Реалити-шоу в контексте современного телевидения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Уразова, Светлана Леонидовна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 212
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Уразова, Светлана Леонидовна
Введение.
Глава I. Культурная глобализация как фактор появления нового телевизионного жанра
1.1. Истоки зарождения «реального телевидения», причинно-следственные связи появления телевизионной программы нового типа.
1.2. Конструкция построения и жанровые особенности реалити-шоу.
1.3. Образно-знаковые коды и речевые характеристики мультижанровых программ.
1.4. Экономические преимущества и трансформация жанра реалити-шоу в ликвидный формат. (t
Глава II. Реалити-шоу в контексте современного телевидения
2.1. Формирование аудитории в программах реалити-шоу и технологии ее привлечения.
2.2. Воздействие кода реалити-шоу на телевидение нового времени.
2.3. Экранный образ - основа инновационной журналистики.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Телевидение как институциональная система отражения социокультурных потребностей2012 год, доктор филологических наук Уразова, Светлана Леонидовна
Культурно-просветительская миссия телевидения2012 год, доктор филологических наук Гегелова, Наталья Сергеевна
Стратегии программирования общественных, государственных и коммерческих телеканалов Швеции и России в современных условиях: 1994-2004 гг.2007 год, кандидат филологических наук Дегтерева, Елена Ивановна
Актуальные аспекты интернетизации современного телевидения2012 год, кандидат филологических наук Латенкова, Вера Михайловна
Досугово-развлекательные телевизионные программы для молодежи как явление молодежной субкультуры2010 год, кандидат культурологии Касаткин, Олег Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реалити-шоу в контексте современного телевидения»
Актуальность исследования. На исходе первого десятилетия XXI века процессы радикальных изменений в медийной сфере становятся явными, масштабными, необратимыми. Эти ни с чем несравнимые преобразования происходят под влиянием информационной революции, призванной сформировать новую парадигму общества, основанного на знаниях и глобальной экономике. Вызваны они внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), формирующих новую, неизвестную доселе информационно-коммуникационную среду, где в единой системе функционируют «массовые контент- и сервис-услуги», предназначенные для человека. Теоретики утверждают: рождается новый тип человека — homo informaticus. Особенность же информационной революции, безудержно набирающей темп и пронизывающей все основы человеческой деятельности по горизонтали и вертикали, в том, что она носит глобальный характер, воздействует на устои мировой цивилизации в целом, подвергая пересмотру накопленный на протяжении веков значительный теоретический и практический опыт.
Идущая реструктуризация глубоко затронула и все направления медиа: глубинным преобразованиям подвергается не только технологическая платформа СМИ, в первую очередь телевидения, но и экономическая, профессиональная, пространственная (распространение) и культурная сферы. Известно, что по совокупности этих основополагающих пяти векторов, согласно утверждению британского социолога Ф.Уэбстера, оценивается степень вхождения современной цивилизации в информационное общество Автор настоящего исследования придает особое значение методологическому принципу, предложенному британским теоретиком, считая его универсальным, приемлемым для анализа состояния не только медиарынка, но и отдельных медиаструктур, например, телеканалов, он применим также и при рассмотрении
1 См.:Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Уч. пособие. М.: Аспект- Пресс, 2003. С. 15. телевизионных программ, определении их творческого потенциала и качества содержания, в частности, телепрограмм реалити-шоу, которым посвящена эта научная работа.
Проблема, предлагаемая к рассмотрению, — фактор появления на телевизионном рынке многих стран принципиально нового по своей концепции построения, жанровым характеристикам и содержанию телепродукта РЕАЛИТИ-ШОУ и его позиционирование в контексте современного телевидения — напрямую соотносится с проблематикой развития информационного общества в России.
В начале 2008 года была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», где в одном из положений речь идет о сохранении культуры многонационального народа РФ, укреплении нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитии системы культурного и гуманитарного просвещения. Термин «информационное общество» был введен К.Коямой в 1969 году. Большую роль в развитии концепции информационного общества сыграли Д.Белл, О.Тоффлер, М.Маклюен, Ж.Бодрийяр, З.Бжезинский, Е.Масуда, Д.Нэсбитт, другие. Они рассматривали информационное общество как третий этап общественного развития (после аграрного и индустриального), который характеризуется информатизацией всех сфер человеческой деятельности, при этом информация становится основным товаром, а интеллектуальный труд — главным видом деятельности.2
В этой связи возрастает актуальность производства информационного продукта, наполненного качественным содержанием, новыми значимыми смыслами, которые, транслируясь в общественную среду, стимулируют динамику социально-экономических процессов. Однако на этой парадигме возникает и существенная проблема, кратко сформулированная западным философом Ж.Бодрийяром: «Информации становится все больше, а смысла все
2 См.: Энциклопедия «Глобалистика», ЦНПП «Диалог», ОАО Издательство «Радуга». М.2003,2003.С.396. л меньше» (Ваис1гШагс1, 1983а, с.95) . С данным выводом солидаризируется и один из теоретиков информационного общества Ф.Уэбстер, подчеркивающий: «Мы существуем в медианасыщенной среде, что означает: жизнь существенно символизируется, она проходит в процессах обмена и получения — или попытках обмена и отказа от получения — сообщений о нас самих и о других. Мы атакованы знаками со всех сторон, мы сами себя создаем из знаков, мы не имеем возможности скрыться от них - и все это в результате приводит к коллапсу смысла»4. Известный теоретик журналистики, профессор Я.Н.Засурский также считает потребность наполнения информации функционально-значимыми и идейно-нравственными смыслами насущной проблемой, усматривая в этом закономерную связь с развитием общества: «Мы должны сознательно избрать путь построения общества знаний, в котором человек становится в центр системы, поскольку именно он является производителем и конечным потребителем информации, а простое увеличение информационных потоков совсем не обязательно приводит к появлению новых возможностей для его развития»5.
