Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шевченко, Елена Петровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 212
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шевченко, Елена Петровна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава
ИСТОРИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГЕНЕЗИС ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Духовная культура в контексте отечественной педагогической мысли.
1.2. Философское и психолого-педагогическое понимание проблемы исследования на современном этапе.
1.3. Эмоционально-нравственная составляющая как основной компонент духовной культуры личности.
Выводы по 1 главе.
Глава
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Факторы формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности.
2.2. Приобщение к искусству на религиозную тематику как одно из средств формирования духовной культуры будущих учителей музыки.
Выводы по 2 главе.
Глава
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ.
Выводы по 3 главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза2008 год, кандидат педагогических наук Столица, Александр Александрович
Русская духовная музыка XI - XVII веков в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета2007 год, кандидат педагогических наук Щеткина, Ольга Константиновна
Формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки2011 год, кандидат педагогических наук Пырикова, Олеся Владимировна
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки2006 год, кандидат педагогических наук Северинова, Лариса Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки»
Многие негативные явления последнего времени, связанные с экономическим кризисом, имущественным расслоением общества, усилением меркантильных настроений приводят к падению нравственных устоев, усилению бездуховности, оказывая влияние, как на взрослых, так и на детей и молодежь. Ценности, которые еще вчера казались стабильными, сегодня разрушены. Это ведет к раздражительности и озлобленности людей, и даже наличие образования, к сожалению, не всегда может влиять на формирование таких качеств личности, как доброта, милосердие, забота о ближнем, умение замечать боль других и сочувствовать им.
При подготовке специалиста все большее внимание уделяется профессиональной компетентности личности, нежели ее духовному началу. Поэтому проблема духовности, духовного кризиса как никогда актуальна на сегодняшнем этапе развития общества.
В общеобразовательной школе и в вузе, как в зеркале отражаются все перекосы и перегибы, происходящие в обществе. Основной упор в учебном процессе делается на приобретение знаний, а нравственный облик учащихся и студентов, их духовная сущность чаще всего остается за пределами педагогических воздействий. В результате теряется интерес к учебе, не развиваются творческая активность, духовные потребности. А ведь именно школе и вузу принадлежит основная роль в интеграции обучения и воспитания.
Противопоставление рационально-научного и духовно-нравственного противоестественно, так как наука, интеллект так же как мораль и эстетика составляют важнейшие компоненты духовного мира человека. Личность всегда находится в творческом поиске, который без интеллектуального потенциала бессилен. Рационально-познавательное пронизывает все стороны духовного мира человека, а нравственно-эстетические качества глубоко воздействуют на рационально-познавательные.
Один из путей выхода из «нравственного застоя» мы видим в воспитании духовной культуры будущего педагога. Духовность выступает сегодня как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-этической гражданской позиции. Действительно, не только понятия совершенства и гармонии, но и такая категория, как духовная культура, определяют степень развития человека, выявляют в нем гуманистическое начало. Велика при этом роль нравственно-эстетического идеала, связывающего область духовного с другими сторонами жизни человека и общества. Поэтому формирование высокой духовной культуры становится важным практическим фактором решения этических и нравственно-эстетических задач общества в целом.
Духовная культура личности в философской литературе обычно рассматривается как синтез рациональной, эмоционально-чувственной и волевой сфер. Содержание духовности составляет проблема смысла жизни. Сравнительный анализ различных подходов, научных идей и концепций позволил определить духовную культуру как характеристику психики и поведения человека, представляющую собой целостную совокупность интеллектуальных и эмоциональных, нравственных и эстетических, а также экологических идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности.
В педагогических исследованиях определены следующие компоненты духовной культуры - умственный; нравственный, эстетический, художественный; экологический, правовой и политический (Г.П. Шевченко).
Рассмотрение понятия «духовная культура» на общенаучном уровне предопределяет ее место в теории развития личности, ядром содержательного аспекта которой выступает эмоционально-нравственный компонент.
По мнению ученых (Л.П. Буева, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, В.Н. Шердаков), нравственность является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека. Нравственный потенциал личности неразрывно связан с ее эмоциональной сферой (Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, П.В. Симонов, М.Г. Яро-шевский). Эмоциональное и нравственное выступают как практическидуховные отношения в процессе освоения человеком общественного мира, содержатся в мотивах человеческой деятельности, в поступках человека как ценность. Таким образом, эмоционально-нравственное воспитание выступает основой развития духовной культуры, ее важнейшим компонентом.
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания встречаются в трудах представителей разных наук. Среди философов следует назвать: B.C. Соловьева, писавшего, что тот, кто стремится к совершенству в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству; И.О. Лосского, сделавшего вывод о том, что общество, в котором исчезают представления об абсолютных ценностях, становится бездуховным и безнравственным; И.В. Киреевского, центральным понятием антропологии которого является -дух и противопоставление духовного и душевного, внутреннего и внешнего; видевшего путь к обретению утраченной целостности в собирании сил души, т.е. к внутреннему средоточию; В.И. Несмелова, указывавшего, что загадочность человека открывается во внутреннем противоречии между природой его физического организма и потребностями его духовной природы; С.Н. Булгакова, отмечающего, что сокровища духовной жизни открываются в меру духовного вмещения; Н.А. Бердяева, у которого духовное бытие человека - основная тема трудов; у него же мы находим мысли о том, что духовная жизнь раскрывается поступенно и разнокачественно, а в нее входит вся познавательная, нравственная и художественная жизнь человека;
A.С. Хомякова, признававшего главенство духовных начал в образовании; И.А. Ильина, писавшего о духовности как об очень глубоком понятии, смысл которого заключается в первую очередь в уверенности, что в пределах собственной души есть нечто лучшее, что не зависит от его произвола;
B.И. Вернадского, считавшего, что научное мировоззрение — есть создание и выражение человеческого духа; научное мировоззрение, религиозные и философские системы не являются синонимом истины, - все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа.
