Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Резанова, Ольга Владимировна

  • Резанова, Ольга Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 159
Резанова, Ольга Владимировна. Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Резанова, Ольга Владимировна

Введение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Научно-теоретические основы художественного образования и эстетического воспитания младших школьников средствами народного и декоративно-прикладного искусства

1.2. Проблема детского художественного творчества как психологическая проблема.

1.3. Методические основы преподавания русского народного костюма в системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся начальных классов (1-4).».

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1-4) СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

2.1. Системно комплексный подход к разработке проблемы формирования творчества младших школьников средствами русского народного костюма.^.

2.2. Содержание, формы и методы экспериментального обучения русскому народному костюму учащихся начальной школы.

2.3. Уровни сформированности художественного творчества младших школьников средствами русского народного костюма (по итогам формирующего эксперимента).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства»

Актуальность исследования. Уникальность русского народного костюма как особого элемента национачьной культуры делает его все более эффективным средством художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Русский народный костюм формировался на протяжении веков и его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Являясь специфическим отображением жизни, народный костюм вобрал все ее многообразие. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического развития нации в целом.

Исследование специфики русского народного костюма как особого типа художественного творчества, его многоаспектный анализ, позволили рассмотреть русский народный костюм в единстве с традиционной культурой народа, его историей, природным окружением, определить его роль в раскрытии творческих способностей младших школьников.

Основополагающее значение для выявления значимости народного искусства, органической частью которого является русский дародный костюм, имеют исследования ученых -искусствоведов: А. В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, К. А. Чекалова и др.

Научное обоснование исследуемой проблемы детского художественного творчества сформулировали ведущие ученые в области общей, возрастной и педагогической психологии -С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов и др; в области дидактики - Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.; в области психологии искусства -Л.С. Выготский, B.C. Кузин, Я.А. Пономорев, П.М. Якобсон и др.

В исследовании проблемы формирования детского художественного творчества мы опирались на труды ведущих ученых-педагогов в области теории и методики обучения изобразительному искусству: Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хворостова, И.И. Зарецкой, Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др.

В своей работе мы учитывали новейшие достижения в области преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства, отраженные в диссертациях Е.В. Алексеенко, С.И. Ботовой, Р.Г. Гадиева, А. Я. Горошко, Л.В. Ершовой, Б.И. Ижанова, Л.В. Неретиной, П.Н. Магометовой, Л.В. Орловой, Г.А. Поровской, А.В. Рябчикова, О.Ю. Тимониной, З.Ю. Черной и др.

Русский народный костюм способствует более полной реализации творческого потенциала личности младшего школьника, а деятельность по созданию его образов - решению целостного комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, активизируя творческие способности младших школьников.

Основные закономерности искусства костюма, его функции и особенности художественного построения были сформулированы и раскрыты Кирсановой P.M., Масловой Г.С., Мерцаловой М.Н., Пармон Ф.М. и др.

На современном этапе красота и поэтичность русского народного костюма широко отражена в искусствоведческой, методической литературе, программах и пособиях для школьных и дошкольных учреждений, а также для учреждений дополнительного образования.

Анализ научно-методической литературы по вопросам использования русского народного костюма как средства формирования детского художественного творчества показал, что недостаточно раскрывается своеобразный язык и значение символов костюма, семантики знаков народной вышивки и ткачества, мало рассматривается значимость русского народного коспома как объекта детского художественного творчества, как средства развития художественно-творческих способностей младших школьников в условиях общеобразовательной школы, то есть в аспекте не специального, а общего образования.

Приходится также признать недостаточность публикаций, содержащих практические советы по изготовлению традиционного народного костюма учащимися 1-4 классов для участия в фольклорных праздниках, отличающихся специальным подходом к тематико-образному решению и дающих широкие возможности для самостоятельных творческих экспериментов.

Отмеченные противоречия включают, с одной стороны -многоаспектное отражение уникальности русского народного костюма как вида народного и декоративно -прикладного искусства в научно-методической литературе, с другой стороны недостаточное использование русского народного костюма как объекта детского художественного творчества.

Поэтому проблема научной разработки содержания, форм и методов формирования художественного творчества младших школьников средствами русского народного костюма на уроках изобразительного искусства является актуальной. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования творчества учащихся 1-4 классов средствами русского народного костюма на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: содержание, формы и методы, направленные на формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства

Гипотеза исследования: Развитие художественного творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом может быть эффективно реализовано при выполнении следующих условий:

-учет психолого-возрастных особенностей формирования творчества личности, проявляющиеся в динамике развития;

-включение русского народного костюма как важного и составного компонента формирования детского художественного творчества;

-осуществление интегрированного подхода к художественно-творческой деятельности на материале русского народного костюма в связи, с музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой, театральной деятельности;

-практическое использование русского народного костюма, изготовленного детьми для участия в фольклорных праздниках;

-формирование эстетического отношения к русскому народному костюму осуществляется как часть целостного процесса эстетического воспитания и художественного образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи;

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать педагогические условия, влияющие на формирование художественного творчества учащихся 1-4 классов в процессе изучения русского народного костюма.