При анализе проблемы экранному образу, распространяемому телевидением, отводится первостепенное место, так как по степени воздействия на массовое сознание ему нет равных. Роль телевидения в информационном обществе, в развитии процессов культурной глобализации и социализации также является одной из приоритетных. Современные теоретики рассматривают телевидение не только как результат научно-технического прогресса, но и как наиболее эффективное средство массовой коммуникации, связывая его функционирование с ростом культурной глобализации, увеличением ее интенсивности. Многие ученые подчеркивают значимость
3 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Аспект Пресс. М.2004.С.28-29
4 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Аспект Пресс. М.2004.С.28-29
5 См.: Материалы круглого стола: Журналистика в информационном обществе: новые проблемы и новые вызовы, состоявшегося на факультете журналистики МГУ 14 декабря 2004 г. Институт развития информационного общества, М.2005. технологических инноваций в общественном развитии, их способность воздействовать на духовно-психологическое состояние человека, и телевидение в этом плане - наиболее яркая характеристика, учитывая исключительную сложность данной технико-технологической платформы.
Как и в начале XX века, когда телевидение только зарождалось, так и при вступлении в третье тысячелетие, когда это средство массовой коммуникации входит в фазу зрелости, преобразования сопровождаются усиливающейся социально-экономической динамикой, проявляющейся в формировании новых инфраструктур, институциализации6, стратификации, видах взаимодействия7. По этим основным характеристикам оценивается переход общества на новую, более высокую ступень цивилизационного развития. Телевизионная «картинка», и прежде и теперь, способствует ускорению этих процессов, а телевидение, вступая в цифровую среду, не только стремится превратиться в глобальную инфраструктуру, но и в определенной мере олицетворяет эволюционный процесс.
Очевидно, что в цифровую эпоху экранный образ — наиболее востребованный способ взаимодействия масс, наций, государств, отражающий процессы культурной глобализации, где проявляются о навязывание, соревнование, диффузия . Вывод подтверждается и авторами книги «Глобальные трансформации», где прямо указывается на превалирующую роль СМИ, прежде всего телевидения, в культурной глобализации: «новые телекоммуникации и появление международных корпораций, распоряжающихся средствами массовой информации, наряду с другими факторами породили глобальные культурные потоки, чей размах, интенсивность, разнообразие и быстрое распространение превзошли все, происходившее ранее»9. При этом делается вывод: брошен вызов центральному
6 «Институциапизация включает в себя регулирование моделей взаимодействия и, следовательно, их воспроизводство в пространстве и во времени»//См.: Д. Хелд, Д.Гольдблатт, Э.Макгрю, Дж.Перратон. «Глобальные трансформации», Пракснс, М.2004. С.23.
7 Там же. С.22.
8 См.гХелд Д.,Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж.Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура/пер.с англ. В.В.Сапова и др. М.гПраксис. 2004. С.389.
9 Там же. положению национальных культур, национальных идентичностей и их институтов, который исходит «от продукции массовых культур и от диффузного и двусмысленного культурного поля потребительства и материализма»1
В этой связи автору исследования представляется важным вопрос о качестве и приоритетах содержания, идейно-смысловых концептов аудиовизуальных образов, распространяемых современным телевидением, и то, в какой степени эти образы соотносятся с вызовами времени. Данная проблема предстает как актуальная, требующая научного рассмотрения. Не меньшей актуальностью обладает и такая проблема, как возникновение в телевизионной среде исключительно нового по своей природе жанра реалити-шоу, который появился в преддверии миллениума и быстро интегрировался практически во все национальные телевизионные индустрии, включая и Россию. Данный тип телевизионного продукта, где действующими лицами выступают простые, далекие от телевизионного творчества граждане, продолжает «шествие» по планете, прочно обосновался и в виртуальном интернет-пространстве. Его резонанс, как в профессиональной нише, так и в общественной среде многих стран, оказался настолько широким, что позволяет рассматривать данный жанр как некий феномен телевизионного творчества. Уникальность данного явления значительно возрастает, если следовать выводу российских теоретиков о том, что «системы жанров — и это относится именно к журналистике - могут служить своеобразным индикатором эпохи»11. Этот критерий подчеркивает степень актуальности научной проблемы, поставленной настоящим исследованием.
Соотносится данная проблема и с понятием информационное пространство, где в настоящее время «живут» и «размножаются» образы реалити-шоу. Информационное пространство — синтез некой массы информационных сообщений/продуктов, каждое из которых, имея свои
10 См.: Хелд Д.,Гольдблатт Д., Макфю Э., Перратон Дж.Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура/пер.с англ. В.В.Сапова и др. М.:Праксис. 2004. С.389.
