Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Кузнецов, Алексей Николаевич

  • Кузнецов, Алексей Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 195
Кузнецов, Алексей Николаевич. Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2014. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кузнецов, Алексей Николаевич

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ГМУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников

1.2. Социальная адаптация: общетеоретический анализ. Роль межличностных взаимодействий и социально значимых личностных качеств у младших школьников в развитии навыков социальной адаптации

1.3. Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в

детском музыкальном театре

Выводы Первой главы

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Педагогическая модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников

2.2. Авторский учебно-методический комплекс как база для практической реализации модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников

2.3. Экспериментальная апробация модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников в процессе освоения авторского учебно-методического

комплекса

Выводы Второй главы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА.. ПРИЛОЖЕНИЯ

139

143

160

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников»

ВВЕДЕНИЕ

С первых дней своей жизни человек как существо социальное окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек, так или иначе, приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. В этой связи наиболее ответственным является школьный возраст, время, когда происходит формирование основных факторов, определяющих в дальнейшем способность человека к продуктивной коммуникации, к позитивному и сбалансированному общению с окружающими людьми и миром в целом. Выдающиеся отечественные исследователи - H.A. Ветлугина, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, A.A. Пиличаускас, А.И. Савостьянов, О.Н. Соколова-Набойченко, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что наиболее эффективным фактором развития указанных качеств в школьном возрасте становится музыкально-театральная деятельность, которая осуществляется в пространстве дополнительного образования - в театральных студиях, детских театрах и кружках, и способствует освоению школьниками различных социальных ролей, методов управления собственным поведением — то есть, способствует формированию способности к социальной адаптации. Социальная адаптация - это процесс усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связанный с общением и совместной деятельностью.

Одним из наиболее актуальных направлений воспитания подрастающего поколения в наши дни Российской академией образования признано направление, разрабатывающее «Теоретические и перспективные модели социализации и воспитания детей и молодежи в условиях современного общества» (научный руководитель - академик C.B. Дармодехин).

Базой жизненного и профессионального успеха в современном мире становится развитая способность к общению и знание психологических механизмов этого процесса. Это обуславливает эффективность совместной деятельности людей. Развитие коммуникативных качеств личности происходит, как правило, в годы школьной учебы. Именно поэтому один из важнейших государственных документов - Национальная доктрина образования Российской Федерации — большое внимание уделяет задаче «формирования у детей культуры мира и межличностных отношений».

Очевидно, что для успешного развития навыков социальной адаптации необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение, которое обеспечит сбалансированное, соответствующее возрастным особенностям детей продвижение в направлении освоения ими межличностной коммуникации, реализации собственных лидерских качеств, способности действовать в коллективе единомышленников.

Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки общественного сосуществования в данной среде.

Вместе с тем, в современном мире, где все в большей степени используется компьютерная и другая разнообразная мультимедийная техника, дети не получают в полной мере навыков живого человеческого общения, что ведет за собой неразвитость способностей межличностного взаимодействия, вследствие чего современные школьники нередко с трудом приспосабливаются к новым (а порой любым) социальным условиям (средам).

Разработка проблемы социальной адаптации в отечественной науке многогранна и идет в нескольких направлениях. Это и поиск философских оснований и сущности взаимодействий, и исследования в области педагогики, психологии, социологии. Теоретические исследования вопроса

представлены работами Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Л.И. Пригожина, Л.Г. Чусовитина и др. Механизмы социальных взаимодействий стали предметом изучения Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, М. Вебера, М.С. Кагана, A.A. Леонтьева, М.И. Лисиной, A.B. Мудрика, Т. Парсонса, Ю.У. Фохта-Бабушкина, B.C. Собкина, Т. Шибутани и др. Разработки по педагогическому сопровождению этого процесса и определение его общепсихологических основ принадлежат таким авторам, как Ф.Б. Березин, Березина, А.П. Корнилова, Я.Л. Коломинского, И.А Милославова, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич, Т.А. Антоновой, Антоновой, А.Б. Добровича, В.А. Кан-Калика, Е.В. Коротаевой и др.

Учеными установлено, что потребности, интересы и склонности личности формируются в процессе взаимодействия человека с совершенно определенной средой, влияющей на его развитие через предметную деятельность. Необходимо отметить, что важнейшим периодом в развитии навыков социальной адаптации является младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте происходит смена характера взаимоотношений ребенка с окружающими, а само взаимодействие детей в процессе совместной деятельности приобретает более разнообразные формы (И.А. Зимняя, Л.И. Божович, A.B. Петровский, В.Н. Белкина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.О. Смирнова и др.). Особо следует отметить, что по результатам исследования, проведенного сотрудниками Психологического института РАО (2002-2003 гг.) лишь 20% обследованных младших школьников могли самостоятельно находить решения в ситуациях межличностного взаимодействия, в то время, как остальные не проявили необходимых навыков, что зачастую приводило к конфликтам (О.В. Гударева, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин и др.).

Таким образом, опираясь на многочисленные исследования в области социальной адаптации, мы определяем ее как целостный, и, в то же время многосоставный системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой, который может

совершенствоваться под воздействием определенных педагогических условий. Важным периодом в формировании социальной адаптации является младший школьный возраст.

