Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Буксман, Александр Андреевич

  • Буксман, Александр Андреевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Буксман, Александр Андреевич. Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург. 2004. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Буксман, Александр Андреевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Развитие творческих умений школьников как психолого-педагогическая проблема.

1.2; Характеристика культуротворческой среды гимназии эстетического профиля.

1.3. Модель развития творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля.

Выводы по первой главе.

Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ГИМНАЗИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

2.1. Изучение уровня сформированное™ творческих умений школьников гимназии на констатирующем этапе.

2.2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих умений школьников гимназии эстетического профиля.

2.3. Динамика результатов опытно-поисковой работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля»

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, расширение сферы культурных контактов, открытости общества свидетельствуют о необходимости воспитания личности, способной творчески подойти к решению жизненных проблем, принятию самостоятельных решений и действий, в полной мере реализующей свою индивидуальность, неповторимость.

Концепция Российской Федерации о модернизации образования ориентирует школу на развитие творческих умений школьников. Их сформирован-ность, по мнению ученых, обеспечивает становление ценностного отношения субъекта к природе, человеку, преобразовательной деятельности в окружающем мире и себе самом.

Гимназии эстетического профиля обладают средствами для развития художественно-творческих, музыкально-творческих, литературно-творческих, интеллектуально-творческих умений школьников, приобретения опыта творческой деятельности. Однако именно эти умения у выпускников гимназии эстетического профиля развиты недостаточно. Слабо используется для их совершенствования педагогический потенциал изобразительного, музыкального искусства, литературы.

В педагогической науке развитие творческих умений рассматривается в тех случаях, когда объектом внимания становятся вопросы использования искусства в воспитании школьников (Э. А. Верб, И. И. Зарецкая, Д. Б. Кабалевский, С. М. Каргапольцев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский). Однако гимназии эстетического профиля испытывают недостаток в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих умений учащихся. Отмечается неподготовленность части педагогов к изменению образовательного процесса в учреждениях инновационного типа (В. Г. Рындак, Т. В. Шамардина).

Неразрешенными остаются противоречия между:

- возросшей потребностью общества в личности, имеющей установку на развитие творческих умений, и недостаточной готовностью выпускников школы к реализации этого социального заказа;

- высоким педагогическим потенциалом искусства в развитии творческих умений школьников и неразработанностью педагогического инструментария для его реализации в гимназии эстетического профиля;

- потребностью инновационных образовательных заведений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих умений школьников и уровнем изученности вопроса в педагогической науке.

Осознание важности задачи развития творческих умений школьников послужило основанием для оформления в рамках педагогической науки самостоятельного направления, именуемого педагогикой творчества:

- природа творчества как резерва развития творческих умений проанализирована в работах отечественных (Д. Б. Богоявленская, Е. В. Назайкинский, JI. Ф. Обухова, Я. А. Пономарев, А. В. Хуторской), зарубежных педагогов и психологов (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, П. Торренс, JL Термен, К. Тейлор и др.);

- аксиологический аспект творчества представлен в трудах философов (М. С. Каган, JI. Н. Коган, Л. Н. Столович), педагогов (Н. Е. Веракс, А. В. Кирьякова, И. Я. Лернер);

- разработана концепция творческой одаренности (Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов), творческой активности личности (А. М. Матюшкин);

- субъективно-деятельностную основу творчества исследовали Л. А. Во-лович, Н. Б. Крылова, Н. Д. Никандров, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына и др.;

- разработаны теоретические подходы к изучению понятия «умение» как «знания в действии» (Н. В. Кузьмина), «способности человека успешно достигать поставленной цели» (Н. Д. Левитов, Н. А. Лошкарева, А. В. Усова), как качества личности (О. А. Абдуллина), способов мышления (О. С. Аниси-мов, Н. А. Менчинская);

- исследованы виды умений: общеучебные (Ю. К. Бабанский, Н. В. Назаров), общетрудовые (Е. А. Милерян, А. М. Новиков), общекультурные (Н. М. Миняева); выявлено значение познавательного интереса, субъектной позиции в развитии умений (В. В. Давыдов, Е. С. Заир-Бек, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, А. Н. Ксенофонтова, С. А. Расчетина);

- изучена природа творческих способностей школьников: литературно-творческих (А. В. Москвина, А. Г. Прокофьева), художественных (М. JI. Князева), музыкальных (Б. В. Асафьев); раскрыты структура и механизм творческой деятельности (В. И. Андреев, Е. А. Климов, А. М. Матюшкин, Н. Н. Под дъяков, Ф. Ш. Терегулов).

Однако проблематика развития творческих умений в гимназиях эстетического профиля не нашла достаточного освещения в педагогической литературе.

Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании процесса развития творческих умений школьников в профильной гимназии в плане содержания, методов и средств образовательного процесса, адекватных современным требованиям модернизации образования.

Практическая актуальность и значимость проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля».

Объект исследования: образовательный процесс гимназии.

Предмет исследования: развитие творческих умений школьников в образовательном процессе гимназии эстетического профиля.

