Развитие архитектурного орнамента Мавераннахра и Хорасана в XIV-XV вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Рахимзаде, Голамхосейн

  • Рахимзаде, Голамхосейн
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 192
Рахимзаде, Голамхосейн. Развитие архитектурного орнамента Мавераннахра и Хорасана в XIV-XV вв.: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. Душанбе. 2015. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рахимзаде, Голамхосейн

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3-18

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОРНАМЕНТА МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА В Х1У-ХУ ВВ.

§1. Исторический очерк архитектурного искусства Мавераннахра и Хорасана с древнейших времён до XIV в. 19-29

§2. Архитектурные соорухсения в Мавераннахре и Хорасане в Х1У-ХУ вв. §3. Строительные композиции и декор в архитектуре Мавераннахра и Хорасана в Х1У-ХУ вв. 29-52 52-62

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭПОХУ ТИМУРА И ГИМУРИДОВ

§1. Истоки и особенности орнаментального искусства в Мавераннахре и Хорасане 63-71

§ 2. Виды архитектурного орнамента Мавераннахра и Хорасана 71-102

§3. Историческая характеристика орнаментальных мотивов архитектуры эпохи Тимуридов 102-111

§4. Роль орнаментального искусства в архитектуре Мавераннахра и Хорасана 111-131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132-139

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 140-155

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 156-159

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие архитектурного орнамента Мавераннахра и Хорасана в XIV-XV вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В построении диалога культур между различными странами остро встаёт проблема необходимости изучения, исследования и знания истории друг друга. В этом плане важность изучения истории искусств неоспорима. Особо актуальна на современном этапе развития исторического искусствознания проблема культурных взаимодействий между государствами.

Во-первых, необходимостью изучения истории развития одного из проявлений художественной культуры - архитектурного декора, которое может дать значительную информацию о степени развития культуры Мавераннахра и Хорасана в Х1У-ХУ вв;

Во-вторых, возможностью в процессе исследования генезиса, семантики, символики монументального декора выявить не только определенные стилевые характеристики орнамента, но также мировоззрение и идеологию народов Мавераннахра и Хорасана;

В третьих, возможностью обогащения и развития современного декоративно-прикладного искусства и архитектурного декора на основе изучения историко-культурного наследия мастеров-орнаменталистов, декораторов, древних дизайнеров интерьера средних веков;

В четвёртых, отсутствием научных разработок и научно-обоснованных рекомендаций по определению стилистической направленности архитектуры, разнообразию и цветового колорита в современной архитектуре и искусстве стран Мавераннахра и Хорасана.

В своём развитии исламское искусство Мавераннахра, Хорасана и Ирана прошло несколько этапов. Один из таких важных этапов в истории мусульманской архитектуры - является период правления династии Тимуридов.

Па сегодняшний день в Иране находится много архитектурных памятников, данной эпохи. Тимуридская архитектура в Иране является важной составной частью исламского искусства. Таким образом, в изучении этих памятников очень

важна роль Тимуридскую архитектуру в Средней Азии, потому что этот стиль вначале возник именно здесь. Важно подчеркнуть, что архитектура периода правления династии Тимуридов это результат взаимовлияний различных культур, которые дали толчок в дальнешем развитии художественного процесса в архитектурном орнаменте.

Обобщенное исследование проблемы взаимодействий позволит проследить пути формирования данного вида искусства, определить закономерные и специфичные черты его развития, роль различных культур в его сложении. Актуальность темы обусловлена также отсутствием работ теоретического плана, посвященных генезису и эволюции архитектурного декора периода династии Тимуридов.

В государстве, основаном Тимуром, охватывавших области современных среднеазиатских республик, Афганистана и восточного Ирана, была создана благодатная почва, необходимая для формирования и развития архитектуры.

В этот период в архитектуре Средней Азии происходят важные качественные сдвиги, отражающие становление совершенно нового этапа в ее развитии. Этот хронологический отрезок, начинается с последней четверти XIV века и охватывает все XV столетие. С конца XIV века, когда Мавераннахр становится главным центром творческих сил Ближнего и Среднего Востока, возникает новое направление в искусстве.

Исследование истории орнаментального искусства таджикского и других персоязычных народов является одной из важных проблем отечественной науки. Это объясняется тем, что в настоящее время во многих современных странах Средней Азии и в Иране началось возрождение народных традиционных ремесел, в том числе орнаментальная резьба по кашину, дереву, ганчу, искусство настенной росписи, мозаики и др. Изучение наследия мастеров-орнаменталистов, декораторов, древних дизайнеров интерьера прошлых веков, в частности, одного из ярких цельных проявлений архитектуры Средней Азии и Ирана в XIV-XV вв. будет во многом способствовать обогащению и развитию современного

декоративно-прикладного искусства и архитектурного декора. Эго особенно важно при строительстве исконно местных традиционных типов сооружений, как, например, мечетей, медресе, чайхан, бань, общественных и жилых зданий т.д.

При этом следует иметь в виду, что Таджикистан обладает богатыми запасами отделочных строительных материалов (ганч, полудрагоценный и поделочный камень, высококачественные глинистые материалы для изготовления керамических изделий), промышленная разработка которых в будущем даст новый импульс развитию производства отделочных строительных материалов.

Актуальным является исследование истории развития приёмов и видов декоративного оформления, выявление забытых технологий обработки керамических плиток, декоративного отделочного кирпича, выявление потенциала декоративно-прикладного искусства, пропаганда высоких образцов искусства архитектурного декора на вновь строящихся и реставрированных монументальных зданиях Таджикистана и Ирана. Решение этой проблемы во многом будет способствовать стилистической направленности архитектуры, её цельности, разнообразию и цветового колорита. В свою очередь, исследование и историческом ракурсе генезиса, семантики, символики монументального декора позволяет выявить не только определенные стилевые характеристики орнамента, но также мировоззрение и идеологию народов на исследуемой территории Хорасана и Мавераннахра, что приобретает большую актуальность для современной исторической науки.

Актуальность настоящего исследования повышается и необходимостью определения крупных вех в историческом развитии архитектуры и монументального, декоративно-прикладного искусства со своим собственным кругом архитектурно-художественных проблем в свете уточненных даншлх по историко-культурной периодизации Х1У-ХУ вв.

Особую актуальность приобретает также определение места художественной, архитектурно-декоративной культуры Таджикистана и Ирана в историко-культурном наследии Среднего Востока, в том числе и Центральной Азии.

Наконец, нельзя обойти вниманием и сам процесс взаимодействия и взаимовлияния архитектурного декора Таджикистана с художественной культурой Ирана, а также вопросы синтеза искусств, которые на сегодня остаются одним из мало разработанных проблем в истории и теории архитектуры и искусствознания.

Таким образом, вышеприведенные доводы и определяют актуальность исследования настоящей темы, которой посвящает свой труд автор диссертации. Диссертация призвана отразить процесс сложения и развития архитектурного декора периода династии Тимуридов.

Хронологические и географические рамки исследования. Исследование в основном посвящено истории развития и генезиса архитектурног о орнамонта в Х1У-ХУ вв., выходя иногда за пределы указанных хронологических границ в силу того, что некоторые явления художественной культуры не всегда укладываются в очерченные пределы (например, развитие древних реликтовых мотивов, как свастика или меандр).

В целом, указанный период охватывает определенные географические границы - территорию, на котором происходил этногенез и культурогенез предков таджиков. Это - зоны Хорасано-Гиндукушских, Памиро-Алайских и Тяныпаньских горных систем; бассейны рек Сырдарьи, Зеравшана, Амударьи, хорасанского Мургаба и Герируда.1

История развития архитектурного орнамента исследованы автором именно в вышеуказанных хронологических и географических границах.

При исследовании генезиса отдельных видов орнамента автору приходится выходить за рамки очерченных границ как территориально (например, вся Центральная Азия), так хронологически (например, эпоха бронзы).

Автор при исследовании истории развития орнамента в основном опирался на выдающиеся памятники Х1У-ХУ вв., находящихся в центральных городах огромного региона. Однако для того, чтобы подчеркнуть уникальность явления

1 История таджикскою парода. Том И: Эпоха формирования таджикского народа. /Под. ред. H.H.Hei матова. -Душанбе: АН РТ, 1999. - С. 547 и далее.

сложившегося в рассматриваемый период архитектурного стиля, в работе рассмотрены и декор более скромных сооружений в провинциальных центрах (Худжанде, Истаравшане, Исфаре, Канибадаме, Кулябе и др.).

Цель и задачи исследования. Основной целыо диссертации является анализ генезиса архитектурного декора, в частности, орнамента во всех его проявлениях на монументальных произведениях архитектуры и монументального искусства во взаимосвязи с этнокультурной средой.