3. Определить значение и место художественно-выразительных средств русского народного костюма, как объекта детского художественного творчества.

4. Разработать научно-обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающую эффективное поэтапное формирование творчества учащихся 1-4 классов.

5. Экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики в условиях общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования явились: исследования ведущих ученых по вопросам эстетического воспитания и художественного образования, исследования в диссертационных источниках по проблемам обучения и воспитания средствами народного и декоративно-прикладного искусства, психолого-педагогические основы формирования и развития целостной личности школьника; концепция понимания народного искусства как части культуры, законов его развития, специфика народного искусства как типа художественного творчества, форм бытования и развития народного искусства Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования;

- анализ школьных программ по изобразительному искусству, народному и декоративно - прикладному искусству, художественному труду, программ внеурочных и внешкольных объединений и учреждений в системе комплексного эстетического воспитания и художественного образования средствами народного и декоративно - прикладного искусства, методических пособий для учителей, воспитателей дошкольных учреждений, студентов;

- исследование и анализ художественно-творческих работ учащихся (1-4 классов) общеобразовательных школ;

- разработка, проведение и анализ учебных занятий;

- проведение бесед с учащимися и преподавателями;

- изучение творчества народных мастеров, а также изучение высокохудожественных образцов русского народного костюма в музеях, на выставках, частных коллекциях, на фольклорных праздниках;

- анкетирование, беседы, опрос;

- констатирующий, поисковый, формирующий эксперимент.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Учебно-воспитательного комплекса № 1828 г. Москвы (Южный округ). В экспериментально -исследовательской работе участвовали учащиеся с 1 по 4 класс, учащиеся Студии художественных ремесел при УВК № 1828. Исследование проводилось с 1989 - по 1997 годы.

На первом этапе исследования (1989-1991 гг.). Разработана экспериментальная методика преподавания русского народного костюма с учетом внутрипредметных и межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в 1-4 классах общеобразовательной школы, где были использованы материачы этнографических экспедиций, проводимых с детьми по изучению русского народного костюма в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Тверской, Ярославской областях.

На втором этапе исследования (1991-1995 гг.) апробировалась экспериментальная методика формирования художественного творчества в процессе изучения русского народного костюма на уроках изобразительного искусства в 1-4 классах общеобразовательной школы. Создавались оптимальные педагогические условия использования народных художественных традиций во взаимосвязи урочной и внеурочной изобразительной деятельности учащихся. Уточнялось примерное тематическое планирование художественно - творческих заданий и объем художественно - практических работ. Определялись уровни сформированности творчества учащихся в экспериментальных и контрольных группах.

На формирующем этапе в экспериментальных группах проверялась эффективность разработанной нами экспериментальной программы. Сформированность уровней творчества учащихся экспериментальных и контрольных классов проверялась тестированием.

На третьем этапе исследования (1995-1997 гг.) были проанализированы и обобщены результаты исследования. Сопоставлены полученные данные по экспериментальным и контрольным классам, определены уровни сформированности творчества младших школьников. Подведены итоги опытно -экспериментальной работы, подтвердившие гипотезу исследования. Сформулированы выводы.

Научная новизна исследования:

- определены, научно обоснованы и экспериментально проверены содержание, формы и методы формирования творчества учащихся младших классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства;

- русский народный костюм рассматривается как объект художественного творчества учащихся 1-4 классов; определены критерии сформированности уровней художественного творчества в процессе изучения учащимися начальных классов русского народного костюма;

- разработаны пути формирования эстетического отношения к русскому народному костюму учащихся 1-4 классов;

- представлена система адаптации процесса создания русского народного костюма к условиям и требованиям художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательной школе;

- определены возможности организации комплексного формирования художественно-изобразительных умений и навыков, а также развитие творчества младших школьников в процессе изучения русского народного костюма.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по формированию творчества младших школьников в процессе ознакомления с русским народным костюмом, материалов учебно-методического комплекта по проблеме обучения русскому народному костюму. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и составлении программ, методических пособий. Основные положения исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования творческой деятельности школьников и студентов ХГФ педагогических вузов, а также могут быть включены в содержание курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена опорой на научную методологию педагогических исследований, основные положения искусствоведческой теории народного искусства, современные достижения педагогики и психологии; использование комплекса методов исследования; проведенной опытно - экспериментальной работой, результаты и выводы которой нашли отражение в комплексной системе преподавания русского народного костюма южного и северного типов с учетом внутрипредметных и межпредметных связей в 1-4 классах общеобразовательной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русский народный костюм, как объект детского художественного творчества, открывает новые возможности для реализации творческих способностей учащихся младших классов.

2. Эффективность формирования художественного творчества учащихся 1-4 классов в процессе изучения русского народного костюма обеспечивается интегрированным подходом к художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой, театральной.