Цель исследования: обосновать педагогические условия развития творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля.

Концептуальная идея диссертационной работы отражена в следующей гипотезе: развитие творческих умений школьников гимназии эстетического профиля окажется более эффективным, если реализуется:

- культурологический подход в создании среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного творческого опыта;

- обогащение содержания образования средствами искусства;

- активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников;

- включенность школьников в творческую деятельность на основе свободы выбора и учета индивидуальных особенностей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Уточнить содержание, структуру и состав творческих умений школьников, выявив при этом теоретические и практические основания их развития в гимназии эстетического профиля.

2. Выявить педагогические возможности гимназии эстетического профиля в формировании творческих умений школьников.

3. Сконструировать модель процесса развития творческих умений школьников и апробировать её в опытной работе гимназии эстетического профиля.

4. Разработать рекомендации по развитию творческих умений школьников.

Методологическую базу исследования составили: философские труды, в которых с позиций эстетики, искусства анализируется проблема творчества (Н. А. Бердяев, А. Камю, К. Леви-Строс, А. Н. Лук, М. К. Мамардашвили, Ж. П. Сартр, Г. Селье, М. Хайдегтер, Л. И. Шестов, К. Г. Юнг); теоретические положения о соотношении общих и специальных способностей (Б. Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов); историко-культурная теория развития личности (Л. С. Выготский); концепция креативности (М. М. Бахтин, Дж. Гилфорд), диалог культур (В. С. Библер); педагогические теории развития творческих и эстетических способностей (В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий); психолого-педагогические положения о механизмах саморазвития, становления субъектности и творческой самореализации личности (А. Г. Ас-молов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон), соотношении природных задатков и способностей индивида (А. Г. Ковалев, В. Н. Мяси-щев); теория развития, интегральных характеристик личности (К. А. Абуль-ханова-Славская, JI. И. Божович, Л. П. Буева, К. К. Платонов); общая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Г. И. Щукина); личностно ориентированный и личност-но-развивающий подходы как воплощение гуманистической концепции образования (И. С. Якиманская); идеи о роли искусства в развитии человека (Д. С. Лихачев, П. М. Якобсон).

Экспериментальная база. Исследование осуществлялось на базе общеобразовательных учреждений г. Стерлитамака Республики Башкортостан: муниципальных гимназий эстетического профиля № 4 и № 6. Вторичная апробация модели осуществлялась в муниципальной общеобразовательной средней школе № 18 и муниципальных гимназиях № 1, № 2 г. Стерлитамака.

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1996—1998 гг.) осуществлена поисковая работа: определена проблема, обоснована тема исследования, проанализирована литература. На основе использования теоретических методов определены концептуальные подходы к решению проблемы, разработан методологический аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены задачи исследования.

Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической, культурологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1998—2000 гг.) проведена опытно-поисковая работа. На основе теоретического осмысления проблемы осуществлена отработка понятийного аппарата, методологии и методики организации эксперимента; апробирована модель развития творческих умений в культуротворческой среде гимназии. Параллельно продолжалось теоретическое изучение проблемы.

Основные методы исследования: обобщение, систематизация, моделирование, анализ продуктов деятельности, прямое и косвенное наблюдение, формирующий эксперимент.

На третьем этапе, контрольно-оценочном (2000—2003 гг.), проведена количественная и качественная обработка результатов исследования, внесены уточнения, осуществлено редактирование и оформление диссертации.

Основные методы исследования: контрольный эксперимент, обобщение и систематизация; методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-уточнены теоретические представления о творческих умениях личности (как конструировании учеником собственного смысла, целей и содержания образования, процесса его осознания и организации) на основе их видовой классификации для гимназий эстетического профиля;

-выработаны критерии (по процессу познания, результату и характеру деятельности) и уровневые показатели развития творческих умений школьников (соотношение творческого воображения и действия; соотношение репродуктивных и эвристических способов деятельности; соотношение творческих элементов разного вида);

- выявлены педагогические возможности гимназии эстетического профиля в развитии творческих умений школьников;

- доказана правомерность выбора педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели развития творческих умений школьников (культурологический подход в создании среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного творческого опыта; обогащение содержания образования средствами искусства; активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников; включенность школьников в творческую деятельность на основе свободы выбора и учета индивидуальных особенностей).

Теоретическая значимость исследования определяется:

- углублением знаний об эволюции понятий «творчество», «умение», «творческие умения школьников» в педагогической науке и образовании;

- сконструированной эвристической образовательной моделью развития творческих умений школьников, позволяющей уточнить положения о куль-туротворческой среде гимназии эстетического профиля;

-вкладом в теоретическое обоснование содержания творческих умений (художественно-творческих, музыкально-творческих, литературно-творческих, интеллектуально-творческих), методов и форм моделирования образовательного процесса инновационных учебных заведений;

- обоснованием социокультурных, теоретико-методологических, психолого-педагогических и практических предпосылок создания современной концепции развития творческой личности.

