Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Бериева, Ольга Леонидовна

  • Бериева, Ольга Леонидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 208
Бериева, Ольга Леонидовна. Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества: дис. кандидат наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Казань. 2012. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бериева, Ольга Леонидовна

Выводы по 1 главе......................................................... •• •• •••102

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

2.1 Проектирование модели развития культуры общения молодежи в

2.2 Педагогические условия развития культуры общения участников театрального коллектива...................................................•..... 1Ш

2.3 Опытно-экспериментальная отработка педагогических условий реализации модели развития культуры общения молодежи в процессе

театрального творчества.........................................................146

Выводы по 2 главе.--------------------------------------------------------------------------------.„«.159

Заключение........................................................... •• ...........161

Литература.......................................... ....................... ..........165

Приложения.......................................................... ...............184

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества»

Актуальность проблемы исследования.

Современные социально-экономические преобразования российского общества диктуют коренные изменения и в духовной жизни страны. Это неминуемо ведет к пересмотру всей системы взаимоотношений между людьми. Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, ее социализация, напрямую связанная с коммуникативной деятельностью, с толерантным поведением в обществе, с высокоразвитой культурой общения. Культура общения личности не является сугубо врожденным качеством, она развивается, и ее технологическую основу составляет совокупный опыт человеческого общения.

Особенно актуально развитие культуры общения для молодого поколения, стремящегося найти свой путь в профессиональной деятельности. Современному обществу нужен не просто специалист, а "человек культуры", интегрирующий культуру знаний, чувств, коммуникативного действия, творческого саморазвития. Недостатки же в развитии культуры общения препятствуют профессиональному и личностному росту молодого человека. В современном мире к человеку предъявляется требование в постоянном стремлении к самоактуализации в речевом действии, а это, безусловно, подразумевает не только знание теоретических основ общения, формирование умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, речевую грамотность, но и способность воспроизводить эти компоненты современной коммуникативной культуры в речевом действии и профессиональном общении. Культура языка, рези отражает культуру мышления, культуру поведения, рисует духовный и нравственный портрет личности, ее профессиональной компетентности.

Эпоха общественных перемен не только сняла «железный занавес», но и «отпустила язык на свободу». Речевое поведение говорящего становится функциональным, сжатым, раскованным, непринужденным. Человек

освобождается от старых догм, от стереотипов мышления и речи, на смену бесцветному публичному стандарту приходит речь с яркими красками лексическими, стилистическими, словесной игре, шутки.

«Размывание» норм (лингвистических, культурных, нравственных) обусловлено экстралингвистическими причинами: сменой политической, экономической, культурной и других парадигм в жизни социума, «расчисткой места» для радикального изменения ментальности масс, в том числе и языковой, с тем, чтобы создать новые типы и стили мышления, основанные на новых ценностях и идеях. Речевая ситуация смешения стилей может быть преодолена только в более или менее упорядоченную эпоху, с уже определившимся вектором развития, с новой, но все-таки очерченной языковой картиной мира. И современный публицистический дискурс, в котором фиксируется актуальный строй идей (политических, экономических, культурных, этических и др.), свидетельствует о проникновении новой аксиологической модели в российский социум. Общественное сознание, языковой вкус времени проявляются больше всего в речевом действии говорящего (либо пишущего лица). Она всегда индивидуальна, но обусловлена (для каждого индивидуума - в своей мере) обществом.

Сегодня стало очевидным, что речевая компетентность способствует успешной самопрезентации личности, повышению ее деловой активности, эффективности решения профессиональных задач в различных сферах. В какой бы области не работал специалист, он должен уметь свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве, ситуации и партнерстве. Именно поэтому сегодня как никогда важно приобщение молодых людей к развитию коммуникативной культуры, включающей систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, а также развитию механизмов речевого взаимодействия, подразумевающего умение человека организовать свою

речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения.

В ходе языковой эволюции необходимо владеть неизбежным обновлением набора выразительных средств современного русского языка. Как показывает изучение предшествующих этапов развития русского языка, процесс обновления всегда происходил динамично, а порой и очень трудно, в борьбе старого и нового в языке. Но всегда для этого процесса был характерен тщательный отбор новшеств, «взвешивание» их свойств с точки зрения пригодности для коммуникативных нужд культурного общества. И сегодня молодые люди должны уметь ориентироваться в подобной речевой ситуации. Они должны видеть разницу между наиболее удачными, коммуникативно-целесообразными средствами речевого действия и социально ограниченными, вульгарными, которые проявляются в стилевых шаблонах и паттернах стилевых особенностей как на уровне индивидуальном, так и на уровне социально-культурных групп.

Стилевая самокоррекция в процессе общения позволяет человеку добиться поставленной коммуникативной задачи максимально эффективно. Для развития стилевой самокоррекции актуальнее всего использовать методы театрального творчества, в процессе которого возможно моделирование различных ситуаций общения. В истории театра проблема речи на сцене возникает периодически и по-разному. Она существует и в формах повышенного интереса к слову, к творческому процессу словесного действия, к технологии речи, вопросам дикции, голоса, произношения. Однако сегодня большинство руководителей театральных коллективов не владеют приемами современного театрального искусства, которое тяготеет к ярким зрелищным формам, шоу-программам, предполагающим определенный стиль общения со зрителем. Приверженность большинства руководителей театральных объединений нормам общепринятого литературного языка не всегда отвечает реалиям времени. К сожалению, многие специалисты не готовы к овладению полистилизмом речевой

культуры, тем самым уникальные воспитательные и образовательные возможности театрального творчества не используются в должной мере.

Степень научной разработанности проблемы. Развитие правильной, красивой, логичной речи ставилось задачей и решалось на всех этапах человеческого общества. Первые упоминания значимости речевой культуры можно встретить в трудах античных философов, таких как Демосфен, Аристотель, Сократ, Цицерон и др. Проблема развития культуры речевого общения отражается в многочисленных научных трудах, посвященных культуре речи (А.Н. Васильева, JI.A. Введенская, Б.Н. Головин, И.Б. Голуб, JI.K. Граудина, Л.Г. Павлова, Д.Э. Розенталь, E.H. Ширяев и др.), ораторскому искусству (В.И. Аннушкин, Г.З. Апресян, Д. Карнеги, М.Р. Львов, E.H. Ножин, П. Сопер и др.), основам делового общения в социокультурной деятельности (B.C. Григорьева, А.Д. Жарков, В.М.Чижиков и др.), досуговому общению (Н.Ф. Максютин, Р.Г.Салахутдинов, Т.П. Степанова), межкультурной коммуникации (О.Л. Алексеева, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников и др.)

В последние годы выполнены исследования по проблеме развития культуры речи и общения в социокультурной деятельности. Среди них: обучение речевому этикету, речевой культуре (Н.Л. Прокопова, Н.В. Суленева), формирование коммуникативной культуры (И.В. Жук, В.И. Кашницкий, A.A. Козырова, A.B. Соловьев,), развитие межкультурной коммуникации (Е.В. Гойко, Н.Л. Гумерова, И.Р. Карцева, O.A. Леонтович, Б.Г. Мосалев, A.B. Севач,), развитие навыков общения в условиях социокультурной деятельности (Е.И. Григорьева, С.Н. Иконникова,A.B. Поповичев) и др.

