Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Старикова, Надежда Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Старикова, Надежда Михайловна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования целостного восприятия у художника-живописца в работе над произведением искусства.
1.1 Теоретические основы и подходы к научному изучению понятия «цвет».
1.2 Теоретические аспекты процесса зрительного восприятия у художника-живописца в работе над произведением искусства.
1.3 Психолого-педагогические основы формирования целостного восприятия цветовых и тоновых отношений.
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методической системы формирования целостного восприятия цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов на практических занятиях живописью.
2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента по формированию целостного восприятия цветовых и тоновых отношений.
2.2. Методическая модель развития целостного восприятия и воспроизведения в живописи цветовых и тоновых отношений на практических занятиях живописью. Формирующий этап педагогического эксперимента.
2.3. Контрольный этап эксперимента. Динамика формирования уровней целостного восприятия и освоения цветовых и тоновых отношений.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью2009 год, кандидат педагогических наук Макарова, Мария Леонидовна
Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи2008 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Егор Фёдорович
Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа2009 год, кандидат педагогических наук Грошев, Иван Петрович
Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра2004 год, кандидат педагогических наук Воронина, Елена Владимировна
Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи2002 год, кандидат педагогических наук Шашков, Юрий Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов»
Проблема исследованиям ее актуальность обусловлены современными требованиями подготовки преподавателя изобразительного искусства. Художник-педагог призван формировать творческий потенциал учащихся, развивать творческие способности, изобразительные навыки, художественно-образное мышление, чувство цвета, композиционную культуру, приобщать к наследию отечественного и мирового искусства.
Освоение выразительного языка изобразительного искусства (цвет, тон, пятно, линия, ритм и др.) является приоритетной задачей профессионального образования будущих художников-педагогов. Эти задачи могут решить только преподаватели, на высоком уровне подготовленные по профессиональным дисциплинам. Формирование культуры восприятия цвета и целостного художественного- видения; преодоление константных цветовых стереотипов-повышают эффективность профессиональной подготовки студентов художественных специальностей и направлений. Также, в настоящее время, в условиях современной многополярной художественной среды происходит размытие границ между культурным плюрализмом и дилентантизмом в области изобразительного искусства.
Художественная педагогика сталкивается с необходимостью развития целого комплекса понятий, навыков и приемов цветотональной живописи, с одной стороны, и корректировкой, уже имеющихся, не всегда правильных, представлений о целостности в живописи, с другой. Затруднения вызывают отсутствие четкой систематизации теоретического материала по цветоведе-нию и колористике, технологии живописных материалов; недостаточна взаимосвязь знаний по этим вопросам с практическим разделом курса живописи. В связи с этим возникла необходимость в исследовании проблемы целостного восприятия в живописи цветовых и тоновых отношений на современном научном-уровне и разработке эффективной методики обучения живописи на начальном этапе: .
Формирование целостного восприятия' и воспроизведения» в живописи тоновых и цветовых отношений-закладывается, на начальном этапе и* проходит через? весь процесс обучения живописи. На начальном- этапе обучения 1 педагогу приходится иметь дело с преодолением уже имеющегося у студентов константного восприятия цвета, существенно отличающегося от профессионального восприятия, обусловленного целями живописного изображения (проблема преодоления так называемого «предметного цвета») и акцентированием профессиональных ориентиров, таких как создание произведений в области изобразительного искусства, художественно-профессиональное и эстетическое воспитание молодого поколения.
Большую ценность для решения обозначенной нами проблемы пред- ставляет изучение фундаментальных трудов в-области колористики, цветове-дения, теории живописи, психологии, педагогики и теории художественного образования.
Основополагающий вклад в исследование природы цвета и особенностей цветовосприятия цветов человеческим зрением (на основе психологии и психофизиологии зрения), в разработку систем классификации цвета внесли: Р. Адаме, Р. Арнхейм, Г. Л. Гельмгольц, И. В. Гете, И. Иттен, А.Г. Менселл, И. П. Мюллер, И. Ньютон, В. Оствальд, Я. Э. Пуркине, Б.М. Теплов, Т. Юнг и другие.