Практическая значимость исследования состоит:

- в обогащении культуротворческой среды гимназии новыми формами, содержанием, видами творческой деятельности, представленными в программах по изобразительному искусству, основам хореографии и ритмики, этикету, сольфеджио, музыкальной литературе, а также факультатива, спецкурса и кружка «Декоративно-прикладное искусство», интегрированных в культуротворческую среду гимназии эстетического профиля;

- на основе опытно-поисковой работы разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации по развитию творческих умений в образовательном процессе для учителей, студентов, аспирантов, которые могут быть использованы в массовой практике общеобразовательных школ, средних специальных и высших профессиональных учебных заведений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук, исходными методологическими и теоретическими позициями, применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватных природе исследуемого объекта, предмету, целям и задачам исследования; длительностью эксперимента; репрезентативностью выборки обследованных школьников; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента; апробацией выводов в массовой аудитории гимназий города.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческие умения школьников существуют как совокупность операций и действий субъекта, результатом осуществления которых является не только создание нового произведения, исполнительское мастерство, но и новое видение в применении знания, новых функций обычных предметов, Сформированность творческих умений обеспечивает школьнику самореализацию своего потенциала, более высокую мотивацию личностных достижений, творческую продуктивность.

Творческие умения реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания, осуществляется преобразование деятельности.

В зависимости от вида творческой деятельности формируются и соответствующие специфические творческие умения. Художественно-творческие, музыкально-творческие, литературно-творческие, интеллектуально-творческие умения школьников успешно развиваются в изобразительной, музыкальной, литературной, познавательной и другой деятельности.

2. Эвристическая образовательная модель представляет идеальную формально-содержательную структуру, позволяющую выявить нечеткость проявления в процессе развития творческих умений отдельных характеристик субъекта (задатки, потребности, мотивы, креативность) и охарактеризовать особую культуротворческую среду с ее объективными (ценностно-смысловая целостность) и субъективными (сотворчество, эмоциональный климат, личностная значимость творческой деятельности) свойствами.

3. Развитие творческих умений в гимназии эстетического профиля происходит при соблюдении следующих педагогических условий: культурологический подход в создании среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного творческого опыта; обогащение содержания образования средствами искусства; активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников; включенность школьников в творческую деятельность на основе свободы выбора и учета индивидуальных особенностей.

Конечный продукт образовательного процесса в гимназии эстетического профиля — личность, обладающая творческими умениями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования опубликованы в печати, докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Стерлитамак-ского государственного педагогического института, на курсах повышения квалификации учителей школ города Стерлитамака, на педагогических и методических советах, семинарах директоров учебных заведений Стерлитамака и юга Башкирии (Республиканский семинар «Шагай, XXI век!» на базе гимназии № 6 г. Стерлитамака, 1999 г.), заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, а также на городских, региональных и республиканских научно-практических конференциях: «Проблемы выявления и развития одаренности» (2000 г.); «Пути развития творческой личности средствами искусства» (2001 г.); «Инноватика образования в Республике Башкортостан» (2001 г.). Материалы диссертанта экспонировались в ВВЦ (г. Москва) в рамках Всероссийского конкурса «Школа года-99» и «Лидер в образовании-2000».

Внедрение в практику осуществлялось при проведении открытых мероприятий для директоров школ Республики Башкортостан (Республиканские курсы повышения квалификации), заместителей директоров, классных руководителей, учителей школ, руководителей методических объединений; научно-практических семинаров по исследуемой проблеме для учителей музыки, руководителей хоров (2000 г.), заведующих гор-, райметодкабинетами (2002 г.), учителей хореографии и ритмики, изобразительного искусства, хора и сольфеджио (2003 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Буксман, Александр Андреевич

Выводы по второй главе

Проведенное опытно-поисковое исследование подтвердило действенность предложенных нами педагогических условий. В ходе эксперимента было обнаружено, что:

1. Результаты нашей работы согласуются с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского: глубинные структуры креативности творческих умений школьников находятся в зависимости от содержания образования.

2. Благоприятным содержанием в развитии творческих умений школьников гимназии эстетического профиля является формирование (наряду со знаниями, умениями и навыками) опыта творческой деятельности в соответствии с основными этапами: а) формирование установки на создание нового; б) поиск решения; в) самостоятельная творческая деятельность.

3. Более эффективному решению задач развития творческих умений способствует взаимодействие классных и внеклассных, внешкольных организационных форм, а также традиционных и эвристических методов обучения.

4. Преемственность воспитания школьников позволяет создать условия для их продвижения от низкого к более высокому уровню развития творческих умений.

5. Сформированность творческих умений обеспечивает школьнику самореализацию своего потенциала, потребность самостоятельного усвоения новых знаний, новых форм их применения, более высокую мотивацию личностных достижений, готовность к творческой работе. Творческие умения реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания, осуществляется преобразование окружающей среды и деятельности.

