Реалити-шоу на современном российском телевидении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Гуцал, Евгений Александрович

  • Гуцал, Евгений Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 124
Гуцал, Евгений Александрович. Реалити-шоу на современном российском телевидении: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Екатеринбург. 2008. 124 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гуцал, Евгений Александрович

Введение

Глава I. Реалити-шоу как социокультурный феномен.

1.1. Феноменологический подход в изучении реалити-шоу.

1.2. Реалити-шоу как социальный феномен.

1.3. Реалити-шоу как феномен культуры.

Глава II. Типология реалити.

2.1. Методологические проблемы изучения телевизионного пространства.

2.2. Типология реалити в работах зарубежных и российских исследователей.

2.3. Типология программ в жанре реалити.

2.3.1. Программы с использованием скрытой камеры.

2.3.2. Документальное наблюдение.

2.3.3. Шоу с фрагментами реалити.

2.3.4. Игровые реалити-шоу.

Глава III. Контент-анализ телевизионного пространства в контексте разработанной типологии реалити.

3.1. Анализ работы телеканалов в рамках разработанной типологии реалити.

3.2. Типологический анализ современного реалити-контента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реалити-шоу на современном российском телевидении»

Глобализация информационных процессов на основе новейших технологий изменила многие формы человеческого бытия, но самая большая трансформация произошла в структуре и системе СМИ. Основным источником информации для большинства россиян стали электронные СМИ и главным образом - телевидение. Последнее исследование, проведённое компанией ROMIR Monitoring, показывает, что почти 80% граждан России получают новости из телевизора. Кроме того, из всех СМИ россияне по-прежнему больше всего доверяют именно телевидению. По степени доверия оно в пять раз превышает показатели радио, и в девять раз - Интернет. Более того, динамика год от года только растёт. И если взять исследование ROMIR Monitoring за 2006 год, то мы увидим, что за два неполных года — с 2004 по 2006 - уровень доверия центральному телевидению вырос на пять процентных пунктов и ровно на столько же понизился уровень доверия населения к центральной прессе1.

Телеаналитики считают, что результаты такового исследования (ослабление позиций печатных изданий) - это банальный отказ от чтения, нежелание напрягать мозг. И в итоге — резкое сокращение тиражей всех изданий, в том числе и периодики федерального уровня. Если в 1970-м году суммарный тираж всех газет составлял 78,3 млн. экз. (одна треть разового тиража газет всего мира)", а в 1990-м году ежедневно продавалось 120 млн. экз. газет, то в 2006 году стало продаваться только 20 млн3. В 1990 г. на тысячу населения подписка составляла почти 1900 экземпляров (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), а в 2005-м составила всего около 2004.

1 Прим. авт.: Данные Всероссийского опроса населения. Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring. Август, 2006. В опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Выборка репрезентирует взрослое население страны. Статистическая погрешность не превышает +3%.

2 БСЭ, 1-30 . Большая советская энциклопедия в 30 т. - 3-е изд. - М., 1969-1978.

3 Колесниченко А. Рискованный газетный номер // Русский курьер. - 2006. - №24 (556).

4 Ненашев М. Нечитающая Россия / М. Ненашев // Российская газета. — 2005. - №3935. - 25 ноября.

Если в 1990 г. в РСФСР журналы издавались общим тиражом 5010 млн. экз., то в 1992 г. уже 925 млн. экз., а в 1995 г. вообще - 229 млн. экз. Падение в пять с лишним раз за 2 года и в 25 раз за 5 лет. Впрочем, исчезла и основная аудитория периодики - интеллигенция обеднела, и не может позволить себе выписать, скажем, "Новый мир". Массовую аудиторию получило ТВ - оно и стало главным каналом для распространения информации5.

Однако и в самом телевидении проходит целая череда изменений I изменений в структуре и содержании телевизионного процесса. Налицо ассимиляция старых, известных и активно используемых телевизионных жанров, а также появление новых, ранее неизвестных. В первую очередь это касается таких явлений как трансформация новостных программ (появление парановостных и квазиинформационных передач, массовое следование инфотейменту и шоктейменту), а также активное развитие такого новейшего феномена телевизионной практики как реалити-шоу.

Будучи довольно революционным жанром, реалити-шоу завоёвывает экран. Среднемировой рейтинг реалити-шоу с 1999 года вырос до 20%, то есть почти 1,3 млрд человек от всего населения Земли предпочитают эти программы всем другим6. В Европе в настоящее время выпуск реалити-шоу п составляет 39% всех новых телевизионных проектов . В Америке создаются отдельные нишевые каналы, которые транслируют исключительно передачи такого рода. Россия пока не может похвастаться подобными явлениями, но и они не исключены с приходом в нашу страну цифрового телевидения. Однако даже сегодня можно отметить некоторые тенденции, связанные с реалити-шоу, так или иначе влияющие на российский медиа-рынок. Объём программ, созданных в жанре или с элементами реалити-шоу, растёт год от года. Жанр реального шоу стал фаворитом в России в 2002 году, когда проекты такого рода собрали верхушки всех телевизионных рейтингов. Программа

5 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2004.