3. Целенаправленное формирование художественного творчества учащихся 1-4 классов включает поэтапное изучение русского народного костюма.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования периодически обсуждались на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Результаты исследования внедрены в практику педагогического процесса Учебно-воспитательного комплекса 999, № 1037, № 1828 (Южный административный округ г. Москвы), студии художественных ремесел при УВК № 1828.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Резанова, Ольга Владимировна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Системно-комплексный подход является основой разработки экспериментального обучения по формированию художественного творчества младших школьников средствами русского народного костюма. Системно-комплексный подход предполагает тесную взаимосвязь в изучении русского народного костюма с русским народным музыкально-поэтическим фольклором, календарно-обрядовой культурой, архитектурой, декоративно - прикладным искусством, природной средой.

2. В ходе учебно-воспитательной работы нами избиралось оптимальное сочетание форм и методов индивидуальной и коллективной художественно-эстетической деятельности в зависимости от целей и задач художественно-изобразительных занятий, содержания учебно-тематического материала. Развитие художественного творчества младших школьников осуществлялось в системе эстетического воспитания и художественного воспитания на уроках - беседах, уроках -повторах, уроках - вариациях, уроках - импровизациях.

3. Содержание экспериментального обучения раскрывается в разнообразных видах и формах учебной художественно-творческой деятельности младших школьников. Такими формами работы были диагностические и эвристические беседы, ролевые игры, работа в музеях и на выставках, участие в экспедициях, встречи с мастерами, посещение концертов фольклорной музыки, участие в народных обрядово-календарных праздниках.

4. Полученные нами данные в ходе формирующего эксперимента в целом подтвердили гипотезу нашего исследования и позволили сделать оптимистические выводы об эффективности использования русского народного костюма на уроках изобразительного искусства для формирования художественного творчества младших школьников. Материалы исследования позволили сделать нам теоретические, методические, экспериментальные и прикладные выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура каждого народа обретает внутреннее единство и отличительные черты посредством глубокой связи между природной средой, архитектурой, костюмом, предметами прикладного искусства и фольклором.

Уникальность русского народного костюма как особого элемента национальной культуры делает его все более популярным средством художественного и эстетического воспитания младших школьников.

Русский народный костюм формировался на протяжении веков и его развитие обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Являясь специфическим отражением жизни, народный костюм вобрал все ее многообразие. Он как ничто другое комплексно отражает эстетическое и социальное лицо общества, его нравственные идеалы, уровень общественных отношений и экономического развития. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического развития нации в целом.

Народный русский костюм неотделим от внутреннего облика человека, отражая религиозно-магические, этические, эстетические представления народа, его темперамент, характер, уровень духовной и материальной культуры. Народный костюм неотрывно связан с обычаем и традицией, наделен многообразием свойств и функций. Костюм является также синтезом декоративно-прикладного искусства. Поэтому его можно не только поставить в один ряд с другими видами искусства, но и отвести ему особую роль в развитии культуры. Вот почему, рассматривая русский народный костюм как объект изучения и творчества учащихся уже в начальной школе, мы относим его к наиболее эффективным компонентам художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательной школе. Разработка нашего экспериментального обучения осуществлялась с учетом действующей программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 класс).

При разработке экспериментального обучения мы опирались на общедидактические принципы: научность, системность и последовательность, сознательность, активность и др. Кроме этого учитывались педагогические особенности формирования у младших школьников способностей к художественному творчеству средствами народного искусства; методические условия, связанные с преподаванием цикла художественно-эстетических дисциплин.

В ходе учебно-воспитательного процесса нами избиралось оптимальное сочетание форм и методов индивидуальной и коллективной художественно-эстетической деятельности в зависимости от целей и задач урочных и внеурочных художественно-изобразительных занятий, содержания учебно-тематического материала

Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся осуществлялась в системе эстетического воспитания и художественного образования младших школьников на уроках-беседах, уроках-повторах, уроках-вариациях, уроках-импровизациях.

Широкий охват гуманитарных знаний в области истории, литературы, краеведения, этнопедагогики, народоведения, фольклористики и музыкознания позволяет включить младших школьников в процесс ансамблевого сотворчества через ролевую игру, через эмоциональное восприятие культурного наследия нашего народа

Красота и поэтичность народного костюма, его взаимосвязь с другими видами русского народного искусства способствует активизации восприятия, внимания, памяти, прежде всего исторической, культурной, эмоциональной и ассоциативной, воображения и мышления учащихся младших классов.

Анализ результатов изучения младшими школьниками русского народного костюма в системе эстетического воспитания и художественного образования позволил утверждать, что уровень экспериментальных групп значительно выше, чем в контрольных. Так в экспериментальных основным содержанием изучения русского народного костюма в различных видах изобразительно-творческой деятельности овладели более 90% учащихся, а в контрольных - менее 70%. Выявление высокой степени творческой активности в выполнении художественно-творческих заданий - 80% у учащихся экспериментальных классов, для контрольных классов этот показатель на 25% ниже. Повысился общий уровень успеваемости в экспериментальных классах на 8%.