Использование средств театрального творчества в развитии и формировании личности нашли отражение в работах Г.А. Гариповой, Ф.К. Зайнуллиной, З.А. Ибятовой, O.E. Коханой, Т.В. Надолинской, Л.М. Петровой, P.P. Тазетдиновой, E.H. Тарасовой, Н.К. Фоменко, И.И. Шигаповой и др. Однако, в данных работах не рассматривается вопрос

развития культуры общения молодежи в условиях социальной и социокультурной стратификации и демократизации общества, выразившейся в потребности речевого взаимодействия на полистилистической основе.

Исследование проблемы развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества позволяет констатировать, что сложилась система противоречий, которые образуют механизмы торможения в освоении современной речевой культуры молодых людей:

- между современными условиями демократизации межличностного и межкультурного взаимодействия и традиционными подходами к содержанию социокультурного образования и воспитания в досуговом коллективе;

- между потребностью речевого взаимодействия молодежи на полистилистической основе и традиционной организацией учебно-воспитательного процесса в театральном коллективе, ориентированного на моностилистическую доминанту русской литературной речи;

- между значительным потенциалом театрального творчества в развитии культуры общения личности и не разработанностью педагогических условий его использования.

Данные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития культуры общения молодежи средствами театрального творчества?

Обозначенная проблема определила выбор темы исследования: «Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества».

Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Объект исследования: процесс развития культуры общения молодежи в театральном творчестве.

Предмет исследования: реализация комплекса педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Гипотеза исследования: Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества будет наиболее эффективным, если:

- выявлены теоретические предпосылки и практические результаты развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества;

- диагностически определена и теоретически обоснована модель развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества;

- реализуется комплекс педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества: ценностно-ориентационное единство в общении участников театрального процесса; полистилистическая направленность культуры общения участников театрального коллектива; компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения участников молодежного театрального коллектива;

- разработаны критерии, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Исходя из цели, объекта, предмета и выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) Выявить теоретические предпосылки и практические результаты развития культуры общения молодежи средствами театрального творчества.

2) Определить специфику театрального творчества в развитии культуры общения молодежи.

3) Разработать модель развития культуры общения личности в процессе театрального творчества, ее программное обеспечение.

4) Определить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

5) Разработать критерии эффективности реализации условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Методологической основой исследования являются:

аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, направленный на организацию полноценной в социальном отношении жизнедеятельности; диалогический подход, основанный на вере в позитивный потенциал человека. Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность научных идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления с позиций развития культуры вербального и не вербального взаимодействия, стремления личности к

самосовершенствованию и саморазвитию.

Теоретическую основу исследования составили: - современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, JIM. Буева, С.Д. Дерябо, М.С. Каган, В .А. Кан-Калик, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, A.B. Мудрик, Б.Д. Парыгин, К. Роджерс, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); теории саморазвития человека как субъекта образовательного процесса (O.A. Абдуллина, К.А. Абульханова-Славская, М.Я. Виленский, Н.И. Вьюнова, Г.М. Коджаспирова, Е.А. Леванова, М.М. Левина, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, A.B. Мудрик, Л.С. Подымова, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин и др.); теории коммуникативных педагогических технологий (В.П.Беспалько, Н.И.Вьюнова, А.Б.Добрович, Е.Н.Ильин, В.А.Кан-Калик, Е.А.Леванова, М.М.Левина, А.С.Макаренко, А.Я.Савельев, С.А.Смирнова, Ф.А.Фрадкин, Н.Е.Щуркова и др.); педагогические идеи о ведущей роли социокультурной деятельности в развитии личности (М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, И.М. Дуранов, А.Д. Жарков, Л.С.Жаркова, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, П.П. Терехов, H.H. Ярошенко); идеи русской

и зарубежной театральной педагогики (C.B. Гиппиус, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г. Кристи, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский и др.)

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе научных методов. Теоретическая его часть основана на изучении и анализе научной литературы по философии, педагогике, психологии, культурологии, социально-культурной деятельности, государственных программ по теме исследования, материалов научных периодических изданий, инновационных методических разработок. Практическая часть основана на изучении педагогического опыта развития культуры общения в самодеятельных театральных коллективах города Казани и Республики Татарстан. Осуществлялось целенаправленное педагогическое наблюдение за участниками в процессе их занятий в коллективе и во время выступлений на городских и республиканских мероприятиях; проводился социологический опрос участников любительских театральных коллективов города Казани, студентов театрального факультета Казанского государственного университета культуры и искусств, анкетирование, беседы (как с участниками, так и с руководителями театральных коллективов), констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2009гг.) осуществлялось изучение и теоретический анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, учебно-методических программ по развитию коммуникативной культуры и культуре общения личности, роли любительских театральных коллективов в воспитании личности, уточнялись основные понятия, определялась сущность культуры общения. На основе анализа педагогического опыта театральных коллективов Республики Татарстан была дана оценка современному состоянию деятельности театральных коллективов по развитию культуры общения участников. Разрабатывалась концепция исследования, были определены рабочая

гипотеза, цели, задачи, методы исследования, шла подготовка организации констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2009 - 2010гг.) проводилось исследование деятельности театра-студии «Ровесник» Центра детского творчества Вахитовского района г. Казани, театральной студии «Квартет «Ы» Дворца культуры им. С.Саид-Галиева г. Казани, любительских театральных коллективов Республики Татарстан и города Казани, студентов - будущих руководителей театральных коллективов. Шла организация опытно-экспериментальной работы. Обосновывалась и разрабатывалась модель развития культуры общения личности в процессе театрального творчества. Были обобщены полученные данные результатов анкетирования; в процессе совместной деятельности выявлены и реализованы основные педагогические условия развития культуры общения личности с использованием специфических средств театрального творчества.

На третьем этапе (2011 - 2012гг.) были проанализированы все полученные результаты в процессе опытно-экспериментальной работы, подведены итоги и сделаны основополагающие выводы по теоретическим и практическим задачам исследования.

База исследования: детско-юношеский театр-студия «Ровесник» Центра детского творчества Вахитовского р-на г. Казани, театральный коллектив «Квартет «Ы» Дворца культуры им. Саид-Галиева, дидактический театр «Ретро» при школе №72 г. Казани, Молодежный экспериментальный театр центра искусств «ЭОС» Казанского (Приволжского) федерального университета, татарская театральная школа при Центре детского творчества им. А.Алиша, татарский театральный коллектив «Нур» Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани, кукольный театр-студия «Балаганчик на Булаке» Центра детского творчества Вахитовского района г. Казани, татарский театральный коллектив «Сайяр» Центра детского творчества «Олимп» г. Казани, студенты факультета театрального искусства Казанского государственного университета культуры и искусств.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено понятие «культура общения» в современном процессе синтеза культур и субкультур в условиях субкультурной идентификации различных социальных групп по особенностям речи.