Среди педагогов укажем на: К.Д. Ушинского, отмечающего, что душа существует как индивидуальность, и ее строй развивается постепенно по мере того, как она, воспринимая все внешние ощущения, перерабатывает и организует их; у него же прослеживается идея всестороннего развития и совершенствования целостной личности; JI.H. Толстого, видевшего смысл жизни в становлении самого человека и во благе для всех, а достижение свободы человека в личностно-духовной сфере жизни через самосовершенствование; В.В. Зенъковского, говорящего о духовности, как о творческой силе в человеке; считающего, что духовная жизнь заключается в стремлении к Абсолютному и является сердцевиной личности; Н.И. Пиро-гова, в педагогических сочинениях которого есть мысль о закрытой сфере души, где и находятся корни человеческих стремлений.
Назовем таких психологов, как: ММ. Бахтин, исследовавший культурно-исторические корни процесса потери человеком его жизненной целостности; определявший цель, создаваемой им философии жизни, только как нравственную; Г.Г. Шпет, рассматривающий «дух» как одно из двух основных базовых психологических понятий; C.JI. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, по мнению которых единицей анализа личности является особая разновидность действия - нравственное действие; Г.И. Челпанов, являющийся создателем психологической культуры размышлений о душе; В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, рассматривающие понятие «духовный слой сознания»; А.И. Клибанов, понимавший историю духовной культуры как историю культуры Духа.
В современной психолого-педагогической литературе вопросы формирования эмоционально-нравственных качеств личности рассматриваются в работах Г.М. Бреслава, Ф.Е. Вилюнаса, Ю.Е. Виноградова, К.Э. Изарда, А.В. Петровского, Л.И. Рувинского, В.Э. Чудновского, Д.С. Шимановского, М.Г. Ярошевского, где подчеркивается, что содержательные аспекты эмоциональности неразрывно связаны с нравственными качествами личности; выявляются условия правильной организации различных видов деятельности с помощью положительного эмоционального отношения к её конкретному виду.
Поскольку мы рассматриваем личность будущего педагога-музыканта, то проблема формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры естественно связана с приобщением студентов к высшим ценностям мирового искусства.
Важнейшую роль искусства в процессе формирования духовной культуры подчеркивали Б.В. Асафьев, М.С. Бахтин, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и другие. В искусстве, несущем в себе специфическую информацию, обобщение закономерностей становления духовной культуры определенной исторической эпохи, они видят действенное средство духовно-нравственного развития. Это особенно важно в аспекте подготовки педагога — музыканта.
В этой связи интересны мысли выдающихся мастеров музыкального исполнительства, подчеркивающих важность воспитания общечеловеческих качеств личности в процессе музыкального обучения. Так, Г.Г. Нейгауз считал, что эффективность процессов воспитания и обучения зависит от их комплексной взаимосвязи; С.Е. Фейнберг утверждал, что исполнитель может почерпнуть из сокровищницы чувств, образов, идей только то, на что он сам способен, к чему он подготовлен богатством своих душевных сил и общим культурным развитием; Я.И. Мгшъштейн выдвинул мысль о том, что без совершенствования личности ничего значительного в жизни и искусстве достичь невозможно; то, что представляет собой музыкант, зависит от всей его духовной биографии; С.И. Савшинский говорил о том, что важно не только обучение игре на инструменте, но и воспитание музыканта — художника с «горящим сердцем».
В плане исследуемой нами проблемы особое место принадлежит искусству, связанному с религиозной тематикой. Известно, что религии отводится важнейшая роль в системе нравственного воспитания личности. Так в работах Г.С. Батищева, В.И. Гараджи, А.А. Гусейнова, Т.Н. Любан, Л.А. Попова, Ю.В. Рождественского, Б.Ф. Сикорского и других подчеркивается значимость религии в духовном становлении человека. Безусловно, духовные ценности существуют не только в рамках религии, но исторически они осознавались, прежде всего, в процессе развития религиозных систем. Говоря о культурологическом значении религии, следует помнить о ее роли в сохранении культуры и искусства, развитии образования и духовного самосознания, в организации образа жизни и быта людей. Церковь дала обществу письменность, сохраняла летописи, поддерживала традиции, регулировала общественные, бытовые, личностные отношения. Большое место в религии во все времена отводилось искусству. К сожалению, неуважительное отношение к церковному искусству в течение последних десятилетий отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственном состоянии общества, в котором резко ослаблена роль институтов социализации молодежи (семьи, школы и т.п.).