11 См.: Телевизионная журналистика, М. Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. С.173. индивидуальные характеристики и признаки, воздействует на; общий контекст содержания. Таким образом, налицо явление, когда множество самостоятельных информационных единиц-продуктов, куда включены и образы реалити-шоу, обладая идентификационными признаками, образуют единое целое, имеющее индивидуализированные количественно-качественные показатели — свой объем, содержательную (смысл) и аксиологическую (ценность) 12 основы, вектор информационной направленности, целеполагание, свою категориальную сущность. При этом смысловая содержательность информационного пространства (оно может иметь признаки глобального, национального, регионально-локального [глокального] характера) исключительно велика для общественного развития, столь же существенна для функционирования СМИ.
Поставленная диссертантом научная проблема связана и с процессами конвергенции, преобразующими медиарынок, где основным фактором становится слияние «различных форм и жанров медиаконтента»13, основанных на схожести тематики информационного продукта. При размножении идейно-смысловых категорий определенного продукта (пример — образы реалити-шоу) в информационном пространстве заявленная тема начинает доминировать. Это также' один из актуальных аспектов для проведения анализа поставленной проблемы с целью определения значимости функционирования смыслов и образов, внедряемых в общественную среду телепрограммами реалити-шоу. Другим, не менее важным фактором; является внедрение ныне глобальной модели цифровой многофункциональной интерактивной ТВ-системы, которая способствует оперативному продвижению образов реалити-шоу в глобальное информационное пространство. Все эти тенденции и обусловили выбор темы диссертационного исследования. Цель и задачи; исследования. Учитывая актуальность заявленной проблематики, автор считает необходимым рассмотреть и научно обосновать
12 См.: Философский энциклопедический словарь. М. ИНФРА-М.2007. С.370.
13 Вартанова Е.Л. Конвергенция в электронных СМИ: методики преподавания. Летняя школа по журналистике и массовым коммуникациям. 11-22 июня 2007 г. МГУ, ф-т журналистики, некоммерческое партнерство. М.2007 природу реалити-шоу, ставшего явлением в телевизионной журналистике, проанализировать причины поистине глобального распространения этого жанра, а также степень его воздействия на современное телевидение и общественную среду. В этой связи представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:
• проанализировать факторы и предпосылки возникновения телепрограмм реалити-шоу с целью выявления объективной закономерности;
• обосновать причины стремительного распространения программ реалити-шоу как в профессиональной, так и общественной среде, выявить фактор признания этого жанра общественностью многих стран;
• рассмотреть на основе пяти векторов {технологический, экономический, профессиональный, пространственный, культурный) типологию и природу данного телепродукта: концепцию построения программы, ее жанровые особенности, образно-знаковые коды, речевые характеристики и т.д.;
• проанализировать степень воздействия жанровых и стилистических особенностей реалити-шоу на современное телевидение, проследить причинно-следственную связь этого воздействия;
• выявить прямую и обратную зависимость социокультурной среды от смысловых и аксиологических (ценностных) категорий как реалити-шоу, так и других телепрограмм развлекательного жанра;
• проанализировать характер ценностно-культурной направленности реалити-шоу, других развлекательных телепрограмм с целью выявления такого понятия, как «культурный код» телевидения, проследить его взаимосвязь с потребителем телевизионного продукта;
• выявить степень воздействия телепрограммы реалити-шоу как самостоятельной информационной единицы/продукта на аксиологические нормы информационного пространства;
• разработать конструктивные предложения с целью выявления стратегических ориентиров развития программ этого жанра, чья миссия, цель и задача будут иметь функциональное значение для общества знаний.
Автор осознает трудность анализа медиапродукта, коим являются телепрограммы реалити-шоу, а потому не претендует на всестороннее рассмотрение поставленной проблемы. В первую очередь это связано с тем, что автор, хотя и анализирует ряд телепрограмм, но подробно рассматривает только одну из них - реалити-шоу, чья природа уникальна и не схожа с другими жанрами. Сложность научного анализа медиа отмечается многими теоретиками. В частности, В.В.Савчук подчеркивает: «Одна из первых сложностей анализа медиа в том, что они являются не только предметом рассмотрения, сколько сами являют мир в его данности, помимо которой пусть нечто и мерцает своей вероятностью жизни, но средств помимо медий имплицировать его нет. Медиа инсталлированы в нашу способность понимать мир в его данности. Мы видим не медиа, но медиями»14.
Тем не менее диссертант полагает, что заявленная к научному рассмотрению проблема вполне своевременна. В цифровое время телевидению требуется большее количество контента, отличающегося не только разнообразием и оригинальностью, но и обладающего смысловыми и аксиологическими категориями. Выявить на примере реалити-шоу имеющиеся в практике современного телевидения противоречия представляется диссертанту важным вкладом в теорию телевидения. В этой связи анализ идейно-ценностной содержательности программ реалити-шоу, представших как новейшее телевизионное направление, представляется исключительно
14 См.: Савчук В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины. // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. Материалы международной научной конференции «Медиа как предмет философии». 20-22 ноября 2008 года. СПбГУ, Санкт-Петербург. значимым, поскольку речь идет о смысловых категориях, внедряемых в общественный оборот, основной целью которых является формирование в цифровую эпоху качественных и необратимых изменений в обществе.
