Реалити-шоу в социокультурном пространстве массовой культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Жуков, Сергей Геннадиевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат культурологии Жуков, Сергей Геннадиевич
Введение.
Раздел 1.
Сущностная характеристика массовой культуры в информационном обществе.
Раздел 2.
Предметное поле игрового шоу на российском телевидении.
Раздел 3.
Реалити-шоу: содержание и социальные функции.
Раздел 4.
Жанры реалити-шоу на российском телевидении.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Реалити-шоу в контексте современного телевидения2008 год, кандидат филологических наук Уразова, Светлана Леонидовна
Телевидение как историко-культурный феномен2011 год, кандидат культурологии Ковалев, Александр Александрович
Реалити-шоу на современном российском телевидении2008 год, кандидат филологических наук Гуцал, Евгений Александрович
Философия телевидения: теоретико-методологический анализ2011 год, доктор философских наук Азарян, Самир Генрихович
Телевидение как институциональная система отражения социокультурных потребностей2012 год, доктор филологических наук Уразова, Светлана Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реалити-шоу в социокультурном пространстве массовой культуры»
Актуальность проблемы. Растущее воздействие массовой культуры на состояние и функционирование современного общества определяют актуальность исследования причин ее жизнеспособности и перспектив развития.
Кризис культуры на почве западноевропейской цивилизации выражается во все большем ее омассовлении, стандартизации и унификации, в тенденции к всеобщей усредненности и выравниванию. Он описывается в таких категориях, как массовая культура, массовое общество, массовый человек, технизация сознания, индустрия развлечений и т.д. Эти явления обнаружились, причем с особенностями, обусловленными общим кризисом общества, и в нашей стране. Массовая культура наглядно демонстрирует необратимый процесс разрушения традиционных мировоззренческих установок и формирования новых, глобальных изменений, происходящих в сфере морали. В общественном мнении звучит тревога по поводу состояния духовного мира человека в современной социокультурной ситуации.
Проблема общества и человека рассматривается в различных аспектах, в том числе в русле анализа их связи с массовой культурой, характеризующейся широким спектром разнонаправленных эстетических, этических, психологических векторов, рождая бесчисленное множество острейших внутренних противоречий, которые неизбежно вызывают нравственные конфликты, нестабильность поведения.
Субъект современной массовой культуры существует в особом моральном измерении, куда почти не проникает регулятивная сила традиционных нравственных норм и представлений о должном. В его духовной жизни активизируется роль подсознательного, иррационального, а эмоциональный, чувственный аспект доминирует над логическим, рациональным. Эмоциональный всплеск на почве массовой культуры возникает как результат противостояния рациональным догмам официальной культуры, которая долгие годы навязывала постулаты государственно-корпоративной морали.
Притягательность массовой культуры для человека XXI века сравнивают с «демоном подсознательного», подстегиваемым стрессовыми ситуациями, в которые то и дело попадает современный человек, вырвавшийся во внешний мир. Массовая культура способна нейтрализовать человека, балансируя на грани психологической нормы и, тем самым, выполняя терапевтическую функцию. В связи с этим становится ясно то обстоятельство, почему массовую культуру называют иногда глобальным средством психотерапии.
Эти и другие причины послужили причиной выбора проблемы исследования: реалити-шоу в социокультурном пространстве массовой культуры, складывающейся из непрерывного потока эмоционально и духовно насыщенных аудиовизуальных образов и оказывающей большое влияние на аудиторию на уровне подсознания. Исследование данной темы в подобной плоскости пока недостаточно.
Многие ученые обеспокоены сегодня интенсивностью влияния форм массовой культуры на формирование молодого поколения, которая вносит радикальные изменения в процесс приобщения к ценностям культуры и формирует свое мировосприятие окружающего мира.
Социально-психологическое прочтение современной эпохи актуализирует психологию масс, имеющую широкое поле детерминации.
Омассовление культуры в ракурсе психологии молодежи, активизация поп-культуры и, в связи с этим, переоценка ценностей, актуализируют проблему исследования. Кроме того, актуальным становится выяснение собственно сущностных, присущих только реалити-шоу признаков, отличающих этот жанр от других явлений массовой культуры на телевидении.
Таким образом, основное противоречие, выступающее проблемой исследования, заключается в значимой включенности реалити-шоу в современное социокультурное пространство массовой культуры и недостаточной изученностью в системе культурологического знания его смысловых, функциональных, содержательных механизмов функционирования.
Состояние изученности проблемы.
