Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов посредством приобщения к русскому религиозному искусству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кликунова, Елена Вячеславовна

  • Кликунова, Елена Вячеславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 239
Кликунова, Елена Вячеславовна. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов посредством приобщения к русскому религиозному искусству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кликунова, Елена Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1-2 КЛАССОВ.

1.1 К истории вопроса: влияние национальной религиозной эстетики на школу рисования в России и современная педагогика изобразительного искусства.

1.2 Духовная содержательность православной эстетики как средство развития творческих способностей школьников.

1.3 Возрастные психические основы содержательности изобразительной деятельности младших школьников.

1.4 Взаимосвязь психического развития школьников 1-2 классов и содержательности их изобразительной деятельности. 51 Вывод.

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРНАЗНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7-8 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ЭСТЕТИКЕ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА. '

II. 1 Критерии оценки содержательной образности в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов.

11.2 Проблемы совершенствования изобразительной деятельности младших школьников.

11.3 Методические приемы и обоснование методов развития содержательности как фактора, развивающего художественную образность в изобразительной деятельности школьников первых лет обучения изобразительному искусству. 113 Вывод.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов посредством приобщения к русскому религиозному искусству»

Происходящие в нашем обществе изменения породили множество проблем. Но никакие политические и экономические трудности не могут заслонить заботу общества о детях, от кого зависит будущее нашего Отечества. Любое общество, в любую историческую эпоху должно заботится об образованности человека, стремиться развивать его творческий потенциал и активную жизненную позицию. В этом смысле активизация изобразительной деятельности школьников 1-2 классов есть путь развития творческого потенциала формирующейся личности ребенка и имеет подлинно государственное значение.

Развитию творчества в теории педагогики посвящены работы Ю.К. Ба-банского (7), Т.С. Комаровой (86), Г.В. Лабунской (97), Б.Т. Лихачева (103), Н.П. Сакулиной , В.А. Сластенина и др.

Исследованию вопросов художественного воспитания детей посвящены работы A.B. Бакушинского (8), Б.Т. Лихачева (101), В.А. Сухомлинского, М.Г. Яновской (190), вопросами развития школьников средствами изобразительного искусства занимались H.H. Ростовцев (139,140), Н.С. Боголюбов, Л.Б. Ер-молаева-Томина (58), Е.В. Шорохов (178) и др.

В теории методики исследованием проблем развития изобразительной деятельности младших школьников занимались ученые Е.И. Игнатьев (65), B.C. Кузин (94), Б.М. Неменский (71), H.H. Ростовцев (137), Е.Е. Рожкова, А.Е. Терентьев, Е.В. Шорохов (177), Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов (73) и др.

Разработкой психологии изобразительной деятельности детей 7-8 летнего возраста занимались известные русские исследователи В.М. Бехтерев (12), Л.С. Выготский (31), Е.И. Игнатьев (67), В.И. Киреенко (83).

Изучением творческих способностей детей занимались Н.Л. Ветлугина, O.A. Керимшеева, B.C. Кузин (91), A.A. Матюшкин (130).

Поиску методов развития изобразительной деятельности младших школьников посвящены диссертационные исследования А.И. Васильева (19),

С.Ш. Евтых (57), С.Е. Игнатьева (68), Э.И. Кубышкиной, Е.С. Лыковой (106), И.Н. Полынской, О.П. Савельевой (144), Г.В. Черемных, и др.

Анализ литературы, связанной с исследованием развития изобразительной деятельности младших школьников и методических путей, способствующих развитию активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству, свидетельствует о том, что в исследуемой нами проблеме еще существует ряд неразработанных вопросов, требующих отдельного изучения. Кроме того, проблема развития изобразительной деятельности посредством приобщения к духовным ценностям национальной религиозной культуры практически не рассматривалась.

Исследованию национального искусства посвящены работы В. Бычкова (15), С. Булгакова (164), Б. Раушенбаха (132), Е. Трубецкого (158), Л. Успенского (161), П. Флоренского (165) рассматривают религиозную живопись, литературу, архитектуру и музыку как уникальное явление национальной и мировой культуры. Именно по этому религиозную живопись, архитектуру, литературу России принято объединять понятием русского религиозного искусства.

Общество, его национальные культурные традиции, является средой, где формируется личность человека с определенными взглядами, ценностными ориентирами, моралью. Культурные традиции России неотъемлемо связаны с православием, которое долгое время было не востребовано в системе школьного образования.

Эстетика русского религиозного искусства утверждает общечеловеческую значимость духовного содержания живописи, архитектуры национального религиозного наследия.

С исторической точки зрения в русской культуре вообще и обучения рисованию в частности, религия сыграла важную роль. На протяжении 1Х-ХУШ веков православная церковь была практически единственным источником грамоты в государстве. По мнению ряда исследователей: П.Н. Милюкова (111), H.H. Ростовцева (138) и других, фундаментом начального образования явились церковноприходские школы и только реформы Петра I положили начало светскому образованию в России. На протяжении XVIII-XIX веков в программу обучения младшей и средней школы входили предметы богословского цикла. Образование стало исключительно светским только при Советской власти. В настоящее время российское общество по мнениям многих видных общественных деятелей Патриарха всея Руси Алексия II, В.Г. Кинелева и других, вновь обращается к своим православным корням, и вопрос нахождения способов приобщения к национальной духовной культуре вновь актуален в российской педагогике.

