Развитие художественного творчества младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мезурнишвили, Нана Артемовна

  • Мезурнишвили, Нана Артемовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Тбилиси
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 189
Мезурнишвили, Нана Артемовна. Развитие художественного творчества младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тбилиси. 1984. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мезурнишвили, Нана Артемовна

Введение

Глава I Сущность развития художественного творчества младших школьников

§ I Проблема детского художественного творчества в специальной литературе

§ 2 Психолого-дидактические особенности экспериментального учебно-воспитательного процесса и художественно-творческое развитие младших школьников.

Глава 2 Организация и методы развития художественного творчества в начальных классах

§ I Развитие литературного творчества младших школьников

§ 2 Развитие музыкального творчества младших школьников.

§ 3 Развитие изобразительного творчества младших школьников.

§ 4 Содержание и организация развития художественного творчества младших школьников в условиях внеклассной работы

§ 5 Итоги экспериментальной работы. Выводы и рекомендации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественного творчества младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы»

В условиях развитого социализма проблема формирования творческой личности приобретает особую актуальность, а ее решение становится объективной необходимостью, обусловленной закономерностями коммунистического строительства. Решение данной проблемы, т.е. ". расширение широчайших возможностей для овладения знаниями, всеми богатствами духовной культуры., для проявления талантов и дарований" (3, 2), ставит перед современной педагогической наукой чрезвычайно значительные и сложные задачи.

Вопросы выявления и целенаправленного развития творческих способностей подрастающего поколения, формирования и воспитания индивидуального творческого мышления волнуют сегодня широкие круги исследователей. С этой.точки зрения особую значимость приобретает проблема детского художественного творчества, как высшей ступени эстетического развития.

Советские ученые-педагоги (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, К.В.Головекая, О.Я.Белобородова, H.A. Ветлугина, Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский и др.), психологи (JI.C. Выготский, Б.М.Теплов, Д.Н.Узнадзе, А.Н.Леонтьев и др.) и выдающиеся представители советской творческой интеллигенции (Б.М.Йеменский, Д.Б.Кабалевский, С.М.Михалков и др.) в своих работах глубоко и обоснованно осветили такие стороны обсуэдаемой проблемы как психологическая природа детского художественного творчества, специфика управления им, структура способностей к художественному творчеству и их формирование, взаимосвязь между творчеством и учебной деятельностью и другие вопросы. Однако результаты данных исследований показывают, что и в теоретическом, и в практическом плане предметы эстетического цикла резко разграничиваются, тенденция к комплексному исследованию этих предметов на общей основе весьма незначительна. Кроме этого, и что особенно важно, нарушено равновесие между основными видами художественно-эстетической деятельности (репродуктивный - продуктивный). Поэтому, если в одной какой-нибудь области исследование преимущественно опирается на разработку творческого процесса, поиск конкретных форм и методов (изобразительное искусство, литература), то в других случаях ставится под сомнение сама возможность целенаправленного развития способностей к художественному отображению действительности (музыка). Кроме того, недостатки подобного рода, существующие и в учебных программах предметов эстетического цикла, отсутствие общей методологической системы в данной сфере, естественно, затрудняют дальнейшее исследование этой актуальной проблемы. Особенно остро ощущается недостаточная разработанность проблемы на начальной стадии I обучения.

Таким¡образом, проблема развития художественного творчества в процессе учебно-воспитательной работы на начальном этапе обучения продолжает оставаться нерешенной как на теоретическом, так и практическом уровнях. Это указывает на особую актуальность данной проблемы, обусловившую выбор темы диссертационного исследования. В соответствии с этим определена и проблема диссертации: исследование содержания и методики развития художественного творчества младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса.

Построенная на содержательной оценочной основе экспериментальная дидактическая система, над созданием которой работает лаборатория экспериментальной дидактики при НИИ педагогики им.Я.С.Гогебашвили Министерства просвещения Грузинской ССР, и в соответствии с которой проводилось данное исследование, охватывает все стороны содержания обучения и учебно-воспитательной,работы. Задачи нового содержания начального обучения заключаются в разработке методических путей, средств и форм, соответствующих развивающему обучению. Развитие художественного творчества младших школьников, как одного из компонентов развивающего обучения, также требует разработки соответствующего содержания и методики, поскольку эта сторона экспериментальной системы начального обучения в условиях учебно-воспитательного процесса все еще недостаточно разработана.