Феномен массовой культуры не только зафиксирован в общественном сознании, но и стал предметом исследования для специалистов самых различных отраслей знания, в т.ч. философии, культурологии, истории, социологии, эстетики, искусствоведения, психологии и др. О признаках кризиса культуры писали в своих сочинениях Ф.Ницше, О.Шпенглер, М.Вебер, Х.Ортега-и-Гассет и др. Содержание их работ разнопланово и зачастую противоречиво, что во многом объясняется неоднозначностью определения концепта «массовая культура», этого сложного явления, ставшего важнейшим феноменом нашего века и одним из условий существования человека. На протяжении всего XX века отечественные и западные ученые стремились проникнуть в суть этого феномена. Многие из них пришли к выводу, что явление массовой культуры не только очень сложно, но и обладает двойственной природой, оно амбивалентно. Таким образом, массовая культура в контексте культурологического анализа рассматривается как в позитивном, так и негативном плане. В процессе изучения функций массовой культуры сталкиваются различные теоретические подходы. Западная гуманитарная мысль накопила значительное количество источников, в которых они представлены. Это -работы Т. Адорно, Р. Арона, Д. Белла, Т. Ветлена, Г. Тарда, Л. Уайта, и др.
В России явление массовой культуры в разное время привлекало внимание социологов, публицистов, философов, культурологов (Г.К. Ашин,
E.H. Карцева, A.B. Кукаркин, Н.П. Корзун, Г.З. Касавина, В.Н. Леонтьева,
H.A. Бердяев, В.В. Молчанов, Е.П. Смольская, Б.С. Ерасов, Н.М. Зоркая, Г.С.
Кнабе, Е.Лебедев, В.А.Семенов, К.Э. Разлогов, М.С.Чегодаев, 5
М.И.Ямпольский и др.).
Одним из первых осознал роль телевидения и других форм массовой коммуникации в культурной эволюции М. Маклуэн. Методологически значимыми для исследования стали работы П. Лазарсфельда, Р. Мертона, Г. Лассвела, Н. Постмана, которые рассматривали телевидение как средство поддержания функционирования общества, культурных норм и ценностей, образцов и идеалов, социальной общности и социальных связей, обеспечения преемственности культуры, выступавших с критикой массовой культуры, проводником которой является и современное телевидение.
Автор руководствовался также разработками и идеями Ч. Миллса, который рассматривал телевидение как инструмент формирования общественного мнения и средство политического управления и контроля в массовом обществе.
Явление массовой культуры неоднозначно, поэтому нельзя ограничиться только описанием ее функций, нужно понять ее сущность. Для этого, с нашей точки зрения необходимо ориентировать на структурно-функциональный подход.
О правомерности существования самого концепта «массовая культура» и его содержания до сих пор не утихает спор (Е.Н.Карцева, Н. И. Зоркая и др.).
О выделении генезиса этого концепта рассуждают (В.А.Семенов, К.Э. Разлогов, Г.К. Ашин, А.П. Мидлер и др.).
Массовую культуру рассматривают и в плоскости постановки проблемы массового общества, и как проблему массовой коммуникации, и в контексте массового сознания; и как особую константу культуры в целом.
На сегодняшний день можно зафиксировать ряд научных подходов к исследованию реалити-шоу. Так, социологический взгляд на этот концепт обусловлен его функционированием на телевидении и содержится в концепциях
Ю.Левады, С.Кравченко, Я. Морено и др. Культурологический характер реалитишоу можно анализировать при помощи идей, заложенных в работах Т.А.
Апиняна, М.Бахтина, М.Кагана, А.Кармина, В.Суртаева, Э. Соколова, Н.Хренова б
И др.
Объект исследования - массовая культура современной России как концепт духовной жизни современного общества
Предмет исследования - реалити-шоу в социокультурном пространстве массовой культуры.
Цель данного исследования - осуществить культурологический анализ реалити-шоу, определив основные методологические аспекты ее изучения, раскрыть механизмы распространения и социальные функции в современном обществе.
Реализация цели обусловила решение следующих задач:
1. Обосновать теоретические основы исследования реалити-шоу в системе массовой культуры.
2. Осуществить сущностную характеристику реалити-шоу на российском телевидении.
3. Изучить историю создания и формирования реалити-шоу.
4. Определить социальные функции реалити-шоу.
5. Исследовать реалити-шоу шоу на ТВ как художественный текст, определив их предметное поле информационной среды.
6. Осуществить культурологический анализ реалити-шоу на российском телевидении в контексте позитивных и негативных тенденции в рамках функционирования массовой культуры.
Методология исследования основана на фундаментальных методологических идеях современных наук о культуре вообще и массовой культуре, в частности. Исследование осуществлялось в основном по следующим направлениям: накапливался и обогащался эмпирический материал; выделялись основные теории массовой культуры; выдвигались различные позиции осмысления этого феномена в контексте развлекательных форм телевидения.
Методологически значимыми для исследования были работы П.