Вопросы психологии восприятия цвета в изобразительной деятельности изучались российскими и зарубежными учеными-психологами: Б. Г. Ананьевым, Н.Н. Волковым, Л.О. Выготским, В.П. Зинченко, Е. И. Игнатьевым, В. С. Кузиным, Дж. Максвеллом, А. Н. Леонтьевым, Я.Н. Пономаревым, С.Н. Рубинштейном, П.М. Якобсоном, физиологами: И.П. Павловым, И. М. Сеченовым.
Важное значение для данной работы имели современные исследования теории искусства и художественной педагогики (С.С. Алексеев, А.Б. Баку-шинский, Г.В. Беда, Б.Р. Виппер, H.H. Волков, A.A. Исаев, Д.Н. Кардовский, Н. П. Крымов, В. К. Лебедко, С: П. JIomobH. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, А. А. Унковский, П. П. Чистяков, Е. В. Шорохов, К. Ф. Юон, А. П.' Яшухин и другие).
Реалистический метод изображения и работа с натуры в неразрывной связи с изучением теоретических основ в области закономерностей восприятия натуры и передачи на плоскости изображаемых явлений являются основополагающими для формирования живописного мастерства. Если следовать требованиям взаимосвязи теории и практики обучения живописи, то ведущим понятием должен быть термин «обусловленный цвет». Термин «обусловленный цвет» определяет предметный цвет, измененный под влиянием освещения, окружения и пространства." ~ ~ .
Целостное восприятие действительности - основной принцип изобразительного искусства, позволяющий видеть объект изображения и само изображение синкретично, одновременно, во всем единстве и взаимообусловленности многообразия пластических форм, свойств, качеств, признаков и особенностей. Поэтому одной из важнейших задач обучения живописи является формирование целостного восприятия цветотональных отношений. Целостное восприятие, включающее в себя постоянное сравнение, сопоставление, понимание воспринимаемых сторон, качеств, свойств наблюдаемых предметов и явлений действительности способствуют формированию художественного образа мира. Недостаточное и несистематическое развитие целостного восприятия приводит к ошибкам в восприятии и воспроизведении натуры.
Задача формирования целостного восприятия цветовых отношений на занятиях живописью еще далеко не решена. На наш взгляд недостаточная роль отводилась уточнению понятийного аппарата дисциплины «Живопись» и недостаточно рассматривались методы работы отношениями, вследствие чего студенты уделяют внимание не анализу постановки и выявлению живописных форм, а пишут «с натуры», копируя-цвет. Так, известный ученый А. С. Зайцев в книге «Наука о цвете и живопись» отмечает, что «Пропорциональное уменьшение цветовых и тональных отношений. никак не- может быть возведено в основной закон реалистической изобразительной грамоты. Лишь постольку, поскольку самая светлая и самая темная из красок не могут сравняться по своей яркости с яркостью солнца, с глубиной природного черного цвета, художник, естественно, пользуется диапазоном тонов, который дает ему белая и черная краски». Он также выделяет, что тоновые отношения не являются пропорциональными, «уменьшенным подобием натуры». Как и другие элементы формального строя произведения, цветовые и тоновые отношения определяются требованиями выразительности художественной форМЫ. ' ----- ---- . . ---------------
Наблюдения за работой педагогов и студентов творческих факультетов, а также анализ живописных работ, показывают, что студенты видят цель занятий живописью в приобретении технических навыков. Педагоги, однако же, не всегда имеют полное представление о методических условиях формирования целостного восприятия цветовых отношений. Это все приводит к тому, что студенты не знают, как и какими средствами создается целостный этюд, картина, идут малоэффективным методом проб и ошибок. Отсюда возникают попытки копировать цвет натуры. Студенты ищут рецепты живописи. Как следствие такого подхода - отсутствие гармонии, дробность и однообразие выполняемых этюдов и картин.