Каковы должны быть содержание и формы развития художественного творчества младших школьников? На каких методических началах оно должно быть основано, чтобы способствовать общему развитию школьников? Поиск ответов на эти вопросы составляет цель исследования : создать методическую систему развития художественного творчества младших школьников в условиях.учебно-воспитательного.процесса (или в условиях внеклассной работы), причем эта система должна наилучшим образом соответствовать дидактической системе, построенной на основе общего развития учащихся.

Многие стороны системы развивающего обучения все еще вдут своих будущих исследователей, в силу этого вполне допустимо, что тема, формы и методы данного исследования потребуют дополнительного изучения в будущем.

Мысль о необходимости исследования вышеозначенной проблемы в данном аспекте была подсказана и богатым опытом, явившимся результатом многолетней работы лаборатории экспериментальной дидактики при НИИ педагогических наук им.Я.С.Гогебашвили Министерства просвещения ГССР. В ходе опытно-экспериментальной работы были глубоко изучены, проанализированы и постепенно тщательно разработаны содержание, формы, методические пути и средства развития художественного творчества младших школьников.

Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Выявить психолого-педагогические особенности развития детского художественного творчества.

2. Определить эффективные пути и средства активного эмоционально-оценочного отношения младших школьников к различным сферам искусства на базе выдвижения единой основы искусства.

3. Выявить и обосновать конкретные формы и методы развития художественного творчества младших школьников в процессе обучения предметам эстетического цикла и внеклассной работы в условиях тесной взаимосвязи основных форм художественно-эстетической деятельности (репродуктивный - продуктивный).

4. Разработать методические рекомендации для использования результатов исследования в массовой практике.

Методологической основой данной работы являются марксистско-ленинское учение об искусстве и его определяющей роли в формировании всесторонне развитой личности, партийные и правительственные документы о школе, воспитании и искусстве, решения съездов КПСС, труды выдающихся советских педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства.

В соответствии с целями и задачами диссертационного труда использовались следующие методы исследования:

1.Анализ специальной, связанной с исследуемой проблемой литературы по искусству, психологии и педагогике.

2. Наблюдения.

3. Педагогический эксперимент.

4. Анализ результатов продуктивной творческой деятельности младших школьников.

При определении структуры труда учитывалась возможность его практического использования. Поэтому диссертация разделена на две основные части, в первой из которых излагаются теоретические основы развития художественного творчества младших школьников, а во второй характеризуются конкретные пути и средства его реализации на практике. Завершают работу выводы, обобщающие результаты исследования. Думается, что при ознакомлении с диссертацией учитель-практик получит возможность изучить оба аспекта проблемы и применить результаты исследования на практике как в условиях учебно-воспитательного процесса, так и во время внеклассной работы.

Ход опытно-экспериментальной работы и подведение итогов регистрировались в форме дневников и протоколов. Активность творческой деятельности младших школьников, воплощение конкретных заданий изучались посредством наблюдений и специальных опытов. В результате учета и внимательного анализа образцов детского художественного творчества удалось получить большой фактический материал, который позволил исследовать вопрос с нескольких точек зрения.

Таким образом, предмет исследования составляет процесс развития художественного творчества младших школьников в условиях учебно-воспитательной работы; объектом исследования являются учащиеся начальных классов.

Научная новизна труда заключается в следующем:

I. Впервые специально исследована проблема развития художественного творчества младших школьников непосредственно в учебно-воспитательном процессе (в условиях обучения предметам эстетического цикла и внеклассной работы) на основе тесной взаимосвязи основных форм художественно-творческих действий и выдвижения единой основы всех видов искусств.

2. Впервые теоретически обоснована и практически подтверждена правомерность и перспективность работы по совершенствованию процесса развития художественного творчества младших школьников путем их активного самовыражения на основе овладения конкретными выразительными умениями и навыками, обязательными для художественно-творческой работы.

3. Впервые разработаны содержание и методика, охарактеризованы конкретные пути и средства развития художественного творчества младших школьников.

Практическая значимость труда:

1. Методика развития художественного творчества младших школьников может быть внедрена в школьную практику с целью улучшения учебно-воспитательного процесса в целом.

2. Применение результатов исследования на начальной ступени обучения будет способствовать дальнейшему совершенствованию методики развития художественного творчества.