Участие детей младшего школьного возраста в театральной деятельности может быть рассмотрено как одно из эффективных средств решения проблемы развития навыков социальной адаптации. Именно театральная деятельность, воссоздавая взаимодействия людей в различных социальных условиях, давая возможность всем участникам процесса «примерить» на себя различные социальные роли, осознавая одновременно свое «Я» становится оптимальной средой этого развития, соединяя игровую и ведущую учебную деятельность (Б.Г. Ананьев, H.A. Ветлугина, JI.C. Выготский, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, В.И. Немирович-Данченко, Д.Б. Эльконин и др.).

К.С. Станиславский отмечал, что ансамбль как согласованное совместное действие является основой театральной деятельности. Включение музыкального компонента обогащает театральную деятельность детей, музыкальным языком «интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), что позволяет воспринимать «себя в других» и «других в себе» на более глубоком уровне. Это свойство личности является основным при межличностных взаимодействиях, успешность которых в свою очередь составляют основу навыков социальной адаптации.

Таким образом, выявляется возможность привлечения музыкально-театральной деятельности как средства развития навыков социальной адаптации у младших школьников.

Детская театральная деятельность и ее аспекты отражены в работах ряда ученых. Среди них: В.М. Букатов, Т.Н. Доронова, А.П. Ершова, O.A. Лапина, Л.В. Макаренко, Т.Г. Пеня и др., которые исследовали вопросы методики обучения детей театральной деятельности. Вопросы развития детей средствами театральной деятельности исследовались и в области музыкального образования:

- интегрированный подход в освоении музыки детьми (Т.В. Надолинская);

- музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании (О.Н. Соколова-Набойченко);

- формирование социокультурных ориентации (И.Б. Нестерова);

- формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников (Л.Л. Пилипенко);

- развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы (Е.В. Александрова); и др.

Однако исследование педагогических условий, позволяющих в процессе музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста в условиях студии формировать и развивать необходимые для жизни навыки социальной адаптации, до сих пор не являлись предметом специального педагогического исследования.

Таким образом, выявлены следующие противоречия:

между возможностью использования музыкально-театральной деятельности детей как средства развития навыков социальной адаптации и недостаточной разработанностью данной проблемы в области музыкального образования;

между признанием значимости навыков социальной адаптации в развитии личности ребенка и отсутствием теоретического и методического обеспечения процесса развития навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста средствами музыкально-театральной деятельности.

Данные противоречия определили актуальность проблемы: в чем заключаются педагогические условия развития навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности? Это обусловило выбор темы исследования: «Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников».

Объект исследования - музыкально-театральная деятельность младших школьников в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия развития навыков социальной адаптации у младших школьников в музыкально-театральной деятельности.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития навыков социальной адаптации у младших школьников средствами музыкально -театральной деятельности в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: музыкально-театральная деятельность младших школьников будет эффективной в развитии навыков социальной адаптации при наличии следующих педагогических условий:

- актуализация социально-значимой мотивации детей, которая включает в себя стремление к контактам со сверстниками в процессе музыкально-театральной деятельности, стремление к пониманию другого человека, готовность и ожидание получения оценок со стороны зрителей;

- организация музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей;

- участие детей во всех доступных видах музыкально-театральной деятельности, что может обеспечить формирование у них умений межличностных взаимодействий, социально значимых личностных качеств и обретение опыта социализации, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе;

- обучение детей на основе авторского учебно-методического комплекса, включающего в себя образовательную программу, комплекс методов и технологий, направленных на развитие навыков социальной адаптации и специальный репертуар, позволяющий детям проявить свои способности и умения в наиболее благоприятном для них режиме с сохранением всех позитивных сторон музыкально-театральной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Определить педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре.

3. Выявить уровни и показатели сформированное™ умений и навыков социальной адаптации младших школьников, в условиях музыкально-театральной деятельности.

4. Разработать педагогическую модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников и учебно-методический комплекс в качестве базы для ее практической реализации.

5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников.

Методологической основой исследования явились следующие теории и концепции:

- теория деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и

др-);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

- теория коммуникации (Г.М. Андреева, A.A. Бодалёв, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов);

- концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);

- теория периодизации возрастных этапов развития личности ребёнка (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.С. Лейтес, B.C. Мухина, В.А. Петровский);

- теория организации детской театральной деятельности (В.М. Букатов, А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов, Е.К. Чухман);

- исследования потенциала музыкальной деятельности в развитии ребенка (Н.А. Ветлугина, Л.А. Баренбойм, Н.Г. Куприна, Т.Э. Тютюнникова, М.И. Чистякова).

В ходе нашего исследования использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и театроведческой литературы по исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детском музыкальном театре; анализ программ и методик работы детских музыкальных театров;

эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2009-2010) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области театральной педагогики с целью выявления методологических основ и современных тенденций музыкально-театрального образования; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; проводился констатирующий эксперимент; разрабатывалось программное обеспечение.

На втором этапе (2010-2013) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, её структура и основные организационные формы; корректировалось и дополнялось программное обеспечение; проводился формирующий эксперимент, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2013 по настоящее время) проводился всесторонний анализ результатов экспериментальной работы, их обобщение и систематизация, оформлялся текст диссертации.