6. Обогащение содержания образования, культуротворческая среда обеспечивали накопление школьниками субъектного творческого опыта. В контексте решаемой проблемы содержание образования выполняло культурологическую функцию, а принципы отбора материала раскрывались через комплекс идей. В рамках идеи культуры значимы: культурные ценности, функции культуры, диалог культур — средства обогащения и расширения видов творческих умений, использования культурного наследия в развитии познавательной мотивации школьников, способов познания, приобщения к ценностям культуры.

Идея творчества соединяла в себе представления о деятельности Человека, преобразующей социальный мир в соответствии и с учетом законов природы, красоты; творчестве как специфической деятельности, как состоянии человека; творчестве как результате, как качестве личности.

Идея гуманизма объединяла положения: о человеке как ценности; о личности, проблемах ее свободы и ответственности; гуманизме в отношениях; преодолении отстраненности между учителем и учеником.

7. Содержание процесса развития творческих умений школьников составили: система развивающих творческих заданий (культурологический, аксиологический анализ произведений классической и современной музыки, живописи, декоративно-прикладного искусства, написание рассказов, художественных биографий, участие в концертах, выразительное чтение, инсценирование, сочинение стихотворений, рисование, музицирование, театрализованные представления, конкурсы, диспуты на темы искусства, фестивали, экскурсии); методы обучения (объяснительно-иллюстративные, исследовательские, частично-поисковые, проблемные, эвристические); формы учебно-воспитательной работы (лекции, семинары, конкурсы, занятия в студиях, научных обществах и кружках, смотры творчества, концерты, выставки декоративно-прикладного искусства, гимназические Ломоносовские чтения, участие в российских и международных олимпиадах школьников).

По результатам формирующего эксперимента мы можем говорить о положительном эффекте выявленных нами педагогических условий в развитии творческих умений учащихся гимназии эстетического профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание сделать ряд выводов.

Современный этап развития общества требует не только усвоения подрастающим поколением накопленного опыта культуры, но и активного включения в созидательный, творческий процесс, предполагающий продуктивную деятельность по открытию и созиданию нового, способность к поиску и решению нестандартных проблем, постановке новых задач.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики по проблеме показал, что необходима целенаправленная систематически организованная работа по развитию творческих умений школьников гимназии эстетического профиля.

В основе всякого творчества лежат творческие способности личности, которые могут быть общими для многих видов деятельности, а также специфическими, проявляющимися лишь в определенных видах деятельности, в том числе в музыкальном, литературном и художественном творчестве. Оба вида творческих способностей тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Проявление специфических творческих способностей невозможно в полной мере без наличия общих творческих способностей как свойств личности; в свою очередь, целенаправленное и грамотное развитие специфических творческих способностей (в том числе музыкальных, художественных, литературных и т.п.) сказывается на общем творческом развитии личности.

Развитие творческих умений школьников гимназии эстетического профиля следует рассматривать как потребность, обусловленную социокультурными (потребность общества в личности, свободной и ответственной за результаты своего труда, способной к саморазвитию и самоактуализации), психолого-педагогическими (становление педагогики сотрудничества, ненасилия, диалога) предпосылками.

Доказано, что творческие умения школьников существуют как совокупность операций и действий субъекта, результатом осуществления которых является не только создание нового произведения, исполнительское мастерство, но и новое видение в применении знания, новых функций обычных предметов. Сформированность творческих умений обеспечивает школьнику самореализацию своего потенциала, более высокую мотивацию личностных достижений, творческую продуктивность. Творческие умения реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания.

Обогащение содержания образования на основе культурологического подхода служит цели развития творческих умений школьников. Результативны в этом плане вариативные программы, включающие систему творческих идей, упражнений, основанных на синкретичности искусства и единстве развития всех компонентов творческих умений.

Конструирование и апробация эвристической образовательной модели развития творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля стали возможными на основе выявленных принципов (психолого-педагогической комфортности, креативных вспышек, культуросообразности, приро-досообразности, целенаправленности, культурной интеграции, индивидуализации, целостности, дополнительности), методов (объяснительно-иллюстративный, информационно-репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, эвристический, исследовательский), форм учебного диалога, рефлексии, которые наиболее отвечают положениям гуманистической педагогики и способствуют творческой деятельности.

Доказано, что результативность процесса развития творческих умений в гимназии эстетического профиля достигается при соблюдении педагогических условий: культурологический подход в создании среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного творческого опыта; обогащение содержания образования средствами искусства; активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников; включенность школьников в творческую деятельность на основе свободы выбора и учета индивидуальных особенностей.

Опытно-поисковая работа подтвердила вывод о том, что не методы прямого воздействия на развитие творческих умений, а именно опосредованное развитие образного воображения, креативного мышления, наблюдательности, познавательных мотивов, воспитание чувства цвета, музыки, слова, эм-патии имеют большую результативность в развитии творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля.

Исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективы дальнейших исследований по проблеме могут быть связаны с изучением взаимосвязи процессов развития творческого мышления и творческих умений; с изучением характера влияния сформированных у школьников творческих умений на результаты их учебной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Буксман, Александр Андреевич, 2004 год

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — 2-е изд., переработ, и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.