2. Определены особенности культуры общения молодежи в современной социокультурной ситуации, основанные на умении владеть стилевыми образцами речи, способности к самопрезентации и самоактуализации в речевом действии.

3. Установлена специфика средств театрального творчества в развитии культуры общения молодежи в использовании механизмов психологического воздействия (убеждения, подражания, эмоционального заражения), а также в процессе перевоплощения и его влияния на речевую характеристику, эмоциональной оценки с позиции не себя, а своего героя, развитие воображения, фантазии, ассоциативного ряда в речевом общении. Взаимосвязь всех средств театральной выразительности - речи, пластики, танца, музыки и т.д. - способствует развитию культуры вербального и невербального общения и поведения.

4. Разработана и экспериментально проверена модель развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества, состоящая из цели, критериев, принципов, задач, этапов реализации.

5. Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития культуры общения в процессе театрального творчества, включающий:

- развитие ценностно-ориентационного единства в общении участников театрального процесса;

- полистилистическую направленность культуры общения участников театрального коллектива;

- компетентное педагогическое руководство развитием культуры общения личности в процессе театрального творчества.

6. Разработаны критерии эффективности реализации условий развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: осуществлена систематизация и расширение исследовательских подходов к проблеме развития культуры общения молодежи; результаты исследования дополняют теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности. В работе уточнена сущность понятия «культура общения молодежи» в контексте исследуемой проблемы и определены основные направления, формы и методы развития культуры общения личности в процессе театрального творчества. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность разработанной модели развития культуры общения молодежи и педагогические условия ее внедрения в учебно-воспитательный процесс театрального коллектива.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке программ деятельности любительских самодеятельных коллективов по развитию культуры общения участников, в деятельности культурно-досуговых учреждений, в учебно-воспитательном процессе системы дополнительного образования, в переподготовке и повышении квалификации кадров социокультурной сферы. Выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества используются в деятельности театральных коллективов г. Казани. Материалы исследования могут быть использованы педагогами высших учебных заведений в разработке спецкурсов и учебных дисциплин по методике социально-культурной деятельности и руководству коллективом народного художественного творчества.

Достоверность выводов и результатов исследования определяются обоснованностью исходных положений; применением комплекса методов, адекватных поставленным целям и задачам исследования; опытным и

экспериментально-практическим подтверждением выдвигаемых

теоретических положений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах работы над диссертацией, в ходе опытно-экспериментальной работы в театре-студии «Ровесник» Вахитовского района г. Казани. Материалы исследования используются на занятиях в театральном коллективе «Ровесник», в театральном коллективе «Квартет «Ы»» Дворца культуры им. С. Саид-Галиева, в других театральных коллективах г.Казани и Республики Татарстан.

Были опубликованы статьи и материалы исследования в сборниках городских, республиканских и международных научно-практических конференций: Межвузовская научная конференция «Русский язык как феномен культуры» (Казань, 2007); Региональная научно-практическая конференция «Проблемы развития экономики, культуры и истории восточного Закамья» (Уфа, 2008); Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008); Международная научная конференция «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008);Международная научно-практическая конференция «Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы» (Казань, 2009); Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем -к глобальному образовательному пространству» (Нижнекамск, 2009); Международный научный конгресс «Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность» (Казань, 2009);11 Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья» (Тюмень, 2009); Международная научно-практическая конференция памяти профессора Е.И.Никитиной «Русское слово»

(Ульяновск, 2010); Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: многомерность, многомерные компетенции» (Нижнекамск, 2011); Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия» (Казань, 2011).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура общения молодежи в современном процессе синтеза культур и субкультур в условиях субкультурной идентификации по особенностям речи основывается на умении владеть стилевыми образцами речи, на способности к стилевой самокоррекции, самопрезентации и самоактуализации в речевом действии.

2. Специфика развития культуры общения средствами театрального творчества проявляется: а) в расширении многообразия социально-культурных ролей, в поиске эмоциональной идентичности, в педагогических и социокультурных условиях выражения и самореализации участников самодеятельных театральных коллективов; б) в использовании механизмов психологического воздействия (убеждения, подражания, эмоционального заражения); в) в процессе перевоплощения, эмоциональной оценки с позиции не себя, а своего героя; г) в развитии воображения, фантазии, ассоциативного ряда. Взаимосвязь всех средств театральной выразительности - речи, пластики, танца, музыки и т.д. способствует развитию культуры вербального и невербального общения и поведения.

3. Модель развития культуры общения молодежи в процессе театрального творчества, включающая задачи: развитие механизмов межличностного взаимодействия в коллективе; саморегуляция речевого поведения в различных ситуациях общения; стилевая самокоррекция в процессе общения; формирование навыка преодоления конфликтных ситуаций в речевом общении; принципы: культуросообразности, диалогичности, целенаправленности, полистилизма речевого действия;

методы: общепедагогические: диалогического общения, поисковые, проблемные, самопознания и самоанализа, побуждения и стимулирования, коллективных творческих дел; специальные методы театральной педагогики: актерский тренинг, актуализации индивидуального опыта участника, действенного анализа и оценки факта, тематической импровизации; этапы реализации: 1-й - развитие общекоммуникативных способностей; 2-й - развитие механизмов межличностного взаимодействия; 3-й - творческое развитие способностей общения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бериева, Ольга Леонидовна, 2012 год

Литература.

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология и образ жизни личности. - М., 1987 г.

2. Автушенко, И.А. Эмоциональный слух и эмпатия актера / сб. статей, вып. 1 -М.: Изд-во «ГИТИС», 2006 г.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / под ред. A.A. Бодал ева.-М.: Ин-т практ. психологии.- Воронеж; НПО «МОДЕК», 1996. - 384 с.

4. Алабжин, C.B. Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе / C.B. Алабжин. - Челябинск: ЧГПУ, 2000г. - 24с.

5. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. -М., 1979 г.

6. Андреева, И.М. Театральность в культуре / И.М. Андреева.- Ростов н/Д, 2002 г. - 180 с.

7. Андреев, В.И. Педагогика: учеб.курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновацион. технологий, 2000 г. - 608 с.

8. Андреев, В.И. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства

- Казань: Изд-во КГУ, 1993 г. - 251 с.

9. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса / М.С. Андрианов // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - 89 - 100 с.

10. Анисимова, Т.В, Гимпельсон, Е.Г. Современная деловая риторика / Учебное пособие. - М., 2002 г. - 432 с.

11. Апресян, Г.З. Ораторское искусство. - М.: изд-во Моск. унив-та, 1969 г.-160 с.

12. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.

- 792 с.

13. Аристотель. Риторика. Поэтика, пер. с др.греч. Аппельрот, В., Платонова Н. - С.П. «Азбука», 2000 г.- 347 с.