Православие является живой историей и частью современной жизни русского народа, его культурой и бытом, мировоззрением, этикой и эстетикой, воспитанием и образованием.

Национальная религиозная история - это Илларион и Кирилл Туровский, Феодосий Печерский и Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Патриарх Гермо-ген и Патриарх Тихон, это наши государственные деятели, причисленные к лику святых: Ольга и Владимир равноапостольные, Александр Невский и Дмитрий Донской.

Русская религиозность - это великая русская культура: Ярослав Мудрый и Нестор Летописец, Кирик-Новгородец и Феофан Грек, Епифаний Славинец-кий и М.В. Ломоносов, В. Соловьев и П. Флоренский, И. Ильин и А. Лосев, это неизвестный автор "Слова о полку Игореве" и А. Рублев, Л. Леонов и Г. Свиридов, это шедевры искусства столичных и губернских соборов и деревенские церквушки, красные углы в домах, это уникальная русская семья и ее покровители - святые Петр и Хевронья, это наши педагоги и воспитатели: В л адимир Мономах и неизвестный автор "Домостроя", К. Ушинский и В. Зень-ковский.

Современность ежедневно убеждает каждого, что ни одна сторона человеческой жизни не может быть изъята без ущерба для полноценного существования и развития общества или человека. Поэтому отторжение русского человека от понимания православия есть отторжение его от своих корней.

Отрывочное изучение иконописи и живописи по библейским сюжетам, без приобщения к русской религиозной музыке или литературе, не могут помочь проникнуть в их истинное содержание и постичь всю красоту национального искусства. Его объединяющей силой служит философия православия, которая определяет содержание искусства, его духовно-нравственную глубину и широту художественных образов.

Содержание является одним из основ творческой деятельности в создании художественного образа в искусстве.

В изобразительной деятельности школьников 1-2 классов содержание задания и его осознанность играет активизирующую роль в процессе обучения изобразительному искусству и в общем развитии личности ученика.

Уроки изобразительного искусства решают проблему творческой реализации человека, которая зависима от духовной эмоционально-чувственной и ценностной наполненности его жизни. Психологи считают процесс самовыражения одним из важнейших в формировании интеллекта и развитии личности.

Существующие школьные типовые программы обучения изобразительному искусству в решении задач развития творчества в изобразительной деятельности школьников используют различные методические системы.

Программа "Изобразительное искусство 1-9 классы", созданная коллективом авторов: B.C. Кузиным, H.H. Ростовцевым, Е.В. Шороховым и др. (72) требует от педагога высокого профессионализма, знания изобразительной грамоты и методов обучения в различные возрастные периоды и охватывает все виды изобразительной деятельности. Программа, разработанная рядом авторов под руководством Т.Я.Шпикаловой, направлена на более глубокое изучение народного и декоративного искусства. В программе Б.М. Неменского (71) в большей степени сделан акцент на развитие эмоционально-чувственной сферы деятельности ученика.

Перечисленные программы, так или иначе, касаются темы приобщения к национальному религиозному искусству в процессе решения собственных задач - изучение религиозной архитектуры в теме знакомства с различными постройками, - знакомство с иконописью в теме, посвященной женскому образу, - ознакомление с православными традициями быта при изучении интерьера русской избы.

Однако, как специальная задача приобщение к национальной религиозной эстетической культуре до сих пор не рассматривалась. В то же время, изучение родной культуры, ее духовных основ, не представляется полной без знакомства с ее религиозными истоками, сыгравшими значительную роль в формировании национальной эстетической традиции.

На сегодняшний день существует ряд разработок занятий изобразительного искусства по приобщению к религиозной живописи, литературе, музыке, истории, использующиеся в процессе художественного образования и воспитания. Они содержатся в методических разработках для преподавания изобразительного искусства старшим дошкольникам Н.К. Шабанова и О.П. Шабано-вой (172), В.М. Меньшикова. В последнее время школы, в поиске восстановления утраченных духовных ценностей, стали включать в программы уроки, знакомящие школьников с религиозной культурой. Однако большинство из таких уроков представляются отрывочными, не связанными в целенаправленную методическую систему и в большинстве случаев предлагается для обучения в более старшем возрасте.

Религиозное искусство обладает широкими воспитательными возможностями, а также приобщение к нетрадиционному для школьного образовательного цикла - религиозному искусству (иконописи, литературы, музыки их эмоциональности, особому языку образности) может способствовать развитию интереса и мотивационных основ изобразительной деятельности школьников 1-2 классов. Поэтому мы стали рассматривать задачу поиска наиболее эффективных методов развития изобразительной деятельности младших школьников посредством приобщения к духовным ценностям национального искусства.

Теоретическое и практическое исследование возрастных особенностей младших школьников показало широкие возможности в приобщении к эстетическому наследию русской духовной культуры. Становление духовных ценностей личности ребенка является необходимым во время психологически сложного периода, связанного с приходом в школу. В 1-2 классах происходит переход от детства к школе, смена приоритета видов деятельности, интересов, расширяются и углубляются знания о мире, о человеке.

Институт Православной церкви, в свою очередь, принял активное участие в образовании и воспитании молодежи, открыв по стране воскресные школы, православные гимназии и предлагая в дальнейшем введение факультативного изучения богословских дисциплин в общеобразовательных школах.

