Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Столица, Александр Александрович

  • Столица, Александр Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 183
Столица, Александр Александрович. Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Таганрог. 2008. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Столица, Александр Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

1.1 Православная духовная музыка как феномен отечественной культуры: история развития и становление традиций.

1.2. Теоретические основы педагогического потенциала православной духовной музыки.

Выводы первой главы.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

2.1. Модель обучения студентов музыкальнопедагогического профиля православной духовной музыке.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза.

Выводы второй главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза»

Актуальность исследования. В результате перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике в постсоветский период, была отвергнута официальная советско-партийная идеология, однако разрушились и многие духовно-нравственные ценности. Сведенной до минимума оказалась воспитательная функция системы образования. Процесс утраты духовности в России имел катастрофический характер. Сегодня перед современным обществом стоит задача восстановить историческую память народа, что означает — восстановить нравственные ориентиры, ценность культуры, духовные традиции. Эту задачу должны решать в первую очередь те, кто по роду своей деятельности призваны приобщать людей к национальной культуре, используя для этого образовательный потенциал того вида искусства, которым они овладевают в процессе обучения в вузе, в том числе педагоги-музыканты.

В ситуации модернизации российского образования возникает острая необходимость радикального пересмотра оснований образовательной практики и педагогической деятельности в подготовке будущего учителя музыки. С позиций педагогики понимание и осмысление высших духовных ценностей несет в себе православная духовная музыка, которая в живом социальном опыте опирается на объективную сферу — на ценности, возвышающиеся над личностью и придающие ей значимость. Образцы высокого искусства, национальных музыкальных традиций полно и ярко представлены в православной духовной музыке, обладающей особым энергетическим зарядом и огромной силой воздействия, отражающие нравственно-эстетические и этические идеалы человечества.

По мнению русских философов, менталитет русского народа сложился под влиянием православной культуры. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь и смирение, общение с ближними и устремление всех помыслов к воцерковленной, одухотворенной православной жизни, переход от воспитания к душепопечению. Эти положения актуализируются в наши дни, когда, по данным социологических исследований, с одной стороны, увеличивается количество воцерковленных людей и воцерковленных семей, с другой — возрастает интерес к православной культуре во всех ее проявлениях, в том числе к православной духовной музыке. Поэтому в качестве одного из возможных путей становления и развития профессиональных и личностных качеств будущего педагога-музыканта является приобщение его к музыкальной православной культуре в контексте изучения духовной музыки.

Модернизация системы российского образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое обеспечивает профессиональную подготовку будущего учителя музыки к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, успешную реализацию педагогического потенциала разнообразных музыкальных средств, в том числе православной духовной музыки. Приоритетной задачей высшего педагогического образования в современных условиях является профессиональная подготовка учителя музыки, владеющего знаниями, умениями и навыками, ориентированного на духовные ценности, способного нестандартно мыслить, творчески работать. В процессе обучения будущий педагог-музыкант изучает основы православной духовной музыки, являющейся частью общенациональной музыкальной культуры. Знание и практическое владение хормейстерскими и хоровыми навыками будут способствовать полноте подготовки, формированию профессионально-личностной культуры будущего учителя музыки, обогащению его творческого потенциала, развитию потребностей в общении с отечественной культурой, что необходимо для его самосовершенствования, самоопределения и самореализации.

В науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы реализации потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза. Общие вопросы философии православного искусства рассмотрены в трудах

И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, В.В. Соловьева, П.А. Флоренского. Психологические аспекты воздействия музыки на психику человека и психологические аспекты освоения музыкальной деятельности рассматривали представители музыкальной психологии (Т.Р. Владышевская, В.В. Иванова, Т.В.Чередниченко и др.). Общие вопросы музыкального образования нашли отражение в трудах представителей «педагогики искусства» (А.С. Петелин, JI.H. Романов, П.И.Сикур и др.). Вопросы подготовки педагога-музыканта в системе непрерывного музыкального образования исследовали Ю.М. Лот-ман, Л.А.Рапацкая, В.П. Матонис и др. Однако многие важные вопросы, связанные с использованием образовательно-воспитательного потенциала православной музыки в процессе подготовки педагога-музыканта, остаются слабо разработанными. Так, не выявлены содержательные характеристики православной музыки как образовательно-воспитательного феномена в современной образовательной ситуации; не раскрыты функции православной духовной музыки, через которые реализуется ее педагогический потенциал в образовательном процессе педагогического вуза с учетом специфики деятельности будущего учителя музыки; в педагогической литературе недостаточно четко сформулированы условия, при которых наиболее полно реализуется педагогический потенциал православной духовной музыки.

Наряду с теоретическими сложились и практические предпосылки для построения модели реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза. К ним можно отнести реализацию концепции непрерывного образования, тенденцию гуманитаризации образования, воплощающуюся через содержательную и процессуальную стороны подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, возникновение образовательных учреждений, в основе деятельности которых лежат национальные культурные ценности, появление учреждений дополнительного образования, где изучение православной духовной музыки является одним из ведущих направлений деятельности. Настоящее время характеризуется созданием при многих храмах воскресных и певческие школ, в которых учащимися изучаются история религии, православная музыка и церковное пение. В государственных учебных заведениях (гимназия, колледж, лицей и др.) вводится факультативный курс «Духовное пение». С православной духовной музыкой знакомятся также учащиеся детских музыкальных школ, школ искусств и центров семьи и молодежи; в репертуар хоровых коллективов включаются произведения православной духовной музыки, что определяет востребованность подготовки соответствующих музыкально-педагогических кадров. Однако эти явления еще не получили должного осмысления и теоретического обоснования.

К настоящему времени сложились реальные противоречия между:

- высоким образовательным и воспитательным потенциалом православной духовной музыки и отсутствием в педагогике его теоретического обоснования с учетом современных социокультурных условий и ситуации в образовании;

- социальным запросом на полноценную подготовку будущих учителей к преподаванию православной духовной музыки, составляющей основу национальной музыкальной традиции, и неразработанностью содержательных характеристик православной духовной музыки в их педагогическом аспекте;

- законосообразным характером профессиональной подготовки и отсутствием в современной педагогике научно обоснованной модели преподавания специальных предметов в педагогическом вузе, которые обеспечивают приобретение знаний, умений и навыков в области православной духовной музыки как составляющей музыкально-педагогического профессионального образования;

- потребностью в новых методических подходах к преподаванию музыкальных дисциплин в педагогическом вузе и недостатком научно обоснованных программ, разработанных на основе интеграции православной и светской культурно-образовательной традиции.