Сложившаяся ситуация не способствует полноценной и эффективной подготовке художника-педагога. В связи с этим, организация процесса обучения живописи должна основываться на усилении направленности педагогического процесса по формированию целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений на начальном этапе обучения живописи.
Противоречие, возникшее между целями и< задачами подготовки художников-педагогов на творческих факультетах вузов, и реальным* характером процесса формирования целостного восприятия цветовых отношений' у студентов на практических занятиях живописью «с натуры», требует создания целостной методической модели обучения. Указанное противоречие и определило проблему исследования — формирование целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов. Решение этой проблемы и составило цель исследования.
Цель исследования - научное обоснование модели обучения живописи, способствующей эффективному формированию у студентов творческих факультетов целостного восприятия и передачи тоновых и цветовых отношений;- экспериментальная- проверка* и методическое обеспечение разработанной модели образовательного процесса по живописи.
Объект исследования — процесс обучения живописи студентов творческих факультетов.
Предмет исследования - стратегия моделирования образовательного процесса по живописи на начальном этапе обучения с целью формирования целостного восприятия и воспроизведения цветотональных отношений у студентов творческих факультетов.
Гипотеза исследования: формирование у студентов творческих факультетов целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений возможно, если будет:
- определено оптимальное сочетание факторов (эстетических, психологических, художественно-практических), влияющих на формирование целостного восприятия цвета;
- сформировано понятие «цвет-стратегия», которое рассматривает цвет во взаимодействии чувственно-эмоциональных и художественно-образных планов образовательного процесса по живописи;
- разработаны критерии оценки уровней сформированности целостного восприятия! и воспроизведения тоновых и цветовых отношений;
- разработана модель методической системы обучения,, включающая систему методов обучения видению обусловленного цвета и тона, и основанная на глубоком изучении механизма процесса восприятия;
- реализована экспериментальная методическая система формирования у студентов творческих факультетов целостного восприятия и передачи тоновых и цветовых отношений.
Задачи исследования:
1. Изучить и охарактеризовать философскую, искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. На основе анализа определить основные элементы, отражающие содержание рабочего понятия «целостное восприятие художника-живописца».
2. Определить систему психолого-педагогических и общенаучных методологических принципов, лежащих в основе решения проблемы исследования.
3. Выявить, сформулировать и обосновать критерии уровней сформированности целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов.
4. Разработать и научно обосновать модель методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов на начальном этапе обучения живописи.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в живописи.
Методологической основой исследования являются основные научные положения в области цветоведения, фундаментальные труды специалистов в области искусствоведения, теории и методики обучения живописи, философии, психологии, педагогики.
Методы исследования:
1. Изучение теоретического наследия и обобщение педагогического опыта мастеров живописи.
2. Системный анализ специальной литературы и научных трудов по проблеме исследования.
3. Метод педагогического наблюдения за деятельностью студентов на занятиях по живописи с целью выявления и анализа динамики формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов на занятиях по живописи.
4. Педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов, по формированию целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов на занятиях по живописи.
5. Описательная статистика, последовательное соотнесение теоретических положений с результатами исследования.
6. Методы графической, структурной и классификационной обработки и систематизации результатов эксперимента.
Научная новизна исследования:
- Дано научно-теоретическое обоснование модели экспериментальной методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов на начальном этапе обучения живописи.
- Определено оптимальное соотношение факторов (эстетических, психологических, художественно-практических), влияющих на формирование целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений, по содержанию, по учебным постановкам, по последовательности их использования в процессе образовательного, процесса по живописи:
- Разработана' модель методической системы, включающая- структурные, методические и практические компоненты, обеспечивающие эффективность формирования у студентов творческих, факультетов целостного вос приятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений;
- Разработаны уровни и критериальные характеристики сформирован-ности целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов в живописи на начальном этапе обучения.
Теоретическая значимость результатов исследования:
- Теоретически обоснована проблема формирования целостного восприятия, и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений на начальном этапе обучения. - .—------------------.