Экспериментальной базой исследования является Музыкальный театр-студия «Галёрка» при (Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы) Центре юношеского научно-технического творчества «Исток» в ЮЗАО. В опытно-экспериментальной работе (вместе с контрольными группами из следующих коллективов: Театральная студия «И там, и сям...» (ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1360, CAO г. Москвы) и Детский музыкальный театр «Жар-птица» (ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №324 ЗАО г. Москвы) приняло участие около 250 человек. Экспериментальная группа на завершающем этапе составила 4 группы детей младшего школьного возраста по 15 человек в каждой и около 75 взрослых (родители учащихся и педагоги вышеназванных коллективов).

Научная новизна исследования заключается в том, что было проведено исследование педагогических условий, позволяющих в процессе музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях в театральной студии развивать необходимые для жизни навыки социальной адаптации, которые до сих пор не являлись предметом специального изучения в данном контексте.

Выявлены показатели сформированности умений межличностных взаимодействий, как одного из основных аспектов развития навыков социальной адаптации. Это - адекватность ролевой позиции, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, конструктивность поведения.

Определены показатели развития социально значимых личностных качеств — эмпатия, открытость, ответственность, организованность, коллективизм. Организован педагогический процесс формирования опыта социализации детей младшего школьного возраста.

Созданы авторские методики развития выразительности средствами музыкальных спектаклей - «Учебный показ спектакля» и «Метод неподготовленной смены роли», а также технология развития навыков

социальной адаптации средствами сценической жизни в процессе обучения в музыкально-театральной студии «Через сцену».

Создан и апробирован оригинальный репертуар, отвечающий возрастным особенностям младших школьников - учащихся Музыкального театра-студии «Галёрка» (см. Приложение).

Теоретическая значимость. Выявлены и сформулированы возможности музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников, которые проявляются: в доступности музыкального и драматического материала и сценического выражения, что предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей; в последовательности и целесообразности накопления художественных впечатлений; в единстве анализа театральной постановки, музыкального материала и изучения литературной первоосновы; в опоре на игровую деятельность ребёнка, что соответствует его психическим особенностям; в синтезировании различных видов искусства в ходе музыкально-театральной работы; в правдивом действенном исполнении.

Выявлены и описаны педагогические условия развития навыков социальной адаптации у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности, включающие в себя образовательную программу, методы и специальный репертуар, способствующие развитию навыков социальной адаптации у младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности.

Определены и сформулированы показатели и уровни сформированности навыков социальной адаптации в условиях детского музыкального театра.

Обоснована и создана педагогическая модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что были экспериментально проверены педагогические условия, способствующие

развитию навыков социальной адаптации у младших школьников, включающие в себя музыкальные, театральные и музыкально-театральные методы, авторскую образовательную программу и специальный репертуар, созданный с учетом возрастных особенностей (10 спектаклей, музыка к которым написана автором данного исследования). Результаты данного исследования могут быть применены в работе учреждений дополнительного образования — детских музыкально-театральных студиях и театрах, музыкально-педагогический отделений колледжей и факультетов ВУЗов, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной переподготовки.

Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области педагогики, психологии и музыкальной педагогики, системностью изучения проблемы и сопоставления данных, полученных различными методами, опытом практической работы (7 лет) в музыкально-театральной студии в качестве педагога и руководителя, а также в качестве композитора, автора ряда музыкальных спектаклей, принятых к постановке и представленных на суд зрителей, внедрением авторской программы развития социальной адаптации младших школьников в условиях детской музыкально-театральной студии. Достоверность исследования подтверждается также тем, что авторская образовательная программа «Музыкальный театр - дорога в жизнь», ставшая основой проведения экспериментальной части диссертационной работы была удостоена Гранта Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (2012 год).

Апробация результатов исследования была осуществлена в процессе докладов на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ МГПУ, участия в конференциях и научных мероприятиях («Современные методы и технологии музыкального образования» (2012), «I

Международный научно-практический форум» (2012), «Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта» (2013), «Методология и методы музыкального образования» (2013), «Наука и современность - 2013» (2013), а также в процессе практической деятельности в качестве руководителя детской музыкально-театральной студии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-театральная деятельность является эффективным средством развития у детей младшего школьного возраста навыков социальной адаптации, так как сущность театрального искусства и игровой деятельности заключается в постижении смысла взаимоотношений людей, в осознании своего «Я» и нахождении своего места в общем ансамблевом действии.

2. В современном мире человек нуждается в наличии развитых навыков социальной адаптации, для успешного развития которых в младшем школьном возрасте необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение, обеспечивающее . сбалансированное, соответствующее возрастным особенностям детей продвижение в направлении освоения ими межличностной коммуникации, реализации собственных лидерских качеств, способности действовать в коллективе единомышленников.

3. Возможности музыкально-театральной деятельности младших школьников в развитии навыков социальной адаптации заключаются в приобретении умений межличностного взаимодействия (вербальные и невербальные коммуникативные средства, адекватность ролевой позиции, конструктивность поведения), формировании социально значимых личностных качеств (эмпатия, открытость, ответственность, организованность, коллективизм) и опыта социализации, которые являются базовыми для успешного взаимодействия в коллективе.

4. Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре включают в себя методы, авторскую образовательную программу и специальный репертуар, отвечающий

потребностям и возможностям детей младшего школьного возраста. Они могут быть реализованы при соблюдении принципа предоставления равных возможностей, который предполагает участие детей во всех видах музыкально-театральной деятельности и освоение каждым ребёнком всех ролей с последующим поочерёдным их исполнением; в процессе развития художественно-творческих способностей ребенка и обеспечения стимулирования его социально-значимой мотивации; в создании единства трёх компонентов: коммуникативного, перцептивного и интерактивного.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА I

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников.

На современном этапе музыкально-эстетическое развитие детей осуществляется в различных направлениях. Это и занятия в общеобразовательной школе, объем которых, к сожалению, критически мал (1 час в неделю), и разнообразные внешкольные занятия в учреждениях дополнительного образования — домах детского творчества, детских музыкальных школах и школах искусств, студиях художественного творчества, кружках, народных театрах и т.п. Детский музыкальный театр традиционно представляет собой одно из наиболее интересных направлений занятий с детьми. Музыкальный детский театр как художественное явление представляет собой, с одной стороны, творчество профессиональных актеров, обращенное детям, с другой стороны — это творческая деятельность самих детей, основной целью которой является реализация их музыкальных и артистических способностей. Эти две стороны детского музыкального театра, дополняя друг друга, являются эффективным средством развития и обогащения личности ребенка.

Музыкально-театральная деятельность детей имеет давнюю историю. Исследования археологов, историков, антропологов говорят о том, что уже древнейшие языческие культуры обращались к различным обрядам, в которых дети принимали активное участие. В первую очередь это обряды инициации - то есть, такие обряды, с помощью которых отмечалось вступление молодых членов сообщества во взрослую жизнь. Как правило, такой обряд принимал формы, которые мы сейчас бы назвали «спектаклем»,

то есть становился неким красочным представлением, в котором принимали участие и дети. Звуковое сопровождение этого действа осуществлялось с помощью тех музыкальных инструментов, которые были характерны для данного региона и для данного исторического времени. Скорее всего, это были различные духовые (дудки, свирели), и ударные инструменты. Праздники античного мира - Брумалии, Сатурналии, Январские Календы, ставшие во многом прообразом Святок, проводились, как правило, с участием детей и молодежи, которые, перерядившись, с пением и плясками ходили по домам. В Древней Руси дети активно участвовали в обрядах, пели колядки, величали хозяев дома, за что получали подарки и угощение. Таким образом, мы видим, что приобщение детей к традициям своего народа происходило зачастую в форме музыкально-театральной игры.

В результате исторического развития сложилась такая форма детского музыкального театра, которая отражает две его основные цели — приобщение детей к театральной культуре с помощью спектаклей, участниками которых становились профессиональные актеры-музыканты, и погружение детей в музыкально-театральную среду через собственное участие в спектаклях. Нередко в спектаклях с участием профессиональных актеров принимали участие и одаренные дети - актеры и музыканты. Это связано со спецификой профессионального музыкального образования, при котором необходимым условием успешного продвижения является раннее приобщение детей к музыкальному творчеству. В качестве примера современного музыкального спектакля, в котором наравне с взрослыми актерами заняты дети, поющие и танцующие на высоком профессиональном уровне можно привести мюзикл Э. Джона «Билли Эллиот», поставленный в лондонском театре Виктория пэлас. Данный спектакль рассчитан на самую широкую аудиторию - и детскую, и взрослую. Здесь мы наблюдаем четкое разграничение участников действа в целом на исполнителей и зрителей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кузнецов, Алексей Николаевич, 2014 год

Литература

1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, ,1983.-111 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Просвещение, 1980. - 335 с.

3. Аверьянов, А. И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков [Текст] : Автореф. дисс. канд. пед. наук / А. И. Аверьянов. -М., 1994.-27 с.

4. Александрова, Е. В. Технология театральной педагогики как средство формирования и развития психологических и личностных качеств ребёнка [Электронный ресурс] / Е. В. Александрова. - Режим доступа: http://aulena.ucoz.ru/.

5. Алиев, Ю. Б. Музыка и её воспитательная функция [Текст] / Ю. Б. Алиев // Домашнее воспитание. 1998. -№ 4. - С. 57-61.

6. Андреева, Г. М. Социальная психология [Электронный ресурс] / Г. М. Андреева. - Режим доступа: vuzlib.net.

7. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. -221 с.

8. Арановская-Дубовис, Д. М., Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника [Текст] / Д. М. Арановская-Дубовис, Е. В. Заика // Вопросы психологии. 1995. - № 5. - С. 87-99.

9. Артюхов М., Илларионов В. Школа театральной культуры [Текст] / М. Артюхов, В. Илларионов // Учитель. 1999. - № 4. - С. 36-39.

10. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. - М.: Музыка, 1965. - 150 с.

11. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1980.-215 с.

12. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.

Г. Асеев. - M.: Мысль, 1976.- 158 с.

13. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология. Схемы [Текст] / Б. Б. Айсмонтас. -М.: Владос-Пресс, 2003. - 288 с.