Проблема исследования состоит в неразработанности содержательных характеристик православной духовной музыки как фактора обучения и воспитания будущих педагогов-музыкантов.

Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза».

Объект исследования: система музыкально-педагогической подготовки будущих учителей музыки в современном образовательном процессе педагогического вуза.

Предмет исследования: процесс реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Цель исследования: обосновать процесс профессиональной /подготовки будущего учителя музыки, реализующий педагогический потенциал православной духовной музыки.

Гипотеза исследования: процесс реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в профессиональной подготовке педагога-музыканта будет эффективен при соблюдении следующих условий:

- искомая подготовка будет основана на специфических характеристиках православной духовной музыки как культурного феномена, отражающего особенности православной певческой традиции и духовного певческого образования; реализация педагогического потенциала православной духовной музыки, проявляющегося в ее содержании и функциях, будет направлена на присвоение студентами системы ценностей, а будущий учитель будет обладать необходимыми системными знаниями о православной русской музыке, совмещать в себе два начала - духовное и профессиональное;

- при разработке модели реализации педагогического потенциала православной духовной музыки будут учтены разные аспекты ценностей, нашедших воплощение в православной духовной музыке - религиозно-православные, общекультурные и профессиональные;

- программа обучения будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке будет разработана на основе интеграции достижений православной и светской педагогики в области изучения музыкальных дисциплин.

Задачи исследования:

1. Выявить характерные особенности православной духовной музыки как культурного феномена.

2. Уточнить научное знание о функциях, содержании и структуре педагогического потенциала православной духовной музыки, реализуемого в процессе подготовки будущих учителей музыки.

3. Разработать модель процесса обучения будущих учителей музыки, реализующую педагогический потенциал православной духовной музыки.

4. Разработать программу обучения будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке на основе интеграции идей светской и православной музыкальной педагогики.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские воззрения христианских мыслителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Климента Александрийского; положения русских религиозных философов и богословов И.А. Ильина, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и др. о роли музыкального искусства в духовном становлении человека; идеи о культурологическом понимании православного искусства (М.М. Бахтин, В.В. Бычков, Д.С. Лихачев и др.); идеи аксиологического подхода к пониманию педагогической действительности и к организации гуманитарного образования (П.Ф. Каптерев, Т.В. Лазарева); положения «педагогики духовности» об интеграции идей православной и светской педагогики (Т. И. Власова, И. А. Соловцова); исследования в области искусствознания и музыкознания об особенностях духовной музыки (В.И. Мартынов, И. Гарднер); идеи целостного подхода о системности, структурированности 8 педагогических явлений и процессов (Н. М. Борытко В. С. Ильин, Е. А. Ми-хайлычев, Н. К. Сергеев); концепции личностно ориентированного образования об организации педагогического процесса, ориентированного на самореализацию человека (JI.A. Попов, В.В. Сериков); положения, касающиеся специфики подготовки педагога-музыканта в системе непрерывного образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая и др.).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс следующих методов: теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме; ретроспективный анализ; системно-структурный анализ фундаментальных понятий; моделирование; эмпирические: анализ практики организации педагогического процесса; анализ учебных программ, методических пособий; методы наблюдения и анкетного опроса; методы математической обработки результатов эмпирических исследований; констатирующий и формирующий эксперимент; педагогический консилиум.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Таганрогского государственного педагогического института, муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии № 2 имени А.П. Чехова г. Таганрога, областном педагогическом лицее г. Таганрога, православном центре семьи и молодежи г.Таганрога, воскресной школе при Никольском храме г. Таганрога. В исследовании приняли участие 72 педагога и руководителя, 260 учащихся г. Таганрога и 158 студентов музыкально-педагогического факультета Таганрогского государственного педагогического института. Исследование проводилось в течение 17 лет (1990-2007гг.) и включало три этапа.

Первый этап (1990 - 1998 гг.) - изучение и анализ имеющейся литературы по данной проблеме, критическое осмысление идей ведущих специалистов прошлого и современности по вопросам духовно-музыкального воспитания и формирование собственной педагогической позиции.

Второй этап (1999 - 2002 гг.) - анализ известных технологий духовно-музыкального образования и определение концептуальных и методических позиций конструирования модели и авторской программы для музыкально-педагогического факультета педвуза.

Третий этап (2003 — 2007 гг.) - разработка и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ результатов и оформление работы.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые профессиональная подготовка будущего учителя музыки рассматривается через реализацию педагогического потенциала православной музыки, обеспечивающего духовно-нравственное наполнение целевых, содержательных, процессуальных компонентов искомой подготовки; конкретизированы исследовательские процедуры выявления педагогического потенциала православной музыки, состоящие в культурно-историческом анализе становления и развития православной музыки и процессов обучения ей, в системном анализе ее целевых, структурно-содержательных, функциональных, процессуальных аспектов; дополнено знание о реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в подготовке педагогов-музыкантов посредством выявления принципов, условий, форм организации этого процесса.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении теории профессионального музыкально-педагогического образования знаниями об организации процесса обучения православной музыке, основанном на единстве образовательно-интеллектуального, нравственно-этического и художественно-эстетического компонентов. Обобщение духовных ценностей православной музыки и способов их духовно-практического освоения вносит вклад в концепцию профессионального воспитания будущего учителя. Аксиологический подход к организации профессиональной подготовки в вузе развивает и дополняет положения «педагогики духовности» об интеграции идей православной и светской педагогики.

Практическая ценность результатов исследования выражается в том, что отраженные в исследовании теоретические положения и выводы помогут педагогам, работающим в области музыкально-педагогического образования, осмыслить реальный процесс подготовки специалиста в педагогическом вузе, выработать методы такой подготовки в соответствии с современными требованиями и национальными традициями. Разработанные модель и программа обучения духовной православной музыке, методические материалы, рекомендации могут быть использованы на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузах и в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Достоверность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, основу которых составили исследования по философии, психологии, общей и музыкальной педагогике, искусствоведению и культурологи; целостным подходом к решению поставленной проблемы, устойчивой повторяемостью ее результатов; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью выборки; научно обоснованными показателями экспертных оценок теоретических знаний и исполнительского мастерства студентов в интерпретации произведений православной духовной музыки; контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Православная духовная музыка как феномен национальной культуры имеет следующие особенности: ярко выраженная ориентация на абсолютные духовные ценности; обращенность к внутреннему духовному миру человека, обеспечивая его осмысление и понимание, дисциплинирование чувств и мыслей; целостность каждого музыкального произведения и их совокупности, составляющей музыкальную сторону церковного богослужения; существенная роль текста и его философское осмысление с позиций важнейших вопросов бытия; сдержанность в применении внешних выразительных музы

11 кальных средств, ясная, строгая мелодия с равномерным и четким ритмом и благозвучными аккордами; коллективный (хоровой) характер исполнения а capella. Наряду с собственно религиозно-богослужебными задачами православная духовная музыка решала образовательную задачу (являлась способом художественного познания мира) и воспитательную задачу (единство нравственного и эстетического воспитания).