Исходя из сформулированной цели, автором были поставлены следующие задачи:

- проследить историю развития архитектурного орнамента на территории Центральной Азии и Хорасана в средние века;

- проанализировать развитие архитектурного декора в Х1У-ХУ вв., акцентируя внимание на особенностях генезиса и эволюции архитектурного орнамента на монументальных сооружениях Ирана, Афганистана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана;

- исследовать архитектурные формы в монументальном зодчестве исследуемой эпохи;

- исследовать архитектурный орнамент Х1У-ХУ вв. во всех его видовых и типологических проявлениях (растительный, геометрический, эпиграфический, зооморфный и иной);

- установить формообразующие элементы в архитектурном орнаменте и определить их место в архитектурно-художественной культуре народов I Центральной Азии;

- определить традиционный метод построения геометрического и растительного архитектурного орнамента;

- выявить характерные особенности архитектурно-художественного стиля, установившегося в Х1У-ХУ вв. на территории Средней Азии и Хорасана.

Методы исследования. При исследовании истории архитектурного орнамента Х1У-ХУ вв. был использован сравнительно-исторический метод. Для выявления общности и различий локальных видов архитектурного декора в

исследуемый период автор произвел сбор натурных материалов в виде выполнения чертежей, зарисовок, фотографирования архитектурных объектов, фиксации музейных экспозиций уникальных монументальных сооружений во время личных поездок в города Самарканд, Бухару, Худжанд, Куляб, Истаравшан, Балх, Мазари Шариф, Мешхед, Шираз, Йезд и другие города Ирана и Средней Азии.

Источниковедческую базу исследования составили: археологические, историко-архитектурные, письменные, изобразительные источники (монументальные росписи, мозаики, орнаментальные и эпиграфические облицовки поверхностей куполов, барабанов, арок и сводов, а также интерьеров светских и культовых сооружений исторических городов Средней Азии и Хорасана, а также данные средневековой книжной миниатюры).

Изучение истории искусства периода правления династии Тимуридов началось давно. Многие столетия отделяют нас от времени создания большого числа письменных источников до появления научной литературы об этом периоде истории. Среди них особую ценность представляют первоисточники, создававшиеся современниками Тимура при его жизни или вскоре после его смерти. В качестве примера можно назвать следующих авторов: Низам ад-Дина Шами (ум. не позднее 1409 г.) и Шараф ад-Дина Али Йазди (ум. в 1454 г.), известные под названием «Зафар-Наме» ( Книга побед), историк и географ Шихаб ад-Дин Абдаллах ибн Лутфаллах ибн Абд ар-Рашид ал-Херави, известный как Хафизи Абру, Камал ад-Дина Абд ар- Раззака Самарканди (1413-1482 гг.) и др. В этих письменных источниках пишится не только политическая история, но уделяется внимание географическому положению, культуре и искусству.

В качестве примера необходимо указать на дневник Рюи Гонзалес де Клавихо - посла Кастилии при дворе Тимура, который вёл каждодневные записи о своей жизни в Самарканде и отмечал все, что касается жизни Тимура, его семьи и приближенных, города с его населением, состояния ремесел и земледелия, широкого строительства, как в столице, так и в резиденции Тимура - Шахрисабзе.

Это уникальнейший документ той эпохи, написанный очевидцем. Вот что он пишет о дворце Тимура: «В конце города стоит замок, с внешней стороны как будто на плоском пространстве, но окруженный очень глубоким рвом, который образуется ручьем, и от этого рва замок делается неприступным. В нем царь хранил свою казну, и туда не входил никто, кроме алькальда (т.е. Тимура - автор) и его людей; в этом же замке царь держал около тысячи пленных мастеров, которые делали латы, шлемы, луки и стрелы и круглый год работали на него».

Важные сведения об архитектурном декоре и орнаменте, в частности, получены из средевековых трактатов Али Кушчи, Захириддина Бабура, Лбурайхана Бируни, Лбу-л-Фазла Байхаки, Де Клавихо Рюи Гонзалеса, Гияс-ад-Дина Кошони, Бузджони Абу-л-Вафа, Рашид-уд-Дина, Ал-Фороби, Табари, Ариянаме, Абди-бек Ширази, Кази Ахмеда, переводы Бабаджанова Б. и др. В частности, для автора диссертации были важны труды Джамшеда Гияс ад-Дина ал-Кошони1 (XV в.), сподвижника Улугбека и одного из руководителей его обсерватории в Самарканде «Ключ арифметики» и «Трактат об окружности», данные с комментариями Л.И. Ремпеля, А.П. Юшкевича и Б.А. Розенфельда.

В процессе исследования были изучены подлинные фрагменты архитектурного декора, хранящиеся в Национальном музее древностей Республики Таджикистан, Национальном музее имени К.Бехзода в городе Душанбе, Национальных музеях Тегерана, Мешхеда, Йезда, Шираза и других городов Ирана. Работа в основном базируется как на исторических сведениях, так и специальных историко-архитектурных и искусствоведческих источниках.3

Степень изученности проблемы. Первыми исследователями архитектурных пропорций Средней Азии были JT. И. Ремиель, III. Е. Ратия, JI. II. Воронин. Мавзолей Саманидов в Бухаре JI. И. Ремпель стал исследовать в 30-х годах XX в. В 1950 г. появился труд Ш. Е. Ратия, посвященный исследованию архитектуры мечети Биби-ханым в Самарканде.

'Джамшед Гияс ад-Дин Кошони. Ключ арифметики. Трактат об окружности. - М., 1956.

2Ремпель Л.И. Исскуство Среднего Востока. Избранные труды по истории и теории искуств. - М., 1978. Раздел: Архитектурный орнамент феодальных торгово-ремесленных городов. С. 122-187;

3Все использованные источники приведены в библиографии.

j ' '

В начале 50-х годов XX века М.Е. Массон и Г.А. Пугаченкова было задумано исследование архитектурных пропорций среднеазиатского зодчества. Выполнялось оно в СПРПМ Республиканского управления по делам архитектуры. Исследования соразмерностей мавзолеев Саманидов (конец IX в.), султана Санджара (XII в.), Текеша (XII в.), Гур-Эмира (XV в.), Ишрат-хана (вторая половина XV в.) и мечети Биби-ханым (Х1У-ХУ вв.) позволили установить ряд геометрических закономерностей в построении архитектурных форм, основанных на квадрате, круге, пятиугольнике и т.д. В результате на конкретных примерах анализа соразмерностей памятников было прослежено развитие систем архитектурного пропорционирования в 1Х-ХУ вв.

Достойный вклад в исследование и изучении данной темы внесли как отечественные так и зарубежные учёные, упомянуть о некоторых в данной работе было бы к месту. Особенно таджикские, русские и иранские исследователи такие как: Г.А.Пугаченкова и В.Л.Воронина,1 Абулхасани Хабиби,2 а также зарубежные искуствоведы Гробер Эрнест и Грабер Олег, Гулембек Лиза и Дунольд Вилбер, Укин Бернард,5 Вильсен Пендер,6 Ф.М. Шафиц7 и другие. Все эти учёные исследователи издали множество научных работ и статей касающихся разных периодов архитектурных памятников и исскуства в особенности периода правления династии Темуридов. Выделив, изучив и сопоставив общие особенности и особые различия исторических памятников Х1У-ХУ вв. на территории Мавераннахра, Хорасана и Ирана.

Особо нужно отметить, что иследователи данной области уделили особое внимание на изучение архитектурных памятников и орнамента Центральной и Средней Азии указав на их развитие и особенности в этой важной сфере

'Пугаченкова Г.А. Памятники архитектуры Средней Азии эпохи Навои // Труды САГУ. - Вып. 108. - Ташкент, 1958; Её же. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. - М., 1958; Воронина В.Л. Архитектурные памятники Средней Азии: Бухара, Самарканд. - Л., 1969, 37 е., ил. и др.

2Хабиби А. Искуство тимуридской эпохи и её отрасли. - Тегеран, 1355 г.х. (1976); Исламское искуство и архитектура в Иране и Центральной Азии в период Ильханидов и Тимуридов. - Тегеран, 1383 г.х. (2004) и др.

3Гар>ба Эрнест, Грабарь Олег. Архитектура исламского мира. -Тегеран, 1376 г.х. (1997).

4Гулсмбск Лиза, Дунольд Вилбер. Тимуридская архитектура Ирана и Турана. - Тегеран, 1374 г.х. (1995).

5Ьернард А. Архитектура Тимуридов в Хоросане. Тегеран, 1386 г.х. (2007).

6Вильсон Пендер. Архитектура Тимуридского периода. История Ирана - Тегеран, 1387 г.х. (2008). - С.150-323.

7Шафиц Ф.М. Арабо-мусульманская архитектура, её прошлое, настоящее и будущее. - Эр-рияд, 1982 (на араб.яз.).

человеческой деятельности. Ряд научных работ исследователей архитектурного искуства Б.II. Денике,1 А.Н. Прибыткова,2 Х.А. Юлдошева,3 А.И. Ремпель,4 В.Л. Воронина5 и других имеют особую научную и практическую ценность. Эти учёные исследователи уделяли много внимание изучению становления и развития архитектурного орнамента периода средних веков и нового времени в I {ентральной Азии, особенно, в Республике Таджикистан, Узбекистан и т.д.