6 Шпак А. Фастфуд-TV/ А. Шпак // Время новостей.- 2005. - №135. - 28 июля.

7 Дешево и популярно // Коммерсантъ. - 2005. - № 104(3188). - 9 июля.

Последний герой» — на втором месте в списке самых популярных телепередач Q года. Её обогнало только новогоднее обращение президента России .

Исследования, проведённые группой компаний monitoring.ru подтверждают, что среди телевизионных предпочтений россиян реальные шоу лидируют и сегодня. Данные опроса об отношении к жанру реалити тоже достаточно интересны. Положительно относятся к нему — 33% опрошенных, причем еще больше, до 40% респондентов, согласились бы принять участие лично. Скорее положительное, чем отрицательное, отношение к реальному шоу ещё у 20% респондентов9. Профессионалы, специализирующиеся на серьезном изучении СМИ, уверены: с наступлением XXI века началась новая эра - эра «реального телевидения». Налицо интерес телезрителей к реалити-шоу, и этот интерес стабильный.

Изменения в обществе, происходившие со второй половине XX века, существенно преобразовали и аудиторию СМИ. По существу, речь идет о возникновении у последней качественно новых характеристик, обусловленных развитием экономики, культурной и образовательной систем, процессов внутриполитического и глобального характеров. Сегодня аудитория — это ещё и товар в рамках рыночных отношений: СМИ - рекламодатель. Телевидение в буквальном смысле продаёт свою аудиторию, в том числе и аудиторию реалити-шоу. Как показали итоги последних двух лет, на сегодняшний день одним из наиболее перспективных направлений на российском телерынке как раз и являются шоу, снятые в жанре реалити. Телепроект «Дом-2» на телеканале ТНТ стал лидером по продажам Product placement10 на российском о

Коммерсант рейтинг» // Коммерсантъ. - 2003. Прим. авт.: Рейтинг составлен на основе данных TNS Gallup Media, исследуемая аудитория — жители России старше четырёх лет, программы ранжированы по телевизионному рейтингу.

9 Прим. авт.: Данные Исследования Группы компаний monitorinr.ru (Национальный институт социально-психологических исследований, Агентство исследований социума и телерадиовещания Автономная некоммерческая организация «Общественный мониторинг»). Март, 2002.

10 Прим. авт.: Product Placement — это размещение определённой торговой марки или самого товара/ услуги в кинофильме, телевизионном фильме или телевизионной программе. Наиболее успешные (с коммерческой точки зрения) реалити-шоу живут уже не столько за рынке СМИ по итогам 2005 года11. За счет непрямой рекламы и спонсорства шоу канал заработал 7 миллионов долларов. Второе и третье места в рейтинге использования скрытой рекламы делят проекты «Первого канала» «Последний герой» и «Фабрика звезд», заработавшие по 3 млн. дол. каждый. Все эти суммы превосходят объемы рекламных поступлений, заработанных популярными программами на обычной рекламе. Стоит отметить, что вышеупомянутый проект «Дом-2» стал самым длинным за всю историю реалити-шоу, благодаря чему попал в Книгу рекордов Гиннеса. Финал «Дома» был запланирован на ноябрь 2004 года, однако проект продолжает свое существование по сей день.

Изучение нового явления на телевидении — реалити-шоу — актуально как в целом для научного осмысления современных реалий журналистского процесса, так и для анализа содержательных установок и моделей телевидения. При изучении данного феномена оказались ценными частные методики таких наук, как психология, культурология, этика, эстетика, обусловленных природой самого телевидения. Автор диссертации исходит из того, что реалити-шоу представляет собой продукт синергетического восприятия мира, но в основе своей является частью журналистского процесса.

Феномен реального телевидения, телевидения в жанре реалити-шоу

1 О 1 привлекает внимание многих исследователей — Murdock G. Glynn К. , В. Зверева14, Д. Вишняков15, Г. Овчаренко16, С. Фомин17, А. Нелюбина18, Е. счет рекламы внутри и вокруг программы, как все остальные сегменты эфира, сколько за счет так называемой «скрытой рекламы».

11 Прим. авт.: Исследование компании Gallup Media Russia, основанные на данных компаний «Video International» и «НТВ-медиа» (продающей рекламу на ТНТ). 2006.

12 Murdock G. The Battle for Television (Crisis Point). 1994.

I о

Glynn K. Tabloid Culture: Trash Taste, popular power and the transformation of American TV. Duke Univ.Press, 2000.