2. Педагогический потенциал православной духовной музыки определен как совокупность воспитательных и образовательных средств и возможностей, содержащихся в духовно-творческом наследии христианских гимно-графов, композиторов и представлен единством образовательно-интеллектуального, нравственно-этического и художественно-эстетического компонентов, реализующих аксиологическую, мировоззренческую, воспитательную, гносеологическую, прогностическую, коммуникативную функции православной музыки. В качестве системообразующей выступает аксиологическая функция, позволяющая представить структуру православной духовной музыки как систему различных ценностей, совокупность которых обеспечивает формирование профессионально-личностных качеств будущего учителя музыки.

3. Модель обучения будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке, направленная на наиболее полную реализацию потенциала последней, включает в себя: принципы обучения (интеграции богословского, философского (аксиологического), психолого-педагогического, специально музыкального знания; ориентации на ценности; культуросообразности; диа-логичности; проблемности); условия (педагогические и организационные), обеспечивающие эффективность реализации потенциала православной духовной музыки; составляющие процесса обучения (историко-информационная, ценностно-смысловая, деятельностно-эстетическая, рефлексивно-оценочная); этапы специальной подготовки будущих педагогов-музыкантов (певческий, регентский); формы работы по изучению православной духовной музыки.

4. В основе программы изучения православной духовной музыки лежит интеграция теоретических знаний и опыта изучения православной духовной музыки в религиозных образовательных учреждениях и подготовки педагогов-музыкантов в светских образовательных учреждениях. Программа обеспечивает диалогическое взаимодействие между светскими и православными образовательными учреждениями на основе реализации педагогического потенциала православной духовной музыки.

Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях на II Международной научно-практической конференции (г. Таганрог, 2006), III Международной научно-практической конференции (г. Таганрог, 2007) публикациях материалов исследования в различных научных, научно-методических изданиях, периодической печати (всего опубликовано 8 работ общим объемом 6,3 п.л., в том числе научных статей), в использовании разработанных в исследовании теоретических положений в выполненных и защищенных под руководством диссертанта курсовых и дипломных работах студентов ТГПИ.

Внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в Таганрогском государственном педагогическом институте, муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии №2 имени А.П. Чехова г. Таганрога, областном педагогическом лицее г. Таганрога, православном центре семьи и молодежи г. Таганрога, воскресной школе при Никольском храме г. Таганрога. Результаты исследования представлены в докладах и выступлениях автора на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Таганрогского государственного педагогического института (1990-2007гг.) и в издании учебно-методических разработок.

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 182 с. состоит из введения (11 е.), двух глав (гл. 1 - 71с., гл. 2-64 е.), заключения (3 е.), 3 приложений и библиографии (202 наименования). Текст диссертации содержит 6 таблиц и 4 диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Столица, Александр Александрович

Выводы второй главы

Модель обучения будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке, направленная на наиболее полную реализацию потенциала последней, включает в себя: принципы обучения; условия, обеспечивающие эффективность реализации потенциала православной духовной музыки; составляющие процесса обучения; этапы специальной подготовки будущих педагогов-музыкантов; формы работы по изучению православной духовной музыки.

В обучении следующие будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке реализуются следующие принципы: принцип интеграции богословского, философского (аксиологического), психолого-педагогического, специально музыкального знания, реализация которого позволит осуществить целостный подход к организации процесса обучения студентов православной духовной музыке и с наибольшей полнотой реализовать ее потенциал; принцип ориентации на ценности, означающий необходимость присвоения студентами в процессе обучения образовательно-интеллектуальных, нравственно-этических и художественно-эстетических ценностей; принцип культуросообразности, требующий осуществлять обучение в контексте национальной культуры, учитывать ее специфику, образовательный и воспитательный потенциал; принцип биологичности, реализуя который педагог не только вступает в диалог со студентом, но и организует его диалог с музыкальным произведением, помогает выявить I заключенные в нем образы и смыслы, сформировать к ним собственное отношение, учит приемам восприятия, слушания, а затем и исполнения музыкального произведения; принцип проблемности, позволяющий сформировать у будущего педагога-музыканта такие качества, как активность и креативность.

Эффективность использования педагогического потенциала православной духовной музыки обеспечивается реализацией следующих групп условий: 1) педагогические условия: теоретико-педагогическое обоснование значимости православной духовной музыки в профессиональной и духовной подготовке будущих учителей музыки в интеграции с дисциплинами музыкально-предметной подготовки; целенаправленное формирование исполнительских навыков у студентов музыкально-педагогического факультета педвуза специфических для православной духовной музыки, выражающих особенности национальной культуры; учет и реализация воспитательного потенциала православной духовной музыки, прежде всего в сфере духовно-нравственного воспитания; эстетизация освоения студентами курса «Основы православной духовной музыки»; 2) организационные условия: связь подготовки учителей в вузе с другими ступенями непрерывного образования (музыкальная школа -общеобразовательная школа с углубленным изучением музыки -музыкально-педагогический колледж — музыкально-педагогический факультет педагогического вуза); востребованность общества в педагогах-музыкантах, имеющих профессиональную подготовку православной духовной музыки в свете реализации новых задач обучения и воспитания учащихся, обеспечивающие целостность, комплексность и непрерывность учебно-воспитательного процесса; организация деятельности педагога и студентов в виде синтеза различных форм обучения, включающей индивидуальные занятия, занятия с подгруппой, мастер класс, концертную деятельность.

В процессе обучения студентов православной духовной музыке можно выделить следующие составляющие: историко-информационная направлена на усвоение знаний, совокупного опыта в процессе теоретической подготовки будущего учителя музыки; благодаря ей студенты осваивают главным образом образовательно-интеллектуальный компонент православной духовной музыки); ценностно-смысловая (предполагает формирование мотивов изучения и преподавания православной духовной музыки, поиск в ней собственных смыслов — как личностных, так и профессиональных, присвоение ценностей, на которые ориентирована православная духовная музыка, и принятие самой православной духовной музыки в качестве ценности; эта составляющая способствует освоению в первую очередь нравственно-этического компонента православной духовной музыки; деятельностно-эстетическая (направлена на формирование у студентов профессиональных умений, предполагающих эстетическое отношение к действительности и умение выражать это отношение через исполнение православной духовной музыки и в процессе обучения школьников православной духовной музыке; благодаря реализации этой составляющей происходит освоение студентами главным образом художественно-эстетического компонента православной духовной музыки; рефлексивно-оценочная (предполагает организацию диагностики и оценивания деятельности по изучению православной духовной музыки и выработку способов педагогического взаимодействия в процессе ее изучения; эта составляющая предполагает не только оценивание и управление со стороны педагога, но и самооценку студентами своей собственной учебной деятельности.