Надо отметить, что важнейшие проблемы и задачи архитектурного искусства Центральной Азии, в том числе Республики Таджикистан, нашли своё отражение и были обобщены в научных трудах, монографиях и исследовательских статьях известных учёных в этой области, таких как В. Веселовский, Р. Мукимов, М. Мамадназаров, С. Мамаджанова, Ф. Мирзоева6 и др. В дальнейшим эти важные научные труды посвященные проблемным, спорным и важным задачам сферы архитектурного искуства с большой пользой для себя могут использовать молодые специалисты.

Автор диссертации изучал обширные сведения из капитальных трудов, изданных как в бывшем советском государстве, в том числе Таджикистане, а также в зарубежных изданиях, Исламской Республике Иран и Исламской Республики Афганистан.

'Денике Б.II. Архитектурный орнамент Средней Азии. - М. - Л., 1939. - 135 с.

711рибыткова А.М. Архитеюурный орнамент 1Х-Хвв. в Средней Азии // Архшектурное наследство. - Вып. 21. М„ 1973.-С. 121-134.

'Юлдошсв Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана. Полихромный живописный орнамент. Альбом. - М., 1956.

4Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения. - Ташкент, 1961.

'Воронина В.Л. Архитектурный орнамент древнего Пенджикента // Скульптура и живопись древнего Пенджикента. - М., Л., 1959; Е6 же. Архитектурный орнамент Средней Азии (вопросы классификации). - АН, 1980. - Вып. 28. - С. 183-193, ил.; Её же. Архитектурный орнамент Средней Азии (рисунок и материал). - // АН, 1990.-Вып. 37.-С. 199-208, ил. и др.

6Песелоиский В.Г., Мукимов P.C., Мамадназаров M.X., Мамаджанова С.М. Архитектура Советского Таджикистана. - M., 1978. 318 е., ил.; Мукимов P.C. Архитектурно-художественное наследие Центральной Азии / Изб. фуды. - Душанбе, 2006; Мукимова С. Архитектура гражданских зданий Центральной Азии (традиции и взаимосвязи). - Душанбе, 2007. - 320 е., ил.; Мирзоева Ф.З. Декор в архитектуре Таджикистана. - Душанбе, 2007; Мамаджанова С.М. Архитектура и градостроительство Среднего Востока: традиции и современность. / Изб. труды. -Душанбе, 2008 и др.

7Веймарн Б.В., Каптерева Т.П. Искуство Ирана. // Всеобщая история искуств. - Том 1, кн. 2. - М., - 1961; Воронина В.Л. Синтез искуств в зодчестве Средней Азии // АН - 1964. - Вып. 17. - С. 215-222, ил.; Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XVbb. - М.. - 1988; Белинская H.A. Декоративное искуство сегодня. Пути развития орнамента // По законам красоты. - Душанбе, 1979 и др.

J

В ходе исследования специалистов выявлены много новшеств и достижений в области архитектуры, которые могут быть изучены и служить в качестве образца для дальнейшего использования. Так, для молодых учёных данной отрасли были важны данные М.С.Булатова о трактатах средневековых ученых, которые позволяли ремесленникам создавать гармоничные орнаментальные рисунки или отдельные архитектурные произведения по законам гармонии и композиции1. Л также, диссертант изучил труды Б.Гафурова2, П.Негматова3, Л.Додхудоевой4, отдельные обобщающие труды В.В.Бартольда5, зарубежные издания и отдельные иллюстрированные альбомы6. Например, в книге П.Негматова автора диссертации заинтересовала концепция центральноазиатской цивилизации XV в., отразившаяся и на монументальной архитектуре и искусстве. Как подчеркивает Н.Негматов в своей книге, «...Именно в зодчестве и декоративно-прикладном искусстве особенно велико было участие, прежде всего иранских и индийских людских и материальных ресурсов, опыта строительства и вложенного вклада в возведении множества конкретных сооружений... Центрально азиатская цивилизация XV в. была многообразной и разноэтнической ценностью. Нельзя называть ее только персо-таджикской, только тюркской или узбекской или только иных наций. Вообще, сама династия Тимуридов не является принадлежностью одного из современных народов Центральной Азии. Тимуриды но происхождению - чингизиды-монголы, в себя вобрали много иранского духа, культуры и традиций, у них языком государственного делопроизводства был фарси-таджикский, диалектом домащнего быта был монголо-чагатайский. Существует мысль о том, что монгольская Золотая Орда и Тимуридские

'Булатов М.С. Геомефическая гармонизация в архитектуре Средней Азии 1Х-ХУвв. - М., 1988. - С.75-81.

?Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М., 1972.

3Негматов Н.Н. Таджикский феномен: теория и история. - Душанбе, 1997.-406 с.

"Додхудоева Л.Н. Тимуриды: тенденции политического, социального и экономического развития. - Душанбе, 2003. -360 с.

ьБарюльд В.В. История культурной жизни Туркестана. - Л., - 1927; Бартольд В.В. Улугбек и его время // Бартольд В.В. - Соч. - Том 2. - М., 1964. - С. 25-198; и др.

6Анедова Н.А. Паргори. - Ташкент, 1958; Архитектурно-декоративное искусство Таджикистана. Альбом. - Вып. 1: вступ. ст. Н.Белинской, рис. Н. Юнусовой. - Душанбе, 1963; Архитектурно-декоративное искусство Узбекистана. -Ташкент, 1960; и др.

1 )

нашествия внесли в Восточную Европу вместе со своим «культом меча» ещё просветительский дух центрально азиатского иранизма (Ш.М.Шукуров)...»1.

В настоящее время в опубликованных исследованиях по истории развития орнамента прослежены отдельные этапы развития древнего, средневекового и современного традиционного декоративно-прикладного искусства, разработаны методы исследования архитектурного орнамента. 'Гак, исследователи Л.Г. Голумбек и Д.Вильбер выполнили исследование по тимуридской архитектуре Ирана и 'Гурана. IIa эту тему они написали ценную работу, которая использовалась автором данного исследования2.

Кроме того, в настоящей работе использованы «История Ирана при Тимуридах», разработанная учеными-исследователями Кембриджского университета Великобритании, «История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в.», выполненная П.В.Пигулевской и Л.Ю.Якубовским, «Исламское искусство и архитектура» Джонатана Блюма и Шила Белера, «Архитектура Ирана» Артура Пупа, «Исламская архитектура» Роберта Хилла, «Тимуридская архитектура Самарканда» Марка Диккенса, «Исламское искусство и архитектура» Маркоса Гастина и Петра Дагиса, «Архитектурные орнаменты Ирана» Мехди Маккинежод, «Архитектурные стили Ирана» Мухаммадкарима Пирния, а также проведенные исследователями полевые научно-исследовательские работы.Отмечая их большой вклад в изучении архитектурного орнамента, следует отметить иную плоскость рассмотрения орнамента Ближнего и Среднего Востока, а именно в плане углубленного изучения местных особенностей орнаментального искусства.

Среди исследователей, затрагивающих в своих трудах те или иные стороны формирования архитектурного декора и, в частности, орнамента, в первую очередь, следует назвать работы советских ученых, как Бакланов П.Б., Ремпель Л.И., Г.А.Пугаченкова, Деннике Б.П., Булатов М.С., Прибыгкова A.M., Воронина

'см. Негматов H.H. Таджикский феномен... - С. 233-234.

2Гулембек Лиза, Дунольд Вилбер. Тимуридская архитектура Ирана и Турана. - Тегеран, 1374 г.х. (1995) (на фарси яз.).

В.Л., Рузиев М.А., Белинская II.А. и др. В книге Н.А.Белинской для нас было важно проанализированные ей общие принципы семантики узора, развитие смыслового содержания орнамента. Например, любопытным является её анализ одного из самых архаичных и вместе с тем устойчивых форм народной орнаментики, сохранившихся до наших дней, является мотив правильного круга астрального происхождения, означавшего солнце. В орнаментике Х1У-ХУ вв. распространенным было деление круга на восемь частей, что также имеет солярный мотив, часто являющийся центром композиции в геометрическом нолихромном орнаменте1.

Большой интерес представляет полихромный альбом архитектурных орнаментов Х.А. Юлдашева. В предисловии к красочному альбому автор в середине 1950-х годов пишет о том, что предки таджикского народа — согдийцы, бактрийцы — издревле населяли долины многих рек Средней Азии. Основным их занятием с древнейших времен были земледелие и скотоводство. Земли, на которых жили предки таджикского народа, лежали на основных путях великого движения народов между Индией и Европой. По этим землям в течение многих веков с севера на юг двигались многочисленные родственные друг другу племена, именовавшиеся в древнеиндийской литературе ариями. Так называемую индоевропейскую общность языков, в число которых входят иранские языки и таджикский язык, наука считает результатом этого движения народов. Позднее по землям, населенным предками таджиков, были проложены торговые пути между Европой и Индией; проходил здесь и знаменитый Шелковый путь из Европы в страну китайского народа. Далее автор делает важный вывод о том, что «...развитие земледелия привело к появлению геометрических форм. Эти формы, известные древним земледельцам, постепенно входили в орнаментальные украшения. Таким образом, появление геометрического и растительного орнаментов связано с земледелием древнейших времен...»2.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рахимзаде, Голамхосейн, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Первоисточники (в переводах и комментариях)

1. Али Кушчи. Астрономический трактат. - Самарканд, 1970. - 95 с.