- Решение данной проблемы вносит вклад в .разработку теории и методики формирования целостного восприятия и воспроизведения, тоновых и цветовых отношений в области академической живописи.
-Методическая система формирования целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений способствует повышению качества подготовки художника-педагога.
-Уточнены содержание и структура понятий «целостность», «цвет», «цветовые и тоновые отношения».
- Разработаны авторские программы для обучения по направлению «Декоративно - прикладное искусство и народные художественные промыслы»: «Академическая живопись», «Цветоведение и колористика», определено их место в художественно-творческой деятельности студентов.
-Результаты работы.могут быть использованы в дальнейших научных" исследованиях в этой области.
Практическая значимость: и
Полученные результаты могут быть использованы в построении учебного процесса по живописи творческих факультетов вузов.
Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования-учебных программ, учебно-методических пособий по-живописи, цве-товедению и колористике.
-Результаты исследования могут быть использованы для построения модели профессиональных компетенций по живописи.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены теоретической и методологической базой исследования, а также данными, полученными в ходе проведения экспериментальной работы, выразившимися в более высоком уровне художественно-теоретической и практической подготовки по живописи студентов творческих факультетов.
Апробация и внедрение результатов исследования'проходили на научных и практических конференциях МГТУ имг М.-Аг Шолохова и МПГУ (2005 - 2010 гг.). Основные результаты исследования внедрены в практику обучения живописи на факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М. А. Шолохова и на художественно-графическом факультете МПГУ (2005 — 2010 гг.), отражены в тезисах и научных статьях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Оптимальное сочетание факторов (эстетических, психологических, художественно-практических), влияющих на формирование целостного восприятия цвета по содержанию, объему и последовательности, является необходимым условием качественной художественной подготовки студентов творческих факультетов.
2. Критерии уровней (микроуровень, мезоуровень, макроуровень) сфор-мированности целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов 1-2 курсов творческих факультетов, на основе критериев оценки компонентов структуры уровня (знания по цветоведению; знания, умения и навыки в области живописи; техники исполнения; художественно-образное решение и др.).
3. Экспериментальная, научно-разработанная модель методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения в живописи цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов представляет собой стратегию обновления содержания образовательного процесса по живописи. Основой этого обновления является комплексное рассмотрение природы живописного мастерства, формирование культуры цвета, цвета - стратегии, владения цветом как средством художественной выразительности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов2000 год, доктор педагогических наук Ломов, Станислав Петрович
Развитие колористического видения студентов III - IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета2007 год, кандидат педагогических наук Золотых, Михаил Сергеевич
Развитие цветовосприятия на занятиях по живописи: у студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов2010 год, кандидат педагогических наук Ромашко, Евгений Викторович
Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи1987 год, кандидат педагогических наук Мизанбаев, Рамазан
Развитие живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов2008 год, кандидат педагогических наук Шайхулов, Рамазан Нурисламович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Старикова, Надежда Михайловна
Результаты исследования позволяют нам сделать в заключении следующие выводыг
1. Проведенный теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы, мемуаров и воспоминаний художников-живописцев по проблеме развития и изучения феномена цвета, а также формирования целостного восприятия позволил определить основные элементы, отражающие содержание рабочего понятия «целостное восприятие художника-живописца». Так, целостное восприятии художника-живописца - это процесс активного постижения, интерпретации опыта реальной жизни, основанный на интеллектуально-чувственных аспектах творческой деятельности с последующим воплощением образа в произведении на уровне единства его формы, содержания, а также цветовой оценки.
Цвет, имеющий в своей основе разные мировоззренческие установки — это стратегия, определяющая общий ход работы над произведением, включающая в себя выбор материла, цветовой палитры, использование композиционных и живописных приемов, наиболее полно отвечающих раскрытию замысла. Здесь условно выделяют два подхода - цвет-познание (пассивное и активное) и цвет-выражение (субъективное и объективное).