Лазарсфельда, Р. Мертона, Г. Лассвела, которые рассматривали телевидение 7 как средство поддержания функционирования общества, культурных норм и ценностей, образцов и идеалов, социальной общности и социальных связей, обеспечения преемственности культуры, и т.п.
Автор руководствовался также разработками и идеями исследователя критического направления Ч.Р. Миллса, который рассматривал телевидение и другие средства массовой коммуникации как инструмент формирования общественного мнения, и средство политического управления и контроля в массовом обществе.
Методологической основой исследования являются также разработки Н. Постмана, выступавшего с критикой массовой культуры, проводником которой является и современное телевидение. Важными для нашего исследования были идеи М. Маклуэна, который одним из первых осознал роль телевидения и других форм массовой коммуникации в культурной эволюции.
Осмыслению теоретико-методологических проблем, связанных со становлением современной массовой культуры и массовым сознанием, посвящены труды Т.Адорно, Д.Белла, М.Вебера, А.Моля, С.Московичи, Э.Шилза, П.Штомпки и др., также представляющиеся автору весьма существенными для данного исследования.
Методологически значимыми стали работы российских культурологов, посвященные фундаментальным проблемам массовой культуры, глобализации и роли массовой коммуникации в современном мире (Г.В. Аванесова, А.И. Арнольдов, Л.Г. Ионин, Б.С. Ерасов, Э.А. Орлова, А.Я.Флиер и др.)
Теоретико-методологической основой исследования стали принципы системного и сравнительного анализа, институциональный подход, основные положения технологической концепции культуры. Использование полипарадигмальности информационно-инструментальной и экзистенционнально-феноменологической парадигмы, положений исторической психологии, современного психоанализа, синтеза структурного и эволюционного подходов, использование метода причинно-следственных связей позволило отметить позитивные аспекты различных подходов для комплексного анализа феномена.
Методологически востребованным оказывается поставленный Г.Е. Зборовским вопрос о трех возможных подходах к исследованию социокультурного пространства - сущностном, структурном и функциональном, где сущностный подход ориентирован на выявление содержания социального пространства и складывающихся здесь общественных отношений. При этом важно замечание, о том, что общественные отношения сами формируют свое социокультурное пространство, определяют его основные свойства.
Это пространство объективно, поскольку обладает протяженностью и включает территорию, на которой осуществляется взаимодействие людей. Социокультурное пространство может оставаться неизменным, но при этом может меняться его восприятие в общественном сознании за счет таких факторов, как плотность населения, воздействие развития путей сообщения, средств связи, массовой информации, сетей учреждений культуры.
Структурный подход к исследованию социокультурного пространства позволяет рассматривать его как систему, состоящую из ряда взаимосвязанных между собой элементов (горизонтальный срез) и структурных подуровней (вертикальный срез), каждому из которых присущи специфические виды общественных отношений. Это положение можно распространить на анализ реалити-шоу в структуре массовой культуры.
Функциональный подход к изучению реалити-шоу направлен на анализ каждого его элемента в общем процессе жизнедеятельности и существования социокультурного пространства как целостности. Для нашего исследования принципиально важна постановка Г.Е. Зборовским вопроса об организационном принципе структурирования этой формы культуры.
Деятельностно-информационный подход рассматривает все грани формирования реалити-шоу, вычленяет и учитывает все создаваемые им и 9 возникающие вокруг него информационные ресурсы. Таким образом, в работе использовались полиметодологический, системный и комплексный анализ.
Научная новизна исследования определяется как совокупностью поставленный задач, так и предлагаемыми способами их решения. В диссертации получены научные результаты, которые выносятся на защиту:
1. Массовая культура - это особое течение в духовной культуре, это современный тип духовного производства, форма культуры, соответствующая потребностям современного общества. Это - способ адаптации личности к современному обществу, система социального регулирования, помогающая людям действовать в соответствии с потребностями этого общества.
Массовая культура - явление сложное внутренне, а ее воздействие на людей неоднозначно. Она амбивалентна по своей сущности и функциями и несет в себе как позитивное, так и негативное начала. С одной стороны, массовая культура, выражающаяся в широком распространении развлекательной литературы, кинофильмов и телепрограмм легкого содержания и усвоения, приводит к разрушению традиционных норм поведения и потребления, устоявшихся представлений и ориентации, заменяя их новыми мифами и фетишами, т.е. в антропологическом аспекте происходит десакрализация ценностей традиционной народной культуры. Массовая культура рассчитывает на гомогенную аудиторию, имеет ярко выраженное оппозиционное, по отношению к традиционной культуре, мировоззренческое начало; в массовой культуре доминирует опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное, космополитичность. С другой стороны, безусловны заслуги массовой культуры в просвещении широких народных масс, приобщении их к общечеловеческим ценностям культуры. Отсюда и амбивалентность точек зрения на массовую культуру. Споры о «пользе» или «вреде» массовой культуры - вечны.