В процессе изучения православной духовной музыки реализуются певческий и регентский этапы, специфика которых обусловлена характеристиками православной духовной музыки как феномена культуры.

Данная модель реализуется в первую очередь через преподавание авторского спецкурса «Основы православной духовной музыки», особенностью которого является интеграция в нем теоретических знаний и опыта изучения православной духовной музыки в религиозных

147 образовательных учреждениях и подготовки педагогов-музыкантов в светских образовательных учреждениях. Многолетняя опытно-экспериментальная работа подтверждает эффективность разработанной и обоснованной нами модели в профессионально-личностном развитии будущих педагогов-музыкантов в системе непрерывного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время православная духовная музыка становится объектом пристального внимания и глубочайшего изучения.

Нами научно обоснована необходимость использования в системе российского образования православной духовной музыки.

Рассмотрение историко-педагогического аспекта становления и развития музыкального воспитания показывает, что вплоть до начала XVIII века православная церковь являлась главным образовательным центром музыкально-педагогического профессионализма, именно в рамках христианской культуры создавались высокие художественные ценности, складывались многие музыкальные жанры, развивалась теория музыки, нотация, педагогика.

Педагогический потенциал православной духовной музыки определен нами как совокупность воспитательных и образовательных средств, запасов и возможностей, содержащихся в духовно-творческом наследии христианских гимнографов, композиторов.

Многогранно духовное пение, разнообразны его тексты и гимны, которые поют хор и народ, немало объемистых томов содержат их. Для каждого дня года строится своя, неповторяемая последовательность песнопений, и все они составляют духовное богатство, из которого можно бесконечно черпать, не боясь, что оно истощится. Духовная музыка возвышает нашу мысль над всем земным, наполняет душу небесным восторгом, является своеобразным нравственным кодексом, формирующим духовные ценности, возвышенные стремления человека.

Огромное педагогическое значение духовной музыки состоит в том, что она, как никакой другой вид искусства, является высоким носителем духовности и нравственности. Произведения духовной музыки пронизаны глубочайшим смыслом и красотой, без которых не может развиваться и вообще существовать человек. Она является значительной частью воспитания и самоопределения человека, гармоничного развития личности. О высоком педа

149 гогическом потенциале духовной музыки и пения, о их благотворном влиянии на людей много говорят философы - богословы, музыканты и педагоги. По общему и согласному мнению современных педагогов православная духовная музыка расширяет круг наших познаний, а значит и область профессиональной подготовки учителей музыки. Занятие этим искусством открывает целый мир мелодий, мир новый, обширный, прекрасный и радостный, оно развивает наше эстетическое чувство, Облагораживает и утончает его, возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанностями, ибо то, в чем упражняется, то к чему чаще всего обращает свои мысли и чувства, к тому приобретает навык и склонность.

Задачей и призванием духовной музыки является восполнение духовного потенциала человека.

Православная музыка обладает силой нравственно обновляющим образом воздействовать на духовную природу человека, посредством ее он познает нечто новое, ему ранее не ведомое, великое и прекрасное. Ее особый внутренний покой, созерцательность способствует гармоничному восприятию мира, призывает человека к творению добра, к красоте и чистоте своих мыслей и поступков.

Следует заметить, что православная духовная музыка основана на законах педагогической психологии, она построена по принципу соответствия тонов главным способностям человека (уму, воле, чувству). Так что одни звуки пленяют внимание ума, другие слова возбуждают высокие чувства, а иные направляют волю к высшему желанию и действию.

Другими словами, духовная музыка должна гармонично развивать личность и воспитывать духовно-нравственные начала в человеке, а не только производить внешнее впечатление на его чувства, как это подчас бывает при прослушивании светской музыки.

Одна из проблем использования потенциала православной духовной музыки заключается в том, что большинство самих ее преподавателей являются слабыми знатоками духовной музыкальной культуры, им, к сожалению, просто нечем поделиться с учащимися. Отсутствие интереса к данной дисциплине объясняется исключительно личными взглядами музыкантов-педагогов, обусловленных их неустойчивыми мировоззренческими понятиями.

Православная духовная музыка, как учебная дисциплина, должна включать основной блок знаний, составляющих ядро предмета, представленный различными стилями и жанрами духовных песнопений. Эти знания должны раскрыть учащимся закономерности музыкального мышления, формообразования, особенностей исполнения, произношения текста, его семантического содержания. Общечеловеческие ценности православной музыки должны быть одним из главных средств нравственно-эстетического воспитания обучаемых, что доказывает необходимость ее введение в профессиональную подготовку педагогов-музыкантов, и включения в базисные и инвариантные либо вариативные учебные курсы и спецкурсы.

Анализ широкого комплекса источников и материалов позволяет сделать вывод, что программно-методическое изучение православной духовной музыки приобщает учащихся к огромному духовному опыту, сконцентрированному в христианском искусстве, отражающем нравственно-эстетические и этические идеалы человека. Результатом же развития духовных ценностей посредством духовной музыки будет становление нового человека высокого общественного значения.

Отметим также, что на современном этапе еще недостаточно эффективно используется педагогический потенциал православной духовной музыки. Музыкальное образование без изучения этого важного компонента едва ли можно назвать качественным в профессиональной подготовке будущего учителя музыки. Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением православной духовной музыки в системе непрерывного музыкально-педагогического образования в интеграции с церковным и светским образованием.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Столица, Александр Александрович, 2008 год

1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1982. - 202 с.

2. Азбука христианства. М.: Наука, 1997. - 271 с.

3. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов: в 2 ч. Волгоград: Перемена, 2005. -Ч. 2.-391 с.

4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985.-363 с.

5. Арчажникова, Л. Г. Профессия учитель музыки: кн. для учителя / Л. Г. Арчажникова. М.: Просвещение, 1984. - 205 с.

6. Барковская, С. П. Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях: дис. канд. пед. наук / С. П. Барковская. — М., 1999. — 160 с.

7. Бахтин, М. М. Искусство и ответственность / М. М. Бахтин. Киев, 1994. -383 с.

8. Безуглова, И. Д. Каноническое и индивидуальное в творчестве распевщи-ков XVII века (Опекаловский распев): дис. . канд. пед. наук / И. Д. Безуглова.-Л., 1982.-320 с.