14 Зверева В. «Всё как в жизни»: Реальные шоу на российском экране. // Объять обыкновенное. Повседневность как текст по-американски и по-русски / Под ред. Т. Д. Бенедиктовой. М., 2004.

15 Вишняков Д. В гостях у Большого Брата. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mauzer82.nm.ru/articles/reality.htm

16 Овчаренко Г. История развития реалити-шоу. / Г. Овчаренко //Шанс. - 2005. - №16(725)

17 Фомин С. В погоне за реальностью / С. Фомин //Техника кино и телевидения. - 2003. -№10.

Иванова19 и др. О том, как отражается реальность в СМИ, написан ряд книг

ОП 01 медиааналитиками, в числе наиболее известных - Ж. Бодрийяр" , Д. Рашкофф" и пр. Однако состояние научной разработанности проблемы развития жанра реалити оставляет желать лучшего. Реалити-шоу как новый, и, очевидно, перспективный жанр телевидения, как новое явление требует особого социально-культурологического и журналистского анализа.

Исходной для диссертационного исследования явилась необходимость рассматривать реалити с точки зрения общенаучной методологии познания и типологии как профессионального метода исследования сложных социально-коммуникативных явлений.

Определенную теоретическую основу данной диссертации составили труды исследователей современного журналистского процесса, в частности В. Олешко22, Б. Лозовского23, Е. Прохорова24 и др. Работы В. Цвика25, С. Муратова" , М. Мясниковой" позволили автору рассмотреть реалити-шоу в

18

Нелюбина А. С. Реалити-шоу: медиапродукт индивидуализированного общества // Известия Уральского государственного университета. — 2006. — № 45.

19 Иванова Е. «Реальное шоу» как новый жанр на российском экране. // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В. И. Конькова. — СПб.: Роза мира, 2004. 2 Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

21 Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. Изд-во «Ультра-культура», М., 2003.

22 Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2003; Олешко В.Ф. Психология журналистики: Учебное пособие для вузов. - СПб. : Издательство В.А. Михайлова, 2006.

Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004; Лозовский Б.Н. Аудитория и СМИ: взаимодействие и манипулирование / Б. Н. Лозовский // Известия Уральского государственного университета. — 2008. - № 56; Лозовский Б.Н. Журналистика как специфическая репрезентация действительности / Б. Н. Лозовский // Известия Уральского государственного университета. — 2006. - № 40.

24 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 2000.

25 Цвик В. Телевизионная журналистика. М., 2004; Цвик В. Введение в журналистику. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

26 Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001; Муратов С. Человек в кадре. М., 1990; Муратов С. А. Кино как разновидность телевидения // Проблемы телевидения и радио. Вып.2., - М.: Искусство, 1971.

27 Мясникова М.А. Что мы знаем о жанрах телевидения? // XXI век начинается: Актуальные проблемы журналистики. Екатеринбург, 2002; Мясникова М.А. Художественные программы на телевидении. Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2005. Мясникова М.А. контексте процессов эволюции современного телевидения. Труды Д. Маквейла28, М. Маюпоэна29, Р. Дарендорфа30 дали теоретическую основу для анализа эффекта воздействия реалити-шоу на социум.

Типология программ в системе электронных СМИ активно и достаточно плодотворно исследуется в современной журналистиковедческой литературе. О типологическом способе познания медиа говорят такие авторы как JI. Вакурова и JI. Москвитин31, Я. Засурский32, Т. Проскурина33, М. Шкондин и JT. Реснянская34. Типологией реалити занимаются А. Абраменко35, С. Ильиченко36, 7

А. Цитовский .

Но также большое значение для исследования коммуникативных лп лл процессов имеет культурологическии аспект (М. Каган , В. Конев , Л. Уайт40), в том числе т.н. «деятельностная концепция человека» (JT. Коган41).

Функционирование телевидения в контексте культуры повседневности / М. А. Мясникова // Известия Уральского государственного университета. — 2008. — № 56.

28 Маквейл Д. Журналистское произведение как творческий феномен. / Д. Маквейл // «Медиа-дискурс». - 2006. - №2. - 30 ноября.

29 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - Москва - Жуковский: "Канон-Пресс-Ц", Кучково Поле, 2003; Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки. — 2003. - №4.

0 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. // Социс (Социологические исследования). - 1994. - № 5.

31

Вакурова JI.B., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М.: Ин-т современного искусства, 1997.

Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, JI. Д. Болотова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003.

Проскурина Т.Д. Основы журналистики. Белгород: Изд-во БГИК, 2004.

34 Шкондин М.В., Реснянская JI.JI. Типология периодической печати // Учебник для вузов. Изд-во «Аспект-пресс», М., 2007.

35 Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении // Acta Diurna. Вестник Пермского государственного университета. -2005. - №1.