В понимании концепта «массовая культура» выделяются следующие ю опорные моменты. Во-первых, рассмотрение ее как компенсаторной, восполняющей утраченную целостность человеческой природы; во-вторых, утверждение бессознательной основы массовой культуры; и, наконец, в-третьих, постулирование мифотворческого предназначения массовой культуры, стремящейся ввести разбушевавшуюся стихию общественного сознания в контуры некого «жизнелюбивого» мироотношения, которое было характерно для мифических предков во времена «золотого века».
2. Комплексный морфологический, институциональный, содержательный анализ реалити-шоу позволил дополнить понимание этой культурной формы новыми смысловыми оттенками и рассматривать реалити-шоу как особое социокультурное пространство, в котором исследуется смысловое содержание функционирования игрового шоу в культурологическом знании.
3. Изучение выбранного феномена в периодической печати, научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых позволило установить обстоятельства его появления на телевидении, обосновать западные истоки возникновения, выделить основные этапы развития. Методологические принципы, заложенные в исследовании реалити-шоу, а также его цель, задачи, имеющие во многом междисциплинарный характер, результаты позволили обобщить основные тенденции его развития, рассмотреть эту форму как информационно-семантическое средство функционирования современной телевизионной коммуникации, содержание которой во многом влияет на формирование культурных потребностей молодежи. Основное содержание реалити-шоу фиксируется в его функциях, обеспечивающих трансформацию и динамику этой формы массовой культуры, концептуально обуславливающих ее общий характер в социокультурном пространстве массовой культуры.
4. Анализ имеющихся материалов позволяет говорить о том, что вероятно, реалити-шоу является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры, отражающей и социальный опыт жизни уже на индустриальном (национальном) и постиндустриальном (во многом уже транснациональном) этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может вырасти новый социокультурный феномен, параметры которого нам еще не ясны. Хотя реалити-шоу, безусловно, является «эрзац-продуктом» специализированных «высоких» областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия «малокультурного» потребителя, не стоит оценивать это явление однозначно негативно. Оно порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры (сословного типа), аккумулирующей социальный опыт городской жизни в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и практическую актуальность, а массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем изучаются и обобщаются сущностные характеристики социокультурного пространства реалити-шоу на телевидении. В работе анализируется уже сформировавшееся социокультурное пространство игрового шоу-бизнеса на телевидении и осуществляется поиск путей его развития на основе отечественных культурных и духовных традиций. Исследование обращается к весьма актуальной необходимости изучения содержательной наполненности реалити - шоу.
Практическая значимость.
Решение поставленных задач имеют достаточную степень конкретности и практической значимости, что соответствует потребностям поворота современной теории культуры к выявлению и обоснованию путей
12 совершенствования духовной жизни общества. Одним из них является в современных условиях коренной пересмотр идеологических стереотипов, которые препятствуют практическому решению назревших жизненных проблем.
Материалы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучениих этой проблемы в контексте гуманитарного знания, а также в рамках учебного процесса при чтении курсов «Культурология», «Теория и история культуры и других.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств ( Протокол №, от .
Основные положения и выводы исследования обсуждались на научно-практических конференциях, проводимых на кафедре, факультете, между вузами края и России (Южно-Российская научно-практическая конференция «Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования» Краснодар, 2007; Пятая международная научно-практическая конференция «Семиотика культуры и искусства». Краснодар, 2-6- ноября 2007 - Краснодар, 2007; региональная научно-практическая конференция Наука, культура, образование глазами молодых ученых. Краснодар, 2008 и др.), а также опубликованы в статьях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК МО РФ.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из Введения, четырех разделов, Заключения и Списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Телевидение как парадигма аудиовизуальной культуры современного российского общества2006 год, кандидат философских наук Азарян, Самир Генрихович
Досугово-развлекательные телевизионные программы для молодежи как явление молодежной субкультуры2010 год, кандидат культурологии Касаткин, Олег Викторович
Экранная интерпретация реальности средствами телевидения2011 год, доктор культурологии Новикова, Анна Алексеевна
Телевидение и молодежная аудитория: Социально-философские аспекты взаимодействия2001 год, кандидат философских наук Тальжи Кусай Мустафа
Телевидение: конструирование культуры повседневности2006 год, кандидат философских наук Луков, Михаил Владимирович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Жуков, Сергей Геннадиевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительное развитие постиндустриального общества внесло принципиально новые изменения в формировании духовного облика человечества XXI века. Неизмеримо возрос объем информации, которую нужно усвоить, чтобы вписаться в общественные структуры.