В процессе экспериментальной работы также началось повышение творческой активности учащихся начальных классов в учебной и внеурочной изобразительной деятельности. В учебной работе по изучению русского народного костюма у младших школьников складывалось эмоционально-положительное отношение к художественно-изобразительной деятельности. Их объединяли общие интересы, увлечения, способствующие творческому процессу.

Динамика уровней сформированное™ художественного творчества школьников (1-4 классов) на материале русского народного костюма, исследованная нами в контрольных и экспериментальных классах показывает, что уровень эстетических знаний, художественно-изобразительные умения и навыки, творческий опыт, нравственно-эстетические качества младших школьников на 20-40% выше в экспериментальных классах, чем в контрольных.

Результаты экспериментального обучения и воспитания школьников средствами народного и декоративно-прикладного искусства свидетельствуют об эффективности внедрения в учебно-воспитательный процесс разработанной нами комплексной системы эстетического воспитания и художественного образования младших школьников (1-4 классов) на материале изучения русского народного костюма и подтверждают гипотезу нашего исследования.

В заключении диссертации подведены итоги и сформулированы следующие выводы:

1. Определены педагогические условия формирования художественного творчества школьников младших классов в системе комплексного обучения русскому народному костюму, главные из них: учет психолого-возрастных особенностей школьников; осуществление интегрального подхода к художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой, театральной; практическое использование русского народного костюма изготовление учащимися для участия в фольклорных праздниках; формирование эстетического отношения к русскому народному костюму, как части целостного педагогического процесса художественного образования и эстетического воспитания.

2. Выявлены место и роль русского народного костюма в системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1-4 классов. Включение в учебно-воспитательный процесс методики изучения русского народного костюма как одного из видов народного творчества является эффективным средством развития нравственно-эстетических качеств личности, формирования культурной и исторической памяти, художественно-творческого опыта учащихся 1-4 классов.

3. Была выявлена специфика русского народного костюма как объекта художественного творчества учащихся 1-4 классов.

4. В ходе диссертационного исследования разработаны критерии сформированности уровней художественного творчества младших школьников в процессе изучения русского народного костюма

5. На основе результатов исследования была разработана научно-образованная система занятий и художественно-творческих упражнений, составляющих основу экспериментальной программы «Методика преподавания русского народного костюма в 1-4 классах общеобразовательной школы», методических рекомендаций и комплекта художественно-методических пособий для проведения занятий на уроках изобразительного искусства.

6. Теоретический итог исследования состоит прежде всего в том, что русский народный костюм рассматривается как одно из средств формирования художественного творчества, а также как многоступенчатый процесс качественных изменений в формировании личности учащегося.

7. Тем самым предложена некоторая новая объяснительная модель формирования художественного творчества средствами русского народного костюма В ходе практической работы с младшими школьниками были детализированы уровни сформированности художественного творчества младших школьников в процессе изучения русского народного костюма, намечена совокупность их содержательных и динамических характеристик, которые могут быть использованы в дальнейшей работе (в формировании художественного творчества средствами русского народного костюма учащихся средних и старших классов).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Резанова, Ольга Владимировна, 1998 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Кн. Для учителя.-2-е изд., испр. И доп.-М.'.Просвещение, 1985. - 448с.

2. Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства. Автограф. канд. Пед. Наук. М., 1994. - 19с.

3. Алпатов М.В. Социальное значение костюма //Швейн.пром-сть. 1931, №9. М.С. 10-23.

4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г.ИЛЦукиной. М.: Просвещение, 1984.-176 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1969. - С.339 -341.

6. Атаев Э. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников., Авторе<Ь.канд. пед. Наук. М., 1993.

7. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи.-М., 1986.

8. Ахмедов И. Эстетическое воспитание учащихся начальной школы во внекласной работе. Автореф.канд. пед. Наук. М^ 1980. - 16 с.

9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-553 с.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процессов обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

11. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 189 с.

12. Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Искусство, 1970. - 542 с.

13. Бакланова Т.И. Народная культура: Программа курса. М., 1993.

14. Барадулин В Л. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение 1979.-112 с.

15. Байметов Б.Б. Основы изучения народного орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетахпедагогических институтов. Автореф.канд. аед. наук. М., 1994.-16 с.

16. Байбурин А.К. Семантические аспекты функционирования вещей /Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. -С. 112-120.

17. Байрамбеков М.М. Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе: дис. канд. пед наук. М., 1993. -153 с.

18. Белов Б.С. Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей. Автореф. Дис. канд. дед. наук, М, 1981.

19. Бежкович А.С., Жеглова С.К., Лебедева А.Н., Просвиркина С.К. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. М., 1959. - С.114-121.

20. Белов В.И. Лад.: Очерки о народной эстетике. М., 1982. - 293 с.

21. Беловинский Л.В. Исторический, сценический и народный коспом /Аннотированный библиографический указатель. М., 1984.

22. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. Ч. -1., М., 1995.-с. 83-91.

23. Белгородская P.M., Ефимова Л.В. Одежда/Ючерки русской культуры XYIII века. Часть первая. М., 1985. - с. 14.

24. Богданов В.В. Из истории женского южно-великорусского костюма // Этнографическое обозрение , 1914, № 1-2. 22с.

25. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1970. - 642 с.

26. Богуславская ИЛ. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. -374 с.

27. Богуславская VLSL Русское народное искусство. Л., 1963.

28. Богуславская И Л. Русская народная вышивка. М., 1972.

29. Бодалев А А. Личность и общение: Избр. Труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.

30. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 3-е М.: Политиздат, 1981. - 399 с.

31. Божович Л.И. Психологические проблемы воспитания как упраление детским развитием // Проблемы управления процессом воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1971. -399с.

32. Ботова С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности /на факультете педагогики и методики начального обучения в педагогическом вузе/. Автореф. канд. дед. лаук. М., 1995. -17с.

33. Бромблей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 223с.

34. Булатов С.С. Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана в эстетическом воспитании школьников. Автореф. Дис. докт. дед. -наук. 1993.

35. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. М.: 1987. - 215 е.

36. Вагнер Г.К., Владышская Т.Ф. Искусство древней Руси. М.: Искусство, 1993. - 255с.

37. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М.: Сов. Худ-к, 1974. - 294с.

38. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: 1977.-463 с.

39. Васильев М.И., Ефимов JI.E. Традиционный костюм новгородского края /методические рекомендации в помощь самодеятельным коллективами/. Новгород., 1989. - 116с.

40. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Проф. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 286 с.

41. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.,v 1972.-350 с.

42. Вансалов В.В. Изобразительное искусство и музыка. М: Худ-к РСФСР, 1977. - 294с.

43. Восприятие и действительность // Под ред. Проф А.Н.Леонтьева. -М: Изд-во МГУ, 1976. 319 с.

44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, -М.: Просвещение, 1991. 273 с.

45. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика. - 1987. -344с.

46. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней , школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма;

47. Автореф. Дис. канд. лед. наук. М. 1996.

48. Гальперин ПЛ. Введение в психологию М: Издательство МГУ, 1976-147 с.

49. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. С. 159.

50. Горошко АЛ. Методика формирования художественного интереса школьников 1-4 классов на материале русского народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. Дис. канд. лед. наук. М., 1990. - 16с.

51. Громов AJB. Словарь лексики льноводства, прядения и ткачества. -Ярославль, 1992.

52. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994. -243 с.

53. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. - с.83-96.

54. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1957.

55. Давидова Г.А. Структура содержания и методика преподавания народного искусства при подготовке студентов педагогических учебных заведений Дальневосточник регионов. Дис. канд. лед. яаук-М., 1986.

56. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. - 243 с.

57. Дайн ГЛ. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства //Декоративное творчество школьников ихудожественные промыслы /Под ред. ТЛ.Шпикаловой. М., 1973. -с.35-45.

58. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка. Несброппорованный альбом с методическими рекомендациями. М.: Советский художник, 1988. 13 п.л.

59. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности // Сов. Пед. № 8 М., 1961.

60. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы /Под редакцией Т.Я.Шпикаловой. М., 1973.

61. Ершова JI.B. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе Автореф. Дис. Кащидед. наук., -М., 1993.

62. Ефимова JI.B. Русский народный костюм. Албом. М.: Советская Россия, 1989

63. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская народная вышивка и кружево //Альбом. М. ,1982.

64. Еремина В.И. Ртуал и фольклор. Л., 1991.

65. Жарникова С.В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда, 1991.-е. 17-26

66. Жегалова С.К. Русская народная живопись. Кн. Для уч-ся ст. кл. -М. 1981-1972 с.

67. Жиров М.С. Региональные особенности традиционной художественной культуры Белогородчины в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств. Автореф. Дис. . канд. Лед. наук. МЛ996.

68. Забелин И.Е. Домашний быт русского народагМ., 1862.

69. Запорожец А.В. Развитие восприятия и действительность: Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1986.-320с.

70. Зарецкая И.И. Единство трудового и нравственного воспитания 2 пл.-М.:Знание, 1978.

71. Зарецкая И.И. Воспитание у учащихся эстетического отношения к труду как социально педагогическая проблем^/ Сб. И тр. АПН СССР, 1991

72. Зеленина ЕЛ. Художе<явенно-дидактические игры и упражнения как средства активизации обучения изобразительному искусству в четырехлетней начальной школе. Автореф. канд. пед. Наук. -М., 1993. 16с.

73. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография.-М., Наука, 1991.

74. Зинчеко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку, Ростов на Дону, 1987, - 67с.

75. Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Дис. канд. №д. Яаук.М., 1996

76. Зобин J1.M. Психология воспитания М.: Высш. Шк., 1991. - 94 с.