3. Аверина И. С. Краткий тест творческого мышления. — М.: Интор, 1995. —47 с.

4. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 176 с.

5. Алексеева Л. Г., Воронин А. Н. и др. Диагностика и развитие талантливости. — М., 1997. — 235 с.

6. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 297 с.

7. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетское, 1990. — 559 с.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.

9. Ананьев Б. Г. Культура как интегратор социума. — Н. Новгород, 1996.

10. Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя / Пер. с макед. В. П. Диденко. — М.: Просвещение, 1991. — 156 с.

11. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань: Университет, 1998. — 236 с.

12. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс.: В 2 кн. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — Кн. 1. — 568 е.; Кн. 2. —318 с.

13. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. —237 с.

14. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М.: Экономика, 1991. — 414 с.

15. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. —352 с.

16. Архангельский С. Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980.

17. Асафьев Б. В. О народной музыке. — Л.: Музыка. Ленигр. отд-ние, 1987. —247 с.

18. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. — Л.: Музыка, 1980. — 212 с.

19. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.

20. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М: Изд-во МГУ, 1990. —367 с.

21. Асмус В. Ф. Шиллер как философ и эстетик // Немецкая эстетика XVIII в. —М., 1962.

22. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопр. философии. — 1973. — № 6.

23. Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования. — 1976. — № 4. — С. 30—39.

24. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

25. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.

26. Батищев Г. С. За воспитание, но другодоминантное // Вестник высшей школы. — 1990. — № 1. — С. 35—38.

27. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.

28. Белозерцев Е. П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. — 40 с.

29. Бердяев Н. А. Самопознание. — JL: Советский писатель, 1991. — 398 с.

30. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т. — М.: Искусство, 1994.

31. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.

32. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека / Под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.

33. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. — М.: Прогресс: Гнозис, 1991. — 176 с.

34. Битинас Б. П. Структура процесса воспитания. — Каунас, 1984.

35. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1979.

36. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. — 1995. — № 5 — С. 49—58.

37. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа — просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998. — № 3 — С. 36—42.

38. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: Педагогика, 1958. — 243 с.

39. Божович JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

40. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М., 1970—1978.

41. Браже Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. — 1993. — № 2. — С. 70—74.

42. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.— М.: Знание, 1983. — 318 с.

43. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. —216 с.

44. Веккер JI. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998.

45. Веккер Л. М. Психические процессы. Мышление и интеллект. Т. 2. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.

46. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М.: Высшая школа, 1973. —237 с.

47. Веников В. А. Мировоззренческие воспитательные аспекты преподавания. — М.: Высшая школа, 1989. —174 с.

48. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопр. психологии. — 1990. — № 4.— С. 5—9.

49. Верб Э. А. Эстетическая культура школьника как педагогическая проблема: Дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук. — СПб., 1997.

50. Волович Л. А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 224 с.

51. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.

52. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

53. Вяткин Л. Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. — Саратов, 1994. — 92 с.

54. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. — Л.: ЛГУ, 1973. — 153 с.

55. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965. — С. 256.

56. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. — М.: Знание, 1991. —79 с.

57. Гиргинов Г. Наука и творчество / Пер. с болг. О. И. Попова. — М.: Прогресс, 1979. — 365 с.

58. Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1992. — 496 с.

59. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993. —306 с.

60. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. — М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 152 с.

61. Грузенберг С. О. Феномен творчества. — Минск: Белтрестпечать,1995. —Т. 1, —96 с.

62. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. —423 с.

63. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Вопр. психологии. — 1988. — № 4. — С. 22—32.

64. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Интер,1996. —554 с.

65. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. — 8-е изд. — М.: Русский язык, 1989. — 699 с.

66. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2003. —256 с.

67. Довгялло А. М. Математические модели в исследовании программного обучения // Организация учебно-воспитательного процесса. Программирование обучения. Вып. 2. — Новосибирск, 1968. — С. 27—28.

68. Доманский В. А. Литература и музыка (к проблеме интеграционных связей на уроках словесности) // Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования: Материалы VI Всероссийского науч,-практ. семинара. — Томск, 1998.

69. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. — М.: Из-дат. центр «Академия», 1996. — 224 с.

70. Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 2. — С. 94—104.

71. Дубовицкая Т. А. Психологические основы обучения. — Стерлита-мак: СГПИ, 2002. — 60 с.

72. Дубовицкая Т. Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. — М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — 116 с.

73. Есикова Т. В. Детский рисунок как аспект творчества: Методические указания. — Уфа: Творчество, 1997. — 24 с.

74. Есипов Б. П. Заметки и размышления. — М.: Знание, 1992. — 93 с.

75. Железовская Г. И., Елисеева А. В. Педагогика развития творческой личности. — Саратов: Лицей, 1997. — 144 с.

76. Жуков Е. А. Педагогические условия развития литературно-творческих возможностей школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 21 с.

77. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 208 с.

78. Заир-Бек Е. С. Опыт деятельности центра педагогических технологий // Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы науч.-практ. конф. — Оренбург, 1993. —С. 224—227.

79. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». — Уфа, 1997. —68 с.

80. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: МП «Новая школа», 1996. — 60 с.

81. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986.

82. Зарецкая И. И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1991. — 37 с.

83. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Логос, 2000. — 383 с.

84. Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашви-ли. К началам органической психологии. — М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

85. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. Кн. для учителя / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.

86. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. — М.: Знание, 1968. — 32 с.

87. Инновации в российском образовании. — М.: Изд-во МГУП, 2000. —80 с.

88. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы республиканской конференции. — Оренбург: Южный Урал, 1993. — 400 с.

89. Ительсон Л. Б. Структура, уровни, операции образного мышления // Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. — М., 1972.

90. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1981.

91. Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 1997. —205 с.

92. Каган М. С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

93. Камю А. Избранные произведения: Пер. с фр. — М., 1988. — 447 с.

94. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1992. — 144 с.

95. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: МП «Новая школа», 1993. — 80 с.

96. Каргапольцев С. М. Музыкальное воспитание как фактор воспитания: История, теория, практика. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. — 313 с.

97. Каспржак А. Г. Инновационные школы: проблемы и перспективы развития. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. — С. 122—145.

98. Качество образования: концепции, проблемы: Материалы III Международной научно-методической конференции. — Новосибирск: Изд-во Но-восиб. гос. тех. ун-та, 2000. — 380 с.

99. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.

100. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. — Оренбург, 1996. — 190 с.

101. Киссень Б. Уроки творчества // Народное образование. — 1994. — №7—8. —С. 62.

102. Кларин М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. — М.: Наука, 1997. — 223 с.

103. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.

104. Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: Учебное пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.

105. Князева М. Л. Ключ к самосозиданию. — М.: Молодая гвардия, 1990. —253 с.

106. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. — М.: Политиздат, 1983. —256 с.

107. Коган Л. Н. Социология культуры. — Екатеринбург, 1992.

108. Коган Л. Н. Теория культуры. — Екатеринбург, 1993.

109. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. — М., 1984.

110. Козырева Л. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994. — 238 с.

111. Колесникова И. А. Интегративные основы современной педагогики // Гуманитарий: Ежегодник. — СПб., 1995. — № 1. — С. 108.

112. ИЗ. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1982. — 576 с.

113. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. Ч. 1. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 79 с.

114. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара: Самар. гос. пед. ин-т, 1994. —165 с.

115. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. — М., 1991. — 109 с.

116. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. — М.: Народное образование, 2001. — 448 с.

117. Ксенофонтова А. Н. Педагогическое конструирование речевой деятельности. — Оренбург, 2001. — 186 с.

118. Кудрявцев Т. В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика. — 1967. — № 8.

119. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. — М.: МЕК, 1985.

120. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — JL: ЛГУ, 1970. — 114 с.

121. Кузьмина Н. В. Одаренность педагогов как фактор развития способностей у учащихся. — М., 1984.

122. Кулибаба И. И. Тексты и методические указания. — М.: Учпедгиз, 1963.

123. Леви-Строс К. Печальные тропики. — М., 1984.

124. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1964.

125. Лейбсон В. И. Уровни эстетического развития и вопрос о замерах литературно-творческих способностей школьников // Теория эстетического воспитания. — М., 1977.

126. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.— М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.

127. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1987. —304 с.

128. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.

129. Лернер И. Я. Базовое содержание общего образования // Советская педагогика. — 1988. — № 11. — С. 15—21.

130. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 116 с.

131. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 64 с.

132. Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. — Самара: СГПИ, 1998. — 216 с.

133. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 1999. —464 с.

134. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 3—14.

135. Лошкарева Н. А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие для ФПК. Вып. 1. — М.: МГПИ, 1981. — 102 с.

136. Лук А. Н. Творчество. — М.: Просвещение, 1990. — 175 с.

137. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1971. — 415 с.

138. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992.

139. Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.

140. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1990. —368 с.

141. Маранцман В. Г. Гуманитарное образование в современной школе // Народное образование. — 1991. — № 7. — С. 16—19.

142. Маркс К., Энгельс Ф. Об эстетике и эстетическом воспитании. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.

143. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999. —425 с.

144. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. — М.: Школа-Пресс, 1993. —127 с.

145. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопр. психологии. — 1998. — № 1. — С. 76—82.

146. Мелик-Пашаев А. А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. — 1996. — № 4. — С. 30—35.

147. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.

148. Мизинцев В. П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике (материалы лекций). — М.: Знание, 1977. — 518 с.

149. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. — М.: Педагогика, 1973. — 300 с.

150. Мир философии: человек, общество, культура. Ч. 2 / Сост. П. С. Гу-ревич. — М.: Политиздат, 1991. — 624 с.

151. Монтессори. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. —224 с.

152. Москвина А. В. Литературное творчество учащихся. Монография. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогический вестник, 2003. — 140 с.