2. Аль-Фараби. Ихсо ал-улум. - Тегеран, 1348 г.х. (1969) (на фарси яз.).

3. Ариянаме (география, история и культура арийских народов в публикациях). -В двух тома. - Том 1. - Душанбе, 2006.

4. Бабаджанов Б. Архитектурные памятники в средневековых письменных источниках // Архитектура и строительство Узбекистана. - № 7. - Ташкент, 1991. -С. 13-14.

5. Бабаджанов Б. Архитектурные памятники в средневековых письменных источниках // Маскан. - № 2. - Ташкент, 1992. - С. 36-39.

6. Бабур З.М. Бабур-Намэ. Записки Бабура. - Ташкент, 1993. - 463 с.

7. Бируни Абурейхан. Памятники минувших поколений. - Том 1. - Ташкент, 1957. -516с.

8. Бретаницкий Л., Розеифельд В. Архитектурная глава «Ключ арифметики» Гиас-ад-Дина Каши// Искусство Азербайджана. - Выи. 5. - Баку, 1956.

9. Бузджани Абу-л-Вафа. Книга о том, что необходимо ремесленнику из геометрических построений // Физико-математические науки в странах Востока. -М., 1966.

10. Геродот. История. Книга первая // Ариянаме (География, история и культура арийских народов в публикациях). В двух тома. - Том 1. - Душанбе, 2006.

11. Давлатшах Самарканди, Амир Беналауддавла. Тазкиратушшуара. - Тегеран, 1382 г.х. (2003)

12. Де-Клавихо Рюи Гонзалес. Дневник путешествий ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг.-СПб, 1981.- 166 с.

13. Ибн Арабшах. «Аджайиб ал-макдур фи тарих-и Таймур» (Чудеса судьбы истории Темура). Ташкент, 2007.

14. Ибп-Арабшах. Адоиб ал-Макдур фи ахбари Тимур, - Каир, 1888 (на араб. яз.).

15. Кази Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках: 1596-97/1005. - М.-Л., 1947.-36 с.

16. Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403 - 1406).- М., 1990. - 216 с.

17. Клавихо, Рюи Гонзалес. Путевые заметки Гонзалеса. - Тегеран, 1366 г.х. (1987)

18. Мирхонд Мухаммад Бен Бурхануддин Хавандшах. Раватуссафа. /Ред. Джамшед Кианфар. - Том 12. - Тегеран, 1380 г.х. (2001).

19. Навои Амир Низамуддин Али Шер. Маджоли суннафоис. /Ред. Али Асгар Хекмат. - Тегеран, 1363 г.х. (1984).

20. Низамуддин Шами. История завоеваний Амира Тимура Гургана. - Бейрут,

21. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. - Том 3. - М.-Л., 1945.

22. Самарканди Абдурраззак Камалутдин. Матлаъ Саъдайн ва маджмаъ бахрайн. - Том 2. - Тегеран, 1383 г.х. (2004).

23. Хондамир Гиясутдин Бин Хаммам аль-Дин. Дастурулвузара. - Тегеран, 1385 г.х. (2006).

24. Хондамир Гиясутдин Бин Хаммам аль-Дин. Хабибуссар фи ахбари фарфдилбашар. - Том 4. - Тегеран, 1380 г.х. (2001).

25. Шерефеддин Али Йезди. Зафарнаме. - Тегеран, 1957/58. - Том II.

II. Литература на персидском изыке (в переводах)

26. Авкин Бернард. Архитектура Тимуридов в Хорасане. - Мешхед, 1386 г.х. (2007).

27. Адль Камрон. «Онон, ке бе назар хакро кимиё кунанд». - Тегеран, 1371 с.х. (1992).

28. Араб Гуламхосейн. Исфахан. - Тегеран, 1374 с.х. (1995).

29. Араб Гуламхосейн. «Калисаи Ирон» (Церквьи Ирана). - Тегеран, 1377 г.х. (1998).

30. Архитектурные понятия и терминологии в мемуарах Садриддина Айни // Гулистан, 1388 г.х. (2009): - 5-ый год. - № 2, - С.

31. Ассоциация изобразительных искусств Ирана. «Пеггаши моассер-е Иран» (Современное изобразительное искусство Ирана). - Тегеран, 1374 с.х. (1995).

32. Ассоциация изобразительных искусств Ирана. «Негареха». - Тегеран, 1374 с.х. (1995).

33. Лекари Рухолла, Шодфар Мухаммадризо. Рохнамои барномарезии сафар дар устони Мозандарон (Путеводитель планирования экскурсий в провинции Мазандаран). - Тегеран, 1380 с.х. (2000).

34. Ахлоки Акбар. Исфахон. - Тегеран, 1376 с.х. (1997).

35. Атаи Фар У мед. Великий Иран. - Тегеран, 1384 г.х.

36. Ахмад ибн Мухаммад Джалаледдин. Красноречивые резюме. Мухаммад Фаррух коррекции. - Мешхед, 1339 г.х. (1960).

37. Ахмадиён Шолчи, Насриндини Ошино. - Мешхед, 1378 г.х. (1999).

38. Бава Эль. Цивилизация Тимуридов. // Университет литературы Тебриза. - 1-ое изд., 16-й номер. - Тебриз, 1343 г.х. (1964).

39. Бовандиён Алиреза. Исламская архитектура. Убежище смысла. - Тегеран, 1383 г.х. (2004).

40. Балхори Хасан. Проявление лотоса в религии и искусства Ирана и Индии. Книга месяца искусства. - № 83, 84. - Тегеран, 1384 г.х.

41. Бахтияр Афшин. Иран. - Тегеран, 1379 г.х. (2000).

42. Бахтуртош, Пасруллах. Символический знак. - Тегеран, 1371 г.х. (1992).

43. Беленицкий А. Хорасаи и Мавераннахр (Средняя Азия). - Тегеран, 1364 г.х. (1985).

44. Блэр Шила и Блум Джонатан. Исламская архитектура в Иране и Средней Азии. - Тегеран. - Тегеран, 1382 г.х. (2003).

45. Буркхорт Титус. Вечные ценности исламского искусства. - Тегеран. - 2-ой г. -№5.

46. Буркхорт Титус. Принципы духовного искусства. - Тегеран, 1385г.х. (2006).

47. Буркхорт Титус. Священное искусство, принципы и методы. - Тегеран, 1369 г.х. (1990).

48. Вилсен Пендр. Архитектура тимуридского периода. История Ирана. - Тегеран, 1387 г.х. (2008) - С. 150-323 (на фарси яз.).

49. Гулембек Лиза, Дунольд Вилбер. Тимуридская архитектура Ирана и Турана. -Тегеран, 1374 г.х. (1995)

50. Гардези Муртазо. История иранской живописи. - Тегеран, 1384 г.х. (2005).

51. Груба Эрнест, Грабарь Олег. Архитектура исламского мира. - Тегеран, 1376 г.х. (1997).

52. Грабарь Олег. Формирование исламского искусства. - Тегеран, 1379 г.х. (2000).

53. Груба Эрнест, Джеймз Дик и коллеги. Архитектура исламского мира. -Тегеран, 1388 г.х. (2009).

54. Додвар Мансури. Введение в индийские и иранские мифы и символы в древнем Иране. - Тегеран, 1385 г.х. (2006).

55. Джафари Табризи, Мухаммад Таки. Красота и искусство с точки зрения ислама - Тегеран, 1375 г.х. (1996).

56. Дури Карл Дж. Исламское искусство, архитектура, плитка, обработка металла и т.д. - Тегеран, 1386 г.х. (2007).

57. Дэвид Толбут Райе. Исламское искусство. - Тегеран, 1386 г.х. (2007).

58. Жгаль Поль Манзу. Искусство в Центральной Азии. - Тегеран, 1382г.х. (2003).

59. Зумуршиди Хусейн. Иранская архитектура (Традиционное материаловедение). - Тегеран, 1378 г.х. (1999).

60. Искандарпур Хуррами Парвиз. Ислимы и знаки. - Тегеран, 1383 г.х. (2004).

61. Исламское искусство и архитектура в Иране и Центральной Азии в период Ильханидов и Тимуридов. - Тегеран, 1383 г.х. (2004).

62. Исмоил Оли Пеъма. Искусство Ближнего Востока в исламский период. -Мешхед, 1382 г.х. (2003).

63. История Узбекской ССР с древнейших времен до середины XIX века. - Т. I. -Ташкент, 1967. - 772 с.

64. Кшшчхони Хамидризо. Трактат по каллиграфии и связанных искусств. -Тегеран, 1373 г.х. (1994).

65. Карбуни Истефон и Тумока Мосуя. Иранские плитки. - Тегеран, 1381 г.х. (2002).

66. Касрави Ахмад. Краткая история льва и солнца. - Тегеран, 1309 г.х. (1930).

67. Киёни Мухаммад Юсуф. Исламские архитектурные орнаменты. /Ред. Хушанг Ансори. - Тегеран, 1376 г.х. (1997).