3. Выявленные и обоснованные в ходе исследования конкретные пути и средства развития художественного творчества младших школьников непосредственно в процессе обучения создают основу для внесения существенных изменений в учебные программы предметов эстетического цикла.

Результаты исследования систематически докладывались на заседаниях лаборатории экспериментальной дидактики при НИИ педагогических наук им.Я.С.Гогебашвили Министерства просвещения ГССР, на

ХХУП, ХХУШ, XIX конференциях аспирантов и молодых научных работников (г.Тбилиси, 1981, 1982, 1983 г.г.), на Всесоюзном совещании-семинаре директоров и научных сотрудников научно-исследовательских институтов педагогических наук (г.Тбилиси, 1983 г.),на семинаре учителей начальных классов Ленинского района г.Тбилиси и Телавского района Грузинской ССР, принимавших участие в эксперименте по пятидневному обучению.

Результаты исследования нашли отражение в экспериментальной программе по музыке, которая была разработана в лаборатории экспериментальной дидактики (Н.Мезурнишвили, А.Схиртладзе), в методических рекомендациях (журнал "Дацкебити скола, сколамдели агр-зда", 1984, № 4), в опытной программе художественно-творческого развития младших школьников в условиях внеклассной работы, которая внедрена в практику экспериментального обучения.

Основная опытно-экспериментальная работа проводилась в начальных классах республиканской экспериментальной школы № I г.Тбилиси в 1980-1984 гг.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мезурнишвили, Нана Артемовна

Таким образом, итоги опытно-экспериментальной работы по развитию художественного творчества младших школьников дают возможность сделать следующие основные выводы и рекомендации:

1. Эффективность развития художественного творчества младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы определяется содержанием обучения, которое непосредственно в процессе обучения способствует своевременному выявлению и формированию психологических умений, обязательных для творческих действий, создает твердую основу для возникновения художественно-творческой активности школьников.

2. Гипотеза о правомерности и большой перспективности развития художественного творчества младших школьников путем тесной взаимосвязи основных форм художественно-эстетической деятельности и выдвижения единой основы всех видов искусства вполне подтвердилась результатами работы, проведенной в ходе данного исследования.

3. Активизация процесса художественного творчества младших школьников может быть достигнута, с одной стороны, за счет расширения стихийно приобретенного опыта ребенка, формирования активного эмоционально-оценочного отношения к сфере искусства (развитие художественного восприятия, улучшение системы оценочных критериев, повышение уровня художественного вкуса) и, с. другой стороны, на основе включения учащихся в самостоятельные творческие действия (овладение конкретными выразительными средствами).

4. На основе полученных количественных и качественных показателей доказано, что разработанная в ходе исследования методика развития художественного творчества младших школьников спо-

собствует формированию как конкретных умений и способностей, обязательных для детского художественного творчества (творческое воображение, образное мышление, художественное восприятие действительности, развитый художественный вкус, высокий уровень художественного восприятия, логического мышления и оценочных

критериев), так и психических свойств, необходимых для общего развития школьника (самостоятельность, инициативность, творческая индивидуальность и мышление), повышению уровня творческих проявлений всех без исключения детей, формированию потребности приобщения к искусству.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности предлагаемой методики и позволяет рекомендовать ее основные принципы для внедрения в школьную практику. Кроме того, результаты диссертационного труда предоставляют возможность сформулировать ряд практических рекомендаций, которые будут способствовать повышению эффективности художественно-творческого воспитания младших школьников:

• на начальном этапе обучения предметам эстетического цикла на основе тесной взаимосвязи основных форм художественно-эстетической деятельности следует придавать особое значение продуктивным формам творчества;

• необходимо определить специфические особенности и возможности каждого предмета эстетического цикла с целью развития творческого потенциала младшего школьника путем выдвижения единой основы всех видов искусства;

• требуется расширять и усложнять содержание и формы художественно-творческого развития младших школьников в условиях внеклассной работы, предоставляющей наилучшие пути и средства

для синтеза творческих умений и навыков учащихся. Особое внимание нужно уделять таким формам коллективной работы, как театральное творчество (организация классного кукольного театра), творческие конкурсы, музыкальные спектакли, детские оперы и ДР. ) ;

• с целью стимуляции творческой активности младших школьников непосредственно в процессе обучения следует внести определенные изменения в учебные программы предметов эстетического цикла, уточнить конкретные пути и средства, учебный материал и формы работы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мезурнишвили, Нана Артемовна, 1984 год

1. Маркс К.Энгельс Ф. Введение к "к критике политической экономии". - Соч. т.12, ч.1. - М.: Партиздат ЦК ВКП(б),1935, 598 с.