14. Арто, А. Театр и его двойник. Пер. с фр. С.А.Исаев. - М.: Мартис, 1993 г. -192 с.

15. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. -1999.-№4.-117-121 с.

16. Архипова, М.П. Теоретические основания моделирования личностной интеграции социокультурного образования / М.П. Архипова // Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань, 2003 г. - 38 - 43 с.

17. Аскеров, М.С. Некоторые аспекты подготовки студентов вузов культуры и искусств// Высшее образование в России, №3, 2010г. - 153-156с.

18. Асташова, H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А.Асташова // Педагогика. - №8. - 2002 г. - 34 - 35 с.

19. Бабанский, Ю.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. пед. ин-тов. / Ю.А. Бабанский - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 476 с.

20.Бажанова, Р.К. Артистизм в контексте культуры: монография / Р.К. Бажанова.- Казань: Изд-во «Отечество», 2008. - 168 с.

21.Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 116 с.

22.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1986.

23.Белинский, В.Г. Поли. собр. соч. Т. 2. / В.Г. Белинский. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. - 420 с.

24.Бердяев, H.A. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства.- М.: Искусство, 1994г.

25.Бериева, O.JI. Полистилистическая специфика культуры речи в условиях социальной и социокультурной стратификации и демократизации общества/ Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 2. Часть 1. Ульяновск: УлГПУ, 2010г.-126-131сс.

26. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М.: Прогресс, 1988г.

27.Берулава М.Н. Общепедагогические подходы к гуманизации образования / М.Н. Берулава // Педагогика. - 1994. - №5.- С. 21-25

28.Библер, B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) / B.C. Библер // Вопросы философии. - 1989.- №6.- С. 31-42.

29.Блок, В.Б. Сопереживание и сотворчество. Диалектика и взаимообусловленность / В.Б. Блок // Художественное творчество и психология. - М.: Наука, 1991. - С. 31-55

30.Блок, В.Б. Диалектика театра // Очерки по теории драмы и ее сценического воплощения / В.Б. Блок. -М.: Искусство, 1983. - 249 с.

31.Бодалев A.A. Личность и общение. - М., 1995г - 239с.

32. Бойко, В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996г.-253с.

33.Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность/ Е.В. Бондаревская// Педагогика. №3, 1999г - 37-43с.

34.Бреслав, Г.М. Психология эмоций.2-е изд., стер.М.: Академия, 2006.

35. Бритаева, Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве / Н.Х. Бритаева. - Саратов: Изд-во Саратове, универ-та, 1986г. - 160с.

36. Бурматов, В.В. Социокультурная деятельность как фактор воспитания гражданоствености студентов младших курсов вуза: дис .... канд. пед. наук / В.В. Бурматов.- Челябинск, 2010.- 162 с.

37.Буров, А.Г. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре (методическое пособие).- М., 1985г.-105с.

38. Вайсеро, К.И., Осташкин, В.Н. Социально-культурная деятельность: учебник / К.И. Вайсеро, В.Н. Осташкин. - М.: Московский государственный университет управления Правительства Москвы, 2009. - 272 с.

39. Введенская, Л.А. Культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2000г. - 448с.

40. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи - Ростов н/Д, 1996г.-576с.

41. Вербовая, Н.П., Головина, О.М., Урнова, В.В. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977г.- 303с.

42. Вербицкая, JI.A. Давайте говорить правильно: Учеб. пособие/ JI.A. Вербицкая - м.: Высш.шк., 2003г. - 239с.

43.Винникотт, Д.В. Игра и реальность.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002г.

44.Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб.пособие для студ.пед.вузов/сост. и науч.рук. B.C. Мухина, А.А.Хвостов. - М.: Академия, 2003. - 624с.

45. Войкунский, А. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. -М., 1990г.-322с.

46.Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. - М., 1981г.

47.Вомперский, В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей. -М. «Просвещение», 1970. - 183 с.

48. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник. - М., 2004г. - 231с.

49.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001г. - 128с.

50. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1987. - 573 с.

51.Гаврилина, Л.К. Диалог как необходимая составляющая коммуникативной подструктуры учебных занятий / Л.К. Гаврилина // Аксиологический и креативный факторы вербальной коммуникации процесса обучения: сб. науч. ст. - Петрозаводск, 2008.

52. Гарипова, Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: автореф. дис....канд.пед.наук/Г.А. Гарипова. - Казань, 2002г. -22с.

53. Гарифуллина, P.C. Технологии социально-культурной деятельности молодежи (духовно-нравственный ресурс воспитания) / P.C. Гарифуллина; Казань: Изд-во КГУ, 2007. - 288с.

54.Гиппиус, C.B. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - М., 2006г. - 377с.

55.Гимазетдинова, О.В., Крючек, B.K. Психолого-педагогические проблемы культурно-воспитательной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007г.- 224с.

56. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания / Б.А. Глинский. - М.: МГУ, 1965. - 248 с.

57.Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана.М.: ИНФРА-М, 1997г.

58. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1988г.- 320с.

59. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие . - М.: Логос, 2003г. - 432с.

60.Гончаров, A.A. Мои театральные пристрастия. Кн. 1. Поиска выразительности / A.A. Гончаров. - М.: Искусство. 1997г.

61.Горянина, В.А. Психология общения.- М., 2002г.

62.Грачев, М.А., Мокиенко, В.М. Русский жаргон: Историко-этимологический словарь/ Программа «Словари XXI века». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2008г.- 336с.

63 .Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие /. - Тамбов: Першина, 2004. - 513 с.

64.Гуревич, П.С. Психологический словарь.- М.: «Олма медиагрупп», 2007г.-799с.

65.Гурьев, Г.Н. Творческая работа самодеятельного драматического коллектива / Г.Н. Гурьев. - Ленинград, 1961. - 146 с.

66. Далецкий, Ч. Риторика: заговори, и я скажу кто ты: Учеб.пос. - М.: Омега-Л, 2004г.- 488с.

67.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1990г. -555с.

68. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264с.

69.Даянова, Д.П. Формирование социокультурных ценностных ориентаций учащихся в контексте деятельности молодежных общественных объединений и организаций: автореф.дис....канд. пед. наук/ Д.П.Даянова. - Казань, 2006г. -23с.

70. Джерелиевская, М.А. Установки коммуникативного поведения. - М., 2000г.-312с.

71. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987г. -207с.

72.Додонов, Б .И. Эмоция как ценность/ Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978 - 272с.

73. Дуранов, И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика/ И.М. Дуранов. -Магнитогорск, 2003. - 298с.

74. Егидес, А. Лабиринты общения. - М., 2000г. - 324с.

75. Еговцева, Н. О коммуникативной компетентности социального работника// Высшее образование России, 2007г. №4 - 164-167с.

76.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательство МГУКИ, 1998. - 248 с.

77. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры. - М.: МГУКИ, 2000г.

78.Жуве, Л. Мысли о театре / Л. Жуве. - М.: Иностранная литература.- 1960.-298с.