14. Айсмонтас, Б. Б. Теории обучения. Схемы и тесты [Текст] / Б. Б. Айсмонтас. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с.

15. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общий дидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977. -254 с.

16. Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент [Текст] / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1988. -214 с.

17. Бабаханов, М. А. Учебно-творческая работа и ее воспитательное воздействие на старшеклассников [Текст] : Автореф. дисс. канд. пед. наук / М. А. Бабаханов. - Ташкент, 1991. -25 с.

18. Балцевич, В. А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения [Текст] / В. А. Балцевич, С. Н. Бурова, А. К. Воднева. - Минск: Университетское, 1989 . - 144 с.

19. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1968, - 208 с.

20. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

21. Белобородова, В. К. Развитие музыкального восприятия младших школьников [Текст] / В. К. Белобородова // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13 / ред. и сост. О. А. Апраксина. - М.: Музыка, 1978. - С.54-66.

22. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П. П. Блонский / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.-400 с.

23. Бодалев, А. А. Психология межличностных (К 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева) [Текст] / А. А. Бодалев // Вопросы отношений психологии. 1993.-№2.-С. 89-91.

24. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. -Воронеж, 1996. -256 с.

25. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва-Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

26. Борухзон, Л. М. О детском музыкальном театре [Текст] / Л. М. Борухзон // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. - М.: Просвещение, 1985. - С. 237-252.

27. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие [Текст] / В. М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 152 с.

28. Василевская, Г. С. Из опыта работы спецкурса «Детский музыкальный театр» [Текст] / Г. С. Василевская // Искусство и образование. 2005. - № 1 (33).-С. 70-74.

29. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] / Ю. В. Василькова. - М.: Академия, 2001. - 160 с.

30. Венгер, Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию [Текст] / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. 1985. - № 4. - С. 121-125.

31. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка. [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М., 1968.-416 с.

32. Викторов, В. И. Наталия Сац и детский музыкальный театр [Текст] / В. И. Викторов. -М.: Композитор, 1993.-240 с.

33. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов [Текст] / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

34. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

35. Выготский, Л. С. Игра и её значение в психической жизни ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. - № 6. - С. 62-76.

36. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

37. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Смысл: Эксмо, 2003. - 512 с.

38. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: СОЮЗ, 1997. -144 с.

39. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

40. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 381. - 416 с.

41. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст] / М. А. Галагузова. -М.: Владос, 2006. - 416 с.

42. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.

43. Генералова, И. А. Формирование профессиональной направленности в условиях профессиональной подготовки [Текст] / И. А. Генералова // Вестник ВФ МУПК - 2003. - Вып.7. - С. 140-145

44. Глаголин, Б. С. Несколько слов о детском театре [Текст] / Б. С. Глаголин. - Саратов, 1906. - 193 с.

45. Гончарова, Н. Л. Функционирование триады «Знания-Умения-Навыки» в современной дидактике [Электронный ресурс] / Н. Л. Гончарова. — Режим доступа: http://avkxasn.ru.

46. Горюнова, Л. В. Музыка - язык общения [Текст] / Л. В. Горюнова // Искусство в школе. 2004. -№ 4. - С. 55-58.

47. Гребенкин, А. В. Парадокс театральной правды [Текст] / А. В. Гребенкин // Искусство и образование. 2005. - № 1 (33). - С.116-127.

48. Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности [Текст] / М. В. Григорьева // Начальная школа. 2003. -№ 10.-С. 103-106.

49. Декрет от 16 октября 1918 года Об Единой Трудовой школе РСФСР (положение) [Электронный ресурс]: правовые ресурсы. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

50. Дубовис, Д. М., Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) [Текст] / Д. М. Дубовис, К. Е. Хоменко // Вопросы психологии. 1985. - № 5. - С. 117-123.

51. Дьяченко, О.М. Ещё не поздно: Развитие творческих способностей детей [Текст] / О. М. Дьяченко. - М: Знание, 1992. - 127 с.

52. Ершова, А. П. Программа театральных занятий для учащихся 1-1У классов [Текст] / А. П. Ершова // Театр и образование. 1992. - С. 115-125.

53. Ершова, А. П. Театральный класс как форма начального театрального образования [Текст] / А. П. Ершова // Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: сб. науч. тр. / под ред. Е. К. Чухман, А. П. Ершовой,- М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - С. 57-76.

54. Ершова, А. П. Эстетическая значимость театрального творчества школьников [Текст] / А. П. Ершова // Искусство в школе. 2001. - № 5. - С. 40—43.

55. Жукова, 3. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры [Текст] / 3. П. Жукова // Начальная школа. 2006. -№5. -С. 30-31.

56. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. - М.: Педагогика, 1975. - 112 с.

57. Запорожец, А. В Развитие произвольных движений [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. — М.: Педагогика, 1986.-Т. 2.-С. 276-285.:

58. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства [Текст] / Б. Е. Захава. - М.: Просвещение, 1978. - 334 с.

59. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.

60. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

61. Зинченко, В. П. Становление психолога (К 90-летию со дня рождения

A. В. Запорожца) [Текст] / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1995, - № 5. С. 81-86.

62. Зинченко, В. П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) [Текст] / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 2006. - С. 363-382.

63. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Сов. Композитор, 1977. -252 с.

64. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя [Текст] / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

65. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса. [Текст] / Я. Л. Коломинский. - Минск: РУ Аинформ, 2003. - 312 с.

66. Колосова, М. В. Игра [Текст] / М. В. Колосова // Воспитательная система школы: проблемы управления. - М., 1997. - С. 102-110.

67. Колосова, М. В. К анализу творческой функции игры [Текст] / М. В. Колосова // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М., 1996. - С. 59 -65.

68. Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе [Текст] / Ю.

B. Колчеев, Н. М. Колчеева // Воспитание школьников. Библиотека журнала. - М.: Школьная пресса, 2003. - Вып. 30. - 96 с.

69. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003.-336 с.

70. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1967.-383 с.

71. Коробицына, Т. Л. Социальные качества школьников [Электронный ресурс] / Т. Л. Коробицына. - Режим доступа: ЬИр^езЙуаЬ lseptember.rU/articles/314342/

72. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Коротаева. - М.: Профит Стайл, 2007. - 149 с.

73. Кравцов, Г. Г. Игра как основа детского творчества [Текст] / Г. Г. Кравцов // Искусство в школе. 1994. - № 2. - С. 3-9.

74. Кравченко, А. И. Введение в социологию [Текст] / А. И. Кравченко. -М.: Просвещение, 2001. - 144 с.

75. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1985. - 431 с.

76. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

77. Кудрявцев, В. Т. От идеи самоценности детства- к принципам самодетерминации и амплификации детского развития [Электронный ресурс] / В. Т. Кудрявцев, А. В. Запорожец. - Режим доступа: http://vtk.interro.ru.

78. Куприна, Н. Г. Воспитание у детей качеств личности гуманистической направленности в музыкально-игровой деятельности [Текст] / Н. Г. Куприна, Д. Б. Сушенцева. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2006. - 232 с.

79. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999.-365 с.

80. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

81. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 40 с.

82. Леонтьев, А. Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста [Текст] / А. Н. Леонтьев // Очерки психологии детей (1мл. шк. возраст/ - М„ 1950. - 444 с. - С. 39-76.

83. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. -144 с.

84. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984.

85. Лэнгред, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] / Г. Л. Лэнгред. - М.: Ин-т практ. психологии, 1998. - 368 с.

86. Словарь по социальной педагогике [Текст] / автор-составитель JI. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 388 с.

87. Мардахаев, JI. В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / JI. В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

88. Межличностное восприятие в группе [Текст] / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой. - М.: МГУ, 1981. - 295 с.

89. Мелик-Пашаев, А. А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская // Искусство в школе. 1994,-№2.-С. 9-18.

90. Мир слов. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: словарь. - Режим доступа: http://mirslov.com.ua/bolshaya_psihologicheskaya_entsiklopediya/page/vzaimode ystvie_mejlichnostnoe.841

91. Михалёва, О. Ф. Школьный театр в эстетическом пространстве школы [Текст] / О. Ф. Михалева // Искусство в школе. 2001. - № 4. - С. 14-16.

92. Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации [Текст]: автореферат дисс. канд. филос. наук / И. А. Милославова. - JL, 1974. -24 с.

93. Моделирование социально-педагогических систем. [Электронный ресурс]: материалы региональной научно-практической конференции. -Режим доступа: http://www.pspu.ru/sci_model_materials.shtml.

94. Морева, Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории [Текст] / Н. Морева// Дошкольное воспитание. 1998. - № 2. - С. 14-116.

95. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Мудрик. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 200 с. - С. 147

96. Мудрик, А. В. Лекция №1 [Электронный ресурс] / А. В. Мудрик. -Режим доступа: http:// www.solidpsyholog.r/sops-868-z.html

97. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр Академия , 2003. -200 с. -С. 57

98. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. Р. Мунирова. - М., 1993. - 25 с.

99. Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений [Текст] / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-е. 110-125.

100. Надолинская, Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Т. В. Надолинская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -233 с.

101. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.

102. Наумова, Н. И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства [Текст] : Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. И. Наумова. - Курган, 1997. - 26 с.

103. Национальная социальная энциклопедия [Электронный ресурс] : словарь. - Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/619/word/kachestvo-зос1а1пое.

104. Нащекин, Б. Н. Влияние школьного театрального коллектива на развитие творческой активности учащихся всей школы [Текст] / Б. Н. Нащекин.-М.: АПН СССР, 1971.-65 с.

105. Нащекин, Б. Н. Идейно-нравственное воспитание учащихся в самодеятельном театральном коллективе / Б. Н. Нащекин. - М.: Просвещение, 1971. - 130 с.

106. Нащекин, Б. Н. О некоторых воспитательных возможностях школьного театра / Б.Н. Нащекин // Советская педагогика. 1972. - № 3. - С. 77-82.

107. Нейл, А. Саммерхилл - воспитание свободой [Текст] / А. Нейл. - М.: Педагогика-пресс, 2000. - 296 с.

108. Немов, Р. С. Психология. В трех книгах. [Текст] : в 3 ч. / P.C. Немов. -М.:Владос, 1995-2003. - Ч. 2 : Психология образования. - 1995. - 496 с.