Тенденция к визуализации СМИ (80% распространяемой информации человек воспринимает с помощью зрения), обозначившаяся на медиарынке, экстраполируется на информационный продукт в целом и предъявляет особые требования к телевизионному контенту, который, независимо от среды обитания, призван сыграть приоритетную роль в эволюционных процессах социума. Это позволяет перейти от целого к частному, а именно к программам реапити-шоу, представшим в профессиональной и общественной среде как заметное явление. Обосновывая особенности этого нового телевизионного продукта, рассматривая его сущностные характеристики, автор, идя от частного к целому, намеревается выявить суть этого явления. Несмотря на эволюцию, которой подвержены все телевизионные программы, в том числе и реапити-шоу, суть остается неизменной. Данный подход приводит исследование к цели, формулируемой как определение сути явления, коим является жанр реалити-шоу, выявление степени его воздействия на современное телевидение. Это позволит прояснить и другой важный вопрос: готово ли телевидение, концептуально и стратегически, к восприятию новой общественно-экономической формации, основанной на идеях инновационного развития общества?
Степень разработанности научной проблемы. Следует прежде всего отметить: в теории телевидения жанр реалити-шоу рассматривается и научно обосновывается впервые. В научной литературе имеется ряд публикаций российских и зарубежных авторов, посвященных этой теме, но в них анализируются лишь некоторые социокультурные аспекты этих программ, тогда как для теории телевидения данный тип творчества представляет немалый практический интерес. В этой связи диссертант подходит к рассмотрению реалити-шоу как значимому явлению в профессиональной и общественной среде, но и пытается проникнуть в суть природы
11 аудиовизуального образа программы, анализируя также процесс создания дополнительных образно-знаковых кодов. На основе общих положений (от идеи до производства) моделируется аудиовизуальный образ программы. В работе подробно анализируются типология отношений телезрителей к программе и причинно-следственные связи, формирующиеся между программой и аудиторией. Исследование содержит ряд положений, имеющих практическую значимость как для теории телевидения, так и производителей реалити-шоу. А именно:
• исследуются предпосылки возникновения жанра нового типа с учетом развития инфраструктуры телевидения в цифровую эпоху, включая мировую телевизионную индустрию, ее поступательное развитие;
• рассматриваются причины появления нового жанра с точки зрения социально-экономической динамики, процессов культурной глобализации, идущих в мире;
• анализируются концептуальные характеристики и жанровые особенности реалити-шоу, их отличия от признанных телевизионных жанров, формулируется статус данной программы в теории жанров как системе, рассматриваются речевые характеристики действующих на экране персонажей, являющихся одним из элементов аудиовизуального образа программы;
• исследуется процесс формирования образов-кодов реалити-шоу, ведется поиск знакового кода программы, вокруг которого формируются дополнительные символы-знаки, рассматривается также степень воздействия знакового кода реалити-шоу на другие телевизионные программы развлекательного жанра, степень его проникновения;
• выявляется причинно-следственная связь между профессиональным и общественным признанием данного типа программ, анализируются степень интеграции реалити-шоу в телевизионную и общественную среду, процессы мгновенного распространения подобных программ;
• исследуется экономика производства реалити-шоу, способность программ данного типа воздействовать на сокращение финансовых издержек телеканала с целью увеличения его капитализации;
• выявляются и обосновываются причины наметившегося отторжения аудиторией программ реалити-шоу. Исследование подкрепляется иллюстративным материалом: в тексте приводятся 5 таблиц и 9 рисунков, ряд таблиц вынесено в Приложение. Использование графических материалов позволяет более четко представить проблему, сформулировать основополагающие выводы.
Объект исследования. В качестве объекта исследования в данной работе предстает современное телевидение с его идейно-концептуальной сущностью и характерными признаками, на чье содержание (смысл), аксиологию (ценность) и культурный код оказывают немалое воздействие программы реалити-шоу. Одновременно рассматривается степень этого воздействия на принципы функционирования современного телевидения как системы масс-медиа. Данному процессу сопутствует ряд противоречий, закономерно возникающих в профессиональной и общественной среде, которые позволяют оценить степень готовности или неготовности современного телевидения к выполнению своей основной миссии, связанной с восприятием поступательных процессов развития информационного общества.
Предмет исследования. В качестве предмета исследования в работе выступают телепрограммы реалити-шоу, их идейно-тематические, жанровые и стилистические особенности, предстающие как срез определенных слоев общества, его культурной парадигмы и a priori предназначенные для развития межкультурной коммуникации, снятия барьеров в общении между людьми, усиления культурной глобализации. По мнению автора, появление нового телевизионного жанра «реальное телевидение» с учетом его ведущих характеристик было предопределено не только научно-техническим прогрессом, но и набирающей темп социокультурной динамикой. Кроме того, программы реалити-шоу характеризуют определенный период истории
13 развития телевидения — этап зрелости, связанный с социально-экономическими преобразованиями, вступлением в информационное общество.
Методологическаяосноваисследования. При определении методологического принципа исследования следует опереться на определение теоретика телевидения профессора В.В.Егорова:«Теория телевидения есть система научного знания, включающая в себя совокупность накопленного фактического материала, разработанных выводов и методов исследования, теоретических обобщений, касающихся функционирования телевидения в системе информации, закономерностей его влияния на эту систему, на весь процесс воспитания, на различные сферы социальной жизни»15. Выделяется при этом три уровня исследований, способных обеспечить анализ поставленной проблемы в области телевидения, - экспериментально-эмпирический, теоретический и мировоззренческо-методологический16.