79. Жук, И.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей вуза во внеучебной деятельности/ И.В. Жук// Вестник ЧГАКИ. - 2011. - №1 (25). - 111-113с.

80. Журавлев, В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. Изд.2-е, доп. - М.: Едиториал УРСС, 2004г.- 336с.

81.3агвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 2-е изд.- М.: Академия 2005.- 208с. 82.3айнуллина, Ф.К. Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества: автореф.дис...канд. пед. наук/ Ф.К. Зайнуллина. - Казань, 2008г - 23с.

83.Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая школа, 2004. -55 с.

84.3арецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя: Дисс...канд. пед.наук/И.И. Зарецкая. - М., 2002 г.

85.3арецкая, Е.И. Деловое общение: учебник: в 2т., 2-е изд., испр. И доп.- М.: Дело, 2004г.

86. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Учеб.пособие для спец.учеб. заведений культуры и искусства. М., «Просвещение», 1978г.-334с. 87.Зверева, Н.А. Теоретические основы создания актерского образа/ Н.А.Зверева, Д.Г.Ливнев.- М.: ГИТИС, 2002г. - 180с.

88. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г.Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986г. - 223с.

89. Зигерт, В., Ланг, Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990г. 90.3имняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. -512 с.

91.3олотова, Г.А. У языка, как у людей свои проблемы.../Г.А.Золотова// Русская речь. - 2001. - №4. - 33-40с.

92. Ибятова, З.А. Формирование гуманистических качеств участников школьного самодеятельного театрального коллектива / З.А. Ибятова // Образование и саморазвитие: научный журнал КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина.- 2010.- № 2 (18).- С. 137-142

93. Иванчикова, Т., Леванов, Ю. Формирование речевой компетентности студентов неязыкового вуза/ Т. Иванчиков, Ю. Леванов// Высшее образование в России. - 2007. - №11. - 132-134с.

94. Ивин, A.A. Риторика: искусство убеждать: учеб.пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002г.

95. Искусство сценической речи/ Сост. и отв.ред. И.Ю. Промптова. - М.: РАТИ (ГИТИС), 2007г. - 340с.

96. История философии, т. I., М., Политиздат, 1940г.

97.Кабанина, JI.A. Формирование творческого стиля педагогической деятельности у студентов педвуза: автореф.дис....канд.пед.наук/JI. А. Кабанина - Саратов, 2000г. - 18с.

98. Каган, М.С. Философская теория ценности/ М.С.Каган. - СПб.: Петрополис, 1997г. - 205с.

99. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие/О.М. Казарцева. - М.: Флинта: Наука, 2003г -496с.

100. Калабин, A.A. Управление голосом/ А.А.Калабин. - М.: Эксмо, 2007г. -160с.

101. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения / В. А. Кан-Калик. Грозный, 1979г.

102. Караванова, Е.Е., Матвеева, Л.В. Особенности образов партнеров по общению в телевизионной коммуникации/ Е.Е. Караванова, Л.В. Матвеева// Вопросы психологии. - 2001. - №4. - 115-127с.

103. Каратыгин, П.А. Записки. - Л., «Искусство», 1970г.

104. Каргин, A.C. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1988г.-271с.

105. Каргин, A.C. воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. -М.: Просвещение, 1984г. - 224с.

106. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. В.П.Зинченко и Ю.М.Жукова. - Самара: «Самарский дом печати», 1995г.- 528с.

107. Карцева, И.Р. Полифункциональность языковой межкультурной коммуникации: автореф.дис....канд.философ.наук/ И.Р. Карцева. - Казань, 2007г.- 18с.

108. Капшицкий, В.И. Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя: автореф. дис....канд.пед. и псих, наук/ В.И. Кашницкий. -Ярославль, 1996г. - 21с.

109. Кириленко, Г.Г., Шевцов, Е.В. Краткий философский словарь. - М.: Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2004г.-480с.

110. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.:МГУК, 2009г. - 539с.

111. Клейберг, Ю.А. Молодежь и досуг: сущность, проблемы, основные тенденции / Ю.А. Клейберг. - Бишкек: Кыргызстан, 1992. - 164 с.

112. Клубоведение: учебное пособие/ред. Иконниковой, С.Н., Чепелева, В.И. - М.: «Просвещение», 1980г.- 397 с.

113. Клушина, Н.И. Буржуазные символы в языке современной России/ Н.И. Клушина// Русская речь. - 2006г. - №2. - 43-49с.

114. Кнебель, М.О. Вся жизнь. Изд. 3-е, испр. М., ВТО, 1967г.

115. Ковальчук, A.C. Социально-культурная деятельность: учебное пособие / A.C. Ковальчук.-2-e изд.- Орёл: Орловский государственный институт искусства и культуры, 2000.- 172 с.

116. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

117. Колинько, И.В. Социокультурное пространство: культурологический подход / И.В. Коленько // Вестник МГУКИ. - 2007. -№ 4. - 62-63 с.

118. Коновалова, Е.В. Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов: автореф. дис....канд.пед.наук/ Е.В. Коновалова. - Казань, 2007г. -20с.

119. Коссов, Б.Б. Системно-стилевая концепция личности: новые аспекты ее проверки/ Б.Б. Коссов// Вопросы психологии. - 1999. - №6. - 57-66с.

120. Коханая, O.E. Коммуникативно-игровая и творческая функции театра для детей и молодежи / O.E. Коханая.- Вестник МГУКИ.- №2.- 2008.- С. 255258.

121. Кохтев, H.H. Риторика / Н.Н.Кохтев.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2001г.-240с.

122. Краткий словарь по эстетике: Кн. Для учителя/под ред. М.Ф.Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983г.-223с.

123. Кривоспицкая, Я.В. Современное театральное искусство как феномен виртуальной реальности/ Я.В. Кривоспицкая// Вестник ЧГАКИ. - 2011. - №2. - 79-80с.

124. Крижанская, Ю.С., Третьяков, В.П. Грамматика общения. - JL, 1999г. -194с.

125. Кронгауз, М. Русский язык на гране нервного срыва. - М.: Знак: Языки славянских культур, 2008г - 232с.

126. Крылова, O.A. Речевая культура и языковая политика в современном российском обществе // Русская речь. - 2006г. - №1. - С. 5253.

127. Крысин, Л.П. Русский литературный язык на рубеже веков // Русская речь - 2000г. - №1. - С. 28.

128. Кудашов, Г.Н. Актуальность, сущность и цели педагогики социального творчества молодежи в современных условиях / Г.Н. Кудашов.- Молодежь и общество.- №2.- 2009.- С. 58-78.

129. Кузин Ф.А. Культура делового общения: учеб.пособие. М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2003г.

130. Культурология / под.ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Оникс, 2007г. - 480с.

131. Культура русской речи. Учебник для вузов/ ред. Л.К. Граудина, E.H. Ширяев. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998г. - 560с.

132. Лабунская, В.А. Невербальное поведение. - Ростов н/Д, 1986г. -324с.

133. Ласкавая Е.В. Речеголосовой тренинг. - М.: изд-во «Маска», 2006г. -101с.