109. Нестерова, И. Б. Педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии (на примере республики Мари Эл) [Текст] : Автореф. дисс. канд. пед. наук / И. Б. Нестерова. - М., 2000. - 26 с.

110. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Янрушека. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 302 с.

111. О Льве Семеновиче Выготском [Электронный ресурс]: журнал «Советская психоневрология». - Режим доступа: http://www.anleontiev.smysl.ru/pervoist/017.htm

112. Онушкин, В. Г., Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. - Санкт-Петербург-Воронеж,

1995.-232 с.

113. Пантина, Н.С. Значение сюжетно-ситуативных форм деятельности для развития дошкольника [Текст] / Н. С. Пантина // Вопросы психологии. 1994. -№4.-С. 67-73.

114. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [Текст] / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. - М.: Наука,

1996.-С. 494-526.

115. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

116. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

117. Петровский, В. А. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / В. А. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

118. Петровский, В. А. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / В. А. Петровский, В. П. Калиненко, И. Б. Котова. - Ростов-на-Д: Изд.-во Ростовского Университета, 1993. - 153 с.

119. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. -М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. - 142 с.

120. Пеня, Т. Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников [Текст] : Автореф. дис. канд. пед.наук / Т. Г. Пеня. - М., 1983. - 26 с.

121. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петрушин. -М.: ИХО РАО, 1994. - 304 с.

122. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. [Текст] / Ж. Пиаже. -М.:МПА, 1994.-680 с.

123. Пилипенко, Jl. JI. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра [Текст] : Дисс. канд. пед. наук / JI. JI. Пилипенко. - Екатеринбург, 1999. - 120 с.

124. Пирогов, Н. И. Быть и казаться [Электронный ресурс]: Библиотека по педагогике. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books.

125. Позднякова, Е. В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников [Текст] / Е. В. Позднякова, В. С. Кузнецова, Т. И. Долматова // Начальная школа. 2001. - №11. - С.23-24.

126. Потапова, Т. Э. Эстетическое воспитание учащихся школы РСФСР средствами театрального искусства (1917 начало 30-х гг.) [Текст] : Автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. Э. Потапова. - М., 1991. - 25 с.

127. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / В. Д. Балин и др..; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2002. - 560 с.

128. Психология процессов художественного творчества [Текст] / под ред. В. С. Мейлаха, Н. А. Хренова. - Л.: Наука, 1980. - 286 с.

129. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 447 с.

130. Психологический словарь [Электронный ресурс] : словарь. - Режим доступа: http://psycyology.net.ru/

131. Психология: Словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

132. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 480 с.

133. Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] : словарь. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/kachestva_lichnosti.

134. Психофизиология [Электронный ресурс] : словарь. - Режим доступа: http://wiki.myword.ru/.

135. Пуртова, Т. В. Педагогические условия формирования произвольности в общении у детей дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. В. Пуртова. - М., 1993. - 25 с.

136. Ремез, О. Я. Мастерство режиссера: Пространство и время спектакля: Учебное пособие для студентов театр, вузов и ин-тов культуры [Текст] / О. Я. Ремез. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

137. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения [Текст] / В. В. Рубцов. - М.: Педагогика, 1987. - 153 с.

138. Рябинина, И. Г. О школьном театре [Текст] / И. Г. Рябинина // Классный руководитель. 2002. - № 6. - С. 97-99.

139. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст] / А. И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.

140. Савостьянов, А. Н. Рождение артиста [Текст] / А. Н. Савостьянов. - М.: ВЦХТ, 2006. - 144 с.

141. Савостьянов, А. Н. Техника речи в профессиональной подготовке учителя [Текст] / А.Н. Савостьянов. М.: Туманит, издат. центр ВЛАДОС, 1999.-144 с.

142. Савченко, В. Н. Начала современного естествознания. Тезаурус [Текст] / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. - Ростов-на-Дону, 2006. - 336 с.

143. Семёнов, В. Е. Искусство как межличностная коммуникация (социально-психологическая концепция) [Текст] / В. Е. Семенов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.-199 с.

144. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. Ф. Н. Петрова, JI. С. Шаумяна.-М.: Русск. яз., 1984.-С. 318.

145. Словарь по социальной педагогике [Текст] / ред.-сост. JI. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

146. Словарь практического психолога [Текст] / ред.-сост. С. Ю. Головин. -Минск: ООО «Издательство ACT», 2001. - 800 с.

147. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Сфера, 2004.-448 с.

148. Собкин, В. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей [Текст] / В. С. Собкин, П. С. Писарский. - М.: Центр социологии образования РАО, 1994. -151с.

149. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс] / под ред. О. В. Уваровской. - Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/33381471.

150. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: [Текст] / под ред. Е. К. Чухман, А. П. Ершовой. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. -126 с.

151. Соколова-Набойченко, О. Н. Музыкально-театральная деятельность в дополнительном педагогическом образовании учителя [Текст] : Автореф. дисс. канд. пед. наук / О. Н. Соколова-Набойченко. - М., 2003. - 2 1 с.

152. Социализация индивида. Обществознание. [Электронный ресурс] : словарь. - Режим доступа: http://humanitar.ru.