153. Мочалова О. Б. Методика изучения учебных способностей и творческой одаренности школьников: Учебно-методическое пособие. — Казань: Изд-во КГПУ, 1997. — 38 с.

154. Мясищев В. Н. Способности и потребности. — Л.: ЛГУ, 1960. — 111с.

155. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. —372 с.

156. Назаров Н. В. Периодизация историко-педагогического процесса как компонент деятельности исследователя: Автореф. дис д-ра пед. наук.—М., 1995. —36 с.

157. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. — 218 с.

158. Неменский Б. М. Мудрость красоты. — М., 1981. — 206 с.

159. Немов Р. С. Психология. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 608 с.

160. Никандров Н. Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Мир образования — образование в мире. — 2003. — № 3. — С. 3-—19.

161. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 153 с.

162. Николко В. Н. Творчество как инновационный процесс (философ-ско-онтологический анализ). — Симферополь: Таврия, 1990. — 190 с.

163. Новиков А. М. Как работать над кандидатской диссертацией. Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. — М.: Педагогический поиск, 1994. — 123 с.

164. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1996. — 130 с.

165. Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений. Профпедагогика. — М.: Высшая школа, 1986. — 288 с.

166. Новиков Л. И., Куракин А. Т. Путь к творчеству. —М., 1966. —161 с.

167. Нойнер Г. Второе рождение: О воспитании в повседневной жизни. — М.: Педагогика, 1981. — 129 с.

168. Ньюэлл А., Саймон Г. С., Шоу Дж. Процессы творческого мышления // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965.

169. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. — М.: Московский лицей, 2002. — № 2.

170. Обухова JI. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. — М.: Педагогика, 1991.

171. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1972.

172. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 922 с.

173. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: РИА, 1997. — 637 с.

174. Перспектива: Сборник статей молодых ученых Оренбургского государственного университета. — Оренбург: ОГУ, 2002. — 182 с.

175. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — Т. 2. — 416 с.

176. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения творчества). — М.: Педагогика, 1972. — 184 с.

177. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Высшая школа, 1972. —312 с.

178. Платонов К. К. Структура развития личности. — М.: Наука, 1986. —255 с.

179. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества // Вопр. психологии. — 1990. — № 1. С. 16—19.

180. Подласый И. П. Педагогика. — М.: Просвещение: Владос, 1996. — 631 с.

181. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация. — М.: Новая школа, 1995. — 256 с.

182. Полонский В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика. —1999. — № 8. — С. 16.

183. Полонский В. М. Типология и уровни исследовательской проблематики // Педагогика. — 1997. — № 1. — С. 14—19.

184. Пономарев Я. А. Взгляд на рефлексию с позиции структурно-уровневой концепции психологического механизма творчества // Рефлексивные процессы и творчество. — Новосибирск, 1990. — С. 73—82.

185. Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 6. — С. 38—50.

186. Президентская программа «Дети Республики Башкортостан» на 1999—2005 годы. — Уфа, 1999. — 62 с.

187. Прокофьева А. Г. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: Монография. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. — 160 с.

188. Психологический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.

189. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина и

190. B. В. Шадрикова. — М.: Наука, 1991.

191. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Ма-тюшкина. — М.: Педагогика, 1991. — 155 с.

192. Расчетина С. А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — JL, 1988. — 34 с.

193. Рахимов А. 3. Формирование творческого мышления школьников: Автореф. дис. д-ра психол. наук. — М., 1993.

194. Роджерс К. Путь к целостности: Человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопр. психологии. — 1995. — № 1. —1. C. 132—144.

195. Роджерс К. Становление личности. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.

196. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. — 1990. —№ 1. —С. 164—168.

197. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.— М.: Большая Российская энциклопедия, 1993,1999.

198. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. —416 с.

199. Рубинштейн С. Л. Способности // Основы общей психологии. — М., 1989. —Т. 2.

200. Руссо Ж.-Ж. Сочинения: Пер. с фр. — Калининград: Янтар. сказ, 2001. —414 с.

201. Рыков Н. А. Педагогика и методика обучения. — М.: Просвещение, 1981. —254 с.

202. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 224 с.

203. Рындак В. Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: Монография / Уральское отделение РАО. — Екатеринбург; Оренбург, 2002. — 352 с.

204. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. — М.: Изд-во МГУ, 1988. —288 с.

205. Сартр Ж. П. Воображение. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. — СПб.: Наука, 2001. — 318 с.

206. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым / Пер. с англ. Н. И. Войскунской. — М.: Прогресс, 1987. — 366 о.

207. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982.

208. Сеченов И. М. Психология поведения: Избранные психологические труды. — М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 318с.

209. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. — М.: Академия, 2003. — 192 с.

210. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. — М.: Современное слово, 2001. — 928 с.

211. Соколова Л. Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: Монография. — Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2003. — 352 с.

212. Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. и др. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества// Вопр. психологии. —1991. — № 5.

213. Столетов В. Н. Становление личности. — М.: Мысль, 1987. — 334 с.