Наиболее ярко подход в понимании цвета, как пассивное познание, представлен в таком направлении искусства как натурализм. Представители натурализма стремятся к объективно-бесстрастному, внешнему воспроизведению чувственно воспринимаемой реальности, без ее идейного осмысления и художественного обобщения, что проявляется в пристрастии к пассивному копированию действительности.
При активном же познании и изображении объективной реальности цвет носит идейное содержание знаний об объекте и воплощается в художественном образе. Подобное использование цвета характерно для художников реалистического направления в искусстве, которые стремились дать наиболее полное, правдивое отражение действительности.
Цвет, несущий в себе символический смысл алогичности бытия, заключающийся в отражении неких таинственных, смутных, недостижимых сил, правящих миром - это цвет-выражение объективного (характерен для иконописи, особо выражен в работах символистов XIX - начала XX века).
Цвет-выражение субъективного использует эмоциональность красок согласовано со свободным восприятием мира, стремлением к обостренному самовыражению (примерами использования цвета могут служить картины абстракционистов и экспрессионистов).
Реалистический метод изображения (активное цветопознание) в тесной взаимосвязи с изучением теоретических основ является основой формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений на начальном этапе обучения живописи.
Кроме этого основой для формирования целостного восприятия является кругозор начинающего художника, стимулирующий воображение и развивающий его художественный вкус.
Проведенный анализ позволил, таким образом, определить соответствующий арсенал приемов и средств «постановки глаза» живописца, заключающийся в использование средств «ограниченной- палитры», многоаспектного использования света, применение информационных технологий для I корректировки методов колористического анализа произведений живописи и др.
2. Создана и экспериментально проверена научно-разработанная модель методической системы формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов на занятиях по живописи, являющаяся важнейшим фактором построения образовательного процесса по живописи, включающая совокупность методов обучения видению обусловленного цвета и тона, и основанная на глубоком изучении механизма процесса восприятия. Предлагаемая методическая система^ заданий и упражнений эффективно-влияет на процесс формирования целостного восприятия цвета и воспроизведения тоновых и цветовых отношений, и, в отличие от традиционной методики, ориентирована на развитие творческих и изобразительных способностей.
3. Определена система психолого-педагогических и общенаучных методологических принципов, лежащих в основе решения проблемы формирования целостного восприятия цветовых и тоновых отношений, основными среди которых являются психо-эмоциональное воздействие цвета в контексте реализации понятия «цвет-стратегия», сочетание репродуктивного и творческого методов обучения, совместная оценка студентами и преподавателем уровня сформированности художественного видения цвета и др. Сформировано понятие «цвет-стратегия», которое рассматривает цвет во взаимодействии чувственно-эмоциональных и художественно-образных планов образовательного процесса по живописи; представляет собой курс обновления содержания образовательного процесса по живописи. Основой этого обновления является комплексное рассмотрение природы живописного мастерства, форжирование культуры цвета, цвета - стратегии, владения цветом как средством художественной выразительности.
4. Определено оптимальное сочетание факторов (философское понимание цвета, научное определение цвета, физическая и* химическая природа цвета, семантика и символика цвета и др.), влияющих на формирование целостного восприятия цвета, формирующих культуру цвета, и состоящее в определении соотношения их влияния на целостное восприятие цвета и воспроизведение в живописи цвета студентами творческих факультетов.
5. Разработана система критериев на основе которой определены уровни сформированности целостного восприятия цвета и воспроизведений цветовых и тоновых отношений студентами творческих факультетов (микроуровень, мезоуровень, макроуровень).
Концептуальную основу методической модели развития целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений составляет совокупность методологических подходов, способствующих формированию базовых компонентов художественно-творческой практики, необходимых для дальнейшего творческого развития. Педагогический процесс развития целостного восприятия, являющийся фактором формирования профессиональной компетентности, содержит педагогический, методический и психологический компоненты. Структурные составляющие данных компонентов находятся во взаимосвязи и преемственности целей, задач, форм, методов, принципов, средств обучения.
