А.Г. Религиозные верования современных ученых / А.Г.Табрум. Пер. с англ. - М.: Творческая мысль, 1912. - 153 с.

139. Тарковский, А. Запечатленное время. Размышления о кино. [Электронный ресурс] / А.Тарковский. - Лондон: Бодли Хэд, 1987. - Режим доступа: http://www.tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Brantes.html (дата обращения: 15.05.2011).

140. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: сб. очерков и эссе / П.Тейяр де Шарден. Пер. с фр. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 553 с.

141. Теофраст. Характеристики / Теофраст // Парадоксы души. -Симферополь: «Реноме», 1998. - С. 9-34.

142. Тиллих, П. Избранное: теология культуры / П.Тиллих. Пер. с англ. - М.: Юрист, 1995.- 479 с.

143. Угринович, Д.М. Искусство и религия: теорет. очерк / Д.М.Угринович. -М.: Политиздат, 1982. - 288 с.

144. Угринович, Д.М. О предмете психологии религии и ее месте в системе наук / Д.М.Угринович // Вопросы религии и религиоведения: сборник / сост. и общ. ред. Ю.П.Зуева, В.В.Шмидта. - М.: ИД «МедиаПром», 2009. - Вып. 1. - Ч.

I.-С. 273-286.

145. Угринович, Д.М. Психология религии / Д.М.Угринович. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

146. Фиолетов, H.H. Очерки христианской апологетики / Н.Н.Фиолетов. -Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. - 240 с.

147. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе / Т.А.Флоренская. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

148. Флоренский, П.А. Автореферат; Троице-Сергиева Лавра и Россия; Иконостас; Имена. Метафизика имен в историческом освящении. Имя и личность; Предполагаемое государственное устройство в будущем / П.А.Флоренский. - М.: Мир книги, Литература, 2007. - 464 с.

149. Фокин, А.Р. Соотношение души и духа в греческой и латинской патристике / А.Р.Фокин // Человек. - 2009. - № 3. - С. 82-92.

150. Франкл, В. Религиозность как поиск смысла жизни / В.Франкл // Религия и общество: хрестоматия по социол. религии: в 2 ч. / сост.: В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. - М.: Наука, 1994. - Ч. 1. - С. 236-239.

151. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции 16-35 / З.Фрейд. - СПб.: Алетейя, 2000. - 499 с.

152. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З.Фрейд. - СПб.: Питер, 2004. -400 с.

153. Фрейджер, Р. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р.Фрейджер, Дж. Фейдимен. Пер. с англ. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 704 с.

154. Хаери, Ф. Путь сущности: суфийское руководство по психологии личности / Ф.Хаери. - М.: Профит Стайл, 2009. - 240 с.

155. Холопова, В. София Губайдулина / В.Холопова, Э.Рестаньо. - М.: Композитор, 1996. - 360 с.

156. Хофман, Б. Альберт Энштейн: творец и бунтарь / Б.Хофман. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1983.- 216 с.

157. Чаттерджи, С. Введение в индийскую философию / С.Чаттерджи, Д.Датта. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 377 с.

158. Черныш, Ю.А. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (на примере старообрядческой общины г. Самара): автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Черныш Юлия Анатольевна. - М., 2005. - 16 с.

159. Чеснокова, В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века / В.Ф.Чеснокова. - М.: Академический Проект, 2005. - 297 с.

160. Шичанина, Ю.В. Феномен иномерности в современной культуре (философско-культурологический анализ) / Ю.В .Шичанина. - Ростов н/Д.: Изд. РГУ, 2004. - 240 с.

161. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи / Ф.Шлейермахер. Пер. с нем. - СПб.: АО «АЛЕТЕЙЯ». 1994.-432 с.

162. Эйнштейн, А. Эйнштейн о религии / А.Эйнштейн. - М.: Альпина нон-фикшн, 2010.- 144 с.

163. Юм, Д. Сочинения: в 2 т. / Д.Юм. Пер. с англ. - М.: Мысль, 1996. - Т. 2. -799 с.

164. Юнг, К.Г. О психологии восточных религий и философий / К.Г.Юнг. - М.: Медиум, 1994. - 256 с.

165. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г.Юнг. Пер. с нем. - М.: Канон, 1994. - 320 с.

166. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное / К.Г.Юнг. Пер. с нем. - М.: Акад. Проект, 2009. - 188 с.

167. Юшков, К.М. Религиозное познание как форма осмысления бытия: опыт гносеологического анализа: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Юшков Кирилл Михайлович. - Магнитогорск, 2010. - 165 с.

168. Яблоков, И.Н. Социология религии / И.Н.Яблоков. - М.: Мысль, 1979. -184 с.

169. Янгузин, А.Р. Духовный мир суфиев: социально-философский анализ: дис. ... д. филос. наук: 09.00.11 / Янгузин Айбулат Римович. - Уфа, 2006. - 302 с.

170. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

171. Buber, М. Two types of faith / M.Buber; translated by Norman P.Goldhawk. -N. Y.: Harper and Brothers, 1961. - 177 p.

172. Eliade, M. The quest: history and meaning in religion / M.Eliade. - London: University of Chicago Press, 1969. - 180 p.

173. Eliade, M. The sacred and the profane: the nature of religion / M.Eliade; translated from the French by W.R.Trask. - N. Y.: Harvest / HBJ Publishers. 1957. -244 p.

174. Fromm, E. Psychoanalysis and religion / E.Fromm. - New Haven: Yale University Press, 1950. - 119 p.

175. Fromm, E. To have or to be? / E.Fromm. - London; N. Y.: Continuum, 1976. -182 p.

176. James, W. The principles of psychology: in two volumes / W.James. - N. Y.: Henry Holt and company, 1890. - Vol. 1.- 690 p.

177. James, W. The varieties of religious experience: a study in human nature / W.James. - N. Y.: Random House, 1929. - 516 p.

178. Kristeva, J. La revolution du langage poetique: L'avant-garde a la fin du XIXe siecle: Lautréamont et Mallarme / J.Kristeva. - Paris: Seuil, 1974. - 645 p.

179. Saint Augustine The confessions / Augustine Saint; translated, with an introduction and notes, by John K. Ryan. - N. Y.: Image books, Doubleday, 1960. -448 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.