9. Белоненко, А. С. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве: автореф. дис. . канд. пед. наук / А. С. Белоненко. Л., 1982. -С. 11-12.

10. Ю.Беляев, В. М. Древнерусская музыкальная письменность / В. М. Беляев. -М., 1962.-230 с.11 .Богатенко, Я. Работа с любительским хором / Я. Богатенко // О церковном пении: сб. ст. М.: Ладья, 2001. - С. 119-135.

11. Богатов, В. В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: автореф. дис. . канд. пед. наук / В. В. Богатов. М., 1995. -С. 13-15.

12. Бражников, М. Древнерусская теория музыки / М. Бражников. Л., 1972. -412 с.

13. Н.Бражников, М. Статьи о древнерусской музыке / М. Бражников. М.: Музыка, 1975.-154 с.

14. Булгаков, С. Н. Православие / С. Н. Булгаков. М.: Терра, 1991. - 320 с.

15. Булгаков, С. Н. Свет невечерний / С. Н. Булгаков. М.: Знание, 1994. -280 с.

16. Бычков, В. В. Эстетика в России XVII века / В. В. Бычков. М.: Знание, 1989.-240 с.

17. Вагнер, Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г. К. Вагнер. -М.: Искусство, 1987. 255 с.

18. Варнава (Беляев) (епископ). Основы искусства святости / епископ Варнава (Беляев). — Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2001.-320 с.

19. Василий Великий (святой). Творения / святой Василий Великий. М., 1993.-250 с.

20. Ващенко, М. И. Преподавание церковно-певческих дисциплин / М. И. Ва-щенко // Отчет о работе съезда преподавателей пения духовных заведений и регентских школ русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1994. — С. 32-35.

21. Владышевская, Т. Р. Музыка Древней Руси / Т. Р. Владышевская. М.: Искусство, 1993. - 250 с.

22. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви / И. А. Гарднер. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та, 2004. - 450 с.

23. Гарднер, И. А. Псалмодия / И. А. Гарднер // О церковном пении: сб. ст. -М.: Ладья, 2001. С. 146-155.

24. Гарднер, И. А. Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении / И. А. Гарднер // О церковном пении: сб. ст. М.: Ладья, 2001. -С. 146-155.

25. Гарднер, И. А. Церковное пение и церковная музыка / И. А. Гарднер // О церковном пении: сб. ст. М.: Ладья, 2001. - С. 146-155.

26. Герасимова-Персидская, И. А. Русская музыка XVII века: Встреча двух эпох / И. А. Герасимова-Персидская. М.: Музыка, 1994. - 240 с.

27. Гимназическая программа учения о богослужении христианской православной церкви. СПб., 1879.

28. Глухов, Л. В. Содержание, методы непрерывного хорового образования и подготовки музыкально-певческих кадров в России конца XIX начала XX века: дис. . канд. пед. наук / Л. В. Глухов. М., 1990. - 165 с.

29. Гольтисон, М. Регентский съезд / М. Гольтисон // Музыка и пение. -1908. -№ 12.-С. 7.

30. Григорий Богослов. Святые Творения: в 2 т. / Григорий Богослов. М., 1994.-Т. 1.-148 с.

31. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. /

32. B. И. Даль. СПб.: Диамант, 1996.

33. Дебольский, Г. С. (прот.). Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах / прот. Г. С. Дебольский. -М.: Отчий дом, 1994. 210 с.

34. Демков, М. И. История русской педагогики / М. И. Демков. — 3-е изд. — М., 1913.-302 с.

35. Домострой. Ярославль, 1991. - 139 с.

36. Евфимий Зигабен (св.). Толкование на Евангелие / св. Евфимий Зигабен. — СПб., 2000. 250 с.

37. Ефрон, И. А. Энциклопедический словарь: в 20 т. / И. А. Ефрон, В. А. Брокгауз.-Спб., 1897.

38. Зайцев, А. По чину должно быть и пение / А. Зайцев // Православный христианин. 2006. - № 7. - С. 5-7.

39. Замятина, И. А. Музыкальные занятия в православном приходе и проблемы детского мировосприятия / И. А. Замятина // Музыка в шк. — 2001. № 1. —1. C. 45-50.

40. Зиновьев, В. (свящ.). Исторические сведения о церковном пении / свящ. В. Зиновьев. М., 1916.-121 с.

41. Иванов, В. В. Духовные основы церковного искусства / В. В. Иванов // Журн. Моск. Патриархии. 1983. - № 4. - С. 13-17.

42. Иванов, М. М. История музыкального развития России / М. М. Иванов. -СПб., 1912.-280 с.

43. Игнатия (Петровская), (монахиня). Церковные песнотворцы / монахиня Игнатия (Петровская). М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.-316 с.

44. Игнатьев, А. Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения русской Церкви во второй половине XVII века / А. Игнатьев. Казань, 1910.-280 с.

45. Ильин, В. П. Очерки истории русской культуры второй половины XIX начала XX века / В. П. Ильин. М.: Сов. композитор, 1985. - 348 с.154

46. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры / В. П. Ильин. М., 1985.-350 с.

47. Иоанн Златоуст (св.). Для чего употребляется пение / св. Иоанн Златоуст // О церковном пении: сб. ст. М.: Ладья, 2001.

48. Искусство в мире духовной культуры. Киев: Наукова думка, 1988. - 280 с.

49. История образования и педагогики: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / под ред. А. И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и доп. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 400 с.

50. История русской музыки / общ. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1983. - 431 с.

51. История русской музыки: От древнейших времен до середины XIX века / общ. ред. А. И. Кандинского. М., 1990. - 350 с.

52. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. М., 1984. - 280 с.

53. Калашников, Л. Ф. Азбука церковного знаменного пения / Л. Ф. Калашников. -М., 1915.-52 с.

54. Калийгода, Е. В. Включение образцов богослужебного пения в структуру музыкального образования / Е. В. Калийгода // Современное музыкальное и художественное образование: Опыт, проблемы, перспективы. — М., 2006. — 20 с.

55. Кандинский, В. О духовном искусстве / В. Кандинский. М.: Архимед, 1992.-325 с.

56. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. 2-е изд. — СПб., 1915.-540 с.

57. Карнейро, Р. Л. Культурный процесс: Антология исследований культуры / Р. Л. Карнейро. СПб., 1997. - 380 с.

58. Кастальский, А. Д. Среди регентов / А. Д. Кастальский // Муз. труженик. -1907.-№ 12.

59. Кашин, Н. Д. Очерк истории музыки / Н. Д. Кашин. М., 1908. - 280 с.