Прошедшие в 1997 и 1998 годах V, VI Международные Рождественские образовательные чтения, организованные Московской патриархией, обсуждали проблемы школьного религиозного образования. Выступивший на V Рождественских чтениях в 1997г. министр общего и профессионального образования РФ В.Г. Кинелев, указал на необходимость нового подхода в образовании. Анализируя историческую роль духовного просвещения на Руси, он подчеркнул, что тот народ, который не противопоставляет невежеству духовность, забывает свои исторические корни, отвергает культуру других народов, не может иметь будущего (147).

Вопрос объединения светского образования с религиозным неоднозначен, затрагивает множество общественных связей и зависит от государственной политики. Кроме того, некорректно, искусственно привнесенная религиозность может исказить истинные понятия о морали и нравственности.

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов через воздействие на их духовную жизнь представляется нам одним из условий целостного подхода в образовании - единства процессов образования и воспитания, отображенных в развитии личности. Основой данного подхода является положение о целостности личности человека, о взаимосвязанности всех внутренних и внешних процессов ее становления.

Феномен творчески одаренной личности, способы ее развития, этапы ее становления давно вызывают интерес у ученых различных научных направлений: педагогов, философов, искусствоведов, психологов, физиологов. Для настоящего исследования представляется важным тот факт, что основной источник одаренности, заключается в особом внутреннем мире, состоящем из эмоционально-чувственной, морально-нравственной, эстетической и религиозной сфер деятельности человека.

Психическая или духовная жизнь личности образует "каркас", вокруг которого компонуются и интегрируются все проявления личности, она является основой, характеризующей деятельность человека, его одаренность, развитость, гуманность и т.д.

В приобщении к эстетике религиозной живописи, архитектуры, музыки на занятиях изобразительным искусством школьников 1-2 классов мы видим источник развития изобразительной деятельности через раскрытие творческого потенциала детей: понимание нетрадиционного языка национального религиозного искусства, развития доброты, любви, сострадания, человечности, красоты, гармонии в процессе создания художественного образа.

В аспекте развития содержательности образов изучение совершенствования изобразительной деятельности школьников 1-2 классов в процессе приобщения к русскому религиозному искусству имеет социальное и педагогическое значение, приобретает актуальность.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методической системы, оказывающей активизирующее влияние на изобразительную деятельность учеников 1-2 классов на уроках ИЗО посредством приобщения к эстетическому наследию русского религиозного искусства.

Объектом исследования является изобразительная деятельность учащихся первых и вторых классов.

Предметом исследования являются методические рекомендации и средства, способствующие развитию изобразительной деятельности школьников 78 летнего возраста на уроках изобразительного искусства.

В структуре экспериментальной методики основой занятия являются беседа, приобщающая учеников к православному искусству и практическая работа.

Практическая часть урока играет роль переосмысления и отображения детьми информации, находящая свое выражение в завершении процесса получения знаний на занятии в живописной, графической, декоративной работе.

Гипотеза: совершенствования изобразительной деятельности учеников 1-2 классов, активизации их творческих способностей, разнообразных умений и создание проникновенных художественных образов, можно достигнуть при целенаправленном подходе, включающем в себя: учет возрастных особенностей восприятия и специфики изобразительной деятельности младших школьников; системное и методически грамотное приобщение школьников к эстетическим ценностям национального религиозного искусства; © развитие интересов к изучению религиозного искусства посредством приобщения к разнообразным видам изобразительной деятельности; © развитие эмоционально-чувственной религиозно-ценностной мотивацион-ных сфер деятельности ребенка в учебном процессе.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой ставятся основные задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу для определения методов развития изобразительной деятельности младших школьников; © определить образовательные и воспитательные возможности изучения национальной религиозной эстетики в 1-2 классах на уроках изобразительного искусства; разработать критерии оценки развития творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов; ® разработать экспериментальную методическую систему приобщающую школьников 1-2 классов к русскому религиозному искусству на уроках ИЗО; апробировать экспериментальную методику и доказать активизирующее влияние знакомства с эстетикой русского религиозного искусства на развитие изобразительной деятельности детей 7-8 лет.

В основе методологии исследования лежит принцип целостного подхода в образовании личности школьника.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: о теоретическое изучение и анализ философско-эстетической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; общий и индивидуальный анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся 1-2 классов; е тестирование и обработка полученных данных; наблюдение за школьниками 7-8 лет в процессе создания художественных образов; педагогический эксперимент и обработка полученных данных.

Научная новизна исследования заключается: © в определении и обосновании спектра обучающих возможностей, проявляющихся в ходе ознакомления младших школьников с религиозной эстетикой русского изобразительного искусства; © в разработке критериев оценки учебных работ детей 7-8 лет, содержащих религиозно-художественные образы; © в создании и экспериментальной проверке методической системы, оказывающей развивающее влияние на творческие способности в изобразительной деятельности младших школьников в процессе приобщения их к русскому религиозному искусству; © в подборе упражнений, способствующих развитию творческой активности учащихся 1-2 классов на занятиях по приобщению к религиозной культуре России; в составлении рекомендаций по выбору методического материала для проведения предлагаемых уроков изобразительного искусства в 1-2 классах.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования ее для смежных исследований, посвященных проблеме художественного образования и воспитания младших школьников, а также для дальнейшей разработки темы приобщения школьников к эстетике национального религиозного искусства.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанную методическую систему занятий, включившую в себя методические рекомендации по проведению уроков, учебные упражнения, комплекс наглядных пособий и репродукций и рекомендации литературного и музыкального материала, можно использовать в преподавании изобразительного искусства учащимся 1 -2 классов общеобразовательных школ.