Художественная панорама культуры этого столетия столь впечатляюща, что с трудом поддается даже простому описанию. Можно говорить о взрыве творческой энергии, расколовшем привычные представления о красоте природы и самого человека, о причудливом сплетении авангардистских, постмодернистских, религиозных, реалистических, романтических, сентименталистских, символических моделей мира.
И, наконец, возрастает роль массовой культуры в современном обществе.
Интерес к феномену массовой культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую сферу, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи массовая культура оценивается как фактор жизнеустроения, источник общественных нововведений. Вот почему в современной науке выявился обостренный интерес к массовой культуры как важному фактору социального развития. Вместе с тем, явление массовой культуры достаточно многообразно, имеет множество ракурсов и аспектов для изучения, охватить которые в пределах данного дипломного исследования практически невозможно.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
1) Массовая культура - это особое явление в духовной культуре, связанное с ослаблением нравственного статуса современной цивилизации.
2) Являясь относительно автономным культурным образованием, она обладает рядом специфических характеристик. Сущностные черты и функции массовой культуры формируются на основании:
- унифицированности ее социального носителя — «человека массы»;
- стереотипизации массового сознания;
- ориентации на малообразованные слои населения и прежде всего на молодежь;
- приоритета эмоционального начала над рациональным;
- потребительства и коммерциализации;
- космополитизма;
- ориентации на коллективное бессознательное.
3) По своим существенным чертам, функциям и ценностным характеристикам современная российская массовая культура приобрела новые жанры в т.ч. реалити-шоу, который предполагает широкое применение методов артизации художественного превращения реалий жизни в яркие театральные шоу.
Обобщая вышеизложенное мы определяем, что массовая культура - это основа, на которой появилось реалити-шоу, отвечающая потребностям массовой аудитории современного общества. На примере программ
Реалити» видно, сколь интенсивный поиск ведет современное телевидение в надежде определить ту модель, содержательную и экономическую, в русле которой оно будет развиваться в дальнейшем. Острая нужда в контенте, усилившаяся с приходом новых технологий в сферу вещания (особенно это заметно за рубежом), предопределила эволюционную направленность
135 телевизионного программирования с учетом тенденций развития информационного общества. Ставка на познавательные и образовательные программы очевидна. Вступая в XXI столетие, современный мир проходит через глобальные преобразования. Этот наметившийся процесс динамичен по своей природе и обещает фундаментальные перемены во всех сферах жизни человека, включая способы передачи знаний, методы социального взаимодействия, принципы развития экономики и бизнеса, политическую жизнь, средства массовой информации, образование, здравоохранение, досуг и развлечения. И теперь важно понять, как направить поистине глобальные процессы в нужное русло.
Одновременно электронные СМИ являются и самым эффективным ресурсом, который содействует развитию масс. Поэтому на них возлагается особая ответственность за те ценности, которые должны стать приоритетными в глобальном информационном обществе. Его необходимо строить на основе терпимости, диалога, уважения к разнообразию и способствовать примирению культур, не подстрекая мир к новым разногласиям, а таюке поощрять развитие глобальных взаимоотношений разных культур, народов и стран.
Аналитики считают, что реалити-шоу--это еще один вид рекламы, которая пропагандирует потребительский образ жизни, где герои не заняты ничем, кроме бестолковых выяснений отношений («Дом-2»).
Реалити-шоу— это не инструмент изменения общества, а наоборот, отражение определенных изменений в обществе. Отношения между людьми все более упрощаются. Условностей, табу все меньше. То, что еще десятилетие назад выглядело бы эпатажем, сегодня кажется нормой. Одна из главных причин популярности реалити-шоу— исчерпанность старых героев, старых сюжетов, старых форматов. Реалити-шоу разрушает мифы. Человек через два-три дня перестает замечать, что за ним следит камера. Он подставляется, он оказывается не всегда умен, не всегда красив, не всегда
136 опрятен. Из него подчас неожиданно прет негатив. Но при этом реалити-шоу дает шанс ему - человеку из глубинки стать знаменитым.
Некоторые аналитики считают, что реалити-шоу— это всего лишь инструмент, который глупо критиковать или защищать.
В умелых и талантливых руках этот инструмент может помочь глубже постигнуть человеческую природу, проявить зловещие или, напротив, привлекательные ее черты. Правда, зачастую реалити-шоу способствуют утверждению той модели общества, которую принято называть «обществом потребления». Но ведь сегодняшнее телевидение и есть неотъемлемая часть общества потребления.
Итак, массовая культура по сути своей тоталитарна. Она создает идолов и подчиняет себе аудиторию. Реалити-шоу— всего лишь один' из ее сегментов.