60. Кикнадзе, Л. В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI-XVIII веков: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. В. Кикнадзе. М., 1982.-23 с.

61. Киприан (Керн) (арх.). Литургика: Гимнография и эортология / арх. Ки-приан (Керн). -М.: Крутицкое Патриаршье подворье, 1997. 151 с.

62. Ковин, Н. Управление церковным хором / Н. Ковин. М., 2000. - 66 с.

63. Компанцева, Л. В. Ценности народной культуры как основа художественной деятельности детей дошкольного возраста / JI. В. Компанцева; Славянский пед. собор. Тирасполь, 2002. -340 с.

64. Конотоп, А. В. Русское строчное многоголосие: Текстология. Стиль. Культурный контекст: дис. . д-ра пед. наук / А. В. Конотоп. М., 1996. -270 с.

65. Концепция Московской Регентско-Певческой Семинарии / Моск. Регент-ско-Певческая Семинария. М.: Святитель Киприан, 2000. - С. 61-64.

66. Конюхов, Д. (свящ.). Школьное православное образование / свящ. Д. Конюхов.-М., 1999.-118 с.

67. Кораблева, К. Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства: дис. . канд. пед. наук / К. Ю. Кораблева. — М., 1979. 168 с.

68. Кошмина, И. В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе: дис. канд. пед. наук / И. В. Кошмина. — М., 1994. — 160 с.

69. Кошмина, И. В. Духовная музыка в самообразовании учителя / И. В. Кошмина // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997. — 420 с.

70. Кошмина, И. В. Духовная музыка: Мир красоты и гармонии: прогр. / И. В. Кошмина. -М.: Просвещение, 1995. — 250 с.

71. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка: прогр. и метод, реком.: в 2 кн. / И. В. Кошмина. М.: Владос, 2001. - 160 с.

72. Кудряшова, А. Н. Педагогический диалог православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования: автореф. дис. . канд. пед. наук / А. Н. Кудряшова. Ростов н/Д., 2006. - 25 с.

73. Кутузов, Б. О возрождении знаменного пения в церковном богослужении / Б. Кутузов // Журн. Моск. Патриархии. 1999. - № 11. - С. 74-80.

74. Кутузов, Б. П. Знаменный распев поющее богословие / Б. П. Кутузов // сб. ст. - М., 2000. - 268 с.

75. Лазарева, Т. В. Красота спасет мир: Программа: Музыка и пение (1-8 кл.) / Т. В. Лазарева. М.: Соба, 1998. - 95 с.

76. Лисицын, М. (свящ.). О новом направлении в русской церковной музыке / свящ. М. Лисицын. -М., 1909.-33 с.

77. Лозовая, И. Е. Самобытные черты знаменного распева: дисс. . канд. иск. / И. Е. Лозовая. М., 1987. - 155 с.

78. Лозовая, И. Е. Традиционные направления церковно-певческого искусства / И. Е. Лозовая // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. — М., 1996.

79. Лозовая, И. Е. Церковно-певческое искусство / И. Е. Лозовая // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. — М., 1996.

80. Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии: Философия, мифология, культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 653 с.

81. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М., 1991. -210 с.

82. Лосский, Н. О. Характер русского народа: в 2 кн. / Н. О. Лосский. — М.: Ключ, 1990.-321 с.

83. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб., 2000. - 400 с.

84. Лукианов, В. (свящ.). Духовная качественность общественной молитвы / свящ. В. Лукианов // О церковном пении: сб. ст. М.: Ладья, 2001.

85. Майкапар, А. Е. Музыкальный мир библейского человека / А. Е. Майка-пар // Человек. 1991. - № 5. - С. 10-12.

86. Макарий (Булгаков) (митроп.). История Русской Церкви: в 12 т. / митроп. Макарий (Булгаков). — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Т. 2. - 703 с.

87. Макарий (Булгаков) (митроп.). История Русской Церкви: в 12т./ митроп. Макарий (Булгаков). — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Т. 4. - Ч. 2. - 439 с.

88. Мартынов, В. И. История богослужебного пения: учеб. пособие / В. И. Мартынов. -М.: РИО Федеральных архивов, 1994. 240 с.

89. Мартынов, В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси / В. И. Мартынов. М.: Прогресс, 2000. - 224 с.

90. Мартынов, В. И. Об истоках русского церковного пения / В. И. Мартынов // Журн. Моск. Патриархии. 1986. - № 10. - С. 70-74.

91. Мартынов, В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе / В. И. Мартынов. -М.: Филология, 1997.-208 с.

92. Матвеев, Н. В. Хоровое пение / Н. В. Матвеев // Хороведение: учеб. пособие.-М., 1998.-287 с.

93. Матонис, В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В. П. Матонис. Л.: Музыка, 1988. - 120 с.157

94. Медушевский, В. Духовно-нравственный анализ музыки / В. Медушев-ский.-М., 2002.-64 с.

95. Медушевский, В. Музыкальное образование / В. Медушевский // Спутник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993. С. 21-24.

96. Мельничук, О. Модель специалиста / О. Мельничук, А. Яковлева // Высш. образование в России. 2000. - № 5. - С. 15-17.

97. Металлов, В. М. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский / В. М. Металлов. М., 1912. - 341 с.

98. Металлов, В. М. Очерк истории православного церковного пения в России /

99. B. М. Металлов. -М.: Свято-Троицевская Сергиева Лавра, 1995. 150 с.

100. Металлов, В. М. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем / В. М. Металлов. М., 1911. - 149 с.

101. Металлов, В. М. Церковное пение как предмет преподавания в народной школе: Замечания по дидактике и методике церковного пения / В. М. Металлов. 3-е изд. - М.: Типография Г. Лисснера, А. Гешеля, 1903. - 64 с.

102. Миляков, П. Н. Очерк истории культуры / П. Н. Миляков. М., 1994. -135 с.

103. Минченко, В. В. Педагогические условия применения певческой концепции Древней Руси в практике современных Регентских школ ортодоксальной направленности: дис. . канд. пед. наук / В. В. Минченко. Липецк, 2006.-152 с.

104. Миропольский, С. Образование и школы на Руси в XV—XVII веках /

105. C. Миропольский. СПб., 1895. - 200 с.

106. Миропольский, С. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до монгольского ига / С. Миропольский. — СПб., 1894.-238 с.

107. Миропольский, С. Школы и образование в эпоху монгольского ига / С. Миропольский. СПб., 1895. - 220 с.

108. Наймушин, Е. Теория и практика становления и развития личности учителя в светской и православной педагогический культуре: дис. . д-ра пед. наук / Е. Наймушин. — Рязань, 1988. 280 с.