Учитывая, что поставленная проблема требует системного и комплексного анализа, автор прибегает к методологии, основанной на комплексно-междисциплинарном подходе, объединяющем как методы гуманитарных наук -журналистики, коммуникации, социологии, психологии, политологии, так и методы технических наук, прибегая при анализе к работам крупных ученых в области международной стандартизации цифрового телевизионного вещания, развития многофункциональных ТВ-систем. При этом как основной методологический принцип автор использует модульную градацию пяти основных векторов (<технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный), на основе которых дается оценка программ реалити-шоу, состояния современного телевидения, делаются выводы. Разбирая программы «реального телевидения», автор прибегает и к историческому
15 Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М. 1992.С.71.
16 Там же: «Экспериментально-эмпирический уровень означает накопление фактического материала, изучение опыта, необходимого для дальнейшего обобщения. Теоретический уровень состоит в том, что на основе эмпирических данных изучается сама сущность телевидения, его общая структура, выявляются закономерности развития и его взаимоотношения с другими видами информации. Мировоззренческо-методологический уровень научных исследований определяет место и роль телевидения в системе социальных отношений, возможные последствия его влияния на экономику, политику, идеологию»- прим. авт. методу, основываясь на хронологической последовательности представления фактов, что позволяет выявить их родовую сущность и причинность массового размножения. Выбор такого подхода обусловлен, в частности, замечанием профессора Р.Б.Борецкого, который отмечает, что «без истоков, без прошлого
17 трудно понять настоящее, а еще труднее верно увидеть будущее» . При рассмотрении ряда разделов используются также методы контент-анализа, системного анализа.
Необходимость использования методологии комплексномеждисциплинарого подхода продиктована феноменом телепрограмм «реальное телевидение» (появившись в 1999 году, они мгновенно распространились по миру, стали показываться сначала в 36 странах, затем в 70-ти), а также сложными процессами преобразования; телевидения в глобальную информационную систему, чей экранный образ начинает доминировать в разных средах, воздействуя на массы. Таким образом, по мере «взросления» телевидение, как никакое другое СМИ, превращается в сложнейшую синтезированную систему, чья деятельность сопряжена с социокультурным развитием. Поэтому без обращения к теоретическим обоснованиям других гуманитарных наук невозможно научно > обосновать подход к проблеме, поставленной в данной работе.
При анализе автор опирается на труды известных философов, среди которых: Д.Белл, Ж.Бодрийяр, Э.Гуссерль, Д.Ж.Мур, И.Кант, В.В.Савчук, Д.Рашкофф, Х.Ортега-и-Гасет, О.Тоффлер, А.Н. Уайтхед, Ф.Уэбстер, П. 'Гейяр де Шарден, Ф.Шлегель, М.Хайдеггер и др:; по проблемам глобализации — Д.Хелд, Д.Гольдблатт, Э.Макгрю, Дж. Перратон, П.Сорокин, Г.С.Померанц, А.Д.Королев, О.Н.Астафьева и др.; обращается к работам социологов -Н.Луман, Л.Стойков, Б. Дон дурей, В.Зверева и др.; экономистов — А.Маслоу,. Р.Йенсен, Н.Грегори Мэнкыо, О.С.Виханский; в теории журналистики -ЯйЗасурский, Е.Л.Вартанова, В.М.Березин, Р.Б. Борецкий, В.В. Егоров, И.М.Дзялошинский, С.Н.Йльченко, Г.В.Кузнецов, Л.В.Матвеева, С.А.Муратов,
17 Борецкий Р. Страницы истории телевидения «Шаболовка,53», Издательство «Искусство». М. 1988. С. 148.
О.Р.Самарцев, В.Л.Цвик, В.С.Хелемендик, АЛ.Юровский, и др.; в области ТВ технологий — М.И.Кривошеев, Г.З.Юшкявичюс, В.Г.Маковеев, Л.С.Лейтес и др. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:
• подробно анализируются жанровые особенности программы реалити-шоу, выявляются ее основополагающие признаки и на основе этого делается вывод о местоположении данного типа программ в устоявшейся системе телевизионных жанров;
• ставится и научно обосновывается проблематика причинно-следственной связи между появлением нового телевизионного жанра и развитием социокультурной среды, находящихся в тесном взаимодействии, анализируются предпосылки возникновения принципиально нового типа телепрограмм «реальное телевидение»;
• рассматривается на примере реалити-шоу зависимость модели телепрограммы от совокупности пяти основных векторов — технологического, экономического, профессионального, пространственного (распространение) и культурного;
• обосновываются принципы моделирования аудиовизуального образа программ реалити-шоу, выявляется знаковый код этого телевизионного продукта, на основе которого формируются дополнительные образно-знаковые коды программы, а также рассматривается причинно-следственная связь между основными компонентами аудиовизуального образа реалити-шоу, обнаруживается их взаимозависимость;
• ставится проблема выявления культурного кода программ реалити-шоу, уточняются подходы к культурной составляющей этого телевизионного продукта и телевидения в целом, формулируются критерии определения термина «культурный код»;
• рассматривается и обосновывается начало возникновения процессов конвергенции, ныне активизировавшихся на медиарынке, выявляется их воздействие на современное телевидение, рассматриваются такие его свойства, как интерактивность и вездесущность;
• анализируется на примере программ реалити-шоу зависимость телеканалов от экономической составляющей, формулируются критерии профессиональных знаний и навыков, которыми должен обладать современный медиаменеджер, дается ведущая характеристика понятия «профессионализм»;
• определяются основные признаки понятия «информационное пространство», прослеживается его взаимосвязь с информационным продуктом, внедряемым в общественную среду, и моделируется «молекула» информационного пространства;
• выявляется на примере реалити-шоу прямая и обратная связь между развлекательной программной политикой телевидения и социокультурной динамикой, обосновывается скрытый конфликт, существующий между современным телевидением как социальным институтом и обществом;
• рассматривается тенденция стратегического развития современного телевидения в глобальном информационном пространстве с целью выявления его роли в становлении информационного общества.