36 Ильиченко С. Что открыло нам «русское чудо»? / С. Ильиченко // Massmedia XXI век. -2006. - №03-04.

Ч V

Цитовский А. Реальное телевидение: плюсы и минусы нового формата. / А. Цитовский // Среда, №5(60), - май. - 2004.

38 Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

39 Конев В.А. Человек в мире культуры (Человек, культура, образование). — Самара, Изд-во СГУ, 1999.

40 Уайт JI.A. Энергия и эволюция культуры. В кн.: Работы JI.A. Уайта по культурологии (Сборник переводов). М.: РАН. Институт научной информации по общественным наукам. 1996.

41 Коган Л. Теория культуры. Екатеринбург, Издательство УрГУ, 1998

Среди работ исследователей реалити-шоу можно выделить несколько типов исследований, опирающихся на различные позиции. Одни авторы характеризуют □ 0□ □ □□□□□□□ □□□□□ □□□□□□□□□□□□ ODD □□□□ □ □ □ □□□□□□□□□□ о42, □□□□□□□□□□ □□ □□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□ о «□□□□□□□», □ □□□□□□ ПО

-□□□ - □□□□□□□□ □□ П□□□□□□□□□□□□□ 000000000, 00000 0000000000 0 000 000000 00000. 000000 00000 0 00 0 00, 00 000000 00 0. 0000000, о

00 0, 000 0000 00 00П000 0 0 0 0000000000 00 000000000 0 0 0000000 00000000 00000000 00000000, 0000000 000000000000 □□□□□□□□□□□ 00 0000000 0000000 0 43. 00 000000 000000 00000 000000000000, 000 00000 0000000 0 00 00 0000 0000000 0 000000 0000000, 000000 000 000000000 О 0000000000000 0П00000000000. 0 000000000 00000 00000 0 0000000, 000 000 0 0 00000000000 0 0 0000 00000 0DDDD0000 0 00000 00000П 0000 000000000, 000000000000

00 0 0000000000000 0000000, 0000000 0000 0 0 000 00 0000000000000 ооооооо44.

Именно поэтому данное исследование обладает определённой новизной, которая заключается в том, что впервые исследована социокультурная и журналистская природа реалити-шоу., систематизированы типы реалити-шоу, проведен сравнительный анализ российской и западной аудитории; а также сделана попытка теоретического прогноза развития данного типа вещания. В диссертации дана интегральная характеристика реального шоу как сложного социокультурного и журналистского феномена с учетом максимального числа его социально-культурологических и коммуникативных аспектов. Разработана общая типология реалити-шоу с позиции системного подхода, новизна которой по сравнению с существующими типологиями состоит в комплексном рассмотрении феномена реального телевидения по техническим средствам,

42 См. Murdock G. The Battle for Television (Crisis Point). 1994; Гриндстафф JI. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2003. и др.

43 См. Glynn К. Tabloid Culture: Trash Taste, popular power and the transformation of American TV. Duke Univ.Press, 2000; Зверева В. Реальность «Дома-2» /В. Зверева // Искусство кино. -2007. - №2. л л

По мн. авт. — феномен здесь: философское понятие, постигаемое в чувственном опыте (Цит. по БСЭ), предмет феноменологии, направления в философии XX века, определявшего свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. пространственно-временной организации, по качественно-тематическому признаку и с учетом взаимодействия аудитории и СМИ.

00000D0 00DDD □□□□□□ □□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□□□□□ О 000000000-□□□□□□□□□□□□□□□□□□ □□□□□□ □00000000 00000000000 0 000000000 00000000 00000000000 0000000 00000000 0000000000 0 00000 000000 0000000000 0000000000000-000000000000000 0000000 0 0 0000000 00000000000 00 00000000 0000000000 00000 00000000 0 0 0 0 0 0000 0, 0 000 00 0000000000 00000000000000000 0000000 0 00000000 0000000-000 0 00000 000000 □□□□□□□□□□ О □□□□□□□□□□□ 0000000000000.

0000000 00000 00000000 00000000000 оооооооооооо ооопоооооо 00000000 00 0000000000000 0000 0 0 О 00000000 00 00000000 0, 000 000 00000, о 000000 0 00000000 00000000000.

000 0000000000 ОООООООООООО 00000 0000 0000000000 000000 000 000000 000000000000: Оыработка на основе феноменологического метода и системного подхода методологических оснований изучения реалити; определение влияния реалити-шоу на содержание современного ТВ; построение общей типологии реалити с позиций системного подхода и пространственно-временной организации, а также с учётом технических характеристик производства; иООООООООООО 0000000000 0000000000000000 0000000, 0 00000 0000000-000000 00000 0000000 00000000000 00 000000 0000000000000 0000000 000000000 00000000000 0 000000 2007-2008.