Итак, проблема формирования духовной культуры личности нашла широкое отражение в философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической, религиоведческой литературе. Всеми исследователями подчеркивается возможность духовного воспитания личности; выявляется важнейшая роль эмоционально-нравственного компонента, как основного составляющего духовной культуры личности; выделяется значение искусства как одного из эффективных средств в становлении духовной культуры. В приобщении к искусству на религиозную тематику мы также видим действенный путь формирования духовной культуры будущих педагогов-музыкантов.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта преподавателей музыкально-педагогических факультетов показал, что в учебно-воспитательном процессе вуза проблема эмоционально-нравственного становления студентов — будущих учителей музыки изучена недостаточно, хотя имеется ряд работ (В.В. Богатов, З.И. Гладких, Е.П. Дышлевая, Л.П. Илларионова, Е.С. Полякова, Л.С. Романова, С.Ю. Цикунов), в которых освещаются некоторые аспекты данной проблемы. Не в полной мере используются воспитательные возможности искусства, связанного с религиозной тематикой.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
• состоянием современного общества на данном этапе и необходимостью воспитания духовно развитой личности;
• признанием важности создания целостной системы развития духовно -нравственной культуры молодежи;
• необходимостью выявления особенностей процесса формирования эмоционально-нравственных качеств личности с привлечением средств искусства на религиозную тематику.
Неразработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая важность определили выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий и методов, способствующих эффективному формированию духовной культуры будущих учителей музыки с привлечением средств искусства на религиозную тематику.
Объект исследования - процесс формирования духовной культуры, опосредованный искусством, в том числе на религиозную тематику, у студентов музыкально - педагогического факультета педагогического института.
Предмет исследования — педагогические условия и средства, способствующие эффективному формированию эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности будущего учителя музыки.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования духовной культуры студентов будет более эффективным, если:
• совокупность педагогических условий и методов основывается на формировании эмоционально-нравственной сферы личности;
• субъект обучения включается в творческую деятельность, ориентированную на овладение им эстетическими и нравственными знаниями;
• педагогические условия функционирования системы формирования духовной культуры, обеспечиваются в комплексе дисциплин специальной подготовки педагога-музыканта (история искусств, история музыки, инструмент, теория музыки);
• используется комплекс художественных средств различных видов искусств на религиозную тематику.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили конкретизацию следующих задач:
1. Выявить структуру духовной культуры личности и раскрыть особенности эмоционально-нравственного компонента, как основы ее формирования.
2. Выявить условия и средства педагогического воздействия на развитие духовных качеств личности через приобщение к искусству на религиозную тематику.
3. Определить роль и место искусства на религиозную тематику в формировании духовной культуры будущего педагога-музыканта.
4. Разработать диагностический и критериальный инструментарий, позволяющий установить степень сформированности духовной культуры.
5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой методики.
Методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, представителей педагогической теории и практики, культурологов, религиоведов, посвященные проблеме формирования духовной культуры личности через ^ приобщение к искусству, в частности на религиозную тематику. Исследование базировалось на теоретических положениях психологии о взаимодействии искусства и воспитания (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Теплое и др.), на выводах педагогической науки о развития нравственных качеств личности в процессе эстетической творческой деятельности (К.В. Гавриловец, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова и др.), на выводах культурологической науки об искусстве как феномене культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.Б. Борев, П.А. Кропоткин, J1.A. Рапацкая и др.) и концепции массового музыкального воспитания и образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, J1.F. Арчажникова, Г.М. Цыпин и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений была использована совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был определен метод, адекватный исследуемому вопросу: метод теоретического анализа и синтеза использовался при изучении научных публикаций и разработке концепции исследования, обосновании его теоретических и методологических установок; метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, рейтинг) были необходимы на этапе анализа современного состояния системы формирования духовной культуры у студентов музыкально-педагогического факультета; метод структурно-функционального моделирования, системного анализа, математические методы использовались на этапе формирования целостной модели системы эмоционально-нравственного развития; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и диагностический педагогический эксперимент), а также научные дискуссии, публичные выступления, промежуточные публикации были необходимы на этапе апробации и внедрения результатов исследования.
Организация и опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (1997 — 1999 г.г.) — диагностирующий - представлял собой подробное знакомство с проблемой формирования духовной культуры личности, ее теоретическое осмысление, выбор интересующего направления и оценку современного состояния исследуемого процесса в области преподавания предмета «Музыка».
Основными видами работы на данном этапе были: изучение источников и литературы по вопросам становления духовной культуры, ее основных компонентов; выяснение субъективного фактора и объективных условий осуществления указанного процесса в практике преподавания музыки общеобразовательных школ (разработка диагностирующих методик, позволяющих определить степень внимания к данной проблеме, проведение констатирующего эксперимента).
Второй этап (1999 - 2002 г.г.) - опытно-экспериментальный - проводился на базе Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского (ПИ СГУ). Этот этап включал в себя теоретическое и методологическое обоснование предлагаемой концепции осуществления процесса формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности будущего учителя музыки, разработку методики ее внедрения в программу вуза, экспериментальную проверку выдвинутой гипотезы.
В указанный период рассматривалось понятие духовной культуры, на основе системы специальных заданий разрабатывалась методика его формирования у студентов, проводилась работа по составлению спецкурса «Библейские образы в искусстве». Кроме того, для поэтапной фиксации результатов педагогического эксперимента были разработаны соответствующие диагностические методики. В рамках данного этапа в течение трех лет (1999 - 2002 г.г.) осуществлялось экспериментальное исследование эффективности спецкурса.