77. Иванов П.В. Топоров В.Н. Славянская мифология// религия народов мира. Т.2 М., 1992. - 242 с.

78. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

79. Игнатьев Е.И. психология изобразительной деятельности детей. -2-е изд. Доп., 1961. 223 с.

80. Игнатьев С.Е. Цвет в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях изобразительном искусством //Художественное образование учащихся в процессе обучения изобразительному искусству: Сб. Науч. Трудов М.: НИИ школ. МП РСФСР, 1983. - С.62-66.

81. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников: Сб. Науч. Трудов /отв. ред. В.С.Кузин. НИИ школ МП РСФСР. М., 1982.-120 с.

82. Изобразительное искусство 1-9 классы под ред. В.С.Кузина М., Агар. 1996. - 160 с.

83. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративноу прикладного искусства. 1-4 кллса>\ Г^огрммы о%еоБрАзоьетелък\>\уууре*де*«й. Ш • с соаьт. -jfс.

84. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства. Альбом таблиц с методическими рекомендациями j,2 кл. /Шпикалова ТЛ. с соавт. М., 1997. - 80 цв.тб

85. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл. Кн. Для учителя / Б.Н.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. М-: Просвещение, 1991. -192 е., 8 л .илл.

86. Исенко С.П. Эстетика русского народного костюма и проблемаv его современного сценического воплощения. Автореферат. Дис. канд. искусствоведения, М., 1993.

87. Исенко С.П. «В посиделках девки пряли» /о материале и покрое русской народной одежды//Народное творчество М., 1994-12 с.

88. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. - 367 с.

89. Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М: Просвещение. 1985. - 192 с. Ил.

90. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения/ Педагогика и психология. М.: 1979, № 5. - 47с.

91. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Л. 1928.

92. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М., 1963.

93. Климова Н.Т., Шпикалова ТЛ. Русское народное искусство ХУШ-ХХ вв. Костюмы, женский головной убор, полотенце, вышивка, ткачество, кружево, набойка. Несброшюрованный альбом с методической запиской. М., Советский художник, 1986. -13 п.л.

94. Киреева Е.В. История костюма-М., Прсвещение, 1976.

95. Кирсанова P.M. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок/Костюм вещь и образ в русской литературе XIX в.-М., 1989.

96. Крестьянская одежда населения европейской Росси//Определитель -М., 1971.

97. Кир^нко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.,:АПН РСФСР, 1958-304 с.

98. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995 - 158 с.

99. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение творчеству. М., 1990.

100. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. -М., 1996.-143 с.

101. Костюм народов России в графике 18-20 веков. Государственная центральная театральная библиотека / Автор-составитель Н.М.Шту катурова.-Му 1990.

102. Крестьянская одежда населения Европейской России (19-нач. 20 веков. Определитель:-М71971.

103. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни.-М., 1989.

104. Круглый год. Русский земледельческий календарь /Сост. Вступ. И примеч. А.Ф.Некрыловой.-М„ 1991.

105. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. доктор пед. наук. М, 1994 - 30 с.

106. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока М., 1980.

107. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии М.: Просвещение, 1972 - 255 с.

108. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы. Автореф. Дис. .<анд.лед. цаук. М., 1980

109. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, ТЛ.Шпикалова. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы. М: Просвещение, 1988

110. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М., 1981

111. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1972 - 208 е.: илл.

112. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение-, 1984. - 319 е.: илл.

113. Кузин B.C. Психология. Изд. 2 М.: 1997-256 с. Илл.

114. Лебедева Н.И. Русский народный костюм// Юный художник. 1983.

115. Лебедева Н.И. Русская тряпичная кукла как памятник народной культуры /Человек и Природа-М., № 10,1992.

116. Лебедева Н.И. Материальная культура сельского населения южновеликоросских областей 19-начала 20 века. Одежда//Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР.-М., 1960.

117. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда 19-начала 20 века/Сов. ЭтнографияД956. № 4,18-31 с.

118. Леонтьева А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т.-М., 1983.

119. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Политиздат. -1971.-40 с.

120. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 - 186 с.

121. Лернер ИЛ. Проблемное обучение. М., 1974 - 64 с.

122. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1981. С. 91 262

123. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение. 1985- 174 с.

124. Лихачев Д.С. Земля родная.-М., 1983 256 с.

125. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., Дет-ская литература,1985.- 207 с.

126. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982 - 131 с.

127. Любарская Л.М. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством. Автореф.! канд. .дед. н.аук. М. 1980.-16с.

128. Лук А.М. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

129. Лук A.M. Мышление и творчество. М.- Наука, 1976

130. Лысенко О.В., Комарова С.В., Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы.-С-Петербург, 1992.

131. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях XIX начала XX вв.-М., 1984.

132. Маслова Г.С. Одежда/Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры.-М., 1987. 18с.

133. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как этнографический источник.-М. Наука;1978.