2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1967, 822 с.

3. Амонашвили H.A. Содержание и организация общего развития . младших школьников в условиях внеклассной работы: Автореф. j дис. .канд.пед.наук. Тбилиси, 1977, 22 с.

4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984,295 с.

5. Амонажвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.'.Знание, 1980, 96 с.

6. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. Тбилиси, 1971, 170 с. - В надзаг.: Мин-во просвещения Груз.ССР НИИ ПН игл. Я.С.Гогебашвили.

7. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970, 600 с.

8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-ое изд., - JI.Музыка, 1973, 144 с.

9. Балян A.A. Комплексный подход к эстетическому воспитанию школьников. В кн.: Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников, т.1, Тбилиси, 1980, 29-35 с. -НИИ ПН им.Я.С.Гогебашвили.

10. Бакушинскии A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Культура и просвещение, 1922, 66 с.

11. Бегак Б. Воспитание искусством. Для учителей начальных классов. М.: Просвещение, 1981, 94 с.

12. Берхин Н.Б. Особенности литературного творчества младших школьников. Вопросы психологии. 1972, J& 4, I27-I3I с.

13. Бусурашвили Дж.К. Воспитание музыкального вкуса в процессе слушания музыки (начальные классы): Автореф. дис.лсанд.пед. наук. Тбилиси, 1967, 68 с.

14. Ванслов В.Вл. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. -Л.: Художник РСФСР, 1977, 296 с.-161

15. Василькевич Х.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Автореф. дис.канд. пед.наук. Киев, 1982, 19 с.

16. Васнецов A.M. Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М.: Кнебель, 1908, 133 с.

17. Ветлугина H.A., Петрушин В.И. Современные концепции музыкального воспитания подрастающего поколения. Советская педагогика, 1976, & I, 69-75 с.

18. Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников (на материале внеклассных занятий в условиях школ полного дня); Автореф. дис.канд.пед.наук. М.: 1980, 20 с.

19. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982, 136 с.

20. Воспитание школьников во внеурочное время: Сб. Материалов Мин-во просвещения РСФСР. М.: Просвещение, 1971, 207 с.

21. Вопросы музыкальной педагогики и теории: Сб.статей. Владимир, 1973, 108 с. - В надзаг.: Мин-во просвещения РСФСР, Влад.го с.пед.ин-т.

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967, 92 с.

23. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, 519 с.

24. Выготский Л.С. Психология искусства, изд. 2-е. М.: Искусство- 162

25. Гелашвили Т.М. Упражнения по грузинскому языку для П-Ш классов. Тбилиси,1973,98с. В надзаг.:Мин-во просвещения Груз. ССР НИИ ПН им.Я.С.Гогебашвили.Лаборатория экспериментальной дидактики.

26. Глоцер Вл.И.Дети пишут стихи. М.:Просвещение,1964,255с.

27. Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении. М. -.Педагогика, 1972, 423 с.

28. Давыдов В.»Полуянов Ю. Индивидуальность созревает в детстве. Детская литература, 1976, JS 7, 3-5 с.

29. Даценко Л. Театр кукол в школе. Л.: Учпедгиз,Лен.отд. 1959, 54 с.

30. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.:.Изд-во АПН РСФСР, 1958,370с

31. Жуков Н.Б. Творчеству можно учить. Семья и школа, 1977,№ 2, . 30-31 с.

32. Жукова A.C. Помогите смешным рисункам. М.:Просвещение, 1966, 100 с.

33. Занков Л.В. Беседы с учителями. М.: Просвещение,1970,200 с.

34. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968,175с.

35. Занков Л.В. 0 начальном обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, 199 с.

36. Занков Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников.-М.:Просвещение, 1965,135 с.

37. Иванишвили Г.Д. Содержание и организация воспитания общественной активности у младших школьников: Автореф.дис.канд. пед.наук. Тбилиси, 1978, 20 с.

38. Игнатьев С.И. Живопись в изобразительной деятельности учащихся. Начальная школа, 1982, JS I, 51-53 с.

39. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей (Изд. 2-ое,доп.). М.¡Учпедгиз, 1961, 223 с.

40. Искусство и школа: Книга для учителя (сост. А.К.Василевский).- М.¡Просвещение, 1981, 288 с.

41. Исследование художественных интересов школьников (под общ. ред.Квятковского Е.А. и Фохта-Бабушкина Ю.У. М.педагогика, 1974, 160 е.

42. Кабалевский да.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы обучения музыке в общеобразовательных щколах.- Изд-во "Сабчота хеловнеба", 1976, № II, 9-20 с. (на груз.яз.).

43. Кабалевский Дм.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М.: Просвещение,1981, 190 с.

44. Как развивать и воспитывать способности у детей (сост.Шумилин Е.А.). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, 120 с.

45. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1971, 161 с.

46. Канделаки Т. Вопросы эстетического воспитания на уроках родного языка (1-П кл.): Труды, т.15. Тбилиси, 1962, 155-189 с. (на груз.яз.). - В надзаг.: Мин-во просвещения Груз.ССР НИИ ПН им.Я.С.Гогебашвшш.

47. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентации на слово у детей. М.: Изд-во М1У, 1978, 165 с.

48. Кузин Вл.С. Вопросы изобразительного творчества. М.'.Просвещение, 1971, 144 с.

49. Кулаев К.А. В.Бакушинский и проблемы художественного творчества. Искусство, 1974, № 8, 43-46 с.

50. Ковалева Л.Е. Талант читателя. М.: Детская литература,1967, 79 с.

51. Колокольников В.В. Развитие творческих способностей.школьников на занятиях изобразительным искусством. Советская пе- 165 дагогика, 1970, J£ 7, 83-92 с.

52. Кошелева И.Я. Встречи с искусством. М.: Знание, 1979, 96с.

53. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.просвещение, 1965, 207 с.

54. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977, 63 с.

55. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. Кн. о детском рисунке. М.: Советский художник, 1969, 271 с.

56. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии, i960, № I, 7-16 с.

57. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Советская педагогика, 1944, № 8, 37-47.

58. Леонтьев А.Н, Поэтический язык, как способ общения.с искусством. Вопросы литературы, 1973, № 6, 93-107 с.

59. Леонтьева О.Т., Карл Орф. М.: Музыка, 1964, 106 с.

60. Лейбсон В.И. Чему учат стихи? Детская поэзия и эстетическое воспитание ( под ред. Полозовой Т.Д.). М.: Просвещение, 1964, 104 с.'

61. Лоладзе Т.В. Этическое воспитание младших школьников. Авторе®, дис. . .канд. пед. наук. -Тбилиси, 1979, 21 с.

62. Лихачев Б.Т. Развивать творческие возможности ребенка. -Семья и школа, 1981, й 2, 10-12 с.

63. Мезурншшзили H.A. К вопросу музыкально-творческого развития младших школьников. Тбилиси, 1984, с. - Б надзаг.: Мин-во просвещения Груз.ССР НИИ ПН им.Я.С.Гогебашвили.

64. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981, 96 с.

65. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская 3. Что такое "художественные способности?" Семья и школа, 1982, № 10, 39-42 с.

66. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская 3. Что значит: понимать худо. жественное произведение? Семья и школа, 1982, № 6, 27-31с.

67. Методика.проведения бесед по искусству: Пособие для учителей. М. - Л.; Просвещение, 1965, 110 с.

68. Михалков С.Бл. Воспитательная сила литературы (Книга для учителя). М.: Просвещение, Г983, 304 с. . .

69. Михайлов О.Н. Любят ли ваши дети поэзию? М.: Знание.196780с.

70. Михайловская Н. Б плену догм. Советская музыка,I965,№ 9, с.17-21.

71. Могилевская Г.Л. Познание прекрасного. М.: Знание,1971, 80 с.

72. Могилевская Е. Красные журавли. Семья и школа, 1968, № II, 29-31 с.

73. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика,I981, 240 с.

74. Мышление и речь: Сб.статей (под ред.Жинкина Н.И. и Шемякова Ф.Н.). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, 272 с.

75. Надареишвили Е.А. Формирование самостоятельной учебной деятельности младших школьников в семье. Автореф.дис.канд.пед.наук. Тбилиси, 1975, 22 с.