0 0 0000000000 0 0 0 0 000 0000000 ОООООООООООО 00000000 0 000 00000000000000 00000, ОООООООООООО 000 00 000000 0 0 0, 000000000000000000000000 00000, 0 00000 0000000 00000000 0000000000000 О 00000000000000. 000 0000000000000 00000 0000000000000 00000000000 00000000000000 00000.

0000000 00000000000 0000000000000000 0000000000 О 000000000 00000000 QQ0Q0 0000000-000 00 00000000000 0000000000 00000000000 00 000000 0 2004 00 2007 00. - 0000 00000000000 0 00000000 00000 (0.0. 00000 00000000000 0000000000000000 000000000 00000000000). 00000000000 63 □□□□□□□ □ □□□□□□□□ □□□□□ □□□□□□□-□ □ 0 00 0000 00 00000000000 0 0 (□□□□□□ □ □□□□, 000000, ООО, DDD, ООО, MTV, 0 00-0 0, 000-0 0) 0 0000пп □□□□□□□□□□ (NBC, Fox TV, Channel 4, MTV, VH1, Animal Planet, CBS, Bravo) ODDDDODOOOO.

В 2004 году был разработан учебно-практический курс «Современные телевизионные практики» для студентов Уральского Государственного университета им. A.M. Горького по кафедре теории телевидения и радиовещания. В 2005-2006 гг. автором исследования проводились лекционные и семинарские занятия в Уральском Государственном университете им. A.M. Горького со студентами факультета журналистики на кафедре теории телевидения и радиовещания по темам «Современный телевизионный контекст», «Типы вещания» и «Реальное шоу на телеэкране» и др.

Основные положения диссертации апробированы в выступлениях автора с научными докладами и сообщениями на симпозиумах и научно-практических конференциях международного, общероссийского и регионального уровней: «Журналистика 2004. СМИ в многополярном мире» (2005г, Москва) Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова; «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» (2005г, Санкт-Петербург) Санкт-Петербургского Государственного университета; «Какой журналистике учим» (2006г, Екатеринбург) Уральского Государственного университета им. A.M. Горького; «Freedom of the Press and Freedom of Information» («Свобода прессы и свобода информации», 2006г, Гуммерсбах, Германия) Академии лидерства при Фонде Ф. Науманна; «Весна науки» (2008г, Казань) Казанского Государственного университета. Тезисы выступлений («Реальность в массовой культуре», «Современные реальные шоу на телеэкране», «Феномен трэш-телевидения» и др.) опубликованы в сборниках статей научно-практических конференций.

Результаты исследования отражены в шести публикациях, в том числе две из которых в рецензируемых изданиях, определенных ВАК - «Проблема культурной самоидентификации участников реалити-шоу и интерпретация их бытования телезрителями», «Телевизионное реалити-шоу: некоторые аспекты типологии».

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Гуцал, Евгений Александрович

Заключение

Реалити как новейший телевизионный жанр требует системного подхода в своём изучении. Не смотря на то, что реалити-шоу не является журналистикой в чистом виде, реальное телевидение в целом, и реалити-шоу в частности, в структуре современного телевидения и системы СМИ необходимо рассматривать в широком социально-культурологическом контексте, в том числе и как определенную тенденцию современного журналистского процесса. Уже сейчас ясно, что от типов реалити в классификационных системах зависит популярность не только жанра, но и отдельных видов программ среди разных видов аудитории. Поэтому исходя из типологических характеристик реалити можно сделать определенные выводы и о стратегии развития современного телевидения в общем.

Ну и конечно, функционирование современного телевидения, а также реалити как его неотъемлемой части тесно связано с проблемами самоидентификации и самореализации как участников, героев программ, так и их зрителей. В работе неоднократно подтверждался тот факт, что системное влияние телеобразов на массовое сознание, а также изменение конструктивных общественных установок, носит в реалити-шоу существенный характер, что нельзя не учитывать при производстве подобных программ.

Полученные в этом исследовании результаты могут стать научной основой для выработки практических шагов по формированию общих подходов к изучению реалити в дальнейшем. Автором разработаны типологические механизмы понимания реального телевидения, даны практические рекомендации как для производителей, так и для исследователей и аналитиков реалити.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гуцал, Евгений Александрович, 2008 год

1. Словари и энциклопедии

2. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 19691979.

3. Большой энциклопедический словарь (БЭС). М.: Изд-во РИПОЛ Классик, 2006.

4. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982.

5. Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Пановой Н.И. М., Изд-во «Эксмо-Пресс», 2005.

6. Философская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.1. Научные статьи и издания

7. Glynn К. Tabloid Culture: Trash Taste, popular power and the transformation of American TV. Duke Univ.Press, 2000.

8. Green M. Surviving Your Media Buys: Executing Marketing Targets in Television. SVP, Advanced Analytics, Spectra. Summer, 2004

9. Luhmann N. Theorie der Gesellschaft. San Foca, 1989.

10. Бауманн 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

11. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

12. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! Научно-публицистические заметки. М.: Икар, 2002.