Неотъемлемым компонентом модели обучения является система постепенно усложняющихся заданий на воспроизведение цветовых и тоновых отношений. Система заданий включает анализ произведений художников-живописцев, выполнение краткосрочных этюдов-упражнений, длительных учебных постановок, преимущественно с использованием ограниченной цветовой палитры, а также самостоятельную творческую работу.
Экспериментально доказано, что такой компонент разработанной модели обучения, как графические теоретические блоки, раскрывают наиболее важные и основные вопросы художественно-живописного творчества. За счет оптимально упорядоченной системы организации теоретических положений (законов, понятий, правил), графические теоретические схемы позволяют соотносить восприятие новой информации с ранее усвоенной, выделении главного и их четкой систематизации. При организации работы с таким наглядным пособием учитываются основные дидактические принципы — доступность, посильность, наглядность.
6. Исследование показало, что структурно-взаимосвязанное изучение теоретических вопросов должно быть согласовано с постановкой и решением практических заданий, обеспечивая связь чувственного компонента восприятия с его осмыслением и усилением практической направленности учебного процесса по живописи.
В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность методической модели развития целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов на начальном этапе обучения живописи. Анализ статистических данных эксперимента показал, что уровень развития целостного восприятия у студентов экспериментальной группы выше уровня развития целостного восприятия студентов контрольной группы в среднем на 20%.
Данное исследование не является исчерпывающим, оно может послужить основой для дальнейшего изучения особенностей формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений на занятиях по живописи в условиях реализации компетентностной модели обучения.
Заключение
Изучение философской, психологической и педагогической научной литературы, а также проведенный педагогический эксперимент подтвердили гипотезу исследования процесса формирования целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений у студентов творческих факультетов на начальном этапе обучения живописи. Задачи исследования решены.
Анализ программ по живописи, методической литературы, наблюдение за процессом живописи на практических занятиях, беседы с преподавателями, свидетельствует о том, что на современном этапе подготовка профессионалов в области изобразительного искусства в рамках компетентностного подхода требует применения наиболее эффективных приемов обучения на начальном этапе.
Решение этой проблемы возможно, как мы установили, при использовании в учебном процессе графических теоретических блоков (схем) и системы заданий по развитию целостного восприятия у студентов творческих факультетов на практических занятиях, основанной на знании подходов к определению понятия «цвет», механизма процесса восприятия у художников-живописцев, при учете индивидуально-психологических и возрастных особенностей студентов, их уровня развития целостного восприятия, а также теоретических знаний. Применение теоретических блоков создает основу глубоких и устойчивых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего профессионально-творческого развития будущих художников-педагогов.
Методическая модель развития целостного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений включает:
1) анализ произведений известных художников-живописцев;
2) практическую деятельность над выполнением учебно-творческих заданий на основе теоретических знаний;
3) стимулирование творческой деятельности студентов.
Основная цель анализа произведений заключается в развитии и совершенствовании глубокого, более активного и полного творческого восприятия художественного произведения. Анализ произведений способствует пониманию единства многообразия компонентов выразительных средств художественно-образного языка, в частности сложности вопроса феномена цвета в историческом аспекте, развитию вариативности и креативности мышления, как необходимого компонента дальнейшего творческого поиска.
Целью практической деятельности, основанной на теоретических положениях современных данных науки, является формирование у студентов на начальном этапе обучения живописи устойчивого формирования понятий «обусловленный цвет» и «цвет-стратегия».
В обыденной жизни цвет для людей имеет утилитарное значение, мы отдаем предпочтение привычным цветам предметов, где цвет несет информационную функцию, имеет визуально-материальный характер и игнорирует смысловые и духовные переживания. Действительность, природа или натура независимо от интерпретации художника является для него источником, оригиналом. Живопись, как искусство, самоценна и неподвластна законам внешнего мира жизни, поэтому она существует в узких и жестких рамках. Обусловленный цвет определяет предметный цвет, измененный под влиянием условий освещения, окружения, пространства. Единство восприятия и целостное воспроизведение взаимообусловленного многообразия форм, свойств, качеств, особенностей окружающей действительности возможно с определением и использованием наибольшей выразительности элементов формального строя произведения, основу которых составляют, безусловно, композиционная структура и цветовые и тоновые отношения. Существующие и воспринимаемые художником цветовые отношения представляют стимул, побуждающий художника писать, оценить изображаемое и предвидеть результаты и цель своей деятельности, мысленно создать образ натуры, который затем будет создан и-материально.