134. Латышева, H.A. Воображение актера на уроках сценической речи/ сб. статей.вып. 1 -М.: Изд-во «ГИТИС», 2006г.

135. Леонтьев А. А. Психология общения: учеб. Пособие. 3-е изд.- М.: Смысл: Академия, 2005г.

136. Леонтьев, А.Н. Избранные педагогические произведения: в 2 т. Т.1. -М., 1983г.-528с.

137. Логический словарь/ под ред. Н.И. Кондакова. - М., 1994г. - 246с.

138. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи.- М.: Издательский центр «Академия», 2003г.- 272с.

139. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. -М., Наука, 1978.- 167 с.

140. Мазаева, И.А. Профессиональная коммуникативная культура в содержании подготовки специалиста (на материале профессий «человек-человек»): дисс....канд.пед.наук / И.А. Мазаева.- М.- 2003г. - 239 с.

141. Макаренко, A.C. О воспитании / A.C. Макаренко; сост. и авт. вступ. ст. B.C. Хмелендик. - М., 1988. - 256 с.

142. Максютин, Н.Ф. Педагогические ресурсы досуга/ Н.Ф. Максютин. -Казань: Медицина, 1996. - 140с.

143. Марков, П.А. О театре. В 4-х т. - М., «Искусство», 1974 - 1977гг.

144. Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление: автореф.дис....канд.пед.наук/ О.И. Марков. - СПб, 1998г - 39с.

145. Маркичева, Т.Б., Ножин, Е.А. Мастерство публичного выступления: Учебное пособие. -М.: Знание, 1989г. - 176с.

146. Марченко, О.И. Риторика, как философия, этика и эстетика слова // Вестник СПбГУКИ, 2003г- 9-18с.

147. Масленникова, В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности/ В.Ш. Масленникова.- Казань: Школа, 2004г. -176с.

148. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2004г.

149. Межуев, В.М. Культура как деятельность// Личность. Культура. Общество., №1, 2006г. - 37-59с.

150. Мелибруда, Е. Я - ты - мы: Психологические возможности улучшения общения/ пер. с польск. - М., 1986г.

151. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: пособие для учителей нач. кл.-М.: Просвещение, 1975.

152. Морозов, В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода в разработке проблемы// Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994г.

153. Моросанова, В.И., Коноз, Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека/ В.И. Моросанова// Вопрсы психологии. - 2000. - №2. - 118-127с.

154. Москвин, В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс/В.П.Москвин.- Изд.4-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2006г.-630с.

155. Мудрик, A.B. Социализация и смутное время / A.B. Мудрик. - М.: Знание, 1991.-78 с.

156. Муравьева, Н.В. Правила и исключения делового языка/ Н.В. Муравьева// Русская речь. - 2005 - №1 - 69-72с.

157. Мурашов, A.A. Культура речи: Учеб. пособие / А.А.Мурашов. - 3-е изд., - М., 2006г. - 576с.

158. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества.- Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований.

159. Наседкина, Г.А. Опыт социокультурной деятельности подростков в системе дополнительного образования// Педагогика, №4, 2007г., 58-62с.

160. Немирович - Данченко, Вл.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М.: Правда, 1989г. - 576с.

161. Нефедова, Е.Г. От замысла к образу спектакля.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос.ун-та, 2002г. - 257с.

162. Ножин, Е.А. Мастерство устного выступления.- 3-е изд.- М.: Политиздат, 1989г. - 255с.

163. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/С.И. Ожегов.- М.: Рус.яз., 1983. -816 с.

164. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Ю.Б. Алишев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др; под ред. H.A. Кушаева.-М.: Просвещение, 1986,- 240 с.

165. Оссовская, М.П. Практическая орфоэпия. - М.: Реглант, 2005г. - 104с.

166. Островский, А.Н. О театре. Записки, речи и письма. Общая ред. И вступит, статья Т.П. Владыкина. М. - Л., Искусство, 1947г.

167. Панкратов, В.Н. Манипуляция в общении и их нейтрализация.- М., 2000г.

168. Пави, П. Словарь театра/пер.с фр.; Под ред. Л. Баженовой. - М.: Изд-во «ГИТИС», 2003. - 516с.

169. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Изд-во Юрайт; Высшее образование, 2009.- 430 с.

170. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.

171. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. A.A. Князьков. -М.: Флинта, Наука, 1998.

172. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. Пособие.- М., 2002г.

173. Петрова, А.Н. Сценическая речь. Учебное пособие. - М.: Искусство, 1982г.-191с.

174. Петрова, А.Н. Сценическая речь в современном театре и задачи педагога-консультанта по слову/Культура сценической речи// Сб. статей. М. Всероссийское театральное общество, 1979г. - 415с.

175. Петрушин, В .И Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин.- М.: Академический проект; Гаудеамус, 2006, 490с.

176. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. -М.: ЭКСМО, 2006г.

177. Попов, А.Д. Художественная целостность спектакля / А.Д. Попов.- М.: ВТО, 1959.- 295 с.

178. Прокопова, H.JI. Структурная дислокация сценической речевой культуры в культуре общества/ Н.Л. Прокопова// Вестник МГУКИ. - 2008. -№3. - 34-37с.

179. Психология. Словарь/ под общ. Ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошенко. Изд.2-е. М.: Политиздат, 1990г. -494с.

180. Психология социальных ситуаций/ сост. и общая редакция Н.В. Гришиной.- СПб.: Питер, 2001г.-416с.

181. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства.- М., 1978.

182. Рогов, Е.И. Психология общения.- М.: Владос, 2003г.

183. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: ООО «Издательство ACT - ЛТД», 1998. - 384 с.

184. Ронами, Т.Ю. Успешная постановка спектакля с детьми/ Т.Ю. Ронами// Народное образование. - 2011.- №3. - 255-259с.

185. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973г.- 423с.

186. Рябова, Л.В., Самыгин, С.И. Эмоции и культура общения: учеб.пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.

187. Садовская, B.C., Ремизов, В.А. Основы коммуникативной культуры: Учебник для ВУЗов, М.: Владос, 2011г. - 206 с.

188. Салахутдинов, Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи.- Казань, 1999г.-462с.

189. Самыгин, С.И. Деловое общение: учебное пособие/С.И.Самыгин, А.М.Руденко. - М.: КНОРУС, 2010. - 440с.

190. Саричева, Е. Сценическое слово. - М.. 1963г.

191. Семейное воспитание. Краткий словарь. - М, 1990г.

192. Сиротина, О.Б. От кого зависит судьба русского языка? / О.Б. Сиротина// Русская речь. - 2007. - №1. - 44-50с.

193. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988.

194. Словарь Культура и культурология. Под ред. Кравченко, А.И., М.: «Академический проект», 2003.- 927с.

195. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т., Т. 3 / гл. ред. К.С. Горбачевич. - М.: Русский язык, 1991. - 388 с.

196. Смирнова, Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления: автореф. дис... док-ра пед. наук / Е.И. Смирнова.- Д., 1989.- 20 с.

197. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие.- Тамбов. Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.- 504 с.

198. Соколова, H.H. Культурно-творческое развитие специалистов -руководителей любительских театров в условиях взаимодействия вузов и учреждений культуры и искусств // Вестник МГУКИ, №4, 2008г. - 166-169с.

199. Солодухин, В.И. Организация и управление этнокультурными центрами: учеб.пособие для студентов по спец. «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество» / В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина. - Улан-Удэ: Изд.- полиграф.комплекс ВСГАКИ, 2002. -89с.

200. Станиславский, К.С. Собр. соч. в 8-ми т. М., «Искусство», 1985г.

201. Степанова, И.В. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в

вузе культуры и искусств: автореф. дис.....канд. пед. наук/И.В.Степанова -

Омск, 2009г.- 22с.

202. Столович, JI.H. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности.- М.: Политиздат, 1985. - 415 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).

203. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2000. - 672 с.

204. Стрельцов, Ю.А. Социокультурная деятельность на современном этапе: тенденции и перспективы развития / Ю.А. Стрельцов// Культурология: новые подходы: альманах-ежегодник. - М.: МГУК, 1998. - №3. - С.240.

205. Суленева, Н.В. Обучение речевому этикетному поведению как фактор совершенствования подготовки студентов режиссерских специальностей к профессиональной деятельности: дис... канд. пед. наук/ Н.В. Суленева. -Казань. -

206. Суртаев, В.Я. Молодежь и культура / В.Я. Суртаев. - СПб., 2002. - 352 с.

207. Суртаев, В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учеб.пособие. -СПб, 2005.-272с.

208. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975г.

209. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - Киев: Наук Думка, 1975.-352 с.

210. Сценическая речь. Под ред. И.П.Козляниновой. - М.: Просвещение, 1976г.-336с.

211. Сценическая речь: Учебник/под ред. И.П.Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 4-е изд., испр. М.: Изд-во «ГИТИС». 2006г. - 536с.

212. Тарасова, E.H. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: дис... канд. пед. наук / E.H. Тарасова.- Казань, 2008.- 295 с.

213. Терехов, П.П. Педагогические условия воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ в процессе занятий самодеятельным

художественным творчеством: дис... канд. пед. наук / П.П. Терехов.- Казань, 1984.

214. Терехов, П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного социокультурного образования.- Казань: изд. Казан.ун-та, 2003г. - 240с.

215. Тихомиров, А.А. Мастерство актера и режиссера. Теория и практика/ А.А.Тихомиров. - Казань: Изд-во Казан, гос. у-унта культуры и искусств, 2009г.-180с.

216. Ушакова, Т.Н. О психологии словесного творчества/ Т.Н. Ушакова// Психологический журнал. - 2007. - №4. - 90-100с.

217. Ушинский, К.Д. О целях воспитания / К.Д. Ушинский.- М., 1953. -346 с.

218. Фазылзянова, Г.И., Погорелова, А.Н. Формирование духовно-нравственного потенциала современного студенчества в контексте аксиологического подхода к народной культуре/ Фазылзянова, Г.И., Погорелова, А.Н.- Казань: «Отечество», 2009г. - 196с.

219. Филынтинский, В.М. Открытая педагогика / В.М. Филыптинский.-СПб.: «Балтийские сезоны», 2006.- 368с.

220. Философский энциклопедический словарь: 2-е изд. - М., 1990г.

221. Фрид, О.Ю. Работа актера над речевой характерностью/Культура сценической речи// Сб. статей. М. Всероссийское театральное общество, 1979г.-415с.

222. Харина, Н.В. Приоритетные стратегии и приемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников в образовательной деятельности: автореф.дис....канд.пед.наук/ Н.В. Харина. - Казань, 2011г -23с.

223. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб.пособие / И.Ф. Харламов.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002.- 549 с.

224. Хитарова, И.Ю. Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности: дис....канд. пед. наук / И.Ю. Хитарова. - М., 2003.

225. Цицерон: хрестоматия по риторике 2-е изд., Пермь, 1994г.- 105с.

226. Чабанный, В.Ф. Духовное развитие личности в коллективе художественной самодеятельности.- СПб., 1998г. - 106с.

227. Чижиков, В.М. Социокультурные коммуникации города и села: Учеб.пособие. - М.: МГУКИ, 2010г., 290с.

228. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. - Казань: Изд-во Казан.унив-та, 2001г. - 217с.

229. Шевцова, Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста / Е. В. Шевцова// Сб. науч. трудов СевКазГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. -Ставрополь, 2003

230. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2003г.

231. Шигапова, И.И. Патриотическое воспитание молодежи средствами театрального творчества: дис... канд. пед. наук / И.И. Шигапова.- Казань, КГУКИ, 2006.- 203 с.

232. Ширяев E.H. Культура русской речи: Теория, методика, практика / E.H. Ширяев // Изв. РАН. Сер.лит и яз. - 1992. - Т.51. - №2. - С.44.

233. Шуркова, Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры/Н.Е. Шуркова. - М.: Пед. общество России, 1997г.

234. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Элькони. - М.: Педагогика, 1978г.- 304с.

235. Явгильдина, З.М. Музыкально-эстетический интерес младших школьников: вопросы теории и практики [Текст] / З.М. Явгильдина. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2002. - 184с.

236. Явгильдина, З.М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (XX в.) [Текс] / З.М. Явгильдина. - Казань: ТГГПУ, 2007. - 452с.

237. Ярошенко, H.H. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / H.H. Ярошенко // Вестник МГУКИ, 2001. - Вып. 23.- С. 39-43.

238. Яковлев, И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций/И.П. Яковлев. - Спб.: Авалон; Азбука-классика, 2006г. - 240с.

239. Янушевский, В.Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практически-ориентированная монография. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2007г. - 235с.

240. P. Beudert, S.Crabtree Scenic Art for the Theatre, Focal Press, 1998. - 272c.

241. Leech, G.N. Linguistics and the figures of rhetoric / Essays on style and language. London, 1967. - 257c.

242. L. Michael, C. Ricks The state of the language. - University of California press Berkeley. London, 1980. - 622 c.

243. O'Connor, R.I., Capps, R Fundamentals of Effective Speech Communication. N.Y., 1978. - 324c.

244. Powell, M. The Acting Bible: The Complete Resource for Aspiring Actors. Los Angeles, 2010. - 256c.

245. Уровни, стили и типы общения / Pseznaika.net. http ://psyznaivka.net/socio-obchenie.html?id=5 [Электронный ресурс]

246. Функции коммуникации / Bugabooks. - http://bugabooks.eom/book/l 73-osnow-mezhkulturnoi -kommunikacii/31 -22-funkcii-kommunikacii.html [Электронный ресурс]

247. Воспитательная работа в системе работы школы / Сидоров С.В. -http://svsidorov.ucoz.com/publ/organizaciia vospitatelnoi rabotv/uchebnve mater ialv/vr v sisteme rabotv shkoly/4-1-0-13 [Электронный ресурс]

248. Передовой педагогический опыт / Межшкольный методический центр информационных технологий, г. Оханск - http://www.ohansk-mmcit.narod.ru/4/46/peredov ped opit.htm ГЭлектронный ресурс]

Дорогой друг!