Третий этап (2002 -2003 г.г.) - завершающий - предусматривал обобщение полученных в результате опытно-экспериментальной работы данных, теоретическую обработку материалов и оформление диссертации. Научная новизна заключается в том, что:
• разработана методика формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности студентов, изложенная в специальном курсе «Библейские образы в искусстве»;
• экспериментально проверен комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих наибольшую эффективность формирования эмоционально-нравственной сферы будущих учителей музыки (привлечение средств искусства на религиозную тематику, опора на комплексное использование различных видов искусств, стимулирование самостоятельной активности, обращение к системе практических заданий);
• предложены критериальный аппарат и диагностический инструментарий качества сформированности духовной культуры.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
• педагогически обосновано содержание и основные компоненты (умственный, нравственный, эстетический, художественный, экологический) духовной культуры личности;
• выделен эмоционально-нравственный компонент в структуре духовной культуры как основной, поскольку именно категории - эмоциональное и нравственное выступают как практически-духовные отношения в процессе освоения человеком общественного мира,- содержаться в мотивах человеческой деятельности;
• показана роль искусства на религиозную тематику, обладающего многосторонними ценностно-ориентирующими возможностями, в процессах формирования данной сферы у будущих учителей музыки. Практическая ценность заключается в том, что разработанные содержание и методы способствуют улучшению организации обучения, развитию и совершенствованию эмоционально-нравственных качеств студентов, формированию их духовного мира, внутренних установок на самосовершенствование. Основные положения и выводы могут служить рекомендациями в практику работы учреждений системы общего образования.
Достоверность и аргументированность полученных результатов обеспечена реализацией комплекса взаимопроверяющих методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования; опытно-экспериментальной работой и личным опытом работы исследователя. На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование эмоционально-нравственной сферы личности является приоритетным как для состояния духовной культуры будущего учителя музыки, так и для учащихся, поскольку субъект постоянно включен в систему общественных отношений, деятельность, общение.
2. Среди множества факторов, влияющих на формирование эмоционально-нравственного компонента, духовной культуры личности, одним из наиболее важных является искусство, как светское, так и церковное. Произведения искусства, созданные на основе религиозных сюжетов, выражают общечеловеческие, обще культурные эстетические идеалы, по своему адресату они не предназначены только для церкви и верующих, а обращены к человеческому в человеке и с помощью художественно-образных обобщений вызывают эмоционально-нравственное, эстетическое отношение к явлениям мира.
3. Основные критерии и параметры определения уровня сформированности эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки, куда входили следующие умения: раскрыть взаимосвязь эмоционально-нравственного смысла произведения с художественно-выразительными средствами, дать оценку анализируемому произведению с позиций духовно-нравственного идеала, осмыслить духовно-нравственный потенциал произведений искусства, содержательно мотивировать свое отношение, соотнести творчество отдельной личности с историей развития культуры, наличие адекватной эмоциональной отзывчивости. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом факультете Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (1997-2003 г.г.); в выступлениях автора на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава пединститута (Саратов, 1998-2003 г.г.); путем публикаций научных и методических статей в сборниках научных трудов Саратовского педагогического института (1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 г.г.); в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре методики и теории музыки Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. М.А. Шолохова; обсуждения на кафедре теории, истории и педагогики искусства, на кафедре музыкально-инструментальной подготовки, на кафедре теории и методики музыкального образования Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Профессиональное воспитание будущего учителя музыки средствами музыкального фольклора2007 год, кандидат педагогических наук Кириченко, Татьяна Дмитриевна
Становление социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки в процессе вузовской подготовки2000 год, кандидат педагогических наук Асатрян, Ольга Федоровна
Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников в процессе изучения специальных дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Баженова, Евгения Александровна
Формирование готовности будущего учителя музыки к нравственному воспитанию школьников: на материале вокально-хоровой музыки композиторов Чувашии2008 год, кандидат педагогических наук Таймасова, Рауза Мавлетовна
Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора2007 год, кандидат педагогических наук Трибушная, Галина Андреевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шевченко, Елена Петровна
Выводы по 3 главе
Результаты констатирующего этапа настоящего эксперимента выявили недостаточный уровень сформированности эмоционально-нравственного компонента духовной культуры студентов второго курса музыкально-педагогического факультета.
Эксперимент подтвердил гипотезу о том, что формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется в том случае, если субъект обучения включается в творческую деятельность, ориентированную на овладение им эстетическими и нравственными знаниями, почерпнутыми из произведений искусства, в том числе и на религиозную тематику.
Формирующий этап данного исследования, в рамках которого студенты экспериментальной группы имели возможность обучения по спецкурсу «Библейские образы в искусстве», обнаружил тенденцию постепенного повышения состояния эмоционально-нравственной сферы студентов. Фиксирующие этот процесс контрольные срезы отметили качественное и количественное изменение данного процесса у студентов экспериментальной группы. Ярким тому показателем стало увеличение респондентов с высоким уровнем и выше среднего, а также исчезновением уровня - ниже среднего.
Сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп подтвердило эффективность спецкурса «Библейские образы в искусстве» и разработанных экспериментальных методик.
Заключительный этап эксперимента показал продолжение процесса развития эмоционально-нравственного компонента духовной культуры студентов, участвующих в исследовании, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки с привлечением средств искусства на религиозную тематику позволило сделать следующее заключение.
В ходе решения поставленных в данной работе задач на основе изучения философских, психолого-педагогических, искусствоведческих, культурологических, музыкально-педагогических трудов выведено определение духовной культуры личности как характеристики психики и поведения человека, представляющей собой целостную совокупность интеллектуальных и эмоциональных, нравственных и эстетических, а также экологических идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности. Выявлена структура духовной культуры личности, включающая следующие сферы: умственную; нравственную, эстетическую, художественную; экологическую, правовую и политическую. Раскрыты особенности эмоционально-нравственного компонента, как основы ее формирования и развития.