13. Вакурова JI.B., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М.: Ин-т современного искусства, 1997.

14. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. 2-е изд., доп. 4.1, 2. -М., 2001.

15. Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля / Л. Гриндстафф // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2003

16. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии, 1992-№ 7.

17. Гребенникова О.М. Социокультурная природа маски // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: В 5 т. — М.: Современные тетради, 2005.

18. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. // Социс (Социологические исследования). — 1994. № 5.

19. Зверева В. «Всё как в жизни»: Реальные шоу на российском экране. // Объять обыкновенное. Повседневность как текст по-американски и по-русски / Под ред. Т. Д. Бенедиктовой. М., 2004.

20. Иванова Е. «Реальное шоу» как новый жанр на российском экране. //Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В. И. Конькова. — СПб.: Роза мира, 2004.

21. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

22. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2004.

23. Коган Л. Теория культуры. Екатеринбург: Издательство УрГУ, 1998

24. Конев В.А. Человек в мире культуры (Человек, культура, образование). — Самара: Изд-во СГУ, 1999.

25. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Учебное пособие. 2004.

26. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург: ИзД-ВО УрГУ, 2004.

27. Лозовский Б.Н. Аудитория и СМИ: взаимодействие и манипулирование / Б. Н. Лозовский // Известия Уральского государственного университета. -2008.-№56.

28. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Канон-Пресс/Кучково поле, 2003.

29. Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки. 2003. - №4.

30. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994.

31. Михалкович В.И. О сущности телевидения, М.: ВИПК, 1998.

32. Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.

33. Муратов С. Человек в кадре. М., 1990.

34. Муратов С. А. Кино как разновидность телевидения // Проблемы телевидения и радио. Вып.2., М.: Искусство, 1971.

35. Мясникова М.А. Что мы знаем о жанрах телевидения? // XXI век начинается: Актуальные проблемы журналистики. Екатеринбург, 2002.

36. Мясникова М.А. Художественные программы на телевидении. Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2005.

37. МясниковаМ.А. Функционирование телевидения в контексте культуры повседневности / М. А. Мясникова // Известия Уральского государственного университета. 2008. - № 56.

38. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994.

39. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ, 2000.

40. Пронин Е.И. Психологические проблемы современной журналистики. // Проблемы медиапсихологии. М., 2002. С.5-18.

41. Проскурина Т.Д. Основы журналистики. Белгород: Изд-во БГИК, 2004.

42. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2000.

43. Процесс возникновения социальных норм. Основы государства и права / под ред. Кутафина О.Е М., БЕК, 1993.- С. 50.

44. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра-культура, 2003.

45. Саппак В. Телевидение и мы: Четыре беседы / подготовлено к печати В. Шитовой. М.: Искусство, 1963

46. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, JI. Д. Болотова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003.

47. Уайт JI.A. Энергия и эволюция культуры. В кн.: Работы JI.A. Уайта по культурологии (Сборник переводов). М.: РАН. Институт научной информации по общественным наукам. 1996.

48. Цвик В. Телевизионная журналистика. М., 2004.

49. Цвик В. Введение в журналистику. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

50. Шкондин М.В., Реснянский JI.JI. Типология периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 2007.

51. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.

52. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.: Олма-Пресс, 2003.

53. Юровский А. Телевидение поиски и решения. Очерки истории и теория советской журналистики. - М.: Искусство, 1983.1. Статьи в прессе

54. Алексей Корзин, участник «Фабрики звёзд-6»: О первых днях на «Фабрике». // Комсомольская правда. 2006. - №52. - 16 июня.

55. Бабяшкина А. Как устроено реалити-шоу. / А. Бабяшкина // Всё ясно. — 2005. №46.

56. Бальбуров Д. Александр Левин: Реальное телевидение это модернизированная мыльная опера / Д. Бальбуров // Газета. - 2001. - 19 ноября.

57. Бодрийар Ж. Злой демон образов //Искусство кино. 1992. -№10.

58. Борисова Е. Убийство тиражом в миллион / Е. Борисова //. Эксперт. -2008. -№23.- 10 июня.

59. Герасимов А. «Песня» о скандале года / А. Герасимов // Новые известия. 2004. - №115.-17 сентября.

60. Дешево и популярно // Коммерсантъ. 2005. - № 104(3188). - 9 июля.

61. Дилуорт Д. Слово Славою. Интервью со Славоем Жижеком / Д. Дилуорт //Esquire.-2006.-№10.

62. Дмитрашек М. Роман Петренко: Без скандала невозможен успешный проект. / М. Дмитрашек // Труд. 2005. - № 137.-28 июля.