76. Неменский Б.М. Распахни окно. М.: Просвещение, 1974,152.с.

77. Неменский Б.М. Мудрость красоты (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1981, 192 с.

78. Нобати. Книга для чтения для экспериментальных.П классов (сост. П.Л.Лордкипанидзе) Изд-во "Ганатлеба", Тбилиси,1968 (на груз.яз.). - В надзаг.: Мин-во просвещения Груз.ССР НИИП Н им.Я.С.Гогебашвили.

79. НоЕЛЯНская З.Н. Если ребенок сочиняет. Начальная школа, 1978, $ 7, 27-30 с.

80. Новлянская З.Н. "Стихи продолжение мое и начало". - М.: Знание, 1982, 96 с.

81. Обучение и развитие (под ред.Л.В.Занкова). М.: Педагогика, 1975, 440 с.

82. Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: АЕТореф.дис. канд.пед.наук. М., 1984, 19 с.

83. Первушина G.M. Эстетическая восприимчивость детей на уроках изобразительного искусства. Начальная школа, 1982, № 2,60.62 с. .

84. Проблемы способностей (под ред.Мясищева В.Н.). М.:Изд-воАПН РСФСР, 1962, 308 с.

85. Полунина Б.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1982, 191 с.

86. Полуянов Ю.А. Целое раньше частей. Семья и школа, 1982,$ 2, 38-42 с.

87. Полуянов Ю.А. Что видит ребенок на картине? Семья и школа, 1981, № II, 22-26 с.

88. Развитие учащихся в процессе обучения. I-П классы.Под ред. .Л.В.Занкова. М.:Изд-во АПН РСФСР. 1963., 291 с.

89. Развитие учащихся в процессе обучения.П-1У классы. Под ред. Л.В.Занкова. М.: Просвещение, 1967, 175 с.

90. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, 1946, 704 с.

91. Система эстетического воспитания школьников (Под ред.С.А.Герасимова) . М.: Педагогика, 1983,264 с. В надзаг.:НИИ Ж АПН РСФСР.

92. Станек Ю.В. Развитие изобразительных способностей младших школьников на занятиях рисованием. Вопросы психологии,1970, 16 6, 134-137 с. .

93. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.(Изд. 4-ое). Киев, Радянська школа, 1973, 287 с.

94. Творческий метод: Сб.статей (общ.ред. и сост. В.А.Разумного) М.: Искусство, i960, 344 с,

95. Толстой Л.Н. Собр.соч. в 20-ти т., т.15. М.: Художествен. нал литература, 1964, 479 с. .

96. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Советская педагогика, 1946, tö 6, 96-112 с.

97. Торшилова Е., Дукаревич М. Художественное восприятие живописи и структура личности. В.сб.: Творческий процесс.и художественное восприятие. - Л.:Наука, 1979, 174-190 с.

98. Узнадзе Д.Н. Отчет женской школы общества "Синатле",1915-1916 учебного года. Тбилиси, 1916 (на груз.яз.).

99. Узнадзе Д.Н. Труды. т.У. Тбилиси: Изд-во "Мецниереба",1967631 с. (на груз.яз.).

100. Узнадзе Д.Н. Детская психология. Тбилиси: Изд-во Тб. унта, 1947, 339 с. (на груз.яз.).

101. Художественное творчество в детском саду (под ред.Н.А.Вет-лугиной). М.: Педагогика, 1972, 287 с.

102. Художественное творчество и ребенок ( Под.общ.ред.H.A.Вет-лугиной ). М.: Просвещение, 1974, 175 с.

103. Шацкий С.Т. Пед.соч., т.1. М.: 1962, 503 с.

104. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, 168 с.

105. Щербаков В. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969, 271 с.

106. Чанишвили Г.В. Эстетическое воспитание учащихся. Изд-во "Ганатлеба", Тбилиси, 1968, 83 с. (на груз.яз.).

107. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Под ред.В.В.Колокольникова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, 45 с.- 172

108. Эстетическое воспитание школьников. (Под ред.общ.А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева). М.: Педагогика, 1974, 303 с.

109. Элысонин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974, 64 с.

110. Ягункова В.П. Не саморазвитие, а воспитание. Детская литература, 1967, Jß 12, 54-59 с.

111. Ягункова В.П. Сочинения по картинке, как одна из методик изучения литературных способностей. В сб.: "Способности и интересы". - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, 87-115 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.