Среди факторов, имеющих определяющее значение для формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры (семья, экологическое воспитание, 'фольклор, патриотическое воспитание, труд), выделяется эстетическое воспитание, искусство рассматривается мощным средством развития вышеназванной сферы.
В диссертационном исследовании была сделана попытка определить роль и место искусства на религиозную тематику в системе формирования духовной культуры будущего педагога-музыканта. В определение «искусство на религиозную тематику» были включены произведения музыки, живописи, литературы, архитектуры, скульптуры и др. как непосредственно относящиеся к церковному культу, так и носящие светский характер, но в которых присутствуют духовные образы, ибо провести четкую грань между двумя этими сложными образованиями общественной и культурной жизни и общественного сознания практически невозможно.
В исследовании апробированы формы, методы, условия работы со студентами музыкально-педагогического факультета, вытекающие из методологии разработанного специального курса «Библейские образы в искусстве». В задачи данного спецкурса входило: формирование у студентов — музыкантов комплексных представлений об основных образах, представленных Библии; вооружение студентов теоретическими знаниями о сущности нравственно-эстетических категорий и направленности художественно-выразительных средств на раскрытие их нравственного и эстетического смысла; формирование умений давать оценку анализируемому явлению с позиций духовно-нравственного идеала; осознание эмоционально-нравственного и эстетического смысла категорий эстетики путем сравнительно-сопоставительного метода осуществления вербальной нравственно-эстетической интерпретации произведений искусства. Специальный курс способствовал формированию эмоционально-нравственного компонента духовной культуры студентов музыкально-педагогического факультета.
Процесс апробации и внедрения технологии формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущих учителей музыки включал в себя следующие этапы: погружение в проблематику нравственных ценностей, представленных в Библии и современных общечеловеческих приоритетов; понимание и чувствование своего «Я» с позиции нравственных ценностей; выявление эмоционально-ценностного отношения к себе; познание нравственных ценностей средствами искусства на религиозную тематику.
Проведенная с помощью специально разработанных методик диагностика уровня развития эмоционально-нравственной сферы в процессе опытно-экспериментальной проверки эффективности вышеназванного курса выявила тенденцию повышения ее качественных характеристик.
Результаты, к которым пришел диссертант, не дают окончательных ответов на вопросы разработки единственно верной философии формирования духовной культуры личности, но в рамках настоящего исследования была предпринята попытка повлиять на течение вышеназванного процесса, чтобы добиться его наибольшей активизации.
Проведенный эксперимент, (включавший разработку системы методических приемов эмоционально-нравственного развития в процессе интегрированного обучения на занятиях по методике музыкального воспитания, специальный курс «Библейские образы в искусстве», организацию и проведение внеклассных мероприятий по его тематике, разработку уроков музыки в русле спецкурса и посещение студентами действующих в Саратове православных храмов и Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева), и его результаты подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и дают основание убедиться в эффективности предложенной автором методики формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки с привлечением средств искусства на религиозную тематику.
161
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шевченко, Елена Петровна, 2004 год
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 139 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
3. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев: Наукова думка, 1990. - 192 с.
4. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента: Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1991.-104 с.
5. Алленов М.М. Александр Андреевич Иванов. М.: Изобразит, искусство, 1980.-206 е., цв. илл.
6. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X нач. XX вв.: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. - М.: Искусство, 1989.-479 с.
7. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М.: Искусство, 1959. - 37 е., илл.
8. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984. - 331 с.
9. Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. М.: Изобразит, искусство, 1974. - 115 е., илл.
10. Ю.Алпатов М.В. Феофан Грек. М.: Изобразит, искусство, 1990. - 207 е., цв. илл.
11. П.Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. // Вестник высшей школы. 1972. № 7. С. 17-26.
12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
13. Анисин А.Л. Основания и пути становления идеи соборности в русской духовной жизни: Автореф. дис. канд. филос. наук. Тюмень, 1997. — 19 с.
14. М.Аннин П. Свод главнейших законоположений и.распоряжение о начальных народных училищах и учительских семинариях: В 2 ч. СПб., 1882., 1886.
15. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
16. Анохин П.К. Эмоции. // БМЭ. Глав. ред. А.Н. Бакулев. 2-е изд., Т.35. М., 1964. - 1230 стлб. с илл., 14 л. илл.
17. Аплетаев М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения (методика и опыт): Учебное пособие. Новосибирский гос. пед. инс-т, Омский гос. пед. инс-т. Омск: ОГПИ, 1989. -89 с.
18. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М., 1984. -174 с.
19. Архангельский JI.M. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1985. - 239 с.
20. Архангельский JI.M. Моральные ценности и современность. // Вопросы философии. 1983. №11. С.88-93.
21. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.-111с.
22. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
23. Бабосов Е.М., Соколова Г.Н., Ждановская А.П. и др. Роль культуры в формировании личности. М.: Наука и техника, 1980. - 192 с.
24. Балакина Т.Н. История отечественной культуры. Ч. 1. Культура русского средневековья. -М.: Новая школа, 1994. 80 с.
25. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.-143 с.
26. Барсов А. Произведения русской словесности с точки зрения библейской нравственности. //Педагогический сборник. 1896. №8. С.81-86.
27. Бачинин В.А. Духовная культура личности. (Философские очерки). М.: 1986.-111 с.
28. Белинский В.Г. Соб. соч. в 3 томах. Под общ. ред. Ф.М.Головенченко Т.2.-М.: тип. «Печат. двор» в Лгр., 1948. т. 2 — 932 с.
29. Белова JI.B. Образ жизни и духовные потребности молодого человека. — Л., 1980.-24 с.
30. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. J1.: Музыка, 1974. - 143 с.
31. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. --M.-JI.: Просвещение, 1964. -102 с.
32. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Ред. А.Петровского. М.: Педагогика, 1979.- Т.1 - 304 е., Т.2 -398 с.
33. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Г.Н. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы). Воронеж: ГВУ, 1990. - 142 с.
34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968.- 464 с.
35. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Научно-методическая разработка. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.-32 с.
36. Бондаревская Е.В. Ценностные основания "личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. №4 С.29-36.
37. Борев Ю.Б., Лармин О.В. О соотношении нравственного и эстетического воспитания. // Проблемы нравственного воспитания. М.: Издат-во Моск. ун-та, 1977. С. 196-197.
38. Воронина JI.H. Динамика ценностных ориентаций молодежи: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994. - 22 с.
39. Брандт Г.А. Единство нравственного и эстетического в искусстве: Диссерт. канд. филос. наук. JL, 1984. -144 с.
40. Буева JI.П. Духовность и проблемы нравственной культуры.//Вопросы философии. 1996. №2. С.3-7.
41. Буров А.К. Об архитектуре. М., I960. - 113 с.
42. Бутвевич В.В. Формирование нравственных идеалов студентов пед. вузов: Метод, пособие. Минск, 1987. - 66 с.
43. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.-286 с.
44. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1974.- 268 е.; 32 л. ил.
45. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.-255 с.
46. Валеев В. Из истории Саратовских церквей. Саратов: Поволжское книжное издательство, 1990. -205 с.
47. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской и средневековой живописи, XIX век./ ВНИИ реставрации. М.: Искусство, 1986. - 382 с.
48. Вздорнов Г.И. Феофан Грек: Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. -338 е., илл.
49. Викторов А.Ш. История русской культуры. М.: Гном-пресс, 1997. - 132 с.
50. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.-142 с.
51. Владышевская Т.Ф. К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения.-М. 1983.-49 с.
52. Владышевская Т.Ф. Русская церковная музыка -XI XVII веков: Автореф. дис.д-ра иск-я. -М., 1993.-47 с.
53. Водзинскнй Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов. Мн.: Высш. школа, 1982. - 271 с.
54. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X XVII вв.). // Педагогика. 1996. №2. С.84-88.
55. Выбор методов обучения. Ред. Бабанского Ю.К.-М.: Педагогика, 1981. 176 с.
56. Выготский JI.C. Психология искусства. Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
57. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. -79 с.
58. Гавриловен К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя, 2-е изд. доп. и перераб. Мн.: Нар. асвета, 1988.- 128 с.
59. Гапахов А.Д. История русской словесности, древней и новой. Пособие для гимназий и прогимназий: в 3 т. Изд. 3-е. М., 1894. т. 1 - 330 с.
60. Ганжин В.Г. Социалистическая нравственность как система (проблемы, процессы, отношения). -М.: МГУ, 1987.- 166 с.
61. Гладких З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -20 с.
62. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.77 с.
63. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. 498 с.
64. Гусейнов А.А. Моральный выбор. М.: Наука, 1985. - 208 с.
65. Гюнцбург К. Нравственная педагогика. М., 1876. - 78 с.
66. Даниэль С.М. Библейские сюжеты. Спб.: Художник России. 1994. - 216с., илл.
67. Деков В.У. Религия и духовная культура общества: проблемы взаимодействия. М.: Знание, 1989. - 46 с.
68. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972. -168 с.
69. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев: Политиздат Украины, 1987. 139 с.
70. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978.-271 с.
71. Дышлевая Е.П. Формирование нравственных качеств будущего учителя музыки в процессе занятий музыкой: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1989.- 16 с.
72. Елисеев В. Программы и правила всех классов мужских гимназий и прогимназий. Одесса, 1916. - 56 с.
73. Елисеев В. Программы и правила всех классов реальных училищ. -Одесса, 1914.-47 с.
74. Жизнь Христа в произведениях живописи. -М.: Гапарт, 2001. 167 е., илл.
75. Изард К.Э. Эмоции человека. М., 1980. - 287 с.
76. Изображения богоматери. По изд. С.Т.Большакова, под ред. А.И. Успенского. М., 1992. - 136 с.
77. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.-109 с.
78. Ильина Т.В. История искусств: Русское и советское искусство. М.: Высшая школа, 1989.-400 е., илл.
79. Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Автореф. дис. канд. филос. наук. Пермь, 1997. - 30 с.
80. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Сб. науч. трудов. Под рук. Е.К.Чухман. - М.: НИИ Худож. воспитания, 1986.- 119 с.
81. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. // Программы по музыке (с поурочной методической разработкой) для общ. Школы 1 -3 классы. — М.: Просвещение, 1981.-C.3-36.
82. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М.: Молодая Гвардия, 1984.- 142 с.
83. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа). // Вопросы философии. 1985. №9. С.91-102.
84. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М., 1985.- 181 с.
85. Каптан Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.- 18 с.
86. Карасев А.Н. Беседы о церковном пении и его исполнении. Извлечение из «Методики пения» Часть2. Пенза, 1898. С. 137-249.
87. Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. М.: Педагогика, 1991. - 160 е., ил.
88. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М.: ТЕРРА, 1992.686 с.
89. Квятковский Е.В. Древние сказания: духовно-нравственные идеалы. // Дошкольное воспитание. 1992. №2. С.61-66.