109. Настольная книга священнослужителя. -М.: Патриархия, 1983. 425 с.

110. Национальные традиции русского хорового искусства: сб. науч. тр. — Л., 1988.-542 с.

111. Нефедов, Г. (прот.). Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение / Г. Нефедов // Московская Регентско-Певческая Семинария: сб. материалов. М.: Святитель Киприан, 2000. - С. 23-29.

112. Никитина, Н. Н. Развитие ценностного сознания учителя / Н. Н. Никитина // Педагогика. 2000. - № 6. - С. 20-23.

113. Никодим (Милаш) (епископ). Толкование 75-го правила Вселенского Собора / епископ Никодим (Милаш) // О церковном пении: сб. ст. М.: Ладья, 2001.-С. 82—84.

114. Николаев, Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения / Б. Николаев. — М.: Науч. кн., 1995. 300 с.

115. Николаев, Б. (прот.). Толковая грамматика знаменного пения / прот. Б. Николаев. Псков, 1995. - 94 с.

116. Николаева, Е. В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия: Исследование / Е. В. Николаева.-М., 1998.-126 с.

117. Никольская-Береговская, К. Ф. Прошлое нужно сегодня / К. Ф. Ни-кольская-Береговская // Сов. музыка. — 1968. № 10. — С. 12—16.

118. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX—XX веков: метод, пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. М.: Яз. рус. культуры, 1998. - 186 с.

119. Никольский, А. Голос и слух хорового певца / А. Никольский. — М., 1998.-76 с.

120. Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период I— X веков / А. Никольский // О церковном пении: сб. ст. — М.: Ладья, 2001. — 540 с.

121. Никон (Смирнов) (игумен). О церковности богослужебного пения / игумен Никон (Смирнов) // Духовный собеседник. Самара, 1995. - С. 54—61.

122. Об училищах духовного звания. СПб., 1866. — 162 с.

123. Огородник, И. С. Эстетические чувства в структуре религиозного сознания: дис. . канд. иск. / И. С. Огородник. М., 1994. —Л68 с.

124. Ольга (Володина) (монахиня). Музыкальная культура Византии: Учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / монахиня Ольга (Володина). — М.: Сретенский монастырь, 1998. 128 с.

125. Парфентьев, Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII веков: Школы. Центры. Мастера / Н. П. Парфентьев. — Свердловск, 1991. 400 с.

126. Певческие азбуки Древней Руси / публ., пер., предисл. и коммент. Д. Шабалина. Кемерово, 1991. - 230 с.

127. Пенчук, А. Очерк истории русского церковного пения / А. Пенчук // О церковном пении: сб. ст. -М.: Ладья, 2001. 542 с.

128. Пестов, Н. Е. Современная практика православного благочестия: в 2 кн. / Н. Е. Пестов. СПб., 1995. - 422 с.

129. Петелин, А. С. Музыкальное образование: От истоков до современности. учеб. пособие / А. С. Петелин. Воронеж, 1997. — 246 с.

130. Петровская, И. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала XX века / И. Петровская. М., 1989. - 138 с.

131. Печенкин, Г. Б. Проблемы обучения детей церковному пению / Г. Б. Печенкин // Международные образовательные чтения: сб. докл. — М., 1999.-С. 167-176.

132. Плутарх. О музыке / Плутарх. М., 1935. - 125 с.

133. Погорелая, Е. А. Ментальный модус личности в поликультурном пространстве мира / Е. А. Погорелая // Славянский педагогический собор: тез. докл. I Междунар. конгресса, 26—29 июня 2002 г. — Бендеры — Тирасполь: Полиграфист, 2002. 450 с.

134. Пожидаева, Г. А. Демественное пение в рукописной традиции конца XV-XIX века: дис. . канд. иск. /Г. А. Пожидаева. -М., 1982. 155 с.

135. Попов, Л. А. Воспитательный потенциал религии / Л. А. Попов // Педагогика. 1992. -№ 7. - С. 19-21; №8.-С. 17-19.

136. Португалов, К. П. Серьезная музыка в школе / К. П. Португалов. М.: Просвещение, 1980. — 168 с.

137. Практикум по курсу «Педагогика». Волгоград: Перемена, 2003. — 416 с.

138. Преображенский, А. Культовая музыка в России / А. Преображенский. -Л., 1924. 120 с.

139. Программы Синодального училища, 1897, 1910 // Московская Регент-ско-Певческая Семинария: сб. материалов. — М.: Святитель Киприан, 2000. -С.189-244.

140. Протопопов, В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке / В. В. Протопопов. -М., 1989.-145 с.

141. Протопопов, С. (прот.). О художественном элементе в православном церковном пении / прот. С. Протопопов. М.: Свято-Троицевская Сергиева Лавра, 1901.-320 с.

142. Разумовский, Д. В. (свящ.) Богослужебное пение Православной Греко-Российской Церкви: в 2 ч.: Теория и практика церковного пения / свящ. Д. В. Разумовский. М., 1886. - 172 с.

143. Разумовский, Д. В. (свящ.). Очерк православного Церковного пения в России / свящ. Д. В. Разумовский. М., 1967. - 250 с.

144. Разумовский, Д. В. (свящ.). Теория и практика церковного пения / свящ. Д. В. Разумовский. М., 1924. - 185 с.

145. Рапацкая, Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: дис. . д-ра пед. наук / Л. А. Рапацкая. М., 1991. - 287 с.

146. Родников, В. Два темных места в нашей педагогической литературе /

147. B. Родников // Труды Киевской Духовной Академии. — 1913. № 6. —1. C. 231-295.

148. Романов, Л. Н. Музыкальное искусство и православие / Л. Н. Романов. — Л, 1989.-210 с.

149. Ромащук, И. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования / И. Ромащук // Московская Регентско-Певческая семинария: сб. материалов. М.: Святитель Киприан, 2000. - С. 16—22.

150. Ромащук, И. О задачах Московской Регентско-Певческой Семинарии / И. Ромащук // Московская Регентско-Певческая семинария, сб. материалов. — М.: Святитель Киприан, 2000. С. 29-35.

151. Руденко, В. Н. Образовательное пространство культуры: перспективы, исследования / В. Н. Руденко, Н. Н. Руденко // Славянская пед. культура. -2003.- №2.

152. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. -М.: Православный паломник, 1998. 581 с.

153. Савва (игумен). В дополнение к общему молитвослову / игумен Савва. -М., 1997.-175 с.

154. Сахаров, Н. П. Исследования о русском церковном песнопении / Н. П. Сахаров И ЖМНП. 1984.