Популярность реалити-шоу у российских телезрителей объясняется тем, что это, пожалуй, единственная возможность увидеть на экране себе подобных: ничем не примечательных людей, которые интересны лишь желанием любой ценой «раскрасить» свою тусклую, лишенную событий жизнь. Сами они это сделать не в состоянии. Им кажется, что за них это сделает всесильное ТВ. И ради этого они готовы поступиться и собственной свободой, и чувством собственного достоинства, не говоря уже о достоинстве других.
Как известно, реалити-шоу популярны во всем мире. Россия— не исключение. Возможно, в других странах, где свобода и личное достоинство возведены в культ и буквально впитаны с молоком матери, реалити-шоу типа «Большого брата»— экзотическая штучка, страшилка, позволяющая и участникам, и зрителям ощутить весь ужас несвободы и тотального контроля за мыслями и поведением человека, обреченного на поднадзорную и застекольную» жизнь. Возвращаясь в реальность, западный зритель может с облегчением выдохнуть: слава тебе, Господи, что это всего лишь шоу! Но в России ценность свободы как таковой по-прежнему вопрос в высшей степени дискуссионный. «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»,— писал Бердяев. Реалити-шоу именно это доказывает, но нужны ли нам доказательства такого рода?
Изучение феномена «реального телевидения» пока не вызывает пристального интереса у исследователей, в то время как более авторитетные средства массовой информации поторопились его осудить.
Некоторые обозреватели связывают популярность телевидения, основанного на реальных событиях, с растущим ощущением бессилия у широкой публики, Какими бы ни были предполагаемые причины увлечения реалити-шоу, критики говорят о его пагубном воздействии на зрителей, поскольку оно стирает привычные границы между действительностью и иллюзией, сбивая, таким образом, аудиторию с толку и манипулируя ее чувством реальности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Жуков, Сергей Геннадиевич, 2009 год
1. Антюхина A.B. Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1984.
2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др. С.-Пб., 2003
3. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры. Типология и историко-культурологический анализ Автореф. дис. . д-ра филос. наук. С.Пб., 1994.
4. Аронсон О. Случайное непристойное: Теле-шоу "За стеклом". // Искусство кино.-2002.-№2 .-С.117-120.
5. Ашин Г.К. Буржуазная массовая культура. -М., 1988.
6. Багиров Э.Г. Телевидение как процесс. Телевизионный коммуникатор.1. М.,
7. Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М., 1996.
8. Бессмертный Ю.Л. Частная жизнь: стереотипное и индивидуальное // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. М.: РГГУ, 1996.-С. 11-19.
9. Бирюков Н.С. Буржуазное ТВ и его доктрины. М., 1977.
10. Ю.Бондаренко М.А. Концепт «игра» в культурологическом дискурсе XXвека: проблемы изучения и актуальные тенденции: Автореф. дис. . канд. культурологии. М., 2002
11. П.Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
12. Брайант, Д. Воздействие развлекательных медиапроизведений //
13. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант,С. Томпсон.-М.-СПб.-Киев, 2004.-С.377-395.
14. Буданцев Ю.П, Парадигма массовой коммуникации. М., 2001.
15. Варгафтик А. Диалог глухих: интеллектуальные ток-шоу на телевидении. //Искуство кино.-2005.-№ 10.-С.63-67.
16. Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности: Автореф. дис. канд. культурологи., СПб., 2000
17. Гладько, A.M. Кто в России заинтересован в общественном телевидении? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология.-2007.-№ 3.-С.43-56.
18. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт., т. 1, М., 1964.
19. Голынко-Вольфсон Д. Окна во двор коммунального подсознания: Телешоу "Окна" с Д.Нагиевым. // Искусство кино.-2002.-№11.-С.109-114.
20. Горелова Е.В Информационное общество: концепции и историческаяiпрактика // Вопросы культурологии 2007, №4, с. 70-71.
21. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
22. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.
23. Дайзард У. Наступление информационного века, новая технократическая волна на Западе. М.: Наука, 1986. С. 343.
24. Деникин A.A. Телевидение: новые реалии // Обсерватория культуры.-2006. -№ 4.-С. 18-26.
25. Дибров Д. Наша публика не дура: Интервьюс телеведущим. // Молодежная эстрада.-2003.-№6.-С.21-30.
26. Добринская Е.И Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема: Автореф. дис. . канд филос. наук. Л., 1975.
27. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л, 1983
28. Добрынин С. Анализ проекта ТВ-6 «За стеклом»: Курсовая работа. Ф-т журналистики, МГУ.
29. Дондурей Д. Развлекательное ТВ: шутки в сторону // Искусство кино.-2006.-№ 4.-С.5-17.
30. Дриккер А. С. Информационный отбор и социальная эволюция. Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход. Таганрог: Изд. ГРТУ, 1998. С. 81-82.