68. Купле Эрнест. Исламское искусство. - Тегеран, 1387 г.х. (2008).

69. Кунл Эрнест. Исламское искусство. - Тегеран, 1376 г.х. (1997).

70. Маккинажод Махди. Декорация иранской архитектуры. - Тегеран, 1387 г.х. (2008).

71. Марзбоп Парвиз, Махруя Хабиби. Иллюстрированная культура изобразительного искусства. - Тегеран, 1371 г.х. (1992).

72. Мехдизаде Мехди. Словарь традиционных архитектурных терминов. -Мешхед, 1384 г.х. (2005).

73. Маздакиян Вахид. Узор и цвет в мечети Гавхаршада. - Мешхед, 1387 г.х. (2008).

74. Павой Абдулхуссейн. Риджал китаб Хабиб асири. - Тегеран, 1379 г.х. (2000).

75. Паджиб Оли Гулру. Геометрия и декорация в исламском искусстве. - 1-ое изд. -Тегеран, 1379 г.х. (2000).

76. Пасри Ашрафи Джахангир. История иранского искусства. - Том II. - Тегеран, 1388 г.х. (2009).

77. Пеъматулла Исмоилии Аълам. Искусство Ближнего Востока в исламский период. - Мешхед, 1382 г.х. (2003).

78. Покбоз Руиин. Энциклопедия искусства. - Тегеран, 1378 г.х. (1999)

78. Пройс Кристиан. История исламского искусства. -Тегеран, 1389 г.х. (2010).

79. 11ирниё Мухаммадкарим. Иранские практики архитектуры. /Ред. Гуломхосейп Меъмориён. - Тегеран, 1369 г.х. (1990).

80. Пирниё Мухаммадкарим. Стилистика иранской архитектуры. /Ред. Гуломхуссейн Меъмориён. - Тегеран, 1370 г.х. (1991).

81. Понтио и Сихар Мухтариён. Массивы иранской архитектуры. - Тегеран, 1376 г.х. (1997).

82. Пуп Артур. Иранская архитектура: Форменная и цветовая насыщенность. -Тегеран, 1381 г.х. (2002).

83. Пуп Артур. Иранская архитектура. - Тегеран, 1370 г.х. (1991).

84. Пуп Артур. Шедевры иранского искусства. - Тегеран, 1380 г.х. (2001).

85. Пурманд Хасанали и Хазойи Мухаммад. Проявление традиции в нынешней архитектуры // Исследования по исламскому искусству. - 1-ый год, № 2. -Тегеран, 1384 г.х. (2005).

86. Рифои Анвар. История искусства в исламских странах. - Мешхед, 1377 г.х. (1998).

87. Рихави А. Архитектура исламской эпохи. - Джидда, 1990. (на араб. яз.).

88. Риязи Мухаммадреза. Иллюстрированный словарь терминов иранского искусства. - Тегеран, 1375 г.х. (1996).

89. Сабо Исфандиёр. Мифологии и узоры в Древнем Иране. - Тегеран. - С. 228248 (на фарси яз.).

90. Халими Мухаммад Хуссейн. Принципы и основы визуальных искусств. - Том 1. - Тегеран, 1372 г.х. (1993). (на фарси яз.).

91. Сайедмуради Ахмад. Культура и искусство Ирана в Самарканде и Бухаре. -Тегеран, 1390 г.х. (2011). (на фарси яз.).

92. Софи Сейид Мухаммад. «Сафоли муосири Ирон» (Современная керамика Ирана). - Тегеран, 1376 с.х. (1997).

93. Судовар Абулала. Искусство в Иране. - Тегеран, 1380 г.х. (2001).

94. Вилбер Дунальд. Исламская архитектура Ирана в период Ильханидов. -Тегеран, 1317 г.х. (1938).

95. Фрей Р.В. Искусство Ирана. - Тегеран, 1374 г.х. (1995).

96. Фаркдон Отифи. Геометрические конструкции. - Тегеран, 1389 г.х. (2010).

97. Хабиб Абдулхай. Искусство тимуридской эпохи и его отрасли. - Тегеран, 1355 г.х. (1976).

98. Хазойи Мухаммад. Тысяч узоров. - Тегеран, 1380 г.х. (2001).

99. Хасури Али. Принципы традиционного дизайна в Иране. - Тегеран, 1381 г.х. (2002).

100. Хафизабру Пуриддин Лугфулла. Зубда-ту-таварих. - Том 4. - Тегеран, 1380 г.х. (2001).

101. Хилл Бранд Роберт. Исламская архитектура. -Тегеран, 1380 г.х. (2001).

102. Хилл Дерк, Грабарь Олег. Исламская архитектура и декорация. - Тегеран, 1375 г.х. (1996).

103. Холл Джеймс. Культура символических изображений на Востоке и Западе. -Тегеран, 1382 г.х. (2003).

104. Худжат Мехди. Исламское мировоззрение и искусство // Искусство. - № 1.

105. Шамс Содик. Словарь традиционной иранской архитектуры. Тегеран, 1388 г.х. (2009).

106. Шафиц Ф.М. Арабо-мусульманская архитектура, её прошлое, настоящее и будущее. - Эр-Рияд. - 1982 (на араб. яз.).

107. Шахдоди Джахонгир. Эстетика искусства цветов и птиц. - Тегеран, 1384 г.х. (2005).

108. Юрг Курт Грубер. Эстетика в архитектуре. - Тегеран, 1389 г.х. (2010). III. Монографии, альбомы и статьи (на русском языке)

109. Аль-Хабиб М. Арабская вязь на стенах. Единство каллиграфии в архитектуре // Курьер ЮНЕСКО. - № 1. - М., 1973.

110. Ариана и Арйанведжа. Тематическая коллективная монография. /Пегматов II.II., Мукимов P.C., Хакимов П.Г., Воднев В.В., Мандельштам A.M. - Худжанд, 2006. - 720 е., ил.

111. Архитектурная бионика. /Под редак. Ю.С.Лебедева. -М., 1990.

112. Архитектурно-декоративное искусство Таджикистана. Альбом. - Вып. 1: встуи. ст. Н.Белинской, рис. I I. Юнусовой. - Душанбе, 1963.

113. Архитектурно-декоративное искусство Узбекистана. - Ташкент, 1960.

114. Ахроров И., Ремнель Л., Резной штук Афрасиаба. - Ташкент, 1971.

115. Бакланов П.Б. Гирех // CA. - М„ 1947.

116. Бартольд B.B. История культурной жизни Туркестана. - JI., 1927.

117. Бартольд В.В. Улугбек и его время // Бартольд В.В. - Соч. - Том 2. - М., 1964.- С. 25-198.

118. Бачинский II.M. Резное дерево в архитектуре Средней Азии. - М., 1947.

119. Белинская II.A. Мастера архитектурного орнамента // Искусство таджикского народа. - Вып. 3. - Душанбе: АН Тадж. ССР, 1965.

120. Белинская H.A. К вопросу о сюжетности в таджикском прикладном искусстве // Искусство таджикского народа. - Выи. 2. - Сталинабад, 1960.

121. Белинская H.A. Хроника искусствоведческих экспедиций // Искусство таджикского народа. - Выи. 3. - Душанбе: АН Тадж. ССР, 1965.

122. Белинская H.A. Резной ганч Таджикистана // Искусство таджикского народа. - Вып.4. - Душанбе, 1978.

123. Белинская H.A. Эпиграфический орнамент Таджикистана // Памяти Семенова. - Душанбе, 1979.

124. Белинская H.A. Декоративное искусство сегодня. Пути развития орнамента // По законам красоты. - Душанбе, 1979.

125. Булатов М.С. Искусные геометрические приемы в зодчестве Самарканда конца XIV-начала XV вв. // Искусство зодчих Узбекистана. - Вып. 4. - Ташкент, 1959.

126. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв. - М., 1988.

127. Веймарн Б.В. Мечеть Кок-Гумбез в Ура-Тюбе // Новые исслед. по истории архитскт. народов СССР. - № 8. - М.: АА СССР, 1947.

128. Веймарн Б.В. Архитектурно-декоративное искусство Узбекистана. - М., 1948.

129. Веймарн Б.В., Кантерева Т.П. Искусство Ирана // Всеобщая история искусств. - Том 1,кн.2.-М., 1961.

130. Вейрман Д.В., Каптерева К.П. Искусство Ирана //Всеобщая история искусств. - Том 2, кн. 2. - М., 1961. - С. 75-104.

131. Веселовский В.Г., Мукимов P.C., Мамадназаров М.Х., Мамаджанова С.М. Архитектура Советского Таджикистана. - М., 1987. -318 е., ил.

132. Всемираиая Историческая Архитектура в 12-ти томах. - Том 1. - М., 1969.

133. Воронина В.Л. Резное дерево Заравшанской долины // Тр. СТАЭ. - Том 1. -МИЛ СССР, № 15. - М.-Л.: АН СССР, 1950. - С. 210-220, ил.

134. Воронина В Л. Древняя строительная техника Средней Азии // АН. - Вып. 3. -М., 1953.

135. Воронина В.Л. Колонны соборной мечети в Хиве. // АН. - Вып. 11. - М., 1958.