134. Магомедова Б.М. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно графическом факультетепедагогического факультета /В условиях Дагестана/. Дис. канд. дед. Наук. М. 1994.

135. Максимова Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. -159 с.

136. Мерцалова М.Н. История русского костюма. М.: Искусство 1972. -311с

137. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М, 1988. - с. 89-107.

138. Методика обучения рисованию, лепке, и апликации в детском саду ./Под ред. Доктора пед. Наук Н.П.Сакулиной. Изд. - 5-е,-М., Просвещение, 1971. - 225 с.

139. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие/ Под ред. Н.В. Кузьминой. 2JL: Изд-во ЛГУ, 1980. 15 с.

140. Молотова Л.Н. Русские кокошники Памятника народного искусства/ в кн.: Эрмитаж. Т. 1^Л.,1974гС. 117.

141. Мосина В.Р. История исследования искусства для художественно-графических факультетов педагогических институтов / разделы: введение в искусствознание, Византийское искусство. Древнерусское искусство. М.: Изд. МГОПИ «Агфа». 1992. -1 пл.

142. Мосина В.Р. Древнерусское искусство в школе. Учебное пособие.-М.: Изд. МГОПИ «Альфа»?1992.- 63 с.

143. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество. Детство ./Сост. Водгот. Текстов, вступ. Статья и коммент. В.ПАникина. М.: 1991.-589 с. Илл.

144. Народное искусство Российской Федерации из собрания Государственного музея этнографии народов СССР/Сост. Л.Н.Молотова М., 1981.

145. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1/Под ред.М.А.Некрасовой. М.: Изобразительное искусство, 1985 - 293 с.

146. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся /Из опыта работы школ в России/. Составители: Коровина В Л., Кучер Н.И., М. 1991. - 250с.

147. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика М.: Изобразительное искусство. 1983.-344 е.: илл.

148. Некрасова М.А. Народное искусство России М, 1983.

149. Некрасова М.А Канон в народном творчествеУДекоративное искусство СССР.-М., 1971, № 5 С. 29-39.

150. Некрылова А.Ф., Головин В.В., Уроки воспитания через призму истории: Традиционные формы воспитания у русских крестьян в 19-начале 20 века. -М., Педагогика. 1992. 35 с.

151. Неретина Л.В. Методика преподавания народного искусства Башкортостана как условие формирования творчества студентов педфака в процессе профессиональной подготовки: Дис.ЛСанд. Дед. уаук. М., 1994.

152. Новицкая М.Ю. Золотое колесо: Хрестоматия. М. 1994.

153. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение: Программа факультативного курса. М., 1991.

154. Новикова Г.П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Автореф. Дис.?;анд. пед. наук. -М., 1994- 18 с.

155. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детейчу дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. Дис.канд. Лед. >*аук- М., 1996.

156. Основы художественного ремесла: в 2ч/ Под ред.В.А.Барадулина, О.В.Такус. 2-е изд. М: 1986. -4.1.

157. Основы художественного ремесла: в 2ч/ Под ред.В.А.Барадулина, О.В.Такус. 2-е изд. М: 1987 - 4.2.

158. Пазникова З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук М., 1992.

159. Пармон Ф.М. Информационная архитектоника русского народного коспома как система коммуникации//Сб. Науч.Тр. МТИЛЗЪМ., 1985.

160. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества М., 1994. - 268с.

161. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины 19 в. Л., 1987.

162. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика-М., 1976. -279 с.

163. Попова И.А. Элементы древнерусского костюма в народной женской одежде Воронежской области в 19 начале 20 в./Труды НИИХПгМ., вып. 8.1975.

164. Поровская Г.А. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогическойподготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов:Дис. .канд.пед.наук.-М.,1990.-197 с.

165. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников /Под ред. В.С.Кузина:М.,1974.

166. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: .канд.психол.наук.-М.,1978.

167. Рабинович М.Г.Древнерусская одежда 11-13 в.в.Одежда русских 1315 вв.//Древняя одежда народов восточной Европы.-М., 1986.

168. Работнова И.П. Русская народная одежда.-М.,1964.

169. Разина П.М.Русское на|юдное творчество. -М.: Изобр.ис-во,1970.175 .Разина Т.М.О профессионализме народного искусства.-М.,Сов.Худк,1985, 191 с.

170. Рождественская С.Б.Русская народная традиция в современном v обществе. М.: Наука, 1981. -200 с.

171. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства.-М.,Просвещение, 1980. -240 с.

172. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. -М.,Учпедгиз, 940.704 с. „179 .Русское декоративное искусство:В 3 т. /Под ред. А.И Леонова. -М.:Издательство академии художеств СССР,1962-1965.

173. Русские.Историко-этнографический атласгМ.,1967.

174. Русский народ.Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.Собр. М.Заб6линым.Репринтное воспроизведение издания 1880 года.М.,.,-М.,1989.

175. Русский народный свадебный обряд.Исследования и материалыгЛ.,1978.183 .Рыбаков Б .А .Язычество древних славянгМ.,1994.