Достоверность и обоснованность диссертационного исследования обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, подтвержденных экспериментально, адекватностью цели, задач, логики исследования изобразительной деятельности учеников 1-2 классов и опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях проведения разработанной методической системы.

Апробация исследования и внедрение его результатов.

Основное содержание и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических совещаниях художественно-графического факультета МПГУ (1996-1998гг.), на научно-практической конференции посвященной 30-летию хгф КГПИ (Курск 1995г.), на заседаниях кафедры методики изобразительного искусства в КГПУ (Курск 1997-1998гг.).

О ходе исследования были сделаны сообщения на Всероссийской межвузовской конференции в Магнитогорском государственном пединституте в 1996г. и в Курском Институте повышения квалификации учителей в 1998г, а так же на заседании методобъединения учителей г. Курска (апрель 1998г).

Эксперимент проводился в школах города Курска с 1996 по 1998 год: в общеобразовательных школах № 25 и № 27, а так же в православной школе-гимназии № 1. Экспериментальная методика апробировалась студентами IV-V курсов художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета в течении педагогической практики в десяти школах города: №№ 3, 25, 27, 30, 36, 38, 48, 50, 51, 55. Преподаватели изобразительного искусства вышеуказанных школ приняли активное участие в апробации методики, высказывая свое мнение по проблеме исследования и опираясь на богатый собственный опыт, подтвердили актуальность проблемы исследования.

Этапы исследования:

Основное содержание и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических совещаниях художественно-графического факультета Mill У (1996-1998 гг.), на научно-практической конференции посвященной 30-летию хгф КГПИ (Курск 1995 г.), на заседаниях кафедры методики изобразительного искусства в КГПУ (Курск 1997-1998 гг).

Экспериментальная работа (1996-1998 гг.) проводилась в школах г. Курска: в общеобразовательных школах № 25 и № 27, а так же в православной школе-гимназии № 1. Экспериментальная методическая система апробировалась студентами IV-V курсов художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета в течении педагогической практики (декабрь-февраль 1997-98 гг.) в десяти школах города: №№ 3, 25, 27, 30, 36, 38, 48, 50, 51, 55. Преподаватели изобразительного искусства вышеуказанных школ приняли активное участие в апробации методической системы, высказывая свое мнение и рекомендации по проблеме исследования.

Материалы диссертационного исследования были заслушаны и рекомендованы для внедрения в программы обучения изобразительному искусству школ города на заседании методобъединения учителей г. Курска в апреле 1998 г.

В констатирующей и поисковых частях эксперимента участвовало 420 школьников, на формирующем этапе - 196 учеников 1 и 2 классов.

Исследование проводилось с 1995 по 1998 гг. в три этапа. На первом этапе исследования (1995-1996 гг.) была определена тема исследования, обоснована ее актуальность, проанализирован научно-теоретический материал по проблеме. Второй этап (1996-1997 гг.) - теоретическая и экспериментальная работа по констатирующей и поисковой части эксперимента, постановка задач исследования и поиск путей их решения, формирование обучающей методики. Третий этап (1997-1998 гг.) - завершение экспериментального исследования, апробация методики, систематизация результатов работы, окончательное формирование текста диссертационного исследования.

Материалы исследования способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроках ИЗО в общеобразовательной школе. Некоторые аспекты работы могут быть использованы для дальнейшей разработки.

I. Историко-теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кликунова, Елена Вячеславовна

Заключение.

Обобщая результаты проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:

Создание художественного образа в процессе приобщения младшего школьника к русскому религиозному искусству, во многом зависит от сформированное™ духовных качеств личности: способности определять ценность поступка, воспринимать мир через эстетическое чувство, сопереживать сюжет, образно мыслить; а также от умений создавать образ посредством изобразительной деятельности.

2.0пределены образовательные и воспитательные возможности приобщения младших школьников к религиозному искусству.

Среди образовательных возможностей при изучении русского религиозного искусства выделены знания и умения, приобретаемые школьниками 1-2 классов: первичные знания символики религиозных атрибутов; © символики цвета в религиозной традиции; © знания основных религиозных понятий; © основных библейских сюжетов; элементарные знания об архитектурных особенностях религиозных строений; знание основных религиозно-художественных образов; © понимание языка религиозного искусства; © умение отличать иконопись в живописи; © умение знать и изображать религиозные сюжеты; © изображать церковные постройки.

Среди воспитательных возможностей выделены следующие: © уважение к национальной культуре; приобщение к духовным ценностям религиозной культуры; воспитание гуманизма на примере религиозно-художественных образов; © развитие понимания основных человеческих ценностей - добра, любви к ближним, сострадания, прощения и др.; © воспитание стремления к прекрасному.

3.Апробация экспериментальной методической системы, приобщающей к национальному религиозному искусству, построенной в виде блоков, где включены уроки рисования на темы, рисования с натуры, декоративного рисования, лепке, показала эффективность такого построения процесса обучения.