139. Воронина В.Л. Архитектурный орнамент древнего Пенджикента // Скульптура и живопись древнего Пенджикента. - М.-Л., 1959.

140. Воронина В.Л. Синтез искусств в зодчестве Средней Азии // АН. - 1964. -Вып. 17.-С. 215-222, ил.

141. Воронина В.Л. Резное дерево Чоркух // АН. - 1967. - Выи. 16. - С. 175-182. ил.

142. Воронина В.Л. Резьба по дереву в долине Исфары // АН. - 1968. - Вып. 17. -С. 215-226. ил.

143. Воронина В. Л. Архитектурные памятники Средней Азии. Бухара, Самарканд. - Л., 1969. - 37с., ил.

144. Воронина В.Л. Колонны Соборной мечети в Хиве // АН. - М. - 1969. - № 11.

145. Воронина В.Л. Конструкции и художественный образ в архитектуре Востока. -М., 1977.

146. Воронина В. Л. Архитектурный орнамент Средней Азии (вопросы классификации) //АН. - 1980. - Вып. 28. - С. 183-193, ил.

147. Воронина В.Л. Архитектурный орнамент Средней Азии (рисунок и материал) // АН. - 1990. - Вып. 37. - С. 199-208, ил.

148. Воронина В Л., Крюков К.С. Мавзолей Бошаро // Древность и средневековье народов Средней Азии (история и культура). - М., 1978.

149. Гаганов Г.И. Геометрический орнамент Средней Азии // АН. - М.- 1959. - № И.-С. 184-191.

150. Ганиев Дж. С. Синтез искусств в архитектуре Таджикистана (проблемы развития, взаимодействия и преемственности). - Автореф. дисс... кандидата архитектуры. - М., 2003.

151. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М., 1972.

152. Голан А. Миф и символ. - М., 1993.

153. Гулямова Э. Резной штук Хульбука //MKT. - Душанбе, 1978. - Вып. 3. - С. 186-200.

154. Гулямова Э. Изображение львов в декоре и архитектуре Хутталя // MKT. -Душанбе, 1987. - Вып. 4. - С. 132-134.

155. Денике Б.П. Искусство Средней Азии. - М., 1927.

156. Денике Б.П. Прикладное искусство Средней Азии. - M.-JI., 1931.

157. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. - M.-JI., 1939.

158. Додхудоева JI.II. Тимуриды: тенденции политического, социального и экономического развития. - Душанбе, 2003. - 360 с.

159. Дубова Н. Гонурские мозаики с элементами живописи // Материалы Междун. научной конфер 7-8 апреля 2011 года. - Ашхабад, 2011. - С. 42-45.

160. Живопись и скульптура Таджикистана. Древность и средние века. - JI., 1984. - 56 е., ил.

161. Зарифи Хамрохон. Золотая сокровищница таджиков. /Изд. 4-е. - Душанбе, 2011.

162. Засыпкин Б.Н. Своды в архитектуре Узбекистана // АН. - Вып. 13. - М., 1961.

163. Захидов II. Ферганская роспись.- Ташкент, 1960.

164. Исаков А. Саразм. - Душанбе, 1991. - 244 е., ил.

165. Исаков А. Саразм - заря цивилизации // Мероси ниёгон. - 1992. - Вып. 1. -С.21-24, ил.

166. Исаков А. Саразм - 5500. Альбом. - Душанбе, 2006. - 96 е., ил.

167. Искусство Средней Азии эпохи Авиценны. Альбом. - Душанбе, 1980. - 200 е., ил.

168. История таджикского народа. - Том I: Древнейшая и древняя история. -Душанбе: АИРТ, 1998.-751 с.

169. История таджикского народа. - Том II: Эпоха формирования таджикского народа. - Душанбе: Al l РТ, 1999. - 790 с.

170. Каримов М., Мукимова С., Мукимов Р. Строительные материалы I Митральной Азии: традиции и современность. - Душанбе, 2008.

171. Карцев В.II. Зодчество Афганистана. - М., 1986. - 244 е., ил.

172. Крюков К.С. Построение арок в архитектуре Средней Азии IX-XVII вв. // Сборник науч. тр. НИИ по строительству в Ташкенте. - Ташкент, 1962.

173. Мамаджанова С.М. Архитектура и градостроительство Среднего Востока: традиции и совренмеииость. Избр. труды. - Душанбе, 2008.

174. Мамаджанова С., Мукимов Р., Ганиев Д. Синтез искусств и архитектуры Таджикистана. - Душанбе, 2006. - 162 е., ил.

175. Массон М.Е., Пугаченкова Г.А., Засыпкин Б.II., Кудрина С.А. Мавзолей Ишратхона. - Ташкент: АН Узб. ССР, 1958.

176. Мирбабаев А.К., Бустанова П.Б. Ещё раз о семантике арийской символики // Центрально-Азиатские гуманитарные исследования. /Сборник статей. - 2008. -Худжанд: Центр гуманитарных исследований ЮНЕСКО, № 7. - С. 117-131.

177. Мирзоева Ф.З. Декор в архитектуре Таджикистана. - Душанбе, 2007. - 211 с.

178. Мукимов P.C. История и теория таджикского зодчества. - Душанбе: ТТУ, 2002.

179. Мукимов P.C. Архитектурно-художественное наследие Центральной Азии. Избр. труды. - Душанбе, 2006.

180. Мукимов P.C. История и теория таджикского градостроительства. -Душанбе, 2009.

181. Мукимов P.C. Искусство зодчих Верхнего Зеравшана. - Душанбе, 2010.

182. Мукимов P.C., Мамаджанова С.М. Зодчество Таджикистана. Учебник. -Душанбе, 1990. - 170 е., ил.

183. Мукимова С. Архитектура гражданских зданий Центральной Азии (традиции и взаимосвязи). - Душанбе, 2007. - 320 е., ил.

184. Мухтаров М.Л. Резьба по дереву в долине Зеравшапа. - М, 1966. - 72 с.

185. Мухтаров В. Эпиграфические памятники Кухистана. - Душанбе, 1979.

186. Народное декоративное искусство Советского Узбекистана. - М., 1955. - 158 с.

189. Народное прикладное искусство таджиков. - Альбом. - Душанбе, 1987. - 48 е., ил.

190. Иегматов H.H. Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан. - Гиссар, 1992. - 38 с.

191. Иегматов H.H. О теории таджикского народного государства // Бизнес и политика, май - № 16,17,18,19, май 1994 г.

192. Негматов II. Прародина Ариев. - Душанбе: АН РТ, 2005.

193. Иегматов H.H., Мамаджанова С.М. Согдийские традиции в градостроительстве и культуре Семиречья // Тез. докл. Всесоюзной науч. конференции «Культура и искусство Киргизии». - JI., 1977. - С. 76-77.

194. Поткин И.И. Бухарская резьба по ганчу. - Ташкент, 1961. - 95 с.

195. Памятники архитектуры Туркменистана - JL, 1974. - 344 с.

196. Писарчик А.К. О народном прикладном искусстве Таджикистана // Искусство таджикского народа. - Вып.2. /Сб. статей. (Тр. АН Тадж. ССР, т. 29). -Сталинабад, 1960.

197. Полупанов С.И. Архитектурные памятники Самарканда. - М.: АА СССР, 1948.-94 с.

198. Прибыгкова A.M. Развитие орнамента в архитектуре Средней Азии // АН. -1978.-Вып. 26.-135-145, ил.

199. Прица И.М. Ташкентская роспись. - Ташкент, 1958.

200. Пугаченкова Г.А. Памятники архитектуры Средней Азии эпохи Павой // Труды САГУ. - Выи. 108. - Ташкент: АН Узб. ССР, 1958.

201. Пугаченкова Г.А. Своды в архитектуре Южного Туркменистана // Труды ЮТАКЭ. - Том VIII. - Ашхабад, 1958.

202. Пугаченкова Г.А.Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. - М.: АН СССР, 1958.

203. Пугаченкова Г. Самарканд Бухара. - М., - 1968. - 203 с.

204. Пугаченкова Г.А. Искусство Афганистана. - М., 1962.

205. Пугаченкова Г.Л. Мастера средневековой архитектуры Х1-ХУН вв. // Искусство зодчих Узбекистана. - Вып. 3. - Ташкент, 1965.

206. Пугаченкова Г.Л. Зодчество Центральной Азии. XV век. - Ташкент, 1976. -116 с.

207. Пугаченкова Г.А. Термез. Шахрисябз. Хива. - М., 1976. - 207 с.

208. Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. - М., 1982.-195 е., ил.

209. Пугаченкова Г.А. Шедевры Средней Азии. Альбом. - Ташкент, 1986. - 224 е., ил.

210. Пугаченкова Г.Л. Средняя Азия. Справочник-путеводитель. - М., 1983. - 427 с.

211. Пугаченкова Г.Л., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. - М., 1982. -288 с.

212. Пясковский В.Н. Деревянная пластика в народной архитектуре Северного Таджикистана. - Л., 1955. - 120 с.

213. Рахматуллаева С.Д. Средневековое зодчество в миниатюрах Мавераннахра ХУ-ХУП вв. - Душанбе, 1997. - 158 е., ил.