Научно-практическая значимость результатов данного исследования представляется высокой. Телевизионная отрасль только входит в цифровую среду и постановка, а тем более научное обоснование проблем, связанных с ее программной политикой, наполнением телевизионного продукта смысловыми и аксиологическими категориями, связаны с выбором стратегии развития телевидения, его предназначением и миссией. Автору представляется, что углубленный разбор программ реалити-шоу скорректирует вектор направленности этого явления в телевизионном мире, позволит современным творцам подойти к созданию программ этого типа с позиции их социальной значимости. Кроме того, постановка ряда проблем, заявленных в настоящем исследовании, сможет содействовать формированию новых подходов при подготовке журналистских кадров, призванных работать в информационном обществе. Основные положения, выводы и прогнозы, представленные в исследовании, заслуживают внимания прежде всего потому, что обращены к мировоззренческим устоям профессионального сообщества, стиранию стереотипов, существующих ныне в телевизионной практике. Апробация работы. Основные концептуальные положения, представленные в исследовании, нашли отражение во многих публикациях автора, напечатанных как в ведущих отраслевых журналах, так и в научных сборниках факультета журналистики МГУ, в том числе в журнале из перечня ВАК (см. Уразова C.JI. Reality TV в России. Первый опыт телеклонирования // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 3, с. 63-87). По проблеме данного исследования, учитывая его различные аспекты, диссертантом опубликован ряд работ, касающихся творческих, управленческих, экономических и технологических тенденций развития телевидения — в целом, это более 40 публикаций общим объемом не менее 20 печатных листов.
Начиная с 1996 года, автор постоянно участвует в научно-практических семинарах, конференциях, форумах, посвященных развитию электронных СМИ, постоянно освещая эти мероприятия и доводя до сведения профессионального сообщества основные тенденции преобразований в области индустрии вещания. В течение ряда лет (1998-2004 гг.) автор публикует из месяца в месяц статьи о гуманитарных, технологических и экономических аспектах телевидения нового времени в одном из отраслевых журналов — «Техника кино и телевидения», включенного на тот период в список изданий ВАК. С конца 2004-го и до середины 2007 года автор данной научной работы выступил не только в роли исследователя, но и в качестве главного редактора, сформировав концепцию нового отраслевого журнала «ТелеЦЕНТР»18, где реализовалась попытка соединить на единой площадке технологическую, экономическую и творческую проблематику электронных СМИ. Концепция была ориентирована на освещение актуальной и значимой для профессионалов проблематики в области телевидения, радио и цифрового кино, сделана ставка на выявление и освещение наиболее сложных проблем, связанных с реформированием индустрии вещания, что позволило привлечь заслуженный и
18 Издатель ФГУП «ТТЦ «Останкино». компетентный авторский коллектив. Одной из последних значимых работ автора стало редактирование монографии профессора М.И.Кривошеева «Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания», впервые проливающей свет на деятельность 11-й Исследовательской комиссии Международного союза электросвязи. Монография крупного российского ученого в области ТВ-вещания признана международным сообществом уникальным изданием.
Учитывая, что за весь период (1996-2008гг.) освещения проблематики в области индустрии электронных СМИ у автора накопился огромный объем публикаций, в перечне приводятся работы, имеющие непосредственное отношение к текущему состоянию современного телевидения и ведущей теме настоящего исследования.
Список публикаций автора исследования «Реалити-шоу в контексте современного телевидения»:
1. Уразова С. Л.Телевидение и культурный код//625. 2008. № 06 (140). С.48-55. 0.7 п.л.
2. Уразова C.JL Профессиональные кадры: здесь и сейчас! //625, 2008, № 06 (140).С. 56-61. 0,5 пл.
3. Уразова C.JI. Приметы обновления, или каким должен быть контент телеканала//625,2008,№ 04(138). С.54-60.0,5 п.л.
4. Уразова C.JI. Научный диспут о современном ТВ//625, 2008, № 03(137).С.52-53.0,2 п.л.
5. Уразова C.JI. Контакт есть? Будь на связи!// ТелеЦЕНТР, 2007, № 2(22).
С.60-61. 0,3 п.л.
6. Уразова С. Л.Телевидение - самый эффективный способ развития нации// ТелеЦЕНТР, 2007, № 2(22).С. 36-38. 0,4 п.л.
7. Уразова С.Л. Quo Vadis, Russian HDTV/O визите в Москву Джозефа Флаерти, старшего вице-президента по технологиям компании CBS// ТелеЦЕНТР, 2007, № 1 (21).С.7-9. 0,3 п.л.
8. Уразова С. Л. Конвергенция и медиа, или тренинг с необычным маршрутом//ТелеЦЕНТР, 2007, № 1 (21).С.18-20. 0,3 п.л.
9. М.И.Кривошеев «Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания»/ научный редактор Уразова C.JI. — М., 2006. - 928с.: ил.
10. Уразова С.Л. Время «Ч»// ТелеЦЕНТР, 2006, № 3 (17).с.60-61. 0,3 п.л.