4.Разработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности детей 7-8 лет, которые заключаются в следующем: приобщение к нетрадиционному материалу на уроках ИЗО (просмотр иллюстративного материала содержащего религиозно-художественные образы, использование бесед по библейским сюжетам, проведение тематических экскурсий в картинную галерею и по церквям и соборам родного города) спо-собствуют|развитию познавательной активности, повышению интереса к национальному религиозному искусству; учебные задания должны быть адаптированы в соответствии с возрастными особенностями восприятия, внимания и особенностями изобразительной деятельности школьников 1-2 классов; введение в процесс обучения бесед на основе религиозной литературы и использование соответствующего музыкального ряда, позволяющих развивать эмоциональное сопереживание, чувство гармонии, стремления к прекрасному, любви к человеку, ценностную структуру личности, способствует развитию мотивации в изобразительной деятельности школьника 7-8 лет; учебные задания, приобщающие к национальному религиозному искусству, направлены на развитие творческих способностей в процессе создания художественных образов в работах учеников 1 -2 классов; изучение местных исторических событий, связанных с религиозной архитектурой, живописью, музыкой позволяет развивать интерес к родине, активизировать познавательный интерес в изобразительной деятельности.

В результате исследования выявлено, что методическая система, приобщающая школьников 1 -2 классов к русскому религиозному искусству, при условии методически грамотного применения разработанных уроков и рекомендаций способствует развитию творческих способностей в изобразительной деятельности младших школьников:

1)развивает общеобразовательные знания;

2)приобщает к национальной культуре;

3)совершенствует эстетическое и духовное воспитание школьников;

4)развивает процесс познания ценностей окружающего мира;

5)приобщает к разнообразным видам изобразительного искусства.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов развития творческих способностей школьников 7-8 лет в процессе обучения изобразительному искусству при приобщении к религиозному искусству. Научный и практический интерес представляет изучение вопросов приобщения к религиозному искусству и развития творческих способностей учащихся в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла - литературы, истории, музыки и осуществление межпредметных связей.

В дальнейшей разработке проблемы могут быть определены новые цели в развитии творческих способностей младших школьников посредством их приобщения к национальному религиозному искусству, более полно выявлены обучающие возможности религиозного искусства, не рассмотренные в данной диссертации или расширена предложенная нами методическая система обучения изобразительному искусству,

Таким образом, поставленная нами гипотеза, в соответствии с которой предполагалось, что приобщение младших школьников к эстетике национального религиозного искусства при условии целенаправленного применения методически разработанных уроков и рекомендаций, способствуют активизации изобразительной деятельности, освоению нового знания, содействующего развитию творчески одаренной личности и развитию содержательности рисунков 7-8 летних школьников, доказана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кликунова, Елена Вячеславовна, 1998 год

1. Алпатов М. Композиция в живописи (исторический очерк). -М., Л.: Искусство, 1940. 140с.

2. Амоиашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально- педагогическое исследование. -М.: 1984.

3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304с.

4. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. -М.: Политиздат, 1980. -253 с.

5. Анисимов H.H. Основы рисования. Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Стойиздат, 1977. -168с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1974. -302с.

7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение. 1985. - 274с.

8. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. -М.: Новая Москва, 1925. -240с.

9. Баринова И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника: Автореферат на соиск. уч. степ, кандидата пед. наук МПГУ им Ленина. -М., 1996 16с.

10. Башилов Я.А. Ребенок художник. - М.: Худож. издательство акционер-V ного общ. АХР, 1929.

11. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. -Л.: Учпедгиз Ленинградское отд., 1963. 158с.

12. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1910. -50с.,ил.

13. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. -М: Объединенные библейские общества, 1992. -1198с.

14. Библия в картинах. Собрание картин к Ветхому и Новому завету художника Гюстава Доре. В подлинных гравюрах на дереве Паннемакера, Пи-зана, Гюреля и др. Репринт. -М.: "ВИР","Итиль", 1990. -184с.,ил.

15. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. -М.: Мысль, 1995. -637с.,ил.

16. Булгаков С. Икона, ее содержание и границы./ в сб. Философия русского религиозного искусства. Антология./ под ред. Гаврюшина H.K. М.: Прогресс-Культура, 1993. С.281-292.

17. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. -М.: Новая Москва, 1924. -558с.

18. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Автореферат на соискание уч. степ, кандидата пед. наук МПГУ им. Ленина. -М.,1993. -16с.

19. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста. Дис. канд. пед. наук. М., 1993. -170с.

20. Великороднова А.И. Роль слова учителя и наглядных средств в формировании у учащихся представлений об условном рефлексе: Ученые записки ЛГПИ т. 23 каф. психологии. Выпуск 2, -Л., 1956.

21. Возчиков В. Возрождение духовности.// Педагогика, 1995, №5 -С. 123124.

22. Волков И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1982.

23. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение. 1981. -135с.

24. Волков H.H. Цвет в живописи. Изд. 2-е дополненное. -М.: Искусство, 1984. -478с.ил.

25. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. -507с.

26. Волков H.H. Композиция в живописи. ~М.: Искусство, 1977. -264с.

27. Вопросы обучения и воспитания младших школьников: Сборник статей. / Ростов на Дону ГПИ отв. ред. С. Д. Ижендеев Ростов на Дону, 1972. -152с.

28. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников./ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1962.

29. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. -95с.

30. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М., JL: Учпедгиз, 1935. -135с.