63. Дондурей Д., Дулерайн А, Петренко Р., Троицкий Д. Реалити-шоу: развитие жанра // Искусство кино. 2005. - № 11.

64. Дондурей Д., Дулерайн А., Петренко Р., Троицкий Д. Энциклопедия частной жизни // Искусство кино. 2005. - № 4.

65. Железнова М., Таратута Ю. Сам себе режиссер: Как это делается / М. Железнова, Ю. Таратута // Новая газета. 2001. - №30. — 26 апреля.

66. Зверева В. «Меня тошнит при их виде, но в целом шоу нравится». / В. Зверева // Критическая масса. 2006. - №3.74.3верева В. Реальность «Дома-2» / В. Зверева // Искусство кино. 2007. -№2.

67. Измайлова Е. Один из «Дома-2» / Е. Измайлова //. Моё! 2005. - № 11047. - 1 марта.

68. Ильиченко С. Что открыло нам «русское чудо»? / С. Ильиченко // Massmedia XXI век. 2006. - №03-04.

69. Калашникова У. Любовь на камеру. Дмитрий Колдун: Быть сами собой мы могли только под одеялом / У. Калашникова //. МК-Воскресенье. — 2006. 16 июля.

70. Каменецкая М. Атака камер / М. Каменецкая // Санкт-Петербургские Ведомости. 2006. - №122. - 7 июля.

71. Кащеева И. Реальная любовь. Как ТНТ окаменело сознание телезрителей. / И. Кащеева // Компания. 2005. - №4. — 5 апреля.

72. Колесниченко А. Рискованный газетный номер // Русский курьер. 2006. - №24 (556).81 .Коммерсант рейтинг. Коммерсантъ. — 2003.

73. Коротнева В. Михаил Пореченков ждёт девочку Машеньку/ В. Коротнева // Экспресс-газета. 2004. -№51(516). - 24 декабря.

74. Корсаков Д., Фомина О. «Сердце Африки» это навоз и ручные зулусы. / Д. Корсаков, О. Фомина // Комсомольская правда. - 2005. - №883. - 10 ноября.

75. Кузин Е. Генеральный директор ТНТ Роман Петренко: Мы отказались от модели телевидения, построенного по принципу "пипл хавает" / Е. Кузин // Известия. 2006. - № 32. - 22 февраля.

76. Кузин Е. Роман Петренко: На телевизионном рынке происходит настоящая мясорубка / Е. Кузин // Известия. — 2005. 16 августа.

77. Курпатов А. Реальное реалити или что такое «Голод» / А. Курпатов // Психологическая газета. — 2003. №4.

78. Кутловская Е. К. Собчак: Я должна быть объективной / Е. Кутловская // Искусство кино. 2005. - №4.

79. Ленко Е. Кто здесь лишний / Е. Ленко // Независимая газета. 2002. -№53(616).- 18 ноября.

80. Лужков предлагает запустить на телевидении реалити-шоу «Фабрика мысли». // Деловая пресса. — 2005. № 46(323). — 12 декабря.

81. Лукин А. Первый канал «не сдал» сезон. / А. Лукин. // Известия. 2005. -№238(3861).-28 июля.

82. Мишина И. Детективное агентство актёров. / И. Мишина // Новая газета. 2003. - №60. - 18 августа.

83. Мукадес Н. Снимите это немедленно. / Н. Мукадес // Караван. — 2007. -№23. 22 июня.

84. Ненашев М. Нечитающая Россия / М. Ненашев // Российская газета. -2005. №3935. - 25 ноября.94,Овчаренко Г. История развития реалити-шоу. / Г. Овчаренко //Шанс. -2005.-№16(725)

85. Подпольная фабрика. // Московский комсомолец. 2007. - №74. — 26 мая.

86. Полупанов В. У СТС появится свой «Гарем». / В, Полупанов // Аргументы и факты. 2002. - №33(1138). - 14 августа.

87. Приступы патологической толерантности. // Православный набат. -2004. — 16 апреля.

88. Промтова О. Бизнес и реалити. Почему ТНТ удается заработать на «Доме» и не очень — на «Офисе». / О. Промтова // Smart Money. — 2006. -№17(17).-10 июля.

89. Сафина Л. Квартирный скандал Муравьевой. / Л. Сафина // Твой день. 2007. - №107. - 10 января.

90. Солохин М. Феномен светской культуры. / М. Солохин // Русский переплёт. 2007. - 26 октября.

91. Старшинина Е. Жизнь в реалити-шоу. Чем она отличается от жизни в реале. / Е. Старшинина // Пятница. 2006. - №33. - 25 августа.

92. Степанов Г. Средний класс в Америке стал жить ниже среднего/ Г. Степанов // Известия. — 2008. № 228. — 15 декабря.

93. Тарасов А. Доведён до самоубийства. славой! / А. Тарасов // Колесо обозрения. 2008. - №3.