214. Ремпель Л.И. Панджара. Архитектурные решетки и их построения. -Ташкент, 1957. - 144 с.

215. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения. - Ташкент, 1961.

216. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. - М., 1978. - 286 С., ил.

217. Ремпель Л.И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. - Ташкент, 1987. - 158 с.

218. Рузиев М. Резные двери Бухары. Альбом. - Душанбе, 1967. - 114 с.

219. Рузиев М.А. Резное дерево Чорку. - Душанбе, 1975. - 62 е., ил.

220. Рузиев М. Искусство таджикской резьбы по дереву. - Душанбе, 1976. - 514 с.

221. Рузиев М.А. Эволюция таджикского орнамента (1Х-ХХ вв.) - Автореф. Дисс.доктора искусствоведения. - М., 1988. - 46 с.

222. Рузиев М.Л. Декоративно-прикладное искусство таджиков. - Душанбе, 2003.

223. Сайд Хамаюн Шах Лкбари. Архитектура жилища Афганистана. - Душанбе, 2007.- 193 е., ил.

224. Ставиский Б.Я., Яцеико С.А. Искусство и культура древних иранцев. Учебное пособие. - М., 2002. - 441 с.

225. Таджикская ССР. Энциклопедический справочник. - Душанбе, 1984. - 503 е., ил.

226. Турганбаева JI. Очерки истории материальной культуры и дизайна. -Алматы, 2002. - 448 с.

227. Турекулов Т., Турекулова Н. Мавзолей Мухаммада Бошаро в Таджикистане // Гумбез. - № 2-3. - Алма-Ата, 2003. - С. 43-47. - 231 с.

228. Фахретдинова Д.А. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана. -Ташкент, 1972. - 161 с.

229. Угринович Д.М. Искусство и религия (теоретический очерк). - М., 1982. -478 с.

230. Фрай Р. Наследие Ирана. - М., 1972. - 468 е., ил.

231. Хмельницкий С.Г. Свиток из Бухары // Декоративное искусство СССР. - № 1. - 1959.

232. Хмельницкий С.Г. Мадраса Ходжа Машад // Но следам древних культур Таджикистана. - Душанбе, 1978. - С. 117-142, ил. - 318 с.

233. Хмельницкий С.Г. Мавзолей Мухаммада Бошаро // Известия АН Тадж. ССР. Серия: ВИФ. - № 2 (18). - 1990. - С. 28-35.

234. Хмельницкий С.Г., Мухтаров A.M. Средневековое зодчество Кабадиана // По следам древних культур Таджикистана. - Душанбе, 1978. - С. 55-87, ил.

235. Хмельницкий С.Г., Пегматов Н.Н. Михраб в с. Ашт // СЭ. - 1963. - М.- № 2. -С. 192-202, ил.

236. Художественные сокровища Дальверзиитепе. - Д., 1978

237. Циркунов В.Ю. Об эстетической природе зодчества. - М., 1970. - 216 с.

238. Шуази О. История архитектуры. - Том 1-2. - М.: Академия архитектуры СССР, 1935-1937.-576 с.

239. Шубников A.B., Коицик В.Л. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1972. - Гл. 4-7.-339 с.

240. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. /Коллектив авторов. - Ростов н/Д., 2008.-544 с.

241. Юлдашев Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана. Полихромный живописный орнамент: Альбом. - М., 1957. - 264 с.

IV. Литература на европейских языках

242. BlomJonathan. Blair Sheila. Islamic Art & Architecture 2009. Oxford university press.

243. Blunt wilfrid-the Golden Road to Samarkand. London: hamish haouilton. 1973.

244. Dikcns M. Timurid Architecture in Samarkand. - By London. - 1990.

245. Iloag Johnd. Islamic architecture, milan Electaarchitecture, 2004.

246. Ilookham Hilda. Tamburlaine the congueror. - London: Ilodder & stoughton, 1962.

247. O'kane Bernard. Persian Art & Architecture. 1995. American university in cairopnss.

248. Robert Hillebrand. Islamic architect coduaubia university press. 1994.

249. Pope A.U. Persian Architecture. - London, 1965.

250. Wilber D. The architecture of Islamic Iran. The II Khanid Period, Princeton, 1955.

251. Creswell K.A.C. A short of early muslim architecture. Pinquin Bodk, Suffolk, 1958.

252. Studies in Islamic art and architecture in hohauer of professor K.A.Creswel. -Cairo, American univ. in Cairo press, 1965.

253. Islamische Baukunst in Afganisch-Sistan: Mit einem geschichtlichen Uberiiek von Alexander dem Grossen bis zurr zeit der Safawiden-Dyra stie /voriManfred Klinkott/ -Berlin: Reimmcr, 1982.

254. Ddikens M. Timurid Architecture in Samarkand. - By London. - 1990.

255. Amiet P. Antiqutes de serpentine.- Iranica Antiqva. -Vol. XV, 1980.

256. Brcntjcs B. Die Sohne Ismaels. Geschichte und Kultur der Araber.- Leipzig, 1977.

257. Claude Humbert. Ornamental design. Friburd: Office du Livre, 1970.

258. Debes D. Das Ornament. Wesen und Geschichte.- Leipzig, 1956.

259. Ilenze W. Ornament, Dekor und Zeichen.- Dresden, 1958.

260. Ilimmelmann-Wildschutz N. Uber einige gegenstandliche Bedeutungs-moglichkeiten des Fruhgriechischen Ornament.- Mainz, 1968.

261. Iluot J.L. Persian 1 von seinen Ursprüngen bis zu den Achameniden. München, Genf, Paris: Nadel Verlag, 1965.

262. Meyer F.S. Systematisch geordnetes Handbuch der Ornamentik.- Leipzig, 1889.

263. Persy Brown. Indian architecture (Buddist and Hindi Periods).- Bombay, 1959.

264. Pope A.Y. Surwey of Persian Art. From prehistoric times to the Present. Vol.6. -London-NY: 1938-39.

265. The Jenghiz Khan miniatures from the Court of Akbar the Great - London, 1963.

266. Zmigrodski M. Zur Geschichte der suastika. - Archiv fur Antropologie. Bd.XIX. Braunschweig, 1891-s. 173-184.

267. Dani A.H., Masson V.M. (Eds.) History of civilizations of Central Asia. Vol. 1, Paris, 1992.

268. Pope A.U. Persian Architecture. - London, 1965.

269. Wilber D. The architecture of Islamic Iran. The II Khanid Period. - Princeton, 1955.

270. Panofski Lrwin. History of the Theory of Human Proportions as a Reflection of the History of Stills (Meaning in the visual Arts). NY., 1955

271. Stern I I. Les mosaiques de la Grand Mosquee de Cordoue. - Berlin, 1976.

272. Golombek L. The Chronology of Turbat-I Shaikh Jam // «Iran». - Vol. IX. - 1971.

273. Godar A. Voutes Iraniennes. Athar-e Iran. -T. IV, fasc. II, Haarlem, 1949.

274. Hill D., Grabar O. Islamic Architecture and its Decoration. - London, 1964.

275. Pope A.U. and Ackerman Ph. Survey of Persian Ornament // SPA. - T. III. - 1939.

276. Ibn Arabshah. Tamerlan or Timur the Great Amir. - Transl. bu J.I I.Sanders. -London, 1936.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

АЛ СССР - Академия Архитектуры СССР, М. (сейчас Российская Академия архитектуры и строительных наук)

ЛМК - Академия материальной культуры, М.

АН СССР - Академия Наук СССР, М. (сейчас Российская АН)

АН Тадж.ССР - Академия Паук Таджикской ССР, Душанбе (сейчас АН Республики Таджикистан

АН Узб.ССР - Академия Наук Узбекской ССР, Ташкент (сейчас АН Республики Узбекистан)

ННИИТЛГ - Всесоюзный Научно-Исследовательский институт теории архитектуры и

градостроительства, М. (сейчас Российский НИИТАГ)

ГИКЗ - Гиссарский Историко-культурный заповедник, Гиссар

ГМИНВ - Государственный Музей истории народов Востока, М.

ГНИМА - Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.Щусева, М.

ИВЛ - Издательство восточной литературы, М.

ИИА Узб.ССР - Институт истории и археологии АН Узб.ССР, Ташкент (сейчас ИИА РУ) ИИАиЭ АН Тадж.ССР - Институт истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша АН Тадж.ССР, Душанбе (сейчас ИИАиЭ АН РТ)

КазГАСА - Казахская Государственная архитектурно-строительная академия, Алмагы КГ УСТА - Кыргыский Государственный Университет Строительства, Транспорта и Архитектуры, Бишкек

ЛГНИ - Ленинабадский Государственный педагогический институт имени С.М.Кирова, Ленинабад (сейчас Худжанский Государственный университет имени Б.Г.Гафурова, Худжанд)

ЛИСИ - Ленинградский инженерно-строительный институт, Л. (сейчас Санкт-Петербурская инженерно-строительная академия, Санкт-Петербург)

МАИКЦА ~ Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии, Париж МАрхИ - Московский Архитектурный институт, М. (сейчас Московская Архитектурная Академия)

МГУ - Московский Государственный Университет имени М.Ломоносова, М. РАИМК - Русская академия материальной культуры, М. 1'АО - Российское археологическое общество, М.