11. Уразова C.JI. (в соавторстве с В.Г.Лившицем) Доступ свободный, пакет «обязательный»/Круглый стол HAT при поддержке Роспечати//ТелеЦЕНТР, 2006, № 2(16). С.7,52. 0,2 п.л.
12. Уразова С.Л. За семью печатями. Архивные технологии.// ТелеЦЕНТР, 2006, № 1(15).С.6-9. 0,4 п.л.
13. Уразова С.Л. Когда ставки сделаны/ЛГелеЦЕНТР, 2005 №5(13). С.28-30. 0,4 п.л.
14. Уразова С.Л. Головоломка века//ТелеЦЕНТР, 2005 № 2(10).С.9-11. 0,4 п.л.
15. Уразова С.Л. Компетентный, молодой, амбициозный //ТелеЦЕНТР,2005, № 1(9).С.20-25. 0,5 п.л.
16. Уразова С.Л. Show-clon телевизионной реальности// Телерадиоэфир. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 99-120. 1 п.л.
17. Уразова СЛ. Reality TV в России. Первый опыт телеклонирования // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 3, с. 63-87.1 п.л.
18.Уразова С.Л. Таланты без поклонников, или игры для работодателей// ТелеЦЕНТР, 2003, № 2. С.46-49. 0,4 п.л.
19. Уразова С.Л. Гудвин Великий и Ужасный //ТелеЦЕНТР, 2003, № 1.С.52-55.0,4 п.л.
20.Уразова С.Л. Телевидение и бизнес. 10 лет спустя// Техника кино и телевидения, 2002, №12. С.64-66. 0,3 п.л.
21.Уразова С.Л. Reality TV в России. Первый опыт телеклонирования// Техника кино и телевидения, 2002, № 2. С.45-48. 0,8 п.л.
22. Уразова С.Л. Угол падения равен звездному отражению// Техника кино и телевидения, 2001, № 8.С.42-45. 0,6 п.л.
23.Уразова С.Л. Со временем наперегонки// Техника кино и телевидения, 2000, № 9. С.65-68. 0,7 п.л.
24.Уразова С.Л. Экономическая основа свободы СМИ// Техника кино и телевидения, 2000, № 3. С.7-10. 0,5 п.л.
25.Уразова С.Л. «Наше телевидение такое, какое есть, и другим быть не может»// Техника кино и телевидения, 2000, № 2. С. 10-16. 1,1 п.л. Всего по теме диссертации опубликовано более 40 работ общим объемом 20 печатных листов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Реалити-шоу на современном российском телевидении2008 год, кандидат филологических наук Гуцал, Евгений Александрович
Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории: на примере телепрограмм холдинга "СТС Медиа"2011 год, кандидат филологических наук Удовиченко, Роман Викторович
Реалити-шоу в социокультурном пространстве массовой культуры2009 год, кандидат культурологии Жуков, Сергей Геннадиевич
Новые тенденции телекоммуникации в Китае: 1980-2010 гг.2010 год, кандидат филологических наук Ван Лэй
Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности2009 год, кандидат филологических наук Шерстобоева, Елена Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Уразова, Светлана Леонидовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем итоги, изложив ряд теоретических обобщений, к которым автор пришел в результате настоящего исследования. В первой главе был дан подробный анализ телевизионных программ реалити-шоу, получивших беспрецедентное распространение по всему миру и массовое признание в глобальном масштабе, состоявшееся уже на первом этапе их трансляции. Было выявлено и обосновано стремительное продвижение программ реалити-шоу в телевизионной и общественной среде, сделан основополагающий теоретический вывод. Он основан на том, что возникновение программ нового типа в период наступления миллениума было закономерным явлением, которое связано с рядом факторов: научно-техническим прогрессом, прежде всего в сфере мирового вещания, формированием цифровой информационно-коммуникационной среды и появлением обилия разнообразных каналов информации, а также, что особенно важно, с расширением глобальных
255 Имя автора этих строк просто «Mike». Судя по всему, он - интернетчик-программист, молодой человек, который вместе со своими коллегами наблюдал за развитием шоу в интернете. Эта группа молодых людей -почти 150 человек — подметила фальсификацию в подсчете голосов во время отчисления Ольги, участницы шоу. Решив заявить протест, интернетчики мгновенно создали свой сайт, который назвали «CLEARGLASS.BELL.RU", опубликовали на нем открытое письмо каналу ТВ-б и направили его не только организаторам шоу, но и в виртуальные издания. Одновременно разместили на веб-сайте публикации, характеризующие отношение молодого поколения к программе "За стеклом". Тогда-то в прессе и появились заметки о фальсификации подсчета голосов. Появление такого веб-сайта - протеста и попытка добиться признания общественного мнения стало еще одним эффективным проявлением гласности и свободы слова в новую информационную эпоху. Акция была выполнена безупречно, согласно всем нормам демократии,-прим.авт. культурных потоков, «чей размах, интенсивность, разнообразие и быстрое распространение превзошли все, происходившее ранее».
В этой связи телепрограммы реалити-шоу, представшие в виде мультижанрового продукта, где в роли действующих персонажей выступают обычные граждане, не обладающие актерскими навыками и дарованиями, создали прецедент для инноваций в телевизионном творчестве, медийном программировании, способствовали развитию экономического вектора телевидения, явившись при этом элементом глобальной культурной диффузии и одновременно ее инструментом.