31. Выготский JI.C. Педагогическая психология. -М. : Педагогика, 1991.

32. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство 1986. -576с.

33. Галицкая И.А. Атеизм и религия как феномен культуры и воспитания.// Советская педагогика. 1991. №9. С. 57-61

34. Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-100с.

35. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления.// Вопросы психологии. 1985. № 5. - С. 20-24.

36. Гегель Г.В.Ф. Сочинения в 14 томах. Лекции по эстетике, кн. 1, т. 12/пер. Б.Т. Столпнера. А.Н. СССР,-М.: Соуэкгиз, 1938. -471с.

37. Гейдебранд К. О душевной сущности ребенка. Минск: ГПЦ Полифакт. 1991.-80с.

38. Герасимов C.B. Любить человека. -М.: Просвещение, 1985.

39. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах. -Киев: Рад. шк., 1978. -109с.

40. Глинская И.П. Формирование способов овладения пространственной информацией на плоскости у младших школьников: Автореферат на соискание уч. степ, доктора пед. наук ЛГПИ им Герцена. -Л., 1973. -43с.

41. Голуб A.A. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования. Дис. канд. пед наук. -М., 1997.-174с.

42. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. -М.: Искусство,1991. -432с.

43. Графические методы в психологической диагностике. / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина -М.: Дидакт, 1992. -256с.,ил.44; Громов Е.С. Природа художественного творчества. -М.: Просвещение, 1986. -249с.

44. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. -М.: Знание, 1979 -208с.,ил.

45. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. -Д.: Наука Ленингр. отд., 1974. -200с.

46. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер, с англ. -М.: Наука, 1993. -432с.

47. Дмитриева Н. Структура образа.//Вопросы литературы, 1963. № 9, -С.71-77.

48. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск 1, издание 2. От древнейших времен по XVI в. -М., 1978. 345с.,ил.

49. Добролюбов H.A. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью. Избранные пед. произведения. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. -221с.

50. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. -272с.

51. Долгов K.M. Духовная культура развитого социализма. -М.: Просвещение, 1970.

52. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В.И. Лубов-ского. -М.: Педагогика, 1985. -192с.ил.

53. Дудина H.A. Развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием. Автореферат дис. канд. пед. наук. М. 1995. -16с.

54. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. -М.: Изд. МГУ, 1987.-294с.

55. Езикеева В.А. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста. -В кн.: Художественное творчество и ребенок/ Под ред. H.A. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. -С.60-69

56. Евтых С.Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразитенльной деятельности младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. -М.: изд. М1И'У им. Ленина, -1996. -365с

57. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей ( по материалам зарубежных исследований ).// Вопросы психологии, -1975,№ 5. -С.166-176.

58. Занков Л.В. Наглядность в активизации учащихся в обучении. -М.: Учпедгиз, 1960. 311с.

59. Запорожец A.B., Зинченко В.П. Восприятие, движение, действия.// Познавательные процессы: ощущения, восприятия (под ред. A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова) М., 1982. -С. 50-80.

60. Зеньковский В.В. Психология детства./ Под ред. В. В. Рубцова -М.: Академия, 1996.-265с.

61. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М: Школа-пресс, 1996. 271с.

62. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. -Ростов на Дону: РГПУ, 1996. -126с.

63. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968. -32с.

64. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника./ Психология младшего школьника. Под ред. Е.И. Игнатьева, -М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. -С. 283-303.

65. Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию. / Вопросы психологии, 1957 №1, -С.45-48.

66. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-ое изд. допол. М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.

67. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы). Дис. канд. пед. наук. М. 1982. - 264с.

68. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей и критерии ее оценки./ Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Межвузовский сборник научных трудов. -М.: Прометей, 1995. -С. 26-36.

69. Игнатьев С.Е. Развитие изобразительных способностей младших школьников в живописи./ Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников: сборник научных трудов. -М.: Изд. НИИ школ, 1981. -С.110-119.

70. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М. Неменский, H.H. Фомина, Н.В. Горсул и др. -М.: Просвещение, 1991. -192с.,ил.

71. Изобразительное искусство 1-9 классы / B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др. -М.: Агар, 1996. -161с.

72. Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. -Минск: Народная асвета, 1986. -167с.,ил.

73. Илиади А.Н. Практическая природа человеческого познания. -М.: Высшая школа, 1962.-167с.

74. Ильина T.B. История искусств: Русское и советское искусство. -М.: Высшая школа, 1989. 400с.,ил.

75. История воспитания и образования в России XVIII века. Часть 2. Хрестоматия./ сост. Латышина Д.И. -М.: Российский Открытый Университет, 1992. 137с.

76. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство. 1981. -116с.

77. Карева Д.Ф. Качества знаний при обучении. -Хабаровск: Изд-во ХГГТУ, 1996. -26с.

78. Карлсон A.B. Дидактика и методика на уроках рисования. -Л.: Учпедгиз, 1959. -95с.

79. Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи. // Советская педагогика. 1989. № 8. -С.19-26.

80. Керимшеева O.A. Формирование способностей к художественно-образной характеристике изображаемого в рисунках младших школьников: Автореферат на соискание уч. степ, кандидата пед. наук МПГИ, -М., 1985. -16с.

81. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. -М.: Типография И.Д. Сытина, 1914. -214с.

82. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. -304с.

83. Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности.//Вопросы психологии. 1956. № 5. -С.67-77.

84. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. -Л.: Наука Ленинградское отд., 1980. -164с.

85. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: А.О. "Столетие", 1994. -152с.

86. Краснов М.В. Беседы по искусству в средней школе. -М.: Искусство, 1970.

87. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Издание 4 дополненное и переработанное. -М.: Советский художник, 1995. -191с.

88. Краних Э.М. Свободные Вальфдорфские школы. -М.: Парсифаль, 1993. -38с.

89. Кривцун O.A. Искусство и мир человека. -М.: Знание, 1986. -299с.

90. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. -М.: Просвещение, 1971.-143с.,ил.

91. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. Пособие для учителей. -М. 1979. -192с.,ил.

92. Кузин B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. -М.: 1970. -256с.

93. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. Издание 2-е, допполненное и переработанное. -М.: Просвещение, 1977. -208с.,ил

94. Кузин B.C. Психология Учебник. 3-е изд. Переработанное и дополненное М: Агар, 1997. - 304с.,ил.

95. Кургузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. -JL: Учпедгиз, 1959. -64с.

96. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. -202с.

97. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 146с.

98. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. -407с.,ил.

99. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода.// Педагогика. 1994. № 2 -С.35-40.

100. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Педагогика, 1979.-132с.

101. Лихачев Б.Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников.// Советская педагогика. №5. -С.45-49.

102. Лихачев Б.Т. Простые истины восприятия. М.: Педагогика, 1983. -156с.

103. Лихачев Б.Т. Заметки о русском. -М.: Советская Россия, 1984. -64с.

104. Ломаков Н.И. Методика преподавания рисования в 1 и 2 классах. -М.: Учпедгиз, 1958. -70с.

105. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников. Дис. канд. пед. наук. 1996. 310с.

106. Любимов Л. Искусство Древней Руси. -М.: Просвещение, 1981. -335с.,ил.

107. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. -224с.

108. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческих способностей. -М.: Знание. 1981 -96с.

109. Методические разработки к программе "Изобразительное искуство" II класс. На основе экспериментальной программы "Изобразительное искусство и художественный труд"/ Б.М. Неменский, М.С. Чернявская, H.H. Фомина. -М.: ВО "Союзполиграфпром", 1987. -182с.

110. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2, ч. 1, -М.: Изд. группа Прогресс-Культура, 1994. -196с.

111. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2, ч. 2, -М.: Изд. группа Прогресс-Культура, 1994. -416с.

112. Михайлов K.M. Формирование познавательных и творческих способностей детей в связи с их эстетическим воспитанием через обучение рисованию: Автореферат на соискание уч. степ, кандидата пед. наук МГПИ им Ленина, -М., 1967. -20с.

113. Мухина B.C. Детская психология: Учебник для студентов пединститутов -М.: Просвещение, 1985 -272с.

114. Немов P.C. Психология. Учебник для студентов Высших пед. учебных заведений, в двух книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: просвещение, 1994. -576с.

115. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога. ~М.: Школа-пресс, 1994. -190с.

116. Основы православной культуры. Программа факультативного курса. (Материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте). -Курск. КГПУ, 1997. -64с.

117. Олсуфьев Ю.А. Иконописные формы как формы синтеза. Богословские труды. -М., 1926. -С.9.

118. Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ под ред. А.П. Ершовой -М.: Просвещение, 1991.

119. Ожегов С.И. Словарь русского языка 70 ООО. 21-е изд., переработанное и дополненное./ под ред. Н.Ю. Шведовой, -М.: Русский язык, 1989. -921с.

120. Павлинов П. Каждый может научиться рисовать. -М.: Советский художник, 1966. -104с.

121. Полонский В. Сознание и творчество. -М.: Писатели в Ленинграде, 1934.-212с.

122. Педагогика: Учебник для ВУЗов./ под ред. Ю.К. Бабанского, -М.: Просвещение, 1983.-608с.

123. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии.// Педагогика. 1995. №7-8, С.28-39.

124. Праг. Э. Элементарный курс преподавания искусства детям. (Первый год обучения). СПб!, 1906 -268с.

125. Православный молитвослов. -С. Петербург: Сатис, 1993. -318с.

126. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов средней школы./ под ред. B.C. Кузина. ~М.: Просвещение, 1974. -144с.

127. Пряникова В.Т. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике.//Педагогика. 1995. №2. -С.68-94.

128. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа./ Отв. ред. Е.И. Игнатьев. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. -С.5-140

129. Развитие творческой активности школьников./ Под ред. A.A. Матюшки-на; Научно исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1991. -160с.,ил.

130. Раппорт С. Искусство и личность. -М.: Просвещение, 1981.

131. Раушенбах Б. Геометрические загадки древнерусской живописи./- Наука и жизнь, 1975. № 9, -С.40-47.

132. Революция-искусство-дети: Материалы и документы (1917-1923)./ Составитель Н.П. Старосельцева, -М.: Просвещение, 1966. -195с.

133. Революция-искусство-дети: Материалы и документы (1924-1929). -М.: Просвещение. 1968 -416с.

134. Риччи К. Дети-художники. -М.: Изд. Саблина, 1911. -84с.

135. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. -М.: Просвещение, 1980. -96 е.,ил.

136. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Издание 3-е, дополненное и переработанное. -М.: Агар, 1998. -251с.

137. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Проев., 1982 240с.,ил.

138. Ростовцев H.H. Рисование 1 класс. -М.: Учпедгиз, 1957. 133с.

139. Ростовцев H.H. Рисование 2 класс. -М.: Учпедгиз, 1957. 127с.

140. Ростовцев H.H. Очерки по истории преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983 -288с.

141. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. -М.: Просвещение, 1987 -176с.

142. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения Младшего школьника./ Психология младшего школьника. Под ред. Е.И. Игнатьева. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. -336с.

143. Савельева О.П. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества. Дисс. канд. пед. наук. 1996. 310с.

144. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. -М.: Просвещение, 1965 -213с.

145. Сатарова JI.A. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореферат на соискание уч. степ, кандидата пед. наук МПГУ им. Ленина. -М., 1997-16с.

146. Сборник докладов V Международных Рождественских образоватеьных чтений./ игумен Иоанн (Экономцев), В.Л. Шленов, Л.Г. Петрушина. -М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата: типография АОЗТ "Просветитель", 1997. -356с.

147. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. -М.: Педагогика, 1986. -151с.

148. Слободской С. Закон Божий. Для семьи и школы. Издание четвертое, репринтное. -М., 1987. -723с.,ил.

149. Страхов В.И. Внимание школьников в процессе изобразительной деятельности. -Саратов: Изд. Саратовского университета, 1968. -136с.

150. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1979. -270с.

151. Теплов В.П. Проблема одаренности.// Советская педагогика. 1940. № 4-5.-С.146-154.

152. Теплов В.П. Психологические вопросы художественного воспитания.// Советская педагогика. 1946. № 6, -С.96-112.

153. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2-ое изд. доп. - М: Учпедгиз. 1953.-440с.

154. Троицкий Ю. Пути русской школы. -М.: Свет Отечества, 1994. -94с.

155. Троицкий Е.С. О Русской идее. Очерк теории возрождения нации. -М.: типография Мосметростроя, 1994. -314с.

156. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи. -М., 1916.

157. Трубецкой Е. Умозрение в красках: Три очерка о русской иконе. -М.: Инфо-Арт, 1991.-111с.

158. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи./ в сб. Философия русского религиозного искусства. Антология./ под ред. Гаврюшина Н.К. -М.: Прогресс-Культура, 1993. -С.220-247.

159. Тэдд Л. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. 2-ое изд. - М., 1909. -174с.

160. Успенский Л. Очерки по истории иконописания. -М. 1964. -97с.

161. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка., т. 3/ Под ред. М. Обориной, -М.: Прогресс, 1971. -827с.

162. Философский словарь./ Под ред. М.М. Розенталя, издание 3., -М.: Политиздат, 1975. -495с.

163. Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ веков. / под. ред. Н.К. Гаврюшина -М.: Прогресс Культура, 1993. -400с.,ил.

164. Флоренский П. Иконостас. П. собрание сочинений, т. 1. С. 193-316.

165. Флоренский П. Обратная перспектива./ в сб. Философия русского религиозного искусства. Антология./ под ред. Гаврюшина Н.К. -М.: Прогресс-Культура, 1993. С.247-265.

166. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М. 1982.

167. Христианское воспитание детей. -М.: Синодальная типография, 1905. -59с.

168. Художественное творчество и ребенок./ Под ред. проф. Н.Л. Ветлуги-ной. М.: Педагогика, 1972. -287с.

169. Цымбулов В.И. Уроки изоискусства в начальной школе: Лекции по курсу теории и методики преподавания ИЗО. -Курск: КГПИ, 1994. 57с.

170. Чернов М.И. Русская православная церковь: прошлое и настоящее.// Советская педагогика. 1988. № 6. -С. 114-123.

171. Шабанов Н.К., Шабанова О.П. У истоков творчства. -Курск: Изд-во КГПИ, 1995. -104с.

172. Шардаков М.Н. Мышление школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. -256с.

173. Шеллинг В.И. Философия искусства. -М.: Мысль, 1966. -495с., 8л. ил.

174. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия, часть 1. -М.: Российский Открытый Университет, 1992./ сост. O.E. Кошелева, JI.B. Мошкова -205с.

175. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. -М.: Госиздат. 1925. 196с.

176. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. -2-е изд. переработанное и дополненное -М.: Просвещение, 1979. -112с.

177. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. -М.: Просвещение, 1970.-95с.,ил.

178. Шорохов Е.В. Композиция: Учебное пособие для студентов хгф пединститутов. -М.: Просвещение, 1986 -207с.

179. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования. Дис. на соискание доктора пед наук. -М., 1988 -451с.

180. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981. -191с.,ил.

181. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1984. -207с.,ил.

182. Штайнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. -Ереван: Ной, 1990. -157с.

183. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: В традиции культурно-исторической теории JT.C. Выготского. -М.: Тривола, 1994 -167с.,ил.

184. Эстетика: Словарь под ред. A.A. Беляева -М.: Политиздат, 1989. -447с.

185. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада./ под ред. H.A. Ветлугиной. 2-е изд. дополненное и переработанное. -М.: Просвещение, 1985. -207с.

186. Юлдашев Л.Г. Искусство: Философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-420с.

187. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1980 -240с.

188. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964.-88с.

189. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -160с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.