31. Дуков Е.В. Заказчики развлечений Текст.:[рынок развлекательных услуг (Москва, Санкт-Петербург)]/Е.В. Дуков // Культура: упр., экономика, право.-2006.-№ 3.-С.18-21.
32. Жаркова E.H. Стректурно-функциональныи подход к воспитательному воздействию молодежных телевизионныъх культурно-развлекательных программ // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств.-2006.-№ 4.-С.121-123.
33. Зб.Зиятдинова Ю.Е. Роль бренда в развитии культуры Вопросы культурологии 2007. №1. - С. 21-24
34. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: у истоков массового искусства в России 1900-1910 гг. / Ред. А.С.Вартанов. М.: Наука, 1976.
35. Игра // Новая философская энциклопедия: В четырех томах. М., 2001
36. Игра // Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996
37. Игровое пространство культуры: Материалы научного форума 16 апреля 2002. СПб., 2002.
38. Информация к развлечению: СМИ. Телевидение. // Искусство кино.-2003.-№ 11.-С.5-17.
39. Каган М.С. Философия культуры. Спб., 1996.
40. Казакова Н. Т. Феномен игры в философии: методологический анализ: Автореф. д-ра филос. наук. Иркутск, 1999.
41. Казанова Н.В. Социальный феномен игры в контексте деятельностного подхода: Автореф. дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2002
42. Карапетян М. "Слабое звено", или амплуа этодиагноз: телевизионные ток-шоу. // Театральная жизнь.-2002.-№8.-С.34-37.
43. Кармин А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 2.
44. Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000. - С.63.
45. Кессиди Ф.К. «Теория» и «созерцательная жизнь» в древнегреческой философии. // Вопросы философии 1982 - №6.
46. Кириллова, Н. Телекратия и клип-культура: влияние аудиовизуальной культуры на подрастающее поколение. // Кириллова, Н.
47. Медиакультура: от модерна к постмодерну/Н. Кириллова.-М., 2005.-С.306-320.
48. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. — 1989. -№>5.-С. 26-46.
49. Козлов В.О. Информационная революция и становление информационного общества. Набережные челны, 2000. С. 9.
50. Козырьков В.П. Освоение обыденного мира. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1999.
51. Концепция "массовой культуры" Арнольда Хаузера // И.Л.Савранский. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М., 1979.
52. Костина A.B. Диалектика массового и элитарного в современной культуре М., 2001
53. Кулахмедова Е.М. Проблема однозначности художественного образа в массовом искусстве // Вестник московского гос. унив. культуры и искусств 2006, №4
54. Куликова И.В. Игра как способ освоения мира человеком: Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Владивосток, 2002.
55. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
56. Культурология: люди и идеи. -М., 2006.
57. Лазарсфельд П., Мертон. Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. // Макаров M.Mi Массовая коммуникация в современном мире. — М., 2000;
58. Ларин. Е.И. Массовое сознание и массовая культура (на примере российского общества: Автореф: дис. канд. филос. наук Ростов-на-Дону, 2003.
59. Лисичкина, H.A. Российский информационный канал в свете изменения привычек российского медиапотребления // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10;Журналистика.-2007.-№ З.-С. 118-122.
60. Лотман-Ю. Семиотика культуры и понятие текста.// Русская словесность. Антология. М., 1998.
61. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга -М. 1992.
62. Найдорф Толпа, масса и массовая культура // ВК, 2007. №3: — С. 2732.
63. Манусова Я.Ю. Игровая культура в системе современных средств массовой информации: Автореф. дисс.канд. культурологии. С.Пб., 1999.
64. Маркузе Г. Человек в индустриальном мире. М., 1993.
65. Мартинес Э.Л. Внесловесный язык // Культуры. Диалог народов мира. 1986, №2.
66. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
67. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против» М., 2003.
68. Массовая культура России конца XX века ( фрагменты к.). Часть 1./ Под ред. В.Васильевой и др. СПб., 2001.
69. Массовая культура России конца XX века ( фрагменты к.). Часть 2./ Под ред Б.Г.Соколова и Е.Г.Соколова. СПб., 2001.
70. Матизен В. Россия в играх: О телевизионных играх "Что?Где?Когда?", "Поле чудес", "Колесо истории", "Угадай мелодию". // Искусство кино.-l 997.-N4.-C.39-43.
71. Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.
72. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. Московичи С. Век толп. М., 1998.
73. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
74. Музы XX века: художественные проблемы средств массовой коммуникации. М., 1978.
75. Налимов В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. (Философское эссе). М. 1994.
76. Нижников С. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М., 1995.