90. Квятковский Е.В. Духовно-нравственные идеалы библейских сказаний. // Дошкольное воспитание. 1997. №1. С.64-71, №2. С.71-74.
91. Кееринг О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях художественной самодеятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1982.- 16 с.
92. Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Под ред. В.Л.Янина. М.: Мысль, 1987. т. 9 -525 с.
93. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. // Педагогика. 1998. №5. С. 18-21.
94. Ковалевский П.И. Национализм и национальное воспитание в России. -Нью-Йорк, 1922.- 120 с.
95. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.
96. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X нач. XII в.: Визант. наследие и становление самостоят, традиции / Отв. ред. В.Л. Янин. - М.: Наука, 1987.-317 с., илл. .
97. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
98. Косичев А., Платонов Г. Духовность и проблема воспитания. // Высшее образование в России. 1998. №1. С. 124-127.
99. Кошмина И.В. Духовная музыка в самообразовании учителя. // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. -Иркутск, 1997. С. 230-238.
100. Криштоф Е.Г. Библейские сказания о любви и другие истории. — М.: Армада-пресс, 2001.-480 е., илл.
101. Крывелев И.А. Христос: миф или действительность. М.: Общественные науки и современность, 1987. - 143 с.
102. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации. // Вопросы философии. 1992. №12. С. 21.
103. Кулик J1.A., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1990.-245с.
104. Куликов В.Г. Знания, вера и духовное возрождение. // Россия и современный мир. 1995. №2. С.61-63.
105. Кулинкович Е.П. Программа курса «Искусство и религия». // Искусство в школе. 1994. №4. С.58-61.
106. Кураев А. Изучаем библию. // Народное образование. 1996. №3. С.44-47.
107. Куриленко Т.М. Воспитание нравственности. Минск: Нар. асвета, 1983. -144 с.
108. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев JI.H. Толстого и Ф.М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
109. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. - 170 е., 106 л. илл.
110. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1947. Т.1.-454 с.
111. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961. - 134 е., 61 л. илл.
112. Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, 1973. - 47 с.
113. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972.-517 с.
114. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981.- 185 с.
115. Литература и искусство в нравственном и эстетическом воспитании школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев: КГПИ, 1983.- 158 с.
116. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - 168 с.
117. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов, пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Юрайт, 1998.- 464 с.
118. Лозовая И.Е. Церковная культура благословенно консервативна. // Музыкальная академия. М.: Сов. композитор, 1-997. №1. С.23-25.
119. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
120. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1974. - 336 е., илл.
121. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.- 415 с.
122. Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. М.: Просвещение, 1977. — 144 е., 16 л. илл.
123. Макаренко А.С. Собрание сочинений. В 5-ти т. Под общей ред. А.В.Терновского. М.: Правда, 1971. т. 5. -510 с.
124. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти т. Изд.2-е. -М.: Политиздат, 1961. т.18-807 с.
125. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М.: РИО ФА, 1994. -237 с.
126. Машковский И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М.: Знание, 1976. - 63 с.
127. Медведев В.П. Самосозидание как атрибут человека и личности. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. 71 с.
128. Медушевский В.В. Мысли о православной психологии музыки. // Альманах музыкальной психологии. М.: МГК, 1994. С.48-75.
129. Мень А. Библия (об изучении памятника мировой культуры). // Наше наследие. 1990. №1. С.131-156.
130. Методические проблемы исследования духовного мира личности. Межвузовский сборник. Красноярск: Красноярский гос. Ун-т, 1983. -134с.
131. Методические рекомендации по созданию нравственно-эстетических ситуаций на уроках предметов гуманитарного цикла / Ленингр. отдел, пед. об-ва РСФСР, сек. общ. педагогики. Сост. Е.С. Канцепольская. Л.: Б. и., 1978.-31 с.
132. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.- М.: Знание, 1977. 64 с.
133. Мюллер Л. Значение Библии для христианства на Руси: От крещения до 1240 г. // Славяноведение. 1995. №2. С.3-11.
134. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.
135. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. Ред. Л.М. Архангельский. М.: Мысль, 1979. - 303 с.
136. Отечественная культура XX века и духовная музыка. // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 1990. — 200 с.
137. Памятники русского музыкального искусства. Ред Ю.В. Келдыш. М. 1974.-246 с.
138. Педология юности. Под ред. И.Арямова. М. - Л.: Учпедгиз, 1931 — 118с.
139. Полное собрание творений Иоанна Дамаскина, т.1. Спб., 1913.
140. Полякова А.А. Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Челябинск, 1997.-18 с.
141. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976.-280 е., илл.
142. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии. // Педагогика. 1992. №7/8. С. 28-32.
143. Попов Л.А. Драма духовности. // Народное образование. 1997. №5. С.63-67.
144. Пронин В.В. Интегральная духовность как преодоление кризиса культурной идентичности молодежи: Автореф. дис. канд. культурол. наук. Нижний Новгород, 1997. - 20 с.
145. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. Сп.-б., 1994. - 54 с.
146. Программа четырехгодичного курса для земских школ Опочецкого уезда. Псков., 1912. -43 с.
147. Программы и объяснительные записки к ним для начальных училищ г. Вологды и Вологодского уезда с четырехгодичным курсом. -Вологда., 1912.-63 с.
148. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. М.:'Педагогика, 1981. - 224 е., илл.
149. Психология воспитания / Под ред. Петровского В.А. — 2-е изд. М.: Аспект - Пресс, 1995. -152 е., ил.