214. Столович Л. Н. Философия красоты. — М.: Политиздат, 1978. — 118 с.

215. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Педагогика, 1983. —217 с.

216. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. — Казань: ИССО РАО, 1993. — 96 с.

217. Тарасов Г. С. О психологии творчества // Вопр. психологии. — 1992. —№ 1/2. —С. 105—111.

218. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988. —176 с.

219. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — 328 е.; Т. 2. — 359 с.

220. Терегулов Ф. Ш. Материя и её сознание. — М.: Народное образование, 2002. — 304 с.

221. Тряпицына А. П. Педагогические основы творческой учебнопознавательной деятельности школьников: Автореф. дисд-ра пед. наук.1. М., 1991. —31 с.

222. Тубельский А. Н. Пространство школы: Учебн.-метод. пособие. — М.: МИРОС, 2001.—111 с.

223. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М., 1966. — 141 с.

224. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.

225. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987. — 80 с.

226. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1990.

227. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. — М.: Педагогика, 1982. — 224 с.

228. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999. —576 с.

229. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. избранных произведений. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.

230. Фридман JT. М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80 с.

231. Фримэн Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997. — С. 371—399.

232. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990. — 271 с.

233. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.

234. Хайдеггер М. Школьная педагогика. — М.: Гнозис, 1993. — 332 с.

235. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., переработ, и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

236. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с.

237. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.

238. Цейтлин А. Г. Всегда и сегодня. М.: Наука, 1969. — 279 с.

239. Чебышев П. Л. Собрание сочинений. — Л., 1951. — 474 с.

240. Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: Дар или испытание. — М.: Знание, 1990. — 80 с.

241. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.

242. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980.

243. Шестов Л. И. Сочинения: В 2 т. — М.: Наука, 1993.

244. Шишова О. А. Творчество юных — двадцать первому веку // Библиотечка руководителя: Сб. Вып. № 9. — М., 1999. — С. 69—84.

245. Штофф В. А. Моделирование и философия. — М.; JL: Наука, 1966. —301 с.

246. Шумакова Н. Б., Щербо Н. П., Щебланова Е. И. Тест творческого мышления П. Торренса. — М., 1990. — 44 с.

247. Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. — М.: Педагогика, 1986.— 171 с.

248. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1998. — 203 с.

249. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 77 с.

250. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. —560 с.

251. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. — 1971. — № 4.

252. Эриксон Э. Г. Детство и общество. — 2-е изд., переработ, и доп. — СПб.: Речь, 2000. — 416 с.

253. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.

254. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991.

255. Юсуфбекова И. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М.: ЦСПО РСФСР, 1991. — 91 с.

256. Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. —144 с.

257. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. — М., 1971.

258. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. — М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. —304 с.

259. Яковлева Е. JI. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопр. психологии. — 1996. — № 3. — С. 28—34.

260. Amabile Т. М., Collins М. A. Creative // Manstead A. S. R., Hewstone М. (eds). The Blackwell encyclopedia of social psychology. — Oxford: Blackwell Publ., 1996. —P. 142—144.

261. Arnheim R. The creative process // Psychologische Beitrage. — 1982. —V. 6, —№3,4.

262. Barron F., Harrington, Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. — 1981. — V. 32. — P. 439—476.

263. Eysenek H. J. Genius. The natural history of creativity. — Cambridge: Camb. Univ. Press, 1995.

264. Ferguson V. La revolution du cerveau. — Paris: Calmann-Levy, 1974.

265. Guilford J. P. Some theoretical views on creativity // Helson H. (Ed.) Contemporary approaches to psychology. —N. Y., 1987.

266. Guilford J. P. Intellectual factors in productive thinking // Mooney R. L. and Razik T. A. (Eds.) Exploration in creativity. — N. Y., 1991.

267. Guilford J. P. The nature of Human Intelligence. — N. Y.: McGraw-Hill, 1967.

268. Hallmann R. J. The necessary and sufficient conditions of creativity // Creativity: its educational implications. — N. Y., Sidney, 1997.

269. Rohlfs E. Musikerziehung in Deutschland: Musik in der Schule // Bildung und Wissenschaft. — 1994. — № 3. — S. 5—9.

270. Sternberg R. General intellectual ability. — 1985. — P. 5—31.

271. Taylor C. W. Various approaches to and definitions of creativity//Sternberg R., Tardif T. (Eds.). The nature of creativity. — Cambridge: Cambr. Press, 1988. — P. 429—446.

272. Terman L. M. The Measurement of intelligence. — Boston, 1937.

273. Torrance E. P. The Torrance Test of creative thin King: Technical norm manual. Ill, 1974.

274. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in its testing // Sternberg R., Tardif T. (Eds.). The nature of creativity. — Cambridge: Cambr. Press, 1988. —P. 43—75.

275. Wallach M. A. Test tell us little about talent // Am. Sci. — 1976. — Vol. 64. —P. 57—63.

276. Measurement and Appraisal of Adult Intelligence. — Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.