СЛГУ - Среднеазиатский Государственный университет, Ташкент (сейчас Ташкентский Госуниверситет)

СамГАСИ - Самаркандский Государственный архитектурно-строительный институт, Самарканд

СНРНМ - Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Министерства культуры Таджикистана, Душанбе

СТАКЭ - Северо-Таджикистанская археологическая комплексная экспедиция А11 Таджикистана, Душанбе

СТАЭ - Согдийско-Таджикская археологическая экспедиция, М.

ТаджикНИИПАГ - Таджикский Научно-исследовательский институт проблем архитектуры и градостроительства, Душанбе

ТаджикГУОП - Таджикское Главное управление по охране и реставрации памятников истории и культуры при Минкультуре Таджикистана, Душанбе (сейчас Управление по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Минкультуры РТ) ТаджикНИИНТИ - Таджикский Научно-исследовательский институт научно-технической информации, Душанбе (сейчас Национально-патентный центр) ТЛЮ - Термезская археологическая комплексная экспедиция, Ташкент

ТашЗНИИЭН - Ташкентский зональный Паучно-исслендовательский институт экспериментального проектирования, Ташкент (сейчас УзНИИЭГ!) ТАЭ - Таджикская археологическая экспедиция, М.

ТГУ - Таджикский Государственный университет имени В.И.Ленина, Душанбе (сейчас Таджикский Национальный Госуниверситет)

ТГТУ - Ташкентский Государственный технический университет имени А.Бируни, Ташкент ТОРГО - Туркестанское Отделение Русского географического общества, Ташкент ТПИ - Таджикский политехнический институт, Душанбе (сейчас Таджикский технический университет имени академика М.С.Осими)

ТФ АН СССР - Таджикский Филиал АН СССР, Душанбе (сейчас АН РТ)

ТТУ - Таджикский технический университет имени академика М.С.Осими, Душанбе

УФ АН СССР - Узбекский Филиал АН СССР, Ташкент (сейчас АН РУ)

ХАЭЭ - Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция, Ташкент

ЦГА Тадж. ССР - Центральный Государственный архив Тадж.ССР, Душанбе (сейчас ЦГА РТ)

ЦНИИПГрада - Центральный научно-исследовательский институт проектирования городов, М.

ЦНИИТИА - Центральный научно-исследовательский институт теории и истории

архитектуры, М. (сейчас РНИИПЛГ)

ЦНТИ - Центр научно-технической информации, Москва

ЮНЕСКО - Международная организация по делам культуры, науки и образования, Париж ЮТАКЭ - Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция, М.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ И ТРУДЫ НА УЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

АН - Архитектурное наследство, М.

ЛНУ - Архитектурное наследие Узбекистана, Ташкент

АО - Археологические открытия, М.

APT - Археологические работы в Таджикистане, Душанбе

АСУ - Архитектура и строительство Узбекистана, (до 1990 г.), Ташкент.

ИДИ - Вопросы древней истории, М.

НИЛ - Всеобщая история архитектуры, в 12-ти томах, М.

ИЗУ - Искусство зодчих Узбекистана, Ташкент

Изв. АН Тадж.ССР. ООН - Известия Академии наук Тадж.ССР. Отделение Общественных наук, Душанбе

Изв. АН Тадж.ССР. Серии: ВИФ - Известия АН Тадж.ССР. Серия: Востоковедение. История. Философия., Душанбе

ИРГО - Известия Русского географического общества, М. ИЛМК - Известия Академии материальной культуры, М. ИЛИ СССР - Известия АН СССР, М. ЖС - Жилищное строительство, М.

ЗВОРЛО - Записки Восточного отделения Русского археологического отделения, М.

КСИА - Краткие Сообщения Института Археологии АН СССР, М.

КСИИМК - Краткие Сообщения Института материальной культуры АН СССР, М.

КСИЭ - Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, М.

МИ - Молодой инженер, ТПИ, Душанбе

MKT - Материальная культура Таджикистана, Душанбе

МСТК - Материалы для статистики Туркестанского края, Ташкент

МИЛ СССР - Материалы и исследования по археологии СССР, М.

МИТТ - Материалы но истории туркмени и Туркмении, M.-JI., 1939

011У - Общественные науки в Узбекистане, Ташкент

НТКЛЛ - Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии, Ташкент

СЛ - Советская археология, М.

СКСО - Справочная книжка Самаркандской области, Самарканд СЭ - Советская этнография, М.

СЭС - Среднеазиатский этнографический сборник, М.

ТВ - Туркестанские ведомости, Ташкент

ТНЭ - Таджикская национальная энциклопедия, Душанбе

ТОВЭ - Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа, JI.

ТСЭ - Таджикская Советская энциклопедия, Душанбе

УзГУ - Узбекский Госудларственный университет им. А.Навои, Ташкент

SBE - The Sackred Books of the East. F.Muller.- Oxford.

ГЕОГРА ФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

ГБЛО - Горно-Бадахшанская автономная область Республики Таджикистан М. - Москва Л. - Ленинград

РТ - Республика Таджикистан (с 1991 г.) РУ - Республика Узбекистан (с 1991 г.) СПб-Санкт-Петербург ^ '

Рис. 1. Памятник Амиру Тимуру в г.Ташкенте

Рис. 2. Карта империи Амира Тимура в 14-15 вв.

Рис. 3. Медресе Улугбека - площадь Регистан в Самарканде (15 век).

Рис. 4 Изображение жар-птицы над воротами караван-сарая Надира Диванбеги (расположенном вгороде Бухаре) (15 век)

Рис. 5. Мечеть Амир Чахмок в г. Язде (Иран) периода Темуридов.

Рис. 6. Пятничная мечеть Соборная мечеть в г. Язде, Иран.

(VI

Рис. 7. Голубая мечеть в Тебризе - конец эпохи правления Темуридов

Рис. 8. Крепость Яздегарда, Сарпул-е Зихаб, провинция Кирманшаха, Парфянский период, Иран

9) Рельефное изображение парфянского периода, место находки: вход во дворец Хитра в Ираке, место хранения: США, Музей Метрополитена Нью Йорка.

Рис. 10. Архитектурный фасад гробницы Амира Тимура, Самарканд, Республика Узбекистан

Рис. 11. Погребальный комплекс Шахи Зинда

Рис. 12. Мавзолей Рухобод в г. Самарканде, Республика Узбекистан.

Рис. 13. Мечеть биби-ханым в г. Самарканде, Республика Узбекистан

((ек

Рис. 14. Дворец Ак-Сарая, Шахрисабз, Республики Узбекистан.

Рис. 15. Мавзолей Касым ибни Аббос (Шахи-Зинда) и семейство темуридов в Самарканде, Республика Узбекистан.

Рис. 16. Исламский орнамент при входе в мечеть Биби Ханум в г. Самарканде, Республика Узбекистан

17. Усыпальница Тимура и его потомков, великолепный внутренний орнамент. Город Самарканд

'Я'"""'-—Шс^Ш^ш-цЕа^ЬД-дЦ^дЛоЗаЦа^шаЦ^

Рис. 18. Изображение льва, солнца и газели над воротами медресе Шердар на площади Регистан в г. Самарканде.

M

■ ______

Рис. 20. Памятник Амир Темур с наружи Замок Оксарой. Республика Узбекистан, город Шахрисабз.

Фотография от автора.

Рис. 21. Соборная мечеть Кук-Гумбаз в Шахрисабзе, Республика Узбекистан.

Рис. 23. Орнаменты плиточной мозаики, пятничная мечеть в г. Герате, Афганистан.

Рис. 24. Виды с мавзолея Мазар-и-Ходжа Ахмада Ясави, конец XIV в, Туркестан, Казахстан.

Рис. 25 Мавзолей Манаса в Кыргызстане (XIV в.)

Рис. 26-27. Истаравшан. Медресе Абдулатифа Султана (Кук Гумбаз). Портал одноименной мечети и

вид с внешней стороны михраба мечети

Рис 28. Мавзолей Мир Сайд Али Хамадони рис. 29. Мавзолей Мухаммад Башоро

Республика Таджикистан

Рис. 30. Мавзолей-мечеть Бобо-Таго в Истаравшане, ХУ-ХУ! вв., Республика Таджикистан

рис. 31.Мавзолей Шейха Муслихиддин, г. Худжанд, Республика Таджикистан

РИС. 32. Мавзолея Мавлоно Обиддин Дангара, Республика Таджикистан

(V

Рис. 33. Изображение крылатого быка на глазурованных плитках, дворец Шуша,

Ахеменидскийпериод

Рис. 34. Башни Хиркана, 5 век хичры рис. 35. Кирпичное здание краван-сарая Рабата Шарафа, (Х1в. н.э.), Казвин, Иран Эпоха селджукидов(ХН в. н.э.), Сарахс, Иран

с *

♦ ф

4

ХЧ? г

//Лл 6

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.