Коллектив Казанского государственного университета культуры и искусств проводит исследования, направленные на совершенствование образовательно-воспитательного процесса в любительских театральных коллективах. Ваши искренние ответы и возможные затруднения в них помогут нам модернизировать содержание учебно-творческой деятельности коллективов. Искренняя

признательность за помощь!

1.Сколько вам лет?

1.1. 12 лет

1.2. 15 лет

1.3. 17 лет

1.4. 19 лет

1.5 ._

2. Ваш пол?

2.1. Женский

2.2. Мужской

3. Ваша национальность?

3.1. Русск(ий)ая

3.2. Татар(ин)ка

3.3 ._

4. Где Вы учитесь?

4.1. Школа

4.2. Гимназия

4.3. ССУЗ 4.4 Вуз

5. В каком классе или на каком курсе?

5.1 ._классе

5.2 ._курсе

6. Что привело Вас в театральный коллектив?

6.1. Желание интересно, с пользой провести время

6.2. Стремление играть в спектаклях

6.3. Развить способности в общении

6.4. Стремление расширить свой кругозор

6.5. Желание заниматься под руководством опытного преподавателя

6.6. Другое_

7. Какие формы работы в самодеятельном театральном коллективе Вам больше нравятся?

7.1. Общие репетиции, представляющие учебную деятельность

7.2. Выступления в конкурсах, фестивалях

7.3. Проведение различных вечеров

7.4. Посещение театров, концертов

7.5. Встречи с видными деятелями искусства

7.6. Беседы на этические темы

7.7. Беседы о просмотренных спектаклях

7.8. Какие еще_

8. Как Вы думаете, что могут дать молодому человеку занятия в самодеятельном театральном коллективе?

10.1. Возможность принести людям радость своим искусством

10.2. Помочь участнику в общении с людьми

10.3. Расширить кругозор

10.4. Сформировать коллективистские качества характера

10.5. Ничего не могут дать

10.6. Затрудняюсь с ответом

10.7. Что еще____

9. Как вы считаете, эмоциональны ли вы в общении?

13.1. Да

13.2. Зависит от ситуации

13.3.Не знаю

13.4. Нет

13.5. Что еще_______

Ю.Напишите, как вы понимаете понятие «культура общения», важна ли она в современном обществе?

11. Пользуетесь ли вы в общении невербальными средствами коммуникации (мимика, жесты, интонирование, выражение глаз и т.д.)

17.1. Всегда

17.2. Зависит от ситуации

17.3. Нет

17.4. Не знаю

17.5. Что еще_

12. Знаете ли вы иностранные языки?

18.1. Владею в совершенстве одним или более языками

18.2. Смогу поддержать разговор на иностранном языке

18.3. Знаю несколько слов

18.4. Нет

13. Общаетесь ли вы по Интернету?

19.1. Часто

19.2. Иногда

19.3. Не умею им пользоваться

19.4. Нет

14. Назовите героя спектакля, фильма, литературного произведения, или просто известного человека, который, по вашему мнению, владеет коммуникативной культурой в совершенстве.

15. Как вы относитесь к нецензурной лексике, иногда употребляемой в средствах массовой информации?

25.1. Считаю, что это недопустимо

25.2. Иногда без этого не возможно

25.3. Затрудняюсь ответить

25.4. Что еще_

16. Употребляете ли вы нецензурные слова в обычной жизни?

26.1. Конечно, без этого речь становится невыразительной

26.2. Если сильно разозлюсь, могу выругаться

26.3. Стараюсь не употреблять

26.4. Никогда не употребляю

26.5. Что еще_

17. Часто ли обращаются к вам на улице прохожие с вопросами: как пройти, проехать и т.п.?

17.1. часто

17.2. редко

17.3. крайне редко

17.4. не случалось

18. Замечаете ли вы лица людей в автобусе, метро, поезде?

18.1. да

18.2. нет

19. Умеете ли вы слушать, думая о собеседнике, а не о себе?

19.1. да

19.2. нет

20. Трудно ли вам просить о чем-то неприятного человека?

20.1. да

20.2. нет

21. Легко ли вы находите общий язык с незнакомым человеком?

21.1. да

21.2. нет

22. Легко ли вы адаптируетесь в новом коллективе?

22.1. да

22.2.нет

23. Над каким репертуаром вы охотнее работаете в театральном коллективе?

23.1. Над классическими произведениями

23.2. Над современным материалом

23.3. Над фольклорным текстом

23.4. Не задумывался об этом

23.5. Что еще_

24. Что бы Вы пожелали своему самодеятельному коллективу?

24.1. Больше внимания к развитию способностей каждого

24.2. Добиваться большого сплочения коллектива

24.3. Стремление сохранить лучшие традиции

24.4. Что еще __

Еще раз благодарим за помощь!

Приложение 2.

Дорогие друзья, выберите, пожалуйста, одну из двух представленных пословиц, содержание которой для вас является наиболее убедительным.

1. А) Счастлив тот, у кого совесть спокойна; Б) Стыд не дым, глаза не выест.

2. А) Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Б) С такими друзьями и врагов не надо.

3. А) Учиться - всегда пригодиться;

Б) Наука - не медовуха: в рот не вольешь.

4. А) Без труда нет добра;

Б) Работа не волк, в лес не убежит.

5. А) Не в деньгах счастье;

Б) Живется, у кого денежка наживется.

6. А) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; Б) Где счастье плодится, там зависть родится.

7. А) От народа отстать - жертвою стать;

Б) Живу, как живется, а не как люди хотят.

Анкета

1. Стиль —это...?

1а. Совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь художника, эпохи или нации;

16. Характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приемов

какой-нибудь работы;

1в. Способ летоисчисления;

1г. Система способов выражения мысли.

2. Речевой стиль — это...?

2а. Индивидуальные особенности речевого действия и взаимодействия личности; 26. Система языковых средств и идей, характерных для того или иного литературного произведения, жанра, автора или литературного направления; 2в. Определенный способ словесного выражения мыслей;

2г. Коммуникативное употребление языка в различных сферах общественной жизни.

3. Какие речевые стили вы знаете?

4. Как вы думаете, от чего зависит употребление того или иного речевого

стиля?

4а. От целей и задач высказывания; 46. От речевых партнеров; 4в. От конкретной ситуации общения; 4г. От норм культуры литературной речи.

5.Установите соответствие между речевыми стилями и их функциями:

Речевые стили Функции

Разговорный Административного воздействия и сообщения

Официально-деловой Эстетического воздействия

Научный Агитационного воздействия и сообщения

Художественный Общения

Публицистический Сообщение и хранение информации

6. Установите соответствие между речевыми стилями и речевыми жанрами:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.