94. Реалити-шоу / Автор и ведущая Татьяна Ткачук // Радио Свобода. — 27.05.2005.Фабрика звёзд конвейер не останавливает.

95. Фабрика звезд конвейер не останавливает // Российская газета.2003. №3319. - 11 октября.

96. Фабрика мысли. Новый телевизионный проект соберёт умельцев со всей России. // Труд. 2006. - № 174.-21 сентября.

97. Фомин С. В погоне за реальностью./ С. Фомин // Техника кино и телевидения. 2003. - №10.

98. Цитовский А. Реальное телевидение: плюсы и минусы нового формата. / А. Цитовский // Среда. 2004. - №5(60).

99. Шпак А. Фастфуд TV. Российские зрители потребляют развлекательные программы охотнее сериалов. / А. Шпак // Время новостей. 2005. - №135. - 28 июля.1. Электронные ресурсы

100. Java-игры: Тамагочи & Симуляторы. Электрон, ресурс. Режим доступа:http://export.nikita.ru/content/java.jsp;jsessionid=2B036C52C53CCC7E5E59 F8498A25FF60?rid=263

101. Massey G., Kass R. House Calls: The Big Brother Talk Show. CBS.com. 22.02.2008. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.cbs.eom/primetime/bigbrother9/recaps/914/

102. Modern Times Group MTG AB. Financial Result For The Third Quarter And nine Month Ended 30 September 2007. Электрон, ресурс. Режим доступа:http://news.cision.eom/wpyfs/00/00/00/00/00/0A/E0/5 l/wkr0001 .pdf

103. MTV. Entertainment For The Way Our Audience. Viacom. Электрон, ресурс. Режим доступа:http://www.viacom.com/ourbrands/medianetworks/mtvnetworks/Pages/mtv.as рх

104. Reality Television. Wikipedia, the free encyclopedia. Электронный ресурс. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Realitytelevision

105. Soong R. Reality Television, posted by 6/15/2003. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.zonalatina.com/Zldata302.htm

106. Алексей Лысенков: Я работал и грузчиком, и дорожным рабочим, и строителем // Новости кухни СТБ. — 2001. 5 ноября. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.stb.ua/print.php7news.7006

107. Аленькова Ю.В. Человек в новом культурном пространстве. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.netgorod.narod.ru

108. Аринин Д. Реалити-шоу: 50 лет без права перезаписи. Электронный ресурс. Режим доступа:http ://www. womenweb. info/rest/story4724.php

109. Аудитория Первого канала. Данные агентства «Бренд Медиа». Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.brandmedia.ru/tvort04.shtml

110. Вишняков Д. В гостях у Большого Брата. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mauzer82.nm.ru/articles/reality.htm

111. Жмуров Д. Теленасилие. Манипуляции на российских телеканалах. Электронный ресурс. Режим доступа:http ://www.psyfactor. org/propaganda9 .htm

112. Зверева В. Героиня скандального реалити-шоу вознамерилась штурмовать «Евровидение-2008». Медиакорсеть. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.mkset.ru/news/highlife/7544/

113. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Культура постсовременности: гносис и праксис. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.dgu.ru/~philosophy/ssilki.files/ssilki2.htm

114. Куценко Д. За стеклом-3: Теперь ты в армии. Телеобъектив. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.nettv.ru/tv/article/062002/zasteklom.shtml

115. Левченко А. Румянцев Ф. «Об обороте порнографических предметов». Газетами. 2007. - 20 октября. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/2005/10/20/oa174930.shtml

116. Малов А. Парниковый аффект. Сайт обзоров Sqd.ru, от 24.04.2005 г. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://sqd.ru/movies/romance/thetrumanshow

117. Правоторов Д.В. Реалити. Портал RealMusic.ru Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.realmusic.ru/robot/15919/

118. Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме. Библиотека УрАГС. Электронный ресурс. Режим доступа: http://personnel.uapa.ru/

119. Р. Петренко: Реалити-шоу "Дом-2" привлекло обширную молодежную аудиторию. Российская информационная сеть Рин-ру. -2006. 1 марта. Электронный ресурс. Режим доступа: http://news.rin.ru/news/48827/

120. Реалити-шоу надоели трем четвертям зрителей во всем мире. Интернет-портал Point.Ru. 2006. — 13 ноября. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.point.ni/print/active/2006/l 1/13/1970

121. Реальное телевидение. Свободная Энциклопедия «Википедия». Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

122. Ребель А. Собчак уходит с ТНТ. Газетами. 2007. - 18 июня. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/2006/06/28/oa205816.shtml

123. Секрет успеха реалити-шоу. Коробка передач с Ксенией Лариной. Официальный сайт радио «Эхо Москвы». Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.lenizdat.ru/aO/ru/pml/c-1042500-0.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.