153. Социологический словарь [Электронный ресурс] : словарь. - Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology.

154. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве. [Текст] Собр. сочинений в 8 томах / К. С. Станиславский / под ред. M. Н. Кедрова. - М.: «Искусство», 1954.-515 с.

155. Станиславский, К. С. Собрание сочинений [Текст] / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1955 - 503 с.

156. Стуль, М. П. Театральная культура и творческое мышление школьников [Текст] / М. П. Стуль // Сов. Педагогика. 1989. - №14. - С. 2428.

157. Сухов, Ф. Театр творческое сообщество детей и взрослых [Текст] / Ф. Сухов // Искусство в школе. 1994. - № 2. - С.34-45.

158. Счастная, А. М. Некоторые социально-психологические особенности взаимоотношений и общения детей шестилетнего возраста в условиях детского сада и школы [Текст] / А. М. Счастная // Взаимодействие коллектива и личности. - Таллин: ТПИ, 1979. - С. 248 -258.

159. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988.-175 с.

160. Театр, где играют дети: Учеб.-метод, пособие для руководителей детских театральных коллективов [Текст] / под ред. А. Б. Никитиной. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

161. Театральная самодеятельность школьников: Основы пед. рук-ва. Пособие для учителя и рук-лей театр кол-в [Текст] / Ю. И. Рубина, Т. Ф. Завадская, H. Н. Шевелев. -М.: Просвещение, 1983. - 178 с.

162. Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] : материалы. - Режим доступа: http://www.solidpsyholog.ru

163. Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. [Текст] / Б. М. Теплов. -М.: Педагогика, 1985.-328 с.

164. Титова, Н. И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца [Текст] : Автореф дисс. канд. пед. наук / Н. И. Титова.-М., 2001.-25 с.

165. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - 264 с.

166. Тюханова, Е. Л. Театр и дети [Текст] / Е. Л. Тюханова. - М.: Просвещение, 2007. - 246 с.

167. Уроки внеклассного чтения [Текст] / ред.-сост. Я. Г. Нестурх. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.

168. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова / под. ред. А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 95 с.

169. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.

170. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя дет. сада [Текст] / В. А. Петровский, А. М. Виноградова и др. - М.: Просвещение, 1993. -191с.

171. Ушинский, К. Д. Пед. соч. Н. И. Пирогова [Текст] / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. - М.: Просвещение, 1974. - 166 с.

172. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К. Д. Ушинский / Собр. соч.: В 11 т. - Т 9. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 628 с.

173. Филонов, Л. Б. Контактное взаимодействие - условие и средство оптимизации процесса воспитания [Текст] / Л. Б. Филонов // Взаимодействие коллектива и личности. - Таллин: ТЛИ, 1979. - С. 63-69.

174. Философский словарь [Текст] / под ред. М. М. Розенталя. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. - 432 с.

175. Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России [Текст] / Н. Ф. Финдейзен. - Т. 1. -М, 1929. - С. 95-96.

176. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины 20 века. История и методология) / Ю.У. Фохт-Бабушкин. - СПб.: Алтея, 2001. - 556 с.

177. Френе, С. Антология гуманной педагогики [Текст] / С. Френе. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с.

178. Фурсова, Г. М. Музыкальный театр в начальной школе [Текст] / Г. М. Фурсова // Искусство в школе. 1977. - №4. - С. 35-36.

179. Харькин, В. Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. [Текст] / В. Н. Харькин. - М.: Магистр, 1992. - 160 с.

180. Хейзинга, И. Homoludens; Статьи по истории культуры [Текст] / И. Хейзинга / ред. сост. Д. Сильвестров, Д. Харитонович. - М.: Прогресс и Традиция, 1997. - 416 с.

181. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности Программа и репертуар [Текст] / Э. Г. Чурилова. - М.: Владос, 2004. - 159 с.

182. Чухман, Е. К. Современные тенденции и проблемы развития театральной самодеятельности школьников / Е. К. Чухман // Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: Сб. науч. тр. / под ред. Е. К. Чухман, А. П. Ершовой. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - С.37-57.

183. Шацкий, С. Т. Изучение жизни и участие в ней [Текст] / С. Т. Шацкий // Революция - Искусство - Дети / под ред. Н. П. Старосельцевой. - Т. 2. -М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

184. Шилова, Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков [Текст] / Т. А. Шилова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 52 с.

185. Шильгави, В. П. Начнем с игры. [Текст] / В. П. Шильгави. - JL, 1980. JI -79 с.

186. Эльконин, Д. Б. Игра: её место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. 1976. - № 5. - С. 41-46.

187. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

188. Энциклопедический социологический словарь [Текст] / под ред. Г. В. Осипова. -М.: РАН, 1995. - 939 с.

189. Яворский, Б. J1. Статьи, воспоминания, переписка [Текст] / Б.Л. Яворский / ред.-сост. И. С. Рабинович. - М.: Сов. Композитор, 1972. - 670 с.

190. Korczak J., Momentywychowawcze [Text] / J. Korczak. - Warsaw, 1924. -214 c.

191. Wyneken G., Schule und Jugendkultur [Text] / G. Wyneken. - Jena, 1922. -193 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.