176. Рыбаков Б.А.Язычество Древней РусигМ.,1988.185 .Рябчиков А.В. Методика обучения народной глиняной игрушке в \ системе эстетического воспитания и художественного образования школьников (1-8 кл.)Дис. .канд.пед.наук.-1996.-24 с.

177. Сакулина Н.П. Народное декоративно-прикладное искусство в работе детского сада. М.: Известия.АПН. РСФСР.-1947.,вып. 11,138 с.

178. Сокольникова Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.-М.:Педагогика, 1986. -136 с.

179. Сокольникова Н,М.Изобразительное искусство.Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч.-Обнинск.:Титул,1996.-80 с.:цв.ил.

180. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев. 1969.-258 с.

181. Тазихина Л.В.Русский сарафан //Краткие сообщения института этнографии.-М., 1955.Вып. 12.

182. Творческий процесс и художественное восприятие /Отв.ред.Егоров Б.Ф. М.,Наука, 1978. -273 с.

183. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.АПН РСФСР., Вып.2.-М.-Л.,с.7-19.

184. Унковский А.А.Живопись., вопросы колорита-М.:Просвещение, 1980.-128 с.195 .Ушаков Н.В.К вопросу классификации одежды восточных славян //Сборник музея антропологии и этнографии, -Л.,Вып.38.,1982.

185. Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического и народного искусства/Под ред.ТЛ.Шпикаловой, Л.В.Ершовой, Е.Ю.Фарковой /.-ШГПИ, 1992.95 с.

186. ХворостовА.С.Декоративно-прикладное искусство в школ е.-М.:Просвещение,1981.-176 с.

187. Хворостов А.С.Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством:Автореф.дисс. .докт.пед.наук.-М., 1983.-29 с.

188. Хворостов Д.А. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработки материалов в сельской ппсоле.Автореф. .канд.пед.наук.-М.,1995.-16 с.

189. Хрестоматия по возрастной психологии //Под ред.Фельдпггейна-М.,Международная пед.акад.,1994.-256 с.

190. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред.М. А.Ветлугиной.-М. :Педагогика,1972.-187 с.

191. Чижикова Л.М.Традиционная женская одежда русских в Белгородской областиУВ кн.Институт этнографии, ролевые исследования.-1977;М.,1979.-С.9.

192. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства.-М.:Академия художеств СССР.,1962.

193. Шаховская С.Н. Узоры старинного шитья в России. М., 1985.-47 с.

194. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе.-М.:Педагогика, 1974.

195. Шорохов Е.В.Основы композиции:учебное пособие для пединститутов.-М.:Просвещение, 1979.-303 с.

196. Шпикалова ТЛ.Декоративно-прикладное искусство.Современные народные художественные промыслы.несброшурованный альбом с методическими рекомендациями.Пособ.для учителей сред.общеобраз.школы (1-10 классы).-М.,Советский художник, 1983.1 Зп.л.

197. Шпикалова ТЛ. Народное искусство на уроках декоративного рисования.-М.:Просвещение, 1979.-192 с.

198. Шпикалова ТЛ. Изобразительное искусство в 1 классе. :Учебное v пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1981.-190 с.:илл.

199. Шпикалова ТЛ. Изобразительное искусство во 2 кл.:Учебное

200. V пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1983.-191 с.гилл.

201. Шпикалова ТЛ.Народное искусство в художественном

202. V образовании и эстетическом воспитании в средней школе :теоретическиобоснованные системы обучения и воспитания.Дисс. .докт.пед.наук.-М.,1988.-346

203. Шпикалова ТЛ.Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России //В сбАктуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры.-Шуя,1994.

204. Шпикалова ТЛ., Сокольникова Н.М. и др.Искусство /Программа интегрированного курса 1-9 кл.,-М.,1997.

205. Шпикалова ТЛ. В мире народного творчества.Тетрадь для учащихся ,1 кл.-М.,1997.216ЛЦукина Г.И.-Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.-М.:Педагогика,1979.-160 с.

206. Эстетическое сознание и процесс егоформированияУОтв.ред.Н.И.КиященкоД1ЛЛейзеров.-М.:Иск-во,1981.-225 с.

207. Юсупов И.М.Психология взаимопониманиятКазань:Татарское кн.изд-во, 1991.-192 с.219.1Цукина Г.И.Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.,1971.-351 с.

208. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. Сб. Научных трудов. М., 1980.

209. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978.-304 с.

210. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода/Под ред. Б.ТЛихачева. М., 1980. -136 с.

211. Якобсон П.М. психология художесвтенного восприятия. М.: Искусство, 1984. - 85 с.

212. Якобсон П.М.Психологические предпосылки эстетического воспитания//Сов. педагогика., 1966. № 4.

213. Якобскон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

214. Якунина Л.И. Русские набивные ткани ХУ1-ХУП вв. // Труды ГИМ: Памятники культуры. Вып. УП -М. 1954.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.