150. Психология и педагогика: Учеб. пос. для вузов. Составитель Радугин А.А., 2-е изд., испр. и доп. М.: Центр, 1999. - 256 с.
151. Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса: Сб. ст. Том. гос. ун-т им. В.В. Куйбышева / Под ред. JI.B. Комаровской, В.И. Кабрина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989.-221 с.
152. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1992. - 16 с.
153. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.
154. Разумный В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. М.: Искусство, 1959.- 158 с.
155. Рапацкая JT.A. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников (Вопросы теории и методики). — М., 1992.-92 с.
156. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. — М.: Знание, 1987.-63 с.
157. Ризз Г.И. Мир управления из детской. // Педагогика. 1995. №3. С.94-97.
158. Роль духовной культуры в развитии личности. Сб. науч. трудов. Ред С.Н.Иконникова. JL, 1979. - 160 с.
159. Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности. Сборник / Сост.: А.С.Мигунов. М.: Знание, 1986. - 64 с.
160. Романовский В. Классная работа учителя истории. // Педагогический сборник. 1900. №7. С. 11-19.
161. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-704с.
162. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. М., 1973.- 352 с.
163. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 184 с.
164. Рувинский Л.И. Теория ценностного 'осознанно-эмоционального усвоения нравственности: Тез. докл. ко II симпозиуму. М., 1973. С.8.
165. Рыбников Н.А. Религиозные представления школьников. // Вестник воспитания. 1913. №8. С. 14-19.
166. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1987. - 156 с.
167. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста. // Вестник высшей школы. 1969. № 8. С. 16-21.
168. Сафиуллин Л.К. Направленность личности как мера ее духовности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Казань, 1994. - 18 с.
169. Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании, кн. 1.- Спб., 1849. -78 с.
170. Светова 3. Библия книга книг. // Семья и школа. 1991. №7. С.24-26.
171. Свешников Н. Программы и правила гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. Вятка. 1886. - 26 с.
172. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 215 е., илл.
173. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П., отв. ред. Айрапетянц М.Г. АН СССР Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 350 с.
174. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: Прометей, 1991.-144 с.
175. Смирнов С.А. Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. -18 с. .
176. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия. // Художественное восприятие. М., 1981. - 385 с.
177. Социология. Учебное пособие для студентов вузов. А.Н.Елсуков, Е.М.Балбосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 544с.
178. Станькова Я. Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер. с чеш.
179. B.К. Иванова. М.: Стройиздат, 1987. - 292 е., илл.
180. Столяров И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи: Автореф. дис. канд. фипос. наук. Москва, 1996. -'15 с.
181. Стругацкий А.Н. Новые человеческие типы. // Вопросы философии. 1976. №10. С. 44 -49.
182. Сухомлинский В.А. О воспитании. Сост. и авт. вступ. очерков
183. C.Соловейчик 5-е изд. М,: Политиздат, 1985. - 270 с.
184. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
185. Тевосян А. Тебе поем. // Музыкальная жизнь. 1989. №23. С. 8-9.
186. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. -329 с.
187. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Изв. АПН РСФСР, Вып.11. 1947. С.7-26.
188. Тендряков В. Нравственность и религия. // Наука и религия. 1987. №2. С.46-48, №3. С. 5-7, №4. С.51-53, №6 С.22-24, №7. С.9-11.
189. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. С.-Петербург, 1997. —168 с.
190. Титаренко В .Я. Семья и формирование личности. М., 1987. - 176 с.
191. Тихомиров Д.И. Современные задачи начальной школы. М., 1911. -57с.
192. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее российского образования. // Педагогика. 1998. №2. С. 3-7.
193. Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Изд-во политической литературы, 1982.-287 с.
194. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методологии исслед. -М.: Мысль, 1980.-271 с.
195. Уткин С.П. Очерки по марксистско-ленинской этике. М.: РГУ, 1962. -240 с.
196. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М.: Просвещение, 1978. - 129 с.
197. Фаркаш Э. Этика и процесс нравственного воспитания. // Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 140-152.
198. Федосеев В. Бог, религия, человек. // Даугава. 1990. №3. С. 100-111.
199. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс, 1991. - 185 е., илл.
200. Феруз С.А. Воспитание музыкальной культуры младших школьников в семье: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.
201. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -221 с.
202. Фридман J1.M., Пушкина Т.А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 207 е., илл.
203. Хайруллин Ш.Ш. Проблема духовности и образовательный процесс. // Вестник Челябинского университета. Педагогика. Психология. -Челябинск, 1996. №1. С.42-54.
204. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн. 1. М.: Сов. Композитор, 1988. - 384 с.
205. Чельцов Г. Объяснение символа веры, молитв и заповедей: Публ. кн. 1914г. // Русская речь. 1992. №4. С. 89-105.
206. Чугунова Г.И. Этнокультура и фольклор народов Поволжья как учебный курс и его особенности в Республике Татарстан. // Культурные традиции этносов поволжско уральского региона и проблемы современного образования. - М., 1993. С.27-34.
207. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности. // Вопросы философии. 1996. №2. С. 27-31.
208. Щукина Г.И. Социально-педагогические приоритеты современности. // Советская педагогика. 1991. №1. С.50-54.
209. Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления. Под ред. С.И.Замогильного. Саратов, 1996. - 86 с.
210. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. -230 с.
211. Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в нравственном воспитании и управлении им. // Управление процессом нравственного воспитания. Отв. ред. Л.И. Рувинский. М.: МГУ, 1979. С.63-72.
212. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. 2 изд. М.: Высшая школа, 1985.-287 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.