Основная задача этого нового явления в телевизионной среде состояла в обеспечении межкультурной коммуникации, т.е. процесса взаимного обмена ценностями, ценностными установками, происходящего в ходе межкультурного взаимодействия между субъектами, в качестве которых выступают индивиды, социальные группы, общности, культуры, цивилизации256. Таким образом, миссия программ реалити-шоу фокусировалась на развитии «диалога цивилизаций»/«диалога культур», выражающегося в коммуникации глобальной, основанной не на различии культур, а на схожести основных культурных признаков257. В данном случае, на схожести поведения простых граждан в обыденной жизни, представляющих собой определенные слои населения и нацию в целом, а также схожести психологических реакций индивидов при возникновении разного рода жизненных ситуаций, в том числе в экстремальных обстоятельствах, обрамленных рамками реалити-шоу.
Знаковым кодом программ реалити-шоу, как видно из первой главы исследования, стало понятие «игра в реальности», посредством которого, отдавая дань постмодернизму, телевидение стремится закрепить в сознании общественности, национальной и международной, новые образы, стили жизни и манеру поведения людей разных национальностей, а также развить у них
256 См.: Глобалистика: Энциклопедия/Гл.ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог».-М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003/И.А.Мальковская. «Межкультурная коммуникация», с.579.
257 Там же. Миронов В.В. «Коммуникация глобальная».С.452. способность к моделированию жизненных схем, быстрому реагированию на экстремальные обстоятельства при принятии решений.
Это напрямую связано с социализацией, т.е. процессом усвоения отдельным индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в конкретном обществе. Телевидение в этом плане — прекрасный инструмент продвижения и ускорения в обществе процесса социализации. Обладая таким свойством, как зрелищность, телевидение без труда обеспечивает социализацию стихийную, «работая» с инстинктом подражания телезрителей, и целенаправленную — с помощью рекламы, тиражирования конкретных аудиовизуальных образов, что называется «социальным программированием».
Однако с самого начала телевидение выбрало индивидуализированный путь, забыв о своем предназначении и миссии как социального института.
Используя реалити-шоу как механизм социализации, оно не смогло расширить рамки межнационального культурного диалога, придать ему глобальное значение. Увлекшись моделированием жизненных ситуаций, в основном примитивных по существу, нередко граничащих с аномалией, с целью выявления черт характера отдельного индивида, его манеры поведения и психологических особенностей, телевидение сосредоточилось на таком явлении, как зрелищность, что является природным свойством телевизионного творчества, и стало его развивать, пренебрегая ценностно-смысловыми категориями, которыми следовало наполнить реалити-шоу. Это исказило природную сущность программ реального телевидения, отодвинуло внимание общественности от сути и смысла программ нового типа, их ведущей задачи на этапе формирования информационного общества, что вскоре выразилось в их глобальном отторжении. Знаковый код реалити-шоу — «игра в реальности» — оказал сильнейшее воздействие на все телевизионное творчество, более того, проник в социальную действительность, в результате чего повседневная жизнь и деятельность граждан стала восприниматься и интерпретироваться как некая
202 ирреальность, то есть, как нечто неестественное и программируемое. Степень воздействия «игры в реальности» на современное телевидение подробно анализируется во второй главе исследования.
Подобные новации в телевизионном творчестве входят в серьезное противоречие с насущными задачами социально-экономического развития на современном этапе, перед которыми стоит весь мир, переходя на новую цивизизационную ступень и входя в новую парадигму — информационное общество, которое рассматривается как множество обществ знаний. Лишь аккумулируя, синтезируя и объединяя накопленные теоретические и практические знания, мир сможет продвигаться по пути эволюции и прогресса.
Телевизионные программы реалити-шоу также находятся в стадии эволюции, переживая второе рождение и ведя поиск нового «лица», чтобы соответствовать вызовам времени. Однако позитивный результат впрямую зависит от выбора стратегии владельцев телеканалов, ценностно-нравственных ориентиров производителей программ этого типа. То есть, от их мировоззренческих воззрений, профессионального мастерства, творческого потенциала, основанного на глубоких теоретических знаниях о роли медиа в цифровую эпоху, об идущих социологических процессах, активно набирающих темп, о психологии личности, о приоритетах национальной культуры и межкультурной коммуникации. Только при выполнении этих условий современное телевидение обретет статус глобального средства массовой коммуникации, сможет стать «штурмующим отрядом общественного развития».
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Уразова, Светлана Леонидовна, 2008 год
1. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: учеб.- 4-е изд.перераб. и доп.-М.: ТК Веолби, Изд-во Проспект, 2007.
2. Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Московский философский фонд. «Academia-Центр». «МЕДИУМ» Москва 1995.
3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Перевод Л.Любарской, Е.Марковской М.: Добросвет, 2000.
4. Борецкий Р.Телевидение на перепутье. Статьи 1989-1998. — М.:НИАНО «Институт истории и социальных проблем телевидения», 1998.
5. Борисов А.С.Инструментарное обеспечение логико-аналитического моделирования экономических процессов. Издательство «Триада». М. 1999.
6. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Уч. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003.
7. Глобалистика: Энциклопедия/Гл.ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог»-М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.
8. Губин Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь. ЛЕАН, 1997.
9. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс,2004.
10. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М. 1992.
11. Журналистика на перепутье. Опыт России и США. / Под ред. Е.ЛВартановой. -М. МедиаМир, 2006.
12. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.
13. Йенсен Р. Общество мечты. Пер. с англ. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге; Stokholm School of Economics in Saint Petersburg, 200214.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.