155. Серафим (Роуз) (иеромонах). Православное воспитание и окружающий мир / иеромонах Серафим (Роуз) // Опыт православной педагогики. М., 1993.-С. 203-205.

156. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. - 311 с.

157. Сикур, П. И. Воспою Тебе / П. И. Сикур. М., 2006. - 345 с.

158. Славянский педагогический Собор // Тезисы докладов I Междунродно-го конгресса. — Тирасполь — Бендеры: Полиграфист, 2002. — 536 с.

159. Смоленский, С. В. К вопросу о постановке преподавания церковного пения в духовно-учебных заведениях России / С. В. Смоленский. СПб., 1907.- 145 с.

160. Соболевский, А. И. Образованность Московской Руси XV-XVII веков / А. И. Соболевский. СПб., 1894. - 150 с.

161. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии / И. А. Соловцова. Волгоград, 2006. - 248 с.

162. Соловьев, Н. М. Исторический очерк церковного пения / Н. М. Соловьев // Богословский вестник. — 1906. № 9. - С. 23—25.

163. Стоглав. СПб., 1997. - 120 с.

164. Столица, А. А. Отличительные особенности православной духовной музыки / А. А. Столица // Объединенный науч. журн. М., 2005. - № 15. — С. 63-67.

165. Стрижев, А. Н. Православная педагогика: Страницы истории / А. Н. Стрижев. М.: Рус. слово, 1996. - 335 с.

166. Суртаев, В. Я. Социокультурное пространство молодежи: Методология, теория, практика / В. Я. Суртаев. — СПб., 2006. 230 с.162

167. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - 420 с.

168. Тимофеева, В. Г. История русской мысли и русская литература / В. Г. Тимофеева. Воронеж, 1995. - 347 с.

169. Трисвятое / сост. Ю. Евдокимова, А. Конотоп, Н. Кореньков. М., 1997.-79 с.

170. Трифон (Плотников) (архим.). Будущее России: Образование и воспитание / архим. Трифон (Плотников). -М., 2006. С. 12-16.

171. Трубачев, С. Песнопения панихиды в русской музыке / С. Трубачев // Журн. Моск. Патриархии. 1985. - № 12. - С. 99-103.

172. Трубин, Н. Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин. М.: Изд-во «Смя-дынь», 2004. - 278 с.

173. Тупицын, О. В. Чайковский. Бетховен. Вагнер: Христианское восприятие и истолкование музыкальных произведений / О. В. Тупицын. М., 2000. -120 с.

174. Успенский, JI. А. Богословие иконы Православной Церкви / JI. А. Успенский. М., 1989. - 564 с.

175. Успенский, Н. Д. Древнерусское певческое искусство / Н. Д. Успенский. М.: Музыка, 1965. - 234 с.

176. Успенский, Н. Д. Проблема методологии обучения исполнительскому искусству в древнерусском певческом искусстве / Н. Д. Успенский. М.: Сов. композитор, 1967 - 31 с.

177. Ухтомский, А. О церковном пении / А. Ухтомский. СПб., 1910. — 120 с.

178. Учебная программа по церковному пению для православных гимназий // Странник. 1997. -№ 2. - С. 121—143.

179. Учитель тот, кого Господь призвал // Воскресная шк. 2000. - № 4. - С. 13-14.

180. Федотов, Г. Святые Древней Руси / Г. Федотов. М., 1990. - 271 с.

181. Феоктист, епископ Курский. Книга коротких правил нотного ирмоло-гийного пения. — М., 1884. — 36 с.

182. Философия русского религиозного искусства: Антология / сост. Н. К. Гаврюшин. М., 1993. - 399 с.

183. Флоренский, П. Иконостас / П. Флоренский // Богословские труды. М., 1956.-С. 82—148.

184. Флоренский, П. Христианство и культура / П. Флоренский. — М.: Фолио, 2001.-450 с.

185. Фотопулос, И. (протопресвитер). Смысл и значение византийского церковного пения для христианского богослужения / протопресвитер И. Фотопулос // «Глас Византии». М., 2006. - С. 22—39.

186. Фотопулос, К. Введение в историю, теорию и практику византийского церковного пени / К. Фотопулос // «Глас Византии». М., 2006. — С. 40-61.

187. Фролов, С. В. Эволюция древнерусского певческого искусства и его наивысший рассвет в XVI веке: дис. . канд. иск. / С. В. Фролов. М., 1979.-187 с.

188. Хоровое и регентское дело. СПб., 1909. — № 1. - 49 с.

189. Хоруженко, К. М. Культурология: энцикл. словарь / К. М. Хоруженко. -Ростов н/Д., 1979. 659 с.

190. Христофор (инок). Ключ знаменный: Памятники музыкального искусства / инок Христофор; под. ред. Ю. Келдыша. М., 1983. - 325 с.

191. Церковно-певческая терминология // О церковном пении: сб. ст. / сост. О.В. Лада.-М., 2001.-С. 106-118.

192. Часослов.-М., 1991.-352 с.

193. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. — М.: Изд-во «Аллегр-Пресс», 1994.-345 с.

194. Чистяков, П. Г. Тебе поем / П. Г. Чистяков. М.: Изд-во «Лада», 1992. — 280 с.

195. Чугунова, Л. А. Развитие духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки: дис. . канд. пед. наук / Л. А. Чугунова. — Саратов, 2003.-165 с.

196. Шабалдин, Д. С. Проблемы дешифровки беспометного знаменного распева XV середины XVII веков / Д. С. Шабалдин. М., 1986. - 150 с.

197. Шабалин, Д. Заметки о древнерусской монодии / Д. Шабалин // Сов. музыка. 1991. - № 5. - С. 25-29.

198. Шестун, Е. Введение в православную педагогику / Е. Шестун // Духовный собеседник. — Самара, 1995. № 9. — С. 48—53.164

199. Шестун, Е. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки / Е. Шестун. Самара, 1998. — 575 с.

200. Шеффер, Н. Церковные песнопения и русская икона / Н. Шеффер // Альфа и Омега. -М., 1997. С. 317-323.

201. Шиянов, Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя / Е. Н. Шиянов. — М, 1991. — 275 с.

202. Шуранов, В. А. Эволюция религиозного мироощущения в итальянской духовной музыке второй половины XVI начала XVH веков / В. А. Шуранов. — М., 1994.-160 с.

203. Яичков, Д. М. Курс церковного пения: Составил согласно программе для начальных народных училищ / Д. М. Яичков. — М., 1897. 98 с.

204. Яннарас, X. Вера церкви: Введение в православное богословие / X. Ян-нарас. М., 1992. - 231 с.I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.