77. Никитин А. Феномен телевизионных «реалити-шоу» в России и их влияние на общественное сознание А.Новиков // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире. Вып. 2.: сб. материалов конф. -Краснодар, 2005. С. 108-112.
78. Никитин А. Феномен телевизионных «реалити-шоу» в России и их влияние на общественное сознание // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире.Вып.2.:сб.материалов конф.-Краснодар, 2005.-С. 108-112.
79. Новикова А. Аттракционы на телеэкране: телевизионное зрелище. // Обсерватория культуры.-2007.-№ 5.-С.31-37.
80. Падейский В.В. Механизмы современных телеигр: Телевидение. // Техника кино и ТВ.-2001.-№6.-С.44-46.
81. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление // Отечеств, записки.-2003.-№4.-С. 371-383.
82. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.
83. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000.
84. Прохоров А. Третья реальность: телевидение. // Отечеств. записки.-2005.- № 4.-С.52-59.
85. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. -М., 1990. Вып. 1.
86. Ракитов А. Философия компьютерной революции. М., 1991.
87. Реалити- шоу: развитие жанра Текст: Кандидат на канале ТНТ // Искусство кино. -2005. №11. - С. 111-125.
88. Релити-шоу: развитие жанра: "Кандидат"на канале ТНТ // Искусство кино.-2005.-№ 11.-С. 111-125.
89. Ретюнских Л. Игра как она есть или онтология игры. — М., 1997.
90. Ретюнских Л. Онтология игры: Автореф. дис. д-ра филос. наук. — М., 1998.
91. Роднянский А. Первый развлекательный:Телеканал СТС. /Интервью ведет Лев Карахан // Искусство кино.-2002.-№12.-С.6-12.
92. Розин В. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. 1999. - №6. - С. 26-36.
93. Розин В. Российский маргинал как точка бифуркации:(он же потенциальный эзотерик, шизофреник, манипулятор, социальный нигилист) // Филос.науки.-2003.-№8.-С.71-86.
94. Сарычев О. Философия игры в европейской мысли: историко-проблемное рассмотрение: Автореф. дис. канд. филос. наук, Тула, 2002.145
95. Семенов В. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.
96. Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры: Автореф. дис.д-ра филос. наук. С.Пб. 2002
97. Суртаев В. Игра как социокультурный феномен. СПб., 2003.
98. Суртаев В. Миры культуры глазами молодых СПб., 2004.
99. Суртаев В. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб., 2000.
100. Тард Г. Психология толпы. М., 1998.
101. Тард Г. Социальные законы. СПб, 1901.
102. Г. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
103. Тимофеева JI. «Возмущения» в системе политических коммуникаций: кому это выгодно?// Анализ систем на рубежетысячелетий: теория и практика. М., 1997.
104. Тихомович А. Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003.
105. Турок К. Ток-шоу и современные подростки // Наука и жизнь.-2004.-№ 5.-С.64-66.
106. Фалько В. И. Контуры информационного общества и глобальной цивилизации. М., 1999. С. 54.
107. Федотова JI.H. Социология массовой коммуникации. М., Спб., 2003.
108. Фирсов Б.М. телевидение глазами социолога. М., 1990.
109. Флиер А .Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. - № 3.
110. Фомин С. Любимая песня нашего ТВ, или Стриптиз на морозе:О146телевизионных программах. //Искусство кино.-1999.->11.-С.86-91.
111. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. М., 1925.
112. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
113. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Наука, 1990.
114. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб., 1994.
115. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 2000.
116. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. // Вопросы философии. 1989, №2.-С. 35-40.
117. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления. -М.: Республика, 1993.
118. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.
119. Целидзе Е.И. Социодинамика массовой культуры: ценностный аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002.
120. Цонис А., Лефевр Л. Возникновение зон общения в современном обществе.//Культуры. 1983.
121. Цуладзе А. Политические манипуляции и покорение толпы. М., 1999.
122. Чегодаева М. «Шоу-арт» феномен массовой культуры // Декорат. искусство.-2006.-№ 2.-С.75-78.
123. Чистов К. Специфика фольклора в свете теории информации.// Вопросы философии. М., 1972.
124. Шапинская Е. Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории // Филос. науки.-2000.-№3.-С.55-82.
125. Шерковин Ю. Природа и функции массовой коммуникации.// Вестник Московского Университета. Серия «Журналистика». 1967 г.
126. Щербатых Ю. Искусство обмана. Спб, 1997.
127. Энциклопедия частной жизни телевизионный жанр // Искусство147кино .-2005.-№4.-С.81-92.
128. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
129. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. //Структурализм: «за» «против». — М., 1975.
130. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.
131. SHOW-CLON телевизионной реальности // Телерадиоэфир: история и овременность/под ред. Я.Н. Засурского.-М., 2005.-С.99-121.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.