Причем активное стремление познать закономерности изменения цвета предмета в световой среде, овладение основами живописной грамоты возможно только методом- реалистического искусства. Метод реалистического искусства основан на способе активного познания, цвета, цветовых отношений и гармоний, и на изображении объективной реальности, через цвет выражающей идейное содержание.
Стимулирование творческой деятельности студентов способствует росту творческого потенциала студента, совершенству его вкуса, мастерства, композиционного мышления, объемно-пространственного воображения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Старикова, Надежда Михайловна, 2011 год
1. Агостои Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер., с анг. -М.: Мир, 1982. - 184 е., ил.
2. Алексеев С.С. О колорите. -М., 1974.
3. Алексеев-С.С. О цвете и красках. М., 1962.
4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984.
5. Алленов ММ., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х начала XX века. - М1: Искусство, 1989.
6. Алпатов М.В. Камиль Коро: Монография. М: изобразительное искусство, 1984. - 176 с. ил.
7. Антология русской поэзии и прозы. XX век. Ч. I. /Сост. Г.Г. Гольдштейн, Н.С. Орлова; Вступ.ст. Е.А. Таратуты. М.: Издат. дом «Круглый год», 1994.-336 с.
8. Арагон Л. Анри Матисс, Роман. В 2-х т. Т. 2. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1981.225 с.
9. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время /Авт.-сост. Е.Б.Мурина, С.Г. Джафарова. -М.: Сов.художник, 1990. 272 е.: ил. (Новая галерея. 20 век).
10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 е.
12. Арнхейм Р. Образ и мысль/Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Ч. 1. Душанбе, 1972.
13. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990: — 176 с.
14. Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи: Дис. . .канд. пед. наук. М., 1979.
15. Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993.-223 е.: ил.
16. Банфи А. Философия искусства / Предисл. К. М. Долгова; Пер. с итал. Г.П. Смирнова. М.; Искусство, 1989. - 384 с.
17. Беда Г.В. Живопись: Учеб.для студентов пед.ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз.искусство и труд». М.: Просвещение, 1986. - 192 е., ил.
18. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. — М.: Просвещение, 1977.
19. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. 1964.
20. Безгодова Т.В. Формирование основ художественного мастерства студенотов в процессе обучения живописи на художественно-графических факультетах пединститутов. Дис.канд.пед.наук. М., 1974.21,22,23,24,25,2629,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,4041,42,43,
21. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с. Бенц Э. Цвет в христианских видениях. - пер. с англ. // Психология цвета.- М. Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996. - 352 с.
22. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. T. 2.-М., 1979.
23. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. — М.: Советский художник, 1989.
24. Василевич А.П. Цвет и его название. Развитие лексики цветообозначения в современной России / А.П. Василевич, С.С. Мищенко // Вестник РФФИ.- 2000. № 1.-56-61 с.
25. Вежбицка А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. -М.: Русские словари. 1996. - 231 - 291 с. Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие - М.: Изд-во «Ижица», 2004.
26. Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1989. 175 е., 39. л. ил. - (Жизнь в искусстве). Виннер A.B. Как работают мастера живописи. - М.: Советская Россия, 1965.
27. Виннер A.B. Материалы и техника масляной живописи / Под общ.ред. И.Э.Грабаря. М.: «Сварог и К», 2000.
28. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 288 с.
29. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. М., 1988.
30. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. — 2-е изд., доп. -М.: Искусство, 1988. 253 с.
31. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1984. - 220 е., ил. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.-377 с.
32. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.44.45,46.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.